Сочинение на тему мой чехов 11 класс

7 вариантов

  1. А.П. Чехов — замечательный русский писатель, драматург, строящий свои произведения на таких жизненных ситуациях, которые содержат в себе все условия для конфликта и, следовательно, для активного напряженного действия. К ним относятся: «Ионыч», «Крыжовник», «Дом с мезонином», «Дядя Ваня», «Чайка», «Безотцовщина», «Палата № 6», «Случай из практики», «Черный монах», «Вишневый сад» и множество других произведений.
    Предметом изображения в его пьесах является не действие, развивающееся как конфликт, а уклонение главных героев от действия. Есть в миропонимании Чехова среди утверждаемых им ценностей и еще одно начало, определяющее выбор постоянного для всех его пьес места действия. Это — природа, ее творческая мощь, стихийная и беспредельная, ее красота и извечная устремленность к обновлению, к созиданию. Природа у Чехова как бы напоминает человеку о высшем его предназначении, о необходимости духовного обновления, о красоте и счастье человеческой жизни. И ее поэтическая и философско-нравственная «партия», давшая заглавие пьесе, звучит уже в завязке «Вишневого сада».
    Пьеса «Вишневый сад» была написана в 1903 году. Произведение Чехова явилось как бы ответом на те вопросы, которые решало общество в то время. Гибель дворянского гнезда, победа предприимчивого купца-промышленника над отживающими свой век Раневской и Гаевым, «борьба лучших передовых представителей дворянства с пережитками прошлого, со всем, что мешало жить» — главные темы пьесы. Прощание новой, молодой завтрашней России с прошлым, отживающим, устремленность к завтрашнему дню России — в этом заключается содержание «Вишневого сада».
    Россия прошлого, отживающего в пьесе представлена в образе Раневской и Гаева. Обоим героям вишневый сад дорог, дорог как воспоминание о детстве, молодости, благополучии, легкой жизни. Они плачут о потере сада, но именно они и загубили его, отдали под топор. Гаев и Раневская ничтожны и смешны. Раневская, в прошлом богатая дворянка, имевшая дачу на юге Франции, в
    Ментоне, обладательница имения, «прекраснее которого нет ничего на этом свете». Но своим непониманием жизни, своей неприспособленностью к ней, своим безволием и легкомыслием хозяйка довела имение до полного разорения, до того, что предстоит продажа имения с торгов! Лопахин — предприимчивый купец-промышленник, предлагает владельцам имения способ спасения усадьбы. Он говорит, что нужно лишь разбить вишневый сад под дачи. Но хотя Раневская проливает потоки слез о потере своего имения, хотя она жить без него не может, Любовь Андреевна все-таки отказывается от предложения Лопахина спасти сад. Продажа или сдача участков имения в аренду кажутся ей недопустимыми и оскорбительными. Но проходят торги, на которых Лопахин сам покупает вишневый сад. И вот, когда «беда» совершилась, то оказалось, что никакой драмы для хозяйки имения и нет.
    Раневская возвращается в Париж к своей нелепой «любви», к которой она и без того вернулась бы, несмотря на все ее слова о невозможности жить без Родины. Драма с продажей вишневого сада вовсе не является для его обладательницы драмой. Это произошло лишь потому, что у Раневской вовсе нет серьезных переживаний, она легко может переходить из состояния озабоченности, беспокойства к веселому оживлению. Так произошло и на этот раз. Любовь Андреевна быстро успокоилась и заявила всем: «Нервы мои лучше, это правда».
    А каков ее брат, Леонид Андреевич Гаев? Он гораздо мельче своей сестры. Недостатки Гаева доходят до карикатурных размеров. Вспоминая о прошлом, Раневская целует свой любимый шкаф. Гаев же произносит перед ним речь. Леонид Андреевич — жалкий аристократ, проевший свое состояние на леденцах. На протяжении всей пьесы брат и сестра переживают душевное потрясение, они «ничего не видят вокруг себя, ничего не понимают. Они — паразиты, лишенные силы снова присосаться к этой жизни».
    В пьесе развиваются параллельные сюжетные линии: Яша с Дуняшей, Аня и Петя. Они никак не могут влиять на развитие основного конфликта и нужны как бытовой фон, показывающий разъединенность людей.
    «Вишневый сад» — последнее произведение Антона Павловича Чехова, завершающее его творческую биографию, его идейные и художественные искания. В своих произведениях писатель резко критиковал существующий строй, беспощадно выступал против всего, что мешало жить, говорил о том, что необходимо перевернуть жизнь, о том, что человеку необходима полная свобода. И Чехов еще тогда верил в светлое будущее человечества.

  2. Композиция сочинения-рассуждения  по  прочитанному
    Вступление
    Формулирование проблемы текста
    Комментарий проблемы
    Формулировка позиции автора
    Выражение согласия, несогласия с автором, формулирование собственной позиции
    Доказательство справедливости собственной позиции (тезиса) и аргументация (а аргумента)
    Вывод, концовка
    Примерное сочинение по тексту Чехова А.П. «Моя Она»
    Проблема, заявленная Чеховым в рассказе «Моя Она», заставила меня глубоко задуматься о своей собственном отношении  к ней, к самому себе, своей жизни.
    Формулировка проблемы
    Как влияет лень на чеховского героя, который, понимая ее «губительность», не желает расстаться с ней? Каковы последствия этого? Именно эти вопросы волнуют писателя. Я не ошибусь, если скажу, что проблема лени  актуальна и   многим, я думаю, хорошо знакома.
    Комментарий
    Проблему лени Чехов раскрывает на примере жизни одного из своих героев. Он обращает внимание читателя на неразрывную связь героя с ленью, отмечает, что лень властвует над ним, превращая его в своего пленника. Также Чехов подчеркивает,  что, несмотря на то, что герой  видит в ней причину всех его несчастий, не пытается, однако, противостоять ей.  Таким образом, проблема лени становится для чеховского персонажа неразрешимой, вечной.
    Комментарий (второй вариант)
    Лень…Действительно, кто из нас не знаком с ней? Не случайно ее называют «матушкой-ленью». Наверное, каждый из нас, читая чеховский рассказ, невольно проводил параллель с собой. Как же трудно зачастую оторвать себя от экрана телевизора и выполнить домашнее задание, заставить вообще себя сделать что-то заблаговременно, не откладывая на завтра. Практически каждому из нас порой приходится бороться с ней  и, к сожалению, часто уступать ей…
    Авторская позиция.
    Авторская позиция скрывается за иронией. Он вовсе не читает нравоучений, кажется, что он просто рассказывает. Читая текст, в котором лень ассоциируется с женщиной, мы ощущаем даже мягкую, беззлобную улыбку автора. Это так… Но мягкость чеховской иронии вовсе не означает оправдание автором поведения своего героя. Напротив, мы чувствуем насмешку Чехова над безволием своего героя, слышим авторский подтекст, который говорит: « Задумайтесь о своей жизни! Нельзя становиться заложником собственной лени!»
    Выражение собственной позиции.
    Я не могу в этом не согласиться с автором рассказа. (Я разделяю точку зрения автора). От нас самих, от нашего образа жизни, от нашей сегодняшней борьбы с собственной ленью, праздностью  зависит наше будущее. Самая сложная работа – борьба с самим собой.  Но только мы сами можем побороть свою собственную лень.  Никто нам в этом не поможет. И если мы не сделаем усилий над собой, мы будем глубоко несчастны.
    Аргументация (два аргумента)
    Ярчайшими примерами  тому могут  служить  другие герои Чехова – Беликов, Ионыч, герой  Гончарова – Илья Обломов. Все они сами  разрушили  себя как личность, они не стали бороться с собою, со своею собственной ленью, а просто подчинились ей, стали ее заложниками. В итоге через  какое-то время оказалось, что они не жили, а  «плыли по течению», их жизнь прошла  впустую. А ведь Обломов, например, мечтал о многом, мечтал о том, как построит дом, заведет хозяйство, будет заботиться о своей семье. Но мечты так и остались нереализованными, лежать на диване в своем «уютном халате» оказалось для него куда приятнее, чем бороться с собственной ленью.
    А я сам? Ведь порой и я, к сожалению, похож на Чеховского героя. Откладываю постоянно на завтра… А завтра мучаюсь и  опять откладываю… Накапливаются долги, груз невыполненных дел, за которые, чем больше откладывать, тем труднее взяться.   Самое страшное, что я тоже понимаю  господство лени над собой, но не всегда пытаюсь противостоять ей.  А ведь мне искренне хочется быть лучше, многому научиться. У меня есть мечта, которую непременно хочется осуществить. Рассказ Чехова заставил меня задуматься  о том, смогу ли я ее осуществить, если буду продолжать лениться, ссылаться на «авось». Буду ли я счастлив, если не изменю своего отношения к данной проблеме?
    Вывод, концовка.
    Нежелание бороться с собственной ленью может привести к тому, что  не состоится еще один человек, не раскроется еще один талант, не сформируется еще одна личность….. А потому, чтобы не стать современными Ионычами, Обломовыми, все мы должны  задуматься над Чеховскими словами, иначе нас ждет бескрылая, неинтересная, пустая жизнь.

  3. мая
    30 2014

    МОЙ ЧЕХОВ

    А. П. Чехов — замечательный русский писатель, драматург, строящий свои произведения на таких жизненных ситуациях, которые содержат в себе все условия для конфликта и, следовательно, для активного напряженного действия. К ним относятся: “Ионыч”, “Крыжовник”, “Дом с мезонином”, “Дядя Ваня”, “Чайка”, “Безотцовщина”, “Палата № 6”, “Случай из практики”, “Черный монах”, “Вишневый сад” и множество других произведений. Предметом изображения в его пьесах является не действие, развивающееся как конфликт, а уклонение главных героев от действия. Есть в миропонимании Чехова среди утверждаемых им ценностей и еще одно начало, определяющее выбор постоянного для всех его пьес места действия. Это — природа, ее творческая мощь, стихийная и беспредельная, ее красота и извечная устремленность к обновлению, к созиданию. Природа у Чехова как бы напоминает человеку о высшем его предназначении, о необходимости духовного обновления, о красоте и счастье человеческой жизни. И ее поэтическая и философско-нравственная “партия”, давшая заглавие пьесе, звучит уже в завязке “Вишневого сада”. Пьеса “Вишневый сад” была написана в 1903 году. Произведение Чехова явилось как бы ответом на те вопросы, которые решало общество в то время. Гибель дворянского гнезда, победа предприимчивого купца-промышленника над отживающими свой век Раневской и Гаевым, “борьба лучших передовых представителей дворянства с пережитками прошлого, со всем, что мешало жить” — главные темы пьесы. Прощание новой, молодой завтрашней России с прошлым, отживающим, устремленность к завтрашнему дню России — в этом заключается содержание “Вишневого сада”. Россия прошлого, отживающего в пьесе представлена в образе Раневской и Гаева. Обоим героям вишневый сад дорог, дорог как воспоминание о детстве, молодости, благополучии, легкой жизни. Они плачут о потере сада, но именно они и загубили его, отдали под топор. Гаев и Раневская ничтожны и смешны. Раневская, в прошлом богатая дворянка, имевшая дачу на юге Франции, в Ментоне, обладательница имения, “прекраснее которого нет ничего на этом свете”. Но своим непониманием жизни, своей неприспособленностью к ней, своим безволием и легкомыслием хозяйка довела имение до полного разорения, до того, что предстоит продажа имения с торгов! Лопахин — предприимчивый купец-промышленник, предлагает владельцам имения способ спасения усадьбы. Он говорит, что нужно лишь разбить вишневый сад под дачи. Но хотя Раневская проливает потоки слез о потере своего имения, хотя она жить без него не может, Любовь Андреевна все-таки отказывается от предложения Лопахина спасти сад. Продажа или сдача участков имения в аренду кажутся ей недопустимыми и оскорбительными. Но проходят торги, на которых Лопахин сам покупает вишневый сад. И вот, когда “беда” совершилась, то оказалось, что никакой драмы для хозяйки имения и нет. Раневская возвращается в Париж к своей нелепой “любви”, к которой она и без того вернулась бы, несмотря на все ее слова о невозможности жить без Родины. Драма с продажей вишневого сада вовсе не является для его обладательницы драмой. Это произошло лишь потому, что у Раневской вовсе нет серьезных переживаний, она легко может переходить из состояния озабоченности, беспокойства к веселому оживлению. Так произошло и на этот раз. Любовь Андреевна быстро успокоилась и заявила всем: “Нервы мои лучше, это правда”. А каков ее брат, Леонид Андреевич Гаев? Он гораздо мельче своей сестры. Недостатки Гаева доходят до карикатурных размеров. Вспоминая о прошлом, Раневская целует свой любимый шкаф. Гаев же произносит перед ним речь. Леонид Андреевич — жалкий аристократ, проевший свое состояние на леденцах. На протяжении всей пьесы брат и сестра переживают душевное потрясение, они “ничего не видят вокруг себя, ничего не понимают. Они — паразиты, лишенные силы снова присосаться к этой жизни”. В пьесе развиваются параллельные сюжетные линии: Яша с Дуняшей, Аня И Петя. Они никак не могут влиять на развитие основного конфликта и нужны как бытовой фон, показывающий разъединенность людей. “Вишневый сад” — последнее произведение Антона Павловича Чехова, завершающее его творческую биографию, его идейные и художественные искания. В своих произведениях писатель резко критиковал существующий строй, беспощадно выступал против всего, что мешало жить, говорил о том, что необходимо перевернуть жизнь, о том, что человеку необходима полная свобода. И Чехов еще тогда верил в светлое будущее человечества.
    Предыдущие Сочинения: Женские характеры в произведениях А. П. Чехова «Ариадна», «Душечка», «Попрыгунья»
    Следующие Сочинения: А. С. Пушкин — наш современник
    Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » МОЙ ЧЕХОВ . Литературные сочинения!
    Лучшие Темы сочинений:
    ДРАМАТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ ПЬЕСЫ А. П. ЧЕХОВА “ВИШНЕВЫЙ САД”
    Дворянство в пьесе А. И. Чехова “Вишневый сад”
    Дворянство в пьесе А. И. Чехова “Вишневый сад”
    “ВИШНЕВЫЙ САД” А. П. ЧЕХОВА КАК ПЬЕСА О ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ РОССИИ
    Прошлое, настоящее и будущее в комедии А. П. Чехова «Вишневый сад»
    Образ вишневого сада в сознании героев пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»
    Старые и новые хозяева вишневого сада.
    Новые сочинения:
    “Слово о погибели русской земли”
    Салон шоколада
    Скандинавский эпос
    Дружба все победит
    Симеон Полоцкий – поэт, издатель, драматург. «Комедия притчи о блудном сыне»
    Как описывает Б. Зайцев Преподобного Сергия
    День семьи

  4. Районный конкурс творческих работ, посвящённый 155-летию
    со дня рождения А. П. Чехова
    Сочинение на тему:
    «Мой Чехов»
    Выполнила: ученица 10 класса
    МКОУ Алешковская сош
    Новокщёнова Яна Викторовна
    Руководитель: учитель русского
    языка и литературы Фролова Р. М.
    Алешки – 2015
    « Писатели, которых мы называем
    вечными или просто хорошими, имеют
    один общий и весьма важный признак:
    они куда-то идут и вас зовут туда же…
    Лучшие из них реальны и пишут  жизнь
    такою, какая она есть, но оттого,
    что каждая строка пропитана, как соком,
    сознанием цели, вы, кроме жизни,
    какая есть, чувствуете ещё ту жизнь,
    какая должна быть, и это пленяет вас».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             А. П. Чехов
    В жизни каждого человека наступает момент, когда, взяв в руки не один раз уже прочитанное произведение, вдруг понимаешь: что-то изменилось,  и воспринимаешь его совершенно иначе, чем раньше. Так случилось и со мной. Держу в руках томик А.П. Чехова, бережно перелистываю страницы и вспоминаю, как состоялось моё знакомство с этим удивительным писателем…                            Первым рассказом Чехова, который я прочитала в раннем детстве, была «Каштанка».  Я так переживала  за судьбу маленькой дворняжки, потерявшей, а потом неожиданно вновь обретшей своих хозяев. Собаки – мои самые любимые животные, и писатель, казалось, угадав это, разворошил в моей душе самые нежные чувства, заставил плакать и сопереживать бездомной собачке.
    Я взрослела – «взрослели» и чеховские книги, ставшие со временем моими добрыми друзьями. Я смеялась над его «Толстым и тонким», «Лошадиной фамилией», «Хамелеоном» и «Хирургией», представляла будущее России вместе с героями «Вишнёвого сада».  Размышляла над странностями человеческого поведения, читая  рассказы «Ионыч» и «Крыжовник».
    Тема пошлости и корысти звучит в рассказе «Крыжовник». В  этом рассказе символом уродливой жизни, подчиненной узкой, нелепой цели, становится желание героя приобрести имение, где бы рос свой крыжовник. Всю жизнь он копил средства, во всем себе отказывал, его жизнь была просто жалкой. Он мог унижаться из-за каждой копейки, но вот, наконец, мечта его осуществилась — он ел свои, в его усадьбе собранные ягоды, он был счастлив.  Но только разве это счастье? Разве для этого живет человек? Антон Чехов дает выразительные портретные характеристики своему персонажу — постарел, располнел, обрюзг. Абсолютно животная жизнь, лишенная смысла. Чехов негодует и протестует против такого образа жизни. Просто быть сытым и счастливым — этого человеку мало. Должна же быть, я думаю, какая-то высшая цель человеческой жизни…
    Что значит А. П. Чехов для меня сегодня? Можно ли сравнить его с другими классиками нашей русской литературы? Отвечая себе на эти вопросы, я могу сделать вывод о том,  что Чехов –  один из самых популярных в мире русских писателей, он утвердил в отечественной прозе принципиально новый формат, противопоставив пространному многотомному роману отточенную, изящную и безжалостную лаконичность. Сегодня Чехов входит в число самых экранизируемых авторов наравне с Шекспиром  и Диккенсом. А его пьесы не сходят с театральных подмостков. Меня же совсем недавно потрясла пьеса Чехова «Дядя Ваня». Хотелось после прочтения  пожалеть главных героев, которые показались мне очень несчастными и беззащитными. Жалость вызывал и главный герой, дядя Ваня, и его племянница Соня, горячо любившая доктора Астрова, да и сам доктор, несмотря на его роскошную внешность, произвёл на меня впечатление человека ранимого и  неустроенного. Чехов заставил меня задуматься, пересмотреть своё отношение ко многим вещам, понять, что жизнь порой гораздо сложнее, чем мы о ней думаем.
    Лев Толстой, который восхищался прозой Чехова, как-то сказал ему: «Терпеть не могу шекспировских пьес, но ваши – ещё хуже!». Это было лишь первое, пожалуй, самое парадоксальное, сравнение Чехова с Шекспиром. Сегодня, автор «Чайки» и «Вишнёвого сада»  по количеству театральных постановок по-прежнему не уступает автору «Гамлета», причем не только у себя на родине. Для многих  режиссеров мира он уже давно перестал быть зарубежным драматургом.
    Прекрасно о значении творчества Чехова сказал А. М. Горький: «Когда умрёт Чехов, умрёт один из лучших друзей России, друг умный, беспристрастный, правдивый, друг любящий, сострадающий ей во всём, и Россия вся вздрогнет от горя и долго не забудет его, долго будет учиться понимать жизнь по его писаниям, освещенным грустной улыбкой любящего сердца, по его рассказам, пронизанным глубоким сознанием жизни, мудрым беспристрастием и состраданием к людям, не жалостью, а состраданием умного и чуткого человека, который всё понимал».
    Ещё в своём сочинении я хочу рассказать о любви Чехова, которая меня поразила.  О его единственной любви. Чехов, по воспоминаниям современников, мечтал о «женщине – луне». Ею для него стала актриса Ольга Книппер. Эта история любви известного писателя и молодой актрисы..Однажды Чехов задумал написать толстенный роман под названием: “О любви”. Долгие месяцы Антон Павлович писал, потом что-то вычеркивал, сокращал. В итоге от романа осталась единственная фраза: “Он и она полюбили друг друга, женились и были несчастливы”… В окружении писателя считалось, что этими словами выражена суть отношений самого Чехова с актрисой Ольгой Леонардовной  Книппер.
    Писатель познакомился со своей будущей женой в сентябре 1898 года на репетиции его пьесы «Чайка» и сразу же проникся симпатией к талантливой актрисе. Два с половиной года они переписывались, встречаясь урывками: то Ольга Книппер гостила у Чехова в Ялте, то Антон Павлович приезжал в Москву и наносил ей визиты. Свадьба всё же состоялась, хотя Чехов, уже очень больной, понимал, что  Ольга из-за него не собирается бросать сцену. Всё вышло, как хотел писатель: он жил под Ялтой, а она в Москве, и горестные разлуки чередовались с  радостными встречами. Я, прочитав однажды об этой удивительной любви писателя, была восхищена тем обстоятельством, что Чехов, полюбив раз и навсегда, сделал из своей жены настоящую приму театра, потому что он писал  пьесы, главных героинь которых играла его Ольга на сцене.
    Хотя, наверное, преклоняясь перед светлым чувством писателя, можно предположить, что Чехов не слишком был счастлив в браке. После тяжёлой операции Ольга  Леонардовна  не могла иметь детей. Чехов же был болен туберкулёзом и часто думал о смерти. Он умирал в ночь с первого на второе июля 1904 года, но она не верила и выгоняла залетевшую в комнату огромную чёрную бабочку.
    О любви и превратностях семейной жизни писатель сказал в нескольких словах: «Они полюбили друг друга, женились, и оба были несчастливы», но осталось тайной, имел ли он в виду свою женитьбу: «Сначала  любовь, потом брак: сначала  пламя, потом дым»…
    Исполнилось 155 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова. Пройдет еще много лет, но его произведения все равно будут читать и любить. Они никогда не потеряют своей актуальности. И мой интерес к творчеству А.П. Чехова не ослабевает. Я с большим удовольствием читаю не только его рассказы, пьесы, но и произведения о нём самом: «Чехов» Михаила Громова, «Чехов в Мелехово» и другие.
    Беру в руки книгу и замираю в ожидании чего-то нового, увлекательного, в ожидании открытия или  путешествия по удивительному, безграничному миру Чехова. Миру, который я открыла для себя много лет назад, и который буду открывать ещё долго.

  5. МОЙ ЧЕХОВ
    В жизни каждого человека наступает момент, когда, взяв в руки не один раз уже прочитанное произведение, вдруг понимаешь: что-то изменилось,  и воспринимаешь его совершенно иначе, чем раньше. Так и со мной. Держу в руках томик А.П. Чехова, бережно перелистываю страницы и вспоминаю, как состоялось моё знакомство с этим удивительным писателем…
    Я, маленькая восьмилетняя девочка, вместе со своими одноклассниками устало брожу по залам Третьяковской галереи. Экскурсия подходит к концу, взгляд уже рассеянно скользит по полотнам, и вдруг моё внимание привлекает взгляд человека с портрета, взгляд умный, пытливый, спокойный, словно проникающий в душу. Останавливаюсь и долго смотрю. Глаза в глаза. Позже узнаю, кто изображён на портрете. Антон Павлович Чехов. Поражённая внешностью этого человека, его простотой, интеллигентностью (мне кажется, я хотела бы видеть его своим дедушкой), я иду в школьную библиотеку и прошу найти «какую-нибудь книжку Чехова».
    И вот в руках заветный томик. Открываю первую страницу и начинаю читать: «Милый дедушка, Константин Макарыч! …  пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался».
    Не знаю, сколько просидела тогда над этой книжкой. Знаю только, что слёз было пролито немало. Судьба Ваньки Жукова, моего ровесника, глубоко потрясла меня тогда. Вновь и вновь перечитывала я уже почти наизусть выученные строки, и вставал перед глазами жестокий сапожник Аляхин, который «выволок»  Ваньку  «за волосья  на двор и отчесал шпандырем»  за то, что он  «качал ихнего ребятёнка в люльке и по нечаянности заснул»; и слышался плач того младенца в люльке; и оживала картинка бегущего к почтовому ящику мальчонки, спешащего опустить заветное письмо с запомнившимся навсегда адресом: «На деревню дедушке. Константину Макарычу».
    А потом была «Каштанка», и я вновь переживала. Теперь уже за судьбу маленькой дворняжки, потерявшей, а потом неожиданно вновь обретшей своих хозяев.
    Я взрослела – «взрослели» и чеховские книги, ставшие со временем моими добрыми друзьями. Я смеялась над его «Толстым и тонким», «Лошадиной фамилией», «Хамелеоном» и «Хирургией». Размышляла над странностями человеческого поведения, читая «Ионыча» и «Крыжовник». Задумывалась о взаимоотношениях героев и желала чистой любви, просиживая ночи над «Дамой с собачкой» и «Чайкой». Представляла будущее России вместе с героями «Вишнёвого сада».
    Но настоящим потрясением стал для меня рассказ А.П. Чехова «Тоска». Я убедилась в очередной раз, что Чехов – великий мастер и художник слова. Он способен передать в маленьком рассказе всю жизнь человека, придерживаясь своих правил и афоризмов: “Писать талантливо, то есть коротко”, “Умею коротко говорить о длинных вещах”. Последняя формула наиболее точно определяет сущность достигнутого Чеховым необыкновенного мастерства. За его пейзажами, нарисованными часто с помощью одной точной и меткой детали, за короткими диалогами и монологами, маленькими подробностями всегда различаешь не названные автором, но ясно видимые глубины жизни.
    Вот и тогда в его рассказе “Тоска” мне достаточно было нескольких предложений, чтобы понять атмосферу бездушия, окружающую главного героя.
    …На землю мягким ковром ложатся сумерки, кружится мокрый, крупный снег, который “пластом ложится на крыши, плечи, спины, шапки”. Это не просто сумерки и снег, это образ, символ какой-то безысходности, пустоты и равнодушия. Ощущаешь, как мал и ничтожен человек в этом бездушном пространстве. И Иона Потапов один в этой пустоте, где ему не с кем словом перемолвиться.
    В этом коротком рассказе Чехов рисует образ бездушного города с бездушными людьми. Город, где так много людей, но где ты духовно одинок. Четыре раза Иона пытался завести разговор, четыре раза пытался рассказать о своем горе — о смерти сына. Ему хотелось, чтобы ему посочувствовали, пожалели. Он говорит, что с бабами лучше разговаривать на эту тему, “те хоть и дуры, но ревут от двух слов”.
    Однако его собеседников это не интересует, они равнодушны, безучастны к чужому горю. Иона же не мог выговориться, а отсюда росла тоска, “тоска громадная, не знающая границ. Казалось, лопни грудь, вылейся из нее тоска, так она бы весь свет залила…”
    Вот главная поэтическая мысль, образующая лейтмотив “Тоски”. Мысль, заставившая меня задуматься о том, в каком мире я живу.
    Извозчик не находит понимания у людей. Он начинает чувствовать боль и горечь от невысказанных страданий и тоски, не может уснуть ночью и идет посмотреть лошадь, которая для него стала самым дорогим и близким существом после смерти сына. В ней он видит родственную душу. С ней он начинает говорить о сыне, а затем “увлекается и рассказывает ей все”. Потому  что в этой пустоте и безмолвии, в этом “бездушном” городе лошадь — единственное существо, которое слушало его.
    Читаю и словно вижу наши дни:  мы все время куда-то спешим, не обращая внимания на страдания других людей, не думая о том, что сами можем оказаться в подобной ситуации. Чехов заставил меня задуматься, пересмотреть своё отношение ко многим вещам.
    Идёт время, но мой интерес к творчеству А.П. Чехова не ослабевает. На столе уже не только его рассказы, пьесы, но и произведения о нём самом: «Чехов» Михаила Громова, «Жизнь Антона Чехова» Дональда Рейфилда, «Чехов в Мелехово» и другие.
    Беру в руки книгу и замираю в ожидании чего-то нового, увлекательного, в ожидании открытия в путешествии по удивительному, безграничному миру Чехова. Миру, который я открыла для себя много лет назад и который буду открывать ещё долго.
    Трубицына Виктория,
    9а класс

  6. На уроках русской литературы я узнала о судьбе и творчестве Антона Павловича Чехова. Жизнь этого талантливейшего человека поразила меня. Будучи очень больным человеком, писатель вёл активный образ жизни. Чехов занимался не только литературным трудом, но и активной медицинской практикой, а также общественной деятельностью. Во время эпидемии холеры в Мелихове Чехов работал земским врачом, обслуживая двадцать пять деревень. В том же Мелихове он открыл три школы для крестьянских детей, организовал общественную библиотеку в Таганроге, для которой пожертвовал более двух тысяч томов из своей личной библиотеки. Кроме того, Чехов организовал посадку тысяч вишнёвых деревьев, а также засадил голые участки леса клёнами, вязами, лиственницами, дубами.
    Даже в Ялте, куда Чехов переезжает совсем больным, он продолжает вести самую активную общественную жизнь. Помогает в организации женской гимназии, способствует открытию первой биологической станции. К Чехову приезжали сотни больных туберкулёзом людей, наслышанные о том, что он помогает устроиться, получить бесплатную медицинскую помощь.
    Жизнь Чехова была настоящим подвигом. Стойкость писателя глубоко поразила меня. Теперь его светлый образ сопровождает меня в самые трудные и напряженные моменты, даёт мне силы преодолеть себя, не поддаться своим слабостям и несовершенствам.

  7. Подготовка к ЕГЭ

    учитель Шевченко С.Н.

    МБОУ СОШ №11


    Способ формулирования проблемы текста

    Какое влияние оказывает лень на человека, если он не противостоит ей? Именно эта проблема в центре внимания А.П. Чехова «Моя «Она».

    Предложенный для анализа текст А.П. Чехова – актуальная и до боли всем знакомая проблема лени.

    Как влияют человеческие «слабости» на формирование личности? Именно над этой проблемой заставляет задуматься читателя А.П. Чехов в своем рассказе «Моя «Она».

    Комментарий

    Рассматривая проблему лени на примере жизни одного из своих героев, Чехов обращает наше внимание на то, что лень героя – привычка «врожденная», «она… родилась раньше меня». Чеховский персонаж, ощущая чрезмерную власть лени над собой, прекрасно понимает её губительное воздействие на него («Все, все пожирает ненасытная»). Но, осознавая господство лени над собой, герой рассказа, подчеркивает автор, в то же время не прилагает никаких усилий, чтобы противостоять лени, «развестись» с этим пороком.

    Лень… Действительно, какое «поэтическое» слово! Кто из нас не знаком с ней?! Не случайно и называют её часто «матушкой-ленью». Наверное, каждый из нас, читая чеховский текст, невольно проводил параллель с собой. Как же трудно порой оторвать себя от экрана компьютера и сесть за выполнение домашнего задания! Как трудно заставить себя что-то сделать заблаговременно: постоянно находятся «отговорки», что это можно сделать завтра. Практически ежедневно каждому из нас приходится бороться к ней, коварной, или, к сожалению, как и чеховскому герою, уступать ей…

    Лень… Действительно, какое «поэтическое» слово! Кто из нас не знаком с ней?! Не случайно и называют её часто «матушкой-ленью». Наверное, каждый из нас, читая чеховский текст, невольно проводил параллель с собой. Как же трудно порой оторвать себя от экрана компьютера и сесть за выполнение домашнего задания! Как трудно заставить себя что-то сделать заблаговременно: постоянно находятся «отговорки», что это можно сделать завтра. Практически ежедневно каждому из нас приходится бороться к ней, коварной, или, к сожалению, как и чеховскому герою, уступать ей…

    Авторская позиция

    Авторская позиция скрыта за иронией. Чехов не назидателен. Он, казалось бы, просто рассказывает. Читая текст, в котором лень ассоциируется с женщиной, мы даже ощущаем мягкую, беззлобную улыбку автора. Но мягкость чеховской иронии вовсе не означает оправдание автором поведения своего героя. Напротив, мы чувствуем насмешку над безволием героя: герой рассказа жалок и смешон.

    2. Позиция автора в данном тексте прямо не выражена. Но мы видим, как Чехов с иронией говорит о своем герое, его привязанностях, его зависимости («она… манит меня к ложу», «разоряет…, как французская кокотка». Мы слышим чеховский подтекст: оглянитесь на свою собственную каждодневную жизнь, ибо нельзя становится заложником собственной лени.

    2. Позиция автора в данном тексте прямо не выражена. Но мы видим, как Чехов с иронией говорит о своем герое, его привязанностях, его зависимости («она… манит меня к ложу», «разоряет…, как французская кокотка». Мы слышим чеховский подтекст: оглянитесь на свою собственную каждодневную жизнь, ибо нельзя становится заложником собственной лени.

    Собственная позиция + аргументы

    С позицией автора нельзя не согласиться. Во-первых, вряд ли кто будет отрицать тот факт, что наше будущее зависит от нас «сегодняшних», а именно от борьбы с собственной ленью, вредными привычками. А эта борьба самая сложная. И ярчайшими примерами могут служить не только герои Чехова (Ионыч) и Гончарова (Обломов), но и мы сами, часто откладывая на завтра то, что можем сделать сегодня. Нельзя превращаться в Обломовых, иначе будет так, как говорится в русской пословице: ему уж и лениться-то лень.

    Литература:

    Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Выполнение задания части 3(С)./ Т.И. Максимович, И.А. Пугачев.- Москва: Астрель,2010

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *