Сочинение на тему мое любимое стихотворение есенина заметался пожар голубой
4 варианта
Ещё одна тема этого стихотворения — тема отречения от прошлого во имя нового идеала души.
Автор называет сердце возлюбленной «упорным», из чего понятно, что она к нему чувств не питает и не желает быть с ним. Однако нельзя не отметить, что и к этому он относится с уважением, так как не характеризует его более резким, колким словом — «упрямство». Он лишь безропотно, не настойчиво просит её заглянуть в его душу и рассмотреть там его чувство. Эта робость объясняется тем, что он меняет взгляд на свою жизнь, в которой он, скорее всего, принуждал других женщин быть рядом с ним. Но теперь настал особенный случай, когда он больше не желает покорять их, а желает сам покориться.
Герой в этом стихотворении не только испытывает внезапно охватившее его новое чувство, но и с не меньшей эмоциональной напряжённостью анализирует свою прежнюю жизнь, только в несколько ином тоне. Он сквозь призму пренебрежения и даже некоторого презрения смотрит на себя прежнего, осознавая всю нелепость прошлого. Ключевое слово в стихотворении, которым выражено его отношение к себе — «запущенный». В нем выражен экзистенциализм его прежнего существования — в нём просто не было смысла, поэтому он «запустил» свой сад, то есть свою душу. До того, как начал метаться «пожар голубой» в его сердце и подсознании, не было ничего такого, из-за чего можно было бы начать ценить жизнь.
Смысл
Смысл этого стихотворения — в необыкновенной любви к женщине, поэтому и вспыхивает «пожар голубой» в сердце лирического героя. Этот цвет символизирует необычное чувство, которое ранее лирическому герою не доводилось испытывать. Из контекста становится ясно, что в его жизни вспыхивали только заурядные «огненно-красные» вспышки – земных страстей и земной, плотской любви, а теперь ворвался в его душу пламень небесной любви, ведь голубой — это цвет ясного неба.
В стихотворении лирический герой сравнивает себя с запущенным садом — это в данном случае символ порочной души, намёк на Эдем после изгнания оттуда первых людей. Их души были чисты и непорочны, а после совершения греха и изгнания из райского сада они наполнились пристрастиями и различными духовными нечистотами. У есенинского героя все наоборот: его душа, которую в стихотворении символизирует сад, сначала была грешна. А потом, благодаря женщине, которая стала для него идеалом, его сущность стала возрождаться и очищаться. То есть эта любовь равносильна возвращению в рай из грешной, разгульной, хулиганской жизни на земле.
Тематическая линия изменения собственной жизни чередуется с любовной линией: это понятно из особого расположения строф. Если, допустим, условно обозначить строфы стихотворения об изменении благодаря внезапному чувству буквой А, а строфы о любви буквой В, то получаем такое распределение: АА (1,2) — ВВ (3,4) — АА (5,6). Из чего видно, что всё же важность преображения преобладает над важностью чувства, об этом же свидетельствует соответствие двух последних строк первой и последней строф. Ведь не о возлюбленной говорит поэт, а о собственном преображении, таким образом, подчёркивая, что раз он изменился — значит, и в самом деле в его жизнь ворвалось что-то великое и необыкновенное. Это — доказательство подлинности чувств путём самопознания.
Средства выразительности
Певучесть и особый символический «звон» стихотворению также придают ассонансы. Например, в первой строфе, где ударение в семи случаях падает на «а». Частота ударения на «а» помогает расставить звуковые акценты и обратить внимание на значимые элементы.
Другой, не менее часто встречающийся тип ассонанса в стихотворении — ударение на «е», которое, например, также встречается в двух последних строках первой и последней строф стихотворения: в слове «первый», то есть именно на нём сделан смысловой акцент. С помощью этого числительного подчёркнута новизна чувств лирического героя, его новое отношение к жизни.
Также немаловажны ударения на «о» — они встречаются в таких словах, как: «голубой», «любовь», «омут», «прошлое», «другому», «упорным», «покорным», «забросил», «осень». Для примера возьмём слово из второй строки третьей строфы — «омут», которое употреблено при помощи инверсии — следовательно, на нём сделан акцент, усиленный ударением. Внешне «омут» обозначает здесь глубину взгляда, но также у него есть скрытый смысл. Омут — наиболее глубокое место в водоёме. Следовательно, он символизирует глубину чувств героя, именно поэтому поэт акцентирует внимание на этом слове. Кроме того, буква «о» означает, как и кольцевая композиция, круги жизни лирического героя.
Оттенок эмоционального напряжения стихотворению придают такие слова, как, например, «заметался», «забросил», «скандалить». Кроме того, взволнованность, потрясение лирического героя усиливаются диссонансными рифмами — «сад – плясать»; «омут – другому»; «забросил – осень». Они создают гипометрический эффект, который намеренно нарушает общую мелодичность, таким образом, передавая хаотичность «пожара».
эпитеты, например: «родимые дали», «пожар голубой», «златокарий омут»;
анафоры, например: «В первый раз я запел про любовь/В первый раз отрекаюсь скандалить»;
инверсии, например: «пожар голубой», «сердцем упорным»;
сравнение: «Был я весь как запущенный сад»;
повторы, например: «Был я весь как запущенный сад,/Был на женщин и зелие падкий».
Автор: Елизавета Гришанова
Поэт восхитительно расписывал в своих произведениях природу и эмоции. В его строчках, как будто ощущаешь подвывание ветра на полях, звон колосков пшеницы. И вперемешку тут же громкий смех свободной души, и стон разбитого сердца.
Это стихотворение прямое обращение к своей любимой девушке, которая околдовала его одним лишь только взглядом. Есенин рассказал о своих чувствах так, как умел лучше всего, в строках своего стихотворения.
Первые строчки – взгляд, голубые как небо, глаза мужчины, где вспыхнули яркие чувства. «Заметался» – это слово хорошо отражает душевное смятение, захлестнувшие эмоции.
Поэт пишет о появлении первых чувств, первых переживаний, о первой любви, которая бывает жесткой, разбивая не думая сердца. В строках можно прочесть, что жизнь была пустой, пока не познакомился с Августой, ради которой готов поменять себя, изменить себя, лишь бы только она была рядом.
Поэт пишет о прошлых ошибках и разгульной жизни, обещая бросить все это ради одного только взора, одного лишь только прикосновения к своей любимой девушке. Есенин сравнивает себя с «запущенным садом», и думает, что все изменится в его жизни, если рядом с ним будет его любимый человек. Это и есть главный смысл в его стихотворении «Заметался пожар голубой».
Он готов отдать все ради любимой. Жизнь, его взгляды, мысли, даже творчество, лишь бы только она была рядом с ним. Поэт умел тонко передать свои чувства, ощущения, то, что его окружает сейчас. Слог его свободный, простой, без утяжеления, читается достаточно легко.
Данное стихотворение считается одним из идеальных примеров романтической прозы.
В коротких строках Есенин изложил всю свою жизнь, до встречи с возлюбленной, той, которой могла бы стать, дала б только она согласие на это.
Анализ стихотворения Заметался пожар голубой по плану
Анализ стихотворения Сергея Есенина Заметался пожар голубой по плану
План
1. История создания
2.Жанр
3.Тропы и образы
4.Композиция
5.Идея
6.Основная мысль История создания
3 августа 1923 года после пятнадцати месяцев путешествий по Соединённым Штатам Америки со своей женой, танцовщицей Айседорой Дункан, Сергей Александрович вернулся в Советский Союз.
К тому времени они с Айседорой находились на грани развода – тот образ жизни, который вела его жена, и та культура, к которой она принадлежала, оказались чужды мироощущению Есенина.
Кризис отношений приводил его в уныние; он чувствовал пустоту в душе и подспудно мечтал о чём-то, что могло бы снова изменить его жизнь в лучшую сторону. Согласно мемуарам Анатолия Мариенгофа, его друга, Сергей Александрович был опечален отсутствием у себя стихотворений о настоящей любви – он всегда писал лишь о том, чему был свидетелем, или что пережил, а влюбляться ему ещё не доводилось.
Айседора была его страстью, и он жаждал чего-то большего. По воле судьбы, в тот же день, 10 августа, когда Есенин говорил с Мариенгофом об этом, он встретил Августу Миклашевскую, актрису Камерного театра, и под впечатлением от свидания с ней вечером написал стихотворение «Заметался пожар голубой…», открывающее цикл «Любовь хулигана». Жанр
Данное стихотворение принадлежит к жанру элегии, так как затронута тема любви и её влияния на жизнь человека. Тропы и образы
Есенин был настоящим мастером анафоры. Здесь есть несколько её примеров, каждый из которых имеет своё значение. Так, в начале и конце стихотворения использована анафора «В первый раз», подчёркивающая новизну происходящего в жизни Есенина. Следующая анафора – «Был» – акцентирует внимание на том, что прежний образ жизни уходит в прошлое; ранее любивший веселье Есенин теперь говорит, что ему «разонравилось… терять жить без оглядки».
Он сравнивает себя с запущенным садом, обличительно называет алкоголь «зелием» и характеризует свои прежние увлечения как падкость на женщин. Далее следует описание Августы. Влюблённый Есенин в восхищении её образом: он одаривает её прекрасными эпитетами: «глаз злато-карий омут», «поступь нежная», «лёгкий стан», «сердцем упорным». Метафора, используемая им в описании взгляда Августы, говорит о том, что он невероятно очарован ей – он тонет в её глазах, как в омуте.
Далее по тексту встречается ещё одна метафора, связанная с Августой – «волос твоих цветом в осень». Любовь Есенина к осени известна, и теперь он сравнивает цвет волос женщины, взбудоражившей его душу, с цветом любимого времени года. Новая анафора – «Как умеет» – подчёркивает готовность Сергея Александровича измениться. Для него много значил его образ «хулигана» – в своих стихотворениях он не раз рисовал себя как весёлого гуляку с лёгкой походкой, шагающего по жизни с улыбкой. Тем более серьёзно звучат его слова о покорности и почти обещания: «Я б навеки забыл кабаки / И стихи бы писать забросил». Композиция
Стихотворение закольцовано: в первой и последней строфах третья и четвёртая строчки звучат одинаково. Они выбраны не случайно: «В первый раз я запел про любовь, / В первый раз отрекаюсь скандалить» – Есенин говорит здесь о том, как ново для него испытываемое чувство. Это стихотворение очень напоминает по композиции исповедь: в самом начале Сергей Александрович признаётся в том, что испытывает любовь впервые, и кается в том, что старый образ жизни перестал приносить ему удовлетворение. Теперь, когда он встретил Августу, он готов любить только её и пойдёт за ней на край света. Идея
Как и во всей лирике Сергея Александровича, в этом стихотворении создан образ человека с открытым сердцем, умеющего любить жизнь во всём её великолепии, будь то красота природы родной страны, весёлая прогулка по кабакам или женщина. Но именно здесь намечается духовный прогресс бывшего повесы – он понимает, что есть вещи, которыми можно пренебречь ради чего-то более возвышенного. Основная мысль
Есенин в данном стихотворении говорит о преображающей силе любви: он, ранее понимавший только прелести разгульности и страсти, готов пожертвовать привычными радостями жизни ради любимой женщины. Он растёт над собой и учится «быть покорным». Текст стихотворения
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Был я весь – как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.
Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.
Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.
Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил.
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.
Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали…
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
1923
Во-вторых, это может свидетельствовать о безвыходности ситуации, в которой оказался сам поэт, что также можно указать в анализе стиха «Заметался пожар голубой». Ведь возлюбленная не спешит разделять его чувства. Автору остается одно – ненавязчиво убеждать ее в том, что он сможет составить ей достойную пару, пожертвовав ради нее разгульным образом жизни.
Помимо этого, с помощью такой композиции поэт задает общий тон своему произведению, расставляет акценты. Например, с помощью слов «В первый раз я запел про любовь» Есенин подчеркивает, что это поведение для него несвойственно. И если лирический герой действительно хочет поменять что-то в своей жизни, начать поступать по-другому, значит, для него действительно что-то значат чувства.
Осознание жизненных ошибок и пороков
Образ женщины, которой посвящено произведение, сравнивается с золотой осенью в произведении «Заметался пожар голубой». Анализ стихотворения показывает, что в нем есть еще один философско-элегический момент. Ведь именно осень является той порой, когда завершается лето, замыкается жизненный круг. «Осень жизни» – это также подведение итогов того пути, который остался за плечами человека. Осознание своих пороков и недостатков как раз и происходит с лирическим героем. В душе лирического героя возгорелся «пожар голубой» из свежих чувств, но вот появляется золотая осень, переливающаяся оттенками увядания. Что-то утрачивает свой первоначальный смысл в жизни поэта. Что-то – наоборот, приобретает с приходом лирической героини.
Новый этап в жизни лирического героя
Это произведение является настоящим отражением душевного состояния Есенина. В душевной жизни поэта, словно в саду, наступает грустная пора. Но этот сад перестал быть запущенным. После прихода лирической героини он уже никогда не будет прежним. То, что когда-то приносило радость автору – попойки и гуляния – уже утрачивает для него былую прелесть. Поэт осознает бессмысленность и ненужность этого, он понимает, что прожигал зря драгоценный дар жизни.
Любимая женщина поэта
Попытка построить семью с Айседорой Дункан потерпела поражение. Брак был на грани после того, как Есенин вернулся из своей поездки в Америку. Уже будучи на родине, поэт повстречал прекрасную соотечественницу – Августину Миклашевскую. Он влюбился в нее с первых секунд встречи. Именно Августине и посвящен цикл под названием «Любовь хулигана», в который входит стихотворение Есенина «Заметался пожар голубой», анализ которого рассмотрен в данной статье. Поэт еще никогда не испытывал подобных чувств к женщине, которые могли бы изменить его мировосприятие.
Ещё одна тема этого стихотворения — тема отречения от прошлого во имя нового идеала души.
Автор называет сердце возлюбленной «упорным», из чего понятно, что она к нему чувств не питает и не желает быть с ним. Однако нельзя не отметить, что и к этому он относится с уважением, так как не характеризует его более резким, колким словом — «упрямство». Он лишь безропотно, не настойчиво просит её заглянуть в его душу и рассмотреть там его чувство. Эта робость объясняется тем, что он меняет взгляд на свою жизнь, в которой он, скорее всего, принуждал других женщин быть рядом с ним. Но теперь настал особенный случай, когда он больше не желает покорять их, а желает сам покориться.
Герой в этом стихотворении не только испытывает внезапно охватившее его новое чувство, но и с не меньшей эмоциональной напряжённостью анализирует свою прежнюю жизнь, только в несколько ином тоне. Он сквозь призму пренебрежения и даже некоторого презрения смотрит на себя прежнего, осознавая всю нелепость прошлого. Ключевое слово в стихотворении, которым выражено его отношение к себе — «запущенный». В нем выражен экзистенциализм его прежнего существования — в нём просто не было смысла, поэтому он «запустил» свой сад, то есть свою душу. До того, как начал метаться «пожар голубой» в его сердце и подсознании, не было ничего такого, из-за чего можно было бы начать ценить жизнь.
Смысл
Смысл этого стихотворения — в необыкновенной любви к женщине, поэтому и вспыхивает «пожар голубой» в сердце лирического героя. Этот цвет символизирует необычное чувство, которое ранее лирическому герою не доводилось испытывать. Из контекста становится ясно, что в его жизни вспыхивали только заурядные «огненно-красные» вспышки – земных страстей и земной, плотской любви, а теперь ворвался в его душу пламень небесной любви, ведь голубой — это цвет ясного неба.
В стихотворении лирический герой сравнивает себя с запущенным садом — это в данном случае символ порочной души, намёк на Эдем после изгнания оттуда первых людей. Их души были чисты и непорочны, а после совершения греха и изгнания из райского сада они наполнились пристрастиями и различными духовными нечистотами. У есенинского героя все наоборот: его душа, которую в стихотворении символизирует сад, сначала была грешна. А потом, благодаря женщине, которая стала для него идеалом, его сущность стала возрождаться и очищаться. То есть эта любовь равносильна возвращению в рай из грешной, разгульной, хулиганской жизни на земле.
Тематическая линия изменения собственной жизни чередуется с любовной линией: это понятно из особого расположения строф. Если, допустим, условно обозначить строфы стихотворения об изменении благодаря внезапному чувству буквой А, а строфы о любви буквой В, то получаем такое распределение: АА (1,2) — ВВ (3,4) — АА (5,6). Из чего видно, что всё же важность преображения преобладает над важностью чувства, об этом же свидетельствует соответствие двух последних строк первой и последней строф. Ведь не о возлюбленной говорит поэт, а о собственном преображении, таким образом, подчёркивая, что раз он изменился — значит, и в самом деле в его жизнь ворвалось что-то великое и необыкновенное. Это — доказательство подлинности чувств путём самопознания.
Средства выразительности
Певучесть и особый символический «звон» стихотворению также придают ассонансы. Например, в первой строфе, где ударение в семи случаях падает на «а». Частота ударения на «а» помогает расставить звуковые акценты и обратить внимание на значимые элементы.
Другой, не менее часто встречающийся тип ассонанса в стихотворении — ударение на «е», которое, например, также встречается в двух последних строках первой и последней строф стихотворения: в слове «первый», то есть именно на нём сделан смысловой акцент. С помощью этого числительного подчёркнута новизна чувств лирического героя, его новое отношение к жизни.
Также немаловажны ударения на «о» — они встречаются в таких словах, как: «голубой», «любовь», «омут», «прошлое», «другому», «упорным», «покорным», «забросил», «осень». Для примера возьмём слово из второй строки третьей строфы — «омут», которое употреблено при помощи инверсии — следовательно, на нём сделан акцент, усиленный ударением. Внешне «омут» обозначает здесь глубину взгляда, но также у него есть скрытый смысл. Омут — наиболее глубокое место в водоёме. Следовательно, он символизирует глубину чувств героя, именно поэтому поэт акцентирует внимание на этом слове. Кроме того, буква «о» означает, как и кольцевая композиция, круги жизни лирического героя.
Оттенок эмоционального напряжения стихотворению придают такие слова, как, например, «заметался», «забросил», «скандалить». Кроме того, взволнованность, потрясение лирического героя усиливаются диссонансными рифмами — «сад – плясать»; «омут – другому»; «забросил – осень». Они создают гипометрический эффект, который намеренно нарушает общую мелодичность, таким образом, передавая хаотичность «пожара».
эпитеты, например: «родимые дали», «пожар голубой», «златокарий омут»;
анафоры, например: «В первый раз я запел про любовь/В первый раз отрекаюсь скандалить»;
инверсии, например: «пожар голубой», «сердцем упорным»;
сравнение: «Был я весь как запущенный сад»;
повторы, например: «Был я весь как запущенный сад,/Был на женщин и зелие падкий».
Автор: Елизавета Гришанова
Поэт восхитительно расписывал в своих произведениях природу и эмоции. В его строчках, как будто ощущаешь подвывание ветра на полях, звон колосков пшеницы. И вперемешку тут же громкий смех свободной души, и стон разбитого сердца.
Это стихотворение прямое обращение к своей любимой девушке, которая околдовала его одним лишь только взглядом. Есенин рассказал о своих чувствах так, как умел лучше всего, в строках своего стихотворения.
Первые строчки – взгляд, голубые как небо, глаза мужчины, где вспыхнули яркие чувства. «Заметался» – это слово хорошо отражает душевное смятение, захлестнувшие эмоции.
Поэт пишет о появлении первых чувств, первых переживаний, о первой любви, которая бывает жесткой, разбивая не думая сердца. В строках можно прочесть, что жизнь была пустой, пока не познакомился с Августой, ради которой готов поменять себя, изменить себя, лишь бы только она была рядом.
Поэт пишет о прошлых ошибках и разгульной жизни, обещая бросить все это ради одного только взора, одного лишь только прикосновения к своей любимой девушке. Есенин сравнивает себя с «запущенным садом», и думает, что все изменится в его жизни, если рядом с ним будет его любимый человек. Это и есть главный смысл в его стихотворении «Заметался пожар голубой».
Он готов отдать все ради любимой. Жизнь, его взгляды, мысли, даже творчество, лишь бы только она была рядом с ним. Поэт умел тонко передать свои чувства, ощущения, то, что его окружает сейчас. Слог его свободный, простой, без утяжеления, читается достаточно легко.
Данное стихотворение считается одним из идеальных примеров романтической прозы.
В коротких строках Есенин изложил всю свою жизнь, до встречи с возлюбленной, той, которой могла бы стать, дала б только она согласие на это.
Анализ стихотворения Заметался пожар голубой по плану
Анализ стихотворения Сергея Есенина Заметался пожар голубой по плану
План
1. История создания
2.Жанр
3.Тропы и образы
4.Композиция
5.Идея
6.Основная мысль
История создания
3 августа 1923 года после пятнадцати месяцев путешествий по Соединённым Штатам Америки со своей женой, танцовщицей Айседорой Дункан, Сергей Александрович вернулся в Советский Союз.
К тому времени они с Айседорой находились на грани развода – тот образ жизни, который вела его жена, и та культура, к которой она принадлежала, оказались чужды мироощущению Есенина.
Кризис отношений приводил его в уныние; он чувствовал пустоту в душе и подспудно мечтал о чём-то, что могло бы снова изменить его жизнь в лучшую сторону. Согласно мемуарам Анатолия Мариенгофа, его друга, Сергей Александрович был опечален отсутствием у себя стихотворений о настоящей любви – он всегда писал лишь о том, чему был свидетелем, или что пережил, а влюбляться ему ещё не доводилось.
Айседора была его страстью, и он жаждал чего-то большего. По воле судьбы, в тот же день, 10 августа, когда Есенин говорил с Мариенгофом об этом, он встретил Августу Миклашевскую, актрису Камерного театра, и под впечатлением от свидания с ней вечером написал стихотворение «Заметался пожар голубой…», открывающее цикл «Любовь хулигана».
Жанр
Данное стихотворение принадлежит к жанру элегии, так как затронута тема любви и её влияния на жизнь человека.
Тропы и образы
Есенин был настоящим мастером анафоры. Здесь есть несколько её примеров, каждый из которых имеет своё значение. Так, в начале и конце стихотворения использована анафора «В первый раз», подчёркивающая новизну происходящего в жизни Есенина. Следующая анафора – «Был» – акцентирует внимание на том, что прежний образ жизни уходит в прошлое; ранее любивший веселье Есенин теперь говорит, что ему «разонравилось… терять жить без оглядки».
Он сравнивает себя с запущенным садом, обличительно называет алкоголь «зелием» и характеризует свои прежние увлечения как падкость на женщин. Далее следует описание Августы. Влюблённый Есенин в восхищении её образом: он одаривает её прекрасными эпитетами: «глаз злато-карий омут», «поступь нежная», «лёгкий стан», «сердцем упорным». Метафора, используемая им в описании взгляда Августы, говорит о том, что он невероятно очарован ей – он тонет в её глазах, как в омуте.
Далее по тексту встречается ещё одна метафора, связанная с Августой – «волос твоих цветом в осень». Любовь Есенина к осени известна, и теперь он сравнивает цвет волос женщины, взбудоражившей его душу, с цветом любимого времени года. Новая анафора – «Как умеет» – подчёркивает готовность Сергея Александровича измениться. Для него много значил его образ «хулигана» – в своих стихотворениях он не раз рисовал себя как весёлого гуляку с лёгкой походкой, шагающего по жизни с улыбкой. Тем более серьёзно звучат его слова о покорности и почти обещания: «Я б навеки забыл кабаки / И стихи бы писать забросил».
Композиция
Стихотворение закольцовано: в первой и последней строфах третья и четвёртая строчки звучат одинаково. Они выбраны не случайно: «В первый раз я запел про любовь, / В первый раз отрекаюсь скандалить» – Есенин говорит здесь о том, как ново для него испытываемое чувство. Это стихотворение очень напоминает по композиции исповедь: в самом начале Сергей Александрович признаётся в том, что испытывает любовь впервые, и кается в том, что старый образ жизни перестал приносить ему удовлетворение. Теперь, когда он встретил Августу, он готов любить только её и пойдёт за ней на край света.
Идея
Как и во всей лирике Сергея Александровича, в этом стихотворении создан образ человека с открытым сердцем, умеющего любить жизнь во всём её великолепии, будь то красота природы родной страны, весёлая прогулка по кабакам или женщина. Но именно здесь намечается духовный прогресс бывшего повесы – он понимает, что есть вещи, которыми можно пренебречь ради чего-то более возвышенного.
Основная мысль
Есенин в данном стихотворении говорит о преображающей силе любви: он, ранее понимавший только прелести разгульности и страсти, готов пожертвовать привычными радостями жизни ради любимой женщины. Он растёт над собой и учится «быть покорным».
Текст стихотворения
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Был я весь – как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.
Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.
Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.
Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил.
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.
Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали…
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
1923
Во-вторых, это может свидетельствовать о безвыходности ситуации, в которой оказался сам поэт, что также можно указать в анализе стиха «Заметался пожар голубой». Ведь возлюбленная не спешит разделять его чувства. Автору остается одно – ненавязчиво убеждать ее в том, что он сможет составить ей достойную пару, пожертвовав ради нее разгульным образом жизни.
Помимо этого, с помощью такой композиции поэт задает общий тон своему произведению, расставляет акценты. Например, с помощью слов «В первый раз я запел про любовь» Есенин подчеркивает, что это поведение для него несвойственно. И если лирический герой действительно хочет поменять что-то в своей жизни, начать поступать по-другому, значит, для него действительно что-то значат чувства.
Осознание жизненных ошибок и пороков
Образ женщины, которой посвящено произведение, сравнивается с золотой осенью в произведении «Заметался пожар голубой». Анализ стихотворения показывает, что в нем есть еще один философско-элегический момент. Ведь именно осень является той порой, когда завершается лето, замыкается жизненный круг. «Осень жизни» – это также подведение итогов того пути, который остался за плечами человека. Осознание своих пороков и недостатков как раз и происходит с лирическим героем. В душе лирического героя возгорелся «пожар голубой» из свежих чувств, но вот появляется золотая осень, переливающаяся оттенками увядания. Что-то утрачивает свой первоначальный смысл в жизни поэта. Что-то – наоборот, приобретает с приходом лирической героини.
Новый этап в жизни лирического героя
Это произведение является настоящим отражением душевного состояния Есенина. В душевной жизни поэта, словно в саду, наступает грустная пора. Но этот сад перестал быть запущенным. После прихода лирической героини он уже никогда не будет прежним. То, что когда-то приносило радость автору – попойки и гуляния – уже утрачивает для него былую прелесть. Поэт осознает бессмысленность и ненужность этого, он понимает, что прожигал зря драгоценный дар жизни.
Любимая женщина поэта
Попытка построить семью с Айседорой Дункан потерпела поражение. Брак был на грани после того, как Есенин вернулся из своей поездки в Америку. Уже будучи на родине, поэт повстречал прекрасную соотечественницу – Августину Миклашевскую. Он влюбился в нее с первых секунд встречи. Именно Августине и посвящен цикл под названием «Любовь хулигана», в который входит стихотворение Есенина «Заметался пожар голубой», анализ которого рассмотрен в данной статье. Поэт еще никогда не испытывал подобных чувств к женщине, которые могли бы изменить его мировосприятие.