Сочинение на тему многострадальная русь

5 вариантов

  1. Величайший памятник древнерусской литературы, «Слово о полку Игореве», был создан талантливым анонимным автором в конце ХII века, между 1185 и 1188 годами. «Слово…» дошло до нас в единственном позднем списке, который был обнаружен любителем древнерусской письменности Мусиным-Пушкиным в Ярославле в конце ХVIII века. Тогда же с него была сделана копия для императрицы Екатерины II. Во время пожара в Москве в 1812 году рукопись «Слова…» сгорела вместе со всей библиотекой Мусина-Пушкина.
    «Слово о полку Игореве» было создано под впечатлением неудачного похода новгород-северского князя Игоря Святославича, предпринятого им вместе с братом Всеволодом и племянником Святославом против половцев в 1185 году. В летописях рассказ ведется в строго хронологической последовательности. Князь Игорь не заботился о подготовке похода, не подумал о судьбе своей дружины. Когда он узнал, что половцы собрали против него большое войско, княжеская гордыня помешала ему принять разумное решение. Он заявляет: «Если мы возвратимся не бившись, то срам нам будет хуже смерти». Поняв, что половцы заманивают его дружину в ловушку, Игорь хотел отступить, но было уже поздно. Битва продолжалась весь день и всю ночь. Большая часть дружины Игоря погибла, только немногие воины вместе с князем были взяты в плен. Около года Игорь находился в плену. Половцы, по законам того времени, не очень притесняли его.
    Автор бессмертной поэмы стремился не только последовательно изложить события похода, но и понять, почему в двухвековой борьбе со степью прежде побеждала русская земля, а теперь побеждают «поганые». Поэт понимал, что причина неудач кроется в феодальной раздробленности Руси. Он стремится передать тревогу за судьбу родной земли. Для стиля поэмы характерна лирическая страстность, события описаны живым, образным языком. Строки поэмы захватывают читателя и сегодня.
    Поэт начинает свое произведение вступлением, в котором задается вопросом, как ему описать трудный поход Игоря: рассказывать ли, как в былинах, или петь подобно певцу Бояну. Древний певец и сочинитель Боян характеризуется в «Слове…» как «вещий, проницательный и мудрый». Раскрывая художественные приемы и восхваляя этого певца, автор, по сути, говорит об уже существовавшей в то время древней литературе, подготовившей появление «Слова…».
    После вступления автор описывает ужас, охвативший воинов, которые стали свидетелями солнечного затмения. Но грозное явление природы не охладило воинственный пыл князя. Несмотря на знамение, он решает идти в поход. Первая битва с половцами завершается победой русских, но впереди воинов ждет новый страшный бой. Природа полна зловещих предзнаменований: «синие молнии сверкают в черных тучах», «мутно текут реки», «гудит земля». Героизм русских воинов раскрывается в поэме в образе смелого Всеволода.
    Описывая кровавую битву, поэт вспоминает прошлые времена, когда дед Игоря первым начал сеять раздоры между князьями, ослабляя русскую землю и губя людей. Тем временем жестокая битва подходит к своему трагическому концу. Поэт объясняет поражение Игоря отсутствием согласия между русскими князьями. Автор «Слова…» – великий патриот, он скорбит о своей несчастной земле. Все осуждают самовольный поход Игоря. Князь не только потерпел поражение, но и сам превратился в пленника. Картиной уныния и печали заканчивается первая часть поэмы. Чувствуется огромная любовь автора к родине.
    Следующая часть поэмы начинается с описания вещего сна великого князя Святослава. По замыслу автора он является центральной фигурой, способной объединить всю русскую землю. Святослав пытается призвать князей к объединению. Далее в «Слове…» даются характеристики тех русских князей, которые должны были в первую очередь откликнуться на «золотое слово» Святослава и вступиться за землю русскую, за раны Игоревы. Но нет ответа от князей, нет среди них единомыслия. На этой скорбной ноте заканчивает автор вторую часть своей поэмы.
    Третья часть «Слова…» начинается с плача Ярославны, жены князя Игоря, замечательной русской женщины. С городской стены старого Путивля слышится ее голос. Обращается она не к людям, которые не в силах ей помочь, а к ветру, Днепру, солнцу. Ее слова наполнены тревогой и любовью. Ярославна заклинает силы природы помочь ее мужу и его дружине, вернуть их домой. Женщина думает не только о своем муже, она беспокоится обо всех защитниках русской земли. Плач Ярославны написан с такой глубиной и художественной выразительностью, что ему нет равных во всей мировой литературе. Достойно уважения то, что автор «Слова…» выдвигает на первый план женский образ. Ярославна символизирует собой саму жизнь. Природа, будто услышав призыв Ярославны, приходит на помощь Игорю во время его бегства из плена.
    Заключительные строки поэмы переходят в торжественный гимн в честь возвращения Игоря. Русская земля ликует, встречая своего князя. Автор осуждает Игоря за своенравный поступок, но в то же время отдает дань его мужеству, его любви к родине.
    Автор «Слова о полку Игореве» был не только великим поэтом, но и замечательным мыслителем своего времени. Свобода и счастье родины были для него высшим критерием, по которому он судил дела всех князей, упоминаемых в поэме. Автор «Слова…» выражал не княжескую, а народную точку зрения на междоусобные раздоры, а его поэма несла передовые идеи древнерусской литературы. Этот памятник свидетельствует о том, какой высоты достигло культурное развитие русского народа. Великая поэма до сих пор не теряет актуальности, в ней много поучительного для последующих поколений. Текст «Слова о полку Игореве» переводили величайшие русские ученые и поэты: Д. Лихачев, Н. Заболоцкий, Л. Н. Гумилев и другие.

  2. Сочинение
    Тема: «Святая Русь – великая Россия»
    Работу выполнила:
    Аулова Мария Владимировна, 10лет
    ученица 3 «А» класса
    МБОУ СОШ № 20   г. Белгорода
    Шершнёва, 26  тел.26-17-37
    Научный руководитель:
    Караваева Татьяна Вячеславовна,
    учитель начальных классов.
    Белгород,  2015
    Отечество моё! Россия!
    В тебе дух старины живёт.
    И не одна ещё стихия
    Не победила твой народ.
    Из тьмы веков ты восставала
    И становилась всё сильней.
    Святая Русь,- твоё начало
    И Преподобный Сергий  в ней.
    Отважные русские воины в веках прославили русский народ и своё государство: когда-то оно заключалось лишь в княжестве, но достигло мощи и силы развитой империи. У русского человека была уникальная сила, характеризовавшая его мощный внутренний духовный стержень – православная вера. Именно православие стало основой для объединения десятков сотен разрозненных славянских племен в единое государство и давало  духовную силу и опору для защиты нового государства. Русский солдат не представлял  себе армейской службы без благословения священника, каждый бой воины начинали и заканчивали с именем Божьим на устах, всецело уповая на Его помощь и поддержку.
    Жил 600 лет назад Московский князь Дмитрий Иванович. Напала на Русь несметная рать татаро-монгольских племён. Великий князь Московский послал гонцов в города и сёла собирать войско на защиту родной земли. Князья послушали Дмитрия и привели к нему свои дружины в Подмосковье. В беседах князь собрал военный совет и вместе с князьями и воеводами разработали план сражения. Жил в то время на Руси святой человек – Сергий Радонежский. Сергий благословил князя на бой и предсказал ему победу. Отпустил с князем двух монахов, Ослаба и Пересвета, чтобы они помогли князю сражаться и молиться за него. На берег реки Дон пришли русские войска и взяли икону Донской Божьей матери. Перед сражением был поединок богатырей. Оба воина героически сражались и оба погибли в неравном бою. С утра до вечера шла Куликовская битва. Наконец, русские стали побеждать и татары  побежали. Русские воины погнали врагов далеко со своей земли. С тех пор, как на реке Дон была одержана славная победа, все мы знаем князя как Дмитрия Донского.
    С тех самых времён и на белгородской земле осталась частичка православного чуда. В Преображенском кафедральном соборе Белгорода хранится икона, которой  более 500 лет, называется она «Никола ратный». По преданию она получила это имя ещё при Иване Грозном во время битвы с татарами под Казанью. Она также защитила жителей села Устинка (Шебекинского района) от нападения татаро-монгольских войск. Увидев неприятеля, насельники Николаевской пустыни, находившейся в селе, вышли навстречу ему с иконой святого Николая Чудотворца. Переправлявшиеся через реку татары вдруг остановились, начали тесниться и падать с плотины в воду.
    Во время войны 1812 года, говорят, этой иконой перед боем благословлял русских солдат фельдмаршал Кутузов.
    Поклоняясь этой святыне, вспоминаешь, что в 1904 году, после молебна в Свято-Троицком соборе к иконе прикладывался сам Император Николай второй.                                                                                                                                                                                                                                                                       В те далёкие времена нападали на землю русскую не только татаро-монголы. Пришли другие враги-шведы. Пришли они и говорят новгородскому князю Александру: «Мы пришли взять себе город, а ты и твои дети будут нашими слугами». Но Александр сказал новгородским жителям: «Шведы хотят нас завоевать, пойдем сражаться с ними. Правда, нас мало, а шведов много, но Бог поможет нам, не в силе Бог, а в правде. »  Бог помог, он добавил силы русским воинам, потому что  их дело – правое. Победа была одержана на реке Нева. Народ  увековечил имя князя, с тех пор он Александр Невский.
    Память о великих воинах до сих пор живёт в наших сердцах. В этом году страна отмечает 70-летие Победы русских людей в Великой Отечественной Войне над фашистской  Германией. Великие князья и полководцы вдохновляли наших воинов в Великой Отечественной Войне. Вошли в историю знаменитые слова Дмитрия Донского: «Лучше честная смерть, чем позорная жизнь»! В 1942 году был учреждён орден Александра Невского, которым награждали самых отважных и храбрых воинов Великой Отечественной Войны.
    Русский – значит патриот. Русский – значит любить свою Родину. Русский – значит православный. Русский солдат никогда не сдавался, всегда шел до конца. Даже умирая, русский солдат стоял за свое Отечество. С неугасимой верой в Бога, русский человек выдержал самые тяжелые испытания и сохранил православное государство. И вошедшие в историю подвиги, ёще и ёще раз подтверждают мужество и стойкость русского непобедимого народа.

  3. Поэма Гоголя «Мертвые души» была создана в середине 19 века. Все мы знаем, что этот период в истории Российской Империи ознаменовался окончанием эпохи крепостничества. Что ожидало дальше нашу страну в это время? На этот вопрос и постарался ответить в своей знаменитой поэме Николай Васильевич.
    Произведение можно воспринимать неоднозначно: на первый взгляд Русь постает перед нами в некотором карикатурном образе на ту действительность, которая была присуща в государственной жизни. Но на самом деле, автор изобразил полноту поэтической насыщенности жизни на Руси.

    Описание Живой руси в поэме

    Гоголь описывает Русь как многострадальное, бедное государство, которое истощили все ранее пережитые препятствия и собственный алчный народ. Однако гоголевская Русь полна сил и энергии, которые еще теплятся в ее душе, она бессмертная и полна могущества.
    С большим писательским мастерство в поэме изображен русский народ.
    Мы знакомимся с обездоленными крестьянами, бесправными людьми, великими тружениками, которые вынуждены терпеть гнет таких помещиков, как Манилов, Собакевич и Плюшкин. Приумножая богатство помещиков, они живут в нужде и бедноте. Крестьяне – безграмотные и забитые – однако никак не «мертвые».
    Обстоятельства заставили их приклонить свои головы, но не окончательно покориться. Гоголь описывает истинно русских людей – трудолюбивых, смелых, выносливых, которые долгие года, не смотря на утеснения, сохранили свою личность и продолжают лелеять жажду свободы. Русский народ в произведении является отображением своего государства. Он не мириться с рабским положением: некоторые крестьяне решаются на побеги от своих помещиков в Сибирскую глушь и на Поволжье.
    В десятой и одиннадцатой главе Гоголь поднимает тему крестьянского бунта – группа заговорщиков убила помещика Дробяжкина. Никто из мужиков на судебном заседании не выдал убийцу – это говорило в первую очередь о том, что народу было свойственно понятие чести и достоинства.
    Описание жизни крестьянства приносит нам понимание того, что Русь в поэме Гоголя – по-настоящему живая, полна внутренних сил! Писатель свято верит в то, что наступит момент когда святая и праведная Русь скинет из себя таких алчных гнилых личностей подобных Плюшкину, Собакевичу и другим, и засияет новыми огнями чести, справедливости и свободы.

    Отношение Гоголя к России

    В период создания поэмы “Мертвые души”, несмотря на отмену крепостного права, надежд на то, что Русь все же воскреснет в своем былом величии оставалось мало. Однако, огромный патриотизм, любовь к своему народу и непоколебимая вера в могущество Руси, позволили Гоголю реалистично описать ее великое будущее. В последних строках, Гоголь сравнивает Русь с трехглавой птицей, летящей навстречу своему счастью, которой уступают дороги все остальные народы и государства.
    Образ Руси и крестьян в поэме – это единственные «живые» персонажи, которые находясь в заточении «мертвых душ» все же смогли устоять и продолжить свою борьбу за существование и за свободу. Торжество свободной Руси автор планировал более подробно описать во втором томе своего произведения, которому , к сожалению, так и не судилось увидеть мир.

    Нужна помощь в учебе?

  4. Я бы в таком сочинении сделала основной акцент на вопросе раздробленности русского государства того времени. Мы видим по тексту Слова, что князь Святослав собирает общее ополчение русских войск, призывает под свои знамена своих собратьев князей, с тем что общими усилиями, общим войском обрушиться на половцев и разметать их, недостойных. Однако время для такого единства страну еще не настало. Главную роль играют местные князья, каждый в своем родном городе и каждый со своей надежной ратью, которая полна мужества и отваги, но по силе конечно же уступает объединенному войску. Это разобщение страны приводит к тому, что набеги кочевников не прекращаются и города горят, а вдовы оплакивают убитых воинов-мужей.
    Представляет интерес и вариант с двоеверием, которое еще сохранилось на Руси в то время. Со времени крещения прошло всего ничего времени и в Слове мы видим, что языческие верования все еще сильны в стране, что Ярославна уповает не на христианского бога, а на силу солнца и ветра, наделяя их божественными силами, а Игорь просит не выдать его побег не бога, а реку и камыши. Христианство вообще кажется не упоминается в слове и это говорит о многом. Не сразу Русь стала Святой, далеко не сразу.

  5. 5
    Текст добавил: Всему миру на диво

    “Кому на Руси жить хорошо” Н.А. Некрасов задумал как “народную книгу”. Он хотел включить в нее все сведения о народной жизни, накопленные “по словечку” в течение двадцати лет. Поэт мечтал, чтобы его книга дошла до крестьянства и была ему понятна.
    Поэма широко охватывает народную жизнь, поднимает самые главные вопросы своего времени, заключает в себе несчетные сокровища народной речи. Впервые в истории русской литературы была создана реалистическая поэма-эпопея — художественное произведение, в котором отражается целая эпоха в жизни страны и народа.
    Идейный замысел поэмы отвечает на вопрос: “Народ освобожден, но счастлив ли народ?” Проблема народного счастья — центральная, и решая ее, Некрасов ставил перед собой ряд сопутствующих проблем, разрешающих основную. Это оценка крепостного права как одной из важных причин физической и духовной нищеты народа; неоднородность крестьянской массы; раскрытие потенциальных положительных качеств народа — “золота, золота — сердца народного”; разоблачение привилегированных слоев населения, прежде всего дворянства; показ формирования рядового “народного заступника”; новое понимание счастья человека.
    Поэму по широте охвата действительности, прежде всего крестьянской жизни, можно назвать энциклопедией русской жизни. В центре некрасовской поэмы — собирательный образ русского крестьянства, образ кормильца и хранителя родной земли. Дворянин по рождению, разночинец по судьбе, демократ по убеждениям, Некрасов в своей поэме передал мысли и чувства наиболее сознательной части крестьянства. Поэт отражает крестьянские радости и горести, сомнения и надежды, крестьянскую жажду воли и счастья. Все важнейшие события жизни “пахаря” — рождение ребенка и крестины, свадьба, рекрутчина и похороны, труд на поле и работа “на стороне”, страда и ярмарка, пир и голод, порка и бунты — все вместилось в поэму.
    Рассказ о путешествии странников в поисках счастья позволил автору населить страницы поэмы бесчисленным множеством персонажей. На своем пути семеро мужиков встречают крестьян-пахарей, бывших дворовых, мастеровых, солдат, скоморохов, старообрядцев, мелких торговцев-коробейников, странников-богомольцев… и каждый из этих персонажей — живой человек, наделенный своеобразными, только ему присущими чертами.
    В центре внимания — крестьянская масса. Несмотря на тяжелую борьбу за существование и изнурительный труд, крестьяне хранят в душе стремление к красоте, в доступной форме тягу к искусству.
    В глазах автора богатырь и богатство — это не только физическое, но и духовное качество. Именно эта сторона жизни народа давала право автору сказать: “золото, золото — сердце народное”, а в целом народная масса, духовное ее начало оценивается как добрая почва:
    Такая почва добрая —
    Душа народа русского…
    О, сеятель, приди!
    Своеобразие некрасовской поэмы в том, что сеятель на ниве народной, изображенный в лице Гриши Добросклонова, появляется из самой гущи народа, что свидетельствовало о росте народного самосознания широких демократических слоев.
    В поэме крестьяне предстают способными и к коллективному, солидарному действию (сбор денег для Ермилы Гирина, расправа с Егоркой Шутовым). Они полны чувства собственного достоинства, презрения к господам. Однако в своем возмущении и протесте крестьяне часто непоследовательны. Савелий, богатырь русский, человек сильный и волевой, учит свою внучку:
    Терпи, многокручинная!
    Терпи, многострадальная!
    Нам правды не найти.
    Некрасовское художественное изображение крестьянства отличается объективностью, не позволяющей ни идеализировать крестьянство, ни очернять его.
    Афористическую форму оценка Некрасовым крестьянской Руси получила в строчках:
    Ты и убогая,
    Ты и обильная,
    Ты и могучая,
    Ты и бессильная,
    Матушка-Русь!
    Поэма Некрасова, по выражению одного из исследователей, является генеральным смотром крестьянской России. Народ выступает на страницах поэмы как в массовых сценах, так и в отдельных образах, которые представили довольно разнообразную по своему настроению и духовному состоянию крестьянскую массу.
    Среди крестьян можно выделить крестьян-протестантов, заявивших о своем несогласии с тем образом жизни, на который их обрекала судьба. Савелий воплощал судьбу русского мужика. Некрасов, подобно сказителям былин, использует гиперболу, чтобы подчеркнуть физическую и духовную силу героя. Уже само название — “Богатырь святорусский” — подчеркивает богатырскую мощь этого человека, который и после сибирской каторги не пал духом и с гордостью заявлял: “клейменый, да не раб”.
    Яким Нагой сохранил в себе и чувство социального достоинства, и способность разобраться как в собственном положении, так и в положении крестьянства, он знает, что “освобожденный” мужик бедствует не по своей воле. В этом же персонаже запечатлена неумирающая тяга к прекрасному. Замечательно, что народную крестьянскую суть Якима Нагого автор подчеркивает в портрете, основные тона и краски которого заимствованы из “палитры” земледельца.
    Агап Петров — единственный из крестьян, бывших крепостных князя Утятина, — не согласился играть комедию. Он по-новому заговорил с барином, его дерзкая речь знаменовала новый этап в сознании русского крестьянина.
    Ермил Гирин — единственный из претендентов на счастье из крестьянской массы, которого крестьяне не встретили, потому что тот, став на сторону восставших крестьян, оказался в тюрьме. В лице Ермила Некрасов показал грамотного, выдающегося по своим нравственным и организаторским способностям крестьянина. Вольный владелец мельницы, Гирин является тем счастливым крестьянином, которого искали странники, потому что у него есть “и спокойствие, и деньги, и почет”. Некрасов понимал, что крепостное право накладывало отпечаток на нравственный мир крестьян, среди которых появляются холопы по духу, такие, о которых в главе “Про холопа примерного — Якова верного” сказано:
    Люди холопского звания —
    Сущие псы иногда:
    Чем тяжелей наказания, —
    Тем им милей господа.
    Были и такие крестьяне, которые совершали самый страшный с точки зрения крестьян грех — предательство. Староста Глеб
    На десятки лет до недавних дней
    Восемь тысяч душ закрепил, злодей.
    Постоянное общение с господами наложило свой отпечаток на нравственный облик дворовых. Оторванные от крестьянского труда, они после реформы 1861 года очень часто оставались не у дел. Это была своеобразная драма людей, выброшенных из жизни. Некрасов сравнивает дворовых, заброшенных в барской усадьбе, с тараканами в нетопленой горнице. Сознание одного из таких дворовых еще в пору крепостного права передается небольшим монологом лакея князя Переметева, который свое счастье видит в том, что имеет возможность допивать из рюмок напитки иностранные и лизать барские тарелки. Автору очень хочется указать путь к счастью для всех людей. Пройдя дорогами деревенской Руси, семь мужиков-правдоискателей встретились со многими людьми, но убедились, что во всей России царят бедствие и страдание. Века крепостной жизни не прошли бесследно для крестьян. Многие из них, сломленные тяжелой жизнью, становятся слепыми исполнителями барской воли, но наряду с ними уже появляются, пусть немногие, но все же протестующие крестьяне.
    В эпилоге в образе Гриши Добросклонова Некрасов отразил появление новых сил, молодежи, которая мыслит по-новому. Гриша встал на путь сопротивления, он верит в лучшее будущее своей многострадальной родины. И автор не сомневается, что у его родного народа огромный потенциал. Он видит, что сознание крестьян, пусть медленно, пусть еще не повсеместно, меняется.
    Своей вершинной поэмой народный поэт Н. А. Некрасов, изобразив все стороны русской жизни, показал, что народ созрел для осознания необходимости другой жизни, что можно и нужно стремиться к счастью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *