Сочинение на тему молодость вся жизнь лихачев

3 варианта

  1. Разделы:
    Русский язык
    Класс:
    Цель урока:
    Совершенствовать умение анализировать текст, составлять план, определять
    стиль речи, особенности языка текста, развивать словарный запас учащихся,
    умение логически мыслить;
    Познакомить учащихся с личностью и творчеством Д.С.Лихачева, выдающего
    ученого современности, академика, автора книги «Письма о добром и
    прекрасном», раскрыть содержание книги, подвести учащихся к осмыслению
    жизненно важных проблем и помочь определить свое отношение к нравственным
    ценностям.
    Оборудование: книга Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
    На доске – портрет Д.С.Лихачева. У учащихся на партах – распечатка статьи
    «Молодость – вся жизнь».
    Ход урока
    1. Вступительное слово учителя об академике Д.С.Лихачеве.
    В 2006 году все цивилизованное человечество отмечало 100-летие со дня
    рождения выдающегося ученого современности Д.С.Лихачева, поэтому 2006 год был
    объявлен годом Лихачева. Это крупный учёный, филолог, академик. Это человек, чье
    имя известно на всех континентах, выдающийся знаток отечественной и мировой
    культуры, избранный почетным членом многих зарубежных академий. Он специалист по
    древнерусской литературе, по русской литературе более поздних времён. Как всякий
    уже немолодой человек, Дмитрий Сергеевич был очень внимателен к молодёжи.
    Обладая огромным жизненным и научным опытом, он заслужил полное право обращаться
    к молодёжи с советами, с добрым поучительным словом. Ведь давать советы может
    только авторитетный человек. Иначе к таким советам никто не прислушается.
    Среди книг, адресованных юношеству, выделим книгу под названием «Письма о
    добром и прекрасном» (1985 год). Советы, которые можно получить, прочитав эту
    книгу, касаются практически всех сторон жизни. Это сборник мудрости, это речь
    доброжелательного Учителя, педагогический такт которого и умение говорить с
    учениками – один из главных его талантов. Эту книгу переводят в разных странах,
    переводят на многие языки.
    Вот что писал сам Д.С.Лихачев в предисловии к японскому изданию, в котором он
    объясняет, почему эта книга написана: «По моему глубокому убеждению, добро и
    красота едины для всех народов. Едины – в двух смыслах: правда и красота –
    вечные спутники, они едины между собой и одинаковы для всех народов. Ложь – зло
    для всех. Искренность и правдивость, честность и бескорыстие всегда добро. В
    своей книге «Письма о добром и прекрасном», предназначенной для детей, я пытаюсь
    самыми простыми доводами объяснить, что следование путем добра – путь самый
    приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и
    человеку в одиночку и всему обществу в целом….Я буду счастлив, если читатель, к
    какому бы возрасту он ни принадлежал…, найдет в моих письмах хотя бы часть того,
    с чем он может согласиться».
    И сегодня на уроке, ребята, я хочу познакомить вас с письмом третьим, которое
    называется «Молодость – вся жизнь», может быть, кто-то из вас и не согласиться
    со словами Д.С.Лихачева (это ваше право), но хочется, чтобы вы прислушались к
    его словам, проанализировали, поразмышляли, высказали свою точку зрения по этому
    вопросу.
    2. Чтение текста.
    Молодость – вся жизнь
    Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя
    взрослая жизнь будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире,
    и меня будут окружать совсем другие люди, от настоящего не остаётся ничего. А на
    самом деле оказалось всё иначе.
    Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно, многих унесла смерть. И всё
    же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос
    необычайно, но настоящие друзья – старые.
    Подлинные друзья приобретаются в молодости. Молодость – это время сближений.
    Об этом следует помнить и друзей беречь: настоящая дружба очень помогает и в
    горе, и в радости. Ведь в радости тоже тебе нужна помощь, чтобы ощутить счастье
    до глубины души, ощутить и поделится им. Неразделённая радость – не радость.
    Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора
    несчастий, пора утрат, опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он
    один.
    Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените всё хорошее, что
    приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из
    приобретённого в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в
    молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Привык к работе –
    работа вечно будет доставлять радость. А это очень важно для человеческого
    счастья: нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий…
    Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят её и затруднят.
    И ещё. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все
    поступки, совершённые в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать
    спать.
    3. Беседа о прочитанном.
    Какова тема письма?
    Какую основную мысль утверждает автор?
    Что выражено в заглавии – тема или идея?
    Какой период является центром в жизни человека?
    В каком стиле написан исходный текст?
    Определите тип речи, избранный автором в своём письме?
    На основе беседы у учащихся создаётся представление о том, что перед ними
    рассуждение. Рассуждение научно-популярного стиля речи, идея которого – в
    утверждении приоритета молодости в жизни человека: какова молодость, так
    сложится и вся последующая жизнь, всё лучшее в человеке закладывается в
    молодости. Идее созвучна и тема – это молодость человека, её ценность, умение её
    сохранять, дорожить ею.
    4. Составление плана.
    Я ошибся: моя молодость осталась со мною.
    Подлинные друзья – друзья молодости.
    И радость и горе легче пережить с настоящими друзьями.
    Берегите богатства молодости: друзей, привычки, навыки в труде.
    Молодость всегда в памяти – хорошим и плохим. «Берегите честь смолоду».
    Моё понимание пословицы «Береги честь смолоду». Что для меня означает
    истинная дружба?
    5. Чтение текста, языковой анализ.
    Начало текста помогает нам обрести веру в автора: с нами говорит не
    молодой человек, а человек, овладевший большим жизненным опытом. Один из выводов
    он предлагает нам сразу: «А на самом деле всё оказалось иначе».
    Во втором абзаце начинается формирование тезиса – это мысль о друзьях
    молодости. Первоначально сказано: «Друзья молодости оказались самыми верными,
    всегдашним». Затем: «Настоящие друзья – старые».
    В начале третьего абзаца формирование тезиса заканчивается в виде
    обобщенного вывода:
    «Подлинные друзья приобретаются в молодости». А затем
    уже идут доказательства. Одно из них: молодость – это время сближений, второе:
    настоящая дружба помогает и в горе и в радости и в печали, автор делает общее
    заключение: «Горе человеку, если он один».
    Язык всех этих абзацев прост и понятен. Но это простота – результат
    длительной работы автора над своим слогом, над тем, чтобы слов было меньше, а
    содержание, ими передаваемое, максимально значительно, по знаменитой формуле
    Н.А. Некрасова «Чтобы словам было тесно, а мыслям – просторно». Этот результат
    достигается точным выбором слова, наиболее оптимальным выбором предложений и их
    логически обусловленным расположением.
    Нужно обратить внимание на одну очень важную особенность речи Д.С.
    Лихачёва:
    он стремится использовать, где это возможно, такие предложения,
    которые обладают большой смысловой самостоятельностью. Часто такими
    предложениями, как маленьким выводом, заканчивается высказываемая мысль или,
    напротив, как маленьким тезисом, она объявляется перед последующим
    доказательством.
    «От настоящего не останется ничего. Мои сверстники остались со мной.
    Настоящие друзья – старые. Подлинные друзья приобретаются в молодости. Горе
    человеку, если он один».

    По своему смыслу некоторые предложения носят характер обобщения. Для этой
    цели используются слова отвлечённого значения (настоящее, молодость, ничего),
    существительные единственного числа, которые, как известно, обладают
    способностью передавать понятия обобщённо (горе человеку), а структура
    предложений обеспечивает категоричность суждения. И в дальнейшей части текста мы
    видим те же особенности речи.(читаем 3 абзац)
    В этом абзаце идут дальнейшие доказательства в пользу пожизненной ценности
    молодости. Они перекликаются с советами, как жить, как дорожить молодостью.
    Научная речь во имя точности стремится не обращаться к синонимам, поэтому
    Лихачёв бесстрашно много раз повторяет слово «молодость».
    И в этом абзаце мы найдём немало предложений, которые нетрудно вынуть из
    текста, чтобы они могли, как пословица, жить своей жизнью, без опоры на другие
    предложения: «Берегите молодость до глубокой старости. Привык к работе – работа
    вечно будет доставлять радость. Нет несчастнее человека ленивого».
    Текст завершается напоминанием народной мудрости о необходимости беречь честь
    смолоду. Это итог всем размышлениям автора, окончательно подводящим мысль о
    величайшей ценности молодости. Это не только заключительный аргумент в пользу
    сбережения молодости, но это подтверждение тому, что мысли автора полностью
    совпадают с мировоззрением народа.
    Украшайте свою молодость хорошими поступками: они будут радовать, а
    вот дурные – не давать спать.
    – Согласны ли вы со словами автора? Что для вас означает истинная дружба?
    Начните свое рассуждение со слов: я думаю, мне кажется, на мой взгляд, и т.д.
    6. Чтение текста и выполнение изложения с элементами сочинения.
    19.02.2008

  2. Каждая беседа пожилого
    человека с молодым оборачивается поучением. Положение всегда было таким и,
    вероятно, всегда таким и останется. Постараюсь быть кратким и сказать лишь
    о самом для себя главном — как оно мне представляется, поделиться опытом прожитой
    жизни.
    Для своих бесед с читателем
    я избрал форму писем. Это, конечно, условная форма. В читателях моих писем
    я представляю себе друзей. Письма к друзьям позволяют мне писать просто.
    Почему я расположил свои
    письма именно так? Сперва я пишу в своих письмах о цели и смысле жизни, о
    красоте поведения, а потом перехожу к красоте окружающего нас мира, к красоте,
    открывающейся нам в произведениях искусства. Я делаю это потому, что для восприятия
    красоты окружающего человек сам должен быть душевно красив, глубок, стоять
    на правильных жизненных позициях. Попробуйте держать бинокль в дрожащих руках
    — ничего не увидите.

    ПИСЬМО ПЕРВОЕ
    БОЛЬШОЕ В МАЛОМ

    В материальном мире большое
    не уместишь в малом. В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться
    гораздо большее, а если в большом попытаться уместить малое, то большое просто
    перестанет существовать.
    Если есть у человека
    великая цель, то она должна проявляться во всём — в самом, казалось бы, незначительном.
    Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и
    в выполнении своего большого долга. Большая цель охватывает всего человека,
    сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами
    можно достигнуть доброй цели.
    Поговорка «цель оправдывает
    средства» губительна и безнравственна. Это хорошо показал Достоевский в «Преступлении
    и наказании». Главное действующее лицо этого произведения — Родион Раскольников
    — думал, что, убив отвратительную старушонку-ростовщицу, он добудет деньги,
    на которые сможет затем достигнуть великих целей и облагодетельствовать человечество,
    но терпит внутреннее крушение. Цель далека и несбыточна, а преступление реально;
    оно ужасно и ничем не может быть оправдано. Стремиться к высокой цели низкими
    средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом.
    Общее правило: блюсти
    большое в малом — нужно, в частности, и в науке. Научная истина дороже всего,
    и ей надо следовать во всех деталях научного исследования и в жизни учёного.
    Если же стремиться в науке к «мелким» целям -— к доказательству «силой», вопреки
    фактам, к «интересности» выводов, к их эффективности или к любым формам самопродвижения,
    то учёный неизбежно терпит крах. Может быть, не сразу, но в конечном счёте!
    Когда начинаются преувеличения полученных результатов исследования или даже
    мелкие подтасовки фактов и научная истина оттесняется на второй план, наука
    перестаёт существовать, и сам учёный рано или поздно перестаёт быть учёным.
    Соблюдать большое надо
    во всём решительно. Тогда всё легко и просто.

    ПИСЬМО ВТОРОЕ
    МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ

    Когда я учился в школе,
    а потом в университете, мне казалось, что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то
    совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем
    другие люди. От настоящего не останется ничего… А на самом деле оказалось
    всё иначе. Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно: многих унесла
    смерть. И всё же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг
    знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья — старые. Подлинные друзья
    приобретаются в молодости. Я помню, что и у моей матери настоящими друзьями
    остались только её подруги по гимназии. У отца друзья были его сокурсники
    по институту. И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается
    с возрастом. Молодость — это время сближения. И об этом следует помнить и
    друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе, и в радости.
    В радости ведь тоже нужна помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины
    души, ощутить и поделиться им. Неразделённая радость — не радость. Человека
    портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий,
    пора утрат — опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.
    Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените всё хорошее, что приобрели
    в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретённого
    в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются
    на всю жизнь. Навыки в труде — тоже. Привык к работе — и работа вечно будет
    доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее
    человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий…
    Как в молодости, так и в старости. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь,
    дурные — усложнят её и затруднят.
    И ещё. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все
    поступки, совершённые в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать
    спать!


    ПИСЬМО ТРЕТЬЕ
    САМОЕ БОЛЬШОЕ

    А в чём самая большая
    цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро — это прежде
    всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит
    перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать
    добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять.
    Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в
    близком.
    Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестёр, свою семью, свой
    дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село,
    город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя
    и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.
    Надо быть патриотом,
    а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому
    что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты
    патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом —
    любовь к своей стране, во втором — ненависть ко всем другим.
    Большая цель добра начинается с малого — с желания добра своим близким, но,
    расширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов.
    Это как круги на воде.
    Но круги на воде, расширяясь, становятся всё слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь
    и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек,
    их центр, мудрее.
    Любовь не должна быть
    безотчётной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена
    с умением замечать недостатки, бороться с недостатками — как в любом человеке,
    так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением
    отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой. Слепой
    восторг (его даже не назовёшь любовью) может привести к ужасным последствиям.
    Мать, всем восторгающаяся и поощряющая во всём своего ребёнка, может воспитать
    нравственного урода. Слепой восторг перед Германией («Германия превыше всего»
    — слова шовинистической немецкой песни) привёл к нацизму, слепой восторг перед
    Италией — к фашизму.
    Мудрость — это ум, соединённый
    с добротой. Ум без доброты — хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно
    рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена
    скрываться. Мудрость же открыта и надёжна. Она не обманывает других, и прежде
    всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное
    счастье, приносит счастье надёжное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая
    ценнее всего в старости.
    Как выразить то общее,
    что есть между моими тремя положениями: «Большое в малом», «Молодость — всегда»
    и «Самое большое»? Его можно выразить одним словом, которое может стать девизом:
    «Верность». Верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться
    человек в большом и малом, верность своей безупречной молодости, своей стране
    в широком и узком смысле этого понятия, верность семье, друзьям, городу, стране,
    народу. В конечном счёте верность есть верность правде – правде-истине и правде-справедливости.
    Цитируется по:
    Д.С.Лихачев. Письма о добром. СПб.: «Русско-Балтийский информационный центр
    БЛИЦ», 1999.
    Ваши комментарии к этой статье
    13
    весна 2003 г
    дата публикации:
    1.03.2003

  3. Письмо второе МОЛОДОСТЬ — ВСЯ ЖИЗНЬ Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. От настоящего не останется ничего… А на самом деле оказалось все иначе.
    Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно: многих унесла смерть. И все же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья — старые.
    Подлинные друзья приобретаются в молодости. Я помню, что и у моей матери настоящими друзьями остались только ее подруги по гимназии. У отца друзья были его сокурсники по институту. И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом.
    Молодость — это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. В радости ведь тоже нужна помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделенная радость — не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один.
    Когда же наступит пора несчастий, пора утрат — опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один. Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно.
    Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде — тоже. Привык к работе — и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья!
    Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий… Как в молодости, так и в старости. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные — усложнят ее и затруднят. И еще. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости.
    Хорошие будут радовать, дурные не давать спать!
    Тест 3 философия
    Рабочая программа по истории 5 класс к учебнику
    Как составить свадебный сценарий
    Смешные истории про детей. ч1
    Конспект комплексного занятия по математике во второй младшей группе «Три медведя»
    Костюмы из броского материала Коллекция «Шалунишки»
    Конспект НОД во 2 младшей группе тема: «Спешат по дорогам машины, машины…»
    Конспект занятия по экологии «Природа-чудесница!»
    Спортивно-театрализованное развлечение с родителями и детьми по ПДД Тема: «Дорожные приключения Кота и Мышиного Короля»
    Доклад на родительском собрании Тема: «Обучение детей дошкольного возраста основам безопасности»
    Сочинение на тему Природа в художественном миросозерцании Пушкина
    Эссе на тему Иван IV Грозныи? Политика опричнины
    Прогулка по лесу — сочинение для 5 класса
    Сочинение рассуждение на тему что значит быть счастливым
    Сочинение по лирике Пушкина
    Сочинение по картине Тропинина «Кружевница» 4 класс
    Сочинение — рассуждение на эту тему «Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения. (Лихачёв)»
    Проблема взаимоотношений детей и взрослых в произведениях Толстого и Бунина
    Сочинение — эссе на тему «Богатство и бедность»
    Сочинение на тему «Дело мастера боится»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *