Сочинение на тему может ли человек быть лишним

12 вариантов

  1. Обломов любезен всем и стоит беспредельной любви.
    А. В. Дружинин
    Может ли быть «лишним» хороший человек? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к личности главного героя романа И. А. Гончарова «Обломов».
    Илья Ильич Обломов – человек широкой души и мягкого нрава. Об истоках его характера можно узнать, прочитав «Сон Обломова», где показаны обстоятельства, с раннего детства формировавшие личность героя: «Детский ум его наблюдает все совершающиеся перед ним явления; они западают глубоко в душу его, потом растут и зреют вместе с ним». В Обломовке, где жизнь проходила неторопливо и незаметно, у всех были свои заботы, но это «обходилось им дешево, без волнений крови». Здесь проводит лучшие годы маленький Илья, в ласках матери и под присмотром няньки; в вечном спокойствии он продолжает чертить узор собственной жизни, как облако плывет согласно волнению ветра.
    В обществе Обломов – незаменимый собеседник, наделенный умением слушать и понимать других. Остальные же персонажи выражают вполне благоприятное мнение о нем: «Жить бы ему сто лет». Илью Ильича ценят за добродушие и порядочность; к нему приходят за тем, чтобы спросить совета, и Обломов никому не откажет, всегда выслушает, однако сам он равнодушен к интересам современных людей и отрицает любую помощь в «поднятии себя с дивана». Приятели сулят грандиозный успех в светской жизни, но Обломов далек от шумной светской суеты, ему больше по душе спокойствие во всем.
    Любовь занимает, пожалуй, главное место в жизни Обломова, но в союзе с ним Ольга Ильинская становится «руководящей силой», и едва зародившееся чувство увядает, подобно сломанной ветке сирени. Миссия Ольги выполнена: душа Обломова проснулась.
    В Агафье Матвеевне Пшеницыной герой видит образ, знакомый с самого детства: он всю жизнь помнит ласки и заботу матери, а Агафья Матвеевна для него – и мать, и нянька в одном лице.
    Илья Ильич – живой и сложный человек. Неизбежно полагать, что он хороший, только потому, что к нему тянутся все. Каким бы лентяем и лежебокой ни был Обломов, он хорош в силу своей сущности – великодушия и искренности, так необходимых остальным. «Конечно, – как сказал однажды В. Сквозников, – привязанность Захара и любовь Ольги, дружеское участие Штольца и странная прилипчивость безликого Алексеева – все это разные отношения. Но что-то сводит их всех у дивана пропащего человека, что-то общее, что, исходя от этого человека, одинаково сказывается в их душах».
    Пусть Обломов отвергает идеи прогресса, готов выйти из суетного круга истории, он не может стать лишним даже по собственному желанию: он слишком нужен другим, действительно нужен, ведь ценят только хорошие качества.
    Итак, хороший человек лишним быть не может. Данная аксиома доказана на основе романа «Обломов»: миру нужны хорошие люди.

  2. Кто такие “лишние люди”? Они обладают огромными возможностями, талантом, которому никак не найдут применение. Они не могут увидеть перспективу, поэтому часто во избежание скуки идут развлекаться. Проще и легче вряд ли станет. Праздные развлечения лишь будут разрушать их. Они приводят к азартным играм, дуэлям. Некоторые люди, которые исследовали данную проблему, считают Александра Чацкого первопроходцем в этом плане. Данный персонаж имел место в пьесе “Горе от ума”, написанной Грибоедовым. Пережитки для него ничего не значат, а в пьесе этот дворянин очень много говорит, но мало делает.

    Онегин – самый яркий представитель

    (Картина Ю. М. Игнатьева по роману “Евгений Онегин”)
    Самым ярким представителем образа “лишних людей” является Евгений Онегин, о котором писал Пушкин. Дворянин молодой, образован. Он крутится в светском обществе, но не имеет определенных целей. Он начинал что-либо делать, но не мог закончить это. Онегин несчастен, у него не складывается ни в дружбе, ни в любви. Белинский сравнивал Онегина с русским обществом, которое описано в поэзии. Николаевская Россия часто была представлена дворянами, которые разочаровались в жизни и устали от нее.

    Печорин, Обломов, Базаров

    (Григорий Печорин)


  3. Коллекция сочинений: Может ли быть “лишним” хороший человек?
    Обломов любезен всем и стоит беспредельной любви.
    А. В. Дружинин
    Может ли быть “лишним» хороший человек? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к личности главного героя романа И. А. Гончарова “Обломов».
    Илья Ильич Обломов – человек широкой души и мягкого нрава. Об истоках его характера можно узнать, прочитав “Сон Обломова», где показаны обстоятельства, с раннего детства формировавшие личность героя: “Детский ум его наблюдает все совершающиеся перед ним явления; они западают глубоко в душу его, потом растут и зреют вместе с ним». В Обломовке, где жизнь проходила неторопливо и незаметно, у всех были свои заботы, но это “обходилось им дешево, без волнений крови». Здесь проводит лучшие годы маленький Илья, в ласках матери и под присмотром няньки; в вечном спокойствии он продолжает чертить узор собственной жизни, как облако плывет согласно волнению ветра.
    В обществе Обломов – незаменимый собеседник, наделенный умением слушать и понимать других. Остальные же персонажи выражают вполне благоприятное мнение о нем: “Жить бы ему сто лет». Илью Ильича ценят за добродушие и порядочность; к нему приходят за тем, чтобы спросить совета, и Обломов никому не откажет, всегда выслушает, однако сам он равнодушен к интересам современных людей и отрицает любую помощь в “поднятии себя с дивана». Приятели сулят грандиозный успех в светской жизни, но Обломов далек от шумной светской суеты, ему больше по душе спокойствие во всем.
    Любовь занимает, пожалуй, главное место в жизни Обломова, но в союзе с ним Ольга Ильинская становится “руководящей силой», и едва зародившееся чувство увядает, подобно сломанной ветке сирени. Миссия Ольги выполнена: душа Обломова проснулась.
    В Агафье Матвеевне Пшеницыной герой видит образ, знакомый с самого детства: он всю жизнь помнит ласки и заботу матери, а Агафья Матвеевна для него – и мать, и нянька в одном лице. Кто, как не она, принесет ему с утра вычищенный халат, спросит о здоровье, предложит горячего пирога с цыплятами? К тому же, в ее доме Обломов обрел так необходимый ему душевный покой.
    Илья Ильич – живой и сложный человек. Неизбежно полагать, что он хороший, только потому, что к нему тянутся все. Каким бы лентяем и лежебокой ни был Обломов, он хорош в силу своей сущности – великодушия и искренности, так необходимых остальным. “Конечно, – как сказал однажды В. Сквозников, – привязанность Захара и любовь Ольги, дружеское участие Штольца и странная прилипчивость безликого Алексеева – все это разные отношения. Но что-то сводит их всех у дивана пропащего человека, что-то общее, что, исходя от этого человека, одинаково сказывается в их душах».
    Пусть Обломов отвергает идеи прогресса, готов выйти из суетного круга истории, он не может стать лишним даже по собственному желанию: он слишком нужен другим, действительно нужен, ведь ценят только хорошие качества.
    Итак, хороший человек лишним быть не может. Данная аксиома доказана на основе романа “Обломов»: миру нужны хорошие люди.

  4. 4
    Текст добавил: Вопрос интимного характера

    В русской литературе второй половины XIX века можно найти много интересных героев. Но, мне кажется, самым колоритным и неоднозначным является Илья Ильич Обломов – главный герой одноименного романа И. А. Гончарова.
    «Сколько людей – столько и мнений» – гласит народная мудрость. Каждый может оценивать Илью Ильича в соответствии со своим ощущением. Я считаю Обломова хорошим человеком. Это мнение сложилось после оценки взаимоотношений главного героя с другими персонажами романа.
    Обломова нельзя представить вне дивана. Ярко проявляется сущность Ильи Ильича именно дома, где он живет со старым слугой. Главный герой хорошо, по-дружески относится к Захару, которого знает с малолетства. Иногда устраивает «патетические сцены», но дальше не идет. Даже заметив воровство старика, не заостряет на этом особого внимания. Ленивый Обломов знает, что не сможет существовать один, еще и поэтому любит Захара за его терпение.
    С раннего детства другом главного героя является Андрей Иванович Штольц. Что может быть интересным энергичному и самостоятельному Штольцу в Обломове? Андрей Иванович ценит Илью Ильича за его ум, простоту, нежность и искренность и «вытаскивает» героя из разного рода «передряг». За это Обломов любит и безмерно уважает Штольца. К тому же Андрей Иванович знакомит Илью Ильича с Ольгой Ильинской.
    Обломов не преследует низких целей в отношениях с молодой барышней. Все в его душе происходит просто и естественно. Если бы мысли и фразы Обломова, сказанные Ольге, принадлежали бы кому-нибудь другому, их можно бы было считать пошлостью и притворством. Но мы понимаем искренность Ильи Ильича: «Ольга поняла, что слово у него вырвалось… и что оно – истина». Сама Ильинская, сначала лишь хотевшая с помощью героя возвыситься в своих собственных и чужих глазах, влюбляется в столь кроткого, порядочного, несколько наивного человека. Он действительно «другой». Илья Ильич думает о чужих людях, даже если ему это невыгодно.
    Чтобы, не дай Бог, не разочаровать неопытную девушку в ее чувствах, он даже готов отказаться от своей любви: «Пред вами не тот, кого вы ждали, о ком мечтали…» Обломов прежде всего думает о чужих, боится, что в нем разочаруются.
    Это определяющая линия отношений Ильи Ильича с другими персонажами «Обломова». Его дом очень редко бывает пуст. Всем приятно общество героя. Обломов никому ни в чем не отказывает: кому нужен совет, дает совет; кому нужно поесть, пригласит к обеду. Тарантьев всегда берет у Ильи Ильича все, что ему нужно: фрак… Его простота дает некоторым повод к мошенничеству, но, кажется, сам Господь на стороне героя. Из каждой передряги Обломов выходит благополучно. Заставили подписать «заемное письмо» – спас Штольц, заслали мошенника в имение – спас Штольц, не сложились отношения с Ольгой, Штольц не помог – нашел Агафью Матвеевну. Ничто не может отвлечь Илью Ильича от «покоя и мирного веселья».
    Гончаров показал умного, спокойного, порядочного, простого, в то же время способного любить, искреннего, несколько наивного героя, для которого «лежанье – образ жизни».
    Разве может человек, наделенный такими качествами, быть плохим? Я считаю, что нет. Более того, столь прекрасного героя я еще не встречал ни в одном произведении литературы.
    Можно подумать, что однозначно положительный персонаж если и существует, то обязательно будет «лишним», но это только кажется. Обломов оставил после себя живое напоминание – Андрюшеньку. После смерти Ильи Ильича Агафья Матвеевна задумалась о своей бесцельно прожитой жизни. Ольга сформировалась как личность в результате влияния Обломова. Недаром об уже умершем герое каждый день вспоминают и Агафья Матвеевна, и супруги Штольцы. Хороший человек, особенно если он Обломов, не может прожить бесследно.
    Но мы видим, что это не так. Поэтому я считаю, что хороший человек лишним быть не может.

  5. Обломов любезен всем и стоит беспредельной любви.
    А. В. Дружинин
    Может ли быть “лишним” хороший человек? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к личности главного героя романа И. А. Гончарова “Обломов”.
    Илья Ильич Обломов – человек широкой души и мягкого нрава. Об истоках его характера можно узнать, прочитав “Сон Обломова”, где показаны обстоятельства, с раннего детства формировавшие личность героя: “Детский ум его наблюдает все совершающиеся перед ним явления; они западают глубоко в душу его, потом растут и зреют вместе с ним”. В Обломовке, где жизнь проходила неторопливо и незаметно, у всех были свои заботы, но это “обходилось им дешево, без волнений крови”. Здесь проводит лучшие годы маленький Илья, в ласках матери и под присмотром няньки; в вечном спокойствии он продолжает чертить узор собственной жизни, как облако плывет согласно волнению ветра.
    В обществе Обломов – незаменимый собеседник, наделенный умением слушать и понимать других. Остальные же персонажи выражают вполне благоприятное мнение о нем: “Жить бы ему сто лет”. Илью Ильича ценят за добродушие и порядочность; к нему приходят за тем, чтобы спросить совета, и Обломов никому не откажет, всегда выслушает, однако сам он равнодушен к интересам современных людей и отрицает любую помощь в “поднятии себя с дивана”. Приятели сулят грандиозный успех в светской жизни, но Обломов далек от шумной светской суеты, ему больше по душе спокойствие во всем.
    Любовь занимает, пожалуй, главное место в жизни Обломова, но в союзе с ним Ольга Ильинская становится “руководящей силой”, и едва зародившееся чувство увядает, подобно сломанной ветке сирени. Миссия Ольги выполнена: душа Обломова проснулась.
    В Агафье Матвеевне Пшеницыной герой видит образ, знакомый с самого детства: он всю жизнь помнит ласки и заботу матери, а Агафья Матвеевна для него – и мать, и нянька в одном лице. Кто, как не она, принесет ему с утра вычищенный халат, спросит о здоровье, предложит горячего пирога с цыплятами? К тому же, в ее доме Обломов обрел так необходимый ему душевный покой.
    Илья Ильич – живой и сложный человек. Неизбежно полагать, что он хороший, только потому, что к нему тянутся все. Каким бы лентяем и лежебокой ни был Обломов, он хорош в силу своей сущности – великодушия и искренности, так необходимых остальным. “Конечно, — как сказал однажды В. Сквозников, — привязанность Захара и любовь Ольги, дружеское участие Штольца и странная прилипчивость безликого Алексеева – все это разные отношения. Но что-то сводит их всех у дивана пропащего человека, что-то общее, что, исходя от этого человека, одинаково сказывается в их душах”.
    Пусть Обломов отвергает идеи прогресса, готов выйти из суетного круга истории, он не может стать лишним даже по собственному желанию: он слишком нужен другим, действительно нужен, ведь ценят только хорошие качества.
    Итак, хороший человек лишним быть не может. Данная аксиома доказана на основе романа “Обломов”: миру нужны хорошие люди.

  6. Онегин – «лишний» человек в обществе.
    Роман «Евгений Онегин»  занимает центральное место в творчестве А.С. Пушкина. Произведению были отданы восемь лет упорной работы. «Громаден труд Пушкина, создавшего первый русский роман да еще в стихах»,- писал В.Г.Белинский. При чтении романа складывается впечатление, что автор ничего не хотел доказать и не имел никакой ясной идеи. Но в действительности А.С. Пушкин показал разнообразные картины русской жизни начала 19 века, нарисовал характерные для той эпохи типы представителей дворянского общества.
    «Герой времени» представлен в образе Евгения Онегина. Он образованный человек, но «лишний» для общества. Стремясь не только показать, но и объяснить причины появления в русской жизни такого героя, Пушкин подробно рассказывает о том, что происходило с ним до начала сюжетного действия. Перед нами предстает картина воспитания, образования, времяпрепровождения и интересов типичного богатого светского молодого человека. Внешне насыщенная, жизнь его оказывается однообразной. Это приводит к появлению у Онегина  своеобразной «болезни века»- хандры. Герой пытается чем – нибудь заняться: он читает, пишет, но «труд упорный ему был тошен». Это уже не столько влияние среды, сколько качество его натуры. Онегинская лень и апатичность проявляются и тогда, когда он переезжает в деревню. Там происходит встреча «русского европейца» и мечтательной девушки, искренней в своих порывах и способной на глубокое чувство.  Эта встреча могла бы стать для Онегина спасением. Но одним из следствий его болезни является «преждевременная старость души». По достоинству оценив Татьяну, он не находит в себе душевных сил, чтобы ответить на чувство девушки. В его монологе- «проповеди» в саду звучит и искренняя исповедь души, и осторожность светского человека, но главное- черствость и эгоизм. Для такой личности свобода превыше всего, она не может быть ограничена ничем, в том числе и семейными узами. Только в результате трагических событий в герое начинаются перемены. Смерть  Ленского- вот цена преобразования Онегина. «Окровавленная тень» друга пробуждает в нем застывшие чувства, совесть гонит его из этих мест. Нужно было время, чтобы осознать, что свобода может стать «постылой», чтобы возродиться для любви. В последней главе романа изменился масштаб мироощущения Онегина, который, наконец, осознал себя не только самостоятельной личностью, но и частью огромной страны с богатой историей. Теперь для светского общества он стал чужим, а родную душу он ищет в такой же не похожей на всех Татьяне.. Напряженные переживания, размышления обогатили его внутренний мир. Отныне он способен не только холодно анализировать, но и глубоко чувствовать, любить. Обретет ли Онегин  нравственную опору в жизни или станет человеком еще более опустошенным – неизвестно: финал романа открыт. Пушкин не подсказывает однозначные решения, на подобные вопросы может ответить только сама жизнь. «Что сталось с Онегиным потом?.. Не знаем, да и на что нам знать это, когда  мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца?»- писал В.Г.Белинский.
    Я думаю, что Онегин самый печальный персонаж, самый трагичный. Он не преодолел жизненные препятствия, упустил своё счастье и продолжал страдать до конца, мучаясь от угрызений совести за смерть друга, от осознания, какая его жизнь была бесцветной, тусклой, бессмысленной. Евгений продолжает лишь существовать до самого конца. Я считаю, именно в этом весь трагизм этого персонажа – он был никому не нужным, лишним в этом мире.
    Превращение Онегина в “лишнего человека”, безусловно, было неизбежным в то время. Он относился к той просвещенной части дворянской интеллигенции, которая избегала служить царизму, не желала быть в рядах молчалиных, но стояла и в стороне от общественной деятельности. Эти люди, мятущиеся по жизни в поисках своего места и достойного дела, так и не смогли обрести свое призвание и угадать предназначение, не смогли излечиться от своего ужасного недуга. Несомненная заслуга Пушкина в том, что он в своем романе показал трагедию “лишних людей” и причины появления их в среде дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века.

  7. Лишним можно считать человека, который не вписывается в традиционное понимание того, какой должна быть личность человека. Любая эпоха, любое общество имеет какие-то неписаные, но, тем не менее, серьезные и часто обязательные к исполнению правила, невыполнение которых влечет за собой особые последствия, своеобразные санкции, которые часто выливаются в страдание для человека. Впрочем, в любом обществе всегда существовали такие люди, которых можно считать лишними. Человек очень индивидуальная, не бывает такого, чтобы под определенные правила подходили абсолютно все без каких-либо исключений. Думается, что с уверенностью можно сказать это о главном герое произведения Лермонтова «Герой нашего времени» Печорина.
    К сожалению, жизнь человека практически никогда не бывает полностью беспроблемным, безоблачным и таким, которое можно проживать без затруднений и осложнений. В жизни каждого из нас случаются неприятные моменты, разочарование, минуты грусти, неприятные моменты и боль. Еще неприятнее от осознания того, что иногда становится причиной боли поведение, слова или действия тех, кого ты привык считать близким человеком, другом. В такие моменты очень просто разочароваться в дружбе, людях и даже в жизни в целом. К сожалению, сталкивания с такими проблемами неизбежно, поэтому чрезвычайно важно быть готовым к любой ситуации, даже к той, в которой тебя обидел твой лучший друг.
    К счастью, в своей жизни я пока что не сталкивался с оскорблениями со стороны самых близких для меня людей. Наверное, мне просто повезло, поскольку такое все-таки случается со всеми. Нужно быть готовым и знать, как я буду себя вести, когда такое случится. Во-первых, мое поведение будет зависеть от того, что это будет за оскорбление. Думаю, что есть в мире и такие образы, через…
    которые можно просто-напросто навсегда прекратить общение с человеком, пусть она и является твоим другом. Такими образами, к примеру, может стать пренебрежительное высказывание по отношению к одному из моих родственников. Такого я никогда не прощу, кто бы себе этого не позволил, ведь семья для меня — это самое главное, она гораздо важнее друзей. Кроме того, вряд ли бы я просто прощу обиду по отношению к себе, если она будет выражена оскорблением моего внешнего вида или умственных способностей. Я выгляжу вполне нормально, я достаточно умен, и я не позволю никому подвергать это какому-то сомнения, особенно в грубой или насмешливой форме. И если лучший друг позволит себе такое выражение, я наверное навсегда закончу общение с ним.
    Впрочем, во всех остальных случаях я готов простить и сделать вид, что никакой обиды и не было. Я прекрасно понимаю, что в жизни человека случается разное. Иногда кто зарывается, иногда просто не достаточно внимателен к своим словам и отдельных высказываний. По этой причине, даже если мне была нанесена обида, но человек признала, что она была неправа и попросила прощения, я готов простить и даже забыть это. Не стоит быть чрезмерно серьезным и оскорбленным. Все мы люди и должны терпеливо относиться друг к другу.
    В жизни бывает разное. Иногда обиду можно простить, ведь она не является чрезмерно отрицательной и откровенной, в других случаях делать это просто недопустимо. В любом случае, как бы там ни было, хотелось бы, чтобы лучшие друзья наносили друг другу поменьше образ. Все-таки человеческая жизнь и так переполнена трудностями разного рода, образы в таких обстоятельствах совершенно бесполезны и неуместны.

  8. Евгений Онегин – «лишний» человек. Но так ли это? Я постараюсь доказать это утверждение в моём сочинении.
    Следует отметить, что именно Пушкин стал основоположником образа «лишнего человека». Ведь в тот период, когда происходит действие романа (а именно в 20-ые годы XIX века) складывается тип «непонятой личности», которая отвергает весь мир и переживает внутреннюю драму. Таковой личностью и является Онегин.
    Будучи дворянином, он получил типичное для тех лет домашнее образование под присмотром французского гувернёра. Его знания не были по-настоящему глубокими, но он умел правильно вести себя в свете, являясь представителем аристократии. Онегин способен блистать в знатной среде того века, демонстрируя знание моды, хороший вкус и утончённые манеры. Героя поначалу привлекали увеселения «сливок общества», он охотно посещал балы, театры и участвовал в любовных приключениях. В общем, был обычнейшим молодым повесой. Но потом Евгений осознаёт, что такой образ жизни ему невыносимо надоел. С одной стороны, он следует законам общества того времени, отдаёт дань моде, а с другой – «ему наскучил света шум». Герой пытается начать писать, но из-за отсутствия желания трудиться он вскоре бросает это занятие. У него просто нет настоящей цели в жизни, из-за этого персонаж тяготится одиночеством и скукой. Всё, написанное выше, является ярчайшим примером того, что Евгений лишний в светской среде. И он, гонимый смертной скукой, отправляется в деревню, благо подвернулся случай в виде больного дяди.
    В деревне Онегин пытается заняться хозяйством, изменить что-то в жизни крестьян, но и это ему скоро надоедает. Ведь он «увидел ясно, что и в деревне скука та же». Выходит, что и здесь наш герой – лишний человек. Ему невыносимо скучны разговоры местных помещиков, и он находит утешение лишь в общении с Ленским.
    Ещё хочу сказать немного о дружбе с Ленским, подтверждая, что и в ней Онегин лишний. Ведь он не умеет искренне дружить, ибо слишком эгоистичен. Он готов презреть дружбу ради собственной выгоды. Это видно из того, что герой застрелил своего «друга» на дуэли. Ведь он был в состоянии её предотвратить, но испугался общественного мнения! Да и сам повод был, по сути, совершенно ничтожен, но зачинщиком являлся Онегин. Он разозлился, что Ленский поставил его в неловкое положение, пригласив на праздник. Решая отомстить, герой ухаживает за Ольгой, сестрой Татьяны, в которую влюблён Ленский. С этого и начинается ссора, закончившаяся, как мы знаем, плачевно.
    Потом появляется Татьяна Ларина с её любовью к Евгению. Он же отвергает её любовь, боясь потерять свою свободу и видя в Татьяне простую провинциальную девушку, которая не была равна ему по социальному положению. Но следует оговориться, что герой поступил весьма благородно, объяснив Татьяне ситуацию, и мы не имеем права судить его.
    Спустя много лет, Онегин вновь встречает Татьяну, которая уже больше не та наивная девица, которая пылко любила его в деревне. Теперь она светская дама, которая имеет высокое положение в обществе из-за чина её мужа. Она знает этикет, умеет красиво одеваться, ведёт себя достаточно сдержанно и кажется нашему герою недоступной. Этот образ уже весьма притягателен для Евгения, и он страстно влюбляется в неё. Теперь настал и его черёд чувствовать то же, что и Татьяна, когда видела в нём недоступного принца. Он пишет ей письмо, но не получает ответа, и это подвигло его на действие, которое присуще лишь горячей юности: Онегин проникает к ней в дом. И что же он увидел? Герой встретил прежнюю Таню, которая рыдала над его письмом, но нашла в себе сила дать ему твёрдый отказ, как и он когда-то… Это является заключительным доказательством, что даже в любви к Татьяне он – лишний.
    Я надеюсь, что у меня получилось доказать тезис, написанный в заглавии.

  9. В русской литературе второй половины XIX века можно найти много интересных героев. Но, мне кажется, самым колоритным и неоднозначным является Илья Ильич Обломов – главный герой одноименного романа И. А. Гончарова. «Сколько людей – столько и мнений» — гласит народная мудрость. Каждый может оценивать Илью Ильича в соответствии со своим ощущением. Я считаю Обломова хорошим человеком.
    Это мнение сложилось после оценки взаимоотношений главного героя с другими персонажами романа. Обломова нельзя представить вне дивана. Ярко проявляется сущность Ильи Ильича именно дома, где он живет со старым слугой.
    Главный герой хорошо, по-дружески относится к Захару, которого знает с малолетства. Иногда устраивает «патетические сцены», но дальше не идет. Даже заметив воровство старика, не заостряет на этом особого внимания. Ленивый Обломов знает, что не сможет существовать один, еще и поэтому любит Захара за его терпение. С раннего детства другом главного героя является Андрей Иванович Штольц.
    Что может быть интересным энергичному и самостоятельному Штольцу в Обломове? Андрей Иванович ценит Илью Ильича за его ум, простоту, нежность и искренность и «вытаскивает» героя из разного рода «передряг». За это Обломов любит и безмерно уважает Штольца. К тому же Андрей Иванович знакомит Илью Ильича с Ольгой Ильинской.
    Обломов не преследует низких целей в отношениях с молодой барышней. Все в его душе происходит просто и естественно. Если бы мысли и фразы Обломова, сказанные Ольге, принадлежали бы кому-нибудь другому, их можно бы было считать пошлостью и притворством. Но мы понимаем искренность Ильи Ильича: «Ольга поняла, что слово у него вырвалось… и что оно – истина».
    Сама Ильинская, сначала лишь хотевшая с помощью героя возвыситься в своих собственных и чужих глазах, влюбляется в столь кроткого, порядочного, несколько наивного человека. Он действительно «другой». Илья Ильич думает о чужих людях, даже если ему это невыгодно.
    Чтобы, не дай Бог, не разочаровать неопытную девушку в ее чувствах, он даже готов отказаться от своей любви: «Пред вами не тот, кого вы ждали, о ком мечтали…» Обломов прежде всего думает о чужих, боится, что в нем разочаруются. Это определяющая линия отношений Ильи Ильича с другими персонажами «Обломова». Его дом очень редко бывает пуст.
    Всем приятно общество героя. Обломов никому ни в чем не отказывает: кому нужен совет, дает совет; кому нужно поесть, пригласит к обеду. Тарантьев всегда берет у Ильи Ильича все, что ему нужно: фрак… Его простота дает некоторым повод к мошенничеству, но, кажется, сам Господь на стороне героя.
    Из каждой передряги Обломов выходит благополучно. Заставили подписать «заемное письмо» – спас Штольц, заслали мошенника в имение – спас Штольц, не сложились отношения с Ольгой, Штольц не помог – нашел Агафью Матвеевну. Ничто не может отвлечь Илью Ильича от «покоя и мирного веселья».
    Гончаров показал умного, спокойного, порядочного, простого, в то же время способного любить, искреннего, несколько наивного героя, для которого «лежанье – образ жизни». Разве может человек, наделенный такими качествами, быть плохим? Я считаю, что нет. Более того, столь прекрасного героя я еще не встречал ни в одном произведении литературы. Можно подумать, что однозначно положительный персонаж если и существует, то обязательно будет «лишним», но это только кажется.
    Обломов оставил после себя живое напоминание – Андрюшеньку. После смерти Ильи Ильича Агафья Матвеевна задумалась о своей бесцельно прожитой жизни. Ольга сформировалась как личность в результате влияния Обломова. Недаром об уже умершем герое каждый день вспоминают и Агафья Матвеевна, и супруги Штольцы. Хороший человек, особенно если он Обломов, не может прожить бесследно.
    Но мы видим, что это не так. Поэтому я считаю, что хороший человек лишним быть не может.

  10. Евгений Онегин «Лишний человек»Евгения Онегина считают «лишним человеком» из-за его эгоизма и отсутствия в жизни духовных стремлений и ненужности перед обществом.Персонажа можно назвать переменчивым человеком. Вечные изменения от одной главы к другой. Герой основывается на «противоречивом» принципе. Он интересуется не сценой, а, прежде всего, собой, потому и все время ему скучно.Каждое движение Онегина показывает его пренебрежительное отношение к окружающих его людям и самовлюблённость.Евгений с самого же начала проявляет своё раздражение в необходимости подчиняться «бессмысленным» для него вещам. Он нехотя соглашается на не желаемую им роль, которую он считает «низким коварством». Онегин равнодушен абсолютно ко всему, кроме независимости, себя и своего эго. Причинами данного раздражения являются честность героя пред собой и то, что его достало лицемерие, к которому он привык.Евгений каверзный, вечно изменяющийся, контрадикторный сам для себя человек. Его отгадка кроется в людской многозначности.
    Является ли Онегин лишним человеком? Несомненно, он не просто обычный рядовой человек, а впервые введённый в русскую литературу типаж, как «лишний» человек.Онегин, как одаренная личность (автор «подружился» с героем), лучший представитель своего времени, правда, сделал много плохого – сделал любимую девушку несчастной, убил друга. Он мог бы сделать многое за свою жизнь, но его трагическое противоречие оказалось «лишним».После произведения Онегина, авторы стали «оживлять» подобных. Хорошим примерами будут: Печорин, герой Лермонтова; Рудин, герой Тургенева; Обломов – Гончарова. Имея таланты они оказались «лишними» для общественности, что и объединяет их.Делая вывод, Онегин, как особа своего времени, можно сказать, «лишний» человек для него.

  11. В литературоведении, как и в любой другой науке, существуют различные классификации. Многие из них относятся к литературным героям. Так, в русской литературе выделяется, например, «тургеневский тип девушки» и т. д. Но самой известной и многочисленной группой героев являются, наверное, «лишние люди». Этот термин применяется чаще всего к литературным героям 19 века.
    Кто же такой «лишний человек»? Это хорошо образованный, умный, талантливый и чрезвычайно одаренный герой (мужчина), который в силу различных причин (как внешних, так и внутренних) не смог реализовать себя, свои возможности. «Лишний человек» ищет смысла жизни, цели, но не находит ее. Поэтому он растрачивает себя на жизненные мелочи, на развлечения, на страсти, но не чувствует удовлетворения от этого. Часто жизнь «лишнего человека» заканчивается трагически: он погибает или умирает во цвете лет.
    Родоначальником типа «лишних людей» в русской литературе считается Евгений Онегин из одноименного романа А. С. Пушкина. По своему потенциалу Онегин — один из лучших людей своего времени. Он имеет острый и проницательный ум, широкую эрудицию (интересовался философией, астрономией, медициной, историей и т. д.) Онегин спорит с Ленским о религии, науке, нравственности. Этот герой даже стремится сделать что-то реальное. Например, он пытался облегчить участь своим крестьянам («Ярем он барщины старинной оброком легким заменил»). Но все это долгое время пропадало впустую. Онегин лишь прожигал свою жизнь, Но это очень скоро ему наскучило. Дурное влияние светского Петербурга, где герой родился и вырос, не позволяло Онегину раскрыться. Он не совершал ничего полезного не только для общества, но и для себя. Герой был несчастен: он не умел любить и по большому счету ничто не могло заинтересовать его. Но на протяжении романа Онегин меняется. Мне кажется, что это единственный случай, когда автор оставляет «лишнему человеку» надежду. Как и все у Пушкина, открытый финал романа оптимистичен. Писатель оставляет своему герою надежду на возрождение.
    Следующим представителем типа «лишних людей» является Григорий Александрович Печорин из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В этом герое отразилась характерная черта жизни общества 30-ых годов 19 века — развитие общественного и личностного самосознания. Поэтому герой, первый в русской литературе, сам пытается понять причины своего несчастья, своей отличности от других. Безусловно, Печорин обладает огромными личностными силами. Он во многом одарен и даже талантлив. Но и он не находит применения своим силам. Как и Онегин, Печорин в молодости пускался во все тяжкие: светские кутежи, страсти, романы. Но как непустой человек, герою очень скоро все это наскучило. Печорин понимает, что светское общество губит, иссушает, убивает в человеке душу и сердце.
    В чем же причина жизненной неприкаянности этого героя? Он не видит смысла своей жизни, у него нет цели. Печорин не умеет любить, потому что боится настоящих чувств, боится ответственности. Что герою остается? Только цинизм, критика и скука. В итоге Печорин погибает. Лермонтов показывает нам, что в мире дисгармонии нет места человеку, который всей своей душой, хоть и неосознанно, стремится к гармонии.
    Галерею «лишних людей» в русской литературе продолжает Владимир Бельтов — герой романа А. И. Герцена «Кто виноват?» Это дворянин, получивший прекрасное образование и воспитание. Автор так описывает своего героя: «он был так благороден, что-то такое прямое, открытое, доверчивое было в нем, что смотрящему на него становилось отрадно для себя и грустно за него». Действительно, воспитание Бельтова было совершенно оторвано от жизни. Герой видел мир сквозь розовые очки, сквозь идеалы Руссо и своего швейцарского гувернера. Он пытался заняться многим, но ничто его не удовлетворяло в жизни. Он слишком много размышлял и сомневался. Можно сказать, что этот герой трусит перед жизнью, поэтому он никогда не найдет в ней свое место. В итоге герой потерял свою любовь, не нашел себе достойного применения. Он уезжает путешествовать, так как более ни на что не годен.
    Следующими в веренице «лишних людей» выступают герои И. С. Тургенева. В первую очередь, это Рудин — основной персонаж одноименного романа. Его мировоззрение сложилось под влиянием философских кружков 30-ых годов 19 века. Рудин видит смысл своей жизни в служении высоким идеалам. Этот герой — великолепный оратор, он способен вести за собой, зажигать сердца людей. Но автор постоянно проверяет Рудина «на прочность», на жизнеспособность. Герой этих проверок не выдерживает. Выясняется, что Рудин способен только говорить, реализовать на деле свои мысли и идеалы он не может. Герой не знает реальной жизни, не может оценить обстоятельства и свои силы. Поэтому и он оказывается «не у дел».
    Евгений Васильевич Базаров выбивается из этого стройного ряда героев. Он не дворянин, а разночинец. Ему пришлось, в отличие от всех предыдущих героев, бороться за свою жизнь, за свое образование. Базаров прекрасно знает реальность, бытовую сторону жизни. Он имеет свою «идею» и осуществляет ее, как может. Кроме того, безусловно, Базаров — очень мощный в интеллектуальном плане человек, он обладает большими возможностями. Но дело в том, что сама идея, которой служит герой, ошибочна и губительна. Тургенев показывает, что невозможно все разрушить, ничего не построив взамен. Кроме того, этот герой, как и все другие «лишние люди», не живет жизнью сердца. Он отдает весь свой потенциал на умственную деятельность.
    Но человек — существо эмоциональное, существо, имеющее душу. Если человек умеет любить, то есть большая вероятность, что он будет счастлив. Ни один герой из галереи «лишних людей» не счастлив в любви. Это о многом говорит. Все они боятся любить, боятся или не могут примириться с окружающей действительностью. Все это очень печально, потому что делает этих людей несчастными. Пропадают зря огромные душевные силы этих героев, их интеллектуальный потенциал. О нежизнеспособности «лишних людей» говорит то, что часто они безвременно умирают (Печорин, Базаров) или прозябают, растрачивая себя впустую (Бельтов, Рудин). Лишь Пушкин дает своему герою надежду на возрождение. И это вселяет оптимизм. Значит есть выход, есть путь к спасению. Я думаю, что он всегда внутри личности, нужно лишь найти в себе силы.

  12. Обломов любезен всем и стоит беспредельной любви.
    А. В. Дружинин
    Может ли быть “лишним” хороший человек? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к личности главного героя романа И. А. Гончарова “Обломов”.
    Илья Ильич Обломов – человек широкой души и мягкого нрава.
    Об истоках его характера можно узнать, прочитав “Сон Обломова”, где показаны обстоятельства, с раннего детства формировавшие личность героя: “Детский ум его наблюдает все совершающиеся перед ним явления; они западают глубоко в душу его, потом растут и зреют вместе с ним”. В Обломовке, где жизнь проходила неторопливо и незаметно, у всех были свои заботы, но это “обходилось им дешево, без волнений крови”. Здесь проводит лучшие годы маленький Илья, в ласках матери и под присмотром няньки; в вечном спокойствии он продолжает чертить узор собственной жизни, как облако плывет согласно волнению ветра.
    В обществе Обломов – незаменимый собеседник, наделенный умением слушать и понимать других. Остальные же персонажи выражают вполне благоприятное мнение о нем: “Жить бы ему сто лет”. Илью Ильича ценят за добродушие и порядочность; к нему приходят за тем, чтобы спросить совета, и Обломов никому не откажет, всегда выслушает, однако сам он равнодушен к интересам современных людей и отрицает любую помощь в “поднятии себя с дивана”. Приятели сулят грандиозный успех в светской жизни, но Обломов далек от шумной светской суеты, ему больше по душе спокойствие во всем.
    Любовь занимает, пожалуй, главное место в жизни Обломова, но в союзе с ним Ольга Ильинская становится “руководящей силой”, и едва зародившееся чувство увядает, подобно сломанной ветке ….
    [ 1 ] – [ 2 ]
    К-ть переглядів: 1608
    Может ли быть “лишним” хороший человек? (1) Сочинения по русской литературе

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *