Социальный статус человека есть место его в обществе, та ниша, которую он занимает. Статус определяет возможности человека в обществе, его перспективы. Ниша социального статуса определяется совокупностью факторов: уровнем жизни человека, уровнем его образования, профессией, занимаемой должностью либо ее отсутствием, иногда происхождением.
Социологи выделяют такие понятия, как низкий социальный статус и высокий социальный статус. В нашей стране о высоком социальном статусе чаще говорят, если человек имеет право гражданства, имущество, высшее образование и должность с высоким уровнем дохода, определенными правами власти и связями с влиятельными людьми. Низкий социальный статус обычно подразумевает отсутствие жилья, низкий уровень образования и доходов, возможно, проблемы с зависимостью (наркотической, алкогольной и так далее)
В некоторых странах Африки, например, большую роль при определении социального статуса человека может играть его национальность. Принадлежность к титульному племени в стране гарантирует человеку, например, хоть какую-то должность в правительственных структурах. Рожденный же в другом племени в структуры власти не попадает в принципе, возможно, он будет довольствоваться низкооплачиваемыми работами. Здесь сильна клановость, где в систему не принято пропускать «чужого».
Статус делится на прирожденный и приобретенный: второй приобретается человеком с течением жизни (например, связи, уровень доходов, образование, должность).
В кастовой системе индуистов, например, социальный статус до сих пор сильно зависит от происхождения: рожденный в касте «неприкасаемых», например, ранее не мог рассчитывать на работу престижнее дворника, уборщика или грузчика. Здесь было крайне сложно изменить врожденный статус на приобретенный. Сегодня Индия максимально пытается поддержать пособиями и льготами «низшие» касты, социальные гарантии государства даже приводят к тому, что люди начали стремиться в непрестижные касты за «социалкой».
Я, как и большинство жителей нашей страны, социальный свой статус измеряю соответственно своей профессиональной деятельности. Впрочем, статусность – понятие относительное, по уровню образования человек может иметь низкий статус, а по доходам – высокий, и наоборот. Поэтому беседовать о статусах можно еще долго, это интересный и познавательный разговор.
Социальный статус личности, социальные роли личности.
В процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус. Социальным статусом называется общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социальные статусы бывают предписанные и приобретенные, достигнутые. К первой категории относятся национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п., ко второй — профессия, образование и др.
В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определенные статусы являются престижными, другие — наоборот. Престиж — это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:
а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;
б) системы ценностей, характерной для данного общества.
Если престиж каких-либо статусов необоснованно завышен или, наоборот, занижен, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается тенденция к утрате этого равновесия, не может нормально функционировать.
Социальный статус личности прежде всего оказывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которым он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью. Социальная роль фактически представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе. Социальная роль может быть закреплена за человеком формально (например, в законодательном акте) или же иметь неформальный характер.
Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой. Многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности (в том случае, если какие-то из социальных ролей противоречат друг другу).
Однако, несмотря на то что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые она играет в обществе, она (личность) тем не менее сохраняет свою автономию и определенную свободу выбора. И хотя в современном обществе наблюдается тенденция к унификации и стандартизации личности, полной ее нивелировки, к счастью, не происходит. Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, сохраняя за ним возможность выбора путей его исполнения. Социальный статус
Взаимоотношения и связи людей в социальной структуре описываются при помощи понятий «роль» и «статус». Социальная роль и социальный статус являются очень близкими понятиями. Но если термин «роль» применяется к тому, как себя ведет человек, т. е. к его поведению, то термин «статус» соотносится с социальной системой и тем положением, которое занимает в ней человек.
Статус — определенное положение человека в обществе. Обычно у человека несколько статусов, которые характеризуют его с разных сторон. Главным статусом, определяющим положение человека в обществе, является его профессия, точнее, занимаемая им должность (например, учитель, профессор).
Различают следующие виды статусов:
1. Предписанный (прирожденный) статус — пол, национальность, раса, место рождения, социальное происхождение (из служащих, из рабочих и т. д.). Этот статус, полученный не по своей воле.
2. Достигаемый статус (приобретенный) — это статус, который человек приобретает благодаря собственным усилиям. Это статусы президента, студента, супруга и т. д. [3, с. 52].
3. Формальный статус — официально, документально оформленный и закрепленный (директор, пенсионер, студент и т. д.).
4. Неформальный статус — не требующий формального закрепления (друг, лидер группы) [4, с.40].
5. Генеральные (всеобщие) статусы. Первый из них — это статус человека, его права и обязанности, другой статус — член общества, государства (статус гражданина). Генеральные статусы являются фундаментом статусной позиции личности [5, с. 64-65].
Все статусы человека находятся в определенной иерархии по степени важности социального института, в рамках которого сформирован этот статус. Чаще всего особое значение имеет статус, связанный с профессией и работой. Иерархия статусов представляет собой основу социальной стратификации общества. Ранжирование статусов связано с социальным престижем функций, закрепленных за тем или иным статусом. Престиж представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную в культуре и общественном мнении. Социальный престиж статуса притягивает людей активных, амбициозных, от которых общество ожидает осуществления типичного набора действий, типичного набора качеств для исполнения определенных функций. Ожидаемое поведение, норма поведения личности определенного статуса представляет собой социальную роль Решение ролев. конфликтов.
При разрешение различных типов ролевых конфликтов, в первую очередь, очень полезным может оказаться внедрение ряд управленческих решений.
Под разрешением (преодолением) внутриличностного, в том числе ролевого конфликта понимается восстановление согласованности внутреннего мира личности, установление единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений, достижение нового жизненного качества. Разрешение ролевого конфликта может быть конструктивным и деструктивным. При конструктивном преодолении конфликта достигается душевное равновесие, углубляется понимание жизни, возникает новое ценностное сознание. Разрешение ролевого конфликта осознается через: отсутствие болезненных состояний, связанных с имевшимся конфликтом; снижение проявлений негативных психологических и социально-психологических факторов внутриличностного конфликта; повышение качества и эффективности профессиональной деятельности.Хорошими способами профилактики ролевых конфликтов являются беседа, разъяснение, формирование культуры межличностных отношений; психологические меры по выстраивание отношений по типу пристройки, отказ от использования поведенческих конфликтогенов превосходства, агрессии, эгоизма; административные меры: изменение условий труда; перевод потенциальных конфликтантов в разные подразделения, смены и т. п.Для преодоления ролевых конфликтов часто нужна взаимная коррекция ролевых ожиданий индивида и группы или партнеров с общение. Это ведет к взаимному принятию ролей другого человека, то есть принятию человека таким, каким он есть. Последнее условие в особенности важно, так как непринятия человека и его ролей — это одна из основных причин возникновения всех ролевых конфликтов. Взаимную коррекцию ролевых ожиданий можно осуществить используя психодраматическую технику «обмена ролями». Партнеры в общении поочередно играют роль себя и своего партнера, имея возможность «посмотреть» на себя со стороны и побыть в образе другого человека.
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС (лат. status – положение) – соотносительное положение индивида или социальной группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, характерных для данной системы. С.С. как элементы социальной организации общества сложно скоординированы и ранжированы относительно господствующей системы ценностей, что придает им особую значимость в общественном мнении. Престиж С.С. зависит от социальных определений реальности в целом и сам является социально определенным, осознается личностью в качестве объекта ориентации социального действия. Каждый С.С. – прежде всего оценка, добиваясь которой субъект усваивает социальные нормы и представления, фиксируемые как предписанная данному положению совокупность прав и обязанностей, реализация которых формирует социальную роль (Р. Линтон).
Различают прирожденный, или наследуемый, С.С. и достигнутый, связанный с активностью субъекта по его обретению; а также личный, определяющий положение субъекта в системе межличностных отношений (особенно в малой группе) в зависимости от признания его личностных качеств. Т.к. каждый участник социальных взаимодействий вписан в систему многообразных связей и деятельностей по поводу обеспечения социальных функций, то субъект одновременно занимает несколько статусных позиций. Возможное расхождение требует предпочтения одного С.С. другому или приводит к конфликту как между ними, так и между субъективно определенными С.С. и объективно (интерсубъективно) предзаданными (Парсонс).
СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ – нормативно одобренный, относительно устойчивый образец поведения (включая действия, мысли и чувства), воспроизводимый индивидом в зависимости от социального статуса или позиции в обществе. Понятие “роль” было введено независимо друг от друга американскими социологами Р. Линтоном и Дж.Г. Мидом в 30-х 20 в. Впоследствии оно получило дальнейшую разработку как в западных, так и марксистских социологических и психологических теориях. Общество или социальную группу можно представить как некий набор определенных социальных позиций, т.е. “мест” в социальном пространстве (инженер, ученый, муж, школьник, солдат и т.д.), действуя в рамках которых человек должен выполнять как бы особый “социальный заказ”, т.е. реализовать предписываемую функцию. Следуя этим “правилам игры”, конкретный человек исполняет один из нескольких вариантов СР. Вот почему, в сходных обстоятельствах, например, занимая одинаковые должности, совершенно разные люди ведут себя аналогичным образом. В роли отражаются социально-типические аспекты поведения. В то же время каждый человек вносит в ролевое поведение индивидуальные черты через своеобразное восприятие роли применительно к личностному образу. “Личностная окраска”, проявляющаяся в индивидуальном исполнении человеком СР., зависит прежде всего от его знания и умения находиться в данной СР., от ее значимости для него, от стремления в большей или меньшей степени соответствовать ожиданиям окружающих.
Я понимаю, что надо быть целеустремлённой, чтобы достичь достойного положения в обществе, но не ради самого положения. Надо настойчиво развивать свои природные способности, чтобы реализовать их. Только в этом случае я буду востребованным профессионалом, буду полезной людям. Такая жизнь интересна, приносит удовлетворение.
Общепринятое мнение о достойном общественном положении связано с высокими доходами, материальной обеспеченностью. Но я не думаю, что это правильно. Для меня пример мой учитель в художественной школе. Это универсальный человек: талантливый художник, математик, педагог. Он прекрасно знает литературу, у него замечательное чувство юмора, он очень интересный собеседник. Пусть доходы его не велики, да они, похоже, его и не интересуют, зато его очень любят и уважают ученики и коллеги. Главное, он счастливый человек, который нашёл своё место в жизни.
Найти своё место в жизни — это, наверное, и есть настоящее положение в обществе. Важно занимать своё место, а не чужое, тогда в твоей жизни будет больше смысла. Мне бы хотелось жить так же интересно и светло, как мой учитель.
Планировать, конечно, можно многое, но жизнь непредсказуема. Она состоит из взлётов и падений, чёрных и белых полос. Положение в обществе может меняться в течение жизни. Поэтому, если ты на коне, не забывай о тех, кто стоит ниже тебя по социальной лестнице. Моя мама говорит, что в любых жизненных обстоятельствах надо оставаться человеком, что, помимо социального и финансового положения, есть высшие ценности — уважение, дружба и любовь.
Каждый из нас играет много ролей, даже если никогда не был в театре и не занимался в драматическом кружке. Социальная роль – это совокупность действий, которые человек выполняет в обществе, которые ожидаются от него при определенном его жизненном статусе.
И каждый из нас играет таких ролей тысячу и ежедневно, так что говорим мы обычно только об основных социальных ролях человека. Роль накладывает определенные обязательства – от врача «Скорой» ожидается, например, что он поможет больному. Но сплошь и рядом люди выходят за рамки своих социальных ролей, иногда с риском наказания для себя. Так чиновник берет взятку, несмотря на угрозу увольнения, а миллионер ходит в рваных джинсах и не покупает своим детям лимузинов, хотя те ожидают от него обратного поведения.
Сегодня я сыграла с утра уже с десяток социальных ролей. Я общалась в роли дочери, затем близкой подруги, затем стала покупателем в магазине, говорила со своим научным руководителем в университете – в роли его студентки. Если бы я нагрубила своему руководителю и не сдала ему реферат, то, наверное, вышла бы из роли студентки – ведь она предполагает уважение к педагогу и сдержанность, «академичность» поведения. После мне написал бывший одноклассник: он хотел узнать, как я пережила сильный снегопад, что несколько дней тому назад случился у нас в городе. И я играла роль бывшей одноклассницы.
Социальные роли условны, они сильно зависят от мнения большинства. Ребенок, например, как я считаю, видится в обществе чаще беспомощным и наивным, даже глупеньким объектом. Но часто родители видят своих маленьких детей отдельными и в чем-то уже зрелыми людьми, помощниками для себя. Тех же восьми- и десятилетних они представляют личностями. Ведь в них уже проявляются черты характера и стремления, которые останутся на всю жизнь…
Не стоит позволять навязывать себе ту социальную роль, что вам не характерна. Например, до сих пор у людей непросвещенных бытует расистское мнение, что с темной кожей девушка в будущем может работать только официанткой, а хирургом стать неспособна, например. Якобы у темнокожих людей умственные способности ниже, чем у белых. Стоит ли соответствовать всем подряд ожиданиям окружающих или сначала важно разобраться в себе, в своем месте в социуме?
Похожие материалы
Эссе «Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество»
Эссе на тему «Экологические проблемы современности»
Эссе на тему «Роль науки в современном обществе»
Эссе на тему «Качество жизни – основные показатели»
Пример эссе «Россия в эпоху глобализации»
Эссе по обществознанию на тему «Глобализация – за и против»
Эссе на тему «Демократия»
Эссе на тему “Прогресс”
Эссе на тему «Восток и Запад – противостояние или диалог культур»
Эссе на тему «Идеальная семья 21 ст. в моем понимании»
Эссе «Проблемы современной семьи» с планом
Хорошее сочинение-рассуждение на тему “какие социальные роли свойственны человеку?”.
Во все времена в обществе каждый человек занимает определённую, социальную роль. Социальная роль – это ожидаемое поведение человека в социуме при определённом статусе. Эти роли индивид может занимать совершенно разные, их может быть две, три и даже больше. Если же человек играет только одну социальную роль, значит, он сильно изолирован от общества, например, такой человек как одиночно заключённый в камере в тюрьме или психически больной, такой, который опасен для общества, который может навредить. Остальные люди имеют большое количество ролей, например, он может занимать одну из них в семье, в профессии, да чём угодно. Чтобы быть конкретнее, приведу пример.
Например, молодой человек лет 25 по имени Андрей, он работает начинающим адвокатом, помимо этого у него есть кровная семья, да и ко всему этому жена и две дочери. Так вот, у Андрея достаточное количество социальных ролей. Он в первую очередь сын своей матери и отца, муж своей жены, отец своих детей – это всё семейно-бытовые роли Андрея. Также он адвокат, значит он защитник обвиняемых людей в суде – это профессиональная роль. кроме этого эти роли могут заканчиваться, например, до своего 25-летия Андрей учился в школе, там он был учеником; учился в институте, он был студентом; искал работу, был временно безработным; да даже буквально он ходит каждый день в магазин за продуктами для своей семьи, в магазине он является покупателем – это всё и есть роли. Порой мы их даже не замечаем, но они есть.
Таким образом, абсолютно каждый из нас имеет социальные роли и не важно, кто вы в жизни и чем вы занимаетесь, они у вас есть. Врач должен лечить и спасать людей от ужасных болезней и он с этим справляется на высшем уровне, но в то же время он может быть ужасным семьянином, и всё равно он не пустое место, у него есть роль, роль в жизни.
Немного уйдя в сторону, хочу сказать немного актуальную тему для современной молодёжи и в частности для меня. Многие дети, подростки, да и порой взрослые люди зачастую думают, что они никто в жизни, они ничего не значат. Стало модно быть грустным и депрессивным, а что ужасно, мы сами заставляем себя в это верить. Самое главное, чтобы не загонять себя в тупик – это в первую очередь понять, что вы не никто, вы человек, который играет важную роль в жизни, хотя бы ту, что вы человек и если ты уже существуешь, значит ты не просто так был рождён на этот свет. Ты уже состоишь в социуме, хочешь ты этого или нет и неважно, что это общество говорит про тебя, ты должен быть сильным несмотря ни на что.
Я говорю, это потому что это важно, в современной жизни мы порой забываем самое главное и это ужасно. Ведь даже тот самый обычный поход в магазин в роли покупателя, или визит к врачу в роли пострадавшего или заболевшего (что не очень хорошо, но всё же) показывает нам, что мы занимаем определённое место в обществе, а значит мы в этом обществе не одни. Да, я ушла немного в сторону, но я хочу сказать , что социальные роли, о которых мы иногда даже не задумываемся, очень важны для каждого человека.
Шаблон для правильно написания сочинения-рассуждение по обществознанию можно посмотреть на этой странице.
Другие материалы по данному предмету мы постоянно выкладываем в раздел ЕГЭ по обществознанию.
Социальный статус человека есть место его в обществе, та ниша, которую он занимает. Статус определяет возможности человека в обществе, его перспективы. Ниша социального статуса определяется совокупностью факторов: уровнем жизни человека, уровнем его образования, профессией, занимаемой должностью либо ее отсутствием, иногда происхождением.
Социологи выделяют такие понятия, как низкий социальный статус и высокий социальный статус. В нашей стране о высоком социальном статусе чаще говорят, если человек имеет право гражданства, имущество, высшее образование и должность с высоким уровнем дохода, определенными правами власти и связями с влиятельными людьми. Низкий социальный статус обычно подразумевает отсутствие жилья, низкий уровень образования и доходов, возможно, проблемы с зависимостью (наркотической, алкогольной и так далее)
В некоторых странах Африки, например, большую роль при определении социального статуса человека может играть его национальность. Принадлежность к титульному племени в стране гарантирует человеку, например, хоть какую-то должность в правительственных структурах. Рожденный же в другом племени в структуры власти не попадает в принципе, возможно, он будет довольствоваться низкооплачиваемыми работами. Здесь сильна клановость, где в систему не принято пропускать «чужого».
Статус делится на прирожденный и приобретенный: второй приобретается человеком с течением жизни (например, связи, уровень доходов, образование, должность).
В кастовой системе индуистов, например, социальный статус до сих пор сильно зависит от происхождения: рожденный в касте «неприкасаемых», например, ранее не мог рассчитывать на работу престижнее дворника, уборщика или грузчика. Здесь было крайне сложно изменить врожденный статус на приобретенный. Сегодня Индия максимально пытается поддержать пособиями и льготами «низшие» касты, социальные гарантии государства даже приводят к тому, что люди начали стремиться в непрестижные касты за «социалкой».
Я, как и большинство жителей нашей страны, социальный свой статус измеряю соответственно своей профессиональной деятельности. Впрочем, статусность – понятие относительное, по уровню образования человек может иметь низкий статус, а по доходам – высокий, и наоборот. Поэтому беседовать о статусах можно еще долго, это интересный и познавательный разговор.
Социальный статус личности, социальные роли личности.
В процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус. Социальным статусом называется общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социальные статусы бывают предписанные и приобретенные, достигнутые. К первой категории относятся национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п., ко второй — профессия, образование и др.
В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определенные статусы являются престижными, другие — наоборот. Престиж — это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:
а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;
б) системы ценностей, характерной для данного общества.
Если престиж каких-либо статусов необоснованно завышен или, наоборот, занижен, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается тенденция к утрате этого равновесия, не может нормально функционировать.
Социальный статус личности прежде всего оказывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которым он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью. Социальная роль фактически представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе. Социальная роль может быть закреплена за человеком формально (например, в законодательном акте) или же иметь неформальный характер.
Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой. Многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности (в том случае, если какие-то из социальных ролей противоречат друг другу).
Однако, несмотря на то что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые она играет в обществе, она (личность) тем не менее сохраняет свою автономию и определенную свободу выбора. И хотя в современном обществе наблюдается тенденция к унификации и стандартизации личности, полной ее нивелировки, к счастью, не происходит. Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, сохраняя за ним возможность выбора путей его исполнения.
Социальный статус
Взаимоотношения и связи людей в социальной структуре описываются при помощи понятий «роль» и «статус». Социальная роль и социальный статус являются очень близкими понятиями. Но если термин «роль» применяется к тому, как себя ведет человек, т. е. к его поведению, то термин «статус» соотносится с социальной системой и тем положением, которое занимает в ней человек.
Статус — определенное положение человека в обществе. Обычно у человека несколько статусов, которые характеризуют его с разных сторон. Главным статусом, определяющим положение человека в обществе, является его профессия, точнее, занимаемая им должность (например, учитель, профессор).
Различают следующие виды статусов:
1. Предписанный (прирожденный) статус — пол, национальность, раса, место рождения, социальное происхождение (из служащих, из рабочих и т. д.). Этот статус, полученный не по своей воле.
2. Достигаемый статус (приобретенный) — это статус, который человек приобретает благодаря собственным усилиям. Это статусы президента, студента, супруга и т. д. [3, с. 52].
3. Формальный статус — официально, документально оформленный и закрепленный (директор, пенсионер, студент и т. д.).
4. Неформальный статус — не требующий формального закрепления (друг, лидер группы) [4, с.40].
5. Генеральные (всеобщие) статусы. Первый из них — это статус человека, его права и обязанности, другой статус — член общества, государства (статус гражданина). Генеральные статусы являются фундаментом статусной позиции личности [5, с. 64-65].
Все статусы человека находятся в определенной иерархии по степени важности социального института, в рамках которого сформирован этот статус. Чаще всего особое значение имеет статус, связанный с профессией и работой. Иерархия статусов представляет собой основу социальной стратификации общества. Ранжирование статусов связано с социальным престижем функций, закрепленных за тем или иным статусом. Престиж представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную в культуре и общественном мнении. Социальный престиж статуса притягивает людей активных, амбициозных, от которых общество ожидает осуществления типичного набора действий, типичного набора качеств для исполнения определенных функций. Ожидаемое поведение, норма поведения личности определенного статуса представляет собой социальную роль
Решение ролев. конфликтов.
При разрешение различных типов ролевых конфликтов, в первую очередь, очень полезным может оказаться внедрение ряд управленческих решений.
Под разрешением (преодолением) внутриличностного, в том числе ролевого конфликта понимается восстановление согласованности внутреннего мира личности, установление единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений, достижение нового жизненного качества. Разрешение ролевого конфликта может быть конструктивным и деструктивным. При конструктивном преодолении конфликта достигается душевное равновесие, углубляется понимание жизни, возникает новое ценностное сознание. Разрешение ролевого конфликта осознается через: отсутствие болезненных состояний, связанных с имевшимся конфликтом; снижение проявлений негативных психологических и социально-психологических факторов внутриличностного конфликта; повышение качества и эффективности профессиональной деятельности.Хорошими способами профилактики ролевых конфликтов являются беседа, разъяснение, формирование культуры межличностных отношений; психологические меры по выстраивание отношений по типу пристройки, отказ от использования поведенческих конфликтогенов превосходства, агрессии, эгоизма; административные меры: изменение условий труда; перевод потенциальных конфликтантов в разные подразделения, смены и т. п.Для преодоления ролевых конфликтов часто нужна взаимная коррекция ролевых ожиданий индивида и группы или партнеров с общение. Это ведет к взаимному принятию ролей другого человека, то есть принятию человека таким, каким он есть. Последнее условие в особенности важно, так как непринятия человека и его ролей — это одна из основных причин возникновения всех ролевых конфликтов. Взаимную коррекцию ролевых ожиданий можно осуществить используя психодраматическую технику «обмена ролями». Партнеры в общении поочередно играют роль себя и своего партнера, имея возможность «посмотреть» на себя со стороны и побыть в образе другого человека.
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС (лат. status – положение) – соотносительное положение индивида или социальной группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, характерных для данной системы. С.С. как элементы социальной организации общества сложно скоординированы и ранжированы относительно господствующей системы ценностей, что придает им особую значимость в общественном мнении. Престиж С.С. зависит от социальных определений реальности в целом и сам является социально определенным, осознается личностью в качестве объекта ориентации социального действия. Каждый С.С. – прежде всего оценка, добиваясь которой субъект усваивает социальные нормы и представления, фиксируемые как предписанная данному положению совокупность прав и обязанностей, реализация которых формирует социальную роль (Р. Линтон).
Различают прирожденный, или наследуемый, С.С. и достигнутый, связанный с активностью субъекта по его обретению; а также личный, определяющий положение субъекта в системе межличностных отношений (особенно в малой группе) в зависимости от признания его личностных качеств. Т.к. каждый участник социальных взаимодействий вписан в систему многообразных связей и деятельностей по поводу обеспечения социальных функций, то субъект одновременно занимает несколько статусных позиций. Возможное расхождение требует предпочтения одного С.С. другому или приводит к конфликту как между ними, так и между субъективно определенными С.С. и объективно (интерсубъективно) предзаданными (Парсонс).
СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ – нормативно одобренный, относительно устойчивый образец поведения (включая действия, мысли и чувства), воспроизводимый индивидом в зависимости от социального статуса или позиции в обществе. Понятие “роль” было введено независимо друг от друга американскими социологами Р. Линтоном и Дж.Г. Мидом в 30-х 20 в. Впоследствии оно получило дальнейшую разработку как в западных, так и марксистских социологических и психологических теориях. Общество или социальную группу можно представить как некий набор определенных социальных позиций, т.е. “мест” в социальном пространстве (инженер, ученый, муж, школьник, солдат и т.д.), действуя в рамках которых человек должен выполнять как бы особый “социальный заказ”, т.е. реализовать предписываемую функцию. Следуя этим “правилам игры”, конкретный человек исполняет один из нескольких вариантов СР. Вот почему, в сходных обстоятельствах, например, занимая одинаковые должности, совершенно разные люди ведут себя аналогичным образом. В роли отражаются социально-типические аспекты поведения. В то же время каждый человек вносит в ролевое поведение индивидуальные черты через своеобразное восприятие роли применительно к личностному образу. “Личностная окраска”, проявляющаяся в индивидуальном исполнении человеком СР., зависит прежде всего от его знания и умения находиться в данной СР., от ее значимости для него, от стремления в большей или меньшей степени соответствовать ожиданиям окружающих.
Я понимаю, что надо быть целеустремлённой, чтобы достичь достойного положения в обществе, но не ради самого положения. Надо настойчиво развивать свои природные способности, чтобы реализовать их. Только в этом случае я буду востребованным профессионалом, буду полезной людям. Такая жизнь интересна, приносит удовлетворение.
Общепринятое мнение о достойном общественном положении связано с высокими доходами, материальной обеспеченностью. Но я не думаю, что это правильно. Для меня пример мой учитель в художественной школе. Это универсальный человек: талантливый художник, математик, педагог. Он прекрасно знает литературу, у него замечательное чувство юмора, он очень интересный собеседник. Пусть доходы его не велики, да они, похоже, его и не интересуют, зато его очень любят и уважают ученики и коллеги. Главное, он счастливый человек, который нашёл своё место в жизни.
Найти своё место в жизни — это, наверное, и есть настоящее положение в обществе. Важно занимать своё место, а не чужое, тогда в твоей жизни будет больше смысла. Мне бы хотелось жить так же интересно и светло, как мой учитель.
Планировать, конечно, можно многое, но жизнь непредсказуема. Она состоит из взлётов и падений, чёрных и белых полос. Положение в обществе может меняться в течение жизни. Поэтому, если ты на коне, не забывай о тех, кто стоит ниже тебя по социальной лестнице. Моя мама говорит, что в любых жизненных обстоятельствах надо оставаться человеком, что, помимо социального и финансового положения, есть высшие ценности — уважение, дружба и любовь.
Каждый из нас играет много ролей, даже если никогда не был в театре и не занимался в драматическом кружке. Социальная роль – это совокупность действий, которые человек выполняет в обществе, которые ожидаются от него при определенном его жизненном статусе.
И каждый из нас играет таких ролей тысячу и ежедневно, так что говорим мы обычно только об основных социальных ролях человека. Роль накладывает определенные обязательства – от врача «Скорой» ожидается, например, что он поможет больному. Но сплошь и рядом люди выходят за рамки своих социальных ролей, иногда с риском наказания для себя. Так чиновник берет взятку, несмотря на угрозу увольнения, а миллионер ходит в рваных джинсах и не покупает своим детям лимузинов, хотя те ожидают от него обратного поведения.
Сегодня я сыграла с утра уже с десяток социальных ролей. Я общалась в роли дочери, затем близкой подруги, затем стала покупателем в магазине, говорила со своим научным руководителем в университете – в роли его студентки. Если бы я нагрубила своему руководителю и не сдала ему реферат, то, наверное, вышла бы из роли студентки – ведь она предполагает уважение к педагогу и сдержанность, «академичность» поведения. После мне написал бывший одноклассник: он хотел узнать, как я пережила сильный снегопад, что несколько дней тому назад случился у нас в городе. И я играла роль бывшей одноклассницы.
Социальные роли условны, они сильно зависят от мнения большинства. Ребенок, например, как я считаю, видится в обществе чаще беспомощным и наивным, даже глупеньким объектом. Но часто родители видят своих маленьких детей отдельными и в чем-то уже зрелыми людьми, помощниками для себя. Тех же восьми- и десятилетних они представляют личностями. Ведь в них уже проявляются черты характера и стремления, которые останутся на всю жизнь…
Не стоит позволять навязывать себе ту социальную роль, что вам не характерна. Например, до сих пор у людей непросвещенных бытует расистское мнение, что с темной кожей девушка в будущем может работать только официанткой, а хирургом стать неспособна, например. Якобы у темнокожих людей умственные способности ниже, чем у белых. Стоит ли соответствовать всем подряд ожиданиям окружающих или сначала важно разобраться в себе, в своем месте в социуме?
Похожие материалы
Эссе «Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество»
Эссе на тему «Экологические проблемы современности»
Эссе на тему «Роль науки в современном обществе»
Эссе на тему «Качество жизни – основные показатели»
Пример эссе «Россия в эпоху глобализации»
Эссе по обществознанию на тему «Глобализация – за и против»
Эссе на тему «Демократия»
Эссе на тему “Прогресс”
Эссе на тему «Восток и Запад – противостояние или диалог культур»
Эссе на тему «Идеальная семья 21 ст. в моем понимании»
Эссе «Проблемы современной семьи» с планом
Хорошее сочинение-рассуждение на тему “какие социальные роли свойственны человеку?”.
Во все времена в обществе каждый человек занимает определённую, социальную роль. Социальная роль – это ожидаемое поведение человека в социуме при определённом статусе. Эти роли индивид может занимать совершенно разные, их может быть две, три и даже больше. Если же человек играет только одну социальную роль, значит, он сильно изолирован от общества, например, такой человек как одиночно заключённый в камере в тюрьме или психически больной, такой, который опасен для общества, который может навредить. Остальные люди имеют большое количество ролей, например, он может занимать одну из них в семье, в профессии, да чём угодно. Чтобы быть конкретнее, приведу пример.
Например, молодой человек лет 25 по имени Андрей, он работает начинающим адвокатом, помимо этого у него есть кровная семья, да и ко всему этому жена и две дочери. Так вот, у Андрея достаточное количество социальных ролей. Он в первую очередь сын своей матери и отца, муж своей жены, отец своих детей – это всё семейно-бытовые роли Андрея. Также он адвокат, значит он защитник обвиняемых людей в суде – это профессиональная роль. кроме этого эти роли могут заканчиваться, например, до своего 25-летия Андрей учился в школе, там он был учеником; учился в институте, он был студентом; искал работу, был временно безработным; да даже буквально он ходит каждый день в магазин за продуктами для своей семьи, в магазине он является покупателем – это всё и есть роли. Порой мы их даже не замечаем, но они есть.
Таким образом, абсолютно каждый из нас имеет социальные роли и не важно, кто вы в жизни и чем вы занимаетесь, они у вас есть. Врач должен лечить и спасать людей от ужасных болезней и он с этим справляется на высшем уровне, но в то же время он может быть ужасным семьянином, и всё равно он не пустое место, у него есть роль, роль в жизни.
Немного уйдя в сторону, хочу сказать немного актуальную тему для современной молодёжи и в частности для меня. Многие дети, подростки, да и порой взрослые люди зачастую думают, что они никто в жизни, они ничего не значат. Стало модно быть грустным и депрессивным, а что ужасно, мы сами заставляем себя в это верить. Самое главное, чтобы не загонять себя в тупик – это в первую очередь понять, что вы не никто, вы человек, который играет важную роль в жизни, хотя бы ту, что вы человек и если ты уже существуешь, значит ты не просто так был рождён на этот свет. Ты уже состоишь в социуме, хочешь ты этого или нет и неважно, что это общество говорит про тебя, ты должен быть сильным несмотря ни на что.
Я говорю, это потому что это важно, в современной жизни мы порой забываем самое главное и это ужасно. Ведь даже тот самый обычный поход в магазин в роли покупателя, или визит к врачу в роли пострадавшего или заболевшего (что не очень хорошо, но всё же) показывает нам, что мы занимаем определённое место в обществе, а значит мы в этом обществе не одни. Да, я ушла немного в сторону, но я хочу сказать , что социальные роли, о которых мы иногда даже не задумываемся, очень важны для каждого человека.
Шаблон для правильно написания сочинения-рассуждение по обществознанию можно посмотреть на этой странице.
Другие материалы по данному предмету мы постоянно выкладываем в раздел ЕГЭ по обществознанию.