Сочинение на тему молчалин в комедии грибоедова горе от ума

11 вариантов

  1. Герой работал секретарем у Фамусова, человека богатого и уважаемого. Всю работу он выполнял добросовестно, разговаривал ласково и осторожно, отчего и нравился Фамусову. С дочерью своего хозяина, с Софьей, он обращался еще лучше и даже посмел играть влюбленного молодого человека. Естественно, никаких высоких чувств по отношению к девушке он не испытывает. Наоборот, он ее презирает и налаживает отношения исключительно ради собственной выгоды. Однажды провинившись перед девушкой, он бросается к ней в ноги. Причиной этому было далеко не раскаяние, а боязнь потерять доверие своего господина Фамусова. Еще одной персоной, которой посчастливилось слушать от Молчалина ложь, была Хлестова. Он любезно играл с ней в карты и делал комплименты ее собачке. На самом деле, людям очень приятно подобное поведение в свой адрес. Лицемерие и услужливость Молчалин проявлял по отношению ко всем живущим в доме: от слуг до начальства. В этом заключался план героя, которого он строго придерживался.
    Таким образом, Молчалин в комедии Грибоедова является отрицательным персонажем. Читатель не может увидеть никаких положительных черт героя, а видит исключительно лицемерие и желание достичь сомнительной цели грязными путями. С помощью данного персонажа автор раскрывает серьезную проблему, существующую и в наши дни. Люди, которые стремятся ни к чему-либо высокому, а к славе и деньгам, готовы идти по головам и надевать маску искренности. Обычно, достигнув своих целей, такие люди живут несчастно и одиноко.

    Вариант 3

    В своей комедии “Горе от ума” Грибоедов рассказывает о дворянах Москвы ХІХ века, именно тогда общество раскололось на консерваторов и тех, кому импонировали идеи декабристов. Главной идеей произведения является противопоставление нынешнего века и минувшего века, смена устаревших идеалов дворян на совершенно новые.
    В комедии присутствует огромное количество сторонников старых идеалов. Поклонники старых принципов – это весомые и значимые в обществе люди, такие как помещик Фамусов, полковник Скалозуб, так же старым дворянам прислуживают и молодое поколение, которое просто вынуждено прислуживать “старикам”. Молчалин один из таких молодых людей, который вынужден прислуживать старым дворянам с их порядками.
    Сам Молчалин бедный дворянин, рождённый в Твери, он проживает в доме Фамусова, выдавшего его чин ассерсора и взявшего на работу серкртарем. Еще Молчалин является любовником дочери Фамусова, но сам Фамусов об этом не знает. Отец не хочет иметь такого зятя как Молчалин, потому что в Москве принято иметь богатых родственников. Фамусов ценит в людях желание услужить перед ним, и именно так Молчалин, с помощью своей услужливости получает такие должности.
    В данной пьесе образ Молчалина очень точно отвечает характеру повеления молодого, не окрепшего дворянина во влиятельном обществе. Молчалин старается максимально выслужиться перед высокими гостями в доме у Фамусова, потому что они могут быть полезными для его дальнейшего карьерного роста. Молодой дворянин опустился до того, что начинает нахваливать шерсть собачки Хлёстовой. Он считает, что дворяне нижних чинов должны таким образом заслуживать уважение у старших.
    Он, как и все персонажи данной комедии считает свои долгом хвастаться и гордиться своими успехами в продвижении по службе. Молчалин отлично налаживает связи с нужными его людьми, которые могут ему помочь по службе. Молчалин несёт огромный урон обществу, в котором он находится. Он также обманывает дочь Фамусова, ведь ухаживает он за ней только ради выслуги перед её отцом. Он такой человек, который для достижения своей цели не остановится ни перед чем, и способен нанести огромный ущерб тому обществу, в котором он находится.
    9 класс.

  2. Одним из центральных образов комедии Грибоедова «Горе от ума» является Алексей Степанович Молчалин. Он стал собирательным образом мелкого чиновника, что жили на Руси на протяжении многих столетий.
    Молчалин был не дворянского рода, но сумел вырваться в высший свет благодаря своему угодничеству и лести. Еще в детстве Алексей Степанович овладел искусством молчания и угодничества, за что в дальнейшем был награжден высоким чином.
    Молчалин был секретарем Фамусова и проживал в его доме.
    Двуличность этого героя просто поражает. В начале комедии Грибоедов показывает нам Молчалина, как очень мечтательного и робкого человека. Он был очень умен, проявлял сострадание к окружающим, был готов пожертвовать собой ради другого человека. Именно за эти черты характера его полюбила дочка Фамусова – Софья. Но позже, мы видим, как притворная маска упала и перед нами открывается совсем другой человек. Молчалин идет к своей цели, не останавливаясь ни перед кем, и ни перед чем.
    Он готов помочь лишь тем, кто является таким же «молчалиным». Алексея Степановича Грибоедов наделил еще одним качеством – угодничество до гроба тому, кто «кормит и поит, а иногда и чином одарит». Молчалин, ради достижения своей цели, готов играть любую, даже самую низкую роль. Он сблизился с Софьей, исключительно ради собственной выгоды – чтобы быть поближе к барину Фамусову.
    Окончательно маска подлизы и льстеца падает с Молчалина в разговорах с людьми ниже его по чину. Например, с Лизой он разговаривает свысока, словно барин. Он не уважает Чацкого, считает его неудачником, поэтому открыто показывает свое призрение.
    Казалось бы, что может сделать такая низкая личность, как Молчалин? Но, к сожалению, такими «молчалиными» наполнен наш мир. Как показывает время, таких людей нельзя недооценивать, как это сделал Чацкий. В конечном итоге, Чацкий остался не понятым и вынужден был уйти, а Молчалин остался «править балом». Страшным является то, что такие «приспособленцы», как Алексей Степанович Молчалин, не осознают своих ошибок, они идут к своей цели напролом, иногда ломая судьбы других людей.

  3. Автор: Евгения Кошечкина
    Сочинение по комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
    В комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедов раскрывает нам общество и образы людей того времени. Читаешь комедию и невольно переносишься в Москву 1824 года, в дом Фамусова, где развертывается действие.
    Образ Молчалина – образ личности, занимающейся своей карьерой. С первых же страниц раскрывается смысл фамилии Молчалина – автор отводит ему очень мало реплик, причем речь его «услужлива», особенно в разговоре с Фамусовым, т.к. известно, что Молчалин – его секретарь. Фамусов относится к нему, как к нисшему чину, но в какой-то степени уважает его. Для Молчалина важнее попасть в чины и заслужить награды, то есть сделать себе карьеру:
    «По мере я трудов и сил,
    С тех пор, как числюсь по Архивам,
    Три награжденья получил».
    Также считает, что у него два таланта – «умеренность и аккуратность». Он занят только собой:
    «Есть у меня вещицы три:
    Есть туалет, прехитрая работа –
    Снаружи зеркальцо, и зеркальцо внутри,
    Кругом все прорезь, позолота;
    Подушечка, из бисера узор;
    И перламутровый прибор –
    Игольничек и ножинки, как милы!
    Жемчужинки, растертые в белилы!
    Помада есть для губ и для других причин,
    С духами скляночки: резеда и жасмин».
    Ради карьеры Молчалин готов на все, даже на унижения, он притворяется, признаваясь Софье в любви (любит «по должности»). Он боится потерять чин и доверие Фамусова. Софья любит Молчалина и хочет выйти за него замуж, думая, что чувства взаимны. Но Молчалин не хочет об этом и думать:
    «Надежды много впереди,
    Без свадьбы время проволочим».
    Ему важно мнение Павла Афанасьевича, а не искренние чувства Софьи. Он равнодушен к ней, в то время как ему нравится Лиза. Но Молчалин не желает ей зла, даже наоборот, он уверен, что скоро Софья его разлюбит так же, как и Чацкого. Софья действительно его отвергает, но только тогда, когда убеждается в его чувствах. Молчалин не противится ее требованиям оставить дом.
    Чацкий противопоставлен Молчалину, он показан как приезжий человек. Он с самого начала узнает в Молчалине низкого человека, одного из представителей фамусовского общества. Чацкий в диалоге с Молчалиным показывает все свое презрение к нему, никогда не соглашается с его мнением. Фамусов относится к Молчалину, как к высшему чину.
    Молчалин в Москве для того, чтобы «награжденье брать и весело пожить», для него не была бы трагедией потеря должности секретаря, он бы благодаря своему молчанию для карьеры никогда бы не пропал, а обязательно нашел себе новое пристанище и дослужился бы до больших чинов. Ему не нужна любовь Софьи, он относится равнодушно к Чацкому, считая его, как и все, сумасшедшим. Ему не надо ни о ком заботиться, он только пресмыкается перед большими чинами, даже вежлив только из выгоды.
    Так действительно ли Молчалины блаженствуют на свете? В наше время часто можно встретить такого «Молчалина», и он действительно будет «блаженствовать».

  4. Великая комедия А. С. Грибоедова, появившаяся в начале XIX века, открывает новый этап в развитии русской литературы. Созданные драматургом характеры имеют историко-литературное и общечеловеческое значение. Безусловная находка автора — образ Молчалина, вобравший в себя черты социально-психологического типа, которому на Руси суждена была, к сожалению, долгая жизнь.
    Тип этого героя, можно сказать, один из самых распространенных в русской литературе. Но самая первая встреча с ним происходит в пьесе А.С. Грибоедова “Горе от ума”. Заслугой автора является создание литературного типа Молчалина, ставшего крупным приобретением общественной мысли. Грибоедов проявил большую силу публицистического обобщения. Маленького чиновника — секретаря Фамусова — автор возвел в символ значительной социально-политической группы, крепко связав “молчалинство” с “фамусовщиной”. Создавая характер Молчалина, Грибоедов показал влияние чиновничьей морали на развитие и поведение человека. С детства героя учили рабскому угодничеству перед сильными мира сего. Выполнение отцовского завета помогло ему и “награжденья брать и весело пожить”. Но, с другой стороны, у него как у мелкого провинциального чиновника не было другого выхода. Молчалин — мастер в искусстве поднять платок, смолчать, когда его бранят, он за это получил три награждения, чин асессора и находится в дружбе со многими влиятельными людьми.
    При первом знакомстве, действительно, трудно определить настоящее лицо Молчалина. Мы видим робкого и застенчивого молодого человека. Влюбленная Софья наделяет его массой достоинств. “Герой ее романа” “и вкрадчив и умен”, он “за других себя забыть готов”, “уступчив, скромен, тих”. Однако постепенно мы убеждаемся, что такой Молчалин — лишь плод воображения Софьи. Если Чацкий недооценил Молчалина, то Софья явно его переоценила. Так кто же, наконец, такой Молчалин: смиренный скромник, неуклюжий и смешной в своем угодничестве, или преуспевающий подлец? “Пригретый” Фамусовым, за несколько лет, проведенных в Москве, Молчалин успел сделать неплохую карьеру: получил чин асессора и “три награжденья”, зачислен по архивам, сумел установить нужные связи, завязать выгодные знакомства. У него, как и у Скалозуба, “чтобы чины добыть, есть многие каналы”. Молчалин не брезгует ничем:
    Там моську вовремя погладит,
    Тут в пору карточку вотрет…
    Показывая противостояние Чацкого и Фамусова, А.С. Грибоедов поднимает проблему “века нынешнего” и “века минувшего”. Эти герои — люди разных поколений, в то время как Чацкий и Молчалин — ровесники, но тем резче между ними контраст. Каждый из них показывает один из вариантов пути, который может выбрать молодежь: путь правдоискателей и бунтарей (путь Чацкого) и путь “бессловесных”, которые достигнут “степеней известных” (путь Молчалина).
    Молчалин стал нарицательным обозначением подлости, лакейства. Он искренне не осознает, как, являясь мелким чиновником, можно думать и чувствовать самостоятельно. Сочувствуя Чацкому в том, что того постиг “по службе неуспех”, Молчалин пытается помочь ему, если тот в свою очередь пойдет по пути всех молчалиных. Бессловесный и всегда готовый к услужению, он обладает таким капиталом, который при любых обстоятельствах дает ему и его потомкам верный процент: умеренностью и аккуратностью. Есть у него и еще одно свойство — готовность до гроба угождать всякому, кто “кормит и поит, а иногда и чином одарит”. Он, если надо, может принять и вид любовника “в угодность дочери такого человека”. И уж, конечно, Молчалин на стороне “всех” в конфликте с возмутителем спокойствия Чацким. Как раз в диалоге Чацкого с Молчалиным и оформляется окончательно социальное и духовное противостояние между свободно мыслящим человеком и средой умеренности и аккуратности, которое разрешится клеветой на Чацкого и его изгнанием. Грибоедов заставляет Молчалина откровенничать и с каким-то вызовом излагать житейские правила того круга, к которому он приближен. “Умеренность и аккуратность”, “не сочинитель я”, “в мои лета не должно сметь свое суждение иметь”, “ведь надобно ж зависеть от других” — вот основы молчалинского благополучия, от которых он никогда не отступит.
    Но Чацкий ошибся в оценке Молчалина, в его истинной роли. Для него Молчалин — ничтожество, “жалчайшее создание”. Чацкий презрительно высокомерен. И только. Он никогда не думал, что Молчалин может оказаться его соперником. И даже когда узнает о связи Софьи и Молчалина, не воспринимает это всерьез. Ведь в пору Грибоедова Молчалины вызывали в основном презрение. Они не могли стать достойными противниками передовых дворян. Молчалин был предметом недостойным, он не заслуживал серьезного внимания.
    Он свято выполняет завет отца “угождать всем людям без изъятья”. Лесть — главное оружие Молчалина. Он льстит всем, кто может быть полезным, и даже готов играть роль влюбленного в расчете на милость Фамусова. Однако маска смиренника быстро слетает с него, когда он говорит с теми, кого считает ниже себя. С Лизой Молчалин старается выглядеть повесой, забыв о робости. Он ни во что не ставит Чацкого, поэтому позволяет себе давать последнему советы. В глазах Молчалина Чацкий — неудачник, поэтому с ним можно вести себя презрительно и снисходительно. Казалось бы, перед нами совершенно неприглядная и бесполезная личность, но, увы, мы вслед за Чацким вынуждены признать, что “Молчалины блаженствуют на свете”.
    И видимо уже наступало время молчалиных, то есть эпоха молчалинства — время правления Николая I, время чинов и чиновников. Тогда и приходит ненависть к молчаливым. Но она пришла не сразу, а когда выяснилось, что вечно молодые старички российской истории и есть они. Ведь Молчалин-то остался, а Чацкий сошел со сцены, Онегин прошел, Печорин погиб, ушли Рудин, Рахметов, Базаров. Он же сделался неуязвимым. Оказалось невозможным одолеть таких людей — они сильны чужой силой, их нельзя убить презрением, потому что их достоинство в чужом авторитете. К. А. Полевой писал: “… осмотритесь: вы окружены молчалиными”.
    Но Молчалины, на первый взгляд, не так уж и безобидны и смешны в своем старании угодить, их нельзя недооценивать. Как показало время — Молчалины живучи и неуязвимы. Вероятнее всего, страшен не сам герой, а ситуация, когда Чацкие страдают, а Молчалины блаженствуют, когда победу одерживают приспособленцы. Но надолго ли в конце пьесы Молчалин разоблачен, унижен, испуган? Такие люди “возрождаются” быстро, что весьма печально и прискорбно. Они не раскаиваются в своих поступках и страшнее то, что глубины своего падения они не осознают.

  5. Сочинение на тему: Образ Молчалина в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»(«Враг дерзости, всегда застенчивый, стыдливый».)
    Когда я прочитал комедию Грибоедова «Горе от ума», мне было о чем подумать. И одной из тем для размышления стал образ Молчалина, этого «жалчейшего созданья», как говорит о нем Чацкий. Но следует ли воспринимать его столь однозначно?
    Мне кажется, что у читателей может сложиться неверное представление о Молчалине, потому что они смотрят на него глазами Чацкого. Но ведь Чацкий не может питать к Молчалину нежных чувств, поскольку ревнует к нему Софью.
    Чацкий не может понять Молчалина, и это беспокоит и настораживает его. Внешне Чацкий как будто уверен в том, что Софья не может увлечься Молчалиным, но на самом деле его одолевают сомнения: «Бог знает, в нем какая тайна скрыта». Чем Молчалин мог покорить Софью — для Чацкого загадка: «Какою ворожбой умел к ней в сердце влезть!..» Он пытается выяснить это у самой Софьи и получает ответ, который его, конечно, не устраивает. В ее представлении Молчалин «не грешен ни в чем», она видит в нем свой идеал рыцаря, о котором она, может быть, мечтала. Софья с готовностью приписывает Молчалину те качества; которые ей хотелось бы видеть в любимом человеке, — скромность, застенчивость, душевную чистоту и любовь к ближнему.
    Каков же Молчалин на самом деле? Разобраться довольно трудно, потому что основная его задача заключается как раз в том, чтобы как можно надежнее скрыть свое лицо под маской. И, что интересно, масок у него много, для каждого своя, на любой вкус. Для Фамусова он деловой*, для Софьи — праведник, а вот для Чацкого у него особая роль. Он изображает того, кого Чацкий больше всего хочет в нем видеть, — глупца и подхалима: «В мои лета не должно сметь..!» «Ведь надобно ж зависеть от других…» и т. п. Мне кажется, что если «умный» Чацкий не понимает Молчалина, то «глупец» Молчалин как раз видит Чацкого насквозь. И Чацкий своими восклицаниями подтверждает, что вполне поверил откровениям Молчалина:
    С такими чувствами, с такой душою
    Любим!.. Обманщица смеялась надо много!..
    Критика Чацкого в адрес общества приятна Молчалину, он эту критику сам и провоцирует. «Умеренному и аккуратному» Молчалину в его тайном поединке с московским обществом необходимо сознание собственной правоты, ощущение, что его философия верна и что использовать людей в своих корыстных целях — не так уж плохо. Чацкий же своими приговорами всему свету оправдывает эту ущербную философию Молчалина. Ведь если все вокруг так ничтожны и глупы, почему бы не принести их в жертву своим интересам?
    Молчалин не воспринимает Чацкого как достойного противника, считая его слишком поверхностным и прямолинейным. Вот с Фамусовым и с Софьей ему приходится быть в постоянном напряжении. Услугами Фамусова Молчалин собирается пользоваться как можно дольше — для этого ему и нужна маска услужливого и делового человека. С Софьей ему приходится довольно трудно, так как он не понимает ее — настолько она выше, чище и духовнее его.
    Единственный человек, перед которым Молчалин готов открыть свое истинное лицо, -это Лиза. Спрашивается, почему? Дело в том, что он ошибочно принимает Лизу «за свою». Он замечает в ней те качества, которыми сам обладает: умение притворяться, свободно лгать и играть нужную роль, скрывая то, что есть на самом деле. Объясняясь с Фамусовым, Лиза вертелась перед ним… врала, чтобы выручить Софью, и это вызвало у Молчалина восторг.
    Он ощущает некоторое родство с Лизой и раскрывает перед ней свое истинное лицо. Он, не стесняясь, говорит ей о своем отношении к «плачевной крале» Софье. Собственно, это и становится единственной его ошибкой. Почему же он так «оплошал»? Видимо, держать все в себе — дело тяжелое, даже для такого человека, как Молчалин. Дочитав комедию до конца, я пытался ответить на вопрос: вывернется Молчалив из этого, казалось бы, безнадежного положения или нет? Мне почему-то кажется, что вывернется. Ведь Фамусов его не видел, Чацкий тут же уехал, Софья о своем позоре никогда не расскажет, а верная Лиза ее не выдаст.
    Получается, что Молчалин — не такой уж «жалкий глупец», каким хочет видеть его Чацкий. Как же могло получиться, что Молчалину так долго удавалось всем морочить голову и, вполне возможно, удастся продолжить свою игру и дальше, Я думаю, что у него это не вызовет особого труда, учитывая нравы остальных героев комедии — Фамусова, Скалозуба и многих других представителей «фамусовской Москвы»

  6. За что Фамусов ценит Молчалина?
    Взгляды Фамусова и Молчалина на поведение дворянина в обществе
    Чем опасен Молчалин для фамусовского общества?
    Выводы
    Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» – это сатира на нравы дворянского общества начала 19 века. Обличение консервативных взглядов аристократов происходит в процессе столкновения «века минувшего» с «веком нынешним». Прогрессивно настроенные дворяне, мыслящие по-новому, представлены в пьесе всего одним героем – Александром Андреевичем Чацким. Ему противостоит все московское светское общество того времени, во главе которого стоит Павел Афанасьевич Фамусов, в доме которого происходят события комедии. За этим влиятельным дворянином стоит множество приспешников, одним из которых является Молчалин. В комедии «Горе от ума» Фамусов и Молчалин являются единомышленниками, людьми, объединенными общими взглядами и ценностями.

    За что Фамусов ценит Молчалина?

    Павел Афанасьевич Фамусов занимает высокий пост в Москве. Он управляющий в казенном доме. Вдовец, воспитывает семнадцатилетнюю дочь Софью. Как любящий отец, он желает для своей дочери наилучшего будущего. Поэтому он так возмущен, застав Софью в комнате наедине с Молчалиным.
    Молчалин – безродный дворянин из Твери, которому Фамусов «дал чин асессора и взял в секретари». Конечно, по мнению Фамусова, он не годится в мужья Софье. Фамусов, как и все московские дворяне, предпочитает видеть в зятьях человека «с звездами и чинами». Однако он ценит деловые качества Молчалина, его способность «услужить».
    Несмотря на то, что в дворянском обществе принято брать на хорошие места своих родственников, Молчалину все же удалось стать секретарем Фамусова, который в разговоре со Скалозубом признается: «При мне служащие чужие очень редки: все больше сестрины, свояченицы детки; один Молчалин мне не свой, и то затем, что деловой».

    Взгляды Фамусова и Молчалина на поведение дворянина в обществе

    Фамусов считает, что самое главное – хорошая репутация в свете. И не важно, какой ценой она завоевана. Он с восхищением вспоминает своего дядю Максима Петровича, который нарочно падал на приеме у императрицы, чтобы ее развеселить. Фамусов не считает это унижением, а, наоборот, называет «смышленостью».
    Своими взглядами на то, как должен вести себя дворянин в свете, образы Фамусова и Молчалина в комедии «Горе от ума» очень схожи. На балу в доме Фамусова Молчалин старается выслужиться перед всеми гостями. Он гладит и расхваливает шерстку собаки Хлёстовой, которая взамен жалует его своим расположением: «Спасибо, мой дружок!» Это выглядит унизительно, но Молчалина это не смущает. Он не имеет высокого чина, а значит, ему «надобно зависеть от других». «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь», – вот принцип, по которому живет и действует этот герой.
    Как и Фамусов, Молчалин гордится своими карьерными достижениями, хоть они и представлены у него в более мелком масштабе: «По мере я трудов и сил, с тех пор, как числюсь по архивам, три награжденья получил».
    Гордится он и связями с известными московскими людьми, например, с княгиней Татьяной Юрьевной, которая «балы дает нельзя богаче».

    Чем опасен Молчалин для фамусовского общества?

    Фамусов и Молчалин в комедии «Горе от ума» имеют совершенно одинаковые взгляды на карьеру и способы ее построения, на поведение дворянина в свете, у них идентичные жизненные ценности. Однако услужливость Молчалина, его двуличие сыграют злую шутку с Фамусовым – его дочь окажется обманутой этим человеком.
    Заигрывая со служанкой Лизой, Молчалин ведет себя совсем не так, как с Софьей. Лиза говорит ему: «Вы с барышней скромны, а с горничной повесы». Молчалин совсем не так прост, как кажется на первый взгляд.
    Вся его романтическая история с Софьей – актерская игра с его стороны. Спектакль этот разыгрывается им для Фамусова. Отец молодой девушки напрасно опасается, что Молчалин, будучи небогатым и не имея высокого чина, попросит руки его дочери. Он и не собирается этого делать. Любовником Софьи он притворяется «в угоду дочери такого человека». А для женитьбы Молчалин не видит в дочери Фамусова «ничего завидного». Еще бы, ведь в отличие от Молчалина Софья не боится ни своих чувств, ни мнения света. Молчалин же опасается выдать чем-нибудь свои отношения с Софьей, ведь «злые языки страшнее пистолета».
    Таким образом, московские дворяне, создав для себя мир с такими правилами игры, сами же становятся жертвами этих правил. Молчалин всего лишь выполняет завет своего отца – «угождать всем людям без изъятья – хозяину, где доведется жить, начальнику…»

    Выводы

    Очевидно, что характеристики Фамусова и Молчалина лишь незначительно отличаются друг от друга. Они оба представители «века минувшего», «страстные к чинам» и деньгам. Разница только в том, что Фамусов уже обладает желаемым весом в обществе, теперь ему остается просто держаться на плаву. Молчалин же только идет к этому. Но пути достижения целей у них одинаковые, ведь они люди одного круга, одних идеалов. Недаром Чацкий говорит о Молчалине, что он «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».
    И в наши дни актуальна проблема, затронутая Грибоедовым в комедии «Горе от ума», когда «Молчалины блаженствуют на свете». Ведь сейчас, как и во все времена, есть Фамусовы, которые убеждены в безграничной власти денег, которые уважают лишь себе подобных, а обездоленных презирают. И есть Молчалины, которые, чтобы дотянуться, дорасти до уровня Фамусовых, ни перед чем не останавливаются и ничем не брезгуют. Пьеса Грибоедова будет находить живой отклик в сердцах современных читателей, пока будут возводиться в ранг высших ценностей карьера и богатство, а не любовь, дружба, гражданственность, честь и совесть.
    Проблема описанная в данной статье очень актуальна и сегодня. Поэтому приведённая характеристика образов Фамусова и Молчалина, схожесть и различие их взглядов пригодятся ученикам 9 классов при подготовке сочинения на тему «Фамусов и Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума»»
    Фамусов и Молчалин в комедии «Горе от ума» Грибоедова — характеристика образов для сочинения по теме | источник

  7. В комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова представлены образы московских дворян начала 19 века, когда в обществе наметился раскол между консервативным дворянством и теми, кто воспринял идеи декабризма. Основная тема произведения – противоборство «века нынешнего» и «века минувшего», болезненная и исторически закономерная смена старых дворянских идеалов новыми. Сторонники «века минувшего» в комедии многочисленны. Это не только такие весомые и влиятельные в свете люди, как помещики-крепостники Фамусов и полковник Скалозуб, но и молодые дворяне, не имеющие высоких чинов и вынужденные «услуживать» влиятельным людям. Таков образ Молчалина в комедии «Горе от ума».
    Молчалин – небогатый дворянин родом из Твери. Он живет в доме у Фамусова, который ему «дал чин асессора и взял в секретари». Молчалин является тайным любовником дочери Фамусова, но в зятьях отец Софьи видеть его не желает, ведь в Москве положено иметь зятя «с звездами и чинами». Этим стандартам Молчалин пока не соответствует. Однако очень ценно для фамусовского общества его стремление «услужить».
    Благодаря этому умению Молчалин и получил должность секретаря Фамусова, ведь обычно на такие места берут только по протекции. Фамусов говорит: «При мне служащие чужие очень редки: все больше сестрины, свояченицы детки; один Молчалин мне не свой, и то затем, что деловой». Именно деловые качества, а не честь и достоинство, ценны в фамусовской среде.
    В пьесе «Горе от ума» образ Молчалина полностью соответствует принятым стандартам поведения молодого дворянина в обществе. Он выслуживается и унижается перед влиятельными гостями в доме Фамусова, ведь они могут быть полезными в его продвижении по службе. Молчалин опускается до того, что принимается нахваливать гладкую шерстку собаки Хлёстовой. Он полагает, что, пока «в чинах мы небольших», «надобно зависеть от других». Именно поэтому Молчалин живет по принципу «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь».
    Как и все в фамусовском обществе, в комедии «Горе от ума» Молчалин гордится своими успехами по службе и хвалится ими при каждом удобном случае: «По мере я трудов и сил, с тех пор, как числюсь по архивам, три награжденья получил». Молчалин преуспел и в налаживании связей с «нужными» людьми. Он часто бывает у княгини Татьяны Юрьевны, ведь «чиновные и должностные – все ей друзья и все родные», и даже осмеливается рекомендовать такую манеру поведения Чацкому.
    Несмотря на то, что взгляды и ценности Молчалина полностью совпадают с идеалами консервативного дворянства, Молчалин способен причинить серьезный вред тому обществу, в котором он находится. Дочь Фамусова будет обманута именно этим человеком, поскольку он принимает вид ее любовника «по должности», то есть из выгоды.
    Молчалин полностью открывает свое лицо при взаимодействии со служанкой Лизой, которую выражает симпатию.
    «Вы с барышней скромны, а с горничной повесы», – говорит она ему. Читателю становится понятно, что Молчалин вовсе не глупый скромник – он двуличный и опасный человек.
    В сердце Молчалина нет ни любви, ни уважения к Софье. С одной стороны, он разыгрывает этот спектакль «в угоду дочери такого человека», а с другой – смертельно боится того, что его тайная связь с Софьей откроется. Молчалин очень труслив. Он боится испортить о себе мнение в обществе, ведь «злые языки страшнее пистолета». Даже Софья готова идти наперекор свету ради любви: «Что мне молва?!» Наверное, поэтому Молчалин не находит в браке с Софьей «ничего завидного».
    Получается, что своей подлостью Молчалин причиняет вред даже тому обществу, порождением которого он является. Молчалин просто четко следует совету своего отца – «угождать всем людям без изъятья – хозяину, где доведется жить, начальнику, с кем буду я служить…»
    Этот герой полностью соответствует идеалам «века минувшего», хотя принадлежит к молодому поколению дворян. Он умеет главное – приспосабливаться, а потому «Молчалины блаженствуют на свете».
    Таким образом, Молчалин – порождение и достойное продолжение представителей консервативного дворянства. Он, как и это общество, дорожит лишь чинами и деньгами и только по этим меркам оценивает людей. Хитрость и двуличие этого героя – определяющие черты в характеристике Молчалина в комедии «Горе от ума». Потому Чацкий и утверждает, что Молчалин «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».
    Проблема, которую поднимает Грибоедов в комедии «Горе от ума», остается актуальной и по сей день. Во все времена существовали Молчалины, которые не останавливались ни перед чем для достижения своих целей. Образ Молчалина будет оставаться живым для читателей до тех пор, пока во главу угла будут ставиться такие ценности, как богатство и положение в обществе, а не честь, совесть, человеческое достоинство и истинный патриотизм.
    Характеристика героя, рассуждение о его взглядах и идеалах, описание взаимоотношений с другими персонажами – все эти аргументы помогут ученикам 9 класса при написании сочинения на тему образа Молчалина в комедии «Горе от ума»
    Образ Молчалина в комедии «Горе от ума» Грибоедова – характеристика для сочинения по теме | источник

  8. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» объединяет в себе лучшие достижения предшествующей драматургии и открывает новый этап в развитии русской и мировой реалистической комедии. Художественное новаторство пьесы проявляется прежде всего в характере типизации и индивидуализации действующих лиц. Каждый образ концентрированно отражает в сее конкретно-историческую сущность реальных общественных типов своей эпохи.
    Чацкий и Молчалин — оба молодые люди, они принадлежат к одному поколению. Их также объединяет и то, что они ищут путь к сердцу Софьи. Но на этом, пожалуй, сходство заканчивается.
    Чацкий — образованный человек с аналитическим складом ума. Даже Фамусов признает, что он «славно пишет, переводит». Он намного умнее других персонажей пьесы, даже тех, которые старше его.
    Молчалина тоже нельзя назвать глупым. Он обладает умом, но это практический, житейский ум, направленный на достижение корыстных целей. Молчалин занят лишь поисками теплого местечка, удачного устройства в жизни.
    Чацкий критически относится к ложным представлениям фамусовского общества, которое понятие ума связывает с меркантильными интересами.
    В образе Чацкого угадываются и романтические черты, такие, как восторженность, пламенная страстность.
    В противоположность ему Молчалин — спокойный, умеренный, тихий и аккуратный:
    Услужлив, скромненький, в лице румянец есть.
    Он старается держаться в тени, в отличие от Чацкого, который всегда на виду.
    Чацкий обладает чуткой душой и пылким сердцем. Чацкий опасен для фамусовского общества тем, что он неравнодушный человек и протестующий гражданин. Ему хочется всколыхнуть тину застойного общества.
    А вот Молчалину в этом обществе безразличных и молчаливых людей живется прекрасно. Он «не богат словами» и «блаженствует на свете», потому что там «любят бессловесных». Молчалин нашел секрет процветания — он никогда ни с кем не спорит:
    В мои лета не должно сметь свое суждение иметь…
    Молчалин выбирает мнение большинства. Он искренне уверен, что главным качеством человека должна быть осторожность в поступках и словах. Чацкий с Молчалиным не согласен и после разговора с ним думает, что Софья пошутила: она не может любить настолько бездарного и глупого человека.
    Чацкий преданно любит Софью. Хотя он и не приемлет фамусовское общество, но вынужден оставаться в нем ради своей любви к дочери Фамусова. Однако она не видит недостатков Молчалина и достоинств Чацкого.
    Молчалин же лишь прикидывается влюбленным, о чем он с циничной откровенностью признается горничной Лизе: «И вот любовника я принимаю вид // В угоду дочери такого человека…»
    Лживость и притворство Молчалина распространяются не только на сферу чувств. Они охватывают все стороны его жизни и проявляются в его отошениях с другими героями комедии. С Фамусовым Молчалин ведет себя очень почтительно, старухе Хлестовой нашептывает льстивые слова и комплименты, снисходительно разговаривает с Чацким и развязен с Лизой. Он стремится льстить лишь тем, кто хоть в какой-то мере способен повлиять на его карьеру:
    Мне завещал отец:
    Во-первых, угождать всем людям без изъятья —
    Хозяину, где доведется жить,
    Начальнику, с кем буду я служить,
    Слуге его, который чистит платья,
    Швейцару, дворнику, для избежания зла,
    Собаке дворника, чтоб ласкова была.

    Если Молчалин что-то и говорит, то только для того, чтобы угождать нужным людям:
    Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка,
    Я гладил все его: как шелковая шерстка!

    Чацкий же, напротив, порывает связи с министрами, отказываясь тем самым от блестящей карьеры. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — заявляет он. Ему не важно мнение всесильной Татьяны Юрьевны, покровительства которой ищет вся фамусовская Москва.
    Чацкий и Молчалин — разные люди: один из них свободный человек и, скорее всего, останется без высокого поста или чина. Другой, напротив, если и не достигнет больших высот из-за недалекости своего ума, то уж точно недолго задержится на низшей ступеньке.
    Речь двух героев также характеризует каждого из них и еще больше обнажает их глубокое внутреннее отличие друг от друга. Так, например, речь Чацкого патетична, динамична и эмоциональна. Она, по меткому выражению Гончарова, «кипит умом и остроумием». Чацкий — человек, обладающий разносторонним образованием, большой эстетической культурой, блистательным умом, глубиной чувств и прекрасным знанием родного языка.
    Для Молчалина и в речи характерна угодливая почтительность, проявляющаяся в льстивом, почти лакейском, употреблении «с» на конце слов: «я-с», «по-прежнему-с», «с бумагами-с». Он также использует много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, таких, как «ангельчик», «шерстка». Его выражения отличаются приторной лживой деликатностью жеманностью: «Я вам советовать не смею».
    Противоположность Чацкого и Молчалина особенно ярко проявляется в их диалогах. Создается впечатление, что они говорят на разных языках, не слыша и не понимая друг друга. Молчалин не в состоянии понять поступок Чацкого, который добровольно отказывается от завидной перспективы «и награждения брать, и весело пожить». А Чацкий с его системой ценностей не может согласиться с тем, что взрослый человек «не должен сметь свое суждение иметь».
    И Молчалин, и Чацкий в финале должны покинуть фамусовское общество. Чацкий об этом не жалеет:
    Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок.
    Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
    Где оскорбленному есть чувству уголок!..
    Карету мне, карету!

    Чацкий стремится к полезной деятельности и искренне хочет служить «делу, а не лицам». Поэтому он и не сможет сделать карьеру, которой сумеет, скорее всего, добиться Молчалин не с помощью ума, а лишь с помощью «умеренности и аккуратности».
    Молчалин переживает, что он дал волю своему увлечению Лизой. Будучи очень предусмотрительным, он все же не сумел предвидеть того, что его разговор с горничой может быть подслушан. Но и здесь мы понимаем, что Молчалин встретил лишь препятствие на пути к своей карьере. Он еще оправится от удара и, по всей видимости, станет важным чиновником. Молчалин не пропадет.
    Получается, что в обществе, которое показывает нам в комедии Грибоедов, нет места умным и просвещенным людям, а молчалины «блаженствуют на свете», постепенно превращаясь в фамусовых.

  9. Один из самых интересных, «самых ярких типов комедии» (по за­мечанию Ф.М. Достоевского), «неоднозначных» (по высказыванию А.С. Пушкина) героев является Алексей Степанович Молчалин, сек­ретарь Фамусова, живущий у него в доме и числящийся «по архи­вам».
    Из всех персонажей фамусовского круга Молчалин лучше осталь­ных может приспособиться к существующим условиям. Он обладает деловыми качествами. Первая его более или менее пространная реп­лика, относится к служебным обязанностям: бумаги, которые поручил ему Фамусов, «в ход нельзя пустить без справок, без иных, /Противуречья есть, и многое не дельно».
    Молчалин относится к тому типу людей, которые, несмотря на свою незнатность, «безродность», добьются «степеней известных» благодаря своему упорству, умению находить общий язык с влия­тельными людьми. Он — незаурядный психолог, четко улавливаю­щий тонкие переливы настроений влиятельных особ, понимает, когда нужно выступить с кроткой любезностью:
    Ваш шпиц — прелестный шпиц; не более наперстка,
    Я гладил все его; как шелковая шерстка.
    За это получает от Хлестовой: «Спасибо, мой родной!». Молчалин не ошибается в расчетах и не путается в ролях секретаря и любовника, учтивого собеседника и карточного партнера. Характеристика, данная автором своему персонажу («умеренность и аккуратность»), — это тонко выверенная стратегия и тактика поведения в жизни, это подчи­нение всего и вся медленному движению вперед, к поставленной цели — «.. .и награжденья брать, и весело пожить» (из монолога с Чац­ким). «Почести и знатность» — вот к чему тянется Молчалин. Стать «московским тузом» — вершина мечты.
    Нехитрая мораль, усвоенная многими поколениями молчалиных, в мире Фамусовых приводит к успеху. Формула этого успеха такова:
    Во-первых, угождать всем людям без изъятья —
    Хозяину, где доведется жить,
    Начальнику, с кем буду я служить,
    Слуге его, который чистит платья,
    Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
    Собаке дворника, чтоб ласкова была.
    Привычная маска почтения и послушания спасает Молчалина, ко­гда в финале комедии Софья слышит его исповедь Лизе. Молчалин, как опытный иллюзионист, умело вытаскивает в нужный момент из черного ящика своей души основной набор моральных ценностей «века минувшего»: почтение, послушание, заискивание, лицемерие, притворство, лесть, отсутствие собственного мнения.

  10. Вот он, на цыпочках
    и не богат словами.
    Молчалины блаженствуют на свете.
    А. С. Грибоедов
    Одна из любимых тем великих писателей XIX века — становление молодого че­ловека, выбор им жизненного пути. Разнообразие человеческих судеб рисуют нам такие всемирно прославленные романы, как пушкинский «Евгений Онегин», «Обыкновен­ная история» и «Обломов» И. А. Гончарова, «Красное и черное» Стендаля, «Челове­ческая комедия» Бальзака и многие другие. Среди этих бессмертных книг и «Горе от ума» А. С. Грибоедова, не роман, а «высокая» комедия, в которой, по-моему, очень мало смешного, кроме некоторых ситуаций, зато поставлены важнейшие социально- политические и нравственные проблемы, многие из которых волнуют нас и сегодня.
    Каким должен быть человек? Как прокладывает он свой жизненный путь? Что на этом пути можно себе позволить и чего нельзя позволять никогда? Что важнее — че­ловеческое достоинство или карьера? На эти и многие другие вопросы отвечает автор комедии образом Алексея Степановича Молчалина.
    По происхождению и социальному положению он не принадлежит к столичной знати. «Безродного пригрел и ввел в свое семейство, дал чин асессора и взял в секре­тари» московский туз Фамусов. Фамилия Молчалина оправдывается его поведением: это скромный молодой человек, благообразный, молчаливый, вкрадчивый. Он играет на флейте, любит сентиментальные стишки, старается всем угодить. Казалось бы, ничего страшного в этом нет. Но, читая комедию, мы убеждаемся, что благопристой­ность Молчалина — искусно подобранная маска, скрывающая подлого, лицемерного, фальшивого человека. В минуту откровенности он признается, что руководствуется в жизни заветом отца «угождать всем людям без изъятья», даже собаке дворника.
    Цель жизни Молчалина — сделать карьеру, желательно блестящую, добиться чи­нов, богатства. Высшее счастье, свой жизненный идеал он видит в том, чтоб «и награжденья брать, и весело пожить». На пути к этой цели для него все средства хороши. При этом Молчалин избирает самый верный способ выслужиться — лесть, низкопо­клонство, угодничество. Он почтителен и предупредителен с Фамусовым, всячески угождает влиятельной барыне Хлестовой, не отходит от богатых старичков, играет с ними в карты.
    Льстец и лицемер, он притворяется влюбленным в Софью (еще бы, ведь она дочь его всемогущего начальника) и тут же говорит Лизе, что любит хозяйскую дочь «по должности». Его жизненные «принципы» просты и бесстыдны. Это отказ от своего человеческого достоинства, от собственного мнения, самоуничижение: «Ведь надобно зависеть от других» или: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Молча­лин не знает, что такое честь, честность, искренность, и подличает просто так, на всякий случай.
    Такое поведение принесло ему известный успех: ничтожный секретарь не только живет в доме своего покровителя, но и принят в его обществе. Мало того, «умерен­ность и аккуратность» уже обеспечили ему «три награжденья» по службе, располо­жение и поддержку влиятельных господ.
    Читатель комедии понимает и другое: жизненный «опыт» Молчалина — приго­вор не только ему, но и обществу, которое его одобряет и поддерживает. Люди, орга­низовавшие травлю искреннего, честного Чацкого, объявившие его, умного, образо­ванного человека, сумасшедшим, не считают зазорным общаться с бесчестным подлецом, покровительствовать ему, и это прекрасно их характеризует. «Молчалины блаженствуют на свете», — один из самых горьких выводов Чацкого после дня обще­ния с фамусовским обществом.
    Молчалин не беспомощен и не смешон — по-моему, он страшен. Роль этого героя в комедии определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, перед нами человек, ко­торый, живя в фамусовском обществе, обязательно «дойдет до степеней известных». Его не погубит даже разоблачение, потому что, униженно кланяясь и ползая на коле­нях, «деловой» секретарь снова отыщет путь к сердцу своего начальника: ведь он ну­жен Фамусову, да и заступиться есть кому! Нет, Молчалин непотопляем. Во-вторых, рассказывая о «становлении» Молчалина, автор разоблачает московское барство (а оно, в свою очередь, представляет общественный строй фамусовской Рос­сии), «мучителей толпу», боящуюся людей с передовыми взглядами и твердыми, не­сгибаемыми характерами и принимающую как своих многочисленных молчалиных. «Великая способность нравиться» многих в этом беспринципном обществе вывела в люди.
    Грибоедов убеждает и в том, о чем прямо не говорит: избранная Молчалиным так­тика нужна ему только до поры до времени. Добившись своего, он сбросит личину скромности и почтительности — и горе тем, кто встанет на его пути. К сожалению, такой человеческий тип не ушел в прошлое. И сегодня под маской благопристойности и скромности может скрываться современный Молчалин, умеющий всем угодить, не брезгующий никакими средствами для достижения своих целей. Автор бессмертной комедии учит разбираться в людях, видеть под маской, если она надета, истинное лицо человека.

  11. Можно сопоставить персонажей по ряду аспектов:
    Чацкий
    Молчалин
    Характер
    Искренний, пылкий, прямолинейней молодой человек. чувства часто мешают ему трезво оценивать ситуацию.
    Услужливый, осторожный и очень скрытный. Главная цель – карьера и высокое положение в обществе.
    Общественное положение
    Московский дворянин без большого состояния. Его принимают тепло из-за происхождения и связей.
    Мещанин из провинции. Известен в свете, но не имеет никакого веса.
    Образование
    Очень просвещенный и умный. Получил хорошее образование.
    Очень ограниченный человек, суждения которого примитивны. Не получил достойного образования.
    Сфера деятельности
    Не имеет должности. Есть упоминания о том, что он служил в армии.
    Секретарь, обычный служащий. Зарекомендовал себя исполнительным чиновником, поэтому ему пророчат карьерный рост.
    Социальные взгляды
    Вольнодумец и патриот. Не боится возмущаться порядками, царящими в обществе.
    Абсолютно приемлет и уважает существующий строй.
    Карьерные воззрения
    Убежден, что высокого чина могут добиться только подхалимы. Считает, что перспектив у него нет.
    Готов на все ради карьеры – терпеть унижения, заводит связи. Очень серьезно относится к своей службе.
    Особенности речи
    Красноречив и остроумен. Говорит на русском языке, но может вставлять и французские предложения.
    Чиновничья, весьма почтительная речь. Общаясь со старшими по званию, начинает льстить и лебезить.
    Отношение друг к другу
    Относится с презрением к Молчалину. Считает, что у того нет никаких достоинств. Старается высмеять при любом удобном случае.
    Нейтрально воспринимает Чацкого. Обращается с почтением. Но для себя в этом человеке пользы не видит.
    Финал
    Униженный и оскорбленный уезжает из Москвы. Он разочарован в любви и отвергнут обществом.
    Его судьба не определена, так как Фамусов не узнает о связи Молчалина со своей дочерью. Герой может продолжить службу.
    Роль в комедии
    Главный герой, вокруг которого развиваются все конфликты пьесы.
    Основной антагонист. Является воплощением закостенелости.

    Итоги

    Подходит к концу наше сочинение. Чацкий и Молчалин в комедии «Горе от ума» противопоставлены друг другу. Автор делает это для того, чтобы ярче проявились характеры героев. Грибоедов на примере этих персонажей дает характеристику веку нынешнему и веку минувшему, а выводы должен сделать читатель. Позиция автора при этом ясна – он принимает сторону Чацкого.
    Несмотря на то, что с момента написания шедевра прошло уже два века, комедия сохранила свою актуальность и сегодня.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *