Сочинение на тему мое советское детство

12 вариантов

  1. В.Пегов “Первоклассница”, 1967. Холст, масло. 74см x 75см
    Наткнулась на интересную новость: в Ростовском областном музее краеведения откроется выставка “Моё советское детство”.
    Я тут же стала вспоминать своё советское детство. Что там было, чего нет у современных детей? И, напротив, чего там недоставало?
    Было много дворовых игр: «Гигантские шаги», «Съедобное-несъедобное» (это с мячом), «Апанас» («Лови, лови, Апанас! Лови мышек, а не нас!»), «Садовник» («Я садовником родился, не нашутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…), – да все не перечислишь. Самая классная была «Казаки-разбойники» – это когда одна команда убегает и прячется, а вторая потом её ищет по меловым стрелочкам, нарисованным первой командой во время убегания где угодно: на асфальте, домах, заборах, деревьях, урнах и т.п. (мы даже на стоящих машинах умудрялись нарисовать).
    Что ещё было? Различные транспортные средства)) Самокаты, ролики, велики, скейты. Велик у меня был суперский – на зависть всему двору! Мне его дедушка сделал из разных частей всяких сломанных великов и получился шедевр: с разноцветными колёсами (одно чёрное, а другое зелёное) и лёгкий-лёгкий, самый быстроходный.
    Игрушки всякие были: куклы, пупсы, мишки плюшевые, зайчики и уточки, мячики и скакалочки, машинки заводные, кубики, мозаики и конструкторы.
    Ещё, конечно, были книги. И журналы: сначала «Весёлые картинки» и «Мурзилка», потом «Пионер» и «Костёр, потом «Ровесник», «Юность», а также много других детских и взрослых журналов, которые моя мама выписывала в большом количестве, а я все-все читала (любимым была «Наука и жизнь»). Я вообще много читала в детстве – всё подряд, запоем. Что не мешало мне играть в дворовые игры, кататься на велике и лазить по деревьям в близлежащем сквере.
    А вот мобильников в моём детстве не было. И интернета не было. Вообще не было компьютеров. Но зато у меня был крутой микрокалькулятор, на котором можно было немного программировать.
    Импортных вещей и продуктов было мало. Иностранная жвачка… эх… ))
    Зато были автоматы с газводовой по 3 копейки. И петушки на палочке, которые продавали старушки в парке, и про которые моя бабушка ворчала: “Непонятно, в каких условиях они их делают… антисанитария..”, – но всё же неизменно мне их покупала.
    А ешё всякие качели-карусели (любимая – “Сюрприз”).
    И пионерлагеря. Я в них три раза была. Один раз мне там так не понравилось, что меня забрали до срока. Зато два других раза был один сплошной восторг!
    Вот фотография из моего советсткого детства. Помню, она не понравилась моей маме. Она говорила, что я на ней плохо получилась, да и вообще что фотка очень плохого качества.
    А мне она нравится. Я на ней счастливая. Это меня только-только в октябрята приняли – вот я и радовалась.
    Ну и ещё одна фота – это которая у меня тут на аве)
    Это же просто ужас, какой у меня в раннем детстве был большой язык!
    А вообще-то я не люблю рассматривать свои старые фотографии. И всю эту ностальгию не люблю.
    Но иногда всё-таки приятно что-то вспоминать: без слёз и соплей, а просто по-доброму.
    Однако вернёмся к выставке “Моё советское детство”
    Вот что пишут про выставку в новости:
    Выставка «Мое советское детство» – это выставка – воспоминание. Воспоминание о том, какой интересной была жизнь советского ребёнка и школьника. В каких колясках нянчили мамы советских малышей? Как «первоклашек» отправляли в школу и во что одевали детей того времени? Для людей постарше это путешествие в прошлое станет приятным напоминанием о том, как мы жили тогда. Для молодежи и школьников эта выставка – возможность узнать о том, как учились, как проводили свободное время, чем увлекались их дедушки и бабушки, мамы и папы, когда не было компьютера и интернета, когда самым увлекательным занятием было «поиграть во дворе».
    Выставка «Мое советское детство» через предметный мир, документы, фотографии расскажет об истории детства в СССР, с рождения ребенка и до вступления во взрослую жизнь, в разные периоды существования советского государства. Особое внимание на выставке будет уделено школьной жизни ребенка. Первый школьный звонок и первая учительница, первая главная книга первоклассника – «Букварь», школьные учебники и школьные принадлежности, прием в октябрята, прием в пионеры, пионерская деятельность школьников, комсомол и школа – все эти темы найдут отражение на выставке. Любимые игры и игрушки детей ярко и образно в виде игровых комплексов будут представлены на выставке. Здесь можно будет увидеть куклы, резиновые и пластмассовые игрушки, «пирамидки» и «куклы- неваляшки», игрушечную детскую посуду, развивающие игры для детей. И, самое главное, любимые детские книжки. На выставке также найдут место материалы, рассказывающие о любимых лакомствах советской детворы, таких, как мороженое, в том числе любимое Ростовское мороженое «Пломбир», лимонады, шоколад «Аленка», конфеты Ростовской кондитерской фабрики. Тема выставки достаточно актуальна в настоящее время, ведь общеизвестно, что изучение и переоценка прошлого опыта в решении «детских» вопросов позволяют обществу выстраивать социальную политику защиты детства сегодня. На выставке будет проводиться интерактивные мероприятия «Урок чистописания», «Родительские книжки – девчонкам и мальчишкам», новогодние праздники для детей, показ советских детских кинофильмов и мультфильмов.
    Открытие в 18 декабря в 15:00 в Ростовском областном музее краеведения (Б. Садовая, 79)

    Сходить что ли?

  2. Советское детство… Многие утверждают: детство у советских ребятишек было гораздо счастливее, чем у нынешних мальчишек и девчонок. Иллюзия? Прислушаемся к голосу тех, кто «сделан в СССР».
    Предлагаем вниманию наших читателей запись интервью, которое современные студенты брали у собственных родителей.

    Где вы родились и как прошло ваше детство?

    Алла: Родилась я в городе, хотя детские годы прошли в деревне. Там трагически погиб мой папа, когда мне было всего три года. Мама всё пыталась устроить личную жизнь, поэтому мной не особо занималась.
    Я была такой «пацанкой», «оторвой». Наравне с мальчишками, старалась ни в чем им не уступать. Воспитанием моим занималась бабушка по отцу. Вот кому я по-настоящему обязана тем, что окончательно не сбилась с пути истинного! Она меня и читать научила, хотя сама была неграмотной и даже буквы не так произносила, как потом в школе стали учить.
    А вообще женщина она была суровая, без всякого прекраснодушия. Жизнь прожила тяжелую, только и видела, что работу. Чуть я только от рук отбивалась – брала хворостину и прописывала мне по первое число. Обид нет – попадало всегда за дело. Зато научилась держать себя в руках. Потом мы с мамой все-таки переехали в город.
    До известной поры  мой круг общения, точнее, замкнутый мирок  привычно ограничивался домом, квартирой, детским садом. Помню шампиньоны в сточной канаве возле Дома пионеров, которые мать собирала и жарила мне к ужину (никто тогда и не думал о плохой экологии, не брезговал ничем).
    Кругозор  стал расширяться далеко не сразу, годам к пяти-семи, когда я понемногу начала узнавать родственников и  знакомых. Привычными были застолья 1 мая и 7 ноября, а также, разумеется, на Новый год. Звучала музыка с пластинок, пелись песни хором – как советские, так и русские народные. Дальше всё, как обычно: школа, вуз, первая любовь. Учеба, общение. Короче говоря, как у большинства.
    Вячеслав: В жизни каждого человека, должно быть, наступает срок, когда начинаешь воспринимать детство ностальгически-традиционно — как «золотое», навсегда утраченное время, а студенческие годы наконец-то осознаешь лучшими своими годами.
    Я был дворовый парень. Нет, не хулиган, но и не «ботаник». Отличника из меня и не пытались делать. Разве что ремешок висел на видном месте – но это чтобы я себя в руках держал. А пороли меня редко. Ни за двойки, ни за нечаянно разбитую вещь родители не наказывали. А вот если я сделаю подлость или обману кого-нибудь – тогда держись, отец мой задаст! Порол он очень сильно, так что я уже после нескольких ударов сбивался на крик. Лупили меня до 13-14 лет, потом поняли, что время вышло. И сам я за ум взялся.
    Словом, обычное детство. Была у нас во дворе дружеская компания. Собирались по подвалам. На гитаре бренчали или записи на магнитофоне слушали. Причем магнитофоны были еще катушечные, «Днепры», массивные, громоздкие. Пленка на бобинах рвалась беспощадно. Но с этих пленок я впервые услышал Высоцкого. И полюбил на всю жизнь! У отца одного приятеля была огромная коллекция записей. Жаль, что я так ничего и не смог выпросить.
    Там многое было впервые: первый стакан вина, первая затяжка. У кого-то даже первый секс. Хорошая школа жизни. Вырабатывалось умение за себя постоять. Ценить дружбу. Никому спуску не давать.
    Конечно, рискованно говорить от лица всего поколения, но мы, дети 70-х годов прошлого века, похоже, так и останемся «совками». Терпеть не могу это слово, а что делать! Оно и к нашей психологии относится, и к нашему душевному складу, и тем ценностям, что в нас были заложены родителями.
    Итак, если обобщить, то скажу следующее: во многих рядовых советских семьях  царил своеобразный матриархат: отцы крепко «закладывали», либо пропадали сутками и неделями: кто на охоте, кто на рыбалке, кто в лесу. Видели мы их нечасто, воспитанием нашим они не занимались. Появятся – наорут, начнут всех «строить», — мол, забыли, кто в доме хозяин…
    Матерям тоже было не до прекраснодушия: работа, дом, общественная нагрузка. В итоге целое поколение оказалось предоставлено себе по части времяпровождения. Честно говоря,  не всем эта свобода пошла во благо.

    Что вам запрещали родители?

    Алла: Да, стандартный набор запретов: пить, курить, ругаться матом. Больше ничего такого не вспоминается. Ну, насчет мальчиков… Мама у меня так личную жизнь и не устроила, хотя мужчин приводила. Некоторые даже на ночь оставались. В общем, кое-что я видела. Но у самой всякая охота пропала также поступать.
    Вячеслав: Раз уж речь зашла о противоположном поле, то вспомнил, как родители держали семейный совет насчет меня. В том смысле, что разрешить мне приводить домой девушку или нет.
    Мама понимала, что рано или поздно у нас с ней случится «то самое» и хотела, чтобы оно случилось не в грязном подвале, а в нормальной обстановке.
    Папа сразу на дыбы: «Разврат! Ни за что!» Но она его как-то смогла уломать. В общем, я это оценил, но не злоупотреблял доверием. С той девушкой ничего особенного не было: так, встречались, нравились друг другу, и до постели доходило. Потом повзрослели и разбежались. И проблема сама собой отпала.
    Курить я почему-то не пристрастился, сам удивляюсь. А насчет питья – папа у меня был человек пьющий, даже запойный. Поэтому я знал, что это плохо. И сам очень долго спиртного в рот не брал.

    Чем отличалось общение тогда и сейчас?

    Алла: Может быть, большей сдержанностью со стороны парней. Так, чтобы девушку на людях приобнять или начать лапать за мягкое место – такого не припомню. Такое поведение означало, что парень девушку компрометирует. И девушки держались скромнее, за редкими исключениями. Всякие там декольте и короткие юбки – это гораздо позже появилось.
    Вспомните школьную форму: верх белый, низ черный. Все мы были какие-то одинаковые, усредненные. «Выпендриваться» просто не получилось бы при всем желании. «Букетно-конфетный» период в отношениях мог продолжаться очень долго.
    Сексу нас никто не учил, так что в этом смысле были люди чудовищно необразованные. Парни после первых элементарных объятий не знали, что с нами дальше делать. Смех и грех! Зато жили мы насыщенно! Походы, рыбалка, костер, турслеты, песни под гитару. В четырех стенах не сидели. Были легкими на подъем. Есть, что и кого вспомнить!
    Вячеслав: Могу только присоединиться к словам Аллы. В нас, парнях, натурального было больше. Но не до грубости. Всем ведь понятно, если парень девчонку за косу дергает – он к ней, как сейчас говорят, неровно дышит.
    Почему-то запомнилось, что чаще, чем сейчас, ходили, взявшись за руки. Очень было трогательно видеть это со стороны, хоть мы, мужчины, и не слишком сентиментальны. Старорежимное, пуританское воспитание не позволило моим родителям просветить меня по сексуальной части. До всего доходили сами, интуитивно. Хуже мы от этого, считаю, не стали. Но и лучше тоже.

    Что заменяло телефоны?

    Алла: Да так вопрос и не стоял. Домашний-то телефон и то был большой редкостью. Только потом, на работе. Если уж говорить про альтернативы, то, в первую очередь, это было кино. Поход в кино – это своеобразный ритуал. И кинотеатры не были просто кинотеатрами.
    Перед сеансом могла проходить встреча с режиссером и артистами. В фойе чем-нибудь торговали. А когда гас свет, и начиналось действо – ощущения непередаваемые! Ту атмосферу уже не вернуть.
    Вячеслав: Кино – это да! В горсаду, например, был летний кинотеатр, который потом снесли, к сожалению. Так вот, я там с друзьями смотрел первый ужастик на советском экране – «Легенда о динозавре» — целых 11 раз. Уже потом наизусть знал все основные эпизоды. Выскакивали из зала, визжали от ужаса, но все равно смотрели. В новинку же всё было!
    Но вообще я бы сказал, что альтернативой телефону для нас, мальчишек, все-таки были прогулки на свежем воздухе. Если не школа и не какие-нибудь мероприятия, то мы очень рано уходили из дома. Провинция – это ведь не мегаполис, здесь все рядом: и лес, и река. Вот когда с удочками, когда с корзинами и отправлялись на весь день.
    Воду из колонок пили. Сырую. И ничего, никто ни разу не заболел. Сейчас это всё вспоминаешь, невольно думаешь: какой кошмар! Как мы только выжили и дожили до нынешних времен? А мы и не выживали! Жили полной жизнью. И поэтому богатые воспоминаниями.

    Каким было отношение к загранице и иностранцам?

    Алла: Тут свою роль сыграла школа. Роль, считаю, отрицательную. Мы ведь тогда строили коммунизм и развитой социализм, как нас уверяли, уже построили.
    На уроках истории нам крепко вбили в головы некоторые стереотипы. В частности, о том, что  в мире идет противостояние социализма и капитализма, что против нас США и ведущие западные страны, что там у них сплошь и рядом нарушаются права человека, что нет демократии.
    А мы и верили, развесив уши. Еще бы – сравнивать было не с чем, за границей, даже в соседних социалистических странах мало кто бывал. «Железный занавес», да и только! И поэтому мы твердо усвоили: многое из того, что идет оттуда, «из-за бугра», — это враждебно нам, надо ухо востро держать, враги не дремлют.
    Потом, уже в институте, я узнала, что есть такая болезнь – ксенофобия. Неприязненное, подозрительное, а иногда и враждебное отношение к иностранцам. Очень точно сказано про те года. У нас эта ксенофобия на самом высоком уровне была выражена.
    Вячеслав: А я никогда не забуду, как в ленинградском (тогда еще) метро, где-то в 1989-м году, впервые увидел негра. Буквально в нескольких шагах. Это было потрясением, почти шоком. Никакой физиологической неприязни я не испытал, как некоторые сверстники, но все-таки удивился: как это – негры и у нас в стране, ездят в метро, ходят по улицам?
    Что же касается «тлетворного влияния Запада» (был такой газетный штамп), то мы скоро поняли: нам откровенно врут. Я, например, не скрою, что пристрастился в старших классах слушать «вражеское» радио по ночам. Би-Би-Си, «Голос Америки», «Радио Свобода», «Немецкая волна»…
    Странное было ощущение: правду о себе мы узнавали «оттуда», голосами своих же бывших соотечественников. «Глушилки» мешали, но потом, при Горбачеве, их полностью сняли. Но там уже и развал Союза был не за горами. Но я себя считаю «дитем перестройки»! Именно тогда и сформировался, на многое глаза открылись. Поэтому Михаилу Сергеевичу благодарен. Ничтожной личностью его не считал и не считаю. Он дал нам свободу слова. А то, что она обернулась вседозволенностью, — в этом уже не только его вина.

    Роль радио и телевидения в социализации ребенка и подростка

    Алла: Большая роль! И фильмы тогда были какие! «Приключения Электроника», «Гостья из будущего», «Каникулы Кроша», «Кортик» и «Бронзовая птица». И радио мы слушали – наше советское, а не только вражеские «голоса». «Пионерскую зорьку», например. Никто тогда телевизор презрительно «ящиком» не называл. Программ было мало, зато каждая – запоминалась. Не то, что теперь.
    Вячеслав: Про западные радиостанции я уже сказал. А про наши советские СМИ… Никогда большим поклонником не был. Нам лгали хорошо поставленными голосами. И многие понимали это. Но рано научались притворяться и играть по правилам. Я не исключение. Но были и книги, и фильмы, на которых целые поколения выросли: «Три мушкетера», «Как закалялась сталь». Отрицать это глупо. Тогда надо и всю нашу историю перечеркнуть.
    Идейный вдохновитель интервью — П.Н. Малофеев

  3. Подготовленная Дмитрием Быковым толстая книга «Школа жизни» — сборник реальных воспоминаний советских школьников 70–80-х годов
    Текст: ГодЛитературы.РФ
    Обложка книги предоставлена издательством «АСТ»
    Проект издательства «АСТ» «Народная книга» объединил в себе сразу несколько модных трендов: «краудфандинг» (то есть собирание «с миру по нитке»), «нон-фикшн, который интереснее фикшна» и, конечно, «бренд», — роль которого оказывается важнее роли «контента».
    В данном случае в роли этого самого контента оказались короткие «невыдуманные рассказы» о школьном детстве тех, кому сейчас от «сорока с хвостиком» до пятидесяти, а в роли «бренда» выступил Дмитрий Быков — сам, помимо всех своих многочисленных занятий, школьный учитель.
    Сам он во вступлении объясняет свою задумку так: «Я отлично помню свой школьный опыт: он был отвратителен, поскольку двойная мораль уже свирепствовала и травля, столь ярко и страшно показанная Железниковым и Быковым в „Чучеле“, была уделом всех думающих детей. Однако, помимо этой травли, оказавшейся весьма полезным опытом для постсоветского будущего, советская школа могла предложить много интересного — не зря тут существовал настоящий культ учителя. Тогдашние подростки были очень серьезными и взрослыми, интеллектуально они были богаче и самодостаточнее сегодняшних старшеклассников . Я думаю, тогдашнее поколение — равно как и школьники девяностых — многого о себе недоговорило и не поняло. Нам нужно составить хронику тех лет, потому что, кроме нас, это сделать некому. Трагедию исчезновения СССР лучше всех поняли подростки, потому что их жизнь переломилась. Сборник воспоминаний „Детство 45–53“ о послевоенных школьниках, составленный Людмилой Улицкой, стал бестселлером, но коллизии нашего отрочества были ничуть не менее драматичны. Лучший способ разобраться в себе нынешних — это вспомнить себя тогдашних. Мы как раз входим в тот возраст, когда события двадцати-тридцатилетней давности помнятся нам лучше вчерашних. Лично для меня попытка реконструкции тех времен довольно мучительна, но и мне есть за что поблагодарить их (времена). Надеюсь, все вместе мы составили книгу, из которой будет понятно, почему наша генерация почти все сдала и все-таки удержалась на краю пропасти».
    ИРИНА КРАСИЛЬНИКОВА. «ЯЗЫК ТВОЙ — ВРАГ ТВОЙ»
    «Язык твой — враг твой!» — твердили мне, естественно, из лучших побуждений. Я всегда согласно кивала головой. Хотя… Как выяснилось, на латинском эта фраза звучала несколько иначе: Lingua est hostis hominum amicusque diaboli et feminarum — «Язык — враг людей и друг дьявола и женщин». Только мне лично он другом так и не стал…
    Баба Аня меня учила: «Все что-то обсуждают, а ты молчи, молчи». Учитель химии вторил: «Запомни, ты ничем не отличаешься от других детей!.. Только немного лучше рисуешь». «Ну вот, все дети как дети, а ты опять отличилась!» — вздыхала мама, в очередной раз посетившая школу по поводу моих «новых художеств». Лишь один папа, к счастью, ничего не твердил. Его нельзя было волновать такой ерундой, как мое школьное поведение: он в космос ракеты запускал.
    Итак, хоть мне все и «твердили», и в 1979 году, в момент написания годового сочинения по окончании девятого класса нашей московской средней школы № 531 имени Героев Перекопа я была уже вполне взрослой и, казалось бы, должна была понимать, чем грозит «свободное волеизъявление», но…
    Вот уж тридцать пять с хвостиком лет я нет-нет да вспоминаю этот случай и в который раз задаюсь вопросом: что за странная муха цеце укусила меня в солнечный майский день 1979 года, на который и назначено было написание злополучного сочинения «Будущее моего города»? Могла ли я тогда — как все — «накатать» про высотные дома из стекла и бетона, чистые светлые улицы и счастливых людей, спешащих на любимую работу»? Могла! И… не могла одновременно. Потому что одна детская обида не давала мне покоя.
    Была у меня с самого раннего детства — это лет эдак с четырех — заветная мечта: мультики рисовать. Но первое же наше с мамой посещение «Союзмультфильма» показало, что мечтать об этом мне, дочке инженеров, не стоит. Потому как в детский кружок рисованной мультипликации можно было попасть, только имея родителей-режиссеров или на худой конец какую-нибудь тетю Машу, виртуозно разливающую сок по стаканам в буфете Дома кино. Об этом и поведал нам тихонько руководитель кружка.
    «Ищите дядю-режиссера, — сказал он маме на прощанье. — И я с удовольствием возьму вашу девочку: у нее рисунки добрые и живые».
    «Дядю-режиссера» мне-таки через пару лет отыскали: он в местном детском садике Дедом Морозом подрабатывал. Так что в кружок желанный я попала — правда, «переростком», — и долго еще с нескрываемым изумлением взирала на детишек режиссеров, от скуки пуляющихся на занятиях шахматными фигурками. Они ведь не по призванию сюда пришли, эти дети, не потому, что с «дядей Котеночкиным» хотели, как я, волка рисовать. Вот такая у меня была детская обида, и забыть ее, как мне этого ни хотелось, я не могла.
    Итак, быстрехонько отстрелявшись в итоговом сочинении дежурными фразами про дома с яркими фасадами и простых советских трудящихся, разгуливающих в отпусках по цветущим садам далеких планет, я перечитала все написанное и… призадумалась. Как-то фальшиво у меня получилось, хотя вроде все было правильно и красиво написано. Нет, слишком много у нас еще несправедливости, чтобы люди ходили по улицам города с блаженно-счастливыми лицами, столь красочно мною описанными.
    И черт-таки дернул меня за шариковую ручку.
    А может, это ангел перышко из крыла своего услужливо протянул — как вам больше нравится. И я приписала к практически готовому сочинению одну «совершенно ненужную и глупейшую» — как меня потом убеждали учителя — фразу. Смысл ее был в том, что главное все-таки не в домах из стекла и бетона и не в полетах на другие планеты. А в том, что в будущем у каждого человека будет любимая профессия, потому что скоро, совсем скоро исчезнет из нашей жизни всяческий блат. И если, скажем, сын дворника будет прекрасно рисовать, никто не посмеет препятствовать ему стать художником.
    С сознанием выполненного долга я захлопнула тоненькую тетрадочку в зеленой обложке и отнесла ее на стол учителю… Что было на следующий день — это может представить себе лишь тот, кому повезло учиться в то время. «К счастью, — как убеждала “мою терпеливую мать” учитель литературы, — перед тем как отправить сочинения на районную комиссию, их читают школьные учителя». «Ну, и что нам теперь с этим делать прикажете? Тетрадки-то все помеченные, с печатью! — чуть не плакала завуч старших классов. — Ну и где, скажите на милость, ваша дочь видела в нашем социалистическом обществе блат? И слово-то ведь такое где-то услышала!»
    Надо отдать должное моей маме: она лишь вздохнула и, глядя на меня, произнесла знакомое: «Ну вот, опять все дети как дети, а ты отличилась!» Промучив нас с мамой полчаса, учителя удалились «для принятия решения». Не знаю уж, что они там с моим сочинением решили, но за содержание я схлопотала «трояк». За запретное слово «блат», не иначе.
    Сейчас, по истечении стольких лет, пора бы, наверное, выбросить из головы этот случай. Но — не выбрасываю. Смеяться будете, но я до сих пор им себя «меряю и чищу». «Ну что, побоишься на сей раз слово “блат” написать?» — ехидно вопрошает Ирка-маленькая Ирку-взрослую в особо экстремальных ситуациях.
    И мне очень сложно предать ту смешную девчушку, глядящую на меня чуть исподлобья. «Ну вот, все дети как дети, а ты…» — с улыбкой отвечаю я Ирке-школьнице и… смело опять наступаю на те же грабли.
    Фрагмент книги предоставлен «Редакцией Елены Шубиной» издательства «АСТ»
    10.07.2015

  4. 4
    Текст добавил: хру©талЬная_©леzа

    Прошло несколько лет. Я поступил в институт нефти и газа им.Губкина в Москве, и попутно читал все, что попадалось на глаза, любую фантастику. Тогда как раз нахлынул вал западной переводной фантастики. И печатали там вместе с шедеврами Желязны и Толкиена — далеко не шедевры. Как-то прочитав один “далеко не шедевр”, я отбросил книгу в сторону и подумал — да я лучше могу придумать! Пошел, взял ручку (почему-то с зеленой пастой), тетрадь в клетку — и начал писать фантастический роман. Только теперь уже не о школьниках… а о далеком мире, похожем на смесь арабских сказок, османской империи, рыцарских романов вроде “Айвенго” и книг Генрика Сенкевича о польских шляхтичах и казаках. Этот мир был миром, который пережил крушение гигантской империи, выстроенной темными магами. Там был герой, списанный со Спитамена из “Огней на курганах” Василия Яна — хромой бродяга и борец за свободу, язвительный поэт, прекрасно владеющий мечом; там была прекрасная гордая девушка-норманнка, попадающая в плен к маврам; там был простоватый, но сильный жених девушки и заклятый враг бродяги — султан Исмаил, яростный красавец, тиран и мерзавец. Там были побег из тюрьмы, бешеная скачка через пустыню, захват пиратской галеры и т.д. и т.п. Там была обреченная любовь бродяги к прекрасной девушке. Там была финальная схватка с султаном, тоже влюбившимся в девушку и тоже обреченно. А хромой бродяга и оборванец в итоге оказывался бывшим императором развалившейся империи, человеком, наказанным за свои преступления вечностью. Бродяга побеждал султана, а затем уходил в другой мир, пожелав счастья девушке и ее жениху, потому что настоящие герои всегда уходят в закат… В общем, я очень долго писал этот роман, у меня целая пачка тетрадей где-то хранится. Это был ужасно написанный роман, который я, к тому же, не закончил. Но это было прекрасно — жить там. Я до сих пор могу мысленно прокрутить, как кино, все сцены этого романа… Я забросил эту идею, потому что мне пришла в голову следующая — и я начал писать второй роман. Потом еще один, параллельно. Все эти романы я не закончил, хотя перевел на них кучу тетрадей и шариковых ручек. А потом два романа я дописал — но это были ужасно плохие романы. Эти тетради до сих пор лежат у меня. Раньше они хранились в чемоданчике, на котором точил когти кот Фунтик. Потом я написал несколько плохих рассказов. А однажды я написал один хороший рассказ. По-настоящему хороший. От него у меня вскипала кровь и леденел затылок. Это было как ложка кокаина посреди гор зубного порошка. И я понял, что хочу быть писателем. К тому моменту мне уже было 23 года.

  5. Автобиографическая проза о советском детстве — новое явление в современной российской литературе. В течение нескольких десятилетий психологическая и историческая достоверность в изображении советского детства либо подменялась мифологизацией недавнего прошлого, либо сопровождалась умолчанием. Автобиографический ракурс призван разрушить существующие стереотипы, в том числе и в литературе для детей.
    Любопытны книги, в которых точка зрения принадлежит девочке. С ней связаны коннотации “семейного” характера: девочка глубоко привязана ко всем членам семьи, она наследница рода и хранительница фамильной памяти. Социальные катаклизмы воспринимаются девочкой как непосредственная угроза семейному миру. Эта угроза звучит напрямую в книгах, посвящённых жертвам политических репрессий, но и там, где вспоминается вполне благополучное детство, угроза даёт о себе знать в политических лозунгах и общественных догмах. Защитой от них становится родительская любовь (или память о ней), а также традиции семейного мира.
    Одна из самых ярких книг о советском прошлом — автобиографическая повесть Натальи Нусиновой «Приключения Джерика» (М.: Самокат, 2006). Она посвящена самому феномену советского детства, с его идеологическими и житейскими реалиями. Это сказывается на общем тоне повествования, в котором появляются ностальгические ноты по ушедшей эпохе, а бескомпромиссная оценка прошлого соседствует с любезными сердцу воспоминаниями. В предисловии к книге автор пишет: “Я стремилась передать с максимальной достоверностью характеры людей, отношения, атмосферу той, ушедшей жизни, в которой многое было неправильно, смешно и дико, но вместе с тем кое-что оттуда мне очень дорого”.
    Среди того, что особенно дорого, — память о родителях, бабушке и дедушке. Все они — люди реальные (отцом писательницы был известный сценарист Илья Нусинов), и подобная достоверность в отношении “семейных корней” — характерная особенность автобиографической прозы. Даже фокстерьер Джерик, любимец всех членов семьи, существовал в действительности и прославился как киноактёр в одном из фильмов Р. Быкова. Из области документального — предметы быта, из которых можно составить целый мемориальный музей, а также зарисовки нравов и представлений советского времени. Документальность в книге переплетается с “чистой фантазией”. Она придаёт разрозненным отрывкам и воспоминаниям вид законченных диалогов и сценок, сменяющих друг друга подобно кадрам художественного кино. Причём кино это явно комедийное, а точнее, трагикомедийное. Такой выбор подсказала сама эпоха с её двойными стандартами, при которых приходилось думать одно, говорить другое, а поступать по-третьему. Ребёнок в такой “стране чудес” чувствует себя на положении кэрролловской Алисы, которая должна освоить странные “правила игры”.
    И надо сказать, что двум маленьким девочкам это удаётся легко. Прежде всего потому, что всему происходящему они находят свои, по-детски удобные объяснения. И систему ценностей они выстраивают тоже свою. Поэтому главным событием в картине советского детства стало появление собаки, о которой так долго мечтали девочки (имя горячо любимого Джерика вынесено в название книги). В результате такого “наивного взгляда” на мир происходит своеобразная деконструкция прошлого: сопоставимыми оказываются разновеликие в масштабе истории величины. Разумеется, что такая позиция принадлежит самой писательнице, которая с беспощадной иронией относится ко всем претензиям идеологии на “вечное” и “главное” в жизни человека.
    Эти претензии разрушаются в книге с неизменным постоянством, как и стоящие за ними социальные “устои” и стереотипы. Но делается от такого “поругания” не страшно, а смешно. Смешно, когда мама с детской непосредственностью очаровывает всех членов комиссии, дающей разрешение на выезд за границу. Смешно, когда дедушка, старый большевик, неумело пытается помочь совхозу увеличить надои молока, а вместо этого приносит лишние хлопоты своим домашним. Смешно, когда девочка с готовностью рвётся исполнять в хоре “серьёзный патриотический репертуар”, а после пытается разучить его с утятами. Все ситуации, несмотря на их нелепость, типичны для своего времени. Оказавшись их участниками (добровольно или принудительно), герои книги, по уверению автора, остаются “чистыми в намерениях и бескорыстными в поступках”, и это главная причина, почему читатель начинает разделять любовь автора к своим героям.
    Вообще, любовь царит в книге. Ради неё члены семьи готовы переступить социальные, имущественные и идеологические запреты. В мире, где смещены многие понятия, чувство любви оказывается самым верным ориентиром. Поэтому жена разделяет судьбу мужа, объявленного врагом народа, а маленькие девочки готовы защищать своего “опального” дедушку. Даже собака, верный член семьи, встаёт на защиту невинно гонимых: когда две сплетницы стали недвусмысленно упрекать девочку за принадлежность к “еврейской нации”, собака заняла охотничью стойку и приготовилась отразить нападение. Защищать детей приходится и взрослым от порождённых советской эпохой идей и лозунгов.

  6. Добавил: Tiero
    Тема: Дети
    Детство СССР – понятие давно ставшее социокультурным. Для родившихся и повзрослевших в СССР – детство в советском союзе навсегда связано с первичными организациями. Советское детство заканчивалось рано, дети СССР стремились к общественной активности сызмальства. Октябрята – в 7 лет, на школьной форме, ближе к сердцу, сверкает звездочка – «камея» с золотоволосым Ильичем. Пионеры в 8 лет – красный кумач пионерского галстука согревает шею. В 14-лет – ты комсомолец, иначе забудь дорогу в ВУЗ. Окажут доверие – годам к 25- КПСС – предел мечтания.
    1972 год. В детском саду идет новогодний утренник – девочки одеты в костюмы снежинок и снегурочек. Мальчики – зайчики и красноармейцы. Хором зовут Деда Мороза. Под елкой лежит мешок с подарками. Дедушка просит прочитать стишок.
    И все вместе детишки читают
    «Когда был Ленин маленький,
    Такой, как мы с тобой,
    Любил он у проталинки
    По лужице по маленькой
    Пускать кораблик свой.
    Как мы, шалить умел он,
    Как мы, он петь любил,
    Правдивым был и смелым –
    Таким наш Ленин был»

    1977 год, музей им. В.И. Ленина на Красной площади. Почетный прием отличников–второклассников в пионеры. Слышны, дрожащие от волнения голоса, произносящие клятву пионера: «Я (Имя, Фамилия) вступая в ряды Всесоюзной Пионерской Организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Родину. Жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия. Свято соблюдать Законы Пионерии Советского Союза”.
    Детство в СССР было хорошо спланированным марш-парадом. Даже летом, большинство детей, отправляясь в пионерские лагеря, – продолжали строиться в «колонны по двое». Набираясь сил перед новым учебным годом, они скандировали лозунги и заучивали основные принципы коммунистической морали – в той или иной интерпретации. Несмотря на утопичность данной «формы», – дети в СССР вырастали весьма дисциплинированными и ответственными. Дети СССР в старших классах проходили так называемую «Ленинскую аттестацию». Это тетрадочка – кондуит, куда нужно было занести ответы на ряд вопросов, касаемых не только самих школьников, но и их родителей. Так выявлялись семьи с диссидентскими наклонностями.1985 год, выпускное сочинение по литературе в руках испуганной учительницы, фамилии Аксенов, Солженицын упомянуты не единожды. Мальчик бездумно списал сочинение папы, написанное во времена оттепели. Но перестроечные школьники уже дышали полной грудью, чтобы смело вступить в смутное, но интересное Новое время, навсегда перелистнувшее страницу их советского детства.
    В.Мальцева

  7. 7
    Текст добавил: Анастасия Бесселовская

    У каждого из
    нас было свое детство о котором мы можем говорить очень много.Будучи
    детьми мы с каждым днем ??учились нового для нас, интересного.Любое
    событие, которое для взрослых людей было обыденностью, для нас было
    значительным событием, которое мы осваивали с большим увлечением.Первые
    шаги наши, первое слово и другое.Тот момент, когда мы шли в детский сад,
    первые новые знакомства с детьми.Затем школа, первый класс, первая
    учительница.Тяжелый и одновременно интересный для нас процесс обучения,
    познания чего-то нового для нас.Первая детская любовь, если так можно
    сказать, но которая запоминается нам навсегда.Потом уже идут школьные
    будни, переходим из одного класса в другой.Не успеет мы опомниться, как
    уже последний звонок в заключительном классе и мы погружаемся в студенческую
    жизнь.Поступаем в другие учебные заведения, где знакомимся с другими
    людьми, другие друзья,
    Но об этом может можно
    писать бесконечно.Однако все моменты прохождения этого периода у каждого
    из нас разные.Поэтому в школах на уроках русского языка и не только будут
    задание написать такое произведение, поэтому мы в этой категории собрали такую
    ??сборку.

  8. 23/02/10, Traindriver
    Я иногда жалею что так мало застал до перестройки, и мне хотелось бы родится лет хотя бы на 5 раньше.Хотя я и отношу себя еще к людям *Рожденным в СССР*.Своим советским происхождениям я отчасти и обязан своему хобби.Как знать,родись я чуть попозже, возможно я бы так и не узнал(как мой племянник 1994г.р.) что такое железная дорога и бесскрайние просторы бывшего СССР,ибо таррифы тогда были копеечные и прокатится на ней на хорошее расстояние в 80-ых мог практический любой,нето что сейчас,и оссобенно в 90-ых:-(
    23/02/10, Traindriver
    Посмотрел в ваш профайл UDAR ,мы с вами практически ровесники,поэтому к вашим словам мне нечего больше добавить,все написано у вас верно. А что до Келли Ренно(он же alechorsemen)не обращайте на него внимания он тролль, или ролевой проект,уж хрен его знает, но его всегда разбирает энурез когда кто нибудь пишет о том что в СССР было лучше чем сейчас или что- либо не так(даже справедливо)о США.Могу в заключение сабжа добавить, что я будучи человеком рожденным в последний год доперестроечного СССР(1984) являюсь пожалуй и последним из этого поколения.
    23/02/10, Traindriver
    алекхерсмен да,а еще меня возили заботливые родители каждый год на юг, не зная что значит задолжности за свет,и газ… честно сказать будь у меня семья, я бы врядли смог бы обеспечить сейчас своему ребенку то детство что было до школы у меня, даже будучи во многом себе отказывая:-( А алек- гейбой вместо того чтобы гордится тем что он часть своей жизни прожил в СССР одетый, обутый, накормленный и вцелом неплохо обеспеченный родителями, еще и не доволен грубо этим…чтож давайте все дружно посочувствуем *нелегкому совковому детству* алека.. Хнык:-( П.С.Напомню что моя сестра 1975г.р. вспоминает свое детство с теплотой и ностальгией.Так что заткнись ты!
    23/02/10, Traindriver
    алекхерсмен Ты был в Гаграх не потому что твои родители не могли позволить тебя свозить туда, а вероятно потому, что их это вообще не интересовало.Коппечные з.п.? Не смеши, тогда сейчас мы вообще в дерьме роемся… хотя отчасти может ты и прав,если брать отдельных по России *господ*, быть может и подобных тебе.И ваще прекрати на сайте заниматься троллингом,предупреждая и опасасясь за каждого юзера чтобы он не дай бог влюбился в СССР.Скажу прямо я его не такой уж и поклонник,как некоторые думают здесь, и не все что тогда было мне тоже нравится, отнюдь некоторые пункты тогдашней политики меня тоже бесят, честно сказать, но све таки многократно лучше было тогда именно для простого народа, я не воров и сомнительных людишек нежели чем сейчас.Прекрати лгать и загибать палку круче чем она есть ты! А спорить и что либо доказывать мне тебе тоже неинтересно глупому,истеричному и зомбированому человечку..Так что отстань от меня, псих!
    23/02/10, Traindriver
    Shock Твое мнение более разумное и не радикальное.Поэтому отчасти с тобою соглашусь, но только назревает вопрос.А сможет ли в России обеспечить всем этим своих детей каждый родитель? Я думаю наврядли.Жизнь в СССР в бытовом и развлекательном плане была скромнее, но родители нас обеспечивали,и снабжали всем необходимым.Мой 16 летний племянник к примеру не видел в своей жизни не путешествий, не дорогих игрушек, не очень дорогих книг, откровенно говря мне его жалко.И слава богу что он не мой сын, будь у меня ребенок я сильно сомневаюсь что могбы даже если бы очень хотел, отказывая себе во многом и работая и дни и ночи показать ему жизнь так как показали мне ее в свое время мои родители.
    24/02/10, gazetka
    В советском детстве не было многих вещей, развлечений, как у современных детей. Но мы были довольны тем, что у нас есть. В СССР было только 3 программы на ТВ, и было много интересных передач. К нам часто приходили гости с детьми посмотреть мультики (дома и на даче), ведь не у всех были телевизоры. Мы еще маленькие дети ходили в гости к друзьям, приносили конфетки, печенье, рыбку, игрушки, все делились, не закрывались, не отгораживались двухметровыми заборами, не было такого жлобства, как сейчас, когда тупо соседи отгораживаются, двери захлопывают перед носом, за рубль устроят скандал, да и снега зимой у них не допросишся.
    24/02/10, CM Punk
    смотря на современных детей мы порой видим как они бедные “наслаждаются” благами цевилизаций)ведь компютеры,мобильники и прочая ерунда не смогут им заменить живое общение… они под прессом СМИ котрые вовсю пропагандируют секс, наркотики, водку, сигареты, презервативы.Всякие восточные анимэ и западные Бивисы с Батхэдами проедают им мозг жлобское телевиденье.. не хотел бы я себе такого дества
    12/06/10, ВИDос 9854
    Вообще, верно. В СССР детям действительно расти гораздо лучше. Скажем, летний отдых организован. Мультфильмов снималось очень много. Различной развращающей детские души грязи намного меньше. И это еще не все… Детство в СССР или хотя бы в конце 90-х (как мое – и я им доволен) – гораздо лучше современного, как минимум в плане души…
    12/06/10, Traindriver
    Я совсем немного прожил в СССР, и когда он разволился оцициально я только пошел в первый класс, но мне есть с чем сравнить. И я могу с уверенностью сказать, что советское детство и правда было лучше.По телевизору не было насилия, агрессивности, замусоревания неокрепших детских мозгов всяческой галимотьей и не было разврата.Первое Мая и 7Ноября- флажки и шарики, весною по улицам разъезжали машины со сказками, а играли мы в игрушки отечественного производителя, мишки с милыми мордашками, марсоходы на радиоуправлении, ваньки- встаньки, настольные игры а не в ту дрянь что стали ввозить из Китая и кап. стран в 90-ые гг. А конец 90-ых то уже и не детство было, а скорее отрочество.
    12/06/10, Traindriver
    Могу также добавить, что именно советскому детству я обязан своему увлечению ж.д. транспортом.Ибо таррифы на пасс. перевозки в то время были значительно дешевле, только катайся- нехочу.Не то что после развала СССР.В те годы ежегодные поездки на юг, могли организовать практически любая семья, и любой человек, сейчас очень немногие.
    12/06/10, Traindriver
    ВИDос 9854 Ну у меня племянник моложе тебя на год, и мне его жалко.Парень и правда в своем детстве ничего не видел.Не думаю что детство 90-ых намного лучше, детства 2000- ых.Таже самая либералистическая пропаганда и социальное неравенство, которое дети воспринимают гораздо болезненее взрослых, когда Лешин отец не может купить сыну дорогую игрушку или сводить в цирк, а Сашин папа закидывает сына дорогостоящими подарками и катает по всему миру.Конечно детство современных детей(и тех кто родился до 25 лет назад) тоже очень даже неплохо, но если они только дети бандитов, коммерсантов, олигархов, мошенников, чиновников и прочей нечисти, но только не из простого люда.Честно, мне самому хотелось бы родится хотя бы на 5 лет раньше, чтобы побольше побыть в советском детстве.Моя сестра например (1975 г.р.) раньше часто мне когда ностальгировала по своим ранним временам, говорила мне “Какое же тогда классное время было”.Вот так то)
    07/01/11, P0rtal 2 Forever
    Детство 90-х не может быть хорошим, всюду бандитизм, убийства за гаражами из-за новой куртки, наркомания, бандиты которые почувствовали своё время и стали править страной. И какое к чёрту здесь может быть детство, это кошмар сплошной. Слава богу сейчас не 90-е и ситуация хоть относительно лучше стала. Не знаю что там было в Союзе, но скорее всего мало хорошего, так как на деле оказалось много людей советского периода которые с цепи сорвались и стали творить беззакония когда это Союз распался.
    09/08/11, Рикки Трикки
    Не буду приводить кучу аргументов. Для всех его время детства – самое лучшее, это ж понятно. Помню только, лет в 19-20 я у мамы спросила “Мама, а почему у всех в квартире ремонт, а у нас нет? Мы что, беднее остальных?” Оказалось – да, и значительней. Но благодаря советской системе ценностей, образования и отдыха я все школьные годы об этом даже не подозревала. Даже заняла 1-е место по области по инязу и дважды поступила в ДГУ на госбюджет – первый раз иняз, второй – соц.работа и кадровый менеджмент. А росла б при нынещних временах – была б зашуганой, забитой нищей дурочкой. При совке дети не зависели от материального положения родителей (ну, если не брать семьи дипломатов и т.п.).
    09/08/11, Альберт Карандашов
    Советская власть заботилась о детях. На время летних каникул детей отправляли в пионерские лагеря за счет государства. Действовали кружки и клубы, спортивные секции, где дети проводили свободное время. Советские дети были более начитанными и воспитанными, чем современные дети. Все знают, какое невоспитанное и жестокое поколение выросло в постсоветское время. И все это из-за невнимания государства и отсутствия воспитания. Нынешние дети не читают книг и превратились в моральных баранов.
    09/08/11, Рикки Трикки
    альберт, поддерживаю. В советское время я смогла закончить музыкальную и художественную школы за символическую плату и кружок иностранных языков бесплатно, потому что он был при школе. Сейчас такое вряд ли возможно. И на море в лагере отдыхала до 14 лет каждый год по путевке от завода, где работала мама. А ммама была простым фотохимиком, а не начальством.
    09/08/11, Rыжулька
    соглашусь. мало застала советское время, но по рассказам-оно было охрененно. не было компа, и такого понятия как задрот, по телеку кучи всякой дури не крутили. а цены, цены! на небольшую месячную зарплату можно приобрести 3(!!) недурные кровати, а не как сейчас, копишь на одну, коооопишь. летом-лагерь, либо санаторий, либо, если путёвки не дано-двор. можно пооткладывать денежку и поехать семьёй(!!!) на отдых. а попробуй сейчас ребёнка куда отправить, ага. его и родить то страшно, на какие средства его содержать, а как подрастёт, так и на улицу пустить страшно. ужас)
    09/08/11, serpet
    Помню демонстрации, воздушные шарики. Всем было весело и люди были добрее. Это все от того, что не было такого различия в денежных доходах, как сейчас. Тогда все были более или менее равны и играли вместе. Мы постоянно играли на улице с друзьями. Такие игры, как “баночка”, игра в бутылочные пробки, “танчики” со складным ножичком. И мы гоняли на великах везде, где только можно! Сейчас опасно – машин стало очень много. Зимой катались на коньках (и сейчас это есть, но детей в нашей “коробочке” очень мало). У девочек “классики”, “резиночка”. Вместе с ними играли в “вышибалы”. Куда это все делось? Теперь ребенок тупо сидит за компом в гордом одиночестве, изредка выходя на улицу с родителями, чтобы прогуляться по магазинам. Жесть, а не детство! Живое общение, конечно, осталось, но его так мало, что и говорить об этом как-то неприлично.
    09/08/11, serpet
    А собственноручно спаянный компьютер “Спектрум” (“Синклер”)? А компьютер БК0010-01? За играми ездили на радиорынок. Игры были записаны на кассету. Для “Синклера” потом приделывали (ну и для БК тоже) контроллер для дисковода с гибкими дисками. И уже игры записывали на 5.25 дюймовые диски. Я, блин, даже названия микросхем помню! Помню, что “555” была лучше, чем “133”. Помню название процессора “Z80a”. Помню, что память была “К555РУ5”. Нынешнее поколение паяльник, если что, держать умеет? Конечно, сейчас проще готовый модуль купить и воткнуть в соответствующий слот. Но где интерес? Ты его воткнул и он уже работает. Приемнички паяли. У меня был выжигательный аппарат. Выпыливали лобзиком кухонные доски.
    Road Warior Animal, 29/04/10
    смешной вопрос… Мне намного лучше было жить конечно в современном, а не в те жестокие времена, сейчас у детей много свободы, а не в те времена, хотя и сейчас очень много детей испорчено, они имеют могут знать всю правду в нашей стране, а не тогда когда все подозрительное “засекречивали”, в те бедные времена, когда было стыдно чем-либо отличаться от других.
    Lana07, 22/11/10
    Ну тут многое зависит от того у кого какое было детство)) У меня было хорошее советское детство и я чувствовала себя счастливым ребенком. Потому что детство – это самая счастливая и беззаботная пора,даже если живешь впроголодь и созерцаешь пустые прилавки продовольственных магазинов и после школы бежишь отстаивать бешеные очереди за продуктами. Но я не хотела бы такого детства для своих детей и я рада что оно у них проходит в другой обстановке: более свободной ,более сытой и более комфортной. И уж конечно я не могу сказать что современное детство у моих детей хуже чем мое советское…
    Мёртвый Рыцарь, 22/11/10
    Это личный вопрос каждого, у одного может быть отстойное детство в советское время а у другого охрененное в современном, и наоборот. Спор бесмысслен.
    Maxwell1989, 30/09/12
    тут вопрос о детстве а не о СССР. Если посмотреть на то что дети делают сейчас и что делали лет 10-15 назад, то по душе более то что было раньше.
    анабелла клянь, 13/11/12
    Неа, – ничего оно не лучше. В чем счастье непосредственно РЕБЕНКА? – В ‘нравственных’ ценностях, в ‘бессеребренничестве’, в ‘дружбе’ народов? В кликухах ‘Здорово, товарищ, – пока, товарищ’, в сочинениях вроде ‘Жить – родине служить’, в фильмах про офицеров? В песнях Орловой, в боевых ракетах? – В дорогих и качественных игрушках, ярких утренниках, конфетках, шоколадках, – одним словом, МАТЕРИАЛЬНЫХ приобретениях! А у меня все это и без вашего, советского, все было, а пионерские эти ваши лагеря и слезы младенца не стоят, – мне и без них было хорошо, да и вообще гораздо больше нравилось играть одной.
    анабелла клянь, 14/11/12
    Вот смотрю я на зеленую колонку, – люди, – речь идет о вашем ДЕТСТВЕ, – причем здесь взрослые тети простутки, дяди наркоманы и дяди бандиты, находящиеся где – то ‘там’, – далеко на улице и далеко от ваших детских комнат и игрушек?
    Calm, 14/06/13
    Я с этим не согласен. Так однозначно нельзя говорить. Я не жил в то время, поэтому мне все равно. И не жалею, что не родился в совке. Американские фильмы были под цензурой государства, хотя это ущемление прав граждан, как и эта школьная форма. Шоколадка, как кто-то говорил для простого рабочего была деликатесом. Сейчас же, даже обычный человек может хоть каждый день покупать. Кстати, зажравшиеся личности и в СССР были, так что выводы напрашиваются сами. Также, табу на полет в другую страну, опять же ущемление прав. Что плохого в том, что человек хочет посмотреть природу других стран, менталитет народа, или просто покадрить тамошних красавиц? Я например, поработал летом месяц, купил себе PSP, новые шмотки, и на сигареты осталось. У родителей деньги прошу редко. Так что ничем современное детство не хуже советского, но это лишь мое мнение, я его никому не навязываю.
    V2 Schneider, 12/07/19
    Есть этакий “эффект детства”, именно в детстве трава зеленее всего. Все произошедшее в начале жизни кажется ярче, чем в жизни дальнейшей, а в случае положительности этого, так еще и лучше. Данному эффекту подтверждено большинство людей, а вот осознание того, что лучше это только потому, что это имело место быть именно в детстве, есть мало у кого. Отсюда и восхваления советского детства от тех людей, что его пережили на своей шкуре, без осознавания а реально ли оно таким радужным было, а различные, уже не жившие в СССР, но также не анализирующие информацию, и при этом хаящие современность, личности перенимают это. На самом же деле, для современных детей их первые годы жизни даже с “ужасными” компьютерами будут такими же прекрасными, как и для ребят из СССР, просто потому что это детство! Я бы даже современным детям позавидовала, они могут легко утолить свой познавательный интерес, а это главный двигатель ребенка, просто заглянув в интернет, а не роясь в книжках, где литры “воды”.

  9. Детство – чудесное время, когда можно верить в фей, гномов и эльфов. А как прекрасно, когда Дед Мороз приходит в гости на Новый год и кладет под елочкой подарки. В детстве все легко, просто, загадочно и увлекательно.
    Фантазия у детей безгранична, с помощью воображения и мир, который окружает нас вокруг, становится сказочным и таинственным. Дети восторгаются всем: первым снегом, который падает на одежду, дождиком, после которого обязательно будет радуга, а сколько радости и восторга вызывают у детей одуванчики.
    Детство – это самое прекрасное время, когда жизнь кажется такой беззаботной. Наша жизнь в этот период зависит напрямую от нашей семьи и воспитания. Именно благодаря родителям, мы получаем доброту, нежность и ласку. Родители – это самый лучший пример для подражания. Ведь не зря многие дети желают стать такими, как папа или мама, когда вырастут.
    Все дети в совсем маленьком возрасте хотят побыстрее вырасти, чтобы стать взрослыми и самостоятельными, а когда наступает этот момент, осознают, что напрасно была такая спешка.
    Когда я был совсем крохой, я всегда загадывал желание на день рождения – поскорее вырасти. Я тогда думал, что жизнь у старших намного интереснее. Они всегда могут отправиться, куда пожелают, умеют водить автомобиль, самостоятельно покупать одежду и не нужно спать в обед. А мои родители только всегда улыбались и уверяли меня, что спешить не стоит, ведь они сами не прочь бы снова стать детьми.
    Сейчас мы уже в том возрасте, когда стоим на пороге во взрослую жизнь и можем смело поразмышлять на тему детства. Это чудесное время, по крайней мере для меня. Это период, когда учишься чему-то новому, делаешь какие-то ежедневные открытия, все восхищаются твоими маленькими успехами, всегда рядом с тобой любящая семья, которая поддерживает тебя во всем.
    Мама учила меня читать по книжкам с яркими рисунками. Я смотрел на них и всегда рассказывал новые истории. Папа всегда мне объяснял, как работает тот или иной предмет в доме, для чего нужны гвозди и молоток. Бабушка с дедушкой у меня самые лучшие. Деда всегда брал меня на рыбалку, когда мы гостевали у них в деревне, а бабушка угощала своими наивкуснейшими пирогами с яблоками. Также мой любимый кот Кузя всегда ждал меня дома, когда я с ним начну играть или чесать ему за ушком.
    Детские годы навсегда откладывают свой отпечаток в последующей жизни человека. Именно в этом возрасте формируется характер, мировоззрение, таланты и способности в той или иной отрасли. Я благодарен своим родителям, что они сделали мое детство счастливым и незабываемым.

  10. Детство — это беззаботность, веселье, радость каждого человека. Вспоминая о своём детстве, мы никогда не можем сказать, что оно прошло для нас плохо или что нам было скучно. Это всегда хорошие, добрые и счастливые воспоминания нашей жизни. Мы растем, учимся жизни, начинаем осознавать реальность именно в этом возрасте. Именно поэтому в школу начинают ходить с возраста 6-8 лет. Мы лучше запоминаем алфавит, таблицу умножения, правила русского языка и другие полезные сведения. А дети, впервые пришедшие в школу, ещё ощущают себя детьми. Они приносят игрушки, куклы и машины с собой на занятия, и не осознают что это уже, пусть и маленькая — ступень в начинающуюся взрослую жизнь.
    Детство — это свобода, когда нет никаких обязанностей, проблем и забот. Многие взрослые часто говорят: «Как хорошо быть маленьким! Можно спать, сколько хочешь, можно проснуться, подойти к окну и наблюдать, как люди спешат по своим делам, слушать, как шумит город за окном. Весь день можно играть в разные игры: в прятки — и прятаться где угодно, в догонялки – убегать, например, от бабушки. Потом можно гулять на свежем воздухе, греться на солнышке, лежать на травке и наслаждаться свободой. Но это только мечты, детство ведь уже не вернешь!»
    У каждого ребёнка есть семья. Семья – это защитник. Что бы ни случилось с ребёнком в детстве, кто бы его ни обидел, только в семье найдётся понимание, поддержка и защита. Наверное, поэтому в детстве так легко и беззаботно живется, потому что на страже стоят всегда родители, семья. В детстве происходит много разных событий, и если ты со временем забыл, что с тобою было в детстве, то мама или папа всегда расскажут тебе об этом.
    В детстве каждый праздник радует нас. Всегда напоминает вкусные торты, веселье и подарки. День рождения — это день, когда мы становимся на год старше. Мы его ждем и радуемся ему. Родители поздравляют, обнимая и целуя, друзья приходят и дарят подарки. Все дети очень любят это!
    Я считаю, что мир детства – это прекрасный период в жизни каждого человека. У всех людей оно проходит по-разному, но я не слышала ни от одного человека, чтобы он говорил, что детство прошло плохо. Ведь все равно в жизни каждого человека в детстве есть какие-то яркие незабываемые моменты. Ведь детство — это здорово!
    Сочинение на тему «Детство» | Март 2015

  11. «Детство, опаленное войной»
    Лебедева Мария
    22 июня 1941 года рано утром (в 4 часа) Германия напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война.
    В этой войне принимали участие не только взрослые, но и дети. Задания у них были не только трудными, но и очень ответственными. Детство закончилось у  некоторых  мальчишек и девчонок с началом войны. Они не хотели  воевать и убивать, но им пришлось защищать себя, своих родных и Родину. Дети на войне – это самая страшная и горькая, правда  Великой Отечественной войны.
    Эти дети (6-16лет) ходили в разведку, участвовали в сражениях, выходили в море на катерах. И в тылу были самыми незаменимыми работниками. Им приходилось заменять ушедших отцов и старших братьев. Дети войны вставали у станков и делали детали к танкам, минам, снарядам, ухаживали за ранеными в госпиталях, пахали и собирали хлеб. Но не все дожили до Победы, многие награждены посмертно и их имена носят корабли,  улицы, дома культуры. Вот несколько имён: Марат Казей, Саша Коваль, Леня Голиков, Валя Котик, Володя Щербацевич, Олег Ольховский, Саша Бородулин, Володя Дубинин,  Вася Курка, Толя Комар, Боря Царьков  и многие другие. Они получали награды  и медали, многим были присвоены звания Героя Советского Союза.  Некоторые из юных героев дошли до Берлина.
    9 мая 1945 года Германия подписала акт о капитуляции. И в этот день мы празднуем День Победы и чтим  память о погибших на этой войне.
    Мне хочется, чтобы мои сверстники помнили имена погибших за наше счастливое детство. Таких, каким был Боря Царьков, ходивший со взрослыми в разведку,  участвовавший в операциях по уничтожению эшелонов с танками, захвату  «языков». Борис добывал информацию перед боем о нахождении  немецких оборонительных точках. Награждён был орденом  Красной Звезды и получил звание Героя Советского Союза. Боря Царьков не увидел парад Победы, он был убит снайпером.
    Юра Жданько в 10 лет  оказался в партизанском отряде. В 11 лет его приняли в комсомол, а в 12 лет  Юра был награжден орденом Красной Звезды, в 13 лет он был ранен и отправлен в тыл. Юра Жданько был разведчиком, прыгал с парашютом, ему доверяли трудные и ответственные задания.
    Витя Кучерявый – связной и разведчик. После зверских пыток  не выдал расположение отряда и был расстрелян.
    Василёк Шолухов  пустил под откос три эшелона  – зверски замучен  гитлеровцами.
    Марат Казей, юный партизан–разведчик.  Героически  погиб при выполнении задания. Марат – Герой Советского Союза.
    Зина Портнова.  Эта юная подпольщица выполняла опасные  и ответственные задания, зверски  замучена гитлеровцами. Зина – Герой Советского Союза.
    Федор Клюев  по заданию командования  четыре раза переходил линию фронта и добывал ценные сведения.
    Костя Кравчук   сохранил знамёна полка и за это был награждён орденом Красного Знамени.
    Саша Соколов был разведчиком  и корректировал огонь войск. Был ранен под Берлином. Был награжден  четырьмя медалями и орденом  Красного Знамени.
    Юнга Саша Поляков служил на  сторожевом  корабле «Шквал», награжден
    Орденом Красной Звезды.
    Жора Артемьев вместе со своим взводом дошел до Берлина. Бытует легенда о мальчике Жоре, пионерский галстук которого был прикреплен к куполу рейхстага.  Жора  ходил в разведку в тыл врага. Был награждён медалью  « За отвагу».  Герой Советского Союза М.Егоров (один из бойцов, водрузивших знамя над рейхстагом) вспоминал, что этот мальчик совсем не знал страха.
    Дети войны не только принимали участие в боевых действиях, но и наравне со взрослыми трудились в тылу. Работа  в тылу была очень важна, т.к. для фронта нужны были снаряды, оружие, танки и многое другое. Юные труженики  заменяли отцов и старших братьев. Они работали наравне  со взрослыми: стояли у станка, собирали детали, пахали и сеяли, собирали урожай. Ухаживали за ранеными в госпиталях, выносили с поля боя бойцов. Это всё для фронта, для победы.
    Вечная слава всем, кто трудился, воевал на благо Родины, кто жив и кто погиб. Мы будем помнить о них!
    Список, использованной литературы
    Великая Отечественная война…(Краткая иллюстрированная история Великой Отечественной войны для юношества). М., 1975.
    Молодые герои Великой Отечественной войны. М., 1970.
    (Серия ЖЗЛ).
    Ф.Третьяков, И.Виноградов, Ю.Свинтицкий, «Орлята Великой Отечественной …» рассказы, очерки, воспоминания о юных партизанах, сыновьях полков и воспитанниках кораблей. М.,1980.
    Энциклопедия для детей. М., 1996.Т.5, Ч.3.
    ЗАЯВКА
    на участие во Всероссийском  детско-юношеском
    литературно-художественном конкурсе творческих работ
    «Я помню! Я горжусь!», посвященного 65-й годовщине Победы
    в Великой Отечественной войне
    Лебедева Мария Сергеевна, 3 класс, 9 лет.
    «Детство, опаленное войной».
    МБОУ СОШ № 126 с углубленным изучением математики,
    630075, Новосибирск, улица Народная, дом № 37.
    (383) 276 38 69, kablashova@rambler/ru
    Каблашова Олеся Васильевна (учитель начальных классов).
    Ответы исторической викторины
    Лебедева Мария
    Назовите даты начала и окончания Великой Отечественной войны.
    Великая    Отечественная  война  началась 22.06.1941году на рассвете и продолжалась  до 09.05.1945 г.
    Какое государство  в 1941году без объявления  войны вторглось в пределы нашей Родины вторглись на советскую землю?
    На рассвете 22 июня без объявления войны, вероломно нарушив договор о ненападении, германские войска вторглись на советскую землю. Германия развязала войну против СССР.
    3.Какие государства были  союзниками СССР в годы Великой Отечественной войны?
    СССР, Великобритания и США   подписали  декларацию о взаимной  помощи  против  Германии.
    4.Кто был Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами СССР в годы Великой Отечественной войны?
    Верховным Главнокомандующим  8 августа 1941 года был назначен
    И.В. Сталин.
    5.Назовите  крепость, ставшую символом несгибаемого мужества, стойкости и героизма советских воинов в первые дни войны?
    В течение месяца сопротивлялся малочисленный  гарнизон  Брестской крепости.
    6.Какие сражения Великой Отечественной войны Вы знаете?                                                 Смоленское, Московское , Сталинградское , Курская дуга ,Ленинградско- Новгородское ,Белорусское, Ясско- Кишенёвское  ,Висло –Одерское, Берлинское ,Пражское.
    7.Назовите известных Вам  советских полководцев и военачальников, участвовавших в Великой Отечественной войне.
    Жуков Г.К. ,Конев И.С. ,Рокоссовский К.К. ,Будённый  С.М., Говоров Л.А., Мерецков К.А., Баграмян И.Х.,  Василевский   А.М. , Малиновский Р.Я., Толбухин Ф.И.
    8.Какой подвиг в годы войны совершили Александр  Матросов и Николай Гастелло?
    Александр  Матросов–закрыл своим телом амбразуру  и позволил ,тем самым продолжить  наступление войск  с наименьшими  потерями .Николай  Гастелло – направил свой горящий  самолет( бомбардировщик ) на колонну   танков  и погиб  за Родину.
    9.Что Вы знаете о пионерах-героях?                                                                                                                               Наравне  со взрослыми  участвовали  в боях, ходили в разведку, были партизанами, работали в тылу и на полях  вместо  ушедших на фронт  отцов и старших  братьев .
    10.Как называлась реактивная система, находившаяся во время войны на вооружении артиллерии Советской армии?
    Многозарядная реактивная  установка БМ-13 «Катюша».
    11. Какой отечественный средний танк был признан лучшим в годы Великой Отечественной войны?
    Лучшим  танком был признан  Т -34.
    12.Какой советский самолет в годы войны называли «летающим танком»?
    Советский самолёт ИЛ -2.
    13.Что Вы знаете о блокаднице Ленинграда  Тани Савичевой ?                                                          Во время блокады вела дневник, в котором  9 страниц  и на 6 страницах даты смерти  близких  людей. Её дневник на  Нюрнбергском  процессе был как один из обвинительных документов против фашистов.
    14.Назовите фамилии советских воинов, водрузивших Знамя Победы над рейхстагом в Берлине.
    Воины 150-й стрелковой дивизии  М.А.Егоров и М.В.Кантария  водрузили знамя над рейхстагом.
    15. Кто принимал парад Победы 1945 года на Красной площади в Москве?
    24июня 1945 на Красной площади в Москве состоялся Парад Победы и его принимал маршал Советского Союза   Г.К. Жуков.

  12. Тема детства глубоко органична для творчества Толстого и выражает характерные черты его воззрений на человека и общество. И не случайно, что Толстой посвятил этой теме свое первое художественное произведение. Ведущим, основополагающим началом в духовном развитии Николеньки Иртеньева есть его стремление к добру, к правде, к истине, к любви, к красоте. Первоначальным источником этих его высоких духовных устремлений является образ матери, которая олицетворяла для него все самое прекрасное. Большую роль в духовном развитии Николеньки сыграла простая русская женщина Наталья Савишна.
    В своей повести Толстой называет детство счастливейшей порой человеческой жизни. “Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!. .Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и силы веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели – невинная веселость и беспредельная потребность любви – были единственными побуждениями в жизни? ” Детские годы Николеньки Иртеньева были беспокойными, в детстве он испытал немало нравственных страданий, разочарований в окружающих его людях, в том числе и самых близких для него, разочарований в самом себе.
    Толстой рисует, как постепенно перед Николенькой раскрывается несоответствие внешней оболочки окружающего мира и истинного его содержания. Николенька постепенно уясняет, что люди, с которыми он встречается, не исключая самых близких и дорогих для него людей, на деле вовсе не такие, какими они хотят казаться. Он замечает в каждом человеке неестественность и фальшь, и это развивает в нем беспощадность к людям. Замечая и в себе эти качества, он нравственно казнит себя. Для этого характерен такой пример: Николенька написал стихи по случаю дня рождения бабушки. В них есть строка, говорящая, что он любит бабушку как родную мать. Обнаружив это он начинает доискиваться, как мог он написать такую строку. С одной стороны, он видит в этих словах как бы измену по отношению к матери, а с другой неискренность по отношению к бабушке. Николенька рассуждает так: если эта строка искренняя, значит, он перестал любить свою мать; а если он любит свою мать по-прежнему, значит, он допустил фальшь по отношению к бабушке. В результате в Николеньке укрепляется аналитическая способность. Подвергая все анализу, Николенька обогащает свой духовный мир, но тот же самый анализ разрушает в нем наивность, безотчетную веру во все доброе и прекрасное, что Толстой считал “лучшим даром детства”. Это очень хорошо показано в главе “Игры”. Дети играют, и игра доставляет им большое наслаждение. Но они получают это наслаждение в той мере, в какой игра кажется им настоящей жизнью. Как только утрачивается эта наивная вера, игра становится неинтересной. Николенька размышляет: “Ежели судить по-настоящему, то игры никакой не будет. А игры не будет, что ж тогда останется? ” Эта последняя фраза многозначительна. Она свидетельствует о том, что настоящая жизнь (не игра) мало доставляет радости Николеньки. Настоящая жизнь – это жизнь “больших”, то есть взрослых, близких ему людей. Николенька живет как бы в двух мирах – в мире взрослых людей, полном взаимного недоверия, и в мире детском, привлекающем своей гармонией.
    Большое место в повести занимает описание чувства любви в людям. Детский мир Николеньки, ограниченный пределами патриархальной дворянской семьи и наследственной усадьбы, действительно полон для него тепла и очарования. Нежная любовь к матери и почтительное обожание отца, привязанность к чудаковатому добряку Карлу Ивановичу, к Наталье Савишне, убеждение, что все окружающее существует только для того, чтобы “мне” и “нам” было хорошо, детская дружба и беспечные детские игры, безотчетная детская любознательность все это вместе взятое окрашивает для Николеньки окружающий его мир в самые

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *