Сочинение на тему мое любимое стихотворение блока незнакомка

11 вариантов

  1. Это стихотворение Александра Блока принадлежит к периоду написания «Страшного мира», когда главными в восприятии поэтом мира были ощущения тоски, отчаяния и неверия. Мрачные мотивы многих стихотворений данного периода выражали протест Блока против жестокости страшного мира, превращающего все самое высокое и ценное в предметы торга. Здесь царит не красота, а жестокость, ложь и страдание, и выхода из этого тупика нет. Лирический герой отдается отраве хмеля и буйного разгула.
    И каждый вечер друг единственный
    В моем стакане отражен
    И влагой терпкой и таинственной,
    Как я, смирен и оглушен.
    В этот период поэт порывает со своими друзья­ми-символистами. От него ушла его первая любовь — Любочка, внучка знаменитого химика Менделеева, ушла к его близкому другу — поэту Андрею Белому. Казалось, что Блок топит отчаяние в вине. Но, несмотря­ на это, главной темой стихов периода «Страшного мира» все же остается любовь. Но та, о ком поэт пишет свои великолепные стихи, уже не прежняя Прекрасная Дама, а роковая страсть, искусительница, разрушительница. Она мучит и сжигает поэта, а он не может вырваться из-под ее власти.
    Даже о пошлости и грубости страшного мира Блок пишет одухотворенно и красиво. Хотя он уже и не верит в любовь, не верит ни во что, но образ незнакомки в стихах этого периода все же остается прекрасным. Поэт ненавидел цинизм и пошлость, их нет в его стихах.
    «Незнакомка» — одно из самых характерных и красивых стихотворений этого периода. Блок описывает в нем реальный мир — грязную улицу со сточными канавами, проститутками, царство обмана и пошлости, где среди льющихся помоев прогуливаются «испытанные остряки» с дамами.
    По вечерам над ресторанами
    Горячий воздух дик и глух,
    И правит окриками пьяными
    Весенний и тлетворный дух.
    Лирический герой одинок в окружении пьяниц, он отвергает этот ужасающий его душу мир, похожий на балаган, в котором нет места ничему прекрасному и святому. Мир травит его, но среди этого хмельного угара появляется незнакомка, и ее образ будит светлые чувства, кажется, она верит в красоту. Образ ее удивительно романтичный и манящий, и видно, что жива еще в поэте вера в добро. Пошлость, грязь не могут запятнать образ незнакомки, отражающий мечты Блока о чистой, беззаветной любви. И хотя стихотворение и завершается словами «In vino veritas», но образ прекрасной незнакомки вселяет веру в светлое начало жизни.
    В стихотворении две части, а основным литературным приемом является антитеза, противопоставление. В первой части — грязь и пошлость окружающего мира, а во второй — прекрасная незнакомка; эта композиция позволяет донести главную идею Блока. Образ незнакомки преображает поэта, меняются его стихи и мысли. На место бытовой лексики первой части приходят одухотворенные, поражающие своей музыкальностью строки. Художественные формы подчинены содержанию стихотворения, позволяя глубже проникнуться им. Аллитерации в описании грязной улицы, нагромождения грубых согласных звуков сменяются далее ассонансами и аллитерациями сонорных звуков — [р], [л], [н]. Благодаря этому создается прекраснейшая мелодия звучащего стиха.
    Это стихотворение не оставляет равнодушным никого, его нельзя забыть, прочитав однажды, и прекрасный образ волнует нас. Эти стихи трогают до глубины души своей мелодичностью; они похожи на чистую, великолепную музыку, льющуюся из самого сердца. Ведь не может быть так, чтобы не было любви, не было красоты, если есть такие прекрасные стихи.

  2. В творческом арсенале А. Блока достаточно много известных стихотворных работ. Особой популярностью пользуется работа «Незнакомка», которая получила отметку «лучшего» романтического стихотворение.
    В 1906 году Блок публикует свое творение и ожидает литературной критики. Написанию данных стихотворных строк следуют достаточно печальные события, которые тронули сердце А. Блока за живое. Его любимая женщина, супруга, предала узы брака и увлеклась другим мужчиной. После такой вести, поэт находился в отчаяние. Он топил свои мысли в бесконечном потоке бокалов с вином. Просиживая с ночных заведеньях, он повстречал образ таинственной незнакомки, которая каждый вечер сидела за столиком у окна и о чем-то грустила.
    Женщина совершенно не соответствовала тому дешевому заведению, в котором находилась. Именно поэтому, Блок обратил на нее внимание, а также задумался и над своим пребыванием в дрянном и грязном кабаке.
    В стихотворение, читатель знакомится с явным противопоставлением грязи, алкогольного угара и божественным, чистым образом незнакомки. Автор просто восхищен ее силой воли, ведь она не топит свое горе в стакане с вином. Хрупкая женщина намного сильнее мужиков, которые просто погрузли от выпивки и дешевой жизни. Именно она встряхивает создание поэта и наталкивает на создание стихотворения «Незнакомка».
    В дальнейшем, эта работа стала переломной во всем творчестве автора. В строках стихотворения читатель видит явную антитезу темной и светлой стороны жизни. Блок понимает, что его судьба катится по наклонной. И он осознает, что даже в такой ситуации не стоит опускать руки, нужно выбираться из сложившегося положения.
    Стихотворение наполнено волнующими эмоциями. Незнакомка является неким лучиком света, который способен вытащить поэта на правильный светлый жизненный путь. Автор выбирает для себя иную дорогу. Он решает не опускаться до уровня пьющих алкоголиков, но, и не прощается с бокалом вина. По его мнению, в нем можно найти истину!
    Блок, в последних строках, говорит о том, что в его душе еще есть сокровища. Скорее всего – это чистота и верность чувствам любви, это умение прощать. И для того, чтобы осознать этот факт, автору все-таки пришлось опуститься на самое дно жизни.

  3. Стихотворение Блока “Незнакомка” было написано в годы расцвета его творчества. В это время он становится профессиональным литератором, его имя уже приобретает довольно широкую известность. Революция 1905 года произвела огромное впечатление на поэта, он начал жадно интересоваться общественно-политической жизнью России, что ярко отразилось в его творчестве, в том числе в стихотворении “Незнакомка”.
    Каждая строка этого произведения, которая описывает окружающую лирического героя обстановку,пропитана ощущением безысходности, затхлости, пошлости. Писатель создаёт яркую картину при помощи звукописи (“воздух дик и глух”, “детский плач”, “женский визг”), цветописи (“чуть золотится крендель булочной”, “над пылью переулочной”). Стихотворение Блока “Незнакомка” было написано в годы расцвета его творчества. В это время он становится профессиональным литератором, его имя уже приобретает довольно широкую известность. Революция 1905 года произвела огромное впечатление на поэта, он начал жадно интересоваться общественно-политической жизнью России, что ярко отразилось в его творчестве, в том числе в стихотворении “Незнакомка”.
    Каждая строка этого произведения, которая описывает окружающую лирического героя обстановку,пропитана ощущением безысходности, затхлости, пошлости. Писатель создаёт яркую картину при помощи звукописи (“воздух дик и глух”, “детский плач”, “женский визг”), цветописи (“чуть золотится крендель булочной”, “над пылью переулочной”). Ощущение диссонанса передаётся при помощи алитерации на сонорные и шипящие, на жужжащие и глухие звуки:
    По веЧеРаМ Над РестоРаНаМи
    ГоРяЧий воЗдуХ дик и гЛуХ
    И пРавит окРикаМи пьяНыМи
    ВесеННий и тЛетвоРНый дуХ.
    А из цветописи и в описании окружающей обстановки,и в траурном одеянии Незнакомки (которое как бы выражает её настроение, отношение к происходящему, которое будто является единственным связующим звеном между действительностью и вечностью, которую несёт её образ) можно наблюдать только оттенки серого, чёрного и жёлтого – как известно, в творчестве Блока эти цвета являются символами разложения, смерти. Картину завершают запахи, которые полностью можно представить после прочтения последней строки первого четверостишия – “Весенний и тлетворный дух”.
    Автор использует очень много оценочной лексики (“испытанные остряки”,”бессмысленно кривится диск”, “лакеи сонные торчат”), из чего можно сделать вывод, что окружающий мир мы видим глазами лирического героя (“пьяное чудовище”, которое по сути является поэтом). Самый главный приём, используемый в этом стихотворении – антитеза, противопоставление Незнакомки и субъективного взгляда поэта на действительность. Соответсвенно, стихотворение можно разделить на 3 логические части – описание окружающего мира (первые 6 строф), описание образа незнакомки (следующие 6 четверостиший) и размышления, выводы лирического героя (последняя строфа). Если обстановка вокруг лирического героя вызывает ощущение омерзения и разложения, излишней резкости, то облик Незнакомки, напротив, оставляет впечатление чистоты, мимолётности, прекрасного сна. При этом весь её образ окутан тайной (“смотрю за тёмную вуаль”, “в туманном движется окне”, “и веют древними поверьями её упругие шелка”). Заметим, что при описании Незнакомки отсутствует звукопись, мы будто бы чувствуем тихое, спокойное дуновение вечности (“перья страуса склонённые”,”веют древними поверьями её упругие шелка”). Запах затхлости сменился ароматом духов, из цветов в описании главным является синий, цвет глаз Незнакомки, который отражает всё очарование, всю глубину образа (“очи синие, бездонные цветут на дальнем берегу”).

    Похожие сочинения

    Печаль и радость в стихотворении

  4. Горячий воздух дик и глух…
    И каждый вечер друг единственный
    В моем стакане отражен…
    Вечер в ранней лирике А. Блока — время таинственное, время, когда душа трепещет в ожидании Прекрасной Дамы, время, когда Она появляется:
    Там сумерки невнятно трепетали,
    Таинственно сменяя день пустой.
    Кто, проходя, души моей скрижали
    Заполонил упорною мечтой?
    Так писал юный Блок, прошло всего несколько лет — и те же сумерки лишены таинственного ореола, слово «вечер» в строке стоит рядом со словом «рестораны», и трудно в этом пространстве представить себе Прекрасную Даму.
    Нет, дамы в стихотворении тоже есть, но отнюдь не прекрасные:
    Среди канав гуляют с дамами Испытанные остряки.
    Прекрасная Дама в первом томе появилась «из сумрака зари», шла «голубыми путями», сияя «лазурью золотою». Здесь и она предстает в окружении «презренной прозы».
    То же самое происходит с менее важными, но также концентрирующими в себе сущность блоковского мира мотивами. Слезы в ранней лирике, например, очистительные, возвышенные, преображающие душу. А в «Незнакомке»:
    Чуть золотится крендель булочной,
    И раздается детский плач.
    Плач — просто деталь унылого пейзажа, проза жизни. Точно также луна в первом томе — богиня Селена, покровительница колдунов, окно в потусторонний мир:
    Земля пустынна, ночь бледна,
    Недвижно лунное сиянье,
    В звездах — немая тишина —
    Обитель страха и молчанья.
    И вот в каком окружении появляется луна в «Незнакомке»:
    Над озером скрипят уключины,
    И раздается женский визг,
    А в небе ко всему приученный,
    Бессмысленно кривится диск.
    Что же происходит? Значит ли это, что А. Блок просто осмеивает в стихотворении «Незнакомка» все то, чем он жил предыдущие несколько лет? Так считали некоторые современники поэта и, наверное, не совсем безосновательно. Нет, конечно, не смех звучит в этом стихотворении, а трагическая ирония. Вечер, Прекрасная Дама, Луна — все это существует в ином, идеальном мире. Раньше поэт и жил в нем, полностью отвлекаясь от реальности, от «страшного мира». И мир идеальный, опрокинутый в эту повседневную,
    обыденную реальность, не может не исказиться. Боль этого искажения и переживается в стихотворении.
    Но надо что-то делать с этой болью — и появляется Незнакомка. Кто она? На первый взгляд, сфера ее существования — «страшный мир», обыденность:
    И медленно пройдя меж пьяными,
    Всегда без спутников, одна…
    Но чем более вглядывается в нее поэт, тем неосязаемее, бесплотнее этот мир становится. В конце концов возникает сомнение: а действительно ли поэт видит Незнакомку? Может быть, он видит что-то другое?
    И странной близостью закованный,
    Смотрю за темную вуаль,
    И вижу берег очарованный
    И очарованную даль.
    Глухие тайны мне поручены,
    Мне чье-то солнце вручено…
    А куда, собственно, подевалась девушка? Она полностью перешла во внутреннюю реальность поэта («И перья страуса склоненные в моем качаются мозгу»). В этой внутренней реальности она преобразилась до неузнаваемости, также, как и весь «страшный мир». И такая способность преобразования, творческой перестройки реальности — действительно «сокровище», дар, жизненно необходимый для поэта. Но она же — и проблема. Не зря в финальном четверостишии рифмуются, то есть приравниваются друг к другу, слова «сокровище» и «чудовище». Творческое преобразующее видение действительно может превратить чудовище в сокровище, или, как пишет А. Блок в одном из своих прозаических эссе, «увидеть дантову Беатриче в сологубовской Недотыкомке».
    Блоковское стихотворение представляет собой именно постановку данной проблемы. В нем зреет решение прямо и честно смотреть в глаза «страшному миру».
    Александр Блок, который в ранних стихах предстает как яркий и талантливый поэт-символист, быстро преодолевает ограниченность туманного и зыбкого видения мира, характерного для большинства представителей этого течения. Поиски мистических тайн в высшем мире сменяются острым чувством реальности, пониманием того, что, как говорил Достоевский, нет ничего более фантастического и странного, чем действительность. Блок — неоромантик и символист — проводит резкую черту, раскалывающую мир, но и объединяющую две его стороны, пошлую и горькую рутину и высокий, запредельный смысл, скрытую от беглого взгляда цель существования людей. Вершиной романтического двоемирия и открытия мистической стороны повседневности стало написанное в 1906 году стихотворение «Незнакомка».
    Тщательный отбор поэтических средств, точность слов, скупые и многозначительные детали, которыми поэт рисует облик двух миров, дают поразительный эффект. С одной стороны, в описании легко угадывается праздный Петербург, не парадный, не официальный, а Петербург бессмысленного тяжелого веселья, требующего искусственного возбуждения. Недаром стихотворение начинается с упоминания ресторанов, над которыми струится «дикий и глухой» воздух, горячий от пьяного дыхания и влажного лета петербургских дачных окраин. Природа, которую тонко чувствует и понимает Блок, опошлена и снижена присутствием тупых, грубых людей. Нужно помнить, каким идеалом и восторгом был для Блока образ Женщины, чтобы оценить страшную картину:
    Над озером скрипят уключины
    И раздается женский визг…
    Вместо музыки — скрипучие звуки, вместо мелодии женского голоса — визг. И природа безразлична и так же лишена тайны и прелести:
    А в небе, ко всему приученный,
    Бессмысленно кривится диск.
    Луна не названа, вместо нее плоский диск, не плывущий в благоуханной синеве, а грубо нарисованный на картонном небе, похожий на вывеску кабака. Эти строки Блока перекликаются с ироничной бравадой Онегина:
    …эта глупая луна
    На этом глупом небосклоне.
    То, что для Пушкина было только позой молодого скептика, для Блока стало страшной правдой.
    Описание продолжается, резкие, хлесткие эпитеты рисуют убийственную картину жизни, которую большинство считает нормой. «Скука загородных дач», «детский плач» — единственная нежная нота в начале стихотворения — «сонные лакеи», у пьяниц не просто красные глаза, а «глаза кроликов» — не только цвет, но и состояние, и оценка. «Истина в вине»— кричат на латыни пьяные, опустившиеся люди. То, что когда-то было
    культурой, открытием, радостным протестом против пуританства и ханжества, превратилось в штамп, стало расхожим, затертым выражением.
    Стихи движутся по расширяющейся спирали, нарастает тревожное ожидание, избыток тяжелых и страшных деталей должен во что-то вылиться. Повтор начальных строк «и каждый вечер…» готовит читателя к какому-то событию. И вот, наконец:
    И каждый вечер, в час назначенный
    (Иль это только снится мне?)
    Девичий стан, шелками схваченный,
    В туманном движется окне.
    Каждый вечер, когда уже невозможно ни вынести реальность, ни забыться, повторяется странное видение. Туманное окно заставляет восприятие двоиться: то ли правда, то ли сон.
    И, медленно пройдя меж пьяными,
    Всегда без спутников, одна,
    Дыша духами и туманами,
    Она садится у окна…
    Тонкий аромат духов контрастирует с тяжелым духом кабака, незнакомка «дышит туманами», которые напоминают и о туманном, неземном счастье, и о туманах свежего поля, о колдовских зельях и русалках:
    И веют древними поверьями
    Ее упругие шелка,
    И шляпа с траурными перьями,
    И в кольцах узкая рука…
    Перья не черные, они траурные, опять двойственное восприятие. В реальности может быть обычный траур по кому-то, в поэтическом видении — это траур по всей неудавшейся, нереализованной жизни.
    Марина Цветаева, глубоко понимавшая творчество Блока, заметила, что, ни разу не сказав прямо, Блок всей суммой деталей дает образ… продажной женщины. Но сила лирического чувства поэта заставляет забыть об этом и увидеть лишь трагический символ попранной, ненужной, одинокой и прекрасной Женственности:
    И, странной близостью закованный,
    Смотрю за темную вуаль
    И вижу берег очарованный
    И очарованную даль…
    За вуалью опять не конкретное лицо с определенными и, может быть, вполне заурядными чертами, а другой мир, тот, в котором нужны поэты, в котором есть любовь и свет. Этот мир по-новому опьяняет Блока, тем «новым вином» знания, о котором говорится в Новом Завете:
    Глухие тайны мне поручены,
    Мне чье-то солнце вручено!
    И все души моей излучины
    Пронзило терпкое вино…
    Чувство счастливого избранничества приводит поэта к мысли, что единственное сокровище спрятано в душе, и только обладатель может воспользоваться им или навсегда скрыть от посторонних глаз:
    В моей душе лежит сокровище,
    И ключ поручен только мне!
    Счета с «миром газет», миром пошлости сведены. Истина в вине, но вино поэзии никогда не освежит душу «пьяного чудовища». Два мира пересекаются, сталкиваются, но не сливаются. Нужно быть поэтом, даже если ты не написал ни одной строчки, чтобы увидеть подлинную реальность, облагораживающую любую жизнь и наполняющую ее смыслом.

  5. Это стихотворение Александра Блока принадлежит к периоду написания “Страшного мира”, когда главными в восприятии поэтом мира были ощущения тоски, отчаяния и неверия. Мрачные мотивы многих стихотворений данного периода выражали протест Блока против жестокости страшного мира, превращающего все самое высокое и ценное в предметы торга. Здесь царит не красота, а жестокость, ложь и страдание, и выхода из этого тупика нет. Лирический герой отдается отраве хмеля и буйного разгула
    И каждый вечер друг единственный
    В моем стакане отражен
    И влагой терпкой и таинственной,
    Как я, смирен и оглушен.
    В этот период поэт порывает со своими друзьями-символистами. От него ушла его первая любовь — Любочка, внучка знаменитого химика Менделеева, ушла к его близкому другу — поэту Андрею Белому. Казалось, что Блок топит отчаяние в вине. Но, несмотря на это, главной темой стихов периода “Страшного мира” все же остается любовь. Но та, о ком поэт пишет свои великолепные стихи, уже не прежняя Прекрасная Дама, а роковая страсть, искусительница, разрушительница. Она мучит и сжигает поэта, а он не может вырваться из-под ее власти.
    Даже о пошлости и грубости страшного мира Блок пишет одухотворенно и красиво. Хотя он уже и не верит в любовь, не верит ни во что, но образ незнакомки в стихах этого периода все же остается прекрасным. Поэт ненавидел цинизм и пошлость, их нет в его стихах.
    “Незнакомка” — одно из самых характерных и красивых стихотворений этого периода. Блок описывает в нем реальный мир — грязную улицу со сточными канавами, проститутками, царство обмана и пошлости, где среди льющихся помоев прогуливаются “испытанные остряки” с дамами.
    По вечерам над ресторанами
    Горячий воздух дик и глух,
    И правит окриками пьяными
    Весенний и тлетворный дух.
    Лирический герой одинок в окружении пьяниц, он отвергает этот ужасающий его душу мир, похожий на балаган, в котором нет места ничему прекрасному и святому. Мир травит его, но среди этого хмельного угара появляется незнакомка, и ее образ будит светлые чувства, кажется, она верит в красоту. Образ ее удивительно романтичный и манящий, и видно, что жива еще в поэте вера в добро. Пошлость, грязь не могут запятнать образ незнакомки, отражающий мечты Блока о чистой, беззаветной любви. И хотя стихотворение и завершается словами “In vino veritas”, но образ прекрасной незнакомки вселяет веру в светлое начало жизни.
    В стихотворении две части, а основным литературным приемом является антитеза, противопоставление. В первой части — грязь и пошлость окружающего мира, а во второй — прекрасная незнакомка; эта композиция позволяет донести главную идею Блока. Образ незнакомки преображает поэта, меняются его стихи и мысли. На место бытовой лексики первой части приходят одухотворенные, поражающие своей музыкальностью строки. Художественные формы подчинены содержанию стихотворения, позволяя глубже проникнуться им. Аллитерации в описании грязной улицы, нагромождения грубых согласных звуков сменяются далее ассонансами и аллитерациями сонорных звуков — [р], [л], [н]. Благодаря этому создается прекраснейшая мелодия звучащего стиха.
    Это стихотворение не оставляет равнодушным никого, его нельзя забыть, прочитав однажды, и прекрасный образ волнует нас. Эти стихи трогают до глубины души своей мелодичностью; они похожи на чистую, великолепную музыку, льющуюся из самого сердца. Ведь не может быть так, чтобы не было любви, не было красоты, если есть такие прекрасные стихи.

  6. Но здесь звук «а» инструментован шипящими «ж», «ч», «ш» («каждый вечер», «час», «назначенный», «девичий», «шелками», «схваченный», «движется») — и эти обертоны сопровождают мелодию шорохами и шелестами призрачных шелков. И самая магическая строка:
    И веют древними поверьями
    Ее упругие шелка,
    И шляпа с траурными перьями,
    И в кольцах узкая рука.
    Здесь снова рокочет труба «р» «древними», «поверьями», «упругие», «призрачные», «перьями», «рука», а высокое «а» резко падает в глухое «у» («упругие шелка» — «узкая рука»).
    Единство поэтического мира Блока основано на противо­поставление далекого и близкого. Вот так, из далекого иного мира является Незнакомка. К.И. Чуковский писал о поэте: «…Блок во всех своих твореньях… опять и опять преобража­ет житейское в Иное. Он не только говорил о преображении мира, но преображал его творчески».
    Таинственное видение включено в пошлую раму сестро-рецкого пейзажа: переулочная пыль, крендель булочной, остряки в котелках, сонные лакеи, пьяницы с глазами кро­ликов. И в весеннем тлетворном духе, среди детского плача и женского визга, живет и торжествует только она, одна она:
    И вижу берег очарованный
    И очарованную даль.
    Даль была очарованной, потому что вблизи были баналь­ные и пошлые рабочие люди, крестьяне, проститутки. Блок утверждал, что красивое в мире — только блестящий покров. Он раскинут над чем-то иным. «Сквозь все слова о красивом,
    о добром, о правдивом, — писал А. Блок, — можно расслы­шать иные слова, по отношению к которым вся россыпь внешних слов окажется лишь покровом…»
    11 ноября 1906 года Блок закончил свою третью лириче­скую драму «Незнакомка». Первоначально она была оза­главлена «Три видения». Поэт читал ее нескольким друзьям. 19 ноября он сообщает матери: «Третьего дня понравилась «Незнакомка» Тане (Татьяна Николаевна Гиппиус), Жене (Е.П. Иванов), Кузнецову и Чулкову».
    Во втором издании «Нечаянной Радости» к стихотворению «Незнакомка» сделано следующее примечание: «Развитие темы этого и смежных стихотворений в лирической драме того же имени». В сборнике «Нечаянная Радость» можно вы­делить цикл из пяти стихотворений, посвященных теме «Не­знакомка». Они построены на раскрытии метафоры: Незна­комка — падучая звезда. В знаменитых строфах «По вечерам над ресторанами» это таинственное событие подготовляется. Встретив неизвестную женщину в ресторане, поэт взволнован загадочностью и знакомостью ее странного образа («И стран­ной близостью закованный»). Он смутно, как во сне («Иль это только снится мне?»), вспоминает другую реальность, другой очарованный мир… «Чье-то солнцё> ему вручено, «глухие тай­ны» ему поручены; пространство разорвано: вот уже исчезли стены ресторана, и ее синие очи цветут на дальнем берегу. В следующем стихотворении тема ресторанной встречи варьи­руется: образ Незнакомки становится отчетливее:
    Она бесстыдно упоительна
    И унизительно горда.
    В суете, среди толстых пивных кружек:
    Сквозит вуаль, покрытый мушками,
    Глаза и мелкие черты.
    Впервые вводится уподобление ее — звезде.
    Чего же жду я, очарованный
    Моей счастливою звездой,
    И оглушенный и взволнованный
    Вином, зарею и тобой?
    В неземной музыке, несущей ее на своей волне, окружаю­щая пошлость приобретает таинственную глубину. Потря­сенный, разорванный между двумя мирами, поэт вопрошает Незнакомку:
    Средь этой пошлости таинственной
    Скажи, что делать мне с тобой —
    Недостижимой и единственной,.
    Как вечер дымно-голубой?
    В трех смежных стихотворениях метафора: женщина-звезда выходит из тумана сравнений, сходства, уподоблений и поднимается до победного тождества. Незнакомка — не есть женщина, похожая на звезду: она — звезда. Это — ее прошлое: она сверкала в небе и упала на землю огненной ко­метой. И в этом ее «глухая тайна», отгаданная ясновидцем-поэтом.
    В стихотворении «Там в ночной завывающей стуже» он видит ее лицо «в поле звезд». Во вьюжных трелях, под бубен метели она летит кометой, «звезды светлые шлейфом вла­ча». И стихотворение заканчивается:
    И над мигом свивая покровы,
    Вся окутана звездами вьюг,
    Уплываешь ты в сумрак снеговый,
    Мой от века загаданный друг.
    Эмпирический образ ее (женщина в ресторане) утонул в раскрывшейся звездной бездне; длинный шлейф черного платья — хвост кометы, окутанный звездами.
    Еще торжественней, еще великолепней раскрывается ее небесное происхождение в следующей сцене:
    Шлейф, забрызганный звездами,
    Синий,синий,синий взор.
    Меж землей и небесами
    Вихрем поднятый костер.
    Жизнь и смерть в круженьи вечном
    Ты — путям открыта млечным,
    Скрыта в тучах грозовых.
    Своей рукой, «узкой, белой, странной» (сравните: «Ив кольцах узкая рука»), она дает ему факел-кубок; он расплес­нется по небу Млечным Путем, и — тогда она взойдет над пустыней «щлейф кометы развернуть». Реализация метафо­ры (Женщина — звезда) не есть поглощение одного элемента другим. Незнакомка — одновременно и одинаково реально и женщина на земле, и звезда в небе. В этом тождестве противо­речий — чудо поэзии, вершина романтического искусства… Комета, плывущая Млечным Путем, скрытая в грозовых ту­чах, сияет «синим, синим, синим взором», протягивает уз­кую белую руку, влачит забрызганный звездами шлейф.
    В последнем стихотворении цикла космическая природа Незнакомки показана в мифе о падении прекрасной звезды. Цикл поэтического творчества завершен: преображение мира проходит три священные ступени: уподобление, мета­фору и миф.
    Поэт обращается к женщине, случайно встреченной на улице:
    Поверь, мы оба небо знали:
    Звездой кровавой ты текла.
    Я измерял твой путь’в печали,
    Когда ты падать начала.
    Мы знали знаньем несказанным
    Одну и ту же высоту
    И вместе пали за туманом,
    Чертя уклонную черту.
    Но и теперь, «в неосвещенных воротах», взор ее столь же светел, как был когда-то «в туманных высотах»; и так же проходит он по темной улице.
    И то же небо за тобою,
    И шлейф влачишь, как та звезда!
    Серебряный, узкий ее пояс —

  7. 7
    Текст добавил: Писающий мальчик

    Стихотворение «Незнакомка» было написано в Озёрках 24 апреля 1906 года. Оно принадлежит к циклу «Город». В этот период творчество Блока вышло на новый этап. Перемена в миропонимании поэта привела его к типичной для романтизма теме двоемирия, которую до Блока активно разрабатывал Жуковский. В соответствии с постулатами двоемирия ткань обыденной жизни прозрачна и сквозь нее все равно прорывается иной мир, мир гармонии и красоты.
    Образ Прекрасной Дамы в новом периоде творчества претерпевает серьезные изменения: теперь возлюбленная приобретает реальные черты. Этот образ является центральным в стихотворении «Незнакомка».
    Речь в произведении идет о вечере в ресторане, где завсегдатай встречает незнакомую девушку. Идея произведения – встреча со своей возлюбленной, которая предстаёт перед лирическим героем в новом обличье. С помощью вина он пытается примириться с действительностью. Мир не устраивает его, он разочаровался в своих мечтах и потерял смысл жизни.
    Стихотворение делится на две части. В первой части рисуется картина мещанского, пошлого быта. Блок достигает высочайшей реалистичности за счёт использования художественных средств: «горячий воздух дик и глух», «окрики пьяные», «весенний и тлетворный дух», «скука загородных дач», «заламывая котелки», «скрипят уключины», «раздается женский визг». Основной прием, который поэт использует при описании дачного общества, – это звукопись. В той же, первой части «Незнакомки», перед лирическим героем впервые предстает Она. Являясь частью того же мещанского мира, она носит и все его приметы. Мы догадываемся, что незнакомка – девушка легкого поведения («ее упругие шелка», «шляпа с траурными перьями», «в кольцах узкая рука»). Кроме того, она появляется в ресторане каждый день в определенный час, всегда одна, спокойно чувствуя себя среди нетрезвых мужчин.
    Во второй части стихотворения в этом дешевом образе герой внезапно начинает различать черты Прекрасной дамы:
    И странной близостью закованный,
    Смотрю за темную вуаль,
    И вижу берег очарованный
    И очарованную даль.
    Вечная Женственность взглянула на него из-под этой темной вуали:
    …И очи синие бездонные
    Цветут на дальнем берегу.
    Незнакомка как образ несет в себе черты традиционной для Блока Прекрасной Дамы, некоего сказочного существа («древние поверья», «очарованная даль», «дыша духами и туманами») и черты реальной женщины («кольца», «шляпа с перьями», «шелка»).
    В статье «О современном состоянии русского символизма» (1910 г.) Блок так писал о созданном им образе: «Незнакомка. Это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона; но всякий делает то, что ему назначено».
    Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с пиррихиями. Рифма перекрестная, богатая («уключины» – «приученный», «поверьями» – «перьями»), с чередованием мужских и женских клаузул.
    В стихотворении сталкиваются элементы высокой и низкой лексики: «стан», «очи», «заламывая котелки» (устаревшее выражение), «кривится», «торчат», «чудовище», «влага». Для характеристики образов используются контекстуальные антонимы: «женский визг» – «детский плач», «очарованный берег» – «очарованная даль».
    Излюбленное художественное средство Блока – метафора – используется в стихотворении чаще других выразительных средств: «воздух глух», «заламывая котелки», «кривится диск», «шелками схваченный», «дыша духами и туманами», «близостью закованный», «души излучины», «чудовище». В стихотворении есть и олицетворения: («…правит…тлетворный дух», «ко всему приученный…диск», «веют её шелка», «очи цветут»), сравнения («пьяницы с глазами кроликов»), эпитеты («тлетворный дух», «таинственная влага», «очарованная даль»).
    В «Незнакомке» Блок попытался создать невиданный образ женщины, которая принадлежит не только этому миру, но и какому-то другому, потустороннему. И пусть этот персонаж – не врубелевский Демон, но

  8. Когда вспоминается поэзия А. Блока, первое, что обычно приходит в голову, — стихотворение «Незнакомка». Конечно, это одно из самых сильных и самых завершенных стихотворений поэта. Но дело не только в этом.
    В «Незнакомке» звучит целый ряд мотивов, характерных для поэзии раннего А. Блока, но звучат они как-то необычно. Например, подчеркивается время действия — вечер:
    По вечерам над ресторанами
    Горячий воздух дик и глух…
    И каждый вечер друг единственный
    В моем стакане отражен…
    Вечер в ранней лирике А. Блока — время таинственное, время, когда душа трепещет в ожидании Прекрасной Дамы, время, когда Она появляется:
    Там сумерки невнятно трепетали,
    Таинственно сменяя день пустой.
    Кто, проходя, души моей скрижали
    Заполонил упорною мечтой?
    Так писал юный Блок, прошло всего несколько лет — и те же сумерки лишены таинственного ореола, слово «вечер» в строке стоит рядом со словом «рестораны», и трудно в этом пространстве представить себе Прекрасную Даму.
    Нет, дамы в стихотворении тоже есть, но отнюдь не прекрасные:
    Среди канав гуляют с дамами Испытанные остряки.
    Прекрасная Дама в первом томе появилась «из сумрака зари», шла «голубыми путями», сияя «лазурью золотою». Здесь и она предстает в окружении «презренной прозы».
    То же самое происходит с менее важными, но также концентрирующими в себе сущность блоковского мира мотивами. Слезы в ранней лирике, например, очистительные, возвышенные, преображающие душу. А в «Незнакомке»:
    Чуть золотится крендель булочной,
    И раздается детский плач.
    Плач — просто деталь унылого пейзажа, проза жизни. Точно также луна в первом томе — богиня Селена, покровительница колдунов, окно в потусторонний мир:
    Земля пустынна, ночь бледна,
    Недвижно лунное сиянье,
    В звездах — немая тишина —
    Обитель страха и молчанья.
    И вот в каком окружении появляется луна в «Незнакомке»:
    Над озером скрипят уключины,
    И раздается женский визг,
    А в небе ко всему приученный,
    Бессмысленно кривится диск.
    Что же происходит? Значит ли это, что А. Блок просто осмеивает в стихотворении «Незнакомка» все то, чем он жил предыдущие несколько лет? Так считали некоторые современники поэта и, наверное, не совсем безосновательно. Нет, конечно, не смех звучит в этом стихотворении, а трагическая ирония. Вечер, Прекрасная Дама, Луна — все это существует в ином, идеальном мире. Раньше поэт и жил в нем, полностью отвлекаясь от реальности, от «страшного мира». И мир идеальный, опрокинутый в эту повседневную,
    обыденную реальность, не может не исказиться. Боль этого искажения и переживается в стихотворении.
    Но надо что-то делать с этой болью — и появляется Незнакомка. Кто она? На первый взгляд, сфера ее существования — «страшный мир», обыденность:
    И медленно пройдя меж пьяными,
    Всегда без спутников, одна…
    Но чем более вглядывается в нее поэт, тем неосязаемее, бесплотнее этот мир становится. В конце концов возникает сомнение: а действительно ли поэт видит Незнакомку? Может быть, он видит что-то другое?
    И странной близостью закованный,
    Смотрю за темную вуаль,
    И вижу берег очарованный
    И очарованную даль.
    Глухие тайны мне поручены,
    Мне чье-то солнце вручено…
    А куда, собственно, подевалась девушка? Она полностью перешла во внутреннюю реальность поэта («И перья страуса склоненные в моем качаются мозгу»). В этой внутренней реальности она преобразилась до неузнаваемости, также, как и весь «страшный мир». И такая способность преобразования, творческой перестройки реальности — действительно «сокровище», дар, жизненно необходимый для поэта. Но она же — и проблема. Не зря в финальном четверостишии рифмуются, то есть приравниваются друг к другу, слова «сокровище» и «чудовище». Творческое преобразующее видение действительно может превратить чудовище в сокровище, или, как пишет А. Блок в одном из своих прозаических эссе, «увидеть дантову Беатриче в сологубовской Недотыкомке».
    Блоковское стихотворение представляет собой именн

    Похожие сочинения

    Анализ стихотворения “Незнакомка” А.А. Блока

  9. И влагой терпкой и таинственной,
    Как я, смирен и оглушен.
    В этот период поэт порывает со своими друзьями-символистами. От него ушла его первая любовь — Любочка, внучка знаменитого химика Менделеева, ушла к его близкому другу — поэту Андрею Белому. Казалось, что Блок топит отчаяние в вине. Но, несмотря на это, главной темой стихов периода “Страшного мира” все же остается любовь. Но та, о ком поэт пишет свои великолепные стихи, уже не прежняя Прекрасная Дама, а роковая страсть, искусительница, разрушительница. Она мучит и сжигает поэта, а он не может вырваться из-под ее власти.
    Даже о пошлости и грубости страшного мира Блок пишет одухотворенно и красиво. Хотя он уже и не верит в любовь, не верит ни во что, но образ незнакомки в стихах этого периода все же остается прекрасным. Поэт ненавидел цинизм и пошлость, их нет в его стихах.
    “Незнакомка” — одно из самых характерных и красивых стихотворений этого периода. Блок описывает в нем реальный мир — грязную улицу со сточными канавами, проститутками, царство обмана и пошлости, где среди льющихся помоев прогуливаются “испытанные остряки” с дамами.
    По вечерам над ресторанами
    Горячий воздух дик и глух,
    И правит окриками пьяными
    Весенний и тлетворный дух.
    Лирический герой одинок в окружении пьяниц, он отвергает этот ужасающий его душу мир, похожий на балаган, в котором нет места ничему прекрасному и святому. Мир травит его, но среди этого хмельного угара появляется незнакомка, и ее образ будит светлые чувства, кажется, она верит в красоту. Образ ее удивительно романтичный и манящий, и видно, что жива еще в поэте вера в добро. Пошлость, грязь не могут запятнать образ незнакомки, отражающий мечты Блока о чистой, беззаветной любви. И хотя стихотворение и завершается словами “In vino veritas”, но образ прекрасной незнакомки вселяет веру в светлое начало жизни.
    В стихотворении две части, а основным литературным приемом является антитеза, противопоставление. В первой части — грязь и пошлость окружающего мира, а во второй — прекрасная незнакомка; эта композиция позволяет донести главную идею Блока. Образ незнакомки преображает поэта, меняются его стихи и мысли. На место бытовой лексики первой части приходят одухотворенные, поражающие своей музыкальностью строки. Художественные формы подчинены содержанию стихотворения, позволяя глубже проникнуться им. Аллитерации в описании грязной улицы, нагромождения грубых согласных звуков сменяются далее ассонансами и аллитерациями сонорных звуков — [р], [л], [н]. Благодаря этому создается прекраснейшая мелодия звучащего стиха.
    Это стихотворение не оставляет равнодушным никого, его нельзя забыть, прочитав однажды, и прекрасный образ волнует нас. Эти стихи трогают до глубины души своей мелодичностью; они похожи на чистую, великолепную музыку, льющуюся из самого сердца. Ведь не может быть так, чтобы не было любви, не было красоты, если есть такие прекрасные стихи.

  10. Александр Александрович Блок прожил короткую, но яркую жизнь. Как гениальный поэт и мыслитель Блок выражал настроения и взгляды очень многих интеллигентных людей той эпохи и был кумиром современников.
    Блок хотел, чтобы все его творчество рассматривалось как единый роман в стихах. Он разделил свою поэзию на три тома, каждый из них выстроил как эстетическое и идейное единство. Том слагается из разделов, каждый из которых тоже художественно замкнут и закончен. Разделы могут слагаться из циклов, которые объединяют несколько стихотворений и сами читаются как единый текст. Стихотворение «Незнакомка» принадлежит к периоду написания «Страшного мира», когда главными в восприятии поэтом мира были ощущения тоски, отчаяния и неверия. Мрачные мотивы многих стихотворений данного периода выражали протест Блока против жестокости страшного мира, превращающего все самое высокое и ценное в предметы торга. Здесь царит не красота, а жестокость, ложь и страдание, и выхода из этого тупика нет. Лирический герой отдается отраве хмеля и буйного разгула.
    И каждый вечер друг единственный
    В моем стакане отражен
    И влагой терпкой и таинственной,
    Как я, смирен и оглушен.
    В этот период поэт порывает со своими друзьями-символистами.
    От него ушла его первая любовь – Любочка, внучка знаменитого химика Менделеева, ушла к его близкому другу поэту Андрею Белому. Но, несмотря на это, главной темой стихов периода «Страшного мира» все же остается любовь. Но та, о ком поэт пишет свои великолепные стихи, уже не прежняя Прекрасная Дама, а роковая страсть, искусительница, разрушительница. Она мучит и сжигает поэта, а он не может вырваться из-под ее власти. Прекрасная Дама вытеснена Незнакомкой – неотразимо-притягательной падшей женщиной, вызывающей роковую страсть, опустошающую душу лирического героя. Блок, очевидно, хотел выразить мысль о трудном пути его лирического героя, о встававших перед ним соблазнах, о страданиях, которые пришлось ему претерпеть, предчувствие мученической кончины.
    Даже о пошлости и грубости страшного мира Блок пишет одухотворенно и красиво. Хотя он уже и не верит в любовь, не верит ни во что, но образ незнакомки в стихах этого периода все же остается прекрасным. Поэт ненавидел цинизм и пошлость, их нет в его стихах.
    «Незнакомка» – одно из самых характерных и красивых стихотворений этого периода. Блок описывает в нем реальный мир – грязную улицу со сточными канавами, проститутками, царство обмана и пошлости, где среди льющихся помоев прогуливаются «испытанные остряки» с дамами.
    По вечерам над ресторанами
    Горячий воздух дик и глух,
    И правит окриками пьяными
    Весенний и тлетворный дух.
    Лирический герой одинок в окружении пьяниц, он отвергает этот ужасающий его душу мир, похожий на балаган, в котором нет места ничему прекрасному и святому. Мир травит его, но среди этого хмельного угара появляется незнакомка, и ее образ будит светлые чувства, кажется, она верит в красоту. Образ ее удивительно романтичный и манящий, и видно, что жива еще в поэте вера в добро.
    В стихотворении две части, а основным литературным приемом является антитеза, противопоставление. В первой части – грязь и пошлость окружающего мира, а во второй – прекрасная незнакомка; эта композиция позволяет донести главную идею Блока. Образ незнакомки преображает поэта, меняются его стихи и мысли. На место бытовой лексики первой части приходят одухотворенные, поражающие своей музыкальностью строки. Художественные формы подчинены содержанию стихотворения, позволяя глубже проникнуться им. Аллитерации в описании грязной улицы, нагромождения грубых согласных звуков сменяются далее ассонансами и аллитерациями сонорных звуков – [р], [л], [н]. Благодаря этому создается прекраснейшая мелодия звучащего стиха.
    Это стихотворение не оставляет равнодушным никого, его нельзя забыть, прочитав однажды, и прекрасный образ волнует нас. Эти стихи трогают до глубины души своей мелодичностью; они похожи на чистую музыку, льющуюся из самого сердца.

  11. Это стихотворение Александра Блока принадлежит к периоду написания “Страшного мира”, когда главными в восприятии поэтом мира были ощущения тоски, отчаяния и неверия. Мрачные мотивы многих стихотворений данного периода выражали протест Блока против жестокости страшного мира, превращающего все самое высокое и ценное в предметы торга. Здесь царит не красота, а жестокость, ложь и страдание, и выхода из этого тупика нет. Лирический герой отдается отраве хмеля и буйного разгула

    И каждый вечер друг единственный
    В моем стакане отражен
    И влагой терпкой и таинственной,
    Как я, смирен и оглушен.

    В этот период поэт порывает со своими друзьями-символистами. От него ушла его первая любовь — Любочка, внучка знаменитого химика Менделеева, ушла к его близкому другу — поэту Андрею Белому. Казалось, что Блок топит отчаяние в вине. Но, несмотря на это, главной темой стихов периода “Страшного мира” все же остается любовь. Но та, о ком поэт пишет свои великолепные стихи, уже не прежняя Прекрасная Дама, а роковая страсть, искусительница, разрушительница. Она мучит и сжигает поэта, а он не может вырваться из-под ее власти.
    Даже о пошлости и грубости страшного мира Блок пишет одухотворенно и красиво. Хотя он уже и не верит в любовь, не верит ни во что, но образ незнакомки в стихах этого периода все же остается прекрасным. Поэт ненавидел цинизм и пошлость, их нет в его стихах.
    “Незнакомка” — одно из самых характерных и красивых стихотворений этого периода. Блок описывает в нем реальный мир — грязную улицу со сточными канавами, проститутками, царство обмана и пошлости, где среди льющихся помоев прогуливаются “испытанные остряки” с дамами.
    По вечерам над ресторанами
    Горячий воздух дик и глух,
    И правит окриками пьяными
    Весенний и тлетворный дух.

    Лирический герой одинок в окружении пьяниц, он отвергает этот ужасающий его душу мир, похожий на балаган, в котором нет места ничему прекрасному и святому. Мир травит его, но среди этого хмельного угара появляется незнакомка, и ее образ будит светлые чувства, кажется, она верит в красоту. Образ ее удивительно романтичный и манящий, и видно, что жива еще в поэте вера в добро. Пошлость, грязь не могут запятнать образ незнакомки, отражающий мечты Блока о чистой, беззаветной любви. И хотя стихотворение и завершается словами “In vino veritas”, но образ прекрасной незнакомки вселяет веру в светлое начало жизни.
    В стихотворении две части, а основным литературным приемом является антитеза, противопоставление. В первой части — грязь и пошлость окружающего мира, а во второй — прекрасная незнакомка; эта композиция позволяет донести главную идею Блока. Образ незнакомки преображает поэта, меняются его стихи и мысли. На место бытовой лексики первой части приходят одухотворенные, поражающие своей музыкальностью строки. Художественные формы подчинены содержанию стихотворения, позволяя глубже проникнуться им. Аллитерации в описании грязной улицы, нагромождения грубых согласных звуков сменяются далее ассонансами и аллитерациями сонорных звуков — [р], [л], [н]. Благодаря этому создается прекраснейшая мелодия звучащего стиха.
    Это стихотворение не оставляет равнодушным никого, его нельзя забыть, прочитав однажды, и прекрасный образ волнует нас. Эти стихи трогают до глубины души своей мелодичностью; они похожи на чистую, великолепную музыку, льющуюся из самого сердца. Ведь не может быть так, чтобы не было любви, не было красоты, если есть такие прекрасные стихи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *