Сочинение на тему москва фамусова

8 вариантов

  1. Очень важную роль в жизни этого круга играют женщины. Они влияют на мужей и часто держат их под каблуком. Бывшему сослуживцу Чацкого Горичу жена слова не даёт сказать, он без её контроля сделать ничего не может. С помощью влиятельных женщин можно добиться многого. Мллчалин в разговоре с Чацким упоминает некую Татьяну Юрьевну и настоятельно советует посетить её, чтобы добившись её благосклонности, повысить свои шансы на успех. А Фамусов в конце пьесы сокрушается о том “что станет говорить княгиня Марья Алексевна!”
    Это общество монолитно, оно не любит чужаков, особенно образованных и с ним не согласных. Едва Чацкий приезжает и произносит несколько крамольных высказываний, как его объявляют сумасшедшим, и он вынужден бежать.
    Долго ли будет продолжаться такая идиллия? Грибоедов прямого ответа не даёт. Но уже в среде этих аристократов появляются Чацкий и двоюродный брат Скалозуба, который “службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать.” Эти люди помалу расшатывают устои, но до настоящих изменений ещё очень, очень далеко.

    Фамусовская Москва в комедии Грибоедова Горе от ума

    А.С. Грибоедов – известный общественный деятель, поэт, критик и публицист. Писательский труд был частью его жизни. Но настоящую известность ему принесла пьеса «Горе от ума», ставшая, по мнению критиков, «бессмертной». Комедия впервые публикуется в 1824 году. И идеально отражает черты общества того времени. Не теряет своей уникальности и по сей день.
    Стоит отметить, что время написания произведения было переломным для страны. А для столицы особенно. Совсем недавно закончилась Отечественная война 1812 года. Менялось мировоззрение людей, крепло самосознание. Стали появляться прогрессивно мыслящие молодые люди. Зародилось движение декабристов, мысли и идеи которых активно просачивались в общество. А «старая гвардия» держала оборону, всеми силами стараясь не сдавать своих консервативных позиций. Отказ от устаревших взглядов в столичном обществе стал бы крахом всей системы, на которой базировались успех и благополучие этих людей. В комедии А.С. Грибоедова с такими представителями «века минувшего» сталкивается главный герой – Александр Андреевич Чацкий.

  2. Что нового покажет мне Москва?
    Вчера был бал, а завтра будет два.
    Тот сватался — успел, а тот дал промах.
    Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах.
    А. С. Грибоедов
    В памяти нескольких поколений А. С. Грибоедов остался автором одного произведения. Столь необычная, редкая, хотя и повторяющаяся время от времени писательская судьба, всегда связана с выдающимся, из ряда вон выходящим успехом “единственного” произведения. Этим единственным произведением писателя является комедия “Горе от ума”.
    Известно, что пьеса стала самым репертуарным спектаклем русского театра. И не смолкавшие на протяжении всей второй половины XIX века споры о том, в каких костюмах — современных или исторических — следует играть грибоедовских героев, доказывает актуальность пьесы. На протяжении XIX века сатирическое содержание “Горя от ума” не теряло своей злободневности, а герои Грибоедова впоследствии свободно перешагнули порог фамусовского особняка и продолжали жить по новым законам, старея с годами (как стареют живые люди) и возрождаясь в новых поколениях, в потомках Фамусовых, Скалозубов, Молчалиных и прочих представителей фамусовского общества. Чем же объясняется такое долгожительство комедии?
    Ответ на этот вопрос прост. Грибоедову удалось показать нам не только всю тогдашнюю Москву, но и всю российскую действительность такой, какой она была после Отечественной войны 1812 года, наметив черты, определяющие будущее, дальнейшие судьбы Чацкого и его “антиподов”.
    “Антиподы” Чацкого — это гости Фамусова, “тузы”, как они гордо себя зовут, “цвет” Москвы. Может быть, это уважаемые государственные мужи, которые только о том и думают, как бы принести побольше пользы своему Отечеству? Ничуть не бывало. Они славятся не своими заслугами на служебном поприще, не отличным выполнением гражданского долга, не орденами и ранами, полученными на полях сражений. Одной из самых уважаемых представительниц фамусовского общества является Татьяна Юрьевна,
    потому что она
    Балы дает нельзя богаче,
    От рождества и до поста,
    И летом праздники на даче.
    Рисуя себе идеал человека, у которого следует учиться жить,
    Фамусов говорит:
    Он не то на серебре,
    На золоте едал, сто человек к услугам;
    Весь в орденах; езжал-то вечно цугом.
    Богатство — это главный критерий, по которому они с распростертыми
    объятиями примут в свое общество:
    Будь плохонький, но если наберется
    Душ тысяч две родовых,
    Тот и жених.
    Протекционизм тоже играет не последнюю роль в жизни этих людей. Связи помогают им вершить дела, делать карьеру. Здесь выругают только “родного человечка”, а в гости ездят к Татьяне Юрьевне потому, что
    Чиновные и должностные
    все ей друзья и все родные.
    Есть еще и другой способ сделать карьеру. Фамусов рассказывает с восторгом о Максиме Максимовиче, вельможе, который добился места при дворе, не проявив никаких талантов в работе, но угождая императрице (“отважно жертвовал затылком”). Полковник Скалозуб тоже получил орден и ждет производства в генералы, не свершив никаких подвигов на поле битвы, а потому, что
    Вакансии как раз открыты;
    То старших выключат иных,
    Другие, смотришь, перебиты.
    Понятно, что работа совершенно не занимает московских дворян. Тогда, может быть, они интересно проводят свой досуг? Зайдем в дом Фамусова или любой другой дом богатого вельможи. Здесь всегда много гостей. Но чем они занимаются? Ужин, игра в карты, разговоры о деньгах и нарядах, сплетни. Видимо, очень неинтересная и скучная у них жизнь, если они с таким удовольствием ухватились за выдумку Софьи о сумасшествии Чацкого! Слух мгновенно разнесся по всем комнатам, сплетню подхватили и разносят люди, которые даже не видели Чацкого.
    Гости Фамусова не читают книг и газет, не ходят в театры, не спорят в своем кругу на злободневные темы. Для них новые идеи и явления жизни не только неприемлемы, но и непонятны. Особенно враждебно эти люди относятся к просвещению:
    Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
    Что нынче, пуще, чем когда,
    Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
    Книги Фамусов считает главной причиной всех неприятностей, поэтому призывает уничтожить всю эту “заразу”. “…Уж коли зло пресечь: Забрать все книги бы, да сжечь”. Московские дворяне кичатся своим патриотизмом, своей любовью к родному городу, родной стране. На первый взгляд, они критически относятся ко всему иностранному:
    А все Кузнецкий мост и вечные французы,
    Откуда моды к нам и авторы, и музы:
    Губители карманов и сердец! —
    говорит Фамусов. Но это только слова. На деле наш противник всего иностранного нанимает для дочери гувернантку-француженку, на балу в его доме мы замечаем “тоску и оханье, и стон” по Франции. Фамусов восторженно рассказывает Скалозубу об “особом отпечатке на всех московских”. Да, этот отпечаток есть. Но он, по-моему, с французским оттенком. Потому что девицы из окружения Фамусова поют французские романсы, читают французские книги, коверкают русские имена на иностранный лад (Мария — Мими, Катерина — Катишь). В их домах всегда
    Дверь отперта для званых и незваных,
    Особенно для иностранных.
    Зато русских людей ниже себя званием и богатством они презирают:
    Ах! матушка, не довершай удара!
    Кто беден, тот тебе не пара.
    Таковы нравы фамусовской Москвы. И мы видим резко отрицательное отношение Грибоедова к людям, постоянно собирающимся у Фамусова. Многие из них — Скалозуб, Тугоуховская, Молчалин, Хлестова — хотя и носят в духе старой комической трагедии нарочито подобранные фамилии, вовсе не карикатуры. Они отвратительны и смешны не потому, что их сделал такими автору, а потому что они таковы в самой действительности.

  3. Фамусовская
    Москва в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

    Что за люди, mon cher! Сок умной молодежи!
    А. С. Грибоедов
    Редко, но все
    же случается в искусстве, что создатель одного «шедевра» становится классиком.
    Именно так произошло с Александром Сергеевичем Грибоедовым. Его единственная
    комедия «Горе от ума» стала национальным достоянием России. Фразы из
    произведения вошли в нашу повседневную жизнь в виде пословиц и поговорок; мы
    даже не задумываемся, кем они пущены в свет, говорим: «Вот то-то невзначай, за
    вами примечай» или: «Друг. Нельзя ли для прогулок // Подальше выбрать
    закоулок?» И таких крылатых выражений в комедии множество. А. С. Грибоедов
    создавал «комедию нравов» в начале XIX века, но она не потеряла своего значения
    и в наши дни. Почему же?
    Автор изобразил
    человеческие пороки, а они, к сожалению, не скоро проходят, а порой даже
    культивируются отдельными людьми как достоинства. Обратимся к изображению
    «фамусовского общества» в комедии «Горе от ума». Фамусов с восторгом
    рассказывает Чацкому поучительную историю о том, как следует делать карьеру:
    Вот то-то, все
    вы гордецы!
    Спросили бы,
    как делали отцы?
    Учились бы, на
    старших глядя:
    Мы, например,
    или покойник дядя…
    А дядя! что
    твой князь? что граф?
    Сурьезный
    взгляд, надменный нрав.
    Когда же надо
    подслужиться,
    И он сгибался
    вперегиб:
    На кэртаге ему
    случилось обступиться;
    Упал, да так,
    что чуть затылка не пришиб..
    Упал он больно,
    встал здорово.
    Рассмешив
    монаршую особу, Максим Петрович теперь на за-висть всем занял место у
    «кормушки»: В чины выводит кто и пенсии дает? Максим Петрович! Еще один
    «достойный подражания человек» — Скалозуб. Все отличались на поле брани в 1812
    году, он же — В тринадцатом году мы отличились с братом В тридцатом егерском, а
    после в сорок пятом. Сергею Сергеичу невдомек, что он двигается по служебной
    лестнице благодаря погибающим товарищам. Скалозубу это неинтересно, он не
    задумывается о причинах, ему важно следствие.
    Довольно
    счастлив я в товарищах моих,
    Вакансии как
    раз открыты;
    То старших
    выключат иных,
    Другие,
    смотришь, перебиты.
    А цель у него
    единственная: «Мне только бы досталось в генералы». Грибоедов от души посмеялся
    над пороками наблюдаемого им высшего общества. Здесь ценятся лишь власть и
    деньги, души человеческие никому не нужны, за них ломаного гроша не дадут, зато
    откровенно охотятся за чинами и деньгами, положением в обществе и возможностью
    поживиться из казны, а можно и друг от друга. Фамусов открыто «обхаживает»
    Скалозуба, он вполне подходящая партия для Софьи.
    И славно
    судите, дай бог здоровье вам
    И генеральский
    чин; а там
    Зачем
    откладывать бы дальше
    Речь завести об
    генеральше?
    Фамусову, главе
    дома, в котором разворачиваются события комедии, автор уделяет достаточно много
    внимания. Павел Афанасьевич высказывает свое мнение о воспитании, образовании,
    книгах. Его суждения крайне реакционны, но судит он обо всем весомо, не
    принимая возражений. Он привык на все иметь свое мнение и, конечно же, не
    преминет его высказать. Фамусов считает себя вправе всех учить, как будто знает
    истину только он. Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче, пуще,
    чем когда. Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
    Казалось бы,
    Павел Афанасьевич — заботливый отец, рачительный хозяин, достаточно лояльный
    человек, но как только ело касается его репутации и интересов, он тут же теряет
    внешнюю напускную вежливость и «открывается» истинное лицо крепостника-тирана.
    Он готов разогнать из дома всех, наказать даже невиновных, но восстановить видимость
    порядка и спокойствия.
    Ты, Филька, ты
    прямой чурбан
    Сеней не запер
    для чего?..
    В работу вас,
    на поселенье вас…
    Ты,
    быстроглазая, все от твоих проказ…
    Изволь-ка в
    избу, марш, за птицами ходить;
    Да и тебя, мой
    друг, я, дочка, не оставлю…
    В деревню, к
    тетке, в глушь, в Саратов,
    Там будешь горе
    горевать,
    За пяльцами
    сидеть, за святцами зевать.
    Павел
    Афанасьевич живет по принципу: «Грех не беда, молва нехороша». И не само
    поведение Софьи, предательство Молчалина беспокоят Фамусова, а то — …что
    станет говорить Княгиня Марья Алексевна!
    Под стать
    хозяину и все домочадцы. Софья полюбила ничтожного Молчалина, из-за его
    послушания, умения и готовности угодить. Она ценит в Алексее Степановиче то,
    что в другом обществе бы осудили.
    Молчалин за
    других себя забыть готов,
    Враг дерзости,—
    всегда застенчиво, несмело…
    Возьмет он
    руку, к сердцу жмет,
    Из глубины души
    вздохнет,
    Ни слова
    вольного.
    Рука с рукой, и
    глаз с меня не сводит.
    Это «идеал»
    московских мужей, то же самое пытается воспитать в своем муже Гориче Платоне
    Михайловиче Наталья Дмитриевна. Она все знает о нем, бесцеремонно «влезает» в
    разговор двух приятелей, не давая мужу и слова сказать. Он ее сопровождающий на
    балы, и только, ни о каком «родстве душ» и речи быть не может. А зачем? Ей вовсе
    не интересно знать, муж думает.
    Наташа —
    матушка, дремлю на балах я,
    До них
    смертельный неохотник.
    Дежурю за
    полночь, подчас
    Тебе в
    угодность, как ни грустно,
    Пускаюсь по
    команде в пляс…
    Бал вещь
    хорошая, неволя-то горька.
    И подобными
    господами полон дом Фамусова. Очень образно автор охарактеризовал это общество,
    вложив в уста одной из героинь — графини-внучки — язвительную фразу:
    …Ну Фамусов.
    Умел гостей назвать!
    Какие-то уроды
    с того света,
    И не с кем
    говорить, и не с кем танцевать.
    Эти люди
    презирают друг друга, но не от великого ума, а наоборот, от отсутствия оного.
    Они полны снобизма, мнят умными и хорошими только себя, остальных же презирают.
    Лицемерие и фальшь — типичные пороки этого общества. Все друг другу улыбаются,
    но истинной дружбы, привязанности, любви нет ни в ком.
    Пожалуй, только
    Софья, «наивная душа», полюбила ничтожного Молчалина. Она со временем научится
    распознавать людей, а лицемерить и изворачиваться умеет и сейчас. Ее одну
    только и жаль, она отдала свое сердце недостойному человеку, но она молода и у
    нее «в глазах пример отца». Она плоть от плоти этого общества, будь иначе,
    разве бы Софья смогла так жестоко наказать Чацкого. Именно она пустила слух о
    сумасшествии героя. Так этим вымыслом я вам еще обязан?
    Александр
    Андреевич Чацкий точно определил последствия общения с этими людьми:
    Безумным вы
    меня прославили всем хором.
    Вы правы: из
    огня тот выйдет невредим,
    Кто с вами день
    пробыть успеет.
    Подышит
    воздухом одним,
    И в нем
    рассудок уцелеет.
    Эта комедия
    интересна современному читателю и зрителю («Горе от ума» до сих пор не сходит
    со сцен театров), потому что поднимает «вечные вопросы», стоящие перед
    человечеством на протяжении всей его истории. А. С. Грибоедов решает их
    достаточно оригинально, все это изложено великолепным, образным, метким языком
    гения.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

  4. ФАМУСОВСКАЯ МОСКВА В русской литературе существуют разные образы Москвы. Родина, сердце России, город, который, в отличие от Петербурга, сохранил обаяние национальной жизни, традиции старины, полуусадебного быта. Такой предстает перед нами Москва в творчестве Пушкина. И совсем другой образ древней столицы возникает у пушкинского современника – Александра Сергеевича Грибоедова. Москву, изображенную в комедии “Горе от ума”, не случайно принято называть не просто барской, а фамусовской Москвой. Общество, критически показанное Грибоедовым, возглавляется в пьесе Фамусовым. Именно в монологах Фамусова возникает перед нами наиболее подробная картина московской жизни. Но в пьесе существуют две разные Москвы, два образа, противоречащих друг другу! В ответ на хвалебный монолог Фамусова свою оценку московских нравов дает Чацкий. Все противостояние двух веков, “века нынешнего” и “века минувшего”, строится на постоянных параллелях разных точек зрения на московскую жизнь. Начинаясь, по сути, с первого появления Чацкого, оно продолжается до самого конца, заканчиваясь решительным разрывом главного героя с фамусовской Москвой. Фамусов доволен своим городом. Он защищает Москву как носительницу национальных традиций, не уступающую при этом по культуре Европе. Гостеприимство, дворянская честь, независимость суждений, уважение к женщине, по-европейски воспитанные девушки и юноши, развитые не по годам, – вот те черты, за которые ценит Фамусов московскую жизнь. Чем же тогда недоволен Чацкий? Разве такой “набор” достоинств может быть осужден? Но Чацкий – носитель новых взглядов. Он по-другому видит бывшую столицу. Она для Чацкого – город, враждебный независимой личности, город тирании общественного мнения, диких крепостных нравов и преклонения перед “мундиром” и чинами. Где же правда? Почему из двух точек зрения мы должны выбрать именно точку зрения Чацкого? Пьеса Грибоедова построена таким образом, что “фамусовские” персонажи как бы сами разоблачают себя. В чем видит преимущества московской жизни Молчалин? – “и награжденья брать и весело пожить”. Чем недоволен в местных нравах Скалозуб? Любовью москвичек к гвардейцам, мундиры которых ничуть не лучше мундиров в Первой армии. Гостеприимство? Да, для всех, но в том числе и для проходимцев типа Загорецкого. Национальные традиции? Они в том, что дворянское достоинство оценивается количеством родовых душ, а не способностью посвятить свою жизнь служению России. Культура? Она в нелепом смешении двух языков – “французского с нижегородским”. Воспитанность? Это умение ни одного слова не сказать без “ужимки”. Современность? Да, и в Москве есть независимость мысли, “и об правительстве иной раз так толкуют, что если б кто подслушал их… беда!” Но при этом “чтоб новизны вводили, – никогда, спаси нас Боже!” Традиции родственных связей, патриархальность? Конечно, – “при мне служащие чужие очень редки…” А ведь перед нами новая, “после пожарная”, Москва! Казалось бы, что после бедствия 1812 года общество должно встряхнуться, должны появиться другие черты. Увы… “Дома новы, но предрассудки стары…” Москва строится заново, а нравы остаются теми же, что и были. Обеды, которые “ешь три часа…”, баре, меняющие верных слуг на “борзые три собаки”; а главное – неистребимая вражда к “свободной жизни” и презрение к своему народу

  5. Дворянское общество начала 19 века в комедии «Горе от ума»
    Фамусов как выразитель идей консервативного дворянства
    Женщины в комедии «Горе от ума»
    Молчалин и Загорецкий в фамусовском обществе
    Любовь дворян ко всему иностранному
    Вывод

    Дворянское общество начала 19 века в комедии «Горе от ума»

    А.С. Грибоедов создал комедию «Горе от ума» в 1824 году. Действие пьесы, в которой автором осуждаются нравы московского дворянства того времени, происходит в доме Павла Афанасьевича Фамусова. Этот человек – влиятельный в Москве дворянин, управляющий в казенном доме. Им и его окружением представлена фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». Пьеса открывает перед читателем город в переломное для России время. Завершилась война 1812 года, выросло самосознание русского народа, и в дворянском обществе стали появляться прогрессивно мыслящие люди. Такой человек в комедии «Горе от ума» один – Александр Андреевич Чацкий. Ему противостоит все общество консервативных дворян, которые боятся отказаться от своих устаревших взглядов и привычек. Чацкий в комедии выступает против всего московского общества.
    Какой же предстает Москва в комедии Грибоедова «Горе от ума»? Постранствовав по свету в течение трех лет, Чацкий возвращается в дом Фамусова, где воспитывался вместе с его дочерью Софьей.
    Казалось бы, что восстанавливающийся после 1812 года город должен был переменить и взгляды людей, живущих в нем. Но Чацкий обнаруживает, что «дома новы, но предрассудки стары». Фамусовское общество ничуть не изменилось, а по-прежнему проживает свой век «в пирах и в мотовстве». Ничего нового дворяне не впускают в привычный уклад своей жизни, ведь новое угрожает их сытой жизни: «…Чтоб новизны вводили – никогда, спаси нас боже!» Приверженцы Фамусова могут только для красного словца толковать о правительстве на балах. Их речи – пустая болтовня: «…Придерутся к тому, к сему, а чаще ни к чему, поспорят пошумят и… разойдутся».

    Фамусов как выразитель идей консервативного дворянства

    Фамусов один занимается воспитанием своей дочери, т.к. он вдовец. Он полагает, что является хорошим нравственным примером для своей дочери. Однако читатель видит, что этот человек, который говорит, что «монашеским известен поведеньем», заигрывает со своей служанкой Лизой. Он является одним человеком в обществе и совсем другим без посторонних глаз. Фамусов, как и вся фамусовская Москва «Горя от ума», живет по принципу: «Грех не беда, молва не хороша». Аристократы больше всего пугает мнение света. Не случайно финальной фразой этой комедии становятся слова Фамусова: «Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» В них заключена вся подлость и искусственность того, что творится в обществе дворян того времени.
    Деньги, чины, положение в обществе – вот идеалы фамусовской Москвы. Ради достижения этих целей попираются и честь, и человеческое достоинство. Для Фамусова пример его покойного дяди Максима Петровича, который на приеме у императрицы Екатерины падал на пол, чтобы ее повеселить, – образец для подражания, а не унижение. Ведь своей «смышленостью» Максим Петрович заработал себе огромное богатство и «перед всеми знал почет».

    Женщины в комедии «Горе от ума»

    Особое положение в дворянском обществе того времени занимают женщины. Но не своей хрупкостью и покорностью они заслужили особенное отношение к себе. Женщины фамусовской Москвы очень сильные, властные и влиятельные: «А дамы?.. Судьи всему, везде, над ними нет судей…” В этих словах отражена как любовь светских дам к сплетням, поэтому их все опасаются, так и вес некоторых женщин в свете.
    Именно мнения княгини Марьи Алексеевны, женщины, страшится Фамусов в финале пьесы. Молчалин рекомендует Чацкому наладить контакт с Татьяной Юрьевной, ведь она имеет много полезных связей: «Чиновные и должностные – все ей друзья и все родные…»
    Мужчины рядом с этими женщинами напоминают безмолвных марионеток. Идеалом мужа у них считается «муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей…» Такая пара встретится читателю на балу у Фамусова. Платон Михайлович Горич, которого Чацкий знал когда-то храбрым и деятельным военным, после женитьбы на Наталье Дмитриевне полностью оказался в ее власти. Его жена руководит им, отвечает за него, говорит ему, что, как и когда ему следует делать. Такой человек, как Платон Михайлович, вызывает жалость, но никак не уважение.

    Молчалин и Загорецкий в фамусовском обществе

    Для Фамусова и его окружения важно не только сложить о себе благоприятное впечатление в обществе, но и иметь вокруг себя таких людей, которые бы преклонялись перед ними и выражали им свое почтение. Эту функцию в комедии «Горе от ума» выполняют Молчалин и Загорецкий.
    Молчалина, безродного дворянина из Твери, Фамусов взял к себе в секретари и поселил в своем доме. Поэтому скромный с виду Молчалин выслуживается перед ним, ведь его отец завещал ему «угождать всем людям без изъятья», а особенно «хозяину, где доведется жить». И связь Молчалина с Софьей – ни что иное как желание угодить «такому человеку», ее отцу. На самом деле никаких чувств к Софье ее возлюбленный не испытывает.
    Стремление угодить не покидает Молчалина и на балу. Он до такой степени унижается перед высокопоставленными гостями, что даже хвалит шерстку собаки Хлёстовой. Такое поведение общество встречает более чем благосклонно: «Спасибо, мой дружок!» «Спасибо, мой родной!»
    Таков и Загорецкий. Только он не старается прикрыть свое подлое лицо под маской скромности и благородства. В обществе о нем ходят нелицеприятные слухи: «…Отъявленный мошенник, плут…» Но при этом все ему рады, ведь он «мастер услужить», а этого в пьесе «Горе от ума» грибоедовской Москве и нужно.
    Эти герои, не имеющие пока высоких чинов, обязательно их получат с помощью своей услужливости, подхалимства и хитрости.

    Любовь дворян ко всему иностранному

    В комедии «Горе от ума» Грибоедов осуждает такую черту старого дворянства, как любовь ко всему иностранному. Аристократы без уважения относятся к родному языку. Чацкий замечает, что в свете господствует нелепое смешение «французского с нижегородским». Даже французик из Бордо, который опасался ехать на русскую землю, был принят здесь как родной. Он не встретил тут «ни звука русского, ни русского лица», ведь в светском обществе модно говорить по-французски.
    В учителя своим детям дворяне нанимают иностранцев. Причем требования к ним предъявляются минимальные. Главное, чтобы «числом поболее, ценою подешевле». О качестве образования никто не заботится, просто так принято в обществе.
    Сплетни и слухи в фамусовской Москве
    Сплетня для фамусовского общества – не только повседневное времяпрепровождение. В комедии «Горе от ума» это еще и оружие против Чацкого – человека, который имеет смелость обличать пороки, которыми живет московское дворянство. Проблемы, губящие страну, консервативное дворянство не волнуют. Они думают только о том, как защитить свой комфорт. Поэтому-то слух, пущенный Софьей, о том, что Чацкий «не в своем уме» так быстро подхватывается и распространяется, обрастая при этом новыми подробностями. Сумасшедший Чацкий не представляет опасности.

    Вывод

    Итак, образ Москвы в «Горе от ума» представлен обществом дворян с устаревшими взглядами на жизнь, противящихся всему новому из-за страха потерять те блага, которые они имеют. Однако смена старых взглядов новыми исторически неизбежна, как и неизбежна их борьба в процессе становления нового общественного уклада.
    Раскрытие образа фамусовской Москвы, описание её представителей и идеалов помогут ученикам 9 классов при подготовке сочинения на тему «Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»»
    Фамусовская Москва в «Горе от ума» комедии Грибоедова – аргументы для сочинения по теме | источник

  6. Сочинение на тему : фамусовская москва

    Ответы:

    ФАМУСОВСКАЯ МОСКВА В русской литературе существуют разные образы Москвы. Родина, сердце России, город, который, в отличие от Петербурга, сохранил обаяние национальной жизни, традиции старины, полуусадебного быта. Такой предстает перед нами Москва в творчестве Пушкина. И совсем другой образ древней столицы возникает у пушкинского современника – Александра Сергеевича Грибоедова. Москву, изображенную в комедии “Горе от ума”, не случайно принято называть не просто барской, а фамусовской Москвой. Общество, критически показанное Грибоедовым, возглавляется в пьесе Фамусовым. Именно в монологах Фамусова возникает перед нами наиболее подробная картина московской жизни. Но в пьесе существуют две разные Москвы, два образа, противоречащих друг другу! В ответ на хвалебный монолог Фамусова свою оценку московских нравов дает Чацкий. Все противостояние двух веков, “века нынешнего” и “века минувшего”, строится на постоянных параллелях разных точек зрения на московскую жизнь. Начинаясь, по сути, с первого появления Чацкого, оно продолжается до самого конца, заканчиваясь решительным разрывом главного героя с фамусовской Москвой. Фамусов доволен своим городом. Он защищает Москву как носительницу национальных традиций, не уступающую при этом по культуре Европе. Гостеприимство, дворянская честь, независимость суждений, уважение к женщине, по-европейски воспитанные девушки и юноши, развитые не по годам, – вот те черты, за которые ценит Фамусов московскую жизнь. Чем же тогда недоволен Чацкий? Разве такой “набор” достоинств может быть осужден? Но Чацкий – носитель новых взглядов. Он по-другому видит бывшую столицу. Она для Чацкого – город, враждебный независимой личности, город тирании общественного мнения, диких крепостных нравов и преклонения перед “мундиром” и чинами. Где же правда? Почему из двух точек зрения мы должны выбрать именно точку зрения Чацкого? Пьеса Грибоедова построена таким образом, что “фамусовские” персонажи как бы сами разоблачают себя. В чем видит преимущества московской жизни Молчалин? – “и награжденья брать и весело пожить”. Чем недоволен в местных нравах Скалозуб? Любовью москвичек к гвардейцам, мундиры которых ничуть не лучше мундиров в Первой армии. Гостеприимство? Да, для всех, но в том числе и для проходимцев типа Загорецкого. Национальные традиции? Они в том, что дворянское достоинство оценивается количеством родовых душ, а не способностью посвятить свою жизнь служению России. Культура? Она в нелепом смешении двух языков – “французского с нижегородским”. Воспитанность? Это умение ни одного слова не сказать без “ужимки”. Современность? Да, и в Москве есть независимость мысли, “и об правительстве иной раз так толкуют, что если б кто подслушал их… беда!” Но при этом “чтоб новизны вводили, – никогда, спаси нас Боже!” Традиции родственных связей, патриархальность? Конечно, – “при мне служащие чужие очень редки…” А ведь перед нами новая, “послепожарная”, Москва! Казалось бы, что после бедствия 1812 года общество должно встряхнуться, должны появиться другие черты. Увы… “Дома новы, но предрассудки стары…” Москва строится заново, а нравы остаются теми же, что и были. Обеды, которые “ешь три часа…”, баре, меняющие верных слуг на “борзые три собаки”; а главное – неистребимая вражда к “свободной жизни” и презрение к своему народу. В армии карьеризм вытесняет стремление служить России; скалозубы получают чины, а люди типа Чацкого уходят в отставку. В государственном аппарате торжествуют молчалины, для которых свято лишь мнение своего начальника. “Гоненье на Москву. Что значит видеть свет!” – иронично отвечает Чацкому Софья. Может быть, в этих словах есть доля истины. Москва в изображении Грибоедова именно “фамусовская” Москва, город, о котором в комедии действительно не говорится ничего хорошего. Но Грибоедов и не ставил своей целью всесторонний показ бывшей столицы. Москва для Грибоедова – противник тех ценностей, которые были ему дороги. Да, есть в Москве своя поэзия, свое обаяние, но та цель, ради достижения которой писа-

  7. В русской литературе существуют разные образы Москвы. Родина, сердце России, город, который, в отличие от Петербурга, сохранил обаяние национальной жизни, традиции старины, полуусадебного быта. Такой предстает перед нами Москва в творчестве Пушкина. И совсем другой образ древней столицы возникает у пушкинского современника – Александра Сергеевича Грибоедова. Москву, изображенную в комедии “Горе от ума”, не случайно принято называть не просто барской, а фамусовской Москвой. Общество, критически показанное Грибоедовым, возглавляется в пьесе Фамусовым. Именно в монологах Фамусова возникает перед нами наиболее подробная картина московской жизни. Но в пьесе существуют две разные Москвы, два образа, противоречащих друг другу! В ответ на хвалебный монолог Фамусова свою оценку московских нравов дает Чацкий. Все противостояние двух веков, “века нынешнего” и “века минувшего”, строится на постоянных параллелях разных точек зрения на московскую жизнь. Начинаясь, по сути, с первого появления Чацкого, оно продолжается до самого конца, заканчиваясь решительным разрывом главного героя с фамусовской Москвой. Фамусов доволен своим городом. Он защищает Москву как носительницу национальных традиций, не уступающую при этом по культуре Европе. Гостеприимство, дворянская честь, независимость суждений, уважение к женщине, по-европейски воспитанные девушки и юноши, развитые не по годам, – вот те черты, за которые ценит Фамусов московскую жизнь. Чем же тогда недоволен Чацкий? Разве такой “набор” достоинств может быть осужден? Но Чацкий – носитель новых взглядов. Он по-другому видит бывшую столицу. Она для Чацкого – город, враждебный независимой личности, город тирании общественного мнения, диких крепостных нравов и преклонения перед “мундиром” и чинами. Где же правда? Почему из двух точек зрения мы должны выбрать именно точку зрения Чацкого? Пьеса Грибоедова построена таким образом, что “фамусовские” персонажи как бы сами разоблачают себя. В чем видит преимущества московской жизни Молчалин? – “и награжденья брать и весело пожить”. Чем недоволен в местных нравах Скалозуб? Любовью москвичек к гвардейцам, мундиры которых ничуть не лучше мундиров в Первой армии. Гостеприимство? Да, для всех, но в том числе и для проходимцев типа Загорецкого. Национальные традиции? Они в том, что дворянское достоинство оценивается количеством родовых душ, а не способностью посвятить свою жизнь служению России. Культура? Она в нелепом смешении двух языков – “французского с нижегородским”. Воспитанность? Это умение ни одного слова не сказать без “ужимки”. Современность? Да, и в Москве есть независимость мысли, “и об правительстве иной раз так толкуют, что если б кто подслушал их… беда!” Но при этом “чтоб новизны вводили, – никогда, спаси нас Боже!” Традиции родственных связей, патриархальность? Конечно, – “при мне служащие чужие очень редки…” А ведь перед нами новая, “послепожарная”, Москва! Казалось бы, что после бедствия 1812 года общество должно встряхнуться, должны появиться другие черты. Увы… “Дома новы, но предрассудки стары…” Москва строится заново, а нравы остаются теми же, что и были. Обеды, которые “ешь три часа…”, баре, меняющие верных слуг на “борзые три собаки”; а главное – неистребимая вражда к “свободной жизни” и презрение к своему народу. В армии карьеризм вытесняет стремление служить России; скалозубы получают чины, а люди типа Чацкого уходят в отставку. В государственном аппарате торжествуют молчалины, для которых свято лишь мнение своего начальника. “Гоненье на Москву. Что значит видеть свет!” – иронично отвечает Чацкому Софья. Может быть, в этих словах есть доля истины. Москва в изображении Грибоедова именно “фамусовская” Москва, город, о котором в комедии действительно не говорится ничего хорошего. Но Грибоедов и не ставил своей целью всесторонний показ бывшей столицы. Москва для Грибоедова – противник тех ценностей, которые были ему дороги. Да, есть в Москве своя поэзия, свое обаяние, но та цель, ради достижения которой писа-лась комедия, не требовала от автора лирики челове-ческих отношений. Свою же задачу Грибоедов выпол-нил блестяще. Фамусовская Москва остается в памя-ти читателя как оплот консервативной России, как город, чья жизнь требует решительного обновления.
    ?

  8. В русской литературе существуют разные образы Москвы. Родина, сердце России, город, который, в отличие от Петербурга, сохранил обаяние национальной жизни, традиции старины, полуусадебного быта. Такой предстает перед нами Москва в творчестве Пушкина. И совсем другой образ древней столицы возникает у пушкинского современника – Александра Сергеевича Грибоедова.Москву, изображенную в комедии “Горе от ума”, не случайно принято называть не просто барской, а фамусовской Москвой. Общество, критически показанное Грибоедовым, возглавляется в пьесе Фамусовым. Именно в монологах Фамусова возникает перед нами наиболее подробная картина московской жизни. Но в пьесе существуют две разные Москвы, два образа, противоречащих друг другу! В ответ на хвалебный монолог Фамусова свою оценку московских нравов дает Чацкий. Все противостояние двух веков, “века нынешнего” и “века минувшего”, строится на постоянных параллелях разных точек зрения на московскую жизнь. Начинаясь, по сути, с первого появления Чацкого, оно продолжается до самого конца, заканчиваясь решительным разрывом главного героя с фамусовской Москвой.Фамусов доволен своим городом. Он защищает Москву как носительницу национальных традиций, не уступающую при этом по культуре Европе. Гостеприимство, дворянская честь, независимость суждений, уважение к женщине, по-европейски воспитанные девушки и юноши, развитые не по годам, – вот те черты, за которые ценит Фамусов московскую жизнь. Чем же тогда недоволен Чацкий? Разве такой “набор” достоинств может быть осужден?Но Чацкий – носитель новых взглядов. Он по-другому видит бывшую столицу. Она для Чацкого – город, враждебный независимой личности, город тирании общественного мнения, диких крепостных нравов и преклонения перед “мундиром” и чинами. Где же правда?Почему из двух точек зрения мы должны выбрать именно точку зрения Чацкого?Пьеса Грибоедова построена таким образом, что “фамусовские” персонажи как бы сами разоблачают себя. В чем видит преимущества московской жизни Молчалин? – “и награжденья брать и весело пожить”. Чем недоволен в местных нравах Скалозуб? Любовью москвичек к гвардейцам, мундиры которых ничуть не лучше мундиров в Первой армии. Гостеприимство? Да, для всех, но в том числе и для проходимцев типа Загорецкого. Национальные традиции? Они в том, что дворянское достоинство оценивается количеством родовых душ, а не способностью посвятить свою жизнь служению России. Культура? Она в нелепом смешении двух языков – “французского с нижегородским”. Воспитанность? Это умение ни одного слова не сказать без “ужимки”. Современность?Да, и в Москве есть независимость мысли, “и об правительстве иной раз так толкуют, что если б кто подслушал их… беда!” Но при этом “чтоб новизны вводили, – никогда, спаси нас Боже!” Традиции родственных связей, патриархальность? Конечно, – “при мне служащие чужие очень редки…”А ведь перед нами новая, “послепожарная”, Москва! Казалось бы, что после бедствия 1812 года общество должно встряхнуться, должны появиться другие черты. Увы… “Дома новы, но предрассудки стары…” Москва строится заново, а нравы остаются теми же, что и были. Обеды, которые “ешь три часа…”, баре, меняющие верных слуг на “борзые три собаки”; а главное – неистребимая вражда к “свободной жизни” и презрение к своему народу. В армии карьеризм вытесняет стремление служить России; скалозубы получают чины, а люди типа Чацкого уходят в отставку. В государственном аппарате торжествуют молчалины, для которых свято лишь мнение своего начальника.”Гоненье на Москву. Что значит видеть свет!” – иронично отвечает Чацкому Софья. Может быть, в этих словах есть доля истины. Москва в изображении Грибоедова именно “фамусовская” Москва, город, о котором в комедии действительно не говорится ничего хорошего. Но Грибоедов и не ставил своей целью всесторонний показ бывшей столицы. Москва для Грибоедова – противник тех ценностей, которые были ему дороги. Да, есть в Москве своя поэзия, свое обаяние, но та цель, ради достижения которой писа-лась комедия, не требовала от автора лирики челове-ческих отношений. Свою же задачу Грибоедов выпол-нил блестяще. Фамусовская Москва остается в памя-ти читателя как оплот консервативной России, как город, чья жизнь требует решительного обновления.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *