Самопознание — это сложный и противоречивый процесс познания самого себя, который проходит каждый из нас. С самого детства и до глубокой старости мы подмечаем новые черты своего характера, необычные проявления, а также таланты и интересы, не переставая снова удивляться себе. Очень важным в этом процессе является осознание своих сильных сторон, чтобы развивать не только личностные качества, но и профессиональные.
В своей жизни, я не раз задавала себе вопросы, послужившие для меня новым источником развития. Благодаря этому, я определила несколько своих сильных сторон, которые прослеживаются в моем выборе, поведении и в отношении к жизни. Первым и самым главным качеством является моя неиссякаемая вера в жизнь. Но это не «слепой» оптимизм, а именно интуитивное знание того, что для каждого вопроса есть свой ответ, для каждой проблемы есть свое решение и, если я его ищу, я обязательно найду. И это внутренняя уверенность как в широте возможностей нашего мира, в его красоте и многогранности, так и в собственных силах, которых всегда будет достаточно, чтобы преодолеть любые трудности.
Помимо этого, моими сильными сторонами я могу назвать доброжелательность, открытость и простоту. Они всегда помогают мне найти верное решение в любой ситуации и делают мое общение с окружающими максимально комфортным. Но все же, именно вера в жизнь помогает мне сохранить оптимизм и оставаться верной себе.
Однако очень трудно быть мастером теоретического анализа и мастером в социальных навыках, так как во многом два этих направления являются полной противоположностью друг другу. Не могу назвать это недостатком, но область социальных навыков, которой я пренебрегаю больше всего – это «игра» во взаимодействие: политкорректные светские беседы, развлекательные навыки/политкорректный юмор. Я просто не хочу тратить свое и так ограниченное время на ерунду или бессмысленные социальные помехи.
Человеческие недостатки очень часто связаны с недостатками общества. Я был довольно эгоистичным, высокомерным человеком, который мало заботился о ком-либо, кроме семьи и близких друзей. У меня были довольно мелкие амбиции, и движущей силой моего существования были стремление разбогатеть, чтобы вызвать восхищение у других поверхностных людей, и попытка заполучить неограниченное количество секса и вечеринок. Довольно жалкая цель, если задуматься, но, как мы знаем, это весьма распространено в полностью морально разложившемся обществе, где вы полностью отделены от вашей семьи, вашей общины, церкви; в обществе, где крайне мало национальной и культурной самобытности, гордости, и т.д. Это закономерное следствие общества фанатичного потребления, где высшая добродетель и суть вашего существования базируются на потакании собственному эго.
Вы превращаетесь в зомби, и главными событиями становятся для вас покупка шмоток на 1000 евро, или суши на 100 евро, или минет от кого-то, встреченного у туалета в клубе в субботу. По дороге домой вы видите девушку, которую насилуют четверо сомалийцев. Вы не придаете этому большого значения, так как шлюха, вероятно, по-любому напросилась сама… Почему вы должны рисковать здоровьем ради того, кого не знаете? И бедные сомалийцы, наверное, лишь отыгрываются за результаты многовекового европейского колониализма. Бедняги. Общество должно взять на себя ответственность и предложить этим обездоленным людям жилье получше и побольше прав – возможно, позитивная дискриминация поможет им почувствовать себя как дома, чтобы они, наконец, стали такими, как мы? Как мы можем быть такими жестокими и обращаться с ними подобным образом?..
Вы работаете 9-10 часов в день, приходите домой, едите, тренируетесь пару часов, чтобы поддерживать себя в форме, регулярно посещаете солярий, СПА, сеансы ботокса и у вас действительно нет времени ни на что другое. Вы опасаетесь не за благополучие вашей семьи и близких, или, если взять шире, не за благополучие ваших соседей, родственников или соотечественников, вас заботит не будущее вашей страны или сострадания к другим, а, скорее, пугает возможность одиночества в этом мире. Вы не хотите детей, потому что, по сути, вы сами ребенок, безответственный и не заботящийся ни о ком, кроме себя. Ваша единственная забота – как бы получить следующую дозу дофамина, и вновь пуститься по бесконечной спирали ублажения собственного эго.
Когда я находился в зените успеха, у меня было все. По крайней мере, я думал, что у меня есть все, тогда как, в сущности, я все потерял. Проблема в том, что вы просто хотите больше и больше, вам всегда мало, и в конечном итоге ломаетесь, когда не в силах превзойти прошлые достижения. Вы действительно не можете одолеть этот бесконечный цикл. Что касается политики, вы сознательно зарыли голову в песок. Вы знаете, что происходит, но само ваше существование (ваш имидж) ориентировано на «игру», которая требует от вас быть на 100% политкорректным. Так что вы не можете сказать кому-либо, что думаете и чувствуете, не рискуя потерять лицо или подпортить свой имидж. Даже если бы вы осмелились выразить свое мнение, вы не готовы страдать за свои идеи, поэтому оправдываете себя тем, что единственный рациональный подход – просто игнорировать мысли обо всем этом.
Большинство людей, идущих по этому пути, в какой-то момент понимают, что это довольно пустое существование. Они жаждут чего-то лучшего, но уже пойманы в ловушку неофициальных «правил игры», пронизывающих все стороны общества. В этот момент вам 30-40 лет + нет семьи, нет детей. Это разрушительный и самоубийственный образ жизни в стиле «Секса в большом городе» (современный феминизм, сексуальная революция), который нас учат чтить как правильный. В этой среде мужчины больше не мужчины, а метросексуальные и эмоциональные создания, которые существуют, чтобы исполнять роль никогда не критикующей родственной души для божественной женщины-феминистки новой эпохи. Теперь установлен настоящий матриархат, и полное равноправие, наконец, достигнуто. Тот факт, что при таком режиме человечество перестанет существовать в течение трех поколений, значения не имеет. Да здравствует культур-марксизм!
Так или иначе, я осознал многие свои недостатки годы назад и боролся с ними. Я никогда не был счастливее, чем сейчас. Дефективное, деструктивное и суицидальное общество будет множить психически неполноценных, безнравственных и эгоистичных людей. Наша обязанность – изменить саму основу, ведущую к разложению общества. Наш долг – уничтожить главные политические доктрины культур-марксизма.
Могу поспорить, что иногда на вас «накатывает» волна самобичевания и самоанализа, когда вы начинаете рьяно копошиться в своей душе и раскладывать «по полочкам» свой характер, чтобы выяснить, какие есть у вас сильные стороны, а над какими неплохо бы и поработать.
И вот выясняется: вы ленивы, но всегда готовы прийти на помощь. Вы очень обидчивы, но легко сходитесь с людьми. Или вы никогда не доводите начатое дело до конца, но зато просто фонтанируете идеями, заряжая позитивом своих друзей. Что же считать сильными сторонами, а что слабыми? По каким вообще критериям определяются эти самые сильные и слабые стороны человека?
Критерий один: общественное мнение.
Общественное мнение
Это нам «вбивали» в голову с детства: человек должен быть решительным, добрым, отзывчивым, интеллигентным, нравственным и все такое прочее. С точки зрения общественной морали, только тот может носить гордое звание «человек», кто полностью отвечает всем этим требованиям.
Никто и не спорит с тем, что все эти качества характера – положительные. Но как, скажите, тогда сделать карьеру в бизнесе доброму, «понимаещему» человеку, который входит в положение всех своих сотрудников, и прощает им прогулы, пьянство на работе или хамство с клиентами? А стоит наказать таких нерадивых работников, как автоматически попадаешь в разряд «снобов» и «гадов». Вот и думай теперь, отзывчивость – это сильная черта характера, или все-таки слабая?
А лень? Вроде бы по всем параметрам, она подходит под определение «слабая черта характера», но в таком случае мир не узнал бы, что такое пульт от телевизора или обычные ушные палочки, которые были изобретены тогда, когда человеку надоело вставать с дивана и переключать каналы и наматывать ватку на спичку.
Все очень относительно. Излишняя разговорчивость может быть слабой чертой характера, когда вы шпион и выполняете задание Родины на территории враждебного государства, но она же становится сильной чертой характера для артиста разговорного жанра.
Сильные стороны человека
Сильными чертами характера можно назвать те, которые заставляют человека двигаться вперед. Это может быть:
Целеустремленность;
Упорство;
Сила воли;
Организованность;
Ответственность;
Коммуникабельность и т.д.
Эти качества могут присутствовать в характере частично, или какое-то из них доминировать над остальными. Но здесь важно равновесие: хорошо организованный человек – это сильная черта его характера, а вот чрезмерно педантичный уже будет вызывать раздражение у окружающих, и считать такую организованность сильной чертой никто не будет.
Слабые стороны человека
Есть люди, которые с рождения обладают способностью молниеносно принимать решения и не «зацикливаться» на прошлом, но их мало. Всем остальным такие качества приходиться вырабатывать самостоятельно. «Ваять себя» — это титанический труд, но если вы уже разобрали на мелкие гайки и шурупчики свой характер, то теперь уже просто необходимо собрать его заново. Как конструктор – терпение потребуется, но и фигура в результате получится совсем другой.
Слабые стороны характера – это не те, за которые стыдно, а те, которые нужно развивать. Причем не для общества, а для себя лично. Многие из таких «слабых» черт характера легко исправляются самостоятельно в течение месяца. Некоторые требуют вмешательства психоаналитика. А еще к одной части легче приспособиться, чем исправлять.
К примеру, вы всегда опаздываете. Как не переводите часы на час вперед, все равно встречи срываются. Тут нужно приспособиться – назначайте встречи в рабочее время прямо в офисе или в обеденный перерыв в том кафе, где вы всегда обедаете. Туда-то вы точно не опоздаете.
Или вы постоянно завалены делами, выполнить которые с каждым днем становится все труднее. Выберите из них одно самое важное и сделайте его. Затем другое самое важное и пока не доведете его до логического завершения, за другое не принимайтесь. Через неделю и не заметите, как избавились от львиной части дел, которые висели над вашей шеей этаким «дамокловым мечом».
Определите для себя свои слабые стороны. Запишите их в блокнот. Это может быть:
Неумение «держать язык за зубами»;
Чрезмерная эмоциональность;
Отсутствие силы воли;
Неряшливость;
Стеснительность;
Агрессивность;
Неумение отказывать и т.п.
Выберите самую «противную» для себя черту характера и начинайте ее исправлять. Сразу все исправить невозможно, начинайте с одной. Если вы готовы всем и вся рассказывать о своих проблемах или сплетничать о соседях, то при первом же произнесенном слове в этом направлении ущипните себя за руку. Только сильно, чтобы почувствовать. Через несколько дней вы и рот будете бояться открыть, лишь бы синяк очередной не поставить.
Или вы стесняетесь находиться на людях. Запишитесь на курсы повышения уверенности, начните общение с детьми во дворе, после них уже можно вступить в разговоры с их родителями, затем с соседями, после и с незнакомцами.
Самовоспитание
Раз уж вы уже выросли, то определенное воспитание вы уже получили. Не нравится, как воспитали вас родители – перевоспитывайте себя сами. Стать успешным человеком может каждый, который искренне хочет им стать.
Легче легкого все списать на свои слабые стороны: «Я не написал отчет, потому что забыл. Вы же знаете, какой я забывчивый!» или «Меня все обижают, потому что я слабый и трусливый». А сделать что-нибудь, чтобы перестать быть слабым и трусливым слабо? Может, хоть на пару занятий по кикбоксингу сходить, а?
Не работая над своими слабыми сторонами и не увеличивая сильные, вы навсегда останетесь в жизненном болоте. Может, конечно, вы относитесь к людям, которым только и надо, чтобы был хлеб, масло, да пиво, тогда зря вы это читали. А если вы хотите выбраться из трясины, то начинайте работу. Прямо сейчас. Возьмите ручку, блокнот, садитесь за стол и пишите:
«У меня есть масса сильных сторон. Это…..» и, как заключение, «Есть у меня немного недостатков, это…..». Написали? А теперь исправляйте свою лень к физическим упражнениям – отправляйтесь на прогулку или начните делать генеральную уборку. Удачи вам, у вас все получится!
Изображение: gcoldironjr2003(flickr.com)
Сильные и слабые стороны человека очень часто нужно указывать в резюме при приеме на работу. Так что каждый начинает задумываться о своих слабостях и преимуществах.
Сильные стороны человека
Сильный характер зависит от сильных сторон человека, поэтому нужно точно знать какие черты и качества определяют сильный характер человека. В большинстве случаев, именно такой характер помогает преуспеть в карьерных начинаниях. Список:
Сильное мышление;
Обучаемость;
Профессионализм;
Дисциплинированность;
Любовь к своей работе;
Ответственность;
Активность;
Трудолюбие;
Уверенность в своих силах;
Целеустремленность;
Терпеливость.
Многие, кто желает получить должность руководителя может указать следующие качества:
работа на получение ожидаемого результата;
умение находить новые перспективы для развития;
проявление инициативы, активности;
умение убеждать;
умение мотивировать;
присутствие лидерских навыков, вы готовы отвечать за любые результаты и готовы рискнуть.
уверенность в себе, настойчивость, смелость;
каждый раз стремитесь развивать свои возможности, саморазвитие.
Очень часто люди указывают в своем резюме такие сильные стороны характера:
смелость;
честность;
справедливость;
надежность;
отзывчивость.
Слабые стороны человека
Перед заполнением графы, необходимо хорошенько обдумать свой ответ. Помните, что идеальных людей не существует и руководители всегда желают увидеть насколько человек может адекватно оценить себя. Несколько вариантов слабых сторон человека:
безотказность;
сложность в общении;
излишняя прямота;
медлительность;
любовь к формализму;
неусидчивость;
гиперактивность;
боязнь авиаперелетов;
Если вы желаете получить работу, тогда вам нужно обдумать свои слабые стороны и дать точный ответ. Например, бухгалтер может написать:
неумение врать;
прямолинейность;
недоверчивость;
самолюбие;
принципиальность;
ответственность;
отсутствие гибкости в сложных вопросах;
скромность.
Данные примеры можно взять за основу при составлении собственного резюме. Уже на первом собеседовании можно увидеть ваше желание работать и насколько вы коммуникабельны.
Сильные и слабые стороны есть у каждого человека. Казалось бы, зачем выискивать их у себя? Что это может дать? Как утверждают психологи, очень много. Свои сильные стороны нужно знать, чтобы чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях. А знание своих слабостей поможет если не преодолеть их, то по крайней мере взять под контроль и заняться саморазвитием. Последнее, по мнению специалистов, помогает и в карьере, и в личной жизни, и вообще приводит к гармонии с собой и всем миром.
Сильные стороны
Сильные стороны в совокупности дают сильный характер. Давайте посмотрим, какие качества и черты определяют сильный характер человека. Это тем более необходимо знать, если вы не желает довольствоваться скромной должностью и низкой зарплатой, а хотите преуспеть в карьерных начинаниях. Список получается довольно обширным.
Итак, это:
профессионализм;
аналитичность мышления;
обучаемость;
ответственность;
дисциплинированность;
трудолюбие;
терпеливость;
целеустремленность;
уверенность в себе.
Развиваем сильные стороны
Профессионализм – ваши знания, помноженные на опыт. Если вы не зря просиживали в институте штаны, любите и умеете учиться, хорошо знаете свое дело, вы непременно станете профессионалом. Кстати, по мнению специалистов, существует довольно простой путь профессионального самоусовершенствования. Для этого достаточно каждый месяц прочитывать одну книгу по своей специальности.
А вот аналитичность мышления и обучаемость зависят от уровня интеллекта. Между прочим, интеллект, согласно новейшим исследованиям, передается по материнской линии. Так что если вам достались хорошие гены, родители в детстве много занимались вами, и вы прилежно учились, а не дурака валяли, значит, у вас есть все основания внести в резюме второе и третье положительные качества из списка. Далее следуют такие сильные стороны, которыми вы можете и не обладать, но которые вполне под силу развить в себе.
Ответственность
Похоже, это качество тоже врожденное, но у женщин главным образом почему-то. Недаром же существует даже такой термин, как гипертрофированная ответственность, и подразумевается под ним именно женская способность отвечать за все: за детей, мужа, родителей, друзей, животных, работу, страну и так далее. Так что нам тут развивать нечего, разве что учиться слегка обратному.
Дисциплинированность
С этим порой нелегко. Завести будильник на 6.30 и при первом же сигнале встать, а не бесконечно оттягивать момент подъема. Приходить на работу вовремя, а не с 10-минутным опозданием. Точно так же не опаздывать на деловые встречи или посиделки с друзьями. Чтобы стать дисциплинированным, нужно придумать мотивацию. Например, мне легко встать рано утром, потому что я знаю, что меня ждет чашка кофе с чем-то вкусненьким и интересное чтиво. Предвкушение всего этого и помогает не залеживаться в постели.
А чтобы не опаздывать на работу, попробуйте убедиться в том, какой кайф приходить в офис… первой! Тишина и спокойствие, можно спокойно собраться с мыслями, наметить планы на весь день и приняться за работу. В утренние часы, кстати, и мозги работают продуктивнее.
Трудолюбие
Редко у кого это качество врожденное. Все человечество в той или иной степени лениво. И только голод, холод и страх заставляли его встать с теплой шкуры мамонта и заняться чем-то полезным. Так и мы: беремся за дело не потому, что нам надоело отдыхать, а потому что есть такое неумолимое слово «нужно».
Нужно помыть на зиму окна, перегладить постиранное белье, отобрать ненужные книги и отнести их в ближайшую библиотеку… Но зато какое чувство удовлетворенности охватывает, когда понимаешь, что удалось преодолеть себя и выполнить намеченное. Так постепенно входишь во вкус и становишься … трудоголиком в хорошем смысле этого слова.
Терпеливость
Это когда понимаешь, что все сразу и сейчас же получить не удастся. И учишься ждать, постепенно, шаг за шагом приближаясь к цели. Карьерный рост, кстати, так и происходит. Почти никто сразу же после вуза не попадает в топ-менеджеры. Ну разве что какой-нибудь компьютерный гений уровня Билла Гейтса.
Целеустремленность и уверенность в себе
Эти сильные стороны вы получаете в качестве бонуса к вышеперечисленным. Профессионализм рождает уверенность в себе. Чем больше вы знаете и умеете, тем увереннее чувствуете себя в своем деле. И это помогает идти своим путем, настойчиво добиваясь поставленных целей.
Представив на общий суд свои отрицательные качества, обязательно укажите, что активно ведете борьбу с указанным Вами недостатком. Нельзя, чтобы работодатель подумал, что вы комфортно живете с этим негативом.
Речь может идти о застенчивости или импульсивности. Можно указать на их проявление в соответствии с ситуацией, и дать понять, что вы ведете упорную борьбу с наличием этих минусов: расширяете свои связи и стремитесь держать под контролем свой пыл.
Рассмотрим простой пример в резюме, где слабые стороны соискателя обернулись положительной стороной с профессиональной точки зрения.
«В повседневной жизни вы не в силах отказать людям, и из-за этого у Вас нет своей личной жизни. Однако начальник, может счесть это качество, более чем выгодным для него. Взяв на работу безотказного работника, руководитель рассчитывает на то, что всегда сможет положиться на такого сотрудника, каких бы вопросов не касалось поручение. Просто бесценной данная черта может стать для персонала, который работает под чьим-то непосредственным руководством.
Представьте свои достоинства как недостатки
Психология – очень интересная наука. Заполнять поле для недостатков фразами «повышенная ответственность» или « трудоголизм» конечно не стоит. Руководитель тут же уличит Вас в нечестности. Брать высокооплачиваемую должность и вместе с ней будущего начальника нужно:
доверчивостью – вас воспримут, как человека способного заключать договора исключительно с проверенными партнерами;
самоуверенностью – увидят в Вас лидера, склонного двигаться вперед;
гиперактивностью – сделают ставки на скорость выполнения поставленных задач соизмеримо с другими сотрудниками;
медлительностью – отыщут в Вашем лице скрупулезного работника, который может увидеть ошибки и заметить важные нюансы;
повышенной тревожностью – отметят ответственный подход к работе и своим обязанностям;
прямолинейностью – сочтут Вас мастером ведения переговоров, который станет с уверенностью настаивать на условиях и требованиях компании;
требовательностью – подумают: если работник требователен к себе, то и к производственным процессам будете относиться с не меньшей ответственностью;
педантичностью – определят способность доводить начинания до идеала путем многократных проверок;
неусидчивостью – разглядят в Вас сотрудника, готового выполнять новые задачи и поручения независимо от внешних факторов;
скромностью – зачислят к числу сотрудников, которые взвешивают сказанное, что помогает предотвратить конфликтные ситуации и ненужные недоразумения. Для резюме будущего бухгалтера в качестве примера слабых сторон можно руководствоваться:
подозрительностью;
излишней педантичностью;
повышенной тревожностью;
прямолинейностью;
скрупулезностью;
скромностью;
неумением лгать;
самолюбием;
отсутствием сговорчивости в рабочих моментах;
щепетильностью;
завышенным чувством ответственности;
неумением вести переговоры.
Но для специальностей, требующих непосредственного общения с широкой аудиторией этот список качеств крайне не подходят. Менеджеру, например, можно указать в резюме:
неусидчивость;
гиперактивность;
требовательность;
наглость;
упрямство;
самоуверенность;
прямолинейность;
импульсивность.
Зачем руководитель хочет узнать о ваших недостатках
Если будущий босс решил включить в резюме графу «слабые стороны характера», то игнорировать ее никак нельзя.
Цель: Закрепить навыки самоанализа и самовыражения, глубоко и всесторонне проанализировать, слабые и сильные стороны личности каждого участника. 1. Разминка. Упражнения «На что похоже мое настроение».
Цель: Выражение эмоционального состояния через ассоциации. Осознание своего внутреннего мира.
Инструкция: «Прислушайтесь к себе. На какой цвет (погоду, музыку,
цветок, животное и т.д.) похоже Ваше настроение?». Упражнение выполняется в кругу с мячом. 2. Упражнение: «Без маски».
Цель: закрепить навыки самоанализа и самовыражения.
Инструкция: «Перед Вами в центре круга стопка карточек. Вы будете по очереди брать по одной карточке и сразу, без всякой предварительной подготовки, продолжать фразу, начало которой написано в этой карточке. Ваше высказывание должно быть предельно искренним и откровенным! Члены группы будут внимательно слушать Вас, и если они почувствуют, что Вы неискренни и неоткровенны, Вам придется еще раз взять карточку, но уже с другим текстом, и попробовать ответить.
Комментарий: Участники садятся в большой круг. Каждый из них (по мере психологической готовности) берут карточку. Если возникает большая пауза, следует помочь участникам, пригласить их в центр круга, где находятся карточки.
Ведущему необходимо заранее подготовить карточки с текстом. Причем карточек должно быть больше, чем участников на случай, если кто-то из них не сможет с первого раза выполнить задание.
Примерное содержание карточек:
«Особенно мне нравится, когда люди окружающие меня…»
«Мне очень трудно забыть, но я…»
«Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это…»
«Мне бывает стыдно, когда я…»
«Особенно меня раздражает то, что я…»
«Мне особенно приятно, когда меня…»
«Знаю, что это очень трудно, но я…»
«Иногда люди не понимают меня, потому что я…»
«Верю, что я еще…» 3. Упражнение «Мои сильные стороны».
Цель: Выявить сильные стороны каждого участника, сформировать привычку думать о себе положительно.
Инструкция: «Каждый из Вас должен рассказать остальным участникам о своих сильных сторонах, о том, что он любит, ценит, принимает в себе, что дает ему чувство внутренней свободы и уверенности. Существенно также, отметить те качества, которые Вам импонируют, но они вам не свойственны и вы хотите выработать их в себе. Крайне важно, чтобы вы «не брали в кавычки» свои слова, внутренне отказываясь от них, не умоляли свои достоинств, чтобы Вы говорили прямо, уверенно, без всяких
«но…», «если…», «может быть…».
Вам дается на это 3 минуты. Даже если Вы закончите свою речь раньше, оставшееся время все равно принадлежит Вам. Слушатели могут только уточнять детали или просить разъяснения, но не имеют право высказываться. Может быть, значительная часть Вашего времени пройдет в молчании. Вы не обязаны объяснять, почему считаете те или иные свои качества сильной стороной. Достаточно того, что Вы сами в этом уверены».
Ведущий дает участникам 3-5 минут на подготовку и затем предлагает первому начать. По истечении 3 минут ведущий дает сигнал, означающий, что время первого истекло. Далее вступает в работу второй участник, в распоряжении которого также 3 минуты, и так до тех пор, пока не выскажутся все члены группы. 4. Упражнение «Какой он?»
Цель: Активизировать участников.
Инструкция: Один из участников (водящий) выходит за дверь, а остальные загадывают кого-то из группы. Водящий, задавая вопрос «Какой он?», должен по качествам, называемым участникам, догадаться, кто был загадан. 5. Упражнение «Мои слабые стороны»
Цель: Определение каждым участником слабых сторон, формирование привычки анализировать свои недостатки.
Инструкция: «Каждый член группы должен рассказать остальным участникам о своих слабых сторонах. – О том, что он является или может являться, причиной конфликта в различных ситуациях, осложняет жизнь, затрудняет взаимоотношения и т. д. Крайне важно, чтобы Вы «не брали в кавычки» свои слова, внутренне отказываясь от них, извиняя себя и свои слабости, чтобы вы говорили об этом прямо и откровенно. На это вам дается 3 минуты. Далее упражнение проводится по методике «Мои сильные стороны». 6. Упражнение «Рисунок себя».
Цель: способствовать осознанию себя, погружение в свой собственный мир и ориентация в нем.
Инструкция: «Сейчас я предлагаю Вам нарисовать себя. Себя можно изобразить растениями, животными, цветком, коллежем и по-другому, как вам захочется. Для рисования Вы можете использовать любую бумагу и любые пишущие принадлежности. «Каждый участник может показать свой рисунок и рассказать группе о нем. Ведущему надо иметь в виду, что дети часто стремятся к тому, чтобы взрослый похвалил их рисунок, «оценил на отлично». Ведущий при этом подчеркивает, что у каждого рисунок хорош по-своему, и главное, что участники изобразили себя. 7. Рефлексия дня.
Обведите свою руку. «М» (мизинец) – мысли, знания, информация.
– Что нового я сегодня узнал?
– Какие знания приобрёл?
Закрасьте если вы что-то узнали, приобрели какие-то знания, если нет, оставьте чистым. «Б» (безымянный) – близость к цели.
– Что я сегодня сделал и чего достиг?
Закрасьте если вы чего-то достигли, если нет, оставьте чистым.
«С» (средний) – состояние духа.
– Каким было моё настроение, расположение духа?
-Понравилось ли мне занятие?
Если у вас было хорошее настроение закрасьте палец, если нет, оставьте чистым. «У» (указательный) – услуга, помощь, сотрудничество.
– Чем я сегодня помог другим?
– Улучшились ли мои взаимоотношения с окружающими?
Если это было закрасьте, если нет, оставьте чистым.
«Б» (большой палец) – бодрость, физическое состояние.
– Как я себя чувствовал?
Была ли у вас настороженность, были ли вы замкнуты, оставьте чистым, если вы чувствовали себя уверенным закрасьте.
Если хотите чтобы наши занятия повторились нарисуете на ладошке точку. 8. Прощание.
Выскажите свое мнение по данному занятию.
Мои слабые и сильные стороны
Цели занятия:
Учащиеся владеют способами выявления своих положительных и
отрицательных сторонах.
Активизирован процесс рефлексии.
Рекомендуемая литература:
Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного
общения: Методическое пособие для педагогов-психологов. – 2-е изд.,
испр. И доп. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999. – 173 с.
Прутченков А.С. “Свет мой, зеркальце, скажи…”: Методические
разработки социально-психологических тренингов. – М.: Новая школа, 1996.
– 144 с.
Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое
пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. –
184 с.
Руководство практического психолога: Психологические программы
развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред.
И.В. Дубровиной. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр
“Академия”, 1998. – 128 с.
Ход занятия.
Рекомендации педагогу-психологу: данное занятие
необходимо провести в форме тренинга, т.к. только групповая работа
позволит проработать более качественно вопросы самооценки, отношения к
себе и другим.
Рекомендуемые упражнения:
Автопортрет
(Можно использовать либо это, либо второе упражнение
“брачное объявление”, т.к. цель у них одна).
Цели упражнения: актуализировать потребность и
интерес в самоанализе.
Правила: Каждый из учащихся в течение 5 минут должен
составить подробную психологическую характеристику себя, включающую не
менее 10-12 признаков. В этой характеристике не должно быть внешних
примет, по которым можно сразу вас узнать. Например, самому маленькому по
росту нельзя писать: “Мне доставляет много переживаний мой маленький
рост”. Это должно быть психологическое описание характера, своих
привязанностей, взглядов на мир, на взаимоотношения людей и т.д.
После написания характеристик вы сдадите их ведущему.
Перемешав листы, ведущий зачитывает автопортреты. Остальные должны по
тексту узнать автора. Учащиеся вправе вносить коррективы в портрет
ученика, например, добавить несколько штрихов к особенностям его
характера.
Рекомендации ведущему: Работу целесообразнее
проводить на фоне музыкального сопровождения.
Брачное объявление
Правила: Учащиеся составляют текст брачного
объявления, в котором нужно, прежде всего, указать свои достоинства. Каков
характер, привычки, особенности общения с людьми и отношение к ним.
Любимые занятия. Не следует писать о наличии машины, дачи, гаража, т.к. вы
пишите о себе, а не о вашем материальном состоянии.
Психологический комментарий: Нужно настроить
аудиторию на серьёзное отношение к работе над объявлением. Не совсем
обычная точка зрения позволяет участникам открыть в себе те стороны своего
характера, о которых они ещё не думали или боялись думать по ряду причин.
Каждый учащийся читает свой вариант, а остальные выступят в роли
экспертов. Внимательно выслушав очередное объявление, учащиеся могут
внести коррективы, добавить то положительное и привлекательное, что забыл
написать о себе сам автор. Поэтому будьте предельно внимательны, сразу
соотносите услышанное с образом этого человека.
Рекомендации ведущему: Вы можете собрать брачные
объявления, а затем, зачитывая их по одному, предоставить участникам
возможность узнать по ним партнёров, а затем внести коррективы в текст.
Психологический комментарий: Для части учащихся это
довольно трудное задание, т.к. они стесняются себя, своей внешности, им
трудно говорить вслух именно об этом. Поэтому если во время выполнения
этого упражнения создаётся атмосфера скованности и зажатости, то его нужно
перенести на следующее занятие, предупредив участников о необходимости
преодолеть внутренний барьер.
Без маски
Цель упражнения: актуализировать процесс
самораскрытия.
Правила: Перед учащимися в центре круга стопка
карточек. Учащиеся по очереди берут по одной карточке и сразу продолжают
фразу, начало которой написано в ней. Высказывание должно быть предельно
искренним и откровенным! Присутствующие внимательно слушают, и, если они
почувствуют фальшь в словах, придётся взять другую карточку и попробовать
ещё раз ответить.
Рекомендации ведущему: Необходимо заранее подготовить
карточки с текстом. Причем их должно быть больше, чем
участников.
Примерное содержание карточек:
“Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня…”
“Мне очень трудно забыть, но я…”
“Чего мне иногда по настоящему хочется, так это…”
“Мне бывает стыдно, когда я…”
“Особенно меня раздражает то, что я…”
“Мне особенно приятно, когда меня…”
“Знаю, что это очень трудно, но я…”
“Иногда люди не понимают меня, потому что я…”
“Верю, что я ещё…”
“Думаю, что самое важное для меня…”
“Когда я был маленьким, я часто…”
“Мои родители…”
“Мои друзья редко…”
“Мои одноклассники помогают мне…”
Содержание карточек можно придумать самим. Текст должен
помогать участникам раскрыть себя. Все садятся в большой круг. Каждый по
мере психологической готовности берёт карточку. Если возникает большая
пауза, помогите участникам, пригласите их в центр круга.
Психологический комментарий: Данное упражнение даёт
учащимся возможность еще раз укрепить своё доверие группе, снять
внутренний страх, научиться быть откровеннее.
Мои сильные стороны
Цель упражнения: проанализировать сильные стороны
учащихся и предоставляемые ими выгоды. Формирование мотивации достижения
успеха.
Правила: учащиеся формулируют свои сильные стороны,
то, что ценно, принимают и любите в себе, что даёт чувство внутренней
свободы и уверенности в собственных силах, что помогает выстоять в трудную
минуту. При формулировании сильных сторон не нужно умалять свои
достоинства. Они могут также отметить те положительные качества, которые
им не свойственны, но хотелось бы выработать их в себе. На оставление
списка даётся 5 минут.
Затем происходит обсуждение в кругу. Необходимо обратить
внимание учащихся на то, что когда они будут высказываться, необходимо
говорить прямо, уверенно, без всяких “но…”, “если…”, “может быть…”, “я не
совсем уверен в том что…” и т.п. На выступление даётся 2 минуты. Слушатели
могут только уточнять детали или просить разъяснения, но не имеют права
высказываться. Может быть, значительная часть отведённого времени пройдёт
в молчании. Учащиеся не обязаны объяснять, почему считают те или иные свои
качества точкой опоры, сильной стороной. Достаточно того, что сами в этом
уверены.
Рекомендации ведущему: Работу целесообразнее
проводить в круге. Вы предлагаете первому желающему начать своё
выступление. По истечении 2 минут даёте сигнал, означающий, что время
истекло. Далее вступает в работу второй и т.д. В конце следует провести
коллективную дискуссию, обращая внимание на то общее, что было в
высказываниях, и на те ощущения, который каждый испытал во время
упражнения.
Психологический комментарий: Это упражнение
направлено не только на определение своих сильных сторон, но и на
формирование привычки думать о себе положительно. Поэтому при его
выполнении необходимо следить за тем, чтобы учащиеся избегали даже
незначительных высказываний о своих недостатках, ошибках, слабостях. Любая
попытка самокритики должна пресекаться.
Мои слабые стороны
Цели упражнения: определение каждым участником своих
слабых сторон, формирование привычки анализировать свои недостатки.
Правила: Каждый должен рассказать остальным
участникам о своих слабых сторонах, т.е. о том, что он осознаёт в себе как
комплекс, как внутренний барьер, страх или иную помеху. Не обязательно
говорить только об отрицательных чертах своего характера, вредных
привычках. Важно отметить то, что является или может являться причиной
конфликта в различных ситуациях, осложняет жизнь, затрудняет
взаимоотношения и т.п. Это может быть и положительная черта, но в её
крайнем проявлении, например отзывчивость – вы не можете никому ни в чём
отказать, хотя сами от этого страдаете. Крайне важно, чтобы учащиеся не
брали в кавычки свои слова, внутренне отказываясь от них, извиняя себя и
свои слабости, пытаясь их оправдать. Необходимо, чтобы они говорили об
этом прямо и откровенно. На это даётся 3 минуты.
Психологический комментарий: Это упражнение
направлено в первую очередь на определение каждым участником своих слабых
сторон, на формирование привычки анализировать свои недостатки, но при
выполнении у него должна быть возможность опереться на сильные стороны
характера. Для этого после каждого выступления необходимо проводить
небольшую психологическую поддержку.
“Чучело”.
Цель упражнения: сформировать уверенность в
возможности изменения себя, а также показать учащимся, что каждый их
недостаток несет в себе и положительную нагрузку.
Правила: Ведущий предлагает представить учащимся, что
в центре круга сидит чучело, и учащиеся по очереди называют любое
негативное качество, которое их не устраивает: “Чучело такое-то…”. Ведущий
все их записывает. Затем каждый по кругу оправдывает чучело, называя, что
может быть положительного в его отрицательном качестве. Например, чучело –
ленивое. Лень позволяет человеку сохранять здоровье, так как перегрузка
несет значительный урон для человека.
Рекомендации ведущему: качества, которые достаются
учащимся для оправдания не должны совпадать с названными ими ранее. В
случае заминки педагог-психолог должен помочь выбрать положительный момент
в данном негативном качестве.
отсутствие склонности к общению, низкая коммуникабельность;
замкнутость;
малый опыт;
чрезмерная эмоциональность;
недостаток профильного образования;
плохие навыки;
конфликтность;
снисходительное отношение ко лжи.
Перечень весьма приблизительный, чтобы сориентировать того, кто первый раз столкнулся с проблемой. Здесь можно добавить, к примеру, боязнь публичных выступлений (если они необходимы), неумение считать деньги (по потребности) и так далее. Исходить следует из должностных обязанностей, на выполнение которых вы претендуете.
Сильные стороны
По аналогии можно похвалить себя в анкете. Указывайте все свои таланты, умения, навыки, опыт. К примеру:
сила воли;
выносливость;
стойкость;
лидерские качества;
целеустремлённость;
спокойствие;
организованность;
ясность ума;
решительность;
коммуникабельность;
инициативность;
терпеливость;
правдолюбие;
справедливость;
бережливость;
бизнес-способности;
финансовые навыки;
толерантность;
духовность;
аналитика;
умение идти на компромисс;
артистизм;
точность;
уважительное отношение к лидерам.
Перечень тоже весьма приблизительный. Корректировать его будет проще, если вам объяснят, что делать на работе будет нужно. Обязательно поинтересуйтесь. А из обязанностей выделяйте навыки, которые необходимы для их успешного выполнения.
Что желательно скрыть
Лгать при заполнении анкеты не рекомендуется. Но есть такие моменты, о которых лучше не говорить. К примеру, у вас отсутствует сила воли. То есть, не было в жизни моментов, когда её нужно было продемонстрировать. Вот вы и считаете, что её нет. Тогда просто не указывайте этот пункт. Ничего дурного в этом нет. Поверьте, это качество, названное обществом положительным, для работодателя является сомнительным. Если труженик упрётся, имея для достижения цели все задатки, сладить с ним сложно. Таковые люди и в суды жалуются, и в органы заявление написать могут. Зачем эти проблемы начальству?
Самопознание — это сложный и противоречивый процесс познания самого себя, который проходит каждый из нас. С самого детства и до глубокой старости мы подмечаем новые черты своего характера, необычные проявления, а также таланты и интересы, не переставая снова удивляться себе. Очень важным в этом процессе является осознание своих сильных сторон, чтобы развивать не только личностные качества, но и профессиональные.
В своей жизни, я не раз задавала себе вопросы, послужившие для меня новым источником развития. Благодаря этому, я определила несколько своих сильных сторон, которые прослеживаются в моем выборе, поведении и в отношении к жизни. Первым и самым главным качеством является моя неиссякаемая вера в жизнь. Но это не «слепой» оптимизм, а именно интуитивное знание того, что для каждого вопроса есть свой ответ, для каждой проблемы есть свое решение и, если я его ищу, я обязательно найду. И это внутренняя уверенность как в широте возможностей нашего мира, в его красоте и многогранности, так и в собственных силах, которых всегда будет достаточно, чтобы преодолеть любые трудности.
Помимо этого, моими сильными сторонами я могу назвать доброжелательность, открытость и простоту. Они всегда помогают мне найти верное решение в любой ситуации и делают мое общение с окружающими максимально комфортным. Но все же, именно вера в жизнь помогает мне сохранить оптимизм и оставаться верной себе.
Однако очень трудно быть мастером теоретического анализа и мастером в социальных навыках, так как во многом два этих направления являются полной противоположностью друг другу. Не могу назвать это недостатком, но область социальных навыков, которой я пренебрегаю больше всего – это «игра» во взаимодействие: политкорректные светские беседы, развлекательные навыки/политкорректный юмор. Я просто не хочу тратить свое и так ограниченное время на ерунду или бессмысленные социальные помехи.
Человеческие недостатки очень часто связаны с недостатками общества. Я был довольно эгоистичным, высокомерным человеком, который мало заботился о ком-либо, кроме семьи и близких друзей. У меня были довольно мелкие амбиции, и движущей силой моего существования были стремление разбогатеть, чтобы вызвать восхищение у других поверхностных людей, и попытка заполучить неограниченное количество секса и вечеринок. Довольно жалкая цель, если задуматься, но, как мы знаем, это весьма распространено в полностью морально разложившемся обществе, где вы полностью отделены от вашей семьи, вашей общины, церкви; в обществе, где крайне мало национальной и культурной самобытности, гордости, и т.д. Это закономерное следствие общества фанатичного потребления, где высшая добродетель и суть вашего существования базируются на потакании собственному эго.
Вы превращаетесь в зомби, и главными событиями становятся для вас покупка шмоток на 1000 евро, или суши на 100 евро, или минет от кого-то, встреченного у туалета в клубе в субботу. По дороге домой вы видите девушку, которую насилуют четверо сомалийцев. Вы не придаете этому большого значения, так как шлюха, вероятно, по-любому напросилась сама… Почему вы должны рисковать здоровьем ради того, кого не знаете? И бедные сомалийцы, наверное, лишь отыгрываются за результаты многовекового европейского колониализма. Бедняги. Общество должно взять на себя ответственность и предложить этим обездоленным людям жилье получше и побольше прав – возможно, позитивная дискриминация поможет им почувствовать себя как дома, чтобы они, наконец, стали такими, как мы? Как мы можем быть такими жестокими и обращаться с ними подобным образом?..
Вы работаете 9-10 часов в день, приходите домой, едите, тренируетесь пару часов, чтобы поддерживать себя в форме, регулярно посещаете солярий, СПА, сеансы ботокса и у вас действительно нет времени ни на что другое. Вы опасаетесь не за благополучие вашей семьи и близких, или, если взять шире, не за благополучие ваших соседей, родственников или соотечественников, вас заботит не будущее вашей страны или сострадания к другим, а, скорее, пугает возможность одиночества в этом мире. Вы не хотите детей, потому что, по сути, вы сами ребенок, безответственный и не заботящийся ни о ком, кроме себя. Ваша единственная забота – как бы получить следующую дозу дофамина, и вновь пуститься по бесконечной спирали ублажения собственного эго.
Когда я находился в зените успеха, у меня было все. По крайней мере, я думал, что у меня есть все, тогда как, в сущности, я все потерял. Проблема в том, что вы просто хотите больше и больше, вам всегда мало, и в конечном итоге ломаетесь, когда не в силах превзойти прошлые достижения. Вы действительно не можете одолеть этот бесконечный цикл. Что касается политики, вы сознательно зарыли голову в песок. Вы знаете, что происходит, но само ваше существование (ваш имидж) ориентировано на «игру», которая требует от вас быть на 100% политкорректным. Так что вы не можете сказать кому-либо, что думаете и чувствуете, не рискуя потерять лицо или подпортить свой имидж. Даже если бы вы осмелились выразить свое мнение, вы не готовы страдать за свои идеи, поэтому оправдываете себя тем, что единственный рациональный подход – просто игнорировать мысли обо всем этом.
Большинство людей, идущих по этому пути, в какой-то момент понимают, что это довольно пустое существование. Они жаждут чего-то лучшего, но уже пойманы в ловушку неофициальных «правил игры», пронизывающих все стороны общества. В этот момент вам 30-40 лет + нет семьи, нет детей. Это разрушительный и самоубийственный образ жизни в стиле «Секса в большом городе» (современный феминизм, сексуальная революция), который нас учат чтить как правильный. В этой среде мужчины больше не мужчины, а метросексуальные и эмоциональные создания, которые существуют, чтобы исполнять роль никогда не критикующей родственной души для божественной женщины-феминистки новой эпохи. Теперь установлен настоящий матриархат, и полное равноправие, наконец, достигнуто. Тот факт, что при таком режиме человечество перестанет существовать в течение трех поколений, значения не имеет. Да здравствует культур-марксизм!
Так или иначе, я осознал многие свои недостатки годы назад и боролся с ними. Я никогда не был счастливее, чем сейчас. Дефективное, деструктивное и суицидальное общество будет множить психически неполноценных, безнравственных и эгоистичных людей. Наша обязанность – изменить саму основу, ведущую к разложению общества. Наш долг – уничтожить главные политические доктрины культур-марксизма.
Могу поспорить, что иногда на вас «накатывает» волна самобичевания и самоанализа, когда вы начинаете рьяно копошиться в своей душе и раскладывать «по полочкам» свой характер, чтобы выяснить, какие есть у вас сильные стороны, а над какими неплохо бы и поработать.
И вот выясняется: вы ленивы, но всегда готовы прийти на помощь. Вы очень обидчивы, но легко сходитесь с людьми. Или вы никогда не доводите начатое дело до конца, но зато просто фонтанируете идеями, заряжая позитивом своих друзей. Что же считать сильными сторонами, а что слабыми? По каким вообще критериям определяются эти самые сильные и слабые стороны человека?
Критерий один: общественное мнение.
Общественное мнение
Это нам «вбивали» в голову с детства: человек должен быть решительным, добрым, отзывчивым, интеллигентным, нравственным и все такое прочее. С точки зрения общественной морали, только тот может носить гордое звание «человек», кто полностью отвечает всем этим требованиям.
Никто и не спорит с тем, что все эти качества характера – положительные. Но как, скажите, тогда сделать карьеру в бизнесе доброму, «понимаещему» человеку, который входит в положение всех своих сотрудников, и прощает им прогулы, пьянство на работе или хамство с клиентами? А стоит наказать таких нерадивых работников, как автоматически попадаешь в разряд «снобов» и «гадов». Вот и думай теперь, отзывчивость – это сильная черта характера, или все-таки слабая?
А лень? Вроде бы по всем параметрам, она подходит под определение «слабая черта характера», но в таком случае мир не узнал бы, что такое пульт от телевизора или обычные ушные палочки, которые были изобретены тогда, когда человеку надоело вставать с дивана и переключать каналы и наматывать ватку на спичку.
Все очень относительно. Излишняя разговорчивость может быть слабой чертой характера, когда вы шпион и выполняете задание Родины на территории враждебного государства, но она же становится сильной чертой характера для артиста разговорного жанра.
Сильные стороны человека
Сильными чертами характера можно назвать те, которые заставляют человека двигаться вперед. Это может быть:
Целеустремленность;
Упорство;
Сила воли;
Организованность;
Ответственность;
Коммуникабельность и т.д.
Эти качества могут присутствовать в характере частично, или какое-то из них доминировать над остальными. Но здесь важно равновесие: хорошо организованный человек – это сильная черта его характера, а вот чрезмерно педантичный уже будет вызывать раздражение у окружающих, и считать такую организованность сильной чертой никто не будет.
Слабые стороны человека
Есть люди, которые с рождения обладают способностью молниеносно принимать решения и не «зацикливаться» на прошлом, но их мало. Всем остальным такие качества приходиться вырабатывать самостоятельно. «Ваять себя» — это титанический труд, но если вы уже разобрали на мелкие гайки и шурупчики свой характер, то теперь уже просто необходимо собрать его заново. Как конструктор – терпение потребуется, но и фигура в результате получится совсем другой.
Слабые стороны характера – это не те, за которые стыдно, а те, которые нужно развивать. Причем не для общества, а для себя лично. Многие из таких «слабых» черт характера легко исправляются самостоятельно в течение месяца. Некоторые требуют вмешательства психоаналитика. А еще к одной части легче приспособиться, чем исправлять.
К примеру, вы всегда опаздываете. Как не переводите часы на час вперед, все равно встречи срываются. Тут нужно приспособиться – назначайте встречи в рабочее время прямо в офисе или в обеденный перерыв в том кафе, где вы всегда обедаете. Туда-то вы точно не опоздаете.
Или вы постоянно завалены делами, выполнить которые с каждым днем становится все труднее. Выберите из них одно самое важное и сделайте его. Затем другое самое важное и пока не доведете его до логического завершения, за другое не принимайтесь. Через неделю и не заметите, как избавились от львиной части дел, которые висели над вашей шеей этаким «дамокловым мечом».
Определите для себя свои слабые стороны. Запишите их в блокнот. Это может быть:
Неумение «держать язык за зубами»;
Чрезмерная эмоциональность;
Отсутствие силы воли;
Неряшливость;
Стеснительность;
Агрессивность;
Неумение отказывать и т.п.
Выберите самую «противную» для себя черту характера и начинайте ее исправлять. Сразу все исправить невозможно, начинайте с одной. Если вы готовы всем и вся рассказывать о своих проблемах или сплетничать о соседях, то при первом же произнесенном слове в этом направлении ущипните себя за руку. Только сильно, чтобы почувствовать. Через несколько дней вы и рот будете бояться открыть, лишь бы синяк очередной не поставить.
Или вы стесняетесь находиться на людях. Запишитесь на курсы повышения уверенности, начните общение с детьми во дворе, после них уже можно вступить в разговоры с их родителями, затем с соседями, после и с незнакомцами.
Самовоспитание
Раз уж вы уже выросли, то определенное воспитание вы уже получили. Не нравится, как воспитали вас родители – перевоспитывайте себя сами. Стать успешным человеком может каждый, который искренне хочет им стать.
Легче легкого все списать на свои слабые стороны: «Я не написал отчет, потому что забыл. Вы же знаете, какой я забывчивый!» или «Меня все обижают, потому что я слабый и трусливый». А сделать что-нибудь, чтобы перестать быть слабым и трусливым слабо? Может, хоть на пару занятий по кикбоксингу сходить, а?
Не работая над своими слабыми сторонами и не увеличивая сильные, вы навсегда останетесь в жизненном болоте. Может, конечно, вы относитесь к людям, которым только и надо, чтобы был хлеб, масло, да пиво, тогда зря вы это читали. А если вы хотите выбраться из трясины, то начинайте работу. Прямо сейчас. Возьмите ручку, блокнот, садитесь за стол и пишите:
«У меня есть масса сильных сторон. Это…..» и, как заключение, «Есть у меня немного недостатков, это…..». Написали? А теперь исправляйте свою лень к физическим упражнениям – отправляйтесь на прогулку или начните делать генеральную уборку. Удачи вам, у вас все получится!
Изображение: gcoldironjr2003(flickr.com)
Сильные и слабые стороны человека очень часто нужно указывать в резюме при приеме на работу. Так что каждый начинает задумываться о своих слабостях и преимуществах.
Сильные стороны человека
Сильный характер зависит от сильных сторон человека, поэтому нужно точно знать какие черты и качества определяют сильный характер человека. В большинстве случаев, именно такой характер помогает преуспеть в карьерных начинаниях. Список:
Сильное мышление;
Обучаемость;
Профессионализм;
Дисциплинированность;
Любовь к своей работе;
Ответственность;
Активность;
Трудолюбие;
Уверенность в своих силах;
Целеустремленность;
Терпеливость.
Многие, кто желает получить должность руководителя может указать следующие качества:
работа на получение ожидаемого результата;
умение находить новые перспективы для развития;
проявление инициативы, активности;
умение убеждать;
умение мотивировать;
присутствие лидерских навыков, вы готовы отвечать за любые результаты и готовы рискнуть.
уверенность в себе, настойчивость, смелость;
каждый раз стремитесь развивать свои возможности, саморазвитие.
Очень часто люди указывают в своем резюме такие сильные стороны характера:
смелость;
честность;
справедливость;
надежность;
отзывчивость.
Слабые стороны человека
Перед заполнением графы, необходимо хорошенько обдумать свой ответ. Помните, что идеальных людей не существует и руководители всегда желают увидеть насколько человек может адекватно оценить себя. Несколько вариантов слабых сторон человека:
безотказность;
сложность в общении;
излишняя прямота;
медлительность;
любовь к формализму;
неусидчивость;
гиперактивность;
боязнь авиаперелетов;
Если вы желаете получить работу, тогда вам нужно обдумать свои слабые стороны и дать точный ответ. Например, бухгалтер может написать:
неумение врать;
прямолинейность;
недоверчивость;
самолюбие;
принципиальность;
ответственность;
отсутствие гибкости в сложных вопросах;
скромность.
Данные примеры можно взять за основу при составлении собственного резюме. Уже на первом собеседовании можно увидеть ваше желание работать и насколько вы коммуникабельны.
Сильные и слабые стороны есть у каждого человека. Казалось бы, зачем выискивать их у себя? Что это может дать? Как утверждают психологи, очень много. Свои сильные стороны нужно знать, чтобы чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях. А знание своих слабостей поможет если не преодолеть их, то по крайней мере взять под контроль и заняться саморазвитием. Последнее, по мнению специалистов, помогает и в карьере, и в личной жизни, и вообще приводит к гармонии с собой и всем миром.
Сильные стороны
Сильные стороны в совокупности дают сильный характер. Давайте посмотрим, какие качества и черты определяют сильный характер человека. Это тем более необходимо знать, если вы не желает довольствоваться скромной должностью и низкой зарплатой, а хотите преуспеть в карьерных начинаниях. Список получается довольно обширным.
Итак, это:
профессионализм;
аналитичность мышления;
обучаемость;
ответственность;
дисциплинированность;
трудолюбие;
терпеливость;
целеустремленность;
уверенность в себе.
Развиваем сильные стороны
Профессионализм – ваши знания, помноженные на опыт. Если вы не зря просиживали в институте штаны, любите и умеете учиться, хорошо знаете свое дело, вы непременно станете профессионалом. Кстати, по мнению специалистов, существует довольно простой путь профессионального самоусовершенствования. Для этого достаточно каждый месяц прочитывать одну книгу по своей специальности.
А вот аналитичность мышления и обучаемость зависят от уровня интеллекта. Между прочим, интеллект, согласно новейшим исследованиям, передается по материнской линии. Так что если вам достались хорошие гены, родители в детстве много занимались вами, и вы прилежно учились, а не дурака валяли, значит, у вас есть все основания внести в резюме второе и третье положительные качества из списка. Далее следуют такие сильные стороны, которыми вы можете и не обладать, но которые вполне под силу развить в себе.
Ответственность
Похоже, это качество тоже врожденное, но у женщин главным образом почему-то. Недаром же существует даже такой термин, как гипертрофированная ответственность, и подразумевается под ним именно женская способность отвечать за все: за детей, мужа, родителей, друзей, животных, работу, страну и так далее. Так что нам тут развивать нечего, разве что учиться слегка обратному.
Дисциплинированность
С этим порой нелегко. Завести будильник на 6.30 и при первом же сигнале встать, а не бесконечно оттягивать момент подъема. Приходить на работу вовремя, а не с 10-минутным опозданием. Точно так же не опаздывать на деловые встречи или посиделки с друзьями. Чтобы стать дисциплинированным, нужно придумать мотивацию. Например, мне легко встать рано утром, потому что я знаю, что меня ждет чашка кофе с чем-то вкусненьким и интересное чтиво. Предвкушение всего этого и помогает не залеживаться в постели.
А чтобы не опаздывать на работу, попробуйте убедиться в том, какой кайф приходить в офис… первой! Тишина и спокойствие, можно спокойно собраться с мыслями, наметить планы на весь день и приняться за работу. В утренние часы, кстати, и мозги работают продуктивнее.
Трудолюбие
Редко у кого это качество врожденное. Все человечество в той или иной степени лениво. И только голод, холод и страх заставляли его встать с теплой шкуры мамонта и заняться чем-то полезным. Так и мы: беремся за дело не потому, что нам надоело отдыхать, а потому что есть такое неумолимое слово «нужно».
Нужно помыть на зиму окна, перегладить постиранное белье, отобрать ненужные книги и отнести их в ближайшую библиотеку… Но зато какое чувство удовлетворенности охватывает, когда понимаешь, что удалось преодолеть себя и выполнить намеченное. Так постепенно входишь во вкус и становишься … трудоголиком в хорошем смысле этого слова.
Терпеливость
Это когда понимаешь, что все сразу и сейчас же получить не удастся. И учишься ждать, постепенно, шаг за шагом приближаясь к цели. Карьерный рост, кстати, так и происходит. Почти никто сразу же после вуза не попадает в топ-менеджеры. Ну разве что какой-нибудь компьютерный гений уровня Билла Гейтса.
Целеустремленность и уверенность в себе
Эти сильные стороны вы получаете в качестве бонуса к вышеперечисленным. Профессионализм рождает уверенность в себе. Чем больше вы знаете и умеете, тем увереннее чувствуете себя в своем деле. И это помогает идти своим путем, настойчиво добиваясь поставленных целей.
Дополним список
Сильными сторонами характера мы также называем:
честность;
надежность;
справедливость;
честность;
отзывчивость;
смелость.
Люди, обладающие всеми вышеперечисленными качествами, способны контролировать себя, свои желания и поступки, а значит, управлять своей жизнью, подчинять себе обстоятельства. Что ж, такие личности всегда вызывают уважение и доверие.
Рекомендуем пройти тест на логическое мышление при приеме на работу и оценить свои возможности.
© Ильина Наталия, BBF.RU
Покажите готовность работать над собой
Представив на общий суд свои отрицательные качества, обязательно укажите, что активно ведете борьбу с указанным Вами недостатком. Нельзя, чтобы работодатель подумал, что вы комфортно живете с этим негативом.
Речь может идти о застенчивости или импульсивности. Можно указать на их проявление в соответствии с ситуацией, и дать понять, что вы ведете упорную борьбу с наличием этих минусов: расширяете свои связи и стремитесь держать под контролем свой пыл.
Рассмотрим простой пример в резюме, где слабые стороны соискателя обернулись положительной стороной с профессиональной точки зрения.
«В повседневной жизни вы не в силах отказать людям, и из-за этого у Вас нет своей личной жизни. Однако начальник, может счесть это качество, более чем выгодным для него. Взяв на работу безотказного работника, руководитель рассчитывает на то, что всегда сможет положиться на такого сотрудника, каких бы вопросов не касалось поручение. Просто бесценной данная черта может стать для персонала, который работает под чьим-то непосредственным руководством.
Представьте свои достоинства как недостатки
Психология – очень интересная наука. Заполнять поле для недостатков фразами «повышенная ответственность» или « трудоголизм» конечно не стоит. Руководитель тут же уличит Вас в нечестности.
Брать высокооплачиваемую должность и вместе с ней будущего начальника нужно:
доверчивостью – вас воспримут, как человека способного заключать договора исключительно с проверенными партнерами;
самоуверенностью – увидят в Вас лидера, склонного двигаться вперед;
гиперактивностью – сделают ставки на скорость выполнения поставленных задач соизмеримо с другими сотрудниками;
медлительностью – отыщут в Вашем лице скрупулезного работника, который может увидеть ошибки и заметить важные нюансы;
повышенной тревожностью – отметят ответственный подход к работе и своим обязанностям;
прямолинейностью – сочтут Вас мастером ведения переговоров, который станет с уверенностью настаивать на условиях и требованиях компании;
требовательностью – подумают: если работник требователен к себе, то и к производственным процессам будете относиться с не меньшей ответственностью;
педантичностью – определят способность доводить начинания до идеала путем многократных проверок;
неусидчивостью – разглядят в Вас сотрудника, готового выполнять новые задачи и поручения независимо от внешних факторов;
скромностью – зачислят к числу сотрудников, которые взвешивают сказанное, что помогает предотвратить конфликтные ситуации и ненужные недоразумения.
Для резюме будущего бухгалтера в качестве примера слабых сторон можно руководствоваться:
подозрительностью;
излишней педантичностью;
повышенной тревожностью;
прямолинейностью;
скрупулезностью;
скромностью;
неумением лгать;
самолюбием;
отсутствием сговорчивости в рабочих моментах;
щепетильностью;
завышенным чувством ответственности;
неумением вести переговоры.
Но для специальностей, требующих непосредственного общения с широкой аудиторией этот список качеств крайне не подходят.
Менеджеру, например, можно указать в резюме:
неусидчивость;
гиперактивность;
требовательность;
наглость;
упрямство;
самоуверенность;
прямолинейность;
импульсивность.
Зачем руководитель хочет узнать о ваших недостатках
Если будущий босс решил включить в резюме графу «слабые стороны характера», то игнорировать ее никак нельзя.
Цель: Закрепить навыки самоанализа и самовыражения, глубоко и всесторонне проанализировать, слабые и сильные стороны личности каждого участника.
1. Разминка. Упражнения «На что похоже мое настроение».
Цель: Выражение эмоционального состояния через ассоциации. Осознание своего внутреннего мира.
Инструкция: «Прислушайтесь к себе. На какой цвет (погоду, музыку,
цветок, животное и т.д.) похоже Ваше настроение?». Упражнение выполняется в кругу с мячом.
2. Упражнение: «Без маски».
Цель: закрепить навыки самоанализа и самовыражения.
Инструкция: «Перед Вами в центре круга стопка карточек. Вы будете по очереди брать по одной карточке и сразу, без всякой предварительной подготовки, продолжать фразу, начало которой написано в этой карточке. Ваше высказывание должно быть предельно искренним и откровенным! Члены группы будут внимательно слушать Вас, и если они почувствуют, что Вы неискренни и неоткровенны, Вам придется еще раз взять карточку, но уже с другим текстом, и попробовать ответить.
Комментарий: Участники садятся в большой круг. Каждый из них (по мере психологической готовности) берут карточку. Если возникает большая пауза, следует помочь участникам, пригласить их в центр круга, где находятся карточки.
Ведущему необходимо заранее подготовить карточки с текстом. Причем карточек должно быть больше, чем участников на случай, если кто-то из них не сможет с первого раза выполнить задание.
Примерное содержание карточек:
«Особенно мне нравится, когда люди окружающие меня…»
«Мне очень трудно забыть, но я…»
«Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это…»
«Мне бывает стыдно, когда я…»
«Особенно меня раздражает то, что я…»
«Мне особенно приятно, когда меня…»
«Знаю, что это очень трудно, но я…»
«Иногда люди не понимают меня, потому что я…»
«Верю, что я еще…»
3. Упражнение «Мои сильные стороны».
Цель: Выявить сильные стороны каждого участника, сформировать привычку думать о себе положительно.
Инструкция: «Каждый из Вас должен рассказать остальным участникам о своих сильных сторонах, о том, что он любит, ценит, принимает в себе, что дает ему чувство внутренней свободы и уверенности. Существенно также, отметить те качества, которые Вам импонируют, но они вам не свойственны и вы хотите выработать их в себе. Крайне важно, чтобы вы «не брали в кавычки» свои слова, внутренне отказываясь от них, не умоляли свои достоинств, чтобы Вы говорили прямо, уверенно, без всяких
«но…», «если…», «может быть…».
Вам дается на это 3 минуты. Даже если Вы закончите свою речь раньше, оставшееся время все равно принадлежит Вам. Слушатели могут только уточнять детали или просить разъяснения, но не имеют право высказываться. Может быть, значительная часть Вашего времени пройдет в молчании. Вы не обязаны объяснять, почему считаете те или иные свои качества сильной стороной. Достаточно того, что Вы сами в этом уверены».
Ведущий дает участникам 3-5 минут на подготовку и затем предлагает первому начать. По истечении 3 минут ведущий дает сигнал, означающий, что время первого истекло. Далее вступает в работу второй участник, в распоряжении которого также 3 минуты, и так до тех пор, пока не выскажутся все члены группы.
4. Упражнение «Какой он?»
Цель: Активизировать участников.
Инструкция: Один из участников (водящий) выходит за дверь, а остальные загадывают кого-то из группы. Водящий, задавая вопрос «Какой он?», должен по качествам, называемым участникам, догадаться, кто был загадан.
5. Упражнение «Мои слабые стороны»
Цель: Определение каждым участником слабых сторон, формирование привычки анализировать свои недостатки.
Инструкция: «Каждый член группы должен рассказать остальным участникам о своих слабых сторонах. – О том, что он является или может являться, причиной конфликта в различных ситуациях, осложняет жизнь, затрудняет взаимоотношения и т. д. Крайне важно, чтобы Вы «не брали в кавычки» свои слова, внутренне отказываясь от них, извиняя себя и свои слабости, чтобы вы говорили об этом прямо и откровенно. На это вам дается 3 минуты. Далее упражнение проводится по методике «Мои сильные стороны».
6. Упражнение «Рисунок себя».
Цель: способствовать осознанию себя, погружение в свой собственный мир и ориентация в нем.
Инструкция: «Сейчас я предлагаю Вам нарисовать себя. Себя можно изобразить растениями, животными, цветком, коллежем и по-другому, как вам захочется. Для рисования Вы можете использовать любую бумагу и любые пишущие принадлежности. «Каждый участник может показать свой рисунок и рассказать группе о нем. Ведущему надо иметь в виду, что дети часто стремятся к тому, чтобы взрослый похвалил их рисунок, «оценил на отлично». Ведущий при этом подчеркивает, что у каждого рисунок хорош по-своему, и главное, что участники изобразили себя.
7. Рефлексия дня.
Обведите свою руку.
«М» (мизинец) – мысли, знания, информация.
– Что нового я сегодня узнал?
– Какие знания приобрёл?
Закрасьте если вы что-то узнали, приобрели какие-то знания, если нет, оставьте чистым.
«Б» (безымянный) – близость к цели.
– Что я сегодня сделал и чего достиг?
Закрасьте если вы чего-то достигли, если нет, оставьте чистым.
«С» (средний) – состояние духа.
– Каким было моё настроение, расположение духа?
-Понравилось ли мне занятие?
Если у вас было хорошее настроение закрасьте палец, если нет, оставьте чистым.
«У» (указательный) – услуга, помощь, сотрудничество.
– Чем я сегодня помог другим?
– Улучшились ли мои взаимоотношения с окружающими?
Если это было закрасьте, если нет, оставьте чистым.
«Б» (большой палец) – бодрость, физическое состояние.
– Как я себя чувствовал?
Была ли у вас настороженность, были ли вы замкнуты, оставьте чистым, если вы чувствовали себя уверенным закрасьте.
Если хотите чтобы наши занятия повторились нарисуете на ладошке точку.
8. Прощание.
Выскажите свое мнение по данному занятию.
Мои слабые и сильные стороны
Цели занятия:
Учащиеся владеют способами выявления своих положительных и
отрицательных сторонах.
Активизирован процесс рефлексии.
Рекомендуемая литература:
Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного
общения: Методическое пособие для педагогов-психологов. – 2-е изд.,
испр. И доп. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999. – 173 с.
Прутченков А.С. “Свет мой, зеркальце, скажи…”: Методические
разработки социально-психологических тренингов. – М.: Новая школа, 1996.
– 144 с.
Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое
пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. –
184 с.
Руководство практического психолога: Психологические программы
развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред.
И.В. Дубровиной. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр
“Академия”, 1998. – 128 с.
Ход занятия.
Рекомендации педагогу-психологу: данное занятие
необходимо провести в форме тренинга, т.к. только групповая работа
позволит проработать более качественно вопросы самооценки, отношения к
себе и другим.
Рекомендуемые упражнения:
Автопортрет
(Можно использовать либо это, либо второе упражнение
“брачное объявление”, т.к. цель у них одна).
Цели упражнения: актуализировать потребность и
интерес в самоанализе.
Правила: Каждый из учащихся в течение 5 минут должен
составить подробную психологическую характеристику себя, включающую не
менее 10-12 признаков. В этой характеристике не должно быть внешних
примет, по которым можно сразу вас узнать. Например, самому маленькому по
росту нельзя писать: “Мне доставляет много переживаний мой маленький
рост”. Это должно быть психологическое описание характера, своих
привязанностей, взглядов на мир, на взаимоотношения людей и т.д.
После написания характеристик вы сдадите их ведущему.
Перемешав листы, ведущий зачитывает автопортреты. Остальные должны по
тексту узнать автора. Учащиеся вправе вносить коррективы в портрет
ученика, например, добавить несколько штрихов к особенностям его
характера.
Рекомендации ведущему: Работу целесообразнее
проводить на фоне музыкального сопровождения.
Брачное объявление
Правила: Учащиеся составляют текст брачного
объявления, в котором нужно, прежде всего, указать свои достоинства. Каков
характер, привычки, особенности общения с людьми и отношение к ним.
Любимые занятия. Не следует писать о наличии машины, дачи, гаража, т.к. вы
пишите о себе, а не о вашем материальном состоянии.
Психологический комментарий: Нужно настроить
аудиторию на серьёзное отношение к работе над объявлением. Не совсем
обычная точка зрения позволяет участникам открыть в себе те стороны своего
характера, о которых они ещё не думали или боялись думать по ряду причин.
Каждый учащийся читает свой вариант, а остальные выступят в роли
экспертов. Внимательно выслушав очередное объявление, учащиеся могут
внести коррективы, добавить то положительное и привлекательное, что забыл
написать о себе сам автор. Поэтому будьте предельно внимательны, сразу
соотносите услышанное с образом этого человека.
Рекомендации ведущему: Вы можете собрать брачные
объявления, а затем, зачитывая их по одному, предоставить участникам
возможность узнать по ним партнёров, а затем внести коррективы в текст.
Психологический комментарий: Для части учащихся это
довольно трудное задание, т.к. они стесняются себя, своей внешности, им
трудно говорить вслух именно об этом. Поэтому если во время выполнения
этого упражнения создаётся атмосфера скованности и зажатости, то его нужно
перенести на следующее занятие, предупредив участников о необходимости
преодолеть внутренний барьер.
Без маски
Цель упражнения: актуализировать процесс
самораскрытия.
Правила: Перед учащимися в центре круга стопка
карточек. Учащиеся по очереди берут по одной карточке и сразу продолжают
фразу, начало которой написано в ней. Высказывание должно быть предельно
искренним и откровенным! Присутствующие внимательно слушают, и, если они
почувствуют фальшь в словах, придётся взять другую карточку и попробовать
ещё раз ответить.
Рекомендации ведущему: Необходимо заранее подготовить
карточки с текстом. Причем их должно быть больше, чем
участников.
Примерное содержание карточек:
“Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня…”
“Мне очень трудно забыть, но я…”
“Чего мне иногда по настоящему хочется, так это…”
“Мне бывает стыдно, когда я…”
“Особенно меня раздражает то, что я…”
“Мне особенно приятно, когда меня…”
“Знаю, что это очень трудно, но я…”
“Иногда люди не понимают меня, потому что я…”
“Верю, что я ещё…”
“Думаю, что самое важное для меня…”
“Когда я был маленьким, я часто…”
“Мои родители…”
“Мои друзья редко…”
“Мои одноклассники помогают мне…”
Содержание карточек можно придумать самим. Текст должен
помогать участникам раскрыть себя. Все садятся в большой круг. Каждый по
мере психологической готовности берёт карточку. Если возникает большая
пауза, помогите участникам, пригласите их в центр круга.
Психологический комментарий: Данное упражнение даёт
учащимся возможность еще раз укрепить своё доверие группе, снять
внутренний страх, научиться быть откровеннее.
Мои сильные стороны
Цель упражнения: проанализировать сильные стороны
учащихся и предоставляемые ими выгоды. Формирование мотивации достижения
успеха.
Правила: учащиеся формулируют свои сильные стороны,
то, что ценно, принимают и любите в себе, что даёт чувство внутренней
свободы и уверенности в собственных силах, что помогает выстоять в трудную
минуту. При формулировании сильных сторон не нужно умалять свои
достоинства. Они могут также отметить те положительные качества, которые
им не свойственны, но хотелось бы выработать их в себе. На оставление
списка даётся 5 минут.
Затем происходит обсуждение в кругу. Необходимо обратить
внимание учащихся на то, что когда они будут высказываться, необходимо
говорить прямо, уверенно, без всяких “но…”, “если…”, “может быть…”, “я не
совсем уверен в том что…” и т.п. На выступление даётся 2 минуты. Слушатели
могут только уточнять детали или просить разъяснения, но не имеют права
высказываться. Может быть, значительная часть отведённого времени пройдёт
в молчании. Учащиеся не обязаны объяснять, почему считают те или иные свои
качества точкой опоры, сильной стороной. Достаточно того, что сами в этом
уверены.
Рекомендации ведущему: Работу целесообразнее
проводить в круге. Вы предлагаете первому желающему начать своё
выступление. По истечении 2 минут даёте сигнал, означающий, что время
истекло. Далее вступает в работу второй и т.д. В конце следует провести
коллективную дискуссию, обращая внимание на то общее, что было в
высказываниях, и на те ощущения, который каждый испытал во время
упражнения.
Психологический комментарий: Это упражнение
направлено не только на определение своих сильных сторон, но и на
формирование привычки думать о себе положительно. Поэтому при его
выполнении необходимо следить за тем, чтобы учащиеся избегали даже
незначительных высказываний о своих недостатках, ошибках, слабостях. Любая
попытка самокритики должна пресекаться.
Мои слабые стороны
Цели упражнения: определение каждым участником своих
слабых сторон, формирование привычки анализировать свои недостатки.
Правила: Каждый должен рассказать остальным
участникам о своих слабых сторонах, т.е. о том, что он осознаёт в себе как
комплекс, как внутренний барьер, страх или иную помеху. Не обязательно
говорить только об отрицательных чертах своего характера, вредных
привычках. Важно отметить то, что является или может являться причиной
конфликта в различных ситуациях, осложняет жизнь, затрудняет
взаимоотношения и т.п. Это может быть и положительная черта, но в её
крайнем проявлении, например отзывчивость – вы не можете никому ни в чём
отказать, хотя сами от этого страдаете. Крайне важно, чтобы учащиеся не
брали в кавычки свои слова, внутренне отказываясь от них, извиняя себя и
свои слабости, пытаясь их оправдать. Необходимо, чтобы они говорили об
этом прямо и откровенно. На это даётся 3 минуты.
Психологический комментарий: Это упражнение
направлено в первую очередь на определение каждым участником своих слабых
сторон, на формирование привычки анализировать свои недостатки, но при
выполнении у него должна быть возможность опереться на сильные стороны
характера. Для этого после каждого выступления необходимо проводить
небольшую психологическую поддержку.
“Чучело”.
Цель упражнения: сформировать уверенность в
возможности изменения себя, а также показать учащимся, что каждый их
недостаток несет в себе и положительную нагрузку.
Правила: Ведущий предлагает представить учащимся, что
в центре круга сидит чучело, и учащиеся по очереди называют любое
негативное качество, которое их не устраивает: “Чучело такое-то…”. Ведущий
все их записывает. Затем каждый по кругу оправдывает чучело, называя, что
может быть положительного в его отрицательном качестве. Например, чучело –
ленивое. Лень позволяет человеку сохранять здоровье, так как перегрузка
несет значительный урон для человека.
Рекомендации ведущему: качества, которые достаются
учащимся для оправдания не должны совпадать с названными ими ранее. В
случае заминки педагог-психолог должен помочь выбрать положительный момент
в данном негативном качестве.
отсутствие склонности к общению, низкая коммуникабельность;
замкнутость;
малый опыт;
чрезмерная эмоциональность;
недостаток профильного образования;
плохие навыки;
конфликтность;
снисходительное отношение ко лжи.
Перечень весьма приблизительный, чтобы сориентировать того, кто первый раз столкнулся с проблемой. Здесь можно добавить, к примеру, боязнь публичных выступлений (если они необходимы), неумение считать деньги (по потребности) и так далее. Исходить следует из должностных обязанностей, на выполнение которых вы претендуете.
Сильные стороны
По аналогии можно похвалить себя в анкете. Указывайте все свои таланты, умения, навыки, опыт. К примеру:
сила воли;
выносливость;
стойкость;
лидерские качества;
целеустремлённость;
спокойствие;
организованность;
ясность ума;
решительность;
коммуникабельность;
инициативность;
терпеливость;
правдолюбие;
справедливость;
бережливость;
бизнес-способности;
финансовые навыки;
толерантность;
духовность;
аналитика;
умение идти на компромисс;
артистизм;
точность;
уважительное отношение к лидерам.
Перечень тоже весьма приблизительный. Корректировать его будет проще, если вам объяснят, что делать на работе будет нужно. Обязательно поинтересуйтесь. А из обязанностей выделяйте навыки, которые необходимы для их успешного выполнения.
Что желательно скрыть
Лгать при заполнении анкеты не рекомендуется. Но есть такие моменты, о которых лучше не говорить. К примеру, у вас отсутствует сила воли. То есть, не было в жизни моментов, когда её нужно было продемонстрировать. Вот вы и считаете, что её нет. Тогда просто не указывайте этот пункт. Ничего дурного в этом нет. Поверьте, это качество, названное обществом положительным, для работодателя является сомнительным. Если труженик упрётся, имея для достижения цели все задатки, сладить с ним сложно. Таковые люди и в суды жалуются, и в органы заявление написать могут. Зачем эти проблемы начальству?