Сочинение на тему молчалин в комедии горе от ума

13 вариантов

  1. Пьеса Александра Сергеевича Грибоедова представляет собой комедийное произведение. События, описанные в ней, произошли в начале XIX столетия. Пьеса рассказывает о быте и нравах московского дворянства.
    Лейтмотив произведения – конфликт «века нынешнего и века минувшего», переломный момент, в котором начинается смена идеалов и жизненных ориентиров.
    У века минувшего большое количество сторонников, даже среди молодежи (например, Молчалин, ведь его целью было достижение успеха за счет прислуживания влиятельным и богатым людям), в то время как прогрессивные идеи отстаивает лишь один герой – Чацкий.

    Особенности образа Молчалина

    Молодой человек родился в небогатой семье, работающий секретарем у П.А. Фамусова. Персонаж проживает в доме своего начальника. Он уже сумел дослужиться до чина коллежского асессора, в результате чего получил потомственное дворянство.
    Он держится крайне тихо и скромно, пытаясь угодить всем. Все окружающие его люди таким его и считают: услужливым молодым человеком, молчащий в ответ на любые проблемы со своим начальником.

    Отношение героя к Софье

    Он играет в любовь с Софьей, дочерью Фамусова, но никаких настоящих чувств к девушке не испытывает. Его действия вызваны желанием ей угодить. Сам пытается ухаживать за служанкой Лизой, заигрывая с ней в весьма фривольной форме. Делает попытки поцеловать ее, когда вокруг нет посторонних.
    Софья лишь в самом финале узнает о том, как к ней относится Молчалин в действительности. Он падает к ее ногам, стараясь добиться оправдания в ее глазах и обратить все случившееся в шутку. Но девушка неуклонна, просит никогда не вспоминать о том, что было между ними, угрожает рассказать всем об их отношениях.
    Раскрытие тайны грозит молодому человеку настоящей трагедией, поэтому он немедленно соглашается и больше не появляется перед обиженной им девушкой.

    Цель, которую преследует Молчалин

    Кажется, что целью жизни Молчалина является стремление угодить окружающим, но эта его черта возникла не из благородных побуждений, она служит извлечению выгоды. Такому поведению научил его отец. По мнению персонажа, он не достиг таких вершин на служебной лестнице, которые бы давали ему право на собственное мнение.
    Он крайне ограничен, настоящий двуликий Янус, и все же понимает, что романтические отношения с Софьей ни к чему не приведут. Его раболепие, чрезмерная услужливость превращают Молчалина в объект насмешек со стороны Чацкого, который не мог поверить, что Софья предпочла ему этого узко мыслящего молодого человека.

    Молчалин и его поколение

    Алексей Степанович – типичный представитель молодого поколения «фамусовского общества», в котором важны не достоинство, ум и самостоятельность, а титулы и чины. Сам Молчалин – дитя этого общества. Персонаж вырос в бедности, но в доме своего влиятельного начальника он сводит знакомство с людьми, наделенными властью. Молодой человек быстро понимает, как нужно вести себя, чтобы добиться успеха и положения в обществе.
    И сегодня проблема «приспособленцев» не теряет своей актуальности. Пока богатство и власть будут главным приоритетом в обществе, Молчалины никуда не исчезнут.

  2. (279 слов) Комедия «Горе от ума» уже давно волнует сердца читателей и заставляет их смотреть на проблемы общественности через призму видения А. С. Грибоедова. Не удивительно, ведь писатель вводит в своё произведение персонажей, чьи имена стали нарицательными. Одним из них является Молчалин.
    А. С. Молчалин — небогатый дворянин, который получил «титул» не по рождению, а по «заслугам». Фамусов устроил его на работу секретаря близ себя. Глупость и необразованность этого персонажа не мешают ему двигаться вверх по карьерной лестнице. Но его «работа» сводится к услужливости перед «господами»: всеми способами он старается быть «полезным», забывая о том, что опускается до уровня «пресмыкающегося». Его хвалебные слова о шерсти собаки Хлестовой — тому подтверждение. Следует сказать, что выгода — его единственная цель, поэтому он абсолютно бесчестным путём пытается завладеть дочерью Фамусова — Софьей. При этом он не питает к девушке нежных чувств, его интересует лишь ее протекция. На самом деле молодого человека прельщают прелести служанки Лизы, но героиня видит двуличие и низость кавалера и отказывает ему. Еще бы, герой даже не стесняется своего лицемерия, он ставит его себе в заслугу. У него нет своего мнения, за исключением «идеологического видения», присущего «веку минувшему», а не новому. Он хитер, услужлив, труслив и двуличен. За это его хорошо принимают в обществе, он приятен своей лестью, поэтому «Молчалины блаженствуют на свете».

  3. Сочинение на тему: Образ Молчалина в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»(«Враг дерзости, всегда застенчивый, стыдливый».)
    Когда я прочитал комедию Грибоедова «Горе от ума», мне было о чем подумать. И одной из тем для размышления стал образ Молчалина, этого «жалчейшего созданья», как говорит о нем Чацкий. Но следует ли воспринимать его столь однозначно?
    Мне кажется, что у читателей может сложиться неверное представление о Молчалине, потому что они смотрят на него глазами Чацкого. Но ведь Чацкий не может питать к Молчалину нежных чувств, поскольку ревнует к нему Софью.
    Чацкий не может понять Молчалина, и это беспокоит и настораживает его. Внешне Чацкий как будто уверен в том, что Софья не может увлечься Молчалиным, но на самом деле его одолевают сомнения: «Бог знает, в нем какая тайна скрыта». Чем Молчалин мог покорить Софью — для Чацкого загадка: «Какою ворожбой умел к ней в сердце влезть!..» Он пытается выяснить это у самой Софьи и получает ответ, который его, конечно, не устраивает. В ее представлении Молчалин «не грешен ни в чем», она видит в нем свой идеал рыцаря, о котором она, может быть, мечтала. Софья с готовностью приписывает Молчалину те качества; которые ей хотелось бы видеть в любимом человеке, — скромность, застенчивость, душевную чистоту и любовь к ближнему.
    Каков же Молчалин на самом деле? Разобраться довольно трудно, потому что основная его задача заключается как раз в том, чтобы как можно надежнее скрыть свое лицо под маской. И, что интересно, масок у него много, для каждого своя, на любой вкус. Для Фамусова он деловой*, для Софьи — праведник, а вот для Чацкого у него особая роль. Он изображает того, кого Чацкий больше всего хочет в нем видеть, — глупца и подхалима: «В мои лета не должно сметь..!» «Ведь надобно ж зависеть от других…» и т. п. Мне кажется, что если «умный» Чацкий не понимает Молчалина, то «глупец» Молчалин как раз видит Чацкого насквозь. И Чацкий своими восклицаниями подтверждает, что вполне поверил откровениям Молчалина:
    С такими чувствами, с такой душою
    Любим!.. Обманщица смеялась надо много!..
    Критика Чацкого в адрес общества приятна Молчалину, он эту критику сам и провоцирует. «Умеренному и аккуратному» Молчалину в его тайном поединке с московским обществом необходимо сознание собственной правоты, ощущение, что его философия верна и что использовать людей в своих корыстных целях — не так уж плохо. Чацкий же своими приговорами всему свету оправдывает эту ущербную философию Молчалина. Ведь если все вокруг так ничтожны и глупы, почему бы не принести их в жертву своим интересам?
    Молчалин не воспринимает Чацкого как достойного противника, считая его слишком поверхностным и прямолинейным. Вот с Фамусовым и с Софьей ему приходится быть в постоянном напряжении. Услугами Фамусова Молчалин собирается пользоваться как можно дольше — для этого ему и нужна маска услужливого и делового человека. С Софьей ему приходится довольно трудно, так как он не понимает ее — настолько она выше, чище и духовнее его.
    Единственный человек, перед которым Молчалин готов открыть свое истинное лицо, -это Лиза. Спрашивается, почему? Дело в том, что он ошибочно принимает Лизу «за свою». Он замечает в ней те качества, которыми сам обладает: умение притворяться, свободно лгать и играть нужную роль, скрывая то, что есть на самом деле. Объясняясь с Фамусовым, Лиза вертелась перед ним… врала, чтобы выручить Софью, и это вызвало у Молчалина восторг.
    Он ощущает некоторое родство с Лизой и раскрывает перед ней свое истинное лицо. Он, не стесняясь, говорит ей о своем отношении к «плачевной крале» Софье. Собственно, это и становится единственной его ошибкой. Почему же он так «оплошал»? Видимо, держать все в себе — дело тяжелое, даже для такого человека, как Молчалин. Дочитав комедию до конца, я пытался ответить на вопрос: вывернется Молчалив из этого, казалось бы, безнадежного положения или нет? Мне почему-то кажется, что вывернется. Ведь Фамусов его не видел, Чацкий тут же уехал, Софья о своем позоре никогда не расскажет, а верная Лиза ее не выдаст.
    Получается, что Молчалин — не такой уж «жалкий глупец», каким хочет видеть его Чацкий. Как же могло получиться, что Молчалину так долго удавалось всем морочить голову и, вполне возможно, удастся продолжить свою игру и дальше, Я думаю, что у него это не вызовет особого труда, учитывая нравы остальных героев комедии — Фамусова, Скалозуба и многих других представителей «фамусовской Москвы»

  4. В комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” нет ни одного бледного, слабого образа. Наоборот, все характеры резко очерчены, у каждого героя, даже самого второстепенного, — свой незабываемый облик.
    Фамусов и Молчалин в ряду персонажей занимают одно из центральных мест. Фамусов – единственный герой, который может встать с Чацким наравне. Насколько Чацкий противостоит московскому миру, настолько Фамусов зависим от него. Герои находятся на разных полюсах, и эти полюса создают напряжение, конфликт. Роль Молчалина тоже сопоставима с ролью главного героя. Как и Чацкий, Молчалин – участник и любовного, и общественно-политического конфликта. Он не только достойный ученик Фамусова, но и соперник Чацкого в любви к Софье.
    Различия между Фамусовым и Молчалиным являются внешними, поверхностными. Павел Афанасьевич – в летах, а Алексей Степанович молод. Фамусов – начальник, а Молчалин его подчиненный. Павел Афанасьевич – один из признанных столпов московского общества. Его служебное положение достаточно высоко: он “управляющий в казенном месте”. Именно от него зависят материальное благосостояние и успех множества людей: распределение чинов и наград, “протекции” молодым и пенсии старикам. Молчалин пока выполняет чуть ли не роль прислуги при московских “тузах”: носит собачку Хлестовой, очищает от мела сукно на игральных столах. Фамусов – столичный житель, дворянин, а Молчалин – тверской провинциал. Фамусов любит дочь, а его секретарь играет роль влюбленного. Фамусов много говорит искренне и бурно выражает свои чувства. У него “говорящая” фамилия, образована от латинского “fama” — молва. И у Молчалина фамилия “говорит” сама за себя. Он, вращаясь в высших слоях общества, по большей части молчит. Однако так будет, скорее всего, до поры до времени. Ведь Молчалин – “двойник” Фамусова.
    У героев существует внутреннее, глубинное сходство. У них, несмотря на большую разницу в возрасте и общественном положении, одинаковое мировоззрение, их жизненные принципы и идеалы совпадают.
    Фамусов – консерватор. Он не принимает ничего нового. Герой враждебно относится к тем, кто не разделяет его убеждений. Идеал Фамусова – прошлое, когда все было “не то, что ныне”. Павел Афанасьевич – убежденный защитник морали “века минувшего”. По его мнению, жить правильно – значит поступать во всем так, “как делали отцы”, учиться “на старших глядя”. Мировоззрение Молчалина тоже крайне консервативно; герой неукоснительно следует отцовскому завету: “угождать всем людям без изъятья”. Для фамусовского секретаря “святыми” являются только “мнения чужие”. Он, как и Фамусов, считает зависимость “от других” основным законом жизни. Тверской провинциал быстро усвоил, что надо иметь “покровителей”, даже если приходится всецело зависеть от их воли. Для Фамусова примером является “смышленый” Максим Петрович, который готов стать шутом, чтобы развлечь важное лицо. О нем он говорит с гордостью и завистью: “Упал он больно – встал здорово”. Алексей Степанович рискует в результате тайного “романа” потерять расположение покровителя, но отказаться от “угождения” дочери “такого человека” он не в состоянии.
    Молчалин – типичный “средний” человек: и по способностям, и по уму, и по жизненным целям. Фамусов тоже недалекий, посредственный чиновник. Но у них есть общий “талант” — умение приспособиться к обстоятельствам, к “нужным” людям. Они органично вписываются в московское общество. Главный путь к благам для них – служба. Истинная цель деятельности – сделать карьеру, “достигнуть степеней известных”. Фамусов не видит ничего предосудительного в откровенном пренебрежении служебными обязанностями:
    А у меня, что дело, что не дело,
    Обычай мой такой:
    Подписано, так с плеч долой.
    Отношение Молчалина к службе совпадает с фамусовским: он хотел бы “и награжденья брать, и весело пожить”. Как только Молчалин “взлетит”, то, несомненно, повторит путь Фамусова. Как и покровитель, он будет злоупотреблять служебным положением. Для Павла Афанасьевича это уже стало “золотым” правилом:
    Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
    Ну как не порадеть родному человечку!..
    Общественное мнение для Молчалина, как и для Фамусова, свято. Некоторые его высказывания (“Ах! злые языки страшнее пистолета”, “В мои лета не должно сметь свое суждение иметь”) напоминают фамусовское: “ах, боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!”
    Молчалин и Фамусов живут по законам лжи, лицемерия, подобострастия. Они способны на низость. Оба героя одновременно проявляют “известный” интерес к служанке Лизе. По мнению Фамусова, такие пороки людей, как разврат, пьянство, угодничество, фальш – не представляют опасности. Например Павел Афанасьевич искренне удивляется:
    Ну вот! великая беда,
    Что выпьет лишнего мужчина!
    А свои заигрывания с Лизой и особо тесные отношения с докторшей, которая по его “расчету” должна родить, считает естественными для московского барина-вдовца. Молчалин – тень Фамусова. Он тоже ведет игру и действует по традициям и правилам, принятым в фамусовском обществе. Поэтому разрыв Павла Афанасьевича с “секретарем” скорее всего окажется временным. Именно эта мысль звучит в заключительных словах Чацкого:
    Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом.
    Молчалин сможет соответствовать идеалу жениха для московских барышень:
    Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей –
    Высокий идеал московских всех мужей…
    Молчалин – это “маленький Фамусов”, герои воплощают один социальный и нравственный тип, тип приспособленцев, “деловых” людей.

  5. В одном из эпизодов комедии «Горе от ума» Чацкий и Молчалин сталкиваются в словесном поединке, и перед читателем постепенно начинает открываться истинное лицо Молчалина, который оказывается не таким простым, каким кажется на первый взгляд.
    Молчалин, как и все ненавистные Чацкому представители «века минувшего», стремится любой ценой заполучить высокий чин и положение в обществе. Так как пока он всего этого не имеет, ему «надобно зависеть от других». Чацкому это непонятно: «Зачем же надобно?» Но Молчалин, похоже, имеет четкий жизненный план. Он старается всячески услужить гостям Фамусова, хвалит шерстку собаки Хлестовой, что выглядит нелепо и унизительно. Он живет по принципу: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь».
    Даже своими небольшими успехами по службе Молчалин очень гордится и хвалится ими перед Чацким: «По мере я трудов и сил, с тех пор, как числюсь по архивам, три награжденья получил». Молчалин даже смеет выражать сочувствие Чацкому из-за того, что тот не служит. Он рекомендует Чацкому наладить отношения с Татьяной Юрьевной, которая «балы дает нельзя богаче». Она может посодействовать в получении очередного чина или награды, ведь «чиновные и должностные – все ей друзья и все родные». Именно так привыкли зарабатывать положение в обществе люди фамусовского круга. Таков и Молчалин.
    Сторонникам «века минувшего» не понять стремления Чацкого служить «делу, а не лицам». Если Молчалин использует бал в качестве возможности найти каналы для продвижения по служебной лестнице, то Чацкий предпочитает разделять время для веселья и для дела: «Когда в делах – я от веселий прячусь, когда дурачиться – дурачусь, а смешивать два этих ремесла есть тьма искусников, я не из их числа».
    Образы Чацкого и Молчалина в комедии «Горе от ума» совершенно не похожи. Чацкий обладает свежим, деятельным умом. Он смел и в любви, и в защите своих взглядов. Молчалин же неспешен и осторожен как в обществе, так и в чувствах. В отношениях с Софьей он постоянно задумывается о том, как отреагирует свет на их связь, если она вдруг откроется, ведь «злые языки страшнее пистолета». Удивительно, что такие разные герои могли вызвать любовь к себе у одной и той же женщины.
    Эта загадка раскроется в финале пьесы. Молчалин добивается расположения Софьи обманом. Под маской молчаливого и скромного человека скрывается двуличный герой, который принимает вид любовника только «в угоду дочери такого человека». В нем нет любви к Софье и нет серьезных намерений по отношению к ней, в отличие от Чацкого.
    Однако и Чацкий, проведя один день в обществе московских дворян, понимает, что его взгляды навсегда разошлись со взглядами фамусовского общества. И Софья для него теперь – часть, детище того мира, куда ему нет входа. Он рекомендует ей помириться с Молчалиным, которого она разоблачила. Ведь этот герой полностью соответствует идеалу мужа, принятому в свете: «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей – высокий идеал московских всех мужей».

    Выводы

    Чацкий и Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума» – совершенно разные по натуре и по ценностным ориентирам герои. Если общество отвергает Чацкого и принимает Молчалина, значит, оно характеризует себя в соответствии этому герою. Московские дворяне хотят, чтобы перед ними преклонялись, выслуживались, завоевывали их расположение. У них в почете чинопоклонничество и карьеризм. Этим идеалам как нельзя лучше соответствует Молчалин. Чацкий же в этом обществе «страстных к чинам» людей лишний.

  6. Комедия «Горе от ума» – гениальное произведение А. Грибоедова. В нем автор повествует о жизни дворянской Москвы 19-ого века. В это время начали меняться устои старой эпохи, зарождались новые, прогрессивные декабристские идеи. В комедии отображен конфликт двух эпох «века нынешнего и века минувшего». Представителями века нынешнего являлись прогрессивно мыслящие люди, такие как главный герой комедии Александр Андреевич Чацкий. А представителями века минувшего были непримиримые консерваторы, например, Алексей Степанович Молчалин. Таким образом, Чацкий и Молчалин – представители двух разных общественных лагерей.
    Чацкий и Молчалин по возрасту принадлежат одному поколению, они молоды, имеют определенные взгляды на жизнь. Каждый из них по-своему умен. Чацкий с детства воспитывался в доме Фамусова, но сейчас там не живет. А Молчалин является коллежским секретарем и на данный момент живет в доме Фамусова. Стоит отметить, что Молчалин, в отличие от Чацкого, принадлежит Фамусовскому обществу.
    Алексей Андреевич Чацкий – небогатый дворянин, получивший хорошее образование. С малых лет воспитывался в доме Фамусова в связи с гибелью родителей. В детстве хорошо дружил с Софьей. Вернувшись из заграницы понял, что влюблен в девушку, но она в свою очередь не отвечала ему взаимностью. Да и отец Софьи был против брака, ведь он считал, «кто беден, тот тебе не пара», а Чацкий имел лишь 400 душ, что, по мнению Фамусова, мало. По характеру Александр Андреевич революционер, мечтающий о бескорыстном служении Отечеству. Яркий представитель «века нынешнего». К Фамусовскому обществу Чацкий относится неприязненно, ведь представители этого общества страдают чинопочитанием, карьеризмом и лицемерием. Люди, совершенно противоположные Чацкому по характеру, жизненным целям. И именно поэтому его в этом обществе не понимают и принимают за сумасшедшего. Образ Чацкого – это тип просвещенного человека, свободно выражающего свое мнение.
    Алексей Степанович Молчалин – секретарь Фамусова. По происхождению он крестьянин, но стремится добиться успехов в обществе, получить высокий чин, стать влиятельным человеком. Он следует наставлению его отца. С виду Молчалин кажется скромным, кротким, тихим и уступчивым. Но это всего лишь маска, которую он создал для достижения своей цели, а цель его – это чин и богатство. В Молчалина влюблена Софья, а он в то же время без ума от служанки Лизы, а с Софьей встречается только ради чинов. Молчалин везде и каждому пытается услужить, ведь он считает, что лишь одного слова, сказанного влиятельному человеку, достаточно для получения чина или хорошего расположения. Главный жизненный принцип Молчалина – низкопоклонство и угодничество вышестоящим, именно поэтому он является членом «фамусовского общества». Молчалин – угодник нового времени, действующий тонко и очень успешно.
    Таким образом, Чацкий и Молчалин – люди, совершенно противоположные. А.С.Грибоедов создал типичные характеры: Чацкий – тип борца, революционера, не боящегося выражать свою точку зрения. Молчалин же – тип льстеца, главная цель которого – угодничество вышестоящим для достижения цели. А.Грибоедов, изобразив типы Чацкого и Молчалина, предложил современникам и потомкам сделать свой нравственный выбор, ведь и в наше время мы можем найти подобных героев. Поэтому мы должны задуматься и поставить себе правильные жизненные цели. С одной стороны, добиваться своих целей лестью и угодничеством эффективно, но важнее оставаться человеком с большими нравственными принципами. Чацкий – именно тот человек, у которого мы можем этому научиться.

  7. В комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова представлены образы московских дворян начала 19 века, когда в обществе наметился раскол между консервативным дворянством и теми, кто воспринял идеи декабризма. Основная тема произведения – противоборство «века нынешнего» и «века минувшего», болезненная и исторически закономерная смена старых дворянских идеалов новыми. Сторонники «века минувшего» в комедии многочисленны. Это не только такие весомые и влиятельные в свете люди, как помещики-крепостники Фамусов и полковник Скалозуб, но и молодые дворяне, не имеющие высоких чинов и вынужденные «услуживать» влиятельным людям. Таков образ Молчалина в комедии «Горе от ума».
    Молчалин – небогатый дворянин родом из Твери. Он живет в доме у Фамусова, который ему «дал чин асессора и взял в секретари». Молчалин является тайным любовником дочери Фамусова, но в зятьях отец Софьи видеть его не желает, ведь в Москве положено иметь зятя «с звездами и чинами». Этим стандартам Молчалин пока не соответствует. Однако очень ценно для фамусовского общества его стремление «услужить».
    Благодаря этому умению Молчалин и получил должность секретаря Фамусова, ведь обычно на такие места берут только по протекции. Фамусов говорит: «При мне служащие чужие очень редки: все больше сестрины, свояченицы детки; один Молчалин мне не свой, и то затем, что деловой». Именно деловые качества, а не честь и достоинство, ценны в фамусовской среде.
    В пьесе «Горе от ума» образ Молчалина полностью соответствует принятым стандартам поведения молодого дворянина в обществе. Он выслуживается и унижается перед влиятельными гостями в доме Фамусова, ведь они могут быть полезными в его продвижении по службе. Молчалин опускается до того, что принимается нахваливать гладкую шерстку собаки Хлёстовой. Он полагает, что, пока «в чинах мы небольших», «надобно зависеть от других». Именно поэтому Молчалин живет по принципу «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь».
    Как и все в фамусовском обществе, в комедии «Горе от ума» Молчалин гордится своими успехами по службе и хвалится ими при каждом удобном случае: «По мере я трудов и сил, с тех пор, как числюсь по архивам, три награжденья получил». Молчалин преуспел и в налаживании связей с «нужными» людьми. Он часто бывает у княгини Татьяны Юрьевны, ведь «чиновные и должностные – все ей друзья и все родные», и даже осмеливается рекомендовать такую манеру поведения Чацкому.
    Несмотря на то, что взгляды и ценности Молчалина полностью совпадают с идеалами консервативного дворянства, Молчалин способен причинить серьезный вред тому обществу, в котором он находится. Дочь Фамусова будет обманута именно этим человеком, поскольку он принимает вид ее любовника «по должности», то есть из выгоды.
    Молчалин полностью открывает свое лицо при взаимодействии со служанкой Лизой, которую выражает симпатию.
    «Вы с барышней скромны, а с горничной повесы», – говорит она ему. Читателю становится понятно, что Молчалин вовсе не глупый скромник – он двуличный и опасный человек.
    В сердце Молчалина нет ни любви, ни уважения к Софье. С одной стороны, он разыгрывает этот спектакль «в угоду дочери такого человека», а с другой – смертельно боится того, что его тайная связь с Софьей откроется. Молчалин очень труслив. Он боится испортить о себе мнение в обществе, ведь «злые языки страшнее пистолета». Даже Софья готова идти наперекор свету ради любви: «Что мне молва?!» Наверное, поэтому Молчалин не находит в браке с Софьей «ничего завидного».
    Получается, что своей подлостью Молчалин причиняет вред даже тому обществу, порождением которого он является. Молчалин просто четко следует совету своего отца – «угождать всем людям без изъятья – хозяину, где доведется жить, начальнику, с кем буду я служить…»
    Этот герой полностью соответствует идеалам «века минувшего», хотя принадлежит к молодому поколению дворян. Он умеет главное – приспосабливаться, а потому «Молчалины блаженствуют на свете».
    Таким образом, Молчалин – порождение и достойное продолжение представителей консервативного дворянства. Он, как и это общество, дорожит лишь чинами и деньгами и только по этим меркам оценивает людей. Хитрость и двуличие этого героя – определяющие черты в характеристике Молчалина в комедии «Горе от ума». Потому Чацкий и утверждает, что Молчалин «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».
    Проблема, которую поднимает Грибоедов в комедии «Горе от ума», остается актуальной и по сей день. Во все времена существовали Молчалины, которые не останавливались ни перед чем для достижения своих целей. Образ Молчалина будет оставаться живым для читателей до тех пор, пока во главу угла будут ставиться такие ценности, как богатство и положение в обществе, а не честь, совесть, человеческое достоинство и истинный патриотизм.
    Характеристика героя, рассуждение о его взглядах и идеалах, описание взаимоотношений с другими персонажами – все эти аргументы помогут ученикам 9 класса при написании сочинения на тему образа Молчалина в комедии «Горе от ума»
    Образ Молчалина в комедии «Горе от ума» Грибоедова – характеристика для сочинения по теме | источник

  8. Создавая характер Молчалина, Грибоедов показал растлевающее влияние крепостническо-чиновничьей морали на развитие и поведение человека, зависимого от фамусовского общества. С детства Молчалина учили рабскому угодничеству перед сильными мира сего. Выполнение отцовского завета — всем угождать — помогло Молчалину и «награжденья брать, и весело пожить». Что еще нужно было безродному чиновнику, коптевшему в захолустной Твери, откуда вытащил его Фамусов? Так воспринял образ Молчалина один из современников Грибоедова. «Молчалины, по словам Чацкого, блаженствуют на свете. Всякий век имеет своих Молчалиных, но в наше время они точно таковы, как Молчалин «Горя от ума». Художник в искусстве поднять платок, погладить шпица, втереть карточку, смолчать, когда его бранят, он за это получает три награждения, чин асессора, и в ладу, в дружбе со всеми. Осмотритесь: вы окружены Молчалиными».
    Позднее Д. Писарев писал: «Молчалин сказал себе: «Я хочу составить карьеру» — и пошел по той дороге, которая ведет к «степеням известным»; пошел и уже не своротит ни вправо, ни влево; умирай его мать в стороне от дороги, зови его любимая женщина в соседнюю рощу, плюй ему весь свет в глаза, чтобы остановить его движение, он все будет идти и дойдет…»2.
    Молчалин стал нарицательным обозначением подлости и лакейства. Совершив подлый поступок, он даже не понимает, что это подлость. Он искренне недоумевает, как в маленьких чинах «можно сметь свое суждение иметь». Сочувствуя Чацкому в том, что того постиг «по службе неуспех», Молчалин пытается учить его подлости, не замечая этого.
    Тем страшнее было значение этого образа. Молчалин вырос в колоссальный символ того рабского молчания, к которому стремились приучить Россию сначала Аракчеев («Ведь нынче любят бессловесных-»,— говорит Чацкий), а затем Николай I, неукоснительно проводивший в своей политике принцип «повиноваться, а не рассуждать и мнения свои держать при себе».
    Этого принципа придерживалось все фамусовское общество. Для него новые идеи и явления жизни не только неприемлемы, но и непонятны. Идеи эти оно считает «завиральными», о Чацких, проводящих их, общество готово даже сожалеть, но до тех пор, пока те не опасны его благополучию и строю жизни. Но стоит только Фамусовым почувствовать огромную силу Чацких, разоблачающих пустоту, эгоизм и паразитизм их жизни, как они ощетиниваются и стремятся расправиться с ними всеми возможными средствами. Так было и в истории. Пока в XVIII в. идеи просвещения, человечности и социального прогресса выражались в отвлеченной форме, а не конкретным протестом против самодержавия и крепостничества, правящие круги во главе с Екатериной II смотрели на их носителей сквозь пальцы. Но, когда Радищев с точки зрения этих идей вступился за крепостных крестьян и стал разоблачать Фамусовых своего времени, его объявили бунтовщиком «хуже Пугачева». Через десяток лет после драмы Чацкого Николай I объявил сумасшедшим Чаадаева за то, что тот выступил с идеями, по существу отрицавшими какие бы то ни было исторические права на существование самодержавно-крепостнического строя. Возможно, что мотив сумасшествия в комедии имел и автобиографический характер. До нас дошел, правда, не очень достоверный, но примечательный по своему содержанию рассказ англичанина Фомы Яковлевича Эванса, университетского профессора, что по Москве разнесся слух, будто Грибоедов сошел с ума. Встревоженный Эванс навестил Грибоедова, и тот взволнованно рассказал ему, что он «дня за два перед тем был на вечере, где его сильно возмутили дикие выходки тогдашнего общества, раболепное подражание всему иностранному и, наконец, подобострастное внимание, которым окружали какого-то француза, пустого болтуна». Негодование Грибоедова постепенно возрастало, и, наконец, его нервная, желчная природа высказалась в порывистой речи, которой все были оскорблены. У кого-то сорвалось с языка, что «этот умник» сошел с ума. Слово подхватили, и те же загорецкие, хлёстовы, гг. Н. и Д. разнесли его по всей Москве. «Я им докажу, что я в своем уме,— продолжал Грибоедов, окончив свой рассказ,— я в них пущу комедией, внесу в нее целиком этот вечер, им не поздоровится! Весь план у меня уже в голове, и я чувствую, что она будет хороша» .
    Источник

  9. Автор: Евгения Кошечкина
    Сочинение по комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
    В комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедов раскрывает нам общество и образы людей того времени. Читаешь комедию и невольно переносишься в Москву 1824 года, в дом Фамусова, где развертывается действие.
    Образ Молчалина – образ личности, занимающейся своей карьерой. С первых же страниц раскрывается смысл фамилии Молчалина – автор отводит ему очень мало реплик, причем речь его «услужлива», особенно в разговоре с Фамусовым, т.к. известно, что Молчалин – его секретарь. Фамусов относится к нему, как к нисшему чину, но в какой-то степени уважает его. Для Молчалина важнее попасть в чины и заслужить награды, то есть сделать себе карьеру:
    «По мере я трудов и сил,
    С тех пор, как числюсь по Архивам,
    Три награжденья получил».
    Также считает, что у него два таланта – «умеренность и аккуратность». Он занят только собой:
    «Есть у меня вещицы три:
    Есть туалет, прехитрая работа –
    Снаружи зеркальцо, и зеркальцо внутри,
    Кругом все прорезь, позолота;
    Подушечка, из бисера узор;
    И перламутровый прибор –
    Игольничек и ножинки, как милы!
    Жемчужинки, растертые в белилы!
    Помада есть для губ и для других причин,
    С духами скляночки: резеда и жасмин».
    Ради карьеры Молчалин готов на все, даже на унижения, он притворяется, признаваясь Софье в любви (любит «по должности»). Он боится потерять чин и доверие Фамусова. Софья любит Молчалина и хочет выйти за него замуж, думая, что чувства взаимны. Но Молчалин не хочет об этом и думать:
    «Надежды много впереди,
    Без свадьбы время проволочим».
    Ему важно мнение Павла Афанасьевича, а не искренние чувства Софьи. Он равнодушен к ней, в то время как ему нравится Лиза. Но Молчалин не желает ей зла, даже наоборот, он уверен, что скоро Софья его разлюбит так же, как и Чацкого. Софья действительно его отвергает, но только тогда, когда убеждается в его чувствах. Молчалин не противится ее требованиям оставить дом.
    Чацкий противопоставлен Молчалину, он показан как приезжий человек. Он с самого начала узнает в Молчалине низкого человека, одного из представителей фамусовского общества. Чацкий в диалоге с Молчалиным показывает все свое презрение к нему, никогда не соглашается с его мнением. Фамусов относится к Молчалину, как к высшему чину.
    Молчалин в Москве для того, чтобы «награжденье брать и весело пожить», для него не была бы трагедией потеря должности секретаря, он бы благодаря своему молчанию для карьеры никогда бы не пропал, а обязательно нашел себе новое пристанище и дослужился бы до больших чинов. Ему не нужна любовь Софьи, он относится равнодушно к Чацкому, считая его, как и все, сумасшедшим. Ему не надо ни о ком заботиться, он только пресмыкается перед большими чинами, даже вежлив только из выгоды.
    Так действительно ли Молчалины блаженствуют на свете? В наше время часто можно встретить такого «Молчалина», и он действительно будет «блаженствовать».

  10. Великая комедия А. С. Грибоедова, появившаяся в начале XIX века, открывает новый этап в развитии русской литературы. Созданные драматургом характеры имеют историко-литературное и общечеловеческое значение. Безусловная находка автора — образ Молчалина, вобравший в себя черты социально-психологического типа, которому на Руси суждена была, к сожалению, долгая жизнь.
    Тип этого героя, можно сказать, один из самых распространенных в русской литературе. Но самая первая встреча с ним происходит в пьесе А.С. Грибоедова “Горе от ума”. Заслугой автора является создание литературного типа Молчалина, ставшего крупным приобретением общественной мысли. Грибоедов проявил большую силу публицистического обобщения. Маленького чиновника — секретаря Фамусова — автор возвел в символ значительной социально-политической группы, крепко связав “молчалинство” с “фамусовщиной”. Создавая характер Молчалина, Грибоедов показал влияние чиновничьей морали на развитие и поведение человека. С детства героя учили рабскому угодничеству перед сильными мира сего. Выполнение отцовского завета помогло ему и “награжденья брать и весело пожить”. Но, с другой стороны, у него как у мелкого провинциального чиновника не было другого выхода. Молчалин — мастер в искусстве поднять платок, смолчать, когда его бранят, он за это получил три награждения, чин асессора и находится в дружбе со многими влиятельными людьми.
    При первом знакомстве, действительно, трудно определить настоящее лицо Молчалина. Мы видим робкого и застенчивого молодого человека. Влюбленная Софья наделяет его массой достоинств. “Герой ее романа” “и вкрадчив и умен”, он “за других себя забыть готов”, “уступчив, скромен, тих”. Однако постепенно мы убеждаемся, что такой Молчалин — лишь плод воображения Софьи. Если Чацкий недооценил Молчалина, то Софья явно его переоценила. Так кто же, наконец, такой Молчалин: смиренный скромник, неуклюжий и смешной в своем угодничестве, или преуспевающий подлец? “Пригретый” Фамусовым, за несколько лет, проведенных в Москве, Молчалин успел сделать неплохую карьеру: получил чин асессора и “три награжденья”, зачислен по архивам, сумел установить нужные связи, завязать выгодные знакомства. У него, как и у Скалозуба, “чтобы чины добыть, есть многие каналы”. Молчалин не брезгует ничем:
    Там моську вовремя погладит,
    Тут в пору карточку вотрет…
    Показывая противостояние Чацкого и Фамусова, А.С. Грибоедов поднимает проблему “века нынешнего” и “века минувшего”. Эти герои — люди разных поколений, в то время как Чацкий и Молчалин — ровесники, но тем резче между ними контраст. Каждый из них показывает один из вариантов пути, который может выбрать молодежь: путь правдоискателей и бунтарей (путь Чацкого) и путь “бессловесных”, которые достигнут “степеней известных” (путь Молчалина).
    Молчалин стал нарицательным обозначением подлости, лакейства. Он искренне не осознает, как, являясь мелким чиновником, можно думать и чувствовать самостоятельно. Сочувствуя Чацкому в том, что того постиг “по службе неуспех”, Молчалин пытается помочь ему, если тот в свою очередь пойдет по пути всех молчалиных. Бессловесный и всегда готовый к услужению, он обладает таким капиталом, который при любых обстоятельствах дает ему и его потомкам верный процент: умеренностью и аккуратностью. Есть у него и еще одно свойство — готовность до гроба угождать всякому, кто “кормит и поит, а иногда и чином одарит”. Он, если надо, может принять и вид любовника “в угодность дочери такого человека”. И уж, конечно, Молчалин на стороне “всех” в конфликте с возмутителем спокойствия Чацким. Как раз в диалоге Чацкого с Молчалиным и оформляется окончательно социальное и духовное противостояние между свободно мыслящим человеком и средой умеренности и аккуратности, которое разрешится клеветой на Чацкого и его изгнанием. Грибоедов заставляет Молчалина откровенничать и с каким-то вызовом излагать житейские правила того круга, к которому он приближен. “Умеренность и аккуратность”, “не сочинитель я”, “в мои лета не должно сметь свое суждение иметь”, “ведь надобно ж зависеть от других” — вот основы молчалинского благополучия, от которых он никогда не отступит.
    Но Чацкий ошибся в оценке Молчалина, в его истинной роли. Для него Молчалин — ничтожество, “жалчайшее создание”. Чацкий презрительно высокомерен. И только. Он никогда не думал, что Молчалин может оказаться его соперником. И даже когда узнает о связи Софьи и Молчалина, не воспринимает это всерьез. Ведь в пору Грибоедова Молчалины вызывали в основном презрение. Они не могли стать достойными противниками передовых дворян. Молчалин был предметом недостойным, он не заслуживал серьезного внимания.
    Он свято выполняет завет отца “угождать всем людям без изъятья”. Лесть — главное оружие Молчалина. Он льстит всем, кто может быть полезным, и даже готов играть роль влюбленного в расчете на милость Фамусова. Однако маска смиренника быстро слетает с него, когда он говорит с теми, кого считает ниже себя. С Лизой Молчалин старается выглядеть повесой, забыв о робости. Он ни во что не ставит Чацкого, поэтому позволяет себе давать последнему советы. В глазах Молчалина Чацкий — неудачник, поэтому с ним можно вести себя презрительно и снисходительно. Казалось бы, перед нами совершенно неприглядная и бесполезная личность, но, увы, мы вслед за Чацким вынуждены признать, что “Молчалины блаженствуют на свете”.
    И видимо уже наступало время молчалиных, то есть эпоха молчалинства — время правления Николая I, время чинов и чиновников. Тогда и приходит ненависть к молчаливым. Но она пришла не сразу, а когда выяснилось, что вечно молодые старички российской истории и есть они. Ведь Молчалин-то остался, а Чацкий сошел со сцены, Онегин прошел, Печорин погиб, ушли Рудин, Рахметов, Базаров. Он же сделался неуязвимым. Оказалось невозможным одолеть таких людей — они сильны чужой силой, их нельзя убить презрением, потому что их достоинство в чужом авторитете. К. А. Полевой писал: “… осмотритесь: вы окружены молчалиными”.
    Но Молчалины, на первый взгляд, не так уж и безобидны и смешны в своем старании угодить, их нельзя недооценивать. Как показало время — Молчалины живучи и неуязвимы. Вероятнее всего, страшен не сам герой, а ситуация, когда Чацкие страдают, а Молчалины блаженствуют, когда победу одерживают приспособленцы. Но надолго ли в конце пьесы Молчалин разоблачен, унижен, испуган? Такие люди “возрождаются” быстро, что весьма печально и прискорбно. Они не раскаиваются в своих поступках и страшнее то, что глубины своего падения они не осознают.

  11. Великая комедия А. С. Грибоедова, появившаяся в начале XIX века, открывает новый этап в развитии русской литературы. Созданные драматургом характеры имеют историко-литературное и общечеловеческое значение. Безусловная находка автора — образ Молчалина, вобравший в себя черты социально-психологического типа, которому на Руси суждена была, к сожалению, долгая жизнь.
    Тип этого героя, можно сказать, один из самых распространенных в русской литературе. Но самая первая встреча с ним происходит в пьесе А.С. Грибоедова “Горе от ума”. Заслугой автора является создание литературного типа Молчалина, ставшего крупным приобретением общественной мысли. Грибоедов проявил большую силу публицистического обобщения. Маленького чиновника — секретаря Фамусова — автор возвел в символ значительной социально-политической группы, крепко связав “молчалинство” с “фамусовщиной”. Создавая характер Молчалина, Грибоедов показал влияние чиновничьей морали на развитие и поведение человека. С детства героя учили рабскому угодничеству перед сильными мира сего. Выполнение отцовского завета помогло ему и “награжденья брать и весело пожить”. Но, с другой стороны, у него как у мелкого провинциального чиновника не было другого выхода. Молчалин — мастер в искусстве поднять платок, смолчать, когда его бранят, он за это получил три награждения, чин асессора и находится в дружбе со многими влиятельными людьми.
    При первом знакомстве, действительно, трудно определить настоящее лицо Молчалина. Мы видим робкого и застенчивого молодого человека. Влюбленная Софья наделяет его массой достоинств. “Герой ее романа” “и вкрадчив и умен”, он “за других себя забыть готов”, “уступчив, скромен, тих”. Однако постепенно мы убеждаемся, что такой Молчалин — лишь плод воображения Софьи. Если Чацкий недооценил Молчалина, то Софья явно его переоценила. Так кто же, наконец, такой Молчалин: смиренный скромник, неуклюжий и смешной в своем угодничестве, или преуспевающий подлец? “Пригретый” Фамусовым, за несколько лет, проведенных в Москве, Молчалин успел сделать неплохую карьеру: получил чин асессора и “три награжденья”, зачислен по архивам, сумел установить нужные связи, завязать выгодные знакомства. У него, как и у Скалозуба, “чтобы чины добыть, есть многие каналы”. Молчалин не брезгует ничем:
    Там моську вовремя погладит,
    Тут в пору карточку вотрет…
    Показывая противостояние Чацкого и Фамусова, А.С. Грибоедов поднимает проблему “века нынешнего” и “века минувшего”. Эти герои — люди разных поколений, в то время как Чацкий и Молчалин — ровесники, но тем резче между ними контраст. Каждый из них показывает один из вариантов пути, который может выбрать молодежь: путь правдоискателей и бунтарей (путь Чацкого) и путь “бессловесных”, которые достигнут “степеней известных” (путь Молчалина).
    Молчалин стал нарицательным обозначением подлости, лакейства. Он искренне не осознает, как, являясь мелким чиновником, можно думать и чувствовать самостоятельно. Сочувствуя Чацкому в том, что того постиг “по службе неуспех”, Молчалин пытается помочь ему, если тот в свою очередь пойдет по пути всех молчалиных. Бессловесный и всегда готовый к услужению, он обладает таким капиталом, который при любых обстоятельствах дает ему и его потомкам верный процент: умеренностью и аккуратностью. Есть у него и еще одно свойство — готовность до гроба угождать всякому, кто “кормит и поит, а иногда и чином одарит”. Он, если надо, может принять и вид любовника “в угодность дочери такого человека”. И уж, конечно, Молчалин на стороне “всех” в конфликте с возмутителем спокойствия Чацким. Как раз в диалоге Чацкого с Молчалиным и оформляется окончательно социальное и духовное противостояние между свободно мыслящим человеком и средой умеренности и аккуратности, которое разрешится клеветой на Чацкого и его изгнанием. Грибоедов заставляет Молчалина откровенничать и с каким-то вызовом излагать житейские правила того круга, к которому он приближен. “Умеренность и аккуратность”, “не сочинитель я”, “в мои лета не должно сметь свое суждение иметь”, “ведь надобно ж зависеть от других” — вот основы молчалинского благополучия, от которых он никогда не отступит.
    Но Чацкий ошибся в оценке Молчалина, в его истинной роли. Для него Молчалин — ничтожество, “жалчайшее создание”. Чацкий презрительно высокомерен. И только. Он никогда не думал, что Молчалин может оказаться его соперником. И даже когда узнает о связи Софьи и Молчалина, не воспринимает это всерьез. Ведь в пору Грибоедова Молчалины вызывали в основном презрение. Они не могли стать достойными противниками передовых дворян. Молчалин был предметом недостойным, он не заслуживал серьезного внимания.
    Он свято выполняет завет отца “угождать всем людям без изъятья”. Лесть — главное оружие Молчалина. Он льстит всем, кто может быть полезным, и даже готов играть роль влюбленного в расчете на милость Фамусова. Однако маска смиренника быстро слетает с него, когда он говорит с теми, кого считает ниже себя. С Лизой Молчалин старается выглядеть повесой, забыв о робости. Он ни во что не ставит Чацкого, поэтому позволяет себе давать последнему советы. В глазах Молчалина Чацкий — неудачник, поэтому с ним можно вести себя презрительно и снисходительно. Казалось бы, перед нами совершенно неприглядная и бесполезная личность, но, увы, мы вслед за Чацким вынуждены признать, что “Молчалины блаженствуют на свете”.
    И видимо уже наступало время молчалиных, то есть эпоха молчалинства — время правления Николая I, время чинов и чиновников. Тогда и приходит ненависть к молчаливым. Но она пришла не сразу, а когда выяснилось, что вечно молодые старички российской истории и есть они. Ведь Молчалин-то остался, а Чацкий сошел со сцены, Онегин прошел, Печорин погиб, ушли Рудин, Рахметов, Базаров. Он же сделался неуязвимым. Оказалось невозможным одолеть таких людей — они сильны чужой силой, их нельзя убить презрением, потому что их достоинство в чужом авторитете. К. А. Полевой писал: “… осмотритесь: вы окружены молчалиными”.
    Но Молчалины, на первый взгляд, не так уж и безобидны и смешны в своем старании угодить, их нельзя недооценивать. Как показало время — Молчалины живучи и неуязвимы. Вероятнее всего, страшен не сам герой, а ситуация, когда Чацкие страдают, а Молчалины блаженствуют, когда победу одерживают приспособленцы. Но надолго ли в конце пьесы Молчалин разоблачен, унижен, испуган? Такие люди “возрождаются” быстро, что весьма печально и прискорбно. Они не раскаиваются в своих поступках и страшнее то, что глубины своего падения они не осознают.

  12. Молчалин.
    Художник Н. Кузьмин
    Молчалин – это один из центральных героев знаменитой комедии “Горе от ума” Грибоедова.
    В этой статье представлена характеристика Молчалина в комедии “Горе от ума”, описание характера, личности и происхождения героя.
    Смотрите:
    Краткое содержание комедии
    – Все материалы по комедии “Горе от ума”

    Характеристика Молчалина в комедии “Горе от ума” Грибоедова: описание в цитатаъ

    Полное имя героя – Алексей Степанович Молчалин:
    “…Алексей Степанович Молчалин…”
    Господин Молчалин – взрослый мужчина, уже не ребенок:
    “…Помилуйте, мы с вами не ребяты…”
    Он 3 года служит секретарем у господина Фамусова:
    “…секретарь Фамусова…”
    “…При батюшке три года служит…”
    Господин Молчалин живет в доме Фамусова в своем отдельном “чуланчике”:
    “…живущий у него в доме…”
    “…Молчалин, вон чуланчик твой…”
    Молчалин числится на службе в “Архивах”, куда его устроил по знакомству Фамусов. На самом деле Молчалин только формально состоит в “Архивах” и получает за это чины. На деле он работает у Фамусова дома:
    “…числюсь по Архивам…”
    Фамусов охотно “кормит и поит” Молчалина, а также продвигает его по службе. Все потому что Молчалин умеет угодить своему начальнику:
    “…Который кормит и поит, / А иногда и чином подарит?..”
    Раньше Молчалин жил в Твери, откуда его и взял к себе Фамусов:
    “…В Москву переведен через мое содейство; / И будь не я, коптел бы ты в Твери…”
    Молчалин является небогатым, “нищим” человеком:
    “…Тот нищий…”
    Господин Молчалин – “безродный” человек, то есть человек простого происхождения. Вероятно, он родился в семье мещан:
    “…Безродного пригрел и ввел в мое семейство…”
    Чин Молчалина – коллежский асессор. Этот чин давал право на потомственное дворянство. Таким образом Молчалин стал дворянином благодаря своей карьере:
    “…Дал чин асессора и взял в секретари…” (согласно “Табели о рангах”, чин коллежского асессора давал право на потомственное дворянство)
    Господин Молчалин кажется застенчивым и робким человеком, но это, скорее, роль, которую он играет, чтобы добиваться своего:
    “…Враг дерзости, – всегда застенчиво, несмело…”
    “…Ни слова вольного, и так вся ночь проходит…”
    Молчалин является неразговорчивым, “бессловесным” человеком. Его “говорящая” фамилия подчеркивает его молчаливость:
    “…Еще ли не сломил безмолвия печати? А впрочем, он дойдет до степеней известных, / Ведь нынче любят бессловесных…”
    “…не богат словами…”
    При этом Молчалин является воспитанным, вежливым мужчиной:
    “…Я вас перепугал, простите ради бога…”
    Он – очень услужливый человек. Он умеет угождать самым разным людям:
    “…услужник знаменитый Молчалин! – Кто другой так мирно всё уладит! / Там моську вовремя погладит…”
    “…Молчалин за других себя забыть готов…”
    “…Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел…”
    Главная идея Молчалина – угождать всем людям подряд, чтобы в конце концов добиться своего:
    “…Мне завещал отец: / Во-первых, угождать всем людям без изъятья…”
    Господин Молчалин – двуличный, лицемерный человек. В зависимости от обстоятельств он ведет себя по-разному. Так, с Софьей он ведет себя скромно, а со служанкой Лизой – развязно и нагло:
    “…Вы с барышней скромны, а с горнишной повесы?..”
    “…Бог знает, в нем какая тайна скрыта…”
    По мнению Чацкого, Молчалин – глупый, жалкий человек:
    “…Молчалин прежде был так глуп!.. / Жалчайшее созданье! / Уж разве поумнел?..”
    “…Быть может, он не то, что три года назад Есть люди важные, слыли за дураков…”
    Молчалин ведет себя покорно и смиренно, чтобы понравиться окружающим и извлечь из этого пользу:
    “…Молчит, когда его бранят!..”
    “…он смягчил разгневанную гостью…”
    “…Конечно, смирен, все такие не резвы?…”
    Господин Молчалин с виду кажется скромным, тихим человеком, но его поведение со служанкой Лизой говорит о том, что он не так уж скромен в некоторых ситуациях:
    “… уступчив, скромен, тих…”
    Молчалин – спокойный человек. Судя по всему, обычно на его лице нет ни тени беспокойства:
    “…В лице ни тени беспокойства…”
    Господин Молчалин не высказывает своего мнения и никого не критикует. Эта тактика помогает ему понравиться окружающим:
    “…Не смею моего сужденья произнесть…”
    “…Зачем же мнения чужие только святы?..” (Чацкий о Молчалине)
    “…Чужих и вкривь и вкось не рубит…”
    Молчалин – низкий, подлый, бессовестный человек, по мнению Чацкого и Софьи:
    “…Какие низости!..”
    “…Подлец!..”
    “…И вам не совестно?..”
    “…С такими чувствами, с такой душою / Любим!..”
    Господин Молчалин – коварный, хитрый, лживый человек, по мнению Софьи:
    “…Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен!..”
    “…я знаю ваш ответ, / Солжете…”
    За свою недолгую службу в Москве Молчалин успел получить три награждения. Судя по всему, в этом ему помог Фамусов. Также, вероятно, в этом помогло умение самого Молчалина всем угождать:
    “…По мере я трудов и сил, / С тех пор, как числюсь по Архивам, / Три награжденья получил…”
    Господин Молчалин хочет быть знатным, уважаемым человеком. Его “манят почести и знатность”:
    “…Взманили почести и знатность?..” (Чацкий Молчалину)
    Молчалин – умеренный и аккуратный человек:
    “…Нет-с, свой талант у всех Умеренность и аккуратность…”
    В душе он – холодный, черствый человек, по мнению Лизы:
    “…Вы, сударь, камень, сударь, лед…”
    Молчалин – трусливый мужчина, по мнению Чацкого:
    “…За двери прячется, боится быть в ответе…”
    Господин Молчалин встречается с Софьей Фамусовой ради выгоды, “по должности”:
    “…Ее / По должности…”
    “…Я в Софье Павловне не вижу ничего / Завидного…”
    При этом Софья Фамусова искренне влюблена в Молчалина (секретаря своего отца) и не подозревает о его обмане:
    “…Вот я за что его люблю…” (слова Софьи)
    Сам же Молчалин влюблен в служанку Лизу, с которой ведет себя довольно развязно:
    “…Какое личико твое! / Как я тебя люблю!..”
    “…Она к нему, а он ко мне…” (Лиза об Молчалине)

    Критика о Молчалине в “Горе от ума”

  13. Молчалин Алексей Степаныч — центральный персонаж комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824). Значимость этого образа осознавалась постепенно, с течением времени. Первым заметил что-то важное в скромном облике секретаря Фамусова Н. В. Гоголь. Этот тихий и безмолвный персонаж, аккуратно пробивающийся в люди, привлек к себе внимание и М. Е. Салтыкова-Щедрина, который писал о нем в одном из своих очерков. Отношение Молчалина к прочим персонажам пьесы определяет его собственное положение в произведении. Начиная с самых первых минут действия, автор дает понять, что выбор Софьи сделан в пользу Молчалина. Между героями любовного треугольника (Чацкий – Софья – Молчалин) складываются непростые психологические отношения. Софья не в состоянии понять натуру Молчалина. Она принимает его холодность за сдержанность чувств, осторожность – за тактичность, а лакейский расчет – за практичную трезвость ума. Чацкий влюблен в Софью, а это мешает ему реально оценить серьезность соперника. Молчалин, желающий любой ценой сохранить свою привлекательность для Софьи и ее отца, не показывает, насколько сильно его затронул приезд Чацкого. Секретарь Фамусова очень сильно боится разоблачения, которое серьезной угрозой нависло над его репутацией, в связи с присутствием Чацкого. Случайное падение Молчалина с лошади, испуг, а затем и обморок Софьи провоцируют секретаря на активные действия с целью защитить свою, уже начавшую складываться служебную карьеру. Чтобы устранить соперника, Молчалин настраивает Софью против него и ненавязчиво подсказывает ей способ мщения Чацкому. В определенный момент героиня, долго сдерживающая свое раздражение, произносит фразу, которая сразу приобретает статус общественного мнения: «Он не в своем уме…». Молчалин и Чацкий противопоставляются друг другу не только как конкуренты в любовной интриге, но и как сторонники абсолютно разных жизненных позиций. Конфликт между Чацким и Молчалиным постепенно накапливает энергию, и в третьем акте пьесы происходит встреча этих героев в открытом диалоге. Чацкий презирает Молчалина, но недооценивает его возможности, это, в свою очередь, дает Молчалину преимущество и позволяет ему быть полностью откровенным. В этой сцене он по-настоящему искренен, но Чацкий не воспринимает его, как достойного противника. В финальном эпизоде пьесы, в сенях происходит развязка действия, и Чацкий, наконец-то, осознает реальное положение вещей. По сюжету комедии любовное блаженство Молчалина также терпит крах, но это скорее похоже на исключение из обычных ситуаций светской жизни того времени. Молчалина нельзя считать второстепенным персонажем пьесы, хотя так происходило в течение долгого времени. Его можно назвать серьезным противником, ведь именно этот ничтожный человек стал причиной трагедии Чацкого и виновником горьких страданий Софьи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *