Сочинение на тему мороз красный нос образ дарьи

7 вариантов

  1. Образ русской женщины есть в ряде произведений Н. Некрасова. Однако наиболее полно он раскрыт в поэме «Мороз, Красный нос». В ней автор охватывает все аспекты образа: внешность, характер и, наконец, судьбу. Как ему это удается? Дело в том, что в образной системе произведения главным персонажем является женщина. Кроме того, Н. Некрасов создает собирательный образ русской женщины, который, по его мнению, является идеальным.
    Характеристика собирательного образа очень объемная, занимает несколько десятков строк. Начинается она с описания судьбы крестьянок. Н. Некрасов пытается объяснить причину бед «женщин русской земли». Он считает, что все из-за того, что крестьянка – жена и мать рабов и рабу покоряется. Автор утверждает, что Господь забывал о крестьянке, поэтому она и стала жертвой судьбы. Он искренне жалеет русскую женщину: «Тот сердца в груди не носил, кто слез над тобою не лил».
    Далее Н. Некрасов пытается воссоздать «тип величавой славянки». Это русская женщина, которая при любых невзгодах умеет сохранять «важное спокойствие лица», грациозные движения и «взгляд царицы». Такая женщина приковывает к себе взгляд и, кажется, дарит окружающим свое внутреннее солнце. Она всегда рядом с народом, но выделяется среди простых людей тем, что к ней не липнет «грязь» убогой жизни.
    Создавая портрет идеальной женщины, поэт не забывает о чертах, которые в народе всегда считали красивыми. Женщина из поэмы «Мороз Красный нос» «румяна, стройна, высока», поэтому любая одежда ей к лицу.
    Истинное украшение русской красавицы – длинные русые косы, аккуратно собранные под платок. Они привлекают внимание парней, которые осмеливаются приблизиться к неприступной девушке и закинуть ей волосы наперед.
    Характеру русской женщины также уделяется много внимания. В первую очередь Н. Некрасов говорит о ее выносливости и трудолюбии. Крестьянка никогда не сидит без работы, ловко выполняет любое дело. Женщина, воспеваемая Николаем Алексеевичем, никогда не сплетничает. Ей некогда «лясы точить», о чем прекрасно знают ее соседушки, поэтому и не смеют приходить к ней за чем-либо.
    Если в будни крестьянка полностью отдает себя работе, то в выходные от души веселится. Тогда она искренне смеется, прекрасно пляшет и поет, чем любуются мужики. О веселье русской женщины поэт рассказывает мало, после двух строф он снова возвращается к будням, с гордостью заявляя, что на русскую красавицу всегда можно положиться, ведь она поможет в любой беде. В фразе, которая сегодня стала афоризмом, поэт воспевает силу женщины: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».
    В конце характеристики сборного образа Н. Некрасов рассказывает о главной женской роли – материнстве. Он считает, что идеальная женщина – заботливая мать, хранительница домашнего очага. Ее семья всегда сыта и окутана любовью.
    Собирательному образу русской женщины соответствует главная героиня, Дарья. На ее примере Н. Некрасов показал, какая печальная участь ждала многих русских женщин, которые вышли замуж за рабов и родили рабов.

  2. Николая Алексеевича Некрасова по праву называют певцом народа. Народ, народная жизнь во всем ее богатстве и многообразии отражается в каждой строчке его произведений. Наверное, нет другого поэта, который с такой безмерной любовью и восхищением воспел бы образ русской женщины — «величавой славянки». Безграничным душевным здоровьем пышут героини стихотворений и поэм Некрасова. Одним из самых ярких женских образов выступает Дарья из поэмы «Мороз, Красный нос». С искренним восхищением описывает автор русскую женщину:
    * Красавица, миру на диво,
    * Румяна, стройна, высока.
    * Во всякой одежде красива,
    * Ко всякой работе ловка.
    Любая работа спорится в ее руках: «Я видывал, как она косит: что взмах — то готова копна». На смену трудовым будням приходят веселые праздники — и тогда всех вокруг удивит она своим задором, удалью, «сердечным смехом», песнями и плясками. Никакая беда не испугает русскую женщину:
    * Коня на скаку остановит,
    * В горящую избу войдет!
    Непросто сложилась жизнь героини Некрасова, «три тяжкие доли» выпали ей:
    * И первая доля: с рабом повенчаться.
    * Вторая — быть матерью сына раба,
    * А третья — до гроба рабу покоряться.
    Разве что не пришлось « рабу покоряться» (жили Дарья с мужем в любви и согласии), но пришлось с ним безвременно расстаться. Ни слова жалости на свою судьбу ни разу в жизни не проронила гордая женщина. Терпеливо сносит она все тяготы жизни, голод, холод, непосильный труд. Более того, сама себе не позволяет героиня сидеть без дела и к бездельникам и лентяям не испытывает жалости. Именно в работе видит она свое спасенье — и потому семья ее не знает нужды. И все же болью и отчаянием пронизаны строки поэмы, посвященные несчастливой судьбе Дарьи. Как ни мужественно держится женщина в любой ситуации, но горе и несчастья подкашивают ее.
    В своей поэме Н. А. Некрасов показал, как тяжелая судьба сломила гордую русскую красавицу. Но, читая произведение, мы постоянно чувствуем, что автор не перестает восхищаться внутренней силой крестьянки, богатством ее духовного мира, безграничными талантами и способностями русской женщины. А еще автор высказывает твердую веру в то, что такая духовная сила способна в конечном итоге победить. Эта мысль звучит не только в поэме « Мороз, Красный нос », но и во многих других произведениях поэта.

  3. 3
    Текст добавил: Ангел в цепях

    Тема поэмы Н. А. Некрасова “Мороз, Красный нос” достаточно определенна, для поэта она является одной из основных в его творчестве – это сфера жизни, быта и бытия простого народа, крестьян, их счастья и несчастий, тягот и радостей, тяжелой работы и редких минут отдыха. Но, пожалуй, более всего интересовал автора именно женский характер. Эта поэма целиком посвящена русской женщине – такой, какой видел ее поэт. И здесь сразу вспоминается стихотворение Некрасова “Вчерашний день, часу в шестом…”, в котором он называет свою Музу “родной сестрой” крестьянки, тем самым навсегда определив свою приверженность этой теме.
    “Мороз, Красный Нос” – поэма о героизме и силе женщины, проявленных в единстве с природой и в противостоянии ей. Произведение основано на глубоком, детальном знании крестьянского быта. В центре поэмы – женщина во всех ее ипостасях: “баба”, “красивая и мощная славянка”, “матка” и, наконец, “женщина русской земли”. Поэт рисует национальный тип, поэтому жизнь в поэме так значима, а смерть приобретает значение подлинной трагедии.
    Героиня – “величавая славянка”, во внешнем облике которой воплотились народные представления о настоящей красавице:
    Есть женщины в русских селеньях
    С спокойною важностью лиц,
    С красивою силой в движеньях,
    С походкой, со взглядом цариц, –
    Их разве слепой не заметит,
    А зрячий о них говорит:
    “Пройдет – словно солнце осветит!
    Посмотрит – рублем одарит!”
    Русская женщина у Некрасова обладает настоящим душевным богатством. В ее образе поэтом показан человек высоких нравственных качеств, не теряющий веру, не сломленный никакими горестями. Некрасов воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье и детях. Судьба Дарьи – нелегкая доля крестьянки, которая взяла на себя всю мужскую работу, и от этого погибла. Ее судьба воспринимается как типичная участь русской женщины:
    Три тяжкие доли имела судьба,
    И первая доля: с рабом повенчаться,
    Вторая – быть матерью сына раба,
    А третья – до гроба рабу покоряться,
    И все эти грозные доли легли
    На женщину русской земли.
    Забота о семье, воспитание детей, работа по дому и в поле, даже самый тяжелый труд – все это лежало на Дарье. Но она не сломилась под этой тяжестью. Именно этим и восхищается поэт. Он говорит о русских крестьянках, что “грязь обстановки убогой к ним словно не липнет”. Такая женщина “и голод, и холод выносит”. В ее душе еще остается место и состраданию. Дарья пошла за много верст за чудотворной иконой, которая могла бы вылечить ее мужа.
    Правда, Дарья избежала одной из “тяжких доль”: “до гроба рабу покоряться”. Ее отношения с Проклом сложились на редкость счастливо. Муж ее любил той сдержанной, несколько суровой любовью, которая характерна для крестьянских семей. В тяжком труде она всегда была ему не просто помощницей, но ровней, верным товарищем. Она была той опорой, на которой крепилась семья. Им с Проклом было даровано счастье растить здоровых детей, мечтать о свадьбе сына. Тяжесть труда искупалась искренними чувствами, взаимопониманием. Но болезнь унесла мужа. Похоронив его, Дарья не сдалась, проливая слезы, постоянно обращаясь к нему, разговаривая, будто с живым, выполняла она еще большую работу, лишь бы только сыты и здоровы были дети. Но судьба злодейка предопределила и детям сиротскую долю. Ни в одном жизненном бою не сдалась Дарья, не уступила она и мистической силе. Мороз воевода предлагает ей свое царство, “голубой дворец” и вместе с этим спокойствие, забвение от мук, небытие. Но она, замерзая, последним усилием воли воскрешает в памяти всю свою прошлую жизнь, пусть тяжелую и беспросветную, но все же дорогую ей. С той же покорностью, с которой она сносила все удары судьбы, Дарья разговаривает с Морозом. На вопрос его “Тепло ли тебе, молодица?” она трижды отвечает: “Тепло”. С ее губ не сорвалось ни жалобы, ни стона.
    Идея поэмы в том, чтобы восславить силу русской женщины. Для поэта она идеал красоты внешней: “Красавица миру на диво, Румяна, стройна, высока”, идеал поведения, ведь она работящая, строгая, смелая; идеал душевной красоты, материнства, верности, преданности мужу и непокорности тяготам судьбы.

  4. Главная
    Рефераты – Сочинения по литературе
    Поэма Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» – сочинение
    Одну только Бог изменить забывал
    Суровую долю крестьянки.
    Н. А. Некрасов
    Многостороннее творческое исследование глубин народной жизни привело Николая Алексеевича Некрасова к созданию, может быть, самого изумительного произведения — «Мороз, Красный нос».
    Задуманная первоначально как драматический рассказ о смерти крестьянина, поэма постепенно складывалась в эпическое произведение, на первый план которого вышла героиня. Удивительно, но Некрасов смог написать подлинно эпическую поэму, ограничившись эпизодом из жизни одной крестьянской семьи, определив движение в глубь этой жизни, этих характеров. При кажущейся простоте сюжета произведение по своему построению — одно из самых сложных у Некрасова. Постоянные смещения во времени обеспечивают напряженный драматизм повествования. Поэт как бы «прокручивает» время назад; рассказ о жизни семьи начинает с самой трагической ноты — смерти крестьянина Прокла.
    Савраска увяз в половине сугроба —
    Две пары промерзлых лаптей
    Да угол рогожей покрытого гроба
    Торчат из убогих дровней.
    Потом время начинает отматываться «назад», автор любуется русской женщиной, «величавой славянкой», сноровистой в работе и веселье. Но не часто приходится ей радоваться, тяжкая жизнь убивает красоту женщины. Она приходит в этот мир работать, страдать и сойти в могилу, не оставив о себе память.
    Три тяжкие доли имела судьба:
    И первая доля — с рабом повенчаться,
    Вторая — быть матерью сына раба,
    А третья — до гроба рабу покоряться,
    И все эти грозные доли легли
    На женщину русской земли.
    Но поэт не хочет «плакать» над горькой судьбой русской женщины. Он поет ей «величальную песнь», может быть, идеализируя, преувеличивая ее духовную красоту. Это, скорее, желаемое, чем действительное положение крестьянки — такой она существует в воображении поэта.
    …они той же дорогой,
    Какой весь народ наш идет,
    Но грязь обстановки убогой
    К ним словно не липнет. Цветет
    Красавица, миру на диво,
    Румяна, стройна, высока,
    Во всякой одежде красива,
    Ко всякой работе ловка. Автор обнаруживает прекрасное знание крестьянского быта, обычаев русского народа. Оно проявляется в описании семейного уклада, народных поверий, сельскохозяйственных работ. Широко использует поэт и народное творчество, в частности причет. Однако под пером Некрасова он трансформируется так, что плач семьи Прокла «Голубчик ты наш сизокрылый!..» оказывается не только обрядовым повторением формул, но выражением неподдельного горя.
    Голубчик ты наш сизокрылый!
    Куда ты от нас улетел?
    Пригожеством, ростом и силой
    Ты ровни в селе не имел…
    И на еще большую эпическую высоту поднимается повествование во второй части поэмы. Здесь в центре ставится образ Дарьи, мир ее мыслей, чувств, настроений. Они переданы то как воспоминания, то как мечты, то как реальность, то как в полубессознательном состоянии забытья.
    Не псарь по дубровушке трубит.
    Гогочет сорви-голова, —
    Наплакавшись, колет и рубит
    Дрова молодая вдова…
    Рано я, горькая, встала,
    Дома не ела, с собой не брала,
    До ночи пашню пахала,
    Ночью я косу клепала,
    Утром косить я пошла.
    Каждой части этой главы автором определен свой ритм. Это нужно, чтобы передать различные «настроения» видений, рождающихся в сознании замерзающей Дарьи. Картины светлого радостного труда и мирной семейной жизни с любимым мужем и детьми впечатляют читателя, тем более что они воспринимаются на фоне уже свершившейся трагедии — смерти Прокла и совершающейся на наших глазах гибели самой Дарьи.
    Окончив привычное дело,
    На дровни поклала дрова,
    За вожжи взяла и хотела
    Пуститься в дорогу вдова.
    Стоит под сосной чуть живая,
    Без думы, без стона, без слез,
    В лесу тишина гробовая —
    День светел, крепчает мороз.
    Поначалу кажется, что поэма обращает нас к известной сказке «Морозко», но все не так. Некрасов избегает всяких совпадений — это упростило бы образ героини. Подобно скульптуре, стынет Дарья в лесу, ставшем вдруг сказочным, входит в мир природы и остается в нем.
    Ни звука! Душа умирает
    Для скорби, для страсти.
    Стоишь И чувствуешь, как покоряет
    Ее эта мертвая тишь.
    Ни звука! И видишь ты синий
    Свод неба, да солнце, да лес,
    В серебряно-матовый иней
    Наряженный, полный чудес…
    А Дарья стояла и стыла
    В своем заколдованном сне…
    В этой поэме автор поднялся на высочайшую ступень художественного мастерства. Недаром французский литературовед Шарль Корбэ сравнивал «Мороз, Красный нос», как единое в своем роде эпическое произведение «современной литературы», с гомеровским эпосом. Поэма не только прекрасна, но она и загадочна, как и должно быть с великим творением мастера. И каждая эпоха старается найти свою разгадку этой непостижимой тайны.
    Какой бы ценой ни досталось
    Забвенье крестьянке моей,
    Что нужды? Она улыбалась.
    Жалеть мы не будем о ней.
    Нет глубже, нет слаще покоя,
    Какой посылает нам лес,
    Недвижно, бестрепетно стоя
    Под холодом зимних небес.

  5. В поэме «Мороз, Красный нос» Некрасов показал все трудности жизни в крестьянской семье. Сначала Дарье повезло. Она вышла замуж за Прокла. Прокл искренне любил свою молодую жену. Его родители тоже приняли ее как родную. У них родились дети. Семья хорошо работала в поле, поэтому и дом был полной чашей. Но болезнь и смерть Прокла изменили жизнь семьи. Родители от такого горя быстро постарели. Да и сама Дарья не выдержала смерти мужа и замерзла насмерть в лесу.
    Семейная жизнь у них была счастливой. Они искренне любили друг друга. В этом им повезло. Но тяжелая работа зимой привела к тому, что Прокл заболел. Дарья делала все, что могла для мужа. Она даже не побоялась пойти ночью через лес в монастырь за чудотворной иконкой. Если бы тогда в деревни были врачи и лекарства, Прокл бы поправился и семья жила бы также счастливо дальше. Но врачей и лекарств не было. Дарья искренне любила мужа. Без него жизнь у нее стала намного тяжелее. Ей пришлось выполнять мужскую работу по дому и в поле. Жить семья стала впроголодь. Все это подорвало силы Дарьи. Она сильно тосковала по мужу, тоска ее довела до мысли о самоубийстве. Дети же не давали ей сделать этот страшный шаг. Но тяжесть жизни без мужа, сильная усталость, голод привели к тому, что Дарья устала бороться за жизнь.
    Мне очень жаль Дарью и Прокла. Я думаю, Некрасов хотел этой поэмой показать нам всю хрупкость человеческой жизни и семьи.

  6. Простота сюжета компенсируется сложностью построения. Напряженный драматизм обеспечивается постоянными смещениями во времени, как бы прокручивая время назад. Рассказ начинается с самой трагической ноты в жизни семьи. Потом автор, любуясь русской женщиной, отматывает время назад. Он описывает величавую славянку, сноровистую в работе и веселье.
    Также Некрасов описывает крестьянский быт, обычаи русского народа, семейный уклад, народные поверья. Во второй части в центральным становится образ Дарьи – жены усопшего крестьянина. Мы видим мир ее чувств, мыслей и настроений. Автор передает их в форме воспоминания, мечтаний и даже полубессознательного забытья.
    Каждая часть этой главы идет в определенном ритме, чтобы передать разные настроения видений замерзающей вдовы. Воспоминания о светлом и радостном труде, тихой семейной жизни с детьми и любимым мужем впечатляют читателя. Особенно остро это воспринимается на фоне свершившейся трагедии — смерти главы семейства и происходящей прямо на наших глазах гибели героини.
    Сначала кажется, что поэма связана с известной сказкой «Морозко», однако это не так. Чтобы не упрощать образ Дарьи, Некрасов избегает подобных совпадений. Словно скульптура, стынет она в лесу. Все вокруг стало вдруг сказочным, Дарья сливается с миром природы.
    Это произведение наполнено глубоким смыслом, образы в нем сочные и колоритные. Некрасов остался верен себе и воспел красоту и духовную чистоту русского народа и русской земли.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *