Сочинение на тему мое восприятие и истолкование стихотворения вознесенского

8 вариантов

  1. Поэтический процесс 70-80-х годов – явление широкое, сложное, неоднозначное. Было даже мнение о кризисе в поэзии этого времени. Оживлению литературной жизни во многом способствовало творчество начинающих тогда поэтов – Е. Евтушенко, Р. Рождественского, Б. Ахмадулиной, А. Вознесенского, выступивших со злободневными гражданскими стихами. Именно с этих поэтов возник термин «эстрадная поэзия».
    Обратимся к творчеству Андрея Вознесенского, а конкретно – к одному из его самых ярких его стихотворений – «Живите не в пространстве, а во времени…». Вознесенский – «городской» поэт, но и он иногда уставал от «бытности» и обращался к «вечным темам», душевным переживаниям.
    На самом деле, в этом стихотворении автор отходит от бытовых тем, так свойственных его стихам. Сливая воедино в жизни человека два измерения – временное и пространственное, он но не делает выводов и не навязывает единого для всех решения. Вознесенский оставляет выбор за человеком, хотя сам, конечно же, выбирает «временную» жизни, которая измеряется не только жизнью земной, но и жизнью вечной.
    По Вознесенскому, человек – строитель того времени, в котором живет:
    … минутные деревья вам доверены,
    владейте не лесами, а часами.
    И здесь поэт говорит о том, что время – оно выше всего. И именно оно охраняет человечество, его жизнь от забвения и разрушения: «живите под минутными домами». Мысль парадоксальная, но очень точная, как мне кажется.
    Таким образом, можно сказать, что автор облекает все вещное, пространственное, во временную ткань. Даже Дом у него приравнивается ко времени. Это две параллельные прямые, которые все же, в конце концов, пересекаются. Даже одежду Вознесенский предлагает заменить временем, ведь оно дороже самых ценных мехов:
    и плечи вместо соболя кому-то
    закутайте в бесценную минуту…
    Действительно, время – это самый лучший подарок для любого человека, но, к сожалению, подарить его – во власти только высших сил, Бога.
    Стоит заметить, что рифма вообще не свойственна стихам Вознесенского. В данном стихотворении он зарифмовал лишь первую и вторую строфы – те, которые посвящены вещной стороне человеческого существования. Другие же две строфы не только не зарифмованы, но и построены несимметрично (по пять и два стиха в каждой). Они такие же, как и само время, о чем и говорит поэт в первом стихе третьей строфы: «Какое несимметричное Время!»
    Пафос стихотворения «Живите не в пространстве, а во времени…» строится на противопоставлении – времени и пространства. И хотя поэт ставит их на разные полюса жизни человека, одно без другого невозможно. Впрочем, и люди не могут существовать без них.
    Интересно, что в стихотворении нет конкретизации – нет ни лирического героя, ни обращения к кому-то лично. Все обобщенно, и вместе с тем касаемо каждого.
    Вознесенский доказывает, что у него жизнь не такая, как у читателя, но зато такая, к которой читатель непременно должен стремиться. И хотя прямо в стихотворении это не указано, это чувствуется. Чтобы стать художником, личностью, нужно жить «во времени». То есть, подчеркивая дистанцию, Андрей Вознесенский одновременно призывал ее преодолеть.
    И эта реальная, манящая достижимость приобщения к миру искусства завораживает и обольщает. Ведь именно такие люди, как поэт, живут во времени еще долго, даже после своей телесной жизни.
    Странные сравнения, очень точные и пугающие, приводит автор в предпоследней строфе. Бросает в дрожь от осознания верности того, что:
    Последние минуты – короче,
    Последняя разлука – длиннее…
    И ничего здесь не попишешь – так и есть. Нагнетание в строфе атмосферы безысходности, но возможности все изменить, выбора, подчеркивает повторение слова «последние».
    Мне кажется, автор медленно, но верно подводит читателя к основной мысли стихотворения:
    Умирают – в пространстве,
    Живут – во времени.
    И здесь уж выбор за каждым – где он хочет жить, какую память о себе оставить. Наверное, это один из вечных, но вот так странно выраженных в стихотворении современного поэта, вопрос.
    Беру!

  2. Поэтический процесс 70-80-х годов – явление широкое, сложное, неоднозначное. Было даже мнение о кризисе в поэзии этого времени. Оживлению литературной жизни во многом способствовало творчество начинающих тогда поэтов – Е. Евтушенко, Р. Рождественского, Б. Ахмадулиной, А. Вознесенского, выступивших со злободневными гражданскими стихами. Именно с этих поэтов возник термин «эстрадная поэзия».
    Обратимся к творчеству Андрея Вознесенского, а конкретно – к одному из его самых ярких его стихотворений – «Живите не в пространстве, а во времени…». Вознесенский – «городской» поэт, но и он иногда уставал от «бытности» и обращался к «вечным темам», душевным переживаниям.
    На самом деле, в этом стихотворении автор отходит от бытовых тем, так свойственных его стихам. Сливая воедино в жизни человека два измерения – временное и пространственное, он но не делает выводов и не навязывает единого для всех решения. Вознесенский оставляет выбор за человеком, хотя сам, конечно же, выбирает «временную» жизни, которая измеряется не только жизнью земной, но и жизнью вечной.
    По Вознесенскому, человек – строитель того времени, в котором живет:
    … минутные деревья вам доверены,
    владейте не лесами, а часами.
    И здесь поэт говорит о том, что время – оно выше всего. И именно оно охраняет человечество, его жизнь от забвения и разрушения: «живите под минутными домами». Мысль парадоксальная, но очень точная, как мне кажется.
    Таким образом, можно сказать, что автор облекает все вещное, пространственное, во временную ткань. Даже Дом у него приравнивается ко времени. Это две параллельные прямые, которые все же, в конце концов, пересекаются. Даже одежду Вознесенский предлагает заменить временем, ведь оно дороже самых ценных мехов:
    и плечи вместо соболя кому-то
    закутайте в бесценную минуту…
    Действительно, время – это самый лучший подарок для любого человека, но, к сожалению, подарить его – во власти только высших сил, Бога.
    Стоит заметить, что рифма вообще не свойственна стихам Вознесенского. В данном стихотворении он зарифмовал лишь первую и вторую строфы – те, которые посвящены вещной стороне человеческого существования. Другие же две строфы не только не зарифмованы, но и построены несимметрично (по пять и два стиха в каждой). Они такие же, как и само время, о чем и говорит поэт в первом стихе третьей строфы: «Какое несимметричное Время!»
    Пафос стихотворения «Живите не в пространстве, а во времени…» строится на противопоставлении – времени и пространства. И хотя поэт ставит их на разные полюса жизни человека, одно без другого невозможно. Впрочем, и люди не могут существовать без них.
    Интересно, что в стихотворении нет конкретизации – нет ни лирического героя, ни обращения к кому-то лично. Все обобщенно, и вместе с тем касаемо каждого.
    Вознесенский доказывает, что у него жизнь не такая, как у читателя, но зато такая, к которой читатель непременно должен стремиться. И хотя прямо в стихотворении это не указано, это чувствуется. Чтобы стать художником, личностью, нужно жить «во времени». То есть, подчеркивая дистанцию, Андрей Вознесенский одновременно призывал ее преодолеть.
    И эта реальная, манящая достижимость приобщения к миру искусства завораживает и обольщает. Ведь именно такие люди, как поэт, живут во времени еще долго, даже после своей телесной жизни.
    Странные сравнения, очень точные и пугающие, приводит автор в предпоследней строфе. Бросает в дрожь от осознания верности того, что:
    Последние минуты – короче,
    Последняя разлука – длиннее…
    И ничего здесь не попишешь – так и есть. Нагнетание в строфе атмосферы безысходности, но возможности все изменить, выбора, подчеркивает повторение слова «последние».
    Мне кажется, автор медленно, но верно подводит читателя к основной мысли стихотворения:
    Умирают – в пространстве,
    Живут – во времени.
    И здесь уж выбор за каждым – где он хочет жить, какую память о себе оставить. Наверное, это один из вечных, но вот так странно выраженных в стихотворении современного поэта, вопрос.

  3. Урок 26 (43-44). Анализ лирического произведения. Стихотворение А. А. Вознесенского «Живите не в пространстве, а во времени…» (урок-практикум)
    Цели: «…Правильно понять художественный текст через язык, т. е. языковые дроби, из которых слагаются целые образные единицы художественного языка». (Н. М. Шанский)
    Уяснить, что «…дело не в одних образных выражениях, а в неизбежной образности каждого слова, поскольку оно преподносится в художественных целях». (А. М. Пешковский)
    Оборудование: портрет поэта, текст стихотворения на доске, таблица «Тропы и фигуры»; выставка книг; словари; грамзапись («живое слово поэта»); текст стихотворения на столах учащихся.
    Ход урока
    I. Повторение теоретических сведений
    Работа по учебнику.
    План анализа лирического произведения: стр. 319.
    Работа с образцом разбора стихотворения «Молитва» М. Ю. Лермонтова (с. 319-322).
    II. Практикум. Анализ стихотворения А. А. Вознесенского «Живите не в пространстве, а во времени…»
    (Данному уроку предшествовал урок литературы, на котором учащиеся познакомились с творчеством поэта.)
    Слово учителя
    Сегодня мы с вами продолжим разговор о творчестве Андрея Вознесенского. Вдумаемся и вслушаемся в одно из стихотворений поэта – вы увидите, как о многом оно расскажет.
    Живите не в пространстве, а во времени,
    Минутные деревья вам доверены,
    Владейте не лесами, а часами,
    Живите под минутными домами
    И плечи вместо соболя кому-то
    Закутайте в бесценную минуту…
    Умирают – в пространстве.
    Живут – во времени.
    (Далее дается общее описание работы над текстом стихотворения, не всегда выделяются вопросы учителя и ответы учеников.)
    В поэтическом мире А.А. Вознесенского, где бытие и быт не разделимы и «высокое» не возвышается над «низким», главенствует слово. Поэт тяготеет к повторам, но каждый следующий повтор открывает в слове новые грани – ведь слово в стихе обретает дополнительные свойства и значения, каких не имеет оно ни в обиходном, ни в прозаическом употреблении.
    – О чем же стихотворение, которое мы прочитали?
    В самом деле, пространство и время – ключевые слова стихотворения. Основа стихотворения – развернутая метафора, цельный художественный образ. Изображение делается подвижным, а восприятие творческим. Живите не в пространстве, а во времени… Известно, что пространство и время – две основные формы бытия и «разрывать» их, противопоставляя, в обычной речи, нельзя. В поэзии – можно.
    – Обратимся к лексическому толкованию. Словарь В. И. Даля:
    Пространство – среднее состояние или свойство всего, что
    простирается, распространяется, занимает место; самое место это, простор, даль, ширь и глубь… Время и пространство – отвлеченные понятия последовательности состояния и места.
    Время – средняя длительность бытия; пространство в бытии; последовательность существования; счастье, земное благоденствие, благосостояние.
    Многие стихи поэта – гимн непреходящему, вечному, гимн времени. Например, в поэме «Лонжюмо» время для Вознесенского – это то, что объединяет всю землю разом, и возникает разговор о месте «человеческой единицы» в историческом по масштабам времени.
    Или «Не забудь»:
    Человек снимает страны,
    И моря, и океаны,
    И машину, и пальто.
    Он без времени – ничто.
    Повелительное наклонение, как грамматическая основа (живите, владейте, закупайте), обладает высокой концентрацией смысла односоставного обобщенно-личного предложения. Это и просьба, и призыв, и звук набата, зовущего человека одуматься. Вознесенский создает яркий образ, где Время обозначает Вечное, Идеал, к которому должен стремиться человек, а пространство – это что-то преходящее.
    Вдумаемся: «минутные деревья вам доверены…» По Далю: «Минута как мера времени… 60 секунд. Вообще, короткое время, несколько мгновений». Оказывается, что (по Далю) «Время с нами, время перед нами, а при нас его нет», «Время деньгу дает, а на деньги и времени не купишь». Но самое важное – «Время разум дает». Значит, для чего это «короткое время» – минуты? Осознать скоротечность бытия, мгновенность нашего пребывания в пространстве, где, как порой нам кажется, все существует только для нас. Но деревья – «минутные»! А далее мы узнаем, что эти «минутные деревья» нам доверены (замечательная метафора и своеобразный оксюморон). Итак, торопись, Человек, делать добро миру живому и неживому, ибо пора твоего «времени» скоротечна.
    Владейте не лесами, а часами…
    В самом деле, как мы заблуждаемся, думая, что вечны! Человек, шагающий по планете через леса, моря и океаны, в действительности не может распорядиться «своими» минутами и часами.
    И опять метафора: «Живите под минутными домами…», но уже не «минуты», а «дома». Что это означает?
    Ответы учащихся:
    – Ничто не вечно, все подвержено тлену и разрушению.
    – «Мой дом – моя крепость» – гласит английская пословица. Здесь, в доме, мы находим тепло и уют; дом спасает нас от бед и напастей. Но согласно времени, отведенному каждому, мы уходим, а «дома» остаются, поэтому для нас они минутные.
    – Кроме того, нельзя замыкаться в скорлупе «своего» дома. Дом – это прежде всего семья, тепло, любовь, взаимная поддержка. (Ср. у Р. И. Рождественского: «Человеку мало надо – лишь бы дома кто-то ждал».) Но как часто все это оказывается миражом: не доверие, а обман, не любовь, а предательство. Поэтому нельзя превращать свой дом в крепость, надо идти к людям, распахнув «двери». Дома – души, понимая, что все дано нам на время, на часы и минуты.
    Следующие две строки – это сравнение, сопоставление истинного и иллюзорного:
    … и плечи вместо соболя кому-то
    закутайте в бесценную минуту…
    Действительно, разве может что-то заменить благородный, великолепный, царский, бесценный соболиный мех? Вот это настоящий подарок «кому-то» – дорогому, любимому человеку. Но еще в Библии сказано: «Не собирайте богатств… где моль и ржа…». И Вознесенский предупреждает нас об этом же, предлагая метафорическим эпитетом – «бесценную минуту» – непреходящее тепло вечной любви. Многоточие – «следы на цыпочках ушедших слов» (В. В. Набоков) – расскажет то, что не выразить речью, а надо лишь запомнить – «минутное» счастье.
    И, наконец, финал, вывод, авторский закон бытия, подчеркнутый логическим ударением. «Умирают – в пространстве». Это «состоянье или свойство всего», «простор, даль, ширь и глубь» (по Далю). Да, это верно, но слишком холодно, обобщенно, чуждо.
    Живут – во времени.
    «Во времени» тепла, любви, когда (в идеале) счастье и земное благоденствие со всеми окружающими нас людьми.
    Фигура, лежащая в основе композиции стихотворения, – параллелизм, т. е. однородное синтаксическое построение предложений или их частей. Структурный параллелизм в стихотворении, сопровождающийся содержательным сходством в построении предложений, раскрывает связь образов: живите – владейте, живите – закутайте, умирают – живут. Образное употребление слов (минутные деревья, дома) выразительно подчеркивают идею стихотворения: времени мало, а сделать надо очень много – хорошего, доброго, запоминающегося… Антитеза еще более усиливает эту мысль.
    – Обратимся к звуковому оформлению стихотворения. Что вы слышите в звуках строчек Вознесенского?
    Ответы учащихся:
    – Декларативное обилие взрывного начала – р, привлекающее внимание слушателей; открытость а, бездонность о.
    – Логическое ударение при повторе слова минутными подчеркивается звуком [у], который останавливает, настораживает, предупреждает, а в финале побеждает: умирают – живут.
    – Итак, какова цель лингвистического анализа художественного текста? (Следить за художественной мыслью и образами произведения – значит развивать чувство языка, обогащать свою речь, учиться словесному искусству)
    – Сегодня на уроке мы увидели, услышали, поняли: к прозрению и вере призывает нас поэт стихотворением «Живите не в пространстве, а во времени…»
    III. Сочинение
    На втором уроке учащиеся пишут сочинение по теме «Мое восприятие и истолкование стихотворения А. А. Вознесенского «Живите не в пространстве, а во времени…»
    Каждый однажды, наверное, останавливался и задумывался о том, как проходят секунды, часы, складываясь в годы, века, тысячелетия… И почти каждый поэт писал об убегающих минутах, то ругая их, то о них сожалея; но я впервые увидела призыв самому не убегать от этих минут. Такая трактовка темы. А ведь, в конце концов, действительно, мы решаем, как пройти эту зеленую дорожку: смотря только под ноги или оглядываясь на птиц, небо, весь прекрасный мир, как распорядиться тем временем, что нам дали, да и распоряжаться ли вообще? Мне кажется, что этот вопрос стихотворения, точнее, само стихотворение – ответ на вопрос.
    «Живите не в пространстве, а во времени…» Как непривычно противопоставление этих, казалось бы, составляющих нашей жизни! А между тем, именно на такой антитезе построена вся миниатюра Вознесенского. Категоричность первой строки-призыва лишь усиливается к финалу, становится еще резче, жестче. Мне кажется, эта жесткость «проверена» страданием, она должна быть выкрикнута, а кольцевая композиция представляет идею не просто лозунгом, а смыслом жизни. Тем более нежными на фоне этой твердости кажутся метафорические эпитеты.
    «Минутные деревья» – что это? Может быть, это акцент сиюминутности любого бытия? «Временности» пространства, в погоне за владением которым мы теряем жизнь? А может быть, эпитет не «минутные», а «деревья»? И более понятно нашему материалистически настроенному уму название каких-то временных промежутков – секунд, часов? А значит, и они тоже не подарены, не просто даны нам, а «доверены»; значит, за них мы тоже в ответе, в ответе и за то, как тратили наше время. И в следующей же строке из «деревьев» вырастают «леса», которыми не надо пытаться завладеть не только потому, что это не получится, – они не наши. Сожженные леса вырастут вновь, но… на то нужно время. «Владейте… часами» и вы вырастите леса!
    Снова «минутные»… Кажется, не случайно именно минута стала мерилом времени в этом стихотворении. Минута – она так мала! Но это еще не секунда, за минуту можно успеть многое обдумать и многое сделать: понять, что не стоит гнаться за пространством, которое ничто в своей неограниченности, что даже дом не самое главное, и нельзя замыкаться в этом пространстве, а видеть его таким же «минутным», как все остальное. С течением времени наш дом может стать нашей могилой.
    К понятию «время» в русском языке нет синонимов. Эту философскую категорию безумно сложно выразить словами, подобрать к ней какие-то объяснения, но можно… сравнить! Сравнить минуты и мех, противопоставить соболю какую-то часть времени! Это сравнение – явно в пользу «бесценной минуты» – плачет и смеется над нами, гонящимися за не таким уж дорогим (в философском смысле) соболем, который изначально нам дан не был, и отбрасывающими «бесценное» время. Что имеем – не храним… Придется, похоже, горько плакать.
    А еще, мне кажется, в этих строчках уже видно противопоставление смерти (меха – как ее результата) и жизни – времени, которое будет раскрыто в двух последних строках. Причем в пространстве именно «умирают» – медленно, незаметно, до последнего считая, что живут. А жизнь… Жизнь – это изменения, а, как известно, все изменяется лишь с течением времени.
    IV. Подведение итогов урока
    Домашнее задание
    Закончить работу над сочинением.

  4. Поэтический процесс 70−80-х годов — явление широкое, сложное, неоднозначное. Было даже мнение о кризисе в поэзии этого времени. Оживлению литературной жизни во многом способствовало творчество начинающих тогда поэтов — Е. Евтушенко, Р. Рождественского, Б. Ахмадулиной, А. Вознесенского, выступивших со злободневными гражданскими стихами. Именно с этих поэтов возник термин «эстрадная поэзия».
    Обратимся к творчеству Андрея Вознесенского, а конкретно — к одному из его самых ярких его стихотворений — «Живите не в пространстве, а во времени…». Вознесенский — «городской» поэт, но и он иногда уставал от «бытности» и обращался к «вечным темам», душевным переживаниям.
    На самом деле, в этом стихотворении автор отходит от бытовых тем, так свойственных его стихам. Сливая воедино в жизни человека два измерения — временное и пространственное, он, но не делает выводов и не навязывает единого для всех решения. Вознесенский оставляет выбор за человеком, хотя сам, конечно же, выбирает «временную» жизни, которая измеряется не только жизнью земной, но и жизнью вечной.
    По Вознесенскому, человек — строитель того времени, в котором живет:
    … минутные деревья вам доверены,
    владейте не лесами, а часами.
    И здесь поэт говорит о том, что время — оно выше всего. И именно оно охраняет человечество, его жизнь от забвения и разрушения: «живите под минутными домами». Мысль парадоксальная, но очень точная, как мне кажется.
    Таким образом, можно сказать, что автор облекает все вещное, пространственное, во временную ткань. Даже Дом у него приравнивается ко времени. Это две параллельные прямые, которые все же, в конце концов, пересекаются. Даже одежду Вознесенский предлагает заменить временем, ведь оно дороже самых ценных мехов:
    и плечи вместо соболя кому-то
    закутайте в бесценную минуту…
    Действительно, время — это самый лучший подарок для любого человека, но, к сожалению, подарить его — во власти только высших сил, Бога.
    Стоит заметить, что рифма вообще не свойственна стихам Вознесенского. В данном стихотворении он зарифмовал лишь первую и вторую строфы — те, которые посвящены вещной стороне человеческого существования. Другие же две строфы не только не зарифмованы, но и построены несимметрично (по пять и два стиха в каждой). Они такие же, как и само время, о чем и говорит поэт в первом стихе третьей строфы: «Какое несимметричное Время!»
    Пафос стихотворения «Живите не в пространстве, а во времени…» строится на противопоставлении — времени и пространства. И хотя поэт ставит их на разные полюса жизни человека, одно без другого невозможно. Впрочем, и люди не могут существовать без них.
    Интересно, что в стихотворении нет конкретизации — нет ни лирического героя, ни обращения к кому-то лично. Все обобщенно, и вместе с тем касаемо каждого.
    Вознесенский доказывает, что у него жизнь не такая, как у читателя, но зато такая, к которой читатель непременно должен стремиться. И хотя прямо в стихотворении это не указано, это чувствуется. Чтобы стать художником, личностью, нужно жить «во времени». То есть, подчеркивая дистанцию, Андрей Вознесенский одновременно призывал ее преодолеть.
    И эта реальная, манящая достижимость приобщения к миру искусства завораживает и обольщает. Ведь именно такие люди, как поэт, живут во времени еще долго, даже после своей телесной жизни.
    Странные сравнения, очень точные и пугающие, приводит автор в предпоследней строфе. Бросает в дрожь от осознания верности того, что:
    Последние минуты — короче,
    Последняя разлука — длиннее…
    И ничего здесь не попишешь — так и есть. Нагнетание в строфе атмосферы безысходности, но возможности все изменить, выбора, подчеркивает повторение слова «последние».
    Мне кажется, автор медленно, но верно подводит читателя к основной мысли стихотворения:
    Умирают — в пространстве,
    Живут — во времени.
    И здесь уж выбор за каждым — где он хочет жить, какую память о себе оставить. Наверное, это один из вечных, но вот так странно выраженных в стихотворении современного поэта, вопрос.

  5. Поэтический процесс 70-80-х годов – явление широкое, сложное, неоднозначное. Было даже мнение о кризисе в поэзии этого времени. Оживлению литературной жизни во многом способствовало творчество начинающих тогда поэтов – Е. Евтушенко, Р. Рождественского, Б. Ахмадулиной, А. Вознесенского, выступивших со злободневными гражданскими стихами. Именно с этих поэтов возник термин «эстрадная поэзия».
    Обратимся к творчеству Андрея Вознесенского, а конкретно – к одному из его самых ярких его стихотворений – «Живите не в пространстве, а во времени…». Вознесенский – «городской» поэт, но и он иногда уставал от «бытности» и обращался к «вечным темам», душевным переживаниям.
    На самом деле, в этом стихотворении автор отходит от бытовых тем, так свойственных его стихам. Сливая воедино в жизни человека два измерения – временное и пространственное, он но не делает выводов и не навязывает единого для всех решения. Вознесенский оставляет выбор за человеком, хотя сам, конечно же, выбирает «временную» жизни, которая измеряется не только жизнью земной, но и жизнью вечной.
    По Вознесенскому, человек – строитель того времени, в котором живет:
    … минутные деревья вам доверены,
    владейте не лесами, а часами.
    И здесь поэт говорит о том, что время – оно выше всего. И именно оно охраняет человечество, его жизнь от забвения и разрушения: «живите под минутными домами». Мысль парадоксальная, но очень точная, как мне кажется.
    Таким образом, можно сказать, что автор облекает все вещное, пространственное, во временную ткань. Даже Дом у него приравнивается ко времени. Это две параллельные прямые, которые все же, в конце концов, пересекаются. Даже одежду Вознесенский предлагает заменить временем, ведь оно дороже самых ценных мехов:
    и плечи вместо соболя кому-то
    закутайте в бесценную минуту…
    Действительно, время – это самый лучший подарок для любого человека, но, к сожалению, подарить его – во власти только высших сил, Бога.
    Стоит заметить, что рифма вообще не свойственна стихам Вознесенского. В данном стихотворении он зарифмовал лишь первую и вторую строфы – те, которые посвящены вещной стороне человеческого существования. Другие же две строфы не только не зарифмованы, но и построены несимметрично (по пять и два стиха в каждой). Они такие же, как и само время, о чем и говорит поэт в первом стихе третьей строфы: «Какое несимметричное Время!»
    Пафос стихотворения «Живите не в пространстве, а во времени…» строится на противопоставлении – времени и пространства. И хотя поэт ставит их на разные полюса жизни человека, одно без другого невозможно. Впрочем, и люди не могут существовать без них.
    Интересно, что в стихотворении нет конкретизации – нет ни лирического героя, ни обращения к кому-то лично. Все обобщенно, и вместе с тем касаемо каждого.
    Вознесенский доказывает, что у него жизнь не такая, как у читателя, но зато такая, к которой читатель непременно должен стремиться. И хотя прямо в стихотворении это не указано, это чувствуется. Чтобы стать художником, личностью, нужно жить «во времени». То есть, подчеркивая дистанцию, Андрей Вознесенский одновременно призывал ее преодолеть.
    И эта реальная, манящая достижимость приобщения к миру искусства завораживает и обольщает. Ведь именно такие люди, как поэт, живут во времени еще долго, даже после своей телесной жизни.
    Странные сравнения, очень точные и пугающие, приводит автор в предпоследней строфе. Бросает в дрожь от осознания верности того, что:
    Последние минуты – короче,
    Последняя разлука – длиннее…
    И ничего здесь не попишешь – так и есть. Нагнетание в строфе атмосферы безысходности, но возможности все изменить, выбора, подчеркивает повторение слова «последние».
    Мне кажется, автор медленно, но верно подводит читателя к основной мысли стихотворения:
    Умирают – в пространстве,
    Живут – во времени.
    И здесь уж выбор за каждым – где он хочет жить, какую память о себе оставить. Наверное, это один из вечных, но вот так странно выраженных в стихотворении современного поэта, вопрос.

  6. Живите не в пространстве, а во времени,
    Минутные деревья вам доверены,
    Владейте не лесами, а часами,
    Живите под минутными домами
    И плечи вместо соболя кому-то
    Закутайте в бессонную минуту.
    Умирают – в пространстве.
    Живут – во времени.
    Пафос стихотворения «Живите не в пространстве, а во времени…» строится на антитезе – противопоставлении времени и пространства. И хотя поэт ставит их на разные полюса жизни человека, одно без другого невозможно. Впрочем, и люди не могут существовать без них.
    В тоже время, само стихотворение – развернутая метафора. Сравнение самого бытия человеческого со временем. Вместе с тем, в самом стихотворении присутствуют средства художественной выразительности, хотя и в относительно малом количестве. Например, метафора (минутные деревья, минутные дома) и эпитет (бессонная минута).
    Интересно, что в стихотворении нет конкретизации – нет ни лирического героя, ни обращения к кому-то лично. Таким образом, автор обращается ко всем сразу.
    Поэт изображает все привычные для нас вещи во временном поясе. Это очень необычно и подчеркивает стремление Вознесенского к точности, вероятно к распределению своего времени по минутам. Слова из первого четверостишия доказывают это:
    «Живите не в пространстве, а во времени,
    Минутные деревья вам доверены,
    Владейте не лесами, а часами,
    Живите под минутными домами…»
    Даже вместо накидки или шубки, автор советует закутаться во время:
    «…И плечи вместо соболя кому-то
    Закутайте в бессонную минуту…»
    Построение этого стихотворения создает эффект перехода из реального мира в мир времени, где вокруг вас сплошные минуты, часы и дни. В финале, последние 2 строки, поэт посвящает выбору своего пути, либо жить во времени, либо умереть в пространстве. Этот вопрос на сегодняшний день остается актуальным, ведь все мы стоим перед этим нелегким выбором.

  7. 7
    Текст добавил: *ПоШлЫй ПрЕзИдЕнТ*

    Поэтический процесс 70-80-х годов – явление широкое, сложное, неоднозначное. Было даже мнение о кризисе в поэзии этого времени. Оживлению литературной жизни во многом способствовало творчество начинающих тогда поэтов – Е. Евтушенко, Р. Рождественского, Б. Ахмадулиной, А. Вознесенского, выступивших со злободневными гражданскими стихами. Именно с этих поэтов возник термин «эстрадная поэзия».
    Обратимся к творчеству Андрея Вознесенского, а конкретно – к одному из его самых ярких его стихотворений – «Живите не в пространстве, а во времени…». Вознесенский – «городской» поэт, но и он иногда уставал от «бытности» и обращался к «вечным темам», душевным переживаниям.
    На самом деле, в этом стихотворении автор отходит от бытовых тем, так свойственных его стихам. Сливая воедино в жизни человека два измерения – временное и пространственное, он но не делает выводов и не навязывает единого для всех решения. Вознесенский оставляет выбор за человеком, хотя сам, конечно же, выбирает «временную» жизни, которая измеряется не только жизнью земной, но и жизнью вечной.
    По Вознесенскому, человек – строитель того времени, в котором живет:
    … минутные деревья вам доверены,
    владейте не лесами, а часами.
    И здесь поэт говорит о том, что время – оно выше всего. И именно оно охраняет человечество, его жизнь от забвения и разрушения: «живите под минутными домами». Мысль парадоксальная, но очень точная, как мне кажется.
    Таким образом, можно сказать, что автор облекает все вещное, пространственное, во временную ткань. Даже Дом у него приравнивается ко времени. Это две параллельные прямые, которые все же, в конце концов, пересекаются. Даже одежду Вознесенский предлагает заменить временем, ведь оно дороже самых ценных мехов:
    и плечи вместо соболя кому-то
    закутайте в бесценную минуту. . .
    Действительно, время – это самый лучший подарок для любого человека, но, к сожалению, подарить его – во власти только высших сил, Бога.
    Стоит заметить, что рифма вообще не свойственна стихам Вознесенского. В данном стихотворении он зарифмовал лишь первую и вторую строфы – те, которые посвящены вещной стороне человеческого существования. Другие же две строфы не только не зарифмованы, но и построены несимметрично (по пять и два стиха в каждой). Они такие же, как и само время, о чем и говорит поэт в первом стихе третьей строфы: «Какое несимметричное Время!»
    Пафос стихотворения «Живите не в пространстве, а во времени…» строится на противопоставлении – времени и пространства. И хотя поэт ставит их на разные полюса жизни человека, одно без другого невозможно. Впрочем, и люди не могут существовать без них.
    Интересно, что в стихотворении нет конкретизации – нет ни лирического героя, ни обращения к кому-то лично. Все обобщенно, и вместе с тем касаемо каждого.
    Вознесенский доказывает, что у него жизнь не такая, как у читателя, но зато такая, к которой читатель непременно должен стремиться. И хотя прямо в стихотворении это не указано, это чувствуется. Чтобы стать художником, личностью, нужно жить «во времени». То есть, подчеркивая дистанцию, Андрей Вознесенский одновременно призывал ее преодолеть.
    И эта реальная, манящая достижимость приобщения к миру искусства завораживает и обольщает. Ведь именно такие люди, как поэт, живут во времени еще долго, даже после своей телесной жизни.
    Странные сравнения, очень точные и пугающие, приводит автор в предпоследней строфе. Бросает в дрожь от осознания верности того, что:
    Последние минуты – короче,
    Последняя разлука – длиннее. . .
    И ничего здесь не попишешь – так и есть. Нагнетание в строфе атмосферы безысходности, но возможности все изменить, выбора, подчеркивает повторение слова «последние».
    Мне кажется, автор медленно, но верно подводит читателя к основной мысли стихотворения:
    Умирают – в пространстве,
    Живут – во времени.
    И здесь уж выбор за каждым – где он хочет жить, какую память о себе оставить. Наверное, это один из вечных, но вот так странно выраженных в стихотворении современного поэта, вопрос. .

  8. Стихотворение А.А. Вознесенского «Первый лед» — небольшая элегическая зарисовка из жизни обычной молодой девушки. Влюбленная девочка мерзнет в автомате. Через все произведение проходит тема холода. Ее подчеркивает ряд художественных деталей: «зябкое пальтецо», «пальцы — льдышки», «ледяная улочка», «мерзлый след на щеках» и, наконец, вынесенный в название и трижды повторенный в тексте стихотворения ключевой образ произведения — «первый лед». На протяжении развития сюжета этот образ переосмысливается. Сначала он воспринимается как обычное погодное явление. Но затем метафора «первый лед телефонных фраз» подсказывает, что в стихотворении важен не холод приближающейся зимы, а лед, просочившийся в душу лирической героини через ледяные нотки в голосе любимого, которые девушка услышала по телефону. Финальные строки стихотворения завершают созданный автором образ на логической ноте: «Мерзлый след на щеках блестит — Первый лед от людских обид».
    Девочка только вступает во взрослую жизнь. Сережки и губная помада являются символами пробуждения в ней женского начала, потребности любить и быть любимой.
    В стихотворении много назывных предложений, что придает сюжету определенную недосказанность, фрагментарность. Столкновение детской наивности с обманом больно ранит не только душу лирической героини, но и сердце автора, который, с одной стороны, сочувствует своей героине, а с другой — не может изменить сюжет и сделать ее счастливой, ибо тогда он погрешит против правды — суровой правды жизни.
    Образ первого льда соотносится в стихотворении с темой горя и одиночества. Между строк в стихотворении видна авторская досада на то, что, столкнувшись с обидой, трогательное и наивное существо очерствеет душой. Эпитет «первый» постоянно напоминает о том, что таких любовных разочарований может быть много на жизненном пути.
    Стихотворение заставляет вспомнить о ценности доверительных человеческих отношений, о том, что легко разрушить их, но порой невозможно восстановить.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *