Сочинение на тему мой пастернак

5 вариантов

  1. Борис Пастернак
    Борис Леонидович Пастернак — русский писатель, поэт, переводчик, один из крупнейших поэтов XX века. Первые стихи Пастернак опубликовал в возрасте 23 лет. В 1955 году Пастернак закончил написание романа «Доктор Живаго». Через три года писатель был награждён Нобелевской премией по литературе, вслед за этим он был подвергнут гонениям со стороны советского правительства.
    Родился: 10.02.1890, Москва
    Умер: 30.05.1960 (70 лет)
    Популярные произведения Б.Л. Пастернака
    Ночь
    Доктор Живаго
    Другие сочинения по произведению Пастернака
    Творческое наследие Пастернака
    Лирика Б. Л. Пастернака
    Интеллигенция в революции (по роману Б. Пастернака “Доктор Живаго”)
    Цель творчества – самоотдача. Б. Пастернак
    Жизнь и творчество Бориса Пастернака
    Философская проблематика поэзии Б. Пастернака
    Своеобразие лирики Б. Пастернака
    Цель творчества – самоотдача (по поэзии Бориса Пастернака)
    Критика о романе Б. Л. Пастернака
    Поэт и поэзия в творчестве Б. Пастернака
    Второе рождение Пастернака
    Каковы особенности поэзии Б.Л. Пастернака
    Музыка стихов Бориса Пастернака
    Философские мотивы лирики Б.Пастернака
    Своеобразие творчества поэтов «серебряного века» (на примере творчества одного из поэтов)
    Тематический элемент поэзии Пастернака
    Любимые страницы поэзии Б. Пастернака
    Феномен поэтического творчества Пастернака
    Пейзаж в лирике Пастернака
    Борис Пастернак: лирика жизни
    Сочинение «Мой любимый поэт Борис Пастернак»
    Пастернак – все сочинения
    Гул затих. Я вышел на подмостки.
    Прислонясь к дверному косяку,
    Я ловлю в далеком отголоске,
    Что случится на моем веку.
    Б. Пастернак
    Лирика Бориса Пастернака — прекрасная, философ­ская, жизнеутверждающая, безудержная — помогла мне, как и многим другим людям, знакомым с творчеством этого поэта, увидеть мир с необычной точки зрения: переливающимся, играющим, полным внутренней дина­мики и энергии.
    Как бронзовой золой жаровень,
    Жуками сыплет сонный сад.
    Со мной, с моей свечою вровень
    Миры, расцветшие висят.
    С первых своих шагов в поэзии Б. Пастернак обнару­жил особый почерк, особый строй художественных средств и приемов. Его стихотворения оригинальны, ошеломитель­ны, их не спутаешь ни с чьими другими. Сначала возника­ет ощущение, что поэт хочет запутать тебя, обмануть или сбить неожиданными метафорами или взглядом на при­вычные явления и предметы. Наверное, поэтому Пастерна­ка неоднократно и неоправданно обвиняли в эстетстве и в излишнем увлечении формой в ущерб содержанию. Одна­ко достаточно проявить немного терпения — и ты не за­мечаешь, что уже оказался в чудесном, удивительном мире, где все наполнено поэзией.
    Нет сил никаких у вечерних стрижей
    Сдержать голубую прохладу.
    Она прорвалась из горластых грудей
    И льется, и нет с нею сладу.
    Пастернак ставил перед собой цель уловить и передать в стихах подлинность настроения, подлинность атмосферы или состояния, и поэтому многие его лирические произве­дения кажутся порывистыми, им присуща особая внут­ренняя динамика. Мастерство поэта так высоко, что, когда читаешь его стихи, создается впечатление совместной с ним прогулки или просмотра фильма. Созданные автором об­разы настолько яркие и живые, что о шуме дождя не чита­ешь — его слышишь, видишь и даже ощущаешь удары тяжелых капель по плечам и голове. Так же реально и ощущение прогретого солнцем воздуха в хвойном лесу:
    Текли лучи. Текли жуки с отливом,
    Стекло стрекоз сновало по щекам.
    Был полон лес мерцаньем кропотливым,
    Как под щипцами у часовщика.
    Тема природы во многих стихотворениях поэта высту­пает основной. Леса, поля, дожди, зимы, закаты в лирике Пастернака одушевлены настолько, что не только наблю­дают за поэтом или вступают с ним в диалог, но и имеют свою точку зрения, свой нрав, узнаваемые манеры поведе­ния.Июль, таскающий в одёже
    Пух одуванчиков, лопух,
    Июль, домой сквозь окна вхожий,
    Все громко говорящий вслух.
    Степной нечесаный растрепа,
    Пропахший липой и травой,
    Ботвой и запахом укропа,
    Июльский воздух луговой.
    У стихов Пастернака есть свойство западать в душу, застревать где-то в уголках памяти, потому что они — отражение настоящей жизни.
    Поэты часто наделены даром предвидения, но совре­менникам зачастую невозможно увидеть открывающееся взору творца. Вслушиваясь в грозовые раскаты или пение соловья, вглядываясь в пожар закатного солнца или голубые дали, Пастернак сумел предсказать не только то, что случится на его веку, но и разглядеть будущее своей страны.
    Рука художника еще всесильней
    Со всех вещей смывает грязь и пыль.
    Преображенней из его красильни
    Выходят жизнь, действительность и быль…
    Не потрясенья и перевороты
    Для новой жизни очищают путь,
    А откровенья, бури и щедроты
    Души воспламененной чьей-нибудь.
    Являясь связующим звеном между прошлым и буду­щим, поэт призывает современников поднять головы и по­стараться возвыситься над обыденностью: только так мож­но сознательно изменить жизнь к лучшему.
    Будущего недостаточно,
    Старого, нового мало.
    Надо, чтоб елкою святочной
    Вечность средь комнаты стала.
    А. Вознесенский писал о творчестве Пастернака: «Пас­тернак — присутствие Бога в нашей жизни. Присутствие, данное не постулатно, а предметно, через чувственное ощу­щение жизни — лучшего, необъяснимого творенья миро­зданья». Прикасаясь к известным тайнам вселенной, поэт часто чувствовал себя одиноким и непонятым, но сумел до конца сохранись честность, искренность и веру художника.
    Как будто внутренность собора —
    Простор земли, и чрез окно
    Далекий отголосок хора
    Мне слышать иногда дано.
    Природа, мир, тайник вселенной,
    Я службу долгую твою,
    Объятый дрожью сокровенной,
    В слезах от счастья отстою.

  2. Гул затих. Я вышел на подмостки.
    Прислонясь к дверному косяку,
    Я ловлю в далеком отголоске,
    Что случится на моем веку.
    Б. Пастернак
    Лирика Бориса Пастернака — прекрасная, философ­ская, жизнеутверждающая, безудержная — помогла мне, как и многим другим людям, знакомым с творчеством этого поэта, увидеть мир с необычной точки зрения: переливающимся, играющим, полным внутренней дина­мики и энергии.
    Как бронзовой золой жаровень,
    Жуками сыплет сонный сад.
    Со мной, с моей свечою вровень
    Миры, расцветшие висят.
    С первых своих шагов в поэзии Б. Пастернак обнару­жил особый почерк, особый строй художественных средств и приемов. Его стихотворения оригинальны, ошеломитель­ны, их не спутаешь ни с чьими другими. Сначала возника­ет ощущение, что поэт хочет запутать тебя, обмануть или сбить неожиданными метафорами или взглядом на при­вычные явления и предметы. Наверное, поэтому Пастерна­ка неоднократно и неоправданно обвиняли в эстетстве и в излишнем увлечении формой в ущерб содержанию. Одна­ко достаточно проявить немного терпения — и ты не за­мечаешь, что уже оказался в чудесном, удивительном мире, где все наполнено поэзией.
    Нет сил никаких у вечерних стрижей
    Сдержать голубую прохладу.
    Она прорвалась из горластых грудей
    И льется, и нет с нею сладу.
    Пастернак ставил перед собой цель уловить и передать в стихах подлинность настроения, подлинность атмосферы или состояния, и поэтому многие его лирические произве­дения кажутся порывистыми, им присуща особая внут­ренняя динамика. Мастерство поэта так высоко, что, когда читаешь его стихи, создается впечатление совместной с ним прогулки или просмотра фильма. Созданные автором об­разы настолько яркие и живые, что о шуме дождя не чита­ешь — его слышишь, видишь и даже ощущаешь удары тяжелых капель по плечам и голове. Так же реально и ощущение прогретого солнцем воздуха в хвойном лесу:
    Текли лучи. Текли жуки с отливом,
    Стекло стрекоз сновало по щекам.
    Был полон лес мерцаньем кропотливым,
    Как под щипцами у часовщика.
    Тема природы во многих стихотворениях поэта высту­пает основной. Леса, поля, дожди, зимы, закаты в лирике Пастернака одушевлены настолько, что не только наблю­дают за поэтом или вступают с ним в диалог, но и имеют свою точку зрения, свой нрав, узнаваемые манеры поведе­ния.
    Июль, таскающий в одёже
    Пух одуванчиков, лопух,
    Июль, домой сквозь окна вхожий,
    Все громко говорящий вслух.
    Степной нечесаный растрепа,
    Пропахший липой и травой,
    Ботвой и запахом укропа,
    Июльский воздух луговой.
    У стихов Пастернака есть свойство западать в душу, застревать где-то в уголках памяти, потому что они — отражение настоящей жизни.
    Поэты часто наделены даром предвидения, но совре­менникам зачастую невозможно увидеть открывающееся взору творца. Вслушиваясь в грозовые раскаты или пение соловья, вглядываясь в пожар закатного солнца или голубые дали, Пастернак сумел предсказать не только то, что случится на его веку, но и разглядеть будущее своей страны.
    Рука художника еще всесильней
    Со всех вещей смывает грязь и пыль.
    Преображенней из его красильни
    Выходят жизнь, действительность и быль…
    Не потрясенья и перевороты
    Для новой жизни очищают путь,
    А откровенья, бури и щедроты
    Души воспламененной чьей-нибудь.
    Являясь связующим звеном между прошлым и буду­щим, поэт призывает современников поднять головы и по­стараться возвыситься над обыденностью: только так мож­но сознательно изменить жизнь к лучшему.
    Будущего недостаточно,
    Старого, нового мало.
    Надо, чтоб елкою святочной
    Вечность средь комнаты стала.
    А. Вознесенский писал о творчестве Пастернака: «Пас­тернак — присутствие Бога в нашей жизни. Присутствие, данное не постулатно, а предметно, через чувственное ощу­щение жизни — лучшего, необъяснимого творенья миро­зданья». Прикасаясь к известным тайнам вселенной, поэт часто чувствовал себя одиноким и непонятым, но сумел до конца сохранись честность, искренность и веру художника.
    Как будто внутренность собора —
    Простор земли, и чрез окно
    Далекий отголосок хора
    Мне слышать иногда дано.
    Природа, мир, тайник вселенной,
    Я службу долгую твою,
    Объятый дрожью сокровенной,
    В слезах от счастья отстою.

  3. Известно, что Марина Цветаева однажды воскликнула в пылу полемики: «Где человек, до конца понявший Пастернака?». И сама же пояснила: Пастернак — это «тайнопись», «иносказание», «шифр». Пастернака долго читать невыносимо от напряжения (мозгового и глазного), как бывает, когда смотришь на чрезмерно острые стекла. Разве это не предупредительный сигнал для тех, кто отправляется странствовать по морю, название которому «Лирика Бориса Пастернака»?!
    Приедается все. Лишь тебе не дано примелькаться. Дни проходят, и годы проходят, тысячи, тысячи лет… В белой рьяности волн, прячась в белую пряность акаций, Может, ты-то их, море, и сводишь на нет. Сказанное поэтом о морской стихии напрямую соотносится с его творчеством: при кажущемся однообразии лирических приливов и отливов — абсолютная неповторимость, непредвиденность поэтических волн, вызывающих изумление и восторг. Что же и кто, в первую очередь, повлиял на формирование творческого мировоззрения поэта? Музыкальные и философские идеи Скрябина, его поиски и эксперименты захватили все существо юного Пастернака, серьезно занимавшегося музыкой и мечтавшего стать композитором. Для него великий импровизатор и мечтатель становится настоящим кумиром. Шесть лет отдал юный музыкант своей мечте: бесчисленные упражнения и музыкальные импровизации, сочинительство и опыты…
    Я клавишей стаю кормил с руки
    Под хлопанье крыльев, плеск и клекот.
    Я вытянул руки, я встал на носки,
    Рукав завернулся, ночь терлась о локоть.
    («Импровизация», 1915)
    И все же мечте не суждено было осуществиться. Неожиданно для отца и матери, талантливой профессиональной пианистки, Борис Пастернак оставил музыку и всецело посвятил себя поэзии. Чем было продиктовано это решение? Неубедительным кажется его собственное объяснение: отсутствие абсолютного слуха. Для того чтобы стать композитором, не обязательно иметь абсолютный слух, классический пример тому — П. И. Чайковский. Разочарование в музыкальных способностях? Известно, что Скрябин отмечал его как ученика талантливого. Тогда что же?
    Скорее всего, будущий великий поэт услышал голос судьбы. Оригинальность формы и многообразие содержания — вот те черты, которые привлекают меня в лирике Пастернака. Творческая и жизненная судьба поэта — своеобразное отражение трагедии подвижнического подвига творца — подвига служения своему народу. В его творчестве нашли отражение многие события и реалии ХХ века. Судьба его, так же как судьба многих поэтов этого поколения, складывалась очень тяжело. Ему пришлось пережить взлеты и падения, победы и поражения. Поэтому, может быть, для Пастернака творчество стало спасением и выходом, в какой-то мере, даже бегством от окружающей его советской действительности. Поэтому так важна для поэта необходимость непрерывной напряженной работы сердца и ума, к этому он призывает художников слова и этому следует сам:
    Не спи, не спи, работай,
    Не прерывай труда.
    Не спи, борись с дремотой,
    Как летчик, как звезда.
    Не спи, не спи, художник,
    Не предавайся сну.
    Ты — времени заложник
    У вечности в плену.
    У Пастернака, как у любого другого поэта, мы находим стихотворения о природе. Ранняя лирика Пастернака наполнена в поч- ти буквальном смысле языческим преклонением перед природой. Слезы восторга и внутренний трепет — постоянные спутники его монологов:
    Февраль. Достать чернил и плакать!
    Писать о феврале навзрыд,
    Пока грохочущая слякоть
    Весною черною горит.
    Восклицательные предложения, восторженные междометия, «страсти разряды» создают в каждом его стихотворении приподнятую атмосферу, передают чувство радости влюбленного в природу поэта: «Что почек, что клейких заплывших огарков налеплено к веткам!» («Весна»); «Ужасный! — Капнет и вслушивается, все ли он один на свете мнет ветку в окне, как кружевце, или есть свидетель » («Плачущий сад»); «Ты в ветре, веткой пробующем, не время ль птицам петь, намокшая воробышком сиреневая ветвь!» («Светает »); «Наряд щебечет, как подснежник апрелю: здравствуй!» («Из суеверья»); «Расколышь же душу! Всю сегодня выпень» («Воробьевы горы»); «Как были те выходы в тишь хороши!» («Степь»). Веселые, праздничные звуки наполняют эти стихотворные строки. Словно древнегреческий бог Пан бродит по горам и лесам в окружении нимф и играет на флейте. Чуткий внутренний слух музыканта помогает Пастернаку воспроизвести эти звуки, звуки пробуждающегося мира природы, сколько их в каждой поэтической зарисовке: «и реплики леса окрепли», «ожил ночью нынешней, забормотал запах» (о весеннем саде), «смеются и вырваться силятся» (о дождевых каплях), «звезды благоуханно разахались», «и кипящее белыми воплями мирозданье», «то ветер смех люцерны вдоль высот, как поцелуй воздушный, пронесет». Философская насыщенность содержания — одна из характерных черт поэзии Б. Пастернака. Он понимал поэзию как отображение жизни творческой личности. Безусловное требование настоящей поэзии — свобода творца. Такое понимание сути поэзии и назначения поэта и определили основные темы и мотивы творчества Пастернака: человек и бытие, человек и история, человек и общество, человек и природа, человек и искусство, человек и любовь и т. д. Как истинный художник, Пастернак видит мир и человека в нем в сложной взаимосвязи, поэтому в пределах одного стихотворения часто переплетаются разные мотивы. Уже упоминавшееся стихо творение «Февраль…», написанное молодым Пастернаком, отражает это свойство его поэзии: изображение природы, мотив веч- ной борьбы соединяются с импрессионистическим мотивом преображения впечатления в творчество:
    Под ней проталины чернеют,
    И ветер криками изрыт,
    И чем случайней, тем вернее
    Слагаются стихи навзрыд.
    Обновление природы способствует обновлению души, рождает творческий порыв. Философское осмысление сущности творческого процесса — одна из главных тем творчества Пастернака. С годами эта тема приобретет трагическое звучание:
    О, если б знал, что так бывает,
    Когда решался на дебют,
    Что строчки с кровью убивают,
    Нахлынут горлом и убьют.
    Философского осмысления потребовала от Пастернака и тема свободы творчества и личности. Этому посвящены почти все стихи к роману «Доктор Живаго». В этой связи очень показательно стихотворение «Гамлет». Смысл жизни, выбор моральной позиции в мире зла и насилия — так можно определить тему произведения, в котором звучат мотивы ответственности человека «за время и за историю»:
    Гул затих. Я вышел на подмостки.
    Прислонясь к дверному косяку,
    Я ловлю в далеком отголоске,
    Что случится на моем веку.
    Важную роль в понимании философской позиции автора играют библейские мотивы. Образ Христа в его творчестве — символ человека, готового на самопожертвование в борьбе со злом. Но, как каждому человеку, ему свойственны сомнения и страхи, которые надо преодолеть. Эти мотивы также слышны в «Гамлете»:
    На меня наставлен сумрак ночи
    Тысячью биноклей на оси.
    Если только можно, Авва Отче,
    Чашу эту мимо пронеси.
    Библейское выражение «Пронеси мимо сию чашу», воспроизведенное в стихотворении почти дословно, отражает сомнения Христа перед тем, как взойти на крест, сомнения в целесообразности такой жертвы во имя людей, которые его распинают, сомнения в возможности обретения этими людьми духовности. Философски осмысливая любовь, Пастернак вновь прибегает к библейским символам и мотивам. Поэт верит, что настоящая любовь поднимает человека над суетой, может спасти его духовный мир, во тьме бытия стать источником света. Такая любовь дается человеку в награду и требует от него высокого самопожертвования. В стихотворении «Зимняя ночь», одном из лучших стихотворений о любви в русской лирике ХХ века, рядом сосуществуют «жар соблазна » и «ангелы», «метель» как символ хаоса бытия и «свеча» как символ человеческой веры в добро и любовь к людям:
    На свечку дуло из угла,
    И жар соблазна
    Вздымал, как ангел, два крыла
    Крестообразно.
    Через восприятие жизни во всей ее полноте, радости и страданиях, противоречиях и трагедиях человек приходит к осознанию самых важных ценностей: жизни, свободы, любви, творчества. Как поэт-философ Б. Пастернак тяготеет к «вечным темам», его поэзия поражает глубиной философского понимания жизни. Природа и творчество, любовь и смерть, красота и трагедия — все это осмысливается поэтом как вечные проявления человеческого бытия.

  4. Известно, что Марина Цветаева однажды воскликнула в пылу полемики: «Где человек, до конца понявший Пастернака?». И сама же пояснила: Пастернак — это «тайнопись», «иносказание», «шифр». Пастернака долго читать невыносимо от напряжения (мозгового и глазного), как бывает, когда смотришь на чрезмерно острые стекла. Разве это не предупредительный сигнал для тех, кто отправляется странствовать по морю, название которому «Лирика Бориса Пастернака»?!
    Приедается все. Лишь тебе не дано примелькаться. Дни проходят, и годы проходят, тысячи, тысячи лет… В белой рьяности волн, прячась в белую пряность акаций, Может, ты-то их, море, и сводишь на нет. Сказанное поэтом о морской стихии напрямую соотносится с его творчеством: при кажущемся однообразии лирических приливов и отливов — абсолютная неповторимость, непредвиденность поэтических волн, вызывающих изумление и восторг. Что же и кто, в первую очередь, повлиял на формирование творческого мировоззрения поэта? Музыкальные и философские идеи Скрябина, его поиски и эксперименты захватили все существо юного Пастернака, серьезно занимавшегося музыкой и мечтавшего стать композитором. Для него великий импровизатор и мечтатель становится настоящим кумиром. Шесть лет отдал юный музыкант своей мечте: бесчисленные упражнения и музыкальные импровизации, сочинительство и опыты…
    Я клавишей стаю кормил с руки
    Под хлопанье крыльев, плеск и клекот.
    Я вытянул руки, я встал на носки,
    Рукав завернулся, ночь терлась о локоть.
    («Импровизация», 1915)
    И все же мечте не суждено было осуществиться. Неожиданно для отца и матери, талантливой профессиональной пианистки, Борис Пастернак оставил музыку и всецело посвятил себя поэзии. Чем было продиктовано это решение? Неубедительным кажется его собственное объяснение: отсутствие абсолютного слуха. Для того чтобы стать композитором, не обязательно иметь абсолютный слух, классический пример тому — П. И. Чайковский. Разочарование в музыкальных способностях? Известно, что Скрябин отмечал его как ученика талантливого. Тогда что же?
    Скорее всего, будущий великий поэт услышал голос судьбы. Оригинальность формы и многообразие содержания — вот те черты, которые привлекают меня в лирике Пастернака. Творческая и жизненная судьба поэта — своеобразное отражение трагедии подвижнического подвига творца — подвига служения своему народу. В его творчестве нашли отражение многие события и реалии ХХ века. Судьба его, так же как судьба многих поэтов этого поколения, складывалась очень тяжело. Ему пришлось пережить взлеты и падения, победы и поражения. Поэтому, может быть, для Пастернака творчество стало спасением и выходом, в какой-то мере, даже бегством от окружающей его советской действительности. Поэтому так важна для поэта необходимость непрерывной напряженной работы сердца и ума, к этому он призывает художников слова и этому следует сам:
    Не спи, не спи, работай,
    Не прерывай труда.
    Не спи, борись с дремотой,
    Как летчик, как звезда.
    Не спи, не спи, художник,
    Не предавайся сну.
    Ты — времени заложник
    У вечности в плену.
    У Пастернака, как у любого другого поэта, мы находим стихотворения о природе. Ранняя лирика Пастернака наполнена в почти буквальном смысле языческим преклонением перед природой. Слезы восторга и внутренний трепет — постоянные спутники его монологов:
    Февраль. Достать чернил и плакать!
    Писать о феврале навзрыд,
    Пока грохочущая слякоть
    Весною черною горит.
    Восклицательные предложения, восторженные междометия, «страсти разряды» создают в каждом его стихотворении приподнятую атмосферу, передают чувство радости влюбленного в природу поэта: «Что почек, что клейких заплывших огарков налеплено к веткам!» («Весна»); «Ужасный! — Капнет и вслушивается, все ли он один на свете мнет ветку в окне, как кружевце, или есть свидетель » («Плачущий сад»); «Ты в ветре, веткой пробующем, не время ль птицам петь, намокшая воробышком сиреневая ветвь!» («Светает »); «Наряд щебечет, как подснежник апрелю: здравствуй!» («Из суеверья»); «Расколышь же душу! Всю сегодня выпень» («Воробьевы горы»); «Как были те выходы в тишь хороши!» («Степь»). Веселые, праздничные звуки наполняют эти стихотворные строки. Словно древнегреческий бог Пан бродит по горам и лесам в окружении нимф и играет на флейте. Чуткий внутренний слух музыканта помогает Пастернаку воспроизвести эти звуки, звуки пробуждающегося мира природы, сколько их в каждой поэтической зарисовке: «и реплики леса окрепли», «ожил ночью нынешней, забормотал запах» (о весеннем саде), «смеются и вырваться силятся» (о дождевых каплях), «звезды благоуханно разахались», «и кипящее белыми воплями мирозданье», «то ветер смех люцерны вдоль высот, как поцелуй воздушный, пронесет». Философская насыщенность содержания — одна из характерных черт поэзии Б. Пастернака. Он понимал поэзию как отображение жизни творческой личности. Безусловное требование настоящей поэзии — свобода творца. Такое понимание сути поэзии и назначения поэта и определили основные темы и мотивы творчества Пастернака: человек и бытие, человек и история, человек и общество, человек и природа, человек и искусство, человек и любовь и т. д. Как истинный художник, Пастернак видит мир и человека в нем в сложной взаимосвязи, поэтому в пределах одного стихотворения часто переплетаются разные мотивы. Уже упоминавшееся стихотворение «Февраль…», написанное молодым Пастернаком, отражает это свойство его поэзии: изображение природы, мотив веч – ной борьбы соединяются с импрессионистическим мотивом преображения впечатления в творчество:
    Под ней проталины чернеют,
    И ветер криками изрыт,
    И чем случайней, тем вернее
    Слагаются стихи навзрыд.
    Обновление природы способствует обновлению души, рождает творческий порыв. Философское осмысление сущности творческого процесса — одна из главных тем творчества Пастернака. С годами эта тема приобретет трагическое звучание:
    О, если б знал, что так бывает,
    Когда решался на дебют,
    Что строчки с кровью убивают,
    Нахлынут горлом и убьют.
    Философского осмысления потребовала от Пастернака и тема свободы творчества и личности. Этому посвящены почти все стихи к роману «Доктор Живаго». В этой связи очень показательно стихотворение «Гамлет». Смысл жизни, выбор моральной позиции в мире зла и насилия — так можно определить тему произведения, в котором звучат мотивы ответственности человека «за время и за историю»:
    Гул затих. Я вышел на подмостки.
    Прислонясь к дверному косяку,
    Я ловлю в далеком отголоске,
    Что случится на моем веку.
    Важную роль в понимании философской позиции автора играют библейские мотивы. Образ Христа в его творчестве — символ человека, готового на самопожертвование в борьбе со злом. Но, как каждому человеку, ему свойственны сомнения и страхи, которые надо преодолеть. Эти мотивы также слышны в «Гамлете»:
    На меня наставлен сумрак ночи
    Тысячью биноклей на оси.
    Если только можно, Авва Отче,
    Чашу эту мимо пронеси.
    Библейское выражение «Пронеси мимо сию чашу», воспроизведенное в стихотворении почти дословно, отражает сомнения Христа перед тем, как взойти на крест, сомнения в целесообразности такой жертвы во имя людей, которые его распинают, сомнения в возможности обретения этими людьми духовности. Философски осмысливая любовь, Пастернак вновь прибегает к библейским символам и мотивам. Поэт верит, что настоящая любовь поднимает человека над суетой, может спасти его духовный мир, во тьме бытия стать источником света. Такая любовь дается человеку в награду и требует от него высокого самопожертвования. В стихотворении «Зимняя ночь», одном из лучших стихотворений о любви в русской лирике ХХ века, рядом сосуществуют «жар соблазна » и «ангелы», «метель» как символ хаоса бытия и «свеча» как символ человеческой веры в добро и любовь к людям:
    На свечку дуло из угла,
    И жар соблазна
    Вздымал, как ангел, два крыла
    Крестообразно.
    Через восприятие жизни во всей ее полноте, радости и страданиях, противоречиях и трагедиях человек приходит к осознанию самых важных ценностей: жизни, свободы, любви, творчества. Как поэт-философ Б. Пастернак тяготеет к «вечным темам», его поэзия поражает глубиной философского понимания жизни. Природа и творчество, любовь и смерть, красота и трагедия — все это осмысливается поэтом как вечные проявления человеческого бытия.

  5. Борис Пастернак — крупнейший русский поэт двадцатого столетия. Он начал литературную работу еще до Октября, в десятых годах. 1912 годом помечены стихотворения, которыми обычно открываются ныне книги поэта. В 1914 году Пастернак выпустил первый свой стихотворный сборник — “Близнец в тучах”, а в 1917 году второй — “Поверх барьеров”.
    Борис Пастернак родился в Москве и рос в атмосфере искусства, — с детства видел художников, музыкантов, писателей, с которыми общалась и дружила его семья. Гостями Пастернаков бывали Лев Толстой и Ключевский, Рахманинов и Скрябин, Серов и Врубель.
    Будущий поэт получил философское образование в Московском университете. Он прошел предметы композиторского факультета консерватории. Но в 1912 году, оборвав занятия и музыкой и философией, осознает себя поэтом.
    Пастернак входит в кружок молодых московских литераторов, создавших объединение “Центрифуга”. Оно примыкало к движению футуристов. Позднее Пастернак знакомится с Владимиром Маяковским, личность и творчество которого произвели на него неизгладимое впечатление.
    В двадцатые годы Пастернак полностью отдается поэтическому творчеству, пишет он и прозу. Тогда же появляются его первые переводы. Широкую известность Пастернаку принесла книга стихов “Сестра моя — жизнь” (1922), посвященная Лермонтову. Затем выходит сборник “Темы и вариации”, создается роман в стихах “Спекторский”, поэмы о первой русской революции — “Девятьсот пятый год” и “Лейтенант Шмидт”. Эти поэмы стали событием в советской поэзии, их высоко оценил Максим Горький.
    Начало Великой Отечественной войны поэт встретил, живя в подмосковном поселке Переделкино. Он пишет стихотворения, в которых в полный голос звучит патриотическая тема. О первых месяцах войны Пастернак рассказывал в журнальной заметке: “Я дежурил в ночи бомбардировок на крыше двенадцатиэтажного дома — свидетель двух фугасных попаданий в это здание в одно из моих дежурств, — рыл блиндаж у себя за городом и проходил курсы военного обучения, неожиданно обнаружившие во мне прирожденного стрелка”.
    Стихи, созданные позднее в эвакуации, — такие, как “Зима приближается”, “Ожившая фреска”, “Победитель” (о прорыве блокады Ленинграда), “В низовьях”, “Весна”, — образуют прекрасный лирический цикл, в ко тором предстает образ автора как гуманиста и патриота.
    Все послевоенные годы были заполнены у Пастернака напряженный трудом. В ту пору он пишет прозу, много переводит. Много сил и времени отнимает работа над романом “Доктор Живаго”. Роман охватывает события с 1903 по 1929 год и повествует о сложной судьбе русской интеллигенции в переломную эпоху.
    Получив отказ из редакции журнала “Новый мир”, куда был отдан? роман, Пастернак передал рукопись прогрессивному итальянскому издательству. Выход романа за рубежом, а также последовавшее за этим присуждение Нобелевской премии (от которой Пастернак отказался), вызвало со стороны тогдашних политических и литературных деятелей резкое осуждение творчества Пастернака. В ответ на критику и как нелепость воспринимаемые сегодня предложения покинуть страну поэт отвечал, что он не мыслит себя вне России, вне Родины.
    Роман о Юрии Живаго и стихи, написанные от его имени, стали выражением внутренней свободы, радости, смелости, преодолевающей страх смерти. Это роман о мучительных страданиях интеллигента в годы революции, но это и роман о большой любви.
    Любить иных — тяжелый крест,
    А ты прекрасна без извилин,
    И прелести твоей секрет
    Разгадке жизни равносилен.
    Выход романа за рубежом, и последовавшее за этим присуждение Нобелевской премии (от которой Пастернак отказался), вызвало со стороны тогдашних политических и литературных деятелей резкое осуждение творчества Пастернака. В ответ на критику и как нелепость воспринимаемые сегодня предложения покинуть страну поэт отвечал, что не мыслит себя вне России, вне Родины.
    Я пропал, как зверь в загоне.
    Где-то люди, воля, свет,
    А за мною шум погони.
    Мне наружу хода нет.
    Но и так, почти у гроба,
    Верю я, придет пора,
    Силу подлости и злобы
    Одолеет дух добра.
    (“Нобелевская премия”)
    Весной 1960 года поэт серьезно заболел, и 30 мая 1960 года жизнь Бориса Леонидовича Пастернака оборвалась. Хоронили поэта при стечении многих сотен почитателей, ярким весенним днем. В тот день буйно цвели деревья и его любимая сирень, а ночью на свежую могилу хлынул дождь, с грозой и молниями, — такие грозы его всегда зачаровывали.
    Все, кто знал Пастернака, помнят густой, гудящий звук его голоса. Весь его облик: смуглое, с огромными лучистыми глазами лицо, его открытость и доброта, пылкость и впечатлительность, непосредственность его реакций необычайно выделяли его.
    С первых своих шагов в поэзии Борис Пастернак обнаружил особый почерк. У него свой собственный строй художественных средств и приемов.
    К стихам Пастернака читателю надо было привыкать, надо было в них вживаться. Многое в них ошеломляло, ставило в тупик. Они были чрезмерно насыщены метафорами. Уподобления, к которым прибегал поэт, часто производили впечатление слишком субъективных или случайных. Самая обычная картина иногда рисовалась под совершенно неожиданным зрительным углом В вихре метафор и стремительно набегавших друг на друга образов читатель порой путался и недоуменно пожимал плечами.
    Прерывистые, взбудораженные, как бы задыхающиеся строфы многим было трудно читать. Будто торопясь зафиксировать поток явлений, Пастернак в своих ранних стихах пропускает несущественное. Он прерывает, нарушает логические связи, предоставляя читателю о них догадываться. Иногда он даже не называет предмет своего повествования, давая ему множество определений, применяет сказуемое без подлежащего. Так, к примеру, построено у него стихотворение “Памяти Демона”, где герой лермонтовской поэмы в тексте стихов ни разу не обозначен даже местоимением “он”.
    Приходил по ночам
    В синеве ледника от Тамары,
    Парой крыл намечал,
    Где гудеть, где кончаться кошмару.
    Пастернак ставил перед собой цель уловить и передать в стихах подлинность настроения, подлинность атмосферы или состояния. Чтобы воссоздать в стихе мысль, картину, чувство в их слитности и текучести, в их первозданной свежести, поэт вырабатывал раскованный синтаксис. В результате стихотворение напоминало речь удивленного чем-то, внезапно заговорившего человека, слова которого вырываются как бы стихийно, сами по себе.
    К губам поднесу и прислушаюсь,
    Все я ли один на свете, —
    Готовый навзрыд при случае, —
    Или есть свидетель.
    Любое явление Пастернак стремится словно бы захватить врасплох, описать его, как он однажды выразился, “со многих концов разом”; “сравнения и уподобления дробятся и множатся, обступая взятый объект со всех сторон. Мир предстает двигающимся, пульсирующим, в отсветах и рефлексах. Тут “образ входит в образ” и “предмет сечет предмет”. Стремление “поймать живое”, “мгновенная, рисующая движение живописность” — так определял впоследствии эту манеру письма сам Пастернак. Вот, например, какими точными и в то же время необычайными, непривычными в поэзии штрихами передается ощущение прогретого воздуха в хвойном лесу:
    Текли лучи. Текли жуки с отливом.
    Стекло стрекоз сновало по щекам.
    Был полон лес мерцаньем кропотливым,
    Как под щипцами у часовщика.
    В стихах Пастернака всегда ощущаешь не наигранный, а глубоко естественный лирический напор. Строчки его стихов, по выражению Виктора Шкловского, “рвутся и не могут улечься, как стальные прутья, набегают друг на друга, как вагоны внезапно заторможенного поезда”. Стремительный натиск образов, поток красок, света…
    Лучшие стихи Пастернака из ранних его книг несут на себе отблеск редкостной проникновенности, озаренности. С чувством художественной радости отмечаешь в них и “узкие свистки” парохода близ набережной, и “тяжесть запонок” у капель, “намокшую воробышком сиреневую ветвь”. На всю жизнь запоминаются строки о том, как “синее оперенья селезня сверкал над Камою рассвет”, или как сыплет жуками сонный сад — и “со мной, с моей свечою вровень миры расцветшие висят”. У стихов Пастернака есть свойство западать в душу, застревать где-то в уголках памяти.
    Февраль. Достать чернил и плакать!
    Писать о феврале навзрыд,
    Пока грохочущая слякоть
    Весною черною горит.
    Поэзия Пастернака в равной мере живописна и музыкальна. Зоркий глаз поэта улавливает сходство грачей с обугленными грушами, в сумеречном “нелюдимом дыме” у трубы на крыше видит фигуру филина. А в другом случае “дым на трескучем морозе” сравнивает с известным изваянием, изображающим Лаокоона. Мрак, клубящийся в лесу, напоминает поэту темные углы и приделы кафедральных церковных соборов — поэтому мрак “кафедральный”; ветряная мельница — “костлявая”, и у нее виден “крестец”. Когда Пастернак пишет, что “воздух криками изрыт”, то и этот образ можно считать живописным: внутренним взором хорошо видишь, что сообщает поэт.
    Живописная деталь у Пастернака служит лишь общей выразительности стихотворения. Этой же цели подчинены звуковые аллитерации, особенно частые в ранний период его работы. “Забором крался конокрад, загаром крылся виноград”, — пишет Пастернак, рифмуя всю строку насквозь. Сцепленье схожих звуков в строке, “ауканье”, перекличка таких звуков скрепляет текст, обогащает его ассоциациями. Посмотрите на строку: “Как опий попутчику опытным вором” (“Урал впервые”). Или на стихи о Бальзаке: “Париж в златых тельцах, дельцах, в дождях, как мщенье, долгожданных”.
    Фонетические связи в стихе (“инструментовка”) таят некую взаимосвязь рисуемых реальных предметов. В стихотворении “Весна” (“Что почек. что клейких заплывших огарков… “) два первых четверостишия инструментованы на звуки “п” и “р”, с опорой на гласную “а”: апрель, парк, реплики, гортань, пернатые, аркан, гладиатор — все эти слова как бы стянуты единой фонетической сетью. Своими звуками они говорят о терпкой и хрупкой атмосфере ранней весны.
    Много стихотворений Пастернака посвящено природе. Поэт не равнодушен к земным просторам, к веснам и зимам, к солнцу, к снегу, к дождю Едва ли не главная тема всего его творчества — благоговение перед чудом жизни, чувство благодарности к ней Почти четверть века он прожил в подмосковном поселке Переделкино. Поэт воспел его зазимки и снегопады, весенние ручьи и ранние поезда. Вот он чутко прислушивается к наступавшей весне в стихотворении “Все сбылось”.
    Я в лес вхожу. И мне не к спеху.
    Пластами оседает наст.
    Как птице, мне ответит эхо,
    Мне целый мир дорогу даст.
    Для Пастернака важен не только его собственный взгляд на предмет на природу. Поэт как бы убежден, что и внешние предметы, сама природа смотрит на автора, чувствует его и объясняется от собственного имени. Пейзаж и автор как бы действуют заодно. И часто не поэт рассказывает о дождях и рассветах, а они сами, от первого лица, ведут речь о поэте. Этот прием, в котором проглядывает огромное пантеистическое чувство, — один из самых характерных у Пастернака.
    Явления природы для него как бы живые существа. Дождик топчется у порога (“скорей забывчивый, чем робкий”), другой дождь ходит по просеке “как” землемер и метчик”, гроза — чем-то угрожая! — ломится в ворота. А вот “дом упасть боится” вместе с ослабевшим, выписавшимся из больницы человеком, чей синий узелок в руках окрашивает синью весь воздух. Иногда у Пастернака не поэт, а тот же дождь пишет стихи: Отростки ливня грязнут в гроздьях И долго, долго, до зари Кропают с кровель свой акростих, Пуская в рифму пузыри.
    В стихах Пастернака предстает перед нами и Урал (“На пароходе”, “Урал впервые”), и Север (“Ледоход”, “Отплытие”), и родные поэту места близ Москвы (“После дождя”, “В лесу”. “Любка”). Именно Пастернак, делясь никогда не покидавшим его чувством, сказал нам о сокровенной ценности всего живого:
    И через дорогу за тын перейти
    Нельзя, не топча мирозданья.
    Пастернак говорил, что поэзия “валяется в траве, под ногами, так что надо только нагнуться, чтобы ее увидеть и подобрать с земли”. Он мог с великим мастерством и пристальностью нарисовать мельчайшие приметы осеннего сада, пропев настоящий гимн деталям, замечая и сурьму листьев рябины на коврике за дверьми, и страдающие губы обреченных на гибель астр (“Давай ронять слова…”). И он же написал “Ночь”, где “всем корпусом на тучу ложится тень крыла”, где “в пространствах беспредельных горят материки”.
    Ранние страницы Пастернака требовали усилий читателя, его, как сказала Марина Цветаева, сотворчества, работы воображения. С течением лет поэзия Пастернака становилась прозрачней, ясней. Новый слог вызревал уже в его поэмах “Девятьсот пятый год”, “Лейтенант Шмидт”, в романе в стихах “Спекторский”, появившихся во второй половине двадцатых годов. Книга лирики “Второе рождение” (1932) тоже несла эти черты простоты и ясности.
    Сам поэт считал рубежом, отделяющим новую его манеру от прежней, 1940 год. Многое в своих старых стихах Пастернак в ту пору стал отвергать. Осуждая всякую манерность, он тяготел к классической форме. Стих его как бы очистился, обрел чеканную ясность. “Я всегда стремился к простоте и никогда к ней стремиться не перестану”, — писал Пастернак в январе 1928 года Максиму Горькому, упрекавшему поэта в хаотичности его образов.
    Выразить сущность, “не исказить голоса жизни, звучащего в нас”, — вот что становится альфой и омегой поэтики Пастернака. В новом своем стиле он создавал редкостные по силе вещи. Со времен Блока и Есенина, как мне кажется, в русской лирике появилось не столь уж много таких могучих стихотворений, какие писал Пастернак в последние двадцать лет своей жизни, — “Сосны”, “Ожившая фреска”, “Август”, “На Страстной”, “В больнице”, “Ночь” и другие.
    Чаще всего это, как в стихотворении “Сосны”, — пейзаж-размышление. Размышление о времени, о правде, о жизни и смерти, о природе искусства, о тайне его рождения. О чуде человеческого существования. О женской доле, о любви. О вере в жизнь, в будущее. И сколько в этих стихах света, сердечного пристрастия к родине, к скромным людям труда! Разговорное просторечие, так называемые прозаиэмы, самый обыкновенный, будничный ландшафт, стога и пашни, учащиеся и слесаря в битком набитом утреннем переделкинском поезде — все это одухотворено искренним художником.
    Имя Бориса Пастернака — неповторимого русского лирика — останется в истории литературы навсегда. Людям всегда будет нужна его одухотворенная, чудесная и полная жизни поэзия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *