Сочинение на тему мое отношение к поступку катерины

8 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: Выгнали из ада

    Мое
    отношение к героине драмы Островского «Гроза».

    Театральный
    критик А. Купель хорошо сказал об Островском, что он «человек мирской, пишет
    своих героев, теснясь спинами и стукаясь затылками». Также как и внастоящей
    жизни не бывает только плохих или только хороших людей, так и в пьесе «Гроза»
    нет исключительно «черных» или «белых» персонажей. Каждый человек воспринимает
    их по-своему, и некоторые, быть может, одобрят даже Кабаниху. Неудивительны
    поэтому и споры, продолжающиеся до сих пор, относительно того, считать ли
    Катерину «лучом света в темном царстве» или падшей женщиной, ставшей жертвой
    обстоятельств. Однако, пытаясь высказать свое мнение, не следует забывать и об
    авторском замысле, наделившем свою героиню именно этими, а не иными чертами и
    вложимшим в ее слова свой, иногда скрытый смысл.
    Мое отношение к
    Катерине тоже, наверное, неодназначно. С одной стороны, она действительно
    замученная бытом и свекровью женщина, не находящая в себе силы порвать с мужем
    и его семьей, и ищущая утешение в молитвах и плаче. Чего стоят хотя бы эти ее
    слова, произносимые после того, как она узнала, что Борис, которого она так
    любит, уезжает: «Ветры буйные, перенисите вы ему мою печаль-тоску. Батюшки, скучно
    мне, скучно».
    Скука – это
    один из главных мотивов, проходящих через пьесу Островского. В городе Калинове
    скучно, событий там нет. Вот и Кабаниха, один из столпов «темного царства»,
    поттверждает это: «Некуда нам торопиться-то, … мы и живем неспеша». Трудно в
    таких условиях слабой женщине выражать протест. Общество, живущее по законам
    скуки, ее осудит. Да и протестовать-то она не знает как. Может только мягко
    упрекнуть своего мужа – Тихона, или вежливо ответить свекрови на ее укоры. Но,
    читая пьесу, с каждой новой страницей понимаешь, что она должна протестовать, и
    также, с каждой новой страницей убеждаешься, что это не возможно…
    Однако Катерина
    пытается. Ее протест – это ее любовь к Борису, которую он, наверное, не
    заслужил. И даже в своем протесте чистая душа Катерины не способна на обман:
    «Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть!» Она честна и чиста, как
    дождь после грозы, и за это ее нельзя не уважать и не любить!
    Но Катерина не
    только «забитое существо», она вполне способна принимать решения и имеет свое
    мнение относительно того, что происходит вокруг. Она не слушает ни Варвару, ни
    Тихона, когда те пытаются остановить ее, удержать ее признание в прелюбодеянии.
    И в первую очередь – это признание Кабанихе, а не Тихону или другим. Понимая,
    что она гибнет, Катерина не осознает, что она выбивает первый кирпич из
    фундамента «темного царства» диких и кабаних, однако это понимаем мы –
    читатели.
    Жалость и
    любовь к Катерине в моем сознании тесно переплетены, иногда их даже трудно
    отличить, но в моем понимании в Катерине все же больше сильных черт, нежели
    покорности, хотя самоубийство, – тем не менее, удел слабых, не справившихся с
    обстоятельствами людей. Все же нельзя забывать и о времени, ведь это XIX век, и дух «Домостроя» еще витает над
    каждым домом и велит запирать двери на замок, а не держать калитку, через
    которую проходит та неминуемо опасная грань, открытой.
    Пьеса «Гроза»
    появилась в 1859 г., когда на смену грозному царсвованию Николая I и Крымской войне пришло ожидание
    благотоворных перемен, пришли надежды на обновление. Но перемены не многое
    улучшили, – это тоже отражается в пьесе. Так и Катерина. Она любит и радуется,
    но не может освободиться от печальных предчувствий своей неприживаемости к
    обычной жизни. «Мне не жить»,- говорит она. «Кабы я маленькая умерла, лучше бы
    было»,- еще и так говорит она. И чувства ее больше похожи на подвиг. Катерина
    любит Бориса, видимо, прежде всего, потому, что он – другой, не отсюда, не
    калиновский, и сказывается в этом именно потребность оторваться, поднятся, восстать,
    противостоять. Может быть, и самоубийство в ее случае – это тоже подвиг? Ведь
    подвиги совершают только герои, настоящие герои. Вот и для меня Катерина
    является настоящей героиней, способной на подвиги во имя любви и во имя себя.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://www.easyschool.ru/

  2. МОЕ ОТНОШЕНИЕ К КАТЕРИНЕ. А. Н. Островский — великий русский драматург XIX века-. Сорок лет его плодотворной деятельности в области драматур­гии были ознаменованы созданием высокохудожественного репертуара русского национального театра. Он написал около пятидесяти пьес разных жанров. Преимущественно это были социально-бытовые пьесы, комедии из дворянской, чиновни­чьей и купеческой жизни, Добролюбов назвал эти пьесы «пье­сами жизни». Отмечая своеобразие драматического действия у Островского, он говорил: «Мы хотим сказать, что у него на первом плане является всегда общая, не зависящая ни от кого из действующих лиц обстановка жизни». Не случайно об Ост­ровском заговорили как о создателе новой русской комедии — «очерковой» по композиции и «физиологической» по стилю. В своих произведениях автор выступил продолжателем гума­нистических традиций русской литературы, считая вслед за Белинским высшими критериями художественности реализм и народность.
    Вершиной творчества Островского конца 50-х — начала 60-х годов явилась драма «Гроза». Она поставила сложные вопросы современной жизни XIX в., появившись в печати и на сцене накануне так называемого «освобождения» крестьян.
    В «Грозе» резко обличается общественный строй России, а гибель главной героини показана драматургом как следствие ее безвыходного положения в «темном царстве» лжи, приспо­собленчества, самодурства и насилия.
    Катерина сталкивается со страшным миром кабановых и диких, с его звериными законами издевательства и унижения человеческой личности. Именно на этом столкновении пост­роен конфликт в пьесе. Героиня, вооруженная только силой своего чувства к любимому человеку, восстала против само­дурства и мракобесия, осознав право на лучшую жизнь, на счастье и любовь. Она, по словам Добролюбова, «…рвется к новой жизни, хотя бы пришлось умереть в этом порыве». Та­кой мы видим в пьесе главную героиню — Катерину.
    Она с детства воспитывалась в обстановке, которая выра­ботала в ней романтичность и религиозность, жажду свободы и мечтательность. Ее характер сложен и многогранен. Но глав­ное в ней, по-моему, ее любовь, которой она отдается со всей непосредственностью юной и сильной натуры. Да, Катерина совсем юна и неопытна в жизни. Она нуждается в сильном и умном руководителе, наставнике, спутнике жизни. Всего это­го Катерина не находит в своем муже, для которого вся ра­дость и услада в жизни состоит в том, чтобы вырваться хоть ненадолго из-под властной опеки собственной матери, найти разрядку в гульбе и хмеле, очутившись вдали от родительско­го ока. Таким предстает перед нами Тихон — муж Катерины. Он умеет приспособиться к ситуации и жить так, как дикту­ют моральные устои его общества, не выходя за рамки так называемого приличия.
    Катерина же не умеет лицемерить и приспосабливаться, изворачиваться и лгать. Она прямо заявляет об этом Варваре: «Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» Ее характер показан в пьесе в движении, в развитии. Ей уже становится недостаточно одного созерцания природы или ти­хой благостной молитвы, обращенной к ней. Она ищет более действенную сферу приложения своих духовных сил, которой неожиданно для нее самой стало чувство к Борису. Именно эта любовь в конечном счете стала причиной ее трагедии.
    Многие могут осуждать страстность и непосредственность натуры Катерины, воспринимая ее глубокую душевную борь­бу как проявление слабости. Но это не так. Героиня сильна именно своим чувством и своим трагическим выбором: или жить полнокровной жизнью с любимым, или не жить вообще. Она приходит к выводу, что жить так, как она жила раньше, нельзя, что это, быть может, еще больший грех, чем ее «неза­конная» любовь замужней женщины, которая долгое время была лишь послушной дочерью, женой, невесткой.
    Ее выдали без любви в семью Кабановых, где все было не так, как в родительском тихом и уютном доме с его милыми сердцу радостями девичьей жизни. Катерина на всю жизнь оказалась связанной с тупым, нелюбимым, недалеким мужем, злой и сварливой свекровью. Она ищет выход своим романти­ческим порывам и находит его в любви.
    Естественно, что страсть вызывает в душе героини бурю со­мнений, тяжелую борьбу чувства и долга замужней женщины.
    Героиня в смятении. Ее религиозность диктует ей отступиться от своей любви, покаяться в грехе. Но порывы к свободе, стремле­ние хотя бы и ценой жизни вырваться из домостроевской тюрьмы в ней сильнее сознания долга. Изменив мужу, Катерина кается перед ним, но, измученная домашней нравственной пыткой, не умея лицемерить и приспосабливаться, подобно Варваре, все же решается на побег. Однако Борис оказывается не готов связать свою жизнь с женщиной, поправшей моральные законы того об­щества, в котором он живет. Он отрекается от своей любви и оставляет Катерину. Брошенная любимым, Катерина предпочи­тает смерть возвращению к мужу и свекрови, в семейную кабалу.
    Во все времена самоубийство считалось одним из самых страшных грехов. Катерина, будучи набожной, я думаю, тоже хорошо понимала это, но все же пошла на такой ужасный шаг. Я не могу оправдать этот ее поступок, даже делая скид­ку на невыносимые условия ее жизни, разочарование в люб­ви, невозможность вернуться в родительский дом или жизнь, полную унижений и оскорблений в доме ненавистной свекро­ви. Этот поступок недостоин столь сильной и цельной натуры, какой мы видим Катерину на протяжении всей пьесы. Отчая­ние толкнуло героиню на столь необдуманный шаг. В нем, мне кажется, слабость молодой и неопытной женщины, дове­денной до отчаяния, загнанной в угол. Ее можно попытаться понять, зная нравы и обычаи того общества, в котором жила Катерина, но оправдать ее поступок я не могу.

  3. МОЕ ОТНОШЕНИЕ К КАТЕРИНЕ. А. Н. Островский — великий русский драматург XIX века. Сорок лет его плодотворной деятельности в области драматур­гии были ознаменованы созданием высокохудожественного репертуара русского национального театра. Он написал око­ло пятидесяти пьес разных жанров. Преимущественно это были социально-бытовые пьесы, комедии из дворянской, чи­новничьей и купеческой жизни. Добролюбов назвал эти пье­сы «пьесами жизни»,. Отмечая своеобразие драматическо­го действия у Островского, он говорил: «Мы хотим сказать, что у него на первом плане является всегда общая, не зави­сящая ни от кого из действующих лиц обстановка жизни». Не случайно об Островском заговорили как о создателе но­вой русской комедии — «очерковой» по композиции и «фи­зиологической» по стилю. В своих произведениях автор вы­ступил продолжателем гуманистических традиций русской литературы, считая вслед за Белинским высшими критери­ями художественности реализм и народность.
    Вершиной творчества Островского конца 50-х — начала 60-х годов явилась драма «Гроза». Она поставила сложные вопросы современной жизни XIX в., появившись в печати и на сцене накануне так называемого «освобождения» крестьян.
    В «Грозе» резко обличается общественный строй России, а гибель главной героини показана драматургом как следс­твие ее безвыходного положения в «темном царстве» лжи, приспособленчества, самодурства и насилия.
    Катерина сталкивается со страшным миром кабановых и диких, с его звериными законами издевательства и уни­жения человеческой личности. Именно на этом столкновении Построен конфликт в пьесе. Героиня, вооруженная только силой своего чувства к любимому человеку, восстала против самодурства и мракобесия, осознав право на лучшую жизнь, на счастье и любовь. Она, по словам Добролюбова, «…рвется к новой жизни, хотя бы пришлось умереть в этом порыве». Такой мы видим в пьесе Главную героиню — Катерину.
    Она с детства воспитывалась в обстановке, которая вы­работала в ней романтичность и религиозность, жажду сво­боды и мечтательность. Ее характер сложен и многогранен. Но главное в ней, по-моему, ее любовь, которой она отда­ется со всей непосредственностью юной и сильной натуры. Да, Катерина совсем юна и неопытна в жизни. Она нужда­ется в сильном и умном руководителе, наставнике, спутнике жизни. Всего этого Катерина не находит в своем муже, для которого вся радость и услада в жизни состоит в том, чтобы вырваться хоть ненадолго из-под властной опеки собствен­ной матери, найти разрядку в гульбе й хмеле, очутившись вдали от родительского ока. Таким предстает перед нами Тихон — муж Катерины. Он умеет приспособиться к ситуа­ции и жить так, как диктуют моральные устои его общества, не выходя за рамки так называемого приличия.
    Катерина же не умеет лицемерить и приспосабливаться, изворачиваться и лгать. Она прямо заявляет об этом Варва­ре: «Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты к1еня режь!» Ее характер показан в пьесе в движении, в развитии. Ей уже становится недостаточно одного созерцания природы или ти­хой благостной молитвы, обращенной к ней. Она ищет более действенную сферу приложения своих духовных сил, которой неожиданно для нее самой стало чувство к Борису. Именно эта любовь в конечном счете стала причиной ее трагедии.
    Многие могут осуждать страстность и непосредственность натуры Катерины, воспринимая ее глубокую душевную борь­бу как проявление слабости. Но это не так. Героиня сильна именно своим чувством и своим трагическим выбором: или жить полнокровной жизнью с любимым, или не жить вооб­ще. Она приходит к выводу, что жить так, как она жила раньше, нельзя, что это, быть может, еще больший грех, чем ее «незаконная» любовь замужней женщины, которая долгое время была лишь послушной дочерью, женой, невесткой.
    Ее выдали без любви в семью Кабановых, где все было не так, как в родительском тихом и уютном доме с его ми­лыми сердцу радостями девичьей жизни. Катерина на всю жизнь оказалась связанной с тупым, нелюбимым, недалеким мужем, злой и сварливой свекровью. Она ищет выход своим романтическим порывам и находит его в любви.
    Естественно, что страсть вызывает в душе героини бурю сомнений, тяжелую борьбу чувства и долга замужней жен­щины. Героиня в смятении. Ее религиозность диктует ей отступиться от своей любви, покаяться в грехе. Но поры­вы к свободе, стремление хотя бы и ценой жизни вырвать­ся из домостроевской тюрьмы в ней сильнее сознания долга. Изменив мужу, Катерина кается перед ним, но, измученная домашней нравственной пыткой, не умея лицемерить и при­спосабливаться, подобно Варваре, все же решается на по­бег. Однако Борис оказывается не готов связать свою жизнь с женщиной, поправшей моральные законы того общества, в котором он живет. Он отрекается от своей любви и остав­ляет Катерину. Брошенная любимым, Катерина предпочитает смерть возвращению к мужу и свекрови, в семейную кабалу.
    Во все времена самоубийство считалось одним из самых страшных грехов. Катерина, будучи набожной, я думаю, тоже хорошо понимала это, но все же пошла на такой ужасный шаг. Я не могу оправдать этот ее поступок, даже делая скид­ку на невыносимые условия ее жизни, разочарование в люб­ви, невозможность вернуться в родительский дом или жизнь, полную унижений и оскорблений в доме ненавистной свекро­ви. Этот поступок недостоин столь сильной и цельной натуры, какой мы видим Катерину на протяжении всей пьесы. Отча­яние толкнуло героиню на столь необдуманный шаг. В нем, мне кажется, слабость молодой и неопытной женщины, дове­денной до отчаяния, загнанной в угол. Ее можно попытаться понять, зная нравы и обычаи того общества, в котором жила Катерина, но оправдать ее поступок я не могу.

  4. А. Н. Островский — великий русский драматург XIX века. Сорок лет его плодотворной деятельности в области драматургии были ознаменованы созданием высокохудожественного репертуара русского национального театра. Он написал около пятидесяти пьес разных жанров. Преимущественно это были социально-бытовые пьесы, комедии из дворянской, чиновничьей и купеческой жизни. Добролюбов назвал эти пьесы «пьесами жизни». Отмечая своеобразие драматического действия, у Островского, он говорил: «Мы хотим сказать, что у него на первом плане является всегда общая, не зависящая ни от кого из действующих лиц обстановка жизни». Не случайно об Островском заговорили как о создателе новой русской комедии — «очерковой» по композиции и «физиологической» по стилю. В своих произведениях автор выступил продолжателем гуманистических традиций русской литературы, считая вслед за Белинским высшими критериями художественности реализм и народность.
    Вершиной творчества Островского конца 50-х — начала 60-х годов явилась драма «Гроза». Она поставила сложные вопросы современной жизни XIX в. появившись в печати и на сцене накануне так называемого «освобождения» крестьян.
    В «Грозе» резко обличается общественный строй России, а гибель главной героини показана драматургом как следствие ее безвыходного положения в «темном царстве» лжи, приспособленчества, самодурства и насилия.
    Катерина сталкивается со страшным миром кабановых и диких, с его звериными законами издевательства и унижения человеческой личности. Именно на этом столкновении построен конфликт в пьесе. Героиня, вооруженная только силой своего чувства к любимому человеку, восстала против самодурства и мракобесия, осознав право на лучшую жизнь, на счастье и любовь. Она, по словам Добролюбова, «…рвется к новой жизни, хотя бы пришлось умереть в этом порыве». Такой мы видим в пьесе главную героиню — Катерину.
    Она с детства воспитывалась в обстановке, которая выработала в ней романтичность и религиозность, жажду свободы и мечтательность. Ее характер сложен и многогранен. Но главное в ней, по-моему, ее любовь, которой она отдается со всей непосредственностью юной и сильной натуры. Да, Катерина совсем юна и неопытна в жизни. Она нуждается в сильном и умном руководителе, наставнике, спутнике жизни. Всего этого Катерина не находит в своем муже, для которого вся радость и услада в жизни состоит в том, чтобы вырваться хоть ненадолго из-под властной опеки собственной матери, найти разрядку в гульбе и хмеле, очутившись вдали от родительского ока. Таким предстает перед нами Тихон — муж Катерины. Он умеет приспособиться к ситуации и жить так, как диктуют моральные устои его общества, не выходя за рамки так называемого приличия.
    Катерина же не умеет лицемерить и приспосабливаться, изворачиваться и лгать. Она прямо заявляет об этом Варваре: «Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» Ее характер показан в пьесе в движении, в развитии. Ей уже становится недостаточно одного созерцания природы или тихой благостной молитвы, обращенной к ней. Она ищет более действенную сферу приложения своих духовных сил, которой неожиданно для нее самой стало чувство к Борису. Именно эта любовь в конечном счете стала причиной ее трагедии.
    Многие могут осуждать страстность и непосредственность натуры Катерины, воспринимая ее глубокую душевную борьбу как проявление слабости. Но это не так. Героиня сильна именно своим чувством и своим трагическим выбором: или жить полнокровной жизнью с любимым, или не жить вообще. Она приходит к выводу, что жить так, как она жила раньше, нельзя, что это, быть может, еще больший грех, чем ее «незаконная» любовь замужней женщины, которая долгое время была лишь послушной дочерью, женой, невесткой.
    Ее выдали без любви в семью Кабановых, где все было не так, как в родительском тихом и уютном доме с его милыми сердцу радостями девичьей жизни. Катерина на всю жизнь оказалась связанной с тупым, нелюбимым, недалеким мужем, злой и сварливой свекровью. Она ищет выход своим романтическим порывам и находит его в любви.
    Естественно, что страсть, вызывает в душе героини бурю сомнений, тяжелую борьбу чувства и долга замужней женщины.
    Героиня в смятении. Ее религиозность диктует ей отступиться от своей любви, покаяться в грехе. Но порывы к свободе, стремление хотя бы и ценой жизни вырваться из домостроевской тюрьмы в ней сильнее сознания долга. Изменив мужу, Катерина кается перед ним, но, измученная домашней нравственной пыткой, не умея лицемерить и приспосабливаться, подобно Варваре, решается на побег. Однако Борис оказывается не готов связать свою жизнь с женщиной, поправшей моральные законы того общества, в котором он живет. Он отрекается от своей любви и оставляет Катерину. Брошенная любимым, Катерина предпочитает смерть возвращению к мужу и свекрови, в семейную кабалу. Во все времена самоубийство считалось одним из самых страшных грехов. Катерина, будучи набожной, я думаю, тоже хорошо понимала это, но все же пошла на такой ужасный шаг. Я не могу оправдать этот ее поступок, даже делая скидку на невыносимые условия ее жизни, разочарование в любви, невозможность вернуться в родительский дом или жизнь, полную унижений и оскорблений в доме ненавистной свекрови. Этот поступок недостоин столь сильной и цельной натуры, какой мы видим Катерину на протяжении всей пьесы. Отчаяние толкнуло героиню на столь необдуманный шаг. В нем, мне кажется, слабость молодой и неопытной женщины, доведенной до отчаяния, загнанной в угол.
    Ее можно попытаться понять, зная нравы и обычаи того общества, в котором жила Катерина, но оправдать ее поступок я не могу.

  5. Театральный
    критик А. Купель хорошо сказал об Островском, что он «человек мирской, пишет
    своих героев, теснясь спинами и стукаясь затылками». Также как и внастоящей
    жизни не бывает только плохих или только хороших людей, так и в пьесе «Гроза»
    нет исключительно «черных» или «белых» персонажей. Каждый человек воспринимает
    их по-своему, и некоторые, быть может, одобрят даже Кабаниху. Неудивительны
    поэтому и споры, продолжающиеся до сих пор, относительно того, считать ли
    Катерину «лучом света в темном царстве» или падшей женщиной, ставшей жертвой
    обстоятельств. Однако, пытаясь высказать свое мнение, не следует забывать и об
    авторском замысле, наделившем свою героиню именно этими, а не иными чертами и
    вложимшим в ее слова свой, иногда скрытый смысл.
    Мое отношение к
    Катерине тоже, наверное, неодназначно. С одной стороны, она действительно
    замученная бытом и свекровью женщина, не находящая в себе силы порвать с мужем
    и его семьей, и ищущая утешение в молитвах и плаче. Чего стоят хотя бы эти ее
    слова, произносимые после того, как она узнала, что Борис, которого она так
    любит, уезжает: «Ветры буйные, перенисите вы ему мою печаль-тоску. Батюшки, скучно
    мне, скучно».
    Скука – это
    один из главных мотивов, проходящих через пьесу Островского. В городе Калинове
    скучно, событий там нет. Вот и Кабаниха, один из столпов «темного царства»,
    поттверждает это: «Некуда нам торопиться-то, … мы и живем неспеша». Трудно в
    таких условиях слабой женщине выражать протест. Общество, живущее по законам
    скуки, ее осудит. Да и протестовать-то она не знает как. Может только мягко
    упрекнуть своего мужа – Тихона, или вежливо ответить свекрови на ее укоры. Но,
    читая пьесу, с каждой новой страницей понимаешь, что она должна протестовать, и
    также, с каждой новой страницей убеждаешься, что это не возможно…
    Однако Катерина
    пытается. Ее протест – это ее любовь к Борису, которую он, наверное, не
    заслужил. И даже в своем протесте чистая душа Катерины не способна на обман:
    «Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть!» Она честна и чиста, как
    дождь после грозы, и за это ее нельзя не уважать и не любить!
    Но Катерина не
    только «забитое существо», она вполне способна принимать решения и имеет свое
    мнение относительно того, что происходит вокруг. Она не слушает ни Варвару, ни
    Тихона, когда те пытаются остановить ее, удержать ее признание в прелюбодеянии.
    И в первую очередь – это признание Кабанихе, а не Тихону или другим. Понимая,
    что она гибнет, Катерина не осознает, что она выбивает первый кирпич из
    фундамента «темного царства» диких и кабаних, однако это понимаем мы –
    читатели.
    Жалость и
    любовь к Катерине в моем сознании тесно переплетены, иногда их даже трудно
    отличить, но в моем понимании в Катерине все же больше сильных черт, нежели
    покорности, хотя самоубийство, – тем не менее, удел слабых, не справившихся с
    обстоятельствами людей. Все же нельзя забывать и о времени, ведь это XIX век, и дух «Домостроя» еще витает над
    каждым домом и велит запирать двери на замок, а не держать калитку, через
    которую проходит та неминуемо опасная грань, открытой.
    Пьеса «Гроза»
    появилась в 1859 г., когда на смену грозному царсвованию Николая I и Крымской войне пришло ожидание
    благотоворных перемен, пришли надежды на обновление. Но перемены не многое
    улучшили, – это тоже отражается в пьесе. Так и Катерина. Она любит и радуется,
    но не может освободиться от печальных предчувствий своей неприживаемости к
    обычной жизни. «Мне не жить»,- говорит она. «Кабы я маленькая умерла, лучше бы
    было»,- еще и так говорит она. И чувства ее больше похожи на подвиг. Катерина
    любит Бориса, видимо, прежде всего, потому, что он – другой, не отсюда, не
    калиновский, и сказывается в этом именно потребность оторваться, поднятся, восстать,
    противостоять. Может быть, и самоубийство в ее случае – это тоже подвиг? Ведь
    подвиги совершают только герои, настоящие герои. Вот и для меня Катерина
    является настоящей героиней, способной на подвиги во имя любви и во имя себя.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://www.easyschool.ru/

  6. Имя Островского хорошо знакомо и памятно всем, кому дорога национальная русская культура. “Пьесами жизни” называл пьесы Островского Добролюбов. Его современников и потомков поражала естественность произведений, их простота, необычная для того времени правдивость. Вдумчивый читатель или зритель видит в Островском не только описателя быта, но и острого сатирика, лирика, драматического поэта.
    Большинство критиков ценили в А. Островском не столько талант писателя, сколько его дар выдающегося драматурга, многие его пьесы ставились при жизни писателя в московском Малом театре, или “Доме Островского”, как называли его жители столицы. Многие из них идут там и сейчас.
    Островский глубоко понимал жизнь людей, умел ярко изображать ее наиболее характерные черты. Пьеса А. Островского “Гроза” является в этом смысле очередным проявлением его таланта.
    “Гроза” вызвала массу различных мнений со стороны русской критики, многие из которых были прямо противоположны друг другу. Наибольшие споры вызвал образ главной героини пьесы – Катерины. Выдающийся русский критик Добролюбов считал ее “лучом света в темном царстве русской действительности” с характером “по преимуществу созидающим, любящим, идеальным”.
    Добролюбов сравнивает Катерину с большой многоводной рекой. Катерина выдерживает все напасти, выдержит все, несмотря ни на какие препятствия; “а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе”. По мнению Н. А. Добролюбова, Катерина осуждена на борьбу; покоряясь или идя на обман, она все равно “дойдет до своего конца”. Добролюбов высоко ценит способность Катерины к протесту против «кабановских» понятий о нравственности. Он видит в ней женщину, “не желающую мириться или пользоваться жалким прозябанием”.
    Другая точка зрения на этот образ выражена в статье Д. И. Писарева “Мотивы русской драмы”. Писарев подчеркивает, что жизнь Катерины полна внутренних противоречий. В ее душе “постоянно сталкиваются как бы две разные женщины”. Катерина, по мысли критика,”сама путает свою жизнь”, а запутав узел до конца, разрубает его “самым простым и глупым способом – самоубийством”.
    На мой взгляд, ближе всего к истине точка зрения Ф. М. Достоевского. Он считает личную драму Катерины вполне закономерной и отвергает, таким образом, доводы тех, кто пытается вывести из “Грозы” идею о “пагубности патриархального деспотизма”. Он утверждает, что “…лукавый, мучивший Катерину, любит такие натуры. Будь она окружена самыми добрыми людьми, она, совершив свой грех, точно так же казнилась бы и тосковала. Не было бы может быть, самоубийства, но жизнь ее все-таки была бы разбита”. И это действительно так, стоит лишь внимательнее вчитаться в текст пьесы. Катерина до того искренна, честна, чиста душой, что, полюбив Бориса и тем самым приняв “тяжкий” грех на душу, она не может не испытывать мук совести. И, конечно же, не патриархальный уклад быта заставил ее пойти на самый страшный шаг – самоубийство, а просто правдивость, глубокая вера и чистота нравственных принципов не позволили Катерине продолжать свое “греховное” существование на земле.
    Мы помним, что в родительском доме она “жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле”. Мать в ней “души не чаяла, работать не принуждала”. И хотя, в доме свекрови все “то же самое”, но чувствует Катерина какой-то гнет, все “как будто из-под неволи”. Члены семьи, в которую попала Катерина, относятся к обстановке, царящей в доме, по-разному. Тихон полностью покорился матери, он не хочет “жить своей волей”, хотя и рад иногда вырваться на свободу. Варвара приспособилась более удачно, потихоньку обманывая мать и преследуя, прежде всего, собственные интересы.
    Катерина же твердо уверена, что, выйдя замуж, она “все равно что похоронена”. Однако это не мешает ей, полюбив Бориса, дать выход своим чувствам, нарушая таким образом вековые традиции. Но Катерина глубоко набожна. Изменив своему мужу, она не может жить с таким грехом на сердце, который ей кажется даже страшнее, чем самоубийство. В своем последнем монологе, после прощания с Борисом, Катерина говорит, что не может возвратиться домой, что “о жизни ей и думать не хочется,… люди, дом, стены – все противно”, а кто любит, “тот все равно молиться будет”. Таким образом, все более трагичным становится разлад между тем, что творится в душе Катерины, между ее чувствами, желаниями и нормами калиновской действительности. Последнее же восклицание Тихона, в котором сквозит его зависть к умершей жене, подчеркивает, на мой взгляд, весь тот ужас повседневной жизни, при которой живые “завидуют” умершим.
    Можно по-разному трактовать образ Катерины, можно видеть в ее поступках проявления человеческой слабости, но нельзя, как мне кажется, осуждать за них Катерину и нельзя не сострадать столь редкой по своей внутренней красоте героине.

  7. Театральный критик А. Купель хорошо сказал об Островском, что он «человек мирской, пишет своих героев, теснясь спинами и стукаясь затылками» . Также как и внастоящей жизни не бывает только плохих или только хороших людей, так и в пьесе «Гроза» нет исключительно «черных» или «белых» персонажей. Каждый человек воспринимает их по-своему, и некоторые, быть может, одобрят даже Кабаниху. Неудивительны поэтому и споры, продолжающиеся до сих пор, относительно того, считать ли Катерину «лучом света в темном царстве» или падшей женщиной, ставшей жертвой обстоятельств. Однако, пытаясь высказать свое мнение, не следует забывать и об авторском замысле, наделившем свою героиню именно этими, а не иными чертами и вложимшим в ее слова свой, иногда скрытый смысл.
    Мое отношение к Катерине тоже, наверное, неодназначно. С одной стороны, она действительно замученная бытом и свекровью женщина, не находящая в себе силы порвать с мужем и его семьей, и ищущая утешение в молитвах и плаче. Чего стоят хотя бы эти ее слова, произносимые после того, как она узнала, что Борис, которого она так любит, уезжает: «Ветры буйные, перенисите вы ему мою печаль-тоску. Батюшки, скучно мне, скучно» .
    Скука – это один из главных мотивов, проходящих через пьесу Островского. В городе Калинове скучно, событий там нет. Вот и Кабаниха, один из столпов «темного царства» , поттверждает это: «Некуда нам торопиться-то, … мы и живем неспеша» . Трудно в таких условиях слабой женщине выражать протест. Общество, живущее по законам скуки, ее осудит. Да и протестовать-то она не знает как. Может только мягко упрекнуть своего мужа – Тихона, или вежливо ответить свекрови на ее укоры. Но, читая пьесу, с каждой новой страницей понимаешь, что она должна протестовать, и также, с каждой новой страницей убеждаешься, что это не возможно…
    Однако Катерина пытается. Ее протест – это ее любовь к Борису, которую он, наверное, не заслужил. И даже в своем протесте чистая душа Катерины не способна на обман: «Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! » Она честна и чиста, как дождь после грозы, и за это ее нельзя не уважать и не любить!
    Но Катерина не только «забитое существо» , она вполне способна принимать решения и имеет свое мнение относительно того, что происходит вокруг. Она не слушает ни Варвару, ни Тихона, когда те пытаются остановить ее, удержать ее признание в прелюбодеянии. И в первую очередь – это признание Кабанихе, а не Тихону или другим. Понимая, что она гибнет, Катерина не осознает, что она выбивает первый кирпич из фундамента «темного царства» диких и кабаних, однако это понимаем мы – читатели.
    Жалость и любовь к Катерине в моем сознании тесно переплетены, иногда их даже трудно отличить, но в моем понимании в Катерине все же больше сильных черт, нежели покорности, хотя самоубийство, – тем не менее, удел слабых, не справившихся с обстоятельствами людей. Все же нельзя забывать и о времени, ведь это XIX век, и дух «Домостроя» еще витает над каждым домом и велит запирать двери на замок, а не держать калитку, через которую проходит та неминуемо опасная грань, открытой.
    Пьеса «Гроза» появилась в 1859 г. , когда на смену грозному царсвованию Николая I и Крымской войне пришло ожидание благотоворных перемен, пришли надежды на обновление. Но перемены не многое улучшили, – это тоже отражается в пьесе. Так и Катерина. Она любит и радуется, но не может освободиться от печальных предчувствий своей неприживаемости к обычной жизни. «Мне не жить», – говорит она. «Кабы я маленькая умерла, лучше бы было», – еще и так говорит она. И чувства ее больше похожи на подвиг. Катерина любит Бориса, видимо, прежде всего, потому, что он – другой, не отсюда, не калиновский, и сказывается в этом именно потребность оторваться, поднятся, восстать, противостоять. Может быть, и самоубийство в ее случае – это тоже подвиг? Ведь подвиги совершают только герои, настоящие герои. Вот и для меня Катерина является настоящей героиней, способной на подвиги во имя любви и во имя себя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *