Сочинение на тему мои читательские предпочтения

8 вариантов

  1. Мой читательский опыт взял свое начало еще в далеком детстве. Первые шаги к чтению были сделаны уже в два года и восемь месяцев. Совсем маленькой я восторженно любила слушать русские народные сказки и мультфильмы Уолта Диснея, изложенные в книгах в исполнении матери и бабушки. Впитывая и запоминая их, я все более полно погружалась в мир книг, испытывая сопереживание, сочувствие, гнев, радость, печаль, восторг и прочие эмоции. С раннего детства, я помню, в нашей семье было очень много книг, они занимали чуть ли не два книжных шкафа…
    Взрослея, я начала увлекаться классической зарубежной, мифической, фантастической и детективной литературой, в которой изображались сложные противоречивые персонажи с непростой судьбой. Мечтая в тот период времени играть в театре или кино, зачитываясь Шекспиром, я частенько представляла себя Джульеттой или Офелией на сцене. В дальнейшем, из-за слишком напряженного учебного графика, времени на чтение оставалось лишь учебной программы, которая, впрочем, отказывалась восприниматься и откладываться в памяти. Отечественная классическая литература, несмотря и на ее довольно-таки непростых и противоречивых героев, не оказала на меня должного влияния и не осталась в сердце. Разумеется, я говорю об отечественной литературе в контексте прозы. Любая поэзия в любые минуты жизни всегда вызывала эмоциональный отклик. В 18 лет взяв в руки стихотворение, опять же-таки, Уильяма Шекспира, «Любовь – недуг… Моя душа больна», я перечитала его наверное раз 15, взяла ручку и бумагу и написала свое первое стихотворение. Конечно оно не обладало особым стилем, не отличалось созвучием рифм, и строчки, буквально говоря, «убегали», но оно послужило началом моей поэтической деятельности, которую я не забрасываю и по сей день. Ну и конечно, если уж совсем вдаваться в личностные предпочтения, я не могу не остановиться на книгах фантастического, мифического, мистического стиля. Своей одержимости темой вампиров, как символа вечной жизни, полученной благодаря живой человеческой крови, я обязана одному фантастическому фильму, не буду упоминать название, просмотренному мной в 2004 году. Как раз после этого я шла в магазин и сметала полки на вампирскую тематику подчистую.
    Назвать себя усердным читателем, я вряд ли когда-нибудь смогу, если произведение с первых строк мне неинтересно, я не могу заставить себя дочитать его до конца, не могу заставить который год уже себя съездить в библиотеку, в которую была записана так давно, что, наверное, уже и моя карточка была утеряна. Иногда я просматриваю прессу, чтобы хоть как-то следить за событиями, происходящими в мире, иногда после рабочего или учебного дня сил не хватает даже на это. Но прочитав каждую книгу, я обсуждаю ее с друзьями или родственниками, запоминаю автора, делаю некоторые пометки о ней в своем блоге. Иногда перечитываю любимую литературу детства. Имею собственную книжную полку, на которой храню книги, купленные мною лично, и полку книг своего авторства, которые были напечатаны и переплетены благодаря тому, что моя мать работает в типографии.
    Мое эссе подходит к концу, и в завершение хотелось бы сказать, что неважно сколько книг ты имел возможность прочитать, важно то, КАК ты их прочитал, и почувствовал ли тепло, идущее от сердца в отклик на произведение. Потому что, как и было сказано на лекции, без личностной мотивации чтение невозможно. Необходимо искоренить глагол «читать» в повелительном наклонении, потому что принуждение к чтению ничего не даст кроме сухости и черствого отношения читателя к любой предложенной книге, неважно насколько она хороша…

  2. Книга занимает значительное место в моей жизни! Интерес к чтению возник у меня еще совсем в раннем детстве, примерно в два года. Мама очень часто покупала яркие книжечки в толстой картонной обложке. Сначала она мне их читала, а когда я научилась это делать самостоятельно, я бралась за книги и могла очень долгое время посвятить им. Мне интересны были не только иллюстрации, но и увлекательные истории, сказки или рассказы, которые автор хотел донести до читателя.
    Мир книги – это особенный мир. Многие этого не понимают из-за того, что они просто не находят свободного времени для чтения. Каждая книга уникальна! Ты погружаешься в другой мир, где вместе с героями можешь побывать в любом уголке мира, прочувствовать все их переживания и эмоции. Именно это я и считаю взрослением: не количество прочитанных книг, а способность их понимать и стремиться с каждым годом обогащать свои познания.
    Помню свою первую прочитанную книгу, которая меня действительно увлекла, и от которой я получила массу положительных эмоций: «Волшебник изумрудного города», автором которой является Александр Волков. Эта книга произвела на меня непередаваемое впечатление: я увидела мир глазами девочки Элли, и это заставило меня в каждом явлении, в каждом человеке находить только положительные стороны.
    Большую часть своего свободного времени я провожу за книгой. Я могу читать везде: дома, на улице, сидя на лавочке, в автобусе, у мамы на работе, куда я иногда хожу. Книга, по моему мнению, друг человека, она сможет отвлечь от печали, от плохого настроения, придать уверенность в себе. Узнавая что-то новое, человек растет духовно и умственно. Конечно, у меня не так много свободного времени, но я пытаюсь ежедневно его выделить для моего любимого занятия.
    Я прочитала много книг, некоторые просто с удовольствием, а многие с огромным желанием, например, «Приключения Незнайки и его друзей», «Путешествия Гулливера», «Дети капитана Гранта». Чем старше становишься, тем больше начинаешь понимать смысл написанных литературных творений. Книги существенно развивают кругозор мышления, человек начинает смотреть на мир другими, более опытными глазами.
    Многие говорят, что с возрастом читательская активность уменьшается. У меня же это происходит наоборот: чем старше я становлюсь, тем больше я люблю книгу. Мне кажется, что дом, в котором нет книг, пуст духовно. Нет детей, которые не любят, когда им читают родители. Читайте больше!

  3. Содержание
    Введение…………………………………………………………………..
    Глава 1. Роль книги в жизни детей……………………………………
    Глава 2. Читательское досье учащихся 6а класса…………………..
    2.1. Отношение одноклассников к чтению художественной литературы……………………………………………………………….
    2.2.   Круг семейного чтения шестиклассников……………….
    2.3. Работа с перечнем из «100 книг», рекомендованных Минобрнауки России ……………………………………………………
    Глава 3. Рекомендации для самостоятельного чтения в период летних каникул……………………………………………………………………
    Заключение………………………………………………………………..
    Список литературы………………………………………………………
    Введение
    21 ноября в Москве, выступая на Российском литературном собрании, Владимир Путин заявил, что Россия утратила статус самой читающей в мире страны. Он также обнародовал статистические данные, согласно которым россияне в среднем уделяют время чтению книг всего 9 минут в день.
    Путин также выразил озабоченность тем, что снижение роли чтения в обществе сказывается на общем падении уровня культуры, а также ведет к пренебрежению правилами русского языка. Президент выразил тревогу в связи с распространением безграмотности.
    «Люди раньше находили ответы на интересующие их вопросы именно в книге, а сейчас есть другие возможности. А раньше практически почти только там учились мыслить, анализировать, чувствовать и, конечно же, правильно говорить. Поскольку именно в литературном тексте живет и создается язык», — сказал Путин.
    Напомним, что в 2008 году Россия занимала 7 место в мире среди читающих стран. Шесть лет назад россияне тратили на чтение примерно час в день.
    Прослушав высказывания президента, мы задались следующими вопросами: Почему же  дети неохотно и мало читают?
    Почему из года в год снижается интерес детей к чтению, к классической детской литературе, к поэзии?
    Что интересно читать моим сверстникам и читают ли они вообще?
    Какие литературные герои сегодня являются кумирами детей моего возраста? Как возродить интерес школьников к литературе?
    Чтобы ответить на эти  вопросы, мы попытались составить читательское досье своего класса.
    Актуальность поднятой нами проблемы подтверждают и данные социологов о состоянии читательской культуры школьников:
    1. Любят читать: младшие школьники 43%, старшие – 17%
    2. Не любят читать: младшие школьники 8%, старшие – 17%.
    3. Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников
    4. Читают на досуге развлекательную литературу –  40% учащихся.
    5. Читают познавательную литературу – 21%
    6. Читают для самообразования – 10% школьников.
    Число постоянно читающих за последнее десятилетие уменьшилось с 49% до 26%, а тех, кто вообще не читает книги, возросло с 23% до 34%. 40% читают книги от случая к случаю. За эти годы произошло обвальное падение числа людей, которые приобретают книги. Если в 1994 году книги покупали 58%, то в 2004 году – только 20%, а в 2013 году-14%.    Эти цифры красноречиво говорят о тенденции снижения интереса к чтению от младшего школьника к старшему.
    Предметом исследования являются читательские интересы учащихся 6 «А» класса лицея №3.
    Объект исследования – читательские интересы школьников 11-12 лет.
    Цель исследования – выявить круг читательских интересов моих сверстников, составить читательское досье класса.
    Для достижения  поставленной цели мы поставили перед собой следующие задачи:
    1. Проанализировать отношение одноклассников к чтению художественной литературы.
    2. Определить перечень художественных произведений, которые интересны моим сверстникам.
    3. Выделить из произведений, вошедших в список «100 книг» (Приложение 1) ,те, которые прочитаны моими одноклассниками.
    4. Проанализировать круг семейного чтения шестиклассников.
    5. Составить перечень «Любимых книг моего класса».
    6. Составить список книг для самостоятельного чтения в период летних каникул.
    В ходе работы мы опирались на приемы наблюдения с последующим анализом материала через анкетирование, тестирование, устный опрос. Материалом исследования послужили анкеты, список «100 книг» .
    Глава 1. Роль книги в жизни детей
    «Люди перестают мыслить, когда они перестают читать”, – считал философ Дени Дидро. Наверное, это действительно так, ведь книги побуждают нас задуматься о том, где правда и где ложь, что верно и что ошибочно, что хорошо, а что плохо,  помогают нам понять себя.  Иногда  чтение приносит  радость и умиротворение, иногда  гнев и возмущение. Всё зависит от того, какие книги мы читаем. Мир развивается, меняются читательские предпочтения, постепенно угасают прежние и развиваются новые литературные традиции.
    Однажды детскую писательницу Астрид Линдгрен спросили, есть ли у книги будущее. Она ответила: “с таким же успехом можно спросить: есть ли будущее у хлеба? У розы? У детской песенки? Лучше спросить: есть ли будущее у человека? Оно есть у человека, оно есть и у книги. Если однажды мы научились черпать радость в книгах, нам без этого не обойтись. Для многих книги также нужны как хлеб и соль. И так будет, сколько не изобретали замысловатых кассет, и телевизоров, и других заменителей”.
    XXI век. Век космических скоростей и компьютерных технологий. Наука развивается, создаётся много новой техники для комфортной жизни человека. Сегодня нас окружают очень полезные и умные машины: микроволновые печи, пылесосы, домашние кинотеатры, холодильники…. Вся эта техника сделала жизнь человека более комфортной, освободила много времени. Теперь не надо носить воду из колодца, не надо выжимать выстиранное бельё. Всё рядом, почти любое желание моментально, как по мановению волшебной палочки, может быть исполнено лёгким движением руки.
    И основная информация, необходимая человеку, поступает в электронном виде, через компьютерные сети, Интернет. Конечно, в поисках определённой информации разумнее воспользоваться компьютером. Развитие информационно – компьютерных технологий идет настолько быстро и настолько ускоряет процесс передачи информации, что современное общество уже не сможет существовать, отказавшись от него. Компьютер – это реальность сегодняшней жизни. Каждый человек сегодня должен уметь не просто ориентироваться в Интернете, но, формируя и защищая свои духовно – нравственные позиции, знать, какие сайты в сети посещать, а какие – нет. Перед школой и родителями стоит задача стать путеводителем в выборе электронной информации, помогая детям в поиске и выборе информации в Интернете.
    Есть и такие отрасли знаний, где наглядность лучше печатного текста. Ведь намного интереснее, например, наблюдать за животными, чем прочитать об этом в учебнике. Тут книга уступает кино и телевидению. Но у книги гораздо больше преимуществ. Книги являются источниками знаний о духовной и нравственной жизни. Роль книги в образовании, воспитании, интеллектуальном развитии велика. Через обращение к книге, чтению человек приобщается к духовным ценностям, развивается, расширяет свой кругозор. Чтение высокохудожественной литературы способствует формированию гармоничной личности – личности активной, творческой, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство. Классическая литература является одним из факторов формирования такой личности. Замечательные произведения русской классической и современной литературы таких авторов, как А.С. Пушкин, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский и др., помогают читателям найти ответы на многие вопросы о личности, об окружающем её мире, о добре и зле. Книга, как источник информации, как средство познания, как инструмент общения между людьми, обладает огромной притягательной силой. Например, приступая к чтению романа, рассказа и т.д. мы сами представляем своего героя, его одежду, движение, взгляды. А кино и телевидение предлагают уже готовый образ, и мы уже не можем фантазировать. А чтение книг предполагает работу мыслей.
    Знакомство с лучшими образцами литературы способствует улучшению понимания себя и других, расширяет представление о мире, углубляет восприятие, развивает чувство юмора, которое просто необходимо каждому человеку. Если ребенок с детства приучен читать, то это остается с ним на всю жизнь, в любых жизненных ситуациях у него всегда будет надежный и верный друг – книга, которая отвлечет от грустных мыслей, поможет совершить путешествие в удивительный мир книжных героев, подскажет ответ на мучающий вопрос, успокоит, развеселит. Авторитет книги для ребенка необычайно велик. Ей он верит беспредельно. Значение книги в жизни человека огромно.
    Способность тщательно «переваривать» в мозгу информацию и анализировать ее можно развить только благодаря чтению книг. Прочитанные сведения лучше запоминаются. Над страницей можно остановиться, вдуматься, перечитать ее. Пересказ учит анализировать текст, относиться к нему критически. Чтение развивает воображение: ребенок сам представляет героев, а не принимает созданный другими образ.
    Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал, что если, не дай Бог, из-за войны или какого-нибудь страшного катаклизма погибнут музеи, театры, университеты, но каким-то образом уцелеют библиотеки, культура может быть восстановлена.
    Книга, как птица, –
    Может весь мир облететь,
    Книга-царица:
    Может сердцам повелеть.
    Книга-богиня:
    Чудо свершает порой,
    Книга-рабыня:
    Часто проходит сквозь строй
    Е. Баратынский.
    Глава 2. Читательское досье учащихся 6а класса
    «Человека всегда можно узнать по тем книгам, которые он читает», – это высказывание английского писателя Самюэля Смайлса поможет нам разобраться, что же читают наши дети?
    Какие же книги предпочитают  читать мои сверстники? Для того, чтобы выяснить это, мы провели анкетирование среди учащихся 6а класса. В опросе приняли участие 22 человека.
    Вопрос первой анкеты звучал следующим образом: «Какие книги предпочитают читать мои сверстники?» Опрос позволил сделать следующие выводы: самыми любимыми для шестиклассников является  фантастика (9 чел); далее идут книги о моих сверстниках (6 чел.); энциклопедии и другие познавательные книги (3 чел.); юмористические произведения (2 чел.); приключенческие романы (2 чел.); детективы и боевики (2 чел.). Никто из моих одноклассников  не выбрал исторические романы и  триллеры (“ужастики”).
    Таким образом, выявилось переплетение интереса к классической литературе с современными литературными жанрами.
    На вопрос: «С какой целью ты читаешь?» – ответы ребят тоже неоднозначны. 13 опрошенных читают, потому что любят чтение, 9 – по принуждению родителей. Радует то, что в классе нет ребят, которые вообще читать не любят или читают от нечего делать.
    Исследование позволяет сделать вывод о том, что  познавательная роль  чтения сегодня  отошла  на второй план. Это подтверждает ответ на вопрос: «Чтение для тебя – это…» : 9 учащихся ответили, что помощь в учебе, 7- отдых, развлечение и только 6 сказали, что это познание нового.
    Чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно и воспитывает у детей потребность читать самостоятельно. Любовь к чтению закладывается годами, и первостепенное значение при этом имеет отношение к чтению самих родителей. Любят ли в семье читать? Есть ли в доме своя библиотека? Часто ли ребенок видит родителей с книгой? Делятся ли они с детьми своими впечатлениями о прочитанном? Следят ли родители за книжными новинками, в том числе и в области детской литературы?
    К сожалению, традиция совместного семейного чтения ушли в прошлое. Более того, есть семьи, в которых не читают ни вместе, ни по отдельности. По статистике сегодня в стране более 40% взрослого населения не читает книг. Общий тираж книг за 10 лет упал в четыре с лишним раза, газет и журналов – в 3,6раза.  Однако результаты опроса, проведённого в классе, не соответствуют  этим данным. На вопрос: «Читают ли твои родители?»  –  12 моих одноклассников ответили утвердительно. В их семьях читают оба родителя, у 7 – только мама, у 1- только папа и  только  у 2 опрошенных родители не читают. При этом  собственная библиотека есть у 5 школьников. Ребята берут книги либо  в школьной библиотеке- 1 ученик,  либо в районной библиотеке- 4 ученика, либо у знакомых-1 учащийся , а 11 моих сверстников читают в  Интернете.
    В одном интервью В.В. Путин, Президент РФ, сказал: «Мы долгое время были одной из самых читающих стран мира. Есть опасность, что этот статус мы можем утратить. У нас растёт число людей, которые вообще не читают книг. Это тревожный факт. В данной ситуации повышение читательского интереса является общенациональной задачей».
    Что же делать, чтобы Россия сохранила свои позиции самой читающей страны в мире?
    Взрослые уже делают определённые шаги к решению данной проблемы: в нашей библиотеке появился Интернет ,она пополнилась новыми книгами, в том числе электронными.
    Опубликован  перечень « 100 книг» по истории, культуре и литературе народов  Российской Федерации.  Мы  вместе с учителем русского языка ознакомились с ним и проанализировали, какие из перечисленных книг уже прочитаны моими одноклассниками.
    В результате этой работы мы выяснили, что ребята моего класса уже прочитали такие произведения из перечня «100 книг»:
    1. Бажов П. «Уральские сказы».
    2. Булычев К. «Приключения Алисы»
    3. ВолковА. «Волшебник Изумрудного города»
    4. ГайдарА. «Тимур и его команда»,  «Голубая чашка», « Чук и Гек»
    5. Драгунский В. «Денискипы рассказы»
    6. Каверин В.» Два капитана»
    7. Лесков Н. «Очарованный странник»
    8. ОлешаЮ. «Три толстяка»
    9. Петрушевская Л. Рассказы и повести
    10. Рубцов Н. «Стихотворения»
    11. В.Носов «Приключение незнайки и его друзей»
    12. Рыбаков А. «Кортик»
    13. К.Паустовский «Мещёрская сторона»
    14. Успенский Э. «Крокодил Гена и его друзья/ Дядя Федор, пес и кот»
    15. ШварцЕ. «Дракон»,  «Снежная королева»
    16. Л.Лагин «Старик Хоттабыч»
    17. Былины
    18. Сказки народов России
    Глава 3. Рекомендации для самостоятельного чтения в период летних каникул
    Исходя из всего вышесказанного, мы пришли к выводу, что книги развивают и обогащают нашу речь, расширяют наш словарный запас, приносят радость и удовольствие. Это и развлечение и приключение. Они способны заставить нас испытывать сильнейшие эмоции: плакать, смеяться, злиться, сопереживать. Книги расширяют горизонт нашего мира. Из них мы узнаем о других странах и народах, о природе, технике, истории – обо всем на свете, что нам интересно. Они учат нас сопереживанию, позволяют нам почувствовать себя в положении другого человека и понять, какие чувства испытывают люди, попадая в ту или иную ситуацию.
    На основе полученных данных мы составили рекомендации для наших одноклассников на летние каникулы. В список вошли книги из перечня, еще не прочитанные моими одноклассниками, и те жанры, к которым они еще не обращались.
    Заключение
    В своей работе мы ставили цель- выявить круг читательских интересов моих сверстников, составить читательское досье класса.   Выглядит оно следующим образом: в круге чтения  шестиклассников присутствует  литература всех родов и жанров. Однако среди книг, наиболее часто выбираемых подростками, оказываются  фантастика,  юмористические произведения, приключенческие романы и боевики. Интересна моим одноклассникам познавательная  литература и книги о сверстниках. Шестиклассники абсолютно равнодушны к поэзии, детективам и триллерам.
    Таким образом, читатель – шестиклассник в  нашем досье  предстает как фигура достаточно противоречивая, с очень разнообразным кругом чтения.
    В целом, ребята моего класса очень положительно относятся к чтению как форме досуга, любят читать и выбирают книги по своему вкусу. Любовь к чтению привита им в семье, так как в основном родители моих одноклассников – люди читающие, а  круг их чтения тоже достаточно широк. Большинство школьников осознаёт важность и нужность чтения, роль книги в жизни человека.
    Результаты наших исследований убеждают в том, что читательский интерес моих одноклассников  достаточно высок. Однако пока мои одноклассники читают литературу «для души», а не «для ума и сердца». Кроме того,  семья перестала быть местом совместного чтения. В классе есть дети , которые читают по принуждению или не читают вовсе.  Но  есть и положительные стороны: это использование новых информационных технологий, независимость в формировании круга своего чтения.  Тем не менее, нам ещё очень многое нужно сделать, чтобы вернуть книге её прежнюю роль  источника знаний, друга, помогающего познать себя и окружающий мир, делающего человека добрее.
    Список  литературы:
    1.  Тихомирова И.И. Психология детского чтения от «А» до «Я».
    2. Тихомирова И.И. Материалы к проведению родительского собрания, посвящённого детскому чтению. Ж. «Школьная библиотека», №9 -10, 2005 г.
    3. Словарь юного книголюба. – М., «Книга», 1982 г.
    4. Человек читающий – М., «Прогресс»,1989 г.
    5. Полозова Т.Д. Всем лучшем во мне я обязан книгам. – М., «Просвещение», 1990 г.
    6. Чудинова  В. П. Социализация личности – Школьная библиотека, 2005, № 4.
    Список использованных Интернет-ресурсов

  4. Сегодня подростки большую часть своего свободного времени проводят за компьютерными играми, смотрят телевизор, слушают музыку, сидят часами в Интернете. Влияет ли этот факт на их читательские предпочтения? За последние пятнадцать – двадцать лет произошло существенное движение, связанное с корректировкой круга детского чтения: исключены произведения, ориентированные на советскую идеологию, возвращены незаслуженно «забытые» Николай Вагнер, Дмитрий Минаев, Саша Черный, Осип Мандельштам, «обэриуты»; предпринимаются попытки современного прочтения произведений детских писателей советского периода, весьма разноречивые и совсем не бесспорные; уточняются некоторые аспекты истории русской детской литературы XIX и XX вв.
    Но, к сожалению, не изменилось главное: детская литература осталась явлением периферийным, отсутствует внимание к ее проблемам, нет попыток современного толкования ее феномена. Вопрос о специфике литературы для детей по-прежнему сводится к повторению истин о динамичном сюжете, доступности, ясности.
    Даже среди тех, кто регулярно берёт в руки книгу, статистика неутешительна. Например, М.В. Епифанова в одной из своих работ [по 13] приводит результаты анкетирования среди уфимских школьников. Ученикам была предложена небольшая анкета, которая состояла из 8 вопросов, позволивших выяснить, какие книги предпочитают учащиеся 6 – 7 классов для самостоятельного чтения. Результаты исследования таковы:
    · фэнтези – 40% (63 чел.)
    · приключенческая литература – 30% (47 чел.)
    · детективы – 13% (21 чел.)
    · современные повести и романы для подростков – 8% (13 чел.)
    · научно-познавательная литература – 6% (9 чел.)
    · поэзия – 3% (4 чел.)
    Согласно данным анкетирования, на первом месте у подростков стоит развлекательное чтение, а точнее – произведения в жанре фэнтези. Подобными книгами дети увлекаются, потому что легко воспринимают условность созданного писателем мира и его игровую функцию. Наиболее востребованы книги о Гарри Поттере (Дж. К. Роулинг) и подражатели «поттерианы» – «Таня Гроттер», «Мефодий Буслаев» (Д. Емец), также популярностью пользуются сочинения Ника Перумова и Кира Булычёва. Книги в жанре фэнтези частично реализуют подростковую потребность в уникальности и «всемогуществе» героя.
    На втором месте по популярности приключенческая литература. В выборе школьниками книг этого жанра можно проследить две основные тенденции: одни отдают предпочтение классике жанра (А. Дюма, М. Твен, Р.Л. Стивенсон и т.д.), другие более склонны к современным приключенческим произведениям (К. ДиКамилло, Э. Йетс и др.). Такие книги привлекают юного читателя своей динамикой, непредсказуемостью сюжета, реализуют подростковую тягу ко всему интересному и опасному.
    Те же самые факторы зачастую привлекают молодых читателей к жанру детектива. Однако, как показало анкетирование, подростки достаточно редко прибегают к «высокопробным» детективам, к основоположникам жанра (А.К. Дойль, Б. Акунин и т.д.). В лучшем случае они читают специализированные детские детективы (например, серия «Чёрный котёнок», куда входят сочинения отечественных и зарубежных авторов), в худшем – так называемую «бульварную прозу» – многочисленные серии типовых детективов (Д. Донцова, Ю. Шилова и т.д.).
    И лишь 8% опрошенных подростков предпочли специализированную литературу для детей и о детях (в числе упомянутых авторов Е. Мурашова, М. Парр, О. Раин). Литература для подростков воссоздаёт картину состояния современного общества, отношений школьников друг с другом. Авторы в своих произведениях часто обращаются к темам, которые будут близки и понятны подросткам, зачастую романы затрагивают и острые социальные проблемы. Подчас писатели в своих романах не дают однозначных ответов на поставленные вопросы, тем самым «заставляя» детей делать самостоятельные выводы в процессе чтения.
    Писать для детей – дело не простое. Ребенок никогда не станет читать книгу предсказуемую: ему одинаково ненавистны «проект», «продукт», запрограммированный результат. Ему интересна тайна, а нет большей тайны, чем непредсказуемое поведение хорошо выдуманного героя.
    Наряду с недостаточным количество книг для маленьких читателей, постоянно существует голод на современные повести, романы для подростков, в которых они бы узнавали себя, сегодняшний мир. И книги эти были бы не поверхностным чтивом, а писались так, чтобы читатели “над вымыслом слезами обливались”, чтобы вместе с персонажами совершали нравственные открытия, страдали и познавали счастье жизни.
    Ещё больший дефицит в поэтических книгах для подростков. Если стихов для малышей у нас предостаточно, то поэзии, которая волнует душу двенадцати–четырнадцатилетнего человека, почти нет.
    Попробуем представить себе приключенческую книгу на современном материале. Просто поставьте над собой этот эксперимент, как если бы завтра вам предстояло нести в издательство заявку. О чем там будет? Ребенок ловит киллера? Ребенок ищет клад? Ребенок охотится за привидениями? Все это тысячу раз было, вы сами не замечаете, как один за другим воспроизводите давно отыгранные штампы. Проблема в том, что главное занятие ребенка — открывать мир заново, как будто никто до него не побывал на этой планете. Поэтому пересказывать ему уже отыгранные фабулы бессмысленно: клады были у Стивенсона, охота на злодеев — у Твена, таинственные путешествия — у Верна, привидения — у всех. Сегодня создать хорошую детскую книгу — значит ярко и азартно написать о том, о чем еще не писали: о нравственных проблемах участника реалити-шоу, об авральной показухе, о жизни в самопровозглашенной мафиозной республике, чью независимость полмира признало, а полмира боится… Но для этого надо живо интересоваться темой самому.
    Известный социолог культуры и чтения С.Н.Плотников обобщил данные исследователей о типичных отличиях читателей и нечитателей. Оказывается, читатели отличаются от нечитателей уровнем развития интеллекта. Читатели способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое и выявлять противоречия и связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения, имеют больший объём памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Они точнее формулируют, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Таким образом, с точки зрения С.Н.Плотникова, чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещённого, культурного и социально ценного человека.
    Экономический кризис 90-х годов не мог не сказаться на культурном и образовательном уровне нации. Но именно в это время по уровню читательской культуры Россия была на втором месте после Японии. Данные современных социологических опросов поражают. Так 37% россиян не читают книг совсем, 52% не покупают газет и журналов. Для сравнения во Франции читают прессу 80%, в Норвегии – 85%, в Японии – 95% жителей. По данным Левада-центра, 52% россиян не покупают книги, 73% – не пользуются библиотеками, 48% – не имеют домашних библиотек. Международные исследования показали, что Россия по грамотности и уровню чтения занимает 28 место среди 32 развитых стран мира [по 9].
    Именно чтение, как одно из условий эмоционального и интеллектуального развития человеческой личности, во многом определяет успешность человека в жизни. А если посмотреть дальше, то может оказаться, что благосостояние государства зависит от умения его граждан думать, делать логические умозаключения, образно мыслить, в конце концов, точно понимать прочитанное, убедительно доказывать свою точку зрения.
    Состояние чтения детей и подростков зависит от сложного взаимодействия всех многих факторов, причем в различных ситуациях и условиях проживания какой-либо из них оказывает наиболее сильное влияние. Так, в столице и крупных городах на детское чтение особенно сильно влияет фактор развитости социокультурной среды (других возможностей проведения досуга), а также степень развития визуальной – «электронной культуры». Для малых городов и сел особенно значимы факторы развитости книжной среды и существования образованных и грамотных «руководителей детского чтения» (прежде всего, учителей и библиотекарей).
    Произошло ухудшение состояния книжной среды во многих регионах России (в том числе в результате снижения комплектования детских, школьных, сельских общедоступных библиотек – организаций, традиционно поддерживающих детское чтение). Недостаточная обеспеченность многих семей привела к тому, что книги и журналы стали слишком дороги и непосильны для семейного бюджета. Следствием разрушения системы продажи и распространения книг стало закрытие книжных магазинов во многих городах и селах.
    Очевидна также деформация репертуара книгоиздания, что привело к резкому сужению репертуара актуальных книг для подростков (в том числе почти не издаются новые отечественные авторы, выходит крайне малое количество переводных изданий лучшей детской и подростковой литературы). На репертуаре и качестве детской литературы сказалось также и отсутствие государственной поддержки писателей, издателей, критиков детской и подростковой книжной культуры.
    Окружающая среда и доступность различных каналов массовой коммуникации, печатных и иных материалов оказывают сильное влияние на их отношение к книге, читательские привычки и пристрастия. Электронная культура, в том числе видеопродукция и разнообразные мультимедиа, зачастую воспринимаются как конкуренты печатному слову. Безусловно, на первом этапе освоения новых возможностей к ним возникает острый интерес. Позже, когда новое будет освоено, оно ?встроится? в структуру жизнедеятельности и займет в ней свое место. Книга не уйдет, и чтение также. Однако нам хотелось бы расставить акценты иначе: дело не в том, какое средство будет выбираться ? книга или компьютер, где будет текст ? на бумаге или на экране монитора, дело в другом: что же именно будет там читаться, как будет идти процесс восприятия и понимания текста, какую информацию, какие знания, какую культуру и искусство будут представлять различные типы медиа для развития юной личности. Сегодня количество проблем, связанных с детским чтением, продолжает расти. Пока что мы живем еще в рамках затухающей старой литературной традиции. Но это время стремительно уходит, что особенно заметно проявляется в читательской деятельности детей и подростков. В последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности. Педагоги полны тревоги по поводу упрощения и огрубления речи у школьников, примитивных штампов, которыми часто изобилуют их сочинения. Школьники не осваивают язык классического наследия, но хорошо осваивают разнообразные клише и формальный подход к классической литературе. Утрачивается не только культура чтения, но и культура речи, поскольку не осваивается значительная часть репертуара любимой ранее литературной классики, которая составляла значительную часть репертуара чтения детей и подростков. Так, снижение роли литературы в социализации детей и подростков, отчасти происходит и в связи с тем, что сегодня из репертуара чтения многих из них уже исчезли герои литературной классики. В то же время влияние «электронной культуры» на чтение усиливается.
    Сегодня дети и подростки ориентируются далеко не на лучшую, но «модную» в их среде продукцию; увеличивается ориентация детей и подростков на журналы с большим количеством картинок, несущих информацию, легкую для восприятия: не столько познавательного, сколько развлекательного характера. Журналы направленные на психологическое, педагогическое, литературное развитие, выпускаются в достаточно малых тиражах.
    Коммерциализация книжного рынка по-разному сказалась на выпуске детской литературы и картине детского чтения. Начало развития рыночных отношений привело к ряду кризисных процессов, в частности к резному спаду показателей издания детской литературы.
    В последние годы ее выпуск заметно увеличивается, качество детских книг улучшается. Расширяется их тематика, привлекательным становится оформление. Идет насыщение рынка детской литературой, спрос на которую постепенно удовлетворяется. Вместе с тем издание детской книги требует больших по сравнению со многими другими видами литературы затрат, и детские книги дорожают, оказываются недоступными населению.
    Итак, в чтении детей и подростков сегодня происходят очень серьезные перемены, которые носят глубинный характер. Многие родители, педагоги, библиотекари по-прежнему ориентированы на старую литературную модель, тогда как большинство сегодняшних детей и подростков имеют совсем другие предпочтения и иное восприятие книжной культуры. Они относятся к книге не как к ?учебнику жизни?, а как к одному из средств информации и массовой коммуникации. Таким образом, в какой-то мере между поколениями происходит разрыв в передаче бытовавшей долгое время традиции освоения литературной культуры.
    Чтение детей и подростков сегодня претерпевает существенные изменения. Сегодня среди читающей публики происходит рост числа групп детей, подростков, юношества, у которых все более популярными становятся журналы и комиксы.
    Выводы по главе
    Современному подростку хочется прочитать что-либо о «себе самом», о таких, как он сам и его одноклассники, следовательно, и о проблемах школьников начала XXI века. Такие книги уже появляются прилавках наших магазинов, но, увы, их еще немного, да и качество многих оставляет желать лучшего: как правило, это массовая литература приключенческого или детективного жанров, неглубокая, поверхностная, но внешне привлекательная, к тому же затрагивающая значимые для подростков вопросы любви и дружбы, выбора жизненного пути.
    Настоящих книг, раскрывающих тонкий и ранимый мир подростков, в «эпоху перемен» очень мало. К тому же эти «настоящие» книги, при всей их истинной художественности и психологизме, так или иначе отражают психологию восприятия мира подростков людьми более чем зрелыми, если не сказать пожилыми.
    Совсем иными являются произведения современных авторов, которым за 30–40 лет, пишущих как для взрослых, так и для детей. Как правило, им присущ трезвый взгляд на реальную действительность, жёсткость суждений и чёткость проповедуемой идеи. При этом большинство из них создает свои произведения в контексте традиций русской классической литературы, хотя часто эти произведения адресатом имеют массового читателя. Одним из таких писателей является Мариам Петросян.
    В следующей главе нашей работы будут рассмотрен образ современного детства в книге М. Петросян «Дом, в котором…».
    ⇐ Предыдущая123456789Следующая ⇒

  5. Здравствуйте! Я – Тараторкина Дарья, ученица 10 класса Любостанской средней общеобразовательной школы. Чтение книг в наше стремительное время считается делом немодным, но я с гордостью заявляю: «Я люблю читать!»
    Что я читаю? Как сказал Лев Николаевич Толстой: «Читать всего совсем не нужно, читать нужно только то, что отвечает на возникшие в душе вопросы» . Поэтому мои читательские интересы менялись с возрастом.
    Когда я была совсем маленькой, мама читала мне перед сном сказки Корнея Ивановича Чуковского, и к трём годам я знала наизусть шесть его сказок и всё мечтала о том, как сама научусь читать. В шесть лет я уже хорошо читала, и сказки долгое время оставались верными моими друзьями.
    В возрасте 12 -13 лет на смену сказкам пришли  произведения, в которых с героями происходят различные приключения, необычные чудеса. Так в моей жизни появились «Хроники Нарнии», а затем «Гарри Поттер».Вместе с  юным волшебником Гарри я боролась с тёмными силами. Вместе с ним я взрослела.
    И вот мне пятнадцать, и я с упоением читаю «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира и восторгаюсь силой любви этих героев. А затем была книга Маргарет Митчелл «Унесённые ветром». Она учит добру, стойкости, любви к близким, родным, к Родине(пусть даже к своему дому). Этого сейчас не хватает всем нам. После прочтения книги я вдруг поняла, а ведь я тоже люблю свою страну, мою Россию, мне интересно её прошлое, меня волнует её будущее. В круг моего чтения вошла книга Льва Николаевича Толстого «Война и мир»,  роман Валентина Пикуля «Фаворит», сейчас я читаю повесть Константина Дмитриевича Воробьёва «Это мы, господи!»
    Книги обогащают моё сердце и разум, насыщают нравственной силой. Ведь недаром в пословице говорится: «Книга для ума – что тёплый дождик для всходов.»
    Спасибо!

  6. Последние десятилетия в России ознаменовались тем, что книга и чтение, к огромному сожалению, перестали быть непременными атрибутами образа жизни людей. Современные дети и подростки читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Но они, безусловно, читают. В то же время интенсивно идет процесс изменения читательских привычек юных читателей. Книги побуждают читателей задуматься о том, где правда и где ложь, что верно и что ошибочно, что хорошо, а что плохо, помогают понять себя. Целью анкетирования, проведенного детской библиотекой им.А.Л.Барто было выявить, что и почему читают школьники среднего возраста, попытаться составить читательский портрет современного подростка, определить мотивы посещения библиотеки, выявить роль периодических изданий в жизни школьников.
    Исследованием были охвачены 44 респондента, преимущественно учащиеся 5 и 7 классов.
    При ответе на 1-й вопрос анкеты «Что Вам больше всего нравится делать в свободное время?» можно было выбрать несколько вариантов ответов. По результатам анализа анкет выяснилось, что в свободное время на первом месте у детей и подростков стоит общение с друзьями 26 человек (59%), на втором — прослушивание музыкальных записей 11 (25%), компьютерные игры на третьем месте — 9 (20%), чтение книг — оказалось на четвёртом месте 7 (15,90%), 6 человек (13,63%) проводят своё свободное время у экранов телевизоров.
    Вызывает тревогу тот факт, что 26 человек (59%) респондентов посещают библиотеку только тогда, когда «что-то нужно». 12 человек (27%) приходят в библиотеку один раз в неделю, а 3 человека (6,81%) — один раз в месяц.
    При ответе на 3-й вопрос анкеты «Чьи рекомендации при выборе книг для Вас наиболее авторитетны?» можно было выбрать несколько вариантов ответов. При выборе книг 23 (52%) читателей полагаются на свой вкус. Для 9 (20%) ребят компетентны рекомендации библиотекаря при выборе книг. К мнению друзей прислушиваются 8 (18%) респондентов. Прислушиваются к советам родителей – 6 человек (13%), к рекомендации учителей – 6 (13%).
    Мир развивается, меняются читательские предпочтения, постепенно угасают прежние и развиваются новые литературные традиции. То, что читают современные дети и подростки сегодня, во многом определит завтрашний день нашего общества. Интересен следующий блок вопросов анкеты, касающийся предпочтений в чтении. При ответе на 4-й вопрос анкеты, «Какие книги вы любите читать?» можно было выбрать несколько вариантов ответов. Мальчики и девочки предпочитают развлекательное чтение – произведения в жанре фэнтези предпочитают 24 человека (54%); смешные, развлекательные книги 7 (15,90 %). Познавательное чтение, книги о природе, животных выбрали 10 человек (22,7%), классике отдали свои интересы 3 человека (6,81%). И завершающее место в чтении детей и подростков занимают книги о взаимоотношениях сверстников друг с другом и поэзия.
    При ответе на вопрос анкеты «Чтение для Вас – это…» для 25 (56%) школьников чтение — это помощь в учёбе. 17 читателей (38,63%) считают, что чтение — это познание нового, а для 9 читателей (20%) чтение — это ещё и отдых.
    На 6-й вопрос «Самая любимая книга» ребята ответили следующим образом: наиболее часто называют в анкетах ребята книги М. Твена, Дж.Ролинг, Ж.Уилсон. В числе любимых книг также «Сказки» А. С. Пушкина, «Кавказский пленник» Л. Н.Толстого, «Муму» И.С.Тургенева. Любимыми литературными героями для девчонок и мальчишек стали Том Сойер, Дубровский, Геракл, хоббит Бильбо, барон Мюнхаузен и др.
    Знание интересов и потребностей читателей, мотивов их обращения к периодике очень важно для библиотеки. Нас, библиотекарей, заставляют задуматься ответы детей на 8-й вопрос анкеты «Читаете ли Вы журналы и газеты?». Утвердительно ответили человек 25 (56,81%) ребят. Но 19 человек (43%) ответили, что не читают периодику. Отрицательные ответы детей, к сожалению, показывают, что библиотеки сейчас, к сожалению, не могут максимально полно комплектовать свои фонды журналами и газетами, удовлетворяя все интересы наших читателей. Для нас, библиотекарей, отрадно, что 26 подростков (59%) написали в своих анкетах о том, что компьютер не заменил им книгу.
    Анкетирование показало, что, несмотря на наметившуюся общую тенденцию снижения интереса к чтению, школьники осознают важность и нужность чтения. Интенсивно идёт процесс изменения читательских привычек юных читателей. Меняются репертуар, мотивы чтения, предпочитаемые произведения.
    Основная задача детской библиотеки – продолжать делать всё возможное для развития читательского вкуса у юных читателей, оказывать помощь в формировании интереса к книге, чтению применяя различные формы библиотечной работы.

  7. По дате изменения
    По дате создания
    По дате прочтения
    По рекомендациям
    По рейтингу
    Фильтр
    авторы и читателилюди
    Рекомендованные авторы
    по количеству подписчиков
    по рейтингу вовлеченности
    По дате активности
    По дате регистрации
    Алфавитный список
    Блоги
    Информация Мастерской
    Фото-прогулки
    Новости сервиса
    Обсуждение сервиса
    Разговоры обо всем
    Опросы
    Бюро Находок Идей
    Обмен опытом: вопросы…
    Конкурсы и игры
    Битвы на салфетках
    Конкурсы и…
    Игра «Эскизы»
    Стиходром
    Властелин словес
    Два сапога
    Игра «В объективе»
    Кот в мешке:…
    Разбор по-мастерски
    Литературные дуэли
    Блиц Министров
    Конкурс-игра 7х7
    Виньетки -…
    Обучение
    Круг взаимопомощи
    Справочник по грамматике
    Разбор по-мастерски
    Волшебный пендель
    Животные в литературе
    Школа Начинающего Автора
    Полезные материалы для…
    ProДраки
    Словорубная
    Литературное
    Литературная беседка
    Интересное на других…
    Издательства ищут
    Разговоры с авторами
    Клуб романистов
    Курсы
    Конкурс крупной прозы
    Клуб романистов
    Отзывы
    Читальный зал
    Читальный зал: Отзывы…
    Блог сообщества:…
    Читальный зал: Информация
    Читальный зал: Каталог
    Критика (Союз рыжих)
    Гильдия КРИТинов
    Литературные дуэли
    Блог сообщества: Союз…
    Школа КРИТинов
    Клубы Мастерской
    Художники Мастерской
    Любители Отменной Музыки
    Клуб Любителей Фантастики
    Клуб молодых писателей
    Клуб корректоров
    Блог сообщества: Клуб…
    Анимэ-гильдия
    Рецензии на аниме
    Блог сообщества:…
    Рецензии: манга,…
    Литературный журнал
    Сборники Мастерской
    Сообщества
    Записи
    Свои настройки
    Все топики
    Подключенные блоги
    Персональные блоги
    Блоги произведений
    Рейтинг
    правила

  8. Так, герои романа-эпопеи Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец» живут внутри вымышленной действительности: этот мир преподносится как жизнь на земле в стародавние времена. Персонажи Дж. К. Роулинг, напротив, могут войти в магический мир, если они обладают колдовской силой или через специальные, невидимые для обычных людей, порталы. А для того чтобы попасть в мир «сумеречных книг» Ст. Майер, нужно родиться или стать вампиром или оборотнем: при этом иные существа могут весьма успешно выдавать себя за обычных людей. Как видим, для книг Дж. К. Ро-улинг, Ст. Майер и других авторов произведений фэнтези характерна связь придуманного мира с реальным. Возможно, такой прием усиливает иллюзию правдоподобия вымысла и побуждает читателей смотреть на привычные вещи новым взглядом.
    2. В центре повествования находится персонаж, который вызывает симпатию у читателя. Как правило, читатель (особенно это характерно для детско-юношеского возраста) ставит себя на место героя, проживая события текста вместе с ним.
    Популярность героев объясняется тем, что школьники и студенты находятся приблизительно в одной возрастной категории с главными персонажами произведений. Гарри Поттеру в первой книге – 13, а в последней – 17 лет; хоббиты – всегда озорные и маленькие ростом, а эльфы вообще никогда не стареют; Бэлле Свон и Эдварду Каллену – по 17 лет; Тане Гроттер в первой книге 10 лет).
    Возрастная типичность предполагает, что читатель сравнивает себя с героями-сверстниками и ориентируется на них. В этом есть серьезный воспитательный смысл: в произведениях фэнтези значительное место уделяется вопросам нравственности, морали и пр. Так, важная тема произведений фэн-тези – отношение детей к родителям (например,
    сквозной образ матери и отца в книгах о Гарри Потере; лейтмотив отеческого дома и преемственности поколений у Дж. Р. Р. Толкина).
    Таким образом, любимые герои в целом становятся некими ключевыми проводниками читателя, несущими в себе не только функции эскапизма, но и нравственный императив. Об этом свидетельствуют единичные комментарии школьников в анкетах о своих любимых персонажах: «Гарри Пот-тер – простой и обычный мальчик – стал всеми любимым волшебником, он ничего не боится» (девочка, 7 класс); «Гарри Поттер – нравятся его действия» (мальчик, 7 класс); «Рон Уизли – он отличный герой и друг Гарри Поттера. Хотя он труслив, он готов пойти на все, чтобы помочь своим друзьям» (мальчик, 7 класс); «Гарри Поттер – он интересен тем, что он смелый, умный»; «Близнецы Уизли – веселые и яркие оптимисты, способные на социальные безумства» (девочка, 8 класс); «Джейкоб – он сильный» (девочка, 7 класс); «Нравится герой со способностями, который не понтуется, но помогает другим и исчезает» (девочка, 8 класс); «Они чем-то похожи на нас» (девочка, 7 класс); «Их герои смело бросаются в опасность» (мальчик, 8 класс).
    В фэнтези принципиальна установка на обычность персонажа, это дает возможность читателю поставить себя на место героя. Так, Гарри Поттер в начале произведения воспринимает себя обычным мальчиком, лишенным каких-то чудесных дарований. Он растет в провинциальном английском городе в семье тети и дяди. Его родители умерли, Гарри учится в местной школе, живет в чулане под лестницей, донашивает старые вещи двоюродного брата. Мальчику только в 11 лет откроется правда о том, что его мать и отец были волшебниками, а он унаследовал их магическую силу. При этом, даже повзрослев и став очень сильным волшебником, Гарри остается подростком, которому свойственны все «возрастные» проблемы: первая любовь, взаимоотношения в школьном коллективе, самопознание и пр. Для фэнтези важно, чтобы герои, обладающие сверхспособностями, все равно оставались подростками с их типичными проблемами.
    3. Главный герой наделен магическим даром. Персонаж, с которым ассоциирует себя читатель, обладает волшебной силой, может покарать врагов, привлечь друзей и пр. Это очень важно, поскольку в реальной жизни подросткам не всегда удается достичь признания, понимания: как правило, подростки живут по законам взрослого мира. Именно эта особенность импонирует молодому человеку: читая текст подросток получает «разрядку», выход энергии. В этом отношении жанр фэнтези схож с популярными комиксами, которые рассказывают о супергероях.
    Сила героев проявляется с помощью особых предметов-символов. Часто фэнтези определяется как жанр «меча и колдовства» [2, с. 25]. Иначе говоря, меч или заменяющие его предметы в этих текстах становятся олицетворением той силы (может быть, даже власти), о которой мечтают и сами читатели. Например, известный меч Арагорна в книгах Дж. Р. Р. Толкиена, или мечи из валирий-ской стали в цикле Дж. Р. Мартина «Песнь Льда и Пламени». Дж. К. Роулинг с успехом заменяет оружие волшебной палочкой, хотя в тексте все же есть меч – меч Гриффиндора. В произведениях Дм. Емца меч «превращается» в магическое кольцо с камнем.
    Кстати, пользуясь психоаналитической терминологией, меч и его «заменители» относятся к классическим фаллическим символам. Более того, для фэнтези в целом характерно обилие сексуальных символов, что вполне объяснимо: ведь подростки испытывают мощнейшие сексуальные переживания.
    4. Установка на занимательный сюжет. Герою приходится преодолевать трудности и вести поиск. Сюжет фэнтези можно сравнить с квестом (quest), жанром компьютерной игры, предполагающим поиск решения какой-то проблемы.
    Наиболее ярко эта черта находит отражение в цикле Дж. К. Роулинг. Например, в четвертой книге («Гарри Поттер и Кубок огня») герой участвует в соревнованиях среди школ за Кубок огня. Ему для победы нужно пройти три испытания: отыскать драконье яйцо; вытащить из воды заложника; найти главный приз в лабиринте.
    Таким образом, в основе квестового сюжета фэнтези лежит поиск чего-то или кого-то, преодоление трудностей, решение загадок. Эта особенность опирается на традиции мифологического и сказочного сюжетопостроения3: «Желание героя достигнуть объекта реализуется на уровне функций в категории поисков (quest). В середине сказки оказывается ряд испытаний, каждое из которых в свою очередь начинается с заключения договора по поводу предстоящего испытания и включает также борьбу с противником и следствие успеха героя. синтагматическими единствами являются различные виды испытаний и приобретаемых героем в результате испытаний сказочных ценностей. Ритм потерь и приобретений объединяет волшебную сказку с мифом и с другими видами повествовательного фольклора» [11, с. 459].
    5. Наличие противостояния добра и зла. Фэн-тези основывается на четком разграничении и конфликте светлых и темных сил. Читатель фэнтези всегда может сказать, что главный герой или герои –
    3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *