Однако угождение другим людям для Молчалина является средством для достижения собственных целей. Герой хочет быть принятым городской элитой, стать знатным и богатым. Он стремится к легкой и веселой жизни без тревог и забот, считая, что и все остальные должны желать того же.
Этот человек равняется на тех, кто благодаря своей приспособляемости долго удерживается на своих местах. О них он упоминает с большим почтением. А тех, чьи родственники признаны в обществе, Молчалин просто боготворит. Его уважения можно добиться не личными качествами, а только наличием богатых влиятельных друзей, которые могут быть ему полезными.
Люди такого плана часто достигают того, к чему так стремятся. Молчалины попадают в милость при дворе, их принимает высшее общество. Почему же тогда Чацкий не пожелал становиться таким же? Потому что он признавал «служенье делу, а не лицам». Его душа умела чувствовать и по-настоящему любить, он мог мыслить и мечтать. Молчалин же был этим обделен, все чувства и желания концентрируя на достижении материальных благ.
Парадоксально, но такие люди вполне могут быть счастливы. Так как их запросы, по сути, мизерны, и они удовлетворяются лишь материальной стороной жизни. Высокие идеалы и стремления Чацкого им не доступны, но Молчалины их и не жаждут. Бедные, обокравшие сами себя, люди, не осознающие этого. Их счастье мелочно, но большего им и не надо.
Мыслящий, чувствующий человек не может быть счастлив таким образом, не может блаженствовать пускай в теплом, но мелком и грязном болотце. Такие люди стремятся соответствовать своим высоким идеалам, осуществлять мечты. Они живут со смыслом.
Умнейший человек своего времени А.С. Грибоедов к 1824 году заканчивает написание самого известного своего произведения “Горе от ума”, в котором, как на ладони показал картину устройства современного ему общества со всеми его пороками.
Он не церемонился с описанием, персонажи комедии рельефны и характерны. Как сатирик Грибоедов неотразим! Современники были шокированы, увидев себя в комедии, как в зеркале.
Один из героев пьесы, который к избранному обществу не принадлежит, но очень хочет там обосноваться – Алексей Степаныч Молчалин. Он человек не богатый и не знатный. Особых талантов не имеет, поэтому вынужден приспосабливаться, не брезгуя никакими способами. С детства его учили угождать всем, кто выше его по положению, он науку эту усвоил крепко: “Мне завещал отец: во-первых, угождать всем людям без изъятья — хозяину, где доведется жить, начальнику, с кем буду я служить, слуге его, который чистит платья, швейцару, дворнику, для избежанья зла, собаке дворника, чтоб ласкова была.”
Иного способа подняться по карьерной лестнице Молчалин для себя не видит. Он готов постоянно унижаться, только бы достичь положения в обществе. Умом не блещет. “Молчалин прежде был так глуп!.. Жалчайшее созданье!”,– говорит о нём Чацкий. Но, на счастье Молчалина, особых талантов в том обществе, куда он так стремится, вовсе не требуется! Там ценят того, кто может: “У покровителей зевать на потолок, явиться помолчать, пошаркать, пообедать, подставить стул, поднять платок.” Со всем этим молодой человек справляется так хорошо, что даже сумел очаровать дочь своего покровителя Софью. Она не видит в нём никаких недостатков: “Чудеснейшего свойства он наконец: уступчив, скромен, тих. В лице ни тени беспокойства, и на душе проступков никаких, чужих и вкривь и вкось не рубит,- вот я за что его люблю.”
Всем своим существом старается пробиться Молчалин в высший свет. Подхалимство, угодничество, унижение, всё идёт в ход для достижения вожделенной цели, ничем мелкий чиновник не брезгует. И высшее общество принимает его и ценит именно за те его качества, которые кажутся неприемлемыми для таких честных людей, как Чацкий. Что же не блаженствовать таким Молчалиным, ведь они во всём похожи на своих покровителей, разве что рангом пониже. Им не откажешь в практичности, они хорошо знают, что нужно делать для достижения успеха в этой жизни. Нужно только повторять то, что делают герои высшего света, и ты будешь у них своим.
В своём произведении Грибоедова повествует нам об интереснейшей истории, истории человеческих взаимоотношений, различных философий, новаторства и его отрицания. Мы знакомимся с множеством интереснейших персонажей, однако одними из самых интересных для читателя покажутся Молчанины.
Тип Молчанина автор использует в произведении, дабы показать тип людей, которые отличаются своей молчаливостью и покорностью любому человеку, который, так или иначе, взаимодействует с ним. Автор говорит о том, что обычно такие люди довольно бесхарактерные, и очень часто они позволяют остальным людям обходиться с ними так, как те захотят. Потому автор и преподносит данный образ в самом неприятном виде, чтобы дать читателю понять, что данные люди одни из самых неприятных личностей. Неприятных не по причине своей желчности или чего-то ещё. Напротив, данные качества в них полностью отсутствуют, и потому они и вызывают у автора отвращение. Они просто не проявляют инициативы.
Отрицательная черта безынициативности проявляется в Молчаниных на протяжении всего произведения, и даже из самой их фамилии можно понять о том, что из себя представляет данный тип людей, и чем же он всё-таки должен быть неприятен простому человеку, чем же он всё-таки должен вызывать у него отвращение. Молчанины – некая аллегория автора на настоящих людей, которые дают жизни распоряжаться ими как ей вздумается, и потому они даже не решаются на какие-либо действия, потому они и отвратительны автору, так как он сторонник мнения о том, что каждый человек сам создаёт свою судьбу, и неважно какие препятствия возникают на его пути, он должен в любом случае с ними бороться, однако Молчанины совсем не такие.
Они предпочтут просто быть самыми обыкновенными и неуникальными личностями, лишь бы не вызывать себе проблем, и не напрягаться в жизни, ведь образ их жизни их устраивает.
Таким образом, автор показывает нам образ Молчаниных, которые хоть и отвратительны ему, однако подобный тип людей живёт довольно припеваючи.
Вариант №2
Данный персонаж является олицетворением многих неприятных качеств, которые всегда, однако, помогали, и будут помогать низким людям добиваться успеха.
Главные качества Молчалина, давшие ему возможность добиться чего-то в жизни – это умение прислуживать, в широком смысле. Он не только не противоречит более сильным, чем он сам, но умеет втираться в доверие и лестью и исполнением мелких поручений создавать о себе благоприятное впечатление.
Кажется, что другие качества, кроме льстивости и знаменитых его «умеренности и аккуратности» отсутствуют у данного персонажа произведения. А также очень помогает Молчалину. Его холуйство – это не плод притворства, а выражение его сущности. Каким бы хитрым человек не был, но рано или поздно он все равно проговориться. Кроме того, и Софью и Фамусова нельзя отнести к глупым людям. Однако Молчалин не играет роль. Почтение к Софье или покорность по отношению к ее отцу – это выражение того, что на самом деле чувствует этот человек, поэтому ему и верят.
Кроме того, Молчалин не слишком умен, что также, хорошо помогает ему устраиваться в жизни. Обладай он значительными интеллектуальными способностями, он бы захотел большего. Привычка размышлять расширила бы его кругозор и постоянно рисовала бы соблазнительные цели. А так как Молчалин не лишен честолюбия (в произведении показано, что чины и деньги его интересуют), то рано или поздно, амбиции вступили бы в конфликт с холуйством и, вероятно, оказались бы сильнее. Отсутствие смелости и размаха (умеренность и аккуратность) позволяют персонажу не делать резких движений и не рисковать. Он, конечно, достаточно развязано ведет себя со служанкой, к которой проявляет интерес, но природная трусость позволяет ему инстинктивно останавливаться, что позволяет ему не делать ошибок и оставаться у Фамусова в секретарях.
Постоянно ощущаемый данным героем комедии страх, заменяет ему ум и также позволяет избежать ошибок. Например, видя, что финансовое положение Фамусова не очень хорошо, он не желает жениться на Софье.
Молчалин – олицетворение посредственности. А так как он вызывает лишь презрение у таких разных людей, как Фамусов и Чацкий, то к нему не относятся серьезно и очень многое прощают. Подобным людям, действительно, очень комфортно жить (вернее, существовать) в разном обществе и при любом политическом строе. Они полезны и не опасны. Такие нужны слишком многим.
В комедии Грибоедова “Горе от ума” Молчалина характеризуют так: “на всех глупцов похож”; “целый день играет, молчит, когда его бранят”. Нам показан мелкий чиновник, старающийся угодить “всем людям без изъятья”, проводящий свое время со старичками для того, чтобы его заметили и отличили, молчаливый и покорный со своим начальником, робкий и покорный с Софьей, которая его любит, дерзкий и нахальный с горничной; человек, умеющий подладиться под другого, приноровиться к обстоятельствам. Он услужлив, “в нем Загорецкий не умрет”. Он может вовремя успокоить рассерженную даму, предложив ей партию в карты; как говорит про него Чацкий: “Там моську вовремя погладит, тут впору карточку вотрет!”
Однако цель жизни Молчалина вовсе не в угождении всем людям. Это всего лишь средство для достижения главной цели. Он хочет быть знатным, богатым, принятым в “высшем свете”, он любит легкую, веселую жизнь, жизнь без забот и тревог. Он считает, что все должны стремиться к той же цели, потому без сомнений предлагает Чацкому: “Ну,, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать, и весело пожить? ” И очень удивлен ответом Чацкого на его предложение. Он вовсе “не видит преступленья” в том, на что так яростно обрушивается Чацкий. Молчалин берет пример с людей, которые, благодаря своему умению приспосабливаться, долго держатся на своих местах. О них он говорит с благоговейным почтением и восторгом: “Вот сам Фома Фомич, знаком он вам?.. При трех министрах был начальник отделенья”… Если же кто-либо обладает обширными родственными связями, если среди его родственников много людей, признанных в обществе “людьми с весом”, то таких он просто боготворит. Например, Татьяна Юрьевна. Как он говорит о ней! Вот его слова: “Татьяна Юрьевна!!! Известная, — притом чиновные и должностные ей все друзья и все родные”. Интересы Молчалина ограничены тем, чтобы набить себе желудок и мошну, ничего не делая, иметь высокий пост, ездить на балы и праздники. Он уважает людей не за их ум, честность, знания, душу, а за друзей, занимающих высокий пост и, следовательно, могущих быть полезными, за то, что они богаты, имеют теплое местечко, дают богатые балы. К Молчалину можно применить фразу, сказанную Львом Толстым в романе “Война и мир”: “Для лакея нет великого человека, у лакея свое понятие о величии”. Такие люди, как Молчалин, обычно достигают того, к чему стремятся. Они оказываются в милости при дворе и приняты в высшем свете. Как дядя Фамусова, который падал для увеселения “их величества”. “Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен? Кто слышит при дворе приветливое слово? Максим Петрович! Шутка! В чины выводит кто и пенсии дает? Максим-Петрович”.
Да, Молчалины достигали и достигают многого. Почему же Чацкий не захотел стать таким же, как все? Таким же Молчалиным? Везде хорошо принятым, обласканным “высшим светом”? Ведь он имел гораздо больше шансов и возможностей успеть при дворе, чем Молчалин. Но Чацкий признавал “служенье делу, а не лицам”. Он умел глубоко чувствовать, любить, он мыслил, мечтал (не о приглашении на бал к Татьяне Юрьевне!). Молчалину ничего из этого дано не было. Чацкий понимал, что Молчалин — бедный человек. Он обокрал сам себя, все свои помыслы, чувства, желания направив на достижение материального благополучия. Он и любить не может. Он барышню любит по должности, горничную — от скуки. Человек, который не знает и не хочет знать никакой другой жизни, кроме светских развлечений, — несчастный человек. Зная все это, Чацкий не мог стать Молчалиным. Он любил дело и любил веселье, но делал то и другое хорошо и никогда не смешивал эти вещи. Вот его ответ на предложение Молчалина о службе в Москве: “Когда в делах — я от веселий прячусь, когда дурачиться — дурачусь, а смешивать два эти ремесла есть тьма искусников, я не из их числа”.
И все-таки Молчалины могут быть счастливы. Запросы их настолько малы, что они вполне удовлетворяются материальной стороной жизни. Им, может быть, не доступны высокие идеалы и радости Чацкого, но они их и не требуют. Это бедные люди, обокравшие сами себя, но они этого не сознают, они об этом просто не думают и поэтому счастливы. Они несчастны с точки зрения Чацкого, который не смог бы жить, как они, но они счастливы, потому что нельзя быть несчастным оттого, что нечто тебе недоступно, если ты об этом “нечто” даже не подозреваешь. И хотя счастье их мелочно, они счастливы, потому что им не надо большего.
Но люди, которые мыслят и чувствуют, не должны да и не могут быть счастливы таким счастьем. Эти люди стремятся к высоким идеалам и целям, живут мечтой и осуществляют мечту. Счастье их — в деле, в идее, в мечте. И именно они наполняют жизнь всех людей высоким смыслом и светом.
Автор: Евгения Кошечкина
Сочинение по комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
В комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедов раскрывает нам общество и образы людей того времени. Читаешь комедию и невольно переносишься в Москву 1824 года, в дом Фамусова, где развертывается действие.
Образ Молчалина – образ личности, занимающейся своей карьерой. С первых же страниц раскрывается смысл фамилии Молчалина – автор отводит ему очень мало реплик, причем речь его «услужлива», особенно в разговоре с Фамусовым, т.к. известно, что Молчалин – его секретарь. Фамусов относится к нему, как к нисшему чину, но в какой-то степени уважает его. Для Молчалина важнее попасть в чины и заслужить награды, то есть сделать себе карьеру:
«По мере я трудов и сил,
С тех пор, как числюсь по Архивам,
Три награжденья получил».
Также считает, что у него два таланта – «умеренность и аккуратность». Он занят только собой:
«Есть у меня вещицы три:
Есть туалет, прехитрая работа –
Снаружи зеркальцо, и зеркальцо внутри,
Кругом все прорезь, позолота;
Подушечка, из бисера узор;
И перламутровый прибор –
Игольничек и ножинки, как милы!
Жемчужинки, растертые в белилы!
Помада есть для губ и для других причин,
С духами скляночки: резеда и жасмин».
Ради карьеры Молчалин готов на все, даже на унижения, он притворяется, признаваясь Софье в любви (любит «по должности»). Он боится потерять чин и доверие Фамусова. Софья любит Молчалина и хочет выйти за него замуж, думая, что чувства взаимны. Но Молчалин не хочет об этом и думать:
«Надежды много впереди,
Без свадьбы время проволочим».
Ему важно мнение Павла Афанасьевича, а не искренние чувства Софьи. Он равнодушен к ней, в то время как ему нравится Лиза. Но Молчалин не желает ей зла, даже наоборот, он уверен, что скоро Софья его разлюбит так же, как и Чацкого. Софья действительно его отвергает, но только тогда, когда убеждается в его чувствах. Молчалин не противится ее требованиям оставить дом.
Чацкий противопоставлен Молчалину, он показан как приезжий человек. Он с самого начала узнает в Молчалине низкого человека, одного из представителей фамусовского общества. Чацкий в диалоге с Молчалиным показывает все свое презрение к нему, никогда не соглашается с его мнением. Фамусов относится к Молчалину, как к высшему чину.
Молчалин в Москве для того, чтобы «награжденье брать и весело пожить», для него не была бы трагедией потеря должности секретаря, он бы благодаря своему молчанию для карьеры никогда бы не пропал, а обязательно нашел себе новое пристанище и дослужился бы до больших чинов. Ему не нужна любовь Софьи, он относится равнодушно к Чацкому, считая его, как и все, сумасшедшим. Ему не надо ни о ком заботиться, он только пресмыкается перед большими чинами, даже вежлив только из выгоды.
Так действительно ли Молчалины блаженствуют на свете? В наше время часто можно встретить такого «Молчалина», и он действительно будет «блаженствовать».
«Молчалины блаженствуют на свете»? В комедии Грибоедова «Горе от ума» Молчалина характеризуют так: «на всех глупцов похож»; «целый день играет, молчит, когда его бранят». Нам показан мелкий чиновник, старающийся угодить «всем людям без изъятья», проводящий свое время со старичками для того, чтобы его заметили и отличили, молчаливый и покорный со своим начальником, робкий и покорный с Софьей, которая его любит, дерзкий и нахальный с горничной; человек, умеющий подладиться под другого, приноровиться к обстоятельствам. Он услужлив, «в нем Загорецкий не умрет». Он может вовремя успокоить рассерженную даму, предложив ей партию в карты; как говорит про него Чацкий: «Там моську вовремя погладит, тут впору карточку вотрет!»
Однако цель жизни Молчалина вовсе не в угождении всем людям. Это всего лишь средство для достижения главной цели.
Он хочет быть знатным, богатым, принятым в «высшем свете», он любит легкую, веселую жизнь, жизнь без забот и тревог. Он считает, что все должны стремиться к той же цели, потому без сомнений предлагает Чацкому: «Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награждения брать, и весело пожить?» И очень удивлен ответом Чацкого на его предложение. Он вовсе «не видит преступленья» в том, на что так яростно обрушивается Чацкий. Молчалин берет пример с людей, которые благодаря своему умению приспосабливаться долго держатся на своих местах. О них он говорит с благоговейным почтением и восторгом: «Вот сам Фома Фомич, знаком он вам?.. При трех министрах был начальник отделенья»… Если же кто-либо обладает обширными родственными связями, если среди его родственников много людей, признанных в обществе «людьми с весом», то таких он просто боготворит. Например, Татьяна Юрьевна. Как он говорит о ней! Вот его слова: «Татьяна Юрьевна!!! Известная, — притом чиновные и должностные ей все друзья и все родные». Интересы Молчалина ограничены тем, чтобы набить себе желудок и мошну, ничего не делая, иметь высокий пост, ездить ва балы и праздники. Он уважает людей не за их ум, честность, знания, душу, а за друзей, занимающих высокий пост и, следовательно, могущих быть полезными, за то, что они богаты, имеют теплое местечко, дают богатые балы. К Молчалину можво применить фразу, сказанную Львом Толстым в романе «Война и мир»: «Для лакея нет великого человека, у лакея свое понятие о величии». Такие люди, как Молчалин, обычно достигают того, к чему стремятся. Они оказываются в милости при дворе и приняты в высшем свете. Как дядя Фамусова, который падал для увеселения «их величества». «Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен? Кто слышит при дворе приветливое слово? Максим Петрович! Шутка! В чины выводит кто и пенсии дает? Максим Петрович».
Да, Молчалины достигали и достигают многого. Почему же Чацкий не захотел стать таким же, как все? Таким же Молчали- ным? Везде хорошо принятым, обласканным «высшим светом»? Ведь он имел гораздо больше шансов и возможностей успеть при дворе, чем Молчалин. Но Чацкий признавал «служенье делу, а не лицам». Он умел глубоко чувствовать, любить, он мыслил, мечтал (не о приглашении на бал к Татьяне Юрьевне!). Молчалину ничего из этого дано не было. Чацкий понимал, что Молчалин — бедный человек. Он обокрал сам себя, все свои помыслы, чувства, желания направив на достижение материального благополучия. Он и любить не может. Он барышню любит по должности, горничную — от скуки. Человек, который не знает и не хочет знать никакой другой жизни, кроме светских развлечений, — несчастный человек. Зная все это, Чацкий не мог стать Молчали- ным. Он любил дело и любил веселье, но делал то и другое хорошо и никогда не смешивал эти вещи. Вот его ответ на предложение Молчалина о службе в Москве: «Когда в делах — я от веселий прячусь, когда дурачиться — дурачусь, а смешивать два эти ремесла есть тьма искусников, я не из их числа».
И все-таки Молчалины могут быть счастливы. Запросы их настолько малы, что они вполне удовлетворяются материальной стороной жизни. Им, может быть, недоступны высокие идеалы и радости Чацкого, но они их и не требуют. Это бедные люди, обокравшие сами себя, но они этого не сознают, они об этом просто не думают и поэтому счастливы. Они несчастны с точки зрения Чацкого, который не смог бы жить, как они, но они счастливы, потому что нельзя быть несчастным оттого, что нечто тебе недоступно, если ты об этом «нечто» даже не подозреваешь. И хотя счастье их мелочно, они счастливы, потому что им не надо большего.
Но люди, которые мыслят и чувствуют, не должны да и не могут быть счастливы таким счастьем. Эти люди стремятся к высоким идеалам и целям, живут мечтой и осуществляют мечту. Счастье их — в деле, в идее, в мечте. И именно они наполняют жизнь всех людей высоким смыслом и светом.
В комедии Грибоедова “Горе от ума” Молчалина характеризуют так: “на всех глупцов похож”; “целый день играет, молчит, когда его бранят”. Нам показан мелкий чиновник, старающийся угодить “всем людям без изъятья”, проводящий свое время со старичками для того, чтобы его заметили и отличили, молчаливый и покорный со своим начальником, робкий и покорный с Софьей, которая его любит, дерзкий и нахальный с горничной; человек, умеющий подладиться под другого, приноровиться к обстоятельствам. Он услужлив, “в нем Загорецкий не умрет”. Он может вовремя успокоить рассерженную даму, предложив ей партию в карты; как говорит про него Чацкий: “Там моську вовремя погладит, тут впору карточку вотрет!”
Однако цель жизни Молчалина вовсе не в угождении всем людям. Это всего лишь средство для достижения главной цели. Он хочет быть знатным, богатым, принятым в “высшем свете”, он любит легкую, веселую жизнь, жизнь без забот и тревог. Он считает, что все должны стремиться к той же цели, потому без сомнений предлагает Чацкому: “Ну,, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать, и весело пожить? ” И очень удивлен ответом Чацкого на его предложение. Он вовсе “не видит преступленья” в том, на что так яростно обрушивается Чацкий. Молчалин берет пример с людей, которые, благодаря своему умению приспосабливаться, долго держатся на своих местах. О них он говорит с благоговейным почтением и восторгом: “Вот сам Фома Фомич, знаком он вам?.. При трех министрах был начальник отделенья”… Если же кто-либо обладает обширными родственными связями, если среди его родственников много людей, признанных в обществе “людьми с весом”, то таких он просто боготворит. Например, Татьяна Юрьевна. Как он говорит о ней! Вот его слова: “Татьяна Юрьевна!!! Известная, — притом чиновные и должностные ей все друзья и все родные”. Интересы Молчалина ограничены тем, чтобы набить себе желудок и мошну, ничего не делая, иметь высокий пост, ездить на балы и праздники. Он уважает людей не за их ум, честность, знания, душу, а за друзей, занимающих высокий пост и, следовательно, могущих быть полезными, за то, что они богаты, имеют теплое местечко, дают богатые балы. К Молчалину можно применить фразу, сказанную Львом Толстым в романе “Война и мир”: “Для лакея нет великого человека, у лакея свое понятие о величии”. Такие люди, как Молчалин, обычно достигают того, к чему стремятся. Они оказываются в милости при дворе и приняты в высшем свете. Как дядя Фамусова, который падал для увеселения “их величества”. “Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен? Кто слышит при дворе приветливое слово? Максим Петрович! Шутка! В чины выводит кто и пенсии дает? Максим-Петрович”.
Да, Молчалины достигали и достигают многого. Почему же Чацкий не захотел стать таким же, как все? Таким же Молчалиным? Везде хорошо принятым, обласканным “высшим светом”? Ведь он имел гораздо больше шансов и возможностей успеть при дворе, чем Молчалин. Но Чацкий признавал “служенье делу, а не лицам”. Он умел глубоко чувствовать, любить, он мыслил, мечтал (не о приглашении на бал к Татьяне Юрьевне!). Молчалину ничего из этого дано не было. Чацкий понимал, что Молчалин — бедный человек. Он обокрал сам себя, все свои помыслы, чувства, желания направив на достижение материального благополучия. Он и любить не может. Он барышню любит по должности, горничную — от скуки. Человек, который не знает и не хочет знать никакой другой жизни, кроме светских развлечений, — несчастный человек. Зная все это, Чацкий не мог стать Молчалиным. Он любил дело и любил веселье, но делал то и другое хорошо и никогда не смешивал эти вещи. Вот его ответ на предложение Молчалина о службе в Москве: “Когда в делах — я от веселий прячусь, когда дурачиться — дурачусь, а смешивать два эти ремесла есть тьма искусников, я не из их числа”.
И все-таки Молчалины могут быть счастливы. Запросы их настолько малы, что они вполне удовлетворяются материальной стороной жизни. Им, может быть, не доступны высокие идеалы и радости Чацкого, но они их и не требуют. Это бедные люди, обокравшие сами себя, но они этого не сознают, они об этом просто не думают и поэтому счастливы. Они несчастны с точки зрения Чацкого, который не смог бы жить, как они, но они счастливы, потому что нельзя быть несчастным оттого, что нечто тебе недоступно, если ты об этом “нечто” даже не подозреваешь. И хотя счастье их мелочно, они счастливы, потому что им не надо большего.
Но люди, которые мыслят и чувствуют, не должны да и не могут быть счастливы таким счастьем. Эти люди стремятся к высоким идеалам и целям, живут мечтой и осуществляют мечту. Счастье их — в деле, в идее, в мечте. И именно они наполняют жизнь всех людей высоким смыслом и светом.
В комедии Грибоедова “Горе от ума” Молчалина характеризуют так: “на всех глупцов похож”; “целый день играет, молчит, когда его бранят”. Нам показан мелкий чиновник, старающийся угодить “всем людям без изъятья”, проводящий свое время со старичками для того, чтобы его заметили и отличили, молчаливый и покорный со своим начальником, робкий и покорный с Софьей, которая его любит, дерзкий и нахальный с горничной; человек, умеющий подладиться под другого, приноровиться к обстоятельствам. Он услужлив, “в нем Загорецкий не умрет”. Он может вовремя успокоить рассерженную даму, предложив ей партию в карты; как говорит про него Чацкий: “Там моську вовремя погладит, тут впору карточку вотрет!”
Однако цель жизни Молчалина вовсе не в угождении всем людям. Это всего лишь средство для достижения главной цели. Он хочет быть знатным, богатым, принятым в “высшем свете”, он любит легкую, веселую жизнь, жизнь без забот и тревог. Он считает, что все должны стремиться к той же цели, потому без сомнений предлагает Чацкому: “Ну,, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать, и весело пожить? ” И очень удивлен ответом Чацкого на его предложение. Он вовсе “не видит преступленья” в том, на что так яростно обрушивается Чацкий. Молчалин берет пример с людей, которые, благодаря своему умению приспосабливаться, долго держатся на своих местах. О них он говорит с благоговейным почтением и восторгом: “Вот сам Фома Фомич, знаком он вам?.. При трех министрах был начальник отделенья”… Если же кто-либо обладает обширными родственными связями, если среди его родственников много людей, признанных в обществе “людьми с весом”, то таких он просто боготворит. Например, Татьяна Юрьевна. Как он говорит о ней! Вот его слова: “Татьяна Юрьевна!!! Известная, — притом чиновные и должностные ей все друзья и все родные”. Интересы Молчалина ограничены тем, чтобы набить себе желудок и мошну, ничего не делая, иметь высокий пост, ездить на балы и праздники. Он уважает людей не за их ум, честность, знания, душу, а за друзей, занимающих высокий пост и, следовательно, могущих быть полезными, за то, что они богаты, имеют теплое местечко, дают богатые балы. К Молчалину можно применить фразу, сказанную Львом Толстым в романе “Война и мир”: “Для лакея нет великого человека, у лакея свое понятие о величии”. Такие люди, как Молчалин, обычно достигают того, к чему стремятся. Они оказываются в милости при дворе и приняты в высшем свете. Как дядя Фамусова, который падал для увеселения “их величества”. “Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен? Кто слышит при дворе приветливое слово? Максим Петрович! Шутка! В чины выводит кто и пенсии дает? Максим-Петрович”.
Да, Молчалины достигали и достигают многого. Почему же Чацкий не захотел стать таким же, как все? Таким же Молчалиным? Везде хорошо принятым, обласканным “высшим светом”? Ведь он имел гораздо больше шансов и возможностей успеть при дворе, чем Молчалин. Но Чацкий признавал “служенье делу, а не лицам”. Он умел глубоко чувствовать, любить, он мыслил, мечтал (не о приглашении на бал к Татьяне Юрьевне!). Молчалину ничего из этого дано не было. Чацкий понимал, что Молчалин — бедный человек. Он обокрал сам себя, все свои помыслы, чувства, желания направив на достижение материального благополучия. Он и любить не может. Он барышню любит по должности, горничную — от скуки. Человек, который не знает и не хочет знать никакой другой жизни, кроме светских развлечений, — несчастный человек. Зная все это, Чацкий не мог стать Молчалиным. Он любил дело и любил веселье, но делал то и другое хорошо и никогда не смешивал эти вещи. Вот его ответ на предложение Молчалина о службе в Москве: “Когда в делах — я от веселий прячусь, когда дурачиться — дурачусь, а смешивать два эти ремесла есть тьма искусников, я не из их числа”.
И все-таки Молчалины могут быть счастливы. Запросы их настолько малы, что они вполне удовлетворяются материальной стороной жизни. Им, может быть, не доступны высокие идеалы и радости Чацкого, но они их и не требуют. Это бедные люди, обокравшие сами себя, но они этого не сознают, они об этом просто не думают и поэтому счастливы. Они несчастны с точки зрения Чацкого, который не смог бы жить, как они, но они счастливы, потому что нельзя быть несчастным оттого, что нечто тебе недоступно, если ты об этом “нечто” даже не подозреваешь. И хотя счастье их мелочно, они счастливы, потому что им не надо большего.
Но люди, которые мыслят и чувствуют, не должны да и не могут быть счастливы таким счастьем. Эти люди стремятся к высоким идеалам и целям, живут мечтой и осуществляют мечту. Счастье их — в деле, в идее, в мечте. И именно они наполняют жизнь всех людей высоким смыслом и светом.
Все мы знаем, в произведении Грибоедова » Горе от ума» поднимаются социальные проблемы. Здесь мы можем увидеть, как автор раскрывает нам общество того времени в целом, через героев пьесы.
Действие происходит в доме Фамусовых. Там свою карьеру строит секретарь хозяина дома, заигрывая с его дочерью. Для него не существует моральных законов, ограничивающих его в действиях, если речь идет о корыстных планах. Образ Молчалина – символ лицемерия и приспособленчества. Ради преуспеяния герой всем потакает и открыто льстит, поэтому люди любят его и ценят. Вот, в чем секрет его блаженства.
«Молчалины блаженствуют на свете» — анализируя эти слова, хочется отметить, что Чацкий указывал на людей, которые живут только ради себя, трудятся ради своего положения и удовольствия, и готовы на все, лишь бы получить желаемое, но не понимают, как это низко. Молчалин носит маску, однако он знает, что добьется успеха и всех перехитрит. Он хочет быть востребованным, принятым в «высшем обществе», поэтому угождает и унижается перед ним. И он блаженствует, потому что не осознает своего нравственного падения. У него недостаточно моральных принципов, чтобы это осознать.
Однако угождение другим людям для Молчалина является средством для достижения собственных целей. Герой хочет быть принятым городской элитой, стать знатным и богатым. Он стремится к легкой и веселой жизни без тревог и забот, считая, что и все остальные должны желать того же.
Этот человек равняется на тех, кто благодаря своей приспособляемости долго удерживается на своих местах. О них он упоминает с большим почтением. А тех, чьи родственники признаны в обществе, Молчалин просто боготворит. Его уважения можно добиться не личными качествами, а только наличием богатых влиятельных друзей, которые могут быть ему полезными.
Люди такого плана часто достигают того, к чему так стремятся. Молчалины попадают в милость при дворе, их принимает высшее общество. Почему же тогда Чацкий не пожелал становиться таким же? Потому что он признавал «служенье делу, а не лицам». Его душа умела чувствовать и по-настоящему любить, он мог мыслить и мечтать. Молчалин же был этим обделен, все чувства и желания концентрируя на достижении материальных благ.
Парадоксально, но такие люди вполне могут быть счастливы. Так как их запросы, по сути, мизерны, и они удовлетворяются лишь материальной стороной жизни. Высокие идеалы и стремления Чацкого им не доступны, но Молчалины их и не жаждут. Бедные, обокравшие сами себя, люди, не осознающие этого. Их счастье мелочно, но большего им и не надо.
Мыслящий, чувствующий человек не может быть счастлив таким образом, не может блаженствовать пускай в теплом, но мелком и грязном болотце. Такие люди стремятся соответствовать своим высоким идеалам, осуществлять мечты. Они живут со смыслом.
Умнейший человек своего времени А.С. Грибоедов к 1824 году заканчивает написание самого известного своего произведения “Горе от ума”, в котором, как на ладони показал картину устройства современного ему общества со всеми его пороками.
Он не церемонился с описанием, персонажи комедии рельефны и характерны. Как сатирик Грибоедов неотразим! Современники были шокированы, увидев себя в комедии, как в зеркале.
Один из героев пьесы, который к избранному обществу не принадлежит, но очень хочет там обосноваться – Алексей Степаныч Молчалин. Он человек не богатый и не знатный. Особых талантов не имеет, поэтому вынужден приспосабливаться, не брезгуя никакими способами. С детства его учили угождать всем, кто выше его по положению, он науку эту усвоил крепко: “Мне завещал отец: во-первых, угождать всем людям без изъятья — хозяину, где доведется жить, начальнику, с кем буду я служить, слуге его, который чистит платья, швейцару, дворнику, для избежанья зла, собаке дворника, чтоб ласкова была.”
Иного способа подняться по карьерной лестнице Молчалин для себя не видит. Он готов постоянно унижаться, только бы достичь положения в обществе. Умом не блещет. “Молчалин прежде был так глуп!.. Жалчайшее созданье!”,– говорит о нём Чацкий. Но, на счастье Молчалина, особых талантов в том обществе, куда он так стремится, вовсе не требуется! Там ценят того, кто может: “У покровителей зевать на потолок, явиться помолчать, пошаркать, пообедать, подставить стул, поднять платок.” Со всем этим молодой человек справляется так хорошо, что даже сумел очаровать дочь своего покровителя Софью. Она не видит в нём никаких недостатков: “Чудеснейшего свойства он наконец: уступчив, скромен, тих. В лице ни тени беспокойства, и на душе проступков никаких, чужих и вкривь и вкось не рубит,- вот я за что его люблю.”
Всем своим существом старается пробиться Молчалин в высший свет. Подхалимство, угодничество, унижение, всё идёт в ход для достижения вожделенной цели, ничем мелкий чиновник не брезгует. И высшее общество принимает его и ценит именно за те его качества, которые кажутся неприемлемыми для таких честных людей, как Чацкий. Что же не блаженствовать таким Молчалиным, ведь они во всём похожи на своих покровителей, разве что рангом пониже. Им не откажешь в практичности, они хорошо знают, что нужно делать для достижения успеха в этой жизни. Нужно только повторять то, что делают герои высшего света, и ты будешь у них своим.
В своём произведении Грибоедова повествует нам об интереснейшей истории, истории человеческих взаимоотношений, различных философий, новаторства и его отрицания. Мы знакомимся с множеством интереснейших персонажей, однако одними из самых интересных для читателя покажутся Молчанины.
Тип Молчанина автор использует в произведении, дабы показать тип людей, которые отличаются своей молчаливостью и покорностью любому человеку, который, так или иначе, взаимодействует с ним. Автор говорит о том, что обычно такие люди довольно бесхарактерные, и очень часто они позволяют остальным людям обходиться с ними так, как те захотят. Потому автор и преподносит данный образ в самом неприятном виде, чтобы дать читателю понять, что данные люди одни из самых неприятных личностей. Неприятных не по причине своей желчности или чего-то ещё. Напротив, данные качества в них полностью отсутствуют, и потому они и вызывают у автора отвращение. Они просто не проявляют инициативы.
Отрицательная черта безынициативности проявляется в Молчаниных на протяжении всего произведения, и даже из самой их фамилии можно понять о том, что из себя представляет данный тип людей, и чем же он всё-таки должен быть неприятен простому человеку, чем же он всё-таки должен вызывать у него отвращение. Молчанины – некая аллегория автора на настоящих людей, которые дают жизни распоряжаться ими как ей вздумается, и потому они даже не решаются на какие-либо действия, потому они и отвратительны автору, так как он сторонник мнения о том, что каждый человек сам создаёт свою судьбу, и неважно какие препятствия возникают на его пути, он должен в любом случае с ними бороться, однако Молчанины совсем не такие.
Они предпочтут просто быть самыми обыкновенными и неуникальными личностями, лишь бы не вызывать себе проблем, и не напрягаться в жизни, ведь образ их жизни их устраивает.
Таким образом, автор показывает нам образ Молчаниных, которые хоть и отвратительны ему, однако подобный тип людей живёт довольно припеваючи.
Вариант №2
Данный персонаж является олицетворением многих неприятных качеств, которые всегда, однако, помогали, и будут помогать низким людям добиваться успеха.
Главные качества Молчалина, давшие ему возможность добиться чего-то в жизни – это умение прислуживать, в широком смысле. Он не только не противоречит более сильным, чем он сам, но умеет втираться в доверие и лестью и исполнением мелких поручений создавать о себе благоприятное впечатление.
Кажется, что другие качества, кроме льстивости и знаменитых его «умеренности и аккуратности» отсутствуют у данного персонажа произведения. А также очень помогает Молчалину. Его холуйство – это не плод притворства, а выражение его сущности. Каким бы хитрым человек не был, но рано или поздно он все равно проговориться. Кроме того, и Софью и Фамусова нельзя отнести к глупым людям. Однако Молчалин не играет роль. Почтение к Софье или покорность по отношению к ее отцу – это выражение того, что на самом деле чувствует этот человек, поэтому ему и верят.
Кроме того, Молчалин не слишком умен, что также, хорошо помогает ему устраиваться в жизни. Обладай он значительными интеллектуальными способностями, он бы захотел большего. Привычка размышлять расширила бы его кругозор и постоянно рисовала бы соблазнительные цели. А так как Молчалин не лишен честолюбия (в произведении показано, что чины и деньги его интересуют), то рано или поздно, амбиции вступили бы в конфликт с холуйством и, вероятно, оказались бы сильнее. Отсутствие смелости и размаха (умеренность и аккуратность) позволяют персонажу не делать резких движений и не рисковать. Он, конечно, достаточно развязано ведет себя со служанкой, к которой проявляет интерес, но природная трусость позволяет ему инстинктивно останавливаться, что позволяет ему не делать ошибок и оставаться у Фамусова в секретарях.
Постоянно ощущаемый данным героем комедии страх, заменяет ему ум и также позволяет избежать ошибок. Например, видя, что финансовое положение Фамусова не очень хорошо, он не желает жениться на Софье.
Молчалин – олицетворение посредственности. А так как он вызывает лишь презрение у таких разных людей, как Фамусов и Чацкий, то к нему не относятся серьезно и очень многое прощают. Подобным людям, действительно, очень комфортно жить (вернее, существовать) в разном обществе и при любом политическом строе. Они полезны и не опасны. Такие нужны слишком многим.
В комедии Грибоедова “Горе от ума” Молчалина характеризуют так: “на всех глупцов похож”; “целый день играет, молчит, когда его бранят”. Нам показан мелкий чиновник, старающийся угодить “всем людям без изъятья”, проводящий свое время со старичками для того, чтобы его заметили и отличили, молчаливый и покорный со своим начальником, робкий и покорный с Софьей, которая его любит, дерзкий и нахальный с горничной; человек, умеющий подладиться под другого, приноровиться к обстоятельствам. Он услужлив, “в нем Загорецкий не умрет”. Он может вовремя успокоить рассерженную даму, предложив ей партию в карты; как говорит про него Чацкий: “Там моську вовремя погладит, тут впору карточку вотрет!”
Однако цель жизни Молчалина вовсе не в угождении всем людям. Это всего лишь средство для достижения главной цели. Он хочет быть знатным, богатым, принятым в “высшем свете”, он любит легкую, веселую жизнь, жизнь без забот и тревог. Он считает, что все должны стремиться к той же цели, потому без сомнений предлагает Чацкому: “Ну,, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать, и весело пожить? ” И очень удивлен ответом Чацкого на его предложение. Он вовсе “не видит преступленья” в том, на что так яростно обрушивается Чацкий. Молчалин берет пример с людей, которые, благодаря своему умению приспосабливаться, долго держатся на своих местах. О них он говорит с благоговейным почтением и восторгом: “Вот сам Фома Фомич, знаком он вам?.. При трех министрах был начальник отделенья”… Если же кто-либо обладает обширными родственными связями, если среди его родственников много людей, признанных в обществе “людьми с весом”, то таких он просто боготворит. Например, Татьяна Юрьевна. Как он говорит о ней! Вот его слова: “Татьяна Юрьевна!!! Известная, — притом чиновные и должностные ей все друзья и все родные”. Интересы Молчалина ограничены тем, чтобы набить себе желудок и мошну, ничего не делая, иметь высокий пост, ездить на балы и праздники. Он уважает людей не за их ум, честность, знания, душу, а за друзей, занимающих высокий пост и, следовательно, могущих быть полезными, за то, что они богаты, имеют теплое местечко, дают богатые балы. К Молчалину можно применить фразу, сказанную Львом Толстым в романе “Война и мир”: “Для лакея нет великого человека, у лакея свое понятие о величии”. Такие люди, как Молчалин, обычно достигают того, к чему стремятся. Они оказываются в милости при дворе и приняты в высшем свете. Как дядя Фамусова, который падал для увеселения “их величества”. “Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен? Кто слышит при дворе приветливое слово? Максим Петрович! Шутка! В чины выводит кто и пенсии дает? Максим-Петрович”.
Да, Молчалины достигали и достигают многого. Почему же Чацкий не захотел стать таким же, как все? Таким же Молчалиным? Везде хорошо принятым, обласканным “высшим светом”? Ведь он имел гораздо больше шансов и возможностей успеть при дворе, чем Молчалин. Но Чацкий признавал “служенье делу, а не лицам”. Он умел глубоко чувствовать, любить, он мыслил, мечтал (не о приглашении на бал к Татьяне Юрьевне!). Молчалину ничего из этого дано не было. Чацкий понимал, что Молчалин — бедный человек. Он обокрал сам себя, все свои помыслы, чувства, желания направив на достижение материального благополучия. Он и любить не может. Он барышню любит по должности, горничную — от скуки. Человек, который не знает и не хочет знать никакой другой жизни, кроме светских развлечений, — несчастный человек. Зная все это, Чацкий не мог стать Молчалиным. Он любил дело и любил веселье, но делал то и другое хорошо и никогда не смешивал эти вещи. Вот его ответ на предложение Молчалина о службе в Москве: “Когда в делах — я от веселий прячусь, когда дурачиться — дурачусь, а смешивать два эти ремесла есть тьма искусников, я не из их числа”.
И все-таки Молчалины могут быть счастливы. Запросы их настолько малы, что они вполне удовлетворяются материальной стороной жизни. Им, может быть, не доступны высокие идеалы и радости Чацкого, но они их и не требуют. Это бедные люди, обокравшие сами себя, но они этого не сознают, они об этом просто не думают и поэтому счастливы. Они несчастны с точки зрения Чацкого, который не смог бы жить, как они, но они счастливы, потому что нельзя быть несчастным оттого, что нечто тебе недоступно, если ты об этом “нечто” даже не подозреваешь. И хотя счастье их мелочно, они счастливы, потому что им не надо большего.
Но люди, которые мыслят и чувствуют, не должны да и не могут быть счастливы таким счастьем. Эти люди стремятся к высоким идеалам и целям, живут мечтой и осуществляют мечту. Счастье их — в деле, в идее, в мечте. И именно они наполняют жизнь всех людей высоким смыслом и светом.
Автор: Евгения Кошечкина
Сочинение по комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
В комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедов раскрывает нам общество и образы людей того времени. Читаешь комедию и невольно переносишься в Москву 1824 года, в дом Фамусова, где развертывается действие.
Образ Молчалина – образ личности, занимающейся своей карьерой. С первых же страниц раскрывается смысл фамилии Молчалина – автор отводит ему очень мало реплик, причем речь его «услужлива», особенно в разговоре с Фамусовым, т.к. известно, что Молчалин – его секретарь. Фамусов относится к нему, как к нисшему чину, но в какой-то степени уважает его. Для Молчалина важнее попасть в чины и заслужить награды, то есть сделать себе карьеру:
«По мере я трудов и сил,
С тех пор, как числюсь по Архивам,
Три награжденья получил».
Также считает, что у него два таланта – «умеренность и аккуратность». Он занят только собой:
«Есть у меня вещицы три:
Есть туалет, прехитрая работа –
Снаружи зеркальцо, и зеркальцо внутри,
Кругом все прорезь, позолота;
Подушечка, из бисера узор;
И перламутровый прибор –
Игольничек и ножинки, как милы!
Жемчужинки, растертые в белилы!
Помада есть для губ и для других причин,
С духами скляночки: резеда и жасмин».
Ради карьеры Молчалин готов на все, даже на унижения, он притворяется, признаваясь Софье в любви (любит «по должности»). Он боится потерять чин и доверие Фамусова. Софья любит Молчалина и хочет выйти за него замуж, думая, что чувства взаимны. Но Молчалин не хочет об этом и думать:
«Надежды много впереди,
Без свадьбы время проволочим».
Ему важно мнение Павла Афанасьевича, а не искренние чувства Софьи. Он равнодушен к ней, в то время как ему нравится Лиза. Но Молчалин не желает ей зла, даже наоборот, он уверен, что скоро Софья его разлюбит так же, как и Чацкого. Софья действительно его отвергает, но только тогда, когда убеждается в его чувствах. Молчалин не противится ее требованиям оставить дом.
Чацкий противопоставлен Молчалину, он показан как приезжий человек. Он с самого начала узнает в Молчалине низкого человека, одного из представителей фамусовского общества. Чацкий в диалоге с Молчалиным показывает все свое презрение к нему, никогда не соглашается с его мнением. Фамусов относится к Молчалину, как к высшему чину.
Молчалин в Москве для того, чтобы «награжденье брать и весело пожить», для него не была бы трагедией потеря должности секретаря, он бы благодаря своему молчанию для карьеры никогда бы не пропал, а обязательно нашел себе новое пристанище и дослужился бы до больших чинов. Ему не нужна любовь Софьи, он относится равнодушно к Чацкому, считая его, как и все, сумасшедшим. Ему не надо ни о ком заботиться, он только пресмыкается перед большими чинами, даже вежлив только из выгоды.
Так действительно ли Молчалины блаженствуют на свете? В наше время часто можно встретить такого «Молчалина», и он действительно будет «блаженствовать».
«Молчалины блаженствуют на свете»? В комедии Грибоедова «Горе от ума» Молчалина характеризуют так: «на всех глупцов похож»; «целый день играет, молчит, когда его бранят». Нам показан мелкий чиновник, старающийся угодить «всем людям без изъятья», проводящий свое время со старичками для того, чтобы его заметили и отличили, молчаливый и покорный со своим начальником, робкий и покорный с Софьей, которая его любит, дерзкий и нахальный с горничной; человек, умеющий подладиться под другого, приноровиться к обстоятельствам. Он услужлив, «в нем Загорецкий не умрет». Он может вовремя успокоить рассерженную даму, предложив ей партию в карты; как говорит про него Чацкий: «Там моську вовремя погладит, тут впору карточку вотрет!»
Однако цель жизни Молчалина вовсе не в угождении всем людям. Это всего лишь средство для достижения главной цели.
Он хочет быть знатным, богатым, принятым в «высшем свете», он любит легкую, веселую жизнь, жизнь без забот и тревог. Он считает, что все должны стремиться к той же цели, потому без сомнений предлагает Чацкому: «Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награждения брать, и весело пожить?» И очень удивлен ответом Чацкого на его предложение. Он вовсе «не видит преступленья» в том, на что так яростно обрушивается Чацкий. Молчалин берет пример с людей, которые благодаря своему умению приспосабливаться долго держатся на своих местах. О них он говорит с благоговейным почтением и восторгом: «Вот сам Фома Фомич, знаком он вам?.. При трех министрах был начальник отделенья»… Если же кто-либо обладает обширными родственными связями, если среди его родственников много людей, признанных в обществе «людьми с весом», то таких он просто боготворит. Например, Татьяна Юрьевна. Как он говорит о ней! Вот его слова: «Татьяна Юрьевна!!! Известная, — притом чиновные и должностные ей все друзья и все родные». Интересы Молчалина ограничены тем, чтобы набить себе желудок и мошну, ничего не делая, иметь высокий пост, ездить ва балы и праздники. Он уважает людей не за их ум, честность, знания, душу, а за друзей, занимающих высокий пост и, следовательно, могущих быть полезными, за то, что они богаты, имеют теплое местечко, дают богатые балы. К Молчалину можво применить фразу, сказанную Львом Толстым в романе «Война и мир»: «Для лакея нет великого человека, у лакея свое понятие о величии». Такие люди, как Молчалин, обычно достигают того, к чему стремятся. Они оказываются в милости при дворе и приняты в высшем свете. Как дядя Фамусова, который падал для увеселения «их величества». «Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен? Кто слышит при дворе приветливое слово? Максим Петрович! Шутка! В чины выводит кто и пенсии дает? Максим Петрович».
Да, Молчалины достигали и достигают многого. Почему же Чацкий не захотел стать таким же, как все? Таким же Молчали- ным? Везде хорошо принятым, обласканным «высшим светом»? Ведь он имел гораздо больше шансов и возможностей успеть при дворе, чем Молчалин. Но Чацкий признавал «служенье делу, а не лицам». Он умел глубоко чувствовать, любить, он мыслил, мечтал (не о приглашении на бал к Татьяне Юрьевне!). Молчалину ничего из этого дано не было. Чацкий понимал, что Молчалин — бедный человек. Он обокрал сам себя, все свои помыслы, чувства, желания направив на достижение материального благополучия. Он и любить не может. Он барышню любит по должности, горничную — от скуки. Человек, который не знает и не хочет знать никакой другой жизни, кроме светских развлечений, — несчастный человек. Зная все это, Чацкий не мог стать Молчали- ным. Он любил дело и любил веселье, но делал то и другое хорошо и никогда не смешивал эти вещи. Вот его ответ на предложение Молчалина о службе в Москве: «Когда в делах — я от веселий прячусь, когда дурачиться — дурачусь, а смешивать два эти ремесла есть тьма искусников, я не из их числа».
И все-таки Молчалины могут быть счастливы. Запросы их настолько малы, что они вполне удовлетворяются материальной стороной жизни. Им, может быть, недоступны высокие идеалы и радости Чацкого, но они их и не требуют. Это бедные люди, обокравшие сами себя, но они этого не сознают, они об этом просто не думают и поэтому счастливы. Они несчастны с точки зрения Чацкого, который не смог бы жить, как они, но они счастливы, потому что нельзя быть несчастным оттого, что нечто тебе недоступно, если ты об этом «нечто» даже не подозреваешь. И хотя счастье их мелочно, они счастливы, потому что им не надо большего.
Но люди, которые мыслят и чувствуют, не должны да и не могут быть счастливы таким счастьем. Эти люди стремятся к высоким идеалам и целям, живут мечтой и осуществляют мечту. Счастье их — в деле, в идее, в мечте. И именно они наполняют жизнь всех людей высоким смыслом и светом.
В комедии Грибоедова “Горе от ума” Молчалина характеризуют так: “на всех глупцов похож”; “целый день играет, молчит, когда его бранят”. Нам показан мелкий чиновник, старающийся угодить “всем людям без изъятья”, проводящий свое время со старичками для того, чтобы его заметили и отличили, молчаливый и покорный со своим начальником, робкий и покорный с Софьей, которая его любит, дерзкий и нахальный с горничной; человек, умеющий подладиться под другого, приноровиться к обстоятельствам. Он услужлив, “в нем Загорецкий не умрет”. Он может вовремя успокоить рассерженную даму, предложив ей партию в карты; как говорит про него Чацкий: “Там моську вовремя погладит, тут впору карточку вотрет!”
Однако цель жизни Молчалина вовсе не в угождении всем людям. Это всего лишь средство для достижения главной цели. Он хочет быть знатным, богатым, принятым в “высшем свете”, он любит легкую, веселую жизнь, жизнь без забот и тревог. Он считает, что все должны стремиться к той же цели, потому без сомнений предлагает Чацкому: “Ну,, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать, и весело пожить? ” И очень удивлен ответом Чацкого на его предложение. Он вовсе “не видит преступленья” в том, на что так яростно обрушивается Чацкий. Молчалин берет пример с людей, которые, благодаря своему умению приспосабливаться, долго держатся на своих местах. О них он говорит с благоговейным почтением и восторгом: “Вот сам Фома Фомич, знаком он вам?.. При трех министрах был начальник отделенья”… Если же кто-либо обладает обширными родственными связями, если среди его родственников много людей, признанных в обществе “людьми с весом”, то таких он просто боготворит. Например, Татьяна Юрьевна. Как он говорит о ней! Вот его слова: “Татьяна Юрьевна!!! Известная, — притом чиновные и должностные ей все друзья и все родные”. Интересы Молчалина ограничены тем, чтобы набить себе желудок и мошну, ничего не делая, иметь высокий пост, ездить на балы и праздники. Он уважает людей не за их ум, честность, знания, душу, а за друзей, занимающих высокий пост и, следовательно, могущих быть полезными, за то, что они богаты, имеют теплое местечко, дают богатые балы. К Молчалину можно применить фразу, сказанную Львом Толстым в романе “Война и мир”: “Для лакея нет великого человека, у лакея свое понятие о величии”. Такие люди, как Молчалин, обычно достигают того, к чему стремятся. Они оказываются в милости при дворе и приняты в высшем свете. Как дядя Фамусова, который падал для увеселения “их величества”. “Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен? Кто слышит при дворе приветливое слово? Максим Петрович! Шутка! В чины выводит кто и пенсии дает? Максим-Петрович”.
Да, Молчалины достигали и достигают многого. Почему же Чацкий не захотел стать таким же, как все? Таким же Молчалиным? Везде хорошо принятым, обласканным “высшим светом”? Ведь он имел гораздо больше шансов и возможностей успеть при дворе, чем Молчалин. Но Чацкий признавал “служенье делу, а не лицам”. Он умел глубоко чувствовать, любить, он мыслил, мечтал (не о приглашении на бал к Татьяне Юрьевне!). Молчалину ничего из этого дано не было. Чацкий понимал, что Молчалин — бедный человек. Он обокрал сам себя, все свои помыслы, чувства, желания направив на достижение материального благополучия. Он и любить не может. Он барышню любит по должности, горничную — от скуки. Человек, который не знает и не хочет знать никакой другой жизни, кроме светских развлечений, — несчастный человек. Зная все это, Чацкий не мог стать Молчалиным. Он любил дело и любил веселье, но делал то и другое хорошо и никогда не смешивал эти вещи. Вот его ответ на предложение Молчалина о службе в Москве: “Когда в делах — я от веселий прячусь, когда дурачиться — дурачусь, а смешивать два эти ремесла есть тьма искусников, я не из их числа”.
И все-таки Молчалины могут быть счастливы. Запросы их настолько малы, что они вполне удовлетворяются материальной стороной жизни. Им, может быть, не доступны высокие идеалы и радости Чацкого, но они их и не требуют. Это бедные люди, обокравшие сами себя, но они этого не сознают, они об этом просто не думают и поэтому счастливы. Они несчастны с точки зрения Чацкого, который не смог бы жить, как они, но они счастливы, потому что нельзя быть несчастным оттого, что нечто тебе недоступно, если ты об этом “нечто” даже не подозреваешь. И хотя счастье их мелочно, они счастливы, потому что им не надо большего.
Но люди, которые мыслят и чувствуют, не должны да и не могут быть счастливы таким счастьем. Эти люди стремятся к высоким идеалам и целям, живут мечтой и осуществляют мечту. Счастье их — в деле, в идее, в мечте. И именно они наполняют жизнь всех людей высоким смыслом и светом.
В комедии Грибоедова “Горе от ума” Молчалина характеризуют так: “на всех глупцов похож”; “целый день играет, молчит, когда его бранят”. Нам показан мелкий чиновник, старающийся угодить “всем людям без изъятья”, проводящий свое время со старичками для того, чтобы его заметили и отличили, молчаливый и покорный со своим начальником, робкий и покорный с Софьей, которая его любит, дерзкий и нахальный с горничной; человек, умеющий подладиться под другого, приноровиться к обстоятельствам. Он услужлив, “в нем Загорецкий не умрет”. Он может вовремя успокоить рассерженную даму, предложив ей партию в карты; как говорит про него Чацкий: “Там моську вовремя погладит, тут впору карточку вотрет!”
Однако цель жизни Молчалина вовсе не в угождении всем людям. Это всего лишь средство для достижения главной цели. Он хочет быть знатным, богатым, принятым в “высшем свете”, он любит легкую, веселую жизнь, жизнь без забот и тревог. Он считает, что все должны стремиться к той же цели, потому без сомнений предлагает Чацкому: “Ну,, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать, и весело пожить? ” И очень удивлен ответом Чацкого на его предложение. Он вовсе “не видит преступленья” в том, на что так яростно обрушивается Чацкий. Молчалин берет пример с людей, которые, благодаря своему умению приспосабливаться, долго держатся на своих местах. О них он говорит с благоговейным почтением и восторгом: “Вот сам Фома Фомич, знаком он вам?.. При трех министрах был начальник отделенья”… Если же кто-либо обладает обширными родственными связями, если среди его родственников много людей, признанных в обществе “людьми с весом”, то таких он просто боготворит. Например, Татьяна Юрьевна. Как он говорит о ней! Вот его слова: “Татьяна Юрьевна!!! Известная, — притом чиновные и должностные ей все друзья и все родные”. Интересы Молчалина ограничены тем, чтобы набить себе желудок и мошну, ничего не делая, иметь высокий пост, ездить на балы и праздники. Он уважает людей не за их ум, честность, знания, душу, а за друзей, занимающих высокий пост и, следовательно, могущих быть полезными, за то, что они богаты, имеют теплое местечко, дают богатые балы. К Молчалину можно применить фразу, сказанную Львом Толстым в романе “Война и мир”: “Для лакея нет великого человека, у лакея свое понятие о величии”. Такие люди, как Молчалин, обычно достигают того, к чему стремятся. Они оказываются в милости при дворе и приняты в высшем свете. Как дядя Фамусова, который падал для увеселения “их величества”. “Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен? Кто слышит при дворе приветливое слово? Максим Петрович! Шутка! В чины выводит кто и пенсии дает? Максим-Петрович”.
Да, Молчалины достигали и достигают многого. Почему же Чацкий не захотел стать таким же, как все? Таким же Молчалиным? Везде хорошо принятым, обласканным “высшим светом”? Ведь он имел гораздо больше шансов и возможностей успеть при дворе, чем Молчалин. Но Чацкий признавал “служенье делу, а не лицам”. Он умел глубоко чувствовать, любить, он мыслил, мечтал (не о приглашении на бал к Татьяне Юрьевне!). Молчалину ничего из этого дано не было. Чацкий понимал, что Молчалин — бедный человек. Он обокрал сам себя, все свои помыслы, чувства, желания направив на достижение материального благополучия. Он и любить не может. Он барышню любит по должности, горничную — от скуки. Человек, который не знает и не хочет знать никакой другой жизни, кроме светских развлечений, — несчастный человек. Зная все это, Чацкий не мог стать Молчалиным. Он любил дело и любил веселье, но делал то и другое хорошо и никогда не смешивал эти вещи. Вот его ответ на предложение Молчалина о службе в Москве: “Когда в делах — я от веселий прячусь, когда дурачиться — дурачусь, а смешивать два эти ремесла есть тьма искусников, я не из их числа”.
И все-таки Молчалины могут быть счастливы. Запросы их настолько малы, что они вполне удовлетворяются материальной стороной жизни. Им, может быть, не доступны высокие идеалы и радости Чацкого, но они их и не требуют. Это бедные люди, обокравшие сами себя, но они этого не сознают, они об этом просто не думают и поэтому счастливы. Они несчастны с точки зрения Чацкого, который не смог бы жить, как они, но они счастливы, потому что нельзя быть несчастным оттого, что нечто тебе недоступно, если ты об этом “нечто” даже не подозреваешь. И хотя счастье их мелочно, они счастливы, потому что им не надо большего.
Но люди, которые мыслят и чувствуют, не должны да и не могут быть счастливы таким счастьем. Эти люди стремятся к высоким идеалам и целям, живут мечтой и осуществляют мечту. Счастье их — в деле, в идее, в мечте. И именно они наполняют жизнь всех людей высоким смыслом и светом.
Все мы знаем, в произведении Грибоедова » Горе от ума» поднимаются социальные проблемы. Здесь мы можем увидеть, как автор раскрывает нам общество того времени в целом, через героев пьесы.
Действие происходит в доме Фамусовых. Там свою карьеру строит секретарь хозяина дома, заигрывая с его дочерью. Для него не существует моральных законов, ограничивающих его в действиях, если речь идет о корыстных планах. Образ Молчалина – символ лицемерия и приспособленчества. Ради преуспеяния герой всем потакает и открыто льстит, поэтому люди любят его и ценят. Вот, в чем секрет его блаженства.
«Молчалины блаженствуют на свете» — анализируя эти слова, хочется отметить, что Чацкий указывал на людей, которые живут только ради себя, трудятся ради своего положения и удовольствия, и готовы на все, лишь бы получить желаемое, но не понимают, как это низко. Молчалин носит маску, однако он знает, что добьется успеха и всех перехитрит. Он хочет быть востребованным, принятым в «высшем обществе», поэтому угождает и унижается перед ним. И он блаженствует, потому что не осознает своего нравственного падения. У него недостаточно моральных принципов, чтобы это осознать.