Сочинение на тему мой кавказ

14 вариантов

  1. В творчестве многих русских писателей прослеживается тема, которая привлекала их своей широтой и ясностью – это Кавказ. Не стал исключением и Михаил Юрьевич Лермонтов, в творчестве которого имена эта тематика имеет большое значение.
    Сразу хочу отметить, что Кавказ для Лермонтова нечто большее, чем просто прекрасные широты, манящие своей свежестью и потрясающей красотой. С этими местами у Михаила Юрьевича было связано его девство, что и отразилось на всем творчестве писателя, ведь именно поэтому его произведения заиграли теплыми и нежными красками, более насыщенными по сравнению с другими русскими поэтами.
    Я счастлив был с вами, ущелия гор,
    Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.
    Там видел я пару божественных глаз;
    И сердце лепечет, воспомня тот взор:
    Люблю я Кавказ!..
    В 1837 году Лермонтов был сослан на Кавказ в действующую армию за стихотворение «Смерть Поэта», написанное на смерть А. С. Пушкина. Здесь же, на Кавказе, и закончилась его земная жизнь в 1841 году. Стоит ли удивляться, что многие произведения Лермонтова посвящены Кавказу! Это горный край, суровый и прекрасный, с особой дикой красотой, предстает в поэзии Лермонтова в разных обличьях. Например, в стихотворении «Дары Терека» река Терек и Каспийское море выступают своего рода сказочными существами, в чем-то похожими на языческие божества. И сюжет стихотворения — в духе романтической баллады: Терек приносит подарки Каспию, прося впустить его, реку, в простор моря.
    И все же несомненно, что Лермонтов любил этот край, поэтому так охотно переносил действие многих своих произведений на Кавказ. «Славное место эта долина! — восклицает автор в «Герое нашего времени», описывая Койшаурскую долину. У нас нет причин сомневаться в искренности Лермонтова, восхищающегося Кавказом, ведь он сам в стихотворении «Кавказ» признается: «Люблю я Кавказ».

  2. Эссе « Мой Кавказ через 10 лет»
    1. Эссе « Мой Кавказ через 10 лет»
    2.Цель эссе:
    а) Обратить внимание общественности на актуальные вопросы Кавказа.
    б) Содействовать укреплению мира и дружбы среди народов Кавказа.
    в) Развивать туризм на Кавказе, как средство поддержки охраняемых природных территорий, содействовать социальному и экономическому развитию местного населения.
    Как я любил, Кавказ мой величавый,
    Твоих сынов воинственные нравы,
    Твоих небес прозрачную лазурь,
    И чудный вой мгновенных, громких бурь…
    М.Ю. Лермонтов
    Название Кавказ впервые встречается в трагедии Эсхила «Скованный Прометей» в 479 до Рождества Христова. Эсхил говорил часто : « Родства и дружбы сила велика». О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы, князья и крестьяне. А все ли люди хотят дружить? Что содействует укреплению мира и дружбы среди народов Кавказа? Желание действовать вместе, так как «нас много, а Кавказ один». Каким будет Кавказ через десять лет зависит от каждого из нас независимо от национальности. Нужно проводить переговоры по острым вопросам, проблемам и решать их мирным путём, создавать и участвовать в проектах по укреплению дружбы между народами. Во многих странах, и у нас в России, есть государственные награды, вручаемые за укрепление дружбы между народами. Я считаю, такие награды равносильны наградам за участие в войнах. А не мудрее ли предотвратить войну на ранних стадиях, чем тушить пожары войны. “Только мертвые видели конец войне” – говорил Платон. На многонациональном Кавказе без дружбы между народами ни один проект себя не оправдает.
    Многих русских писателей и поэтов привлекал Кавказ, таинственный край, «где люди вольны, как орлы». Мотив любви к Кавказу проходит через всё творчество М. Ю. Лермонтова. В своё время Белинский отмечал, что Кавказ сделался для русских « заветной страной воли и неисчерпаемой поэзии» с лёгкой руки А. С. Пушкина. На Кавказ ехали и молодые люди как в экзотическую страну чудес.
    Кавказ.… Насколько мыслей нас наводит это слово? Красивые долины, белоснежные горы, красота, что невозможно передать словами. Я люблю Кавказ за её необъятные поля, величавые горы, леса и просто за то, что я здесь родился. Здесь прошло моё детство. Это всё моё, родное. Поэтому мне небезразлично будущее Кавказа.
    Что же будет с Кавказом через десять лет? Я уверен, что все лучше и активней будет развиваться туризм, спорт, сохранятся традиции. Создадут ассоциации и цепь эколого-туристских предприятий и туристических агентств. Будет развит туризм на Кавказе, как средство поддержки охраняемых природных территорий, содействовать социальному и экономическому развитию местного населения. Будут сформированы специальные базы данных на портале « Курорты Северного Кавказа». Я хотел бы иметь на данном портале свой блог, где размещал бы рекламные баннеры с изображениями памятников природы Адыгеи. Я думаю, что мой блог принес бы большую пользу в развитии туризма на Северном Кавказе. Так же я бы создал справочно-информационную систему по природным и историко-культурным достопримечательностям, маршрутам и турам Адыгеи. Мое турагентство создаст новые, и модернизируют существующие музеи, памятники природы. Будет развито рекламно-информационное обеспечение и продвижения туризма на Кавказе с помощью волонтеров молодежного движения « Мой Кавказ», где все волонтеры будут разных национальностей. Почему? Чтобы привлечь туристов с разных регионов и подчеркнуть укрепление мира и дружбы на Кавказе.
    С подготовленными высоко квалифицированными сотрудниками: экскурсоводами, инструкторами можно будет связаться через видеоконференции и посмотреть видеоролики в формате 3D. Я надеюсь, будут разработаны федеральные программы по развитию экологического туризма на Кавказе.
    Я уверен, что через десять лет темпы роста туризма будут высоки, а приносимые доходы внесут значительный вклад и в развитие экономики Адыгеи. Россияне не только будут не бояться отправляться в горы и места, что были когда – то неблагополучными, но и будут считать приоритетным отдых на Кавказе.
    В заключении хочу отметить, что если все будут дружными и соблюдать советы Элен Скотт при посещении Кавказа, то задумки насчет туризма, процветания Кавказа осуществятся:
    Не берите ничего, кроме отснятых фотографий;
    Не оставляйте ничего, кроме следов ног;
    Не убивайте ничего, кроме времени.
    Работу выполнил ученик 9 класса
    Куашев Айтеч Алиевич
    Руководитель учитель адыгейского
    языка и литературы Коблева С.Б.

  3. Кавказ
    Многих русских писателей манил Кавказ, таинственный край, “где люди вольны, как “орлы”: Кавказ называли “Тёплой Сибирью”; туда в действующую армию ссылали неугодных. На Кавказ ехали и молодые люди в жажде побывать в “настоящем деле”, туда стремились и как в экзотическую страну чудес. С 1817 Россия вела борьбу с разрозненными горскими племенами, объединившиеся в борьбе за свободу под знамёнами Шамиля. Участвовали в этой войне и иные офицеры М. Лермонтов и Л. Толстой, но не войну воспели они в своих кавказских творениях, а прекрасную, суровую, дикую красоту гор, колоритную жизнь горцев, чарующую красоту горянок, легенды и сказания аулов.
    В своё время Белинский отмечал, что Кавказ сделался для русских “ заветной страной воли и неисчерпаемой поэзии” с лёгкой руки А. С. Пушкина. В его стихотворении “Обвал” с необычайной силой и поэтичностью изображена могучая и дикая природа:
    Дробясь о мрачные скалы,
    Шумят и пенятся валы,
    И надо мной шумят орлы
    И ропщет бор…
    И блещут средь волнистой мглы
    Вершины гор.
    Своему другу Н. Раевскому Пушкин посвятил поэму “Кавказский пленник”.
    Восторгаясь красотой Кавказа, он писал: “Забуду ли его кремнистые вершины,
    Гремучие ключи, увядшие равнины. В этой романтической поэме противопоставлены разочарованное “ дитя цивилизации”- русский, “европеец” и дитя природы, “дева гор”, живущая естественной жизнью, воплощение любви и самопожертвования. Поэма Пушкина открывает тему трагического противостояния России и Кавказа, тему, которая, видимо никогда не будет исчерпана.
    Мотив любви к Кавказу проходит и через всё творчество М. Ю. Лермонтова, которого в своё время поразила поэма “Кавказский пленник”. Неудивительно, что некоторые черты (гордое одиночество, таинственность, пылкая страсть) объединяют героев пушкинской поэмы и героев Лермонтова:
    И хладен блеск его очей…
    …Чувства, страсти,
    В очах навеки догорев,
    Таятся, как в пещере лев,
    Глубоко в сердце…
    Кавказ для Лермонтова связан с воспоминаниями его детства, романтическим мироощущением, тоской по необычному, потребностью в величественном. С юношеских лет он грезил Кавказом, бывая там, он слушал рассказы про страну, записывал народные песни. Поэма “Беглец”, например, выросла из черкесской народной песни. Поэму эту следовало бы читать всем, кто в разные годы принимал решения об усмирении непокорных горских народов.
    Нет для черкеса большего позора, чем трусость на поле боя и неумение отомстить. С презрением отвернулся от беглеца и умирающий друг, и возлюбленная, и даже мать. И когда на утро “ удар кинжала пресёк несчастного позор”, мать его лишь “ хладно отвернула взор”.
    Лермонтов славит Кавказ и устами своего героя Мцыри, предпочитающего жизни в неволе 3-и дня жизни на свободе.
    Сияньем голубого дня
    Упьюся я в последний раз.
    Оттуда виден и Кавказ!
    Быть может он с своих высот
    Привет прощальный мне пришлёт…
    Блуждавший в пустыне мира печальный Демон находит край, достойный его судьбы и страсти:
    Прекрасен ты, суровый край свободы!
    И вы, престолы вечные природы.
    Наконец, сам поэт в стихотворении “Кавказ” восклицает:
    Как сладкую песню отчизны моей
    Люблю я Кавказ!
    Тема Кавказа нашла отражение и в творчестве Л.Н. Толстого. В его произведениях мы найдём и описание гор Кавказа, их “громадности” и “воздушности”, их бесконечной красоты, перед которой такими мелкими кажутся жизненные прежние впечатления. Мы найдём описание чеченских аулов и казацких станиц, расположенных в трёхстах саженях друг от друга. Мы узнаем, что издавна эти народы живут вместе, и обычаи их переплелись, и любовь к свободе, праздности, грабежу и войне составляют главные черты их характера.
    Но в произведениях Толстого Кавказ предстаёт и как арена исторической драмы, как место удовлетворения великодержавного тщеславия. Повесть “Кавказский пленник” -произведение простое и ясное. Лёгкое в восприятии, оно даёт ответы на сложнейшие нравственно-философские вопросы: можно ли быть милосердным к врагу и простить предательство товарища, стоит ли из-за национальной розни перечёркивать гуманные, человеческие отношения.
    В последние годы жизни Толстого привлекла личность сподвижника Шамиля- свободолюбивого и мужественного Хаджи – Мурата. Непокорённый, он бежал и погиб, защищая свою свободу, жизнь своей семьи. Толстой явно сочувствует своему герою, отмечая, наряду с храбростью и удалью, его какую-то детскую непосредственность. И в тоже время жестокость, мстительность горцев вызывают осуждение писателя. Война есть война, она всегда кровь, пожарища, плач вдов, матерей и сирот. Видеть это писателю больно, любое убийство для него противоестественно.
    Как бы предвидя современную трагедию русско-кавказских отношений, А.С. Пушкин писал:
    Кавказа гордые сыны,
    Сражались, гибли вы ужасно,
    Но не спасла вас наша кровь…
    А Лермонтов, как бы в продолжении этой жизни, философски замечает:
    И с грустью тайной и сердечной
    Я думал: “ Жалкий человек…
    Чего он хочет?… Небо ясно.
    Под небом много места всем;
    Но беспрестанно и напрасно
    Один враждует он –зачем?
    (“ Валерик ”)

  4. Многих русских писателей манил Кавказ, таинственный край, “где люди вольны, как “орлы”: Кавказ называли “Тёплой Сибирью”; туда в действующую армию ссылали неугодных. На Кавказ ехали и молодые люди в жажде побывать в “настоящем деле”, туда стремились и как в экзотическую страну чудес. С 1817 Россия вела борьбу с разрозненными горскими племенами, объединившиеся в борьбе за свободу под знамёнами Шамиля. Участвовали в этой войне и иные офицеры М. Лермонтов и Л. Толстой, но не войну воспели они в своих кавказских творениях, а прекрасную, суровую, дикую красоту гор, колоритную жизнь горцев, чарующую красоту горянок, легенды и сказания аулов.
    В своё время Белинский отмечал, что Кавказ сделался для русских “ заветной страной воли и неисчерпаемой поэзии” с лёгкой руки А. С. Пушкина. В его стихотворении “Обвал” с необычайной силой и поэтичностью изображена могучая и дикая природа:
    Дробясь о мрачные скалы,
    Шумят и пенятся валы,
    И надо мной шумят орлы
    И ропщет бор…
    И блещут средь волнистой мглы
    Вершины гор.
    Своему другу Н. Раевскому Пушкин посвятил поэму “Кавказский пленник”.
    Восторгаясь красотой Кавказа, он писал: “Забуду ли его кремнистые вершины,
    Гремучие ключи, увядшие равнины. В этой романтической поэме противопоставлены разочарованное “ дитя цивилизации”- русский, “европеец” и дитя природы, “дева гор”, живущая естественной жизнью, воплощение любви и самопожертвования. Поэма Пушкина открывает тему трагического противостояния России и Кавказа, тему, которая, видимо никогда не будет исчерпана.
    Мотив любви к Кавказу проходит и через всё творчество М. Ю. Лермонтова, которого в своё время поразила поэма “Кавказский пленник”. Неудивительно, что некоторые черты (гордое одиночество, таинственность, пылкая страсть) объединяют героев пушкинской поэмы и героев Лермонтова:
    И хладен блеск его очей…
    …Чувства, страсти,
    В очах навеки догорев,
    Таятся, как в пещере лев,
    Глубоко в сердце…
    Кавказ для Лермонтова связан с воспоминаниями его детства, романтическим мироощущением, тоской по необычному, потребностью в величественном. С юношеских лет он грезил Кавказом, бывая там, он слушал рассказы про страну, записывал народные песни. Поэма “Беглец”, например, выросла из черкесской народной песни. Поэму эту следовало бы читать всем, кто в разные годы принимал решения об усмирении непокорных горских народов.
    Нет для черкеса большего позора, чем трусость на поле боя и неумение отомстить. С презрением отвернулся от беглеца и умирающий друг, и возлюбленная, и даже мать. И когда на утро “ удар кинжала пресёк несчастного позор”, мать его лишь “ хладно отвернула взор”.
    Лермонтов славит Кавказ и устами своего героя Мцыри, предпочитающего жизни в неволе 3-и дня жизни на свободе.
    Сияньем голубого дня
    Упьюся я в последний раз.
    Оттуда виден и Кавказ!
    Быть может он с своих высот
    Привет прощальный мне пришлёт…
    Блуждавший в пустыне мира печальный Демон находит край, достойный его судьбы и страсти:
    Прекрасен ты, суровый край свободы!
    И вы, престолы вечные природы.
    Наконец, сам поэт в стихотворении “Кавказ” восклицает:
    Как сладкую песню отчизны моей
    Люблю я Кавказ!
    Тема Кавказа нашла отражение и в творчестве Л.Н. Толстого. В его произведениях мы найдём и описание гор Кавказа, их “громадности” и “воздушности”, их бесконечной красоты, перед которой такими мелкими кажутся жизненные прежние впечатления. Мы найдём описание чеченских аулов и казацких станиц, расположенных в трёхстах саженях друг от друга. Мы узнаем, что издавна эти народы живут вместе, и обычаи их переплелись, и любовь к свободе, праздности, грабежу и войне составляют главные черты их характера.
    Но в произведениях Толстого Кавказ предстаёт и как арена исторической драмы, как место удовлетворения великодержавного тщеславия. Повесть “Кавказский пленник” -произведение простое и ясное. Лёгкое в восприятии, оно даёт ответы на сложнейшие нравственно-философские вопросы: можно ли быть милосердным к врагу и простить предательство товарища, стоит ли из-за национальной розни перечёркивать гуманные, человеческие отношения.
    В последние годы жизни Толстого привлекла личность сподвижника Шамиля- свободолюбивого и мужественного Хаджи – Мурата. Непокорённый, он бежал и погиб, защищая свою свободу, жизнь своей семьи. Толстой явно сочувствует своему герою, отмечая, наряду с храбростью и удалью, его какую-то детскую непосредственность. И в тоже время жестокость, мстительность горцев вызывают осуждение писателя. Война есть война, она всегда кровь, пожарища, плач вдов, матерей и сирот. Видеть это писателю больно, любое убийство для него противоестественно.
    Как бы предвидя современную трагедию русско-кавказских отношений, А.С. Пушкин писал:
    Кавказа гордые сыны,
    Сражались, гибли вы ужасно,
    Но не спасла вас наша кровь…
    А Лермонтов, как бы в продолжении этой жизни, философски замечает:
    И с грустью тайной и сердечной
    Я думал: “ Жалкий человек…
    Чего он хочет?… Небо ясно.
    Под небом много места всем;
    Но беспрестанно и напрасно
    Один враждует он –зачем?
    (“ Валерик ”)

  5. Известный русский поэт, прозаик, драматург Михаил Юрьевич Лермонтов прожил короткую, но яркую жизнь. Он родился в старинной дворянской семье. Рано потерял мать, жил вместе с бабушкой, учился в самом престижном московском пансионе. В это время начинает писать стихи. Судьба приводит его в юнкерскую школу – впереди блестящая карьера военного. Но неожиданное известие о смерти на дуэли А. С. Пушкина вызывает в его душе настоящее потрясение. Лермонтов откликается на это печальное событие одой “Смерть поэта”, в которой обвиняет власть в гибели молодого творца. За это его ссылают на Кавказ, где уже много лет продолжается война Российской империи против кавказских народов. Экзотическая и суровая природа, независимый характер горцев, их мужество и гордость поражают поэта, служат толчком к созданию новых произведений. Среди них – прекрасный образец пейзажной лирики “Люблю я цепи синих гор…”. Не много рождалось поэтов, которые бы так видели мир – динамично, объемно, красочно. В этом Лермонтову-поэту помогал его талант художника. Не только с натуры, но и по памяти он мог воспроизводить фигуры, лица, пейзажи, кипение боя, скачку, преследование. И, обдумывая стихотворные строки, любил рисовать грозные профили горячих, нетерпеливых коней. Он мог бы стать настоящим художником, если бы профессионально занимался живописью, но Лермонтов-поэт в изображении природы является непревзойденным мастером. Недаром современники называли его русским Гете. Даже если вы не были на Кавказе, вы не можете не восхититься прекрасным вечерним пейзажем, изображенным поэтом: цепи синих гор, из-за которых, “как южный метеор”, всплывает луна. Луна – это таинственное небесное светило, такое близкое и такое непознанное. Взоры влюбленных и поэтов в минуты отчаяния, тоски, горьких раздумий были обращены к луне:…Царица лучших дум певца И лучший перл того венца, Которым свод небес порой Гордится, будто царь земной. Поэт одухотворяет, оживляет природу. Солнце еще не сдает своих позиций, освещая земную поверхность: “На западе вечерний луч еще горит на ребрах туч…” Солнце и луна словно вступают в единоборство за право украшать собою небесный свод. Но скоро луч зари гаснет – и воцаряется на небе луна, окруженная белыми тучками:Кто не знавал таких ночей В ущельях гор иль средь степей? Лирический герой сливается с природой, живет с ней одной жизнью, познает ее гармоничную красоту. Он мчится на коне и чувствует, как животное дышит, отбрасывает копытами землю. Это не бессмысленный бег, но желание в едином порыве постичь тайное, непознанное. В этом порыве человек ощущает себя одним из проявлений природной стихии. Его, как и многих в этом мире, гложет непонимание и одиночество: “как ветер, волен и один”. А природа, хоть на один волшебный миг, дает ощущение собственной значимости. Бессмысленность существования растворяется в бескрайних просторах степи. Сияние луны – это не просто холодный отчужденный свет далекого светила, а серебристый блеск, осыпавший и коня, и всадника. И этот блеск объединяет в единое целое и человека, и животное. Бег ускоряется – миг прозрения близится. И тут мы понимаем, что видение кавказких чарующих, пленительных синих гор было всего лишь воспоминанием о счастливых днях. Вокруг все та же степь, все та же луна, глядящая с укоризной на человека, возомнившего себя венцом творения и властителем природы:Все та же степь, все та ж луна:Свой взор ко мне склонив, она, Казалось, упрекала в том, Что человек с своим конем Хотел владычество степей В ту ночь оспаривать у ней! Тот же мотив отчужденности, непонимания, одиночества, поиска утраченной гармонии мы находим и в стихотворении “Кавказ”. К слову, в творчестве поэта это было первое стихотворение, посвященное кавказской теме. Можно утверждать, что толчком к созданию “Кавказа” послужили детские воспоминания поэта о пребывании на Кавказе в 1825 году. Неизгладимое впечатление на юного поэта произвели эти южные горы. Поэт красоту этих мест невольно сравнивает с песней отчизны, песней матери. В три года он плакал на коленях у матери от песни, которую та напевала ему. На Кавказе же впервые в десятилетнем возрасте поэт полюбил. Вспоминая через пять лет златокудрую синеглазую девочку и Кавказские горы, он записал в свою тетрадку: “Говорят (Байрон) , что ранняя страсть означает душу, которая будет любить изящные искусства. Я думаю, что в такой душе много музыки”. Такой же музыкой звучат для нас слова, воспевающие красоту природы. Для лирического героя Лермонтова вершины скал южных гор скрывают тайну любви, матери
    нской ласки – всего того, что делает каждого человека самым счастливым на этой земле.

  6. Кавказ
    Многих русских писателей манил Кавказ, таинственный край, где люди вольны, как орлы: Кавказ называли Тёплой Сибирью; туда в действующую армию ссылали неугодных. На Кавказ ехали и молодые люди в жажде побывать в настоящем деле, туда стремились и как в экзотическую страну чудес. С 1817 Россия вела борьбу с разрозненными горскими племенами, объединившиеся в борьбе за свободу под знамёнами Шамиля. Участвовали в этой войне и иные офицеры М. Лермонтов и Л. Толстой, но не войну воспели они в своих кавказских творениях, а прекрасную, суровую, дикую красоту гор, колоритную жизнь горцев, чарующую красоту горянок, легенды и сказания аулов.
    В своё время Белинский отмечал, что Кавказ сделался для русских заветной страной воли и неисчерпаемой поэзии с лёгкой руки А. С. Пушкина. В его стихотворении Обвал с необычайной силой и поэтичностью изображена могучая и дикая природа:
    Дробясь о мрачные скалы,
    Шумят и пенятся валы,
    И надо мной шумят орлы
    И ропщет бор…
    И блещут средь волнистой мглы
    Вершины гор.
    Своему другу Н. Раевскому Пушкин посвятил поэму Кавказский пленник.
    Восторгаясь красотой Кавказа, он писал: Забуду ли его кремнистые вершины,
    Гремучие ключи, увядшие равнины. В этой романтической поэме противопоставлены разочарованное дитя цивилизации- русский, европеец и дитя природы, дева гор, живущая естественной жизнью, воплощение любви и самопожертвования. Поэма Пушкина открывает тему трагического противостояния России и Кавказа, тему, которая, видимо никогда не будет исчерпана.
    Мотив любви к Кавказу проходит и через всё творчество М. Ю. Лермонтова, которого в своё время поразила поэма Кавказский пленник. Неудивительно, что некоторые черты (гордое одиночество, таинственность, пылкая страсть) объединяют героев пушкинской поэмы и героев Лермонтова:
    И хладен блеск его очей…
    …Чувства, страсти,
    В очах навеки догорев,
    Таятся, как в пещере лев,
    Глубоко в сердце…
    Кавказ для Лермонтова связан с воспоминаниями его детства, романтическим мироощущением, тоской по необычному, потребностью в величественном. С юношеских лет он грезил Кавказом, бывая там, он слушал рассказы про страну, записывал народные песни. Поэма Беглец, например, выросла из черкесской народной песни. Поэму эту следовало бы читать всем, кто в разные годы принимал решения об усмирении непокорных горских народов.
    Нет для черкеса большего позора, чем трусость на поле боя и неумение отомстить. С презрением отвернулся от беглеца и умирающий друг, и возлюбленная, и даже мать. И когда на утро удар кинжала пресёк несчастного позор, мать его лишь хладно отвернула взор.
    Лермонтов славит Кавказ и устами своего героя Мцыри, предпочитающего жизни в неволе 3-и дня жизни на свободе.
    Сияньем голубого дня
    Упьюся я в последний раз.
    Оттуда виден и Кавказ!
    Быть может он с своих высот
    Привет прощальный мне пришлёт…
    Блуждавший в пустыне мира печальный Демон находит край, достойный его судьбы и страсти:
    Прекрасен ты, суровый край свободы!
    И вы, престолы вечные природы.
    Наконец, сам поэт в стихотворении Кавказ восклицает:
    Как сладкую песню отчизны моей
    Люблю я Кавказ!
    Тема Кавказа нашла отражение и в творчестве Л.Н. Толстого. В его произведениях мы найдём и описание гор Кавказа, их громадности и воздушности, их бесконечной красоты, перед которой такими мелкими кажутся жизненные прежние впечатления. Мы найдём описание чеченских аулов и казацких станиц, расположенных в трёхстах саженях друг от друга. Мы узнаем, что издавна эти народы живут вместе, и обычаи их переплелись, и любовь к свободе, праздности, грабежу и войне составляют главные черты их характера.
    Но в произведениях Толстого Кавказ предстаёт и как арена исторической драмы, как место удовлетворения великодержавного тщеславия. Повесть Кавказский пленник -произведение простое и ясное. Лёгкое в восприятии, оно даёт ответы на сложнейшие нравственно-философские вопросы: можно ли быть милосердным к врагу и простить предательство товарища, стоит ли из-за национальной розни перечёркивать гуманные, человеческие отношения.
    В последние годы жизни Толстого привлекла личность сподвижника Шамиля- свободолюбивого и мужественного Хаджи Мурата. Непокорённый, он бежал и погиб, защищая свою свободу, жизнь своей семьи. Толстой явно сочувствует своему герою, отмечая, наряду с храбростью и удалью, его какую-то детскую непосредственность. И в тоже время жестокость, мстительность горцев вызывают осуждение писателя. Война есть война, она всегда кровь, пожарища, плач вдов, матерей и сирот. Видеть это писателю больно, любое убийство для него противоестественно.
    Как бы предвидя современную трагедию русско-кавказских отношений, А.С. Пушкин писал:
    Кавказа гордые сыны,
    Сражались, гибли вы ужасно,
    Но не спасла вас наша кровь…
    А Лермонтов, как бы в продолжении этой жизни, философски замечает:
    И с грустью тайной и сердечной
    Я думал: Жалкий человек…
    Чего он хочет?… Небо ясно.
    Под небом много места всем;
    Но беспрестанно и напрасно
    Один враждует он зачем?
    ( Валерик )

  7. Представление о Кавказе у многих людей складывается в основном по новостям из телевизора о всевозможных терактах и по слухам. Впечатления получаются не совсем достоверные. Стоит лишь познакомиться с народом Кавказа, узнать больше о традициях, прикоснуться к культуре, увидеть невероятной красоты природу… я уверен, многие бы изменили свое представление о Кавказе в лучшую сторону.В своем сочинении я попытаюсь рассказать о Кавказе, так как я его знаю, чувствую, поделиться своими эмоциями.Кавказ – это и есть моя Родина. Я родился и вырос в замечательной республике Дагестан, в старинном городе Дербент. Этот город насчитывает более пяти тысяч лет. Он славен не только своей многотысячной историей, но и событиями, народом, ремеслами, промышленностью и, конечно же, необычайной красоты природой.В Дербенте очень много святых мест. Сначала я бы хотел рассказать о достопримечательности и гордости моего родного, любимого города. Это архитектурный ансамбль Цитадель Нарын – Кала, прославившаяся как «стена Александра Македонского». Эта крепость находится в списке Всемирного Культурного и Природного наследия ЮНЕСКО. Цитадель Нарын – Кала потрясает своей масштабностью и сохранностью. На входе в крепость посетителей встречает мелодичная музыка. Это так гостеприимно.Проходишь на обзорную площадь … встаешь у края, и … сердце замирает от увиденной красоты. Весь город Дербент как на ладони. Живописная древняя часть с его узкими улочками, куполами мечетей, бескрайними просторами древнего моря, горы с причудливой зеленью. Стоишь, любуешься красотой и чувствуешь, как ветер доносит с моря запах воды, соли и прохлады.Особенно мне нравится приезжать к крепости на обзорную площадь поздно вечером. Когда город «утопает» в сумерках. На небе светит яркая луна, включены уличные фонари, свет в окнах домов, фары движущихся машин.Насладившись всей прелестью пейзажа с высоты, проходим маленькую дверцу в створе больших ворот.Проходя по территории крепости Нарын – Кала, можно увидеть и ханские бани, ханский дворец, сад, национальную одежду, инструменты, посуду, старинные кувшины, шикарные ковры ручногопроизводства … Всюду ощущается дыхание древности. Это неописуемое чувство, когда чувствуешь, как время будто идет назад, когда можешь представить себе, это место выглядело раньше.Далее можно подняться по полуразрушенным лестницам на стену. Ступеньки узкие и высокие. Мне нравится прогуливаться по стене, потому что открывается вид ошеломляющий. Видно все: море, горы, дома, деревья … Какая красота…! Наслаждаться можно бесконечно.О Цитадели Нарын – Кала можно говорить и описывать ее бесконечно. Но в словах не передать все восхищение, все превосходство. Это надо самим увидеть, ощутить и окунуться хоть немного в историю святого места.Город Дербент утопает в садах, где выращивают всевозможные фрукты и орехи. Это и цитрусовые, и миндаль, и грецкие орехи, и инжир, и гранат, и абрикос, и виноград…. Дербентские спиртные напитки очень популярны и славятся за свое качество во многих областях России.Какая у нас природа… чистый воздух, вода с гор … а какой великодушный народ! Многим нравятся наши песни, музыка. Она не даст сидеть на месте. Сразу же тянет станцевать народный, зажигательный танец лезгинку.Дербент – очень теплый, гостеприимный город. Кавказский народ чтит свои традиции. Здесь, например, так заведено, что если в какую-нибудь семью приезжает гость, то он становится гостем и для всех знакомых, соседей. Каждый хочет угостить чем-то особенным. Гостю показывают все свое уважение и радушие, принимают в свой дом так, что бы, когда человек уезжал, захотел вернуться вновь, что бы оставил в своем сердце хоть частичку Великого Кавказа.Приезжайте на Кавказ и ощутите все сами! Вы увидите все собственными глазами.И где бы я ни находился, меня все равно тянет на Родину. Частичка Дагестана, его теплота всегда находится в моем сердце. Мне так хорошо и уютно, когда я приезжаю в Дербент. Там моя семья, там мои родные и близкие, там я отдыхаю душой. Я очень рад и я горжусь, что я родился на Кавказе, что я дагестанец!
    < Предыдущая Следующая >

  8. Сочинение: Кавказ

    Кавказ

    Многих русских писателей манил Кавказ, таинственный край, “где люди вольны, как “орлы”: Кавказ называли “Тёплой Сибирью”; туда в действующую армию ссылали неугодных. На Кавказ ехали и молодые люди в жажде побывать в “настоящем деле”, туда стремились и как в экзотическую страну чудес. С 1817 Россия вела борьбу с разрозненными горскими племенами, объединившиеся в борьбе за свободу под знамёнами Шамиля. Участвовали в этой войне и иные офицеры М. Лермонтов и Л. Толстой, но не войну воспели они в своих кавказских творениях, а прекрасную, суровую, дикую красоту гор, колоритную жизнь горцев, чарующую красоту горянок, легенды и сказания аулов.
    В своё время Белинский отмечал, что Кавказ сделался для русских “ заветной страной воли и неисчерпаемой поэзии” с лёгкой руки А. С. Пушкина. В его стихотворении “Обвал” с необычайной силой и поэтичностью изображена могучая и дикая природа:
    Дробясь о мрачные скалы,
    Шумят и пенятся валы,
    И надо мной шумят орлы
    И ропщет бор…
    И блещут средь волнистой мглы
    Вершины гор.
    Своему другу Н. Раевскому Пушкин посвятил поэму “Кавказский пленник”.
    Восторгаясь красотой Кавказа, он писал: “Забуду ли его кремнистые вершины,
    Гремучие ключи, увядшие равнины. В этой романтической поэме противопоставлены разочарованное “ дитя цивилизации”- русский, “европеец” и дитя природы, “дева гор”, живущая естественной жизнью, воплощение любви и самопожертвования. Поэма Пушкина открывает тему трагического противостояния России и Кавказа, тему, которая, видимо никогда не будет исчерпана.
    Мотив любви к Кавказу проходит и через всё творчество М. Ю. Лермонтова, которого в своё время поразила поэма “Кавказский пленник”. Неудивительно, что некоторые черты (гордое одиночество, таинственность, пылкая страсть) объединяют героев пушкинской поэмы и героев Лермонтова:
    И хладен блеск его очей…
    …Чувства, страсти,
    В очах навеки догорев,
    Таятся, как в пещере лев,
    Глубоко в сердце…
    Кавказ для Лермонтова связан с воспоминаниями его детства, романтическим мироощущением, тоской по необычному, потребностью в величественном. С юношеских лет он грезил Кавказом, бывая там, он слушал рассказы про страну, записывал народные песни. Поэма “Беглец”, например, выросла из черкесской народной песни. Поэму эту следовало бы читать всем, кто в разные годы принимал решения об усмирении непокорных горских народов.
    Нет для черкеса большего позора, чем трусость на поле боя и неумение отомстить. С презрением отвернулся от беглеца и умирающий друг, и возлюбленная, и даже мать. И когда на утро “ удар кинжала пресёк несчастного позор”, мать его лишь “ хладно отвернула взор”.
    Лермонтов славит Кавказ и устами своего героя Мцыри, предпочитающего жизни в неволе 3-и дня жизни на свободе.
    Сияньем голубого дня
    Упьюся я в последний раз.
    Оттуда виден и Кавказ!
    Быть может он с своих высот
    Привет прощальный мне пришлёт…
    Блуждавший в пустыне мира печальный Демон находит край, достойный его судьбы и страсти:
    Прекрасен ты, суровый край свободы!
    И вы, престолы вечные природы.
    Наконец, сам поэт в стихотворении “Кавказ” восклицает:
    Как сладкую песню отчизны моей
    Люблю я Кавказ!
    Тема Кавказа нашла отражение и в творчестве Л.Н. Толстого. В его произведениях мы найдём и описание гор Кавказа, их “громадности” и “воздушности”, их бесконечной красоты, перед которой такими мелкими кажутся жизненные прежние впечатления. Мы найдём описание чеченских аулов и казацких станиц, расположенных в трёхстах саженях друг от друга. Мы узнаем, что издавна эти народы живут вместе, и обычаи их переплелись, и любовь к свободе, праздности, грабежу и войне составляют главные черты их характера.
    Но в произведениях Толстого Кавказ предстаёт и как арена исторической драмы, как место удовлетворения великодержавного тщеславия. Повесть “Кавказский пленник” -произведение простое и ясное. Лёгкое в восприятии, оно даёт ответы на сложнейшие нравственно-философские вопросы: можно ли быть милосердным к врагу и простить предательство товарища, стоит ли из-за национальной розни перечёркивать гуманные, человеческие отношения.
    В последние годы жизни Толстого привлекла личность сподвижника Шамиля- свободолюбивого и мужественного Хаджи – Мурата. Непокорённый, он бежал и погиб, защищая свою свободу, жизнь своей семьи. Толстой явно сочувствует своему герою, отмечая, наряду с храбростью и удалью, его какую-то детскую непосредственность. И в тоже время жестокость, мстительность горцев вызывают осуждение писателя. Война есть война, она всегда кровь, пожарища, плач вдов, матерей и сирот. Видеть это писателю больно, любое убийство для него противоестественно.
    Как бы предвидя современную трагедию русско-кавказских отношений, А.С. Пушкин писал:
    Кавказа гордые сыны,
    Сражались, гибли вы ужасно,
    Но не спасла вас наша кровь…
    А Лермонтов, как бы в продолжении этой жизни, философски замечает:
    И с грустью тайной и сердечной
    Я думал: “ Жалкий человек…
    Чего он хочет?… Небо ясно.
    Под небом много места всем;
    Но беспрестанно и напрасно
    Один враждует он –зачем?
    (“ Валерик ”)

    Информационная Библиотека
    для Вас!

  9. Сочинение – Литература

    Другие сочинения по предмету Литература

    Кавказ
    Многих русских писателей манил Кавказ, таинственный край, где люди вольны, как орлы: Кавказ называли Тёплой Сибирью; туда в действующую армию ссылали неугодных. На Кавказ ехали и молодые люди в жажде побывать в настоящем деле, туда стремились и как в экзотическую страну чудес. С 1817 Россия вела борьбу с разрозненными горскими племенами, объединившиеся в борьбе за свободу под знамёнами Шамиля. Участвовали в этой войне и иные офицеры М. Лермонтов и Л. Толстой, но не войну воспели они в своих кавказских творениях, а прекрасную, суровую, дикую красоту гор, колоритную жизнь горцев, чарующую красоту горянок, легенды и сказания аулов.
    В своё время Белинский отмечал, что Кавказ сделался для русских заветной страной воли и неисчерпаемой поэзии с лёгкой руки А. С. Пушкина. В его стихотворении Обвал с необычайной силой и поэтичностью изображена могучая и дикая природа:
    Дробясь о мрачные скалы,
    Шумят и пенятся валы,
    И надо мной шумят орлы
    И ропщет бор…
    И блещут средь волнистой мглы
    Вершины гор.
    Своему другу Н. Раевскому Пушкин посвятил поэму Кавказский пленник.
    Восторгаясь красотой Кавказа, он писал: Забуду ли его кремнистые вершины,
    Гремучие ключи, увядшие равнины. В этой романтической поэме противопоставлены разочарованное дитя цивилизации- русский, европеец и дитя природы, дева гор, живущая естественной жизнью, воплощение любви и самопожертвования. Поэма Пушкина открывает тему трагического противостояния России и Кавказа, тему, которая, видимо никогда не будет исчерпана.
    Мотив любви к Кавказу проходит и через всё творчество М. Ю. Лермонтова, которого в своё время поразила поэма Кавказский пленник. Неудивительно, что некоторые черты (гордое одиночество, таинственность, пылкая страсть) объединяют героев пушкинской поэмы и героев Лермонтова:
    И хладен блеск его очей…
    …Чувства, страсти,
    В очах навеки догорев,
    Таятся, как в пещере лев,
    Глубоко в сердце…
    Кавказ для Лермонтова связан с воспоминаниями его детства, романтическим мироощущением, тоской по необычному, потребностью в величественном. С юношеских лет он грезил Кавказом, бывая там, он слушал рассказы про страну, записывал народные песни. Поэма Беглец, например, выросла из черкесской народной песни. Поэму эту следовало бы читать всем, кто в разные годы принимал решения об усмирении непокорных горских народов.
    Нет для черкеса большего позора, чем трусость на поле боя и неумение отомстить. С презрением отвернулся от беглеца и умирающий друг, и возлюбленная, и даже мать. И когда на утро удар кинжала пресёк несчастного позор, мать его лишь хладно отвернула взор.
    Лермонтов славит Кавказ и устами своего героя Мцыри, предпочитающего жизни в неволе 3-и дня жизни на свободе.
    Сияньем голубого дня
    Упьюся я в последний раз.
    Оттуда виден и Кавказ!
    Быть может он с своих высот
    Привет прощальный мне пришлёт…
    Блуждавший в пустыне мира печальный Демон находит край, достойный его судьбы и страсти:
    Прекрасен ты, суровый край свободы!
    И вы, престолы вечные природы.
    Наконец, сам поэт в стихотворении Кавказ восклицает:
    Как сладкую песню отчизны моей
    Люблю я Кавказ!
    Тема Кавказа нашла отражение и в творчестве Л.Н. Толстого. В его произведениях мы найдём и описание гор Кавказа, их громадности и воздушности, их бесконечной красоты, перед которой такими мелкими кажутся жизненные прежние впечатления. Мы найдём описание чеченских аулов и казацких станиц, расположенных в трёхстах саженях друг от друга. Мы узнаем, что издавна эти народы живут вместе, и обычаи их переплелись, и любовь к свободе, праздности, грабежу и войне составляют главные черты их характера.
    Но в произведениях Толстого Кавказ предстаёт и как арена исторической драмы, как место удовлетворения великодержавного тщеславия. Повесть Кавказский пленник -произведение простое и ясное. Лёгкое в восприятии, оно даёт ответы на сложнейшие нравственно-философские вопросы: можно ли быть милосердным к врагу и простить предательство товарища, стоит ли из-за национальной розни перечёркивать гуманные, человеческие отношения.
    В последние годы жизни Толстого привлекла личность сподвижника Шамиля- свободолюбивого и мужественного Хаджи Мурата. Непокорённый, он бежал и погиб, защищая свою свободу, жизнь своей семьи. Толстой явно сочувствует своему герою, отмечая, наряду с храбростью и удалью, его какую-то детскую непосредственность. И в тоже время жестокость, мстительность горцев вызывают осуждение писателя. Война есть война, она всегда кровь, пожарища, плач вдов, матерей и сирот. Видеть это писателю больно, любое убийство для него противоестественно.
    Как бы предвидя современную трагедию русско-кавказских отношений, А.С. Пушкин писал:
    Кавказа гордые сыны,
    Сражались, гибли вы ужасно,
    Но не спасла вас наша кровь…
    А Лермонтов, как бы в продолжении этой жизни, философски замечает:
    И с грустью тайной и сердечной
    Я думал: Жалкий человек…
    Чего он хочет?… Небо ясно.
    Под небом много места всем;
    Но беспрестанно и напрасно
    Один враждует он зачем?
    ( Валерик )

  10. В разделе Прочие искусства на вопрос Мини сочинение на тему “Кавказ” заданный автором Максим Волков лучший ответ это КавказМногих русских писателей манил Кавказ, таинственный край, “где люди вольны, как “орлы”: Кавказ называли “Тёплой Сибирью”; туда в действующую армию ссылали неугодных. На Кавказ ехали и молодые люди в жажде побывать в “настоящем деле”, туда стремились и как в экзотическую страну чудес. С 1817 Россия вела борьбу с разрозненными горскими племенами, объединившиеся в борьбе за свободу под знамёнами Шамиля. Участвовали в этой войне и иные офицеры М. Лермонтов и Л. Толстой, но не войну воспели они в своих кавказских творениях, а прекрасную, суровую, дикую красоту гор, колоритную жизнь горцев, чарующую красоту горянок, легенды и сказания аулов.Гремучие ключи, увядшие равнины. В этой романтической поэме противопоставлены разочарованное “ дитя цивилизации”- русский, “европеец” и дитя природы, “дева гор”, живущая естественной жизнью, воплощение любви и самопожертвования. Поэма Пушкина открывает тему трагического противостояния России и Кавказа, тему, которая, видимо никогда не будет исчерпана.

  11. Иван Алексеевич Бунин русский писатель, классик. У него есть множество достойных работ, но хочется остановить свое внимание на рассказе «Кавказ».
    Это превосходное произведение вошло в цикл его работ под названием «Темные аллеи».Само произведение очень маленькое по объему, но писатель смог передать все настроение и чувства главных героев. Этот цикл открывает для нас неземную любовь, которую переживают главные герои. В рассказе мы видим, как люди страдают от неразделенной любви. Автор сделал любовь, смыслом всей жизни героев.
    Имен главных героев автор не раскрывает, о них совершенно нет информации. Мы знаем, что мужчина приехал в Москву, где встретил женщину всей своей жизни. Ее он хочет забрать на Кавказ. Рассказ очень тяжелый для восприятия. Очень сильно охвачена тема любви, яркие чувства, эмоции. Бунин описывает Москву в очень серых и мрачных тонах, тем самым передает настроение наших трех героев. На улице был дождь, серые тучи бежали по небу, улицы мрачные и невзрачные.
    Главная героиня эгоистичная особа, так как изменяет своему мужу с другим мужчиной. Женщина живет в страхе, что скоро раскроются ее интриги. Она считает, что лучше умереть, чем не быть с любимым, но умирает ее муж. Он совершает самоубийство.
    Но автор пишет, что герой умер физически, но не духовно, так как душа его все еще в поисках любимой.  В тот день был жуткий пасмурный вечер. Главный герой ищет свою возлюбленную, на вокзале. Он боится не найти ее в этот момент, чувство тревоги играет в груди. Он искал ее в разных городах. На белом листе у него были записаны  адреса, которые она ему оставила, но, к большому сожалению  он ее не находит, в голову приходит мысль, что у него больше нет жены. В этот момент погибает душа. Они, как пара лебедей, не могут жить друг без друга, так он считал, но не она.
    Автор винит в смерти мужчину героиню. Она никогда его не любила, если б любила, то не уходила к другому мужчине. А наш герой оказался слабый духом, он рано сдался. Нужно было идти до конца, найти любовника жены. Поговорить с ним по-мужски, и в лучшем случаи выстрелить в висок ему, а не себе. Единственное что можно сказать, что герой не самолюбивая натура, он отступил, что б его  любимая жила спокойно со своим любимым. Он уберег ее от мук выбора между ними.

  12. Многих русских писателей манил Кавказ, таинственный край, “где люди вольны, как “орлы”: Кавказ называли “Тёплой Сибирью”; туда в действующую армию ссылали неугодных. На Кавказ ехали и молодые люди в жажде побывать в “настоящем деле”, туда стремились и как в экзотическую страну чудес. С 1817 Россия вела борьбу с разрозненными горскими племенами, объединившиеся в борьбе за свободу под знамёнами Шамиля. Участвовали в этой войне и иные офицеры М. Лермонтов и Л. Толстой, но не войну воспели они в своих кавказских творениях, а прекрасную, суровую, дикую красоту гор, колоритную жизнь горцев, чарующую красоту горянок, легенды и сказания аулов.
    В своё время Белинский отмечал, что Кавказ сделался для русских “ заветной страной воли и неисчерпаемой поэзии” с лёгкой руки А. С. Пушкина. В его стихотворении “Обвал” с необычайной силой и поэтичностью изображена могучая и дикая природа:
    Дробясь о мрачные скалы,
    Шумят и пенятся валы,
    И надо мной шумят орлы
    И ропщет бор…
    И блещут средь волнистой мглы
    Вершины гор.
    Своему другу Н. Раевскому Пушкин посвятил поэму “Кавказский пленник”.
    Восторгаясь красотой Кавказа, он писал: “Забуду ли его кремнистые вершины,
    Гремучие ключи, увядшие равнины. В этой романтической поэме противопоставлены разочарованное “ дитя цивилизации”- русский, “европеец” и дитя природы, “дева гор”, живущая естественной жизнью, воплощение любви и самопожертвования. Поэма Пушкина открывает тему трагического противостояния России и Кавказа, тему, которая, видимо никогда не будет исчерпана.
    Мотив любви к Кавказу проходит и через всё творчество М. Ю. Лермонтова, которого в своё время поразила поэма “Кавказский пленник”. Неудивительно, что некоторые черты (гордое одиночество, таинственность, пылкая страсть) объединяют героев пушкинской поэмы и героев Лермонтова:
    И хладен блеск его очей…
    …Чувства, страсти,
    В очах навеки догорев,
    Таятся, как в пещере лев,
    Глубоко в сердце…
    Кавказ для Лермонтова связан с воспоминаниями его детства, романтическим мироощущением, тоской по необычному, потребностью в величественном. С юношеских лет он грезил Кавказом, бывая там, он слушал рассказы про страну, записывал народные песни. Поэма “Беглец”, например, выросла из черкесской народной песни. Поэму эту следовало бы читать всем, кто в разные годы принимал решения об усмирении непокорных горских народов.
    Нет для черкеса большего позора, чем трусость на поле боя и неумение отомстить. С презрением отвернулся от беглеца и умирающий друг, и возлюбленная, и даже мать. И когда на утро “ удар кинжала пресёк несчастного позор”, мать его лишь “ хладно отвернула взор”.
    Лермонтов славит Кавказ и устами своего героя Мцыри, предпочитающего жизни в неволе 3-и дня жизни на свободе.
    Сияньем голубого дня
    Упьюся я в последний раз.
    Оттуда виден и Кавказ!
    Быть может он с своих высот
    Привет прощальный мне пришлёт…
    Блуждавший в пустыне мира печальный Демон находит край, достойный его судьбы и страсти:
    Прекрасен ты, суровый край свободы!
    И вы, престолы вечные природы.
    Наконец, сам поэт в стихотворении “Кавказ” восклицает:
    Как сладкую песню отчизны моей
    Люблю я Кавказ!
    Тема Кавказа нашла отражение и в творчестве Л.Н. Толстого. В его произведениях мы найдём и описание гор Кавказа, их “громадности” и “воздушности”, их бесконечной красоты, перед которой такими мелкими кажутся жизненные прежние впечатления. Мы найдём описание чеченских аулов и казацких станиц, расположенных в трёхстах саженях друг от друга. Мы узнаем, что издавна эти народы живут вместе, и обычаи их переплелись, и любовь к свободе, праздности, грабежу и войне составляют главные черты их характера.
    Но в произведениях Толстого Кавказ предстаёт и как арена исторической драмы, как место удовлетворения великодержавного тщеславия. Повесть “Кавказский пленник” -произведение простое и ясное. Лёгкое в восприятии, оно даёт ответы на сложнейшие нравственно-философские вопросы: можно ли быть милосердным к врагу и простить предательство товарища, стоит ли из-за национальной розни перечёркивать гуманные, человеческие отношения.
    В последние годы жизни Толстого привлекла личность сподвижника Шамиля- свободолюбивого и мужественного Хаджи – Мурата. Непокорённый, он бежал и погиб, защищая свою свободу, жизнь своей семьи. Толстой явно сочувствует своему герою, отмечая, наряду с храбростью и удалью, его какую-то детскую непосредственность. И в тоже время жестокость, мстительность горцев вызывают осуждение писателя. Война есть война, она всегда кровь, пожарища, плач вдов, матерей и сирот. Видеть это писателю больно, любое убийство для него противоестественно.
    Как бы предвидя современную трагедию русско-кавказских отношений, А.С. Пушкин писал:
    Кавказа гордые сыны,
    Сражались, гибли вы ужасно,
    Но не спасла вас наша кровь…
    А Лермонтов, как бы в продолжении этой жизни, философски замечает:
    И с грустью тайной и сердечной
    Я думал: “ Жалкий человек…
    Чего он хочет?… Небо ясно.
    Под небом много места всем;
    Но беспрестанно и напрасно
    Один враждует он –зачем?
    (“ Валерик ”)

  13. Краткое содержание работы
    Многих русских писателей
    манил Кавказ, таинственный край, “где люди вольны, как “орлы”: Кавказ называли
    “Тёплой Сибирью”;  туда в действующую армию ссылали неугодных. На Кавказ ехали
    и молодые люди в жажде побывать в “настоящем деле”, туда стремились и как в
    экзотическую страну чудес. С  1817 Россия вела борьбу с разрозненными горскими
    племенами, объединившиеся в борьбе за свободу под знамёнами Шамиля. Участвовали
    в этой войне и иные офицеры М. Лермонтов и Л. Толстой, но не войну воспели они
    в своих кавказских творениях, а прекрасную, суровую, дикую красоту гор,
    колоритную жизнь горцев, чарующую красоту горянок, легенды и сказания  аулов.
    В своё время Белинский
    отмечал, что Кавказ сделался для русских “ заветной страной воли и
    неисчерпаемой поэзии” с лёгкой руки А. С. Пушкина. В его стихотворении “Обвал”
    с необычайной силой и поэтичностью изображена могучая и дикая природа:
    Дробясь о мрачные скалы,
    Шумят и пенятся валы,
    И надо мной шумят орлы
    И ропщет бор…
    И блещут средь волнистой
    мглы
    Вершины гор.
    Своему другу  Н. Раевскому
    Пушкин посвятил поэму “Кавказский пленник”.
    Восторгаясь красотой Кавказа,
    он писал: “Забуду ли его кремнистые вершины,
    Гремучие ключи, увядшие
    равнины. В этой романтической поэме противопоставлены разочарованное “ дитя
    цивилизации”- русский, “европеец” и дитя природы, “дева гор”, живущая
    естественной жизнью, воплощение любви и самопожертвования. Поэма Пушкина
    открывает тему трагического противостояния России и Кавказа, тему, которая,
    видимо никогда не будет исчерпана.
    Мотив любви к Кавказу
    проходит и через всё творчество М. Ю. Лермонтова, которого в своё время
    поразила поэма “Кавказский пленник”. Неудивительно, что некоторые черты (гордое
    одиночество, таинственность, пылкая страсть) объединяют героев пушкинской поэмы
    и героев Лермонтова:
    И хладен блеск его очей…
    …Чувства, страсти,
    В очах навеки догорев,
    Таятся, как в пещере лев,
    Глубоко в сердце…
    Кавказ для Лермонтова связан
    с воспоминаниями его детства, романтическим мироощущением, тоской по
    необычному, потребностью в величественном.  С юношеских лет он грезил Кавказом,
    бывая там, он слушал рассказы про страну, записывал народные песни. Поэма
    “Беглец”, например, выросла из черкесской народной песни. Поэму эту следовало бы
    читать всем, кто в разные годы принимал решения об усмирении непокорных горских
    народов.
    Нет для черкеса большего
    позора, чем трусость на поле боя и неумение отомстить. С презрением  отвернулся
    от беглеца и умирающий друг, и возлюбленная, и даже мать. И когда на утро “
    удар кинжала пресёк несчастного позор”, мать его лишь “ хладно отвернула взор”.
    Лермонтов славит Кавказ и
    устами своего героя Мцыри, предпочитающего жизни в неволе 3-и дня жизни на
    свободе.
    Сияньем голубого дня
    Упьюся я в последний раз.
    Оттуда виден и Кавказ!
    Быть может он с своих
    высот
    Привет прощальный мне
    пришлёт…
    Блуждавший в пустыне мира
    печальный Демон находит край, достойный его судьбы и страсти:
    Прекрасен ты, суровый край
    свободы!
    И вы, престолы вечные
    природы.
    Наконец, сам поэт в стихотворении
    “Кавказ” восклицает:
    Как сладкую песню отчизны
    моей
    Люблю я Кавказ!
    Тема Кавказа нашла
    отражение и в творчестве Л.Н. Толстого. В его произведениях мы найдём и
    описание гор Кавказа, их “громадности” и “воздушности”, их бесконечной красоты,
    перед которой такими мелкими кажутся жизненные прежние впечатления. Мы найдём
    описание чеченских аулов и казацких станиц, расположенных в трёхстах саженях
    друг от друга. Мы узн……

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *