Сочинение на тему мой любимый герой всеволод в слове о полку игореве
9 вариантов
Годы жизни Всеволода неизвестны, в отличие от даты смерти. Он погиб приблизительно в конце 1100-х годов. Он – один из первостепенных персонажей произведения «Слово о полку Игореве».
Перейдем к его родословной. Он является князем курским и трубчевским, приходится сыном Святославу Ольговичу Черниговскому, родным братом Игорю Святославичу Новгород-Северскому. В «Слове» его иногда кличут Сокол.
Теперь немного о характеристике Всеволода. Это человек мужественный и принципиальный, никогда не прощающий плохого к себе отношения и всякого рода обид: ни врагам, ни родственникам, ни правителям государства русского. Именно по этой причине он соглашается идти с Игорем в военный поход.
Также Всеволода можно удостоить эпитетом «храбрый, воинственный». Это подтверждает рассказ о Каяльской битве. Но автор не дает герою объективной оценки, он, наоборот, делает его разноплановым персонажем. Повествователь «Слова» хвалит героя за мужество. Всеволоду нет равных в рукопашных боях. Погружаясь в бой, он словно погружается в транс, и, убивая врагов, получает удовольствие. Автор говорит о том, что Всеволод обладал огромной физической силой, меткостью глаз, отвагой. В совокупности эти черты героя всегда бросают его в эпицентр боя, где он, размахивая мечом, рубит нещадно врагов. Такой силы, как у Всеволода, нет почти ни у кого, за исключением пары солдат. Герой всего себя отдает делу всей своей жизни, а именно – войне.
Но есть и другие черты Всеволода, о которых автор говорит с сердечной болью и состраданием. Автор прежде всего переживает не за Всеволода, а за молодых русских воинов, их семей, которых герой, не задумываясь об их чувствах, беспощадно ведет всех в бой. Также автор обвиняет Всеволода за то, что тот забыл интересы собственного народа и его древние традиции.
Автор уверен, что могущество правителя и командира заключается не только в том, чтобы храбро вести себя в битве, но и в том, чтобы правильно, учитывая все плюсы и минусы, руководить армией, продумывать стратегию боя. А Всеволод, ослепленный яростью, похож на дикого неразумного животного, который забыл такие понятия, как честь и жизнь своих воинов. Только тогда, когда армия Игоря была полностью разбита, Всеволод понял всю трагедию – все потери были напрасны.
(266 слов)
«Слово о полку Игореве» — один из самых из самых известных и уникальных памятников русской литературы. Несмотря на то, что произведение повествует о событиях почти тысячелетней давности, оно трогает читателей, мастерство неизвестного автора заставляет сопереживать таким далеким, но таким понятным и любимым героям.
Святослав Киевский – мой любимый персонаж в «Слове». Он является двоюродным братом главного героя – князя Игоря. Святослав – пожилой человек, но сохранивший ясность и мудрость в мыслях. Этот князь успешно боролся с половцами, обеспечил относительную стабильность и внутри, и снаружи Руси. Главные качества персонажа – беззаветный патриотизм в сочетании с осторожностью. Да, он всей душой болеет за родную страну, но не бросается безрассудно на подвиги, в отличие от Игоря. Он относился к молодому человеку с отеческой заботой, это явление символизирует то, что Киев – отец русских городов, древний защитник и глава. Святослав не изображается слабовольным дедушкой, «божьим одуванчиком», в своих действиях он руководствуется интересами Родины и справедливости, поэтому сурово карает врагов и не смягчает своего осуждения необдуманного похода Игоря против половцев. В своем «золотом слове» он говорит о вредности действий двоюродного брата и осуждает усобицы, истощившие Русь.
«Слово о полку Игореве» — один из самых из самых известных и уникальных памятников русской литературы. Несмотря на то, что произведение повествует о событиях почти тысячелетней давности, оно трогает читателей, мастерство неизвестного автора заставляет сопереживать таким далеким, но таким понятным и любимым героям.
Святослав Киевский – мой любимый персонаж в «Слове». Он является двоюродным братом главного героя – князя Игоря. Святослав – пожилой человек, но сохранивший ясность и мудрость в мыслях. Этот князь успешно боролся с половцами, обеспечил относительную стабильность и внутри, и снаружи Руси. Главные качества персонажа – беззаветный патриотизм в сочетании с осторожностью. Да, он всей душой болеет за родную страну, но не бросается безрассудно на подвиги, в отличие от Игоря. Он относился к молодому человеку с отеческой заботой, это явление символизирует то, что Киев – отец русских городов, древний защитник и глава. Святослав не изображается слабовольным дедушкой, «божьим одуванчиком», в своих действиях он руководствуется интересами Родины и справедливости, поэтому сурово карает врагов и не смягчает своего осуждения необдуманного похода Игоря против половцев. В своем «золотом слове» он говорит о вредности действий двоюродного брата и осуждает усобицы, истощившие Русь.
Реальная историческая личность, по мнению ряда исследователей, например, Д.С.Лихачева, была не такой. Князь Святослав Киевский имел ограниченную реальную власть, был вынужден ее делить с другими князьями и большой роли в истории не играл, в «Слове» же этот персонаж идеализирован. Однако Святослав в произведении представляет собой не реального правителя, а символ идеального монарха: мудрого, патриотичного, сильного духом, справедливого. Именно за эти высокие качества герой и привлекает лично меня. Быть таким человеком сложно, но к этому стоит стремиться. И не только вождям, как предполагал автор «Слова о полку Игореве», но и современным читателям.
Откуда появилось прозвище Буй-Тур у Всеволода? Во времена Древней Руси турами называли диких быков. Это значит, что сравнивая князя с туром, автор хотел подчеркнуть его смелость и силу. Ученые так же установили, что настоящий князь Всеволод имел крепкое телосложение, что тоже могло служить причиной для прозвища.
Братья Игорь и Всеволод были дружны согласно данным биографов. В повести тоже говорится об их нежном отношении друг к другу. Игорь переживал за брата, не хотел его терять. Однако вместе они совершают одну и ту же ошибку – самостоятельно выходят на бой против половцев. Они не захотели сплотиться с другими правителями – и в результате потерпели обидное поражение. Их двоюродный брат Святослав укоряет их в этом, хотя и делает это без злости, почти с отеческим всепрощением. Он был гораздо старше их, и поэтому прощал их молодецкую поспешность в решениях.
Самое точное определение князя Всеволода связано с его прозвищем – Буй-Тур. Он подобно дикому зверю шел в бой, ведь битва была его стихией. Во время сражения князь забывал и о своем статусе, и о красавице-жене. Автор восхищается его мужеством и отдачей, однако в этом безудержном порыве он видит и опасность. Юношеские порывы Всеволода и его брата Игоря заканчиваются поражением против более хитрого и страшного врага.
Но даже когда писатель осуждает своего героя, мы чувствуем его сочувствие к нему. Он понимает, что Всеволод, как и его брат, поддался порыву молодости, желанию прославиться. И поэтому он переоценивает свои возможности.
Образ князя Всеволода описан сдержанно, но ярко в повести. Именно в ней мы можем о нем узнать, так как в других источниках об этом князе почему-то почти ничего не сказано.
Мой любимый герой в “Слове о полку Игореве”
“Слово о полку Игореве” – великий памятник древнерусской литературы. Написанное неизвестным автором произведение является не только летописью, но и затрагивает очень важную для государства мысль – в единении сила Киевской Руси.
Князь Новгород-Северский Игорь является ключевой фигурой произведения, и я симпатизирую этому герою. В непростой для государства период возглавлял свое княжество Игорь – набеги половцев истощали русскую землю, враги истязали народ, кроме этого князья вели междоусобные войны, и надежды на помощь от брата в случае беды не было. В такой непростой ситуации Игорь решил осуществить поход против половцев, и хотя его дружина не была очень большой, все его воины были истинными патриотами, готовыми на смерть ради свободы и независимость Киевской Руси.
Историки неоднозначно оценивают поступок князя Игоря, многие считают, что безрассудство и жажда славы застилала Игорю глаза, и он повел своих людей на верную погибель, впрочем, поражением и обернулся его поход. Однако мое мнение иное: кто-нибудь из здравомыслящих людей решился бы пойти на смерть, заранее зная, что другого выхода не может быть? Нет. Я думаю, Игорь, как очень отважный, бесстрашный и сильный духом человек рассчитывал на победу.
Быть может, его военные качества не были на столь высоком уровне, чтоб предусмотреть все, просчитать возможные решения битвы. Однако он не был безумцем, он взял с собой дружину, каждый воин которой стоил, быть может, пятерых половцев, Игорь рассчитывал на победу и надеялся на нее.
Мне нравится этот герой еще и потому, что он не однозначно положительный, Игорю присущи человеческие слабости, и он может ошибаться. Князь – не непобедимый сверхчеловек, его взяли в плен, но он очень смелый и ему удалось бежать. Игорь также прекрасный муж и семьянин, он любит, любим, об этом свидетельствует горе его жены Ярославны после известия о поражении мужа.
И пусть с исторической точки зрения фигура князя Игоря не столь существенна, однако автор “Слова” создал образ человека благородного, отважного, с чистыми помыслами и мне такой герой нравится.
«Слово о полку Игореве» — одно из самых загадочных произведений русской литературы — насыщено разнообразными героями. Они различаются по своему происхождению, национальности, полу, возрасту, моральным и нравственным характеристикам. Но всех этих героев объединяет одно: они помогают автору выразить идею произведения — идею любви к родине, необходимости ее защиты и всеобщего объединения.
Большую группу героев «Слова» составляют древнерусские князья. В первую очередь, это князь Игорь Святославич Новгород-Северский, который осуществил «провальный» поход на половцев и в итоге попал в плен.
Игорь честолюбив и очень упрям. Мне кажется, пойти «посмотреть синего Дона» его заставило не столько патриотическое чувство, сколько желание испытать свои силы, одержать победу, прославиться. Именно поэтому, я думаю, автор несколько иронично и неодобрительно говорит про него:
Вспала князю на ум охота,
А знаменье заступило ему желание
Отведать Дона великого.
Игорь Святославич еще очень молод, горяч, самоуверен. Он считает, что все подвластно ему. Именно поэтому он не хочет видеть тех тревожных знаков, что подает ему родная природа, русская земля: «Солнце дорогу ему тьмой заступило; Ночь, грозою шумя на него, птиц пробудила…»
В результате войска князя проиграли битву и сам князь Игорь попал в плен. Лишь при помощи всей земли Русской — природы, людей, высших сил — Игорю Святославичу удается вырваться из половецкого плена и вернуться в родные земли.
Автор показывает, как вся Русь ликует от этого события. Но мне кажется, что сам автор не столь однозначно относится к этому герою. И я разделяю его мнение. Князь Игорь эгоистичен и чересчур самоуверен. Он, в первую очередь, думает о своих интересах, а не об интересах своей родины. Поэтому этот герой мне, можно сказать, несимпатичен.
Значительно больше мне нравится двоюродный брат Игоря — Всеволод, который стал для князя «правой рукой», помощью и поддержкой в походе. Он сразу же откликнулся на призыв брата:
«Один мне брат, один свет светлый ты, Игорь!
Оба Святославичи!
Седлай же, брат, борзых коней своих,
А мои тебе готовы…»
Всеволод до конца был с Игорем, являясь ему опорой и поддержкой до самой последней минуты. Такая преданность, большая значимость семьи для этого героя, его мужество и отвага вызывают у меня уважение.
Но более всего из князей, представленных в «Слове», мне симпатичен образ великого князя Киевского Святослава. Он показан как мудрый правитель, моральный наставник всех русских князей. Именно этот человек искренне, всей душой переживает за свое отечество и всех князей, считая их своими духовными сыновьями.
В своем «золотом слове» Святослав предстает не только как истинный правитель, но и как человек большой внутренней культуры, знаток истории своей родины, ее нравственных корней. Этот князь ратует за объединение всех русских земель, прекращение междоусобиц, примирение князей:
О, стонать тебе, земля Русская,
Вспоминая времена первые и первых князей!
Кроме того, в «Слове» мне очень симпатичен образ жены Игоря — княгини Ярославны. Эпизод под названием «Плач Ярославны» является, на мой взгляд, одним из самых лиричных и пронзительных во всем произведении.
Жена Игоря — глубоко русская натура. Это подтверждается и тем, что она обращается за помощью к силам природы, и тем, что ее страдания переданы именно в жанре плача (фольклорный жанр): «Ты, светлое, ты, пресветлое солнышко! Ты для всех тепло, ты для всех красно! Что ж так простерло ты свой горячий луч на воинов лады моей…»
Ярославна очень любит своего мужа, предана ему, ждет «свою ладу» и готова ради него на все. Она обращается ко всем стихиям, в высшей силе, чтобы те помогли ее любимому вернуться домой из плена. Я думаю, что во многом именно любовь этой героини помогли князю Игорю бежать от половцев.
Образы половецких ханов представлены в «Слове» в мрачных и хищных тонах. Это враги, поэтому они обрисованы сугубо негативно. Мое отношение к ним совпадает с соотношением неизвестного автора.
Кроме перечисленных героев, в произведении есть еще один немаловажный образ. Это образ самого автора. Он предстает перед нами как глубоко образованный и культурный человек, знакомый со многими князьями, о которых он пишет, с «вещим Баяном». Мне очень симпатичен этот образ, поскольку автор выступает как истинный патриот, всей душой болеющий за свое отечество, призывающий к объединению и защите родной страны от внешних врагов.
Кроме того, автор «Слова» предстает и как талантливый писатель, новатор, отошедший от традиций воспевания подвигов князей и рассказавший «печальную повесть о битвах Игоря» «по былинам сего времени», то есть достоверно.
Таким образом, ни один из основных героев «Слова» не оставил меня равнодушным. К кому-то я испытываю искренне уважение и симпатию (князь Святослав, князь Всеволод, Ярославна, автор). К кому-то из героев питаю противоречивые чувства (князь Игорь), к кому-то лишь негатив (половецкие князья Гзак и Кончак).
Я считаю, в том, что герои «Слова» вызывают в читателе живые эмоции, в том, что мы переживаем за них, негодуем и радуемся вместе с ними, есть большая заслуга неизвестного автора этого произведения. Он призывает и своих современников, и нас, их далеких потомков, любить свою страну и работать ради ее процветания. Ведь от состояния нашей родины зависит и состояние ее народа. И в этом я с автором «Слова о полку Игореве» полностью согласен.
После трагической битвы на реке Каяле «черная земля под копытами была костьми усеяна, а кровью полита: тоской изошлася вся Русская земля!», а храбрые русичи «полегли за землю Русскую». После этого, по словам автора, «тоска разлилась по Русской земле, печаль неизбывная потекла средь земли Русской». Узнав о поражении, киевский князь Святослав в своем «золотом слове», смешаном со слезами, несколько раз заклинает соотечественников постоять «за землю Русскую, за раны Игоря».
Одновременно в поэме живет и образ русского народа: народа-ратая, народа-воина, народа-защитника родной земли. Князь Всеволод о своих дружинниках с гордостью говорит, что они под трубами были спеленуты, под шлемами взрощены, с кончика копья вскормлены. Они выходят в поход не как завоеватели, которые ищут себе славы. Для них половецкое богатство ничего не стоит, к трофеям они относятся пренебрежительно. Воины храбро умирают за Русскую землю. Автор с печалью говорит об этом, сетуя на княжеские раздоры, которые влекут за собой смерть и разорение.
В «Слове» воссозданы образы древнерусских князей. Наиболее ярко выписаны образы мужественных воинов — братьев Игоря и Всеволода. Про них автор говорит с симпатией, восторгается их храбростью, одновременно упрекая их за своеволие и славолюбие, за несогласованность их действий с политикой других князей и киевского князя.
Автор отступает от исторической правды, идеализируя и героизируя образ великого киевского князя Святослава, но делает это с определенной политической целью, поскольку рассматривает верховную власть Киева как центр объединения русских княжеств в едином феодальном государстве. Образ Святослава — Мудрого, уравновешенного правителя и полководца и грозного
соперника половцев, опечаленного «отца» разбитых русичей — раскрывается в его символическом «темном» сне и «золотом» слове, «со слезами смешанном», который является центральной частью поэмы. Этот традиционный художественный прием дает автору возможность оценить деятельность русских князей XI— XII веков.
Яркими являются и женские образы поэмы — Ярославна, оплакивающая на валу в Путивле поражение и пленение своего мужа, нежная Глебовна, жена Всеволода, — которые являются воплощением верности и вечности жизни, ожидания, освященного любовью, и непреложности добра на залитой кровью земле.
Природу в поэме также можно рассматривать как образ деятельный и влиятельный. Природа в «Слове» символична и обожествлена язычески. Так, Ярославна обращается за помощью к ветру, солнцу, Днепру, воспринимая их как живые существа; затмение солнца вещует Игорю поражение, а все живое стремится предупредить его об опасности. Таким образом, можно сказать, что из реальности действие поэмы словно переносится в пласт символическо-мифологический, расширяя границы возможного.
Автору удается подняться выше эгоистичных интересов князей, их корыстолюбивой и честолюбивой политики и выразить интересы всего русского народа, его стремление к единству и миру, желание сохранить свою целостность и культуру. [/sms]
В Путивле-граде утром рано Поет, плачет Ярославна, Как и кукушечка кует, Словами сожаления добавляет… Т. Г. Шевченко. Плач Ярославны
С давних времен мудрый украинский народ уважал и воспевал эстетический идеал женщины. В образах верной жены, невесты підкреслювались характерные черты истинной украинки: преданность любви, достоинство, благость, верность, способность сделать все возможное и невозможное ради семейного счастья. Такие женщины помогали победить, выстоять своим мужьям, суженым, братьям во время суровых опасностей, которые нередко угрожали стране. В одной из самых выдающихся памятников мировой культуры – «Слове о полку Игореве» – и встречаем привлекательный женский образ Ярославны. Ярославна – историческая личность, настоящее ее имя Ефросинья, дочь галицкого князя Ярослава. В “Слове…” эта героиня, жена князя Игоря, олицетворяет образ верной подруги, которая охвачена горем от долгой разлуки с мужем. Этот образ характеризует глубокий лиризм, моральную красоту, духовную силу. Героиня не находится рядом с Игорем в походе, но она также помогает Игорю и его жене. Кто знает, не его молитвы и обращения к природе помогли Игорю вернуться из плена? Узнав о поражении, ранение и плен мужчину, верная инка болезненно это переживає. ей приходит в голову обратиться к природе помощь. На то время магической функции слова, природных явлений придавали большого значения. Ярославна докорює ветровые, называя его “господином”, за то, что «веселье развеял». Хочется ей устремиться чайкой, чтобы обтереть раны любимому. Обращается женщина и до Днепра-Словутича, к солнцу с просьбой помочь князю:
Прилелій, господин, мою строя мне, чтобы я не слала ему слез на море рано.
Своего мужа называет Ярославна «ладой», волнуясь и посылая свои слезы. Она напоминает чайку, что плачет на берегу моря. Заслуживает внимание еще то, что в неутешительном горе эта мужественная женщина заботится не только о благе мужа, но и о его войско. Упрекает она ветровые за то, что переносит вражеские стрелы на жену князя. Просит Ярославна и «світлеє и трисвітлеє солнце», чтобы в поле безводном не мучили жаждой воинов. Все это свидетельствует о благородство, патриотизм, гражданскую сознательность княгини. Она выступает заступницей, хранительницей воинов Киевской Руси. Это настоящая княгиня, которая заслуживает уважения не только современников Игоря, но и потомков. Если каждая женщина будет такой же преданной, благородной, патриотической, верной, то наши мужчины будут всегда побеждать и делать все, чтобы страна-мать была свободной, богатой и счастливой. Недаром образ Ярославны вдохновляет писателей, художников создавать великолепные перепевы мотивов материнства, женственности, любви. Песня-плач Ярославны – это символ несокрушимости духа женщины, нежной и в то же время мужественной.
Сохрани – » Мой любимый герой из “Слова о полку Игореве” Ярославна . Появился готов произведение.
Автор “Слова о полку Игореве” написал свое произведение в 1185 г. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, после его смерти стало разъединяться на многие княжества и приходить в упадок. Киев сохранял древние традиции своей доблести, он славился историческими преданиями, могилами прославленных князей, начиная с Олега. Киевский князь по прежнему носил звание “великого князя”. Но страна разделялась на мелкие княжества. Это сопровождалось кровопролитными междоусобицами князей, желавших захватить наиболее богатые земли. В это время половцы близко подошли к южным границам Руси. В 80 х гг. XII в. князь Святослав Всеволодович, собрав русских князей и их дружины, сразился с половцами. Они были отброшены в степи. Но в 1185 г. князь Игорь Новгород Северский, собравший небольшое войско, пошел в поход на половцев. Княжеская дружина была разбита, а сам князь был взят в плен. Благодаря этому событию половцы, почувствовавшие разобщенность русских князей, стали совершать частые набеги на Русь. Своим походом Игорь открыл путь половцам на родную землю. Этому и посвящено “Слово о полку Игореве”, являющееся одним из самых значительных произведений своего времени.
В первой части произведения описывается выступление князя Игоря Новгород Северского в поход против половцев. Игорь хочет избавить Русь от ее давних врагов. В день выступления происходит солнечное затмение. Несмотря на это зловещее предзнаменование и все опасности, которыми грозит степь, князь Игорь не изменяет своего решения. Он остается тверд в своей решении.
В Путивле к князю Игорю присоединяется князь Черниговский Буй Тур Всеволод. С объединенными силами своего войска и Всеволода князь Игорь вступает на половецкую землю. Все здесь ему враждебно: и степь, и птицы, и звери. Но Игорь решителен, как и его войско. Они, “к славной изготовившись борьбе, добывая острыми мечами князю славы, почестей себе”, идут дальше, на битву с половцами.
В первый раз русское войско побеждает половцев, взяв много золота, шелков, драгоценных камней. Игорь думает, что половцы побеждены, разбиты полностью, и решает идти дальше. Но половцы только надломлены. Они ушли в степь и собирают там новое войско, больше прежнего. Огромная орда надвигается на лагерь Игоря, где он остановился на ночлег. Игорь и Всеволод предчувствуют тяжелую битву. Любой бы на их месте отступил, но они решают сразиться с половцами, во много раз превосходящими их силой.
Наутро сама природа предвещает тяжелую развязку: “Ночь прошла, и кровяные зори возвещают бедствие с утра. Туча надвигается от моря на четыре княжеских шатра”.
Столкнулись две огромные силы в битве, какой еще не было. С огромным мужеством и отвагой сражались русские войска. Лишь на третий день пали Игоревы знамена. Половцы одолели русское войско своим несметным количеством. Много русских воинов полегло в той битве. Самого князя Игоря Новгород Северского половцы взяли в плен. После описания неудачного похода Игоря и его дружины в “Слове о полку Игореве” описаны печаль, горе всего русского народа, русской земли. Разгром русского войска приободрил половцев. Их набеги на Русь стали бесчисленными. Остановленные Святославом (отцом Игоря и Всеволода) они вновь пошли на Русь. Разлилась печаль по Русской земле: “…стонет Киев над горою, тяжела Чернигову напасть”.
В “Слове” автор показывает князя Игоря как славного и храброго воина, которым, безусловно, двигали самые благие цели: он хотел освободить Русскую землю от половецких захватчиков. Но вместе с тем автор отмечает безрассудство Игоря, который идет в поход, несмотря на то что тот с самого начала обречен на провал. Единственной движущей силой является при этом стремление к личной славе. Желание личной славы “заступает ему затмение”. Ничто не останавливает Игоря на его роковом пути. За это безрассудство и осуждает автор князя.
На примере похода Игоря, его неудач и последствий этого похода автор показывает, к чему может привести отсутствие единения на Руси. Ведь Игорь действовал, как действовали в то время многие князья, заботясь больше о личной славе, чем о судьбе Русской земли. Но Игорь также изображен как смелый и храбрый князь, который является истинным сыном своей земли.
Годы жизни Всеволода неизвестны, в отличие от даты смерти. Он погиб приблизительно в конце 1100-х годов. Он – один из первостепенных персонажей произведения «Слово о полку Игореве».
Перейдем к его родословной. Он является князем курским и трубчевским, приходится сыном Святославу Ольговичу Черниговскому, родным братом Игорю Святославичу Новгород-Северскому. В «Слове» его иногда кличут Сокол.
Теперь немного о характеристике Всеволода. Это человек мужественный и принципиальный, никогда не прощающий плохого к себе отношения и всякого рода обид: ни врагам, ни родственникам, ни правителям государства русского. Именно по этой причине он соглашается идти с Игорем в военный поход.
Также Всеволода можно удостоить эпитетом «храбрый, воинственный». Это подтверждает рассказ о Каяльской битве. Но автор не дает герою объективной оценки, он, наоборот, делает его разноплановым персонажем. Повествователь «Слова» хвалит героя за мужество. Всеволоду нет равных в рукопашных боях. Погружаясь в бой, он словно погружается в транс, и, убивая врагов, получает удовольствие. Автор говорит о том, что Всеволод обладал огромной физической силой, меткостью глаз, отвагой. В совокупности эти черты героя всегда бросают его в эпицентр боя, где он, размахивая мечом, рубит нещадно врагов. Такой силы, как у Всеволода, нет почти ни у кого, за исключением пары солдат. Герой всего себя отдает делу всей своей жизни, а именно – войне.
Но есть и другие черты Всеволода, о которых автор говорит с сердечной болью и состраданием. Автор прежде всего переживает не за Всеволода, а за молодых русских воинов, их семей, которых герой, не задумываясь об их чувствах, беспощадно ведет всех в бой. Также автор обвиняет Всеволода за то, что тот забыл интересы собственного народа и его древние традиции.
Автор уверен, что могущество правителя и командира заключается не только в том, чтобы храбро вести себя в битве, но и в том, чтобы правильно, учитывая все плюсы и минусы, руководить армией, продумывать стратегию боя. А Всеволод, ослепленный яростью, похож на дикого неразумного животного, который забыл такие понятия, как честь и жизнь своих воинов. Только тогда, когда армия Игоря была полностью разбита, Всеволод понял всю трагедию – все потери были напрасны.
(266 слов)
«Слово о полку Игореве» — один из самых из самых известных и уникальных памятников русской литературы. Несмотря на то, что произведение повествует о событиях почти тысячелетней давности, оно трогает читателей, мастерство неизвестного автора заставляет сопереживать таким далеким, но таким понятным и любимым героям.
Святослав Киевский – мой любимый персонаж в «Слове». Он является двоюродным братом главного героя – князя Игоря. Святослав – пожилой человек, но сохранивший ясность и мудрость в мыслях. Этот князь успешно боролся с половцами, обеспечил относительную стабильность и внутри, и снаружи Руси. Главные качества персонажа – беззаветный патриотизм в сочетании с осторожностью. Да, он всей душой болеет за родную страну, но не бросается безрассудно на подвиги, в отличие от Игоря. Он относился к молодому человеку с отеческой заботой, это явление символизирует то, что Киев – отец русских городов, древний защитник и глава. Святослав не изображается слабовольным дедушкой, «божьим одуванчиком», в своих действиях он руководствуется интересами Родины и справедливости, поэтому сурово карает врагов и не смягчает своего осуждения необдуманного похода Игоря против половцев. В своем «золотом слове» он говорит о вредности действий двоюродного брата и осуждает усобицы, истощившие Русь.
«Слово о полку Игореве» — один из самых из самых известных и уникальных памятников русской литературы. Несмотря на то, что произведение повествует о событиях почти тысячелетней давности, оно трогает читателей, мастерство неизвестного автора заставляет сопереживать таким далеким, но таким понятным и любимым героям.
Святослав Киевский – мой любимый персонаж в «Слове». Он является двоюродным братом главного героя – князя Игоря. Святослав – пожилой человек, но сохранивший ясность и мудрость в мыслях. Этот князь успешно боролся с половцами, обеспечил относительную стабильность и внутри, и снаружи Руси. Главные качества персонажа – беззаветный патриотизм в сочетании с осторожностью. Да, он всей душой болеет за родную страну, но не бросается безрассудно на подвиги, в отличие от Игоря. Он относился к молодому человеку с отеческой заботой, это явление символизирует то, что Киев – отец русских городов, древний защитник и глава. Святослав не изображается слабовольным дедушкой, «божьим одуванчиком», в своих действиях он руководствуется интересами Родины и справедливости, поэтому сурово карает врагов и не смягчает своего осуждения необдуманного похода Игоря против половцев. В своем «золотом слове» он говорит о вредности действий двоюродного брата и осуждает усобицы, истощившие Русь.
Реальная историческая личность, по мнению ряда исследователей, например, Д.С.Лихачева, была не такой. Князь Святослав Киевский имел ограниченную реальную власть, был вынужден ее делить с другими князьями и большой роли в истории не играл, в «Слове» же этот персонаж идеализирован. Однако Святослав в произведении представляет собой не реального правителя, а символ идеального монарха: мудрого, патриотичного, сильного духом, справедливого. Именно за эти высокие качества герой и привлекает лично меня. Быть таким человеком сложно, но к этому стоит стремиться. И не только вождям, как предполагал автор «Слова о полку Игореве», но и современным читателям.
Откуда появилось прозвище Буй-Тур у Всеволода? Во времена Древней Руси турами называли диких быков. Это значит, что сравнивая князя с туром, автор хотел подчеркнуть его смелость и силу. Ученые так же установили, что настоящий князь Всеволод имел крепкое телосложение, что тоже могло служить причиной для прозвища.
Братья Игорь и Всеволод были дружны согласно данным биографов. В повести тоже говорится об их нежном отношении друг к другу. Игорь переживал за брата, не хотел его терять. Однако вместе они совершают одну и ту же ошибку – самостоятельно выходят на бой против половцев. Они не захотели сплотиться с другими правителями – и в результате потерпели обидное поражение. Их двоюродный брат Святослав укоряет их в этом, хотя и делает это без злости, почти с отеческим всепрощением. Он был гораздо старше их, и поэтому прощал их молодецкую поспешность в решениях.
Самое точное определение князя Всеволода связано с его прозвищем – Буй-Тур. Он подобно дикому зверю шел в бой, ведь битва была его стихией. Во время сражения князь забывал и о своем статусе, и о красавице-жене. Автор восхищается его мужеством и отдачей, однако в этом безудержном порыве он видит и опасность. Юношеские порывы Всеволода и его брата Игоря заканчиваются поражением против более хитрого и страшного врага.
Но даже когда писатель осуждает своего героя, мы чувствуем его сочувствие к нему. Он понимает, что Всеволод, как и его брат, поддался порыву молодости, желанию прославиться. И поэтому он переоценивает свои возможности.
Образ князя Всеволода описан сдержанно, но ярко в повести. Именно в ней мы можем о нем узнать, так как в других источниках об этом князе почему-то почти ничего не сказано.
Мой любимый герой в “Слове о полку Игореве”
“Слово о полку Игореве” – великий памятник древнерусской литературы. Написанное неизвестным автором произведение является не только летописью, но и затрагивает очень важную для государства мысль – в единении сила Киевской Руси.
Князь Новгород-Северский Игорь является ключевой фигурой произведения, и я симпатизирую этому герою. В непростой для государства период возглавлял свое княжество Игорь – набеги половцев истощали русскую землю, враги истязали народ, кроме этого князья вели междоусобные войны, и надежды на помощь от брата в случае беды не было. В такой непростой ситуации Игорь решил осуществить поход против половцев, и хотя его дружина не была очень большой, все его воины были истинными патриотами, готовыми на смерть ради свободы и независимость Киевской Руси.
Историки неоднозначно оценивают поступок князя Игоря, многие считают, что безрассудство и жажда славы застилала Игорю глаза, и он повел своих людей на верную погибель, впрочем, поражением и обернулся его поход. Однако мое мнение иное: кто-нибудь из здравомыслящих людей решился бы пойти на смерть, заранее зная, что другого выхода не может быть? Нет. Я думаю, Игорь, как очень отважный, бесстрашный и сильный духом человек рассчитывал на победу.
Быть может, его военные качества не были на столь высоком уровне, чтоб предусмотреть все, просчитать возможные решения битвы. Однако он не был безумцем, он взял с собой дружину, каждый воин которой стоил, быть может, пятерых половцев, Игорь рассчитывал на победу и надеялся на нее.
Мне нравится этот герой еще и потому, что он не однозначно положительный, Игорю присущи человеческие слабости, и он может ошибаться. Князь – не непобедимый сверхчеловек, его взяли в плен, но он очень смелый и ему удалось бежать. Игорь также прекрасный муж и семьянин, он любит, любим, об этом свидетельствует горе его жены Ярославны после известия о поражении мужа.
И пусть с исторической точки зрения фигура князя Игоря не столь существенна, однако автор “Слова” создал образ человека благородного, отважного, с чистыми помыслами и мне такой герой нравится.
«Слово о полку Игореве» — одно из самых загадочных произведений русской литературы — насыщено разнообразными героями. Они различаются по своему происхождению, национальности, полу, возрасту, моральным и нравственным характеристикам. Но всех этих героев объединяет одно: они помогают автору выразить идею произведения — идею любви к родине, необходимости ее защиты и всеобщего объединения.
Большую группу героев «Слова» составляют древнерусские князья. В первую очередь, это князь Игорь Святославич Новгород-Северский, который осуществил «провальный» поход на половцев и в итоге попал в плен.
Игорь честолюбив и очень упрям. Мне кажется, пойти «посмотреть синего Дона» его заставило не столько патриотическое чувство, сколько желание испытать свои силы, одержать победу, прославиться. Именно поэтому, я думаю, автор несколько иронично и неодобрительно говорит про него:
Вспала князю на ум охота,
А знаменье заступило ему желание
Отведать Дона великого.
Игорь Святославич еще очень молод, горяч, самоуверен. Он считает, что все подвластно ему. Именно поэтому он не хочет видеть тех тревожных знаков, что подает ему родная природа, русская земля: «Солнце дорогу ему тьмой заступило; Ночь, грозою шумя на него, птиц пробудила…»
В результате войска князя проиграли битву и сам князь Игорь попал в плен. Лишь при помощи всей земли Русской — природы, людей, высших сил — Игорю Святославичу удается вырваться из половецкого плена и вернуться в родные земли.
Автор показывает, как вся Русь ликует от этого события. Но мне кажется, что сам автор не столь однозначно относится к этому герою. И я разделяю его мнение. Князь Игорь эгоистичен и чересчур самоуверен. Он, в первую очередь, думает о своих интересах, а не об интересах своей родины. Поэтому этот герой мне, можно сказать, несимпатичен.
Значительно больше мне нравится двоюродный брат Игоря — Всеволод, который стал для князя «правой рукой», помощью и поддержкой в походе. Он сразу же откликнулся на призыв брата:
«Один мне брат, один свет светлый ты, Игорь!
Оба Святославичи!
Седлай же, брат, борзых коней своих,
А мои тебе готовы…»
Всеволод до конца был с Игорем, являясь ему опорой и поддержкой до самой последней минуты. Такая преданность, большая значимость семьи для этого героя, его мужество и отвага вызывают у меня уважение.
Но более всего из князей, представленных в «Слове», мне симпатичен образ великого князя Киевского Святослава. Он показан как мудрый правитель, моральный наставник всех русских князей. Именно этот человек искренне, всей душой переживает за свое отечество и всех князей, считая их своими духовными сыновьями.
В своем «золотом слове» Святослав предстает не только как истинный правитель, но и как человек большой внутренней культуры, знаток истории своей родины, ее нравственных корней. Этот князь ратует за объединение всех русских земель, прекращение междоусобиц, примирение князей:
О, стонать тебе, земля Русская,
Вспоминая времена первые и первых князей!
Кроме того, в «Слове» мне очень симпатичен образ жены Игоря — княгини Ярославны. Эпизод под названием «Плач Ярославны» является, на мой взгляд, одним из самых лиричных и пронзительных во всем произведении.
Жена Игоря — глубоко русская натура. Это подтверждается и тем, что она обращается за помощью к силам природы, и тем, что ее страдания переданы именно в жанре плача (фольклорный жанр): «Ты, светлое, ты, пресветлое солнышко! Ты для всех тепло, ты для всех красно! Что ж так простерло ты свой горячий луч на воинов лады моей…»
Ярославна очень любит своего мужа, предана ему, ждет «свою ладу» и готова ради него на все. Она обращается ко всем стихиям, в высшей силе, чтобы те помогли ее любимому вернуться домой из плена. Я думаю, что во многом именно любовь этой героини помогли князю Игорю бежать от половцев.
Образы половецких ханов представлены в «Слове» в мрачных и хищных тонах. Это враги, поэтому они обрисованы сугубо негативно. Мое отношение к ним совпадает с соотношением неизвестного автора.
Кроме перечисленных героев, в произведении есть еще один немаловажный образ. Это образ самого автора. Он предстает перед нами как глубоко образованный и культурный человек, знакомый со многими князьями, о которых он пишет, с «вещим Баяном». Мне очень симпатичен этот образ, поскольку автор выступает как истинный патриот, всей душой болеющий за свое отечество, призывающий к объединению и защите родной страны от внешних врагов.
Кроме того, автор «Слова» предстает и как талантливый писатель, новатор, отошедший от традиций воспевания подвигов князей и рассказавший «печальную повесть о битвах Игоря» «по былинам сего времени», то есть достоверно.
Таким образом, ни один из основных героев «Слова» не оставил меня равнодушным. К кому-то я испытываю искренне уважение и симпатию (князь Святослав, князь Всеволод, Ярославна, автор). К кому-то из героев питаю противоречивые чувства (князь Игорь), к кому-то лишь негатив (половецкие князья Гзак и Кончак).
Я считаю, в том, что герои «Слова» вызывают в читателе живые эмоции, в том, что мы переживаем за них, негодуем и радуемся вместе с ними, есть большая заслуга неизвестного автора этого произведения. Он призывает и своих современников, и нас, их далеких потомков, любить свою страну и работать ради ее процветания. Ведь от состояния нашей родины зависит и состояние ее народа. И в этом я с автором «Слова о полку Игореве» полностью согласен.
После трагической битвы на реке Каяле «черная земля под копытами была костьми усеяна, а кровью полита: тоской изошлася вся Русская земля!», а храбрые русичи «полегли за землю Русскую». После этого, по словам автора, «тоска разлилась по Русской земле, печаль неизбывная потекла средь земли Русской». Узнав о поражении, киевский князь Святослав в своем «золотом слове», смешаном со слезами, несколько раз заклинает соотечественников постоять «за землю Русскую, за раны Игоря».
Одновременно в поэме живет и образ русского народа: народа-ратая, народа-воина, народа-защитника родной земли. Князь Всеволод о своих дружинниках с гордостью говорит, что они под трубами были спеленуты, под шлемами взрощены, с кончика копья вскормлены. Они выходят в поход не как завоеватели, которые ищут себе славы. Для них половецкое богатство ничего не стоит, к трофеям они относятся пренебрежительно. Воины храбро умирают за Русскую землю. Автор с печалью говорит об этом, сетуя на княжеские раздоры, которые влекут за собой смерть и разорение.
В «Слове» воссозданы образы древнерусских князей. Наиболее ярко выписаны образы мужественных воинов — братьев Игоря и Всеволода. Про них автор говорит с симпатией, восторгается их храбростью, одновременно упрекая их за своеволие и славолюбие, за несогласованность их действий с политикой других князей и киевского князя.
Автор отступает от исторической правды, идеализируя и героизируя образ великого киевского князя Святослава, но делает это с определенной политической целью, поскольку рассматривает верховную власть Киева как центр объединения русских княжеств в едином феодальном государстве. Образ Святослава — Мудрого, уравновешенного правителя и полководца и грозного
соперника половцев, опечаленного «отца» разбитых русичей — раскрывается в его символическом «темном» сне и «золотом» слове, «со слезами смешанном», который является центральной частью поэмы. Этот традиционный художественный прием дает автору возможность оценить деятельность русских князей XI— XII веков.
Яркими являются и женские образы поэмы — Ярославна, оплакивающая на валу в Путивле поражение и пленение своего мужа, нежная Глебовна, жена Всеволода, — которые являются воплощением верности и вечности жизни, ожидания, освященного любовью, и непреложности добра на залитой кровью земле.
Природу в поэме также можно рассматривать как образ деятельный и влиятельный. Природа в «Слове» символична и обожествлена язычески. Так, Ярославна обращается за помощью к ветру, солнцу, Днепру, воспринимая их как живые существа; затмение солнца вещует Игорю поражение, а все живое стремится предупредить его об опасности. Таким образом, можно сказать, что из реальности действие поэмы словно переносится в пласт символическо-мифологический, расширяя границы возможного.
Автору удается подняться выше эгоистичных интересов князей, их корыстолюбивой и честолюбивой политики и выразить интересы всего русского народа, его стремление к единству и миру, желание сохранить свою целостность и культуру. [/sms]
В Путивле-граде утром рано Поет, плачет Ярославна, Как и кукушечка кует, Словами сожаления добавляет… Т. Г. Шевченко. Плач Ярославны
С давних времен мудрый украинский народ уважал и воспевал эстетический идеал женщины. В образах верной жены, невесты підкреслювались характерные черты истинной украинки: преданность любви, достоинство, благость, верность, способность сделать все возможное и невозможное ради семейного счастья. Такие женщины помогали победить, выстоять своим мужьям, суженым, братьям во время суровых опасностей, которые нередко угрожали стране. В одной из самых выдающихся памятников мировой культуры – «Слове о полку Игореве» – и встречаем привлекательный женский образ Ярославны. Ярославна – историческая личность, настоящее ее имя Ефросинья, дочь галицкого князя Ярослава. В “Слове…” эта героиня, жена князя Игоря, олицетворяет образ верной подруги, которая охвачена горем от долгой разлуки с мужем. Этот образ характеризует глубокий лиризм, моральную красоту, духовную силу. Героиня не находится рядом с Игорем в походе, но она также помогает Игорю и его жене. Кто знает, не его молитвы и обращения к природе помогли Игорю вернуться из плена? Узнав о поражении, ранение и плен мужчину, верная инка болезненно это переживає. ей приходит в голову обратиться к природе помощь. На то время магической функции слова, природных явлений придавали большого значения. Ярославна докорює ветровые, называя его “господином”, за то, что «веселье развеял». Хочется ей устремиться чайкой, чтобы обтереть раны любимому. Обращается женщина и до Днепра-Словутича, к солнцу с просьбой помочь князю:
Прилелій, господин, мою строя мне, чтобы я не слала ему слез на море рано.
Своего мужа называет Ярославна «ладой», волнуясь и посылая свои слезы. Она напоминает чайку, что плачет на берегу моря. Заслуживает внимание еще то, что в неутешительном горе эта мужественная женщина заботится не только о благе мужа, но и о его войско. Упрекает она ветровые за то, что переносит вражеские стрелы на жену князя. Просит Ярославна и «світлеє и трисвітлеє солнце», чтобы в поле безводном не мучили жаждой воинов. Все это свидетельствует о благородство, патриотизм, гражданскую сознательность княгини. Она выступает заступницей, хранительницей воинов Киевской Руси. Это настоящая княгиня, которая заслуживает уважения не только современников Игоря, но и потомков. Если каждая женщина будет такой же преданной, благородной, патриотической, верной, то наши мужчины будут всегда побеждать и делать все, чтобы страна-мать была свободной, богатой и счастливой. Недаром образ Ярославны вдохновляет писателей, художников создавать великолепные перепевы мотивов материнства, женственности, любви. Песня-плач Ярославны – это символ несокрушимости духа женщины, нежной и в то же время мужественной.
Сохрани – » Мой любимый герой из “Слова о полку Игореве” Ярославна . Появился готов произведение.
Автор “Слова о полку Игореве” написал свое произведение в 1185 г. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, после его смерти стало разъединяться на многие княжества и приходить в упадок. Киев сохранял древние традиции своей доблести, он славился историческими преданиями, могилами прославленных князей, начиная с Олега. Киевский князь по прежнему носил звание “великого князя”. Но страна разделялась на мелкие княжества. Это сопровождалось кровопролитными междоусобицами князей, желавших захватить наиболее богатые земли. В это время половцы близко подошли к южным границам Руси. В 80 х гг. XII в. князь Святослав Всеволодович, собрав русских князей и их дружины, сразился с половцами. Они были отброшены в степи. Но в 1185 г. князь Игорь Новгород Северский, собравший небольшое войско, пошел в поход на половцев. Княжеская дружина была разбита, а сам князь был взят в плен. Благодаря этому событию половцы, почувствовавшие разобщенность русских князей, стали совершать частые набеги на Русь. Своим походом Игорь открыл путь половцам на родную землю. Этому и посвящено “Слово о полку Игореве”, являющееся одним из самых значительных произведений своего времени.
В первой части произведения описывается выступление князя Игоря Новгород Северского в поход против половцев. Игорь хочет избавить Русь от ее давних врагов. В день выступления происходит солнечное затмение. Несмотря на это зловещее предзнаменование и все опасности, которыми грозит степь, князь Игорь не изменяет своего решения. Он остается тверд в своей решении.
В Путивле к князю Игорю присоединяется князь Черниговский Буй Тур Всеволод. С объединенными силами своего войска и Всеволода князь Игорь вступает на половецкую землю. Все здесь ему враждебно: и степь, и птицы, и звери. Но Игорь решителен, как и его войско. Они, “к славной изготовившись борьбе, добывая острыми мечами князю славы, почестей себе”, идут дальше, на битву с половцами.
В первый раз русское войско побеждает половцев, взяв много золота, шелков, драгоценных камней. Игорь думает, что половцы побеждены, разбиты полностью, и решает идти дальше. Но половцы только надломлены. Они ушли в степь и собирают там новое войско, больше прежнего. Огромная орда надвигается на лагерь Игоря, где он остановился на ночлег. Игорь и Всеволод предчувствуют тяжелую битву. Любой бы на их месте отступил, но они решают сразиться с половцами, во много раз превосходящими их силой.
Наутро сама природа предвещает тяжелую развязку: “Ночь прошла, и кровяные зори возвещают бедствие с утра. Туча надвигается от моря на четыре княжеских шатра”.
Столкнулись две огромные силы в битве, какой еще не было. С огромным мужеством и отвагой сражались русские войска. Лишь на третий день пали Игоревы знамена. Половцы одолели русское войско своим несметным количеством. Много русских воинов полегло в той битве. Самого князя Игоря Новгород Северского половцы взяли в плен. После описания неудачного похода Игоря и его дружины в “Слове о полку Игореве” описаны печаль, горе всего русского народа, русской земли. Разгром русского войска приободрил половцев. Их набеги на Русь стали бесчисленными. Остановленные Святославом (отцом Игоря и Всеволода) они вновь пошли на Русь. Разлилась печаль по Русской земле: “…стонет Киев над горою, тяжела Чернигову напасть”.
В “Слове” автор показывает князя Игоря как славного и храброго воина, которым, безусловно, двигали самые благие цели: он хотел освободить Русскую землю от половецких захватчиков. Но вместе с тем автор отмечает безрассудство Игоря, который идет в поход, несмотря на то что тот с самого начала обречен на провал. Единственной движущей силой является при этом стремление к личной славе. Желание личной славы “заступает ему затмение”. Ничто не останавливает Игоря на его роковом пути. За это безрассудство и осуждает автор князя.
На примере похода Игоря, его неудач и последствий этого похода автор показывает, к чему может привести отсутствие единения на Руси. Ведь Игорь действовал, как действовали в то время многие князья, заботясь больше о личной славе, чем о судьбе Русской земли. Но Игорь также изображен как смелый и храбрый князь, который является истинным сыном своей земли.