Сочинение на тему молодильные яблоки и живая вода

6 вариантов

  1. Очень интересная эта сказка и приключений в ней очень много.
    Прежде всего обратим внимание на поведение старика царя, который в погоне за молодильными яблочками не пожалел своих сыновей. Как сгинули по очереди два старших сына, так он даже не вспомнил о них, по прежнему мечтая только о молодильных яблочках. Какая тут мораль? Нельзя думать только о себе, даже если тебе очень и очень плохо.
    Второй момент. Старшие сыновья отправившись за яблоками решили свернуть на дорогу где женатому быть и попали в подвал. Тут мораль такова: Если уж делаешь какое-то дело, то делай его до конца, а потом уже и о развлечениях думай.
    Третий момент. Иван-царевич добрался до молодильных яблок, встретив три бабы Яги и каждая одарила его конем, тронутая его вежливостью и обходительностью. Мораль тут такова: Доброе слово и ведьме приятно. Относись к людям по хорошему и они это оценят.
    Четвертый момент. Украл Иван Царевич яблоки, но догнала его Синеглазка и долго с ним билась. Победила под конец, но не убила, а поцеловала. Мораль тут такова: Не надо спорить с женщиной, даже если она не права, а поддайтесь нам, и все будет хорошо.
    Пятый момент: Братья, спасенные Иваном сбросили его в воду, желая приписать его успех себе. Но в итоге были биты Синеглазкой и опозорились. Мораль: Не приписывай себе чужие заслуги, лучше сам заслужи уважение других людей своими делами.
    Вот как много интересного можно обнаружить в этой русской народной сказке.

  2. Стал царь на старости лет слаб глазами и телом. Узнал он, что в далекой стороне есть молодильные яблоки и живая вода, которые вернут ему прежнюю силу и молодость. Обещал он полцарства тому, кто привезет ему чудодейственные средства. Сыновья царя решили за яблоками ехать. Поехал сначала старший Федор, за ним средний Василий. Поехали за яблоками, а выбрали дорогу, которая к женитьбе ведет. Угодили они к прекрасной девице. Заточила она братьев в глубокий подвал. Отправился младший Иван молодильные яблоки добывать. Три Бабы-Яги Иванушке помогали, увидев душевную доброту парня, коней богатырских дали, путь к богатырке Синеглазке указали, научили, как в саду богатырки добыть воду и яблоки. Только не удержался Иванушка, захотел увидеть Синеглазку. Богатырка проснулась и бросилась за похитителем в погоню. Настигла Синеглазка молодца, долго они бились, но поединок закончился поцелуем. Как говорится: от ненависти до любви один шаг. Обручились молодые, велела Синеглазка Иванушке ехать домой, никуда не сворачивая. Через три года обещала приехать к нему. На обратном пути выручил Иван из беды старших братьев. Узнав о добытых Иваном молодильных яблоках и живой воде, завистливые братья бросили в пропасть младшего брата, чтобы самим принести отцу чудодейственные средства. Доброта Иванушкина снова сослужила ему добрую службу. Спас он во время бури птенцов огромной птицы Нагай. Она помогла молодцу домой вернуться. Только не пошел церевич в царский терем, а с бродягами жил. Через три года жена его Синеглазка с большим войском и сыновьями-близнецами приехала за мужем. Федора и Василия велела Синеглазка близнецам поколотить хорошенько. Тут и Иван-царевич объявился. Пришлось старшим братьям всю правду царю открыть. Прогнал царь их с глаз долой. А богатырка с Иваном-царевичем свадьбу сыграли и уехали жить в царство Синеглазки. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.

    Анализ сказки О молодильных яблоках и живой воде

    В поучительной волшебной сказке параллельно раскрывается несколько тем. Поведением главного героя Иванушки проводится тема человечности и доброты. Иванушка – любящий сын, он хочет вернуть отцу молодость. С почтением относится парень к людям, даже к трем ведьмам, согласитесь, что доброе слово и Бабе-Яге приятно. Герой спасает от смерти птенцов чудесной птицы. Тема ответственности за содеянное ярче всего раскрывается в поведении старших братьев. Сошли с намеченной цели, к девице попали – поплатились сразу. Совершили злодеяние, чтобы заслуги брата присвоить – последовало наказание. Главная мысль сказки О молодильных яблоках и живой воде – личностные качества человека могут сослужить как хорошую, так и плохую службу.

    Мораль сказки О молодильных яблоках и живой воде

    Уважение людей зарабатывается благородными поступками, а не обманом. Мораль сказки О молодильных яблоках и живой воде поучительна для взрослых и детей.

    Пословицы, поговорки и выражения сказки

    Добра не смыслишь, так худа не делай.
    Тайное всегда становится явным.
    Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!
    Читать все Русские народные сказки

  3. В далёком царстве жил царь с тремя сыновьями: Фёдором, Василием и Иваном. Состарился царь, стал плохо видеть. Но слышал он ещё хорошо. Дошла до него молва о дивном саде с яблоками, которые возвращают человеку молодость. В этом саду есть колодец с волшебной водой, которая делает слепого зрячим.
    Собрал царь своих приближённых на большой пир и сообщил о своём желании: кто привезёт этих яблок и той воды, подарит он полцарства. Вызвался помочь отцу старший сын. Долго он ехал и остановился на перекрёстке трёх дорог, где камень лежал. Выбрал Фёдор ту дорогу, что к суженой вела. Повстречался на его пути красивый терем. Встретила его девушка, угостила вкусными яствами, а ночью сонного в подвал столкнула. По тому же пути и средний брат пошёл, и в тот же подвал угодил.
    За братьями вслед отправился на богатырском коне и младший брат. Только выбрал он другую дорогу: ту, что ему смерть обещала. На его пути встретилась избушка на куриных ножках. В ней баба-яга жила. Поклонился ей Иван и рассказал, куда путь держит. Понравился он бабе-яге за ласку и почтительность. Решила она Ивану помочь. Сначала послала к своей средней сестре, а та направила к старшей. Из всех сестёр она была самой древней и самой умной. Научила старшая баба-яга Ивана, как яблоки и воду достать, и в путь проводила.
    Добрался царевич до великолепного дворца. В нём жила Синеглазка, женщина-богатырь. Ударил Иван коня плетью и оказался в прекрасном саду. Сорвал яблок и воды набрал. И захотелось ему девушку увидеть. Забыл предупреждение бабы-яги. Зашёл он в комнату и увидел спящую девушку. Поцеловал он её, потом сел на коня. Конь с большим трудом через забор перескочил, да за края его задел. Тут такой шум поднялся. Выскочила Синеглазка из дворца, на коня прыгнула и вместе со своими воинами в погоню пустилась. Догнала его только тогда, когда он от младшей бабы-яги уезжал. Долго их поединок длился, пока не устали. Шатёр поставили, отдохнули. Приглянулись они друг другу и решили пожениться. Утром Синеглазка домой отправилась, обещала вернуться через несколько лет.

  4. СКАЗКИ

    СКАЗКА О МОЛОДИЛЬНЫХ ЯБЛОКАХ И ЖИВОЙ ВОДЕ

    В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь, и было у него три сына: старшего звали Федором, второго Василием, а младшего Иваном.
    Царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой. Если съесть старику это яблоко — помолодеет, а водой этой умыть глаза слепцу — будет видеть.
    Царь собирает пир на весь мир, зовет на пир князей и бояр и говорит им:
    — Кто бы, ребятушки, выбрался из избранников, выбрался из охотников, съездил за тридевять земель, в тридесятое царство, привез бы молодильных яблок и живой воды кувшинец о двенадцати рылец? Я бы этому седоку полцарства отписал.
    Тут больший стал хорониться за середнего, а середний за меньшого, а от меньшого ответу нет.
    Выходит царевич Федор и говорит;
    — Неохота нам в люди царство отдавать. Я поеду в эту дорожку, привезу тебе, царю-батюшке, молодильных яблок и живой воды кувшинец о двенадцати рылец.
    Пошел Федор-царевич на конюший двор, выбирает себе коня неезженого, уздает узду неузданную, берет плетку нехлестанную, кладет двенадцать подпруг с подпругою — не ради красы, а ради крепости… Отправился Федор-царевич в дорожку. Видели, что садился, а не видели, в кою сторону укатился…
    Ехал он близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли, ехал день до вечеру—красна солнышка до закату. И доезжает до росстаней, до трех дорог. Лежит на росстанях плита-камень, на ней надпись написана:
    “Направо поедешь—себя спасать, коня потерять. Налево поедешь—коня спасать, себя потерять. Прямо поедешь — женату быть”.
    Поразмыслил Федор-царевич; “Давай поеду, где женату быть”.
    И повернул на ту дорожку, где женатому быть. Ехал, ехал и доезжает до терема под золотой крышей. Тут выбегает прекрасная девица и говорит ему:
    — Царский сын, я тебя из седла выну, иди со мной хлеба-соли откушать и спать-почивать.
    — Нет, девица, хлеба-соли я не хочу, а сном мне дороги не скоротать. Мне надо вперед двигаться.
    — Царский сын, не торопись ехать, а торопись делать, что тебе любо-дорого.
    Тут прекрасная девица его из седла вынула и в терем повела. Накормила его, напоила и спать на кровать положила.
    Только лег Федор-царевич к стенке, эта девица живо кровать повернула, он и полетел в подполье, в яму глубокую…
    Долго ли, коротко ли — царь опять собирает пир, зовет князей и бояр и говорит им:
    — Вот, ребятушки, кто бы выбрался из охотников — привезти мне молодильных яблок и живой воды кувшинец о двенадцати рылец? Я бы этому седоку полцарства отписал.
    Тут опять больший хоронится за середнего, а середний за меньшого, а от меньшого ответу нет.
    Выходит второй сын, Василий-царевич:
    — Батюшка, неохота мне царство в чужие руки отдавать. Я поеду в дорожку, привезу эти вещи, сдам тебе в руки.
    Идет Василий-царевич на конюший двор, выбирает коня неезженого, уздает узду неузданную, берет плетку нехлестанную, кладет двенадцать подпруг с подпругою.
    Поехал Василий-царевич. Видели, как садился, а не видели, в кою сторону укатился… Вот он доезжает до росстаней, где лежит плита-камень, и видит:
    “Направо поедешь—себя спасать, коня потерять. Налево поедешь — коня спасать, себя потерять. Прямо поедешь—женату быть”.
    Думал, думал Василий-царевич и поехал дорогой, где женатому быть. Доехал до терема с золотой крышей. Выбегает к нему прекрасная девица и просит его откушать хлеба-соли и лечь опочивать.
    — Царский сын, не торопись ехать, а торопись делать, что тебе любо-дорого…
    Тут она его из седла вынула, в терем повела, накормила, напоила и спать положила.
    Только Василий-царевич лег к стенке, она опять повернула кровать, и он полетел в подполье.
    А там спрашивают:
    — Кто летит?
    — Василий-царевич. А кто сидит?
    — Федор-царевич.
    — Вот, братан, попали!
    Долго ли, коротко ли — в третий раз царь собирает пир, зовет князей и бояр:
    — Кто бы выбрался из охотников привезти молодильных яблок и живой воды кувшинец о двенадцати рылец? Я бы этому седоку полцарства отписал.
    Тут опять больший хоронится за середнего, середний за меньшого, а от меньшого ответу нет.
    Выходит Иван-царевич и говорит:
    — Дай мне, батюшка, благословеньице, с буйной головы до резвых ног, ехать в тридесятое царство — поискать тебе молодильных яблок и живой воды, да поискать еще моих братцев.
    Дал ему царь благословеньице. Пошел Иван-царевич в конюший двор—выбрать себе коня по разуму. На которого коня ни взглянет, тот дрожит, на которого руку положит — тот с ног валится…
    Не мог выбрать Иван-царевич коня по разуму. Идет, повесил буйну голову. Навстречу ему бабушка-задворенка.
    — Здравствуй, дитятко, Иван-царевич. Что ходишь кручинен-печален?
    — Как же мне, бабушка, не печалиться — не могу найти коня по разуму.
    — Давно бы ты меня спросил. Добрый конь стоит закованный в погребу, на цепи железной. Сможешь его взять — будет тебе конь по разуму.
    Приходит Иван-царевич к погребу, пнул плиту железную, свернулась плита с погреба. Вскочил ко добру коню, стал ему конь своими передними ногами на плечи. Стоит Иван-царевич—не шелохнется. Сорвал конь железную цепь, выскочил из погреба и Ивана-царевича вытащил. И тут Иван-царевич его обуздал уздою неузданной, оседлал седельцем неезженым, наложил двенадцать подпруг с подпругою — не ради красы, ради славушки молодецкой.
    Отправился Иван-царевич в путь-дорогу. Видели, что садился, а не видели, в кою сторону укатился… Доехал он до росстаней и поразмыслил:
    “Направо ехать — коня потерять, — куда мне без коня-то? Прямо ехать — женату быть, — не за тем я в путь-дорогу выехал. Налево ехать — коня спасти, — это дорога самая лучшая для меня”.
    И поворотил он по той дороге, где коня спасти — себя потерять.
    Ехал он долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли, по зеленым лугам, по каменным горам, ехал день до вечеру—красна солнышка до закату — и наезжает на избушку.
    Стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке.
    — Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом! Как мне в тебя зайти, так и выйти.
    Избушка повернулась к лесу задом, к Ивану-царевичу передом. Зашел он в нее, а там сидит баба-яга, старых лет. Шелковый кудель мечет, а нитки через грядки * бросает.
    — фу, фу, — говорит, — русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришел.
    А Иван-царевич ей:
    — Ах ты, баба-яга, костяная нога, не поймавши птицу — теребишь, не узнавши молодца — хулишь. Ты бы сейчас вскочила да меня, добра молодца, дорожного человека, накормила, напоила и для ночи постелю собрала. Я бы улегся, ты бы села к изголовью, стала бы спрашивать, а я бы стал сказывать—чей да откуда.
    Вот баба-яга это дело все справила — Ивана-царевича накормила, напоила и на постелю уложила. Села к изголовью и стала спрашивать:
    — Чей ты, дорожный человек, добрый молодец, да откуда? Какой ты земли? Какого отца, матери сын?
    — Я, бабушка, из такого-то царства, из такого-то государства, царский сын Иван-царевич. Еду за тридевять земель, за тридевять озер, в тридесятое царство за живой водой и молодильными яблоками.
    — Ну, дитя мое милое, далеко же тебе ехать: живая вода и мелодильные яблоки — у сильной богатырки, девицы Синеглазки, она мне родная племянница. Не знаю, получишь ли ты добро…
    — А ты, бабушка, дай свою голову моим могутным плечам, направь меня на ум-разум.
    — Много молодцев проезживало, да не много вежливо говаривало. Возьми, дитятко, моего коня. Мой конь будет бойчее, довезет он тебя до моей середней сестры, она тебя научит.
    Иван-царевич поутру встает ранехонько, умывается белешенько. Благодарит бабу-ягу за ночлег и поехал на ее коне.
    — Грядка, гряда — перекладина в избе.
    Вдруг он и говорит коню:
    — Стой! Перчатку обронил.
    А конь отвечает:
    — В кою пору ты говорил, я уже двести верст проскакал…
    Едет Иван-царевич близко ли, далеко ли. День до ночи коротается. И завидел он впереди избушку на курьей ножке, об одном окошке.
    — Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом! Как мне в тебя зайти, так и выйти.
    Избушка повернулась к лесу задом, к нему передом.
    Вдруг слышно — конь заржал, и конь под Иваном-царевичем откликнулся.
    Кони-то были одностадные.
    Услышала это баба-яга — еще старее той — и говорит:
    — Приехала ко мне, видно, сестрица в гости. И выходит на крыльцо:
    — Фу, фу, русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришел.
    А Иван-царевич ей:
    — Ах ты, баба-яга, костяная нога, встречай гостя по платью, провожай по уму. Ты бы моего коня убрала, меня бы, добра молодца, дорожного человека, накорми ла, напоила и спать уложила…
    Баба-яга это дело все справила — коня убрала, а Ивана-царевича накормила, напоила, на постель уложила и стала спрашивать, кто он да откуда и куда путь держит.
    — Я, бабушка, из такого-то царства, из такого-то государства, царский сын Иван-царевич. Еду за живой водой и молодильными яблоками к сильной богатырке, девице Синеглазке…
    — Ну, дитя милое, не знаю, получишь ли ты добро. Мудро тебе, мудро добраться до девицы Синеглазки!
    — А ты, бабушка, дай свою голову моим могутным плечам, направь меня на ум-разум.
    — Много молодцев проезживало, да не много вежливо говаривало. Возьми, дитятко, моего коня, поезжай к моей старшей сестре. Она лучше меня научит, что делать.
    Вот Иван-царевич заночевал у этой старухи, поутру встает ранехонько, умывается белешенько. Благодарит бабу-ягу за ночлег и поехал на ее коне, А этот конь еще бойчей того,
    Вдруг Иван-царевич говорит:
    — Стой! Перчатку обронил.
    А конь отвечает:
    — В кою пору ты говорил, я уже триста верст проскакал.
    Не скоро дело делается, скоро сказка сказывается. Едет Иван-царевич день до вечера—красна солнышка до закату. Наезжает на избушку на курьей ножке, об одном окошке.
    — Избушка, избушка, обернись к лесу задом, ко мне передом! Мне не век вековать, а одну ночь ночевать.
    Вдруг заржал конь, и под Иваном-царевичем конь откликнулся. Выходит на крыльцо баба-яга, старых лет, еще старее той. Поглядела — конь ее сестры, а седок чужестранный, молодец прекрасный…
    Тут Иван-царевич вежливо ей поклонился и ночевать попросился. Делать нечего! Ночлега с собой не возят — ночлег каждому: и пешему, и конному, и бедному, и богатому.
    Баба-яга все дело справила—коня убрала, а Ивана царевича накормила, напоила и стала спрашивать, кто он да откуда и куда путь держит.
    — Я, бабушка, такого-то царства, такого-то государства, царский сын Иван-царевич. Был у твоей младшей сестры, она послала к середней, а середняя сестра к тебе послала. Дай свою голову моим могутным плечам, направь меня на ум-разум, как мне добыть у девицы Синеглазки живой воды и молодильных яблок.
    — Так и быть, помогу я тебе, Иван-царевич. Девица Синеглазка, моя племянница, — сильная и могучая богатырка. Вокруг ее царства — стена три сажени вышины, сажень толщины, у ворот стража — тридцать богатырей. Тебя и в ворота не пропустят. Надо тебе ехать в середину ночи, ехать на моем добром коне. Доедешь до стены — и бей коня по бокам плетью нехлестанной. Конь через стену перескочит. Ты коня привяжи и иди в сад. Увидишь яблоню с молодильными яблоками, а под яблоней колодец. Три яблока сорви, а больше не бери. И зачерпни из колодца живой воды кувшинец о двенадцати рылец. Девица Синеглазка будет спать, ты в терем к ней не заходи, а садись на коня и бей его по крутым бокам. Он тебя через стену перенесет.
    Иван-царевич не стал ночевать у этой старухи, а сел на ее доброго коня и поехал в ночное время. Этот конь доскакивает, мхи-болота перескакивает, реки, озера хвостом заметает.
    Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли, доезжает Иван-царевич в середине ночи до высокой стены. У ворот стража спит—тридцать могучих богатырей. Прижимает он своего доброго коня, бьет его плетью нехлестанной. Конь осерчал и перемахнул через стену. Слез Иван-царевич с коня, входит в сад и видит — стоит яблоня с серебряными листьями, золотыми яблоками, а под яблоней колодец. Иван-царевич сорвал три яблока, а больше не стал брать, да зачерпнул из колодца живой воды кувшинец о двенадцати рылец. И захотелось ему самою увидать сильную, могучую богатырку, девицу Синеглазку.
    Входит Иван-царевич в терем, а там спят по одну сторону шесть полениц—девиц-богатырок и по другую сторону шесть, а посредине разметалась девица Синеглазка, спит, как сильный речной порог шумит.
    Не стерпел Иван-царевич, приложился, поцеловал ее и вышел.
    Сел на доброго коня, а конь говорит ему человеческим голосом:
    — Не послушался ты, Иван-царевич, вошел в терем к девице Синеглазке! Теперь мне стены не перескочить.
    Иван-царевич бьет коня плетью нехлестанной.
    — Ах ты, конь, волчья сыть, травяной мешок, нам здесь не ночь ночевать, а голову потерять!
    Осерчал конь пуще прежнего и перемахнул через стену, да задел об нее одной подковой — на стене струны запели и колокола зазвонили.
    Девица Синеглазка проснулась да увидала покражу:
    — Вставайте, у нас покража большая!
    Велела она оседлать своего богатырского коня и кинулась с двенадцатью поленицами в погоню за Иваном-царевичем.
    Гонит Иван-царевич во всю прыть лошадиную, а девица Синеглазка гонит за ним. Доезжает он до старшей бабы-яги, а у нее уже конь выведенный, готовый. Он — со своего коня да на этого и опять вперед погнал… Иван-то царевич за дверь, а девица Синеглазка — в дверь и спрашивает у бабы-яги:
    — Бабушка, здесь зверь не прорыскивал ли?
    — Нет, дитятко.
    — Бабушка, здесь молодец не проезживал ли?
    — Нет, дитятко. А ты с пути-дороги поешь молочка.
    — Поела бы я, бабушка, да долго корову доить.
    — Что ты, дитятко, живо справлюсь…
    Пошла баба-яга доить корову—доит, не торопится. Поела девица Синеглазка молочка и опять погнала за Иваном-царевичем.
    Доезжает Иван-царевич до середней бабы-яги, коня сменил и опять погнал. Он — за дверь, а девица Синеглазка в дверь:
    — Бабушка, не прорыскивал ли зверь, не проезжал ли добрый молодец?
    — Нет, дитятко. А ты бы с пути-дороги поела блинков.
    — Да ты долго печь будешь.
    — Что ты, дитятко, живо справлю…
    Напекла баба-яга блинков—печет, не торопится.
    Девица Синеглазка поела и опять погнала за Иваном-царевичем.
    Он доезжает до младшей бабы-яги, слез с коня, сел на своего коня богатырского и опять погнал. Он — за дверь, девица Синеглазка — в дверь и спрашивает у бабы-яги, не проезжал ли добрый молодец.
    — Нет, дитятко. А ты бы с пути-дороги в баньке попарилась. !
    — Да ты долго топить будешь.
    — Что ты, дитятко, живо справлю…
    Истопила баба-яга баньку, все изготовила. Девица Синеглазка, попарилась, обкатилась и опять погнала в сугон (в погоню). Конь ее с горки на горку поскакивает, реки, озера хвостом заметает. Стала она Ивана-царевича настигать.
    Он видит за собой погоню: двенадцать богатырок с тринадцатой — девицей Синеглазкой — ладят на него наехать, с плеч голову снять. Стал он коня приостанавливать, девица Синеглазка наскакивает и кричит ему:
    — Что ж ты, вор, без спросу из моего колодца пил да колодец не прикрыл!
    А он ей:
    — Что ж, давай разъедемся на три прыска (мах, скок) лошадиных, давай силу пробовать.
    Тут Иван-царевич и девица Синеглазка заскакали на три прыска лошадиных, брали палицы боевые, копья долгомерные, сабельки острые. И съезжались три раза, палицы поломали, копья-сабли исщербили — не могли друг друга с коня сбить. Незачем стало им на добрых конях разъезжаться, соскочили они с коней и схватились в охапочку.
    Боролись с утра до вечера — красна солнышка до закату. У Ивана-царевича резва ножка подвернулась, упал он на сыру землю. Девица Синеглазка стала коленкой на его белу грудь и вытаскивает кинжалище булатный — пороть ему белу грудь. Иван-царевич и говорит ей:
    — Не губи ты меня, девица Синеглазка, лучше возьми за белые руки, подними со сырой земли, поцелуй в уста сахарные.
    Тут девица Синеглазка подняла Ивана-царевича со сырой земли и поцеловала в уста сахарные. И раскинули они шатер в чистом поле, на широком раздолье, на зеленых лугах. Тут они гуляли три дня и три ночи. Здесь они и обручились и перстнями обменялись.
    Девица Синеглазка ему говорит:
    — Я поеду домой — и ты поезжай домой, да смотри, никуда не сворачивай… Через три года жди меня в своем царстве.
    Сели они на коней и разъехались… Долго ли, коротко ли — не скоро дело делается, скоро сказка сказывается,—доезжает Иван-царевич до росстаней, до трех дорог, где плита-камень, и думает:
    “Вот хорошо! Домой еду, а братья мои пропадают без вести”.
    И не послушался он девицы Синеглазки, своротил на ту дорогу, где женатому быть… И наезжает на терем под золотой крышей. Тут под Иваном-царевичем конь заржал, и братьевы кони откликнулись. Кони-то были одностадные…
    Иван-царевич взошел на крыльцо, стукнул кольцом—маковки на тереме зашатались, оконницы покривились. Выбегает прекрасная девица.
    — Ах, Иван-царевич, давно я тебя поджидаю! Иди со мной хлеба-соли откушать и спать-почивать.
    Повела его в терем и стала потчевать. Иван-царевич не столько ест, сколько под стол кидает, не столько пьет, сколько под стол льет. Повела его прекрасная девица в спальню:
    — Ложись, Иван-царевич, спать-почивать. А Иван-царевич столкнул ее на кровать, живо кровать повернул, девица и полетела в подполье, в яму глубокую.
    Иван-царевич наклонился над ямой и кричит;
    — Кто там живой?
    А из ямы отвечают:
    — Федор-царевич да Василий-царевич.
    Он их из ямы вынул — они лицом черны, землей уж стали порастать. Иван-царевич умыл братьев живой — стали они опять прежними.
    Сели они на коней и поехали… Долго ли, коротко ли, жали до росстаней. Иван-царевич и говорит братьям:
    — Покараульте моего коня, а я лягу отдохну.
    Лег он на шелковую траву и богатырским сном заснул.
    Федор-царевич и говорит Василию-царевичу:
    — Вернемся мы без живой воды, без молодильных яблок — будет нам мало чести, нас отец пошлет гусей пасти…
    Василий-царевич отвечает:
    — Давай Ивана-царевича в пропасть спустим, а эти вещи возьмем и отцу в руки отдадим.
    Вот они у него из-за пазухи вынули молодильные яблоки и кувшин с живой водой, а его взяли и бросили а пропасть. Иван-царевич летел туда три дня и три ночи.
    Упал Иван-царевич на самое взморье, опамятовался и видит: только небо и вода, и под старым дубом у моря птенцы пищат — бьет их погода.
    Иван-царевич снял с себя кафтан и птенцов покрыл, и сам укрылся под дуб.
    Унялась погода, летит большая птица Нагай. Прилетела, под дуб села и спрашивает птенцов:
    — Детушки мои милые, не убила ли вас погодушка-ненастье?
    — Не кричи, мать, нас сберег русский человек, своим кафтаном укрыл.
    Птица Нагай спрашивает Ивана-царевича:
    — Для чего ты сюда попал, милый человек?
    — Меня родные братья в пропасть бросили за молодильные яблоки да за живую воду.
    — Ты моих детей сберег, спрашивай у меня, чего хочешь: злата ли, серебра ли, камня ли драгоценного.
    — Ничего, Нагай-птица, мне не надо: ни злата, ни серебра, ни камня драгоценного. А нельзя ли мне попасть в родную сторону?
    Нагай-птица ему отвечает:
    — Достань мне два чана — пудов по двенадцати — мяса.
    Вот Иван-царевич настрелял на взморье гусей, лебедей, в два чана поклал, поставил один чан Нагай-птице на правое плечо, а другой чан—на левое, сам сел ей на хребет. Стал птицу Нагай кормить, она поднялась и летит в вышину.
    Она летит, а он ей подает да подает… Долго ли, коротко ли так летели, скормил Иван-царевич оба чана. А птица Нагай опять оборачивается. Он взял нож, отрезал у себя кусок с ноги и Нагай-птице подал. Oна летит, летит и опять оборачивается. Он с другой ноги срезал мясо и подал. Вот уже недалеко лететь осталось. Нагай-птица опять оборачивается. Он с груди у себя мясо срезал и ей подал.
    Тут Нагай-птица донесла Ивана-царевича до родной стороны.
    — Хорошо ты кормил меня всю дорогу, но слаще последнего кусочка отродясь не едала.
    Иван-царевич ей и показывает раны. Нагай-птица рыгнула, три куска вырыгнула:
    — Приставь на место.
    Иван-царевич приставил — мясо и приросло к костям.
    — Теперь слезай с меня, Иван-царевич, я домой полечу.
    Поднялась Нагай-птица в вышину, а Иван-царевич пошел путем-дорогой на родную сторону.
    Пришел он в столицу и узнает, что Федор-царевич и Василий-царевич привезли отцу живой воды и молодильных яблок и царь исцелился; по-прежнему стал здоровьем крепок и глазами зорок.
    Не пошел Иван-царевич к отцу, к матери, а собрал он пьяниц, кабацкой голи и давай гулять по кабакам.
    В ту пору за тридевять земель, в тридесятом царстве сильная богатырка Синеглазка родила двух сыновей.
    Они растут не по дням, а по часам.
    Скоро сказка сказывается, не скоро дело делается — прошло три года. Синеглазка взяла сыновей, собрала войско и пошла искать Ивана-царевича.
    Пришла она в его царство и в чистом поле, в широком раздолье, на зеленых лугах раскинула шатер белополотняный. От шатра дорогу устелила сукнами цветными. И посылает в столицу царю сказать:
    — Царь, отдай царевича. Не отдашь — все царство потопчу, пожгу, тебя в полон возьму.
    Царь испугался и посылает старшего—Федора-царевича. Идет Федор-царевич по цветным сукнам, подходит к шатру белополотняному. Выбегают два мальчика:
    — Матушка, матушка, это не наш ли батюшка идет?
    — Нет, детушки, это ваш дяденька.
    — А что прикажешь с ним делать?
    — А вы, детушки, угостите его хорошенько.
    Тут эти двое пареньков взяли трости и давай хлестать Федора-царевича пониже спины. Били, били, он едва ноги унес.
    А Синеглазка опять посылает к царю:
    — Отдай царевича…
    Пуще испугался царь и посылает середнего – Василия-царевича. Он приходит к шатру. Выбегают два мальчика:
    — Матушка, матушка, это не наш ли батюшка идет?
    — Нет, детушки, это ваш дяденька. Угостите его хорошенько.
    Двое пареньков опять давай дядю тростями чесать. Били, били, Василий-царевич едва ноги унес. А Синеглазка в третий раз посылает к царю:
    — Ступайте ищите третьего сынка, Ивана-царевича. Не найдете — все царство потопчу, пожгу.
    Царь еще пуще испугался, посылает за Федором-царевичем и Василием-царевичем, велит им найти брата, Ивана-царевича. Тут братья упали отцу в ноги и во всем повинились: как у сонного Ивана-царевича взяли живую воду и молодильные яблоки, а самого бросили в пропасть.
    Услышал это царь и залился слезами. А в ту пору Иван-царевич сам идет к Синеглазке и с ним идет голь кабацкая. Они под ногами сукна рвут и в стороны мечут.
    Подходит он к белополотняному шатру. Выбегают два мальчика:
    — Матушка, матушка, к нам какой-то пьяница идет с голью кабацкой!
    А Синеглазка им:
    — Возьмите его за белые руки, ведите в шатер. Это ваш родной батюшка. Он безвинно три года страдал.
    Тут Ивана-царевича взяли за белые руки, ввели в шатер. Синеглазка его умыла и причесала, одежу на нем сменила и спать уложила. А голи кабацкой по стаканчику поднесла, и они домой отправились.
    На другой день Синеглазка и Иван-царевич приехали во дворец. Тут начался пир на весь мир — честным пирком да и за свадебку. Федору-царевичу и Василию-царевичу мало было чести, прогнали их со двора — ночевать где ночь, где две, а третью и ночевать негде…
    Иван-царевич не остался здесь, а уехал с Синеглазкой в ее девичье царство.
    Тут и сказке конец.

  5. В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь, и было у него три сына: старшего звали Федором, второго Василием, а младшего Иваном.
    Царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой. Если съесть старику это яблоко — помолодеет, а водой этой умыть глаза слепцу — будет видеть.
    Царь собирает пир на весь мир, зовет на пир князей и бояр и говорит им:
    —?Кто бы, ребятушки, выбрался из избранников, выбрался из охотников, съездил за тридевять земель, в тридесятое царство, привез бы молодильных яблок и живой воды кувшинец о двенадцати рылец? Я бы этому седоку полцарства отписал.
    Тут бoльший стал хорониться за середнего, а середний за меньшoго, а от меньшoго ответу нет.
    Выходит царевич Федор и говорит:
    —?Неохота нам в люди царство отдавать. Я поеду в эту дорожку, привезу тебе, царю-батюшке, молодильных яблок и живой воды кувшинец о двенадцати рылец.
    Пошел Федор-царевич на конюший двор, выбирает себе коня неезженного, уздает узду неузданную, берет плетку нехлестанную, кладет двенадцать подпруг с подпругою — не ради красы, а ради крепости… Отправился Федор-царевич в дорожку. Видели, что садился, а не видели, в кою сторону укатился…
    Ехал он близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли, ехал день до вечеру — красна солнышка до закату. И доезжает до росстаней, до трех дорог. Лежит на росстанях плита-камень, на ней надпись написана:
    «Направо поедешь — себя спасать, коня потерять. Налево поедешь — коня спасать, себя потерять. Прямо поедешь — женату быть».
    Поразмыслил Федор-царевич: «Давай поеду, где женату быть».
    И повернул на ту дорожку, где женатому быть. Ехал, ехал и доезжает до терема под золотой крышей. Тут выбегает прекрасная девица и говорит ему:
    —?Царский сын, я тебя из седла выну, иди со мной хлеба-соли откушать и спать-почивать.
    —?Нет, девица, хлеба-соли я не хочу, а сном мне дороги не скоротать. Мне надо вперед двигаться.
    —?Царский сын, не торопись ехать, а торопись делать, что тебе любо-дорого.
    Тут прекрасная девица его из седла вынула и в терем повела. Накормила его, напоила и спать на кровать положила.
    Только лег Федор-царевич к стенке, эта девица живо кровать повернула, он и полетел в подполье, в яму глубокую…
    Долго ли, коротко ли — царь опять собирает пир, зовет князей и бояр и говорит им:
    —?Вот, ребятушки, кто бы выбрался из охотников — привезти мне молодильных яблок и живой воды кувшинец о двенадцати рылец? Я бы этому седоку полцарства отписал.
    Тут опять бoльший стал хорониться за середнего, а середний за меньшoго, а от меньшoго ответу нет.
    Выходит второй сын, Василий-царевич:
    —?Батюшка, неохота мне царство в чужие руки отдавать. Я поеду в дорожку, привезу эти вещи, сдам тебе в руки.
    Идет Василий-царевич на конюший двор, выбирает коня неезженного, уздает узду неузданную, берет плетку нехлестанную, кладет двенадцать подпруг с подпругою.
    Поехал Василий-царевич. Видели, как садился, а не видели, в кою сторону укатился… Вот он доезжает до росстаней, где лежит плита-камень, и видит:
    «Направо поедешь — себя спасать, коня потерять. Налево поедешь — коня спасать, себя потерять. Прямо поедешь — женату быть».
    Думал, думал Василий-царевич и поехал дорогой, где женатому быть. Доехал до терема с золотой крышей. Выбегает к нему прекрасная девица и просит его откушать хлеба-соли и лечь почивать.
    —?Царский сын, не торопись ехать, а торопись делать, что тебе любо-дорого…
    Тут она его из седла вынула и в терем повела, накормила, напоила и спать положила.
    Только Василий-царевич лег к стенке, она опять повернула кровать, и он полетел в подполье.
    А там спрашивают:
    —?Кто летит?
    —?Василий-царевич. А кто сидит?
    —?Федор-царевич.
    —?Вот, братан, попали!
    —?Долго ли, коротко ли — в третий раз царь собирает пир, зовет князей и бояр:
    —?Кто бы выбрался из охотников привезти молодильных яблок и живой воды кувшинец о двенадцати рылец? Я бы этому седоку полцарства отписал.
    Тут опять бoльший стал хорониться за середнего, а середний за меньшoго, а от меньшoго ответу нет.
    Выходит Иван-царевич и говорит:
    —?Дай мне, батюшка, благословеньице, с буйной головы до резвых ног, ехать в тридесятое царство — поискать тебе молодильных яблок и живой воды да поискать еще моих братьецев.
    Дал ему царь благословеньице. Пошел Иван-царевич в конюший двор — выбрать себе коня по разуму. На которого коня ни взглянет, тот дрожит, на которого руку положит — тот с ног валится…
    Не мог выбрать Иван-царевич коня по разуму. Идет, повесил буйну голову. Навстречу ему бабушка-задворенка.
    —?Здравствуй, дитятко Иван-царевич! Что ходишь кручинен-печален?
    —?Как же мне, бабушка, не печалиться — не могу найти коня по разуму.
    —?Давно бы ты меня спросил. Добрый конь стоит закованный в погребу, на цепи железной. Сможешь его взять — будет тебе конь по разуму.
    Приходит Иван-царевич к погребу, пнул плиту железную, свернулась плита с погреба. Вскочил ко добру коню, стал ему конь своими передними ногами на плечи. Стоит Иван-царевич — не шелохнется. Сорвал конь железную цепь, выскочил из погреба и Ивана-царевича вытащил. И тут Иван-царевич его обуздал уздою неузданной, оседлал седельцем неезженным, наложил двенадцать подпруг с подпругою — не ради красы, ради славушки молодецкой.
    Отправился Иван-царевич в путь-дорогу. Видели, что садился, а не видели, в кою сторону укатился… Доехал он до росстаней и поразмыслил:
    «Направо ехать — коня потерять. Куда мне без коня-то? Прямо ехать — женату быть. Не за тем я в путь-дорогу выехал. Налево ехать — коня спасти. Эта дорога самая лучшая для меня».
    И поворотил он по той дороге, где коня спасти — себя потерять. Ехал он долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли, по зеленым лугам, по каменным горам, ехал день до вечеру — красна солнышка до закату — и наезжает на избушку.
    Стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке.
    —?Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом! Как мне в тебя зайти, так и выйти.
    Избушка повернулась к лесу задом, к Ивану-царевичу передом. Зашел он в нее, а там видит баба-яга, старых лет, шелковый кудель мечет, а нитки через грядки бросает.
    —?Фу, фу, — говорит, — русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришел.
    А Иван-царевич ей:
    —?Ах ты, баба-яга — костяная нога, не поймавши птицу — теребишь, не узнавши молодца — хулишь. Ты бы сейчас вскочила да меня, добра молодца, дорожного человека, накормила, напоила и для ночи постелю собрала. Я бы улегся, ты бы села к изголовью, стала бы спрашивать, а я бы стал сказывать — чей да откуда.
    Вот баба-яга это дело все справила — Ивана-царевича накормила, напоила и на постелю уложила; села к изголовью и стала спрашивать:
    —?Чей, ты, дорожный человек, добрый молодец, да откуда? Какой ты земли? Какого отца, матери сын?
    —?Я, бабушка, из такого-то царства, из такого-то государства, царский сын Иван-царевич. Еду за тридевять земель, за тридевять озер, в тридесятое царство за живой водой и молодильными яблоками.
    —?Ну, дитя мое милое, далеко же тебе ехать: живая вода и молодильные яблоки — у сильной богатырки, девицы Синеглазки, она мне родная племянница. Не знаю, получишь ли ты добро…
    —?А ты, бабушка, дай свою голову моим могутным плечам, направь меня на ум-разум.
    —?Много молодце проезживало, да не много вежливо говаривало. Возьми, дитятко, моего коня. Мой конь будет бойчее, довезет он тебя до моей середней сестры, она тебя научит.
    Иван-царевич поутру встает ранехонько, умывается белешенько. Благодарит бабу-ягу за ночлег и поехал на ее коне.
    Вдруг он и говорит коню:
    —?Стой! Перчатку обронил.
    А конь отвечает:
    —?В кою пору ты говорил, я уже двести верст проскакал…
    Едет Иван-царевич близко ли, далеко ли. День до ночи коротается. И завидел он впереди избушку на курьей ножке, об одном окошке.
    —?Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом! Как мне в тебя зайти, так и выйти.
    Избушка повернулась к лесу задом, к нему передом.
    Вдруг слышно — конь заржал, и конь под Иваном-царевичем откликнулся.
    Кони-то были одностадные.
    Услышала это баба-яга — еще старее той — и говорит:
    —?Приехала ко мне, видно, сестрица в гости.
    И выходит на крыльцо:
    —?Фу, фу, русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришел.
    А Иван-царевич ей:
    —?Ах ты, баба-яга — костяная нога, встречай гостя по платью, провожай по уму. Ты бы моего коня убрала, меня бы, добра молодца, дорожного человека, накормила, напоила и спать уложила…
    Баба-яга это дело все справила — коня убрала, а Ивана-царевича накормила, напоила, на постель уложила и стала спрашивать, кто он да откуда и куда путь держит.
    —?Я, бабушка, из такого-то царства, из такого-то государства, царский сын Иван-царевич. Еду за живой водой и молодильными яблоками к сильной богатырке, девице Синеглазке…
    —?Ну, дитя милое, не знаю, получишь ли ты добро. Мудро тебе, мудро добраться до девицы Синеглазки!
    —?А ты, бабушка, дай свою голову моим могутным плечам, направь меня на ум-разум.
    —?Много молодцев проезживало, да не много вежливо говаривало. Возьми, дитятко, моего коня, поезжай к моей старшей сестре. Она лучше меня научит, что делать.
    Вот Иван-царевич заночевал у этой старухи, поутру встает ранехонько, умывается белешенько. Благодарит бабу-ягу за ночлег и поехал на ее коне. А этот конь еще бойчей того.
    Вдруг Иван-царевич говорит:
    —?Стой! Перчатку обронил.
    А конь отвечает:
    —?В кою пору ты говорил, я уж триста верст проскакал.
    Не скоро дело делается, скоро сказка сказывается. Едет Иван-царевич день до вечера — красна солнышка до закату. Наезжает на избушку на курьей ножке, об одном окошке.
    —?Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом! Мне не век вековать, а одну ночь ночевать.
    Вдруг заржал конь, и под Иваном-царевичем конь откликнулся. Выходит на крыльцо баба-яга, старых лет, еще старее той. Поглядела — конь ее сестры, а седок чужестранный, молодец прекрасный…
    Тут Иван-царевич вежливо ей поклонился и ночевать попросился. Делать нечего! Ночлега с собой не возят — ночлег каждому: и пешему и конному, и бедному и богатому.
    Баба-яга все дело справила — коня убрала, а Ивана-царевича накормила, напоила и стала спрашивать, кто он да откуда и куда путь держит.
    —?Я, бабушка, такого-то царства, такого-то государства, царский сын Иван-царевич. Был у твоей младшей сестры, она послала к середней, а середняя сестра к тебе послала. Дай свою голову моим могутным плечам, направь меня на ум-разум, как мне добыть у девицы Синеглазки живой воды и молодильных яблок.
    —?Так и быть, помогу я тебе, Иван-царевич. Девица Синеглазка, моя племянница, — сильная и могучая богатырка. Вокруг ее царства — стена три сажени вышины, сажень толщины, у ворот стража — тридцать богатырей. Тебя и в ворота не пропустят. Надо тебе ехать в середину ночи, ехать на моем добром коне. Доедешь до стены — и бей коня по бокам плетью нехлестанной. Конь через стену перескочит. Ты коня привяжи и иди в сад. Увидишь яблоню с молодильными яблоками, а под яблоней колодец. Три яблока сорви, а больше не бери. И зачерпни из колодца живой воды кувшинец о двенадцати рылец. Девица Синеглазка будет спать, ты в терем к ней не заходи, а садись на коня и бей его по крутым бокам. Он тебя через стену перенесет.
    Иван-царевич не стал ночевать у этой старухи, а сел на ее доброго коня и поехал в ночное время. Этот конь поскакивает, мхи-болота перескакивает, реки, озера хвостом заметает.
    Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли, доезжает Иван-царевич в середине ночи до высокой стены. У ворот стража спит — тридцать могучих богатырей. Прижимает он своего доброго коня, бьет его плетью нехлестанной. Конь осерчал и перемахнул через стену. Слез Иван-царевич с коня, входит в сад и видит — стоит яблоня с серебряными листьями, золотыми яблоками, а под яблоней колодец. Иван-царевич сорвал три яблока, а больше не стал брать да зачерпнул из колодца живой воды кувшинец о двенадцати рылец. И захотелось ему самою увидать сильную, могучую богатырку, девицу Синеглазку.
    Входит Иван-царевич в терем, а там спят: по одну сторону шесть полениц — девиц-богатырок и по другую сторону шесть, а посредине разметалась девица Синеглазка, спит, как сильный речной порог шумит.
    Не стерпел Иван-царевич, приложился, поцеловал ее и вышел… Сел на доброго коня, а конь говорит ему человеческим голосом:
    —?Не послушался ты, Иван-царевич, вошел в терем к девице Синеглазке! Теперь мне стены не перескочить.
    Иван-царевич бьет коня плетью нехлестанной.
    —?Ах ты конь, волчья сыть, травяной мешок, нам здесь не ночь ночевать, а голову потерять!
    Осерчал конь пуще прежнего и перемахнул через стену, да задел об нее одной подковой — на стене струны запели и колокола зазвонили.
    Девица Синеглазка проснулась да увидала покражу:
    —?Вставайте, у нас покража большая!
    Велела она оседлать своего богатырского коня и кинулась с двенадцатью поленицами в погоню за Иваном-царевичем.
    Гонит Иван-царевич во всю прыть лошадиную, а девица Синеглазка гонит за ним. Доезжает он до старшей бабы-яги, а у нее уже конь выведенный, готовый. Он — со своего коня да на этого и опять вперед погнал… Иван-то царевич за дверь, а девица Синеглазка — в дверь и спрашивает у бабы-яги:
    —?Бабушка, здесь зверь не прорыскивал ли?
    —?Нет, дитятко.
    —?Бабушка, здесь молодец не проезживал ли?
    —?Нет, дитятко. А ты с пути-дороги поешь молочка.
    —?Поела бы я, бабушка, да долго корову доить.
    —?Что ты, дитятко, живо справлюсь…
    Пошла баба-яга доить корову — доит, не торопится. Поела девица Синеглазка молочка и опять погнала за Иваном-царевичем.
    Доезжает Иван-царевич до середней бабы-яги, коня сменил и опять погнал. Он — за дверь, а девица Синеглазка — в дверь:
    —?Бабушка, не прорыскивал ли зверь, не проезжал ли добрый молодец?
    —?Нет, дитятко. А ты бы с пути-дороги поела блинков.
    —?Да ты долго печь будешь.
    —?Что ты, дитятко, живо справлю…
    Напекла баба-яга блинков — печет, не торопится. Девица Синеглазка поела и опять погнала за Иваном-царевичем.
    Он доезжает до младшей бабы-яги, слез с коня, сел на своего коня богатырского и опять погнал. Он — за дверь, девица Синеглазка — в дверь и спрашивает у бабы-яги, не проезжал ли добрый молодец.
    —?Нет, дитятко. А ты бы с пути-дороги в баньке попарилась.
    —?Да ты долго топить будешь.
    —?Что ты, дитятко, живо справлю…
    Истопила баба-яга баньку, все изготовила. Девица Синеглазка попарилась, обкатилась и опять погнала в сугон. Конь ее с горки на горку поскакивает, реки, озера хвостом заметает. Стала она Ивана-царевича настигать.
    Он видит за собой погоню: двенадцать богатырок с тринадцатой — девицей Синеглазкой — ладят на него наехать, с плеч голову снять. Стал он коня приостанавливать, девица Синеглазка наскакивает и кричит ему:
    —?Что ж ты, вор, без спросу из моего колодца пил да колодец не прикрыл!
    А он ей:
    —?Что же, давай разъедемся на три прыска лошадиных, давай силу пробовать.
    Тут Иван-царевич и девица Синеглазка заскакали на три прыска лошадиных, брали палицы боевые, копья долгомерные, сабельки острые. И съезжались три раза, палицы поломали, копья-сабли исщербили — не могли друг друга с коня сбить. Незачем стало им на добрых конях разъезжаться, соскочили они с коней и схватились в охапочку.
    Боролись с утра до вечера — красна солнышка до закату. У Ивана-царевича резва ножка подвернулась, упал он на сыру землю. Девица Синеглазка стала коленкой на его белу грудь и вытаскивает кинжалище булатный — пороть ему белу грудь.
    Иван-царевич и говорит ей:
    —?Не губи ты меня, девица Синеглазка, лучше возьми за белые руки, подними со сырой земли, поцелуй в уста сахарные.
    Тут девица Синеглазка подняла Ивана-царевича со сырой земли и поцеловала в уста сахарные. И раскинули они шатер в чистом поле, на широком раздолье, на зеленых лугах. Тут они гуляли три дня и три ночи. Здесь они и обручились и перстнями обменялись.
    Девица Синеглазка ему говорит:
    —?Я поеду домой — и ты поезжай домой, да смотри никуда не сворачивай… Через три года жди меня в своем царстве.
    Сели они на коней и разъехались… Долго ли, коротко ли, не скоро дело делается, скоро сказка сказывается, — доезжает Иван-царевич до росстаней, до трех дорог, где плита-камень, и думает:
    «Вот хорошо! Домой еду, а братья мои пропадают без вести».
    И не послушался он девицы Синеглазки, своротил на ту дорогу, где женатому быть… И наезжает на терем под золотой крышей. Тут под Иваном-царевичем конь заржал, и братьевы кони откликнулись. Кони-то были одностадные…
    Иван-царевич взошел на крыльцо, стукнул кольцом — маковки на тереме зашатались, оконницы покривились. Выбегает прекрасная девица.
    —?Ах, Иван-царевич, давно я тебя поджидаю! Иди со мной хлеба-соли откушать и спать-почивать.
    Повела его в терем и стала потчевать. Иван-царевич не столько ест, сколько под стол кидает, не столько пьет, сколько под стол льет. Повела его прекрасная девица в спальню:
    —?Ложись, Иван-царевич, спать-почивать.
    А Иван-царевич столкнул ее на кровать, живо кровать повернул, девица и полетела в подполье, в яму глубокую.
    Иван-царевич наклонился над ямой и кричит:
    —?Кто там живой?
    А из ямы отвечают:
    —?Федор-царевич да Василий-царевич.
    Он их из ямы вынул — они лицом черны, землей уж стали порастать. Иван-царевич умыл братьев живой водой — стали они опять прежними.
    Сели они на коней и поехали… Долго ли, коротко ли, доехали до росстаней. Иван-царевич и говорит братьям:
    —?Покараульте моего коня, а я лягу отдохну.
    Лег он на шелковую траву и богатырским сном заснул. А Федор-царевич и говорит Василию-царевичу:
    —?Вернемся мы без живой воды, без молодильных яблок — будет нам мало чести, нас отец пошлет гусей пасти…
    Василий-царевич отвечает:
    —?Давай Ивана-царевича в пропасть спустим, а эти вещи возьмем и отцу в руки отдадим.
    Вот они у него из-за пазухи вынули молодильные яблоки и кувшин с живой водой, а его взяли и бросили в пропасть. Иван-царевич летел туда три дня и три ночи.
    Упал Иван-царевич на самое взморье, опамятовался и видит — только небо и вода, и под старым дубом у моря птенцы пищат — бьет их погода.
    Иван-царевич снял с себя кафтан и птенцов покрыл, а сам укрылся под дуб.
    Унялась погода, летит большая птица Нагай.
    Прилетела, под дуб села и спрашивает птенцов:
    —?Детушки мои милые, не убила ли вас погодушка-ненастье?
    —?Не кричи, мать, нас сберег русский человек, своим кафтаном укрыл.
    Птица Нагай спрашивает Ивана-царевича:
    —?Для чего ты сюда попал, милый человек?
    —?Меня родные братья в пропасть бросили за молодильные яблоки да за живую воду.
    —?Ты моих детей сберег, спрашивай у меня, чего хочешь: злата ли, серебра ли, камня ли драгоценного.
    —?Ничего, Нагай-птица, мне не надо: ни злата, ни серебра, ни камня драгоценного. А нельзя ли мне попасть в родную сторону?
    Нагай-птица ему отвечает:
    —?Достань мне два чана — пудов по двенадцати — мяса.
    Вот Иван-царевич настрелял на взморье гусей, лебедей, в два чана поклал, поставил один чан Нагай-птице на правое плечо, а другой чан — на левое, сам сел ей на хребет. Стал птицу Нагай кормить, она поднялась и летит в вышину.
    Она летит, а он ей подает да подает… Долго ли, коротко ли так летели, скормил Иван-царевич оба чана. А птица Нагай опять оборачивается. Он взял нож, отрезал у себя кусок с ноги и Нагай-птице подал. Она летит, летит и опять оборачивается. Он с другой ноги срезал мясо и подал. Вот уже недалеко лететь осталось. Нагай-птица опять оборачивается. Он с груди у себя мясо срезал и ей подал.
    Тут Нагай-птица донесла Ивана-царевича до родной стороны.
    —?Хорошо ты кормил меня всю дорогу, но слаще последнего кусочка отродясь не едала.
    Иван-царевич ей и показывает раны. Нагай-птица рыгнула, три куска вырыгнула:
    —?Приставь на место.
    Иван-царевич приставил — мясо и приросло к костям.
    —?Теперь слезай с меня, Иван-царевич, я домой полечу.
    Поднялась Нагай-птица в вышину, а Иван-царевич пошел путем-дорогой на родную сторону.
    Пришел он в столицу и узнаёт, что Федор-царевич и Василий-царевич привезли отцу живой воды и молодильных яблок и царь исцелился: по-прежнему стал здоровьем крепок и глазами зорок.
    Не пошел Иван-царевич к отцу, к матери, а собрал он пьяниц, кабацкой голи и давай гулять по кабакам.
    В ту пору за тридевять земель, в тридесятом царстве сильная богатырка Синеглазка родила двух сыновей. Они растут не по дням, а по часам. Скоро сказка сказывается, не скоро дело делается — прошло три года. Синеглазка взяла сыновей, собрала войско и пошла искать Ивана-царевича.
    Пришла она в его царство и в чистом поле, в широком раздолье, на зеленых лугах раскинула шатер белополотняный. От шатра дорогу устелила сукнами цветными. И посылает в столицу царю сказать:
    —?Царь, отдай царевича. Не отдашь — все царство потопчу, пожгу, тебя в полон возьму.
    Царь испугался и посылает старшего — Федора-царевича. Идет Федор-царевич по цветным сукнам, подходит к шатру белополотняному. Выбегают два мальчика:
    —?Матушка, матушка, это не наш ли батюшка идет?
    —?Нет, детушки, это ваш дяденька.
    —?А что прикажешь с ним делать?
    —?А вы, детушки, угостите его хорошенько.
    Тут эти двое пареньков взяли трости и давай хлестать Федора-царевича пониже спины. Били, били, он едва ноги унес.
    А Синеглазка опять посылает к царю:
    —?Отдай царевича…
    Пуще испугался царь и посылает середнего — Василия-царевича. Он приходит к шатру. Выбегают два мальчика:
    —?Матушка, матушка, это не наш ли батюшка идет?
    —?Нет, детушки, это ваш дяденька. Угостите его хорошенько.
    Двое пареньков опять давай дядю тростями чесать. Били, били, Василий-царевич едва ноги унес. Синеглазка в третий раз посылает к царю:
    —?Ступайте, ищите третьего сынка, Ивана-царевича. Не найдете — все царство потопчу, пожгу.
    Царь еще пуще испугался, посылает за Федором-царевичем и Василием-царевичем, велит им найти брата, Ивана-царевича. Тут братья упали отцу в ноги и во всем повинились: как у сонного Ивана-царевича взяли живую воду и молодильные яблоки, а самого бросили в пропасть.
    Услышал это царь и залился слезами. А в ту пору Иван-царевич сам идет к Синеглазке, и с ним идет голь кабацкая. Они под ногами сукна рвут и в стороны мечут.
    Подходит он к белополотняному шатру. Выбегают два мальчика:
    —?Матушка, матушка, к нам какой-то пьяница идет с голью кабацкой!
    А Синеглазка им:
    —?Возьмите его за белые руки, ведите в шатер. Это ваш родной батюшка. Он безвинно три года страдал.
    Тут Ивана-царевича взяли за белые руки, ввели в шатер. Синеглазка его умыла и причесала, одежду на нем сменила и спать уложила. А голи кабацкой по стаканчику поднесла, и они домой отправились.
    На другой день Синеглазка и Иван-царевич приехали во дворец. Тут начался пир на весь мир — честным пирком да и за свадебку. Федору-царевичу и Василию-царевичу мало было чести, прогнали их со двора — ночевать где ночь, где две, а третью и ночевать негде…
    Иван-царевич не остался здесь, а уехал с Синеглазкой в ее девичье царство.
    Тут и сказке конец.

  6. Жил-был
    царь, у него было три сына. Сыновья повзрослели, а царь состарился и заболел
    неизвестной болезнью. Позвали самых лучших врачей, откуда только можно, ничем
    они не смогли помочь царю, здоровье его становилось все хуже и хуже. Привели во
    дворец знахарей. Осмотрели знахари царя и говорят:
    — Помочь могут только живая вода и
    молодильные яблоки. Все это находится в тридевятом царстве, в тридесятом
    государстве. Как туда попасть, никто не знает, вот там-то есть колодец с живой
    водой и растет яблоня с молодильными яблоками.
    Призвал
    царь к себе своих сынов и говорит:
    — Кто из вас добудет для меня живой воды и
    молодильных яблок, тому отдам полцарства при моей жизни, а когда помру, то и
    все ему достанется.
    — Я первым буду испытывать свое счастье, — сказал
    старший сын. — Если у меня ничего не получится, тогда на
    поиск отправится средний брат, а если и у него не выйдет, тогда младший,
    Иван-царевич, отправится в путь.
    Приказал
    царь снарядить корабль и отправил старшего сына на поиск. Сутки плывет корабль,
    вторые, а на третьи вдруг полетел, как птица. Что ни делали моряки: спускали
    паруса, бросали якоря — ничто не могло удержать его, пока на
    четвертые сутки приплыли они к какому-то острову.
    Сошел
    царевич на берег, а там такая красота, что и описать трудно. Везде цветы диковинные
    цветут, на деревьях плоды необычные растут и птицы красивые поют, а между
    деревьями ручей весело журчит. Ходил-бродил царевич по острову и дивился его
    красе, как вдруг увидел маленькую птичку. Она так красиво пела, что царевич
    захотел ее поймать. Только подкрадется к ней, а она перелетает с одного куста
    на другой. Так охотился царевич много времени, пока не наступила ночь и птичка
    пропала куда-то. Оглянулся царевич и понял, что заблудился, и не понятно, как к
    кораблю вернуться. Стал пристальнее смотреть по сторонам и увидел еле заметную
    тропинку. Пошел по этой тропинке и видит, стоит старая хижина.
    Зашел
    он в хижину, а в ней сидит старик с большой седой бородой.
    — Здравствуй, добрый молодец! С чем
    пожаловал? — приветствовал его старик.
    — Ах ты, старый хрыч! Я царевич, и ты
    должен меня накормить и напоить, а потом, если я позволю, можешь всякие вопросы
    задавать.
    Старик
    посмотрел на царевича сурово, встал, и вся его невзрачная одежда превратилась в
    шитый золотом царский кафтан, на голове засверкала драгоценными камнями царская
    корона, а хижина стала дворцом.
    — Эй! Стража! Этот молодой человек
    неуважительно относится к старикам, взять его! — громким
    голосом приказал старик.
    Не
    понятно откуда выскочившие стражники схватили царевича и бросили его в темницу.
    Три дня
    команда корабля искала царевича. Весь остров обошли, все деревья и кусты
    осмотрели, нет нигде царевича, как сквозь землю провалился. Поплыл корабль
    назад.
    Очень
    огорчился царь-батюшка, узнав о пропаже своего старшего сына, и еще сильнее
    заболел.
    Пришел
    средний сын к отцу и просит его отпустить в путь-дорогу искать свое счастье.
    Жаль
    было царю отпускать среднего сына, но делать нечего. Снарядили корабль, и
    поплыл он по воле волн. Опять два дня плыл спокойно, а на третий — полетел
    стрелой и ничто не могло его остановить.
    На
    четвертый день, как и прежде, пристал корабль к острову, спустился царевич на
    берег и опять произошла та же история, что и со старшим братом.
    Десять
    дней команда искала царевича. Обыскали все, а царевич как сквозь землю провалился.
    Так ни с чем корабль вернулся назад.
    Совсем
    слег царь-батюшка, узнав печальную новость. Спустя некоторое время призывает он
    к себе младшего сына и говорит:
    — Знаю я, что и ты хочешь по примеру своих
    старших братьев отправиться за живой водой и молодильными яблоками, но я тебе
    велю не делать этого, судя по всему, мне недолго осталось жить и я об одном
    прошу, отыщи своих старших братьев, хочу перед смертью посмотреть на них в
    последний раз, а живой воды и молодильных яблок мне не надо, видать не судьба.
    Снарядили
    корабль в третий раз. И в третий раз повторилась история, но не вся…
    Вошел
    царевич в хижину, увидел старика, поклонился ему и говорит:
    — Здравствуй, дедушка! Что же ты сидишь
    впотьмах, да и печь не топлена, а сам, поди, голоден. Ну, ничего, я сейчас
    нарублю дров, растоплю печь и что-нибудь приготовлю на ужин.
    С этими
    словами он снял с себя кафтан, взял топор, и закипела работа. Вскоре в хижине
    стало тепло и светло. Старик с гостем сидели за столом, пили чай и вели
    неторопливую беседу. Старик спрашивал, а юноша ему рассказывал о себе. Потом
    они легли спать.
    Утром
    царевич проснулся и диву дается: все вокруг изменилось. Вчерашняя хижина
    превратилась в царский дворец, жесткая лавка, на которой он спал, — в
    мягкую кровать.
    Подошел
    к окну и видит за окном чудесный сад.
    Вышел
    царевич в сад, а навстречу ему идет девица необычной красоты.
    — Здравствуй, красавица! — поклонился
    ей царевич, — меня зовут Иван-царевич, где я нахожусь и
    кто ты?
    — Здравствуй, Иван-царевич, зовут меня
    Елена Прекрасная, я единственная дочь царя-волшебника. Батюшка мой решил выдать
    меня замуж и ищет мне жениха, — заманивает на волшебный остров царевичей
    и испытывает их. Тех, кто не проходит его испытаний, он сажает в темницу, и ты
    у него во дворце.
    — И много ли царевичей в темнице сидит?
    — Пока только двое, но если ты не пройдешь
    испытания, то и тебя посадит, — грустно ответила царевна.
    Иван-царевич
    догадался, что в темнице сидят его братья.
    — А где же сейчас твой отец?
    — Он сейчас занят и велел мне, чтобы я
    встретила тебя и показала дворец и сад, так что, если ты хочешь, пойдем со
    мной.
    С этими
    словами Елена Прекрасная взяла Ивана-царевича за руку и повела его по садовой
    аллее. Долго ли коротко гуляли молодые люди по саду, но полюбили друг друга так
    крепко, что Иван-царевич забыл зачем он здесь. Так прошло несколько дней.
    Как-то
    приснился Ивану-царевичу царь-отец и вроде бы он говорит:
    — Совсем худо мне, и нет возле меня моих
    сыновей, видать, так и помру не попрощавшись.
    Наутро
    Иван-царевич говорит Елене Прекрасной:
    — Пора мне домой, но прежде чем уехать, я
    хотел бы поговорить с твоим батюшкой, отведи меня к нему.
    — Что ты хочешь, или тебе надоело быть у
    меня в гостях, или какая забота гонит, или просьба у тебя? Отвечай, чем могу
    помочь — помогу, — говорит
    приветливо царь.
    — Твоя правда! Есть у меня к тебе просьба,
    да не одна, а целых две. Отец мой помирает, хочет попрощаться со своими детьми,
    поэтому прошу отпусти меня и моих братьев к отцу.
    Нахмурился
    царь, сердито посмотрел на Ивана-царевича и говорит:
    — Не этого я ждал от тебя. Ну а какая твоя
    вторая просьба?
    — А еще я прошу тебя, отдай за меня замуж
    свою дочь, Елену Прекрасную. Не представляю себе свою жизнь без нее.
    Повеселел
    царь.
    — Нравится мне, что ты сперва о других
    думаешь, а потом о себе. Ладно, так и быть, отпущу я тебя и передам твоему отцу
    живой воды и молодильных яблок. Ступай на корабль и плыви к своему батюшке.
    — А как же мои братья? — спрашивает
    Иван-царевич.
    — Братья? — снова
    нахмурился царь, — не хочу отпускать я твоих братьев, плохие
    они люди, да и тебе навредят. Чувствую я, быть беде!
    На
    коленях умолял Иван-царевич отпустить братьев и в конце концов добился своего.
    Счастливые
    братья сели на корабль и поплыли домой. День плывут, второй. Стали старшие
    братья между собой говорить, что Ивану-царевичу досталось все: и живая вода, и
    молодильные яблоки, и отец ему царство отдаст, а им ничего не достанется, и
    решили они убить Ивана-царевича.
    Когда
    корабль пристал к берегу, они заманили его в лес, убили и бросили в глубокую
    яму, а сами взяли живую воду и молодильные яблоки, пришли к отцу и сказали, что
    будто бы это они все сами добыли, а где младший брат, не знают. Поел отец
    молодильных яблок, выпил живой воды и сразу стал молодым и здоровым.
    В это
    время Елена Прекрасная, почувствовав неладное, пришла к отцу и уговорила его
    превратить ее в чайку.
    Набрала
    чайка в клюв живой воды из колодца и полетела искать своего любимого
    Ивана-царевича. Пять дней и ночей летела чайка. Очень ей хотелось есть, а еще
    больше мучила жажда, но чайка не могла ни есть, ни пить, так как в клюве у нее
    была живая вода, которую она берегла для Ивана-царевича.
    На
    шестой день обессиленная чайка перелетела море и подлетела к яме, в которой
    лежал мертвый Иван-царевич. Села птица ему на грудь и осторожно вылила живую
    воду ему на губы, а сама упала бездыханно.
    Иван-царевич
    вздрогнул и открыл глаза, увидел мертвую птицу и все понял, взял чайку в руки,
    поцеловал ее в клюв, и она превратилась в Елену Прекрасную.
    Каково
    было удивление старших братьев, когда они увидели входящих во дворец
    Ивана-царевича, живого и невредимого и Елену Прекрасную. Пали они к ногам
    младшего брата, стали его умолять не губить их. Иван-царевич прошел к отцу и
    все ему рассказал. Велик был гнев царя-батюшки, хотел он навеки посадить
    старших братьев в темницу, но Иван-царевич уговорил его этого не делать. Тогда
    велел царь изгнать старших братьев навсегда из царства и благословил
    Ивана-царевича и Елену Прекрасную.
    Вскоре
    сыграли всем царством свадьбу, и стали Иван-царевич и Елена Прекрасная
    жить-поживать да добра наживать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *