Сочинение на тему мой мцыри

12 вариантов

  1. Цепь событий проста: генерал забирает из плена ребенка с Кавказа, и, не успев доехать, тот подхватывает болезнь, что наталкивает генерала на мысль оставить ребенка в монастыре, там он и живет до конца своей жизни. Размышляя над названием поэмы, Лермонтов перебрал несколько вариантов, один из которых «Бэри», что означает «монах». Но задумка такова, что в центр произведения поставлен герой, который не против радостей обычного человека. Поэтому поэт выбрал другое название – «Мцыри», что в переводится как «неслужащий монах».
    Со временем Мцыри не может вспомнить свое происхождение и свыкается с происходящим, но жажда свободы делает свое дело и герой сбегает из монастыря. В своей исповеди он рассуждает об отчаянии, что терзало его это время. Герой не видел ни отца, ни мать, но мечтает найти хотя бы близкого человека, чтобы было с кем разделить свое тепло. Он думает о движении жизни, поэтому решает сбежать из монастыря.
    Патриотизм красной нитью проходит всю поэму, уже в эпиграфе говорится, что у каждого есть одна родина. Патриотизм перекликается с идеей свободы. Именно патриотизм и жажда свободы являются причинами побега из тюрьмы монастыря.
    Мцыри встречается с красавицей-певицей. Девушка понравилась ему, но нужна свобода, поэтому он отказывается от любви.
    Восторгает своими красотами пейзаж, описанный в произведении. С неимоверной любовью Мцыри рассуждает о куполообразных, красивых холмах, о деревьях, что растут кругом. Главный герой находится в гармонии с окружающим миром и чутко чувствует его.
    Ключевой момент – это поединок с барсом. Не так страшна Мцыри смерть, как возвращение в свой монастырь. Когда он оказывается у стен монастыря, сила духа остается несломленной.
    Сказать, что мне понравилось произведение «Мцыри», – это все равно, что ничего не сказать. Когда читаешь поэму, думаешь: «Что за удивительный дух, что за натура у Мцыри!». Когда ты ради цели готов бросить все, что у тебя есть – это дорогого стоит. Я считаю, что данная поэма – вершина творчества Лермонтова.

  2. Никитин Кирилл.
    Воспевание свободы в поэме Лермонтова «Мцыри».
    В произведениях М.Ю.Лермонтова часто рассказывается о людях, в чьих судьбах большую роль играет свобода и отношение к ней. Одним из таких произведений является поэма «Мцыри».
    В этом произведении Лермонтов описывает судьбу мальчика шести лет, попавшего в монастырь и оторванного от внешнего мира. Со временем его начинает переполнять жажда свободы, которую он утратил навсегда, и он не может смириться с этим. На протяжении долгих лет он несет тяжкое бремя разлуки с тем, что ему любимо и дорого – свободой, в этом состоит романтизм произведения Лермонтова.
    Раннее детство Мцыри провел на Кавказе, в ту пору он знал своих родных, наслаждался свободой действий и сознания. Это и оставило в нем ту частичку жизни, которая вела его за собой и была его «пламенной страстью». Внутренний мир героя был соткан из отпечатков детства и его раздумий о невольной жизни в монастыре. Но то, что Мцыри пережил в детстве, оставило большой след в его сознании, он бы променял всю свою жизнь в неволе на несколько дней на свободе.
    И Мцыри бежал, бежал навстречу тому, что ему было дорого и отрадно, что он страстно любил и чем дорожил больше всего. Красота окружающего мира, которую он увидел на свободе, не могла сравниться со всем тем, что он видел за свою жизнь в плену. Его жизнь на свободе была так желанна и долгожданна, что он не замечал ничего, кроме нее, упивался ею. Но вскоре Мцыри встретился с барсом, после честно погиб, но погиб свободным человеком.
    То чувство, к которому мы стремимся всю жизнь, то, что является нашим желанием и страстью, непременно приведет нас к  осуществлению мечты. И то мгновение, которое мы проведем с этим чувством, будет нам дороже всей жизни.
    Молев Никита.
    Мцыри как романтический герой.
    В этом сочинении я бы хотел рассказать  о том, что Мцыри является романтическим героем. Но для начала стоит рассказать  о романтизме в целом.
    Романтизм – это направление в литературе, появившееся в 18-19 веках во многих странах: России, Англии, Франции, Америке. Именно в этот период по всему миру вспыхнули революции, восстания и бунты. Даже некоторые политические деятели и мыслители были недовольны жизнью стран и народов. Люди мечтали  о новом мире, и это отразилось в мировой литературе. В романтических произведениях воспевается лучший, идеальный мир или стремление к нему. Да и сам романтический герой борется за этот самый лучший мир и готов даже умереть за него.
    И в произведении М.Ю.Лермонтова «Мцыри» в полной мере отражается эта особенность романтического направления. Сам Лермонтов мечтал об идеальном мире и уважал свободу и борющихся за нее людей. Мцыри в полной мере показывает главные черты романтического героя. Он силен, горд и свободолюбив. Он борется со злом внутри себя и стремится к свободе, несмотря на сложный путь. А неволя и есть это самое зло.
    Для Мцыри стремление к свободе и независимости было смыслом жизни. Его тело и дух были сильны, так как он был уверен в себе и своих стремлениях. И даже тот факт, что он прожил на воле всего три дня, нисколько не омрачил его. После битвы с барсом он умирал гордо. Мцыри был рад, что умирает свободным. Хоть он и не успел сделать все, что хотел: посетить свой родной дом, увидеть родных, он знал, на что шел. И он ушел из этого мира, будучи свободным. Для него свобода была высшей наградой.
    Не каждый из нас может отдать свою жизнь за свободу. И сказать, легко это или сложно, нельзя. Мцыри сделал свой выбор. Он стремился к свободе, к своему лучшему миру, и он отдал жизнь за эту идею. Я считаю, что Мцыри – романтический герой, и советую всем взять от него что-нибудь. Желаю вам быть свободными.
    Абрамов Никита.
    Воспевание свободы в поэме Лермонтова «Мцыри».
    Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» – история юноши, выросшего в монастыре, в неволе, юноше, который обрел свободу всего на три дня.
    Он с шести лет жил в монастыре, не видя других людей, кроме монахов. Скучая по родине, он каждый день смотрел из окна башни на горы и поля Кавказа и мечтал оказаться среди них, на воле. И вот перед днем, когда Мцыри готовился «изречь монашеский обет», он исчез из монастыря.
    Он убежал, вырвался на волю, в горы, туда, где он чувствовал себя свободно, блаженно, раскрепощено. Мцыри любил все вокруг: и быстрые реки меж возвышающихся в небеса гор, и темные леса, покрытые легким туманом. Даже когда он потерялся в лесу, ему было лучше, чем в монастыре. Превозмогая боль, голод и усталость, Мцыри шел вперед к родным местам. Он не повернул бы назад, не вернулся бы в «тюрьму». Даже схватка со снежным барсом не заставила его отступить, отказаться от своей цели. В этом эпизоде автор показывает, что свобода – это не только радость жизни, но и опасности, лишения, страх и борьба. Но оно того стоит.
    Лермонтов в своей поэме показывает, что такое свобода, как она влияет на человека, какое счастье она дает: «Таких две жизни за одну, но только полную тревог я променял бы, если б мог». Свобода – это не то, что можно потрогать или увидеть, продать или купить. Это состояние, когда человек ощущает свою возможность действовать, как ему хочется, как он желает, находиться, где он хочет и с кем хочет. Когда страх не сковывает человека и даже смерть не остановит его. Вот это – свобода. И Лермонтов так ярко и выразительно описал, как человек, с детства приученный к подавлению своих эмоций и желаний, вдруг вырывается на волю, сбрасывает все узы плена и наслаждается этим чувством. Лермонтов так красиво, понятно и четко описывает свободную жизнь Мцыри, что мы понимаем: устами главного героя говорит сам автор.
    Читая это произведение, познаешь цену свободы и воли, радость жизни. И в эти мгновения ты готов пережить все то, что пережил Мцыри, когда обрел свободу.

  3. Сочинение на тему “Мцыри-герой-борец”.
    Среди
    русских поэтов М. Ю. Лермонтов занимает
    особое место. Поэтический мир Лермонтова
    — стихия мощного человеческого духа,
    отвергающего пошлую мелочность
    повседневности. В литературном наследии
    Лермонтова поэмам принадлежит особое
    место. За двенадцать лет творческой
    жизни он написал полностью или частично,
    если считать незавершенные замыслы,
    около тридцати поэм. Он сумел продолжить
    и утвердить художественные открытия
    Пушкина и во многом предопределил
    дальнейшие судьбы этого жанра в русской
    поэзии. Поэмы Лермонтова явились высшей
    точкой развития русской романтической
    поэмы послепушкинского периода. Поэма
    “Мцыри” — одно из последних
    классических произведений в русской
    романтической поэзии.
    В
    1837 году М. Ю. Лермонтов был сослан на
    Кавказ. Проезжая по Военно-Грузинской
    дороге, он увидел остатки существовавшего
    когда-то монастыря. Там, среди развалин
    и могильных плит, он встретил дряхлого
    старика, который рассказал поэту о своей
    судьбе. Будучи ребенком, он попал в плен.
    Мальчик тосковал по родине и страстно
    мечтал вернуться. Но рутинная жизнь
    монастыря постепенно приглушила тоску.
    Пленник втянулся в однообразную жизнь
    послушника и так и не смог осуществить
    заветную мечту. М. Ю. Лермонтов в течение
    десяти лет до этого события вынашивал
    идею создания поэмы об иноке, рвущемся
    на свободу. И рассказ старика был
    настолько созвучен с мыслями поэта, что
    помог воплотить замысел в замечательную
    поэму “Мцыри”. Поэма появилась на
    свет в 1839 году. «Мцыри» – самое
    романтическое и автобиографичное
    произведение Лермонтова. В биографиях
    Лермонтова и его литературного героя
    Мцыри много похожих фактов, событий,
    переживаний. В. Г. Белинский писал:
    «Мцыри… любимый идеал нашего поэта»,
    «… Что за исполинская натура у этого
    Мцыри!» По мнению критика, образ Мцыри
    явился отражением собственной личности
    поэта. Романтический герой поэмы — это
    герой-борец, активно, хотя и бесплодно
    протестующий против насилия над
    личностью. Ему не удалось добраться до
    ” родной страны”, ” где люди
    вольны, как орлы”. Конечно, Лермонтов
    понимал, что свобода личности — это
    лишь романтическая, невыполнимая мечта.
    Однако он преследовал вполне конкретную
    цель, изображая трагическую судьбу
    Мцыри. Поэт прославляет саму попытку
    поиска путей к личной свободе, поет гимн
    могуществу человеческой воли, воспевает
    мужество и мятежную душу героя, вступившего
    в борьбу с насилием. И здесь важны не
    сами результаты борьбы, в которой
    предельно трагическое завершение, а
    помыслы мятежного героя, его смелая
    попытка обрести личную свободу. Мцыри
    не только герой, но и исповедальный
    рассказчик.
    Поэма
    состоит из вступления, краткого рассказа
    автора о жизни Мцыри и исповеди героя.
    Сюжет поэмы составляют не внешние факты
    жизни Мцыри, а его переживания. Все
    события трёхдневных скитаний Мцыри
    показаны через его восприятие. Особенности
    сюжета и композиции позволяют сосредоточить
    внимание читателя на характере
    центрального героя.
    Автор
    не раскрывает характера мальчика,
    попавшего в монастырь: он только рисует
    его физическую слабость и пугливость,
    а затем дает несколько штрихов его
    поведения, и личность пленника-горца
    вырисовывается отчетливо. Он вынослив,
    горд, недоверчив, потому что видит в
    окружающих монахах своих врагов, ему с
    самых ранних лет знакомы недетские
    чувства одиночества и тоски. Есть и
    прямая авторская оценка поведения
    мальчика, усиливающая впечатление, –
    Лермонтов говорит о его могучем духе,
    унаследованном от отцов. Лермонтов не
    дает подробного описания монастырской
    жизни Мцыри, однако, мы понимаем, что
    для героя монастырь – символ неволи,
    тюрьма с сумрачными стенами и “кельями
    душными”. Остаться жить в монастыре –
    означало для него навсегда отказаться
    от родины и свободы, быть обреченным на
    вечное рабство и одиночество.
    Кавказский
    пейзаж введен в поэму главным образом
    как средство раскрытия образа героя.
    Презирая свое окружение, Мцыри чувствует
    лишь родство с природой. Заключенный в
    монастырь, он сравнивает себя с бледным
    типичным листком, выросшим меж сырых
    плит. Вырвавшись на волю, он вместе с
    сонными цветами поднимает голову, когда
    озолотился восток. Дитя природы, он
    припадает к земле и узнает, как сказочный
    герой, тайну птичьих песен, загадки их
    вещего щебетания. Ему понятен спор
    потока с камнями, дума разъединенных
    скал, жаждущих встречи. Взор его обострен:
    он замечает блеск змеиной чешуи, и отливы
    серебра на шерсти барса, он видит зубцы
    далеких гор и бледную полосу “меж
    темным небом и землей”. Природа
    родственна герою, и зов свободы оказывается
    непреодолимым: песню о любви ему поет
    рыбка «как брат», он готов обняться с
    бурей, «как зверь», он чужд людей. И
    напротив, природа враждебна и чужда
    монахам монастыря:
    Мцыри
    убегает в час ночной, ужасный час,
    Когда гроза пугала вас,
    Когда,
    столпясъ при алтаре,
    Вы
    ниц лежали на земле
    В
    описании пейзажа широко использованы
    эпитеты: пышные поля, свежею толпой,
    объятья каменные, тайный ночлег, метафоры:
    венцом дерев, груды скал, олицетворения:
    думы скал; седой Кавказ, сравнения:
    деревья, как братья в пляске круговой;
    в снегах, горящих, как алмаз; горные
    хребты, причудливые, как мечты; курилися,
    как алтари, их выси; облака, как будто
    белый караван залетных птиц. Зрительные
    впечатления, возникающие у читателя
    благодаря этим художественным средствам,
    усиливаются звуковыми. Аллитерации на
    шипящие передают шум леса – пышные,
    разросшихся, шумящих, свежею; раскатистые
    «р» подчеркивают мощь скал и грохот
    перекатывающихся и падающих камней –
    груды, горные хребты, курилися, как
    алтари, мягкие сонорные «л» обозначают
    легкость и нежность мечтаний – залетных,
    дальних, вдали, легко.
    Поэма
    Лермонтова продолжает традиции передового
    романтизма, Мцыри, полный пламенных
    страстей, сумрачный и одинокий,
    раскрывающий свою “душу” в
    рассказе-исповеди, воспринимается как
    герой романтических поэм. Сама форма
    исповеди, характерная для романтическим
    поэм, связана со стремлением глубже
    раскрыть – “рассказать душу”. Этот
    психологизм произведения, детализация
    переживаний героя естественны для
    поэта. Выразительно сочетание обильных
    метафор романтического характера в
    самой исповеди – образы огня, пламенности,
    с реалистически точной и поэтически
    скупой речью вступления.
    Желание
    Мцыри узнать, “для воли иль тюрьмы на
    этот свет родились мы”, обусловлено
    страстным порывом к свободе. Короткие
    дни для побега – это для него воля. Только
    вне монастыря он жил, а не прозябал.
    Только эти дни он называет блаженством.
    Свободолюбивый патриотизм Мцыри меньше
    всего похож на мечтательную любовь к
    родным красивым пейзажам и дорогим
    могилам, хотя герой тоскует и о них.
    Именно потому, что он истинно любит
    отчизну, он хочет сражаться за свободу
    родины.
    Свою поэму М. Ю. Лермонтов украсил
    эпиграфом «Вкушая, вкусих мало мёду, и
    се аз умираю». Смысл этого выражения
    заключается в том, что человек, который
    мало познал красоту и полноту жизни, в
    скором времени умирает. Главная идея
    произведения – борьба за свободу. Лучше
    три дня настоящей жизни на воле, чем
    многолетнее заключение в стенах
    монастыря. Где человек не живет
    полноправно, а существует. Для героя
    смерть лучше, чем жизнь в монастыре.
    Внутренний
    мир героя раскрывается через его мечты
    о свободе, родине, о долге. Мцыри –
    “естественный человек”, живущий не по
    надуманным законам государства,
    подавляющим свободу человека, а по
    естественным законам природы, позволяющим
    человеку раскрыться, реализовать свои
    стремления. Но герой вынужден жить в
    неволе, в стенах чуждого ему монастыря.
    Представление о свободе связано у Мцыри
    с мечтой о возвращении на родину. Быть
    свободным – значит, для него вырваться
    из монастырского плена и вернуться в
    родной аул. В душе его постоянно жил
    образ неизвестного, но желанного “чудного
    мира тревог и битв”. Ощущение счастья
    у Мцыри вызвано не только тем, что он
    видел, но и тем, что он успел совершить.
    Бегство из монастыря во время грозы
    дало наслаждение ощутить дружбу «меж
    бурным сердцем и грозой»; общение с
    природой принесло радость; в битве с
    барсом он познал счастье борьбы и восторг
    победы; встреча с грузинкой вызвала
    «сладкую тоску». Все эти переживания
    Мцыри объединяет одним словом – жизнь:
    Что
    делал я на воле?
    Жил.
    Мцыри
    увидел природу в ее многообразии, ощутил
    ее жизнь, испытал радость общения с ней.
    Да, мир прекрасен! – таков смысл рассказа
    Мцыри о виденном. Его монолог – гимн
    этому миру. Его последнее желание —
    быть похороненным вне монастырских
    стен, еще раз ощутить красоту мира,
    увидеть родной Кавказ. Это нельзя назвать
    примирением с судьбой и поражением
    героя. Такое поражение в то же время и
    есть победа: жизнь обрекла Мцыри на
    рабство, смирение, одиночество, а он
    сумел узнать свободу, испытать счастье
    борьбы и радость слияния с миром. Поэтому
    гибель его при всей трагичности вызывает
    у читателя гордость за Мцыри и ненависть
    к условиям, лишающим его счастья.
    Я
    считаю, что Мцыри – это могучая, пламенная
    натура. Главное в нём – страстное и
    пламенное стремление к счастью, которое
    невозможно для него без свободы и родины.
    Он непримирим к жизни в неволе, бесстрашен,
    смел, отважен. В поэме выражается мечта,
    идеал, противостоящий действительности,
    а главный герой – человек, враждующий
    с обществом или непонятый им.

  4. 4
    Текст добавил: ----Жизнь-игра----

    Парень вырос, но никак не мог забыть о родных краях и предпринимал многие попытки к бегству, пока не заболел и не сгинул.
    В поэме повествуется о Мцыри (с грузинского переводится как «послушник»), задумавшем вырваться на свободу. Монастырская жизнь без света для молодого человека с горячей кровью была хуже каторги. Кажется, что он уже свыкается со своей участью, но в тот самый момет, когда он должен был стать настоящим монахом, его озаряет мысль о побеге. Оказавшись снаружи, он вспоминает о своей прошлой жизни, о своей семье и родном ауле.
    Но он теперь – вскормлённая в неволе птица, орёл с подрезанными крыльями. Даже клятва, данная ему самим собой, что он несмотря ни на что сбежит из монастыря и найдёт родной дом, не помогает ему. Его клокочущая душа способна побороть большую дикую кошку, но побороть несвободу, заключённую в нём, он неспособен. Полностью истощённый, Мцыри падает без сил.
    Очнувшись в своей обители, монахи которого его спасли, он говорит свою последнюю исповедь. Его спасение – это лишь новое заточение, ему же нужна свобода и семья. Таким образом, семья и воля – главные ценности горца. Умирающий, он просит отнести его прах вглубь монастырского сада, откуда ему будут видны родные горы.
    «И с этой мыслью я засну»

  5. Мцыри – юный послушник, готовившийся принять постриг в монахи. О себе он с горечью сообщает, что он «душой дитя, судьбой монах». Это весьма печальная участь: человек, с детства видевший так мало, должен запереть себя в монастыре, чтобы в дальнейшем вообще ничего не увидеть. Разумеется, мириться с такими обстоятельствами Мцыри не намерен – он во что бы то ни стало обретёт свободу. Выход есть всегда, решил он, даже такой радикальный, как смерть.
    Герой поэмы похож на других романтических персонажей Лермонтова. Такие герои убегают из родных мест, их никто не понимает, они пробуют найти себя в чужих краях. Однако в поэме ситуация обратная: Мцыри бежит на родину, не признав чужих порядков и чуждой культуры. Родная сторона для него совершенно неизвестна, и он горит желанием познать её, пока есть такая возможность.
    Важно, что дикие кавказские края – это всё-таки родина Мцыри, и местный дух присутствует в глубине души героя. Лермонтов всегда идеализировал эту «благородную дикость», подобно другим романтикам. А тот мир, из которого Мцыри пытается убежать, – это мир цивилизации, полный условностей, запретов, мир, где формальные отношения замещают собой живые человеческие чувства. Монастырь, символизирующий этот мир, оторван от природы, которая хоть и полна опасностей, но только в ней герой может жить полноценно. Характерно, что Мцыри не осуждает чуждую для него среду, он лишь понимает, что его место не здесь. И как бы ни был он благодарен насельникам монастыря, которые приютили его и окружили заботой, он чувствует, что должен бежать.
    Многим читателям Мцыри напомнил героя байроновского «Шильонского узника». Поэмы и их герои действительно похожи, однако их устремления, по сути, противоположны: байроновский герой ненавидит людей и пытается уединиться, а Мцыри не переносит одиночества и бежит к людям.

  6. I Поэма М. Ю. Лермонтова и ее основной смысл.
    II Главный герой поэмы.
    1. Жизнь Мцыри в монастыре
    2. Бегство Мцыри из монастыря
    3. Поединок с барсом
    4. Возвращение к монастырю
    III Чем мне понравился Мцыри
    Поэма «Мцыри» – это романтическое произведение М. Ю. Лермонтова. В ней поэт ставит вопрос о свободе и о любви к Родине. В своей поэме М.Ю. Лермонтову удалось передать читателям яркий и живой образ человека с огромной силой воли, свободного и смелого.
    Несмотря на свою болезненность и слабость, вызванную долгой жизнью в монастыре, Мцыри имел огромный запас внутренних сил. Его, когда он был ещё совсем ребенком, привез в монастырь русский генерал: «Однажды русский генерал из гор к Тифлису проезжал; ребёнка пленного он вез. Тот занемог…». Ребенок был настолько слаб, что генерал беспокоился о том, что не сможет довезти его до Тифлиса, поэтому он оставил его в монастыре. И хотя Мцыри с ранних лет был воспитан по всем христианским традициям, в душе его остались воспоминания о его корнях, о вольной и прекрасной жизни в родных краях. Эти воспоминания и тоска по вольной жизни не дают Мцыри покоя, поэтому он решает сбежать из монастыря.
    Этот побег стал для него настоящей жизнью, хоть и длилась она всего три дня. Но за эти дни Мцыри смог испытать самые яркие эмоции. Как верно подметил В.Г. Белинский о поэме «Мцыри», «почти вся поэма состоит из исповеди о том, что было с ним в эти три дня. Давно манил его к себе призрак родины, темно носившийся в душе его, как воспоминание детства. Он захотел видеть божий мир — и ушел». За время своего пребывания на воле Мцыри открывает для себя красоту и величие мира, его завораживает гроза, эта сила стихии не напугала, а лишь вдохновила его. Такая же гроза была и в душе самого Мцыри, в ней торжествовало чувство свободы, опьянившее его. Мцыри смог увидеть, как прекрасен окружающий мир, он смог вспомнить себя, вольного и бесстрашного.
    О его бесстрашии и силе говорит и его поединок с барсом, в котором Мцыри одержал победу. Удивительно то, что Мцыри не испытывает страха перед барсом, – наоборот, он восхищается величием и красотой этого дикого зверя. Глаза барса светились, шерсть «отливалась серебром», он был воплощением свободы и красоты природы. Барс был в этот момент такой же, как и Мцыри, свободный, независимый, наслаждающийся вольной жизнью, барс играет, «весело визжит», чувствуя себя сильным, смелым и свободным. Битва с этим зверем позволила Мцыри поверить в себя, в свои силы, он понял, что «быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов». Мцыри проявляет себя как ловкий и быстрый воин, умеющий бороться за свою жизнь и за свою свободу. Мцыри смог победить барса, как смог победить свой страх, свою слабость. Он готов на все ради того, чтобы отыскать путь в родные края. После поединка с барсом Мцыри, израненный и обессиленный, все же упрямо продолжает свой путь, надеясь отыскать дорогу на Кавказ.
    К сожалению, сколько ни искал Мцыри нужный путь, он понимал, что снова возвращается к монастырю, из которого сбежал. Эти три дня, которые Мцыри провел вне стен монастыря, смогли сделать его счастливым, по-настоящему живым. Поэтому Мцыри не раскаивался в своем поступке, он не сожалел о том, что сбежал из монастыря. Сожаление он испытывал лишь от того, что не смог найти тропинку в родные места. Видимо, жизнь в монастыре все-таки убила в нем эти инстинкты настоящих горцев, благодаря которым они всегда находят нужную тропу. Из последних сил Мцыри пытался найти дорогу в родные края, но сколько он ни петлял, все-таки снова возвратился в окрестности монастыря, где и упал без сил. Мцыри не хочет больше жить в неволе, ведь познавший красоту и величие природы, он понимает, что не сможет больше жить в монастыре, поэтому он не старается поправиться, не борется за жизнь. В своей исповеди монаху он самыми красивыми и поэтичными словами описывает монаху увиденное на воле, он просит похоронить его в том месте, откуда видны горы Кавказа, чтобы хотя бы после смерти его душе легче было отыскать дорогу домой.
    Мне понравился этот герой тем, что он бесстрашный и свободолюбивый. Еще мне импонирует то, что он очень любит свою Родину.

  7. Нам очень мало известно о жизненном пути героя. Мцыри – это грузинский ребенок, который попал на Северном Кавказе в плен к русским. Его забрали с собой, но по дороге он заболел и попал на излечение к монахам. Когда ребенок начал понимать русский язык, его стали готовить к постригу. Большое значение Лермонтов придает внутреннему миру мальчика, его душе, что находит наиболее полное отражение в исповеди Мцыри перед старым монахом.
    Мцыри – из горцев, которые свободолюбие впитывают с молоком матери. Скучные унылые монахи непонятны ему, они тоже не могут понять душу мальчика. Мцыри очень одинок, монастырь стал для него тюрьмой, темнецей, из которой не выбраться. Одиночество мальчика усиливается тем, что он не знает своей родины, родных:
    … Я видел у других
    Отчизну, дом, друзей, родных,
    А у себя не находил
    Не только милых душ – могил!
    От своих предков, которых никогда не видел, мцыри унаследовал “могучий дух”, смелость, выносливость и жажду свободы. Эти природные качества несовместимы с заточением в монастыре. Мцыри не выдерживает. Тоска по дому, по вольной жизни становится невыносимой:
    Сначала бегал он от всех,
    Бродил безмолвен, одинок,
    Смотрел, вздыхая на восток,
    Томим неясною тоской
    По стороне своей родной.
    Мцыри видел монахов, которые добровольно отказывались от полноценной жизни, от свободы и обрекали себя на безрадостное существование в монастыре, среди серых стен, унылых пейзажей и безликих людей. Мальчиком овладевает желание “узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы”. Мцыри решает бежать и бежит темной грозовой ночью, когда никто из монахов не выходил и не мог его увидеть. Сама природа помогает мальчику совершить этот побег. Родство с ней юноша чувствует на воле. Недаром Лермонтов сравнивает его с бледным тепличным цветком, выросшим среди серых и угрюмых стен. Но наслаждаться свободой юноше пришлось всего только три дня. Заблудившись в непроходимом лесу, он вернулся к монастырю. За эти три дня, проведенные на воле, юноша понял, что все люди рождены свободными. В ответ на увещевания старого монаха звучит исповедь Мцыри. Он пытается рассказать, что сумрачные стены монастыря – это иллюзия жизни, настоящая жизнь может быть только на воле. Теперь, когда он это испытал, умирать совмем не страшно, единственно чего жаль, так это умирать молодым.
    Меня могила не страшит:
    Там, говорят, страданье спит
    В холодной, вечной тишине;
    Но с жизнью жаль расстаться мне.
    Я молод, молод…
    Мцыри умирает потому, что не может жить в тюрьме, когда глотнул воздуха свободы. Поэтому он должен навсегда расстаться с мечтой о ней. В этом заключается основная идея поэмы. В уста Мцыри Лермонтов вложил свои заветные мысли и чувства. Он тоже рвался душой на свободу, мечтал о ней.

  8. Его в степи без чувств нашли
    И вновь в обитель принесли.»
    Умирая, герой захотел исповедаться, но вместо этого он рассказал, как провёл эти три дня. Мцыри рассказал – чего он хотел больше всего в жизни.
    « Хотя на миг когда–нибудь
    Мою пылающую грудь
    Прижать с тоской к груди другой,
    Хоть незнакомой, но родной.»
    Мцыри хотел вернуться на родину – Кавказ. И ради этого он ушёл из монастыря. В первый день Мцыри ощутил на себе всю красоту природы – того, чего он никогда не видел. Он видел всё в первый раз и наслаждался этим. Во второй день героя захватила красота женщины – молодой грузинки. Ведь в монастыре он не мог видеть женской красоты. Мцыри хотелось остаться с ней – это было одно из его желаний, но он понимал, что если он останется с грузинкой, то путь домой будет закрыт для него навсегда. Любовь к родине была сильнее, и наш герой продолжает свой путь. Вскоре Мцыри заблудился в лесной чаще, потеряв из виду Кавказ. Дорогу обратно он не мог найти, потому что его никто не учил ориентироваться в лесу.
    «И вот дорогою прямой
    Пустился, робкий и немой.
    Но скоро в глубине лесной
    Из виду горы потерял
    И тут с пути сбиваться стал.»
    На пути Мцыри становиться ещё одно препятствие – барс, и в этой схватке он показывает природную силу, храбрость, мужество и отвагу. Он вырвал победу, но это досталось ему большой ценой – ценой смертельной раны.
    « Ты видишь на груди моей
    Следы глубокие когтей;
    Ещё они не заросли
    И не закрылись, но земли
    Сырой покров их освежит
    И смерть навеки заживит.»
    Собрав остатки сил, Мцыри пошёл дальше. И вскоре он увидел тот монастырь, в который его привезли в детстве, и в котором он провёл долгие годы в заточении. До самой смерти Мцыри не покидала мысль о родине и свободе.
    «Прощай отец… дай руку мне
    Ты чувствуешь, моя в огне…
    Знай, этот пламень с юных дней,
    Таился, жил в груди моей;
    Но ныне пищи нет ему…»
    Чувствуя конец, он хотел одного, чтобы его похоронили в саду, где виден Кавказ.
    Очень жаль, что он так и не дошёл до своей родины. Можно подумать, что весь трудный опасный путь Мцыри был зря. Но это не так, благодаря этим трём дням он открыл для себя новые чувства и ощущения. Его сердце с первого дня заточения рвалось на свободу, на подвиги, на родину. И Мцыри совершил подвиг, почувствовал вкус свободы. Умирает тело, но не сломлен дух.
    28631 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

    / Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Мцыри / В чем для Мцыри смысл жизни?

    Смотрите также по произведению “Мцыри”:
    Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  9. Одна из поэм М. Ю. Лермонтова, тематика которой тесно свя­зана с его кавказским циклом, — поэма «Мцыри» . Это поэма романтическая, с идеальным героем, отличающимся гипербо­личностью переживаний. В центре сюжета — судьба пленного мальчика, черкеса, попавшего в грузинский монастырь. Собы­тия эти были связаны с путешествием Лермонтова по Военно-Грузинской дороге, о чем писал еще П. А. Висковатов. В Мцхете поэт встретил одинокого монаха и узнал от него, что тот еще ребенком был взят в плен генералом Ермоловым. Генерал вез его с собой, но мальчик заболел, и его пришлось оставить в монас­тыре. Ребенок долго не мог привыкнуть к своей новой жизни, тосковал, пытался убежать в горы, в результате тяжело заболел. Выздоровев, он успокоился и остался в монастыре. Рассказ этот произвел большое впечатление на Лермонтова. Кроме того, во­ображение поэта поразила и старинная грузинская песня о схват­ке юноши с тигром, где были такие строки:
    Тигр и юноша сцепились Средь полночной темноты,
    Камни в пропасть покатились,
    Обломалися кусты.
    Все эти впечатления и нашли свое отражение в романтичес­кой поэме.
    Мцыри наделен у поэта характерными чертами романтичес­кого героя: он бесконечно одинок в чуждом ему мире, наделен гордостью, сильной волей, мужественностью, огненно-мятеж­ной душой, страстной жаждой жизни, свободы и борьбы. «Это любимый идеал нашего поэта, отражение в поэзии тени его собственной личности» , — писал В. Г. Белинский.
    Поэма построена в форме монолога-исповеди героя о трех днях, проведенных на воле. Монастырь для Мцыри — это сим­вол тюрьмы, неволи. Он тоскует по своей родине, где «люди воль­ны, как орлы» , по родному аулу, по своей семье, по отчему дому. Поэтому он бежит из монастыря, где он жил с детства. Три дня он скитается, пытаясь отыскать дорогу домой, но все усилия его бесполезны. Заблудившись, Мцыри вновь оказывается возле монастыря. Силы героя уже на исходе, в финале поэмы он изоб­ражен умирающим. Его находят монахи, и он вновь оказывается в монастыре. Таким образом, поэма вместила в себя всего четыре дня из жизни Мцыри, но они были самыми яркими и запомина­ющимися в его судьбе:
    Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил — и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости моей.
    Первое чувство, испытанное Мцыри на воле, — восхищение красотой и величием природы. Он видит «пышные поля» , «хол­мы, покрытые венцом дерев» , «горные хребты, причудливые, как мечты» , «снега, горящие, как алмаз» . Картины природы вызыва­ют в памяти образ родного дома: герой вспоминает «в тени рас­сыпанный аул» , «свет лунных вечеров» , «вечерний гул домой бе­гущих табунов» , «смуглых стариков» , отца «в одежде боевой» и молодых своих сестер. Поэт замечает, что цель побега Мцыри — не только возвращение домой, но желание видеть «божий мир» , желание «узнать, прекрасна ли земля» , «д ля воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы» . Это свободомыслие героя, его стремле­ние проникнуть в тайны природы, обрести смысл жизни звучит в горячем, вдохновенном признании:
    …О! я как брат Обняться с бурей был бы рад!
    Глазами тучи я следил,
    Рукою молнию ловил…
    Скажи мне, что средь этих стен Могли бы дать вы мне взамен
    Той дружбы краткой, но живой,
    Меж бурным сердцем и грозой? .
    «…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполин­ская натурау этого Мцыри!» , — писал В. Г. Белинский, восхи­щенный этими строчками. В своих скитаниях герой слышит крик шакала, видит змею, скользившую меж камней, но он не испы­тывает страха: «как зверь» , он «чужд людей» и близок к природе. Природа в рассказе Мцыри словно оживает: «дохнули сонные цветы» , «туманный лес заговорил» , ему «внятен» шум потока, шепот кустов. Не слышит он лишь «человека гордый глас» .

  10. Поэма Михаила Лермонтова «Мцыри» считается одним из лучших лирических произведений в русской литературе. Работу над своим творением автор закончил в 1839 году. Прочитав это произведение, хочется отметить, что Лермонтову удалось создать невероятный образ человека, который стал символов свободной и вольной жизни.
    Главным героем поэмы «Мцыри» является маленький мальчик, который был родом из одного древнего кавказского рода. Судьба главного героя была трагичной и мучительной. С ранних лет он стал пленником русского генерала. И с того времени он больше ни когда не видел отчий дом. Судьба подготовила ему массу других испытаний. Так, находясь в плену, мальчик сильно заболел. Излечить недуг главного героя взялся один старый монах. И тогда русский генерал решает бросить больного мальчика в мужском монастыре. Монаху удается вылечить мальчика. Ему дают имя Мцыри.
    С этого момента Мцыри становится «пленником» мужского монастыря. Все время, которое главный герой живет в монастыре, его готовят к обряду посвящения в монашество. Мцыри начал уже забывать свою родину, традиции своих предков. Монахи учили его жить по-другому. Но только детская клятва не дает Мцыри покоя. Он пообещал себе обязательно вернуться на родину.
    Лермонтов показывает нам Мцыри, как противоречивую личность. Слабый и робкий с наружи, сильный и непокорный внутри. В монастыре у Мцыри не было друзей. Он практически ни с кем не общался. Мцыри жил смутными воспоминаниями о родном доме. Мальчик мечтал вновь увидеть своего отца – могучего и сильного воина, услышать песни своих сестер. Мцыри был не тем человеком, который, приклонив колено, будет просить у господа милости. Скорее всего, из него вырос бы храбрый воин, который совершил бы немало подвигов.
    И вот в один из дней, Мцыри решается на побег из монастыря. В это время на город обрушилась страшная гроза. Мцыри не последовал за остальными в укрытие, он бежал на восток, в сторону своего дома. За те три дня, которые мальчик провел на свободе, он увидел другую жизнь. Мцыри чувствовал себя частью природы и наслаждался этим. Он не предал свою детскую клятву, Мцыри шел домой. Его не остановила ни встреча с грузинской девушкой, которая очаровала его своей красотой, ни схватка с барсом, из которой Мцыри вышел победителем.
    К сожалению, судьба распорядилась иначе. Израненный и изнеможенный Мцыри вышел к тому монастырю, из которого бежал три дня назад.
    Перед смертью Мцыри скажет, что ни на минуту не пожалел о своем поступке, что по-настоящему ощутил жизнь только в эти три дня. Он жалел о том, что не смог осуществить свою детскую клятву. Мцыри был сломлен физически, но не духовно. Он стал символом борьбы за свободу и независимость.

  11. В переводе с грузинского – послушник. Это герой одноименной поэмы. Кавказский юноша попал к русским. Во время пути он заболел и его оставили в монастыре для излечения. М. мечтает обрести свободу, сбежать из монастыря, где чувствует себя в рабстве. Все произведение построено как исповедь-монолог юноши. Перед смертью он рассказывает старику-монаху о трех счастливых днях, проведенных им на воле. М. близка природа как царство естественного бытия, свободы и красоты. Природа в поэме полна одушевления, огромной и таинственной жизни. М. окружен голосами, шепотами и мыслями природы, и он умеет понимать их. М. не удалось достигнуть своего идеального отечества и даже найти дорогу к нему. Но дни, проведенные юношей вне монастырских стен, на воле, в поисках этой дороги, даются как средоточие всех возможностей жизни – ее радостей, опасности, борьбы. Его взволновала встретившаяся на пути молодая грузинка, он победил барса. Тем не менее, после трех дней, проведенных на воле, М. вновь попадает в монастырь. Его стремление к свободе не угасает, и для него есть лишь один выход – умереть.
    Образ главного героя романтической поэмы трактуется автором необычно. Мцыри лишен внешних признаков исключительности; это слабый юноша. Ореола загадочности и таинственности, титанических индивидуалистических черт, характерных для романтического героя, в нем нет. Сама исповедь героя помогает ему максимально точно передать малейшее душевное движение. Он не только рассказывает о своих действиях и поступках, но и мотивирует их. Мцыри хочет быть понятым, услышанным. Рассказывая о своих побуждениях, намерениях, желаниях, об удачах и поражениях, он одинаково честен и искренен перед собой. Мцыри исповедуется не для того, чтобы облегчить душу или снять грех за свой побег, а для того, чтобы вновь пережить три блаженных дня жизни на свободе:
    Ты хочешь знать, что делал я
    На воле? Жил — и жизнь моя
    Без этих трех блаженных дней
    Была б печальней и мрачней
    Бессильной старости твоей.
    Но для романтических поэм характерно присутствие исключительной, противоречивой личности, отношение которой к окружающему миру неоднозначно. Исключительность и сила Мцыри выражены в тех целях, которые он перед собой ставит:
    Давным-давно задумал я
    Взглянуть на дальние поля,
    Узнать, прекрасна ли земля,
    Узнать, для воли иль тюрьмы
    На этот свет родимся мы.
    С детских лет, попав в плен. Мцыри не мог примириться с неволей, жизнью среди чужих людей. Он тоскует по родному аулу, по общению с людьми, близкими ему по обычаям, по духу, стремится попасть на родину, где, по его мнению, “люди вольны, как орлы” и где его ждут счастье и воля:
    Я мало жил, и жил в плену.
    Таких две жизни за одну,
    Но только полную тревог,
    Я променял бы, если б мог.
    Я знал одной лишь думы власть,
    Одну — но пламенную страсть…
    Мцыри бежит не из своей среды в чужую в надежде обрести волю и спокойствие, а порывает с чуждым ему миром монастыря — символом несвободной жизни, чтобы достичь края отцов. Родина для Мцыри — это символ абсолютной свободы, он готов все отдать за несколько минут жизни на родине. Возвращение на родину — одна из его целей, наравне с познанием мира.
    Бросив вызов самой судьбе, Мцыри уходит из монастыря в ужасную ночь, когда разыгралась буря, но это его не страшит. Он как бы отождествляет себя с природой:
    “О, я как брат обняться с бурей был бы рад”.
    В течение “трех блаженных дней”, проведенных Мцыри на воле, раскрылось все богатство его натуры: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство в достижении поставленной цели, несгибаемая сила воли, мужество, презрение к опасности, любовь к природе, понимание ее красоты и мощи:
    …О, я как брат
    Обняться с бурей был бы рад!
    Глазами тучи я следил,
    Рукою молнии ловил…
    Исключительные черты Личности героя романтических поэм помогает раскрыть присутствие любовного сюжета в этих поэмах. Но данный мотив Лермонтов исключает из поэмы, так как любовь могла стать препятствием для героя на пути к достижению цели. Встретив у ручья молодую грузинку, Мцыри очарован ее пением. Он мог бы пойти за ней и соединиться с людьми. Оказавшись в очень важной для романтического героя ситуации — в ситуации выбора, Мцыри не изменяет своей цели: он хочет попасть на родину и, может быть, найти отца и мать. Отказавшись от любви, герой предпочел ей свободу.
    И еще одно испытание предстояло пройти Мцыри — схватка с барсом. Он выходит победителем в этой схватке, но ему уже не суждено попасть на родину. Он умирает в чужой стране, у чужих людей. Мцыри потерпел поражение в споре с судьбой, но три дня, прожитые им на свободе, олицетворяют собой его жизнь, если бы она протекала на родине. Герой поэмы Лермонтова находит в себе силы признать свое поражение и умереть, никого не проклиная и сознавая, что причина неудачи заключена в нем самом. Мцыри умирает, примиряясь с окружающими его людьми, но свобода осталась для него превыше всего. Он просит перед смертью перенести его в сад:
    Сияньем голубого дня
    Упьюся я в последний раз.
    Оттуда виден и Кавказ!
    Быть может, он с своих высот
    Привет прощальный мне пришлет,
    Пришлет с прохладным ветерком…

  12. В произведении “Мцыри”, Лермонтов затрагивает диалектику души человека, который волею судьбы попал в строгий патриархальный уклад жизни монашеской обители.
    Сам монастырь, изначально в романе, показан как нечто светлое и гуманистическое, что дарует жизнь человеку. Причем такое спасение, происходит наглядно, когда юного мальчика, реально выхаживают монахи спасая его от неминуемой смерти, так как хворь и его состояние от нее не позволили бы ему выжить.
    Однако преодолев смерть, главный герой, начинает жить и взращиваться в условиях, которые по сути, надевают на него духовные кандалы. Причем культура и патриархальные порядки, чужды юному мцыри и от безысходности которая его порабощает своим бытием, он становится настоящим пленником и идеологическим антагонистом общества, которому он как бы всем обязан.
    Саму эту помощь, можно расценивать, только как благо чисто с материальной точки зрения, так как даруя жизнь его телу, она по сути, забирает жизни у его души пленяя ее. При этом, сама обитель, действуя крайне авторитарно, и за счет этого не входя и не вникая в душевные переживания и чаяния героя, с моральной точки зрения, однозначно показана самим автором, как классическая поработитель.
    Такие условия, по сути чужды как самому романтизму, в стиле которого писал сам Лермонтов свое произведение, так и человеку, который имеет свои идеалы нравственности и культуры и хочет в них жить, ощущая подлинную своду, а в месте с ней и гармонию души. При этом сам такой дисбаланс, который вызван гнетом обители, неминуемо сам по себе, ничего кроме вызова от морального антагонизма, вызвать не может.
    Этот вызов, трансформируется в побег, в самый крайней момент его жизни, когда им должен был быть принят обед, сигнализирующий о его окончательном смирении и интеграции в чужеродную для него культуру и все что из нее вытекает.
    Случается побег, где Лермонтов с помощью своего потрясающего описания лона природы родной для автора и точного описания красок чувств которые вызвала она. Его романтическую идиллию усиливает прекрасный образ грузинки и ее кувшин с водой, представленный автором как ключ к потенциальному спасению для тела истощенного юноши.
    Кроме того, автор показывает то, как совершенно незначительный по временному интервалу промежуток времени, может стать целой жизнью и затмить то рабство души, которое порождало в главном герое тотальный конформизм. При этом самому мцыри, удалось воплотить свою мечту о побеги, которая зрела в нем в какие то моменты обостренно, а в какие то подспудно, но в итоге при ее реализации, дала герою ощущение самодостаточности и удовлетворение первостепенных надежд и чаяней во всех смыслах благодати жизни.
    В завершении рома, главного героя, находят и на фоне попытки монахов увещевать и вновь порабощая его внушать о его неправильности в выборе он умирает. При этом, его смерть так же наполнена яркими красками идеализма и превосходства его души, над гнетом патриархальных идей обители. Ему гордо удается умереть, устремив свой взор на далеки, но таки родные места, которые виднеются в виде далеких гор и в обстановки гармонии которую ему дарует прекрасный сам монастыря.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *