Сочинение на тему можно ли оправдать князя игоря

10 вариантов

  1. НазваниеУрок-диспут по «Слову о полку Игореве» «Можно ли оправдать князя Игоря?»Дата конвертации14.02.2013Размер50.44 Kb.ТипУрокУрок-диспут по «Слову о полку Игореве» «Можно ли оправдать князя Игоря?»
    Цели:
    Дать учащимся понятие о неоднозначности Новгород северского князя Игоря
    Рассказать о неоднозначности оценки этого исторического героя в Лаврентьевской и Ипатьевской летописях, а также в «Слове»
    Развивать креативность мышления учащихся, умение обосновывать свою точку зрения, опираясь на литературный текст
    Развивать устную речь учащихся
    Оформление:
    Портрет князя Игоря и Ярославны
    Генеалогическое древо новгород-северских князей
    Портрет Кончака
    Заголовок
    Вопросы диспута написаны на доске
    Ход урока.
    Вступительное слово учителя.
    Мы с вами изучили замечательный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Автор «Слова о полку Игореве», показав поход Игоря, проводит мысль о единении русских князей накануне татаро-монгольского ига. Он не выступает против феодальной раздробленности, так как был сыном своего времени, но говорит о том, что междоусобицы ослабляют Русь, ведут её по пути бесславному.
    В чём можно обвинить князя Игоря? (организовал поход против кочевников и тем самым привёл своё войско к поражению, из-за неудачного похода русские земли подверглись нападению со стороны кочевников, в плену ведёт себя как трус, бросив собственного сына и брата, бежит один из плена)
    Но так ли уж виноват князь? Заслуживает ли он снисхождения? Над этими вопросами мы с вами сегодня и подумаем. А помогать в нашей беседе нам будут вопросы. (Зачитываются вопросы на доске)
    Конспект беседы с ответами «за» и «против».
    Вопрос обсуждения
    Аргументы за Игоря
    Аргументы против Игоря
    1. Какие исторические факты из прошлого Игоря говорят за и против того, что он герой?
    Его прежняя дружба с ханом Кончаком – его ошибка, заблуждения молодости. Он понимает, что половцы – враги русской земли, поэтому задумывает против них поход
    По отношению к своему бывшему соратнику и другу хану Кончаку он ведёт себя подло, предав его и затеяв поход против кочевников
    2. Каковы причины похода князя Игоря?
    Игорь не только себе ищет славы. Он ищет славы всей русской земле. Он призывает своих сподвижников оседлать своих борзых коней и испить Дону шеломами, то есть завоевать степь, прекратить набеги кочевников.
    Князь задумал поход, так как позавидовал успеху князя Святослава Киевского, который за год до него предпринял поход против половцев объединёнными силами русских князей. Он не думает о том, что поход может быть неудачным, так как силы не равны и у него нет поддержки других князей. Он мечтает прославиться и взять богатую дань.
    3. Почему Игорь не повернул свои войска, когда их застало затмение?
    Игорь стоит над средневековыми верованиями. Он человек прогрессивный, отошедший от язычества, не зря, возвратясь из плена, он едет в Киев, с покаянной молитвой. Предзнаменования не для него. Он человек мужественный и уверенный в себе.
    Это как раз доказывает помрачение его ума. Его амбиции застили ему всё.
    4. Каковы взаимоотношения князя с половцами?
    Многие русские князья того времени вступали с половцами в маргонатические союзы, друг другу помогали. Сам Святослав Киевский не чуждался этого. Так поступали многие, а князь Игорь – сын своего времени, и нельзя его за это осуждать.
    Князь водит дружбу с врагами Отечества: например, ханом Кончаком, внуком Шарукана, который раньше разорял русские земли
    5. Каковы были последствия похода?
    Да, последствия были плачевные, но так было не только после похода Игоря, но и вообще. Половцы часто разоряли русские земли.
    Самое страшное в походе Игоря, это то, что он рассыпал русское золото, по выражению автора «Слова», то есть погубил русскую дружину, русских людей. Кроме того, после неудачного похода Игоря половцы почувствовали слабину русских и начали безнаказанно разорять русские земли.
    6. Как Игорь ведёт себя в бою?
    В бою он сражается мужественно и смело, проявляя чудеса героизма. Когда его дружина повернула и попыталась обратиться в бегство, он поскакал за ней, чтобы вдохновить её своим примером. Чтобы дружина его видела, он снимает шлем. Половцы его узнали и ранили его. Кроме того, он попал в плен именно потому, что пытался спасти своего брата Всеволода
    Автор «Слова» показывает, прежде всего, героизм и мужество брата князя Игоря Всеволода. Он описывает его поведение в бою, используя гиперболу, приравнивая Всеволода к русским богатырям. Игорь же описывается вовсе не так, что говорит, что он менее мужествен, хотя отказать совсем в мужестве ему нельзя.
    7. Как ведёт себя в плену?
    В плену не только Игорь, но и другие князья не знали ни в чём отказа. Например, сын Игоря Владимир расценивался Кончаком как будущий зять, поэтому, наверное, его никак не притесняли. А бежал Игорь один не потому, что спасал свою шкуру: ему и в плену было неплохо, сколько оттого, что узнал, что Русь разоряется кочевниками, и поспешил ей на помощь, чтобы искупить сой поступок.
    В плену Игорю была предоставлена полная свобода, так как Кончак всё же был его бывшим другом. Ему дали 20 воинов, которые не столько его охраняли, сколько служили ему. При первой возможности Игорь бежал из плена, оставив там своего брата и сына. Это поступок труса и эгоиста
    К каким же выводам мы с вами придём? Виновен ли Игорь? Прав ли он? Подумайте хорошо над этим вопросом. Сейчас мы проголосуем. (Идёт голосование)
    Подводя итоги, хочется сказать, что Игорь был сыном своего сложного времени, и часто вёл себя так, как любой бы на его месте себя повёл.
    Каким чертами он обладал? (Это человек мужественный, сильный духом и физически, прекрасный полководец, но человек честолюбивый, ищущий славы, часто не обдумывающий свои поступки и не задумывающийся о последствиях своих действий, хотя должен бы был, так как он человек государственный)
    Без сомненья, князь Игорь виновен в последствиях своего похода для русской земли, но, видимо, он раскаялся, так как первым делом из плена он отправился в Киев, признав силу и власть Князя Святослава, поехал в церковь, чтобы покаяться в своих грехах. Автор «Слова» не рисует нам его как однозначного злодея. Он живой человек со своими достоинствами и недостатками, тем-то и ценно для нас это произведение, что мы можем понять, что уже в 12 веке русские люди, такие как гениальный автор «Слова», могли реалистично описать человека, который вызывает и сочувствие, и негодование, и восхищение своими поступками.
    ‘);”>Добавить документ в свой блог или на сайт

    Похожие:

    «Слово о полку Игореве» и «Задонщина»
    «Задонщина», созданная вскоре после Куликовской битвы, в 80-х годах 14 века и открыта в 1852 году В. М. Ундольским, сразу привлекла…
    Урок литературы в 9 классе Интеллектуальная игра «Слово о полку Игореве»
    «Слово о полку Игореве». Урок проводится в командах по принципу телепередачи «Своя игра». Участникам конкурса предоставляется возможность…
    Отзыв на слово о полку Игореве
    В «Слове» говорится об этих событиях так, как будто они хорошо известны читателям. Оно обращено к современникам князя Игоря. Это…
    Тест по «Слову о полку Игореве…»
    Какой исторический документ повествует об исторических событиях,описанных в «Слове…»?
    «Слово о полку Игореве» героический памятник русской литературы
    Наиболее ярко героические черты литературы прошлого, составляющие ее неумирающую ценность, проявились в величайшем памятнике древности…
    «Слово о полку Игореве»
    «Слово о полку Игореве» самый известный памятник древнерусской литературы. В основе сюжета неудачный поход 1185 года русских князей…
    Тема: «Интерпретация композитором А. П. Бородиным «Слова о полку Игореве»
    Цель: довести до сознания учащихся идейное содержание литературного произведения «Слово о полку Игореве» и музыкального произведения…
    Урок по литературе в 8 классе “Слово о полку Игореве”
    Цель урока: повторение и закрепление знаний; раскрытие живой связи “Слова” с литературой XIX-XX веков и другими видами искусства
    Сценарий интегрированного урока «Суд истории. Князь Игорь Северский»
    Интегрированный урок история-литература проводится в10 классе после изучения темы по истории России «Феодальная раздробленность на…
    Не лепо ли ны бяшет, братие, начяти старыми словесы трудных повестий о полку Игореве, Игоря Святославлича! Начати же ся той песни по былинамь сего времени, а не
    Ярославу, храброму Мстиславу, иже зареза Редедю пред полкы касожьскыми, красному Романови Святославличю. Боян же, братие, не 10 соколовь…
    ?

  2. Вчпишите из стихотворения выделенные слова в два столбика.в первый слова с орфограмой в корне, во второй с орфограмой в приставке.заменяй звуковую запись буквеной.мигнули, сто рону, палу, пашёл, ношкой,залаял,заржал,убижал, дерева , свалилась, покасилось, стала, угалке, мышку, прадуло.
    Для поездки за город работникам завода было выделено несколько автобусов, с одинаковым числом мест в каждом автобусе. 172 чел. поехали в лес, а 387 чел. поехали на озеро. Все места в автобусах были заняты, и ни одного человека не осталось без места. Сколько пассажиров было в каждом автобусе и сколько автобусов всего было выделено?
    2+2(10*65)-65(x+56)+(67+36)
    Завтра контрольна допоможіть! Твір (не багато) (одне на вибір) : Образ української жінки в історичних піснях, думах та піснях Марусі Чурай ; Зображення героїчних і трагічних с торінок вітчизняної історії в українських думах та піснях ; Як народжувалися українська дума і пісня.
    Распределите следуйщие слова по группам 1)приблежение,присойдинение2)неполнота действия3)доведение действия до конца4)пространственная смежность, близость 5)высокая степень ка чества или действия 6)значение ,близуое к смыслу приставки пере-
    Приоткрыть,приделать, придорожный,приумный,пришить,приморье,принакопить,притерпеть,присойденить,прибить,прискучный,прирванный
    Помогите пожалуйста 3 класс найди значение выражение (100-58):7 5*(91-82) (27+27):6 4*(63-55)
    Как составить отрицательное предложение I played footdall in the ear
    На границе с каким гос-вом расположена крайняя южная точка России А)Грузия Б)Азербайджан В)Китай Г)Армения
    Основная мысль и тема текста “Пожалел”
    A NEW SUMMER COTTAGE- срочно нужен перевод є того текста кто знает ? ПОМОГИТЕ?

  3. Урок-диспут «Можно ли оправдать князя Игоря?»
    Подготовиться ответить на вопросы, опираясь на текст и на материал учебника и лекций:
    Какие исторические факты из прошлого Игоря говорят за и против того, что он герой?
    Каковы причины похода князя Игоря?
    Как внешне его рисует автор «Слова»?
    Почему князь Игорь не повернул свои войска, когда их застало затмение?
    Каковы взаимоотношения князя с половцами?
    Каковы были последствия похода?
    Как ведёт себя в бою?
    Как ведёт себя в плену?
    Автор «Слова о полку Игореве», показав поход Игоря, проводит мысль о единении русских князей. Он не выступает против феодальной раздробленности, но говорит о том, что междоусобицы ослабляют Русь, ведут её по пути бесславному. Князя Игоря можно обвинить в том, что он:
    Вступил в междоусобную войну против смоленских князей и взял город Глебов.
    Призвал на помощь внука Шарукана хана Кончака.
    Организовал свой поход против кочевников и тем самым привёл своё войско к поражению.
    Из-за неудачного похода русские земли подверглись нападению со стороны кочевников.
    В плену ведёт себя как трус. Бросив собственного сына и брата, бежит один из плена.
    Оппоненты должны подобрать фактический материал по каждому пункту обвинения, подтверждающий две позиции: «князь Игорь виновен» и «князь Игорь невиновен».
    ^ Не забывайте, что только в споре рождается истина, но любой спор будет плодотворным только тогда, когда все участники будут соблюдать определённые правила.
    Участники диспута должны быть взаимовежливы, важно уметь выслушать оппонента и аргументированно возразить.
    Не искажайте фактов, не уходите от главного, не пытайтесь запутать противника
    Нельзя перебивать, не дав оппоненту закончить речь
    Находите мужество признать верное и у противника
    Защищайте свои взгляды аргументированно, не переходите в споре на личность противника
    Договоримся о терминах:
    Диспут – полемика – дискуссия – спор
    Оппонент – противник
    Аргумент – доказательство
    Желаем всем удачи!

  4. Находясь в плену у половцев, князь многое обдумывает, анализирует свои решения и когда возвращается в Киев, приходит уже другим человеком. Как бы он не хотел славы, как бы он не перетягивал одеяло на себя, он всё-таки понимает, что единственный путь к победе – единение. Именно Игорь допустил тот раздор в государстве, из-за которого на слабую Русь напали половцы, так что князь решает не тратить сил на междоусобицы и объединяется с другими князьями, которых всех вместе дружно и встречают в Киеве.
    Победа Игоря над своим эгоизмом – это урок, который даёт нам автор. Есть вещи, которые гораздо важнее нашей гордыни, ради которых нужно быть не просто настолько смелым, чтобы бездумно отдать жизнь, а ради которых нужно перебарывать свой эгоизм и объединятся с теми, кто нам даже неприятен во имя общей цели. Единство – вот главная идея автора.

    Образ 3

    «Слово о полку Игореве» – оригинальное произведение времен Киевской Руси, памятник древнерусской литературы. Поэма занимает одно из ведущих мест в героическом эпосе мировой литературы. Она стоит рядом с памятниками, как индийского, так и иранского эпосов.
    Главным героем поэмы является князь Игорь. В центре внимания изображены события неудачного похода новгород-сиверского князя Игоря Святославовича на половцев в 1185 году. Решаясь на этот поход, князь не берет во внимание предвещание Волхов. Затмение солнца должно было остановить Игоря, поход бы не состоялся. Князь посмотрел на светлое солнце, и все его воины были покрыты тьмою. Солнце своей тьмой дорогу дружине Игоревой закрывало. Ночь стонала грозой, птиц разбудила, поблизости дикий свист поднялся.
    Но Игорь – человек целеустремленный и смелый. Он не отменяет своего княжеского слова. Он говорит о том, что лучше убитым быть, нежели плененным, и что он хочет испить воды из Дона. Само высказывание свидетельствует о стремлении князя Игоря победить половцев.
    В поэме Игоря сравнивают со смелым соколом. Он любит свою родную землю, он храбрый, мужественный, стремится отстоять свободу своей Родины. Но из-за некоторой чрезмерной гордости и нерассудительности княжеское войско потерпело неудачу, пир закончили храбрые русичи. Сам Игорь попал в плен, пересел из княжеского седла в седло невольничье. И этот эпитет свидетельствует о поражении. Соколам обрезали саблями крылья, самих их опутали железными путами. Тяжело было Руськой земле без князя Игоря, как голове без плечей, как плохо телу без головы.
    Князь Игорь – историческая личность. Он преданно любит свою Родину, мужественный, отважный, волевой, гордый и открытый. Его слова, что лучше потятым быть, чем плененным, стали крылатыми.
    Все его качества характера вызывают у автора и у читателя симпатию и восхищение. Он целеустремленный, стремится к ее воплощению, невзирая на силы природы. Некоторые негативные черты Игоря, как нерассудительность, чрезмерная гордость, сыграли с ним злую шутку. Дружина под его руководством и предводительством потерпела поражение. Многие матери и жены не дождались своих мужей, сыновей и братьев. Вся Руськая земля печалится о потерях, скорбит о плененном Игоре. Но князю удалось бежать, и он вернулся домой. И вся земля, все русичи ликовали, что он вернулся.
    Таким образом, образ князя Игоря – яркий пример патриотизма, мужества, преданности своему народу, своей Родине.
    9 класс. Сочинение по литературе.

  5. «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы. Неизвестный автор «Слова о полку Игореве» — это гений своего времени. Он написал не просто летопись, содержащую конкретные факты, а удиви­тельную поэму, наполненную патриотизмом, призывами автора к защите Родины. В «Слове о полку Игореве» нет точных указаний, потому что автор писал не ле­топись, а обращение к современникам, которые хорошо знали происходив­шие события. В основе «Слова о полку Игореве» лежат действительные события борьбы русских князей с половцами. Очень хорошо описывается русская природа, народ, который страдает из-за набегов неприятелей.
    Неудачный поход князя Игоря Святославича закончился для него пленом. Но почему же такой великий и отважный князь, как Игорь, был побежден? С маленьким отрядом он слепо пошел в бой, хотя опасность была слишком велика. Несмотря на плохие предзнаменования, Игорь не повернул коней. Жажда славы затмила его рассудок — за это автор осуждает князя. Но Игорь был патриотом, он стремился защитить родную землю, именно поэтому, бежав из плена, был прощен и принят.
    Главный упрек автора в том, что Русь оказалась раздробленной. Он вспо­минает прежнюю великую державу и сожалеет о нынешних неудачах. Приводя в пример поражение Игоря, он упрекает всех русских князей. Он уважает их, но осуждает стремление к личной славе, нежелание объе­диниться. Это раскрывается в обращении Святослава к князьям. Каждый из них могуч и храбр, но Русь должна быть единой, а не ослабленной и раз­дробленной. Только тогда сможет она победить!
    Автор призывает всех князей не только объединиться в борьбе с полов­цами, но и стать единой великой державой. Он видит главой Руси сильного и грозного князя, который смог бы прекратить усобицы и сплотить госу­дарство. Хоть автор и осуждает князей, он все же верит в объединение и возрождение своей Родины.

  6. Урок-диспут по «Слову о полку Игореве» «Можно ли оправдать князя Игоря?»
    Цели:
    Дать учащимся понятие о неоднозначности Новгород северского князя Игоря
    Рассказать о неоднозначности оценки этого исторического героя в Лаврентьевской и Ипатьевской летописях, а также в «Слове»
    Развивать креативность мышления учащихся, умение обосновывать свою точку зрения, опираясь на литературный текст
    Развивать устную речь учащихся
    Оформление:
    Портрет князя Игоря и Ярославны
    Генеалогическое древо новгород-северских князей
    Портрет Кончака
    Заголовок
    Вопросы диспута написаны на доске
    Ход урока.
    Вступительное слово учителя.
    Мы с вами изучили замечательный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Автор «Слова о полку Игореве», показав поход Игоря, проводит мысль о единении русских князей накануне татаро-монгольского ига. Он не выступает против феодальной раздробленности, так как был сыном своего времени, но говорит о том, что междоусобицы ослабляют Русь, ведут её по пути бесславному.
    В чём можно обвинить князя Игоря? (организовал поход против кочевников и тем самым привёл своё войско к поражению, из-за неудачного похода русские земли подверглись нападению со стороны кочевников, в плену ведёт себя как трус, бросив собственного сына и брата, бежит один из плена)
    Но так ли уж виноват князь? Заслуживает ли он снисхождения? Над этими вопросами мы с вами сегодня и подумаем. А помогать в нашей беседе нам будут вопросы. (Зачитываются вопросы на доске)
    ^ Конспект беседы с ответами «за» и «против».
    Вопрос обсуждения
    Аргументы за Игоря
    Аргументы против Игоря
    1. Какие исторические факты из прошлого Игоря говорят за и против того, что он герой?
    Его прежняя дружба с ханом Кончаком – его ошибка, заблуждения молодости. Он понимает, что половцы – враги русской земли, поэтому задумывает против них поход
    По отношению к своему бывшему соратнику и другу хану Кончаку он ведёт себя подло, предав его и затеяв поход против кочевников
    2. Каковы причины похода князя Игоря?
    Игорь не только себе ищет славы. Он ищет славы всей русской земле. Он призывает своих сподвижников оседлать своих борзых коней и испить Дону шеломами, то есть завоевать степь, прекратить набеги кочевников.
    Князь задумал поход, так как позавидовал успеху князя Святослава Киевского, который за год до него предпринял поход против половцев объединёнными силами русских князей. Он не думает о том, что поход может быть неудачным, так как силы не равны и у него нет поддержки других князей. Он мечтает прославиться и взять богатую дань.
    3. Почему Игорь не повернул свои войска, когда их застало затмение?
    Игорь стоит над средневековыми верованиями. Он человек прогрессивный, отошедший от язычества, не зря, возвратясь из плена, он едет в Киев, с покаянной молитвой. Предзнаменования не для него. Он человек мужественный и уверенный в себе.
    Это как раз доказывает помрачение его ума. Его амбиции застили ему всё.
    4. Каковы взаимоотношения князя с половцами?
    Многие русские князья того времени вступали с половцами в маргонатические союзы, друг другу помогали. Сам Святослав Киевский не чуждался этого. Так поступали многие, а князь Игорь – сын своего времени, и нельзя его за это осуждать.
    Князь водит дружбу с врагами Отечества: например, ханом Кончаком, внуком Шарукана, который раньше разорял русские земли
    5. Каковы были последствия похода?
    Да, последствия были плачевные, но так было не только после похода Игоря, но и вообще. Половцы часто разоряли русские земли.
    Самое страшное в походе Игоря, это то, что он рассыпал русское золото, по выражению автора «Слова», то есть погубил русскую дружину, русских людей. Кроме того, после неудачного похода Игоря половцы почувствовали слабину русских и начали безнаказанно разорять русские земли.
    6. Как Игорь ведёт себя в бою?
    В бою он сражается мужественно и смело, проявляя чудеса героизма. Когда его дружина повернула и попыталась обратиться в бегство, он поскакал за ней, чтобы вдохновить её своим примером. Чтобы дружина его видела, он снимает шлем. Половцы его узнали и ранили его. Кроме того, он попал в плен именно потому, что пытался спасти своего брата Всеволода
    Автор «Слова» показывает, прежде всего, героизм и мужество брата князя Игоря Всеволода. Он описывает его поведение в бою, используя гиперболу, приравнивая Всеволода к русским богатырям. Игорь же описывается вовсе не так, что говорит, что он менее мужествен, хотя отказать совсем в мужестве ему нельзя.
    7. Как ведёт себя в плену?
    В плену не только Игорь, но и другие князья не знали ни в чём отказа. Например, сын Игоря Владимир расценивался Кончаком как будущий зять, поэтому, наверное, его никак не притесняли. А бежал Игорь один не потому, что спасал свою шкуру: ему и в плену было неплохо, сколько оттого, что узнал, что Русь разоряется кочевниками, и поспешил ей на помощь, чтобы искупить сой поступок.
    В плену Игорю была предоставлена полная свобода, так как Кончак всё же был его бывшим другом. Ему дали 20 воинов, которые не столько его охраняли, сколько служили ему. При первой возможности Игорь бежал из плена, оставив там своего брата и сына. Это поступок труса и эгоиста
    К каким же выводам мы с вами придём? Виновен ли Игорь? Прав ли он? Подумайте хорошо над этим вопросом. Сейчас мы проголосуем. (Идёт голосование)
    Подводя итоги, хочется сказать, что Игорь был сыном своего сложного времени, и часто вёл себя так, как любой бы на его месте себя повёл.
    Каким чертами он обладал? (Это человек мужественный, сильный духом и физически, прекрасный полководец, но человек честолюбивый, ищущий славы, часто не обдумывающий свои поступки и не задумывающийся о последствиях своих действий, хотя должен бы был, так как он человек государственный)
    Без сомненья, князь Игорь виновен в последствиях своего похода для русской земли, но, видимо, он раскаялся, так как первым делом из плена он отправился в Киев, признав силу и власть Князя Святослава, поехал в церковь, чтобы покаяться в своих грехах. Автор «Слова» не рисует нам его как однозначного злодея. Он живой человек со своими достоинствами и недостатками, тем-то и ценно для нас это произведение, что мы можем понять, что уже в 12 веке русские люди, такие как гениальный автор «Слова», могли реалистично описать человека, который вызывает и сочувствие, и негодование, и восхищение своими поступками.

  7. Вид материалаУрок

    Содержание

    Не забывайте, что только в споре рождается истина, но любой спор будет плодотворным только тогда, когда все участники будут собл
    Подобный материал:
    Тема урока: Слово о полку Игореве, 74.27kb.
    КонецформыначалоформыВозникновение и развитие Древнерусского государства (IX — начало, 1245.1kb.
    Слово о плъку игореве, игоря сына святъславля, внука ольгова, 177.76kb.
    «Повесть временных лет», 127.05kb.
    Нет билетов 2, 2, 2, 13. 2, 16. 1, 16. 2, 18. 2, 19. 1, 20. 2, 24., 3186.18kb.
    План виртуального путешествия «Семь литературных чудес света», 125.76kb.
    Тема любви в прозе И. А. Бунина (на примере одного рассказа), 1050.01kb.
    Тема любви в прозе И. А. Бунина (на примере одного рассказа), 1003.17kb.
    «Электронный путеводитель по литературно-краеведческому музею Игоря Киселева», 37.32kb.
    Мочалова Светлана Ивановна Учебный предмет, в рамках которого проводится работа, 166.08kb.
    Урок-диспут «Можно ли оправдать князя Игоря?»
    Подготовиться ответить на вопросы, опираясь на текст и на материал учебника и лекций:
    Какие исторические факты из прошлого Игоря говорят за и против того, что он герой?
    Каковы причины похода князя Игоря?
    Как внешне его рисует автор «Слова»?
    Почему князь Игорь не повернул свои войска, когда их застало затмение?
    Каковы взаимоотношения князя с половцами?
    Каковы были последствия похода?
    Как ведёт себя в бою?
    Как ведёт себя в плену?
    Автор «Слова о полку Игореве», показав поход Игоря, проводит мысль о единении русских князей. Он не выступает против феодальной раздробленности, но говорит о том, что междоусобицы ослабляют Русь, ведут её по пути бесславному. Князя Игоря можно обвинить в том, что он:
    Вступил в междоусобную войну против смоленских князей и взял город Глебов.
    Призвал на помощь внука Шарукана хана Кончака.
    Организовал свой поход против кочевников и тем самым привёл своё войско к поражению.
    Из-за неудачного похода русские земли подверглись нападению со стороны кочевников.
    В плену ведёт себя как трус. Бросив собственного сына и брата, бежит один из плена.
    Оппоненты должны подобрать фактический материал по каждому пункту обвинения, подтверждающий две позиции: «князь Игорь виновен» и «князь Игорь невиновен».
    Не забывайте, что только в споре рождается истина, но любой спор будет плодотворным только тогда, когда все участники будут соблюдать определённые правила.
    Участники диспута должны быть взаимовежливы, важно уметь выслушать оппонента и аргументированно возразить.
    Не искажайте фактов, не уходите от главного, не пытайтесь запутать противника
    Нельзя перебивать, не дав оппоненту закончить речь
    Находите мужество признать верное и у противника
    Защищайте свои взгляды аргументированно, не переходите в споре на личность противника
    Договоримся о терминах:

    Диспут – полемика – дискуссия – спор

    Оппонент – противник
    Аргумент – доказательство
    Желаем всем удачи!

  8. Урок-диспут по «Слову о полку Игореве» «Можно ли оправдать князя Игоря?»
    Цели:
    Дать учащимся понятие о неоднозначности Новгород северского князя Игоря
    Рассказать о неоднозначности оценки этого исторического героя в Лаврентьевской и Ипатьевской летописях, а также в «Слове»
    Развивать креативность мышления учащихся, умение обосновывать свою точку зрения, опираясь на литературный текст
    Развивать устную речь учащихся
    Оформление:
    Портрет князя Игоря и Ярославны
    Генеалогическое древо новгород-северских князей
    Портрет Кончака
    Заголовок
    Вопросы диспута написаны на доске
    Ход урока.
    Вступительное слово учителя.
    Мы с вами изучили замечательный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Автор «Слова о полку Игореве», показав поход Игоря, проводит мысль о единении русских князей накануне татаро-монгольского ига. Он не выступает против феодальной раздробленности, так как был сыном своего времени, но говорит о том, что междоусобицы ослабляют Русь, ведут её по пути бесславному.
    В чём можно обвинить князя Игоря? (организовал поход против кочевников и тем самым привёл своё войско к поражению, из-за неудачного похода русские земли подверглись нападению со стороны кочевников, в плену ведёт себя как трус, бросив собственного сына и брата, бежит один из плена)
    Но так ли уж виноват князь? Заслуживает ли он снисхождения? Над этими вопросами мы с вами сегодня и подумаем. А помогать в нашей беседе нам будут вопросы. (Зачитываются вопросы на доске)
    Конспект беседы с ответами «за» и «против».
    Вопрос обсуждения
    Аргументы за Игоря
    Аргументы против Игоря
    1. Какие исторические факты из прошлого Игоря говорят за и против того, что он герой?
    Его прежняя дружба с ханом Кончаком – его ошибка, заблуждения молодости. Он понимает, что половцы – враги русской земли, поэтому задумывает против них поход
    По отношению к своему бывшему соратнику и другу хану Кончаку он ведёт себя подло, предав его и затеяв поход против кочевников
    2. Каковы причины похода князя Игоря?
    Игорь не только себе ищет славы. Он ищет славы всей русской земле. Он призывает своих сподвижников оседлать своих борзых коней и испить Дону шеломами, то есть завоевать степь, прекратить набеги кочевников.
    Князь задумал поход, так как позавидовал успеху князя Святослава Киевского, который за год до него предпринял поход против половцев объединёнными силами русских князей. Он не думает о том, что поход может быть неудачным, так как силы не равны и у него нет поддержки других князей. Он мечтает прославиться и взять богатую дань.
    3. Почему Игорь не повернул свои войска, когда их застало затмение?
    Игорь стоит над средневековыми верованиями. Он человек прогрессивный, отошедший от язычества, не зря, возвратясь из плена, он едет в Киев, с покаянной молитвой. Предзнаменования не для него. Он человек мужественный и уверенный в себе.
    Это как раз доказывает помрачение его ума. Его амбиции застили ему всё.
    4. Каковы взаимоотношения князя с половцами?
    Многие русские князья того времени вступали с половцами в маргонатические союзы, друг другу помогали. Сам Святослав Киевский не чуждался этого. Так поступали многие, а князь Игорь – сын своего времени, и нельзя его за это осуждать.
    Князь водит дружбу с врагами Отечества: например, ханом Кончаком, внуком Шарукана, который раньше разорял русские земли
    5. Каковы были последствия похода?
    Да, последствия были плачевные, но так было не только после похода Игоря, но и вообще. Половцы часто разоряли русские земли.
    Самое страшное в походе Игоря, это то, что он рассыпал русское золото, по выражению автора «Слова», то есть погубил русскую дружину, русских людей. Кроме того, после неудачного похода Игоря половцы почувствовали слабину русских и начали безнаказанно разорять русские земли.
    6. Как Игорь ведёт себя в бою?
    В бою он сражается мужественно и смело, проявляя чудеса героизма. Когда его дружина повернула и попыталась обратиться в бегство, он поскакал за ней, чтобы вдохновить её своим примером. Чтобы дружина его видела, он снимает шлем. Половцы его узнали и ранили его. Кроме того, он попал в плен именно потому, что пытался спасти своего брата Всеволода
    Автор «Слова» показывает, прежде всего, героизм и мужество брата князя Игоря Всеволода. Он описывает его поведение в бою, используя гиперболу, приравнивая Всеволода к русским богатырям. Игорь же описывается вовсе не так, что говорит, что он менее мужествен, хотя отказать совсем в мужестве ему нельзя.
    7. Как ведёт себя в плену?
    В плену не только Игорь, но и другие князья не знали ни в чём отказа. Например, сын Игоря Владимир расценивался Кончаком как будущий зять, поэтому, наверное, его никак не притесняли. А бежал Игорь один не потому, что спасал свою шкуру: ему и в плену было неплохо, сколько оттого, что узнал, что Русь разоряется кочевниками, и поспешил ей на помощь, чтобы искупить сой поступок.
    В плену Игорю была предоставлена полная свобода, так как Кончак всё же был его бывшим другом. Ему дали 20 воинов, которые не столько его охраняли, сколько служили ему. При первой возможности Игорь бежал из плена, оставив там своего брата и сына. Это поступок труса и эгоиста
    К каким же выводам мы с вами придём? Виновен ли Игорь? Прав ли он? Подумайте хорошо над этим вопросом. Сейчас мы проголосуем. (Идёт голосование)
    Подводя итоги, хочется сказать, что Игорь был сыном своего сложного времени, и часто вёл себя так, как любой бы на его месте себя повёл.
    Каким чертами он обладал? (Это человек мужественный, сильный духом и физически, прекрасный полководец, но человек честолюбивый, ищущий славы, часто не обдумывающий свои поступки и не задумывающийся о последствиях своих действий, хотя должен бы был, так как он человек государственный)
    Без сомненья, князь Игорь виновен в последствиях своего похода для русской земли, но, видимо, он раскаялся, так как первым делом из плена он отправился в Киев, признав силу и власть Князя Святослава, поехал в церковь, чтобы покаяться в своих грехах. Автор «Слова» не рисует нам его как однозначного злодея. Он живой человек со своими достоинствами и недостатками, тем-то и ценно для нас это произведение, что мы можем понять, что уже в 12 веке русские люди, такие как гениальный автор «Слова», могли реалистично описать человека, который вызывает и сочувствие, и негодование, и восхищение своими поступками.

  9. НазваниеКакие исторические факты из прошлого Игоря говорят за и против того, что он герой?Дата публикации07.12.2013Размер18.66 Kb.ТипВопрос5-bal.ru > Литература > ВопросУрок-диспут «Можно ли оправдать князя Игоря?»
    Подготовиться ответить на вопросы, опираясь на текст и на материал учебника и лекций:
    Какие исторические факты из прошлого Игоря говорят за и против того, что он герой?
    Каковы причины похода князя Игоря?
    Как внешне его рисует автор «Слова»?
    Почему князь Игорь не повернул свои войска, когда их застало затмение?
    Каковы взаимоотношения князя с половцами?
    Каковы были последствия похода?
    Как ведёт себя в бою?
    Как ведёт себя в плену?
    Автор «Слова о полку Игореве», показав поход Игоря, проводит мысль о единении русских князей. Он не выступает против феодальной раздробленности, но говорит о том, что междоусобицы ослабляют Русь, ведут её по пути бесславному. Князя Игоря можно обвинить в том, что он:
    Вступил в междоусобную войну против смоленских князей и взял город Глебов.
    Призвал на помощь внука Шарукана хана Кончака.
    Организовал свой поход против кочевников и тем самым привёл своё войско к поражению.
    Из-за неудачного похода русские земли подверглись нападению со стороны кочевников.
    В плену ведёт себя как трус. Бросив собственного сына и брата, бежит один из плена.
    Оппоненты должны подобрать фактический материал по каждому пункту обвинения, подтверждающий две позиции: «князь Игорь виновен» и «князь Игорь невиновен».
    Не забывайте, что только в споре рождается истина, но любой спор будет плодотворным только тогда, когда все участники будут соблюдать определённые правила.
    Участники диспута должны быть взаимовежливы, важно уметь выслушать оппонента и аргументированно возразить.
    Не искажайте фактов, не уходите от главного, не пытайтесь запутать противника
    Нельзя перебивать, не дав оппоненту закончить речь
    Находите мужество признать верное и у противника
    Защищайте свои взгляды аргументированно, не переходите в споре на личность противника
    Договоримся о терминах:

    Диспут – полемика – дискуссия – спор

    Оппонент – противник
    Аргумент – доказательство
    Желаем всем удачи!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *