Эссе «Мои первые уроки»
Человек учится всю свою жизнь. Это на самом деле так, ведь первые уроки для нас — это и первый шаг, сделанный без поддержки, это и первое слово, и первое общение на площадке со сверстниками, это первая любовь, и постижение той мудрости, что приходит к нам вместе со зрелостью — тоже урок. Нас учит великая мудрая жизнь, терпеливо и заботливо раскрывая в нас запасы мудрости и жизненной силы, и проверяя их в испытаниях. И мы постепенно становимся мудрее и сильнее для того, чтобы однажды поставить самим себе оценку, полученную за долгие годы этого урока.
Подходя к школе, я волновалась так же как перед экзаменом. С вечера хорошо подготовившись, и с письменным конспектом урока в руках, вошла в класс. Первым делом до прихода учеников мне необходимо было подготовить доску: написать число и тему урока, нарисовать приготовленные ребусы, а также морально подготовиться самой. Кабинет, затаившись, ждал.
Когда закончилась перемена, и прозвенел звонок, в класс забежали веселые “первоклашки”. Они покидали портфели и начали доставать учебники, тетради, пеналы. Спустя минуту они поняли, что сегодня урок русского языка у них ведет новая учительница, и принялись внимательно разглядывать меня.
Темой урока была «слова с сочетанием ЖИ-ШИ, ЖЕ-ШЕ», а главной задачей – повторение и закрепление изученных правил. Для разминки я предложила ученикам разгадать ребусы, нарисованные на доске. Затем они отвечали на вопросы, вспоминали правила из прошлых параграфов, придумывали свои примеры. Я хвалила их за правильные и развернутые ответы. Почти каждый ответил хотя бы на один вопрос. Меня приятно удивила такая активная работа на уроке.
В моем конспекте урока была запланирована физкультминутка. Поэтому ровно в середине урока я попросила всех встать и выполнить маленькое задание для того, чтобы немного отдохнуть. В этот радостный момент они расслабились и вообразили, что можно толкать друг друга, громко разговаривать и совсем забыть о том, что еще идет урок.
Мои первые уроки были для меня, конечно, трудны — ведь я и сама начинала тогда учиться быть учителем. Сорванный голос поначалу был первой моей ошибкой — я пыталась докричаться до них, пока не поняла, что надо просто прислушаться. Урок разумной строгости — самый трудный, и я не стала исключением. Трудно понять вообще, как реагировать на ребенка, который испытывает терпение учителя своим неадекватным поведением, а ты никак не поймешь, как с ним быть. И только с опытом начинаешь понимать, сколь важно в профессии учителя умение прислушаться к тем знакам, что подает в своем поведении ученик, и как правильно себя повести в той или иной ситуации. Прислушиваться надо постоянно, смотреть пристально и все замечать — дети ведь сами не могут объяснить причины своего непослушания, а их просто масса, и учитель должен уметь их видеть. Почему ребенок невнимательный такой сегодня — возможно, у него дома проблемы или просто голова болит? А может, его мучает какой-то неразрешимый по детским меркам вопрос, и вот он пытается его осмыслить? Прислушаться, увидеть и понять — это мой ежедневный урок, и даже мой девиз, потому что это на самом деле очень важные компоненты учебного процесса.
Иногда я чувствую себя ювелиром, который невзрачный маленький камушек превращает в бриллиант, сияющий драгоценными гранями. И если бы я могла изобразить свой герб, то изобразила бы как раз бриллиант, наполовину ограненный, наполовину удерживаемый в моей руке, а я в этот момент пристально смотрю на него. В этом гербе как раз и выразились бы основные мои педагогические принципы — умение видеть, терпеливо отшлифовывать грани детской души, понимая, что драгоценнее её нет ничего в мире. Мне действительно доверено самое ценное, и каждый раз мне нужно доказывать, что я достойна этой чести — учить.
Мой первый урок.
Подходя к школе, я волновалась так же как перед экзаменом или зубным врачом. С вечера хорошо подготовившись, и с письменным конспектом урока в руках, вошла в класс. Первым делом до прихода учеников мне необходимо было подготовить доску: написать число и тему урока, нарисовать приготовленные ребусы, а также морально подготовиться самой. Кабинет, затаившись, ждал.
Когда закончилась перемена, и прозвенел звонок, в класс забежали веселые “шестиклашки”. Они покидали портфели и начали доставать учебники, тетради, пеналы. Спустя минуту они поняли, что сегодня урок русского языка у них ведет новая учительница, и принялись внимательно разглядывать меня.
Темой урока было имя числительное, а главной задачей – повторение и закрепление изученных правил. Для разминки я предложила ученикам разгадать ребусы, нарисованные на доске. Затем они отвечали на вопросы, вспоминали правила из прошлых параграфов, придумывали свои примеры. Я хвалила их за правильные и развернутые ответы. Почти каждый ответил хотя бы на один вопрос. Меня приятно удивила такая активная работа на уроке.
В моем конспекте урока была запланирована физкультминутка. Поэтому ровно в середине урока я попросила всех встать и выполнить маленькое задание для того, чтобы немного отдохнуть, а именно посчитать пальчики количественными числительными, а потом – порядковыми. В этот радостный момент они расслабились и вообразили, что можно толкать друг друга, громко разговаривать и совсем забыть о том, что еще идет урок.
Класс превратился в бушующую стихию, которая развернулась прямо на моих глазах. Конечно же, мне стало страшно. Я совсем не знала, как должна поступить и наивно хотела уговорить их успокоиться. А они все продолжали шуметь. Поняв, что время идет и надо продолжать урок, я решила диктовать следующее задание.
“Теперь откройте тетради. Сейчас каждый из вас будет писать автобиографию….”. Не могу знать, что подумали дети, но после произнесенного слова “автобиография” в классе стало тихо. Даже слишком тихо для обычного, стандартного урока. Дети подняли на меня удивленные глаза, сосредоточили внимание и ждали дальнейшее задание. У меня было приготовлено несколько вопросов, ответами на которые должны были стать числительные в разных формах. Пока они записывали в тетрадях ответы, я думала только об одном: лучшее средство создать тишину в классе – дать интересное письменное задание. Это действительно работает!
До конца урока мы с ребятами успели сделать все запланированное: повторили правила, записали схему, сделали упражнения и решили дополнительное задание на карточках, записали домашнее задание и поблагодарили друг друга за урок. Я и не заметила, в какой момент страх исчез. Как говорится, глаза боятся, а руки делают.
После звонка, когда я уже стирала с доски, ко мне подошлa девочка, чтобы уточнить домашнее задание. Было очень приятно от этого небольшого внеурочного диалога. Мне даже показалось, что я понравилась этим ребятам.
Я считаю, что для первого выхода в роли учителя все, что я хотела, удалось сделать правильно, своевременно и результативно. Возникшие трудности в ходе урока, такие как контролирование дисциплины на уроке или умение видеть весь класс одновременно, поможет устранить только опыт.
Мой первый рабочий день
О своей профессии я мечтала с раннего детства. Но никогда в жизни, я не могла подумать, в какую школу меня занесет.
Декабрь 2011 года, воскресенье, завтра мой первый рабочий день в особенной школе. В школе для детей с задержкой психического развития. Весь день я готовилась к урокам, проговаривала про себя как буду знакомиться с ребятами, выбирала наряд, и с огромным нетерпением ждала следующего дня. Я не являюсь коррекционным педагогом, поэтому я досконально изучила все об этих детях. Я думала, что готова к любой ситуации. Но как же я ошибалась.
Понедельник. Ребята все в классе, вроде обычная перемена, шумновато. Здороваться не умеют, меня не замечают. Воспитатель, который работает на группе до прихода учителя, увидев меня, радостный убежал, сверкая пятками. Ну что ж, заряженная оптимизмом, я начала свой первый урок со знакомства. Точнее надо сказать, я его пыталась начать. Из тринадцати детей в классе меня никто не видел и не слышал. Каждый был занят своими делами, кто-то пел, кто-то раскрашивал свою руку фломастером, кто-то прыгал по классу, а при моем замечании закрывал ладошкой мое лицо. Кто-то плакал, или наоборот безудержно хохотал не понятно над чем. У половины детей нарушения в речи, у двоих она полностью отсутствует, три аутиста, два ребенка с тяжелыми нарушениями в психике, один слабослышащий, и два умственно-отсталых. Ни лаской, ни криком, ни танцами с бубном, я не могла привлечь внимание. Домой в этот день я шла разбитая. Обливаясь горючими слезами, я понимала, что я не могу помочь этим детям – несчастным, нелюбимым, нежеланным, брошенным детям.
С того дня прошло ровно 6 лет, те ребята уже учатся в седьмом классе. Я все еще работаю в нашей школе. И даже не могу представить себя в другом месте. Здесь учатся самые лучшие дети, самые интересные, добрые. Я научилась дарить им свою любовь, которой им так не хватает… И пусть наши результаты не колоссальные, пусть мы не становимся гениями, мы учимся становиться людьми!
Эссе «Мои первые уроки»
Человек учится всю свою жизнь. Это на самом деле так, ведь первые уроки для нас — это и первый шаг, сделанный без поддержки, это и первое слово, и первое общение на площадке со сверстниками, это первая любовь, и постижение той мудрости, что приходит к нам вместе со зрелостью — тоже урок. Нас учит великая мудрая жизнь, терпеливо и заботливо раскрывая в нас запасы мудрости и жизненной силы, и проверяя их в испытаниях. И мы постепенно становимся мудрее и сильнее для того, чтобы однажды поставить самим себе оценку, полученную за долгие годы этого урока.
И я горжусь тем, что главное в моей профессии — это возможность уподобиться самой жизни, которая каждый день учит нас чему-то неизменно важному. Мне выпала честь дать детям первые уроки в их новой, школьной жизни, и видеть, как они на моих глазах растут и набираются знаний.
Это ни с чем не сравнимое ощущение, ведь они воспринимают меня как человека, знающего практически все, способного ответить на любой вопрос, и поневоле приходится самой совершенствовать свои знания, чтобы быть достойной того восхищения в их глазах, с которым они смотрят на меня. В моем классе они делают первые шаги в жизнь, полную открытий, получая те знания, что останутся с ними всю жизнь, развивая способности, которые подскажут им, какую выбрать в будущем профессию. Они учатся думать, рассуждать и выбирать верное решение, они учатся слушать и понимать тех, кто рядом, и помогать тем, кому это действительно нужно.
Но они не знают того, что для меня они — это тоже первые уроки, что я тоже учусь вместе с ними каждый день. Такова уж профессия учителя — обучая других, самому учится, прекрасно зная, что за каждую небрежность или несделанный урок будет судить никто иной, как сама жизнь, сурово указывая на ошибки.
Наивно полагать, что учебники по педагогике и лекции самых замечательных педагогов научат всем премудростям профессии учителя. Нет, этот путь проходишь сам, подобно тому, как все мы сами проходим свой жизненный путь, учась на своих достижениях и ошибках. Свою педагогическую практику неизменно начинаешь с чистого листа, и приходя в класс, волнуешься также, как первоклашка, впервые ступая за порог неизведанного, манящего, в то же время пугающего. И в этот момент всегда вспоминаешь своего первого учителя, и мысленно обращаешься к нему, ища поддержки в такой непростой для себя момент.
Вот они смотрят на меня — их так много, и все они разные, с разными характерами, с разным уровнем знаний, разные по интеллекту и эмоциональным реакциям, по воспитанию и социальному положению родителей. И мне нужно их, разных, объединить в ту целостность, называемую классом, и дать им одинаково хорошие знания, и одинаковые правила поведения, научить уважать друг друга, и научить все-таки ценить те отличия, что есть в каждом из нас, и то, что на все-таки объединяет.
Мои первые уроки были для меня, конечно, трудны — ведь я и сама начинала тогда учиться быть учителем. Сорванный голос поначалу был первой моей ошибкой — я пыталась докричаться до них, пока не поняла, что надо просто прислушаться. Урок разумной строгости — самый трудный, и я не стала исключением. Трудно понять вообще, как реагировать на ребенка, который испытывает терпение учителя своим неадекватным поведением, а ты никак не поймешь, как с ним быть. И только с опытом начинаешь понимать, сколь важно в профессии учителя умение прислушаться к тем знакам, что подает в своем поведении ученик, и как правильно себя повести в той или иной ситуации. Прислушиваться надо постоянно, смотреть пристально и все замечать — дети ведь сами не могут объяснить причины своего непослушания, а их просто масса, и учитель должен уметь их видеть. Почему ребенок невнимательный такой сегодня — возможно, у него дома проблемы или просто голова болит? А может, его мучает какой-то неразрешимый по детским меркам вопрос, и вот он пытается его осмыслить? Прислушаться, увидеть и понять — это мой ежедневный урок, и даже мой девиз, потому что это на самом деле очень важные компоненты учебного процесса.
И еще я постоянно учусь, если так можно назвать, ораторскому искусству. Ведь детям нужно уметь объяснить урок так, чтобы они все поняли, а это очень сложно. Можно, конечно, сказать, что есть учебник, и так все написано, достаточно только вызубрить « от сих до сих». Но я знаю и то, что через зубрежку никто не полюбил учиться, а учеба — это процесс сложный, но и увлекательный одновременно. Я убеждена, что дети должны уметь и любить учиться, а зубрежка — не самый лучший в этом помощник. Значит, нужно понятно и доходчиво объяснять, нужно работать над своим словарным запасом и совершенствовать подачу материала, придумывать такие задания, которые можно преподнести в игровой форме. Учиться играя — вот тот принцип, которому я учусь сама, и который пытаюсь преподнести своим детям.
И еще я учусь терпению — это для меня безумно трудный, но не менее важный урок. В дикой природе птицы не выкидывают птенцов из гнезда, едва те вылупляются из яйца — нет, птицы — родители терпеливо учат их летать, преодолевая страх перед высотой и расстоянием. Да, интеллектуальные возможности у всех разные — кто-то занимался едва не с пеленок, а кто-то только в школе узнал буквы и цифры, кто-то быстро запоминает и схватывает все на лету, а кому-то нужно долго объяснять для того, чтобы все стало понятным. И пусть с такими детьми трудней, и они требуют к себе больше внимания — я не имею права выкидывать их из гнезда лишь потому, что у меня не хватает терпения учить их летать. Я всегда думаю о том, что есло обратиться за сравнением к природе, то все мы подобны цветам, что распускаются в положенный им срок: самые первые — гиацинты и подснежники, последние – георгины, гладиолусы и астры, но разве цветы, что цветут позже всех, хуже в чем-то первоцветов? Нет, просто они другие. Также и дети в моем классе — я понимаю, что все они разные, и моя задача в том, чтобы их интеллектуальные способности раскрывались, как бутоны, в свой срок, и чтобы мои цветочки так и продолжали тянуться к солнцу знаний. И мне нужно учиться терпению постоянно — как садовнику, который заботится о большом красивом саде с множеством растений.
Иногда я чувствую себя ювелиром, который невзрачный маленький камушек превращает в бриллиант, сияющий драгоценными гранями. И если бы я могла изобразить свой герб, то изобразила бы как раз бриллиант, наполовину ограненный, наполовину удерживаемый в моей руке, а я в этот момент пристально смотрю на него. В этом гербе как раз и выразились бы основные мои педагогические принципы — умение видеть, терпеливо отшлифовывать грани детской души, понимая, что драгоценнее её нет ничего в мире. Мне действительно доверено самое ценное, и каждый раз мне нужно доказывать, что я достойна этой чести — учить.
Дети даже не подозревают, как трудны для меня эти уроки. Труднее вдвойне, потому что я не имею права на ошибку, что каждым своим уроком я доказываю себе, что мои знания соответствуют выбранной профессии, и еще я не перествая расту интеллектуально. Я убеждена — в учительской профессии нет предела совершенству, потому что совершенствуя других, неизбежно совершенствуешься сама. И поэтому я так люблю свою работу. Если обратить свой взгляд в будущее, то я вижу себя именно в своей выбранной професии.
Говорят, что каждый солдат видит себя в будущем генералом. Но я планирую расти только как учитель, не претендуя занимать более высокие должности, и вовсе не потому, что у меня нет стремления расти. Мне хочется расти, но расти как учитель, совершенствовать свои интеллектуальные данные, копить багаж знаний для того, чтобы больше передать своим ученикам, посвящать все свое время, чтобы думать о том, как преподнести детям школьный материал, уделять все свое внимание и терпение для того, чтобы интеллект моих учеников расцветал день ото дня, и радоваться вместе с ними тому, что день прошел не зря, и мы ( я тоже!) научились чему-то важному.
Мои первые уроки — они продолжаются каждый день, и дают ту истинную радость жизни, без которой пропадёт весь её смысл. А смысл для меня — учиться у жизни, потому что она учит нас каждый день, и учиться учить. Приходя в класс, я ощущаю себя колодцем, наполненным живой водой знаний, и эта вода — неисчерпаема, пока она нужна моим ученикам, и это самое прекрасное из ощущений.
Областное государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Ульяновский педагогический колледж»
Эссе на тему:
«Мой первый урок»
Студентки-практикантки 1 курса 103 «Б» группы
Тарасовой Анастасии Вячеславовной
Специальность 44.02.02
Преподавание в начальных классах
Ульяновск, 2016 год.
Подходя к школе, я волновалась так же как перед экзаменом или зубным врачом. С вечера хорошо подготовившись, и с письменным конспектом урока в руках, вошла в класс. Первым делом до прихода учеников мне необходимо было подготовить доску: написать число и тему урока, нарисовать приготовленные ребусы, а также морально подготовиться самой. Кабинет, затаившись, ждал. Когда закончилась перемена, и прозвенел звонок, в класс забежали веселые “первоклашки”. Они покидали портфели и начали доставать учебники, тетради, пеналы. Спустя минуту они поняли, что сегодня урок русского языка у них ведет новая учительница, и принялись внимательно разглядывать меня. Темой урока была «Большая буква в названиях стран, городов, деревень, рек», а главной задачей – повторение и закрепление изученных правил. Для разминки я предложила ученикам разгадать ребусы, нарисованные на доске. Затем они отвечали на вопросы, вспоминали правила из прошлых тем, придумывали свои примеры. Я хвалила их за правильные и развернутые ответы. Почти каждый ответил хотя бы на один вопрос. Меня приятно удивила такая активная работа на уроке. В моем конспекте урока была запланирована физкультминутка. Поэтому ровно в середине урока я попросила всех встать и выполнить маленькое задание для того, чтобы немного отдохнуть. В этот радостный момент они расслабились и вообразили, что можно толкать друг друга, громко разговаривать и совсем забыть о том, что еще идет урок. Класс превратился в бушующую стихию, которая развернулась прямо на моих глазах. Конечно же, мне стало страшно. Я совсем не знала, как должна поступить и наивно хотела уговорить их успокоиться. А они все продолжали шуметь. Поняв, что время идет и надо продолжать урок, я решила диктовать следующее задание. “Теперь откройте тетради, запишем число и классная работа…”. Не могу знать, что подумали дети, но после произнесенного слова “запишем” в классе стало тихо. Даже слишком тихо для обычного, стандартного урока. Дети подняли на меня удивленные глаза, сосредоточили внимание и ждали дальнейшее задание. У меня было приготовлено несколько вопросов. Пока они записывали в тетрадях ответы, я думала только об одном: лучшее средство создать тишину в классе – дать интересное письменное задание. Это действительно работает! До конца урока мы с ребятами успели сделать все запланированное: повторили правила, записали буквосочетания, сделали упражнения и решили дополнительное задание на карточках, записали домашнее задание и поблагодарили друг друга за урок. Я и не заметила, в какой момент страх исчез. Как говорится, глаза боятся, а руки делают. После звонка, когда я уже стирала с доски, ко мне подошла девочка, чтобы уточнить домашнее задание. Было очень приятно от этого небольшого внеурочного диалога. Мне даже показалось, что я понравилась этим ребятам. Я считаю, что для первого выхода в роли учителя все, что я хотела, удалось сделать правильно, своевременно и результативно. Возникшие трудности в ходе урока, такие как контролирование дисциплины, на уроке или умение видеть весь класс одновременно, поможет устранить только опыт.
Так прошёл мой первый урок. Уходя, дети сказали мне: «Максим
Владимирович, нам очень понравился ваш урок, а можно мы еще придем к вам на
занятие? ». Разве это не награда для учителя? Она дороже всех грамот, званий!
После этих слов, все мои волнения, сомнения, страхи исчезли бесследно и в
моем сердце зажглась искра, которая горит и по сей день. Это чувство никак не
объясняется, а только побуждает к новым открытиям и к стремлению больше дать
знаний моим ученикам. Мой первый урок остался в моей памяти на всю жизнь.
Каждый урок – первый. Каждый урок не похож на предыдущий. Каждый
новый урок – это маленький праздник, и это урок, где сухие строки учебной
программы превращаются в удивительные минуты, когда можно раскрыть талант
ученика. Радостно наблюдать за изменением настроя ребят, когда они входят в
спортивный зал. Уходят на второй план неудачи, забывается двойка по математике
или русскому языку, глаза радостно сияют в предчувствии того, что можно
прыгать, бегать, заниматься физическими упражнениями, подвижными и
спортивными играми. И за это только похвалят! Приятно видеть, как неуклюжие,
скованные в движении на первых уроках ученики постепенно расправляют плечи,
становятся крепче и увереннее, превращаясь в умелого и ловкого мальчишку или
шуструю девчонку. Урок физической культуры это фрагмент естественной жизни
детей, так как в движении дети растут, познают мир. Движение укрепляет их, а
главное, несет здоровье и радость. И только от меня зависит, чтобы каждый день
стал самым, самым, самым!
Я каждый день с волнением направляюсь в тот притягательный, беспокойный
и загадочный мир, заполненный олимпиадами, конкурсами, спортивными
соревнованиями, а главное буднями, где царит мир любви, познания, общения и
взаимопонимания. День ото дня, переступив школьный порог, я забываю о всех
своих бедах, тревогах и вхожу в спортивный зал просветленной душой и добрыми
намерениями. В очередной раз своим примером развиваю, воспитываю и прививаю
Вечером, готовясь к проведению уроков, я задумалась: как я зайду в класс, как поздороваюсь с детьми, будут ли они меня слушать, ведь они меня знают как Юлю! А вдруг они вообще не поймут, что я им буду рассказывать два часа?!
Прозвенел звонок, я подошла к двери и несколько раз повторила строгим голосом: «Здравствуйте, дети! Садитесь!» Открываю дверь в класс, захожу и вижу… пятнадцать пар сверкающих глаз, полных любопытства и интереса.
Я улыбнулась и сказала: «Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста!» Ребята сели, и мы начали урок математики. На уроке было так интересно, что ребята выпрашивали что-нибудь еще им объяснить, дать еще порешать. За один урок мы сделали все задания, которые планировал их учитель математики по программе. Да, это хорошо! Но что я буду делать с ребятами на втором часе? Раз они все так хорошо поняли, пусть решают номера под звездочкой.
Начался второй урок. В последнем ряду за последней партой сидел мальчик, который за первый урок не сказал ничего. Я попросила его решить один пример. Он очень сильно испугался, стал говорить: «Я не могу, не знаю!» А другой мальчик мне говорит: «Юлия Рямильевна, не спрашивайте его, меня лучше спросите, он ничего не знает, он не может ни читать, ни писать!» Я удивилась очень сильно, а потом вспомнила, что у меня в классе тоже был мальчик, который не успевал по учебе, и его практически не спрашивали на занятиях. А может быть, именно поэтому он и не понимал?
Я подошла к этому мальчику и потихоньку ему сказала: «Почему ты позволяешь о себе так говорить? Ты же умный и красивый мальчик! Давай докажем ребятам, что ты умеешь и читать, и писать!» Он испуганно ответил: «А вы мне поможете?» Я взяла его за плечо, посмотрела ему в глаза, которые были полны слез, и сказала: «Конечно!»
Я подошла к учительскому столу и сказала: «Ну что, Марат, решишь?» Он посмотрел в книгу и с уверенностью произнес: «Решу!» И он решил этот пример, пусть с моей помощью, с помощью ребят, но этот мальчик смог доказать, что он хочет и может заниматься!
Так прошел мой первый урок! Я поняла, что нельзя забывать, что сама была ребенком, были случаи, когда я что-то не понимала и мне объясняли одно и то же по несколько раз. Если я буду об этом помнить, то я буду хорошим учителем!
Юлия ФЯТХУТДИНОВА, студентка Ульяновского государственного педуниверситета
Первая педагогическая практика… Как мы, студенты 4 курса педагогического вуза, ждали и боялись ее. Ведь именно эти несколько недель в школе должны показать, правильный ли выбор сделала я, поступив в педагогический институт, получится ли у меня, понравится ли.
Позади экзамен по методике, в голове усвоенный на отлично теоретический материал, советы опытных преподавателей. И вот я, вооружившись конспектами, учебниками, методичками и тетрадками с лекциями, переступаю порог школы. Надо заметить, пришлось тщательно подготовиться, продумать и учесть самые мелкие детали: от одежды до собственного настроения.
Было безумно интересно попробовать себя в новой роли, в роли ПЕДАГОГА. Но чувство напряжения, волнения и даже страха не отпускало… Во-первых, это не та школа, в которой училась я сама – здесь совершенно незнакомые учителя, школьники, совсем незнакомый кипучий «поток» школьной жизни. А во-вторых, чего только не говорят про современную школу, чего только не показывают по телевизору. Да и сами, когда учились в школе, не больно-то уважали практикантов.
Уже в первый день мне удалось познакомиться с классом, в который направил меня завуч школы. Учителя окрестили мой 5 Б «пятый бешеный». Ребята отреагировали на мое появление бурно, но вполне дружелюбно. Двадцать пять пар любопытных глаз изучали меня с ног до головы, и я не пожалела, что оделась строго, что подготовила себя к первой встрече.
Мне казалось, что я никогда не смогу запомнить имена всех ребятишек, но не прошло и недели, как каждый ребенок стал для меня отдельной личностью. Я неожиданно быстро для себя запомнила почерк каждого своего подопечного. Забавно было наблюдать, как некоторые ученики даже высовывали язычки, старательно выполняя упражнения. Ребята чутко реагируют и на похвалу, и на замечание; мне, однако, чаще хотелось хвалить их. А особенно я горжусь тем, что мне удалось немного изменить судьбу одного маленького человечка.
В течение первой недели основной моей задачей было наблюдение за детьми, ознакомление со школьной документацией, посещение уроков 5 Б. В классе было свободно только одно место – рядом с обаятельным, но очень скромным мальчиком. В течение целой недели я присматривалась больше всего именно к этому ученику. Андрей оказался хорошо воспитанным и умным ребенком. Но он почти никак не проявлял себя на уроках, при ответах часто терялся, а если и выполнял задание раньше всех, то никогда не поднимал руку.
Возможно, многим учителям полезно иногда посидеть на последней парте с отстающим учеником. Обратить внимание не на отличников, с которыми можно «прогонять» материал быстро, а на «средних» и троечников. Уже самостоятельно проводя уроки, я попыталась спрашивать не только тех учеников, которые отвечают грамотно, быстро и четко. Более медлительные, но не менее сообразительные ученики тоже подключались к работе. Наградой тому была не только активная борьба за оценки, а, следовательно, и усвоение материала на другом уровне, но и слова учителя-предметника: «ОНИ у тебя РАБОТАЮТ». Для учителя было открытием и то, что мой сосед по парте стал стараться, домашние упражнения выполнял более внимательно, стал чаще отвечать на уроке. Казалось, даже одноклассники стали относиться к нему по-другому.
К сожалению, у меня не сложились отношения с классным руководителем, который, возможно, сумел бы предостеречь меня в чем-то, где-то поддержать разумным советом, ведь от классного руководителя зависит многое. Мне пришлось самостоятельно завоевывать авторитет в классе. Самым сложным оказалось относиться ко всем детям одинаково. А это очень важно для педагога. Часто хотелось чуть больше внимания уделять сообразительным и обаятельным деткам. А еще очень жаль, что десятилетние школьники слишком хорошо знают цену деньгам.
Также были небольшие трудности в планировании рабочего времени. Я поняла, что важно не только ориентироваться в теме. Как хорошо бы ты ни знала урок, если ты не рассчитаешь время – пиши пропало. Поначалу я расстраивалась, если мы не успевали сделать какое-нибудь интересное упражнение. А потом приучила себя планировать каждую минутку из сорока пяти.
Уже после нескольких самостоятельных уроков я стала понимать, что четкий план-конспект гораздо полезнее подробного конспекта. Времени готовиться перед уроком уже не будет, нужно «прокрутить» в голове все запланированное. А самое главное, запастись разными интересными заданиями, использовать как можно больше наглядных примеров. Очень нравилось детям самим формулировать правила, проверять тексты с ошибками, выступать редакторами и писателями. Хорошо проходили уроки с использованием презентаций, онлайн-тренажеров, тем более что технические возможности современной школы позволяют использовать ИКТ-технологии.
Так я пришла к выводу, что грамотный педагог должен четко планировать время, безупречно ориентироваться в материале, отлично владеть компьютером, быть в курсе последних новинок техники, должен уметь признавать свои ошибки, быть честным с детьми и не терять чувства юмора. Важно интересоваться психологией, уметь слушать ребенка, находить свою уникальную «дорожку» к каждому.
Согласитесь, а ведь есть какой-то свой смысл в каждодневной проверке тетрадей, в изучении характера и почерка своих учеников. Приятно осознавать, что твои ученики добиваются хороших результатов при вашей общей добросовестной работе, и что на изученное правило они сделают минимум ошибок в контрольном диктанте.
Запомнилось мне, как однажды утром, один мальчик спросил: «А сегодня Вы у нас будете вести урок? – Хорошо. Значит у нас сегодня опять будет какое-нибудь интересное задание». На мой встречный вопрос «А вам это нравится?» ребенок ответил утвердительно. Вспоминаю свои школьные годы, когда каждое упражнение мы воспринимали как страшнейшее наказание или даже издевательство. Не так уж и трудно посидеть вечер-другой и придумать что-нибудь занимательное, тем более, что сейчас много разных разработок, интернет технологий, современных книг.
Я поняла, что труд учителя не заканчивается на одном уроке. Работа учителя продолжается и дома, в постоянной подготовке к следующим занятиям, во время внеклассных мероприятий и, особенно, в подготовке к ним. Чувствуешь колоссальную ответственность за воспитание детей, за качество их образования, за их интересы и досуг. За полтора месяца я удивительно быстро привыкла к своим пятиклашкам, они, в свою очередь, ежедневно заряжали меня отличным настроением, удивляли и радовали.
Теперь я знаю, что с удовольствием после окончания института пойду работать в школу. На мое решение не повлияет ни маленькая зарплата, которую нам обещают, ни довольно распространенное мнение, что все современные дети невоспитанные и жестокие.
Конечно, может мы, молодое поколение, еще многого не знаем, часто поступаем не совсем по-взрослому, отдаемся своим эмоциям. Но у нас есть один, зато «жирный» плюс. Мы молоды, активны, находчивы, дети тянутся больше к нам, возможно, больше доверяют. Отсюда и раскованность, желание подражать молодому учителю, желание учиться вместе. Вообще гораздо приятнее работать с такими учениками, которые могут достойно выразить свое мнение, не боятся разговаривать, размышлять, спорить. Вот именно такие качества мы и будем прививать ученикам в школе.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г.Сольцы Новгородской области
Сочинение на тему:
«Урок информатики в моей школе»
Выполнила: ученица 7 «в» класса
Дмитриева Вероника
Руководитель: Родина Т. Г.,
учитель информатики
Я очень люблю уроки информатики. Это мой любимый урок. Там всегда весело и интересно. Каждый раз я узнаю что-то новое. Каждый урок не похож на другой, в школе такое бывает редко. Мне нравится работать на компьютере.
На самых первых уроках мы изучали Paint-рисовали разные плакаты и рисунки, дальше уже сложнее: создавали таблицы с разными цифрами, буквами и рисунками. Еще мне нравится интерактивная доска. На ней мы рисуем и выполняем задания специальным карандашом с батарейками. На большом экране мы видим монитор учителя, и всему классу наглядно понятно, что и как делать.
Еще на уроках информатики мы учимся находить в интернете нужную информацию и смотрим разные города со спутника. Это очень интересно. Сразу создается впечатление, что ты побывала в новом месте и увидела много нового.
У нас очень хороший учитель. Она всё объясняет и показывает. Если что-то не понятно, Татьяна Геннадьевна всегда поможет. Она очень хорошая и справедливая.
Раньше я не умела работать на компьютере, а теперь могу, и мне это нравится. Теперь я хоть что-то понимаю в нём. Я знаю, из чего он состоит, как создавать таблицы, документы, ребусы. Я очень хочу, чтобы информатика была чаще, потому, что без компьютеров наша современная жизнь остановится.
Эссе «Мои первые уроки»
Человек учится всю свою жизнь. Это на самом деле так, ведь первые уроки для нас — это и первый шаг, сделанный без поддержки, это и первое слово, и первое общение на площадке со сверстниками, это первая любовь, и постижение той мудрости, что приходит к нам вместе со зрелостью — тоже урок. Нас учит великая мудрая жизнь, терпеливо и заботливо раскрывая в нас запасы мудрости и жизненной силы, и проверяя их в испытаниях. И мы постепенно становимся мудрее и сильнее для того, чтобы однажды поставить самим себе оценку, полученную за долгие годы этого урока.
Подходя к школе, я волновалась так же как перед экзаменом. С вечера хорошо подготовившись, и с письменным конспектом урока в руках, вошла в класс. Первым делом до прихода учеников мне необходимо было подготовить доску: написать число и тему урока, нарисовать приготовленные ребусы, а также морально подготовиться самой. Кабинет, затаившись, ждал.
Когда закончилась перемена, и прозвенел звонок, в класс забежали веселые “первоклашки”. Они покидали портфели и начали доставать учебники, тетради, пеналы. Спустя минуту они поняли, что сегодня урок русского языка у них ведет новая учительница, и принялись внимательно разглядывать меня.
Темой урока была «слова с сочетанием ЖИ-ШИ, ЖЕ-ШЕ», а главной задачей – повторение и закрепление изученных правил. Для разминки я предложила ученикам разгадать ребусы, нарисованные на доске. Затем они отвечали на вопросы, вспоминали правила из прошлых параграфов, придумывали свои примеры. Я хвалила их за правильные и развернутые ответы. Почти каждый ответил хотя бы на один вопрос. Меня приятно удивила такая активная работа на уроке.
В моем конспекте урока была запланирована физкультминутка. Поэтому ровно в середине урока я попросила всех встать и выполнить маленькое задание для того, чтобы немного отдохнуть. В этот радостный момент они расслабились и вообразили, что можно толкать друг друга, громко разговаривать и совсем забыть о том, что еще идет урок.
Мои первые уроки были для меня, конечно, трудны — ведь я и сама начинала тогда учиться быть учителем. Сорванный голос поначалу был первой моей ошибкой — я пыталась докричаться до них, пока не поняла, что надо просто прислушаться. Урок разумной строгости — самый трудный, и я не стала исключением. Трудно понять вообще, как реагировать на ребенка, который испытывает терпение учителя своим неадекватным поведением, а ты никак не поймешь, как с ним быть. И только с опытом начинаешь понимать, сколь важно в профессии учителя умение прислушаться к тем знакам, что подает в своем поведении ученик, и как правильно себя повести в той или иной ситуации. Прислушиваться надо постоянно, смотреть пристально и все замечать — дети ведь сами не могут объяснить причины своего непослушания, а их просто масса, и учитель должен уметь их видеть. Почему ребенок невнимательный такой сегодня — возможно, у него дома проблемы или просто голова болит? А может, его мучает какой-то неразрешимый по детским меркам вопрос, и вот он пытается его осмыслить? Прислушаться, увидеть и понять — это мой ежедневный урок, и даже мой девиз, потому что это на самом деле очень важные компоненты учебного процесса.
Иногда я чувствую себя ювелиром, который невзрачный маленький камушек превращает в бриллиант, сияющий драгоценными гранями. И если бы я могла изобразить свой герб, то изобразила бы как раз бриллиант, наполовину ограненный, наполовину удерживаемый в моей руке, а я в этот момент пристально смотрю на него. В этом гербе как раз и выразились бы основные мои педагогические принципы — умение видеть, терпеливо отшлифовывать грани детской души, понимая, что драгоценнее её нет ничего в мире. Мне действительно доверено самое ценное, и каждый раз мне нужно доказывать, что я достойна этой чести — учить.
Мой первый урок.
Подходя к школе, я волновалась так же как перед экзаменом или зубным врачом. С вечера хорошо подготовившись, и с письменным конспектом урока в руках, вошла в класс. Первым делом до прихода учеников мне необходимо было подготовить доску: написать число и тему урока, нарисовать приготовленные ребусы, а также морально подготовиться самой. Кабинет, затаившись, ждал.
Когда закончилась перемена, и прозвенел звонок, в класс забежали веселые “шестиклашки”. Они покидали портфели и начали доставать учебники, тетради, пеналы. Спустя минуту они поняли, что сегодня урок русского языка у них ведет новая учительница, и принялись внимательно разглядывать меня.
Темой урока было имя числительное, а главной задачей – повторение и закрепление изученных правил. Для разминки я предложила ученикам разгадать ребусы, нарисованные на доске. Затем они отвечали на вопросы, вспоминали правила из прошлых параграфов, придумывали свои примеры. Я хвалила их за правильные и развернутые ответы. Почти каждый ответил хотя бы на один вопрос. Меня приятно удивила такая активная работа на уроке.
В моем конспекте урока была запланирована физкультминутка. Поэтому ровно в середине урока я попросила всех встать и выполнить маленькое задание для того, чтобы немного отдохнуть, а именно посчитать пальчики количественными числительными, а потом – порядковыми. В этот радостный момент они расслабились и вообразили, что можно толкать друг друга, громко разговаривать и совсем забыть о том, что еще идет урок.
Класс превратился в бушующую стихию, которая развернулась прямо на моих глазах. Конечно же, мне стало страшно. Я совсем не знала, как должна поступить и наивно хотела уговорить их успокоиться. А они все продолжали шуметь. Поняв, что время идет и надо продолжать урок, я решила диктовать следующее задание.
“Теперь откройте тетради. Сейчас каждый из вас будет писать автобиографию….”. Не могу знать, что подумали дети, но после произнесенного слова “автобиография” в классе стало тихо. Даже слишком тихо для обычного, стандартного урока. Дети подняли на меня удивленные глаза, сосредоточили внимание и ждали дальнейшее задание. У меня было приготовлено несколько вопросов, ответами на которые должны были стать числительные в разных формах. Пока они записывали в тетрадях ответы, я думала только об одном: лучшее средство создать тишину в классе – дать интересное письменное задание. Это действительно работает!
До конца урока мы с ребятами успели сделать все запланированное: повторили правила, записали схему, сделали упражнения и решили дополнительное задание на карточках, записали домашнее задание и поблагодарили друг друга за урок. Я и не заметила, в какой момент страх исчез. Как говорится, глаза боятся, а руки делают.
После звонка, когда я уже стирала с доски, ко мне подошлa девочка, чтобы уточнить домашнее задание. Было очень приятно от этого небольшого внеурочного диалога. Мне даже показалось, что я понравилась этим ребятам.
Я считаю, что для первого выхода в роли учителя все, что я хотела, удалось сделать правильно, своевременно и результативно. Возникшие трудности в ходе урока, такие как контролирование дисциплины на уроке или умение видеть весь класс одновременно, поможет устранить только опыт.
Мой первый рабочий день
О своей профессии я мечтала с раннего детства. Но никогда в жизни, я не могла подумать, в какую школу меня занесет.
Декабрь 2011 года, воскресенье, завтра мой первый рабочий день в особенной школе. В школе для детей с задержкой психического развития. Весь день я готовилась к урокам, проговаривала про себя как буду знакомиться с ребятами, выбирала наряд, и с огромным нетерпением ждала следующего дня. Я не являюсь коррекционным педагогом, поэтому я досконально изучила все об этих детях. Я думала, что готова к любой ситуации. Но как же я ошибалась.
Понедельник. Ребята все в классе, вроде обычная перемена, шумновато. Здороваться не умеют, меня не замечают. Воспитатель, который работает на группе до прихода учителя, увидев меня, радостный убежал, сверкая пятками. Ну что ж, заряженная оптимизмом, я начала свой первый урок со знакомства. Точнее надо сказать, я его пыталась начать. Из тринадцати детей в классе меня никто не видел и не слышал. Каждый был занят своими делами, кто-то пел, кто-то раскрашивал свою руку фломастером, кто-то прыгал по классу, а при моем замечании закрывал ладошкой мое лицо. Кто-то плакал, или наоборот безудержно хохотал не понятно над чем. У половины детей нарушения в речи, у двоих она полностью отсутствует, три аутиста, два ребенка с тяжелыми нарушениями в психике, один слабослышащий, и два умственно-отсталых. Ни лаской, ни криком, ни танцами с бубном, я не могла привлечь внимание. Домой в этот день я шла разбитая. Обливаясь горючими слезами, я понимала, что я не могу помочь этим детям – несчастным, нелюбимым, нежеланным, брошенным детям.
С того дня прошло ровно 6 лет, те ребята уже учатся в седьмом классе. Я все еще работаю в нашей школе. И даже не могу представить себя в другом месте. Здесь учатся самые лучшие дети, самые интересные, добрые. Я научилась дарить им свою любовь, которой им так не хватает… И пусть наши результаты не колоссальные, пусть мы не становимся гениями, мы учимся становиться людьми!
Эссе «Мои первые уроки»
Человек учится всю свою жизнь. Это на самом деле так, ведь первые уроки для нас — это и первый шаг, сделанный без поддержки, это и первое слово, и первое общение на площадке со сверстниками, это первая любовь, и постижение той мудрости, что приходит к нам вместе со зрелостью — тоже урок. Нас учит великая мудрая жизнь, терпеливо и заботливо раскрывая в нас запасы мудрости и жизненной силы, и проверяя их в испытаниях. И мы постепенно становимся мудрее и сильнее для того, чтобы однажды поставить самим себе оценку, полученную за долгие годы этого урока.
И я горжусь тем, что главное в моей профессии — это возможность уподобиться самой жизни, которая каждый день учит нас чему-то неизменно важному. Мне выпала честь дать детям первые уроки в их новой, школьной жизни, и видеть, как они на моих глазах растут и набираются знаний.
Это ни с чем не сравнимое ощущение, ведь они воспринимают меня как человека, знающего практически все, способного ответить на любой вопрос, и поневоле приходится самой совершенствовать свои знания, чтобы быть достойной того восхищения в их глазах, с которым они смотрят на меня. В моем классе они делают первые шаги в жизнь, полную открытий, получая те знания, что останутся с ними всю жизнь, развивая способности, которые подскажут им, какую выбрать в будущем профессию. Они учатся думать, рассуждать и выбирать верное решение, они учатся слушать и понимать тех, кто рядом, и помогать тем, кому это действительно нужно.
Но они не знают того, что для меня они — это тоже первые уроки, что я тоже учусь вместе с ними каждый день. Такова уж профессия учителя — обучая других, самому учится, прекрасно зная, что за каждую небрежность или несделанный урок будет судить никто иной, как сама жизнь, сурово указывая на ошибки.
Наивно полагать, что учебники по педагогике и лекции самых замечательных педагогов научат всем премудростям профессии учителя. Нет, этот путь проходишь сам, подобно тому, как все мы сами проходим свой жизненный путь, учась на своих достижениях и ошибках. Свою педагогическую практику неизменно начинаешь с чистого листа, и приходя в класс, волнуешься также, как первоклашка, впервые ступая за порог неизведанного, манящего, в то же время пугающего. И в этот момент всегда вспоминаешь своего первого учителя, и мысленно обращаешься к нему, ища поддержки в такой непростой для себя момент.
Вот они смотрят на меня — их так много, и все они разные, с разными характерами, с разным уровнем знаний, разные по интеллекту и эмоциональным реакциям, по воспитанию и социальному положению родителей. И мне нужно их, разных, объединить в ту целостность, называемую классом, и дать им одинаково хорошие знания, и одинаковые правила поведения, научить уважать друг друга, и научить все-таки ценить те отличия, что есть в каждом из нас, и то, что на все-таки объединяет.
Мои первые уроки были для меня, конечно, трудны — ведь я и сама начинала тогда учиться быть учителем. Сорванный голос поначалу был первой моей ошибкой — я пыталась докричаться до них, пока не поняла, что надо просто прислушаться. Урок разумной строгости — самый трудный, и я не стала исключением. Трудно понять вообще, как реагировать на ребенка, который испытывает терпение учителя своим неадекватным поведением, а ты никак не поймешь, как с ним быть. И только с опытом начинаешь понимать, сколь важно в профессии учителя умение прислушаться к тем знакам, что подает в своем поведении ученик, и как правильно себя повести в той или иной ситуации. Прислушиваться надо постоянно, смотреть пристально и все замечать — дети ведь сами не могут объяснить причины своего непослушания, а их просто масса, и учитель должен уметь их видеть. Почему ребенок невнимательный такой сегодня — возможно, у него дома проблемы или просто голова болит? А может, его мучает какой-то неразрешимый по детским меркам вопрос, и вот он пытается его осмыслить? Прислушаться, увидеть и понять — это мой ежедневный урок, и даже мой девиз, потому что это на самом деле очень важные компоненты учебного процесса.
И еще я постоянно учусь, если так можно назвать, ораторскому искусству. Ведь детям нужно уметь объяснить урок так, чтобы они все поняли, а это очень сложно. Можно, конечно, сказать, что есть учебник, и так все написано, достаточно только вызубрить « от сих до сих». Но я знаю и то, что через зубрежку никто не полюбил учиться, а учеба — это процесс сложный, но и увлекательный одновременно. Я убеждена, что дети должны уметь и любить учиться, а зубрежка — не самый лучший в этом помощник. Значит, нужно понятно и доходчиво объяснять, нужно работать над своим словарным запасом и совершенствовать подачу материала, придумывать такие задания, которые можно преподнести в игровой форме. Учиться играя — вот тот принцип, которому я учусь сама, и который пытаюсь преподнести своим детям.
И еще я учусь терпению — это для меня безумно трудный, но не менее важный урок. В дикой природе птицы не выкидывают птенцов из гнезда, едва те вылупляются из яйца — нет, птицы — родители терпеливо учат их летать, преодолевая страх перед высотой и расстоянием. Да, интеллектуальные возможности у всех разные — кто-то занимался едва не с пеленок, а кто-то только в школе узнал буквы и цифры, кто-то быстро запоминает и схватывает все на лету, а кому-то нужно долго объяснять для того, чтобы все стало понятным. И пусть с такими детьми трудней, и они требуют к себе больше внимания — я не имею права выкидывать их из гнезда лишь потому, что у меня не хватает терпения учить их летать. Я всегда думаю о том, что есло обратиться за сравнением к природе, то все мы подобны цветам, что распускаются в положенный им срок: самые первые — гиацинты и подснежники, последние – георгины, гладиолусы и астры, но разве цветы, что цветут позже всех, хуже в чем-то первоцветов? Нет, просто они другие. Также и дети в моем классе — я понимаю, что все они разные, и моя задача в том, чтобы их интеллектуальные способности раскрывались, как бутоны, в свой срок, и чтобы мои цветочки так и продолжали тянуться к солнцу знаний. И мне нужно учиться терпению постоянно — как садовнику, который заботится о большом красивом саде с множеством растений.
Иногда я чувствую себя ювелиром, который невзрачный маленький камушек превращает в бриллиант, сияющий драгоценными гранями. И если бы я могла изобразить свой герб, то изобразила бы как раз бриллиант, наполовину ограненный, наполовину удерживаемый в моей руке, а я в этот момент пристально смотрю на него. В этом гербе как раз и выразились бы основные мои педагогические принципы — умение видеть, терпеливо отшлифовывать грани детской души, понимая, что драгоценнее её нет ничего в мире. Мне действительно доверено самое ценное, и каждый раз мне нужно доказывать, что я достойна этой чести — учить.
Дети даже не подозревают, как трудны для меня эти уроки. Труднее вдвойне, потому что я не имею права на ошибку, что каждым своим уроком я доказываю себе, что мои знания соответствуют выбранной профессии, и еще я не перествая расту интеллектуально. Я убеждена — в учительской профессии нет предела совершенству, потому что совершенствуя других, неизбежно совершенствуешься сама. И поэтому я так люблю свою работу. Если обратить свой взгляд в будущее, то я вижу себя именно в своей выбранной професии.
Говорят, что каждый солдат видит себя в будущем генералом. Но я планирую расти только как учитель, не претендуя занимать более высокие должности, и вовсе не потому, что у меня нет стремления расти. Мне хочется расти, но расти как учитель, совершенствовать свои интеллектуальные данные, копить багаж знаний для того, чтобы больше передать своим ученикам, посвящать все свое время, чтобы думать о том, как преподнести детям школьный материал, уделять все свое внимание и терпение для того, чтобы интеллект моих учеников расцветал день ото дня, и радоваться вместе с ними тому, что день прошел не зря, и мы ( я тоже!) научились чему-то важному.
Мои первые уроки — они продолжаются каждый день, и дают ту истинную радость жизни, без которой пропадёт весь её смысл. А смысл для меня — учиться у жизни, потому что она учит нас каждый день, и учиться учить. Приходя в класс, я ощущаю себя колодцем, наполненным живой водой знаний, и эта вода — неисчерпаема, пока она нужна моим ученикам, и это самое прекрасное из ощущений.
Областное государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Ульяновский педагогический колледж»
Эссе на тему:
«Мой первый урок»
Студентки-практикантки 1 курса 103 «Б» группы
Тарасовой Анастасии Вячеславовной
Специальность 44.02.02
Преподавание в начальных классах
Ульяновск, 2016 год.
Подходя к школе, я волновалась так же как перед экзаменом или зубным врачом. С вечера хорошо подготовившись, и с письменным конспектом урока в руках, вошла в класс. Первым делом до прихода учеников мне необходимо было подготовить доску: написать число и тему урока, нарисовать приготовленные ребусы, а также морально подготовиться самой. Кабинет, затаившись, ждал. Когда закончилась перемена, и прозвенел звонок, в класс забежали веселые “первоклашки”. Они покидали портфели и начали доставать учебники, тетради, пеналы. Спустя минуту они поняли, что сегодня урок русского языка у них ведет новая учительница, и принялись внимательно разглядывать меня. Темой урока была «Большая буква в названиях стран, городов, деревень, рек», а главной задачей – повторение и закрепление изученных правил. Для разминки я предложила ученикам разгадать ребусы, нарисованные на доске. Затем они отвечали на вопросы, вспоминали правила из прошлых тем, придумывали свои примеры. Я хвалила их за правильные и развернутые ответы. Почти каждый ответил хотя бы на один вопрос. Меня приятно удивила такая активная работа на уроке. В моем конспекте урока была запланирована физкультминутка. Поэтому ровно в середине урока я попросила всех встать и выполнить маленькое задание для того, чтобы немного отдохнуть. В этот радостный момент они расслабились и вообразили, что можно толкать друг друга, громко разговаривать и совсем забыть о том, что еще идет урок. Класс превратился в бушующую стихию, которая развернулась прямо на моих глазах. Конечно же, мне стало страшно. Я совсем не знала, как должна поступить и наивно хотела уговорить их успокоиться. А они все продолжали шуметь. Поняв, что время идет и надо продолжать урок, я решила диктовать следующее задание. “Теперь откройте тетради, запишем число и классная работа…”. Не могу знать, что подумали дети, но после произнесенного слова “запишем” в классе стало тихо. Даже слишком тихо для обычного, стандартного урока. Дети подняли на меня удивленные глаза, сосредоточили внимание и ждали дальнейшее задание. У меня было приготовлено несколько вопросов. Пока они записывали в тетрадях ответы, я думала только об одном: лучшее средство создать тишину в классе – дать интересное письменное задание. Это действительно работает! До конца урока мы с ребятами успели сделать все запланированное: повторили правила, записали буквосочетания, сделали упражнения и решили дополнительное задание на карточках, записали домашнее задание и поблагодарили друг друга за урок. Я и не заметила, в какой момент страх исчез. Как говорится, глаза боятся, а руки делают. После звонка, когда я уже стирала с доски, ко мне подошла девочка, чтобы уточнить домашнее задание. Было очень приятно от этого небольшого внеурочного диалога. Мне даже показалось, что я понравилась этим ребятам. Я считаю, что для первого выхода в роли учителя все, что я хотела, удалось сделать правильно, своевременно и результативно. Возникшие трудности в ходе урока, такие как контролирование дисциплины, на уроке или умение видеть весь класс одновременно, поможет устранить только опыт.
Так прошёл мой первый урок. Уходя, дети сказали мне: «Максим
Владимирович, нам очень понравился ваш урок, а можно мы еще придем к вам на
занятие? ». Разве это не награда для учителя? Она дороже всех грамот, званий!
После этих слов, все мои волнения, сомнения, страхи исчезли бесследно и в
моем сердце зажглась искра, которая горит и по сей день. Это чувство никак не
объясняется, а только побуждает к новым открытиям и к стремлению больше дать
знаний моим ученикам. Мой первый урок остался в моей памяти на всю жизнь.
Каждый урок – первый. Каждый урок не похож на предыдущий. Каждый
новый урок – это маленький праздник, и это урок, где сухие строки учебной
программы превращаются в удивительные минуты, когда можно раскрыть талант
ученика. Радостно наблюдать за изменением настроя ребят, когда они входят в
спортивный зал. Уходят на второй план неудачи, забывается двойка по математике
или русскому языку, глаза радостно сияют в предчувствии того, что можно
прыгать, бегать, заниматься физическими упражнениями, подвижными и
спортивными играми. И за это только похвалят! Приятно видеть, как неуклюжие,
скованные в движении на первых уроках ученики постепенно расправляют плечи,
становятся крепче и увереннее, превращаясь в умелого и ловкого мальчишку или
шуструю девчонку. Урок физической культуры это фрагмент естественной жизни
детей, так как в движении дети растут, познают мир. Движение укрепляет их, а
главное, несет здоровье и радость. И только от меня зависит, чтобы каждый день
стал самым, самым, самым!
Я каждый день с волнением направляюсь в тот притягательный, беспокойный
и загадочный мир, заполненный олимпиадами, конкурсами, спортивными
соревнованиями, а главное буднями, где царит мир любви, познания, общения и
взаимопонимания. День ото дня, переступив школьный порог, я забываю о всех
своих бедах, тревогах и вхожу в спортивный зал просветленной душой и добрыми
намерениями. В очередной раз своим примером развиваю, воспитываю и прививаю
Вечером, готовясь к проведению уроков, я задумалась: как я зайду в класс, как поздороваюсь с детьми, будут ли они меня слушать, ведь они меня знают как Юлю! А вдруг они вообще не поймут, что я им буду рассказывать два часа?!
Прозвенел звонок, я подошла к двери и несколько раз повторила строгим голосом: «Здравствуйте, дети! Садитесь!» Открываю дверь в класс, захожу и вижу… пятнадцать пар сверкающих глаз, полных любопытства и интереса.
Я улыбнулась и сказала: «Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста!» Ребята сели, и мы начали урок математики. На уроке было так интересно, что ребята выпрашивали что-нибудь еще им объяснить, дать еще порешать. За один урок мы сделали все задания, которые планировал их учитель математики по программе. Да, это хорошо! Но что я буду делать с ребятами на втором часе? Раз они все так хорошо поняли, пусть решают номера под звездочкой.
Начался второй урок. В последнем ряду за последней партой сидел мальчик, который за первый урок не сказал ничего. Я попросила его решить один пример. Он очень сильно испугался, стал говорить: «Я не могу, не знаю!» А другой мальчик мне говорит: «Юлия Рямильевна, не спрашивайте его, меня лучше спросите, он ничего не знает, он не может ни читать, ни писать!» Я удивилась очень сильно, а потом вспомнила, что у меня в классе тоже был мальчик, который не успевал по учебе, и его практически не спрашивали на занятиях. А может быть, именно поэтому он и не понимал?
Я подошла к этому мальчику и потихоньку ему сказала: «Почему ты позволяешь о себе так говорить? Ты же умный и красивый мальчик! Давай докажем ребятам, что ты умеешь и читать, и писать!» Он испуганно ответил: «А вы мне поможете?» Я взяла его за плечо, посмотрела ему в глаза, которые были полны слез, и сказала: «Конечно!»
Я подошла к учительскому столу и сказала: «Ну что, Марат, решишь?» Он посмотрел в книгу и с уверенностью произнес: «Решу!» И он решил этот пример, пусть с моей помощью, с помощью ребят, но этот мальчик смог доказать, что он хочет и может заниматься!
Так прошел мой первый урок! Я поняла, что нельзя забывать, что сама была ребенком, были случаи, когда я что-то не понимала и мне объясняли одно и то же по несколько раз. Если я буду об этом помнить, то я буду хорошим учителем!
Юлия ФЯТХУТДИНОВА, студентка Ульяновского государственного педуниверситета
Первая педагогическая практика… Как мы, студенты 4 курса педагогического вуза, ждали и боялись ее. Ведь именно эти несколько недель в школе должны показать, правильный ли выбор сделала я, поступив в педагогический институт, получится ли у меня, понравится ли.
Позади экзамен по методике, в голове усвоенный на отлично теоретический материал, советы опытных преподавателей. И вот я, вооружившись конспектами, учебниками, методичками и тетрадками с лекциями, переступаю порог школы. Надо заметить, пришлось тщательно подготовиться, продумать и учесть самые мелкие детали: от одежды до собственного настроения.
Было безумно интересно попробовать себя в новой роли, в роли ПЕДАГОГА. Но чувство напряжения, волнения и даже страха не отпускало… Во-первых, это не та школа, в которой училась я сама – здесь совершенно незнакомые учителя, школьники, совсем незнакомый кипучий «поток» школьной жизни. А во-вторых, чего только не говорят про современную школу, чего только не показывают по телевизору. Да и сами, когда учились в школе, не больно-то уважали практикантов.
Уже в первый день мне удалось познакомиться с классом, в который направил меня завуч школы. Учителя окрестили мой 5 Б «пятый бешеный». Ребята отреагировали на мое появление бурно, но вполне дружелюбно. Двадцать пять пар любопытных глаз изучали меня с ног до головы, и я не пожалела, что оделась строго, что подготовила себя к первой встрече.
Мне казалось, что я никогда не смогу запомнить имена всех ребятишек, но не прошло и недели, как каждый ребенок стал для меня отдельной личностью. Я неожиданно быстро для себя запомнила почерк каждого своего подопечного. Забавно было наблюдать, как некоторые ученики даже высовывали язычки, старательно выполняя упражнения. Ребята чутко реагируют и на похвалу, и на замечание; мне, однако, чаще хотелось хвалить их. А особенно я горжусь тем, что мне удалось немного изменить судьбу одного маленького человечка.
В течение первой недели основной моей задачей было наблюдение за детьми, ознакомление со школьной документацией, посещение уроков 5 Б. В классе было свободно только одно место – рядом с обаятельным, но очень скромным мальчиком. В течение целой недели я присматривалась больше всего именно к этому ученику. Андрей оказался хорошо воспитанным и умным ребенком. Но он почти никак не проявлял себя на уроках, при ответах часто терялся, а если и выполнял задание раньше всех, то никогда не поднимал руку.
Возможно, многим учителям полезно иногда посидеть на последней парте с отстающим учеником. Обратить внимание не на отличников, с которыми можно «прогонять» материал быстро, а на «средних» и троечников. Уже самостоятельно проводя уроки, я попыталась спрашивать не только тех учеников, которые отвечают грамотно, быстро и четко. Более медлительные, но не менее сообразительные ученики тоже подключались к работе. Наградой тому была не только активная борьба за оценки, а, следовательно, и усвоение материала на другом уровне, но и слова учителя-предметника: «ОНИ у тебя РАБОТАЮТ». Для учителя было открытием и то, что мой сосед по парте стал стараться, домашние упражнения выполнял более внимательно, стал чаще отвечать на уроке. Казалось, даже одноклассники стали относиться к нему по-другому.
К сожалению, у меня не сложились отношения с классным руководителем, который, возможно, сумел бы предостеречь меня в чем-то, где-то поддержать разумным советом, ведь от классного руководителя зависит многое. Мне пришлось самостоятельно завоевывать авторитет в классе. Самым сложным оказалось относиться ко всем детям одинаково. А это очень важно для педагога. Часто хотелось чуть больше внимания уделять сообразительным и обаятельным деткам. А еще очень жаль, что десятилетние школьники слишком хорошо знают цену деньгам.
Также были небольшие трудности в планировании рабочего времени. Я поняла, что важно не только ориентироваться в теме. Как хорошо бы ты ни знала урок, если ты не рассчитаешь время – пиши пропало. Поначалу я расстраивалась, если мы не успевали сделать какое-нибудь интересное упражнение. А потом приучила себя планировать каждую минутку из сорока пяти.
Уже после нескольких самостоятельных уроков я стала понимать, что четкий план-конспект гораздо полезнее подробного конспекта. Времени готовиться перед уроком уже не будет, нужно «прокрутить» в голове все запланированное. А самое главное, запастись разными интересными заданиями, использовать как можно больше наглядных примеров. Очень нравилось детям самим формулировать правила, проверять тексты с ошибками, выступать редакторами и писателями. Хорошо проходили уроки с использованием презентаций, онлайн-тренажеров, тем более что технические возможности современной школы позволяют использовать ИКТ-технологии.
Так я пришла к выводу, что грамотный педагог должен четко планировать время, безупречно ориентироваться в материале, отлично владеть компьютером, быть в курсе последних новинок техники, должен уметь признавать свои ошибки, быть честным с детьми и не терять чувства юмора. Важно интересоваться психологией, уметь слушать ребенка, находить свою уникальную «дорожку» к каждому.
Согласитесь, а ведь есть какой-то свой смысл в каждодневной проверке тетрадей, в изучении характера и почерка своих учеников. Приятно осознавать, что твои ученики добиваются хороших результатов при вашей общей добросовестной работе, и что на изученное правило они сделают минимум ошибок в контрольном диктанте.
Запомнилось мне, как однажды утром, один мальчик спросил: «А сегодня Вы у нас будете вести урок? – Хорошо. Значит у нас сегодня опять будет какое-нибудь интересное задание». На мой встречный вопрос «А вам это нравится?» ребенок ответил утвердительно. Вспоминаю свои школьные годы, когда каждое упражнение мы воспринимали как страшнейшее наказание или даже издевательство. Не так уж и трудно посидеть вечер-другой и придумать что-нибудь занимательное, тем более, что сейчас много разных разработок, интернет технологий, современных книг.
Я поняла, что труд учителя не заканчивается на одном уроке. Работа учителя продолжается и дома, в постоянной подготовке к следующим занятиям, во время внеклассных мероприятий и, особенно, в подготовке к ним. Чувствуешь колоссальную ответственность за воспитание детей, за качество их образования, за их интересы и досуг. За полтора месяца я удивительно быстро привыкла к своим пятиклашкам, они, в свою очередь, ежедневно заряжали меня отличным настроением, удивляли и радовали.
Теперь я знаю, что с удовольствием после окончания института пойду работать в школу. На мое решение не повлияет ни маленькая зарплата, которую нам обещают, ни довольно распространенное мнение, что все современные дети невоспитанные и жестокие.
Конечно, может мы, молодое поколение, еще многого не знаем, часто поступаем не совсем по-взрослому, отдаемся своим эмоциям. Но у нас есть один, зато «жирный» плюс. Мы молоды, активны, находчивы, дети тянутся больше к нам, возможно, больше доверяют. Отсюда и раскованность, желание подражать молодому учителю, желание учиться вместе. Вообще гораздо приятнее работать с такими учениками, которые могут достойно выразить свое мнение, не боятся разговаривать, размышлять, спорить. Вот именно такие качества мы и будем прививать ученикам в школе.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г.Сольцы Новгородской области
Сочинение на тему:
«Урок информатики в моей школе»
Выполнила: ученица 7 «в» класса
Дмитриева Вероника
Руководитель: Родина Т. Г.,
учитель информатики
Я очень люблю уроки информатики. Это мой любимый урок. Там всегда весело и интересно. Каждый раз я узнаю что-то новое. Каждый урок не похож на другой, в школе такое бывает редко. Мне нравится работать на компьютере.
На самых первых уроках мы изучали Paint-рисовали разные плакаты и рисунки, дальше уже сложнее: создавали таблицы с разными цифрами, буквами и рисунками. Еще мне нравится интерактивная доска. На ней мы рисуем и выполняем задания специальным карандашом с батарейками. На большом экране мы видим монитор учителя, и всему классу наглядно понятно, что и как делать.
Еще на уроках информатики мы учимся находить в интернете нужную информацию и смотрим разные города со спутника. Это очень интересно. Сразу создается впечатление, что ты побывала в новом месте и увидела много нового.
У нас очень хороший учитель. Она всё объясняет и показывает. Если что-то не понятно, Татьяна Геннадьевна всегда поможет. Она очень хорошая и справедливая.
Раньше я не умела работать на компьютере, а теперь могу, и мне это нравится. Теперь я хоть что-то понимаю в нём. Я знаю, из чего он состоит, как создавать таблицы, документы, ребусы. Я очень хочу, чтобы информатика была чаще, потому, что без компьютеров наша современная жизнь остановится.