Сочинение на тему мотив одиночества в творчестве лермонтова

13 вариантов

  1. Тема одиночества в творчестве М. Ю. Лермонтова Тема одиночества является одной из ведущих в лирике Лермонтова. Это во многом объясняется методом, которым написаны его стихи и неповторимыми особенностями личности поэта, его мироощущения и творческого дара. Лермонтов – поэт-романтик, поэтому часто лирический герой его стихов – это одинокая, гордая личность, противопоставленная обществу, с которым она находится в неразрешимом конфликте. У него нет друга, способного поддержать его “в минуту душевной невзгоды», нет возлюбленной. Он одинок в толпе, а временами его одиночество достигает вселенского масштаба. Уже в раннем творчестве эта тема декларируется поэтом как основная. В стихотворении “Одиночество», написанном в 1830 году, лирический герой осознает, что весь свой жизненный путь от рождения до смерти ему предстоит пройти одному.
    Тоска по “родной душе» сопровождает героя лирических стихотворений Лермонтова на протяжении всей его жизни. Ему горестно осознавать, что утешения дружбы, поддержка близкого человека недоступны для него. В стихотворении “И скучно и грустно… » он одинок “в минуту душевной невзгоды», некому подать руку, нет рядом того, кто выразит сочувствие и понимание, окажет дружескую поддержку. Лирический герой Лермонтова также несчастлив в любви, его преследуют измена и предательство. Любовь не приносит ему радости, не дарит счастья. В стихотворении “Я не унижусь пред тобою…
    » поэт изумлен коварством своей возлюбленной, которая казалась ему ангелом. В связи с мотивом одиночества и обмана в стихах Лермонтова появляется образ нищего, отверженного и презираемого всеми. В одноименном стихотворении жаждущий ответной любви лирический герой, сравнивает себя с бедняком, просящим подаяния, чтобы не умереть с голода. Но его надежда на помощь и сострадание людей не оправдалась: кто-то в насмешку положил камень в его протянутую руку. Так, лучшие чувства героя стихотворения были обмануты. Любовь, о которой он молил, оказалась ему недоступной, а сам он отвергнут своей возлюбленной.
    Одиночество героя лирических стихотворений Лермонтова распространяется не только на его личную жизнь, он одинок и в обществе, у него нет товарищей, нет единомышленников, разделяющих с ним одни и те же убеждения и жизненные принципы. В стихотворении “Как часто пестрою толпою окружен… » оказавшись на бале-маскараде, он чувствует себя чужим среди веселящейся равнодушной толпы. Ему тяжело оттого, что его окружают “образы бездушные людей, приличьем стянутые маски», неспособные на проявление человеческого тепла, сочувствия, сострадания. Чтобы найти утешение в этой ситуации, лирический герой устремляется мечтой в мир детства, где сосредоточено для него все самое дорогое. Бегство в память, в мечту – любимый романтический мотив Лермонтова-поэта.
    Он вспоминает себя ребенком, воскрешает в своем воображении отрадные для него картины детства. Не имея возможности полюбить ни одну из светских красавиц, присутствующих на балу, он создает в своем воображении портрет прекрасной возлюбленной. Этот вымышленный образ целиком овладевает его сердцем. Но мечта – это не реальность, опомнившись, лирический герой узнает обман, и ему хочется бросить в лицо светскому обществу “железный стих, облитый горечью и злостью». Поэт одинок не только в толпе на бале-маскараде, он чувствует себя одиноким и среди своего поколения. Сознавая себя на голову выше общества, его окружающего, он понимает, что пороки его поколения свойственны и ему. Однако он считает себя вправе судить своих современников.
    В стихотворении “Дума» противопоставляя себя своему поколению, он обвиняет его в отсутствии высоких жизненных идеалов и положительных ценностей. Мотив человеческой разобщенности и вечного одиночества появляется в стихотворении “На севере диком стоит одиноко…», представляющем собой вольный перевод стихотворения Гейне. Допустив существенное отступления от смысла оригинала, Лермонтов изображает два существа одного рода, а не мужского и женского, как у Гейне. Вследствие этого стихотворение приобретает более общий смысл, поэтически выражая тоску по человеческому единству.
    Порой одиночество лирического героя приобретает космические масштабы, он чувствует себя одиноким во всем мире, подобно демону, с презрением взирающим на всю вселенную, сотворенную Богом. В стихотворении “Пусть я кого-нибудь люблю… », герой уподобляет себя одинокому властелину неба, живущему в прекрасном мире, но в полном одиночестве, которое никто не может с ним разделить. Теме одиночества сопутствует мотив изгнания.
    В стихотворении “Нет, я не Байрон, я другой…» лирический герой осознает, что он избран, чтобы стать поэтом, но одновременно обречен быть странником, гонимым миром. Используя образы-символы, связанные с миром природы, Лермонтов продолжает эту тему в стихотворении “Дубовый листок». Оторванный от родной ветки, засохший без тени, лишенный покоя дубовый листок не может найти себе пристанища ни в родном краю, ни в прохладной тени среди листьев чинары.
    В стихотворении “Тучи» лирический герой также изгнанник, он противопоставляет себя холодным и бесчувственным тучам, не испытывающим боли от разлуки с родиной, с “милым севером». Преодолеть свою изолированность, обрести желанную гармонию, ощущение единения с окружающим миром поэту помогает общение с природой. Так, в стихотворении “Выхожу один я на дорогу…» внутренне состояние лирического героя, отмеченное душевным разладом, противопоставляется покою и благости, царящим во вселенной, наполненной общением и согласием. Размышляя, он пытается понять свое место в жизни мироздания, найти утешение, “свободу и покой» от опустошающих его желаний и стремлений. Однако минуты гармонии и покоя крайне редки, лишь на короткий миг ему удается достичь успокоения, преодолеть внутреннюю боль, обрести желанное единство с самим собой и с окружающим миром.
    Такое редкостное душевное состояние описано в стихотворении “Когда волнуется желтеющая нива…»: небесное и земное соединяютсясе же прекрасной возлюбленной, его сердцемпоколения. иовека, живущего бессознательной жизньюодвижность и отсутствие жизни. в сознании героя, он счастлив, переживая присутствие Бога на земле. Однако романтическое сознание Лермонтова-поэта не удовлетворяется одним покоем, в котором он видит неподвижность и отсутствие жизни. Поэтому поиск счастья в его поэзии часто связан с бегством от него. В своем раннем стихотворении “Парус», написанном в 1832 году и ставшем поэтическим манифестом, Лермонтов проводит мысль о единстве противоположных начал.
    Здесь объединены буря и покой, поиск смысла жизни и вечная неудовлетворенность найденным. Мятежная душа лирического героя поэзии Лермонтова обречена на вечные одинокие скитания. Такое мироощущение отличает поэта от обычного заурядного человека толпы, живущего бессознательной жизнью. Именно оно стало источником конфликта поэта с обществом, конфликта который болезненно переживался Лермонтовым в течение всей его жизни и привел его к безвременной трагической смерти.

  2. 2
    Текст добавил: БрО_ТвОрИ_ДоБрО

    У Лермонтова были предки из Шотландии. Так, в России родился поэт с западноевропейскими корнями, «близкий по духу к древнему своему предку, вещему и демоническому Фоме Рифмачу (Thomas the Rhymer), с его любовными песнями, мрачными предсказаниями, загадочным двойственным существованием и роковым концом» – как его определял Владимир Соловьев. И этот факт философ связывает с проявлением крайнего субъективизма, и в чем-то даже эгоизма, в лирике Лермонтова на фоне русской безличности.
    Романтизм, явление западноевропейское, не мог возникнуть без чувства субъективности. Лермонтов же – поэт-романтик, тот, кто воплощает в себе гениальное, творческое начало. «Один среди людского шума», с гордо зреющей творческой думой поэт понимает свое предназначение и судьбу: «ни счастия, ни славы. Мне в мире не найти» («Не смейся над моей пророческой тоскою», 1837). Гений всегда одинок, революционен, он идет в разрез с традицией, обществом, а порой и всем миром: «Как в ночь звезды падучей пламень, Не нужен в мире я» (1832). Поэт говорит о своей пустынной душе, о том, что он в свете безродный странник («Молитва», 1837). В чем-то романтическое избранничество, в чем-то образ «лишнего человека», в чем-то философская отрешенность, гениальность и пророческий дар мешают поэту обрести где бы то ни было что-то свое – он избран и обречен на одиночество.
    Часто герой его лирики сам призывает страдания и печаль в свою жизнь: «Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан?» (1832). Это свидетельствует о понимании Лермонтовым той тяжкой ноши поэта-пророка, поэта-мистика и того, что он ее принимает.
    В стихотворениях о природе, «пейзажно-философской» лирике, если ее можно так назвать, также звучат мотивы одиночества: это и грустный утес, и дубовый листок, и пустынные пальмы, пострадавшие от людей, и блуждающие тучки, и свободная волна, вольная жить и умереть, когда захочет («Для чего я не родился. Этой синею волной?», 1832), и мятежный парус или одинокий корабль: «Корабль одинокий несется, Несется на всех парусах» («Воздушный корабль», 1840). В чем-то все они близки поэту, кому-то он сам хочет быть близок: «Зачем я не птица, не ворон степной…» («Желание», 1831).
    Стремление к природе, первозданности, экзотике – туда, где нет сложившихся, устоявшихся норм, правил, представлений о мире, человеке – это тоже романтическая черта. Такие места часто бывают пустынны, необжиты, поэтому, испытав несколько мгновений счастья наедине с природой, как в стихотворении «Еще волнуется желтеющая нива», поэт снова приходит к одиночеству. Человек стихии, воспевающий морскую волну, стремящийся к небесному эфиру, сознает недостижимость этих высот: «… мир земной мне тесен, К тебе ж [т.е. к Богу] проникнуть я боюсь» («Молитва», 1829).

    Смерть как следствие разочарования в жизни

    Наверное, в каждом втором стихотворении Лермонтова встречаются слова гроб/могила, смерть/кончина и т.п.: «Все веселее умереть. Конец как звучно это слово…» (1832).
    В стихотворениях «Любовь мертвеца», «Сон» – выражено предчувствие смерти, принятие ее поэтом. Это и неудивительно, ведь он разочаровался в жизни: «И скучно и грустно: и жизнь пустая и глупая шутка», и ждал смерти: «Но я без страха жду довременный конец. Давно пора мне мир увидеть новый» («Не смейся над моей пророческой тоскою», 1837).
    А ведь что представляет собой смерть как не одиночество? Позже З.Фрейд скажет: «Мы входим в мир одинокими и одинокими покидаем его». А Михаил Юрьевич и жизнь провел одиноко, смерти ждал, как начала чего-то нового, возможно лучшего, а надежду на существование хорошего на земле потерял еще в юности. Как поэт разуверился во всем и стал таким, он напишет в стихотворении «Гляжу на будущность с боязнью», 1838:
    «И тьмой и холодом объята
    Душа усталая моя;
    Как ранний плод, лишённый сока,
    Она увяла в бурях рока
    Под знойным солнцем бытия».
    Разочарование постигает поэта одно за другим. В отношениях с близкими он встречается с непостоянством: в любви его ждет предательство, в дружбе он не находит человека, который бы его понял. Затем он разочаровывается в обществе, его устоях, пошлом времяпровождении света, пустом существовании людей. Он не принимает государственное устройство, политику, которая уничтожает гения, вольнодумца.
    То есть поэт разуверяется во всем земном. Лишь природа представляет хоть какой-то очаг гармонии, но и здесь разочарование постигает его после убежденности в бессилии слиться в этой гармонии с природой в человеческом обличье. Однако и в небесном мире пристанища себе он не находит, так как был отравлен ядом своего демона еще с молодых лет: «И часто звуком грешных песен. Я, боже, не тебе молюсь». («Молитва», 1829). Поэтому демон, обреченный на вечные блуждания и одиночество, сопутствует поэту, не покидая его никогда.

    Демон – вечный спутник и Альтер-эго Лермонтова.

    Тьма неизменно присутствует в стихах Лермонтова с запахом могил, одинокими гробницами, предчувствием скорой смерти, злостью, презрением, мучившими поэта. Но он, как и его демон, способен проникнутся красотою, испытать любовь лишь на короткое время:
    «На мгновенье
    Неизъяснимое волненье
    В себе почувствовал он вдруг,
    Немой души его пустыню
    Наполнил благодатный звук —
    И вновь постигнул он святыню
    Любви, добра и красоты! («Демон»).
    В такие мгновения надежда и вера снова возвращаются к нему:
    «И входит он, любить готовый,
    С душой, открытой для добра,
    И мыслит он, что жизни новой
    Пришла желанная пора».
    («Демон»).
    Велением судьбы эти мгновения обрекают его только на страдания от неразделенности чувств, непостижимости гармонии и единения с природой… Ему остается терзаться в пустыне между мирами, и единственное, что у него есть, это одиночество.
    Мы уже увидели, одиночество лирического героя не только мирское – оно проявляется на гораздо более масштабных уровнях:
    «Как демон мой, я зла избранник,
    Как демон, с гордою душой,
    Я меж людей беспечный странник,
    Для мира и небес чужой».
    («Я не для ангелов и рая…»)
    «Сознавая в себе от ранних лет гениальную натуру, задаток сверхчеловека, Лермонтов также рано сознавал и то злое начало, с которым он должен бороться, но которому скоро удалось вместо борьбы, вызвать поэта лишь на идеализацию его» – отмечал Владимир Соловьев. Лирический герой стихотворений Лермонтова не раз ассоциировал себя с падшим ангелом. Если Пушкин отвергает демона, называя злобным гением, язвительные речи которого «вливали в душу хладный яд», а встречи с ним были печальными и губительными, то от Лермонтова этот гордый демон не отстанет и не даст ему «счастья никогда», поэт называет демона своим: «Он недоверчивость вселяет, Он презрел чистую любовь, Он все моленья отвергает» и, в конце концов, демон становится Альтер-эго поэта:
    «Я тот, чей взор надежду губит;
    Я тот, кого никто не любит;
    Я бич рабов моих земных,
    Я царь познанья и свободы,
    Я враг небес, я зло природы…»
    («Демон»).
    Так, даже поверхностно взглянув на лирику поэта, можно заметить, что тема одиночества в творчестве Лермонтова одна из ведущих, и едва ли не самая значительная, определяющая его философию и мировоззрение.

  3. М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании трагического несовершенства мира.
    На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок.
    Лирический герой Лермонтова — это гордая одинокая личность, противопоставленная миру и обществу. В лирике Лермонтова выразился протест против внутреннего и наружного рабства.
    Одиночество — центральная тема его поэзии. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в Отчизне.
    Его одиночество в свете отразилось в стихотворении “Дума”. Здесь он показал, насколько современное поколение отстало в духовном развитии. Малодушие светского общества, струсившего перед разгулом деспотизма, вызывало у Лермонтова гневное презрение, но поэт не отделяет себя от этого поколения: в стихотворении постоянно встречается местоимение “мы”. Его причастность к духовно обанкротившемуся поколению позволяет ему выразить трагичность мироощущения своих современников и одновременно вынести им суровый приговор с позиции будущих поколений.
    Эту же мысль Лермонтов выразил и в стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен”. Здесь он чувствует себя одиноким среди “приличьем стянутых масок”, ему неприятно прикосновение “красавиц городских”. Он один противостоит этой толпе, ему хочется “дерзко бросить им в лицо железный стих, облитый горечью и злостью”.
    Лермонтов тосковал по настоящей жизни. Он сожалеет о поколении, потерянном для этой жизни, он завидует великому прошедшему, полному славы великих дел.
    В стихотворении “И скучно и грустно” вся жизнь сведена к “пустой и глупой шутке”. И действительно, она не имеет смысла, когда “некому руку пожать в минуту душевной невзгоды”. В этом стихотворении видно не только одиночество Лермонтова в обществе, но и в любви и дружбе. Явно прослеживается его неверие в любовь:
    Любить… но кого же?., на время — не стоит труда,
    А вечно любить невозможно.
    В стихотворении “Благодарность” присутствует все тот же мотив одиночества. Лирический герой благодарит, по-видимому, свою возлюбленную “за горечь слез, отраву поцелуя, за месть врагов, за клевету друзей”, но в этой благодарности слышится упрек в неискренности чувств, поцелуй он считает “отравой”, а друзей — лицемерами, оклеветавшими его.
    В стихотворении “Нет, не тебя так пылко я люблю…” видна связь с прошлым. Лирический герой вспоминает “прошлое страданье и молодость погибшую свою”. Он устремляется в воспоминания, и перед ним предстают “уста живые” и “огонь в глазах”. Реальность же ему преподносит совсем иное, и он не хочет думать о том, что уста “давно немые”, что огонь в глазах “давно погас”. Он опять один в прошлом и надеется не встречаться с настоящим.
    В стихотворении “Завещание”, написанном в форме исповеди умирающего на войне солдата, Лермонтов изобразил женщину с “пустым сердцем”. Армеец говорит о ней: “Пустого сердца не жалей. Пускай она поплачет… Ей ничего не значит”. Эта женщина вобрала в себя все то жестокое и несправедливое, что испытал в жизни умирающий боец. Здесь также прослеживается мотив одиночества. Лирический герой имеет отца и мать, но, несмотря на это, он одинок и не верит в любовь.
    “Сон” — стихотворение с новеллистическим сюжетом. Оно написано от имени человека, находящегося на грани жизни и смерти, который видит во сне свою возлюбленную, видящую сон о смерти любимого ею мужчины. В этом стихотворении переплетены мотивы любви и смерти. В своем сне герой как бы прощается с любимой женщиной перед тем, как хочет отойти в мир иной.
    Стихотворение “Молитва” построено как монолог лирического героя. В нем он молится о счастье любимой, о ее душе. Здесь присутствует трагедия духовного одиночества, но она не разрушила глубокого участия и заинтересованности лирического героя в судьбе другого человека, духовная чистота которого не справится с силами “мира холодного”.
    В “Утесе” Лермонтов рассказывает о непрочности человеческих отношений. Утес страдает от одиночества, поэтому ему так дорого посещение тучки, умчавшейся поутру, “по лазури весело играя”.
    В стихотворении “На севере диком” рассказывается о сосне, стоящей “одиноко на голой вершине”. Ей снится пальма, которая “в пустыне далекой, в том крае, где солнца восход”, стоит, как и сосна, “одна и грустна”. Эта сосна мечтает о родственной душе, находящейся в далеких теплых краях.
    В стихотворении “Листок” мы видим мотивы одиночества и поиска родной земли. Дубовый листок ищет себе пристанища. Он “прижался у корня чинары высокой”, но она прогнала его. И он опять один на белом свете. Лермонтов, как и этот листок, искал себе приюта, но так и не нашел.
    Большое место в лирике Лермонтова занимает тема Родины, тесно связанная с темой одиночества. Его отношение к России было двояко. С одной стороны, он любил русскую природу. С другой стороны, Лермонтов не принимал самодержавия и тех порядков, которые царили в русском обществе в 30-е годы XIX столетия.
    В стихотворении “Родина” поэт говорит: “Люблю отчизну я, но странною любовью!” Он любит ту Россию, в которой были “дрожащие огни печальных деревень”, “дымок спаленной жнивы”, “на холме средь желтой нивы чету белеющих берез”.
    В стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен” он раскрыл тему “малой Родины”, изобразив имение Тарханы.
    Завершая тему одиночества в лирике Лермонтова, надо сказать, что поэту принадлежит несколько замечательных произведений, полных энергии и благородного негодования, желания изменить существующую реальность. В его лирике отразился весь сложный духовный мир поэта.

  4. Главная
    Литература
    Доклад о Москве: история и современность столицы
    Лучшие издания для детей: детский журнал Непоседа
    Лучшие издания для детей: детский журнал Непоседа
    Произведения Льва Николаевича Толстого
    Краткое содержание Бориса Годунова Пушкина А. С
    Кратчайшее содержание романа Льва Толстого «Война и мир»
    Чем архаизмы отличаются от историзмов
    Что такое горница: значение и происхождение старорусского слова
    Пословицы и поговорки о добре и зле
    Краткое содержание поэмы «Руслан и Людмила»
    Басня как литературный жанр и её характерные признаки
    Повесть «Пиковая дама» А.С. Пушкина в кратком содержании
    Дети подземелья Короленко: краткое содержание
    Краткое содержание повести А.С. Пушкина «Метель»
    Краткое содержание пьесы А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»
    Краткое содержание рассказа Тургенева «Хорь и Калиныч»
    Краткое содержание повести «Капитанская дочка» по главам
    Краткое содержание рассказа Левша: пересказ по главам
    Тургенев, «Первая любовь»: краткое содержание
    Повесть «Путешествие из Петербурга в Москву»: содержание
    Рэй Брэдбери «Каникулы»: краткое содержание и анализ
    Краткое содержание романа Вальтера Скотта «Айвенго»
    Краткое содержание трагедии Пушкина «Пир во время чумы»
    Краткий пересказ романа Пушкина «Евгений Онегин» по главам
    Краткое содержание поэмы Пушкина «Цыганы»
    Сказки и другие произведения Шарля Перро
    Краткая биография Афанасия Афанасьевича Фета: главное
    Характеристика Чацкого в комедии А. Грибоедова «Горе от ума»
    Краткое содержание романа Салтыкова-Щедрина «История одного города»
    Роман Александра Дюма «Граф Монте-Кристо»
    Краткое содержание и смысл пьесы Чехова «Вишнёвый сад»
    Краткое содержание повести А. Куприна «Гранатовый браслет»
    Статья И. А. Гончарова «Мильон терзаний» — краткое содержание
    Краткое содержание рассказа А. П. Чехова «Каштанка»
    Краткое содержание романа Каверина «Два капитана»
    Проблема воспитания и нравственности в комедии «Недоросль»
    Евгений Онегин и Владимир Ленский: друзья или враги
    Примеры синтаксического параллелизма в литературе
    У. Голдинг, «Повелитель мух»: краткое содержание по главам
    Тема одиночества в лирике Лермонтова
    Гипербола, примеры художественного преувеличения в литературе
    Образ Катерины в пьесе Островского «Гроза»
    Краткое содержание повести Гоголя «Нос»
    Что такое композиция в литературе: приемы, виды и элементы
    Характеристика Павла Петровича Кирсанова в романе «Отцы и дети»
    Характеристика образа Кабанихи в пьесе Островского «Гроза»
    Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Деревня»
    Краткий пересказ романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Понятие строфы в литературе: описание, виды строф
    Краткая биография Александра Сергеевича Пушкина
    Автор фразы «Ученье свет, а неученье тьма»
    Краткое содержание сказки о Золотом петушке
    Стародум из комедии «Недоросль» — характеристика и образ героя
    А.С. Пушкин: тема поэта и поэзии в его творчестве
    Краткая биография, жизнь и творчество Ф.И. Тютчева
    Значение слова цензура в литературе, определение
    Что такое сказка и какими они бывают
    Басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»: мораль и глубина
    Николай Гумилёв: «Жираф» — Анализ стихотворения
    Краткая биография Фонвизина Дениса Ивановича
    Краткое содержание думы «Смерть Ермака» К. Ф. Рылеева
    Список самых известных произведений М. Ю. Лермонтова
    Анализ послания А. С. Пушкина «Во глубине сибирских руд»
    Краткое содержание романа Шарлотты Бронте «Джейн Эйр»
    Роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова: краткое содержание
    Краткое содержание пьесы Максима Горького «На дне»
    Слово о полку Игореве: краткое содержание
    История создания романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
    Пьеса Лермонтова «Маскарад» в кратком пересказе содержания
    Краткий пересказ пьесы А. Н. Островского «Гроза»
    Сочинение-рассуждение на важную тему «Легко ли быть молодым?»
    Краткое содержание сказки А.С. Пушкина «О царе Салтане»
    Рождение, основные этапы жизни и дата смерти Пушкина
    Характеристика образа Тихона из пьесы «Гроза»
    Персонажи романа Л. Н. Толстого Война и мир: Петр, Соня и Вера Ростовы
    Характеристика образа Варвары Кабановой из пьесы Островского «Гроза»
    Сочинение на тему трагизма повести «Бедная Лиза» Карамзина Н. М
    Краткое содержание поэмы Гоголя Мертвые души по главам
    Анализ басни Крылова «Ворона и лисица», фабула и мораль произведения
    Характеристика героев «Горе от ума» Грибоедова
    Повесть В. Распутина «Живи и помни»: краткое содержание
    Краткое содержание поэмы «Полтава» А.С.Пушкина
    Иван Алексеевич Бунин «Холодная осень», краткий пересказ содержания
    Повесть о настоящем человеке: краткое содержание книги Полевого
    Александр Сергеевич Грибоедов, краткая биография
    Николай Карамзин Бедная Лиза: краткий пересказ произведения
    Примеры обобщенно-личных предложений в художественной литературе
    Краткая биография Ивана Сергеевича Тургенева
    Краткое содержание романа Ремарка «Три товарища»
    Гротеск в википедии, grotesque в литературе, значение слова
    Как называется первая страница книги
    Краткое содержание рассказа Михаила Зощенко «Ёлка»
    «Собачье сердце»: краткое содержание по главам
    Роман «451 градус по Фаренгейту», краткое содержание
    Антитеза как художественный прием. Разбор на примере из стихотворений
    Значение термина лейтмотив в музыке и литературе
    Содержание рассказа Толстого «Детство», краткий пересказ
    Краткое содержание рассказа М. М. Пришвина «Кладовая солнца»
    Краткое содержание рассказа «Конь с розовой гривой»
    Краткое содержание рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль»
    О чем речь в «Уроках французского», краткое содержание
    Рэй Брэдбери «Мальчик-невидимка» в кратком содержании
    А.Н. Островский «Бедность не порок» — краткое содержание комедии
    Краткое содержание рассказа В. М. Шукшина «Чудик»
    Грин «Бегущая по волнам»: описание, анализ, краткое содержание
    Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»: краткое содержание
    Что такое анафора в литературе: определение, примеры
    Иван Алексеевич Бунин (краткая биография)
    Краткая биография одного из самых известных писателей — Солженицына
    Краткое содержание повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»
    Краткое содержание рассказа И. Бунина «Легкое дыхание»
    Паустовский «Телеграмма»: краткое содержание рассказа
    Краткое содержание повести Пушкина «Барышня-крестьянка»
    Краткое содержание повести Гоголя «Портрет»
    Читательский дневник: краткое содержание повести «Выстрел»
    Краткое содержание произведения «Судьба человека» М. А. Шолохова
    Краткая биография Гоголя: особенности и характеристика творчества
    Кто такой антагонист: его роль в литературе, значение слова
    Что такое кульминация? Ее значение в литературе, музыке
    Повесть «Тарас Бульба». Краткий рассказ содержания повести
    Тихий Дон Шолохова написан кратко по главам, содержание глав
    Приключения Гекльберри Финна, краткое содержание повести
    Кто такой протагонист, его особенности, значение слова
    Определение слова беллетристика и его историческое значение
    Краткое содержание книги Виктора Драгунского «Денискины рассказы»
    Произведение Грина Алые паруса, главы и их краткое содержание
    Краткое содержание «Ночи перед Рождеством» Гоголя
    Рассказ «Муму»: краткое содержание для читательского дневника
    Что такое олицетворение в литературе, его функции, примеры
    Краткое содержание пьесы А.Н. Островского «Бесприданница»
    Повесть временных лет: краткое содержание
    Краткое содержание пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль» по действиям
    А.Н. Островский, пьеса «Снегурочка», жанр: сказка. Краткое содержание
    Что такое парцелляция в русской литературе: примеры, виды, приёмы
    Краткое содержание по главам комедии Грибоедова «Горе от ума»
    А.С.Пушкин «Дубровский». Краткое содержание по главам
    И. А. Гончаров «Обломов»: краткое содержание по главам
    Краткое содержание романа Отцы и дети читать онлайн по главам
    Мастер и Маргарита краткое содержание по главам
    Краткое содержание повести Гоголя Невский проспект
    Как написать книгу: азы ремесла и пошаговая инструкция
    Александр Грин – биография и творчество
    Что такое сравнение в литературе и русском языке
    Что такое жанр в литературе, список и примеры
    Как определить размер стихотворения: примеры
    Лев Николаевич Толстой: краткая биография
    Биография Достоевского — кратко о самом главном
    Кто такой М.А. Булгаков,жизнь и творчество краткая биография
    Аллегория, что это такое? Примеры в литературе
    Краткая биография Чехова: самое главное
    Биография Лермонтова, судьба поэта: кратко о самом главном
    Биография Шолохова кратко. Жизненный путь писателя
    Как правильно писать эссе: структура текста, правила оформления
    Образ Луки в пьесе Максима Горького «На дне»
    Определение оксюморона, постановка ударения, примеры написания
    Анализ стихотворения Пушкина к Чаадаеву
    Биография Пушкина по датам: кратко самое главное
    Краткая биография Максима Горького
    Краткая биография писателя Александра Ивановича Куприна
    Биография Анны Ахматовой (кратко)
    Эпитет — что это такое и каково его значение в литературе
    Метонимия — определение, типы метонимии, примеры

  5. Тема одиночества является одной из ведущих в лирике Лермонтова. Это во многом объясняется методом, которым написаны его стихи и неповторимыми особенностями личности поэта, его мироощущения и творческого дара. Лермонтов – поэт-романтик, поэтому часто лирический герой его стихов — это одинокая, гордая личность, противопоставленная обществу, с которым она находится в неразрешимом конфликте. У него нет друга, способного поддержать его “в минуту душевной невзгоды”, нет возлюбленной. Он одинок в толпе, а временами его одиночество достигает вселенского масштаба.
    Уже в раннем творчестве эта тема декларируется поэтом как основная. В стихотворении “Одиночество”, написанном в 1830 году, лирический герой осознает, что весь свой жизненный путь от рождения до смерти ему предстоит пройти одному. Тоска по “родной душе” сопровождает героя лирических стихотворений Лермонтова на протяжении всей его жизни. Ему горестно осознавать, что утешения дружбы, поддержка близкого человека недоступны для него. В стихотворении “И скучно и грустно…” он одинок “в минуту душевной невзгоды”, некому подать руку, нет рядом того, кто выразит сочувствие и понимание, окажет дружескую поддержку.
    Лирический герой Лермонтова также несчастлив в любви, его преследуют измена и предательство. Любовь не приносит ему радости, не дарит счастья. В стихотворении “Я не унижусь пред тобою…” поэт изумлен коварством своей возлюбленной, которая казалась ему ангелом. В связи с мотивом одиночества и обмана в стихах Лермонтова появляется образ нищего, отверженного и презираемого всеми. В одноименном стихотворении жаждущий ответной любви лирический герой, сравнивает себя с бедняком, просящим подаяния, чтобы не умереть с голода. Но его надежда на помощь и сострадание людей не оправдалась: кто-то в насмешку положил камень в его протянутую руку. Так, лучшие чувства героя стихотворения были обмануты. Любовь, о которой он молил, оказалась ему недоступной, а сам он отвергнут своей возлюбленной.
    Одиночество героя лирических стихотворений Лермонтова распространяется не только на его личную жизнь, он одинок и в обществе, у него нет товарищей, нет единомышленников, разделяющих с ним одни и те же убеждения и жизненные принципы. В стихотворении “Как часто пестрою толпою окружен…” оказавшись на бале-маскараде, он чувствует себя чужим среди веселящейся равнодушной толпы. Ему тяжело оттого, что его окружают “образы бездушные людей, приличьем стянутые маски”, неспособные на проявление человеческого тепла, сочувствия, сострадания. Чтобы найти утешение в этой ситуации, лирический герой устремляется мечтой в мир детства, где сосредоточено для него все самое дорогое. Бегство в память, в мечту – любимый романтический мотив Лермонтова-поэта. Он вспоминает себя ребенком, воскрешает в своем воображении отрадные для него картины детства. Не имея возможности полюбить ни одну из светских красавиц, присутствующих на балу, он создает в своем воображении портрет прекрасной возлюбленной. Этот вымышленный образ целиком овладевает его сердцем. Но мечта – это не реальность, опомнившись, лирический герой узнает обман, и ему хочется бросить в лицо светскому обществу “железный стих, облитый горечью и злостью”.
    Поэт одинок не только в толпе на бале-маскараде, он чувствует себя одиноким и среди своего поколения. Сознавая себя на голову выше общества, его окружающего, он понимает, что пороки его поколения свойственны и ему. Однако он считает себя вправе судить своих современников. В стихотворении “Дума” противопоставляя себя своему поколению, он обвиняет его в отсутствии высоких жизненных идеалов и положительных ценностей.
    Мотив человеческой разобщенности и вечного одиночества появляется в стихотворении “На севере диком стоит одиноко…”, представляющем собой вольный перевод стихотворения Гейне. Допустив существенное отступления от смысла оригинала, Лермонтов изображает два существа одного рода, а не мужского и женского, как у Гейне. Вследствие этого стихотворение приобретает более общий смысл, поэтически выражая тоску по человеческому единству.
    Порой одиночество лирического героя приобретает космические масштабы, он чувствует себя одиноким во всем мире, подобно демону, с презрением взирающим на всю вселенную, сотворенную Богом. В стихотворении “Пусть я кого-нибудь люблю…”, герой уподобляет себя одинокому властелину неба, живущему в прекрасном мире, но в полном одиночестве, которое никто не может с ним разделить.
    Теме одиночества сопутствует мотив изгнания. В стихотворении “Нет, я не Байрон, я другой…” лирический герой осознает, что он избран, чтобы стать поэтом, но одновременно обречен быть странником, гонимым миром. Используя образы-символы, связанные с миром природы, Лермонтов продолжает эту тему в стихотворении “Дубовый листок”. Оторванный от родной ветки, засохший без тени, лишенный покоя дубовый листок не может найти себе пристанища ни в родном краю, ни в прохладной тени среди листьев чинары. В стихотворении “Тучи” лирический герой также изгнанник, он противопоставляет себя холодным и бесчувственным тучам, не испытывающим боли от разлуки с родиной, с “милым севером”.
    Преодолеть свою изолированность, обрести желанную гармонию, ощущение единения с окружающим миром поэту помогает общение с природой. Так, в стихотворении “Выхожу один я на дорогу…” внутренне состояние лирического героя, отмеченное душевным разладом, противопоставляется покою и благости, царящим во вселенной, наполненной общением и согласием. Размышляя, он пытается понять свое место в жизни мироздания, найти утешение, “свободу и покой” от опустошающих его желаний и стремлений. Однако минуты гармонии и покоя крайне редки, лишь на короткий миг ему удается достичь успокоения, преодолеть внутреннюю боль, обрести желанное единство с самим собой и с окружающим миром. Такое редкостное душевное состояние описано в стихотворении “Когда волнуется желтеющая нива…”: небесное и земное соединяютсясе же прекрасной возлюбленной, его сердцемпоколения. иовека, живущего бессознательной жизньюодвижность и отсутствие жизни. в сознании героя, он счастлив, переживая присутствие Бога на земле.
    Однако романтическое сознание Лермонтова-поэта не удовлетворяется одним покоем, в котором он видит неподвижность и отсутствие жизни. Поэтому поиск счастья в его поэзии часто связан с бегством от него. В своем раннем стихотворении “Парус”, написанном в 1832 году и ставшем поэтическим манифестом, Лермонтов проводит мысль о единстве противоположных начал. Здесь объединены буря и покой, поиск смысла жизни и вечная неудовлетворенность найденным.
    Мятежная душа лирического героя поэзии Лермонтова обречена на вечные одинокие скитания. Такое мироощущение отличает поэта от обычного заурядного человека толпы, живущего бессознательной жизнью. Именно оно стало источником конфликта поэта с обществом, конфликта который болезненно переживался Лермонтовым в течение всей его жизни и привел его к безвременной трагической смерти.

  6. ЛирикаМ. Ю. Лермонтова — творчество поэта-романтика. Не случайно одним из основных мотивов его лирики, вырастающим в целую тему, является мотив одиночества. Он звучит на протяжении всего творчества Лермонтова, начиная с юношеского «Одиночества» (1830) и заканчивая одним из последних стихотворений — «Выхожу один я на дорогу…».
    Пафос лермонтовской лирики во многом задают строки:
    Как страшно жизни сей оковы
    Нам в одиночестве влачить.
    («Одиночество»)
    Действительно, мотив одиночества, странничества, непонятос- ти поэта миром («Нет, я не Байрон, я другой…») звучат во многих стихотворениях Лермонтова. Это не только своеобразная романтическая «маска» лирического героя, но и мировоззрение поэта.
    Предельное выражение мироощущения поэта нашло отражение в стихотворении « Парус ». Лирический герой здесь противопоставлен судьбе, обыденному миру, однако одиночество для него — попытка обрести истину. Парадоксален в этой связи поиск покоя в бурях (он «просит бури», «как будто в бурях есть покой»). В этом стихотворении парус — обобщённый образ, символ странничества, бесприютности, одиночества — всех качеств и состояний, характерных для лирического героя Лермонтова.
    То, что в поэзии Лермонтова одинокими могут быть не только люди, но и олицетворяющие их неодушевлённые предметы, показывает стихотворение «Листок». Листок — образ горестного скитальца, выросшего в «отчизне суровой». Поэт рисует драму оторванности от общего хода жизни.
    В стихотворении «Утёс» одиночество утёса-великана подчёркивается путём противопоставления ему «золотой» тучки. Утёс стар, неподвижен, тучка же легка и стремительна. Она умчалась, «по лазури весело играя», а утёс остался одиноким:
    …Одиноко
    Он стоит, задумался глубоко.
    Одиночество в этом произведении приобретает безысходный характер, что подчёркивает сравнение (тучка — утёс).
    Взаимосвязь одинокого человека с окружающим миром приобретает исключительную важность в лирике Лермонтова, так как особую роль в одиночестве лирического героя играет то, что оно избрано им добровольно. Непонимание окружающим миром становится не клеймом проклятия, а знаком высокого избранничества; одиночество лирического героя — единственно возможное состояние его души:
    Я к одиночеству привык,
    Я б не умел ужиться с другом;
    Я б с ним препровождённый миг
    Прочёл потерянным досугом…
    («Стансы»)
    С идеей невозможности дружбы, любви тесно слит мотив принципиального одиночества личности, связанный с темой поколения в целом. Бездуховность, маскарад высшего света, безразличие, равнодушие толпы рождают ответную реакцию у лирического героя: он тоже вынужден скрывать свои чувства, стремления, помыслы:
    …Тая завистливо от ближних и друзей
    Надежды лучшие и голос благородный
    Неверием осмеянных страстей.
    («Дума»)
    Так появляется тема гордого одиночества, непонятости, разобщённости — в душе лирического героя зарождается рефлексия, болезнь, убивающая, по мнению Лермонтова, всё его поколение в целом и замыкающая личность в себе самой, обрекая её на одиночество. Внутренний разлад, разрушительная рефлексия не могут не породить борьбу в душе человека. В стихотворении « Как часто, пёстрою толпою окружён…» Лермонтов противопоставляет внутренний мир своего лирического героя внешнему реальному миру, «одетому» в маску:
    …Мелькают образы бездушные людей,
    Приличьем стянутые маски.
    Антитеза (лирический герой, воспоминание о детстве — «пестра толпа») — своеобразная реализация традиционного романтического двоемирия: герой, одинокий в настоящем, устремляет свои поиски душевной гармонии в прошлое. Поэт находится в постоянном конфликте с обществом — это отражено в стихотворении-исповеди «И скучно и грустно…». Оно в высшей степени пессимистично: человека не могут поддержать ни любовь, ни воспоминания о прошлом. Скука и грусть становятся безотрадной нормой.
    Лирический герой — изгнанник не только общества, но и своей родины, при этом его отношение к отчизне двояко: безотчётно любя свою родину, он тем не менее безраздельно одинок в ней. Так, в стихотворении «Тучи» Лермонтов сначала сопоставляет своего лирического героя с тучами («мчитесь вы, будто как я же, изгнанники…»), а потом противопоставляет его им («чужды вам страсти и чужды страданья»). Поэт показывает тучи «вечными странниками» — это вечное странничество нередко несёт в себе оттенок скитальчества, характерной чертой лермонтовского героя становится бесприютность.
    Понятие родины связано у Лермонтова прежде всего с понятием народа, труда, с природой («Родина»), однако лирический герой, свободный и гордый человек, не может жить в «стране рабов, стране господ», он не приемлет Россию безропотную, покорную, в которой царят произвол и беззаконие («Прощай, немытая Россия…»).
    Лермонтовский герой одинок не только в своей родине, но и в мире в целом («Выхожу один я на дорогу…»). Он вступает в диалог с мирозданием; природа, космос — всё находится в гармонии, о которой мечтает каждый романтик. Однако небесная гармония не приносит счастья, а лишь подчёркивает непричастность лирического героя к божественному покою. В страстях жизни нет стимула и не может быть счастья, желанный же покой находится вне жизни («Я б хотел забыться и заснуть»). Важная особенность стихотворения заключается в том, что, погружаясь в сон природы, лирический герой словно преодолевает своё одиночество.
    В стихотворении 1841 года «Пророк» речь идёт также о приобщении человека к тайнам бытия. В этом произведении Лермонтов как бы подводит итог своей поэтической деятельности. Поэт, наделённый божественным даром, осознаёт всю тяжесть своего предназначения: люди, которым он говорит о любви и правде, не верят ему, презирают его. Но поэт не Отказывается от своей высокой миссии, он возвращается в пустыню, где слушают его «звёзды да тварьземная». Стихотворение отражает трагическое мироощущение Лермонтова, одинокого, отвергнутого, видящего вокруг себя лишь пороки и злобу. В его лирике нашли отражение мотивы бесприютности, бесплодности существования, фатальной обречённости, мёртвой скуки, жгучей и бессмысленной, «какпламень».

  7. 7
    Текст добавил: Всё будет Coco-Cola

    1. Дневник души поэта.
    2. Лицемерная маска общества.
    3. Замкнутый порочный круг.
    Мотив одиночества в творчестве М. Ю. Лермонтова. У современников М. Ю. Лермонтова складывался весьма противоречивый портрет писателя. Однако у нас, по мнению И. Л. Андроникова, остался один из верных источников душевного мира писателя — его сборники стихотворений. Поэтому внимательный и чуткий читатель сможет понять весь трагизм и чувство одиночества, нашедшие выражение в его поэтическом творчестве.
    Одиночество М. Ю. Лермонтова обусловлено жизненными переживаниями, которые постепенно оформляются в дневнике его души. «Лермонтов долго был нескладным мальчиком, — писал А. В. Дружинин, — и даже в молодости… не мог отделаться от застенчивости, которую только прикрывал, то холодностью, то насмешливой сумрачностью приемов». Поэт не чувствует себя своим в кругу людей, которые его окружают. Возможно, он далек от них по взглядам на жизнь или по личным впечатлениям от увиденного. В одном из стихотворений («Когда я пестрою толпою окружен…») лирический герой называет тех, кто его окружает, толпой, которой чужды его вольные стремления и красота мира, понятная даже ребенку.
    Как часто пестрою толпою окружен,
    Когда передо мной, как будто бы сквозь сон…
    При диком шепоте затверженных речей,
    Мелькают образы бездушные людей,
    Приличьем стянутые маски…
    М. Ю. Лермонтов же ни в стихотворениях, ни в жизни не использовал маски. Поэтому на его лице отражались все волнения и сомнения, которые происходили в душе. «Очевидно, Лермонтова можно было представить только в динамике — в резких сменах душевных состояний, в быстром движении мысли, в постоянной игре лица», — замечал И. Л. Андроников. Такую динамику он переносит и на свои стихотворения. Лирический герой полностью отдается чувству, которое зажигает в его душе другой, любимый им человек. И снова гаснет, когда теряет его. Так, в стихотворении
    «К » поэт приоткрывает нам причину волнений
    своей души. В комментариях к произведению говориться о том, что оно обращено к А. Г. Столыпиной, двоюродной сестре матери Лермонтова М. М. Лермонтовой. И только ей он пишет о том, что его дух рано «состарился». Молодой человек по своему духовному уровню намного старше тех, кто его окружает. Возможно, поэтому он не находит в них родственных черт. Они не понимают и не могут понять, что происходит в душе, способной запечатлеть один взгляд. Да и сам лирический герой не хочет раскрывать им истину. Ведь общество не сможет постичь, как для одной счастливой минуты можно забыть весь мир и целиком отдаться чувствам, охватившим тебя при созерцании красоты. Увиденное великолепие он стремится скрыть в богатстве и мире своей души. Но при таком раскладе лирический герой остается вне своего общества, далеким от него по взглядам на жизнь и на происходящее. Ведь они не хотят понять этой красоты. Так зачем им давать топтать то, что так дорого сердцу?
    Я для него забыл весь мир,
    Для сей минуты незабвенной;
    Но я теперь, как нищ, сир,
    Брожу один, как отчужденный!
    В конце последней строчки поставлен восклицательный знак, значит писатель делает акцент именно на этом предложении. В нем заключен очень глубокий смысл. Ведь писатель обращается не только к тому, кому он адресовал свое стихотворение. Он также уже в одной строчке показывает бессмысленность своего положения и состояния. Лирический герой понимает, что все равно останется один на один со своим одиночеством. Никто не сможет ему подать руку помощи или разомкнуть этот порочный круг. Чтобы пояснить свое понимание проблемы, лирический герой сравнивает себя с путником, который нередко в темноте ищет дорогу спасения. Но он, как мотылек, летящий на огонь, погибает, когда видит спасительный свет. Так, в пути он натыкается на огонь и пытается найти его источник.
    Образ огня говорит не только о существовании людей в непроходимых местах, но и о том, что он может согреть и руки, и душу уставшего и одинокого странника. Возможно, тепло растопит лед, который сковал сердце бедного путника или лирического героя. Но такой огонь коварен. Он притягивает к себе странника и заманивает его в ловушку: «схватил рукой… / И пропасть под ногой скользящей!..».
    В этом стихотворении поэт еще раз напоминает о том, что не стоит даже пытаться кому-то раскрыть свой внутренний мир. Общество все равно не поймет и не сможет оценить душевное богатство, скрытое под маской лицемерия. «С юных лет светское общество, с которым Лермонтов был связан рождением и воспитанием, — писал И. А. Андроников, — олицетворяло в его глазах все лживое и бесчувственное, жестокое, лицемерное». В таком случае лучше, наверное, казаться тем, за кого тебя принимают. Но тогда лирический герой, а значит, и сам поэт останется один в том мире, в котором ему приходится существовать. Следовательно, возникает вопрос: возможен ли выход из этого состояния или порочный круг настолько замкнут, что его невозможно разорвать. В творчестве М. Ю. Лермонтова таким спасительным кругом становится любовь. Только любимому человеку лирический герой приоткрывает свои душевные томления. Но интересно, что и описание этого образа также сопровождается определением «один». Например, говорится о том, что дорогой сердцу образ далек от грешной земли, способной разрушить хрупкий мир счастья. Так, в стихотворении «Звезда» одинокая странница влечет за собой лирического героя и ассоциируется у него с любимым человеком.
    Вверху одна Гэрит звезда;
    Мой взор она Манит всегда;
    Мои мечты Она влечет И с высоты Меня зовет!
    В стихотворении возникает и другое понимание далекого образа, о котором мечтает лирический герой. Родной облик настолько же далеко и от него, как и от того общества, в котором они находятся. Поэтому лирический герой снова остается один. Только в мыслях и в ночной тиши он может возвращаться к звезде, напоминающей ему о родственной душе, существующей в этом мире.
    М. Ю. Лермонтову было свойственно «оживлять природу» и ее проявления. Таким же живым образом и предстает перед нами звезда. Она становится не только символом далекого и хорошего товарища, но и в какой-то степени самим негласным другом лирического героя. Ведь именно с ней у него есть возможность общаться и находить общие темы для разговора. Даже усталость не становится причиной, способной помешать этому душевному и откровенному разговору.
    Усталых вежд Я не смыкал,
    И без надежд
    К нему взирал!
    Но подобные небесные тела появляются только в ночи, их невидно при дневном свете, который своим пустым и жестоким блеском затмевает маленькую и далекую от лирического героя звездочку. И поэт снова остается один в большом мире людей. А день, проведенный в таком обществе, настолько долог, что забывается спасительный для души свет, единственный с которым лирический герой нашел общий язык. В этом случае верно написано о том, что «и скучно и грустно, и некому руку подать». Эта строчка говорит: лирический герой способен на диалог с родственной для него душой. Он ждет помощи от тех, кто его окружает. Но, к сожалению, не находит. Поэт рассуждает о том, что любовь может разомкнуть этот круг. Однако в реальной жизни это не всегда доступно, тем более, когда человек разочаровывается в любви. Поэтому он делает вывод о том, что вечной любви на все времена не бывает. Тогда стоит ли раскрывать свой внутренний мир постороннему, хоть и сочувствующему человеку.
    Любить… но кого же?., на время — не стоит труда,
    А вечно любить невозможно.
    Но самое важное то, что не только в любимом друге, но и в самом себе лирический герой потерял ту точку опоры, которая у него была. Так и душевная атмосфера приходит в разлад с новым «соперником» — внутренним миром.
    В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
    И радость, и муки, и все там ничтожно…
    В своих стихотворениях поэт старается найти способ, чтобы разомкнуть круг одиночества, в который его загнало окружение. Но постепенно он приходит к выводу, что это неосуществимо. Даже любовь не спасает и не согревает своим огнем. Наоборот, в сердце лирического героя создается еще больший разлад в момент постижения и восприятия мира. Оно не согласует с его душевным состоянием и равновесием. Так поэт теряет свою внутреннюю опору и остается безумно одиноким «в царстве произвола и мглы».

    читать похожие:

    Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова
    Мотив тоски и одиночества в поэзии М. Ю. Лермонтова
    МОТИВ ЗЕМЛИ И НЕБА В ТВОРЧЕСТВЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
    Трагическое одиночество поэта и его героя в творчестве М. Ю. Лермонтова

  8. Известно, что мотив одиночества, который пронизывает практически все произведения М. Ю. Лермонтова, связан со многими фактами его биографии: раннее сиротство, распри в семье, трагическая личная судьба.
    Индивидуальные особенности характера поэта мешали ему легко сходиться с людьми. Известно, что его высказывания отличались прямотой, а порой и язвительностью. Он не терпел пошлости и ограниченности в людях. Кроме того, на особенности склада личности Лермонтова повлияла та обстановка, которая была характерна для современной ему России. И в этом смысле Лермонтова можно сравнить с его героем Печориным: он одинок потому, что ему скучно в том обществе, где его энергия и ум никому не нужны.
    Лирический герой в стихотворениях Лермонтова обречен всю жизнь существовать среди людей, которые не близки ему духовно, в том обществе, которое пропитано скукой и фальшью.
    В стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…» (1840) действие происходит на новогоднем балу-маскараде. Лирический герой предстает перед читателем как мыслящий и умный человек. Он страдает оттого, что одинок в толпе «бездушных людей».
    Место действия выбрано автором не случайно. Маскарад — это символ всего общества, где нет ниего, кроме «приличьем стянутых масок». А светские дамы, царящие здесь, красивы лишь внешней красотой: речи их давно «затвержены», руки «бестрепетные», как их души и сердца.
    Картина бала с его весельем и смехом усиливает ощущение контраста между лирическим героем и окружающими его людьми. Живя в царстве фальшивых маок и притворных улыбок, герой стихотворения находит отраду лишь в воспоминаниях о детстве, когда память рисует милые его сердцу картины: «спящий пруд», «сад с разрушенной теплицей». Таким образом, простая русская природа противостоит блестящей мишуре маскарада.
    Для Лермонтова природа всегда была отдушиной и даже живым существом, с которым можно разделить свое одиночество. Именно там, на лоне природы, он чувствовал себя ребенком, чистым и искренним.
    Давняя жизнь в старой усадьбе на мгновение становится реальностью, а светский бал — сном.
    Возвращение из мира детства в шумную атмосферу бала к разряженным людям-маскам заставляет лирического героя еще острее почувствовать свое одиночество. Именно поэтому в его душе рождается «железный стих, // Облитый горечью и злостью», который ему хочется бросить в толпу, чтобы вывести ее из состояния привычного равновесия.
    В стихотворении «И скучно и грустно» (1840) звучит совсем другая тональность. В нем уже нет той напряженности, того взрыва эмоций и экспрессии, которые характерны для рассмотренного выше произведения. Здесь взгляд лирического героя вполне холоден и спокоен. Он уже не питает надежд на то, что сумеет освободиться от гнетущего его одиночества: любить некого, не с кем дружить, не с кем разделить ни радости, ни горести. Герой как бы смотрит «с холодным вниманием» на свою жизнь со стороны. Он ничего уже не желает, потому что не видит «пользы напрасно и вечно желать». Он не хочет любить «на время», как принято любить в свете, заводя интрижку или роман. А в большую, настоящую любовь лирический герой Лермонтова уже не верит.
    В сердце его ничего не осталось, кроме пустоты. Теперь перед нами не тот эмоциональный юноша, который хотел бросить в толпу свой «железный стих», как камень в воду, чтобы хоть как-то взбаламутить людское болото. Сейчас в душе героя от «прошлого нет и следа: // И радость, и муки, и все там ничтожно…»
    Вывод лермонтовского героя безрадостен. Нет ниего в окружающей его жизни, что он не презирает, чем он дорожит. А, значит, он все так же одинок, как и раньше, только теперь лишен юношеских порывов, эмоций и надежд. Таким образом, в стихотворении «И скучно и грустно» звучит мысль о том, что в фальшивом и пустом обществе нет места искренним чувствам, нет места красоте и настоящей любви. «Лучшие годы проходят», а саа жизнь воспринимается как «пустая и глупая шутка».
    Лермонтовская лирика полна скорби об одиночестве мыслящего человека в бездушном обществе. Конечно, Лермонтов писал прежде всего о себе и своем времени. Лирический герой его стихотворений напоминает нам человека, которому общество не дало возможности реализовать свои немалые способности. Но все же можно сделать и такой вывод: талантливый и умный человек почти всегда одинок и не понят. Так было и будет во все времена.

  9. Слово «одиночество» – не что иное, как лейтмотив всей жизни М. Лермонтова. Начиная с самого раннего детства, поэт был одинок. Он рано остался без родителей и воспитывался бабушкой, которая не смогла их заменить. Слабое здоровье мешало юному Лермонтову играть со сверстниками и шалить как обычному мальчишке. Вынужденная изоляция и отсутствие общения не могли не сказаться на его характере. «Один среди людского шума возрос под сенью чуждой я…» – писал поэт.
    Печорин, Мцыри, Арбенин, поэтические образы паруса и «одинокого утеса» – это далеко не полный список примеров противостояния окружающему миру. Все герои находятся в постоянной борьбе сами с собой. Мцыри – пленник монастыря, чуждый всем вокруг. Григорий Печорин борется с противоречиями не только в окружающей действительности, но и внутри себя.
    Лермонтов не испытал счастья любви, тем самым усилив свое личное одиночество. В одном из самых своих известных стихотворений «Парус» состояние лирического героя – вечное одиночество, потерянность и безысходность.
    «Увы, он счастия не ищет
    И не от счастия бежит!»
    Совпадение лирического героя и автора встречается в творчестве Лермонтова постоянно. Все его герои очень трагичны, как и его одинокая творческая жизнь.
    Мрачными красками прописано стихотворение «Утес». Игривая и веселая золотая тучка покидает старый «утес – великан». Он остается грустить совершенно один. Переживания, страдания и одиночество – все, что выпадает на долю лирического героя.
    Бесконечную печаль, и грусть вызывают строки из стихотворения «На севере диком…». Казалось бы, простое описание природы России, но «одиноко», «на голой вершине» и даже в названии автор создает читателю мрачное настроение, тем самым усиливает картину одиночества. Сосне неуютно, холодно и печально. Она мечтает о теплых странах и солнце. Даже природа у поэта может грустить и плакать. Противостояние образов, это прием, который постоянно использует Лермонтов.

  10. Тема конфликта человека и общества, начатая Байроном, получила свое развитие в сочинениях и Пушкина, и Лермонтова не случайно. Дело в том, что «английский сплин», которым был болен Чайльд Гарольд, имеет аналогию — «русскую хандру». «Русская хандра» получила такое широкое распространение, что стала поистине болезнью века, и величайшие русские писатели не могли, конечно, не отразить это явление в своих произведениях. Например, Печорин так же болен этой болезнью, как и Онегин, как и другие «лишние люди»: Алеко, Кавказский пленник, и так же одинок, как они.
    Тема одиночества очень характерна для всего творчества М. Ю. Лермонтова: «И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды». Его лирический герой мучается от сознания невозможности что-либо изменить в этой жизни, и наступает разочарование: «Уж не жду от жизни ничего я, и не жаль мне прошлого ничуть».
    Лирический герой Лермонтова, анализируя свои чувства и состояние, в стихотворении «Дума» приходит к выводу, что эти настроения характерны для его времени: «Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно».
    Размышляет, хоть и несколько иначе, Лермонтов о судьбах своего поколения и в «Герое нашего времени». Например, Грушницкий принадлежит к светскому обществу, характерной чертой которого является бездуховность. Печорин же, принимая условия игры, находится как бы над обществом, понимая, что там «мелькают образы бездушные людей, приличьем стянутые маски».
    Мотив неразделенной, несчастной любви звучит как в лирике поэта, так и в его романе:
    Любить? Но кого же?
    На время – не стоит труда,
    А вечно любить невозможно…
    Или стихотворение «Я не унижусь пред тобой…
    Начну обманывать безбожно,
    чтоб не любить, как я любил,
    Иль женщин уважать возможно,
    Когда мне ангел изменил?
    Не то же ли самое случилось однажды с Печориным, сделало его жестоким и по отношению к княжне Мэри, и к Бэле? Лишь намек на разгадку мы видим в истории его отношений с Верой…
    И лирический герой Лермонтова, и Печорин в своем одиночестве тянутся к природе, умеют видеть ее красоту. И здесь тема одиночества звучит с необыкновенной силой. Природа словно подчеркивает его:
    Выхожу один я на дорогу,
    Сквозь туман кремнистый путь блестит.
    Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
    И звезда с звездою говорит.
    Одиноко растет «на севере диком» сосна, мечтая о далекой пальме; одиноким остается и утес-великан из стихотворения «Утес».
    Одинок был сам поэт и в жизни и в своем творчестве. Еще в юности он словно предсказал свою судьбу и дал свой лирический портрет в стихотворении, которое, по сути, стало программным:
    Нет, я не Байрон, я другой,
    Еще неведомый избранник,
    Как он, гонимый миром странник,
    Но только с русскою душой.

  11. Герой погружен в размышления, но это не радостные мысли, а переживания, вызывающие слезы. Вовсей пустыне, кроме него, никого нет. Значит, и у человека нет друзей и близких, с кем можно было бы поделиться своими размышлениями идумами. Только туч^ ка может на некоторое время задержаться на груди утеса. Ее опи­сание еще больше подчеркивает одиночество и старость великана. В отличие отмрачного утеса, она молода. Эпитет «золотая» говорит о ее радости и веселье. Такое настроение прямо противоположно настроению утеса. Великан не можетпокинуть свою пустыню, как, очевидно, человек свою страну. А тучка вольна и свободна. Утром, «весело играя» по лазури, она покинула утес и умчалась в другие края. Герой же остался опять один со своими тихими слезами.
    Мотивом тоски и одиночества проникнуто и стихотворение «На севере диком». Это перевод стихотворения немецкого поэта Гейне. Лермонтов всегда переводил только те произведения, которые были близки ему по духу и настроению. Но в любом его переводе рожда­ется совершенно новое стихотворение. В образах одинокой сосны -и такой же одинокой и грустной пальмы поэт воплотил чувство тра­гического одиночества человека. В лицемерном и жестоком свет­ском обществе творческий человек оказывается духовно одинок.

  12. Мотивы одиночества преобладают в творчестве М. Ю. Лермонтова. Несмотря на то, что поэт был одним из образованнейших людей эпохи, он не находил понимания у представителей своего сословного круга. Лермонтов отличался независимостью в суждениях, с негодованием высказывался о власти. Всё это нашло отражение в его творчестве. Одиночество и безысходность вот основные темы лирики Лермонтова.
    Уже в ранний период творчества в философском стихотворении «Чаша жизни» поэт отмечает, что мечта, ради которой живёт большинство из нас, часто остается невоплощённой в жизнь. Содержимое чаши это некий напиток, который автор олицетворяет с заветным желанием, уже выпит кем-то другим. Прожитая жизнь оказывается такой же пустой и бесцельной, как и «чаша бытия», из которой мы пьём с «закрытыми очами». На смертном одре каждый из нас понимает, что всё то, ради чего мы жили, через мгновение исчезнет навсегда:
    Тогда мы видим, что пуста была златая чаша,
    Что в ней напиток был – мечта
    И что она – не наша!
    Тему одиночества и непонимания Лермонтов развивает в стихотворении «Я не для ангелов и рая…», написанном в 83 году. Поэт сравнивает себя с демоном, который никогда не будет счастлив ни на земле, ни на небесах:
    Как демон мой, я зла избранник,
    Как демон, с гордою душой,
    Я меж людей беспечный странник,
    Для мира и небес чужой:
    В 836 году Лермонтов был арестован за стихотворение «Смерть поэта». Оказавшись за решёт­кой, автор по иному определяет одиночество. Если раньше поэта волновала внутренняя изоляция, то теперь Лермонтов оказался изолирован и внешне:
    Одинок я нет отрады;
    Стены голые кругом,
    Тускло светит луч лампады
    Умирающим огнём.
    «Безответный часовой» символизирует собой не только тюремного охранника, но и всё безмолвное полицейское общество первой половины XX века:
    Только слышно за дверями,
    Звучно мерными шагами,
    Ходит в тишине ночной
    Безответный часовой.
    Тему духовного заточения автор продолжает в стихотворении «Пленный рыцарь». Из «окошка тем­ницы» видно «синее небо». Там «играют» «вольные птицы». Свобода вызывает у поэта чувство зависти и стыда. Ассоциируя себя с рыцарем, закованным а «каменный панцирь», автор не перестаёт думать о вольной жизни:
    В каменный панцирь я ныне закован,
    Каменный шлем мою голову давит,
    Щит мой от стрел и меча заколдован,
    Конь мой бежит, и никто им не правит.
    Лермонтов стал продолжателем пушкинских традиций. В его творчестве нашли отражение мно­гие проблемы, характерные для общественной жиз­ни России первой половины Х!Х века. Его лиричес­кие произведения стали классикой отечественной и мировой литературы, оказали огромное влияние на творчество поэтов следующих поколений.
    У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
    В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
    Сохранить сочинение:

  13. Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова.
    М.Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании трагического несовершенства мира. На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок.
    Лирический герой Лермонтова – это гордая одинокая личность, противопоставленная миру и обществу. В лирике Лермонтова выразился протест против внутреннего и наружного рабства.
    Одиночество – центральная тема его поэзии. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в Отчизне.
    Его одиночество в свете отразилось в стихотворении “Дума”. Здесь он показал, насколько современное поколение отстало в духовном развитии. Малодушие светского общества, струсившего перед разгулом деспотизма, вызывало у Лермонтова гневное презрение, но поэт не отделяет себя от этого поколения: в стихотворении постоянно встречается местоимение “мы”. Его причастность к духовно обанкротившемуся поколению позволяет ему выразить трагичность мироощущения своих современников и одновременно вынести им суровый приговор с позиции будущих поколений.
    Эту же мысль Лермонтов выразил и в стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен”. Здесь он чувствует себя одиноким среди “приличьем стянутых масок”, ему неприятно прикосновение “красавиц городских”. Он один противостоит этой толпе, ему хочется “дерзко бросить им в лицо железный стих, облитый горечью и злостью”.
    Лермонтов тосковал по настоящей жизни. Он сожалеет о поколении, потерянном для этой жизни, он завидует великому прошедшему, полному славы великих дел.
    В стихотворении “И скучно и грустно” вся жизнь сведена к “пустой и глупой шутке”. И действительно, она не имеет смысла, когда “некому руку пожать в минуту душевной невзгоды”. В этом стихотворении видно не только одиночество Лермонтова в обществе, но и в любви и дружбе. Явно прослеживается его неверие в любовь:
    Любить… но кого же?., на время – не стоит труда,
    А вечно любить невозможно.
    В стихотворении “Благодарность” присутствует все тот же мотив одиночества. Лирический герой благодарит, по-видимому, свою возлюбленную “за горечь слез, отраву поцелуя, за месть врагов, за клевету друзей”, но в этой благодарности слышится упрек в неискренности чувств, поцелуй он считает “отравой”, а друзей – лицемерами, оклеветавшими его.
    В стихотворении “Нет, не тебя так пылко я люблю…” видна связь с прошлым. Лирический герой вспоминает “прошлое страданье и молодость погибшую свою”. Он устремляется в воспоминания, и перед ним предстают “уста живые” и “огонь в глазах”. Реальность же ему преподносит совсем иное, и он не хочет думать о том, что уста “давно немые”, что огонь в глазах “давно погас”. Он опять один в прошлом и надеется не встречаться с настоящим.
    В стихотворении “Завещание”, написанном в форме исповеди умирающего на войне солдата, Лермонтов изобразил женщину с “пустым сердцем”. Армеец говорит о ней: “Пустого сердца не жалей. Пускай она поплачет… Ей ничего не значит”. Эта женщина вобрала в себя все то жестокое и несправедливое, что испытал в жизни умирающий боец. Здесь также прослеживается мотив одиночества. Лирический герой имеет отца и мать, но, несмотря на это, он одинок и не верит в любовь.
    “Сон” – стихотворение с новеллистическим сюжетом. Оно написано от имени человека, находящегося на грани жизни и смерти, который видит во сне свою возлюбленную, видящую сон о смерти любимого ею мужчины. В этом стихотворении переплетены мотивы любви и смерти. В своем сне герой как бы прощается с любимой женщиной перед тем, как хочет отойти в мир иной.
    Стихотворение “Молитва” построено как монолог лирического героя. В нем он молится о счастье любимой, о ее душе. Здесь присутствует трагедия духовного одиночества, но она не разрушила глубокого участия и заинтересованности лирического героя в судьбе другого человека, духовная чистота которого не справится с силами “мира холодного”.
    В “Утесе” Лермонтов рассказывает о непрочности человеческих отношений. Утес страдает от одиночества, поэтому ему так дорого посещение тучки, умчавшейся поутру, “по лазури весело играя”.
    В стихотворении “На севере диком” рассказывается о сосне, стоящей “одиноко на голой вершине”. Ей снится пальма, которая “в пустыне далекой, в том крае, где солнца восход”, стоит, как и сосна, “одна и грустна”. Эта сосна мечтает о родственной душе, находящейся в далеких теплых краях.
    В стихотворении “Листок” мы видим мотивы одиночества и поиска родной земли. Дубовый листок ищет себе пристанища. Он “прижался у корня чинары высокой”, но она прогнала его. И он опять один на белом свете. Лермонтов, как и этот листок, искал себе приюта, но так и не нашел.
    Большое место в лирике Лермонтова занимает тема Родины, тесно связанная с темой одиночества. Его отношение к России было двояко. С одной стороны, он любил русскую природу. С другой стороны, Лермонтов не принимал самодержавия и тех порядков, которые царили в русском обществе в 30-е годы XIX столетия.
    В стихотворении “Родина” поэт говорит: “Люблю отчизну я, но странною любовью!” Он любит ту Россию, в которой были “дрожащие огни печальных деревень”, “дымок спаленной жнивы”, “на холме средь желтой нивы чету белеющих берез”.
    В стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен” он раскрыл тему “малой Родины”, изобразив имение Тарханы.
    Завершая тему одиночества в лирике Лермонтова, надо сказать, что поэту принадлежит несколько замечательных произведений, полных энергии и благородного негодования, желания изменить существующую реальность. В его лирике отразился весь сложный духовный мир поэта.
    Все сочинения

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *