Сочинение на тему морфемика 5 класс

7 вариантов

  1. Начнем с того, что в своей речи мы пользуемся словами. Каждое слово звучит. Значит, оно состоит из звуков, который каждый в отдельности не имеет лексического значения. Слово можно также разделить на минимальные значимые части, которые называются греческим термином “морфема”.
    Каждое изменяемое слово состоит из основы и окончания. Окончание образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании или предложении. Как словоизменительная морфема, оно выражает различные грамматические значения, например, у существительных – падеж и число, а у числительных – падеж:
    сосна – сосн-е, сосн-ой, сосн-ы;
    тр-и, тр-ёх, тр-емя.
    У глаголов в форме настоящего времени окончание выражает грамматическую категорию лица и числа, например:
    я бег-у, ты беж-ишь, они бег-ут.
    В основе слова выделим минимальные значимые части: приставку, корень, суффикс, постфикс.
    Корень – это главная морфема слова, в которой заключается общее лексическое значение родственных слов. Например, со словом “вода” связаны общим корнем прилагательные “водный”, “водянистый”, “подводный”, существительные “водичка”, “водица”, “подводник”.
    Суффикс служит для образования новых слов, например, суффиксы -чик и -щик образуют слова, обозначающие специальность, занятие человека: летчик, водопроводчик, банщик, сварщик, бетонщик.
    Приставка приютилась в начале слова и образует новые слова:
    автор – со-автор;
    бежать – при-бежать;
    когда – не-когда.
    С помощью приставок возникают слова с новым значением, сравним: при-ползти и вы-ползти; писать и пере-писать.
    В конце слова после окончания в глаголах может быть постфикс -ся, который указывает на возвратность действия:
    вернуть – вернуть-ся;
    собрать – собрать-ся.
    Вот так вкратце. Не знаю, для какого класса нужен сей опус. Может, сложновато написала и не все, конечно, например, о формообразующих суффиксах, об соединительных гласных не упомянула.

  2. Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается состав или строение слова. Слова состоят из: Приставки и суффикса . Это значимые части слова, служат для образования новых слов: друг – со– друж – еств – о. Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем. Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня.
    Одни и те же приставки и суффиксы могут служить для образования слов с разным значением: приезжать – приходить, красота – долгота.
    Приставки и суффиксы могут быть словообразовательными (служить для образования новых слов): автор – соавтор; учить – учитель ; и формообразовательными (образуют новые формы): жить, жил.
    Корень слова – общая часть родственных слов, в которых заключено их общее значение. Слова с одинаковыми корнями называются однокоренными: мир – мирить – мирный – мировой – перемирие.
    Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении и словосочетании и выражаетзначение рода, числа, падежа, лица. Окончание может быть нулевым: дом
    Основа слова – часть слова без окончания. Основа слова содержит его главное лексическое значение. Может быть равна корню.: мяч , тень.
    Понравилось сочинение » Морфемика , тогда жми кнопку Put this script tag to the of your page

  3. Морфема – это минимальная значимая часть слова. В этом определении одинаково важны обе части – минимальная и значимая: морфема – наименьшая единица языка, которая имеет значение, она не членится на более мелкие значимые части слова.
    В русском языке буквенный и звуковой состав морфем не является неизменным: в морфемах широко представлены нефонетические (то есть не вызванные фонетическими условиями – позицией по отношению к ударению, концу фонетического слова и к другим звукам) чередования гласных и согласных.
    Эти чередования не случайны, они объясняются историческими процессами, происходившими в языке в давние времена.
    В современном русском языке представлены следующие чередования в составе морфем.
    Чередования гласных (символом # здесь и далее в тексте обозначается морфологический ноль, определение понятия “морфологического ноля” см. ниже):
    о / # (беглый гласный): сон – сна;
    е / #(беглый гласный): день – дня;
    е / о: бреду – бродить;
    о / а: смотреть – посматривать;
    е / о /# / и : соберу – сбор – собрать – собирать;
    о / у / ы: сох – сухой – высыхать;
    Чередования согласных и их сочетаний:
    1) чередование парных твердых с парными мягкими:
    [б] – [б’]: моль[б]а – моль[б’]е;
    [в] – [в’]: тра[в]а – тра[в’]е;
    [г] – [г’]: но[г]а – но[г’]е и т. д.
    2) чередование заднеязычных с шипящими:
    г / ж: нога – ножка;
    к / ч: рука – ручка;
    х / ш: муха – мушка;
    3) чередование зубных с шипящими:
    д / ж / жд: водить – вожу – вождение;
    т / ч / щ: светить – свечу – освещение;
    з / ж: возить – вожу;
    с / ш: носить – ношу;
    ц / ч: огурец – огурчик;
    ст / щ: грустить – грущу;
    4) черередование губных с сочетанием губной + [л’]:
    б / бл: любить – люблю;
    п / пл: купить – куплю;
    в / вл: ловить – ловлю;
    ф / фл: графить – графлю;
    м / мл: кормить – кормлю.
    В русском языке представлены и другие чередования, но они менее распространены, например: казак – казацкий, друг – друзья.
    Перечисленные выше чередования отражаются на письме разными буквами. Однако нефонетическое чередование твердого согласного с парным ему мягким согласным обозначается не согласной, а последующей гласной буквой: ру[к]а – ру[к’]е.
    Часто в одной морфеме бывает представлен целый ряд чередований согласных, наиболее распространенным из которых является тройное чередование парный твердый / парный мягкий / согласный другого образования, например:
    [с] / [с’] / [ш]: нёс – носить – ноша;
    [в] / [в’] / [вл’]: лов – ловить – ловлю.
    Кроме того, в русском языке возможно чередование гласного и сочетания гласного с согласным:
    а (я) / им: снять – снимать;
    а (я) / ин: жать – пожинать;
    и / ой: бить – бой;
    е / ой: петь – пой.
    В одной и той же морфеме могут быть представлены чередования и гласных, и согласных, например: ход – хожу – хаживать – хождение (о / а, д / ж / жд).

    Классификация морфем русского языка.

    Все морфемы делятся на корневые и некорневые. Некорневые морфемы делятся на словообразующие (приставка, словообразующий суффикс, постфикс), называемые аффиксами, и формообразующие (окончание и формообразующий суффикс), называемые флексиями.

    Корень

    Принципиальное отличие корня от остальных типов морфем состоит в том, что корень – единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов (дом) и без окончаний (метро). Корень способен употребляться, в отличие от других морфем, вне сочетания с другими корнями.
    Корни, которые могут употребляться в слове самостоятельно или в сочетании с флексиями, называются свободными. Таких корней в языке 6ольшинство. Те корни, которые могут употребляться только в сочетании с аффиксами, азываются связанными, например: с-ня-ть / под-ня-ть, агит-ирова-ть / агит-ациj-я.
    Словообразующие морфемы: приставка, суффикс, постфикс
    Словообразующие некорневые морфемы (аффиксы) служат для образования новых слов и делятся на приставки (префиксы), суффиксы и постфиксы. Эти виды аффиксов различаются по их месту по отношению к корню и другим морфемам.
    Приставка – словообразующая морфема, стоящая перед корнем (пере-делать, пре-хорошенький, при-морье, кое-где), в том числе и перед другой приставкой (до-разо-брать, не-раз-борчивый).
    Словообразующий суффикс – словообразующая морфема, стоящая после корня, но перед флексией, если в слове есть флексия (стол-ик, красн-е-ть); в производном слове русского языка часто бывает несколько суффиксов, например: пис-а-тель-ниц-а.
    Постфикс – словообразовательная морфема, стоящая после окончаний и формообразующих суффиксов.
    В русском языке представлены постфиксы -ся(-сь), -то, -либо, -нибудь (умы-ть-ся, к-ого-либо).

    Основа и формообразующие морфемы (флексии)

    В словах выделяют основу и формообразующие морфемы (флексии). Основа – это обязательный элемент морфемной структуры слова, выражающий его лексическое значение. Основой является часть слова без флексий. Основа может состоять только из корня (пе-ть) или из корня и аффиксов (подпева-ть).
    Формообразующие морфемы (флексии) служат для образования форм слова и делятся на окончания и формообразующие суффиксы. Формообразующие морфемы выражают грамматические значения слова – отвлеченные от лексических значений слов абстрактные значения, имеющие типизированное формальное выражение (род, лицо, число, падеж, наклонение, время, степени сравнения и др.). Различие между окончаниями и формообразующими суффиксами заключается в характере выражаемого ими грамматического значения и их роли в синтаксической связи слов в предложении (см. далее разделы “Окончание”, “Формообразующий суффикс”).
    У изменяемых слов может быть представлено только окончание (парт-а, сто-ит), только формообразующий суффикс (стоя-ть, красив-ее) или и окончание, и формообразующий суффикс (стоя-л-а, красив-ейш-ий). В последнем случае формообразующий суффикс стоит перед окончанием.
    Обычно флексии располагаются в конце слова, но в некоторых словах основа может быть прервана флексиями. Таковы основы глагольных форм, содержащих словообразовательный постфикс -ся/-сь (учи-л-а-сь), неопределенных местооимений, содержащих постфиксы -то, -либо, -нибудь (к-ого-либо), которых сложных существительных (диван-а-кроват-и) и числительных (пят-и-десят-и). Такие основы называются прерывистыми.
    Помимо окончаний и формообразующих суффиксов непостоянные грамматические признаки слов могут передаваться морфемами других типов: формообразующими постфиксами, формообразующими приставками и морфемами, традиционно обозначаемыми термином “формообразующие частицы”.
    Формообразующими постфиксами принято считать морфему -ся со значением страдательного залога, которая выделяется как в не изучаемых с этой точки зрения в школьной грамматике спрягаемых глагольных формах (дом строит-ся рабочими), так и в изучаемых причастных (строящий-ся рабочими дом), и морфему -те в формах 1-го л. мн. ч. (пойдем-те).
    Формообразующими приставками являются приставки по- и наи-, факультативно используемые при образовании форм степеней сравнения прилагательного, а по- , также и наречия (по-выше, наи-высочайший).
    Ряд форм глагола образуется с помощью вспомогательных компонентов бы, пусть, пускай (прочитал бы, пусть прочитает), которые входят в состав глагольной формы, выражая непостоянные признаки наклонения, и, следовательно, по своей функции являются флексиями.
    У изменяемых слов часто бывает несколько различающихся модификаций основы. Так, в разных формах существительного мать представлены основы мат’- и матер’-, у прилагательного высокий – основы высок-, высоч- (высоч-айш-ий) и выш- (выш-е). Несколько модификаций основы представлено почти у всех глаголов.
    Исторически сложилось, что у большинства глаголов различаются две модификации основы – инфинитива и настоящего времени (для глаголов совершенного вида – будущего). Кроме них можно говорить иногда и об отдельной основе прошедшего времени.
    Чтобы выделить основу инфинитива, нужно отделить формообразовательный суффикс инфинитива: писа-ть, грыз-ть, плес-ти, бере-чь (или беречь- #).
    Чтобы выделить основу настоящего / простого будущего времени, нужно отделить от формы настоящего / простого будущего времени личное окончание; предпочтительнее использовать форму 3 лица множественного числа (так как сама эта основа в разных формах может иметь разный вид): пиш-ут, работаj-ут, леч-ат.
    Чтобы выделить основу прошедшего времени, нужно отбросить от формы прошедшего времени формообразующий суффикс прошедшего времени -л- или – # – и окончание; предпочтительнее использовать любую форму, кроме формы муж. рода ед. числа, так как именно в ней может быть представлен нулевой суффикс, что может затруднить анализ: нес-л-а, писа-л-а.
    У большинства глаголов – два разных вида основы: одна – основа настоящего / простого будущего, и другая – основа инфинитива, а также прошедшего времени: читаj- и чита-, рисуj- и рисова-, бег- и бежа-, говор- и говори-. Существуют глаголы, у которых совпадают основы настоящего / простого будущего и инфинитива: (ид-ут, ид-ти), и им противопоставлена основа прошедшего времени (ш-л-а).
    Есть глаголы, у которых все три основы различны: тере-ть, тер-л-а, тр-ут; мокну-ть, мок-л-а, мокн-ут.
    Есть глаголы, у которых все формы образуются от одной и той же основы: нес-ти, нес-л-а, нес-ут; вез-ти, вез-л-а, вез-ут.
    Разные глагольные формы образуются от разных основ. От основы инфинитива образуются, помимо неопределенной формы, личные и причастные формы прошедшего времени (если глагол не имеет иной основы прошедшего времени) и условного наклонения.
    От основы настоящего / простого будущего времени образуются, помимо личных и причастных форм настоящего времени, формы повелительного наклонения.
    инфинитивная основа прош. вр. (личн. и причастн. формы), условное накл.
    основа наст. / буд. вр. наст. вр. (личн. и прич. формы) / буд. вр. (личн.), повелит. накл.
    У одних глаголов основы различаются за счет чередований:
    писа-ть – писа-л (бы) – писа-вш-ий
    пиш-у – пиш-ущ-ий – пиш-и.
    У других глаголов основы различаются усечением или наращением, представленным в основе настоящего / простого будущего времени:
    чита-ть – чита-л (бы) – чита-нн-ый
    читаj-ю – читаj-ющ-ий – читай;
    говори-ть – говори-л (бы) – говори-вш-ий
    говор-ю – говор-ящ-ий – говор- и.
    У единичных глаголов представлены супплетивные основы: ид-ти – ше-л.

    Окончание

    Окончание – формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования (нов-ый ученик), управления (письмо брат-у) или связи подлежащего со сказуемым (я ид-у, ты ид-ешь). Если флексия выражает хотя бы одно из указанных значений (род, лицо, число, падеж), она является окончанием; при этом окончание может выражать также и другие грамматические значения.
    Так, например, окончание глагольной формы ид-у выражает помимо значений 1-го лица и единственного числа также значения изъявительного наклонения и настоящего времени.
    Окончания есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов (если), наречий (весьма), неизменяемых существительных (такси) и прилагательных (хаки). У изменяемых слов нет окончаний в тех их грамматических формах, в которых отсутствуют указанные грамматические значения (род, лицо, число, падеж), то есть у инфинитива, деепричастия, простой сравнительной степени.
    У некоторых сложносоставных существительных и у сложных числительных несколько окончаний. Это можно легко увидеть при изменении этих слов: тр-и-ст-а, тр-ёх-сот-…, диван-… – кровать-…, диван-а-кроват-и.
    Окончание может быть нулевым. Оно выделяется у изменяемого слова, если есть определенное грамматическое значение, но оно материально не выражено. Нулевое окончание – это значимое отсутствие окончания, отсутствие, которое несет определенную информацию о том, в какой форме стоит слово. Так, окончание -а в форме стол-а показывает, что это слово стоит в родительном падеже, -у в стол-у указывает на дательный падеж. Отсутствие же материально выраженного окончания в форме стол говорит о том, что это именительный или винительный падеж, то есть несет информацию, значимо. Именно в таких случаях в слове выделяется нулевое окончание.
    Нельзя путать слова с нулевым окончанием и слова, в которых нет и не может быть окончаний, – неизменяемые слова. Нулевое окончание может быть только у изменяемых слов, то есть у слов, у которых в других формах представлены ненулевые окончания.
    Нулевые окончания представлены в языке широко и встречаются у существительного, прилагательного и глагола в следующих позициях:
    1. Существительные мужского рода 2 склонения в И.п. (В.п.) единственного числа: мальчик-#… – И.п., стол-#… – И./В.п.
    2. Существительные женского рода 3 склонения в И.п. (В.п.) единственного числа: ночь-#….
    3. Существительные всех родов в Р.п. множественного числа: стран-#…, солдат-#…, болот-#…. В этой грамматической форме могут быть представлены и ненулевые окончания: ноч-ей – стат-ей.
    Правильность разбора таких слов достигается склонением слова. Если при склонении звук [й’] исчезает, то он принадлежит окончанию: ноч-ей, ноч-ами. Если же [й’] прослеживается во всех падежах, то он относится к основе: статей-… – стать[й’-а] – стать[й’-а]ми. Как мы видим, в этих формах звук [й’] не выражен на буквенном уровне, “спрятан” в йотированной гласной букве. В этом случае необходимо этот звук выявить и обозначить. Чтобы не загромождать написание транскрипционными скобками, в лингвистике принято обозначать звук [й’], “спрятанный” в йотированной гласной букве при помощи j, без скобок вписываемого в нужное место: статьj-ями.
    Достаточно распространенной является ошибка на определение окончаний у слов, оканчивающихся на -ия, -ие, -ий. Неверным является впечатление, что эти звуковые комплексы и являются окончаниями.
    Двубуквенные окончания в начальной форме представлены только у тех существительных, которые являются субстантивированными прилагательными или причастиями. Сравним:
    гений-…, гениj-я, гениj-ю – участков-ый, участков-ого, участков-ому
    армиj-я, армиj-ей – столов-ая, столов-ой и т. д.
    4. Прилагательные в краткой форме единственного числа мужского рода: красив-…, умен-….
    5. Притяжательные прилагательные в И.п. (В.п.) единственного числа; несмотря на внешнюю схожесть склонения, качественные и притяжательные имеют различную морфемную структуру в указанных падежах:
    ед. число И.п. син-ий лисий-…
    Р.п. син-его лисьj-его
    Д.п. син-ему лисьj-ему
    В.п. = И.п./В.п.
    Т.п. син-им лисьj-им
    П.п. (о) син-ем (о) лисьj-ем
    Такую морфемную структуру притяжательных прилагательных нетрудно понять, если учесть, что притяжательные прилагательные обозначают признак принадлежности лицу или животному и всегда производны, образованы с помощью словообразовательных суффиксов -ин-, -ов-, -иj- от уществительных: мама / мам-ин-…, лиса / лис-ий-…. В косвенных падежах этот суффикс притяжательных -ий- реализуется в [j], который “спрятан” в йотированной гласной букве.
    6. Глагол в форме мужского рода единственного числа в прошедшем времени изъявительного наклонения и в условном наклонении: дела-л-… (бы) – ср.: дела-л-а, дела-л-и.
    7. Глагол в повелительном наклонении, где нулевым окончанием выражается значение единственного числа: пиш-и-#…, пиш-и-те.
    8. В кратких причастиях нулевое окончание, как и у кратких прилагательных, выражает значение мужского рода единственного числа: прочита-н-#….

    Формообразующий суффикс

    Другим видом флексий является формообразующий суффикс – суффикс, служащий для образования форм слова. В отличие от окончаний, формообразующие суффиксы не выражают грамматических значений рода, числа, лица и падежа, а служат для выражения значений времени, наклонения, степеней сравнения и др.; формообразующий суффикс не может служить средством согласования или управления, то есть не участвует в оформлении синтаксической связи слов. Так, например, в словоформе читавший две флексии – это окончание -ий, выражающее непостоянные признаки рода, числа и падежа и служащее для связи этого причастия с существительным (читавший мальчик – И. п., м. р., ед. ч.; читавшую девочку – В. п., ж. р., ед. ч.) и формообразующий суффикс -вш-, который обозначает действительный залог и прошедшее время и не участвует в согласовании.
    В основном формообразующие суффиксы представлены в глагольных формах: то суффиксы инфинитива, прошедшего времени, повелительного наклонения, причастных и деепричастных форм.
    Кроме глагола формообразующие суффиксы представлены в степенях сравнения прилагательного и наречия.
    В глаголе представлены следующие формообразующие суффиксы.
    1. Инфинитив образуется формообразующими суффиксами -ть/-ти: чита-ть, нес-ти. У инфинитивов на -чь возможны два пути выделения флексии: пе-чь или печь-#, где # – нулевой формообразующий суффикс (исторически в чь наложились конец основы и собственно инфинитивный показатель).
    В школьной грамматике показатель инфинитива чаще всего описывается как окончание. Это связано с тем, что там не вводится понятие формообразующего суффикса, а основой считается часть слова без окончания, поэтому для исключения показателя инфинитива из основы ему придан статус окончания. Это неверно, поскольку показатель инфинитива не имеет обязательных для окончания грамматических значений рода, числа, лица или падежа и указывает только на инфинитив – неизменяемую глагольную форму.
    2. Прошедшее время изъявительного наклонения образуется суффиксами -л- (дела-л-…) и -#-: нёс- # , ср.: нес-л-а.
    3. Эти же суффиксы представлены в условном наклонении: дела-л-#… бы, нёс- # -… бы.
    4. Повелительное наклонение образуется суффиксами -и- (пиш-и-…) и -#- (делай-#-…), (сядь-#-…).
    Для понимания того, что формы типа делай и сядь образуются нулевым формообразующим суффиксом, а не суффиксом *-й, *-дь, необходимо помнить о том, что форма повелительного наклонения образуется от основы настоящего времени: пиш-у – пиш-и. В глаголах типа читать это не так очевидно, поскольку основы инфинитива и настоящего времени различаются лишь наличием в основе настоящего времени j в конце основы: читаj-ю – читай. Но грамматическое значение выражается морфемой, не входящей в основу. Эта морфема – нулевой формообразующий суффикс: читай-#-… (нулевое окончание при этом имеет значение единственного числа – ср.: читай-#-те).
    5. Причастие как особая форма глагола образуется суффиксами -ащ-(-ящ-), -ущ-(-ющ-), -ш-, -вш-, -им-, -ом-/-ем-, -нн-, -онн-/-енн-, -т-: бег-ущ-ий, взя-т-ый (в скобках указаны графические варианты суффиксов после мягких согласных, через косую черту – чередующиеся суффиксы).
    6. Деепричастие как особая форма глагола образуется суффиксами -а(-я), -в, -ши, -вши, -учи(-ючи): делаj-я, буд-учи.
    7. Простая сравнительная степень прилагательного и наречия образуется с помощью суффиксов -е (выш-е), -ее/-ей (быстр-ее), -ше (рань-ше), -же (глуб-же).
    8. Простая превосходная степень сравнения прилагательного образуется с помощью формообразовательный суффиксов -ейш-/-айш- (быстр-ейш-ий, высоч-айш-ий).
    Как мы видим, нулевым может быть не только окончание, но и формообразующий суффикс, который выделяется при материально не выраженном значении наклонения или времени у некоторых глаголов:
    а) суффикс, образующий форму прошедшего времени изъявительного наклонения и условного наклонения у ряда глаголов, стоящих в мужском роде единственного числа (нёс-#-…). В этих же глаголах при образовании форм женского или среднего рода единственного числа или множественного числа используется суффикс -л- (нес-л-а);
    б) суффикс повелительного наклонения у ряда глаголов, о которых было сказано выше (делай- # -…, вынь-#-…).

  4. Тема: строение слова
    Тема урока: Почему корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова.
    ХОД урока;
    Этап /Слова учителя
    Задания / интересная информация
    1.Организационный момент.
    2.Орфографическая пятиминутка.
    На доске и в тетрадях записываем слова
    Чтобы правильно написать эти слова, нам пришлось рассмотреть их строение.
    Рассказ, сдать, здание
    -Объясните подчеркнутые орфограммы.
    Запишем эпиграф урока, восстановив пропущенные буквы, объяснив свой выбор.
    – Какова основная мысль данного высказывания?
    -Вспомните, пожалуйста, из каких частей состоит слово?
    – Вернемся к слову «рассказ». Сколько в нем букв, звуков, слогов, частей
    – Части слова в русском языке называют особым термином. Записываем
    Если зна…ш… ч…сти слова,
    То (на) пиш…ш… их т…лково.
    7 букв, 6 звуков, 2 слога, 3 части слова.
    МОРФЕМА (от греческого «морфе» – форма) – значимая часть слова, в отличие от букв, звуков и слогов.
    игра «Отгадай слово!»
    На доске написано существительное «тигрята», но оно закрыто листом бумаги. Учитель прикрывает одну букву (например, начальную «т»), а ученики пробуют по одной букве отгадать, какое слово записано.
    по одной букве нельзя догадаться о значении слова, о том, какой частью речи это слово является.
    когда, наконец, показывается корень, появляется и важная информация о слове:о его значении, однокоренных словах, а следовательно, и общность в значении, которую им придает именно корень.
    – Записываем слова с корнем «тигр».
    -Кто догадается, чем «тигрята» отличаются от «тигра» с точки зрения русского языка? Что такое «ят»? Где находится в слове?
    Правильно. Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня, служит для образования новых слов.
    – А какие части речи мы записали на доске?
    Существительные и прилагательные.
    – А чем интересно слово «тигролов», что оно обозначает? ( Два корня, такие слова называют сложными). Об этом вы узнаете подробнее на уроках русского языка.
    Другое слово начнем раскрывать с конца.
    «Бегут»: окончание расскажет детям о спрятанном слове много интересного. Морфема даже не намекает на точное лексическое значение, зато полностью рассказывает о его грамматических признаках.
    Окончание – значимая часть слова.
    Тигрята – сущ. Тигр – тигренок-тигрята
    Тигр – тигровый
    тигр – тигрица
    тигр – тигролов
    выделить корень, окончание, суффиксы
    бегут –
    окончание «ут» – обозначает грамматические признаки
    5. Упражнение «Расскажи о слове по данной морфеме».
    *- А почему в слове «облететь» мы не пишем ь, а в слове «объехать» пишем?
    – В чем отличие двух слов «барабанчик» и «барабанщик»?
    Меняя суффикс, меняем лексическое значение слова.
    Окончание ый – прилагательное, мужского рода, единственного числа, именительного падежа.
    Приставка у – слово со значением « удаления» (убежать, уехать).
    Суффикс онок – существительное, обозначающее «детеныша животного», одушевленное, нарицательное, мужского рода, 2 склонения, единственного числа, именительного падежа.
    Сказка про суффиксы ик, ишк, ищ.
    Жили – были суффиксы ик, ишк, ищ. Жили они за корнем, как и все остальные суффиксы. Ик был очень ласковый, ишк всегда говорил обо всех с насмешкой, ищ был очень маленький, и ему все казалось большим.
    Вот пошли они на работу. Работали они в тетради, им нужно было образовывать слова. В тетради было написано «маленький дом».
    «Домик», – писал ик. Большой дом – домище, – писал ищ. Старый, дряхлый дом – домишко, – писал ишк.
    Суффиксы были очень довольны, что так хорошо справились с работой, затем все вместе пошли домой.
    Дома их ждал вкусный торт.
    – Тортик! – закричал ик.
    – Тортишко, – промолвил ишк.
    – Тортище, – сказал ищ.
    Вот так они и жили.
    Как суффиксы будут называть слова «порт», заяц, сом.
    В словах «подземный», «подводный» попробуем заменить приставку под приставкой над. Кардинально меняется лексическое значение. Следовательно, приставка – значимая часть слова.
    *** Появляется матрешка:
    Постойте, ребята!
    Я – кукла матрешка.
    На мне цветная одежка.
    Чтоб в слове проще было корень отыскать,
    Я путь вам верный явилась подсказать.
    Учитель:
    Действительно, ребята, определение корня слова требует выполнения ряда правил. Приведем такое сравнение. Есть кукла – матрешка, она состоит из нескольких кукол, которые вставляются одна в другую. Можно ли из матрешки вынуть самую маленькую куколку? Нет, нужно постепенно освобождать каждую куклу.
    Так и в слове. Сначала необходимо найти окончание, затем суффикс и приставку, а часть слова, которая не делится, будет корнем.
    Разбираем слова по составу.
    надземный подводный
    надземная подводная
    земной водный
    земля вода
    ***как убедиться, что разборы мы сделали правильно?
    Нужно посмотреть в «Школьный словообразовательный словарь» А. Н. Тихонова («Школьный словарь строения слов русского языка» автор Потиха З.А.)
    Упр из учебника
    Чтобы знания были впрок,
    Следует кратко повторить урок.
    Приставка, суффикс меняют лексическое значение слова.
    Корень является общей частью для всех однокоренных слов.
    Окончание сообщает грамматические признаки слова.
    Домашнее задание.
    – Упражнение 104 (учебник М. М. Разумовской). Дать грамматическую информацию о слове по окончанию.
    +Творческое: придумать лингвистическую сказку – миниатюру о любой морфеме, можно проиллюстрировать.
    резервные задания
    Выполните задание «наоборот».
    Придумать слова по данной словообразовательной схеме (модели): корень, суффикс, окончание (лесной, морской, домик, школьный, читать).
    Работа по карточкам.
    а) Объяснение орфограмм.
    б) Разбор слов по составу
    Осень.
    Обсыпается весь наш
    Бедный сад,
    Листья пожелтелые
    По ветру летят;
    Лишь вдали красуются,
    Там на дне долин,
    Кисти ярко – красные
    Вянущих рябин…
    Игра “Кто больше?”
    Назвать как можно больше слов:
    – с корнем един (единица, единичный, единство, соединить, соединение, соединитель, объединение и т.д.).
    – с корнем лет (летчик, перелет, улететь, прилететь, перелетные, летательный и т.д
    Запишите слова в 2 столбика:есть приставка по-;нет приставки:
    “поехать,пожар,позолота,поздно,покраска,полянка,покрывало,половик,почта,порох”.
    -Выделите приставку и корень
    Словообразовательный диктант.
    -Что такое суффикс?
    -От предлагаемых слов образуйте новые слова с помощью суффикса -к-.(“дочь-дочка,река-речка.облако-облачко,крыльцо-крылечко”).
    -Какое правило нужно знать,чтобы правильно записать полученные слова?(сочетания чк,чн,чт пиши без мягкого знака).
    -Запишите в тетрадь слова(1 учащийся на доске):”кочка,почка,шапка,сорочка”.Выделите в них корень.Есть ли в них суффикс?
    2 Вариант урока через сказку
    Изучение нового материала
    Тема урока для вас непростая, чтобы было легче ее усвоить, я и позвала в гости сказку.
    Будет сказка занимательна, слушайте, дети, ее внимательно. Кто уши хорошо раскроет, много-много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснет, то ни с чем уйдет.
    Сказывают, было это давно. Но и тогда в удивительной стране Морфемика жили маленькие морфемы. Они всегда были разными, и у каждой был свой характер. И даже в те давние времена они были очень талантливы. Каждая морфема выбирала себе любимую роль. Таких ролей четыре. Одна роль считалась главной. Ее разрешалось исполнять только тем морфемам, которые могли передать главный смысл слова. Есть слова, в которых не нужны исполнители на другие роли. Корень – и всё!
    – Вы знаете такие  слова? Назовите их.
    Следующую роль исполняли Приставки. У приставок характер решительный. Они многое могут изменить.
    Смотрите, слово РИСОВАТЬ устало, Решило отдохнуть.
    Вдруг прилетели приставки, как стая птиц.
    Приставка-раз, приставка – два!
    Совсем новые у нас получаются слова.
    (Учитель записывает на доске приставки   на-, при-, за-, с-, пере-)
    – Запишите слова, которые получились. Можно ли говорить, что это каждая приставка образует новое слово? Докажите.
    Живут на свете и другие удивительные морфемы. Имя у них тоже удивительное – суффиксы. Иногда она звенят, как колокольчики:
    -оньк-, -еньк-, -знь-.Иногда словно каблучками стучат: -ек-, -ик-, -чик-, -ник-. Иногда , как птички поют: -лив-, -чив-. А бывает, будто просят о чем-то: -н-, -льн-.
    Поначалу Приставки и Суффиксы очень дружили и никогда не ссорились. Но однажды они поспорили: кто из них важнее. Долго спорили, чуть не подрались! Спасибо Корень вмешался и встал между ними. Корень такой обстоятельный, рассудительный, говорит медленно, низким голосом : «Что это вы тут расшумелись. Вы попробуйте хоть вместе, хоть порознь что-нибудь без меня, без Корня, сказать». Приставки и Суффиксы пробовали-пробовали, старались-старались, но ничего у них не получилось. С тех пор Корень, как главный в слове, решил: «За то, что вы раздор учинили, будете стоять от меня по разные стороны. Вы, Приставки, слева, а вы, Суффиксы, справа. И станете вы мне вовеки веков помогать: слова новые образовывать. А чтобы вам в словах было уютней, я подарю вам по теремку. А чтобы вас никто не путал, крыши у теремков будут разные. А себе я выберу крышу, похожую на месяц в небе .
    Четвертая роль была у окончания. Окошечко в его доме то бывает пустым, то разные буквы в нем появляются          .
    – А почему? А у некоторых слов вообще окошечка не было. Почему?
    – Так какую же роль отвели окончанию?
    ***Понравилась вам сказка? Кто из веселых морфем понравился больше всего? А кто не понравился?
    А ведь приставки и суффиксы познакомили нас с основными способами образования слов в русском языке. В зависимости от того, какая морфема используется для образования слов, различают приставочный и суффиксальный способ словообразования. Но основных способов словообразования три. О каком же не рассказали нам приставки и суффиксы? Почему?
    Закрепление.
    Вернемся в сказку. Однажды Корень дал своим помощникам Приставкам и Суффиксам 3 ответственных задания. Но Приставки и Суффиксы снова поссорились и не смогли задание выполнить. Давайте им поможем.
    Задание 1 (на карточках)
    Найти в предложениях, взятых из сказок А.С.Пушкина, слова, образованные приставочным и суффиксальным способом. Запишите по образцу(на доске). Обозначьте грамматическую основу первого предложения.
    Братья молча постояли
    Да в затылке почесали.
    2. Кушай яблочко, мой свет-
    Благодарствуй за обед.
    Свет мой, зеркальце, скажи
    Да всю правду доложи.
    Бабушка, постой немножко,-
    Ей кричит она в окошко,-
    Пригрожу сама я псу
    И кой-что тебе снесу.
    Задание: покажите графически, как образовались данные слова
    Хлебозаготовка, пароход, секундомер, самовар
    Самостоятельная работа.
    Определите способ образования слов, распределите слова в таблице
    приставочный
    Суффиксальный
    сложение
    Лесок, избушка, надписать, аптекарь, садовод, самосвал, дверка, вынести, приморский, реченька, ледокол.
    Творческое задание для сильных уч-ся     Определи способ образования данных слов, напиши сочинение-миниатюру на тему «Какой я представляю страну Морфемику», постарайся использовать в нем данные слова, предварительно определив, как они образовались):
    Травушка, речка, голубизна, позолотить, солнышко, многоэтажный.
    Домашнее задание (по выбору уч-ся)
    1. Составьте рассказ о том, что нового узнали на уроке (не заучивая параграф, а по-своему, как поняли, приводя свои примеры). Упр.
    2.  Кому трудно, о новой теме рассказать по материалам учебника. Упр.
    3.  Кто любит творчество, сочините свою сказку о том, как образуются слова.

  5. Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается состав или строение слова. Слова состоят из: Приставки и суффикса . Это значимые части слова, служат для образования новых слов: друг – со– друж – еств – о. Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем. Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня.
    Одни и те же приставки и суффиксы могут служить для образования слов с разным значением: приезжать – приходить, красота – долгота.
    Приставки и суффиксы могут быть словообразовательными (служить для образования новых слов): автор – соавтор; учить – учитель ; и формообразовательными (образуют новые формы): жить, жил.
    Корень слова – общая часть родственных слов, в которых заключено их общее значение. Слова с одинаковыми корнями называются однокоренными: мир – мирить – мирный – мировой – перемирие.
    Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении и словосочетании и выражаетзначение рода, числа, падежа, лица. Окончание может быть нулевым: дом
    Основа слова – часть слова без окончания. Основа слова содержит его главное лексическое значение. Может быть равна корню.: мяч , тень.

  6. Морфемика 5 класс
    1. Выберите слова, имеющие нулевое окончание.
    Город, синий, завтра, лепесток, столица, окно, тетрадь, гулял.
    2. Выделите окончания
    Догонишь,   великоватый,   догадка,   пятиэтажный, спорттовары.
    3. Выберите пары слов, в которых представлены формы одного и того же слова.
    1)  Приказ – приказать,
    2)  отважный – отважного,
    3)  играл – играть,
    4)  бумага – бумажный,
    5)  ученик – ученица,
    6)  сильный – сильное.
    4. Выберите пары слов, в которых представлены однокоренные слова.
    1)  Ягода – ягоды,
    2)  строить – строитель,
    3)  красный – красное,
    4)  окно – подоконник,
    5)  стол – стола,
    6)  смешной – смешить.
    5. Выделите корень
    Везти,   ленивый,   угадать,   хвастливый,   хвостатый, грачонок.
    6. Выберите строчки, в которых записаны однокоренные слова.
    1)  Cтроитель, постройка;
    2)  читать, читал;
    3)  поговорить, разговорный;
    4)  придирчивый, придирчивого;
    5)  отказаться, отказ.
    7. Выберите в каждой строчке однокоренные слова.
    1. Гореть, угорать, гора.
    2. Наводнение, водичка, водитель.
    3. Море, морщины, морской.
    4. Вода, водить, водник.
    5. Угол, уголь, уголок.
    8. Обозначьте приставки
    Учить   –   выучить,   изучить,   доучить,   заучить,   недоучить, проучить.
    9. Образуйте слова с уменьшительно-ласкательным значением, используя суффиксы -ушк-, -к-, -ок, -ышк-, -ёк, -ик.
    Рыба, дед, дуб, ключ, солнце, зверь
    10. Образуйте слова, обозначающие людей по роду занятий, с суффиксами -тель, -чик, -ист, -ник. Пример: танк – танкист.
    Футбол, лес, грузить, воспитать, флейта
    11. Выделите уменьшительно-ласкательные суффиксы.
    Деревушка,   гвоздик,   ящик,   осинка,   сынок,   лепесток, пенёк.

  7. Морфема – значимая часть слова. Это
    утверждение глубже и нагляднее раскрывается на
    уроке при выполнении специально подобранных
    заданий. Например, игра “Отгадай слово!”
    Говоря о формировании слова, нельзя не
    остановиться на работе с однокоренными словами.
    Корень – это основная морфема, без которой
    вообще не может существовать знаменательное
    слово, так как в корне сосредоточено ядро
    лексического значения слова. Оттого и значение
    корня называется вещественным.
    Корень – это морфема, которая дает
    самое большое количество орфографических
    ошибок. А это происходит совсем не случайно. Дело
    в том, что орфограммы корней подстерегают
    учеников буквально в каждом слове. Плохо то, что
    ученик обычно не умеет (да и не чувствует в том
    потребности!) работать со словом, видя в нем
    корень как значимую единицу. Так появляются
    ошибки типа день “раждения” – проверочное слово
    радость. Морфемная работа над значением корня в 5
    классе должна иметь орфографическую
    направленность, поскольку анализ правописания
    корня является основным в орфографической
    работе.
    В разработке урока предложены задания
    на усвоение и закрепление знаний разделов
    “Лексика”, “Синтаксис. Пунктуация”. В
    занимательной, доступной для учащихся форме
    объясняется новый материал. Урок сопровождается
    играми, заданиями с элементами занимательности.
    Увлекательная форма урока поможет легко усвоить
    новый материал.
    Для проведения пятиминуток
    используются отрывки из знакомых учащимся
    художественных произведений, в том числе и
    стихотворений. Это оживляет урок, активизирует
    внимание учащихся, развивает их память. Звучание
    ритмической речи, поэтического слова повышает и
    общую языковую культуру школьников.

    Цели.
    Обучающая:
    дать понятие о морфемике как
    разделе языкознания, подвести к пониманию
    морфемы как значимой части слова.

    Воспитательная:
    прививать любовь к природе,
    животным.

    Ход урока.
    I. Лексический диктант “Если хочешь быть
    здоров”.

    – Вид спорта, досуга, состоящий в походах,
    путешествиях (туризм).
    – Вид спортивной гимнастики (аэробика).
    – Приспособление для обливания тела водяными
    струйками (душ).
    – Система физических упражнений,
    способствующих общему развитию организма и
    укреплению здоровья (гимнастика).
    – Поглаживание, растирание тела с лечебной и
    гигиенической целью (массаж).
    – Гимнастический снаряд в виде двух чугунных
    шаров, соединенных короткой рукояткой (гантели).
    – Исполнитель сложных и опасных трюков при
    съемке фильма (каскадер).
    – Высшее достижение в спорте (рекорд).
    – Ледяная площадка для катания на коньках
    (каток).

    II. Синтаксическая минутка.

    На доске предложения, где пропущены знаки
    препинания.
    Из чего только сделаны девочки?
    Из конфет, и пирожных,
    И сластей всевозможных.
    Вот из этого сделаны девочки.
    Задание: расставить знаки препинания и
    объяснить их.

    III. Словарно-орфографическая работа.
    Морфема – “форма” (греч.).

    Учитель. Все на свете состоит из чего-то: лес –
    из деревьев, облака – из множества водяных
    капелек. А в этой шуточной песенке
    рассказывается “из чего сделаны девочки”. Из
    чего же строятся слова? Они сделаны из своего
    “строительного материала”. “Строительные
    блоки” для слов называются морфемами. Их четыре:
    приставка, корень, суффикс и окончание. Изучаются
    они в разделе “Морфемика”.
    Каждая морфема в слове имеет свое значение. Вот,
    например, морфема –ш-. Сама по себе она не имеет
    смысла.
    – Прочитайте слова с этой морфемой: шли, прошли.
    Что обозначает корень –ш- ? (движение человека
    пешком).
    Каждая морфема вносит в слово свою часть
    смысла. И получаются интересные и выразительные
    слова. Морфемы строят их дружно, общими усилиями
    создавая такое количество слов, что из них
    складывается весь язык.

    Игра “Отгадай слово!”

    На доске записано слово тигрята, но оно закрыто.
    Приоткрывается буква т.
    – Какое слово записано?
    Раскрывается слог ти, затем тигр.
    – Когда появляется важная информация о слове?
    (Когда появляется корень).

    IV. Закрепление.

    Учитель. Когда говорят о важном, о главном,
    употребляют слово корень: корень зла, в корне
    неправильно, смотри в корень. У слов тоже есть
    самое важное, самое главное – корень. Корень –
    это главная часть слова, которая несет самый
    главный смысл. Корень берет на свои плечи самый
    важный смысл не одного слова, а многих, и эти
    многие слова с одним корнем оказываются
    родственными (однокоренными).

    1.Игра “Третий лишний”.

    – Подумайте, все ли слова родственные? Почему?
    Лес, лестница, лесничий.
    Честный, чесночный, чеснок.
    Левый, лев, налево.

    2.Найдите корень в слове стряпуха (не тряпка).
    3.Запишите по 2 слова с данными корнями. Что вы
    можете сказать о правописании этих слов?

    -греб- -част-
    -гриб- -чест-
    -грипп- -чист-

    4.Работа над текстом.

    Нивы сжаты, рощи голы,
    От воды туман и сырость.
    Колесом за сини горы
    Солнце тихое скатилось.
    Дремлет взрытая дорога.
    Ей сегодня примечталось,
    Что совсем-совсем немного
    Ждать зимы седой осталось.
    Ах, и сам я в чаще звонкой
    Увидал вчера в тумане:
    Рыжий месяц жеребенком
    Запрягался в наши сани.
    – Найдите в стихотворении слова с приставками и
    выпишите их в тетрадь. Выделите приставки, какой
    смысл они несут?
    – Узнали автора? Какие выразительные средства
    используются в тексте?
    Учитель. Понравилось ли вам стихотворение
    Сергея Есенина? Его стихи как живые картины. Вы
    читаете – и эти картины оживают в вашем
    воображении: поля, с которых убран хлеб; осенние
    рощи, уже утратившие листву; горы, которые
    вдалеке кажутся синими; туман над рекой. Есенин,
    родившийся в селе Константиново, полюбил природу
    с ранних лет. Вот что он пишет: “Ночью луна при
    тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади
    пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и
    я радовался, когда она вместе с кругами отплывала
    от их ртов”. Особенно нежно и глубоко поэт любил
    животных. Он никогда их не обижал.

    5.Развитие умений определять значение
    суффиксов.

    – Угадайте, о каких людях пойдет речь, больших
    или маленьких?
    В книге Н.Носова “Незнайка в Солнечном городе”
    встречаются такие герои: Козявкин, Букашкин,
    Штанишкин, Сапожкин, Гулькин, Мулькин,
    Таракашкин, а также профессорша Мордочка.
    (Малыши)
    – А какие фамилии были бы у них, если бы они были
    великанами?
    – Каким живым существам дают названия с
    суффиксами –ат- и –ят-? (котята, зверята).
    – Назовите слова с суффиксами- “дразнилками”
    на –юга (жадюга, хитрюга).

    6.Выделите в данных словах
    словообразовательные морфемы.

    Вода – безводный, безводность; подводный –
    подводник; звезда – звездочка – звездный,
    беззвездный, созвездие; трава – травка,
    травонька, травушка, травинка, травяной.
    – Просклоняйте слово трава. Чем отличаются
    слова друг от друга? (Окончанием. Это формы одного
    и того же слова.)

    V. Работа по учебнику.

    1. Выполнение упражнений 368, 369.

    VI. Домашнее задание.

    Составить и написать по образцу рассказ,
    используя слова с суффиксами названий лиц по
    роду занятий и по действию.
    Суффикс – большой трудяга. Взялся за работу
    суффикс –чанин, и вот вам: англичанин, датчанин,
    ростовчанин. Стоит только к корню слова
    присоединить –ар или –яр, как перед нами
    предстанут овчар, гусляр. Взялся за работу
    суффикс –ун, и вот вам названия лиц по действиям:
    бегун, болтун…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *