Сочинение на тему молодое поколение в романе отцы и дети
12 вариантов
Одной из проблем общества, которая актуальна в любые времена, является конфликт между разными поколениями. Ярким примером художественного произведения, раскрывающего данную проблему, является роман Тургенева «Отцы и дети».
Ключевым персонажем произведения является Евгений Базаров – представитель нового поколения, которое проповедует нигилистическую идеологию. Он представлен как яркий приверженец данного направления; его друг Аркадий Кирсанов, напротив, старается подражать нигилистам, однако в итоге отказывается от этой философии. В романе им противопоставляются представители старшего поколения: это отец и дядя Аркадия, которые придерживаются либеральных взглядов, а также более консервативные родители Евгения.
Основу мировоззрения главного героя составляет отказ от общепризнанных идеалов: ему не нравится разделять чью-то точку зрения («Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои»); он отрицает прошлое («Прошедшего не воротишь…») и не терпит промедлений («Нечего мешкать; мешкают одни дураки да умники»). Его идеология направлена на разрушение существующего строя, так как он им крайне недоволен, однако при этом Базаров практически ничего не предлагает взамен разрушаемых идеалов.
(Базаров и братья Кирсановы)
Братья Кирсановы, напротив, активно продвигают идеи сохранения текущего строя. Их также не устраивает нынешняя обстановка, однако это связано с наличием молодых нигилистов, которые, по их мнению, много пустословят («Молодые люди обрадовались. И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты»). Так, Николай Петрович не ставит на себе крест после смерти жены, а продолжает искать своё счастье в любви к Фенечке.
Родители главного героя представлены более спокойными и консервативными людьми, их мировоззрение больше связано с религией. Их образы тесно связаны как с простонародьем (суеверия, простота), так и с высшим сословием (медицинское образование у Василия Ивановича, крепостные души во владении Арины Власьевны).
В XVIII веке в Европе распространилось идейное движение, получившее название “Просвещение”. Оно было проникнуто духом борьбы против всех проявлений феодализма. Просветители выдвигали и отстаивали идеи общественного прогресса, равенства, свободного развития личности.
В России этот исторический период знаменуется появлением в XIX веке “новых людей” — разночинцев — образованных интеллигентов, которые говорят о необходимости изменения жизни в стране. И.С. Тургенев заметил начало конфликта в разногласиях общества и разночинцев. Это побудило писателя к созданию романа “Отцы и дети”, в котором общественно-политический конфликт представителей дворянства и разночинцев является основным.
Одним из представителей разночинцев является главный герой романа Евгений Васильевич Базаров, обладающий удивительной силой воли, цельным характером, глубокий умом, редким трудолюбием. Но вместе с тем к недостаткам поколения “детей” можно отнести демонстративное безразличие к искусству, к эстетике, к музыке и стихам. Также не украшает молодое поколение безразличие к романтике и любви.
Базаров олицетворяет собой поколение демократов. Он принимает только то, что полезно, отрицает принципы и авторитеты. Непрерывный труд на благо общества является содержанием его жизни.
Павел Петрович представляет собой поколение либерального дворянства. Он утверждает, что “…без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди”; признает старое общественное устройство, не видя изъянов в нем, боясь его разрушения.
Герои спорят о поэзии, искусстве, философии. Базаров поражает и раздражает Кирсанова своими хладнокровными мыслями об отрицании личности, всего духовного. Павел Петрович, напротив, любуется природой, любит искусство.
Споры между Базаровым и П. П. Кирсановым играют огромную роль для раскрытия основных противоречий эпох. Они имеют множество направлений и вопросов, по которым не сходятся представители молодого и старшего поколения.
Конфликтная ситуация у Базарова появляется и с Аркадием Кирсановым. В «нигилизме» его привлекают возможности, обычно ценные для молодого человека, вступающего в жизнь, — ощущение свободы, независимость от традиций и авторитетов, право на самоуверенность и дерзость. Все это совмещается с другими свойствами юности, далекими от «нигилистических» идей и принципов: Аркадий добродушен, бесхитростно прост и привязан к поэзии традиционного быта, к ценностям «своей» культуры. Поэтому Тургенев относит к его поколению “отцов”, так как увлечение Кирсанова новейшим учением достаточно поверхностно.
Частью конфликта романа являются отношения Базарова и его родителей. Сцена приезда домой своей трогательностью даже превосходит встречу отца и сына Кирсановых. Сразу можно заметить безграничную любовь родителей к Евгению. Здесь помнят его как человека со всеми слабостями. Для них Базаров – маленький Енюшенька. Но суровый нигилист скрывает, маскирует свои чувства по отношению к родителям. В первую очередь перед Аркадием. Ведь для него радость встречи была со стороны родителей Кирсановых признаком аристократической мягкотелости. В свою очередь, Василий Иванович и Арина Власьевна боятся “спугнуть” редко приезжающего сына, не мешают ему, не говорят о своих чувствах.
Конфликт между главными героями романа Тургенева является ярчайшим примером споров между поколениями 60-х годов XIX века. Но проблема “отцов и детей” актуальна и в наши дни. Она остро встает перед людьми, которые принадлежат к разным поколениям. Поколение “отцов” пытается сохранить все то, во что оно верило, чем жило всю свою жизнь, иногда не принимая новые убеждения молодых, стремится оставить все на своих местах, стремится к покою. “Дети” более прогрессивны, всегда в движении, хотят все перестроить, изменить, они не понимают пассивности старших. Проблема “отцов и детей” возникает почти во всех формах организации человеческой жизни: в семье, в рабочем коллективе, в обществе в целом.
Эту проблему удастся решить, если старшее поколение будет более терпимо к молодому поколению, где-то, может быть, соглашаясь с ним, а поколение “детей” будет больше проявлять уважения к старшим. Добавил: sergred31
Конфликт поколений в романе «Отцы и дети»
Автор: Тургенев И.С.
В XVIII веке в Европе распространилось идейное движение, получившее название “Просвещение”. Оно было проникнуто духом борьбы против всех проявлений феодализма. Просветители выдвигали и отстаивали идеи общественного прогресса, равенства, свободного развития личности.
В России этот исторический период знаменуется появлением в XIX веке “новых людей” — разночинцев — образованных интеллигентов, которые говорят о необходимости изменения жизни в стране. И.С. Тургенев заметил начало конфликта в разногласиях общества и разночинцев. Это побудило писателя к созданию романа “Отцы и дети”, в котором общественно-политический конфликт представителей дворянства и разночинцев является основным.
Одним из представителей разночинцев является главный герой романа Евгений Васильевич Базаров, обладающий удивительной силой воли, цельным характером, глубокий умом, редким трудолюбием. Но вместе с тем к недостаткам поколения “детей” можно отнести демонстративное безразличие к искусству, к эстетике, к музыке и стихам. Также не украшает молодое поколение безразличие к романтике и любви.
Базаров олицетворяет собой поколение демократов. Он принимает только то, что полезно, отрицает принципы и авторитеты. Непрерывный труд на благо общества является содержанием его жизни.
Павел Петрович представляет собой поколение либерального дворянства. Он утверждает, что “… без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди”; признает старое общественное устройство, не видя изъянов в нем, боясь его разрушения.
Герои спорят о поэзии, искусстве, философии. Базаров поражает и раздражает Кирсанова своими хладнокровными мыслями об отрицании личности, всего духовного. Павел Петрович, напротив, любуется природой, любит искусство.
Споры между Базаровым и П. П. Кирсановым играют огромную роль для раскрытия основных противоречий эпох. Они имеют множество направлений и вопросов, по которым не сходятся представители молодого и старшего поколения.
Конфликтная ситуация у Базарова появляется и с Аркадием Кирсановым. В «нигилизме» его привлекают возможности, обычно ценные для молодого человека, вступающего в жизнь, — ощущение свободы, независимость от традиций и авторитетов, право на самоуверенность и дерзость. Все это совмещается с другими свойствами юности, далекими от «нигилистических» идей и принципов: Аркадий добродушен, бесхитростно прост и привязан к поэзии традиционного быта, к ценностям «своей» культуры. Поэтому Тургенев относит к его поколению “отцов”, так как увлечение Кирсанова новейшим учением достаточно поверхностно.
Частью конфликта романа являются отношения Базарова и его родителей. Сцена приезда домой своей трогательностью даже превосходит встречу отца и сына Кирсановых. Сразу можно заметить безграничную любовь родителей к Евгению. Здесь помнят его как человека со всеми слабостями. Для них Базаров — маленький Енюшенька. Но суровый нигилист скрывает, маскирует свои чувства по отношению к родителям. В первую очередь перед Аркадием. Ведь для него радость встречи была со стороны родителей Кирсановых признаком аристократической мягкотелости. В свою очередь, Василий Иванович и Арина Власьевна боятся “спугнуть” редко приезжающего сына, не мешают ему, не говорят о своих чувствах.
Конфликт между главными героями романа Тургенева является ярчайшим примером споров между поколениями 60-х годов XIX века. Но проблема “отцов и детей” актуальна и в наши дни. Она остро встает перед людьми, которые принадлежат к разным поколениям. Поколение “отцов” пытается сохранить все то, во что оно верило, чем жило всю свою жизнь, иногда не принимая новые убеждения молодых, стремится оставить все на своих местах, стремится к покою. “Дети” более прогрессивны, всегда в движении, хотят все перестроить, изменить, они не понимают пассивности старших. Проблема “отцов и детей” возникает почти во всех формах организации человеческой жизни: в семье, в рабочем коллективе, в обществе в целом.
Эту проблему удастся решить, если старшее поколение будет более терпимо к молодому поколению, где-то, может быть, соглашаясь с ним, а поколение “детей” будет больше проявлять уважения к старшим.
В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» пишется о конфликте разных поколений.
Главный герой Евгений Базаров очень трудолюбивый человек. Ему нравятся точные науки, он проводит исследования и опыты. Базаров всячески пытается принести пользу своей родине и обществу в целом. Ему не нравится говорить о чувствах, и он отрицает любое их проявление. Для него творчество и поэзия не имеют абсолютно никакого смысла.
Его оппонентом становится Павел Петрович Кирсанов – именно он вступает в спор с Базаровым. Кирсанов старший не понимает, почему молодой человек Евгений относится с таким пренебрежением к искусству.
С каждым днем эти двое все больше относятся друг к другу с ненавистью и злостью. Дело доходит до того что они затевают тайную дуэль в которой выигрывает Базаров. Победа Евгения это лишь удачный случай и он так же мог подвернуться Павлу Петровичу.
После дуэли страсти в доме Кирсановых, куда был приглашен Базаров, немного поутихли. Однако лучше друг к другу они не стали относиться.
Аркадий, который пригласит своего товарища погостить в его родительском доме, тоже замечает, что Базаров не такой уж и хороший человек и на самом деле у них не так много общего, как он думал раньше. Аркадий с Евгением относили себя к обществу нигилистов.
Кирсановы состоятельные дворяне, у них есть свое поместье немного ветхое, но большое. У Кирсанова старшего хорошее образование и он очень интеллигентный и воспитанный человек. Аркадий Кирсанов получая образование, и познакомился с Евгением Базаровым. Именно Базаров и привел Аркадия к нигилистам. У Евгения очень мало друзей, а вернее их практически нет. Все его друзья и знакомые вначале с охотой приобщились его идеи нигилизма, но потом все быстро разошлись. Все разошлись кто куда, кто женился и занимался семьей, а некоторые нашли дела интереснее.
Аркадий очень сочувствовал Базарову и пытался во всем его поддерживать. Со временем Кирсанов понимает, что им лучше перестать общаться с Базаровым. У Кирсанова есть любящая семья отец и дядя. Пройдет немного времени и Аркадий женится на замечательной девушке Катерине, которую он очень полюбил. Кирсанов считает, что ему стоит поставить во главу свою семью и отказаться от навязчивых идей Базарова.
Как раз такую проблему и показывает И. С. Тургенев в романе “Отцы и дети”. Конфликт поколений, изображенный в произведении, выходит далеко за семейные рамки. Это еще и общественная борьба двух разных идей, двух разных эпох: старого дворянства и демократической интеллигенции.
Несмотря на то, что молодой нигилист Базаров и представитель дворянства Кирсанов не спутаны семейными узами, основной конфликт разгорается между ними. Я считаю, что проблема отцов и детей – это не просто конфликт в одной семье, непонимание между кровными родителями и детьми. Эта проблема всегда шире, чем кажется. В большинстве случаев – это борьба между старшим поколением, которое привыкло жить по своим уставам, и новой, прогрессивной молодежью, которая хочет что-то изменить. И пускай даже молодые люди могут допускать ошибки, но это их жизнь и они заслуживают на свое мнение.
Базаров и Кирсанов спорят о вещах, которые актуальны во все времена. Это пути развития страны, науки, искусства, материальные ценности, жизнь простого народа.
Для нашего современном обществе также можно провести параллель с романом “Отцы и дети”. Старшее поколение часто старается навязать нам свои интересы в вышеуказанных вопросах. Но, как и сам И. С. Тургенев, я в большинстве случаев стою на стороне молодежи. Я считаю, что у старшего поколения уже был шанс создать крепкое общество, а молодому необходимо эту попытку предоставить.
При выходе в свет роман “Отцы и дети” вызвал ожесточенную критику, причиной которой прежде всего были особенности изображения “детей”, то есть революционной молодежи. Молодое поколение, которое придерживалось революционно-демократических убеждений, называли “новыми людьми”, потому что далеко не все в те годы понимали это новое непривычное направление. В связи с этим непониманием, исходящим от старшего поколения, между “отцами” и “детьми” происходили постоянные столкновения, которые являются центральной темой романа.
Молодежь в романе пытается самоопределиться, высказать свое мнение и утвердить свою позицию, поэтому возникают непрерывные споры, вызванные столкновением идейных, социальных, философских, нравственных взглядов.
Герои романа, Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов, называют себя нигилистами, которые считают, что “…в теперешнее время полезнее всего отрицание”. “Главное лицо представляется выражением новейшей нашей современности”. Сильный и перспективный человеческий тип эпохи отображает в романе Евгений Базаров. Фигура разночинца Базарова, воплощающего тип человека новейшего поколения, находится в центре романа. Евгений Базаров — личность очень интересная, поэтому в романе нет ни одной значительной сцены, в которой бы он не участвовал. Этот человек иногда вызывает неприязнь и непонимание, но в то же время им можно восхищаться и уважать его. Характер Базарова, при всех его слабостях, отмечен огромной внутренней силой и уверенностью в себе, в своих суждениях и взглядах. Базаров может решительно действовать в доказательство своей точки зрения, в нем есть энергия и жизненная сила, он умен и честолюбив. Но в то же время Евгений слишком жесток, горд, эгоистичен, он пренебрежительно относится к людям, которые придерживаются иных убеждений. Базаров умело подчиняет себе людей, через их столкновения с Евгением видна их собственная несостоятельность.
В романе Тургенев представляет еще несколько людей, стремящихся поспешать за временем и найти свое место в жизни. Это Кукшина и Ситников. Базаров относится к ним пренебрежительно и с иронией, что является для Евгения средством отделить от себя людей, которых он не уважает. Труднее ему с Аркадием. Он не настолько глуп и мелочен, как Ситников. Аркадий тоже считал себя нигилистом, это сближало его с Базаровым и заставляло относиться к нему мягче и снисходительнее, чем к Ситникову с Кукшиной.
Чтобы самоопределиться и доказать правоту своих суждений, Базарову, как самому яркому представителю “новых людей”, нужно в первую очередь доказать это старшему поколению, чтобы “отцы” осознали, что будущее в руках молодежи. Демократическая натура Базарова оказывается сильнее либеральных взглядов “отцов”, которые отрицают ход времени, застывая в своем консерватизме, поэтому она раскрывает превосходство “новых людей”. Базаров доказывает нравственную ущербность, бездействие, нерешительность и несостоятельность “отцов” в различных жизненных ситуациях. Молодые люди в романе представлены как уверенные в себе, устойчивые личности, способные принести пользу обществу. “…Новые люди” — это не созерцатели, а деятели”. Старшее поколение уверено, что принципы, которые оно усвоило в молодости, выгодно отличают его от людей, прислушивающихся к современности. Но, защищая свои либеральные взгляды, “отцы” не доказывают их на деле, поэтому для “детей” они выглядят нелепо и бессмысленно.
Молодое поколение романа “Отцы и дети” идет в ногу со временем, оно отстаивает свои взгляды на жизнь, на будущее, пытается самоопределиться в этом сложном мире. Молодые люди верят в то, что будущее принадлежит им, что их позиция самая верная и нужная не только для них, но и для общества.
Одним из представителей разночинцев является главный герой романа Евгений Васильевич Базаров, обладающий удивительной силой воли, цельным характером, глубокий умом, редким трудолюбием. Но вместе с тем к недостаткам поколения “детей” можно отнести демонстративное безразличие к искусству, к эстетике, к музыке и стихам. Также не украшает молодое поколение безразличие к романтике и любви.
Базаров олицетворяет собой поколение демократов. Он принимает только то, что полезно, отрицает принципы и авторитеты. Непрерывный труд на благо общества является содержанием его жизни.
Павел Петрович представляет собой поколение либерального дворянства. Он утверждает, что “. без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди”; признает старое общественное устройство, не видя изъянов в нем, боясь его разрушения.
Герои спорят о поэзии, искусстве, философии. Базаров поражает и раздражает Кирсанова своими хладнокровными мыслями об отрицании личности, всего духовного. Павел Петрович, напротив, любуется природой, любит искусство.
Споры между Базаровым и П. П. Кирсановым играют огромную роль для раскрытия основных противоречий эпох. Они имеют множество направлений и вопросов, по которым не сходятся представители молодого и старшего поколения.
Конфликтная ситуация у Базарова появляется и с Аркадием Кирсановым. В «нигилизме» его привлекают возможности, обычно ценные для молодого человека, вступающего в жизнь, — ощущение свободы, независимость от традиций и авторитетов, право на самоуверенность и дерзость. Все это совмещается с другими свойствами юности, далекими от «нигилистических» идей и принципов: Аркадий добродушен, бесхитростно прост и привязан к поэзии традиционного быта, к ценностям «своей» культуры. Поэтому Тургенев относит к его поколению “отцов”, так как увлечение Кирсанова новейшим учением достаточно поверхностно.
Частью конфликта романа являются отношения Базарова и его родителей. Сцена приезда домой своей трогательностью даже превосходит встречу отца и сына Кирсановых. Сразу можно заметить безграничную любовь родителей к Евгению. Здесь помнят его как человека со всеми слабостями. Для них Базаров – маленький Енюшенька. Но суровый нигилист скрывает, маскирует свои чувства по отношению к родителям. В первую очередь перед Аркадием. Ведь для него радость встречи была со стороны родителей Кирсановых признаком аристократической мягкотелости. В свою очередь, Василий Иванович и Арина Власьевна боятся “спугнуть” редко приезжающего сына, не мешают ему, не говорят о своих чувствах.
Конфликт между главными героями романа Тургенева является ярчайшим примером споров между поколениями 60-х годов XIX века. Но проблема “отцов и детей” актуальна и в наши дни. Она остро встает перед людьми, которые принадлежат к разным поколениям. Поколение “отцов” пытается сохранить все то, во что оно верило, чем жило всю свою жизнь, иногда не принимая новые убеждения молодых, стремится оставить все на своих местах, стремится к покою. “Дети” более прогрессивны, всегда в движении, хотят все перестроить, изменить, они не понимают пассивности старших. Проблема “отцов и детей” возникает почти во всех формах организации человеческой жизни: в семье, в рабочем коллективе, в обществе в целом.
Эту проблему удастся решить, если старшее поколение будет более терпимо к молодому поколению, где-то, может быть, соглашаясь с ним, а поколение “детей” будет больше проявлять уважения к старшим. 133081 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Конфликт поколений в романе “Отцы и дети”
Смотрите также по произведению “Отцы и дети”:
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
После дуэли, ссоры немного приутихли, однако, эти герои так и не нашли общего примирения.
О конфликте поколений говорят и отношения между Евгением и Аркадием. Несмотря на то, что оба героя относят себя к течению нигилистов, их мысли и поступки совершенно разные. В конечном итоге, Аркадий разочаровывается в принципах нигилистов и выбирает родной и уютный отцовский дом. Он начинает смотреть на своего товарища совершенно другими глазами, думать о нем совершенно иные мысли. Их товарищество на этом заканчивается.
Отношения родителей и детей ярче всего отразилось на всей семье Базарова. Его родители любили сына больше всего на свете. Их любовь была трогательной и заботливой. Однако, Евгений, опираясь на нигилистические убеждения, не выдавал и не принимал взаимных чувств. Именно поэтому, чтобы не отпугивать сына, мать и отец Евгения скрывали и сдерживали свои чувства родительской любви.
На протяжении всего романа читатель неоднократно сталкивается с проблемой и конфликтами поколений. И.С. Тургенев пытался раскрыть их суть, вынести на всеобщее обозрение. Только таким образом, можно было добиться успеха в положительном разрешении всех столкновений между героями романа.
На страницах романа столкнулись люди, имеющие разные, порой противоположные мнения по различным вопросам, и мы понимаем, что они никогда не договорятся, поскольку безграничное самолюбие каждого, “сатанинская гордость” не дают соглашаться им со взглядами оппонента, а взаимная вражда (неприятие не только убеждений друг друга, но и зачастую — личностных особенностей) углубляет этот конфликт.
Различие социального положения Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова накладывает свой отпечаток не только на внешний вид героев, но и на манеру их поведения, речь.
Разночинец по происхождению (сын полкового лекаря), Базаров выступает принципиальным противником всего дворянства, понятий дворянского общества, а особенно — романтического, либерального идеализма. Он — нигилист, а это значит, что он ничего не принимает на веру, для него не существует признанных авторитетов: “Мы: действуем в силу того, что мы признаем полезным… В теперешнее время полезнее всего отрицание, — мы отрицаем”. Поэзия и искусство, по мнению Евгения, бесполезные занятия, поэтому он отвергает их не задумываясь. Своеобразно и его отношение к природе, которая для него лишена романтической таинственности и загадочности: “Природа — не храм, а мастерская, и человек в ней — работник”. Все на свете Базаров хочет проверить опытным путем, доверяя лишь разуму и эксперименту, отвергая чувства, поэтому часто говорит вещи не только неприятные, но и обидные окружающим.
Бесконечно веря в науку, которая, как ему кажется, поможет человеку проникнуть во все тайны жизни, Базаров считает, что личностные различия между людьми — Та. кая же “гниль и художество”, как и искусство, “романтизм”: “Все люди друг на друга похожи телом, так и душой, и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других”. И в этом он противоречит сам себе, поскольку стремится утвердить себя как личность, не похожую на других.
Гордясь тем, что понимает народ и умеет разговаривать с мужиками, Базаров в то же время резко отзывается о народе, указывая на его консерватизм, невежество, леность.
Павел Петрович Кирсанов — дворянин, он аристократ, бывший “светский лев”, который в молодости сделал блестящую карьеру офицера, но впоследствии погубил свою жизнь из-за несчастной любви к легкомысленной княгине Р. В образе этого героя Тургенев воплотил лучшие черты русского дворянства: порядочность, честность, высокую культуру. Много внимания уделяет Кирсанов-старший своему внешнему виду: даже в деревне он одет по последней моде.
Павел Петрович любит народ, “всегда вступается за крестьян”, прославляет крестьянскую семью, религиозность, патриархальность, однако он чужд народу, не умеет общаться с мужиками, которые его не понимают, сторонятся, чувствуют в нем “барина” (и они правы).
По мнению Павла Петровича, аристократия является движущей силой общества, лишь ей под силу изменить жизнь России путем реформ. Ставя традиции превыше всего, он утверждает: “Мы люди старого века, мы полагаем, что без принсипов… шагу ступить, дохнуть нельзя”. Базаров резко высмеивает “принсипы” и авторитеты Кирсанова, поскольку не видит в аристократах никакой пользы. Он также выступает против болтовни и либерального обличительства: “Болтать, все только болтать о наших язвах не стоит труда”. Отрицая пустую терминологию, устаревшие догмы “барской” культуры, Базаров стоит за вмешательство в несовершенную жизнь, а не за тстранение от нее в тень высоких рассуждений о самоуважении и чувстве собственного достоинства: “Вот вы уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза для общества? Вы бы не уважали себя и то же бы делали”.
И все же, смеясь над убеждениями Павла Петровича, Базаров, на мой взгляд, мало что им противопоставляет. Он действует как разрушитель, готовя площадку для нового, но кто это новое будет строить, он не знает.
А Кирсанов, ненавидя весь стиль поведения Базарова, его развязность, неуважение к авторитетам, все же понимает, что время “отцов” уже проходит, а на смену ему идет нечто новое, прогрессивное.
Роман Тургенева “Отцы и дети” не только отразил целую эпоху в жизни России со всеми ее конфликтами и достижениями, но и заострил внимание современников на необходимости изменений в русском обществе. Значение романа и в том, что он не потерял своей актуальности до сегодняшнего дня из-за яркого отображения конфликта между “детьми” и “отцами”, которые будут спорить друг с другом, наверное, во все времена.[/sms]
Проблему отцов и детей, пожалуй, никогда не перестанут поднимать писатели и поэты в своих произведениях. Конфликт между людьми разных поколений нередко встречается и в наше время. Но особенно остро подобная проблема встаёт в обществе, переживающем переломные моменты, когда наблюдается противостояние взглядов старшего и молодого поколения не только в бытовой борьбе, но и в политической или социальной.
Такая проблема показана и в знаменитом произведении Тургенева «Отцы и дети». Здесь мы наблюдаем конфликт поколений, выходящий далеко за семейные рамки. Это борьба глобальных идей, эпох: старое дворянство в данном романе конфликтует с демократической интеллигенцией.
Молодого нигилиста Базарова и представителя дворянства Кирсанова вроде бы ничего не связывает, но основной конфликт разгорается именно между этими людьми. Я думаю, что к проблеме отцов и детей нельзя относиться как к чему-то личному, это не просто непонимание между кровными родственниками. Это очень большая и серьёзная проблема – борьба между старшим поколением, привыкшим существовать согласно своим старым уставам, и молодёжью с новыми взглядами на жизнь, с желанием чего-то изменить. Молодые люди нередко ошибаются, но, как говорится, не ошибается тот, кто ничего не делает. Поэтому всегда лучше к чему-то стремиться, чего-то менять в своей жизни и в жизни общества в целом.
Герои романа Базаров и Кирсанов спорят о никогда не теряющих свою актуальность вещах. Это пути развития страны, науки и искусства, также они обсуждали материальные ценности и, конечно, жизнь простого народа.
В наше время проблема «Отцов и детей» не менее актуальна. Старшее поколение часто навязывает нам свои взгляды и интересы. Но лично я в большинстве случаев стою на стороне молодежи. Я считаю, что молодое поколение сможет создать по-настоящему крепкое общество, и старшим не стоит вставать на их пути со своими устаревшими порядками.
Сочинение по произведению на тему: Конфликт двух поколений в романе Тургенева «Отцы и дети»
Философские размышления о смене поколений, о вечной борьбе старого с новым звучали не раз в произведениях русских писателей и до Тургенева (в комедии Грибоедова «Горе от ума», в «Евгении Онегине» Пушкина и др.). По окончании работы над своим фундаментальным романом «Отцы и дети» Тургенев писал Полине Виардо: «Я попытался представить конфликт двух поколений».
Роман «Отцы и дети» писался в годы, когда в России реальной общественной силой становились разночинцы, а аристократия постепенно утрачивала свою ведущую роль. Общество того времени в итоге было расколото на несколько лагерей, каждый из которых проповедовал свои истины. В романе «Отцы и дети» автор попытался представить свою точку зрения на данную проблему и дал острую характеристику борьбе старого и молодого поколений, т. к. являлся свидетелем непрекращающихся споров о моральном долге детей и мудрости отцов.
В основе сюжета романа лежит острый социальный конфликт «нового человека» Базарова с миром Кирсановых. Сам писатель стремился к тому, чтобы смягчить вечный конфликт добротой, терпимостью, мудростью и любовью. Несмотря на свою симпатию к правде молодых, он надеялся на то, что отцовская любовь и сдержанность способны исправить и смягчить юношеский эгоизм и заносчивость.
К «отцам» в романе можно отнести многих героев. Среди них братья Кирсановы, старички Базаровы. К лагерю «отцов» принадлежит и Аркадий, так как ему ближе их взгляды, он по натуре своей романтик, как и его отец, а потому Аркадий скорее подстраивается под Базарова и его нигилизм, нежели глубоко и искренне верит в его принципы. Благодаря своему таланту и из чувства благодарности прошлому Тургенев вырисовывает благородные черты поколения «отцов».
Николай Петрович Кирсанов, отец Аркадия, – не ретроград, не невежественный крепостник типа Фамусова и Простаковой, напротив: он окончил университет, любит музыку и природу, классическую русскую литературу. Так, когда Аркадий предлагает отцу читать вместо Пушкина книгу по физике, Николай Петрович, прочтя несколько страниц и ничего не понимая, возвращается в Пушкину. Когда сын учился, отец жил с ним, «старался заводить знакомства с молодыми товарищами Аркадия». Он приветливо встречает в своем доме Базарова, искренне желает сблизиться с ним как с другом своего сына, как с представителем молодого поколения и просто с интересной личностью. Но он так и не может понять, почему не происходит этого сближения.
Нельзя не любоваться старичками Базаровыми и равнодушно читать об их любви к сыну. Василий Иванович утверждает, что человек должен жить своим трудом, да и сам он всю жизнь трудился и продолжает трудиться. Он, как и Николай Петрович Кирсанов, тянется к молодому поколению, думает учиться: «…для человека мыслящего нет захолустья, я стараюсь по возможности, как говорится, мохом не зарасти, не отстать от века».
Добрый старик видит связь с новой эпохой в том, чтобы хоть как-то облегчить жизнь крестьян, посадив их на оброк, причем такой поступок он считал «своим долгом», хотя другие «владельцы об этом не помышляют». Но и он в скором времени склоняет голову перед молодежью: «Конечно, вам, господа, лучше знать, где нам за вами угнаться? Ведь вы нам на смену пришли».
Ощутима и трагедия Павла Петровича, который ведет пустую и бессмысленную жизнь и в состоянии заботиться только о своей внешности и благополучии. В споре с Базаровым он выглядит не лучшим образом: не выдерживая аристократического тона, он доходит до оскорблений и терпит поражение из-за нехватки отеческой любви к молодым и непонимания их устремлений. Автор говорит о том, что дядя Аркадия стал мертвецом еще при жизни.
Наблюдая за жизнью отцов, Базаров дал ей точную оценку: «Кажется, чего лучше: ешь, пей? Только тоска одолеет от такой жизни!» Да и сам автор понимает, что таким, как Базаров, тесно в родительском доме, что им не хватает воздуха в душном аристократическом мире, им нужен простор для действий, для осуществления грандиозных планов и колоссальных жизненных перемен, которые способны изменить старую жизнь к лучшему. В то же время, автор не отрицает полностью аристократию. Он любовно относится к Николаю Петровичу, старикам Базаровым. И лишь аристократизм Павла Петровича отрицается Тургеневым, недаром у него единственного из поколения аристократов нет детей – продолжателей его рода.
?
“Как посравнить да посмотреть Век нынешний и век минувший…”
А. С. Грибоедов. Горе от ума
Вот то-то все вы гордецы. Смотрели бы, как делали отцы, Учились бы, на старших глядя.
А. С. Грибоедов. Горе от ума
Уже само название романа говорит о том, что Тургенев посвятил его проблеме взаимоотношений сменяющихся поколений. Пик творчества Ивана Сергеевича падает на переломный момент в жизни России: глубокий кризис крепостного хозяйства и вследствие этого поспешное проведение в 1861 году реформы “сверху”. В обществе усугубляются противоречия, идет переоценка духовных и нравственных ценностей, появляется новая общественная сила — революционеры-демократы. Тургенева волнует судьба России. Он увидел, что на смену “лишним людям”, которыми так недавно восхищались (Онегин, Печорин, Бельтов, Рудин и др.) пришло новое поколение, отличающееся целеустремленностью, деловитостью, силой характера, стремлением бороться за свободу родины.
Задуманный Тургеневым роман “Два поколения” не был написан, но сама идея противостояния двух поколений осуществилась в опубликованном в 1862 году романе “Отцы и дети”, который вызвал не только огромный интерес читающей публики, но и самые разноречивые отклики. Одни читатели и критики симпатизировали “отцам” и видели сатиру на молодое поколение; другие, напротив, считали, что “опозорены” “отцы”, а молодое поколение неоправданно возвышено.
Конфликт “отцов” (Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы) и “детей” (Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов), обозначившийся в начале романа, углубляется и перерастает из конфликта поколений в конфликт разных общественных сил: дворянской интеллигенции (все Кирсановы) и нарождающегося класса революционеров-демократов, представленного Базаровым.
Павел Петрович и Николай Петрович, учившиеся когда-то в Петербурге, никогда практически не служившие государству, жили в своем имении и в кругу местных помещиков считались людьми передовыми. Павел Петрович “пугал помещиков старого покроя либеральными выходками”, считалось, что знал и понимал народ, поражал всех своим аристократизмом, изысканностью манер, одеждой, преданностью высоким принципам. Николая Петровича помещики в своем кругу величали “красным “, так как он завел ферму, ввел кое-какие изменения в жизни своих крестьян, не считал за грех читать и учиться всему новому. Но эти “лучшие из лучших” дворян реальной пользы отечеству не приносили: Павел Петрович жизнь свою свел к любви к женщине и сожалениям о прошлом. О Николае Петровиче Базаров метко сказал, что “его песенка спета”. Базаров увидел всю бесполезность его деятельности, абсолютную неприспособленность к жизни. Оба брата не понимают Базарова, побаиваются, но пытаются спорить с ним, отстаивать собственное мнение.
“Дети”, по существу, представлены одним Базаровым. Аркадий недолго мог тянуться за ним. Пути их разошлись. “Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич…”, — сказал Аркадию Базаров. Аркадий не далеко ушел от “отцов”, он вскоре сделался рьяным помещиком. Базаров является единственным оппонентом всему лагерю “отцов “. Разночинец по происхождению (сын полкового лекаря), демократ по политическим взглядам, Базаров отличается умом и научным мышлением, стремлением к практической деятельности, самостоятельностью суждений, честностью и правдивостью. Споры, возникающие между Кирсановыми (в основном Павлом Петровичем) и Базаровым, касались важнейших вопросов того времени: отношение к народу, государственной системе, религии, морали, искусству.
По мнению Павла Петровича, движущей силой общества является лучшая часть дворянства — аристократия, которая путем реформ изменит жизнь России. Базаров же не видит в аристократах никакой пользы, не согласен на мелкие улучшения общества, частичные его исправления, презрительно относится к либеральному обличительству. “Болтать, все только болтать о наших язвах не стоит труда”. Авторитеты и принципы Павла Петровича Базаров резко высмеивает.
Базаров — нигилист, то есть человек, отвергающий все. Что такое “все”, которое так смутило Кирсановых? Это религия, мораль и, наконец, прогнивший самодержавно-крепостнический строй. На фоне либеральных помещиков Кирсановых Базаров выглядит титаном-революционером. Хотя в романе он один, веришь, что у него есть единомышленники. “Нас не так мало, как вы полагаете”, — заявляет Базаров. Народ Павел Петрович любит, прославляет крестьянскую общину, семью, религиозность, патриархальность русского мужика. По словам Аркадия, он “всегда вступается за крестьян”. Базаров же резко отзывается о народе, подчеркивает его невежественность и консерватизм и совершенно основательно указывает на связь своего отрицания с народными настроениями. Эстетствующий аристократ Павел Петрович не может понять, как можно отрицать искусство, природу. Базаров и здесь категоричен: “Рафаэль гроша ломаного не стоит”, “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”.
Читая роман, восхищаясь энергией, силой Базарова, вдруг понимаешь, что герой-то только все разрушает. Николай Петрович справедливо говорит: “Вы все разрушаете… Да ведь надобно и строить”. Базаров отвечает туманно: “Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить”. Все время подчеркивается, что Базаров — человек дела, что у него есть свое дело. Но в “деле” он не показан. Тургеневу было не по силам показать нового человека в действии. Эту задачу решит уже другой писатель — Чернышевский.
Одной из проблем общества, которая актуальна в любые времена, является конфликт между разными поколениями. Ярким примером художественного произведения, раскрывающего данную проблему, является роман Тургенева «Отцы и дети».
Ключевым персонажем произведения является Евгений Базаров – представитель нового поколения, которое проповедует нигилистическую идеологию. Он представлен как яркий приверженец данного направления; его друг Аркадий Кирсанов, напротив, старается подражать нигилистам, однако в итоге отказывается от этой философии. В романе им противопоставляются представители старшего поколения: это отец и дядя Аркадия, которые придерживаются либеральных взглядов, а также более консервативные родители Евгения.
Основу мировоззрения главного героя составляет отказ от общепризнанных идеалов: ему не нравится разделять чью-то точку зрения («Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои»); он отрицает прошлое («Прошедшего не воротишь…») и не терпит промедлений («Нечего мешкать; мешкают одни дураки да умники»). Его идеология направлена на разрушение существующего строя, так как он им крайне недоволен, однако при этом Базаров практически ничего не предлагает взамен разрушаемых идеалов.
(Базаров и братья Кирсановы)
Братья Кирсановы, напротив, активно продвигают идеи сохранения текущего строя. Их также не устраивает нынешняя обстановка, однако это связано с наличием молодых нигилистов, которые, по их мнению, много пустословят («Молодые люди обрадовались. И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты»). Так, Николай Петрович не ставит на себе крест после смерти жены, а продолжает искать своё счастье в любви к Фенечке.
Родители главного героя представлены более спокойными и консервативными людьми, их мировоззрение больше связано с религией. Их образы тесно связаны как с простонародьем (суеверия, простота), так и с высшим сословием (медицинское образование у Василия Ивановича, крепостные души во владении Арины Власьевны).
В XVIII веке в Европе распространилось идейное движение, получившее название “Просвещение”. Оно было проникнуто духом борьбы против всех проявлений феодализма. Просветители выдвигали и отстаивали идеи общественного прогресса, равенства, свободного развития личности.
В России этот исторический период знаменуется появлением в XIX веке “новых людей” — разночинцев — образованных интеллигентов, которые говорят о необходимости изменения жизни в стране. И.С. Тургенев заметил начало конфликта в разногласиях общества и разночинцев. Это побудило писателя к созданию романа “Отцы и дети”, в котором общественно-политический конфликт представителей дворянства и разночинцев является основным.
Одним из представителей разночинцев является главный герой романа Евгений Васильевич Базаров, обладающий удивительной силой воли, цельным характером, глубокий умом, редким трудолюбием. Но вместе с тем к недостаткам поколения “детей” можно отнести демонстративное безразличие к искусству, к эстетике, к музыке и стихам. Также не украшает молодое поколение безразличие к романтике и любви.
Базаров олицетворяет собой поколение демократов. Он принимает только то, что полезно, отрицает принципы и авторитеты. Непрерывный труд на благо общества является содержанием его жизни.
Павел Петрович представляет собой поколение либерального дворянства. Он утверждает, что “…без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди”; признает старое общественное устройство, не видя изъянов в нем, боясь его разрушения.
Герои спорят о поэзии, искусстве, философии. Базаров поражает и раздражает Кирсанова своими хладнокровными мыслями об отрицании личности, всего духовного. Павел Петрович, напротив, любуется природой, любит искусство.
Споры между Базаровым и П. П. Кирсановым играют огромную роль для раскрытия основных противоречий эпох. Они имеют множество направлений и вопросов, по которым не сходятся представители молодого и старшего поколения.
Конфликтная ситуация у Базарова появляется и с Аркадием Кирсановым. В «нигилизме» его привлекают возможности, обычно ценные для молодого человека, вступающего в жизнь, — ощущение свободы, независимость от традиций и авторитетов, право на самоуверенность и дерзость. Все это совмещается с другими свойствами юности, далекими от «нигилистических» идей и принципов: Аркадий добродушен, бесхитростно прост и привязан к поэзии традиционного быта, к ценностям «своей» культуры. Поэтому Тургенев относит к его поколению “отцов”, так как увлечение Кирсанова новейшим учением достаточно поверхностно.
Частью конфликта романа являются отношения Базарова и его родителей. Сцена приезда домой своей трогательностью даже превосходит встречу отца и сына Кирсановых. Сразу можно заметить безграничную любовь родителей к Евгению. Здесь помнят его как человека со всеми слабостями. Для них Базаров – маленький Енюшенька. Но суровый нигилист скрывает, маскирует свои чувства по отношению к родителям. В первую очередь перед Аркадием. Ведь для него радость встречи была со стороны родителей Кирсановых признаком аристократической мягкотелости. В свою очередь, Василий Иванович и Арина Власьевна боятся “спугнуть” редко приезжающего сына, не мешают ему, не говорят о своих чувствах.
Конфликт между главными героями романа Тургенева является ярчайшим примером споров между поколениями 60-х годов XIX века. Но проблема “отцов и детей” актуальна и в наши дни. Она остро встает перед людьми, которые принадлежат к разным поколениям. Поколение “отцов” пытается сохранить все то, во что оно верило, чем жило всю свою жизнь, иногда не принимая новые убеждения молодых, стремится оставить все на своих местах, стремится к покою. “Дети” более прогрессивны, всегда в движении, хотят все перестроить, изменить, они не понимают пассивности старших. Проблема “отцов и детей” возникает почти во всех формах организации человеческой жизни: в семье, в рабочем коллективе, в обществе в целом.
Эту проблему удастся решить, если старшее поколение будет более терпимо к молодому поколению, где-то, может быть, соглашаясь с ним, а поколение “детей” будет больше проявлять уважения к старшим.
Добавил: sergred31
Конфликт поколений в романе «Отцы и дети»
Автор: Тургенев И.С.
В XVIII веке в Европе распространилось идейное движение, получившее название “Просвещение”. Оно было проникнуто духом борьбы против всех проявлений феодализма. Просветители выдвигали и отстаивали идеи общественного прогресса, равенства, свободного развития личности.
В России этот исторический период знаменуется появлением в XIX веке “новых людей” — разночинцев — образованных интеллигентов, которые говорят о необходимости изменения жизни в стране. И.С. Тургенев заметил начало конфликта в разногласиях общества и разночинцев. Это побудило писателя к созданию романа “Отцы и дети”, в котором общественно-политический конфликт представителей дворянства и разночинцев является основным.
Одним из представителей разночинцев является главный герой романа Евгений Васильевич Базаров, обладающий удивительной силой воли, цельным характером, глубокий умом, редким трудолюбием. Но вместе с тем к недостаткам поколения “детей” можно отнести демонстративное безразличие к искусству, к эстетике, к музыке и стихам. Также не украшает молодое поколение безразличие к романтике и любви.
Базаров олицетворяет собой поколение демократов. Он принимает только то, что полезно, отрицает принципы и авторитеты. Непрерывный труд на благо общества является содержанием его жизни.
Павел Петрович представляет собой поколение либерального дворянства. Он утверждает, что “… без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди”; признает старое общественное устройство, не видя изъянов в нем, боясь его разрушения.
Герои спорят о поэзии, искусстве, философии. Базаров поражает и раздражает Кирсанова своими хладнокровными мыслями об отрицании личности, всего духовного. Павел Петрович, напротив, любуется природой, любит искусство.
Споры между Базаровым и П. П. Кирсановым играют огромную роль для раскрытия основных противоречий эпох. Они имеют множество направлений и вопросов, по которым не сходятся представители молодого и старшего поколения.
Конфликтная ситуация у Базарова появляется и с Аркадием Кирсановым. В «нигилизме» его привлекают возможности, обычно ценные для молодого человека, вступающего в жизнь, — ощущение свободы, независимость от традиций и авторитетов, право на самоуверенность и дерзость. Все это совмещается с другими свойствами юности, далекими от «нигилистических» идей и принципов: Аркадий добродушен, бесхитростно прост и привязан к поэзии традиционного быта, к ценностям «своей» культуры. Поэтому Тургенев относит к его поколению “отцов”, так как увлечение Кирсанова новейшим учением достаточно поверхностно.
Частью конфликта романа являются отношения Базарова и его родителей. Сцена приезда домой своей трогательностью даже превосходит встречу отца и сына Кирсановых. Сразу можно заметить безграничную любовь родителей к Евгению. Здесь помнят его как человека со всеми слабостями. Для них Базаров — маленький Енюшенька. Но суровый нигилист скрывает, маскирует свои чувства по отношению к родителям. В первую очередь перед Аркадием. Ведь для него радость встречи была со стороны родителей Кирсановых признаком аристократической мягкотелости. В свою очередь, Василий Иванович и Арина Власьевна боятся “спугнуть” редко приезжающего сына, не мешают ему, не говорят о своих чувствах.
Конфликт между главными героями романа Тургенева является ярчайшим примером споров между поколениями 60-х годов XIX века. Но проблема “отцов и детей” актуальна и в наши дни. Она остро встает перед людьми, которые принадлежат к разным поколениям. Поколение “отцов” пытается сохранить все то, во что оно верило, чем жило всю свою жизнь, иногда не принимая новые убеждения молодых, стремится оставить все на своих местах, стремится к покою. “Дети” более прогрессивны, всегда в движении, хотят все перестроить, изменить, они не понимают пассивности старших. Проблема “отцов и детей” возникает почти во всех формах организации человеческой жизни: в семье, в рабочем коллективе, в обществе в целом.
Эту проблему удастся решить, если старшее поколение будет более терпимо к молодому поколению, где-то, может быть, соглашаясь с ним, а поколение “детей” будет больше проявлять уважения к старшим.
В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» пишется о конфликте разных поколений.
Главный герой Евгений Базаров очень трудолюбивый человек. Ему нравятся точные науки, он проводит исследования и опыты. Базаров всячески пытается принести пользу своей родине и обществу в целом. Ему не нравится говорить о чувствах, и он отрицает любое их проявление. Для него творчество и поэзия не имеют абсолютно никакого смысла.
Его оппонентом становится Павел Петрович Кирсанов – именно он вступает в спор с Базаровым. Кирсанов старший не понимает, почему молодой человек Евгений относится с таким пренебрежением к искусству.
С каждым днем эти двое все больше относятся друг к другу с ненавистью и злостью. Дело доходит до того что они затевают тайную дуэль в которой выигрывает Базаров. Победа Евгения это лишь удачный случай и он так же мог подвернуться Павлу Петровичу.
После дуэли страсти в доме Кирсановых, куда был приглашен Базаров, немного поутихли. Однако лучше друг к другу они не стали относиться.
Аркадий, который пригласит своего товарища погостить в его родительском доме, тоже замечает, что Базаров не такой уж и хороший человек и на самом деле у них не так много общего, как он думал раньше. Аркадий с Евгением относили себя к обществу нигилистов.
Кирсановы состоятельные дворяне, у них есть свое поместье немного ветхое, но большое. У Кирсанова старшего хорошее образование и он очень интеллигентный и воспитанный человек. Аркадий Кирсанов получая образование, и познакомился с Евгением Базаровым. Именно Базаров и привел Аркадия к нигилистам. У Евгения очень мало друзей, а вернее их практически нет. Все его друзья и знакомые вначале с охотой приобщились его идеи нигилизма, но потом все быстро разошлись. Все разошлись кто куда, кто женился и занимался семьей, а некоторые нашли дела интереснее.
Аркадий очень сочувствовал Базарову и пытался во всем его поддерживать. Со временем Кирсанов понимает, что им лучше перестать общаться с Базаровым. У Кирсанова есть любящая семья отец и дядя. Пройдет немного времени и Аркадий женится на замечательной девушке Катерине, которую он очень полюбил. Кирсанов считает, что ему стоит поставить во главу свою семью и отказаться от навязчивых идей Базарова.
Как раз такую проблему и показывает И. С. Тургенев в романе “Отцы и дети”. Конфликт поколений, изображенный в произведении, выходит далеко за семейные рамки. Это еще и общественная борьба двух разных идей, двух разных эпох: старого дворянства и демократической интеллигенции.
Несмотря на то, что молодой нигилист Базаров и представитель дворянства Кирсанов не спутаны семейными узами, основной конфликт разгорается между ними. Я считаю, что проблема отцов и детей – это не просто конфликт в одной семье, непонимание между кровными родителями и детьми. Эта проблема всегда шире, чем кажется. В большинстве случаев – это борьба между старшим поколением, которое привыкло жить по своим уставам, и новой, прогрессивной молодежью, которая хочет что-то изменить. И пускай даже молодые люди могут допускать ошибки, но это их жизнь и они заслуживают на свое мнение.
Базаров и Кирсанов спорят о вещах, которые актуальны во все времена. Это пути развития страны, науки, искусства, материальные ценности, жизнь простого народа.
Для нашего современном обществе также можно провести параллель с романом “Отцы и дети”. Старшее поколение часто старается навязать нам свои интересы в вышеуказанных вопросах. Но, как и сам И. С. Тургенев, я в большинстве случаев стою на стороне молодежи. Я считаю, что у старшего поколения уже был шанс создать крепкое общество, а молодому необходимо эту попытку предоставить.
При выходе в свет роман “Отцы и дети” вызвал ожесточенную критику, причиной которой прежде всего были особенности изображения “детей”, то есть революционной молодежи. Молодое поколение, которое придерживалось революционно-демократических убеждений, называли “новыми людьми”, потому что далеко не все в те годы понимали это новое непривычное направление. В связи с этим непониманием, исходящим от старшего поколения, между “отцами” и “детьми” происходили постоянные столкновения, которые являются центральной темой романа.
Молодежь в романе пытается самоопределиться, высказать свое мнение и утвердить свою позицию, поэтому возникают непрерывные споры, вызванные столкновением идейных, социальных, философских, нравственных взглядов.
Герои романа, Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов, называют себя нигилистами, которые считают, что “…в теперешнее время полезнее всего отрицание”. “Главное лицо представляется выражением новейшей нашей современности”. Сильный и перспективный человеческий тип эпохи отображает в романе Евгений Базаров. Фигура разночинца Базарова, воплощающего тип человека новейшего поколения, находится в центре романа. Евгений Базаров — личность очень интересная, поэтому в романе нет ни одной значительной сцены, в которой бы он не участвовал. Этот человек иногда вызывает неприязнь и непонимание, но в то же время им можно восхищаться и уважать его. Характер Базарова, при всех его слабостях, отмечен огромной внутренней силой и уверенностью в себе, в своих суждениях и взглядах. Базаров может решительно действовать в доказательство своей точки зрения, в нем есть энергия и жизненная сила, он умен и честолюбив. Но в то же время Евгений слишком жесток, горд, эгоистичен, он пренебрежительно относится к людям, которые придерживаются иных убеждений. Базаров умело подчиняет себе людей, через их столкновения с Евгением видна их собственная несостоятельность.
В романе Тургенев представляет еще несколько людей, стремящихся поспешать за временем и найти свое место в жизни. Это Кукшина и Ситников. Базаров относится к ним пренебрежительно и с иронией, что является для Евгения средством отделить от себя людей, которых он не уважает. Труднее ему с Аркадием. Он не настолько глуп и мелочен, как Ситников. Аркадий тоже считал себя нигилистом, это сближало его с Базаровым и заставляло относиться к нему мягче и снисходительнее, чем к Ситникову с Кукшиной.
Чтобы самоопределиться и доказать правоту своих суждений, Базарову, как самому яркому представителю “новых людей”, нужно в первую очередь доказать это старшему поколению, чтобы “отцы” осознали, что будущее в руках молодежи. Демократическая натура Базарова оказывается сильнее либеральных взглядов “отцов”, которые отрицают ход времени, застывая в своем консерватизме, поэтому она раскрывает превосходство “новых людей”. Базаров доказывает нравственную ущербность, бездействие, нерешительность и несостоятельность “отцов” в различных жизненных ситуациях. Молодые люди в романе представлены как уверенные в себе, устойчивые личности, способные принести пользу обществу. “…Новые люди” — это не созерцатели, а деятели”. Старшее поколение уверено, что принципы, которые оно усвоило в молодости, выгодно отличают его от людей, прислушивающихся к современности. Но, защищая свои либеральные взгляды, “отцы” не доказывают их на деле, поэтому для “детей” они выглядят нелепо и бессмысленно.
Молодое поколение романа “Отцы и дети” идет в ногу со временем, оно отстаивает свои взгляды на жизнь, на будущее, пытается самоопределиться в этом сложном мире. Молодые люди верят в то, что будущее принадлежит им, что их позиция самая верная и нужная не только для них, но и для общества.
Одним из представителей разночинцев является главный герой романа Евгений Васильевич Базаров, обладающий удивительной силой воли, цельным характером, глубокий умом, редким трудолюбием. Но вместе с тем к недостаткам поколения “детей” можно отнести демонстративное безразличие к искусству, к эстетике, к музыке и стихам. Также не украшает молодое поколение безразличие к романтике и любви.
Базаров олицетворяет собой поколение демократов. Он принимает только то, что полезно, отрицает принципы и авторитеты. Непрерывный труд на благо общества является содержанием его жизни.
Павел Петрович представляет собой поколение либерального дворянства. Он утверждает, что “. без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди”; признает старое общественное устройство, не видя изъянов в нем, боясь его разрушения.
Герои спорят о поэзии, искусстве, философии. Базаров поражает и раздражает Кирсанова своими хладнокровными мыслями об отрицании личности, всего духовного. Павел Петрович, напротив, любуется природой, любит искусство.
Споры между Базаровым и П. П. Кирсановым играют огромную роль для раскрытия основных противоречий эпох. Они имеют множество направлений и вопросов, по которым не сходятся представители молодого и старшего поколения.
Конфликтная ситуация у Базарова появляется и с Аркадием Кирсановым. В «нигилизме» его привлекают возможности, обычно ценные для молодого человека, вступающего в жизнь, — ощущение свободы, независимость от традиций и авторитетов, право на самоуверенность и дерзость. Все это совмещается с другими свойствами юности, далекими от «нигилистических» идей и принципов: Аркадий добродушен, бесхитростно прост и привязан к поэзии традиционного быта, к ценностям «своей» культуры. Поэтому Тургенев относит к его поколению “отцов”, так как увлечение Кирсанова новейшим учением достаточно поверхностно.
Частью конфликта романа являются отношения Базарова и его родителей. Сцена приезда домой своей трогательностью даже превосходит встречу отца и сына Кирсановых. Сразу можно заметить безграничную любовь родителей к Евгению. Здесь помнят его как человека со всеми слабостями. Для них Базаров – маленький Енюшенька. Но суровый нигилист скрывает, маскирует свои чувства по отношению к родителям. В первую очередь перед Аркадием. Ведь для него радость встречи была со стороны родителей Кирсановых признаком аристократической мягкотелости. В свою очередь, Василий Иванович и Арина Власьевна боятся “спугнуть” редко приезжающего сына, не мешают ему, не говорят о своих чувствах.
Конфликт между главными героями романа Тургенева является ярчайшим примером споров между поколениями 60-х годов XIX века. Но проблема “отцов и детей” актуальна и в наши дни. Она остро встает перед людьми, которые принадлежат к разным поколениям. Поколение “отцов” пытается сохранить все то, во что оно верило, чем жило всю свою жизнь, иногда не принимая новые убеждения молодых, стремится оставить все на своих местах, стремится к покою. “Дети” более прогрессивны, всегда в движении, хотят все перестроить, изменить, они не понимают пассивности старших. Проблема “отцов и детей” возникает почти во всех формах организации человеческой жизни: в семье, в рабочем коллективе, в обществе в целом.
Эту проблему удастся решить, если старшее поколение будет более терпимо к молодому поколению, где-то, может быть, соглашаясь с ним, а поколение “детей” будет больше проявлять уважения к старшим.
133081 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Конфликт поколений в романе “Отцы и дети”
Смотрите также по произведению “Отцы и дети”:
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
После дуэли, ссоры немного приутихли, однако, эти герои так и не нашли общего примирения.
О конфликте поколений говорят и отношения между Евгением и Аркадием. Несмотря на то, что оба героя относят себя к течению нигилистов, их мысли и поступки совершенно разные. В конечном итоге, Аркадий разочаровывается в принципах нигилистов и выбирает родной и уютный отцовский дом. Он начинает смотреть на своего товарища совершенно другими глазами, думать о нем совершенно иные мысли. Их товарищество на этом заканчивается.
Отношения родителей и детей ярче всего отразилось на всей семье Базарова. Его родители любили сына больше всего на свете. Их любовь была трогательной и заботливой. Однако, Евгений, опираясь на нигилистические убеждения, не выдавал и не принимал взаимных чувств. Именно поэтому, чтобы не отпугивать сына, мать и отец Евгения скрывали и сдерживали свои чувства родительской любви.
На протяжении всего романа читатель неоднократно сталкивается с проблемой и конфликтами поколений. И.С. Тургенев пытался раскрыть их суть, вынести на всеобщее обозрение. Только таким образом, можно было добиться успеха в положительном разрешении всех столкновений между героями романа.
На страницах романа столкнулись люди, имеющие разные, порой противоположные мнения по различным вопросам, и мы понимаем, что они никогда не договорятся, поскольку безграничное самолюбие каждого, “сатанинская гордость” не дают соглашаться им со взглядами оппонента, а взаимная вражда (неприятие не только убеждений друг друга, но и зачастую — личностных особенностей) углубляет этот конфликт.
Различие социального положения Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова накладывает свой отпечаток не только на внешний вид героев, но и на манеру их поведения, речь.
Разночинец по происхождению (сын полкового лекаря), Базаров выступает принципиальным противником всего дворянства, понятий дворянского общества, а особенно — романтического, либерального идеализма. Он — нигилист, а это значит, что он ничего не принимает на веру, для него не существует признанных авторитетов: “Мы: действуем в силу того, что мы признаем полезным… В теперешнее время полезнее всего отрицание, — мы отрицаем”. Поэзия и искусство, по мнению Евгения, бесполезные занятия, поэтому он отвергает их не задумываясь. Своеобразно и его отношение к природе, которая для него лишена романтической таинственности и загадочности: “Природа — не храм, а мастерская, и человек в ней — работник”. Все на свете Базаров хочет проверить опытным путем, доверяя лишь разуму и эксперименту, отвергая чувства, поэтому часто говорит вещи не только неприятные, но и обидные окружающим.
Бесконечно веря в науку, которая, как ему кажется, поможет человеку проникнуть во все тайны жизни, Базаров считает, что личностные различия между людьми — Та. кая же “гниль и художество”, как и искусство, “романтизм”: “Все люди друг на друга похожи телом, так и душой, и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других”. И в этом он противоречит сам себе, поскольку стремится утвердить себя как личность, не похожую на других.
Гордясь тем, что понимает народ и умеет разговаривать с мужиками, Базаров в то же время резко отзывается о народе, указывая на его консерватизм, невежество, леность.
Павел Петрович Кирсанов — дворянин, он аристократ, бывший “светский лев”, который в молодости сделал блестящую карьеру офицера, но впоследствии погубил свою жизнь из-за несчастной любви к легкомысленной княгине Р. В образе этого героя Тургенев воплотил лучшие черты русского дворянства: порядочность, честность, высокую культуру. Много внимания уделяет Кирсанов-старший своему внешнему виду: даже в деревне он одет по последней моде.
Павел Петрович любит народ, “всегда вступается за крестьян”, прославляет крестьянскую семью, религиозность, патриархальность, однако он чужд народу, не умеет общаться с мужиками, которые его не понимают, сторонятся, чувствуют в нем “барина” (и они правы).
По мнению Павла Петровича, аристократия является движущей силой общества, лишь ей под силу изменить жизнь России путем реформ. Ставя традиции превыше всего, он утверждает: “Мы люди старого века, мы полагаем, что без принсипов… шагу ступить, дохнуть нельзя”. Базаров резко высмеивает “принсипы” и авторитеты Кирсанова, поскольку не видит в аристократах никакой пользы. Он также выступает против болтовни и либерального обличительства: “Болтать, все только болтать о наших язвах не стоит труда”. Отрицая пустую терминологию, устаревшие догмы “барской” культуры, Базаров стоит за вмешательство в несовершенную жизнь, а не за тстранение от нее в тень высоких рассуждений о самоуважении и чувстве собственного достоинства: “Вот вы уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза для общества? Вы бы не уважали себя и то же бы делали”.
И все же, смеясь над убеждениями Павла Петровича, Базаров, на мой взгляд, мало что им противопоставляет. Он действует как разрушитель, готовя площадку для нового, но кто это новое будет строить, он не знает.
А Кирсанов, ненавидя весь стиль поведения Базарова, его развязность, неуважение к авторитетам, все же понимает, что время “отцов” уже проходит, а на смену ему идет нечто новое, прогрессивное.
Роман Тургенева “Отцы и дети” не только отразил целую эпоху в жизни России со всеми ее конфликтами и достижениями, но и заострил внимание современников на необходимости изменений в русском обществе. Значение романа и в том, что он не потерял своей актуальности до сегодняшнего дня из-за яркого отображения конфликта между “детьми” и “отцами”, которые будут спорить друг с другом, наверное, во все времена.[/sms]
Проблему отцов и детей, пожалуй, никогда не перестанут поднимать писатели и поэты в своих произведениях. Конфликт между людьми разных поколений нередко встречается и в наше время. Но особенно остро подобная проблема встаёт в обществе, переживающем переломные моменты, когда наблюдается противостояние взглядов старшего и молодого поколения не только в бытовой борьбе, но и в политической или социальной.
Такая проблема показана и в знаменитом произведении Тургенева «Отцы и дети». Здесь мы наблюдаем конфликт поколений, выходящий далеко за семейные рамки. Это борьба глобальных идей, эпох: старое дворянство в данном романе конфликтует с демократической интеллигенцией.
Молодого нигилиста Базарова и представителя дворянства Кирсанова вроде бы ничего не связывает, но основной конфликт разгорается именно между этими людьми. Я думаю, что к проблеме отцов и детей нельзя относиться как к чему-то личному, это не просто непонимание между кровными родственниками. Это очень большая и серьёзная проблема – борьба между старшим поколением, привыкшим существовать согласно своим старым уставам, и молодёжью с новыми взглядами на жизнь, с желанием чего-то изменить. Молодые люди нередко ошибаются, но, как говорится, не ошибается тот, кто ничего не делает. Поэтому всегда лучше к чему-то стремиться, чего-то менять в своей жизни и в жизни общества в целом.
Герои романа Базаров и Кирсанов спорят о никогда не теряющих свою актуальность вещах. Это пути развития страны, науки и искусства, также они обсуждали материальные ценности и, конечно, жизнь простого народа.
В наше время проблема «Отцов и детей» не менее актуальна. Старшее поколение часто навязывает нам свои взгляды и интересы. Но лично я в большинстве случаев стою на стороне молодежи. Я считаю, что молодое поколение сможет создать по-настоящему крепкое общество, и старшим не стоит вставать на их пути со своими устаревшими порядками.
Сочинение по произведению на тему: Конфликт двух поколений в романе Тургенева «Отцы и дети»
Философские размышления о смене поколений, о вечной борьбе старого с новым звучали не раз в произведениях русских писателей и до Тургенева (в комедии Грибоедова «Горе от ума», в «Евгении Онегине» Пушкина и др.). По окончании работы над своим фундаментальным романом «Отцы и дети» Тургенев писал Полине Виардо: «Я попытался представить конфликт двух поколений».
Роман «Отцы и дети» писался в годы, когда в России реальной общественной силой становились разночинцы, а аристократия постепенно утрачивала свою ведущую роль. Общество того времени в итоге было расколото на несколько лагерей, каждый из которых проповедовал свои истины. В романе «Отцы и дети» автор попытался представить свою точку зрения на данную проблему и дал острую характеристику борьбе старого и молодого поколений, т. к. являлся свидетелем непрекращающихся споров о моральном долге детей и мудрости отцов.
В основе сюжета романа лежит острый социальный конфликт «нового человека» Базарова с миром Кирсановых. Сам писатель стремился к тому, чтобы смягчить вечный конфликт добротой, терпимостью, мудростью и любовью. Несмотря на свою симпатию к правде молодых, он надеялся на то, что отцовская любовь и сдержанность способны исправить и смягчить юношеский эгоизм и заносчивость.
К «отцам» в романе можно отнести многих героев. Среди них братья Кирсановы, старички Базаровы. К лагерю «отцов» принадлежит и Аркадий, так как ему ближе их взгляды, он по натуре своей романтик, как и его отец, а потому Аркадий скорее подстраивается под Базарова и его нигилизм, нежели глубоко и искренне верит в его принципы. Благодаря своему таланту и из чувства благодарности прошлому Тургенев вырисовывает благородные черты поколения «отцов».
Николай Петрович Кирсанов, отец Аркадия, – не ретроград, не невежественный крепостник типа Фамусова и Простаковой, напротив: он окончил университет, любит музыку и природу, классическую русскую литературу. Так, когда Аркадий предлагает отцу читать вместо Пушкина книгу по физике, Николай Петрович, прочтя несколько страниц и ничего не понимая, возвращается в Пушкину. Когда сын учился, отец жил с ним, «старался заводить знакомства с молодыми товарищами Аркадия». Он приветливо встречает в своем доме Базарова, искренне желает сблизиться с ним как с другом своего сына, как с представителем молодого поколения и просто с интересной личностью. Но он так и не может понять, почему не происходит этого сближения.
Нельзя не любоваться старичками Базаровыми и равнодушно читать об их любви к сыну. Василий Иванович утверждает, что человек должен жить своим трудом, да и сам он всю жизнь трудился и продолжает трудиться. Он, как и Николай Петрович Кирсанов, тянется к молодому поколению, думает учиться: «…для человека мыслящего нет захолустья, я стараюсь по возможности, как говорится, мохом не зарасти, не отстать от века».
Добрый старик видит связь с новой эпохой в том, чтобы хоть как-то облегчить жизнь крестьян, посадив их на оброк, причем такой поступок он считал «своим долгом», хотя другие «владельцы об этом не помышляют». Но и он в скором времени склоняет голову перед молодежью: «Конечно, вам, господа, лучше знать, где нам за вами угнаться? Ведь вы нам на смену пришли».
Ощутима и трагедия Павла Петровича, который ведет пустую и бессмысленную жизнь и в состоянии заботиться только о своей внешности и благополучии. В споре с Базаровым он выглядит не лучшим образом: не выдерживая аристократического тона, он доходит до оскорблений и терпит поражение из-за нехватки отеческой любви к молодым и непонимания их устремлений. Автор говорит о том, что дядя Аркадия стал мертвецом еще при жизни.
Наблюдая за жизнью отцов, Базаров дал ей точную оценку: «Кажется, чего лучше: ешь, пей? Только тоска одолеет от такой жизни!» Да и сам автор понимает, что таким, как Базаров, тесно в родительском доме, что им не хватает воздуха в душном аристократическом мире, им нужен простор для действий, для осуществления грандиозных планов и колоссальных жизненных перемен, которые способны изменить старую жизнь к лучшему. В то же время, автор не отрицает полностью аристократию. Он любовно относится к Николаю Петровичу, старикам Базаровым. И лишь аристократизм Павла Петровича отрицается Тургеневым, недаром у него единственного из поколения аристократов нет детей – продолжателей его рода.
?
“Как посравнить да посмотреть Век нынешний и век минувший…”
А. С. Грибоедов. Горе от ума
Вот то-то все вы гордецы. Смотрели бы, как делали отцы, Учились бы, на старших глядя.
А. С. Грибоедов. Горе от ума
Уже само название романа говорит о том, что Тургенев посвятил его проблеме взаимоотношений сменяющихся поколений. Пик творчества Ивана Сергеевича падает на переломный момент в жизни России: глубокий кризис крепостного хозяйства и вследствие этого поспешное проведение в 1861 году реформы “сверху”. В обществе усугубляются противоречия, идет переоценка духовных и нравственных ценностей, появляется новая общественная сила — революционеры-демократы. Тургенева волнует судьба России. Он увидел, что на смену “лишним людям”, которыми так недавно восхищались (Онегин, Печорин, Бельтов, Рудин и др.) пришло новое поколение, отличающееся целеустремленностью, деловитостью, силой характера, стремлением бороться за свободу родины.
Задуманный Тургеневым роман “Два поколения” не был написан, но сама идея противостояния двух поколений осуществилась в опубликованном в 1862 году романе “Отцы и дети”, который вызвал не только огромный интерес читающей публики, но и самые разноречивые отклики. Одни читатели и критики симпатизировали “отцам” и видели сатиру на молодое поколение; другие, напротив, считали, что “опозорены” “отцы”, а молодое поколение неоправданно возвышено.
Конфликт “отцов” (Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы) и “детей” (Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов), обозначившийся в начале романа, углубляется и перерастает из конфликта поколений в конфликт разных общественных сил: дворянской интеллигенции (все Кирсановы) и нарождающегося класса революционеров-демократов, представленного Базаровым.
Павел Петрович и Николай Петрович, учившиеся когда-то в Петербурге, никогда практически не служившие государству, жили в своем имении и в кругу местных помещиков считались людьми передовыми. Павел Петрович “пугал помещиков старого покроя либеральными выходками”, считалось, что знал и понимал народ, поражал всех своим аристократизмом, изысканностью манер, одеждой, преданностью высоким принципам. Николая Петровича помещики в своем кругу величали “красным “, так как он завел ферму, ввел кое-какие изменения в жизни своих крестьян, не считал за грех читать и учиться всему новому. Но эти “лучшие из лучших” дворян реальной пользы отечеству не приносили: Павел Петрович жизнь свою свел к любви к женщине и сожалениям о прошлом. О Николае Петровиче Базаров метко сказал, что “его песенка спета”. Базаров увидел всю бесполезность его деятельности, абсолютную неприспособленность к жизни. Оба брата не понимают Базарова, побаиваются, но пытаются спорить с ним, отстаивать собственное мнение.
“Дети”, по существу, представлены одним Базаровым. Аркадий недолго мог тянуться за ним. Пути их разошлись. “Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич…”, — сказал Аркадию Базаров. Аркадий не далеко ушел от “отцов”, он вскоре сделался рьяным помещиком. Базаров является единственным оппонентом всему лагерю “отцов “. Разночинец по происхождению (сын полкового лекаря), демократ по политическим взглядам, Базаров отличается умом и научным мышлением, стремлением к практической деятельности, самостоятельностью суждений, честностью и правдивостью. Споры, возникающие между Кирсановыми (в основном Павлом Петровичем) и Базаровым, касались важнейших вопросов того времени: отношение к народу, государственной системе, религии, морали, искусству.
По мнению Павла Петровича, движущей силой общества является лучшая часть дворянства — аристократия, которая путем реформ изменит жизнь России. Базаров же не видит в аристократах никакой пользы, не согласен на мелкие улучшения общества, частичные его исправления, презрительно относится к либеральному обличительству. “Болтать, все только болтать о наших язвах не стоит труда”. Авторитеты и принципы Павла Петровича Базаров резко высмеивает.
Базаров — нигилист, то есть человек, отвергающий все. Что такое “все”, которое так смутило Кирсановых? Это религия, мораль и, наконец, прогнивший самодержавно-крепостнический строй. На фоне либеральных помещиков Кирсановых Базаров выглядит титаном-революционером. Хотя в романе он один, веришь, что у него есть единомышленники. “Нас не так мало, как вы полагаете”, — заявляет Базаров. Народ Павел Петрович любит, прославляет крестьянскую общину, семью, религиозность, патриархальность русского мужика. По словам Аркадия, он “всегда вступается за крестьян”. Базаров же резко отзывается о народе, подчеркивает его невежественность и консерватизм и совершенно основательно указывает на связь своего отрицания с народными настроениями. Эстетствующий аристократ Павел Петрович не может понять, как можно отрицать искусство, природу. Базаров и здесь категоричен: “Рафаэль гроша ломаного не стоит”, “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”.
Читая роман, восхищаясь энергией, силой Базарова, вдруг понимаешь, что герой-то только все разрушает. Николай Петрович справедливо говорит: “Вы все разрушаете… Да ведь надобно и строить”. Базаров отвечает туманно: “Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить”. Все время подчеркивается, что Базаров — человек дела, что у него есть свое дело. Но в “деле” он не показан. Тургеневу было не по силам показать нового человека в действии. Эту задачу решит уже другой писатель — Чернышевский.