Сочинение на тему мое любимое стихотворение блока россия

17 вариантов

  1. Россия, нищая Россия,
    Мне избы серые твои,
    Твои мне песни ветровые –
    Как слезы первые любви!
    Тема Родины – тема России – занимала особое место в жизни А. Блока, она была для него поистине всеобъемлющей. Он считал тему о России своей темой, которой сознательно посвящал жизнь.
    У поэта с Россией образовалась явственная, кровная связь. Особое значение приобретают стихотворения, где поэт развертывает “широкоохватный” образ Родины и подчеркивает свою неразрывную связь с ней, с русской стариной, с русским пейзажем, фольклором, сказкой, песней…
    Для А. Блока Россия – и мать, и жена, и невеста. Блоковские картины Руси ясно представляются, все они одушевлены, и в них словно поселяется сказка. В его стихах просматриваются лермонтовские традиции, например, в стихотворении “Осенняя воля”:
    Выхожу я в путь, открытый взорам,
    Ветер гнет упругие кусты,
    Белый камень лег по косогорам,
    Желтой глины скудные пласты.
    Лирический герой сопричастен судьбе людей, сочувствует тем, кто “умирает не любя”, но стремится к слиянию с Родиной. “Приюти же в далях необъятных!” – восклицает он. Автор показывает, что невозможно ни жить, ни плакать без России.
    В 1915 г. выходит книга с названием “Стихи о России”, названная автором “Роман в стихах”, в ней есть цикл “Родина” (с 1907 по 1916 гг.).
    Изначально Родина осознавалась в несколько мистическом плане:
    Дремно – и за дремотой тайна,
    И в тайне почивает Русь,
    Она и в снах необычайна,
    Ее одежды не коснусь.
    В самом значительном стихотворении “Родина” отсутствует мистика, представлен вполне реальный образ.
    Автор в этом стихотворении неоднократно обращает внимание на то, что, несмотря на годы, трудное время, положение, Россия “как в годы золотые” все та же “лес, да поле”. Несмотря на нищету, А. Блок любит Россию и любит ее чистой, пронзительной, неистощимой любовью. Он верит в светлое будущее России – “не пропадешь, не сгинешь ты”. Для поэта Родина дороже, милее, краше всего на свете. Он видит красоту во всем, даже в слезах, говорит, что слезы России, слезы народа делают сильнее и крепче нашу нацию; зреет вера в то, что настанет новый день, несущий только радость и то, что многострадальный русский народ обретет покой, т. е. Блок рождает веру в светлое будущее. Символом новой, долгой, длинной, лучшей жизни является образ “долгой дороги”, что является актуальным для Блока.
    С уверенностью можно сказать, что Блок – великий поэт, человек, страстно, нежно любящий Россию, посвящающий ей лучшие стихи. Блок – сын России, настоящий патриот. И нет ни одного другого поэта, кто мог бы так воспеть Россию, как это сделал Александр Блок.

  2. Революционные события, которые прокатились по территории всей России, были приняты А. Блоком, как вынужденное, положительное явление, которое должно было свергнуть старую власть и установить новый режим. Но, все прошло не так гладко, как мечтал поэт. После октябрьской революции большинство авторов и писателей покинули территорию России. Но, А. Блок не последовал их примеру. Он остался на Родине. И не потому, что его можно отнести к числу патриотов. Просто он свято верил в силу и могущество своей страны, в то, что она восстанет из-под пепла.
    Стихотворение «Россия» было написано автором до начала революционных событий. Но, текст стихотворных строк был пророческим. Все те идеи, о которых писал автор, остались с ним до самого конца, до смерти. Блок говорил о том, что, несмотря на смену власти, и политического строя, в России останутся работящие и сильные люди.
    Автор не облагораживает Россию в глазах читателей. Он неоднократно замечает, что она остается на одном и том же месте, сравнивая ее со странами зарубежья. Блок пишет о старых повозках, которые давно истрепаны. Автор говорит о нищих и угрюмых людях, которые просто замучены бедностью. Все, ради чего они живут – это пропитание для себя и своей семьи. Но, в такой тяжкий час Блок совершенно не жалеет Россию. Он пишет о том, что нужно отважно нести крест судьбы, ведь от него не скрыться.

  3. Россия! Сколько замечательных поэтов земли русской воспели тебя в прекрасных стихах и сколько писателей посвятили тебе свои произведения! Великий поэт Некрасов писал:
    Не может сын глядеть спокойно
    На горе матери родной,
    Не будет гражданин достойный
    К Отчизне холоден душой.
    Тема России является центральной в творчестве многих поэтов. Творчество Александра Блока, по праву называемое мостом, связывающим литературу XIX и XX веков, наполнено неиссякаемым любовным чувством к Родине. Особенно мощно эта тема начинает звучать в его лирике во время революционных событий начала века. С болью в душе и сердце поэт восклицает:
    Россия, нищая Россия,
    Мне избы серые твои,
    Твои мне песни ветровые –
    Как слезы первые любви.
    Весть о первой русской революции Блок принял с восторгом, она пробудила в нем чувство связи с народом и сознание общественной и творческой ответственности за судьбу страны. В это время его поэзия приобретает заряд духовной силы, поднимается до огромной нравственной высоты. Эти переживания были впервые выражены Блоком в стихотворении “Осенняя воля”, где, обращаясь к Родине-матери, поэт писал:
    Приюти ты в далях необъятных!
    Как и жить и плакать без тебя!
    Правда, впоследствии поэт, как бы сомневаясь, спрашивает себя о том, является ли революция для России благом, а может быть, это просто разрушительная сила? Блок понимает, что “в России плохо”. Как предчувствие кровавых событий и страданий любимой родины звучит в словах
    Христа:
    Родной простор печален.
    Изнемогаю на кресте.
    И челн твой будет ли причален
    К моей распятой высоте?
    Но даже в эти тяжелые годы Блок своим редким чутьем угадывает движение жизни и не теряет веры в будущее России. Предчувствие надвигающихся серьезных перемен в судьбе Родины очень ярко выражено в чудесном поэтическом цикле стихов о России “На поле Куликовом”. Главной мыслью этого цикла являются слова:
    И вечный бой!
    Покой нам только снится!
    Сквозь кровь и пыль…
    Летит, летит степная кобылица
    И мнет ковыль.
    Посвятив теме Родины всю свою жизнь, Блок создал величественную, многоликую и многоцветную, полную жизни и движения картину родной земли, неповторимый образ России – образ прекрасной девушки, невесты, возлюбленной. Поэт писал:
    О, нищая моя страна,
    Что ты для сердца значишь?
    О, бедная моя жена,
    О чем ты горько плачешь?
    Мотив пути постоянно присутствует в стихотворениях Блока о России, это помогает ему изобразить Родину в постоянном движении, показать устремленность России в будущее.
    В отличие от Александра Блока, Сергей Есенин к вершинам поэзии поднялся из глубин народной жизни. Свое село Константиново он воспринимал как образ Родины. Отдавая должное своему яркому, самобытному таланту, Есенин писал:
    Мое село лишь тем и будет знаменито,
    Что здесь когда-то баба родила
    Российского, скандального пиита.
    Есенин рассматривал крестьянство и деревню как основных носителей русской культуры, поэтому главная тема стихотворений поэта – это мир русского крестьянства, воспринимаемый как жизненная философия поэта, которая определила многие особенности его стихов о Родине. Чувство безграничной любви к России звучит почти в каждом стихотворении поэта. Есенин пишет:
    Но более всего любовь к родному краю
    Меня томила, мучила и жгла.
    Есенин – поэт сложной судьбы. В стихотворении “Русь уходящая” он с горечью пишет:
    Я человек не новый. Что скрывать?
    Остался в прошлом я одной ногою,
    Стремясь догнать стальную рать,
    Скольжу и падаю другою.
    В лирике поэта, посвященной теме Родины, отразились и его раздумья о судьбе страны после революции. Вернувшись в 20-х годах из-за границы, Есенин замечает в деревне, которая является для него символом родины, приметы больших изменений. Есенину на минуту кажется, что его Родина в нем не нуждается и у нее теперь есть другие певцы:
    Вот так страна! Какого ж я рожна,
    Орал, что я с народом дружен?
    Моя поэзия здесь больше не нужна,
    И сам я здесь ни капельки не нужен.
    Но его чувство сопричастности к судьбе России, его чувство любви и ответственности за нее не оставляют Есенина до конца. Поэт ушел из жизни в 1925 году, не успев увидеть, как его любимую страну подвергли насильственной коллективизации. Горький сказал о нем: “Сергея Есенина не спрячешь, не вычеркнешь из нашей действительности, он выражал стон и вопль многих сотен тысяч, он яркий и драматический символ России”.

  4. И вечный бой!
    Покой нам только снится…
    А. Блок
    Александр Александрович Блок – замечательный русский поэт. Вступив в литературу отрешенным от жизни лириком, через душевные переживания и коллизии жизни Блок вырос в истинно великого национального поэта.
    Придя в литературу на изломе истории, поэт смог отразить время в своем творчестве. Постепенно Блок отходит от мистицизма и символизма, в его поэзию вливается реальная жизнь со своими печалями и радостями, тревогами и заботами. В этом плане стихотворный цикл \”На поле Куликовом\” имел большое значение.
    Я – не первый воин, не последний,
    Долго будет Родина больна
    Помяни ж за раннею обедней
    Мила друга, светлая жена!
    Блок очень тяжело переживал поражение первой русской революции, но не утратил чувства будущего. Временное торжество реакции он правильно оценил как \”случайную победу\” палачей народа и предрекал наступление еще .более грозных и великих событий. Главной его темой становится Россия. Поэта интересует история Родины, ее славные победы он воспевает в стихотворении \”На поле Куликовом\”, написанном в 1908 году. Вслед за великими предшественниками: Пушкиным и Лермонтовым, Тютчевым и Некрасовым – Блок, обращаясь к русской истории, ищет аналогии с современным ему периодом. В героической истории России он находит ответы на свои сложнейшие вопросы.
    О, Русь моя! Жена моя! До
    Нам ясен долгий путь!:
    Наш путь – стрелой татарской древней воли
    Пронзил нам грудь.
    У какого еще поэта найдешь такой образ Родины- жены, прекрасной молодой женщины? Тонкий лирик, чувствующий малейшие оттенки и нюансы языка, Блок сумел найти тот единственно верный, близкий его поэтике образ России, горячо любимой Родины. Это мне особенно близко.
    Наш путь – степной, наш путь – в тоске безбрежной,
    В твоей тоске, о, Русь!
    И даже мглы – ночной и зарубежной –
    Я не боюсь.
    Поэтом взят для стихотворения один из самых драматических периодов истории России. Перед государством стоял вопрос жизни и смерти. Россия не могла не выстоять в этой решительной борьбе, она собрала все силы и победила.
    Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами Степную даль.
    В степном дыму блеснет святое знамя
    И ханской сабли сталь…
    Закат в крови! Из сердца:кровь струится!
    Плачь, сердце, плачь….
    Покоя нет! Степная кобылица
    Несется вскачь!
    Весь цикл пронизан пафосом патриотизма. Мне нравится, это стихотворение, оно будит гордость за прошлое России, вселяет уверенность в будущее. Всегда были смутные и тяжелые времена, но каждый раз моя Родина выходила с честью из испытаний. Так было и будет всегда, убеждаюсь в этом, литая стихи Блока.
    И вечный бой! Покой нам только снится.
    Сквозь кровь и пыль
    Летит, летит степная кобылица
    И мнет ковыль.
    Инет конца!
    Мелькают версты, кручи…
    Останови!

  5. 5
    Текст добавил: я Тв0й НаРkоТиk

    Блок – все сочинения
    И вечный бой!
    Покой нам только снится…
    А. Блок
    Александр Александрович Блок – замечательный русский поэт. Вступив в литературу отрешенным от жизни лириком, через душевные переживания и коллизии жизни Блок вырос в истинно великого национального поэта.
    Придя в литературу на изломе истории, поэт смог отразить время в своем творчестве. Постепенно Блок отходит от мистицизма и символизма, в его поэзию вливается реальная жизнь со своими печалями и радостями, тревогами и заботами. В этом плане стихотворный цикл \”На поле Куликовом\” имел большое значение.
    Я – не первый воин, не последний,
    Долго будет Родина больна
    Помяни ж за раннею обедней
    Мила друга, светлая жена!
    Блок очень тяжело переживал поражение первой русской революции, но не утратил чувства будущего. Временное торжество реакции он правильно оценил как \”случайную победу\” палачей народа и предрекал наступление еще .более грозных и великих событий. Главной его темой становится Россия. Поэта интересует история Родины, ее славные победы он воспевает в стихотворении \”На поле Куликовом\”, написанном в 1908 году. Вслед за великими предшественниками: Пушкиным и Лермонтовым, Тютчевым и Некрасовым – Блок, обращаясь к русской истории, ищет аналогии с современным ему периодом. В героической истории России он находит ответы на свои сложнейшие вопросы.
    О, Русь моя! Жена моя! До
    Нам ясен долгий путь!:
    Наш путь – стрелой татарской древней воли
    Пронзил нам грудь.
    У какого еще поэта найдешь такой образ Родины- жены, прекрасной молодой женщины? Тонкий лирик, чувствующий малейшие оттенки и нюансы языка, Блок сумел найти тот единственно верный, близкий его поэтике образ России, горячо любимой Родины. Это мне особенно близко.
    Наш путь – степной, наш путь – в тоске безбрежной,
    В твоей тоске, о, Русь!
    И даже мглы – ночной и зарубежной –
    Я не боюсь.
    Поэтом взят для стихотворения один из самых драматических периодов истории России. Перед государством стоял вопрос жизни и смерти. Россия не могла не выстоять в этой решительной борьбе, она собрала все силы и победила.
    Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами Степную даль.
    В степном дыму блеснет святое знамя
    И ханской сабли сталь…
    Закат в крови! Из сердца:кровь струится!
    Плачь, сердце, плачь….
    Покоя нет! Степная кобылица
    Несется вскачь!
    Весь цикл пронизан пафосом патриотизма. Мне нравится, это стихотворение, оно будит гордость за прошлое России, вселяет уверенность в будущее. Всегда были смутные и тяжелые времена, но каждый раз моя Родина выходила с честью из испытаний. Так было и будет всегда, убеждаюсь в этом, литая стихи Блока.
    И вечный бой! Покой нам только снится.
    Сквозь кровь и пыль
    Летит, летит степная кобылица
    И мнет ковыль.
    Инет конца!
    Мелькают версты, кручи…
    Останови!

  6. Как можно не любить свою страну, свою Родину? Ведь её, как и родителей, не выбирают. К образу России Блок обращается неоднократно. Он писал и про старую Русь, и про Русь революционную. Куликовской битве он посвятил несколько стихотворений. Он называет Русь своей женой, обращается к ней, как к самому близкому человеку.
    Россия всегда была загадкой для иностранцев. В раннем творчестве в стихотворении с названием «Русь» он пишет про нечистую силу – колдунов с мутным взором, чертей, ведьм, которые обитают на её просторах. А за этой сказкой скрывается реальность – нищая, убогая жизнь на огромных просторах. Некоторые территории необъятной  России и сейчас так живут. Убогие, покосившиеся от старости избы, люди, живущие за чертой бедности.
    Ещё одно стихотворение называется «Россия». В нём описывается русская деревня. Разбитая дорога, серые от дождей избы. Но поэт верит, что Россия не пропадёт, не сгинет, какой бы правитель не стоял у руля. Да, она не сгорела в горниле двух мировых войн. Разобралась с внутренними и внешними врагами, стала современной державой, с которой вынуждены считаться и друзья, и враги.
    Для Блока Россия – это женщина. Прекрасная незнакомка из ранних произведений поэта. Для него понятия любить Россию и любить женщину -равнозначные.
    В поэме «Двенадцать» поэт размышляет о дальнейшей судьбе России. Поэма у современников вызвала множество споров. Что же хотел сказать поэт в поэме? Перед страной лежит нелёгкий путь. И он пройдёт его вместе с ней. Он ни на минуту не отделяет себя от России. Вот он спрашивает «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?» Вместе, вместе.
    У неё много лиц. Вначале она была простой женщиной с повязанным до бровей узорным платком. Страна разрушенных деревень и дорог. Истерзанная, в крови, сражается на Куликовском поле и побеждает. Пережив революцию, превращается в мировую промышленную державу.
    Блок признаёт великое прошлое великой страны. Россия воевала и воюет постоянно. Она защищалась от половцев и печенегов, боролась с ордами хана Мамая, скинула монголо-татарское иго. Беды, страдания, нищета выпали на её долю. Поэт любит и жалеет Россию, как любимую женщину. «О, бедная моя жена, о чём ты горько плачешь?» спрашивает поэт. Он верит в величие любимой России, в её светлое будущее.

  7. Россия, нищая Россия,
    Мне избы серые твои,
    Твои мне песни ветровые –
    Как слезы первые любви!
    Тема Родины – тема России – занимала особое место в жизни А. Блока, она была для него поистине всеобъемлющей. Он считал тему о России своей темой, которой сознательно посвящал жизнь.
    У поэта с Россией образовалась явственная, кровная связь. Особое значение приобретают стихотворения, где поэт развертывает «широкоохватный» образ Родины и подчеркивает свою неразрывную связь с ней, с русской стариной, с русским пейзажем, фольклором, сказкой, песней…
    Для А. Блока Россия – и мать, и жена, и невеста. Блоковские картины Руси ясно представляются, все они одушевлены, и в них словно поселяется сказка. В его стихах просматриваются лермонтовские традиции, например, в стихотворении «Осенняя воля»:
    Выхожу я в путь, открытый взорам,
    Ветер гнет упругие кусты,
    Белый камень лег по косогорам,
    Желтой глины скудные пласты.
    Лирический герой сопричастен судьбе людей, сочувствует тем, кто «умирает не любя», но стремится к слиянию с Родиной. «Приюти же в далях необъятных!» – восклицает он. Автор показывает, что невозможно ни жить, ни плакать без России.
    В 1915 г. выходит книга с названием «Стихи о России», названная автором «Роман в стихах», в ней есть цикл «Родина» (с 1907 по 1916 гг.).
    Изначально Родина осознавалась в несколько мистическом плане:
    Дремно – и за дремотой тайна,
    И в тайне почивает Русь,
    Она и в снах необычайна,
    Ее одежды не коснусь.
    В самом значительном стихотворении «Родина» отсутствует мистика, представлен вполне реальный образ.
    Автор в этом стихотворении неоднократно обращает внимание на то, что, несмотря на годы, трудное время, положение, Россия «как в годы золотые» все та же «лес, да поле». Несмотря на нищету, А. Блок любит Россию и любит ее чистой, пронзительной, неистощимой любовью. Он верит в светлое будущее России – «не пропадешь, не сгинешь ты». Для поэта Родина дороже, милее, краше всего на свете. Он видит красоту во всем, даже в слезах, говорит, что слезы России, слезы народа делают сильнее и крепче нашу нацию; зреет вера в то, что настанет новый день, несущий только радость и то, что многострадальный русский народ обретет покой, т. е. Блок рождает веру в светлое будущее. Символом новой, долгой, длинной, лучшей жизни является образ «долгой дороги», что является актуальным для Блока.
    С уверенностью можно сказать, что Блок – великий поэт, человек, страстно, нежно любящий Россию, посвящающий ей лучшие стихи. Блок – сын России, настоящий патриот. И нет ни одного другого поэта, кто мог бы так воспеть Россию, как это сделал Александр Блок.

  8. Тема России в творчестве Александра Блока занимала особое место, являясь той незримой нитью, которая связывала поэта не только с Родиной, но и с миром вообще. В стихотворениях выражается неизбывная любовь Блока к России со всеми ее особенностями и надежда на светлое будущее.
    Здесь мы можем видеть и революционный дух поэта, и его веру в необходимость перемен, и огромное желание разделить любую участь страны.
    Любовь к Родине тесно переплетается в поэзии Блока с любовью к женщине-матери и к любимой женщине.
    Так, в стихотворении «Россия» (1908г.) любовь к ней сравнивается с первой, волнующей любовью к женщине.
    Рисуя картины России, мастер словесной кисти рождает перед нами образ прекрасной девы. Так, начиная каждую строфу описанием красот Родины, поэт заканчивает ее нежными обращениями к женщине. Даже в мелких деталях, таких, как плат узорный, взор из-под платка и т.д.
    Четырехстопный ямб придает произведению звучный мелодичный ритм. Красочные эпитеты («расхлябанные колеи», «годы золотые», «разбойная краса») метафоры («одной слезой река шумней», «тоской острожной), сравнение («как слезы первые любви») буквально оживляют картину нищей России, с ее бездорожьем, покосившимися хатами и обворожительным пейзажем.
    Они создают поистине неповторимый облик навсегда любимой Родины.
    Поэт очень опечален судьбой страны, мыслями возвращается к «золотым годам» А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и других.
    Горькой правдой наполнены слова поэта «Россия, нищая Россия», болью отзываются в сердце простого гражданина. Действительно, огромная, великая, но нищая Россия. Конечно, поэт говорит, в первую очередь, о крестьянской стране, а не о пышных дворцах городов. Ведь Россия – это ее села и деревни, люди, влачащее жалкое существование, раздольные степи и леса.
    Однако Блок не хочет жалеть Россию. Поэт понимает, что это крест, который необходимо нести и пронести до конца. Ведь это судьба, судьба каждого человека в отдельности и судьба целого народа. Он верит, что все испытания страна выдержит и с честью и достоинством предстанет перед будущими поколениями.
    С годами все меняется, и только любимая Родина остается все той же: «А ты все та же – лес, да поле, Да плат узорный до бровей…».
    Как женщина со временем становится мудрей и краше, так и Россия только крепчает от бед и несчастий.
    Главную мысль поэт выражает в последней строфе. Она сводится к мысли о том, что его родина – удивительная страна, где невозможное возможно.
    Александр Блок – это поэт и человек, не представляющий полной счастливой жизни вдали от России. Ни один поэт до Блока не воспевал Родину так, как он: с большой силой любви, горечи и правды.

  9. Все будет хорошо. Россия будет великой. Но как долго ждать и как трудно дождаться.
    Из дневников А. Блока
    В творчестве А. Блока тема Родины является одной из самых главных и тесно переплетается и с темой любви, и с темой судьбы, потому что для него Россия — это любовь, судьба, сама жизнь.
    По Блоку, у России свой, особый путь развития, своя роль в истории. С древних времен так сложилось, что многочисленные войны, пожары, болезни — все эти испытания выпали на долю нашей
    страны, оставив свой отпечаток в культуре, в характере народа. И если в ранней лирике поэта Россия представлялась ему прекрасным краем с удивительными пейзажами («Ночной туман застал меня в дороге…»), то постепенно вырисовывался путь, предназначение России, ее место в истории. В стихотворениях «Скифы», «На поле Куликовом» этот путь сравнивается то с бешеной скачкой «степной кобылицы», то с вечным боем.
    Блока интересовал именно исторический путь России, истоки зарождения этого предназначения, поэтому он обращался к древности. В XIII—XV веках самым страшным событием было татаро- монгольское иго, вся тяжесть которого легла на плечи России.
    Мы, как послушные холопы,
    Держали щит меж двух враждебных рас —
    Монголов и Европы!
    («Скифы» )
    И, по мнению Блока, по-другому быть не могло. Возможно, поэтому, рассуждая о страшном и тяжелом пути Родины, автор пишет о ней с такой нежностью, неразрывно связывая с Россией свою жизнь, судьбу.
    О, Русь моя! Жена моя! До боли
    Нам ясен долгий путь!
    Наш путь — стрелой татарской древней воли
    Пронзил нам грудь.
    ( «На поле Куликовом» )
    Нередко в своих стихотворениях Блок сравнивает ее то с любимой женщиной, то с женой, показывая тем самым, насколько дорога она ему.
    Россия, нищая Россия,
    Мне избы серые твои,
    Твои мне песни ветровые —
    Как слезы первые любви!
    ( «Россия» )
    А за родного, близкого человека всегда переживаешь особенно сильно. Поэтому от взгляда поэта не ускользало, что и красота, и уродливость жизни рядом. Однако когда любишь, принимаешь все таким, какое оно есть на самом деле, не ища в предмете любви лишь прекрасное. И мне кажется, что Россия, страдающая, надломленная, перенесшая так много испытаний, становилась от этого ему еще ближе и дороже.
    Какое же место отводил себе поэт в этом мире, в России, стоящей на пороге революции? Блок неразрывно связывал свою жизнь с жизнью Родины: «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?» И в начале XX века не мог не заметить очередной перелом, наметившийся в истории. В стихотворении «Россия» появляется образ тройки — символа грядущих перемен:
    Опять, как в годы золотые,
    Три стертых треплются шлеи,
    И вязнут спицы расписные
    В расхлябанные колеи…
    Потому что только наша страна могла взять на себя новую ношу, потому что только она смогла бы ее вынести, только страна, занимающая особое положение между Востоком и Западом. Но ведь ни один великий переломный момент не обходится без крови, без жертв…
    В стихотворениях «Фабрика», «Сытые» Блок описывает положение простых рабочих и богатых господ, объясняя неизбежность перемен. Он оправдывает все будущие жертвы, весь ужас предстоящей революции, благословляя ее, потому что дворянство, интеллигенция потеряли свою первостепенную роль в обществе и оказались не в силах что-либо изменить.
    Варка жизни встала
    На большой мели.
    Громкий крик рабочих
    Слышен издали.
    ( «Барка жизни встала…» )
    Он, как представитель интеллигенции, уже сделал свое дело, культура больше не могла помочь народу, пришло время человека «в сером армяке», который повернет жизнь в другое русло. Общество будет жить по другим законам. Однако в этом новом мире Блок не находит для себя места:
    Вот они далёко,
    Весело плывут.
    Только нас с собою,
    Верно, не возьмут!
    ( «Барка жизни встала…» )
    Так происходит трагическая неслиянность поэта и России. Ведь в конце концов Блок умер в нищете. Но для Блока это не трагедия, потому что гибель с Россией — это уже не отчаяние, не одиночество, а призвание, долг, счастье, путь, судьба. Он это понимает и пишет последнее произведение — поэму «Двенадцать».
    Творчество и судьба А. Блока во многом символичны. Являясь представителем интеллигенции, старого строя, он не смог шагнуть в XX век, не смог жить в новом мире, хотя его желание и любовь к России были велики.

  10. С другой стороны, отчизна – совершенно реальная среда существования родившихся и живущих там людей. Страна обладает своей историей, которая является частью ее обитателей. Каким бы ни было прошлое, о нем следует знать. Сборник «Родина» (входящие в него стихотворения и цикл «На поле Куликовом»), а так же поэма «Двенадцать» переносят читателей из эпохи в эпоху, повествуя о разных событиях прошлых и нынешних лет. Какими бы ужасными испытаниями ни пугало нас время, главное – осознать то, чему оно нас учит, почувствовать ту силу, которая перед лицом беды объединяет людей одной земли.
    Блок действительно смешивает в произведениях, посвященных данной теме, реальность происходящего и субъективность ощущаемого. В стихотворении «Русь» он утверждает, что именно путем иррационального взаимодействия с миром он проникает в глубинную сущность своей страны, которая под праздничным, узорным платком прячет тело, истерзанное страданиями: «Так – я узнал в своей дремоте / Страны родимой нищету». Но автор идет еще дальше, и ему удается за маской боли разглядеть дух, несломленный бедствиями, который способен укрепить нуждающегося: «Живую душу укачала, / Русь, на своих просторах, ты, / И вот – она не запятнала / Первоначальной чистоты».

  11. Россия, нищая Россия,
    Мне избы серые твои,
    Твои мне песни ветровые –
    Как слезы первые любви!
    Тема Родины – тема России – занимала особое место в жизни А. Блока, она была для него поистине всеобъемлющей. Он считал тему о России своей темой, которой сознательно посвящал жизнь.
    У поэта с Россией образовалась явственная, кровная связь. Особое значение приобретают стихотворения, где поэт развертывает «широкоохватный» образ Родины и подчеркивает свою неразрывную связь с ней, с русской стариной, с русским пейзажем, фольклором, сказкой, песней…
    Для А. Блока Россия – и мать, и жена, и невеста. Блоковские картины Руси ясно представляются, все они одушевлены, и в них словно поселяется сказка. В его стихах просматриваются лермонтовские традиции, например, в стихотворении «Осенняя воля»:
    Выхожу я в путь, открытый взорам,
    Ветер гнет упругие кусты,
    Белый камень лег по косогорам,
    Желтой глины скудные пласты.
    Лирический герой сопричастен судьбе людей, сочувствует тем, кто «умирает не любя», но стремится к слиянию с Родиной. «Приюти же в далях необъятных!» – восклицает он. Автор показывает, что невозможно ни жить, ни плакать без России.
    В 1915 г. выходит книга с названием «Стихи о России», названная автором «Роман в стихах», в ней есть цикл «Родина» (с 1907 по 1916 гг.).
    Изначально Родина осознавалась в несколько мистическом плане:
    Дремно – и за дремотой тайна,
    И в тайне почивает Русь,
    Она и в снах необычайна,
    Ее одежды не коснусь.
    В самом значительном стихотворении «Родина» отсутствует мистика, представлен вполне реальный образ.
    Автор в этом стихотворении неоднократно обращает внимание на то, что, несмотря на годы, трудное время, положение, Россия «как в годы золотые» все та же «лес, да поле». Несмотря на нищету, А. Блок любит Россию и любит ее чистой, пронзительной, неистощимой любовью. Он верит в светлое будущее России – «не пропадешь, не сгинешь ты». Для поэта Родина дороже, милее, краше всего на свете. Он видит красоту во всем, даже в слезах, говорит, что слезы России, слезы народа делают сильнее и крепче нашу нацию; зреет вера в то, что настанет новый день, несущий только радость и то, что многострадальный русский народ обретет покой, т. е. Блок рождает веру в светлое будущее. Символом новой, долгой, длинной, лучшей жизни является образ «долгой дороги», что является актуальным для Блока.
    С уверенностью можно сказать, что Блок – великий поэт, человек, страстно, нежно любящий Россию, посвящающий ей лучшие стихи. Блок – сын России, настоящий патриот. И нет ни одного другого поэта, кто мог бы так воспеть Россию, как это сделал Александр Блок.

  12. Есть много разных поэтов, но один из моих самых любимых — Александр Блок. В своем творчестве поэт, как и любой писатель, касался множества тем. Это темы любви природы родного края, Родины. Творчество Александра Блока, пронизанное любовью к Родине, своему народу и любовью к женщине, близко мне больше всего. Именно в стихотворениях моего любимого поэта я нахожу ответы на все мои вопросы, мне понятны переживания поэта, я вместе с ним задумываюсь о жизни и смерти, о добре и зле, о любви и ненависти. Этих вопросов касались поэты всех времен, но у Блока, как мне кажется, они раскрыты наиболее полно.
    Тема природы родного края занимает значительное место в творчестве поэта. С особым волнением и восторгом я читаю стихи Блока о природе. От них веет какой-то таинственностью, непостижимостью бесчисленных тайн природы. Гуляя в лесу, я с волнением прислушиваюсь к щебету птиц, стрекоту кузнечиков, с восхищением наблюдаю за жизнью природы, и на ум приходят строки из стихотворения «Летний вечер»:
    Последние лучи заката
    Лежат на поле сжатой ржи.
    Дремотой розовой объята
    Трава некошеной межи.
    Сколько музыкальности, глубины чувства и красоты таят в себе строки поэта о природе! Красота природы воспевается в лирике Блока. С волнением и замиранием сердца, ощущением чего-то возвышенного и непостижимого я читаю строки:
    Я встал и трижды поднял руки.
    Ко мне по воздуху неслись
    Зари торжественные звуки,
    Багрянцем одевая высь.
    Блок писал: «Родина — это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку…» И я согласна с ним. Его восприятие природы и Родины близко мне, и порой мне кажется, что я смогла бы также поэтично воспеть в стихах красоту природы, если бы была наделена таким великим талантом, каким наделен Александр Блок.
    Также близки мне стихотворения Блока о любви. Любовь — это возвышенное чувство, переданное поэтом в своих произведениях с огромной силой, чувством восхищения. О своей возлюбленной он говорит с особой нежностью, восхищением и преданностью. Мне близки его переживания. Без любви невозможна жизнь, а жизнь без любви пуста. Мне кажется, именно это поэт утверждает в своей любовной лирике, и я согласна с ним. Любовь должна быть чиста, и Блок презирает пошлость в любви:
    Твой образ чудится невольно
    Среди знакомых пошлых лиц.
    Порой легко, порою больно
    Перед Тобой не падать ниц.
    Как и всех людей, которым была дана любовь в жизни, Блока увлекал вихрь любви:
    Натянулись гитарные струны,
    Сердце ждет.
    Только тронь его голосом юным —
    Запоет!
    Бред безумья и страсти,
    Бред любви…
    Невозможное счастье!
    На! Лови!
    А иногда именно любовь вдохновляла поэта, и он создавал те бессмертные строки, в которых поэт пишет о своих любовных переживаниях:
    Эта юность, эта нежность —
    Что для нас она была?
    Всех стихов моих мятежность
    Не она ли создала?
    Как и любой человек, Александр Блок знал и радость встреч, и горечь расставаний. Все это глубоко затронуло мою душу. Меня поразило то, что поэт как будто читал мои мысли, воплощал в стихотворные строчки именно мои мечты. Настолько талантлив Блок! Переживая горечь расставания, поэт пишет:
    Как прощались, страстно клялись
    В верности любви…

    Вспоминай же, ради бога,
    Вспоминай меня,
    Как седой туман из лога
    Встанет до плетня…
    Переживая радость любви, Блок пишет:
    Сердце занято мечтами,
    Сердце помнит долгий срок,
    Поздний вечер над прудами,
    Раздушенный ваш платок.
    Как и у меня, как и у любого человека, у Александра Блока были в жизни подъемы и падения, радости и огорчения, встречи и разлуки. И всю свою жизнь, все, что волновало его, поэт воплотил в поэтических строках своих поэм и стихотворений. Читая стихотворения, я очень глубоко воспринимаю все, о чем пишет поэт. В тРУДную минуту я обращаюсь к его стихам и всегда нахожу ответ. Меня поражают глубокие философские рассуждения поэта. В одном из стихотворений я читаю:
    Все на земле умрет — и мать, и младость,
    Жена изменит, и покинет друг,
    Но ты учись вкушать иную сладость,
    Глядясь в холодный и полярный круг.
    И к вздрагиваньям медленного хлада
    Усталую ты душу приучи,
    Чтоб было здесь ей ничего не надо,
    Когда оттуда ринутся лучи.
    Ранняя лирика Блока полна загадок и таинственных символов. Позже Блок начинает писать произведения, в которых действительность предстает более реальной. Поэт пытается приблизиться к народу, понять его нужды. И в своем стихотворении «Русь» Блок пишет о своем так называемом «прозрении»:
    Так — я узнал в моей дремоте
    Страны родимой нищету,
    И в лоскутах ее лохмотий
    Души скрываю наготу.
    В стихотворении «Россия» поэт выражает сочувствие народу и возмущение тем, что мешает ему жить и обрекает на тяжелый труд и страдание. Но и такой он любит Россию. Поэт пишет:
    Россия, нищая Россия,
    Мне избы серые твои,
    Твои мне песни ветровые —
    Как слезы первые любви.
    Блок очень тяжело переживал поражение революции, но предрекал наступление величайших событий в истории страны.
    Блок считал, что именно народ является единственной вдохновляющей силой. И поэт с любовью пишет о Родине и русском народе. Таким образом, творчество поэта разнообразно, разнообразны темы его произведений.
    Поэт умер. Но стихотворения и поэмы восхищают людей и сейчас. Мне близко все в творчестве Блока. Я люблю его стихи, так как я восхищаюсь глубиной чувств, искренностью и огромной силой таланта великого поэта.
    Александр Блок — великий художник слова, замечательный поэт, бессмертным творчеством которого я не перестаю восхищаться:
    Сама судьба мне завещала
    С благоговением святым
    Светить в преддверии Идеала
    Туманным факелом моим.

  13. Стихотворение «Россия» было написано А.А. Блоком в 1908 году в цикле стихов «Родина». После событий 1905 года обращение поэта к теме родины было сознательным и закономерным. Поэта интересуют дальнейшие пути развития общества, историческое прошлое и будущее родной страны, судьба ее народа.
    Какой видит Блок свою Россию?
    В начале стихотворения возникает литературная аналогия:
    Опять, как в годы золотые,
    Три стертых треплются шеи,
    И вязнут спицы расписные
    В расхлябанные колеи…
    Это гоголевская Русь, птица-тройка, но теперь она не мчится, бойко звеня колокольчиками. В иных исторических условиях иное движение. Но и «нищая Россия» дорога поэту, пусть она убога и невзрачна, у нее трудная судьба и много лишений в прошлом. Поэт верит в ее лучшее достойное будущее:
    Пускай заманит и обманет, –
    Не пропадешь, не сгинешь ты,
    И лишь забота затуманит
    Твои прекрасные черты…
    Россия предстает в образе женщины, матери, жены. Блок полагал, что грядущую катастрофу мира предотвратит женское начало – неиссякаемый источник любви и самоотверженности. Женский образ дан буквально одной чертой:
    Ну что ж? Одной заботой боле –
    Одной слезой река шумней,
    А ты все та же – лес, да поле,
    Да плат узорный до бровей…
    Платок – это черта женщины из народа, а рядом – «лес, да поле» – неброская красота родной природы. Вечен мотив пути: «дорога долгая легка», движение и развитие продолжаются.
    Но есть здесь и еще один важный мотив: свободы, бунта. У России «разбойная краса», а песня ямщика звенит «тоской острожной». Это тоже неотъемлемая часть истории родной страны, ее характерная особенность.
    И все же преобладает вера поэта в продолжение всех испытаний, в свободное и гармоническое развитие России, ведь «и невозможное возможно…».

  14. План
    Введение
    Тема Родины — основная в лирике А А. Блока. Основная часть
    Особенности лирического героя стихотворения.
    Образ Родины поэт раскрывает в стихотворении через любовь к женщине.
    Опора поэта на традиционную классическую литературу.
    Размер стихотворения.
    Художественно-выразительные средства:
    — эпитеты;
    — — метафоры;
    — олицетворения.
    Заключение
    В стихотворении создан глубокий, емкий, красочный образ России.
    Тема Родины была основной в лирике А.А. Блока. Множество стихов посвящены родной Отчизне («Осенняя воля», «Россия»), в каждом из них показана огромная любовь поэта к своей стране.
    Образ Родины А.А. Блок раскрывает в стихотворении «Россия» через любовь к женщине:
    Россия, нищая Россия,
    Мне избы серые твои,
    Твои мне песни ветровые —
    Как слезы первые любви!
    Россия, ее просторы — «дорожная даль», «расхлябанные колеи», «река», «лес, да поле» — сливаются воедино с образом возлюбленной, которая имеет «разбойную красу» и, одновременно, «прекрасные черты». Кажется, что Россия — это и есть непредсказуемая, прекрасная и нищая дева, которую поэт может постичь, обратившись к образу женщины и сопоставив ее с любимой Родиной. Практически каждое четверостишие начинается с описания страны, ее красот, а заканчивается обращением к образу возлюбленной:
    А ты все та же — лес, да поле,
    Да плот узорный до бровей…
    Дорога долгая легка,
    Когда блеснет в дали дорожной
    Мгновенный взор из-под платка…
    Россия манит Блока, завораживает своей красотой, обаянием, хотя «избы серые» говорят о бедственном положении большинства населения страны. Стихотворение «Россия» Александр Блок пишет, опираясь на традицию изображения образа родины в русской классической литературе. В финале стихотворения у Блока появляется известный образ «птицы- тройки»:
    Опять, как в годы золотые,
    Три стертых треплются шлеи,
    И вязнут спицы росписные
    В расхлябанные колеи…
    Здесь «дорога долгая легка» под звуки «глухой песни ямщика». Так поётся во многих русских народных песнях. Бло- ковское стихотворение написано четырехстопным ямбом, который придает всему поэтическому произведению особый ритм, мелодию. Здесь поэтом используется множество ярких эпитетов («годы золотые», «спицы росписные», «расхлябанные колеи», «нищая Россия», «песни ветровые», «разбойную красу», «в дали дорожной»); метафоры («треплются шлеи», «вязнут спицы», «плат узорный до бровей»); олицетворения («одной слезой река шумней», «блеснет…мгновенный взор», «звенит …песня»). Все художественно-выразительные средства помогают создать глубокий, емкий, красочный образ России.

  15. Стихотворение «Россия» написано Александром Александровичем Блоком восемнадцатого октября тысяча девятьсот восьмого года, в период, когда создавался цикл «Родина» третьего тома «Трилогии вочеловечения». Это время было для поэта временем осознания всей важности освещения темы России, этого «первейшего, самого жизненного вопроса». Тогда он говорил,что посвящает всю свою жизнь Родине, что все его стихи о России.
    Само название стихотворения уже говорит нам, о чем пойдет речь. Тема «России» – любовь поэта к своей Родине, любовь, которую он сам сравнивает с любовью к женщине. А.А.Блок исполнен всепрощающей нежности,гордости за свою страну, за ее стойкость перед лицом всех невзгод,которых в России так много. Но среди чувств автора нет жалости, «тебя жалеть я не умею», – говорит он. И на самом деле, жалость, по-моему,близка к снисхождению или к чему-то похожему на снисхождение, это такое чувство, которое возникает у человека более богатого морально или материально по отношению к менее обеспеченному, менее духовному;пожалеть можно бездомного котенка, но никак не великую державу! Россией можно только восхищаться, в нее «можно только верить», как сказал Федор Тютчев.

  16. У поэта много удивительных стихов, написанных в разное время и по разному поводу. На первом месте — стихи, посвященные Любови Дмитриевне Менделеевой, любовь к которой А. Блок пронес через всю жизнь, несмотря на сложные жизненные испытания их чувств. Все остальные стихи — это раздумья о времени. У Блока можно многому научиться: эстетическому вкусу, умению мыслить, получить блестящие уроки русской речи. Из всей блоковской поэзии я выбираю его «Итальянские стихи», написанные в 1909 году.
    Искусство Италии «обожгло» Блока. В Равенне Блок увидел могилу Данте, поразительные мозаики, древние саркофаги. Околдовала его тишина. Стихотворение «Равенна», если не лучшее, то самое знаменитое из итальянских стихов поэта:
    Все, что минутно, все, что бренно,
    Похоронила ты в веках.
    Ты, как младенец, спишь, Равенна,
    У сонной вечности в руках.
    Лишь по ночам, склонясь к долинам,
    …………………………………………
    Ведя векам грядущий счет,
    Тень Данте с профилем орлиным
    О Новой Жизни мне поет.
    Прекрасные стихи посвятил Блок Венеции, Флоренции. С высоты Сан-Мини-ато, где стоит древнейшая флорентийская церковь, упомянутая Данте в «Божественной комедии», весь город как на ладони. От прежней Флоренции остались лишь воспоминания о Леонардо да Винчи. Свое пристрастное отношение к городу Блок выразил в стихах: «Любовью длинной, безнадежной твой старый прах я полюбил…» Думаю, поэт вспомнил таинственную улыбку Моны Лизы и поклонился памяти знаменитого художника и его «модели». Мне интересно путешествовать по стихам поэта. Вот он, грандиозный Сиенский собор с полосатыми черно-белыми колоннами. Среди многих изображений выделяются «Семь возрастов жизни человека». Этот драгоценный памятник итальянского искусства вдохновил Блока на создание одного из самых проникновенных стихотворений — «Сиенский собор»:
    Когда страшишься смерти скорой,
    Когда твои неярки дни, —
    К плитам Сиенского собора
    Свой натруженный взор склони.
    ……………………………………
    Молчи, душа. Не мучь, не трогай,
    Не понуждай и не зови:
    Когда-нибудь придет он, строгий,
    Кристально-ясный час любви.
    После Италии была Германия:
    Все, что память сберечь мне старается,
    Пропадает в безумных годах,
    Но горящим зигзагом взвивается
    Эта повесть в ночных небесах.
    Жизнь давно сожжена и рассказана,
    Только первая снится любовь…
    Короткая прогулка по Рейну, посещение Кельна, где поэта поразили собор и вокзал: «чудовища, дива мира…» В «Скифах» Блок вспомнит о Кельнском соборе: «И Кельна дымные громады».
    И вот дорога поворачивает домой: «Утром проснулся и смотрю в окно вагона. Дождик идет, на пашнях слякоть, чахлые кусты, и по полю трусит на кляче, с ружьем за плечами, одинокий стражник. Я почувствовал, где я: это она — несчастная моя Россия, заплеванная чиновниками, грязная, забитая, всемирное посмешище. Здравствуй, матушка!»
    Спасибо, Александр Александрович, за удивительное путешествие с вашими стихами!..

  17. Когда на одном из поэтических вечеров слушатель попросил Блока, закончившего выступление, прочитать стихи о России, поэт ответил: «Это все о России». Слова эти были не далеки от истины — поэзия Блока носила именно такой характер.
    Тема родины прочно и органично вошла в творчество поэта. Впрочем, с развитием его мировоззрения она претерпевала изменения, и довольно существенные.
    Одним из характерных произведений раннего периода творчества является стихотворение «Русь».
    В произведениях Блока тех лет явно прослеживается тема двоемирия: мира реального — низменного и пошлого, в котором нет места высоким идеалам, и мира ирреального, мира высокой духовности и светлых идеалов. Этот конфликт достигает у Блока высочайшего драматизма и накала. Однако тема родины в стихотворении «Русь» раскрывается несколько своеобразным способом. Блок сознательно дистанцирует родную страну (вернее будет сказать, свое представление о ней) от пошлой действительности, относя в далекое, полумифическое прошлое. В его воображении она стоит гораздо ближе к идеалу, чем страна современная — с миром богатых и бедных, бездуховностью и нищетой. Она таинственная и святая. В этом образе очень много от Прекрасной Дамы, которую ранее воспевал Блок. Подобно непостижимым глубинам Вечно Женственного начала, суть Руси непостижима, она мистична по своей природе. Это страна «с мутным взором колдуна», где «ведьмы тешатся с чертями в дорожных снеговых столбах». Это Русь сказочная, Русь древних преданий.
    Это страна пилигримов и странников, которые хотят обрести некую важную, сакральную истину, понять то, что не дано понять никому. Оттого здесь «все пути и все распутья живой клюкой измождены». Именно поэтому жизнь, быт здесь не устроены, везде видна нищета. Но это нищета пилигрима, идущего к святым местам.
    Блок любит родную страну, но вопиющие противоречия ее жизни не дают ему покоя. Так, в стихотворении «Грешить бесстыдно, непробудно…» он чрезвычайно контрастно показывает эти несоответствия. Это греховность, пьянство, жестокость по отношению к ближнему, алчность, но вместе с тем — хождение в церковь, попытка вымолить у Бога прощение. Тем не менее, преодолев горечь, лирический герой Блока восклицает в завершающих строках:
    Да, и такой, моя Россия,
    Ты всех краев дороже мне.
    Следующим этапом развития темы родины становится стихотворение «Россия», в котором Блок пытается устранить конфликт между двумя мирами — миром идеальным и миром реальным путем расширения пределов собственного поэтического мира — до пределов, вмещающих в нее как идеал, так и противостоящую ему действительность.
    По сравнению со стихотворением «Русь», где образ родной страны осмысливался по большей части в мистическом ключе, в стихотворении «Россия» поэт делает большой шаг по направлению к реальному, историческому образу родной страны. В стихотворении воскресают традиции русской поэтической школы — Лермонтова, Некрасова, Гоголя. Блок пытается осмыслить значение России, понять своеобразие ее исторического пути. Противоречивые чувства Блока к своей стране и — шире — к миру вполне соответствуют той тональности, с которой ее описывали его предшественники-поэты. С одной стороны, это горечь за ее неустроенность, за нищету, забитость, темноту и бесправие основной массы населения, с другой — гордость за ее прошлые исторические победы, за те таланты, которые рождаются в этой земле. Именно поэтому в стихотворении Блока «три стертых шлеи», «расхлябанные колеи», «избы серые» соседствуют со «спицами росписными», «прекрасными чертами», «платом узорным до бровей».
    Примечательно, что воспевая красоту России, Блок характеризует ее как «разбойную красу». Это нежелание жить «по правилам», дремлющую глубоко внутри разин- скую вольницу Блок видит уже сейчас.
    Одним из самых известных произведений Блока на тему родины является стихотворение «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…», входящее в цикл «На поле Куликовом», который, в свою очередь, является составной частью более обширного цикла «Родина».
    В данном стихотворении, как и в написанных позже «Двенадцати» и «Скифах», поэту удается примирить терзавшие его противоречия. Довольно своеобразным способом.
    Уже в названии цикла Блок заявляет тему Куликовской битвы. Однако из контекста самих стихотворений тема Куликовской битвы никак не вытекает. Проблематика их гораздо шире. Для Блока Куликовская битва — в первую очередь символ, при помощи которого он пытается увидеть лицо своей страны, постичь ее тайную суть в неразрывном единстве прошлого—настоящего—будущего.
    Поэт (а с ним, по его мнению, и вся страна) как бы находятся на этом поле. Причем не не во времени монголо- татар, но в современной Блоку действительности. Поле Куликово — символ, обозначающий место встречи двух цивилизаций — европейской и азиатской. Это уже произошло в истории Руси много веков назад, но теперь снова настало время для решительной битвы.
    Если рассматривать творчество Блока в неразрывном единстве, то из его дальнейшего творчества (и предыдущего) вполне очевидно вытекает, что здесь присутствует смысловой пласт, связанный с идеями панмонголизма, идеей, весьма популярной в среде символистов и идущей еще от философии В. С. Соловьева. Символисты, и в том числе Блок, восприняли идею, выдвинутую немецким философом Ф. Ницше о циклическом характере развития культуры. Он писал о том, что любая культура, получив первоначальный толчок, постепенно оформляется в цивилизацию и, теряя силы, рано или поздно неизбежно погибает под ударами диких орд, в которых, напротив, сохранились жизненные силы. Дикие племена сметают растленную цивилизацию, и история начнется сначала — до тех пор, пока у новой цивилизации снова не иссякнет внутренняя сила и ее опять не сметут дикие орды. Многие символисты и другие «декаденты» жили в ожидании краха цивилизации, многие из них считали, что орды придут с востока (напр., В. Соловьев).
    Стихотворение «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…», как и весь цикл «На поле Куликовом», отражает мучительные размышления Блока о внутренней сути России и ее историческом предназначении. Россия всегда была страной евроазиатской, и Блок пытается выяснить, взвесить, чего в ней больше — «Европы» или «Азии». Если в более ранние периоды своего творчества он склонялся (через романтизм) к западной культуре, то позже все изменилось. Прочно связав свою жизнь и свое лирическое «я» с Россией, он начал прозревать, что Россия страна в большей степени азиатская, чем европейская, дикая и во многом чуждая западной культуре. Блок уверен, что Россия и явится той великой разрушающей силой, которая принесет миру обновление и выход на новый виток развития культуры. На поле Куликовом должны сойтись армии Востока и Запада, и, что самое парадоксальное, Русь в этой битве будет представлять армию Востока, русские — это татары. В соответствии с такой трактовкой блоковских идей становится более понятно конкретное содержание стихотворений, причины, по которым поэт употребляет именно такие эпитеты и сравнения, а не иные: «Наш путь — стрелой татарской древней воли пронзил нам грудь», «В степном дыму блеснет святое знамя и ханской сабли сталь…» и т. д.
    И вечный бой! Покой нам только снится
    Сквозь кровь и пыль…
    Летит, летит степная кобылица
    И мнет ковыль…
    Данные слова стали своего рода крылатым выражением, растиражированным в свое время советской пропагандой, однако совершенно не в том смысле, какой в него вкладывал Блок. Поэт имел в виду то, что Русь исконно враждебна любой застывшей форме, любой цивилизации (в каком смысле ее понимает западная культура). Дух, воля, игра первобытных природных сил (дионисиевское начало, по определению Ф. Ницше) — исконные качества русского народа и его главные ценности. Завоевания цивилизации не имеют для него никакого значения.
    Закат в крови! Из сердца кровь струится!
    Плачь, сердце, плачь…
    Покоя нет! Степная кобылица
    Несется вскачь!
    Восклицание «закат в крови!» словно отсылает нас к другим, более поздним произведениям Блока — «Двенадцати» («мировой пожар в крови»), «Скифам» («да, скифы мы, да, азиаты мы», т. е. речь вновь идет об азиатской сущности российского народа), статье «Крушение гуманизма» (в которой Блок практически дословно воспроизводит идею Ницше о циклическом характере развития культуры).
    «Скифы» напрямую смыкаются со стихотворением «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…», как по тематике, так и по идеям, в них заложенным. Только в «Скифах» эти идеи выражены более рельефно, более подробно. При этом речь там ведется также от имени «скифов, азиатов», но одновременно и от имени России (которая отождествляется с грядущими дикими ордами).
    Крушение западной цивилизации, своего рода апокалипсис, желанное освобождение от застоя (а именно так Блок воспринял революционные события) во всей полноте отобразились в поэме «Двенадцать». Здесь перед нами предстает та самая дикая орда, Россия «грядущих гуннов», для которой слова «гуманизм» и «гуманность» — пустой звук, нечто, безвозвратно ушедшее в прошлое.
    Примечательно, что в стихотворении «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» есть одно весьма примечательное восклицание: «Плачь, сердце, плачь!». Автором ее, безусловно, является лирический герой Блока, двойственный по самой своей природе. С одной стороны, он приветствует крушение старого мира, именем Христа благословляет «мировой пожар», а с другой — не может до конца преодолеть в себе рефлексы гуманистической культуры, без сожаления перешагнуть через наследие рушащейся цивилизации. Таков был и сам Блок, который, по свидетельству Маяковского, приветствовал революционные события, призывая и других «слушать музыку революции», но одновременно горевал о сожженной «революционными массами» в родовом имении (Шахматове) уникальной библиотеке.
    Итак, тема родины в творчестве Блока раскрывается неоднозначно и имеет свою внутреннюю эволюцию. Эта тема вместила в себя не только философию автора, его трактовку истории и культуры родной страны и остального мира, но и двойственность лирического героя, его неоднозначное, противоречивое и во многом трагическое отношение к окружающей действительности. Вобрав все традиции русской поэзии в изображении родной страны, Блок творчески переосмыслил их и выразил свое собственное мироощущение в произведениях, посвященных данной теме.
    Творчество Блока с его трагическим мироощущением явилось не только значительным этапом в развитии русской поэзии XX века, но и оказало огромное влияние на весь последующий литературный процесс.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *