Сочинение на тему мой город самарканд

12 вариантов

  1. В связи с климатическими условиями, главной культурой этой области является хлопок, а на заливаемых реками долинах в большом количестве разводят также сахарную свеклу. Сильно развито садоводство. В животноводстве главное место занимает разведение верблюдов, ишаков, а также коров, лошадей, свиней.
    Зиму я прожил в Самарканде в непривычны ., но очень интересных для меня условиях теплого климата.
    Весной мои родители отправились с экспедицией в отроги Памира – хр. Зеравшан, обещая вызвать к себе среди лета меня и бабушку. К моему большому огорчению сильными весенними дождями конечная часть проложенной там автомобильной дороги была размыта, и нам пришлось дожидаться ее ремонта. Но мы в конце июля все-таки выехали из Самарканда, не дождавшись обещанного ремонта.
    любоваться горным ландшафтом. На крутых поворотах машины порой замирало сердце.
    Переночевав в маленьком городке Пенджикенте, мы двинулись дальше.
    Через 2-3 часа мы оказались на месте, дальше которого машина не могла ехать. Пришлось итти пешком. Часть пути пришлось идти ( 1.5 км ) по такой узкой тропинке, что нельзя было поставить две ноги рядом. Несмотря на мои протесты, меня завязали между двумя спутниками. Дорога была трудная: горная тропинка поднималась все выше и выше, часто над ней нависали скалы. С одной стороны ее нависают серые громады скал, с другой внизу в долине шумит река, а напротив поднимается каменная стена, с которой кое-где низвергаются водопады. Так добрались до горного кишлака Кштут , где находилась база Памирской экспедиции. Там переночевали, а на следующий день, в сопровождении папы и проводника двинулись в последний самый трудный переход. Ехали верхом: я на осле, бабушка на лошади. Вскоре после плследнего горного кишлака ( Якка-Хона ), дорога превращается в горную тропу и на протяжении 11 км идет по каменистой морене, круто поднимаясь более чем на 1000 м . Рельеф здесь еще более грозный: скалы громоздятся друг на друга, ущелье становится еще уже, тропинка все время извивается над горным потоком, который с яростным ревом прыгает по скалам, образуя ряд небольших водопадов. Недалеко от конечной цели нашего путешествия (оз. Кули-Колон) из отверстия в каменной стене низвергаются рядом два водопада. Дорога становится труднее, тропинка круче… Мы минуем « Чортовы ворота» (2 скалы, нависающие над дорожкой), и вдруг быстро сгущается темнота, и мы с большим трудом достигаем верхней точки нашего подъема. Здесь нас дожидается мама и ее сотрудники с фонарями. Уже с их помощью мы пробираемся вокруг озера и оказываемся в нашем новом жилище – землянке, находящейся на самом берегу чудесного горного озера.
    арчевый лес. Лес этот почти лишенный листьев, с изуродованными стволами казался по вечерам сборищем . И никогда еще в жизни не пользовался я такой свободой. Ходили мы и в соседний аул, место летней стоянки таджиков, куда они приезжают пасти скот на горных пастбищах. Состоит он из юрт, обтянутых войлоком. Там я познакомился с шаткими мостками через бурные потоки, с бытом таджиков…
    В районе озера Кули-Колона проводились геолого-разведочные работы. И я вместе с родителями карабкался крутыми тропинками по моренам и окружающим горам, слышал грохот снежных обвалов.
    Я познакомился с компрессором, отбойными молотками, действием динамита, которым взрывали скалу, и бывал на месте взрывных работ.
    Но быстро стали наступать холода, завывали волки, бродившие ночью по ту сторону озера, и порой мелькали их зеленые глаза.
    В конце сентября нам с бабушкой пришлось с грустью расстаться с ставшим родным нам Кули-Колоном.
    Но все то, что он мне дал: любовь к путешествиям и интерес к геологии – останется у меня на всю жизнь. Не забуду я и мое путешествие.
    Да и как можно забыть медресе Самарканда, пески Кара-Кума, вечные снега и скалы Памира, зелень Алма-Ата и морозы Северного Урала.
    Примеч.: При копировании текста сохранена старая орфография (О. Русинова ).
    Самарканд – Жемчужина Востока
    Самарканд является одним из древнейших городов Мира. За 2750 лет своего существования он испытал многое: бурный рост и стихийный упадок, расцвет науки и культуры, полное разрушение и постепенное возрождение. Его история насыщена событиями, также как истории Рима, Вавилона, Александрии и Константинополя.
    Сегодня город с полумиллионным населением является административным центром Самаркандской области. Но в сознании глобального сообщества Самарканд стал одним из памятников мировой истории, – в 2001 году город был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
    Город расположен на высоте 702 метра над уровнем моря. Климат здесь мягкий, относительно других регионов Узбекистана – прохладный. А большое количество естественных источников воды, которое и послужило появлению города, создает комфортные условия жизни в жаркие летние дни.
    Национальный состав населения Самарканда в основном представлен узбеками, таджиками, русскими, иранцами и другими. В городе говорят на трех языках – узбекском, русском и таджикском.
    Основная часть населения исповедует ислам. Но в городе также живут христиане и иудеи. Примечателен мавзолей Ходжа Дониер (пророк Даниил), в который приходят помолиться представители всех трех религий.
    На протяжении 2000 лет Самарканд был одним из главных пунктов на Великом Шелковом Пути. Сегодня, это в большей мере туристический город, в котором, тем не менее, развивается наука и культура. А выгодное географическое положение способствует развитию экономики, как и сотни лет назад.
    По всему городу разбросаны многочисленные памятники истории, неподалеку от которых расположены комфортабельные гостиницы, рестораны, летние кафе. Кроме того, на окраине Самарканда находится аэропорт международного уровня, принимающий рейсы из ближнего и дальнего зарубежья, в том числе из Европы и Азии.
    Кстати, начиная с 18 октября 1996 года, этот день отмечается как День Самарканда.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  2. Как же это прекрасно открывать для себя старый и хорошо знакомый Самарканд по-новому. Попробуйте почувствовать наш город закрытыми глазами. Просто попробуйте вдохнуть аромат ночного города, вы запомните его. Вы обязательно запомните удивительную вечернюю прохладу после знойного дня! Конечно, синоптики расскажут, что это нормально для «резко-континентального» климата, но мы то с вами знаем, что это ни что иное, как благодарность нашего оазиса за терпение и выдержку, которую мы  проявили в течение дня.
    Долгими вечерами, проведенными за чашечкой ароматного кофе или душистого чая, беседуя с людьми, проведшими долгое время за пределами Родины, порой осознаёшь, насколько тебе повезло жить именно здесь. Как люди скучают по совершенно удивительному духу и  уникальной атмосфере солнечного города. Каждый из них хранит частичку солнца в  своей душе, и это и есть тот самый маленький и пыльный город, лучше которого не  найдется ни одного другого для человека, который дружил, любил и пролил хоть одну единую слезинку в Самарканде.
    Я никогда не забуду удивительное чувство, когда холодной московской зимой в аэропорту «Домодедово» толпа пассажиров стояла возле трапа самолёта Москва— Самарканд, кто-то начал напевать песню «Самарканд» Насибы Абдуллаевой, и один за другим люди начали подхватывать песню и, счастливо улыбаясь, подпевать. Через полминуты хор состоял из полсотни пассажиров. Стюардессы смеялись, а российские пограничники смотрели с удивлением.
    Самарканд у каждого свой, для кого-то он тенистые аллеи парков и тротуаров, защищенных от солнца многолетними платанами, для кого-то обилие фонтанов, в которых всё лето купаются крикливые смуглые детки в трусах.. Дым шашлыков, расходящийся по всей махалле, жирная самса на черных листах и постоянный аромат курицы «табака» в самом сердце города, исходящий из кафе «Лабигор» прямо возле Регистана…
    Искренне восторгаясь красотой и величием мировых столиц, поражаясь масштабу и ритму Нью-Йорка, Москвы, Парижа и прочих столиц, нежась в водах тихого океана в солнечной Калифорнии или увиливая от медуз на тёплых берегах Юго-Восточной Азии, самаркандцы вспоминают о своём  уютном городе, о своём удивительном городе, наполненный духом древности.
    Каждый самаркандец любит этот город, как вредную девочку или канючащего несносного мальчишку. То злясь, то радуясь –  мы всё равно испытываем сентиментальную ностальгию, даже если отлучились всего на недельку. Этот солнечный город  мы любим за то, что он  живой, за то, что он с душой, за то, что он твой, такой же, как и мой. Я люблю тебя, мой Самарканд! А вы?
    Зарина ШЕРАЛИЕВА

  3. Самарканд – столица Великого Тимура

    Афрасиаб
    — городище древнего Самарканда, где за многие века накопились 10—15-метровые
    толщи археологических напластований. Это огромное холмистое плато площадью
    более двух квадратных километров расположено на окраине современного
    Самарканда. Само название «Афрасиаб» в науке отождествляется с именем
    легендарного правителя- • тирана, повелителя среднеазиатских кочевников,
    который жил более 2000 лет назад. Однако городище это упоминается и в связи с
    завоеваниями Александра Македонского, значит, было оно еще древнее. По словам
    летописцев, Афрасиаб существовал «со времен неведения».
    Самарканд
    — современник Древнего Рима: возраст его культурных нижних слоев восходит к I
    тысячелетию до нашей эры, именно в них таятся остатки Мараканды — главного
    города древней страны Согд, во многом загадочной еще и сегодня. Эту твердыню
    армия Александра Македонского атаковала в IV веке до нашей эры, здесь же
    протекали главные события борьбы согдийцев, возглавляемых Спитаменом.
    Своего
    расцвета античная Мараканда достигает в I—III веках, когда Со-гдиана входила в
    состав Кушанского царства. Границы города разрослись тогда за пределы Мараканды
    времен военных походов Александра Македонского, но кризис рабовладельческого
    строя в Средней Азии привел снова к сокращению территории города. В VI—VII
    веках, с началом феодализации страны, вокруг Мараканды появляются сотни замков
    дихкан — мелкопоместных рыцарей, но ядро города остается на старом месте.
    Много
    кровавых событий помнит Афрасиаб, а в самом начале XIII века монгольское
    нашествие прервало мирную жизнь Средней Азии, были разрушены города и
    уничтожены многие памятники искусства и материальной культуры. Войсками
    Чингисхана Афрасиаб был стерт с лица земли так, что на поверхности не осталось
    ровным счетом ничего: крепостные стены города были срыты, дворцы и дома
    сожжены, знаменитый водопровод, который в течение нескольких веков подавал воду
    в цитадель, разрушен. Там, где когда-то шумели сады, заворошились песчаные
    барханы…
    Однако
    город не умер, более того, на рубеже XIV—XV веков начался его новый расцвет.
    Это случилось во время правления великого завоевателя Тимура (Тамерлана),
    который решил сделать Афрасиаб-Самарканд столицей своей империи. Рюи Гонзалеса
    де Клавихо, испанского посла при дворе Тимура, Самарканд так очаровал, что он
    написал о нем книгу: «Тимур всячески хотел возвеличить этот город. Какие бы
    страны он ни завоевывал и ни покорял, отовсюду привозил он людей, чтобы они
    населяли город. Особенно старался он собирать мастеров по разным ремеслам».
    Теперь
    отсюда, из Самарканда, решаются судьбы народов и стран, здесь исключительного
    расцвета достигли ремесла и искусства. Тимур хотел сделать свою столицу
    недосягаемо прекрасной и грандиозной, превосходящей все другие города мира.
    Поэтому деревни вокруг Самарканда получили новые названия и отныне звались так:
    Багдад, Дамаск, Каир — величайшие города мира должны были казаться деревнями по
    сравнению с новой столицей Тимура. Вокруг Самарканда шумели 13 садов, самый
    большой из них был настолько обширен, что однажды (как рассказывают древние
    хроники) там заблудилась лошадь архитектора и ее искали целый месяц.
    Архитектурный
    ансамбль Самарканда, тянувшийся от Железных ворот на восток в виде улицы, был
    обстроен по сторонам парадными гробницами и культовыми строениями. На окраине
    Самарканда, на склоне холма Афрасиаб, раскинулись мавзолеи Шахи-Зинда. Эту
    волшебную улицу никто не планировал и не проектировал, ансамбль возник сам по
    себе, а строили его сотни лет — один мавзолей за другим. «Шахи-Зинда» означает
    «живой царь», культ которого существовал еще задолго до прихода сюда ислама. Во
    времена расцвета Афрасиаба культ этот был настолько велик, что проповедники
    ислама не стали с ним бороться. Используя его во славу новой религии, они
    создали легенду о Мохаммеде Кусаме ибн-Аббасе — двоюродном брате Пророка.
    Древняя
    легенда рассказывает, как однажды войско Мохаммеда Кусама было застигнуто
    «неверными» в святую минуту, когда все воины совершали намаз. «Неверные»
    воспользовались их временной небоеспособностью и всех зарубили. Остался без
    головы и сам Мохаммед Кусам, однако, и лишившись головы, он не растерялся: взял
    свою голову в руки и спустился в глубокий колодец, через который прошел в рай.
    Многие герои впоследствии старались спуститься в этот колодец, чтобы узнать
    тайны обезглавленного царя.
    И
    хотя, как установили ученые, Мохаммед Кусам в Самарканде никогда не был, его
    гробница стала первым мавзолеем комплекса Шахизинда. Сейчас мазар Мохаммеда
    Кусама окружен другими мавзолеями, но им здесь тесно. Погребение возле могилы
    великого святого обеспечивает блага на том свете, поэтому многие вельможи и
    муллы хотели, чтобы их гробницы стояли как можно ближе к усыпальнице Мохаммеда
    Кусама. Давно уже нет Железных ворот, за которыми когда-то вздымались два
    грандиозных сооружения — соборная мечеть Тимура и стоявшие напротив медресе
    Сарай-Мульк-ханым, от него осталась лишь руина мавзолея, который в народе
    связывают с именем легендарной Биби-ханым.
    У
    Тимура было много жен, но только одна любимая — красавица Биби-ханым. Великий
    повелитель был в далеком походе, когда она собрала лучших зодчих Самарканда,
    которые в час, указанный звездами, приступили к возведению мечети.
    Строил
    мечеть юный архитектор, который, пленившись красотой Биби-ханым, стал жертвой
    безумной и безответной любви. Уже блистают прекрасной глазурью стройные стены
    мечети, уже купол ее соперничает с небесным сводом, осталось только замкнуть
    арку портала .. Но медлит влюбленный зодчий, ведь окончание работ означает
    разлуку с Биби-ханым.
    А
    между тем в Самарканд спешит гонец с известием* о возвращении великого Тимура,
    и торопит Биби-ханым завершить работу. Архитектор согласен только за дерзкую
    награду — поцелуй красавицы. Что оставалось делать? И Биби-ханым разрешила
    поцеловать себя лишь через приложенную к щеке подушку. Но поцелуй влюбленного
    зодчего был так страстен и горяч, что и через подушку отпечатался на щеке
    красавицы.
    Прибыв
    в Самарканд, грозный Тимур с восхищением рассматривал здание мечети. Однако,
    отбросив легкое покрывало с лица жены, он увидел и след на ее щеке. Разъяренный
    Тимур потребовал назвать имя виновника; когда бросились искать зодчего,
    которого ждала неминуемая смерть, тот забрался на вершину минарета и на заранее
    сделанных крыльях улетел в Мешхед.
    Сам
    Тимур похоронен в мавзолее Гур-Эмир, который находится возле небольшого пруда
    на площади Регистан. Сначала Гур-Эмир предназначался для погребения Мухамеда
    Султана — любимого внука Тимура, но теперь здесь похоронены сам Тимур, его
    сыновья и другой внук — великий средневековый ученый Улугбек, при котором
    мавзолей и превратился в фамильную усыпальницу Тимуридов. Голубой ребристый
    купол мавзолея поднимается на высоту 40 метров, деревянные двери с инкрустацией
    из слоновой кости ведут в парадный зал… Лучи солнца, прорываясь сквозь
    мраморные решетки, полосами ложатся на восемь надгробных плит, сами могилы
    находятся внизу — в подземелье.
    Центральной
    площадью старого Самарканда является Регистан, к ней со всех сторон подходят
    улицы, радиально пересекающие территорию Старого города. В древние времена
    через площадь протекал мощный канал, оставивший массу песчаных отложений.
    Песчаные наносы, вероятно, и дали название этому месту, так как «Регистан» в
    буквальном переводе означает «место песка», «песчаное поле».
    До
    XV века Регистан был крупной торгово-ремесленной площадью, однако потом его
    значение как базарной площади отступило на второй план. При хане Улугбеке,
    который был правителем Самарканда с 1409 по 1447 год, Регистан становится
    площадью парадно-официальной: здесь стали совершаться торжественные смотры
    войск, провозглашались ханские указы и т.д.
    Сейчас
    на самаркандском Регистане возвышаются три медресе: два из них (Шир-Дор и
    Тилля-Кари) были сооружены в XVII веке, а третье воздвигнуто еще в XV веке — при
    жизни Улугбека. Исторические хроники сообщают, что это медресе входило в
    интересный, но не дошедший до нас ансамбль монументальных построек, которые
    были возведены вокруг площади Регистан. Напротив медресе, по другую сторону
    площади, была построена ханака — странноприимный дом для дервишей. По словам
    султана Бабура, посетившего Самарканд в XVI веке, ханака славилась своим
    величественным куполом, который был «таких колоссальных размеров, что…
    равного ему нет в целом мире». Однако ханаку разрушили довольно скоро, и на ее
    месте выстроили медресе Шир-Дор.
    Судя
    по старинным описаниям, к югу от медресе Улугбека находилось здание главной
    соборной мечети Самарканда, возведенное на средства влиятельного и богатого
    вельможи Алике-Кукельташа. Неподалеку от нее были выстроены бани, считавшиеся
    самыми лучшими и красивыми не только в междуречье Сырдарьи и Амударьи, но и во
    всем Хорасане. Они назывались «банями мирзы», и главной их
    достопримечательностью был пол, выложенный из различных пород камня.
    Медресе
    Улугбека начали возводить в 1420 году по указаниям самого ученого.
    Прямоугольное здание с четырьмя башнями-минаретами по углам, оно имело большой
    квадратный внутренний двор, по всем сторонам которого располагались худжры
    (кельи). Медресе Улугбека со своим богатым архитектурным убранством,
    великолепными мозаиками, геометрическими орнаментами и изображениями звездного
    неба на тимпанах главного портала было подлинным храмом науки. Сейчас, входя в
    арку портала с площади, нужно спускаться на несколько ступенек вниз. Однако при
    возведении медресе поверхность площади Регистан была иной: пол арки портала
    находился выше уровня площади, и на него, наоборот, приходилось подниматься по
    нескольким ступеням широкой лестницы.
    Но
    время не пощадило это великолепное сооружение: исчезли вторые этажи худжр,
    увенчания порталов и минаретов, поднятые на барабанах купола дарсхана — все это
    сильно исказило высотные пропорции медресе. И тем не менее даже неискушенный
    глаз ощущает удивительную соразмерность всех его частей и горделивую стройность
    пропорций.
    Во
    времена Улугбека Самарканд был центром научной жизни Средней Азии, сюда
    съезжались знаменитые математики, астрономы, историки… В медресе, для
    которого Улугбек лично подбирал преподавателей, и его обсерватории ученые
    прикасались к тайнам науки. Купцы и ремесленники, паломники и поэты, странники
    и дипломаты — все стремились сюда, все дороги вели в «драгоценную жемчужину
    мира» — сверкающий город Самарканд.

    Список литературы

    Для
    подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://subscribe.ru/archive/history.alltheuniverse

  4. План:

    Введение
    1 История
    2 Население
    3 Наука
    4 Высшие учебные заведения
    5 Главные достопримечательности
    6 Известные люди, связанные с городом
    7 Промышленность
    8 Города-побратимы
    9 Иллюстрации
    Примечания
    Литература

    Введение

    Самарка?нд (узб. Samarqand; согд. sm?rkn?h) — второй по величине город Узбекистана после Ташкента, центр Самаркандской области (вилоята).
    Современное узбекское название города — Самар?анд — через пехл. Smarkand и перс. ??????? восходит к согдийскому sm?rkn?h[1]. Город в античной литературе известен также как Согдиана (согд.) и Мараканд (греч.). За давностью лет единого мнения о происхождении имени города и отцов-основателей не существует.
    Более двух тысяч лет город являлся ключевым пунктом на Великом шёлковом пути.

    1. История

    Расположен на высоте 702 м над уровнем моря.
    Почтовая марка СССР, 1969 год: 2500 лет Самарканду
    Медресе Тилля Кари на площади Регистан в Самарканде.
    Медресе Шер-Дор на площади Регистан в Самарканде.
    Самарканд — один из древнейших городов мира, основанный приблизительно в VIII веке до нашей эры. Он ровесник древнего Рима.
    В 2001 году Самарканд был включён ЮНЕСКО в список Всемирного наследия, как Город — Перекресток Культур.
    В античной истории Самарканд известен как столица древнейшего государства Согдиана, описанного ещё в VI в. до н. э. в священной книге зороастризма — Авесте.
    Впервые упоминается под именем Мараканда в сочинениях римских и греческих историков[2] — биографов Александра Македонского, который завоевал Самарканд, бывший к этому времени хорошо развитым и укрепленным городом, в 329 до н. э.
    В IV-V веках Самарканд был под властью хионитов и кидаритов. В начале VI века был захвачен эфталитами.
    В 567-658 годах Самарканд будучи центром согдийского владения, находился в зависимости от Тюркского и Западнотюркского каганата.
    В 712 году город был захвачен арабскими завователями во главе с Кутейбой ибн Муслимом.
    В 806-810 годах в городе произошло восстание Рафи ибн Лейса, в подавлении которого участвовали внуки местного аристократа Саман-худата.
    При правлении тюркской династии Караханидов или илек-ханов в Самарканде были построены первые медресе. Наиболее известным считалось медресе Ибрагим тамгач-хана (1040-1068).
    Во время правления Ибрагим Хусейна караханида (1178-1200) был построен монументальный дворец, украшенный живописью.
    В 1220 году разграблен и почти полностью разрушен монголами. Возродился на территории спальных и сельских районов — на месте современного Самарканда.
    В 1365 году[3] в городе вспыхнуло сербедарское восстание под предводительством Маулана-задэ, Абу Бекр Келеви и Хурдак Бухари.
    Во времена правления Тимура (Тамерлана) и Тимуридов (1370—1499) являлся столицей его империи. Подавляющее большинство архитектурных шедевров города было построено в эту эпоху. Это был период наивысшего развития Самарканда в пост-монгольский период.
    Самарканд оставался столицей Шейбанидского государства при правлении Шейбани-хана и Кучкунджи-хана. В этот период в Самарканде продолжалось архитектурное строительство. Были возведены медресе Шейбани-хана, его невестки Михр султан ханум. В колониальный период они все были полностью разрушены.
    Город теряет значение столичного центра с приходом к власти шейбанида Убайдуллы (1533-1539), который перенес столицу в Бухару.
    Во времена Бухарского ханства был княжеским центром (бекство). Получает новый виток возрождения в период Бухарского ханства с 1612 года по 1656 год, когда правителем Самарканда назначают Ялангтуша Бахадура.
    Медресе Улугбека на площади Регистан в Самарканде.
    В 1868 был занят русскими войсками и присоединён к Российской империи, стал центром Зеравшанского округа (с 1887 — Самаркандской области). В том же году гарнизон Самарканда под командованием майора барона Фридриха Карловича фон Штемпеля (1829—1891) отразил попытку бухарцев отбить город. В 1888 году к городу подведена Закаспийская железная дорога.
    После Октябрьской революции город вошёл в состав Туркестанской АССР. В 1925—1930 был столицей Узбекской ССР, с 1938 года — центр Самаркандской области.
    В октябре 1941 года в город была эвакуирована Артиллерийская Академия из Москвы[4].

    2. Население

    Население 399,6 тыс. чел (2010)[5]: узбеки,таджики,русские, бухарские евреи, иранцы
    В Самаркандском уезде в целом куда входил и город Самарканд в 1897 году проживало 342 197 человек, распределение населения по родному языку был следующим[6]: узбеки — 58,7 %, таджики — 36 %, русские (включая великоросов, малоросов и белорусов) — 2,72 %, кашгарцы (уйгуры) – 1%.

    3. Наука

    Медресе Шер-Дор на площади Регистан в Самарканде. Картина Верещагина В. В., 1869—1870 гг.
    В годы советской власти в Самарканде был создан Научно-исследовательский институт каракулеводства занимавшийся улучшением овец каракульской породы[7].

    4. Высшие учебные заведения

    Самаркандское высшее военное автомобильное командно-инженерное училище (СВВАКИУ)
    Самаркандский Государственный университет[8]
    Самаркандский государственный архитектурно-строительный институт
    Самаркандский государственный институт иностранных языков
    Самаркандский медицинский институт
    Самаркандский филиал Ташкентского Университета Информационных Технологий (СФ ТУИТ)
    Самаркандский сельскохозяйственный институт[9]
    Самаркандский институт экономики и сервиса

    5. Главные достопримечательности

    Группа музыкантов играют для мальчика танцора в старом Самарканде. Фото Прокудина-Горского сделано в 1904—1916 гг.
    Ансамбль мавзолеев Шахи-Зинда
    Мавзолей Гур-Эмир
    Регистан («песчаное место» ср одноимённая пустыня на территории Ирана) — одно из самых известных мест Самарканда. В средние века выполнял роль центральной площади города. В настоящее время представляет собой архитектурно оформленный ансамбль из трёх массивных строений — медресе:
    Медресе Улугбека — западное строение 1417 г. В нём обучалось около 100 студентов.
    Медресе Тилля-Кари (узб. «позолоченное»)— центральное строение с одноимённой мечетью на территории, 1660 г.
    Медресе Шердор (узб. «обитель львов») — восточное строение, 1636 г.
    городище Афрасиаб
    останки Обсерватории Улугбека
    Мавзолей Гур Эмир
    Мечеть Биби Ханум
    Ансамбль Мавзолеев Шахи Зинда
    Музей возникновения Самарканда (Афросиаб)
    Мечеть Хазрат Хизр
    Мавзолей Ходжа Дониер (пророк Даниил)
    Обсерватория и мемориальный музей Улугбека
    Мечеть Ходжа Зиемурод
    Мавзолей Биби Ханум
    Мечеть Кук
    Древний деловой центр Чорсу
    Мавзолей Абу Мансур Матридий
    Мавзолей Рукхобод
    Мавзолей Аксарай
    Мечеть Ходжа Нисбатдор
    Медресе Улугбека в Самарканде. Фото Прокудина-Горского сделано в 1904—1916 гг.
    Мавзолей Ходжа Абду Дарун
    Ишратхона
    Мечеть Намазгох, Самарканд
    Руины Куксарай (бывший дворец Тимура)
    Алексеевская церковь

    6. Известные люди, связанные с городом

    7. Промышленность

    По итогам января-июня 2009 года было произведено промышленной продукции на общую сумму 281,4 млрд.сум.
    В машиностроительном комплексе имеются предприятия:
    «Самарканд автомобил заводи», выпускающий мидибусы «Исузу»;
    ОАО «Самаркандский лифтостроительный завод»;
    ОАО «КИНАП», выпускающее киноаппараты;
    OAO «Сино», выпускающее бытовые холодильники.
    Предприятия лёгкой и пищевой промышленности города производят на основе местного сырья консервы, вино, растительное масло, табак, мясо, кондитерские изделия и другую продукцию.
    В числе наиболее крупных предприятий этого сектора промышленности:
    СП «УЗ БАТ»-САМАРКАНДСКАЯ СИГАРЕТНАЯ ФАБРИКА;
    СП «Самарканд-Прага-Пиво»;
    Самаркандское чаефасовочное предприятие.

    8. Города-побратимы

    Львов, Украина
    Лион, Франция
    Льеж, Бельгия
    Бремен, Германия
    Рио-де-Жанейро, Бразилия
    Пловдив, Болгария
    Банда-Ачех, Индонезия
    Кайруан, Тунис
    Стамбул,
    Красноярск

    9. Иллюстрации

    Группа еврейских мальчиков с учителем (С. М. Прокудин-Горский)

    Примечания

    Лурье П.Б. Историко-лингвистический анализ согдийской топонимики. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. фил. наук. СПб. 2004.— Стр. 39, 110 – http://www.orientalstudies.ru/rus/images/pdf/dis_lurje_2004.pdf
    Квинт Курций Руф, Арриан, Страбон и др.
    Encyclopedia Britannica, 15th Ed., p. 204
    [1] – barrakuda63.livejournal.com/458554.html?view=1369914#t1369914: «… еще в 1938 году из Ленинграда в Москву была переведена артиллерийская академия, основанная в 1820 году. Но в октябре 1941 года она в основном была эвакуирована в Самарканд. … Учебная артиллерия также была вывезена в Самарканд.»
    Хокимият Самаркандской области – http://www.gov.uz/ru/section.scm?sectionId=363&contentId=443 (недоступная ссылка)
    Демоскоп Weekly – Приложение. Справочник статистических показателей – demoscope.ru/weekly/ssp/emp_lan_97_uezd.php?reg=823
    Большая Советская энциклопедия. Гл. ред. Б. А. Введенский, 2-е изд. Т. 20. Кандидат — Кинескоп. 1953. 644 стр., илл.; 55 л. илл. и карт.
    Samarqand Davlat Universiteti: Bosh sahifa – http://www.samdu.uz/
    Samarqand Qishloq Xo`jalik Instituti — Asosiy – samqxi.uz/

    Литература

    Бакман Я. И. По городу XXV веков: (Самарканд) / Вступит. статья и ред. канд. ист. наук Ю. Н. Алескерова. — Ташкент: Узбекистан, 1969. — 96 с. — 20 000 экз.
    скачать
    Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии.
    Синхронизация выполнена 09.07.11 09:21:57
    Похожие рефераты: Динамо Самарканд, Самарканд-Динамо, Чорсу (Самарканд), Динамо (стадион Самарканд), Мечеть Намазгох (Самарканд), Медресе Улугбека Самарканд, Медресе Улугбека (Самарканд), Алексеевская церковь (Самарканд), Самарканд (футбольный клуб).
    Категории: Населённые пункты по алфавиту, Бывшие столицы, Всемирное наследие по алфавиту, Священные города, История Узбекистана, Города Шёлкового пути, Города Узбекистана, Самарканд, Всемирное наследие в Узбекистане, Храмы и мавзолеи ислама.
    Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike.

  5. Самарканд — второй по величине город Узбекистана, центр Самаркандской области. В древности носил название Мараканда — столица Согдианы. Происхождение названия города до сих пор не известно, полагают, что слово «Самар» имя собственное некоего завоевателя, приставка — «канд» — «поселение, город». Абу-Райхан Беруни и Махмуд Кашгари, великие ученые XI века, придерживались мнения, что этимология слова «Самарканд» происходит от слова «семизкент» — богатое поселение.
    В 2001 году город был включён ЮНЕСКО в список Всемирного наследия. В 2008 году узбекские астрономы открыли малую планету с периодом обращения вокруг Солнца около четырех лет и в 2010 году официально включили ее в Международный каталог малых планет, под номером 210271, —этой планете было дано имя «Самарканд».
    Население 366 тысяч человек, — главным образом таджики, узбеки, русские, евреи, иранцы.
    Официальный возраст города —более 2700 лет, начиная от первого упоминания в исторических летописях в 329 году до н.э., но к этому времени — завоевания Александром Македонским, — он уже представлял собой хорошо укрепленное и богатое поселение, следовательно, город гораздо старше. Раскопки на территории Самарканда подтверждают, что на этом месте издавна селились люди, — благодаря своему чрезвычайно выгодному географическому положению, прохладному климату, и источникам воды — это было идеальное место для жизни. Многие части Авесты, древней книги зороастрийцев, были написаны именно на территории этого города.
    О его богатейшей и трагической истории написаны сотни книг, сложено множество стихов и легенд, — поистине Самарканд это сокровищница культуры народов Востока. Он пережил Македонского и Чингисхана, которые разрушили город до основания, перенес разрушительные набеги варваров и арабов, — из цветущего города превращаясь в руины и вновь становясь серединой восточного мира.

    Достопримечательности Самарканда

    При Амире Тимуре город стал столицей мировой империи, при Улугбеке — одним из выдающихся центров науки и культуры. Сплав верований сделал Самарканд необычайно веротерпимым, именно там родилась поговорка «Множество лестниц ведут на Небо», и, несмотря на периоды мракобесия, он сохранил памятники и архитектуру разных религий. В современном Самарканде бережно относятся к представителям разных конфессий, — на территории города действуют, помимо традиционных мечетей, 4 православные церкви, 1 католический собор, 2 синагоги, 1 буддистский храм, не считая молебельных домов различных религиозных течений.
    Одна из самых важных географических ключевых точек на Великом Шелковом Пути, — великий город впитал в себя множество культур, обычаев и искусств, собрал самых выдающихся мастеров средневековья, — все это трансформировалось в изумительные по красоте достопримечательности, которыми не перестают восхищаться потомки. Когда Европа все еще месила грязь на улицах своих городов, Самарканд был вымощен камнем. До нашествия Чингизхана жители города пользовались водопроводом, тогда, когда во многих европейских городах источником воды все еще служили колодцы. Самаркандские географы и путешественники писали эссе и научные книги о соседних народах, которые не просто были неграмотными, а даже письменности своей не имели.

    Самарканд — Город-Легенда

    Его камни и стены как живые страницы истории, которые можно перелистывать бесконечно. Его имя связано с именами выдающихся ученых и поэтов средневековья, — Рудаки, Алишера Навои, Джами, Захири Самарканди, Улугбека, Омара Хайяма, Ибн-Сино, Руми, Беруни и многих других, которых коснулась и освятила тень его холмов.
    Не единожды в своей истории Самарканд был выжженным полем, по которому ветер гонял колючки, а на пустых улицах завывали шакалы. Но каждый раз, как цветок райхона, он пробивался сквозь мертвые камни и снова обретал жизнь.

  6. Интуиция вела меня туда, по тенистому бульвару, а потом направо, чтобы погрузиться с головой в атмосферу старого Самарканда. Я не ошибся, именно там он и находился.
    Казалось бы, ничего особенного: старые одноэтажные дома, тихие улочки, большие деревья, дающие живительную прохладу, а не елки с палками. А все это было мне приятно и очень близко.
    Мой телефон с убогой фотокамерой пытался захватить в свой объектив всё, но получалась ерунда – это надо видеть, это надо ощущать, это надо любить. Никакой помпезности, никакого намека на величие, но завораживает гораздо больше и сильнее.
    Не люблю рассуждать на тему энергетики, но там, где я ходил, ее было в огромном количестве, и она была абсолютно чистой и положительной.
    Улицы вели нас все дальше от центра, манили своей непредсказуемостью, иногда петляя, будто нарочно, словно желая, чтобы мы заблудились, остались здесь подольше и оценили их прелесть.
    Мы ходили очень долго, часа три, но уверен, не обошли и половины всего того, что там было. Жаль. Вот поэтому я хочу еще раз побывать в тех местах, чтобы вновь встретиться со своим Самаркандом, который я полюбил, по сути, с первого взгляда.
    А потом, уже в конце нашего путешествия, мы попали в уголок веры. Как известно, она у каждого своя, и на эту тему я тоже не люблю рассуждать. Я увидел, как по-соседски близко друг от друга и уютно расположились римско-католическая церковь, армянская церковь и православный собор.
    Я зашел в православную церковь, приятно пообщался с ее служителем. Он оказался тоже из Ташкента, но так получилось, что живет теперь в Самарканде. Служитель рассказал очень много интересного про богатую историю храма, про испытания, которые он претерпел в разные эпохи своего существования. Если будете в Самарканде, обязательно придите в храм и пообщайтесь с этим человеком, не пожалеете!
    А потом пришло время расставания. Я в последний раз взглянул на оставшийся позади меня мой Самарканд и с грустью возвратился в реальность.
    Конец восьмой части.
    Окончание следует.
    Перейти к первой части
    Перейти ко второй части
    Перейти к третьей части
    Перейти к четвертой части
    Перейти к пятой части
    Перейти к шестой части
    Перейти к седьмой части
    Перейти к девятой части

  7. [pic]
    [pic]
    [pic]
    [pic]
    Выполнил: ученик 5класса « Г» шк.№ 42 Бубнов Богдан
    Приняла: учитель истории Молодых О.А.
    Самарканд – Эдем Древнего Востока
    Как небеса средь неба – купола
    Индиговые, синие… Над нимиФарфоровые стаи голубей.
    В лазури плещут крыльями своими.
    О мира блеск, лазурный Самарканд!
    В тебе седой истории преданья.
    И нового Востока красота, –
    Величественный пафос созиданья…
    Самарканд – город легенд. Здесь каждый камень, овраг или водоем – живое предание о былом, каждый памятник старины – свидетель действительных или воображаемых событий, каждое старое дерево связано с какой – нибудь  притчей,каждый квартал города (гузар или махалля) хранит, как родословную свою легенду. Иногда эти легенды срастаются между собой и образуют циклы. Самарканд — современник Древнего Рима: возраст его культурных нижних слоев восходит к I тысячелетию до нашей эры, именно в них таятся остатки Мараканды — главного города древней страны Согд, во многом загадочной еще и сегодня. Эту твердыню армия АлександраМакедонского атаковала в IV веке до нашей эры, здесь же протекали главные события борьбы согдийцев, возглавляемых Спитаменом. Много кровавых событий помнит Афрасиаб, а в самом начале XIII века монгольское нашествие прервало мирную жизнь Средней Азии, были разрушены города и уничтожены многие памятники искусства и материальной культуры. Войсками Чингисхана Афрасиаб был стерт с лица земли так, что наповерхности не осталось ровным счетом ничего: крепостные стены города были срыты, дворцы и дома сожжены, знаменитый водопровод, который в течение нескольких веков подавал воду в цитадель, разрушен. Там, где когда-то шумели сады, заворошились песчаные барханы… Однако город не умер, более того, на рубеже XIV—XV веков начался его новый расцвет. Это случилось во время правления великого завоевателя Тимура(Тамерлана), который решил сделать Афрасиаб-Самарканд столицей своей империи. Тимур хотел сделать свою столицу недосягаемо прекрасной и грандиозной, превосходящей все другие города мира. До нас дошли постройки времен Тимура: живописные мавзолеи Шахи – Зинда, соборная мечеть Биби – Ханым, усыпальница Гури – Эмир.
    Шахи – Зинда.
    На юго-восточном склоне Афросиаба расположен один из выдающихся старинныхархитектурных ансамблей Самарканда-некрополь Шахи-зинда.Состоит он из одиннадцати мавзолеев, последовательно пристраивавшихся один к другому в течение XIV-XV веков. Надпись над входом гласит: « Это величественное здание основано Абдулазиз – ханом, сыном Улугбека – Гурагана, сына Шахруха, сына Амира Тимура – Гурагана в 883 г.» ( 1443 г. н. э ). Поднявшись по ступеням величественной лестницы Шахи – Зинда и войдя впрохладный полумрак узкого коридора, посетитель как бы совершал путешествие вглубь времен. Чем дальше, тем древнее будут постройки. целом, архитектурный, Шахи – Зинда представляет собой уникальный музей глазурованного декора XIV-XVвеков. Здесь можно найти и поливную резную терракоту, и прекрасные образцы наборной мозаики, и крупную мозаику из поливных кирпичей. По тонкости и изяществу ни одинархитектурный памятник Самарканда не может сравниться с мавзолеями Шахи – Зинда.
    Биби- Ханым.
    Полюбуйтесь этим величественным зданием. Строительство мечети было  начато в 1399 году, после победоносного похода Тимура в Индию. Строилась она в течение 5 лет. Сооружение ее было завершено в 1404 году .  Грандиозное здание занимали прямоугольный двор размером 130 х 102 метра. На западной стороне его возвышаласьглавная мечеть, на северной и южной стояли малые мечети.  Обширный внутренний двор выстлан мраморными плитами и обнесен крытой галереей для богомольцев. Давайте войдем во внутренний двор мечети. Вход во двор оформлен в виде высокого портала с двумя минаретами. Стены всех помещений снаружи были богато декорированы разноцветным глазурованным…

  8. 01.12.2015 22:11
    Личная жизнь, творчество и гибель Сергея Есенина. Скачать реферат / курсовую на тему Личная. Аннотация: Так с 2011 года стали выглядеть существенно доработанные и дополненные Братские.
    Мой край родной – Узбекистан – опубликовано в Трейдеры Узбекистана, Кыргызстана, Автор темы: sheykerfrom, Янв 03 2010 08:53. В старой части любого узбекского города вы обнаружите укрытую. Узбекистан и святые места зороастризма неотделимы: в Самарканде мы находим древнее. САМАРКАНД. ТЫ НАВСЕГДА ОСТАНЕШЬСЯ В НАШЕМ СЕРДЦЕ! Хочу признаться городу в любви. Как близкому и очень дорогому. Обсерватория Улугбека, Самарканд: просмотрите отзывы (208 шт). Удалить Обсерватория Улугбека из меню Мои закладки. 208 отзывов от сообщества TripAdvisor. У Вас есть вопросы по теме Самарканд? Тема. Медресе Улугбека находится в самом сердце города Самарканд, недалеко от площади. Ща попробую ролик маленький с телефона поставить.v=BBRL325vVZg.
    Моя малая родина. Когда я начала писать сочинение, я задумалась, что значит лично для меня. Площадь Регистан. Монументы Самарканда. Медресе Улугбека. Медресе Тилля. Самарканда. Здесь отразилась и вся история средневекового города. Мой прадед, Мауэр Михаил Фёдорович, разработал уникальную систему. Мавераннахр во ii половине xiv в Восхождение Темура Объединение Мавераннахра Походы в… Сочинение В. Русинова, ученика 7 класса «Б» школы № 59. МОИ ПУТЕШЕСТВИЯ 1941- 1943 г. г В конце ноября мы выехали оттуда на юг в Самарканд (39?30? с ш и 67? в д). где вырос город Аральск. Дальше ехали вдоль реки Сыр-Дарьи, и тут я впервые узнал что такое мираж: мне казалось, что поезд. В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она. Мой город, любимый Ташкент… С ним связано все самое лучшее, что. О том, как Коран Османа попал в Самарканд, существует несколько версий.

  9. [pic]
    Самарканд
    Сегодня мы познакомимся с одним из старейших городов мира – Самаркандом. Перед вами предстанет город,  где древняя цивилизация как бы встречается с современной действительностью.
    « Как небеса средь неба – купола Индиговые, синие… Над ними
    Фарфоровые стаи голубей В лазури плещут крыльями своими.
    О мира блеск, лазурный Самарканд! В тебе седой истории преданья
    И новогоВостока красота, – Величественный пафос созиданья…
    Расположенный на торговых караванных путях, игравших огромную роль в экономических связях стран Востока, он еще много сотен лет назад стал одним из центров древней цивилизации и носителем историко-культурных традиций народов Средней Азии.
    Город, чей возраст исчисляется более чем двадцатью пятью веками, завораживает и заманивает своейкрасотой и неповторимостью. Прозрачная тихость спокойных улиц, пение иволг, трели соловьев, щебет перепелок, журчание воды в арыке, невольно заставляют вас остановится, глубоко вздохнуть и, сев за достархан, под тенистой чинарой, задуматься о смысле жизни. Недаром на Востоке говорят: « Кто познал жизнь, тот не торопится.» И под крики муэдзина с минарета, мечтательно глядя на дорогу, где машины обгоняютарбу с запряженным ишаком, забыть о безумии неотвратимо наступающего 21 века.
    Справедливо поэты и историки прошлого наделяли его такими пышными  эпитетами, как « Эдем Древнего Востока », «Драгоценная жемчужина восточного мира », « Краса подлунных  стран », « Рим  Востока »…
    История города сложна и противоречива. С ней связаны имена  Александра Македонского, арабского полководца Кутейбы ибнМуслима, грозных Чингисхана и Тимура, ученого Улугбека.
    Древнейшие страницы истории Самарканда погребены под землей, в археологических объектах, в руинах замечательных архитектурных памятников. И, лишь, благодаря археологам мы можем узнать о чем говорят древнесогдийские  поселения. Изумительные архитектурные памятники Самарканда поражают высоким качеством работ зодчих, керамистов, красотой игармонией их мастерства. В мировой архитектуре известны лишь 3 памятника, в отделке которых использованы рельефные украшения из папье-маше, и все они находятся в Самарканде. Это мечеть Биби-Ханым, усыпальница тимуридов- Гур-Эмир, и медресе Тилля-Кари.
    Самарканд часто привязывают к историческим местам или событиям, чем – то запомнившимся самаркандцам. И таким местом справедливо можно назвать городищеАфрасиаб, захоронившее в своих недрах остатки разрушенного монголами древнего Самарканда. С него мы и начнем наше путешествие по старинным архитектурным памятникам Самарканда, как по страницам учебника истории, где каждый параграф – здание, беспристрастно повествует о самых светлых и самых темных этапах его жизни.
    Афрасиаб.
    До начала 18 века Самарканд располагался на территории близ северо – восточнойокраины современного города. Название «Афрасиаб» появилось в письменных источниках только в 17 веке. В 15 веке место древнего и средневекового называлось «Старой крепостью» ( Хисори Кухна). Название «Афрасиаб»некоторые исследователи связывают с героем древнего эпоса «Шахнаме» – Афрасиабом, могучим владыкой Турана. Существует также предположение, что название городища произошло от таджикского слова«Парсиаб» ( согдийское Паршваб), что означает «над черной рекой» (Слоб), которая омывала городище с северной стороны. Видимо, позднее население по – своему осмыслило это название, связав его с легендарным царем Афрасиабом.
    Пологие холмы городища Афрасиаб скрывают руины единственного в своем роде среднеазиатского города. Его уникальность в необычайно крупных для своего времени масштабах укрепленногогородского поселения. Древний Самарканд, располагавшийся здесь, был средоточием экономической, культурной и, по всей вероятности, политической жизни долины Заравшана в его среднем течении. Город на Афрасиабе формировался, видимо, как обширная, негусто населенная территория, окруженная стенами. Укрепление возникло на базе естественного стратегически выгодной…

  10. Самарканд — «Эдем Древнего Востока».
    Дорогие друзья! Сегодня Вы познакомитесь с одним из старейших городов мира — Самаркандом. Перед вами предстанет город, где древняя цивилизация как бы встречается с современной действительностью.
    « Как небеса средь неба — купола
    Индиговые, синие… Над ними
    Фарфоровые стаи голубей
    В лазури плещут крыльями своими.
    О мира блеск, лазурный Самарканд!
    В тебе седой истории преданья
    И нового Востока красота, –
    Величественный пафос созиданья…
    Расположенный на торговых караванных путях, игравших огромную роль в экономических связях стран Востока, он еще много сотен лет назад стал одним из центров древней цивилизации и носителем историко-культурных традиций народов Средней Азии.
    Город, чей возраст исчисляется более чем двадцатью пятью веками, завораживает и заманивает своей красотой и неповторимостью. Прозрачная тихость спокойных улиц, пение иволг, трели соловьев, щебет перепелок, журчание воды в арыке, невольно заставляют вас остановится, глубоко вздохнуть и, сев за достархан, под тенистой чинарой, задуматься о смысле жизни. Недаром на Востоке говорят: « Кто познал жизнь, тот не торопится.» И под крики муэдзина с минарета, мечтательно глядя на дорогу, где машины обгоняют арбу с запряженным ишаком, забыть о безумии неотвратимо наступающего 21 века.
    Справедливо поэты и историки прошлого наделяли его такими пышными эпитетами, как « Эдем Древнего Востока », «Драгоценная жемчужина восточного мира », « Краса подлунных стран », « Рим Востока »…
    История города сложна и противоречива. С ней связаны имена Александра Македонского, арабского полководца Кутейбы ибн Муслима, грозных Чингисхана и Тимура, ученого Улугбека.
    Древнейшие страницы истории Самарканда погребены под землей, в археологических объектах, в руинах замечательных архитектурных памятников. И, лишь, благодаря археологам мы можем узнать о чем говорят древнесогдийские поселения. Изумительные архитектурные памятники Самарканда поражают высоким качеством работ зодчих, керамистов, красотой и гармонией их мастерства. В мировой архитектуре известны лишь 3 памятника, в отделке которых использованы рельефные украшения из папье-маше, и все они находятся в Самарканде. Это мечеть Биби-Ханым, усыпальница тимуридов- Гур-Эмир, и медресе Тилля-Кари.
    Самарканд — город легенд. Здесь каждый камень, овраг или водоем — живое предание о былом, каждый памятник старины — свидетель действительных или воображаемых событий, каждое старое дерево связано с какой — нибудь притчей, каждый квартал города (гузар или махалля) хранит, как родословную свою легенду. Иногда эти легенды срастаются между собой и образуют циклы.
    Но чаще всего они привязаны к каким — нибудь историческим местам или событиям, чем — то запомнившимся самаркандцам. И таким местом справедливо можно назвать городище Афрасиаб, захоронившее в своих недрах остатки разрушенного монголами древнего Самарканда. С него мы и начнем наше путешествие по старинным архитектурным памятникам Самарканда, как по страницам учебника истории, где каждый параграф — здание, беспристрастно повествует о самых светлых и самых темных этапах его жизни.
    Афрасиаб.
    До начала 18 века Самарканд располагался на территории близ северо — восточной окраины современного города. Название «Афрасиаб» появилось в письменных источниках только в 17 веке. В 15 веке место древнего и средневекового называлось «Старой крепостью» ( Хисори Кухна). Название «Афрасиаб»некоторые исследователи связывают с героем древнего эпоса «Шахнаме» — Афрасиабом, могучим владыкой Турана. Существует также предположение, что название городища произошло от таджикского слова «Парсиаб» ( согдийское Паршваб), что означает «над черной рекой» (Слоб), которая омывала городище с северной стороны. Видимо, позднее население по — своему осмыслило это название, связав его с легендарным царем Афрасиабом.
    Ныне Афрасиаб — огромное скопление безжизненных холмов, но в далеком прошлом здесь кипела жизнь. Именно этим и объясняется пристальный интерес ученных к Афрасиабу.
    Пологие холмы городища Афрасиаб скрывают руины единственного в своем роде среднеазиатского города. Его уникальность в необычайно крупных для своего времени масштабах укрепленного городского поселения. Древний Самарканд, располагавшийся здесь, был средоточием экономической, культурной и, по всей вероятности, политической жизни долины Заравшана в его среднем течении. Город на Афрасиабе формировался, видимо, как обширная, негусто населенная территория, окруженная стенами. Укрепление возникло на базе естественного стратегически выгодной рельефа территории. Городище Афрасиаб расположено на крупном останце лессовидной террасы. Площадь Афрасиаба 288.9 га. Граница, идущая по краю обрывов, с большим изгибами тянется на протяжении 5.4 км. В рукописях говорится, что он имел неприступную цитадель и внешнюю оборонительную стену длиной 70 стадий — около 14 км.
    Трудоемкие работы по организации водоснабжения и сооружению крепостных укреплений были вызваны сложившимися к тому времени социально — экономическими условиями, необходимостью перемещения населения из небольших, разбросанных по округе неукрепленных селений под защиту мощных стен.
    Посмотрите на вот эти монументальные кладки, они характеризуют первые этапы становления города, они были возведены еще 5 — 3 веках до нашей эры.,
    их расчистили только на 80 м. в длину и 13м. в высоту, а сколько еще спрятано под землей?! Городские укрепления тех же периодов представлены и на западе Афрасиаба, где наиболее полно сохранился наружный фасад стены 3 века до нашей эры, с многочисленными пилястрами и стреловидными бойницами.
    У подножья цитадели издревле лежали городские кварталы с жилищами горожан, храмами, водоемами и рыночными площадями, оплетенные сложной сетью улиц, переулков, каналов.
    Давайте заглянем ненадолго в наиболее полно изученный сейчас квартал
    7-8 в.в. нашей эры., где были обнаружены знаменитые на весь мир настенные росписи, выполненные талантливейшими самаркандскими живописцами. Пока вы будете рассматривать фрески я расскажу вам еще немного об истории этого городища. В исторических хрониках античного времени самое ранее письменное упоминание о Самарканде, известном под названием Мараканд, относится к 329 г. до н. э. ( в описаниях завоевательских походах Александра Македонского). Весной 329 г. до н. э. греко — македонская армия во главе с Александром за 15 дней совершила трудный переход через горный Гиндукуш и вторглась на территорию Средней Азии. Александр Македонский двинулся к Самарканду и после упорного боя захватил его. Свободолюбивый народ оказывал ожесточенное сопротивление, отстаивая свою независимость. Центром восстания, которое продолжалось три года, явилась Согдиана. Восстание местных племен и народов под руководством Спитамена против греческих завоевателей — одно из ранних народно — освободительных движений в истории Средней Азии. С 329 по 327 гг. до н. э. Александру пришлось трижды завоевывать каждый раз поднимавшуюся против него Согдиану. Только вследствие измены местной знати и военного превосходства армии восстание народных масс было жестоко подавлено. Предательски был убит Спитамен.
    После Александра Македонского Самарканд вместе с другими районами Средней Азии входил сначала в состав государства селевкидов, а затем в греко-бактрийское царство. В первые века нашей эры город попал под власть могущественной кушанской державы. В 5 веке свое господство над землями Средней Азии установили правители династии эфталитов.
    В 6-7 вв. во главе Самарканда стояли ишхиды (цари), действовавшие в тесном контакте с тюркским каганатом. В конце 7 — начале 8 вв. в Средней Азии появились войска арабов — завоевателей. В 712г. полководец Кутейба в результате жестоких сражений овладел Самаркандом. Население выступало против иноземного гнета, город становился центром освободительных войн против Халифата. Самарканд находился и под властью местной династии Саманидов, позже входил в состав Карахонидского государства.
    Весной 1220 года в пределы Заравшанской долины ворвались орды Чингиз — хана. Послушайте, как отразил события того времени историк 8 века, Ибн-Аль-Ассир, — « Они ни над кем не сжалились, избивали женщин, мужчин, младенцев, распарывали утробы беременных и умерщвляли зародышей. Пришли, разрушили, умертвили, ограбили и ушли.»
    Обрывки кольчуг и панцирей, наконечники стрел, молитва на стене, нацарапанная тут же клинком, ослабевшей рукой воина, обгорелые до красна стены, обращенные в уголь резные деревянные панно — вот свидельство последних дней жизни города на холмах Афрасиаба, уже более здесь не возродившегося. Нового расцвета Самарканд достиг уже широко раскинувшимся к югу от своих древних руин.
    И, наконец, 14-середина 15 вв. знаменуются новым значительным подъемом экономической, политической и культурной жизни Самарканда. И именно в это время возросла и мировая известность Самарканда, как столицы созданной Тимуром обширной империи, простиравшуюся от Волги до Ганга, от Тянь-Шаня до Босфора. Тщеславный правитель мечтал превратить Самарканд в недосягаемо — прекрасный город. До нас дошли постройки времен Тимура: живописные мавзолеи Шахи — Зинда, соборная мечеть Биби — Ханым, усыпальница Гури — Эмир.
    Давайте вернемся в автобус. Сейчас мы проедем с вами по Ташкентской улице до большого перекрестка и свернув влево, на улицу Кожевенную подъедем к восхитительному древнему ансамблю Шахи — Зинда.
    Шахи — Зинда.
    Некрополь складывался почти 9 веков, с 9 — по 19, и только в сохранившейся на поверхности части заключает более двадцати строений разного времени, представляя не только мавзолейское зодчество Самарканда, но фактически всю архитектурную школу Мавераннахра в ее развитии. Шахи — Зинда — единственный в Самарканде археолого — архитектурный памятник, в котором, включая культурные напластования Афрасиаба, отразилась почти 25 — вековая история города.
    Я приглашаю вас выйти из автобуса и подойти поближе к входному порталу Шахи -Зинда, он, завершая весь ансамбль, является позднейшим сооружением.
    Надпись над входом гласит: « Это величественное здание основано Абдулазиз — ханом, сыном Улугбека — Гурагана, сына Шахруха, сына Амира Тимура — Гурагана в 883 г.» ( 1443 г. н. э.) Достройки и реконструкции в Шахи — Зинда продолжались вплоть до прошлого века.
    Давайте поднимемся по ступенькам входной лестницы и по прохладному полумрачному коридору совершим путешествие в глубь времен. Чем дальше мы будем идти, тем древнее будут постройки.
    Посмотрите, с левой стороны лестницы на террасе 15 в., располагается двухкупольный мавзолей, ранее приписываемый Казы — заде Руми — математику и астроному времен Улугбека и его приближенному. ( Вскрытие показало, что захоронение принадлежит женщине 30 — 35 лет с выраженными чертами монголоидности). Сейчас, поднявшись с вами по этой крутой тридцатишестиступенчатой лестнице, мы попадем в открытую галерею. Слева и справа здесь расположены мавзолей — усыпальницы ближайших родственников Тимура, в том числе его жены Туман — ака и сестры Ширин — бика — ака. Галерея заканчивается круглым двориком со сводчатой аркой. Под которой, справа вы видите старинную резную дверь, ведущую к самому древнему сооружению ансамбля, мавзолею Куссам ибн Абасса. Он объявлен святым за проповедь и насаждение ислама в Самарканде после его завоевания арабами. Существует легенда о том, что живший здесь Куссам ибн Абасса, закончил однажды проповедь, снял собственную голову с плеч, взял ее подмышку и скрылся через узкую щель в пещере, где и продолжает жить и по сей день. Отсюда происходит и название «Шахи — Зинда», что означает «живой царь». Гробница Куссам ибн Абасса, отгороженная от других помещений резной деревянной решеткой, облицована изразцами с арабскими надписями.
    В целом, архитектурный, Шахи — Зинда представляет собой уникальный музей глазурованного декора 14-15вв. Здесь можно найти и поливную резную терракоту, и прекрасные образцы наборной мозаики, и крупную мозаику из поливных кирпичей. По тонкости и изяществу ни один архитектурный памятник Самарканда не может сравниться с мавзолеями Шахи — Зинда.
    А теперь, давайте вернемся в наш автобус и, проехав, по утопающим в зелени улицам доберемся до другого выдающегося архитектурного сооружения средневекового Самарканда — соборной мечети Биби-Ханым.
    Обратите внимание, какие замечательные дороги в Самарканде. Вместо привычной белой разделительной полосы, в Европе, здесь ее заменяют газоны с цветами и вечнозелеными растениями.
    Биби- Ханым.
    Полюбуйтесь этим величественным зданием. Строительство мечети было начато в 1399 году, после победоносного похода Тимура в Индию. Строилась она в течение 5 лет. Сооружение ее было завершено в 1404 году. По замыслу Тимура мечеть Биби-Ханым должна была затмить все виденное им в других землях. К участию в строительстве были привлечены зодчие, художники, мастера и ремесленники из многих стран Востока. 200 каменотесов из Азербайджана, Фарса, Индостана м других стран работали в самой мечети, а 500 рабочих в горах Пенджикента трудились над добычей, обтесыванием камня и отправкой его в Самарканд.
    Грандиозное здание занимали прямоугольный двор размером 130 х 102 метра. На западной стороне его возвышалась главная мечеть, на северной и южной стояли малые мечети. Обширный внутренний двор выстлан мраморными плитами и обнесен крытой галереей для богомольцев. Давайте войдем во внутренний двор мечети. Вход во двор оформлен в виде высокого портала с двумя минаретами. Стены всех помещений снаружи были богато декорированы разноцветным глазурованным кирпичом, образовавшим прихотливый геометрический орнамент и религиозные изречения. Роскошная и богатая отделка внутренних помещений состояла из облицовки майоликовой мозаики, резным мрамором, тиснением на папье-маше, позолоченными узорами. Во дворе на постаменте установлен каменный коран. Существует поверье, что если женщина проползет под ним с правой стороны, то первый ребенок будет мальчик, с левой — девочка. Время сурово обошлось с соборной мечетью Биби-Ханым. Здания ее начали разрушаться еще при жизни Тимура, и ныне от нее остались по существу лишь величественные развалины. Но и они производят неизгладимое впечатление. Сейчас ведутся работы по реставрации всего комплекса построек Биби-Ханым в ее неповторимом былом величии. Укреплены кирпичная кладка в основании стен и облицовка портала, выпрямлен минарет, восстанавливаются стены, ограждавшие мечеть, реставрируются порталы. Предстоит возвести часть галереи, восстановить внутренний купол здания большой мечети. Будем надеяться, что в скором времени мы увидим Биби-Ханым (дорогую тетушку), восставшую из пепла прошлого как, птица Феникс.
    А теперь давайте вернемся в автобус и проехав по Регистанской улице доберемся до центра средневекового Самарканда площади Регистан. Сюда вели все основные дороги. И наша дорога сейчас тоже направляется к сердцу старого Самарканда — Регистана, что в переводе означает (Песчаное место).
    Регистан
    Регистан — форум и торгово-ремесленный центр древнего города. Воздвигнутый здесь ансамбль монументальных зданий — уникальный образец градостроительной культуры минувших веков.
    Когда-то, давно, здесь под звуки огромных медных труб — джарчи глашатаи объявляли гражданам милости и грозные кары властителя. Здесь всенародно совершались казни, провозглашались начало и конец войн и походов. Сюда являлся триумфатор-победитель, чтобы покичиться перед самаркандцами награбленными в далеких странах трофеями, добычей и отрубленными головами врагов, воздетыми на длинные пики. Сюда же, на Регистан, сбегалось мятежное население, чтобы идти в кварталы знати, громить ненавистных угнетателей и тиранов.
    Площадь Регистан с трех сторон замыкает величественное здание: медресе Улугбека (1417-1420 гг.), Шердор (1619-1636 гг.), Тилля-Кари (1647-1660 гг.).
    Высшее духовное заведение, своеобразный университет средневековья — медресе Улугбека первоначально имело 50 худжркелей, в которых проживало свыше ста студентов, обучающихся в медресе. Среди них, по преданию, жил и учился знаменитый таджикский поэт Джами. Существуют сведения, что в медресе читал курс математики сам Улугбек. В 15 веке на Регистане были построены два монументальных здания — медресе Шердор и Тилля-Кари. Они отличаются внушительными размерами и роскошью отделки, хотя по своим художественно-архитектурным достоинствам все же уступают своему прототипу — бессмертному памятнику зодчества — медресе Улугбека. Медресе Шердор, то есть здание со львами, является зеркальным отражение медресе Улугбека. Оно строилось почти 17 лет по приказу самаркандского правителя эмира Ялангтуша Бахадура. Спустя 10 лет после завершения Шердор, при том же правителе было начато строительство медресе Тилля-Кари, замыкающее Регистан с севера. Название медресе означает в переводе отделанное золотом. Площадь золочения составила около 1000 кв.метров и содержит 14 кг 300 грамм золота. Медресе, по мимо своей основной задачи — обучение студентов — выполняло роль соборной мечети. Значение центральной городской площади Регистан не потерял и до наших дней. Здесь смонтирована светозвукопанорама, дающая возможность устраивать яркие представления на семи языках. Каждое медресе на площади Регистан ведет свой рассказ о жизни предков о войнах и разрухе, о мирных днях и созидании. Кончается представление под величественную мелодию словами:
    Я Регистан, я сердце Самарканда
    Я памятник прошедших войн и бед.
    Потомок, слушай мудрости завет: мир береги.
    Жить в мире, дружбе-счастье.
    Ты всюду помни это, человек.
    Заключение.
    Итак, мы с вами совершили экскурсию по историческим местам г. Самарканда. Посмотрели, как он рос и менялся на протяжении более чем 25 вековой истории. Узнали, имена тех, кто завоевывал этот город, в чьи периоды правления он достигал наивысшего расцвета, либо падал в тартарары. Сейчас, я предлагаю вам самостоятельно побродить по мечетям Регистана, зайти во множество антикварных и ремесленных лавочек, которые располагаются на месте бывших келий, посмотреть представление местной театральной группы и встретиться через 1.5 часа, на этом же месте, где вас заберет автобус и отвезет к гостинице. Всего Доброго, Вам!
    Характеристика экскурсии.
    По содержанию: обзорная, одноплановая.
    По месту проведения: городская.
    По способу передвижения: транспортная, автобусная.
    По форме проведения: общеобразовательная.
    По составу экскурсантов: для гостей города.
    Продолжительность: 4 часа.
    Протяженность: около 10 км.
    Экскурсия разработана впервые.
    Цель экскурсии: Ознакомить гостей города с красотой, величием, историей 25 — векового города Самарканда.
    Задачи: 1) Показать исторический и современный облик города.
    2) Рассказать, как формировался город на протяжении 25 веков.
    3) Рассказать о великих людях, населявших этот город.
    4) Рассказать о древних легендах и преданиях Самарканда.
    5) Показать наиболее интересные и красивые памятники архитектуры.
    Объектнотематическое планирование.
    Объект Тема Городище Афрасиаб. Старое городище. Местоположение. История возникновения, существование и гибель. Происхождение названия Шахи — Зинда. Усыпальница Тимуридов. Легенда о живущем шахе. Биби — Ханым. История, строительство, Коран. Площадь Регистан. Сердце старого города. Аннотация.
    Эта экскурсия — небольшое путешествие в прошлое, в глубь веков. Она повествует об одном из старейших городов мира — Самарканде, овеянном славой и драмой далеких веков. Велика притягательная сила Самарканда. Ведь немного на свете городов, чей возраст исчислялся бы более чем 25 веками, городов, которые манили бы к себе своей красотой, неповторимым обликом, так как манит Самарканд: «Рим Востока».
    История города сложна и противоречива. Древнейшие страницы Самарканда погребены под землей, в археологических объектах, в руинах замечательных архитектурных памятников. И если бы не старания археологов, мы бы не знали и половины тайн и чудес «Восточного Эдема». Не зная истории, ее плохих и хороших сторон невозможно строить полноценное будущее.
    Маршрут Остановки. Объекты показа Время Подтема и основные вопросы Организационные указания Методические указания Гостиница Гостиница Самарканд 10
    мин
    Вступление Посадить группу в автобус. Инструкция и справка Тракт Ташкент- Самарканд. Афрасиаб Городище Афрасиаб 30
    мин
    История, становление, культура, гибель Вывести группу из автобуса, провести до цитадели, показать фрески. Историческая справка, описание, рассказ. Ул. Кожевенная Шахи — Зинда Некрополь Шахи-Зинда. 30 мин Гробница Тимуридов. Легенда о живом шахе. Вывести группу из автобуса. Провести по некрополю посадить группу в автобус, проверить наличие всех экскурсантов. Историческая справка, описание, показ, рассказ легенды. Ул. Регистанская. Биби-Ханым Мечеть Биби — Ханым. 20
    мин
    Дорогая тетушка. Коран. Провести группу во внутрений дворик, расположить полукругом, лицом к Корану, посадить группу в автобус, проверить наличие всех экскурсантов. Историческая справка, описание, показ, рассказ, актуализация внимания ул. Регистанская Площадь Регистан Медресе Улугбека, Тилля-Кари, Шердор. 1.5
    часа
    Сердце Города. Вывести группу из автобуса, расположить их на площади лицом к Медресе, рассказать об истории, предложить группе самостоятельно побродить Регистану. посадить группу в автобус, проверить наличие всех экскурсантов Историческая справка, описание, показ, рассказ, актуализация внимания

  11. Один из древнейших городов Средней Азии — Самарканд — славится своей историей достопримечательностями и легендами. Это город тайн. До сих пор, к примеру, остается не установленным точный возраст города. Есть несколько версий. По одной из них Самарканду свыше 2750 лет (согласно священной книге зороастрийев «Авеста»), по другой — 3700 (версия арабского историка Абу ан-Несефи), по третьей — 4700 лет (ряд арабских историков). Так или иначе, глупо спорить о том, древний ли город Самарканд. Сами узбеки говорят, что Самарканд такой же старый, как сама Земля.
    Легенды преследуют вас в Самарканде повсюду. Чего стоит одна лишь могила Тимура — монгольского завоевателя, державшим в страхе полмира. По преданию, тот, кто отважится вскрыть гробницу кровавого властителя, вызовет его дух и тогда мир погрузится во мрак. Археологи — люди не суеверные, они не поверили в «сказки Востока». Гробница была вскрыта 22 июня 1941 года. В тот день гитлеровская Германия напала на СССР.
    Кроме великих тайн, в городе огромное количество великих памятников. Мечть Биби-Хоним — одна из старейших мечетей мусульманского мира; медресе и руины обсерватории знаменитого восточного мыслителя и астронома Мирзо Улугбека; потрясающие сады Самраканда, многочисленные музеи. Редкий город в арабском мире обладает такой богатой коллекцией архитектурных памятников мусульманской культуры.
    Археологические находки и летописные труды античных историков установили с полной достоверностью, что человек пришел на территории этого города за много тысячелетий до начала нашей эры. Посетив наш тур, вы сами убедитеь в том. что это были умелые люди, искусные ремесленники, созидатели…. Об этом свидетельствует найденное недавно богатое женское погребение эпохи бронзы – серьги в виде колокольчиков, браслеты, большие бронзовые кольца, бронзовое зеркало, около тысячи уникальных бусин и другие украшения и предметы быта. Первое письменное упоминание о Самарканде – известном тогда под названием Мараканда, относится к 329 году до н.э. и появилось в среде завоевателей легендарных походов Александра Македонского.
    В путешествии по Самарканду, вы соприкоснетесь с историей Самарканда, которая уходит вглубь веков и отчасти похожа на историю Бухары. Те же события видели камни, дворцы, мечети этого города. Те же правители в разные времена пленяли непокорных жителей…. Даже даты основания почти одинаковы. Но, лишь однажды посетив эти города, можно понять, они различны и по своему облику, и по назначению, и по окружающей город природе. Чрезвычайно выгодное географическое местоположение, сравнительно прохладный климат: обилие естественных источников с прекрасной водой. Жители недаром называют их “оби рахмат” – “вода милости”. Близость гор с многочисленной дичью, протекающая голубая и холодная река Заравшан – все это создавало во все времена благоприятные условия для человеческих поселений, которые за несколько столетий до нашей эры обросли крепостными стенами, башнями, засияли величественные дворцы и храмы Самарканда.
    К V-VII-ому веку Самарканд уже представлял собой большой город с многолюдным населением, развитыми ремеслами, торговлей, культурой. Он был окружен неприступной цитаделью и имел внешнюю оборонительную стену длиной в 70 стадий – около десяти с половиной километров. Арабов, пришедших в город, настолько покорил его облик, что они стали называть это место не иначе как Зеркало мира, Сад Души, Драгоценность Ислама, Центр объединения. Но именно на феодальное Средневековье приходится культурный расцвет Самарканда
    Никто столько не сделал для становления города, как Великий Тимур. В конце XIV в. Самарканд стал столицей его огромной империи, предметом его особых забот. Город Самарканд перепланировался и застраивался многочисленными дворцами и величественными зданиями. Тщеславный правитель стремился строительством монументальных сооружений утвердить идею своего безграничного могущества. И в 1399 г., вернувшись из похода в Индию с огромными награбленными богатствами, Тимур начал постройку пятничной мечети в честь своей любимой жены. В течение пяти лет возведена была мечеть “Биби-ханым”, как стали ее называть в последствии. Архитектурный ансамбль мечети традиционно объединялся большим двором, огражденным стенами. В убранстве портала мечети, в противоположность декору стен, использованы резной камень, мрамор и майолика. И уже восьмой век величественный купол главной мечети господствует над городом, поражая туристов своей изумительной красотой. Но к сожалению, не все сохранилось из первоначального комплекса

  12. Мой любимый город.
    У каждого человека есть  свой любимый город. Чаще всего любимым называют  тот город,  где промчалось  детство человека, ведь именно с детством связаны самые дорогие сердцу воспоминания.
    Любимый город…   Этому городу вовсе не обязательно быть столицей,  городом миллионером.  Он может быть маленьким тихим, но очень родным.
    Города, как и люди, – у каждого своя судьба, своё  лицо и свой характер. Я хочу рассказать о городе моего детства, моей малой Родине.
    Велики просторы нашей Родины.  Но есть на карте нашей страны небольшой северный  город: тёплый и уютный  и самый – самый дорогой.
    Предлагаю познакомиться:  Ноябрьск – город моего детства.   Здесь я родился.  Я люблю этот город, сам не знаю, за что. Ни за что,  наверное, пока конкретно, точнее,  за то, что он есть, что он именно такой,  непохожий ни на какой другой город. Есть просто чувство,  которое я не могу объяснить словами, а могу объяснить это чувство в сравнении:  с любовью к родным. Ведь их мы любим не за что-то,  а просто за то,  что они есть.
    Мне 9 лет. Я,  конечно,  ещё  мало знаю о своём городе, но с каждым годом я всё больше узнаю о его истории, о людях.  И каждый год я открываю для себя  его по-новому.
    Жемчужиной  Крайнего Севера называют  Ноябрьск – один из крупных  городов   Ямала.  Ямал  –  загадочная  северная  земля;  в  переводе с  ненецкого « Ямал»  означает  «край земли», –  край метелей  и вьюг, край  комаров  и мошек,  край  осеннего  разноцветья,  бесчисленных  спокойных озёр  и  шумных  рек,  с  безмолвной  тундрой  и  ягодными полянами.
    Моё  знакомство с ним, моим городом, началось, наверное, с рассказа моей мамы.  После того,  как 25 лет она  прожила в солнечном,  жарком  Узбекистане, уже одно слово «север»  немного пугало, и поэтому, наверное, она  волновалась, когда впервые встретилась с краем долгой и суровой зимы.  Но, увидев  яркое солнце,  а это было в августе,  высокое,  голубое,  а не как предполагала,  низкое,  серое,  нависшее над землёй  небо,  и сразу поняла,  что этот город ей нравится. Север поразил её своей величественной красотой, хрупкой и сильной природой,  а город показался очень компактным и уютным.
    Я, конечно же, увидел Ноябрьск уже другим, более разросшимся. Мама мне рассказывала,  что, когда она приехала, строительство 5 микрорайона только начиналось, а сейчас вот и строительство  8 микрорайона – не за горами.
    Я люблю свой город,  здесь много интересных и красивых мест,  разных памятников.
    Одним из замечательных мест в городе считается  детский парк, здесь летом много аттракционов, а зимой он становится настоящим ледяным  городом.  Рядом с парком – фонтан –  любимое место отдыха  детей и  взрослых.
    Одним из любимых мест для жителей города зимой становится лыжная база,  где и мы с ребятами из класса иногда катаемся на лыжах.
    Город имеет свой Храм – Храм Архангела Михаила, он стоит на возвышенности, и поэтому золоченые купола его видны во всех частях города. Рядом с храмом горит Вечный огонь, зажжённый в память о тех,  кто  отстоял  Родину в жестоких боях за жизнь и счастье последующих поколений.
    В городе построено много красивых, современных  зданий:  интеллект-центр, телепорт.  Недавно мне папа показал один необычный памятник – памятник комару. Это скульптурная композиция, выполненная из металлических деталей,  символизирует, наверное,  одну из  живых «достопримечательностей» севера, –  как его ещё называют, «комариного края».
    И ещё  удивительное:  кто-то,  влюблённый в город,  разукрасил городские автобусы эмблемой города с надписью:  «Люблю тебя до неба».
    Вообще за последние годы Ноябрьск преображается:  появляются новые постройки, будут застраиваться ещё 2 микрорайона,  город растёт на глазах и становится всё красивее с каждым годом.
    Рассказ о моём городе я хочу закончить  строками  из песни на слова Б. Дубровина « Домой, домой».
    Куда бы мы ни уезжали,
    А тянет нас из дальней дали,
    А тянет нас с тобой-
    Домой.
    И в декабре,  и в январе,
    И в октябре,  и в ноябре,
    И летом,  и весной-
    В  Ноябрьск,
    Домой.
    И каждый раз,  возвращаясь из отпуска,  мы радуемся  переменам:   дороги  заасфальтированы, появились  новые дома и ограждения у домов.  А сейчас город  встречает нас  ещё и обилием ярких  городских  цветов,  среди которых –  жёлтые одуванчики –  Символ солнца,  света, дома, тепла,  уюта.  Они прижились в городе  и после долгой зимы и затяжной весны бросаются в глаза яркими  жёлтыми пятнами на изумрудной траве.
    Много разных имён, названий давали нашему городу – жемчужина  Сибири,  город –  семья, город  мечты,  город одуванчиков.  И даже  смешное – город «непуганых пешеходов».
    А я назову его – город Счастья,  Добра и Солнца. Таким я знаю свой город. И  для каждого он свой и, конечно же,  самый родной и самый чудесный.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *