Сочинение на тему мое любимое стихотворение пушкина я помню чудное мгновенье

15 вариантов

  1. Стихотворение “Я помню чудное мгновенье” выходит за рамки простого эпизода в биографии Пушкина. Написано оно в 1825 году. Стихотворение “Я помню чудное мгновение” по праву считается одним из самых загадочных и пленительных стихотворений А. С. Пушкина. Оно посвящено Анне Петровне Керн, племяннице П. А. Осиповой.
    Пушкин познакомился с ней в Петербурге в 1819 году, а летом 1825 года она гостила в Тригорском. Как раз этот период его жизни был ознаменован романтической направленностью, из-под его руки тогда выходили самые светлые, радостные строчки, он вспоминает счастливый миг, прожитый рядом с ней, миг, когда впервые видит ее. Первая строфа послания – воспоминание о мимолетном и прекрасном видении юности:
    Я помню чудное мгновение:
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    Есть в этом четверостишии что-то от полузабытого радостного сновидения, в котором реальные очертания расплываются, и в памяти остаются лишь общие контуры. Пушкин, умевший создавать четкие, конкретные картины жизни, здесь сознательно избегает уточнений, которые бы разрушили это впечатление золотого сна юности. Вот откуда и “чудесное мгновенье” в первой строке, и почти сказочная таинственность второй: “Передо мной явилась ты”, и отсутствие портретных штрихов А. П. Керн, и обобщенный образ – “гений чистой красоты” в четвертой.
    Возникший в первой строфе образ чистой красоты воспринимается как символ красоты и поэзии самой жизни. Впечатление радостного юношеского видения усилено во второй строфе, где душевное состояние передано в характерных для романтического стиля недомолвках:
    В томленьях грусти безнадежной,
    В тревогах шумной суеты,
    Звучал мне долго голос нежный
    И снились милые черты.
    Оба эпитета: голос нежный и милые черты оттеняют нравственную основу пушкинского идеала красоты.
    Следующие строфы – поэтический рассказ о жизненных испытаниях, которые, казалось, навсегда изгладили из памяти радостное юношеское видение. С третьей строфы интонация стихотворения изменяется, первая строка ломается паузой, а в самой необычности порядка слов возникает тревожная нота:
    Шли годы. Бурь порыв мятежный
    Рассеял прежние мечты,
    И я забыл твой голос нежный,
    Твои небесные черты.
    Наконец, упоминание о ссылке:
    В глуши, во мраке заточенья
    Тянулись тихо дни мои
    Без божества, без вдохновенья,
    Без слез, без жизни, без любви.
    “Мрак заточенья” воспринимается не только как биографический намек. Это образ насилия над личностью, неволи, которая лишала жизнь ее радостей в широком смысле слова.
    Жизнь словно замерла, утратила свою поэзию – наступила душевная спячка.
    Божество, вдохновение, слезы, жизнь, любовь поставлены Пушкиным в один ряд как слова, символизирующие полноту и яркость чувств, светлую сторону бытия, все, что противоположно мраку неволи.
    Последние две строфы звучат как гимн вечно юной и прекрасной жизни,
    Как ни тяжелы испытания, выпавшие на долю поэта, каким глухим и безысходным ни кажется мрак заточенья, его душа не завяла, она готова откликнуться на зов красоты.
    Вот почему предпоследняя строфа повторяет мотив юношеского видения, а последняя утверждает ту полноту и силу чувств, которых был лишен поэт в неволе:
    Душе настало пробужденье:
    И вот опять явилась ты,
    Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты,
    И сердце бьется в упоенье,
    И для него воскресли вновь
    И божество, и вдохновенье,
    И жизнь, и слезы, и любовь.
    Снова повстречав ту, в которую он так безумно был влюблен, поэт как бы вновь перерождается, вновь оживают все его мечты, он опять по-настоящему счастлив. Ведь не секрет, что для Пушкина любовь – это то самое светлое, радостное чувство, которое способно пробудить, воскресить к жизни любую потухшую душу. Поэтому ему необходимо это чувство – оно вдохновляет его всякий раз на творческий подвиг.
    Музыкальность, свойственная стихам А. С. Пушкина вообще, в послании “Анне Петровне Керн” достигает высшей степени совершенства.

  2. Кому не знакомо стихотворение А. С. Пушкина “Я помню чудное мгновенье…”, поражающее своей простотой, легкостью, мелодичностью? Разве можно найти строки, посвященные любимой, превосходящие по нежности и трепетности эти:
    Я помню чудное мгновенье:
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    Не знаю, как вы, а я с уверенностью могу сказать — пока не встречала. Читая и перечитывая их, всякий раз представляю себе божественной красоты молодую женщину и думаю: “Какая же ты счастливая, Анна: поэт века, русский гений посвятил тебе строки, ставшие бессмертными”.
    Встретив Анну Иетровну Керн, девятнадцатилетнюю жену генерала Керна однажды, еще в 1819 году, у своих знакомых в Петербурге, тогда еще юный поэт был поражен ее красотой и обаянием. У них не было никакой любовной истории, просто обменялись несколькими обычными фразами — но сердце поэта было сражено: никогда раньше не встречал он девушек такой сияющей красоты.
    В томленьях грусти безнадежной,
    В тревогах шумной суеты,
    Звучал мне долго голос нежный
    И снились милые черты.
    Так писал поэт, отчаявшись когда-нибудь забыть образ той, что покорила его своими “милыми чертами” и “голосом нежным”.
    Но время делало свое дело: возможности видеть Анну больше не было (для Пушкина наступили годы изгнания), страсть поэта стала потихоньку рассеиваться и он “…забыл твой голос нежный, твои небесные черты”.
    Вряд ли мог рассчитывать поэт на новую встречу, да и времени немало ушло: сначала южная ссылка, затем — ссылка в Михайловское, родовое имение поэта. “Небесные’черты” стерлись из воспоминаний. Но чего только не подстраивает судьба человеку — здесь, в Михайловском, у старых друзей Осиновых, соседей по имению, он неожиданно увидел ее, такую же обаятельную и красивую, как прежде. Анна Петровна приехала погостить к своим родственникам. “Милые черты” снова не давали покоя, заставляли думать о себе. Пушкин стал часто бывать у Осиновых, слушал, как зачарованный, модные романсы, которые исполняла, сидя за фортепьяно, Анна Петровна.
    Вот как запечатлел автор эту встречу, часы, проведенные с возлюбленной и свое душевное состояние:
    Душе настало пробужденъе
    . И вот опять явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    И сердце бьется в упоенье,
    И для него воскресли вновь
    И божество, и вдохновенье,
    И жизнь, и слезы, и любовь.
    Время пребывания Анны у Осиновых скоро подошло к концу.
    Пушкин приехал ее проводить и передал ей недавно напечатанную в Петербурге главу “Онегина”. Между страниц был вложен небольшой листок со стихами. Это было “Я помню чудное мгновенье…”.
    Стихотворение разделено на три равные части. В каждой из них — своя мысль, свой тон. Первая спокойная, наполненная воспоминаниями автора о “милых чертах”. Вторая — о долгих годах заточенья, которые стерли образ возлюбленной. Настроение этой части стихотворения тоже грустное, печальное. Зато как отличается третья часть! Она наполнена жизнью от неожиданной встречи, наполнена радостью, счастьем, которые заполонили всего поэта.
    Главное, что хотел донести автор этим стихотворением — светлую память о любви, радость от неожиданной, и от этого вдвое более сладостной, встречи с тем, что казалось утраченным навсегда.

  3. 3
    Текст добавил: свободный ангел

    Анализ стихотворения А.С. Пушкина “Я помню чудное мгновенье…”

    С тихотворение «Я помню чудное мгновенье» было написано А. С. Пушкиным в 1825 г. Это лирическое произведение посвящено А. П. Керн. В его основу положены реальные факты биографии Пушкина.
    В заглавной строфе описывается первая встреча поэта и его возлюбленной. Пушкин характеризует этот момент очень яркими, выразительными эпитетами («чудное мгновение», «мимолетнее виденье», «гений чистой красоты»). Любовь для поэта – это глубокое, искреннее, волшебное чувство, которое полностью захватывает его.
    Дальнейшие три строфы стихотворения описывают следующий этап в жизни поэта – его изгнание. Тяжелое время в судьбе Пушкина, полное жизненных испытаний, переживаний. Это время «томленья грусти безнадежной» в душе поэта. Расставание с его юношескими идеалами, этап взросления («Рассеял прежние мечты»). Возможно, были у поэта и моменты отчаяния («Без божества, без вдохновенья») Упоминается также о ссылке автора («В глуши, во мраке заточенья …»). Жизнь поэта словно замерла, потеряла смысл.
    В дальнейшем поэт вновь встречает любовь своей молодости, о чем повествуют заключительные строфы стихотворения. Пятая строфа очень похожа на первую. Пушкин пробуждается, возрождается. Вместе с прекрасной музой к поэту возвращается вдохновение, желание творить.
    Данное стихотворение написано пятистопным ямбом с перекрестной рифмой. Ритм четкий, композиция очень музыкальна.

  4. В лирических стихотворениях А. С. Пушкина с особенной полнотой и вместе с тем со скупой сдержанностью раскрывается личность самого поэта, внутренняя сила и богатство его восприятия жизни.
    «Что же было предметом его поэзии? — восторженно спрашивал Гоголь. — Все стало ее предметом, и ничего в особенности. Немеет мысль перед бесчисленностью его предметов». Это впечатление безграничного богатства и разнообразия пушкинской поэзии, отзыва на все голоса и явления жизни прежде всего возникает при погружении в его лирический мир. История, общество, природа, дружба, любовь — все это составляет содержание творчества Пушкина, определяет его открытость миру. В поэзии Александра Сергеевича пленяет ее глубокая человечность, ее духовное изящество, благородство чувств и переживаний.
    А. С. Пушкин был человеком увлекающимся. У него, как мне кажется. была постоянная потребность любить и быть любимым. В одном из ранних стихотворений поэт так переживает влюбленность:
    Душа проснулась, ожила…
    Все снова расцвело! Я жизнью трепетал…
    Живее чувствовал, свободнее дышал…

    Поэт воспринимал жизнь как миг на земле, поэтому спешил насладиться всем, что может дать ему этот мир.
    Лирика А. С. Пушкина чрезвычайно разнообразна по тематике. Она раскрывает нам огромное богатство его натуры. Среди многих талантов, данных ему природой, был талант любить и тонко чувствовать красоту. Именно поэтому тема любви занимает в его лирике очень важное место.
    Одним из шедевров любовной лирики считается в мировой поэзии стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» (1825), посвященное Анне Керн. В начале стихотворения поэт вспоминает свою первую встречу с Керн в Петербурге:
    Я помню чудное мгновение:
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.

    Любовь и красота неотделимы, по мнению поэта. Более того, любовь поднимает красоту на недосягаемые высоты, делая ее абсолютной, совершенной, «чистой». В облике любимой нет ни одного изъяна, ее появление ассоциируется с чем-то чудесным, а слово «видение» еще более наводит на мысль о том, что красота ее настолько идеальна, что трудно поверить в ее земное существование.
    Лирический герой стихотворения, а вместе с ним и автор, убежден, что любовь преображает и обогащает человека. Она возвышает его над серой обыденностью. Когда же прекрасное чувство исчезает, то и жизнь человека становится пустой:
    В глуши, во мраке заточенья
    Тянулись тихо дни мои
    Без божества, без вдохновенья,
    Без слез, без жизни, без любви.

    Но настоящую любовь нельзя убить ни томленьем «грусти безнадежной», ни суетой повседневной жизни. Она воскресает, несмотря на то, что прошли годы:
    И сердце бьется в упоенье,
    И для него воскресли вновь
    И божество, и вдохновенье,
    И жизнь, и слезы, и любовь.

    Поэт убежден в том, что любовь есть самое прерасное в жизни. Без нее нет красоты, нет самой жизни. Более того, вслед за древнегреческими философами и поэтами Пушкин связывает воедино тему любви и тему творчества. Его вывод звучит в стихотворении вполне определенно: без любви нет и поэтического вдохновения. Эта мысль подчеркивается анафорой с предлогом «без»: жизнь скучна «без божества, без вдохновенья, без любви». И эти же строки практически повторяются в последей строфе, только теперь они начинаются союзом «и»: «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь».
    Таким образом, в стихотворении Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» утверждается мысль о единстве любви, красоты и творчества. Любовь преображает человека, делая его красивым духовно. Только тот, по мнению автора, может быть подлинным поэтом, кто способен глубоко и по-настоящему любить.
    С годами философское осмысление Пушкиным темы любви усиливается. К поэту приходит понимание гуманной основы любви, которое находит наиболее полное выражение в стихотворении «Я вас любил…» (1829). Лирический сюжет стихотворения очень прост: герой расстается с любимой женщиной, и в стихотворении передаются те чувства, которые он испытывает по этому поводу. Обычно в жизни человека это очень тяжелый момент, который рождает порой обиду, ревность и даже желание мстить. Но в стихотворении А. С. Пушкина мы ничего этого не находим. Оно пронизано светлой и чистой печалью, вызванной расставанием с любимой, любовь к которой «угасла не совсем», и благодарностью за счастливое время, проведенное вместе. Поэт сумел подняться на очень высокую ступень человеческих отношений. Он искренне желает своей возлюбленной счастья и любви с другим:
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам Бог любимой быть другим.
    Стихотворение «Я вас любил…» — это образец поэтической формы. Слова его просты и безыскусны. Здесь нет причудливых рифм и сложных средств ритмической организации стиха. Оно все построено на повторении фразы «Я вас любил», которая каждый раз дается в новом контексте, с новой интонацией.
    Эти простые строки заставляют нас задуматься о многом. Читая их, мы понимаем, что любовь, если она, конечно, настоящая, не может быть эгоистичной. Подлинная любовь всегда чиста. Эта та самая небесная любовь, о которой писал древнегреческий философ Платон. Она рождает в душе человека только высокие чувства, а счастье любимого становится высшим благом для того, кто любит.
    А. С. Пушкин много писал о любви, которая предстает в его творчестве разными гранями и оттенками, но всякий раз эта любовь прекрасна. Каждым своим стихотворением автор еще раз подчеркивает мысль о том, что любовь — всегда огромное счастье для человека, даже если она и неразделенная.

  5. Александр Сергеевич Пушкин — спутник многих поколений вот уже два столетия. К его имени слух привык с детства. О нем говорят — “мой Пушкин”. В этом признак особо доверительных отношений, открытости чувств и преданности поэту. В русской литературе Пушкин первым с такой глубокой искренностью рассказал о любви, возвышающей человека. Он трепетал “перед мощной властью красоты”, испытывая неизъяснимое душевное беспокойство. Поэт “внушил не одну страсть на веку своем”. Но и сам через всю жизнь пронес чистые и нежные чувства к тем, кто дарил ему светлую радость вдохновения. Любовь в поэзии Пушкина — это глубокое, нравственно чистое и самоотверженное чувство, облагораживающее и очищающее человека.
    Вот строки из замечательного стихотворения, которое он посвятил Анне Петровне Керн:
    Я помню чудное мгновенье:
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    Такими прекрасными словами о могучей и благотворной силе любви начинается одно из самых чудесных посланий русской и мировой поэзии. Стихи “поют” и “смеются”. Они уже вышли из рамок своего времени и стали заветным достоянием всех, кто способен пережить такую же самозабвенную любовь. Это, несомненно, одна из вершин пушкинской лирики.
    Стихотворение “Я помню чудное мгновенье…” было написано в 1825 году. Оно поражает удивительной стройностью. Это произведение разделено на три совершенно равные части (по две строфы), и каждая пронизана особым, ей только свойственным тоном. Первая открывается словами “Я помню чудное мгновенье” и посвящена воспоминанию того, что было. Очевидно, в воображении Пушкина возник петербургский вечер у Олениных, первая саммит, “милые черты”, “голос нежный”. В этой строчке смысловое ударение падает не на глагол “помню”, а на слово “чудное”, которое поэт, как правило, употребляет не в современном значении (“прекрасное” или “замечательное”), а в самом что ни на есть прямом — в том, в каком оно связано с чудом, с волшебством. В пушкинском стихотворении редко, но все же встречаются различные тропы, которые помогают нам увидеть новые черты и грани изображаемого, глубже понять смысл (метафора “гений чистой красоты”, эпитеты: “чудное”, “мимолетное виденье”). Пушкин в этом стихотворении невероятно точен в передаче смыслового оттенка слова:
    Передо мной явилась ты…
    Не “возникла”, не “очутилась”, а как раз “явилась”, не оставляя сомнения в том, что речь идет о явлении героини поэту, пусть и кратковременном:
    Как мимолетное виденье…
    Но по длительности совершенно достаточное, чтобы сполна его оценить, чтобы запечатлеть его таким, каким оно пронзило и поразило душу:
    Как гений чистой красоты…
    Выяснилось, что “гений чистой красоты” заимствован поэтом из стихотворения Жуковского “Я музу юную бывало…”, где так названо божество.
    Наступили тяжелые годы изгнания. Поэт говорит об этом времени:
    В глуши, во мраке заточенъя
    Тянулись тихо дни мои
    Без божества, без вдохновенья.
    Без слез, без жизни, без любви.
    Слезы, любовь, вдохновенье — вот спутники подлинной жизни. Поэт вспоминает тяжелые годы, 1823 — 1824, когда его постигло разочарование в жизни. Это подавленное состояние продолжалось недолго. И к новой встрече Пушкин приходит с ощущением полноты жизни.
    Вдруг (это уже третья часть) “душе настало пробужденье” и ее охватил порыв прежних, чистых и свежих чувств. Собственно, ради этого и написано стихотворение: пробудившейся душе снова явилась та, кто олицетворяет собой “гений чистой красоты”, воскрешает для человека “и божество, и вдохновенье”. Пробужденье — виденье — упоенье — вдохновенье — эти слова характеризуют состояние человеческой души, соприкоснувшейся с великой ценностью, с “гением чистой красоты”. Последние два стиха повторяют начало стихотворения. Они знаменуют возврат к юности. Пробужденье души открыло Пушкину вероятность упоения творчеством, вдохновение, а сообща с тем упоенье жизнью. Пробужденная личность раскрылась и для творчества и для слез. И для любви.
    Основная мысль стихотворения — светлая память о любви и радость неожиданной встречи с тем, что, казалось, утрачено навсегда — передается Пушкиным с постепенным и возрастающим движением. Сначала грустное и нежное прошлое, далее горестное сознание утраты и, наконец, взлет радости и восторга. Это прекрасно отразил в музыке Михаил Иванович Глинка, написавший на пушкинские слова один из самых замечательных своих романсов. Если вслушаться в его звучание, мы ясно различим все этапы, по которым шла мысль Пушкина. Помимо музыки Глинки сами стихи сразу же захватывают своим звучанием. Сначала мягко и тихо, а потом все быстрее и быстрее идет их нарастающая мелодия, разрешаясь стремительным, торжествующим аккордом. Что же придает стихотворению особую музыкальность?
    Может быть, сыграло некоторую роль особое, удобное для произношения гласных и согласных отсутствие шипящих и свистящих, преобладание звуков “о”, “е”, “а”. Но вряд ли сам поэт думал об этом, когда на едином порыве писал это стихотворение. Ему, конечно, важно было в ту минуту передать овладевшее им беспокойство. Мелодия рождалась как бы сама собой, подсказанная сердцем. Но безукоризненный вкус поэта и чувство родного языка, несказанно богатого не только в смысловом, но и в звуковом отношении, дали ему вероятность найти самые точные по смыслу и сообща с тем самые мелодичные слова.
    Можно множество раз перечитывать стихотворение, чтобы снова погрузиться в колдовской мир пушкинской лирики. Удивительно красивые слова подобрал поэт, чтобы сообщить глубину своих чувств: чистых, бескорыстных, ничего не требующих взамен. Его строки берут за душу, делая нас не свидетелями, а соучастниками переживаний.



  6. Я помню чудное мгновенье:
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты. 
     В томленьях грусти безнадежной, 
    В тревогах шумной суеты,
    Звучал мне долго голос нежный
    И снились милые черты 
    Шли годы. Бурь порыв мятежный
    Рассеял прежние мечты,
    И я забыл твой голос нежный,
    Твои небесные черты. 
     В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои
    Без божества, без вдохновенья,
    Без слез,без жизни,без любви. 
    Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты. 
     И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь
    И божество, и вдохновенье,
    И жизнь, и слезы, и любовь. 
    Это стихотворение обращено к Анне Петровне Керн, очень красивой молодой женщине. В первый раз двадцатилетний Пушкин увидел ее в 1819 году на балу в Петербурге.В 1823—1824г.г. поэт живя в ссылке сначала в Одессе, а затем в Михайловском, переживал тяжелый кризис, едва не доведший его до самоубийства.К началу 1825 года он вышел из этого кризиса «душе настало пробужденье».И в это время он вновь увидел Керн, которая приехала погостить к тетке, живущей по соседству с Пушкиным  в Тригорском.   В стихотворении поэт воспевает красоту женщины, это гимн любви и вдохновила его на этот гимн Керн :»Я помню чудное мгновенье…» 
      Стихотворение состоит из шести строф.В первых   двух описываются чувства поэта, когда он впервые увидел эту красивейшую женщину и какой она была,по его мнению:«Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты…    
    В следующих двух описывается время, когда он не видел Керн:«Шли годы,бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты».Состояние жизни поэта близко к смерти:»Без слез, без жизни, без любви».        Душе настало пробужденье:     
       И вот опять явилась ты… Так начинаются последние строфы,в которых Пушкин встречает Керн, и она возвращает его к жизни.      
      В стихотворении отсутствует олицетворения.Очень много эпитетов:»Мимолетное виденье»,»Чистой красоты»,»Порыв мятежный»,»Голос нежный».      
     Есть метафоры:»Шли годы»,»Тянулись дни»,»Пробужденье настало».     
      Это небольшое произведение  Александра Сергеевича Пушкина звучит гимном не только любви, но и всего прекрасного на земле. 

  7. 7
    Текст добавил: РэЙк_БеЗ_ФэЙк

    А.С. Пушкин – величайшее имя не только для русской, но и для мировой литературы. Этот поэт внес большие изменения в русский литературный язык, невероятно расширил рамки поэтических тем. Пушкин был великим человеком, со своим мировоззрением и особенно мудрым восприятием жизни.
    Думаю, не будет ошибкой сказать, что одно из главных мест в его жизни занимала любовь. Любовная лирика Пушкина крайне богата и многогранна. Все произведения поэта, посвященные этой теме, проникнуты светлыми, нежными чувствами. Любовь, по Пушкину, – это естественное состояние души человека. Это чувство, приносящее радость, даже если оно не взаимно. Без любви нет настоящей жизни, а есть лишь пустое существование. Именно эту тему развивает Пушкин в своем стихотворении «К* * *».
    Произведение было написано в 1825 году. Оно посвящено Анне Петровне Керн, возлюбленной поэта. Здесь лирическая героиня сравнивается с «мимолетным видением», «гением чистой красоты», озарившим жизнь героя:
    Я помню чудное мгновенье:
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    В первых двух четверостишиях силен мотив воспоминания. Возлюбленная промелькнула в жизни героя подобно яркой вспышке, видению, и исчезла. Но воспоминания о ней надолго остались в душе героя:
    В томленьях грусти безнадежной,
    В тревогах шумной суеты
    Звучал мне долго голос нежный
    И снились милые черты.
    Мы понимаем, что с последней встречи героев прошло очень много времени. Светлый образ возлюбленной стал стираться из памяти лирического героя: «Бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты…». Без любви жизнь героя потеряла смысл и стала тянуться тоскливо и вяло:
    В глуши, во мраке заточенья
    Тянулись тихо дни мои
    Без божества, без вдохновенья,
    Без слез, без жизни, без любви.
    Последняя строка этого четверостишия особенно важна. Благодаря ей мы понимаем, что для лирического героя, равно как и для самого автора, жизнь и любовь – понятия равнозначные. И слезы здесь – как олицетворение глубоких чувств, душевных переживаний, радости сладостных минут. Яркая анафора в третьей и четвертой строке помогает автору с особой силой передать пустоту жизни лирического героя без любви.
    Много лет герой жил, как во сне. Но вот возлюбленная вновь появилась в его жизни, и наступило радостное пробуждение:
    Душе настало пробужденье:
    И вот опять явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    Герой вновь обрел смысл жизни. Воскресла любовь, и его сердце застучало с новой силой. Лирический герой вновь одухотворен. Он опять живет, а не существует:
    И сердце бьется в упоенье,
    И для него воскресли вновь
    И божество, и вдохновенье,
    И жизнь, и слезы, и любовь.
    Анафора в сочетании с многосоюзьем помогает автору передать восторг от возвращения любимой, наплыв чувств.
    Важно отметить, что возлюбленная лирического героя абсолютно лишена плоти. Это воздушное создание, подобное «мимолетному видению». Автор называет ее «гением чистой красоты», тем самым стараясь передать всю силу своего восхищения чистой прелестью этой женщины. С ее приходом озаряется все вокруг. Без нее же жизнь теряет свой смысл и тоскливо тянется до тех пор, пока «мимолетное виденье» вновь не озарит ее своим светом. Это состояние автор передает с помощью кольцевой композиции стихотворения.
    Произведение начинается с воспоминаний о большой любви. Подчеркивая очарование этого чувства, автор использует эпитеты «чудное мгновенье», «мимолетное виденье», «голос нежный», «милые черты». В середине стихотворения мы видим, что дни без милого образа невыносимо долго тянутся. Они серые, безжизненные, неэмоциональные. И здесь можно наблюдать уже совсем другие эпитеты: «порыв мятежный», «во мраке заточенья», «тянулись тихо». В двух последних четверостишиях «опять явилась ты», и герой ожил, пробудился ото сна и вновь упивается радостью влюбленности.
    Стихотворение проникнуто особой красотой и очарованием благодаря своему размеру. Оно написано четырехстопным ямбом с пиррихием.
    Это лирическое произведение во всей полноте передает позицию автора: без любви жизнь каждого человека бессмысленна. Никакие бытовые потрясения, повседневные заботы, мелкие жизненные радости не сравнятся с восторгом любовного чувства. Только в моменты влюбленности начинает петь душа, и все в мире преображается, приобретая свой особый смысл.

  8. Александр Сергеевич Пушкин — спутник многих поколений вот уже два столетия. К его имени слух привык с детства. О нем говорят — “мой Пушкин”. В этом признак особо доверительных отношений, открытости чувств и преданности поэту. В русской литературе Пушкин первым с такой глубокой искренностью рассказал о любви, возвышающей человека. Он трепетал “перед мощной властью красоты”, испытывая неизъяснимое душевное волнение. Поэт “внушил не одну страсть на веку своем”. Но и сам через всю жизнь пронес чистые и нежные чувства к тем, кто дарил ему светлую радость вдохновения. Любовь в поэзии Пушкина — это глубокое, нравственно чистое и самоотверженное чувство, облагораживающее и очищающее человека.
    Вот строки из замечательного стихотворения, которое он посвятил Анне Петровне Керн:
    Я помню чудное мгновенье:
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    Такими прекрасными словами о могучей и благотворной силе любви начинается одно из самых чудесных посланий русской и мировой поэзии. Стихи “поют” и “смеются”. Они уже вышли из рамок своего времени и стали заветным достоянием всех, кто способен пережить такую же самозабвенную любовь. Это, несомненно, одна из вершин пушкинской лирики.
    Стихотворение “Я помню чудное мгновенье…” было написано в 1825 году. Оно поражает удивительной стройностью. Это произведение разделено на три совершенно равные части (по две строфы), и каждая пронизана особым, ей только свойственным тоном. Первая открывается словами “Я помню чудное мгновенье” и посвящена воспоминанию того, что было. Очевидно, в воображении Пушкина возник петербургский вечер у Олениных, первая встреча, “милые черты”, “голос нежный”. В этой строчке смысловое ударение падает не на глагол “помню”, а на слово “чудное”, которое поэт, как правило, употребляет не в современном значении (“прекрасное” или “замечательное”), а в самом что ни на есть прямом — в том, в каком оно связано с чудом, с волшебством. В пушкинском стихотворении редко, но все же встречаются различные тропы, которые помогают нам увидеть новые черты и грани изображаемого, глубже понять смысл (метафора “гений чистой красоты”, эпитеты: “чудное”, “мимолетное виденье”). Пушкин в этом стихотворении невероятно точен в передаче смыслового оттенка слова:
    Передо мной явилась ты…
    Не “возникла”, не “очутилась”, а именно “явилась”, не оставляя сомнения в том, что речь идет о явлении героини поэту, пусть и кратковременном:
    Как мимолетное виденье…
    Но по длительности вполне достаточное, чтобы сполна его оценить, чтобы запечатлеть его таким, каким оно пронзило и поразило душу:
    Как гений чистой красоты…
    Выяснилось, что “гений чистой красоты” заимствован поэтом из стихотворения Жуковского “Я музу юную бывало…”, где так названо божество.
    Наступили тяжелые годы изгнания. Поэт говорит об этом времени:
    В глуши, во мраке заточенъя
    Тянулись тихо дни мои
    Без божества, без вдохновенья.
    Без слез, без жизни, без любви.
    Слезы, любовь, вдохновенье — вот спутники подлинной жизни. Поэт вспоминает тяжелые годы, 1823 — 1824, когда его постигло разочарование в жизни. Это подавленное состояние продолжалось недолго. И к новой встрече Пушкин приходит с ощущением полноты жизни.
    Вдруг (это уже третья часть) “душе настало пробужденье” и ее охватил порыв прежних, чистых и свежих чувств. Собственно, ради этого и написано стихотворение: пробудившейся душе снова явилась та, кто олицетворяет собой “гений чистой красоты”, воскрешает для человека “и божество, и вдохновенье”. Пробужденье — виденье — упоенье — вдохновенье — эти слова характеризуют состояние человеческой души, соприкоснувшейся с великой ценностью, с “гением чистой красоты”. Последние два стиха повторяют начало стихотворения. Они знаменуют возврат к юности. Пробужденье души открыло Пушкину возможность упоения творчеством, вдохновение, а вместе с тем упоенье жизнью. Пробужденная душа раскрылась и для творчества и для слез. И для любви.
    Основная мысль стихотворения — светлая память о любви и радость неожиданной встречи с тем, что, казалось, утрачено навсегда — передается Пушкиным с постепенным и возрастающим движением. Сначала грустное и нежное воспоминание, затем горестное сознание утраты и, наконец, взлет радости и восторга. Это прекрасно отразил в музыке Михаил Иванович Глинка, написавший на пушкинские слова один из самых замечательных своих романсов. Если вслушаться в его звучание, мы ясно различим все этапы, по которым шла мысль Пушкина. Помимо музыки Глинки сами стихи сразу же захватывают своим звучанием. Сначала мягко и тихо, а потом все быстрее и быстрее идет их нарастающая мелодия, разрешаясь стремительным, торжествующим аккордом. Что же придает стихотворению особую музыкальность?
    Может быть, сыграло некоторую роль особое, удобное для произношения гласных и согласных отсутствие шипящих и свистящих, преобладание звуков “о”, “е”, “а”. Но вряд ли сам поэт думал об этом, когда на едином порыве писал это стихотворение. Ему, конечно, важно было в ту минуту передать овладевшее им волнение. Мелодия рождалась как бы сама собой, подсказанная сердцем. Но безукоризненный вкус поэта и чувство родного языка, несказанно богатого не только в смысловом, но и в звуковом отношении, дали ему возможность найти самые точные по смыслу и вместе с тем самые мелодичные слова.
    Можно множество раз перечитывать стихотворение, чтобы вновь погрузиться в волшебный мир пушкинской лирики. Удивительно красивые слова подобрал поэт, чтобы выразить глубину своих чувств: чистых, бескорыстных, ничего не требующих взамен. Его строки берут за душу, делая нас не свидетелями, а соучастниками переживаний.

  9. Кому не знакомо стихотворение А. С. Пушкина “Я помню чудное мгновенье…”, поражающее своей простотой, легкостью, мелодичностью? Разве можно найти строки, посвященные любимой, превосходящие по нежности и трепетности эти:
    Я помню чудное мгновенье:
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    Не знаю, как вы, а я с уверенностью могу сказать – пока не встречала. Читая и перечитывая их, всякий раз представляю себе божественной красоты молодую женщину и думаю: “Какая же ты счастливая, Анна: поэт века, русский гений посвятил тебе строки, ставшие бессмертными”.
    Встретив Анну Иетровну Керн, девятнадцатилетнюю жену генерала Керна однажды, еще в 1819 году, у своих знакомых в Петербурге, тогда еще юный поэт был поражен ее красотой и обаянием. У них не было никакой любовной истории, просто обменялись несколькими обычными фразами – но сердце поэта было сражено: никогда раньше не встречал он девушек такой сияющей красоты.
    В томленьях грусти безнадежной,
    В тревогах шумной суеты,
    Звучал мне долго голос нежный
    И снились милые черты.
    Так писал поэт, отчаявшись когда-нибудь забыть образ той, что покорила его своими “милыми чертами” и “голосом нежным”.
    Но время делало свое дело: возможности видеть Анну больше не было (для Пушкина наступили годы изгнания), страсть поэта стала потихоньку рассеиваться и он “…забыл твой голос нежный, твои небесные черты”.
    Вряд ли мог рассчитывать поэт на новую встречу, да и времени немало ушло: сначала южная ссылка, затем – ссылка в Михайловское, родовое имение поэта. “Небесные’черты” стерлись из воспоминаний. Но чего только не подстраивает судьба человеку – здесь, в Михайловском, у старых друзей Осиновых, соседей по имению, он неожиданно увидел ее, такую же обаятельную и красивую, как прежде. Анна Петровна приехала погостить к своим родственникам. “Милые черты” снова не давали покоя, заставляли думать о себе. Пушкин стал часто бывать у Осиновых, слушал, как зачарованный, модные романсы, которые исполняла, сидя за фортепьяно, Анна Петровна.
    Вот как запечатлел автор эту встречу, часы, проведенные с возлюбленной и свое душевное состояние:
    Душе настало пробужденъе
    . И вот опять явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    И сердце бьется в упоенье,
    И для него воскресли вновь
    И божество, и вдохновенье,
    И жизнь, и слезы, и любовь.
    Время пребывания Анны у Осиновых скоро подошло к концу.
    Пушкин приехал ее проводить и передал ей недавно напечатанную в Петербурге главу “Онегина”. Между страниц был вложен небольшой листок со стихами. Это было “Я помню чудное мгновенье…”.
    Стихотворение разделено на три равные части. В каждой из них – своя мысль, свой тон. Первая спокойная, наполненная воспоминаниями автора о “милых чертах”. Вторая – о долгих годах заточенья, которые стерли образ возлюбленной. Настроение этой части стихотворения тоже грустное, печальное. Зато как отличается третья часть! Она наполнена жизнью от неожиданной встречи, наполнена радостью, счастьем, которые заполонили всего поэта.
    Главное, что хотел донести автор этим стихотворением – светлую память о любви, радость от неожиданной, и от этого вдвое более сладостной, встречи с тем, что казалось утраченным навсегда.

  10. Мое любимое стихотворение в лирике Пушкина (сочинение-миниатюра)
    Для Пушкина любовь – одно из самых сильных человеческих чувств и самое естественное проявление человеческих отношений» Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека, и все его внутренние силы приходят в движение. Не случайно у Пушкина любовь и поэзия – родные сестры. Все это доносит до нас стихотворение, посвященное Анне Петровне Керн «Я помню чудное мгновенье…» Да, это стихотворение знают все, о нем столько сказано и написано, что многие уже просто читают его как какую-то давно известную и «банальную» истину. Но именно в этой простоте и банальности вся сила этого стихотворения, сила всех чувств и переживаний, изображенных в нем.
    Это стихотворение было написано в 1825 году в период Михайловской ссылки поэта. Михайловский период составляет новый и важнейший этап в идейно-художественном развитии поэта. Именно в эту пору во весь свой богатырский рост развертывается колоссальная творческая мощь Пушкина. Именно здесь написаны и зарождаются великие полотна поэта. И поэтому такое простое стихотворение является на фоне многообразия произведений как бы невидимым и неярким. Но это только на первый взгляд. Оно именно концентрирует в себе самого Пушкина и его чувства. Ведь в это время поэт живет в «заточении»: нет личного общения с друзьями, единомышленниками. И поэтому любая встреча с человеком из «той» жизни приносит много воспоминаний, переживаний, счастья и горя одновременно.
    В стихотворении «К***» Пушкин стремится нарисовать совершенный образ женской красоты. Все, о чем поэт пишет в своем небольшом произведении, он переживает сам. Сначала – неожиданная встреча с юной прекрасной девушкой, потом – разлука с ней, годы в заточении, прожитые без всего прекрасного, и вот опять долгожданная встреча, встреча с любовью, хотя и уже прошедшей, которая только навевает прекрасное воспоминание и неизвестно, что сулит в настоящем:
    И для него воскресли вновь
    И божество, и вдохновенье,
    И жизнь, и слезы, и любовь.
    Мне очень нравится это стихотворение. Оно становится краткой духовной и, конечно, опоэтизированной биографией А. С. Пушкина. Стихотворение исполнено большой силы, искренности и чистоты чувства. Оно носит глубоко личный характер, здесь преобладает лирическая стихия: плавный ход мыслей и переживаний лирического героя-автора (ибо они здесь сливаются в одно «я»), взаимодействие субъективного и объективного изображения с преобладанием, конечно же, первого начала.

  11. Главной проблемой стихотворения Пушкин избрал описание чувства неразделенной любви.
    В стихотворении есть весь спектр эмоций, эволюция которых проста: вначале лирический герой испытывает любовное томление, в своей воображении снова и снова воскрешая образ возлюбленной. Но постепенно чувства, которые не нашли отклика в душе возлюбленной, угасли. И лирический герой вновь погружается в скучный и серый мир: в этой обыденности его душа, словно бы, умирает.
    Но вот, спустя время, герой вновь встречает ее, свою любимую. И забытое чувство любви воскресает, наполняя полнотой жизненных ощущений душу и сердце поэта. Только в любви Пушкин видит смысл, только она, по его мнению, может избавить от отчаяния и боли, и заставить человека вновь почувствовать себя живым. Любовь воскрешает к жизни – вот главная идея произведения.

    Композиция

    Композиция стихотворения условно состоит из трех частей. В первой настроение лирического героя ностальгическое. Он вновь и вновь возвращается в своих воспоминаниях к встрече и знакомству с прекрасной женщиной.
    Лирическому герою долго снятся “милые черты” и слышится ее “голос нежный”. Затем Пушкин описывает мрачные дни своего “заточенья” в глуши. Он признается, что одиночество ссылки лишило его даже вдохновенья, и жизнь, некогда полная яркими эмоциями, превратилась в существование.
    В третьей части стихотворения лирический герой вновь чувствует радость жизни, так как встреча с забытой возлюбленной возрождает в его сердце любовь, а вместе с ней возвращается и вдохновение, и страсть, и желание жить.

  12. А.С. Пушкин – величайшее имя не только для русской, но и для мировой литературы. Этот поэт внес большие изменения в русский литературный язык, невероятно расширил рамки поэтических тем. Пушкин был великим человеком, со своим мировоззрением и особенно мудрым восприятием жизни.
    Думаю, не будет ошибкой сказать, что одно из главных мест в его жизни занимала любовь. Любовная лирика Пушкина крайне богата и многогранна. Все произведения поэта, посвященные этой теме, проникнуты светлыми, нежными чувствами. Любовь, по Пушкину, – это естественное состояние души человека. Это чувство, приносящее радость, даже если оно не взаимно. Без любви нет настоящей жизни, а есть лишь пустое существование. Именно эту тему развивает Пушкин в своем стихотворении «К* * *».
    Произведение было написано в 1825 году. Оно посвящено Анне Петровне Керн, возлюбленной поэта. Здесь лирическая героиня сравнивается с «мимолетным видением», «гением чистой красоты», озарившим жизнь героя:
    Я помню чудное мгновенье:
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    В первых двух четверостишиях силен мотив воспоминания. Возлюбленная промелькнула в жизни героя подобно яркой вспышке, видению, и исчезла. Но воспоминания о ней надолго остались в душе героя:
    В томленьях грусти безнадежной,
    В тревогах шумной суеты
    Звучал мне долго голос нежный
    И снились милые черты.
    Мы понимаем, что с последней встречи героев прошло очень много времени. Светлый образ возлюбленной стал стираться из памяти лирического героя: «Бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты…». Без любви жизнь героя потеряла смысл и стала тянуться тоскливо и вяло:
    В глуши, во мраке заточенья
    Тянулись тихо дни мои
    Без божества, без вдохновенья,
    Без слез, без жизни, без любви.
    Последняя строка этого четверостишия особенно важна. Благодаря ей мы понимаем, что для лирического героя, равно как и для самого автора, жизнь и любовь – понятия равнозначные. И слезы здесь – как олицетворение глубоких чувств, душевных переживаний, радости сладостных минут. Яркая анафора в третьей и четвертой строке помогает автору с особой силой передать пустоту жизни лирического героя без любви.
    Много лет герой жил, как во сне. Но вот возлюбленная вновь появилась в его жизни, и наступило радостное пробуждение:
    Душе настало пробужденье:
    И вот опять явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    Герой вновь обрел смысл жизни. Воскресла любовь, и его сердце застучало с новой силой. Лирический герой вновь одухотворен. Он опять живет, а не существует:
    И сердце бьется в упоенье,
    И для него воскресли вновь
    И божество, и вдохновенье,
    И жизнь, и слезы, и любовь.
    Анафора в сочетании с многосоюзьем помогает автору передать восторг от возвращения любимой, наплыв чувств.
    Важно отметить, что возлюбленная лирического героя абсолютно лишена плоти. Это воздушное создание, подобное «мимолетному видению». Автор называет ее «гением чистой красоты», тем самым стараясь передать всю силу своего восхищения чистой прелестью этой женщины. С ее приходом озаряется все вокруг. Без нее же жизнь теряет свой смысл и тоскливо тянется до тех пор, пока «мимолетное виденье» вновь не озарит ее своим светом. Это состояние автор передает с помощью кольцевой композиции стихотворения.
    Произведение начинается с воспоминаний о большой любви. Подчеркивая очарование этого чувства, автор использует эпитеты «чудное мгновенье», «мимолетное виденье», «голос нежный», «милые черты». В середине стихотворения мы видим, что дни без милого образа невыносимо долго тянутся. Они серые, безжизненные, неэмоциональные. И здесь можно наблюдать уже совсем другие эпитеты: «порыв мятежный», «во мраке заточенья», «тянулись тихо». В двух последних четверостишиях «опять явилась ты», и герой ожил, пробудился ото сна и вновь упивается радостью влюбленности.
    Стихотворение проникнуто особой красотой и очарованием благодаря своему размеру. Оно написано четырехстопным ямбом с пиррихием.
    Это лирическое произведение во всей полноте передает позицию автора: без любви жизнь каждого человека бессмысленна. Никакие бытовые потрясения, повседневные заботы, мелкие жизненные радости не сравнятся с восторгом любовного чувства. Только в моменты влюбленности начинает петь душа, и все в мире преображается, приобретая свой особый смысл.

  13. 13
    Текст добавил: )(Милашка-Какашка)(

    Александр Сергеевич Пушкин — спутник многих поколений вот уже два столетия. К его имени слух привык с детства. О нем говорят — “мой Пушкин”. В этом признак особо доверительных отношений, открытости чувств и преданности поэту. В русской литературе Пушкин первым с такой глубокой искренностью рассказал о любви, возвышающей человека. Он трепетал “перед мощной властью красоты”, испытывая неизъяснимое душевное волнение. Поэт “внушил не одну страсть на веку своем”. Но и сам через всю жизнь пронес чистые и нежные чувства к тем, кто дарил ему светлую радость вдохновения. Любовь в поэзии Пушкина — это глубокое, нравственно чистое и самоотверженное чувство, облагораживающее и очищающее человека.
    Вот строки из замечательного стихотворения, которое он посвятил Анне Петровне Керн:
    Я помню чудное мгновенье:
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    Такими прекрасными словами о могучей и благотворной силе любви начинается одно из самых чудесных посланий русской и мировой поэзии. Стихи “поют” и “смеются”. Они уже вышли из рамок своего времени и стали заветным достоянием всех, кто способен пережить такую же самозабвенную любовь. Это, несомненно, одна из вершин пушкинской лирики.
    Стихотворение “Я помню чудное мгновенье…” было написано в 1825 году. Оно поражает удивительной стройностью. Это произведение разделено на три совершенно равные части (по две строфы), и каждая пронизана особым, ей только свойственным тоном. Первая открывается словами “Я помню чудное мгновенье” и посвящена воспоминанию того, что было. Очевидно, в воображении Пушкина возник петербургский вечер у Олениных, первая встреча, “милые черты”, “голос нежный”. В этой строчке смысловое ударение падает не на глагол “помню”, а на слово “чудное”, которое поэт, как правило, употребляет не в современном значении (“прекрасное” или “замечательное”), а в самом что ни на есть прямом — в том, в каком оно связано с чудом, с волшебством. В пушкинском стихотворении редко, но все же встречаются различные тропы, которые помогают нам увидеть новые черты и грани изображаемого, глубже понять смысл (метафора “гений чистой красоты”, эпитеты: “чудное”, “мимолетное виденье”). Пушкин в этом стихотворении невероятно точен в передаче смыслового оттенка слова:
    Передо мной явилась ты…
    Не “возникла”, не “очутилась”, а именно “явилась”, не оставляя сомнения в том, что речь идет о явлении героини поэту, пусть и кратковременном:
    Как мимолетное виденье…
    Но по длительности вполне достаточное, чтобы сполна его оценить, чтобы запечатлеть его таким, каким оно пронзило и поразило душу:
    Как гений чистой красоты…
    Выяснилось, что “гений чистой красоты” заимствован поэтом из стихотворения Жуковского “Я музу юную бывало…”, где так названо божество.
    Наступили тяжелые годы изгнания. Поэт говорит об этом времени:
    В глуши, во мраке заточенъя
    Тянулись тихо дни мои
    Без божества, без вдохновенья.
    Без слез, без жизни, без любви.
    Слезы, любовь, вдохновенье — вот спутники подлинной жизни. Поэт вспоминает тяжелые годы, 1823 — 1824, когда его постигло разочарование в жизни. Это подавленное состояние продолжалось недолго. И к новой встрече Пушкин приходит с ощущением полноты жизни.
    Вдруг (это уже третья часть) “душе настало пробужденье” и ее охватил порыв прежних, чистых и свежих чувств. Собственно, ради этого и написано стихотворение: пробудившейся душе снова явилась та, кто олицетворяет собой “гений чистой красоты”, воскрешает для человека “и божество, и вдохновенье”. Пробужденье — виденье — упоенье — вдохновенье — эти слова характеризуют состояние человеческой души, соприкоснувшейся с великой ценностью, с “гением чистой красоты”. Последние два стиха повторяют начало стихотворения. Они знаменуют возврат к юности. Пробужденье души открыло Пушкину возможность упоения творчеством, вдохновение, а вместе с тем упоенье жизнью. Пробужденная душа раскрылась и для творчества и для слез. И для любви.
    Основная мысль стихотворения — светлая память о любви и радость неожиданной встречи с тем, что, казалось, утрачено навсегда — передается Пушкиным с постепенным и возрастающим движением. Сначала грустное и нежное воспоминание, затем горестное сознание утраты и, наконец, взлет радости и восторга. Это прекрасно отразил в музыке Михаил Иванович Глинка, написавший на пушкинские слова один из самых замечательных своих романсов. Если вслушаться в его звучание, мы ясно различим все этапы, по которым шла мысль Пушкина. Помимо музыки Глинки сами стихи сразу же захватывают своим звучанием. Сначала мягко и тихо, а потом все быстрее и быстрее идет их нарастающая мелодия, разрешаясь стремительным, торжествующим аккордом. Что же придает стихотворению особую музыкальность?
    Может быть, сыграло некоторую роль особое, удобное для произношения гласных и согласных отсутствие шипящих и свистящих, преобладание звуков “о”, “е”, “а”. Но вряд ли сам поэт думал об этом, когда на едином порыве писал это стихотворение. Ему, конечно, важно было в ту минуту передать овладевшее им волнение. Мелодия рождалась как бы сама собой, подсказанная сердцем. Но безукоризненный вкус поэта и чувство родного языка, несказанно богатого не только в смысловом, но и в звуковом отношении, дали ему возможность найти самые точные по смыслу и вместе с тем самые мелодичные слова.
    Можно множество раз перечитывать стихотворение, чтобы вновь погрузиться в волшебный мир пушкинской лирики. Удивительно красивые слова подобрал поэт, чтобы выразить глубину своих чувств: чистых, бескорыстных, ничего не требующих взамен. Его строки берут за душу, делая нас не свидетелями, а соучастниками переживаний.

  14. Пушкин заслуженно считается не только родоначальником отечественной поэзии и реформатором русского литературного языка, но и великим мыслителем-гумани- стом, единственным в русской литературе «человеком Возрождения», по выражению философа Н. Бердяева.
    В творчестве Пушкина принято выделять несколько больших тем. Наряду с темами «поэта и поэзии», «гражданской» и «философской» лирикой, выделяют и «любовную» лирику. К ней относят стихотворения, в которых поэт излагает свой взгляд на природу этого чувства, на место любви в жизни человека.
    Одним из наиболее известных произведений, относящихся к «любовной лирике», является стихотворение «К***».
    Стихотворение посвящено Анне Петровне Керн, современнице поэта. Написано оно в форме послания и, соответственно, обращено к конкретному лицу. Однако, как это часто бывает со стихотворениями Пушкина, произведение оказывается гораздо шире и многогранней по своей тематике, чем это предполагают рамки жанра. Пушкин придает стихотворению философскую глубину и одновременно эпичность. Из-за этого стихотворение приобретает черты элегии и даже баллады.
    Произведение описывает довольно большой промежуток жизни лирического героя. Но оно измеряется не количеством событий, произошедших за этот период, но жизнью одного-единственного чувства, впечатления.
    Я помню чудное мгновенье:
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    Перипетиям этого ощущения-воспоминания и посвящено дальнейшее стихотворение.
    Описывая жизненный путь подобным образом, Пушкин тем самым утверждает главенство любви надо всеми другими чувствами и событиями. Он в первую очередь утверждает само право измерять жизненный путь подобным образом.
    Жизнь для Пушкина — не монотонное течение времени. Время в его системе координат дискретно и течет с неодинаковой скоростью. Жизнь человека, а соответственно, и время, измеряются лишь человеческими чувствами, полнотой пережитых эмоций, способностью любить. Когда человек влюблен, время ускоряет свой бег, он чувствует полноту бытия, игру свежих сил, когда же любовь его покидает, он живет «в томленьях грусти безнадежной, в тревогах шумной суеты».
    В глуши, во мраке заточенья
    Тянулись тихо дни мои
    Без божества, без вдохновенья,
    Без слез, без жизни, без любви.
    По Пушкину, жизнь, лишенная перечисленного, не является жизнью в полном смысле этого слова. Для него под жизнью подразумевается жизнь души. И лишь когда душа снова просыпается, бытие обретает былой смысл:
    И сердце бьется в упоенье,
    И для него воскресли вновь
    И божество и вдохновенье,
    И жизнь, и слезы, и любовь.
    Поэт испытывает искреннее, глубинное уважение к предмету своего чувства, уважает право своей возлюбленной на выбор. Его любовь не зависит от взаимности, она самоценна. Как напишет Пушкин в своем другом стихотворении, «и сердце вновь горит и любит оттого, что не любить оно не может» («На холмах Грузии…»).
    Итак, в стихотворении воплотилась главная черта творчества поэта — гуманизм. Он состоит в глубинном, исконном уважении к человеческой личности, ее праву на свободный выбор жизненного пути. Мир в представлении поэта широк и многообразен, он не хорош и не плох, так как прекрасен во всех своих проявлениях. Жизнь для поэта — это жизнь души, а любовь — это ее концентрированное, высшее проявление.

  15. Никто ни до, ни после
    Пушкина уже не создал в русской
    поэзии ничего подобного
    пушкинскому образу любви… Любви —
    в зародыше, в развитии, в становлении,
    в изжитости, любви в разнообразнейших состояниях…
    Н. Скатов
    А. С. Пушкин совершил чудесный переворот в русской литературе, особенно в поэзии. Отбросив высокопарный «штиль», он ввел в литературный обиход более простые, но от этого более искренние слова. Легкость, воздушность его поэзии передается читателю, заражает его своей красотой. Особенно прекрасна, безусловно, любовная лирика Пушкина, в которой отражается возвышенное отношение к женщине.
    Одним из самых известных стихотворений, относящихся к любовной лирике, является «Я помню чудное мгновенье…» Оно посвящено Анне Петровне Керн, которую поэт впервые увидел в 1819 году. Эта женщина оставила неизгладимый след в душе поэта. Следующая их встреча состоялась несколько лет спустя. И именно тогда родились строки этого стихотворения.
    Произведение, безусловно, носит биографические черты. Но, тем не менее, поэт не обнародует имя своей возлюбленной, обозначив в названии лишь «К***”. Он обращается как бы не к простому человеку, а к чему-то высокому, небесному, необъятному. Образ героини обрисован фрагментами, лишен каких-либо узнаваемых черт. Это скорее неземной идеал, совершенство. Стихотворение начинается с воспоминания, с возвращения в прошлое:
    Я помню чудное мгновенье:
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    Возлюбленная поэтизируется лирическим героем. Он называет ее «гением чистой красоты», позаимствовав эти слова из стихотворения Жуковского.
    Постепенно мы начинаем лучше узнавать лирического героя, нам все больше открывается его внутренний мир:
    В томленьях грусти безнадежной,
    В тревогах шумной суеты
    Звучал мне долго голос нежный,
    И снились милые черты.
    Его жизнь суетна, полна незначительных житейских забот. Но внутри лирический герой протестует против скучной повседневности, которая вызывает у него ощущение «грусти безнадежной». Его жизнь пуста без внутреннего света любви, восхищения. Он тянется к прекрасному всей душой, и именно поэтому во сне он видит возлюбленную, слышит голос своего прекрасного идеала.
    Но со временем этот светлый образ начинает меркнуть в памяти героя:
    Шли годы. Бурь порыв мятежный
    Рассеял прежние мечты,
    И я забыл твой голос нежный,
    Твои небесные черты.
    Жизнь захватила героя своим вихрем. Под напором жизненных невзгод, перемен он начал забывать самое главное в своей жизни. Можно сказать, что на это время он предал свою мечту, отступил от себя:
    В глуши, во мраке заточенья
    Тянулись тихо дни мои,
    Без божества, без вдохновенья,
    Без слез, без жизни, без любви.
    В этих строках идет явное упоминание о ссылке поэта в Михайловское, где он находился довольно длительный срок. Но также здесь идет речь о самом мироощущении героя. Понятие «жизнь» для героя, равно как и для самого поэта, равняется понятию «любовь». Одно без другого существовать не может. Поэтому существование, лишенное любви и красоты, для него может сравниться со «мраком заточенья», с духовным пленом.
    Но вот, спустя много лет, герой вновь встречает свою возлюбленную и пробуждается от тяжелого сна. Очень интересно, что интонация стихотворения к концу меняется: «душе настало пробужденье», и тихая, спокойная радость сменяется эмоциональным всплеском:
    И сердце бьется в упоенье,
    И для него воскресли вновь
    И божество, и вдохновенье,
    И жизнь, и слезы, и любовь.
    Герой вновь обретает любовь в своем сердце, и мир снова наполняется разнообразными красками. Это волшебное чувство, дарующее вдохновение, то есть смысл, основу жизни.
    Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Композиционно произведение можно разделить на 2 части: существование героя без любви и появление в его жизни светлого идеала, благодаря которому жизнь приобретает удивительный смысл.
    В стихотворении часто встречаются повторы. Например, строки «Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты» повторяются в первой и пятой строфе. Эпитет «голос нежный» повторяется во второй и третьей строфе. В четвертой и шестой строфе можно заметить повтор слов, который призван разграничить состояние героя до встречи с возлюбленной и после нее: «Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви» — «И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь».
    В послании использованы инверсия («передо мной явилась ты»), сравнения и эмоциональные эпитеты («Как мимолетное виденье», «как гений чистой красоты», «небесные черты», «голос нежный», «шумной суеты»), бессоюзие («Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви»), многосоюзие («И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь»), бессоюзные сложные и сложносочиненные предложения.
    Это удивительное стихотворение как нельзя лучше передает отношение Пушкина к женщине как к источнику божественного вдохновения, одухотворенной любви.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *