Сочинение на тему моя любимая басня крылова 6 класс осел и соловей
6 вариантов
Осел и Соловей
Однажды Осел увидел Соловья и сказал, что наслышан о его умении петь.
Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень я
Сам посудить, твое услышав пенье,
Велико ль подлинно твое уменье?
Соловей сразу же стал демонстрировать Ослу свое искусство. Он и защелкал, и засвистал на тысячу ладов, тянул, переливался; то нежно ослабевал, то томной вдалеке свирелью отдавался, то мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Все вокруг замерло и внимало Соловью, «любимцу и певцу Авроры»:
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада.
Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
И только иногда,
Внимая Соловью, пастушке улыбался.
Всем понравилось пение Соловья. Но когда он закончил свое пение, Осел уставился в землю лбом и сказал:
Изрядно, — говорит, — сказать неложно, Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком Ты с нашим петухом;
Еще б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился.
Услышав такие отзывы, Соловей не выдержал, вспорхнул и полетел прочь, за тридевять полей. Басня традиционно заканчивается моралью: «Избави, бог, и нас от этаких судей».
***
В басне описывается ситуация, которая часто возникает в реальной жизни. Некто самоуверенный и незнающий берется судить о том, о чем не имеет никаких представлений. Не зря в этом образе выступает именно Осел, которого традиционно считают глупым животным. Этот персонаж символизирует абсурдность ситуации. Что же касается Соловья, то автор живописует его пение так, что становится очевидным, насколько хорошо оно было. Мораль басни такова, что судьей зачастую становится тот, кто судит без знания дела, и потому нельзя принимать за чистую монету подобные суждения.
Осел увидел Соловья
И говорит ему: “Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень я
Сам посудить, твое услышав пенье,
Велико ль подлинно твое уменье?”
Тут Соловей являть свое искусство стал:
Защелкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Внимало все тогда
Любимцу и певцу Авроры;
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада
Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
И только иногда,
Внимая Соловью, пастушке улыбался.
Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом,
“Изрядно, – говорит, – сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом;
Еще б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился”,
Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул – и полетел за тридевять полей.
Избави бог и нас от этаких судей.
Мораль басни Ивана Крылова Осёл и соловей
Избави бог и нас от этаких судей
Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Осёл и соловей
Нельзя судить, без знания дела. Нельзя слушать судей, которые не разбираются в вопросе или попросту глупы. Иногда невозможно правильно оценить событие или поступок, если неизвестны все обстоятельства.
Краткое содержание
Осел встретил соловья и попросил его спеть. Тот пел и был прекрасен. Все заслушались. Но осел посоветовал поучиться ему у петуха. Соловей улетел.
Анализ басни Осёл и соловей, герои басни
Главными героями басни являются осел и соловей. Басня начинается прямо с развития событий. Каждый из героев выступает показателем противоположных качеств. Соловей – это прекрасно поющая птица. Его пение нравится всем. Голос ему дан природой. В виде соловья Крылов показывает человека, мастера своего дела. Соловей гордится своим голосом, ведь каждый, кто услышит его пение, тот высоко ценит его талант. Крылов хорошо подобрал слова для описания обстановки вокруг соловья, а также реакции других животных.
У осла же наоборот, нет ни слуха, ни голоса. Несмотря на это он считает, что вправе оценивать талант соловья. Из – за того, что он не имеет музыкального слуха, он говорит, что даже петух бы спел лучше. Сравнив соловья и петуха это еще больше дает нам убедиться насколько осел глуп. Этим он обижает соловья, ведь его пением восхищаются все. Сопоставив соловья и петуха, осел тем самым, показывает, что не имеет никакого представления о настоящем искусстве пения.
Осел и Соловей
Однажды Осел увидел Соловья и сказал, что наслышан о его умении петь.
Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень я
Сам посудить, твое услышав пенье,
Велико ль подлинно твое уменье?
Соловей сразу же стал демонстрировать Ослу свое искусство. Он и защелкал, и засвистал на тысячу ладов, тянул, переливался; то нежно ослабевал, то томной вдалеке свирелью отдавался, то мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Все вокруг замерло и внимало Соловью, «любимцу и певцу Авроры»:
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада.
Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
И только иногда,
Внимая Соловью, пастушке улыбался.
Всем понравилось пение Соловья. Но когда он закончил свое пение, Осел уставился в землю лбом и сказал:
Изрядно, — говорит, — сказать неложно, Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком Ты с нашим петухом;
Еще б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился.
Услышав такие отзывы, Соловей не выдержал, вспорхнул и полетел прочь, за тридевять полей. Басня традиционно заканчивается моралью: «Избави, бог, и нас от этаких судей».
***
В басне описывается ситуация, которая часто возникает в реальной жизни. Некто самоуверенный и незнающий берется судить о том, о чем не имеет никаких представлений. Не зря в этом образе выступает именно Осел, которого традиционно считают глупым животным. Этот персонаж символизирует абсурдность ситуации. Что же касается Соловья, то автор живописует его пение так, что становится очевидным, насколько хорошо оно было. Мораль басни такова, что судьей зачастую становится тот, кто судит без знания дела, и потому нельзя принимать за чистую монету подобные суждения.
Басней называется жанр произведения героями которого являются животные. На их примере высмеиваются и критикуются людские недостатки. Краткое содержание басни “Осел и соловей”:
Осел увидел Соловья и спросил у него, правда ли тот хорошо поет;
Осел просит его продемонстрировать свой талант и он начинает петь;
Пение соловья было прекрасным и поразило окружающих;
Но осла пение не впечатлило и он посоветовал соловью поучиться петь у петуха. Анализ басни И.Крылова “Осел и соловей”.
В басне Крылова каждый персонаж выступает олицетворением качества, над которыми стоит задуматься. Соловей олицетворяет мастера своего дела, наделенным талантом от природы. Его пением восхищается каждым и ценит его дар, и Соловей этим гордиться по праву. Автор использует в тексте выразительные средства, чтобы передать мастерство героя. Соловей в басне описан во всем великолепии. Осел представлен героем, который совершенно не разбирается в деле, но при этом он считает своим долгом оценить соловья. Он посчитал, что петух поет лучше, не смотря на то, что сравнение двух противоположностей по сути выглядит абсурдным. Можно сделать вывод, что Осел совершенно не разбирается в деле и при этом судит, именно это и критикует автор.
Смысл басни,, Осёли соловей” заключается в том, что баснеписец заменяет людей животными. Соловей – это талантливый человек, который хорошо умеет петь. Осёл – необразованный, глупый человек, который, услышав прекрасное пение, пытается доказать, что певец поёт хуже петуха, при этом ничего не понимая в пении.
В басне Крылова Осел и Соловей каждый из героев выступает символом качеств, которые стоят того, чтобы о них задуматься. Итак, Соловей. Птица прекрасным пением олицетворяет человека – мастера своего дела, с даром от самой Природы. К пению птицы прислушивается каждый, кто его услышит и каждый высоко оценит талант Соловья, чем тот по праву гордится. Крылов использует такие выразительные интонации и слова в адрес Соловушки, которые кажется не превзошел никто из русских писателей. Очаровательные, подробные описания окружающей обстановки, реакции людей и животных на песню птицы, доказывают к тому же, что Крылов – не просто баснописец, он – великий поэт. Соловей описан так, что не найдется больше ничего того, что стоило бы добавить.
Осёл же, напротив, совершенно не разбирается в пении, но оценивать Соловья считает возможным. За неимением слуха и понимания прекрасного, посчитал, что даже петух спел бы лучше. Крылов здесь передает абсурдность сложившейся ситуации и моралью в последней строчке басни подводит итог: браться судить о том, о чем даже не имеешь представления – глупо. Осел, сравнивая Соловья с Петухом, сопоставляет две совершенные противоположности, показывая нам отсутствие какого-либо вкуса.
Комментарии преподавателя
Поводом к созданию басни послужил случай из жизни Крылова (рис. 1): «Какой-то вельможа (по словам одних – гр. Разумовский, по другим – кн. А. Н. Голицын), может быть, следуя примеру имп. Марии Федоровны, покровительствовавшей поэту, а может быть, искренно желая свести с ним знакомство, пригласил его к себе и просил прочитать две-три басенки. Крылов артистически прочитал несколько басен, в том числе одну, заимствованную у Лафонтена. Вельможа выслушал его благосклонно и глубокомысленно сказал: «Это хорошо, но почему вы не переводите так, как Иван Иванович Дмитриев?» – «Не умею», – скромно отвечал поэт. Тем разговор и закончился. Возвратясь домой, задетый за живое баснописец вылил свою желчь в басне «Осел и Соловей». Кеневич В.Ф. Из «Библиографических и исторических примечаний к басням Крылова»
После публикации басни Крылова стали называть «Соловьем». Это прозвание вошло в литературу. Осел и Соловей (рис. 2)
Рис. 2. Кадр из мультипликационного фильма по мотивам басен И.А. Крылова «В мире басен» (Источник)
Владислав Феофилович Кеневич, современник и первый систематический исследователь литературной деятельности Крылова, в «Библиографических и исторических примечаний к басням Крылова» писал: «Известно, что Крылов был к себе несравненно строже, чем его читатели: он по многу раз переписывал одну и ту же басню, всякий раз переделывал её и удовлетворялся только тогда, когда в ней не оставалось ни одного слова, которое, как он выражался, «ему приедалось». Именно поэтому мы можем утверждать, что каждое слово в басне И.А. Крылова несёт определённую смысловую нагрузку.
Итак, в басне два ключевых образа: Осёл и Соловей. СЛОВАРЬ
«Дружище» – фамильярное обращение к другу (отметим, что Соловей не являлся другом Осла, что придаёт его обращению ещё больше фамильярности и небрежности, что позволяет сделать вывод о невоспитанности Осла).
Далее – слово «мастерище», казалось бы, передаёт восхищение. Мастерище – это мастер, виртуоз в своём деле, да ещё в превосходной степени. Но созвучность со словом «дружище», да ещё явная тавтология «великий мастерище» вновь негативно характеризует Осла, свидетельствуя о его невежестве. ТАВТОЛО?ГИЯ (от греч. tauto – «то же самое» и logos – «слово, понятие») – повторение одного и того же разными словами. В качестве стилистического приема относится к роду плеоназма (излишества).
«Изрядно», – говорит Осёл, прослушав пение Соловья. «Изрядно» – значит «значительно, превосходно». Однако в толковых словарях это слово всегда сопровождается пометой «разг.», что означает «разговорный». То же самое можно сказать и о словах «уставясь» и «навострился».
Деепричастный оборот «уставясь в землю лбом» напоминает нам об ослином упрямстве. А сразу за ним – совет «немножко поучиться» пению у петуха, который судя по местоимению «нашим» является близким приятелем Осла. А теперь вспомним знаменитую пословицу: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Ограниченный петух является другом такого же невежи Осла.
Образ Осла вызывает смех у читателя. Такое изображение называется КОМИЧЕСКИМ.
Какими же художественными средствами Крылов передаёт красоту и очарование пения Соловья?
Пение Соловья напоминает целый концерт. Для этого Крылов использует ряд однородных членов: глаголы «защёлкал», «засвистал», «отдавался», «рассыпался». А также сравнение со свирелью, метафору «мелкой дробью рассыпался», эпитет «томной» свирелью.
Пение Соловья производит чудесное действие на всех, кто его услышал. Он всех очаровал своим пением. Внёс успокоение и в природу, и в жизнь людей: «затихли ветерки», «птички замолкли», «стада животных прилегли», «пастух пением любовался».
Внимало все тогда
Любимцу и певцу Авроры… АВРОРА – богиня утренней зари (древнеримская мифология).
Обратим внимание на одну деталь: Соловей вообще не говорит, только поёт, этим автор показывает, что невежественное (просторечное и разговорное) чуждо этому герою в отличие от Осла, который постоянно что-то говорит, при этом использует в основном разговорную и просторечную лексику.
Автор использует приём антитезы, противопоставляя Соловья, мастера своего дела, истинного певца природы, который очаровывает своим пением, и Осла, глупого, невежественного, невоспитанного, который ничего не понимает в настоящем искусстве. АНТИТЕЗА – стилистический прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов.
В басне описывается ситуация, которая часто возникает в реальной жизни. Некто самоуверенный и незнающий берется судить о том, о чём не имеет никакого представления.
Мораль басни заключается в словах: «Избави Бог и нас от этаких судей». С помощью приёма аллегории, баснописец передаёт своему читателю мысль о том, что, если о настоящем искусстве часто берутся судить те, кто в этом ничего не понимает, как Осёл, тогда истинным мастерам, вроде Соловья, приходится туго. МОРАЛЬ – это поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни. АЛЛЕГОРИЯ – иносказание – изображение отвлечённого понятия через конкретный образ.
Басня «Осёл и Соловей» была написана Иваном Андреевичем Крыловым более ста лет назад, но до сих пор не потеряла своей актуальности, потому что таких глупых судей, как Осёл, можно встретить в жизни и в наше время.
ИСТОЧНИКИ http://www.youtube.com/watch?v=h5xB6Nn4cMg http://interneturok.ru/ru/school/literatura/6-klass/proizvedeniya-russkih-pisatelej-19-veka/ivan-krylov-basnya-osyol-i-solovey?seconds=0 – ЗДЕСЬ можно посмотреть видеоурок по теме
Осел и Соловей
Однажды Осел увидел Соловья и сказал, что наслышан о его умении петь.
Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень я
Сам посудить, твое услышав пенье,
Велико ль подлинно твое уменье?
Соловей сразу же стал демонстрировать Ослу свое искусство. Он и защелкал, и засвистал на тысячу ладов, тянул, переливался; то нежно ослабевал, то томной вдалеке свирелью отдавался, то мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Все вокруг замерло и внимало Соловью, «любимцу и певцу Авроры»:
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада.
Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
И только иногда,
Внимая Соловью, пастушке улыбался.
Всем понравилось пение Соловья. Но когда он закончил свое пение, Осел уставился в землю лбом и сказал:
Изрядно, — говорит, — сказать неложно, Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком Ты с нашим петухом;
Еще б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился.
Услышав такие отзывы, Соловей не выдержал, вспорхнул и полетел прочь, за тридевять полей. Басня традиционно заканчивается моралью: «Избави, бог, и нас от этаких судей».
***
В басне описывается ситуация, которая часто возникает в реальной жизни. Некто самоуверенный и незнающий берется судить о том, о чем не имеет никаких представлений. Не зря в этом образе выступает именно Осел, которого традиционно считают глупым животным. Этот персонаж символизирует абсурдность ситуации. Что же касается Соловья, то автор живописует его пение так, что становится очевидным, насколько хорошо оно было. Мораль басни такова, что судьей зачастую становится тот, кто судит без знания дела, и потому нельзя принимать за чистую монету подобные суждения.
Осел увидел Соловья
И говорит ему: “Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень я
Сам посудить, твое услышав пенье,
Велико ль подлинно твое уменье?”
Тут Соловей являть свое искусство стал:
Защелкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Внимало все тогда
Любимцу и певцу Авроры;
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада
Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
И только иногда,
Внимая Соловью, пастушке улыбался.
Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом,
“Изрядно, – говорит, – сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом;
Еще б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился”,
Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул – и полетел за тридевять полей.
Избави бог и нас от этаких судей.
Мораль басни Ивана Крылова Осёл и соловей
Избави бог и нас от этаких судей
Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Осёл и соловей
Нельзя судить, без знания дела. Нельзя слушать судей, которые не разбираются в вопросе или попросту глупы. Иногда невозможно правильно оценить событие или поступок, если неизвестны все обстоятельства.
Краткое содержание
Осел встретил соловья и попросил его спеть. Тот пел и был прекрасен. Все заслушались. Но осел посоветовал поучиться ему у петуха. Соловей улетел.
Анализ басни Осёл и соловей, герои басни
Главными героями басни являются осел и соловей. Басня начинается прямо с развития событий. Каждый из героев выступает показателем противоположных качеств.
Соловей – это прекрасно поющая птица. Его пение нравится всем. Голос ему дан природой. В виде соловья Крылов показывает человека, мастера своего дела. Соловей гордится своим голосом, ведь каждый, кто услышит его пение, тот высоко ценит его талант. Крылов хорошо подобрал слова для описания обстановки вокруг соловья, а также реакции других животных.
У осла же наоборот, нет ни слуха, ни голоса. Несмотря на это он считает, что вправе оценивать талант соловья. Из – за того, что он не имеет музыкального слуха, он говорит, что даже петух бы спел лучше. Сравнив соловья и петуха это еще больше дает нам убедиться насколько осел глуп. Этим он обижает соловья, ведь его пением восхищаются все. Сопоставив соловья и петуха, осел тем самым, показывает, что не имеет никакого представления о настоящем искусстве пения.
Осел и Соловей
Однажды Осел увидел Соловья и сказал, что наслышан о его умении петь.
Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень я
Сам посудить, твое услышав пенье,
Велико ль подлинно твое уменье?
Соловей сразу же стал демонстрировать Ослу свое искусство. Он и защелкал, и засвистал на тысячу ладов, тянул, переливался; то нежно ослабевал, то томной вдалеке свирелью отдавался, то мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Все вокруг замерло и внимало Соловью, «любимцу и певцу Авроры»:
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада.
Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
И только иногда,
Внимая Соловью, пастушке улыбался.
Всем понравилось пение Соловья. Но когда он закончил свое пение, Осел уставился в землю лбом и сказал:
Изрядно, — говорит, — сказать неложно, Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком Ты с нашим петухом;
Еще б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился.
Услышав такие отзывы, Соловей не выдержал, вспорхнул и полетел прочь, за тридевять полей. Басня традиционно заканчивается моралью: «Избави, бог, и нас от этаких судей».
***
В басне описывается ситуация, которая часто возникает в реальной жизни. Некто самоуверенный и незнающий берется судить о том, о чем не имеет никаких представлений. Не зря в этом образе выступает именно Осел, которого традиционно считают глупым животным. Этот персонаж символизирует абсурдность ситуации. Что же касается Соловья, то автор живописует его пение так, что становится очевидным, насколько хорошо оно было. Мораль басни такова, что судьей зачастую становится тот, кто судит без знания дела, и потому нельзя принимать за чистую монету подобные суждения.
Басней называется жанр произведения героями которого являются животные. На их примере высмеиваются и критикуются людские недостатки.
Краткое содержание басни “Осел и соловей”:
Осел увидел Соловья и спросил у него, правда ли тот хорошо поет;
Осел просит его продемонстрировать свой талант и он начинает петь;
Пение соловья было прекрасным и поразило окружающих;
Но осла пение не впечатлило и он посоветовал соловью поучиться петь у петуха.
Анализ басни И.Крылова “Осел и соловей”.
В басне Крылова каждый персонаж выступает олицетворением качества, над которыми стоит задуматься. Соловей олицетворяет мастера своего дела, наделенным талантом от природы. Его пением восхищается каждым и ценит его дар, и Соловей этим гордиться по праву. Автор использует в тексте выразительные средства, чтобы передать мастерство героя. Соловей в басне описан во всем великолепии. Осел представлен героем, который совершенно не разбирается в деле, но при этом он считает своим долгом оценить соловья. Он посчитал, что петух поет лучше, не смотря на то, что сравнение двух противоположностей по сути выглядит абсурдным. Можно сделать вывод, что Осел совершенно не разбирается в деле и при этом судит, именно это и критикует автор.
Смысл басни,, Осёли соловей” заключается в том, что баснеписец заменяет людей животными. Соловей – это талантливый человек, который хорошо умеет петь. Осёл – необразованный, глупый человек, который, услышав прекрасное пение, пытается доказать, что певец поёт хуже петуха, при этом ничего не понимая в пении.
В басне Крылова Осел и Соловей каждый из героев выступает символом качеств, которые стоят того, чтобы о них задуматься. Итак, Соловей. Птица прекрасным пением олицетворяет человека – мастера своего дела, с даром от самой Природы. К пению птицы прислушивается каждый, кто его услышит и каждый высоко оценит талант Соловья, чем тот по праву гордится. Крылов использует такие выразительные интонации и слова в адрес Соловушки, которые кажется не превзошел никто из русских писателей. Очаровательные, подробные описания окружающей обстановки, реакции людей и животных на песню птицы, доказывают к тому же, что Крылов – не просто баснописец, он – великий поэт. Соловей описан так, что не найдется больше ничего того, что стоило бы добавить.
Осёл же, напротив, совершенно не разбирается в пении, но оценивать Соловья считает возможным. За неимением слуха и понимания прекрасного, посчитал, что даже петух спел бы лучше. Крылов здесь передает абсурдность сложившейся ситуации и моралью в последней строчке басни подводит итог: браться судить о том, о чем даже не имеешь представления – глупо. Осел, сравнивая Соловья с Петухом, сопоставляет две совершенные противоположности, показывая нам отсутствие какого-либо вкуса.
Комментарии преподавателя
Поводом к созданию басни послужил случай из жизни Крылова (рис. 1): «Какой-то вельможа (по словам одних – гр. Разумовский, по другим – кн. А. Н. Голицын), может быть, следуя примеру имп. Марии Федоровны, покровительствовавшей поэту, а может быть, искренно желая свести с ним знакомство, пригласил его к себе и просил прочитать две-три басенки. Крылов артистически прочитал несколько басен, в том числе одну, заимствованную у Лафонтена. Вельможа выслушал его благосклонно и глубокомысленно сказал: «Это хорошо, но почему вы не переводите так, как Иван Иванович Дмитриев?» – «Не умею», – скромно отвечал поэт. Тем разговор и закончился. Возвратясь домой, задетый за живое баснописец вылил свою желчь в басне «Осел и Соловей». Кеневич В.Ф. Из «Библиографических и исторических примечаний к басням Крылова»
После публикации басни Крылова стали называть «Соловьем». Это прозвание вошло в литературу.
Осел и Соловей (рис. 2)
Рис. 2. Кадр из мультипликационного фильма по мотивам басен И.А. Крылова «В мире басен» (Источник)
Владислав Феофилович Кеневич, современник и первый систематический исследователь литературной деятельности Крылова, в «Библиографических и исторических примечаний к басням Крылова» писал: «Известно, что Крылов был к себе несравненно строже, чем его читатели: он по многу раз переписывал одну и ту же басню, всякий раз переделывал её и удовлетворялся только тогда, когда в ней не оставалось ни одного слова, которое, как он выражался, «ему приедалось». Именно поэтому мы можем утверждать, что каждое слово в басне И.А. Крылова несёт определённую смысловую нагрузку.
Итак, в басне два ключевых образа: Осёл и Соловей.
СЛОВАРЬ
«Дружище» – фамильярное обращение к другу (отметим, что Соловей не являлся другом Осла, что придаёт его обращению ещё больше фамильярности и небрежности, что позволяет сделать вывод о невоспитанности Осла).
Далее – слово «мастерище», казалось бы, передаёт восхищение. Мастерище – это мастер, виртуоз в своём деле, да ещё в превосходной степени. Но созвучность со словом «дружище», да ещё явная тавтология «великий мастерище» вновь негативно характеризует Осла, свидетельствуя о его невежестве.
ТАВТОЛО?ГИЯ (от греч. tauto – «то же самое» и logos – «слово, понятие») – повторение одного и того же разными словами. В качестве стилистического приема относится к роду плеоназма (излишества).
«Изрядно», – говорит Осёл, прослушав пение Соловья. «Изрядно» – значит «значительно, превосходно». Однако в толковых словарях это слово всегда сопровождается пометой «разг.», что означает «разговорный». То же самое можно сказать и о словах «уставясь» и «навострился».
Деепричастный оборот «уставясь в землю лбом» напоминает нам об ослином упрямстве. А сразу за ним – совет «немножко поучиться» пению у петуха, который судя по местоимению «нашим» является близким приятелем Осла. А теперь вспомним знаменитую пословицу: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Ограниченный петух является другом такого же невежи Осла.
Образ Осла вызывает смех у читателя. Такое изображение называется КОМИЧЕСКИМ.
Какими же художественными средствами Крылов передаёт красоту и очарование пения Соловья?
Пение Соловья напоминает целый концерт. Для этого Крылов использует ряд однородных членов: глаголы «защёлкал», «засвистал», «отдавался», «рассыпался». А также сравнение со свирелью, метафору «мелкой дробью рассыпался», эпитет «томной» свирелью.
Пение Соловья производит чудесное действие на всех, кто его услышал. Он всех очаровал своим пением. Внёс успокоение и в природу, и в жизнь людей: «затихли ветерки», «птички замолкли», «стада животных прилегли», «пастух пением любовался».
Внимало все тогда
Любимцу и певцу Авроры…
АВРОРА – богиня утренней зари (древнеримская мифология).
Обратим внимание на одну деталь: Соловей вообще не говорит, только поёт, этим автор показывает, что невежественное (просторечное и разговорное) чуждо этому герою в отличие от Осла, который постоянно что-то говорит, при этом использует в основном разговорную и просторечную лексику.
Автор использует приём антитезы, противопоставляя Соловья, мастера своего дела, истинного певца природы, который очаровывает своим пением, и Осла, глупого, невежественного, невоспитанного, который ничего не понимает в настоящем искусстве.
АНТИТЕЗА – стилистический прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов.
В басне описывается ситуация, которая часто возникает в реальной жизни. Некто самоуверенный и незнающий берется судить о том, о чём не имеет никакого представления.
Мораль басни заключается в словах: «Избави Бог и нас от этаких судей». С помощью приёма аллегории, баснописец передаёт своему читателю мысль о том, что, если о настоящем искусстве часто берутся судить те, кто в этом ничего не понимает, как Осёл, тогда истинным мастерам, вроде Соловья, приходится туго.
МОРАЛЬ – это поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни.
АЛЛЕГОРИЯ – иносказание – изображение отвлечённого понятия через конкретный образ.
Басня «Осёл и Соловей» была написана Иваном Андреевичем Крыловым более ста лет назад, но до сих пор не потеряла своей актуальности, потому что таких глупых судей, как Осёл, можно встретить в жизни и в наше время.
ИСТОЧНИКИ
http://www.youtube.com/watch?v=h5xB6Nn4cMg
http://interneturok.ru/ru/school/literatura/6-klass/proizvedeniya-russkih-pisatelej-19-veka/ivan-krylov-basnya-osyol-i-solovey?seconds=0 – ЗДЕСЬ можно посмотреть видеоурок по теме