Сочинение на тему москва глазами фамусова и чацкого

10 вариантов

  1. Очень важную роль в жизни этого круга играют женщины. Они влияют на мужей и часто держат их под каблуком. Бывшему сослуживцу Чацкого Горичу жена слова не даёт сказать, он без её контроля сделать ничего не может. С помощью влиятельных женщин можно добиться многого. Мллчалин в разговоре с Чацким упоминает некую Татьяну Юрьевну и настоятельно советует посетить её, чтобы добившись её благосклонности, повысить свои шансы на успех. А Фамусов в конце пьесы сокрушается о том “что станет говорить княгиня Марья Алексевна!”
    Это общество монолитно, оно не любит чужаков, особенно образованных и с ним не согласных. Едва Чацкий приезжает и произносит несколько крамольных высказываний, как его объявляют сумасшедшим, и он вынужден бежать.
    Долго ли будет продолжаться такая идиллия? Грибоедов прямого ответа не даёт. Но уже в среде этих аристократов появляются Чацкий и двоюродный брат Скалозуба, который “службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать.” Эти люди помалу расшатывают устои, но до настоящих изменений ещё очень, очень далеко.

    Фамусовская Москва в комедии Грибоедова Горе от ума

    А.С. Грибоедов – известный общественный деятель, поэт, критик и публицист. Писательский труд был частью его жизни. Но настоящую известность ему принесла пьеса «Горе от ума», ставшая, по мнению критиков, «бессмертной». Комедия впервые публикуется в 1824 году. И идеально отражает черты общества того времени. Не теряет своей уникальности и по сей день.
    Стоит отметить, что время написания произведения было переломным для страны. А для столицы особенно. Совсем недавно закончилась Отечественная война 1812 года. Менялось мировоззрение людей, крепло самосознание. Стали появляться прогрессивно мыслящие молодые люди. Зародилось движение декабристов, мысли и идеи которых активно просачивались в общество. А «старая гвардия» держала оборону, всеми силами стараясь не сдавать своих консервативных позиций. Отказ от устаревших взглядов в столичном обществе стал бы крахом всей системы, на которой базировались успех и благополучие этих людей. В комедии А.С. Грибоедова с такими представителями «века минувшего» сталкивается главный герой – Александр Андреевич Чацкий.

  2. В 1824 году А. С. Грибоедов закончил свою комедию «Горе от ума». Написанная в эпоху подготовки «рыцарского подвига» декабристов, пьеса рассказывала о настроениях и конфликтах того напряжённого времени. Знаки грядущих больших социальных и общественных изменений проявлялись и в резких обличениях Чацкого, и в испуганных репликах Фамусова, и в общем тоне комедии.
    В центре пьесы лежит столкновение сторонников барской Москвы с представителем «новых» людей — Александром Андреевичем Чацким. Этот герой один выступает против всего «фамусовского общества». Тем самым автор подчёркивает исключительное положение людей с прогрессивными взглядами. «В моей комедии, — писал Грибоедов, — двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека».
    Самым ярким представителем ретроградов в пьесе является Фамусов. Именно он является самым мощным и влиятельным противником Чацкого. Именно он ведет с Александром Андреевичем спор о жизни, об идеологических ценностях и приоритетах человека и всего московского общества. Можно сказать, что Фамусов и Чацкий, являясь представителями двух кардинально противоположных мировоззрений, представляют два типа патриотизма — две модели российского (в частности, московского) общества.
    Что же превыше всего ставит в жизни Павел Афанасьевич Фамусов? По-настоящему этого героя не заботит ни судьба дочери, ни служебные дела. Фамусов боится в своей жизни только одного: «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!». Таким образом, в лице Фамусова автор обличает чинопоклонство старого московского света.
    Каждый разговор Фамусова с Чацким заканчивается неминуемым «расстройством» первого. Так, во втором действии (явл. 2) герои остаются наедине, и им удаётся поговорить. Фамусов давно не видел Чацкого, поэтому он ещё не знает, каким стал когда-то знакомый ему мальчик.
    В своём разговоре герои касаются сначала вопроса о службе. Чацкий сразу же отмечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Фамусов, не понимая, что имеет в виду Александр Андреевич, пытается научить его, как надо добиваться «и мест, и повышенья в чин». Устами Фамусова говорит в этот момент вся барская Москва:
    А дядя! Что твой князь? Что граф?
    Когда же нужно послужиться,
    И он сгибался в перегиб…
    Такой и только такой способ служения, как говорит Фамусов, может принести и славу и почёт. И так было в эпоху Екатерины II. Но времена изменились. На это и указывает Чацкий, когда в ироничной и несколько злой манере парирует:
    Но между тем? кого охота заберёт,
    Хоть в раболепстве самом пылком,
    Теперь, чтобы смешить народ,
    Отважно жертвовать затылком?
    Далее Чацкий в самых метких и остроумных выражениях клеймит «век минувший». Он утверждает, что теперь новое время, что люди больше не лебезят перед покровителями («у покровителей зевать на потолок»), а добиваются всего в этой жизни только с помощью способностей и ума:
    Нет, нынче свет уж не таков.
    Вольнее всякий дышит
    И не торопится вписаться в полк шутов.
    Всё это герой говорит в таком пылу, что не замечает — Фамусов уже давно его не слушает, он заткнул себе уши. Таким образом, разговор двух персонажей представляет собой фарс. Этот приём автор использует специально для того, что бы ещё чётче обрисовать положение Чацких — их доводы не слушают, потому что противопоставить им что-то невозможно. Единственное, чем может обезопасить Фамусов старый привычный режим, так это
    Строжайше б запретил я этим господам
    На выстрел подъезжать к столицам.
    В справедливых, пылких нападках Чацкого на московское общество Фамусов видит опасность, вольность. Он считает, что причина кроется в том, что
    Вот рыскают по свету, бьют баклуши,
    Воротятся, от них порядка жди.
    Также мы слышим одно из восклицаний Фамусова: «Что говорит! И говорит, как пишет!». Оно относится к речам Чацкого и стоит в ряду таких характеристик этого героя, как «опасный человек», «да он властей не признаёт!», «карбонари». Почему же это, с точки зрения Фамусова, ужасно? Позже, в третьем явлении, Фамусов заявит, что причиной сумасшествия Чацкого является «ученье», поэтому все книги надо сжечь.
    Для века раболепства учёность, мышление, собственное мнение действительно было опасным, потому что тогда за это наказывали. Но и теперь, когда уже нет правления Екатерины, Фамусов всё ещё боится. И самое ужасное, что такие люди, как он, занимали высокие посты в обществе, являясь примером для подражания.
    Таким образом, конфликт между Чацким и его противниками во главе с Фамусовым — это, в том числе, и борьба двух идей патриотизма, двух моделей человека и общества. Одна из них консервативна, косна, отягощена всевозможными пороками и предрассудками. Вторая же прогрессивна, построена на уважении к человеку, опирается на справедливость и гуманизм. На мой взгляд, несмотря на все сложности, победа модели Чацкого неминуема, потому что за ней — будущее.

  3. Комедия Грибоедова «Горе от ума» увидела свет в 1824 году. В это время в российском обществе начинают зарождаться идеи декабристов, появляется революционная прослойка дворянства, которая вступает в конфликт со старым фамусовским обществом.
    Москва в произведении Грибоедова показана, как город, который восстанавливался после войны с Наполеоном в 1812 году.
    С тех пор дороги, тротуары,
    Дома и все на новый лад.
    Но что же стало с людьми? Как они изменились?
    Когда Чацкий возвращается в дом своего детства, он видит, что все по-старому.
    Дома новы, но предрассудки стары.
    Московское общество не приемлет изменений и новшеств, в нем господствуют идеи прошлого века. Единственное, что заботит представителей такого общества – это молва и слухи про них. Так, Фамусов говорит, что «злые языки страшнее пистолета».
    Единственный идеал для фамусовской Москвы – это господство денег и чинов. Примером был умерший дядя Фамусова, который добился благосклонности Екатерины своей услужливостью. Вообще услужливость была модной в то время. Но, как правило, услужливали только нужным людям. К примеру, Молчалин и Загорецкий, будучи безродными дворянами, благодаря своей услужливости добиваются не только уважения в обществе, но и значительного карьерного роста.
    Кроме того, фамусовская Москва ценила очень «нужные» знакомства и связи.
    Такому обществу чуждо образование. На балах и светских встречах обсуждение учебных заведений вызывает всеобщее недовольство. Чтение книг считается пустой тратой времени.
    Это общество не приемлет русскую культуру и не чтит русские традиции. Фамусовская Москва восторгается всем французским, и только в нем видит спасение. Французский язык становится разговорным языком господ. По этому поводу Чацкий очень точно подметил:
    Господствует еще смешенье языков:
    Французского с нижегородским?
    Западная культура проникает во все сферы жизни фамусовской Москвы. Так, представительницы высшего общества увлекаются французскими романами. Кличут себя мадам и мадмуазель, забыв про русское обращение «сударыня».
    Фамусовское общество очень дорожит крепостным правом. Порабощенные крестьяне были вынуждены не только тяжело трудиться на господ, но и были обязаны развлекать их. А взамен их могли легко продать или обменять даже на собак.
    В фамусовской Москве царила власть женщин. Мужья для них стали прислугой. Одним из примеров можно назвать князя Горича, который после женитьбы полностью подчинился своей супруге, хотя раньше был независимым и гордым человеком. Также, здесь очень быстро распространялись слухи, которые чаще всего были неправдивы.
    Чтобы показать всю мерзость фамусовской Москвы, Грибоедов наделяет героев комедии «говорящими» фамилиями. К примеру, Молчалина – был человеком без собственного мнения, не отличался многословием; Репетилов – постоянно повторял свои бездумные мысли; Тугоуховский – ни кого не слушал; Фамусов – известный боярин, который боялся слухов о себе. К Скалозубу, Хлестовой, Хрюмину ощущается негативное отношение самого автора.
    Один человек достоин уважения в этом прогнившем фамусовском обществе. Им был Чацкий. Он пытался показать фамусовской Москве, те проблемы, которые разрушали его любимую страну. Но его идеи остались не принятыми, общество отвергло его. Чацкого восприняли сумасшедшим.
    Подводя итог, можно сказать, что Грибоедов показал нам Москву, как город, в котором зародилась борьба прошлого и существующего, и как показывает практика, этот процесс не проходит безболезненно.

  4. XIX век… Время развития лучших традиций русской классической литературы, «золотого» ее века. Период заблуждений и открьипий, мучительного поиска идей, способных объединить общество и ускорить прогресс. В литературе это выразилось в постоянных поисках героя времени, того точного типа личности, который смог бы отразить противоречия и сложности века. Открывает своеобразную «галерею» образов русской литературы, безусловно, Чацкий. Он показан нам в своеобразном споре, столкновении с фамусовской Москвой, анализ нравов которой и составляет во многом суть комедии.
    Комедия Грибоедова «Горе от ума» известна как комедия нравов. В ней Грибоедов показал быт, традиции и обычаи московского общества. «Грех не беда, молва не хороша», — так словами служанки Лизы Грибоедов обрисовывает нравственную атмосферу высших московских кругов. Грех, глупость и даже злодеяние допустимы, если цель оправдывает средства. Не случайно идеалом Фамусова служит Максим Петрович, который «сгибался вперегиб» и «жертвовал затыл-
    ком», но потом слышал при дворе «ласковое слово» и «перед всеми знал почёт». Грибоедов показывает нам, что большего добивались не самые умные, не самые честные, а те, кто успевал «подслужиться». Фамусов и всё общество следуют примеру Максима Петровича, так как они тоже хотят чинов и доходов.
    Служение «лицам» выражалось в том, что чиновники, даже высшие, не относились к службе как к реальному делу, к миссии. Не случайна реплика Фамусова: «Подписано, так с плеч долой!» В комедии показано безнравственное отношение помещиков к крестьянам: за малейшую провинность крепостных отправляли «в работы», «на поселения».
    Одним из ключевых слов комедии является слово «чин». Закономерно, что Фамусов и Скалозуб, обсуждая двоюродного брата последнего, пребывают в крайнем изумлении: «Чин следовал ему, он службу вдруг оставил…» Московские дворяне даже женихов для дочерей выбирали по количеству крепостных: «Пусть будет плохонький, да если наберёт душ тысячки две родовых, тот и жених».
    Целая галерея образов предстает перед нами: надменные Хрюмины, сплетники Тугоуховские, картежник и плут Загорецкий. Почему Загорецкого с его репутацией вора принимают в московских салонах? Он всем нужен потому, что может оказать услугу, достать билет в театр, сделать приятное. Безнравственность общества в том и заключается, что ему ближе плут Загорецкий, нежели честный и открытый Чацкий.
    Типичным представителем московского общества показан Фамусов, который богат, но ему всё мало. Он хочет выдать свою дочь Софью за полковника Скалозуба, который «метит в генералы». Скалозуб — человек ограниченный, грубый, но, по общему мнению, «золотой мешок». Цель его службы в армии сводится к получению чинов, орденов любыми средствами. Скалозуб — олицетворение невежества, он «слова умного не выговорил сроду». Он, так же как и Фамусов, презирает просвещение, так как, просвещение ведёт к вольнодумству: «Ученье — вот чума, учёность — вот причина». Ненависть света ко всему передовому заключалась в том, что его представители опасались потерять свои привилегии. И окончательное слово Фамусова о просвещении таково: «Собрать все книги бы, да сжечь».
    Фамусову и московскому обществу чужды национальная культура, любовь ко всему русскому. Именитые «московские тузы» оказывают почётный приём ничтожному «французику из Бордо», который «приехал и нашёл, что ласкам нет конца, ни звука русского, ни русского лица не встретил».
    Основное времяпрепровождение общества фамусовской Москвы составляют балы: «сегодня бал, а завтра будет два». Фамусов проводит все дни в праздности, в развлечениях, в пустых разговорах. Татьяна Юрьевна даёт балы от рождества до поста. Фамусовское общество не может обойтись без сплетен и сплетников, таких как Хлёстова, которая знает, кто богат, кто беден, у кого сколько душ. Как мы уже сказали, находит своё место в московских гостиных «мошенник и плут Антон Антоныч Загорецкий», потому что он «мастер услужить»; принят Репетилов с его показным свободомыслием. Этому обществу не обойтись и без Молчалина, который также мечтает «выйти в люди», поэтому «там Моську вовремя погладит, тут впору карточку вотрёт». Он уважает людей не за их ум, а за то, что они богаты, имеют высокие чины, дают роскошные балы, и Молчалин также хочет разбогатеть и добиться влияния. Он предлагает Чацкому служить в Москве: «и награжденья брать и весело пожить».
    Чацкий принадлежит московскому обществу по своему происхождению, но образ его мыслей и поведение находятся в противоречии с окружающей средой. Его детство прошло в Москве. В доме Фамусова он учился вместе с Софьей, любил её. Чацкий небогат, имение у него небольшое, управляет им, по мнению Фамусова, «оплошно», служил в армии. Последние три года Чацкий провел за границей. Грибоедов не говорит нам впрямую о цели поездки своего героя, но искушенный читатель понимает, что Чацким двигало желание «ума набраться».
    Вернувшись из-за границы, Чацкий попадает в дом Фамусова, не сумев понять, что здесь все по-старому и законы екатерининского времени — «века минувшего» — себя еще не изжили. Чацкий требует служить «делу, а не лицам», и на предложение Фамусова послужить заявляет: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Ему ненавистны низкопоклонство и карьеризм. Чацкий обличает крепостное право, которое, по его мнению, — источник всех зол. Его приводит в ярость помещик-крепостник, «знатный негодяй», который своих слуг «распродаёт поодиночке». Благородный протест Чацкого не находит отклика. Его искренняя любовь к Софье остаётся безответной.
    Московское общество изгоняет его, объявив сумасшедшим, и Чацкий бежит из Москвы…
    В лице Чацкого показано столкновение нравов, взглядов «века нынешнего» и «века минувшего». Показывая нам Чацкого, автор даёт понять, что в России есть такие люди, которых не волнуют чины и богатство, а интересуют просвещение и «дело».
    Таким образом, в каждом из героев и внесценических персонажей Грибоедов сумел найти определённый тип московского общества. Нам представлена вечная проблема противоборства добра и зла, старого и нового, «нынешнего» и «минувшего». Смех Грибоедова можно назвать «смехом сквозь слезы»: смеясь над обществом, автор скорбит о России.

  5. Сей риторический вопрос, озвученный главным героем комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Александром Андреевичем Чацким, давно уже покинул пределы литературного произведения и по нынешний день существует самостоятельно. Этим вопросом задается каждый без исключения, ибо сущность человеческого бытия заключена в единстве и борьбе противоположных взглядов и мнений. Еще великий Аристотель говорил: «Человек — существо социальное».
    И оценивается человек по делам его не каким-либо Вселенским Разумом, а другими людьми, имеющими свои добродетели и пороки. Гений Грибоедова состоит в том, что его комедия максимально приближена к реальной человеческой жизни. Автор не просто своим велением противопоставляет «двадцать пять глупцов одному умному человеку», но и дает уникальную возможность взглянуть на Чацкого глазами других героев комедии.
    Первой свое отношение к главному герою высказывает служанка Лиза в беседе с Софьей Павловной о «делах сердечных» и свадебных перспективах последней. Ее оценка явно женская: Лиза говорит о тех качествах Чацкого, которые первыми замечают в нем именно женщины:
    Кто так чувствителен, и весел, и остер,
    Как Александр Андреич Чацкий!..
    При этом именно Лиза выступает в роли первой союзницы Чацкого, оправдывая его отъезд из Москвы серостью и тоскливостью здешней затхлой барской жизни:
    Где носится ? в каких краях?
    Лечился, говорят, на кислых он водах,
    Не от болезни, чай, от скуки…
    Софья сразу настроена к озвученным Лизой достоинствам Чацкого более скептично:
    …Он славно
    Пересмеять умеет всех;
    Болтает, шутит, мне забавно;
    Делить со всяким можно смех.
    Она на протяжении всего действия комедии намеренно Дистанцируется от главного героя, созерцая его сквозь призму живой и беспристрастной иронии, в которой все достоинства Чацкого, дарованные ему Грибоедовым, искажаются, принимая причудливые и комичные формы. В первой беседе двух героев Софья своими словно невзначай оброненными фразами будто бы намеренно провоцирует Чацкого изливать желчь на Москву и ее обитателей:
    Гоненъе на Москву.
    Что значит видеть свет!..
    Вот вас бы с тетушкою свестъ,
    Чтоб всех знакомых перечесть.
    Софья не оставляет никаких недомолвок между ней и Чацким; она пряма и искренна, решительно высказывает все упреки:
    Веселость ваша не скромна,
    У вас тотчас уж острота готова…
    …грозный взгляд и резкий тон,
    И этих в вас особенностей бездна;
    А над собой гроза куда не бесполезна.
    Именно Софья, сразу же определив главного героя как «Не человек, змея!», дает и старт стремительной развязки:
    Он не в своем уме…
    Павел Афанасьевич Фамусов принимает возвратившегося из путешествия Чацкого с видимым радушием. Будучи озадаченным вопросом замужества своей взрослой дочери и терзаемый размышлениями «Который же из двух?», помещая на разные чаши весов Молчалина и Чацкого, Фамусов пытается оценить главного героя на предмет практичности. Впрочем, как и в случае с Софьей, позиция в отношении Чацкого формируется в первом же их масштабном диалоге, где Фамусов на свои предложения «…имением не управлять оплошно, а главное, пойти-ка послужить» получает порцию радикальной критики устоев общества в сравнении «века нынешнего и века минувшего». Подобный поворот в беседе
    Ах! Боже мой! он карбонарий!..
    Опасный человек!..
    Что говорит! и говорит, как пишет!..
    Он вольность хочет проповедать!..
    Да он властей не признает!..
    Раздосадованный неумением Чацкого держать язык за зубами в присутствии «солидного, известного человека» Сергея Сергеевича Скалозуба, который «знаков тьму отличья нахватал», Фамусов укрепляется в своем мнении окончательно и бесповоротно. На некоторое время покидая сцену, он возвращается в самый разгар жаркого обсуждения сумасшествия главного героя, внося свою посильную лепту в укреплении и раздувании нелепого слуха:
    Я первый, я открыл!
    Давно дивлюсь я, как никто его не свяжет!..
    По матери пошел, по Анне Алексевне;
    Покойница сума сходила восемь раз.
    Отношение к Чацкому второстепенных персонажей целиком и полностью основывается на озвученном кем-либо мнении, обнажая неспособность к самостоятельному анализу и оценке. Скалозуб, которому Фамусов отрекомендовал Чацкого как «делового, малого с головой, славно пишущего и переводящего», остается при этом мнении даже после монолога главного героя «А судьи кто?!», где речь идет об алчной страсти к чинам и мундирам. Тугоуховские обмеряют Чацкого шкалой знатности и состоятельности, опираясь на слова Натальи Дмитриевны Горич.
    Репетилов занимается пред Чацким самобичеванием, самоуничижением, выражает ему всю преданность, уважение, едва ли представляя даже, кто есть главный герой на самом деле. Каждый из участников комедии кривит зеркало, в котором отражен Чацкий, на свое собственное усмотрение.
    «Не суди да несудим будешь» — гласит древняя народная мудрость. Истинность ее неоспорима, и именно она стоит гербовой печатью на всей комедии «Горе от ума». Будучибеспощадным судьей нравов и обычаев московского общества, Чацкий сам попадает под суд, в котором у него нет адвоката, зато есть множество самых разных обвинителей. Задавая свой риторический вопрос, главный герой не получает на него однозначного ответа, ибо риторический вопрос такового ответа не имеет, по определению.

    Похожие сочинения

    История создания и анализ комедии “Горе от ума” Грибоедова А.С.

  6. В 1824 году А.С. Грибоедов закончил свою комедию «Горе от ума». Написанная в эпоху подготовки «рыцарского подвига» декабристов, пьеса рассказывала о настроениях и конфликтах того напряжённого времени. Знаки грядущих больших социальных и общественных изменений проявлялись и в резких обличениях Чацкого, и в испуганных репликах Фамусова, и в общем тоне комедии.
    В центре пьесы лежит столкновение сторонников барской Москвы с представителем «новых» людей – Александром Андреевичем Чацким. Этот герой один выступает против всего «фамусовского общества». Тем самым автор подчёркивает исключительное положение людей с прогрессивными взглядами. «В моей комедии,- писал Грибоедов,- двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека».
    Самым ярким представителем ретроградов в пьесе является Фамусов. Именно он является самым мощным и влиятельным противником Чацкого. Именно он ведет с Александром Андреевичем спор о жизни, об идеологических ценностях и приоритетах человека и всего московского общества. Можно сказать, что Фамусов и Чацкий, являясь представителями двух кардинально противоположных мировоззрений, представляют два типа патриотизма – две модели российского (в частности, московского) общества.
    Что же превыше всего ставит в жизни Павел Афанасьевич Фамусов? По-настоящему этого героя не заботит ни судьба дочери, ни служебные дела. Фамусов боится в своей жизни только одного: «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!». Таким образом, в лице Фамусова автор обличает чинопоклонство старого московского света.
    Каждый разговор Фамусова с Чацким заканчивается неминуемым «расстройством» первого. Так, во втором действии (явл. 2) герои остаются наедине, и им удаётся поговорить. Фамусов давно не видел Чацкого, поэтому он ещё не знает, каким стал когда-то знакомый ему мальчик.
    В своём разговоре герои касаются сначала вопроса о службе. Чацкий сразу же отмечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Фамусов, не понимая, что имеет в виду Александр Андреевич, пытается научить его, как надо добиваться «и мест, и повышенья в чин». Устами Фамусова говорит в этот момент вся барская Москва:
    А дядя! Что твой князь? Что граф?
    Когда же нужно послужиться,
    И он сгибался в перегиб…
    Такой и только такой способ служения, как говорит Фамусов, может принести и славу и почёт. И так было в эпоху Екатерины II. Но времена изменились. На это и указывает Чацкий, когда в ироничной и несколько злой манере парирует:
    Но между тем? кого охота заберёт,
    Хоть в раболепстве самом пылком,
    Теперь, чтобы смешить народ,
    Отважно жертвовать затылком?
    Далее Чацкий в самых метких и остроумных выражениях клеймит «век минувший». Он утверждает, что теперь новое время, что люди больше не лебезят перед покровителями («у покровителей зевать на потолок»), а добиваются всего в этой жизни только с помощью способностей и ума:
    Нет, нынче свет уж не таков.
    Вольнее всякий дышит
    И не торопится вписаться в полк шутов.
    Всё это герой говорит в таком пылу, что не замечает – Фамусов уже давно его не слушает, он заткнул себе уши. Таким образом, разговор двух персонажей представляет собой фарс. Этот приём автор использует специально для того, что бы ещё чётче обрисовать положение Чацких – их доводы не слушают, потому что противопоставить им что-то невозможно. Единственное, чем может обезопасить Фамусов старый привычный режим, так это
    Строжайше б запретил я этим господам
    На выстрел подъезжать к столицам.
    В справедливых, пылких нападках Чацкого на московское общество Фамусов видит опасность, вольность. Он считает, что причина кроется в том, что
    Вот рыскают по свету, бьют баклуши,
    Воротятся, от них порядка жди.
    Также мы слышим одно из восклицаний Фамусова: «Что говорит! И говорит, как пишет!». Оно относится к речам Чацкого и стоит в ряду таких характеристик этого героя, как «опасный человек», «да он властей не признаёт!», «карбонари». Почему же это, с точки зрения Фамусова, ужасно? Позже, в третьем явлении, Фамусов заявит, что причиной сумасшествия Чацкого является «ученье», поэтому все книги надо сжечь.
    Для века раболепства учёность, мышление, собственное мнение действительно было опасным, потому что тогда за это наказывали. Но и теперь, когда уже нет правления Екатерины, Фамусов всё ещё боится. И самое ужасное, что такие люди, как он, занимали высокие посты в обществе, являясь примером для подражания.
    Таким образом, конфликт между Чацким и его противниками во главе с Фамусовым – это, в том числе, и борьба двух идей патриотизма, двух моделей человека и общества. Одна из них консервативна, косна, отягощена всевозможными пороками и предрассудками. Вторая же прогрессивна, построена на уважении к человеку, опирается на справедливость и гуманизм. На мой взгляд, несмотря на все сложности, победа модели Чацкого неминуема, потому что за ней – будущее.
    Беру!

  7. В русской литературе существуют разные образы Москвы. Родина, сердце России, город, который, в отличие от Петербурга, сохранил обаяние национальной жизни, традиции старины, полуусадебного быта. Такой предстает перед нами Москва в творчестве Пушкина. И совсем другой образ древней столицы возникает у пушкинского современника – Александра Сергеевича Грибоедова.Москву, изображенную в комедии “Горе от ума”, не случайно принято называть не просто барской, а фамусовской Москвой. Общество, критически показанное Грибоедовым, возглавляется в пьесе Фамусовым. Именно в монологах Фамусова возникает перед нами наиболее подробная картина московской жизни. Но в пьесе существуют две разные Москвы, два образа, противоречащих друг другу! В ответ на хвалебный монолог Фамусова свою оценку московских нравов дает Чацкий. Все противостояние двух веков, “века нынешнего” и “века минувшего”, строится на постоянных параллелях разных точек зрения на московскую жизнь. Начинаясь, по сути, с первого появления Чацкого, оно продолжается до самого конца, заканчиваясь решительным разрывом главного героя с фамусовской Москвой.Фамусов доволен своим городом. Он защищает Москву как носительницу национальных традиций, не уступающую при этом по культуре Европе. Гостеприимство, дворянская честь, независимость суждений, уважение к женщине, по-европейски воспитанные девушки и юноши, развитые не по годам, – вот те черты, за которые ценит Фамусов московскую жизнь. Чем же тогда недоволен Чацкий? Разве такой “набор” достоинств может быть осужден?Но Чацкий – носитель новых взглядов. Он по-другому видит бывшую столицу. Она для Чацкого – город, враждебный независимой личности, город тирании общественного мнения, диких крепостных нравов и преклонения перед “мундиром” и чинами. Где же правда?Почему из двух точек зрения мы должны выбрать именно точку зрения Чацкого?Пьеса Грибоедова построена таким образом, что “фамусовские” персонажи как бы сами разоблачают себя. В чем видит преимущества московской жизни Молчалин? – “и награжденья брать и весело пожить”. Чем недоволен в местных нравах Скалозуб? Любовью москвичек к гвардейцам, мундиры которых ничуть не лучше мундиров в Первой армии. Гостеприимство? Да, для всех, но в том числе и для проходимцев типа Загорецкого. Национальные традиции? Они в том, что дворянское достоинство оценивается количеством родовых душ, а не способностью посвятить свою жизнь служению России. Культура? Она в нелепом смешении двух языков – “французского с нижегородским”. Воспитанность? Это умение ни одного слова не сказать без “ужимки”. Современность?Да, и в Москве есть независимость мысли, “и об правительстве иной раз так толкуют, что если б кто подслушал их… беда!” Но при этом “чтоб новизны вводили, – никогда, спаси нас Боже!” Традиции родственных связей, патриархальность? Конечно, – “при мне служащие чужие очень редки…”А ведь перед нами новая, “послепожарная”, Москва! Казалось бы, что после бедствия 1812 года общество должно встряхнуться, должны появиться другие черты. Увы… “Дома новы, но предрассудки стары…” Москва строится заново, а нравы остаются теми же, что и были. Обеды, которые “ешь три часа…”, баре, меняющие верных слуг на “борзые три собаки”; а главное – неистребимая вражда к “свободной жизни” и презрение к своему народу. В армии карьеризм вытесняет стремление служить России; скалозубы получают чины, а люди типа Чацкого уходят в отставку. В государственном аппарате торжествуют молчалины, для которых свято лишь мнение своего начальника.”Гоненье на Москву. Что значит видеть свет!” – иронично отвечает Чацкому Софья. Может быть, в этих словах есть доля истины. Москва в изображении Грибоедова именно “фамусовская” Москва, город, о котором в комедии действительно не говорится ничего хорошего. Но Грибоедов и не ставил своей целью всесторонний показ бывшей столицы. Москва для Грибоедова – противник тех ценностей, которые были ему дороги. Да, есть в Москве своя поэзия, свое обаяние, но та цель, ради достижения которой писа-лась комедия, не требовала от автора лирики челове-ческих отношений. Свою же задачу Грибоедов выпол-нил блестяще. Фамусовская Москва остается в памя-ти читателя как оплот консервативной России, как город, чья жизнь требует решительного обновления.

  8. Комедия «Горе от ума» была закончена А.С. Грибоедовым в 1824 году. Написана комедия в стиле классицизма. За один день в доме московского туза Фамусова происходит масса событий: неожиданный приезд Чацкого, бал, объяснение в любви, измена. Действие комедии происходит в переломное для России время. После войны 1812 года растёт национальное самосознание русского народа. На общество влияют идеи декабристов. Старое московское дворянство враждебно относится к новым веяниям и идеям. Это то фамусовское общество, которому и посвящена моя работа.
    Представителем нового, прогрессивного дворянства является Александр Андреевич Чацкий. Чацкому противостоят не отдельные личности, а вся фамусовская Москва. Так что же это такое фамусовское общество, фамусовская Москва?
    Москва первой четверти ХIХ века – это город, строящийся после войны и пожаров.
    С тех пор дороги, тротуары,
    Дома и все на новый лад.
    Но при этом Чацкий спрашивает:
    Что нового покажет мне Москва?
    Вчера был бал, а завтра будет два.
    А.А. Чацкий вернулся в дом Фамусова, где провёл своё детство, после трёхлетнего отсутствия. Он путешествовал, «искал ума». И что же видит? Дворянское общество, друзья Фамусова (фамусовская Москва) не изменились.
    Дома новы, но предрассудки стары.
    Фамусовское общество консервативно, не терпит ничего нового.
    Ведь столбовые все, в ус никого не дуют;
    И об правительстве иной раз так толкуют,
    Что если б кто подслушал их… беда!
    Не то, чтоб новизны вводили, – никогда,
    Спаси нас Боже!
    Фамусовское общество – это тесное общество консервативных московских дворян, таки как Скалозуб, Горичи, Тугоуховские , Хрюмины, Загорецкий, Репетилов, Хлёстова и сам московский Туз –П.А. Фамусов.
    Павел Афанасьевич – вдовец. Он уверен, что является для всех положительным примером.
    Не надобно иного образца,
    Когда в глазах пример отца.
    …………………………………
    Монашеским известен поведеньем!..
    Но он заигрывает с служанкой Лизой , у него связь с вдовой-докторшей.
    Я должен у вдовы, у докторши, крестить.
    Она не родила, но по расчету
    По моему: должна родить…
    Что же беспокоит Фамусова и его окружение? Отсутствие морали? Нет. Служанка Лиза очень точно формулирует ответ:
    Грех не беда, молва не хороша.
    Да и самого Фамусова беспокоит, «что станет говорить / Княгиня Марья Алексевна!» Ведь «злые языки страшнее пистолета».
    Что же является главным в жизни для представителей фамусовской Москвы? Богатство и карьера. Для достижения этих целей все пути хороши. Примером служит «покойник дядя» Максим Петрович. Чтобы заслужить улыбку и благоволение государыни Екатерины, он три раза падал на пол, «да так, что чуть затылка не пришиб». Но зато именно он был чаще других играть в вист, слышал при дворе приветливое слово, он выводил в чины. давал пенсии. В результате
    он не то на серебре,
    На золоте едал; сто человек к услугам;
    Весь в орденах; езжал-то вечно цугом;
    В обществе приветствуется тот, кто мастер услужить, сказать комплимент. нарочно проиграть в карты. И Молчалин, секретарь Фамусова, безродный дворянин, взятый из Твери, овладел этим мастерством в совершенстве.
    Я вашу партию составил: мосье Кок,
    Фома Фомич и я.
    ………………………………..
    Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более наперстка!
    Я гладил все его; как шелковая шерстка!
    За это Молчалина нежно благодарят и привечают в обществе.
    Спасибо, мой дружок.
    ………………………….
    Спасибо, мой родной.
    А Антон Антоныч Загорецкий ?
    человек он светский,
    Отъявленный мошенник, плут:
    Антон Антоныч Загорецкий.
    При нем остерегись: переносить * горазд,
    И в карты не садись: продаст.
    Так отзывается о нём Платон Михайлович. Но ведь он мастер услужить, достанет и билеты на спектакль и арапку для Хлёстовой, поэтому и принят в обществе Фамусовых. Этакой услужливостью Молчалин и Загорецкий добиваются не только любви и признания в обществе, но и продвижения по карьерной лестницею
    В фамусовском обществе ценятся связи. Сам Фамусов придерживается принципа:
    Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
    Ну как не порадеть родному человечку!..
    Молчалин находит покровительство у Фамусова и Татьяны Юрьевны, у которой «…Чиновные и должностные-/ Все ей друзья и все родные».
    Характерна для консервативного дворянства и необразованность. Обсуждение лицеев, школ, гимназий, книг на балу вызывает всеобщее негодование.
    Я вас обрадую: всеобщая молва,
    Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий;
    Там будут лишь учить по нашему: раз, два;
    А книги сохранят так: для больших оказий.
    Литературу и чтение они считают бесполезным занятием. В баснях их беспокоит насмешка над львами и орлами.
    ……………… басни – смерть моя!
    Насмешки вечные над львами! над орлами!
    Кто что ни говори:
    Хотя животные, а все-таки цари.
    Детям нанимают учителей «числом поболее, ценою подешевле», потому что это модно, это принято.
    Представители фамусовской Москвы преклоняются перед всем иностранным, презирают родную культуру и русский язык. В обществе говорят на французском. Как иронизирует Чацкий
    Господствует еще смешенье языков:
    Французского с нижегородским?
    Барышни увлекаются французскими романами. Зовут они друг друга Зизи и Мими. Теперь они не сударыни, а мадамы и мадмуазели. Над исконным русским обращением «сударыня» они смеются. Французик из Бордо чувствует себя царьком в Москве.
    Приехал – и нашел, что ласкам нет конца;
    Ни звука русского, ни русского лица
    Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями;
    Своя провинция.
    Надо также отметить, что представители фамусовского общества являются убеждёнными крепостниками. Хлёстова рассказывает Софье:
    ……… мне и сестре Прасковье
    Двоих арапченков на ярмарке достал;
    Купил, он говорит, …..
    У Хлёстовой и её сестры появилась новая игрушка. Можно вспомнить и барина, который держал балет из крепостных, а потом «Амуры и Зефиры все / Распроданы поодиночке!!»
    Да и сам Фамусов обещает швейцару Фильке: « В работу вас, на поселенье вас…»
    Интересно, что в фамусовской Москве властвуют женщины. Они по силе характера не уступают мужчинам. Даже Фамусов признаётся, что женщины « Судьи всему, везде, над ними нет судей; …»
    Именно к Татьяне Юрьевне ездят на поклон и за покровительством, а Фамусова волнует, «…что станет говорить/Княгиня Марья Алексевна!». Женщины фаммусовского круга кокетливы.
    Умеют же себя принарядить
    Тафтицей, бархатцем и дымкой, *
    Словечка в простоте не скажут, все с ужимкой;
    Французские романсы вам поют
    И верхние выводят нотки, …
    Это тоже способ добиться первенства.
    Мужья этих дам – «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей – …» Ярким примером такой пары являются Горичи. До женитьбы Платон Михайлович был военным, человекм активным, храбрым. После женитьбы всё изменилось. Наталья Дмитриевна, его жена, руководит им, говорит за него, знает, что ему нравится и не нравится, командует им. Уверена, что у мужа « Все рюматизм и головные боли,» что муж слаб здоровьем. Платону Михайловичу позволено лишь сказать : «Ах! матушка!»
    Но кто же является завидным женихом? За кем охотятся матушки и батюшки барышень на выданье? Лиза отвечает на этот вопрос :
    Как все московские, ваш батюшка таков:
    Желал бы зятя он с звездами, да с чинами,
    ……………………………………………………
    И деньги, чтоб пожить, чтоб мог давать он балы;
    Вот, например, полковник Скалозуб:
    И золотой мешок, и метит в генералы.
    Прежде всего, жених должен быть при деньгах. Фамусов говорит Софье: «Кто беден, тот тебе не пара». И тот же Фамусов рассуждает:
    Будь плохенький, да если наберется
    Душ тысячки две родовых, –
    Тот и жених.
    Ценятся деловые, то есть те, которые делают карьеру любыми путями.
    В фамусовской Москве очень быстро распространяются сплетни и слухи. Софья лишь намекнула г. N, что Чацкий не в своём уме. Г. N тут же передаёт новость г. D. Новость обрастает подробностями. Загорецкий прибавляет, что Чацкий сидел в жёлтом доме на цепи. К концу бала всё общество обсуждало Чацкого, его сумасшествие, опасность общения с ним. Причиной было и вино. и мать его, которая тоже была не в своём уме. Воистину «злые языки страшнее пистолета»!
    Поскольку произведение написано в стиле классицизма, то для своих героев Грибоедов подобрал «говорящие» фамилии.
    Фамилия Фамусов может иметь два толкования. От английского famous, что в переводе означает «знатный, известный.» И действительно, Фамусов –туз, человек известный в Москве. Латинское же fama в переводе означает «молва». Фамусов боится молвы: «Боже мой! что станет говорить /Княгиня Марья Алексевна!»
    Молчалин –тихий, молчаливый, послушный секретарь Фамусова.
    Вон он на цыпочках, и не богат словами;
    ……………………………..
    Молчит, когда его бранят!
    Тугоуховский – глух, все его реплики – междометия.
    Фамилия Репетилов произошла от английского repeat – повторение. Он лишь повторяет чужие мысли, не вникая в их смысл. В фамилиях Хрюмины, Скалозуб, Хлёстова чувствуется отрицательное отношение автора к своим героям
    Единственный, кто противостоит этому обществу – Александр Андреевич Чацкий. Он хочет привлечь внимание общества к проблемам. которые губят Россию. Но фамусовская Москва не приемлет его взглядов и умело сплачивается перед лицом опасности. Поэтому намек Софьи на то, что Чацкий не в своём уме, так активно, без всяких сомнений воспринят обществом. Каждый заинтересован в очернении Чацкого. Ведь, если он сумасшедший. то он неопасен. В отчаянии Чацкий восклицает:
    Все гонят! все клянут! Мучителей толпа,
    В любви предателей, в вражде неутомимых,
    …………………………………………..
    Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
    Кто с вами день пробыть успеет,
    Подышит воздухом одним,
    И в нем рассудок уцелеет.
    Фамусовское общество губит ростки свободомыслия.
    Таким образом, в комедии «Горе от ума» А.А.Грибоедов описал конфликт между устаревшими формами жизни и новыми веяниями. Переход от старого к новому – всегда процесс болезненный и тяжёлый.
    Добавил: Margarita1995
    Беру!

  9. Дворянское общество начала 19 века в комедии «Горе от ума»
    Фамусов как выразитель идей консервативного дворянства
    Женщины в комедии «Горе от ума»
    Молчалин и Загорецкий в фамусовском обществе
    Любовь дворян ко всему иностранному
    Вывод

    Дворянское общество начала 19 века в комедии «Горе от ума»

    А.С. Грибоедов создал комедию «Горе от ума» в 1824 году. Действие пьесы, в которой автором осуждаются нравы московского дворянства того времени, происходит в доме Павла Афанасьевича Фамусова. Этот человек – влиятельный в Москве дворянин, управляющий в казенном доме. Им и его окружением представлена фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». Пьеса открывает перед читателем город в переломное для России время. Завершилась война 1812 года, выросло самосознание русского народа, и в дворянском обществе стали появляться прогрессивно мыслящие люди. Такой человек в комедии «Горе от ума» один – Александр Андреевич Чацкий. Ему противостоит все общество консервативных дворян, которые боятся отказаться от своих устаревших взглядов и привычек. Чацкий в комедии выступает против всего московского общества.
    Какой же предстает Москва в комедии Грибоедова «Горе от ума»? Постранствовав по свету в течение трех лет, Чацкий возвращается в дом Фамусова, где воспитывался вместе с его дочерью Софьей.
    Казалось бы, что восстанавливающийся после 1812 года город должен был переменить и взгляды людей, живущих в нем. Но Чацкий обнаруживает, что «дома новы, но предрассудки стары». Фамусовское общество ничуть не изменилось, а по-прежнему проживает свой век «в пирах и в мотовстве». Ничего нового дворяне не впускают в привычный уклад своей жизни, ведь новое угрожает их сытой жизни: «…Чтоб новизны вводили – никогда, спаси нас боже!» Приверженцы Фамусова могут только для красного словца толковать о правительстве на балах. Их речи – пустая болтовня: «…Придерутся к тому, к сему, а чаще ни к чему, поспорят пошумят и… разойдутся».

    Фамусов как выразитель идей консервативного дворянства

    Фамусов один занимается воспитанием своей дочери, т.к. он вдовец. Он полагает, что является хорошим нравственным примером для своей дочери. Однако читатель видит, что этот человек, который говорит, что «монашеским известен поведеньем», заигрывает со своей служанкой Лизой. Он является одним человеком в обществе и совсем другим без посторонних глаз. Фамусов, как и вся фамусовская Москва «Горя от ума», живет по принципу: «Грех не беда, молва не хороша». Аристократы больше всего пугает мнение света. Не случайно финальной фразой этой комедии становятся слова Фамусова: «Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» В них заключена вся подлость и искусственность того, что творится в обществе дворян того времени.
    Деньги, чины, положение в обществе – вот идеалы фамусовской Москвы. Ради достижения этих целей попираются и честь, и человеческое достоинство. Для Фамусова пример его покойного дяди Максима Петровича, который на приеме у императрицы Екатерины падал на пол, чтобы ее повеселить, – образец для подражания, а не унижение. Ведь своей «смышленостью» Максим Петрович заработал себе огромное богатство и «перед всеми знал почет».

    Женщины в комедии «Горе от ума»

    Особое положение в дворянском обществе того времени занимают женщины. Но не своей хрупкостью и покорностью они заслужили особенное отношение к себе. Женщины фамусовской Москвы очень сильные, властные и влиятельные: «А дамы?.. Судьи всему, везде, над ними нет судей…” В этих словах отражена как любовь светских дам к сплетням, поэтому их все опасаются, так и вес некоторых женщин в свете.
    Именно мнения княгини Марьи Алексеевны, женщины, страшится Фамусов в финале пьесы. Молчалин рекомендует Чацкому наладить контакт с Татьяной Юрьевной, ведь она имеет много полезных связей: «Чиновные и должностные – все ей друзья и все родные…»
    Мужчины рядом с этими женщинами напоминают безмолвных марионеток. Идеалом мужа у них считается «муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей…» Такая пара встретится читателю на балу у Фамусова. Платон Михайлович Горич, которого Чацкий знал когда-то храбрым и деятельным военным, после женитьбы на Наталье Дмитриевне полностью оказался в ее власти. Его жена руководит им, отвечает за него, говорит ему, что, как и когда ему следует делать. Такой человек, как Платон Михайлович, вызывает жалость, но никак не уважение.

    Молчалин и Загорецкий в фамусовском обществе

    Для Фамусова и его окружения важно не только сложить о себе благоприятное впечатление в обществе, но и иметь вокруг себя таких людей, которые бы преклонялись перед ними и выражали им свое почтение. Эту функцию в комедии «Горе от ума» выполняют Молчалин и Загорецкий.
    Молчалина, безродного дворянина из Твери, Фамусов взял к себе в секретари и поселил в своем доме. Поэтому скромный с виду Молчалин выслуживается перед ним, ведь его отец завещал ему «угождать всем людям без изъятья», а особенно «хозяину, где доведется жить». И связь Молчалина с Софьей – ни что иное как желание угодить «такому человеку», ее отцу. На самом деле никаких чувств к Софье ее возлюбленный не испытывает.
    Стремление угодить не покидает Молчалина и на балу. Он до такой степени унижается перед высокопоставленными гостями, что даже хвалит шерстку собаки Хлёстовой. Такое поведение общество встречает более чем благосклонно: «Спасибо, мой дружок!» «Спасибо, мой родной!»
    Таков и Загорецкий. Только он не старается прикрыть свое подлое лицо под маской скромности и благородства. В обществе о нем ходят нелицеприятные слухи: «…Отъявленный мошенник, плут…» Но при этом все ему рады, ведь он «мастер услужить», а этого в пьесе «Горе от ума» грибоедовской Москве и нужно.
    Эти герои, не имеющие пока высоких чинов, обязательно их получат с помощью своей услужливости, подхалимства и хитрости.

    Любовь дворян ко всему иностранному

    В комедии «Горе от ума» Грибоедов осуждает такую черту старого дворянства, как любовь ко всему иностранному. Аристократы без уважения относятся к родному языку. Чацкий замечает, что в свете господствует нелепое смешение «французского с нижегородским». Даже французик из Бордо, который опасался ехать на русскую землю, был принят здесь как родной. Он не встретил тут «ни звука русского, ни русского лица», ведь в светском обществе модно говорить по-французски.
    В учителя своим детям дворяне нанимают иностранцев. Причем требования к ним предъявляются минимальные. Главное, чтобы «числом поболее, ценою подешевле». О качестве образования никто не заботится, просто так принято в обществе.
    Сплетни и слухи в фамусовской Москве
    Сплетня для фамусовского общества – не только повседневное времяпрепровождение. В комедии «Горе от ума» это еще и оружие против Чацкого – человека, который имеет смелость обличать пороки, которыми живет московское дворянство. Проблемы, губящие страну, консервативное дворянство не волнуют. Они думают только о том, как защитить свой комфорт. Поэтому-то слух, пущенный Софьей, о том, что Чацкий «не в своем уме» так быстро подхватывается и распространяется, обрастая при этом новыми подробностями. Сумасшедший Чацкий не представляет опасности.

    Вывод

    Итак, образ Москвы в «Горе от ума» представлен обществом дворян с устаревшими взглядами на жизнь, противящихся всему новому из-за страха потерять те блага, которые они имеют. Однако смена старых взглядов новыми исторически неизбежна, как и неизбежна их борьба в процессе становления нового общественного уклада.
    Раскрытие образа фамусовской Москвы, описание её представителей и идеалов помогут ученикам 9 классов при подготовке сочинения на тему «Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»»
    Фамусовская Москва в «Горе от ума» комедии Грибоедова – аргументы для сочинения по теме | источник

  10. По словам А. С. Пушкина, комедия «Горе от ума» «произвела неописанное действие и вдруг поставила Грибоедова наряду с нашими первыми поэтами». В «Горе от ума» запечатлена наиболее полная и отчетливая в нашей литературе художественная картина идейной жизни России в период зарождения и начавшегося подъема декабристского движения. Зорким глазом художника Грибоедов увидел основной общественно-исторический конфликт своей эпохи: борьбу нового со старым. Он не только ярко изобразил эту борьбу, но и сумел вникнуть в ее исторический смысл, сумел понять, какой из борющихся сторон суждено будущее. Несмотря на драматический финал столкновения Чацкого с миром подлецов и мракобесов, Грибоедов всей логикой своей художественной мысли, всем содержанием образов показал неодолимую, всепобеждающую силу нового, свежего, передового и тем самым отразил действительность в ее развитии, заглянув в завтрашний день.
    Создавая широкое полотно жизни Москвы 20-х годов XIX века, изображая фамусовское общество, Грибоедов открывает бескрайние дали крепостнической Российской Империи, страны бар и вельмож, грозных фельдфебельских окриков.
    Типичным представителем московского дворянства является Фамусов, воинственный мракобес, ханжа и деспот, грозящий своим крепостным сибирской каторгой. Под стать ему и другие представители московского барства. Рисуя их, Грибоедов создает отвратительный облик крепостнического общества с его паразитическим образом жизни, корыстием, чванством, ханжеством, мракобесием. Здесь, в этом обществе, действуют и «знатные негодяи», и отъявленные мошенники, и «зловещие старухи», объединенные непримиримой враждой к свободной жизни, к культуре, к просвещению, к малейшему проявлению свободомыслия. Здесь видишь бар, сидящих за обедами, которые «ешь три часа, а в три дни не сварится», господ, которые выменивают верных слуг на «борзые три собаки», и тех, у кого «на лбу написано: Театр и Маскерад». Дивишься московским девицам: «Умеют же себя принарядить тафтицей, бархатцем и дымкой, словечка в простоте не скажут, все с ужимкой…» Видишь Тверской бульвар и его завсегдатаев («трое из бульварных лиц»), встречаешь франта («хвост сзади, спереди какой-то чудный выем, рассудку вопреки, наперекор стихиям»). Видишь «воспитанниц и мосек полон дом» у какой-нибудь выжившей из ума фрейлины.
    В одном из монологов Чацкий рисует картины «дикого барства», где без тени смущения явным грабительством добывали богатства и почести, «разливались в пирах и мотовстве», а учение и ученых считали чумой и боялись малейшего проявления вольтерьянства. Недаром Фамусов, выслушав Чацкого, с гневом провозглашает: «Строжайше б запретил я этим господам на выстрел подъезжать к столицам».
    Представители московского барства живут по законам «минувшего века» — «века покорности и страха». Их мораль основана на пресмыкательстве, унижении перед сильными, на угнетении слабых. Их идеалом является человек типа Максима Петровича, дяди Фамусова, достигшего богатства и почестей благодаря своему бесстыдному раболепству и шутовству при царском дворе: «На куртаге ему случилось обступиться; упал, да так, что чуть затылка не прошиб». Зато, по словам Фамусова, Максим Петрович «не то на серебре, на золоте едал; сто человек к услугам; весь в орденах; езжал-то вечно цугом».
    Под стать ему и Кузьма Петрович, который сам был «с ключом и сыну ключ умел доставить».
    Таковы же друзья, родственники, гости Фамусова. Полковник Скалозуб воплощает в себе черты тупого, самовлюбленного и невежественного «героя» военных учений, заядлого врага свободной мысли, защитника муштры: «Я вас обрадую: всеобщая молва, что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий; там будут лишь учить по-нашему: раз, два; а книги сохранят так! для больших оказий».
    Чацкий дает ему меткую характеристику: «Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки». Скалозуб гоняется за чинами и орденами; самое главное для него: «мне только бы досталось в генералы».
    Представители фамусовской Москвы больше всего на свете боятся проявления вольности: «Они тотчас: разбой! пожар!» Именно поэтому Фамусов считает, что «уж коли зло пресечь: забрать все книги бы да сжечь». По их мнению, «ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений».
    Галерея типичных образов барской Москвы, созданная Грибоедовым, включает в себя и тех, кто в комедии непосредственно не действует. В их числе такие яркие образы, как «черномазенький», завсегдатай балов и обедов, помещик-театрал, который «на крепостной балет согнал на многих фурах от матерей, отцов отторженных детей», а затем распродал их поодиночке. Здесь и член ученого совета, который «с криком требовал присяг, чтоб грамоте никто не знал и не учился». Здесь и княгиня Марья Алексевна, блюстительница общественного мнения в фамусовском обществе; Загорецкий, светский шулер и мошенник; властная барыня Хлестова, Репетилов — «душа» дворянского общества, шут, сплетник, пустозвон.
    В этом мире как свой принят и «безродный» секретарь Фамусова Молчалин, в лице которого Грибоедов создал исключительно выразительный по обобщению образ «низкопоклонника и дельца», который, по мнению Чацкого, «дойдет до степеней известных». Вся философия этого человека, чинуши и подхалима, не имеющего «сметь свое суждение иметь», раскрывается в знаменитом признании:
    «Мне завещал отец: во-первых, угождать всем людям без изъятья — хозяину, где доведется жить, начальнику, с кем буду я служить, слуге его, который чистит платья, швейцару, дворнику, для избежанья зла, собаке дворника, чтоб ласкова была».
    Грибоедов сатирически высмеивает преклонение московского барства перед Западом. «Французик из Бордо» собирался в Россию с трепетом и страхом, но здесь он «ни звука русского, ни русского лица не встретил». Чацкий с горечью восклицает: «Воскреснем ли когда от чужевластья мод, чтоб умный, бодрый наш народ хотя б по языку нас не считал за немцев».
    Люди этого мира стремятся «наслажденья брать и весело пожить». А Фамусов не скрывает, что при нем «служащие чужие очень редки: все больше сестрины, свояченицы детки ».
    Представители московского барства оценивают людей не по достоинствам, а по богатству. Фамусов говорит: «Кто беден, тот тебе не пара» . Наблюдательная Лиза подчеркивает, «как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами». И Фамусов откровенно говорит: «У нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь; будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, — тот и жених».
    Комедия Грибоедова отразила не только быт и нравы Москвы, живущей по преданиям «времей Очаковских и по- коренья Крыма», но и борьбу со старым. И в этот мир врывается Чацкий с его тревогой, мечтами, жаждой свободы и думой о народе. Он настоящий возмутитель спокойствия в кругу Фамусовых, Скалозубов и Молчалиных. Им страшен даже его смех. Он открыто говорит о том, что в их кругу усердно замалчивается о чести, о совести, о благородстве, его пылкие речи будоражат сознание передовой дворянской молодежи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *