Сочинение на тему мое отношение к молчалину

10 вариантов

  1. Мое отношение к Молчалину сочинение 9 класс
    План
    1. Общая характеристика Молчалина
    2.Мотивы поведения Молчалина
    3.Вывод
    Одним из центральных персонажей произведения «Горе от ума» Грибоедова, является А. С. Молчалин – личный секретарь Фамусова, проживающий в его доме. Они оба принадлежат к тому глупому бесчувственному миру, против которого ведет свою бесполезную борьбу Чацкий. Но даже среди всеобщего невежества Молчалин выделяется своими отрицательными личными качествами.
    Красноречивая фамилия сразу же указывает на главный недостаток персонажа. Молчалин, служа три года у Фамусова, постоянно молчит. Но это молчание проистекает не из застенчивости или скромности. Секретарь действует с очень тонким расчетом. В центральном диалоге с Чацким он приоткрывает завесу своего секрета, заявляя, что «не должно сметь свое суждение иметь».
    Взрослый человек открыто признается, что очень низко оценивает свои умственные способности. Причем людей, авторитет которых для Молчалина непререкаем (Татьяна Юрьевна, Фома Фомич), Чацкий считает откровенными глупцами. Казалось бы, нет большой вины в том, что дурак преклоняется перед авторитетом других дураков. Но под конец комедии происходит очень важный разговор наедине Молчалина с Лизой. В нем в полной мере раскрывается подлая и угодливая натура Алексея Степановича. Ничего не утаивая от предмета своей страсти, он признается Лизе, что с детства следует неизменному принципу: «угождать всем людям без изъятия». Становится понятно, что Молчалин прекрасно разбирается в людях, но скрывает свои истинные мысли и взгляды, чтобы на его общественное положение не пала ни малейшая тень.
    Главным преступлением Молчалина в комедии становится обман Софьи. Его показная любовь также происходит из стремления понравиться хозяину. Даже его страсть к Лизе выглядит ненатуральной. Она с самого начала основана на таком же обмане. Молчалин пытается заслужить любовь дорогими тайными подарками, т. е. продолжает действовать по расчету.
    Молчалин – крайне отрицательный персонаж. Только невысокое положение не позволяет ему действовать в полной мере. Логично предположить, что впоследствии он сможет стать очередным Фомой Фомичем. Добившись авторитета путем лести и обмана, Молчалин сполна отыграется на людях. Трагизм ситуации в том, что Молчалин олицетворяет собой сложившийся отрицательный социальный тип, который неизменно присутствует в любую историческую эпоху.

  2. Если рассказывать про нашего главного героя, то он является обычным и небогатым дворянином, который родился в Твери. Сначала его пригласил к себе Фамусов, а потом взял его секретарем. У Фамусова есть очень красивая дочь, за которой бегает огромное количество мужчин, но сама девушка выбрала себе Молчанина. Вот только отец совсем не рад такому выбору своей дочери и поэтому он старается разными способами разлучить Молчанова и свою дочь, но пока у него ничего не получается. И практически каждый день девушка и наш главный герой встречаются тайно и никому об этом не рассказывают. Также он боится за каждую их встречу, ведь в любой момент их могут увидеть вместе и тогда наказания и пререканий ему не избежать, а это очень плохо может повлиять на его общение в обществе. Кроме этого отцу хочется, чтобы его дочь жила в богатстве, а не в нищете. Вот только у Молчанова имеются другие качества, которых у других людей нет, и никогда не будет.
    Данное поведение Молчанова в обществе является актуальным и на сегодняшний день. Он делает все для того чтобы услужить или прислужить каждому человеку в обществе и чтобы ему было хорошо и легко жить в этом обществе, а самое главное, чтобы его уважали и ценили в нем. И если требуется иногда немного унизить себя и показать с лучшей стороны, то и это готов сделать наш главный герой. Еще у Молчанова имеется такое мнение, которое он считает правильным и следует ему. Он считает, что пока человек молодой, нужно делать все для того чтобы было удобно и комфортно другим людям, а про себя на время нужно забыть.
    Он встречался с Соней только лишь для того чтобы устроиться в обществе, а по-настоящему ему нравилась только Лиза, которая работала простой горничной. Только с ней он вел себя как обычный и настоящий человек.
    Своим поведением он показывает, что самое главное для него в жизни это место в обществе, а также деньги, которые он зарабатывает при помощи данного общества.

  3. 3
    Текст добавил: Спасибо за внимание

    Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” представляет собой реалистически написанную широчайшую картину жизни России после Отечественной войны 1812 года. В богатой галерее образов, данных в комедии, мастерски представлены и чиновничий мир, и сановное дворянство, и крепостники-помещики, и люди, придерживающиеся передовых взглядов. В комедии затронуты все острые политические и общественные вопросы того времени: о крепостном праве, о службе, о просвещении, о дворянском воспитании; нашли свое отражение споры о суде присяжных, о пансионах, институтах, о взаимном обучении, о цензуре и т. п. Главным героем комедии является Чацкий. В его образе Грибоедов воспел “самую блестящую эпоху тогдашней России, эпоху надежд и возвышенной юности”, как говорил спустя тридцать лет А. И. Герцен. Чацкий вырос в доме Фамусова, в детстве он воспитывался и учился вместе с Софьей. Мы знаем, что он человек образованный, занимался литературной работой, был на военной службе, имел связи с министрами, три года был за границей.
    Пребывание за границей обогатило Чацкого новыми впечатлениями, расширило его кругозор, но не сделало его поклонником всего иностранного. От этого низкопоклонства перед Европой, столь типичного для фамусовского общества, Чацкого предохранили присущие ему качества: подлинный патриотизм, любовь к родине, к ее народу, критическое отношение к окружающей действительности, независимость взглядов, развитое чувство личного и национального достоинства. Возвратившись в Москву, Чацкий нашел в жизни дворянского общества ту же пошлость и пустоту, которые характеризовали ее и в прежние годы. Он нашел тот же дух нравственного угнетения и подавления личности, поэтому столкновение Чацкого с фамусовским обществом было неизбежно. Это столкновение принимает постепенно все более ожесточенный характер, оно осложняется личной драмой Чацкого — рушатся его надежды на личное счастье. Комедия Грибоедова говорит о горе человека, и горе это проистекает от его ума. Проблема “ума” в грибоедовское время была весьма злободневной, и “ум” понимался широко — как вообще интеллигентность, просвещенность, культура. С понятием “умный” связывалось тогда представление о человеке не просто умном, но вольнодумном, о человеке передовых политических убеждений, носителе новых идей.
    Пылкость таких “умников” оборачивалась в глазах обывателей “без- умием”, “горем от ума”. Пример тому — объявление сумасшедшим Чаадаева. Молчалин настолько свыкся с обществом, в котором вращается, так хочет быть в нем “своим”, что перенял многие манеры, тон, привычки его представителей. Зная, что Чацкого осуждают те, кому Молчалин раболепно служит, он позволяет себе по отношению к Чацкому снисходительно-покровительственный тон. У Молчалина есть определенная программа действий, он следует ей, не задумываясь над тем, какими средствами можно достигнуть цели. “Умеренность и аккуратность” — вот два “таланта”, которые он ставит себе в заслугу. Молчалин не брезгует покровительством Фомы Фомича, Татьяны Юрьевны, на службу смотрит как на средство сделать карьеру, он и Чацкому предлагает поступить так же: “Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать, и весело пожить?” Не стесняясь, он открыто говорит, что не смеет своего “сужденья произнесть”, потому что в чинах он небольших, поэтому “надобно ж зависеть от других”. Полностью раскрывается Молчалин в последнем действии комедии. На свои отношения с Софьей он смотрит как на средство устроиться в жизни, изображает влюбленного, опасаясь только одного: как бы Фамусов не узнал об их отношениях.
    Особенно сильно звучит его саморазоблачение. В нем — весь Молчалин, его мораль, принципы, которым он следует. Его тон и поведение меняются, когда он видит, что Софья все знает о его подлости: унижается, извивается, как червь, ползает у ее ног. Молчалин прекрасно понимает, что требуется от чиновника, если он хочет сделать карьеру. Всего три года он на службе у Фамусова, а уж успел “три награжденья получить”, стать нужным человеком для Фамусова, войти в его дом. Поэтому Чацкий, которому хорошо знаком тип такого чиновника, предсказывает Молчалину возможность блестящей служебной карьеры: А впрочем, он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных. У Молчалина есть все данные стать впоследствии важным чиновником: умение услужить влиятельным лицам, полная неразборчивость в средствах для достижения цели, отсутствие всяких нравственных правил. Н. В. Гоголь писал о Молчалине: “Молчалин… замечательный тип. Метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое, покамест тихомолком пробирающееся в люди…”
    Чем внимательнее я вглядываюсь в лица и вслушиваюсь в разговоры героев, тем настойчивее встает передо мной вопрос: а не бессмертна ли эта комедия? Не о нашей ли сегодняшней жизни она? А возможно, и о будущей? Почему же молчалины блаженствуют на свете? Молчали-ны процветают там, где косность, корыстолюбие, культ низкопоклонства, круговая порука. Чем выше уровень развития нашего общества, тем изощреннее должны становиться молчалины, стремящиеся втереться в доверие, приспособиться, пристроиться к любой обстановке. Молчалины умеют перекрашиваться, их трудно разглядеть, выявить, вывести на чистую воду. Вот перед нами два человека, понимающие жизнь и свое место в ней по-разному. Чацкий умен, образован, но ведь и простодушен, открыт, наивен; Молчалин ограничен, но хитер, ловок, скрытен. Первый открыто высказывает свое мнение, не боясь осуждения других; второй лебезит, заискивает, но в душе дурно относится к людям. Кого предпочтет фамусовское общество иметь своим другом? Конечно, Молчалина. А современное общество? Я уверена, что тоже Молчалина, иначе бы на нынешних “теплых местечках” находилось больше достойных людей. Два характера, два типа поведения, два жизненных пути…
    Каким путем должен идти человек, чтобы добиться успеха, но и не покривить душой, не совершить сделку со своей совестью? Каждый из нас делает свой выбор сам, но помочь в этом могут и такие прекрасные произведения, как комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Мастерство драматурга я вижу именно в том, что он увидел и отразил общечеловеческие, неподвластные моде и времени явления. Отразил и заставил задуматься.

    Список литературы

    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/

  4. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” представляет собой реалистически написанную широчайшую картину жизни России после Отечественной войны 1812 года. В богатой галерее образов, данных в комедии, мастерски представлены и чиновничий мир, и сановное дворянство, и крепостники-помещики, и люди, придерживающиеся передовых взглядов. В комедии затронуты все острые политические и общественные вопросы того времени: о крепостном праве, о службе, о просвещении, о дворянском воспитании; нашли свое отражение споры о суде присяжных, о пансионах, институтах, о взаимном обучении, о цензуре и т. п.
    Главным героем комедии является Чацкий. В его образе Грибоедов воспел “самую блестящую эпоху тогдашней России, эпоху надежд и возвышенной юности”, как говорил спустя тридцать лет А. И. Герцен.
    Чацкий вырос в доме Фамусова, в детстве он воспитывался и учился вместе с Софьей. Мы знаем, что он человек образованный, занимался литературной работой, был на военной службе, имел связи с министрами, три года был за границей. Пребывание за границей обогатило Чацкого новыми впечатлениями, расширило его кругозор, но не сделало его поклонником всего иностранного. От этого низкопоклонства перед Европой, столь типичного для фамусовского общества, Чацкого предохранили присущие ему качества: подлинный патриотизм, любовь к родине, к ее народу, критическое отношение к окружающей действительности, независимость взглядов, развитое чувство личного и национального достоинства.
    Возвратившись в Москву, Чацкий нашел в жизни дворянского общества ту же пошлость и пустоту, которые характеризовали ее и в прежние годы. Он нашел тот же дух нравственного угнетения и подавления личности, поэтому столкновение Чацкого с фамусовским обществом было неизбежно. Это столкновение принимает постепенно все более ожесточенный характер, оно осложняется личной драмой Чацкого — рушатся его надежды на личное счастье.
    Комедия Грибоедова говорит о горе человека, и горе это проистекает от его ума. Проблема “ума” в грибоедовское время была весьма злободневной, и “ум” понимался широко — как вообще интеллигентность, просвещенность, культура. С понятием “умный” связывалось тогда представление о человеке не просто умном, но вольнодумном, о человеке передовых политических убеждений, носителе новых идей. Пылкость таких “умников” оборачивалась в глазах обывателей “безумием”, “горем от ума”. Пример тому — объявление сумасшедшим Чаадаева.
    Молчалин настолько свыкся с обществом, в котором вращается, так хочет быть в нем “своим”, что перенял многие манеры, тон, привычки его представителей. Зная, что Чацкого осуждают те, кому Молчалин раболепно служит, он позволяет себе по отношению к Чацкому снисходительно-покровительственный тон.
    У Молчалина есть определенная программа действий, он следует ей, не задумываясь над тем, какими средствами можно достигнуть цели. “Умеренность и аккуратность” — вот два “таланта”, которые он ставит себе в заслугу.
    Молчалин не брезгует покровительством Фомы Фомича, Татьяны Юрьевны, на службу смотрит как на средство сделать карьеру, он и Чацкому предлагает поступить так же: “Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать, и весело пожить?” Не стесняясь, он открыто говорит, что не смеет своего “сужденья произнесть”, потому что в чинах он небольших, поэтому “надобно ж зависеть от других”.
    Полностью раскрывается Молчалин в последнем действии комедии. На свои отношения с Софьей он смотрит как на средство устроиться в жизни, изображает влюбленного, опасаясь только одного: как бы Фамусов не узнал об их отношениях. Особенно сильно звучит его саморазоблачение. В нем — весь Молчалин, его мораль, принципы, которым он следует. Его тон и поведение меняются, когда он видит, что Софья все знает о его подлости: унижается, извивается, как червь, ползает у ее ног.
    Молчалин прекрасно понимает, что требуется от чиновника, если он хочет сделать карьеру. Всего три года он на службе у Фамусова, а уж успел “три награжденья получить”, стать нужным человеком для Фамусова, войти в его дом. Поэтому Чацкий, которому хорошо знаком тип такого чиновника, предсказывает Молчалину возможность блестящей служебной карьеры:
    А впрочем, он дойдет до степеней известных,
    Ведь нынче любят бессловесных.
    У Молчалина есть все данные стать впоследствии важным чиновником: умение услужить влиятельным лицам, полная неразборчивость в средствах для достижения цели, отсутствие всяких нравственных правил. Н. В. Гоголь писал о Молчалине: “Молчалин… замечательный тип. Метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое, покамест тихомолком пробирающееся в люди…”
    Чем внимательнее я вглядываюсь в лица и вслушиваюсь в разговоры героев, тем настойчивее встает передо мной вопрос: а не бессмертна ли эта комедия? Не о нашей ли сегодняшней жизни она? А возможно, и о будущей?
    Почему же молчалины блаженствуют на свете? Молчалины процветают там, где косность, корыстолюбие, культ низкопоклонства, круговая порука. Чем выше уровень развития нашего общества, тем изощреннее должны становиться молчалины, стремящиеся втереться в доверие, приспособиться, пристроиться к любой обстановке. Молчалины умеют перекрашиваться, их трудно разглядеть, выявить, вывести на чистую воду.
    Вот перед нами два человека, понимающие жизнь и свое место в ней по-разному. Чацкий умен, образован, но ведь и простодушен, открыт, наивен; Молчалин ограничен, но хитер, ловок, скрытен. Первый открыто высказывает свое мнение, не боясь осуждения других; второй лебезит, заискивает, но в душе дурно относится к людям.
    Кого предпочтет фамусовское общество иметь своим другом? Конечно, Молчалина. А современное общество? Я уверена, что тоже Молчалина, иначе бы на нынешних “теплых местечках” находилось больше достойных людей.
    Два характера, два типа поведения, два жизненных пути… Каким путем должен идти человек, чтобы добиться успеха, но и не покривить душой, не совершить сделку со своей совестью? Каждый из нас делает свой выбор сам, но помочь в этом могут и такие прекрасные произведения, как комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Мастерство драматурга я вижу именно в том, что он увидел и отразил общечеловеческие, неподвластные моде и времени явления. Отразил и заставил задуматься.

  5. Представителем «века нынешнего» является Чацкий. Для того чтобы сделать все положительные качества Чацкого более яркими, Грибоедов вводит в комедию образ низкого подхалима и лицемера Молчалина, который имеет твердые жизненные позиции и энергично прокладывает себе путь. Характерной чертой Молчалина является удивительное сочетание ума, хитрости, абсолютной беспринципности и изворотливости. Он может найти «ключ» к любому влиятельному человеку. Жизненные установки, убеждения, вся система нравственных ценностей Молчалина противоположна моральному кодексу, идеям и идеалам Чацкого.
    Молчалин – типичный представитель фамусовского общества. Но отличительными чертами характера антигероя являются чувство силы, желание достигнуть чего-то большего, неудовлетворенность малым. Предел желаний Фамусова – удачной замужество Софьи, да еще пару орденов. Скалозуб мечтает: «Мне бы только досталось в генералы». А князь Тугоуховский вообще давным-давно «на посылках» у супруги, и, наверное, его единственное желание – покой. И все. Не более того. Но Молчалин этим не удовлетворяется. Всего лишь за несколько лет он добивается потрясающих успехов. Являясь изначально безызвестным, безродным мещанином, Молчалин стал секретарем московского «туза», и, кроме того, он получил три награды, чин асессора, дающий право на потомственное дворянство. На личном фронте антигерою также сопутствует удача – его возлюбленная Софья, и Молчалин становится ее тайным женихом. Все эти обстоятельства стали предпосылками того, чтобы Молчалина стали считать незаметным как в фамусовском доме, так и в обществе.
    Но может ли остановиться Молчалин на достигнутом? Нет, он только набирает силу и устранит все препятствия на своем пути. Самой тревожной и страшной чертой характера Молчалина является его крайняя беспринципность. Ведь тот, кто может вынести любые унижения в борьбе за власть, богатство, силу, достигнув этого, примется сам унижать и уничтожать. Одно из основных заблуждений Чацкого – несерьезное отношение к Молчалину, к его «талантам». Но это «жалчайшее создание» не является таким уж безобидным. Молчалин во время отсутствия Чацкого завоевал любовь Софьи. Он является счастливым соперником главного героя. Но основной смысл противостояния Молчалина Чацкому заключается во фразе : «Молчалины блаженствуют на свете».
    Такие люди как Молчалин, после восстания декабристов станут столпами общества. На этих Молчалиных, чьим жизненным кредо является «и награжденья брать, и весело пожить», будет опираться новая власть.

  6. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” представляет собой реалистически написанную широчайшую картину жизни России после Отечественной войны 1812 года. В богатой галерее образов, данных в комедии, мастерски представлены и чиновничий мир, и сановное дворянство, и крепостники-помещики, и люди, придерживающиеся передовых взглядов. В комедии затронуты все острые политические и общественные вопросы того времени: о крепостном праве, о службе, о просвещении, о дворянском воспитании; нашли свое отражение споры о суде присяжных, о пансионах, институтах, о взаимном обучении, о цензуре и т. п. Главным героем комедии является Чацкий. В его образе Грибоедов воспел “самую блестящую эпоху тогдашней России, эпоху надежд и возвышенной юности”, как говорил спустя тридцать лет А. И. Герцен. Чацкий вырос в доме Фамусова, в детстве он воспитывался и учился вместе с Софьей. Мы знаем, что он человек образованный, занимался литературной работой, был на военной службе, имел связи с министрами, три года был за границей.
    Пребывание за границей обогатило Чацкого новыми впечатлениями, расширило его кругозор, но не сделало его поклонником всего иностранного. От этого низкопоклонства перед Европой, столь типичного для фамусовского общества, Чацкого предохранили присущие ему качества: подлинный патриотизм, любовь к родине, к ее народу, критическое отношение к окружающей действительности, независимость взглядов, развитое чувство личного и национального достоинства. Возвратившись в Москву, Чацкий нашел в жизни дворянского общества ту же пошлость и пустоту, которые характеризовали ее и в прежние годы. Он нашел тот же дух нравственного угнетения и подавления личности, поэтому столкновение Чацкого с фамусовским обществом было неизбежно. Это столкновение принимает постепенно все более ожесточенный характер, оно осложняется личной драмой Чацкого — рушатся его надежды на личное счастье. Комедия Грибоедова говорит о горе человека, и горе это проистекает от его ума. Проблема “ума” в грибоедовское время была весьма злободневной, и “ум” понимался широко — как вообще интеллигентность, просвещенность, культура. С понятием “умный” связывалось тогда представление о человеке не просто умном, но вольнодумном, о человеке передовых политических убеждений, носителе новых идей.
    Пылкость таких “умников” оборачивалась в глазах обывателей “без- умием”, “горем от ума”. Пример тому — объявление сумасшедшим Чаадаева. Молчалин настолько свыкся с обществом, в котором вращается, так хочет быть в нем “своим”, что перенял многие манеры, тон, привычки его представителей. Зная, что Чацкого осуждают те, кому Молчалин раболепно служит, он позволяет себе по отношению к Чацкому снисходительно-покровительственный тон. У Молчалина есть определенная программа действий, он следует ей, не задумываясь над тем, какими средствами можно достигнуть цели. “Умеренность и аккуратность” — вот два “таланта”, которые он ставит себе в заслугу. Молчалин не брезгует покровительством Фомы Фомича, Татьяны Юрьевны, на службу смотрит как на средство сделать карьеру, он и Чацкому предлагает поступить так же: “Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать, и весело пожить?” Не стесняясь, он открыто говорит, что не смеет своего “сужденья произнесть”, потому что в чинах он небольших, поэтому “надобно ж зависеть от других”. Полностью раскрывается Молчалин в последнем действии комедии. На свои отношения с Софьей он смотрит как на средство устроиться в жизни, изображает влюбленного, опасаясь только одного: как бы Фамусов не узнал об их отношениях.
    Особенно сильно звучит его саморазоблачение. В нем — весь Молчалин, его мораль, принципы, которым он следует. Его тон и поведение меняются, когда он видит, что Софья все знает о его подлости: унижается, извивается, как червь, ползает у ее ног. Молчалин прекрасно понимает, что требуется от чиновника, если он хочет сделать карьеру. Всего три года он на службе у Фамусова, а уж успел “три награжденья получить”, стать нужным человеком для Фамусова, войти в его дом. Поэтому Чацкий, которому хорошо знаком тип такого чиновника, предсказывает Молчалину возможность блестящей служебной карьеры: А впрочем, он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных. У Молчалина есть все данные стать впоследствии важным чиновником: умение услужить влиятельным лицам, полная неразборчивость в средствах для достижения цели, отсутствие всяких нравственных правил. Н. В. Гоголь писал о Молчалине: “Молчалин… замечательный тип. Метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое, покамест тихомолком пробирающееся в люди…”
    Чем внимательнее я вглядываюсь в лица и вслушиваюсь в разговоры героев, тем настойчивее встает передо мной вопрос: а не бессмертна ли эта комедия? Не о нашей ли сегодняшней жизни она? А возможно, и о будущей? Почему же молчалины блаженствуют на свете? Молчали-ны процветают там, где косность, корыстолюбие, культ низкопоклонства, круговая порука. Чем выше уровень развития нашего общества, тем изощреннее должны становиться молчалины, стремящиеся втереться в доверие, приспособиться, пристроиться к любой обстановке. Молчалины умеют перекрашиваться, их трудно разглядеть, выявить, вывести на чистую воду. Вот перед нами два человека, понимающие жизнь и свое место в ней по-разному. Чацкий умен, образован, но ведь и простодушен, открыт, наивен; Молчалин ограничен, но хитер, ловок, скрытен. Первый открыто высказывает свое мнение, не боясь осуждения других; второй лебезит, заискивает, но в душе дурно относится к людям. Кого предпочтет фамусовское общество иметь своим другом? Конечно, Молчалина. А современное общество? Я уверена, что тоже Молчалина, иначе бы на нынешних “теплых местечках” находилось больше достойных людей. Два характера, два типа поведения, два жизненных пути…
    Каким путем должен идти человек, чтобы добиться успеха, но и не покривить душой, не совершить сделку со своей совестью? Каждый из нас делает свой выбор сам, но помочь в этом могут и такие прекрасные произведения, как комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Мастерство драматурга я вижу именно в том, что он увидел и отразил общечеловеческие, неподвластные моде и времени явления. Отразил и заставил задуматься.

  7. Комедия А. С.
    Грибоедова “Горе от ума” представляет собой реалистически написанную
    широчайшую картину жизни России после Отечественной войны 1812 года. В богатой
    галерее образов, данных в комедии, мастерски представлены и чиновничий мир, и
    сановное дворянство, и крепостники-помещики, и люди, придерживающиеся передовых
    взглядов. В комедии затронуты все острые политические и общественные вопросы
    того времени: о крепостном праве, о службе, о просвещении, о дворянском
    воспитании; нашли свое отражение споры о суде присяжных, о пансионах,
    институтах, о взаимном обучении, о цензуре и т. п. Главным героем комедии
    является Чацкий. В его образе Грибоедов воспел “самую блестящую эпоху
    тогдашней России, эпоху надежд и возвышенной юности”, как говорил спустя
    тридцать лет А. И. Герцен. Чацкий вырос в доме Фамусова, в детстве он
    воспитывался и учился вместе с Софьей. Мы знаем, что он человек образованный,
    занимался литературной работой, был на военной службе, имел связи с министрами,
    три года был за границей.
    Пребывание за
    границей обогатило Чацкого новыми впечатлениями, расширило его кругозор, но не
    сделало его поклонником всего иностранного. От этого низкопоклонства перед
    Европой, столь типичного для фамусовского общества, Чацкого предохранили
    присущие ему качества: подлинный патриотизм, любовь к родине, к ее народу,
    критическое отношение к окружающей действительности, независимость взглядов,
    развитое чувство личного и национального достоинства. Возвратившись в Москву,
    Чацкий нашел в жизни дворянского общества ту же пошлость и пустоту, которые
    характеризовали ее и в прежние годы. Он нашел тот же дух нравственного
    угнетения и подавления личности, поэтому столкновение Чацкого с фамусовским
    обществом было неизбежно. Это столкновение принимает постепенно все более
    ожесточенный характер, оно осложняется личной драмой Чацкого — рушатся его
    надежды на личное счастье. Комедия Грибоедова говорит о горе человека, и горе это
    проистекает от его ума. Проблема “ума” в грибоедовское время была
    весьма злободневной, и “ум” понимался широко — как вообще
    интеллигентность, просвещенность, культура. С понятием “умный”
    связывалось тогда представление о человеке не просто умном, но вольнодумном, о
    человеке передовых политических убеждений, носителе новых идей.
    Пылкость таких
    “умников” оборачивалась в глазах обывателей “без- умием”,
    “горем от ума”. Пример тому — объявление сумасшедшим Чаадаева.
    Молчалин настолько свыкся с обществом, в котором вращается, так хочет быть в
    нем “своим”, что перенял многие манеры, тон, привычки его
    представителей. Зная, что Чацкого осуждают те, кому Молчалин раболепно служит,
    он позволяет себе по отношению к Чацкому снисходительно-покровительственный
    тон. У Молчалина есть определенная программа действий, он следует ей, не
    задумываясь над тем, какими средствами можно достигнуть цели. “Умеренность
    и аккуратность” — вот два “таланта”, которые он ставит себе в
    заслугу. Молчалин не брезгует покровительством Фомы Фомича, Татьяны Юрьевны, на
    службу смотрит как на средство сделать карьеру, он и Чацкому предлагает
    поступить так же: “Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И
    награжденья брать, и весело пожить?” Не стесняясь, он открыто говорит, что
    не смеет своего “сужденья произнесть”, потому что в чинах он
    небольших, поэтому “надобно ж зависеть от других”. Полностью
    раскрывается Молчалин в последнем действии комедии. На свои отношения с Софьей
    он смотрит как на средство устроиться в жизни, изображает влюбленного, опасаясь
    только одного: как бы Фамусов не узнал об их отношениях.
    Особенно сильно
    звучит его саморазоблачение. В нем — весь Молчалин, его мораль, принципы,
    которым он следует. Его тон и поведение меняются, когда он видит, что Софья все
    знает о его подлости: унижается, извивается, как червь, ползает у ее ног.
    Молчалин прекрасно понимает, что требуется от чиновника, если он хочет сделать
    карьеру. Всего три года он на службе у Фамусова, а уж успел “три
    награжденья получить”, стать нужным человеком для Фамусова, войти в его
    дом. Поэтому Чацкий, которому хорошо знаком тип такого чиновника, предсказывает
    Молчалину возможность блестящей служебной карьеры: А впрочем, он дойдет до
    степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных. У Молчалина есть все данные
    стать впоследствии важным чиновником: умение услужить влиятельным лицам, полная
    неразборчивость в средствах для достижения цели, отсутствие всяких нравственных
    правил. Н. В. Гоголь писал о Молчалине: “Молчалин… замечательный тип.
    Метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое, покамест тихомолком пробирающееся
    в люди…”
    Чем
    внимательнее я вглядываюсь в лица и вслушиваюсь в разговоры героев, тем
    настойчивее встает передо мной вопрос: а не бессмертна ли эта комедия? Не о
    нашей ли сегодняшней жизни она? А возможно, и о будущей? Почему же молчалины
    блаженствуют на свете? Молчали-ны процветают там, где косность, корыстолюбие,
    культ низкопоклонства, круговая порука. Чем выше уровень развития нашего
    общества, тем изощреннее должны становиться молчалины, стремящиеся втереться в
    доверие, приспособиться, пристроиться к любой обстановке. Молчалины умеют
    перекрашиваться, их трудно разглядеть, выявить, вывести на чистую воду. Вот
    перед нами два человека, понимающие жизнь и свое место в ней по-разному. Чацкий
    умен, образован, но ведь и простодушен, открыт, наивен; Молчалин ограничен, но
    хитер, ловок, скрытен. Первый открыто высказывает свое мнение, не боясь
    осуждения других; второй лебезит, заискивает, но в душе дурно относится к
    людям. Кого предпочтет фамусовское общество иметь своим другом? Конечно,
    Молчалина. А современное общество? Я уверена, что тоже Молчалина, иначе бы на
    нынешних “теплых местечках” находилось больше достойных людей. Два
    характера, два типа поведения, два жизненных пути…
    Каким путем
    должен идти человек, чтобы добиться успеха, но и не покривить душой, не
    совершить сделку со своей совестью? Каждый из нас делает свой выбор сам, но
    помочь в этом могут и такие прекрасные произведения, как комедия А. С.
    Грибоедова “Горе от ума”. Мастерство драматурга я вижу именно в том,
    что он увидел и отразил общечеловеческие, неподвластные моде и времени явления.
    Отразил и заставил задуматься.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/

  8. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” представляет собой реалистически написанную широчайшую картину жизни России после Отечественной войны 1812 года. В богатой галерее образов, данных в комедии, мастерски представлены и чиновничий мир, и сановное дворянство, и крепостники-помещики, и люди, придерживающиеся передовых взглядов. В комедии затронуты все острые политические и общественные вопросы того времени: о крепостном праве, о службе, о просвещении, о дворянском воспитании; нашли свое отражение споры о суде присяжных, о пансионах, институтах, о взаимном обучении, о цензуре и т. п.
    Главным героем комедии является Чацкий. В его образе Грибоедов воспел “самую блестящую эпоху тогдашней России, эпоху надежд и возвышенной юности”, как говорил спустя тридцать лет А. И. Герцен.
    Чацкий вырос в доме Фамусова, в детстве он воспитывался и учился вместе с Софьей. Мы знаем, что он человек образованный, занимался литературной работой, был на военной службе, имел связи с министрами, три года был за границей. Пребывание за границей обогатило Чацкого новыми впечатлениями, расширило его кругозор, но не сделало его поклонником всего иностранного. От этого низкопоклонства перед Европой, столь типичного для фамусовского общества, Чацкого предохранили присущие ему качества: подлинный патриотизм, любовь к ро-. дине, к ее народу, критическое отношение к окружающей действительности, независимость взглядов, развитое чувство личного и национального достоинства.
    Возвратившись в Москву, Чацкий нашел в жизни дворянского общества ту же пошлость и пустоту, которые характеризовали ее и в прежние годы. Он нашел тот же дух нравственного угнетения и подавления личности, поэтому столкновение Чацкого с фамусовским обществом было неизбежно. Это столкновение принимает постепенно все более ожесточенный характер, оно осложняется личной драмой Чацкого — рушатся его надежды на личное счастье.
    Комедия Грибоедова говорит о горе человека, и горе это проистекает от его ума. Проблема “ума” в грибоедовское время была весьма злободневной, и “ум” понимался широко — как вообще интеллигентность, просвещенность, культура. С понятием “умный” связывалось тогда представление о человеке не просто умном, но вольнодумном, о человеке передовых политических убеждений, носителе новых идей. Пылкость таких “умников” оборачивалась в глазах обывателей “безумием”, “горем от ума”. Пример тому — объявление сумасшедшим Чаадаева.
    Молчалин настолько свыкся с обществом, в котором вращается, так хочет быть в нем “своим”, что перенял многие манеры, тон, привычки его представителей. Зная, что Чацкого осуждают те, кому Молчалин раболепно служит, он позволяет себе по отношению к Чацкому снисходительно-покровительственный тон.
    У Молчалина есть определенная программа действий, он следует ей, не задумываясь над тем, какими средствами можно достигнуть цели. “Умеренность и аккуратность” — вот два “таланта”, которые он ставит себе в заслугу.
    Молчалин не брезгует покровительством Фомы Фомича, Татьяны Юрьевны, на службу смотрит как на средство сделать карьеру, он и Чацкому предлагает поступить так же: “Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать, и весело пожить?” Не стесняясь, он открыто говорит, что не смеет своего “сужденья произнесть”, потому что в чинах он небольших, поэтому “надобно ж зависеть от других”.
    Полностью раскрывается Молчалин в последнем действии комедии. На свои отношения с Софьей он смотрит как на средство устроиться в жизни, изображает влюбленного, опасаясь только одного: как бы Фамусов не узнал об их отношениях. Особенно сильно звучит его саморазоблачение. В нем — весь Молчалин, его мораль, принципы, которым он следует. Его тон и поведение меняются, когда он видит, что Софья все знает о его подлости: унижается, извивается, как червь, ползает у ее ног.
    Молчалин прекрасно понимает, что требуется от чиновника, если он хочет сделать карьеру. Всего три года он на службе у Фамусова, а уж успел “три награжденья получить”, стать нужным человеком для Фамусова, войти в его дом. Поэтому Чацкий, которому хорошо знаком тип такого чиновника, предсказывает Молчалину возможность блестящей служебной карьеры:
    А впрочем, он дойдет до степеней известных,
    Ведь нынче любят бессловесных.
    У Молчалина есть все данные стать впоследствии важным чиновником: умение услужить влиятельным лицам, полная неразборчивость в средствах для достижения цели, отсутствие всяких нравственных правил. Н. В. Гоголь писал о Молчалине: “Молчалин… замечательный тип. Метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое, покамест тихомолком пробирающееся в люди…”
    Чем внимательнее я вглядываюсь в лица и вслушиваюсь в разговоры героев, тем настойчивее встает передо мной вопрос: а не бессмертна ли эта комедия? Не о нашей ли сегодняшней жизни она? А возможно, и о будущей?
    Почему же молчалины блаженствуют на свете? Молчалины процветают там, где косность, корыстолюбие, культ низкопоклонства, круговая порука. Чем выше уровень развития нашего общества, тем изощреннее должны становиться молчалины, стремящиеся втереться в доверие, приспособиться, пристроиться к любой обстановке. Молчалины умеют перекрашиваться, их трудно разглядеть, выявить, вывести на чистую воду.
    Вот перед нами два человека, понимающие жизнь и свое место в ней по-разному. Чацкий умен, образован, но ведь и простодушен, открыт, наивен; Молчалин ограничен, но хитер, ловок, скрытен. Первый открыто высказывает свое мнение, не боясь осуждения других; второй лебезит, заискивает, но в душе дурно относится к людям.
    Кого предпочтет фамусовское общество иметь своим другом? Конечно, Молчалина. А современное общество? Я уверена, что тоже Молчалина, иначе бы на нынешних “теплых местечках” находилось больше достойных людей.
    Два характера, два типа поведения, два жизненных пути… Каким путем должен идти человек, чтобы добиться успеха, но и не покривить душой, не совершить сделку со своей совестью? Каждый из нас делает свой выбор сам, но помочь в этом могут и такие прекрасные произведения, как комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Мастерство драматурга я вижу именно в том, что он увидел и отразил общечеловеческие, неподвластные моде и времени явления. Отразил и заставил задуматься.

  9. Молчалин настолько свыкся с обществом, в котором вращается, так хочет быть в нем “своим”, что перенял многие манеры, тон, привычки его представителей. Зная, что Чацкого осуждают те, кому Молчалин раболепно служит, он позволяет себе по отношению к Чацкому снисходительно-покровительственный тон.
    У Молчалина есть определенная программа действий, он следует ей, не задумываясь над тем, какими средствами можно достигнуть цели. “Умеренность и аккуратность” — вот два “таланта”, которые он ставит себе в заслугу.
    Молчалин не брезгует покровительством Фомы Фомича, Татьяны Юрьевны, на службу смотрит как на средство сделать карьеру, он и Чацкому предлагает поступить так же: “Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать, и весело пожить?” Не стесняясь, он открыто говорит, что не смеет своего “сужденья произнесть”, потому что в чинах он небольших, поэтому “надобно ж зависеть от других”.
    Полностью раскрывается Молчалин в последнем действии комедии. На свои взаимоотношения с Софьей он смотрит как на средство устроиться в жизни, изображает влюбленного, опасаясь только одного: как бы Фамусов не узнал об их отношениях. Особенно сильно звучит его саморазоблачение. В нем — весь Молчалин, его мораль, принципы, которым он следует. Его тон и поведение меняются, когда он видит, что Софья все знает о его подлости: унижается, извивается, как червь, ползает у ее ног.
    Молчалин прекрасно понимает, что требуется от чиновника, если он хочет сделать карьеру. Всего три года он на службе у Фамусова, а уж успел “три награжденья получить”, стать нужным человеком для Фамусова, войти в его дом. Поэтому Чацкий, которому хорошо знаком тип такого чиновника, предсказывает Молчалину возможность блестящей служебной карьеры:
    А впрочем, он дойдет до степеней известных,
    Ведь нынче любят бессловесных.
    У Молчалина есть все данные стать впоследствии важным чиновником: умение услужить влиятельным лицам, полная неразборчивость в средствах для достижения цели, отсутствие всяких нравственных правил. Н. В. Гоголь писал о Молчалине: “Молчалин… замечательный тип. Метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое, покамест тихомолком пробирающееся в люди…”
    Чем внимательнее я вглядываюсь в лица и вслушиваюсь в разговоры героев, тем настойчивее встает передо мной вопрос: а не бессмертна ли эта комедия? Не о нашей ли сегодняшней жизни она? А возможно, и о будущей?
    Почему же молчалины блаженствуют на свете? Молчали-ны процветают там, где косность, корыстолюбие, культ низкопоклонства, круговая порука. Чем выше уровень развития нашего общества, тем изощреннее должны становиться молчалины, стремящиеся втереться в доверие, приспособиться, пристроиться к любой обстановке. Молчалины умеют перекрашиваться, их трудно разглядеть, выявить, вывести на чистую воду.
    Вот перед нами два человека, понимающие жизнь и свое место в ней по-разному. Чацкий умен, образован, но ведь и простодушен, открыт, наивен; Молчалин ограничен, но хитер, ловок, скрытен. Первый открыто высказывает свое мнение, не боясь осуждения других; второй лебезит, заискивает, но в душе дурно относится к людям.
    Кого предпочтет фамусовское общество иметь своим другом? Конечно, Молчалина. А современное общество? Я уверена, что тоже Молчалина, иначе бы на нынешних “теплых местечках” находилось больше достойных людей.
    Два характера, два типа поведения, два жизненных пути… Каким путем должен идти человек, чтобы добиться успеха, но и не покривить душой, не совершить сделку со своей совестью? Каждый из нас делает свой выбор сам, но помочь в этом могут и такие прекрасные произведения, как комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Мастерство драматурга я вижу именно в том, что он увидел и отразил общечеловеческие, неподвластные моде и времени явления. Отразил и заставил задуматься.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *