Сочинение на тему можно ли назвать смерть базарова подвигом

6 вариантов

  1. Главный герой четвертого романа Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров — сильнейший характер. Этот студент-дворянин, нигилист и революционный демократ представляет весьма противоречивый образ. Сам автор не совсем разделял взгляды Евгения, но и не пытался их раскритиковать.
    После выхода романа в «Русском вестнике» (1862 год) по поводу, главным образом, Базарова начались ожесточенные споры. Конечно, литературные баталии отражали раздельность российского общества на консерваторов и прогрессистов. Осмеяли Базарова многие придерживающиеся консервативных взглядов критики, среди которых В. И. Аскоченский и Н. Н. Стахов. Главный редактор того самого «Вестника» Н. М. Катков нашел в рассуждениях Базарова лишь бесчувственность и поверхностность.
    Заступился за Нигилиста Дмитрий Иванович Писарев в революционно-демократическом журнале «Русское слово». Автор статьи «Базаров» не отрицает некоторой «непричесанности»…
    персонажа, ведь Евгений никому не старается быть по вкусу. И все же эта прямолинейность, все недостатки героя придают ему шарма. И нельзя не восхититься отвагой юного студента, который не побоялся заразиться, помогая больным. Умирающий Базаров не вызывает жалости, только восхищение. По наблюдению критика сам Иван Сергеевич Тургенев не восторгался своим героем, но признавал его доблесть.
    Можно долго разбирать недостатки Базарова, но за ними важно увидеть смелую Личность. И не пришлось бы ему делать подвиг из своей смерти, он обязательно совершил бы какой-нибудь геройский поступок на пользу человечества. Остаться невозмутимым перед лицом смерти — это, несомненно, подвиг человеческий. Общечеловеческий подвиг Базаров, видимо, просто не успел совершить. Впрочем, победа его Личности до сих пор вдохновляет.

  2. Любовь самоотверженная, не ждущая награды — именно о такой, бескорыстной и всепрощающей любви, пишет Куприн в повести «Гранатовый браслет».
    Тема любви всегда волновала писателя. И это чувство было расценено им как возносящее «в бесконечную высь ценность человеческой личности», дарующее равно прекрасные «нежное целомудренное благоухание» и «трепет опьянения» чистой страстью. Вместе с тем Куприн ясно видел трагический исход любви, оказавшейся в цепях условности», поэтому написал он замечательные повести «Гранатовый браслет» и «Суламифь».
    Повесть А. И. Куприна «Суламифь» — талантливая поэтическая стилизация на тему «Песни песней»; гимн в честь торжествующей земной любви.
    Подробнее…

    Сочинение на тему Почему позицию Аввакума можно назвать изоляционистской и национально консервативной

    Реформы, проведенные Патриархом Никоном, носили достаточно умеренный характер; они лишь в некоторой мере пытались приблизить духовную жизнь России к духовной жизни Европы. Однако Большой московский церковный собор 1666-1667 гг. признал, что необходимо разделить светскую и духовную сферы деятельности, отделить церковь от государства. Это не означало только, что Россия сближается с Европой. Россия становилась на путь так называемого «обмирщения»,  она двигалась таким образом к светскому обществу.
    Подробнее…

    Двойники и антиподы Раскольникова

    Достоевский — создатель полифонического романа, по выражению Бахтина. Полифония — многоголосица. Его герои как бы вступают в перекличку друг с другом. Автор окружает Раскольникова людьми, варьирующими те или иные мысли главного героя. При этом отрицательные элементы его теории отражают «двойники», а положительные — «антиподы». Фамилия Раскольникова для Достоевского символична, она говорит о расколе в душе героя. Автор окружает Раскольникова людьми, варьирующими в своих сознаниях те или иные мысли главного героя, при этом отрицательные элементы его теории отражают так называемые «двойники» (Лужин, Лебезятников, Свидригайлов) они расположены в левой части слайда, а положительные — антиподы (Разумихин, Порфирий Петрович, Соня ).
    Подробнее…

    Сочинение по тексту Бондарева

    Текст Юрия Васильевича Бондарева, русского советского писателя и публициста, представляет собой размышление о смысле жизни человека во вселенной. В центре внимания автора проблема взаимосвязи человека и Земли.
    Первый абзац текста сразу привлекает внимание читателя: в нем говорится о том, как человек проснулся и осознал, какая он песчинка в этом мире. Отталкиваясь от этой позиции, с одной стороны, автор показывает нам с высоты вселенной, как ничтожна и коротка человеческая жизнь “вечность – это жизнь, миг – это разрушение”. С дугой стороны, Ю. В. Бондарев утверждает, что от нашей ничтожной жизни зависит вечность и жизнь вселенной, потому что у каждого человека есть свой выбор, либо он приукрашает этот мир, либо разрушает “земля должна быть их чистым, светлым белопарусным кораблем, путь которого, к сожалению, не бесконечен”.
    Подробнее…

    Сочинение “Дон Кихот”

    Роман “Дон Кихот” во многом стал итогом личной жизни самого писателя, полной героических дерзаний, которые зачастую приводили к катастрофическим неудачам. В произведении сочетаются идеальная поэзия душевной жизни героя, романтика его устремлений и убогая проза скучного окружающего мира. Все эти черты автор изобразил с помощью тонкой иронии и доброго, но грустного юмора. Все произведение построено на противопоставлении странствующего безумца и трезвого самодовольного окружения, рыцаря-идеалиста и оруженосца-реалиста. Но мудрости каждой из сторон хватает только на то, чтобы развенчать иллюзии другой.
    Главный герой романа – “безумно-мудрый” рыцарь Дон Кихот, энтузиазм и благородство которого оказываются бесплодными на фоне жалкого прозябания самодовольных обывателей. Богатому воображению героя мир вокруг представляется в фантастическом виде: он во всем видит несуществующую угрозу и несправедливость и спешит на борьбу с ними.
    Подробнее…

    Лирика Лермонтова в моем восприятии

    «Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека», — писал И. Андроников.
    Страницы его юношеских тетрадей похожи на поэтические дневники, полные размышлений о жизни и смерти, о вечности, о добре и зле, о смысле бытия, о любви, о будущем и прошлом.
    Редеют бледные туманы
    Над бездной смерти роковой,
    И вновь стоят передо мной
    Веков протекших великаны…
    Подробнее…

  3. Евгений уверен в том, что человеку нужно лишь то, что может принести пользу, а лирики и чувств для него не существует. Очевидно, что Базаров неглуп, он обладает внутренним потенциалом. Но убеждения героя не только неправильны, но и вредны, потому как противоречат законам самой жизни и человеческой сущности.
    Постепенно молодой человек начинает отклоняться от своих жизненных принципов. Любовь, которую герой неожиданно почувствовал к Анне Одинцовой, стала для него серьезным ударом, ведь Базаров всегда отрицал ее существование. Она заставила героя осознать, что теории, на которых строилась его жизнь, оказались ошибочными.
    Евгений решает уехать в родительский дом, чтобы восстановиться. Там с ним происходит роковая случайность. Во время вскрытия тифозного больного герой сам заражается и вскоре понимает, что обречен: «…дело мое дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь».
    Его поведение перед смертью отражает все богатство и силу натуры Базарова. Молодой человек очень хочет жить, но осознает неумолимость смерти. Он также понимает, что химия, медицина и физика, которые ранее были его «богами», оказались ложными и помочь ему не смогут. Есть силы необъяснимые, которые выше любого человека. И Базаров даже приходит к тому, что задумывается о настоящем Боге. Он просит своего отца помолиться о нем: «Вы оба с матерью должны теперь воспользоваться тем, что в вас религия сильна; вот вам случай поставить ее на пробу».
    Приближение смерти приносит Базарову озарение, понимание того, что по-настоящему важно в жизни, а что является заблуждением. Смерть этого непростого героя поставила точку в его внутреннем противостоянии. Этот эпизод окончательно убеждает нас, читателей, что теория нигилизма в корне неверна и бесперспективна для людей.

  4. Произведение Ивана Тургенева «Отцы и дети» является одним из классических творений русской литературы. В нем поднимаются и анализируются как некоторые проблемы, свойственные тому времени, когда жил автор, так и вечные проблемы жизни. Однако содержащиеся в данном произведении образы людей тоже являются крайне интересными, они вызывают желание размышлять, искать параллели с современностью и заниматься действенным анализом текущей действительности. Главным героем романа, а также человеком, который действительно вызывает желание тщательного анализа, является Евгений Базаров.
    В контексте попытки понять и оценить действия и поведение Базарова в условиях действительности того времени можно сформировать несколько интересных вопросов относительно его человеческой сущности. Например, достаточно интересно рассматривать смерть Евгения Базарова. Из содержания романа известно, что Базаров умер из-за того, что выполнял свою непосредственную профессиональную деятельность. Однажды ему выпало практиковаться на трупе человека, который был болен тифом. Во время такой практики Базаров поранился, порезал себе палец. За этим последовало заражение крови, болезнь и смерть. В силу того, что Базаров стал жертвой во время своей работы, выполнения профессии, можно ли называть его смерть подвигом?
    Я думаю, что сделать это вполне можно. Во-первых, Базаров умер…
    во имя своей профессии. Будучи ученым врачом, он, конечно, знал, что может заразиться. Тем не менее, он не испугался, смело занимался своим делом. Кроме того, настоящим подвигом является то, как он вел себя перед своими родителями до момента своей смерти. Невзирая на понимание скорой кончины, он не превратился в нытика, не впал в депрессию, не страдал наигранно и не убивался. Он прекрасно понимал, что это может доставить крайне серьезную боль его отцу и матери. Вместо этого он стремился держаться бодро, не боялся смерти и даже поддерживал безнадежное предположение своей матери о том, что с ним случилась обычная простуда.
    Можно быть полностью уверенным, что смерть Базарова была ничем иным, как подвигом. Тому есть множество подтверждений, включая источник прихода его болезни и смерти, а также его поведение непосредственно перед ней. Конечно, к сожалению, Базарову не удалось сделать все то, к чему он стремился. Быть может, в случае выживания он смог бы добиться значительно более серьезных успехов и совершить другие подвиги, полезные всему обществу, однако для простого человеческого подвига достаточно и того, что он уже сделал.

  5. На протяжении всего романа «Отцы и дети» автор пытается показать полноформатную фигуру главного героя Евгения Базарова со всех сторон. И если в начале произведения – это убежденный нигилист, полностью отрицающий все жизненные принципы и устои, то к заключению мы видим человека, который начинается сомневаться в своих взглядах.
    Великая заслуга Тургенева в том, что он сумел показать образ Базарова так, что читатель убежден в его уме и большом внутреннем потенциале, который герой использует неправильно. Уже с середины романа Базаров начинает понимать бессмысленность своих убеждений. Серьезнм испытанием для него стало чувство любви, которое он отрицал, но внезапно почувствовал сам. Он растерялся, видя постепенное разрушение своей теории нигилизма.
    Особое место занимает в романе «Отцы и дети» смерть Базарова. Этот эпизод в полной мере показывает его внутреннюю силу и богатство его натуры. Именно перед смертью герой понимает всю несостоятельность прошлой жизни, ее моменты, например, дуэль Базарова с Павлом Кирсановым.
    Он очень хочет жить, но осознает, что смерть неизбежна. Перед ее лицом он понимает, что ни химия, ни биология, ни медицина, ни любая другая наука ничем ему не помогут. Перед смертью бессильны все. К нему приходит озарение, что в жизни главное, а что является сильным заблуждением.
    В этот момент он полностью убеждается, что совсем не нужен своей России. Да и что он для нее сделал? Гораздо меньше, чем те люди, которые работают изо дня в день.
    Ему не хочется умирать, но смерть для него, пожалуй, единственно верный выход. У него разрушены все принципы, и на смену им ничего не придумано. И Базаров понимает это, принимая достойно свою участь.
    Эпизод смерти героя отразил весь его внутренний потенциал, борьбу, которая не прекращалась в нем с момента крушения теории «нигилизма». Его губит не смерть от тифа, его губит стремление отказаться от всего человеческого и вечного, тех вещей, которые позволяют на земле жить.
    Информация, представленная в этой статье, поможет учащимся 10 класса при написании сочинения на тему «Смерть Базарова» и «Базаров перед лицом смерти».
    Cмерть Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети» – информация для сочинения | источник

  6. Сам И.С.Тургенев утверждал, что его Базаров — “лицо трагическое”. В чем же трагизм этого героя? С точки зрения писателя, прежде всего в том, что время Базаровых не пришло. Тургеневский Базаров сам это ощущает — умирая, он произносит горькие слова: “Я нужен России… Нет, видно, не нужен”. Эта точка зрения автора на Базарова, навязанная и самому герою, противоречила взглядам революционных демократов.
    Трагическое одиночество Базарова проявляется не только в его общении с “отцами”, с мнимым другом и любимой женщиной, но и во взаимоотношениях с народом. Взаимоотношения эти сложны, в них нелегко разобраться.
    Споря с Павлом Петровичем и с Аркадием, Базаров, казалось бы, пренебрежительно говорит о русских мужиках. Но он восстает не против народа, а против темных сторон его жизни: суеверия, пьянства, невежества. Базаров убежден в том, что взгляды таких людей, как он, вызваны именно потребностями народной жизни. Однако в глазах крепостных он — барин. Желая подчеркнуть его одиночество, преждевременность его появления в России, его обреченность, Тургенев пытается показать, что глубокая пропасть отделяет Базарова от народа.
    С особенной силой Базаров как “лицо трагическое” раскрывается в главе, рисующей его смерть. Эти страницы романа написаны проникновенно, тепло, сердечно. Перед лицом смерти проявляется в Базарове то героическое начало, о котором раньше мы могли лишь догадываться, проявляется все лучшее, человеческое: нежность к родителям, скрытая под внешней суровостью; поэтичность любви к Одинцовой; жажда жизни, труда, подвига, общественного дела на благо родной страны; сила воли, мужество перед угрозой неизбежной смерти… Мы слышим столь необычные для Базарова, полные романтического чувства и поэзии слова: “Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…” Мы слышим и полные любви и жалости слова о родителях: “Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…” Мы слышим откровенные его признания: “И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант!”
    Базаров умер совсем молодым, не успев приступить к той деятельности, к которой он готовился. Он умер “накануне”, так же как Инсаров. И в этом сказалась слабость писателя, который создал образ революционера, но сам был далек от революционной борьбы, не знал и не понимал многого в деятельности революционных демократов. Но смерть Базарова изображена так, что можно не сомневаться: если б понадобилось, он сумел бы отдать жизнь во имя своего дела. “Умереть так, как умер Базаров, все равно что сделать великий подвиг…” – справедливо заметил Д.И.Писарев.
    Смерть Базарова делает его образ глубоко трагическим. Трагизм усиливается в эпилоге, из которого мы узнаем, что Базаров умер, не оставив последователей и продолжателей. Аркадий стал заправским помещиком.
    Создается впечатление, что вместе с героем романа умерли и те идеи, которым он хотел посвятить свою жизнь. Это впечатление поддерживается и картиной заброшенного сельского кладбища, где похоронили Базарова. Здесь царят вечный покой и тишина. Концовка романа исполнена лиризма, мы слышим взволнованный, проникновенный голос автора. Большое чувство сквозит в его словах, звучащих как реквием. Но не о борьбе, не о бунте Базарова, а о примирении говорит здесь писатель; не о “равнодушной природе”, не о лопухе, который, по словам Базарова, вырастет на его могиле, а о вечной жизни, о бессмертии. Тут и нравственное оправдание героя романа, и сожаление о замечательном человеке, тут и мысль о бесцельности его борьбы, его стремлений.
    Бесспорно, Тургенев создал незабываемый трагический образ революционера-демократа 60-х годов XIX века.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *