Сочинение на тему музыка серьезная и легкая

9 вариантов

  1. “Мастерская музыкальных инструментов”. С французской гравюры XVIII века.

    Мы очень привыкли к этим словам – “легкая” и “серьезная” музыка. А попробуйте-ка ответить, что такое легкая музыка и что такое музыка серьезная? Думаю, что это не так уж просто вам удастся. А может быть, и вовсе не удастся. Но вы не смущайтесь – это в самом деле не простой вопрос.
    Музыка, литература и все другие искусства неотделимы от жизни человека, являются важной ее частью. Поэтому в искусстве отражается все, абсолютно все, чем живет человек. И не только один человек, а целые народы и даже все человечество. Нет в настоящем искусстве ничего, что не было бы так или иначе связано с человеком, с его жизнью. И нет в жизни человека ничего, что не нашло бы своего отражения в искусстве.
    Мальчик, играющий на двойной флейте. Роспись на древнегреческой вазе. VI век до н. э.

    А из чего состоит человеческая жизнь? Что в ней главное – “серьезное” или “легкое”? Ну, конечно, “серьезное”: неустанный труд, увлеченные занятия, большие мысли и глубокие чувства, верная дружба и чистая любовь, большая радость и такие же большие печали, события, вторгающиеся в жизнь человека, и события, потрясающие весь земной шар, борьба за свободу и справедливость, борьба за счастье, борьба за мир… Вот это все и служит источником большого, серьезного искусства, становится его содержанием, его смыслом.
    Но ведь есть в жизни человека и другая сторона. Есть улыбка и смех, шутка и веселье, есть отдых и развлечения. Тут-то и возникает легкое искусство: юмористические рисунки и карикатуры, забавные рассказы и веселые стихи, развлекательные кинофильмы и эстрадные представления…
    “Волынщик”. С гравюры А. Дюрера. XVI век.

    Возникает тут и легкая музыка.
    Музыка оказывается нашим незаменимым другом, когда мы хотим развлечься после утомивших нас дел, повеселиться. Без музыки мы не можем ни потанцевать, ни попеть. Музыка создает особо праздничную атмосферу.
    Но всякая ли музыка окажется здесь на месте? Конечно, не всякая – это ясно каждому.
    Вот захотелось потанцевать – для этого нужна специальная “танцевальная” музыка. Тут нам ни Бах, ни Бетховен не помогут. Не помогут и Глинка с Чайковским, как бы мы ни любили их музыку, как бы ни восхищались ею. В балетных и оперных спектаклях на эту музыку ставятся прекрасные танцы, но это ведь совсем не те танцы, которые мы с вами сегодня танцуем.
    А в туристском походе захотелось спеть песню – в любом походе, даже на простой прогулке всем всегда почему-то петь хочется! – тут тоже ни Моцарт, ни Мусоргский не помогут. Нужны какие-то особые, свои, туристские песни. И они обязательно должны быть легкими, чтоб в пути легко пелись, и обязательно современными, чтобы каждое слово было понятным, сегодняшним, чтобы мелодия тоже дышала нашим временем.
    Нужна легкая музыка и в цирке. Здесь она должна быть жизнерадостной, молодой и упругой, как упруго, молодо и жизнерадостно само цирковое искусство. Нужна легкая музыка и в любом эстрадном концерте, – без нее окажутся скучными самые блестящие номера эстрадного искусства.
    Из легкой музыки вырастает, наконец, и высшая, самая богатая и развитая ее форма – оперетта. Ведь главное в оперетте, ее “душу” и составляет обязательно легкая, обязательно веселая и жизнерадостная музыка!
    “Портрет женщины со скрипкой”. Энн Вальер-Костер. XVIII век.

    Вот видите, как много причин, объясняющих широкое распространение легкой музыки! Но есть здесь еще причина, и мне очень хочется, чтобы вы серьезно над ней задумались. Эта причина премного способствует тому, что легкая, развлекательная музыка распространяется гораздо шире, чем, если так можно выразиться, она имеет на это право. Причина эта заключается в том, что, отражая “легкие” стороны нашей жизни, причем отражая их в самой легкой, общедоступной форме, она далеко не всегда содержит в себе большие мысли и глубокие чувства.
    Следовательно, и для того, чтобы воспринять, усвоить такую музыку, от нас чаще всего не требуется ни напряжения мысли, ни напряжения душевных сил. “Развлекательность”, “ритмичность”, “внешняя красивость”, “легкость” (а по сути – облегченность чувств и мыслей) – вот основные качества этой музыки, которую легко слушает, легко поет и под которую легко танцует любой, даже совсем музыкально неопытный, не просвещенный человек.
    В этом, конечно, заключено и большое, неоспоримое достоинство легкой музыки – ее широчайшая доступность. Но не зря говорит народная мудрость: недостаток есть продолжение достоинства. И многие люди, встречаясь с легкой музыкой чуть ни на каждом шагу, начинают думать, что это-то и есть самое главное и самое лучшее в музыке. И привыкнув к этой мысли, начинают противиться всякой другой музыке, в слепоте своей и не догадываясь, что эта “всякая другая” музыка и есть настоящее музыкальное искусство!
    Как же избежать этой пагубной ошибки? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, попробуем подойти к нему с другой стороны. Ведь встречается иногда и другая ошибка, другая крайность, когда человек очень любящий серьезное, великое музыкальное искусство, пренебрежительно относится к легкой музыке и даже иной раз вовсе ее отрицает. Это тоже плохо, потому что всякая односторонность, всякая ограниченность обедняет человека, его духовный мир.
    Русские военные музыканты. XIX век.

    Такая крайность встречается, правда, редко, потому что человек, знающий и любящий серьезную музыку, как правило, понимает толк и в музыке легкой, развлекательной.
    Всякая музыка – и самая серьезная, и самая легкая–прежде всего обязательно должна быть хорошей.
    Между музыкой легкой и музыкой серьезной нет никакой стены и никакой непроходимой пропасти. Они не только существуют рядом, но часто сплетаются друг с другом и даже переходят одна в другую, “Как сплетаются и переходят друг в друга радость и горе, смех и слезы в жизни человека. Потому-то в глубоко трагической опере Верди “Риголетто” может звучать удивительно легкомысленная песенка Герцога (вот прекрасный образец настоящей легкой музыки!), а в беззаботно-праздничное “Итальянское каприччио” Чайковского может проникнуть скорбная, почти трагическая мелодия, возможно, отразившая тот факт, что во время сочинения “Каприччио”, в дни карнавального веселья композитор получил известие о смерти горячо им любимого отца…
    И уж если существует в музыке непроходимая пропасть и стена, то искать их надо не между “легким” и “серьезным”, а между хорошим и плохим!
    Ч. Уайт. Негритянский джаз.

    И никогда не надо думать, будто серьезная музыка – это музыка “первого сорта”, а легкая музыка – музыка “второго сорта”. И та и другая должны быть “первосортными”!
    Ну, а как же тогда понимать то, что иной раз летают по жизни явно плохие песни, плохие не только по словам, но и по музыке, то есть песни с хилыми, немощными крыльями? Ведь все же встречаем такие песни, не правда ли?
    Почему же они все-таки поются? Да либо потому, что слишком привлекательны в них слова и мы тянемся к ним, даже несмотря на плохую музыку. Либо, наоборот, мелодия так увлекает, что остаются просто незамеченными плохие слова. А чаще всего (так бывает даже когда и слова, и музыка не слишком хороши), когда по теме своей, по сюжету песня очень желанна нам, очень нужна.
    Но жизнь таких песен очень недолговечна. От полета настоящих, хороших песен их полет отличается точно так же, как полет курицы отличается от орлиного полета. Тому, кто от песни, да и от музыки вообще, требует и ждет немногого, – и курицын полет настоящим полетом показаться может: все-таки ведь взлетела! Все-таки от земли оторвалась! А тот, кто смотрит с более высокой позиции, кто многого требует от музыки, кто уже научился хорошее в музыке отличать от плохого, – тот уж курицу с орлом не спутает!..
    И, конечно, нельзя забывать и то, что классическая музыка дает человеку гораздо больше, чем даже самая хорошая развлекательная музыка…
    Если мы условно назовем “делом” все серьезное, что есть в нашей жизни в искусстве, а все, что в жизни и в искусстве есть легкого, так же условно назовем “потехой”, то не найти лучших слов для того, чтобы определить наше отношение и к жизни, и к искусству, чем знаменитая поговорка: “Делу – время, потехе – час”!

  2. 2
    Текст добавил: Антон Тобала

    ТЕКСТ КАК АРГУМЕНТ ДЛЯ СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ЕГЭ
    Чтобы развить навыки аргументирования темы сочинения, СОВЕТУЕМ
    прочитать текст, в котором выделены опорные слова и словосочетания;
    используя опорные слова и словосочетания, расположенные после текста под знаком ***, пересказать текст.
    Такой интерпретированный Вами текст можно использовать в качестве аргумента для сочинения на ЕГЭ.
    О МУЗЫКЕ «ЛЁГКОЙ» И МУЗЫКЕ «СЕРЬЁЗНОЙ». ПО Д. КАБАЛЕВСКОМУ.
    Мы очень привыкли к этим словам – «лёгкая» и «серьёзная» музыка и запросто пользуемся ими в разговоре. А вот попробуйте-ка ответить на вопрос: что такое легкая музыка и что такое музыка серьёзная? Думаю, что это не так уж просто вам удастся. А может быть, и вовсе не удастся. Но вы не смущайтесь – это в самом деле не простой вопрос. Давайте попытаемся вместе на него ответить. Начнём вот с чего. Мы уже знаем, что музыка, литература и все другие виды искусства неотделимы от жизни человека, являются важной её частью. Поэтому в искусстве отражается всё, абсолютно всё, чем живёт человек. И не только один человек, а целые народы и даже всё человечество. Нет в настоящем искусстве ничего, что не было бы так или иначе связано с человеком, с его жизнью. И нет в жизни человека ничего, что не нашло бы своего отражения в искусстве.
    А из чего состоит человеческая жизнь? Что в ней главное – «серьёзное» или «лёгкое»?
    Ну, конечно, серьёзное: неустанный труд, увлечённые занятия, большие мысли и глубокие чувства, верная дружба и чистая любовь, большая радость и такие же большие печали, события, вторгающиеся в жизнь человека, и события, потрясающие весь земной шар. Вот это всё и служит источником большого, серьёзного искусства, становится его содержанием, его смыслом.
    Но ведь есть всё-таки в жизни человека и другая сторона. Есть в ней улыбка и смех, шутка и веселье, есть отдых и развлечение, есть желание потанцевать, побаловаться, побалагурить. Вот тут-то и возникает лёгкое искусство: юмористические рисунки и карикатуры, забавные рассказы и весёлые стихи, развлекательные пьесы, кинофильмы, эстрадные представления
    Возникает тут и лёгкая музыка. Ни одно другое искусство не занимает такого большого места в играх и развлечениях человека, так настойчиво не вторгается в часы его досуга, как музыка.
    Музыка оказывается нашим незаменимым другом, когда мы хотим развлечься после утомивших нас дел, повеселиться, собравшись на вечер в школе, клубе или просто дома на дружеской вечеринке. Без музыки мы не можем ни потанцевать, ни попеть. Музыка создаёт особо праздничную атмосферу зимой на катке, летом на спортивной площадке, в туристском лагере.
    Во всех этих случаях музыка безраздельно господствует над всеми другими искусствами.
    ***
    русский композитор Д.Б.Кабалевский
    привыкли разговоре что такое лёгкая серьёзная не простой вопрос все виды искусства неотделимы от жизни состоит жизнь главное
    ***
    серьёзное неустанный труд увлечённые занятия большие мысли и глубокие чувства верная дружба и чистая любовь большая радость и такие же большие печали события вторгающиеся в жизнь человека и события, потрясающие весь земной шар источником большого, серьёзного искусства
    ***
    улыбка и смех, шутка и веселье отдых и развлечение потанцевать побаловаться лёгкое искусство юмористические рисунки и карикатуры забавные рассказы и весёлые стихи развлекательные пьесы кинофильмы эстрадные представления…
    ***
    лёгкая музыка большого места в играх и развлечениях в часы досуга
    незаменимым другом потанцевать попеть праздничную атмосферу
    случаях другими искусствами
    Для расширения аргументационного поля в процессе подготовки к ЕГЭ рекомендуем посетить страницы:
    инфо-уроки — Русский язык. Аргументы к сочинению. 11 кл.
    форум — Аргументы к сочинению
    Для подготовки к ЕГЭ Вы можете воспользоваться учебным пособием «ПОЛУГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ. РУССКИЙ ЯЗЫК. СБОРНИК № 1».
    Автор-составитель – учитель русского языка и литературы, автор-разработчик сайта «Егэтека» Помелова Галина Николаевна.
    Подробные инструкции как воспользоваться сборником здесь
    Назад в раздел

  3. Помогите пожалуйста,задали написать мини-сочинение на тему “лёгкая и серьёзная музыка в моей жизни” совсем нет времени писать, помогите,пожалуйста

    Ответы:

    это мое понятие ,Можешь прочитать и сам написать что ты понял
    Мы очень привыкли к этим словам – «лёгкая» и «серьёзная» музыка и запросто пользуемся ими в разговоре. А вот попробуйте-ка ответить на вопрос: что такое легкая музыка и что такое музыка серьёзная? Думаю, что это не так уж просто вам удастся. А может быть, и вовсе не удастся. Но вы не смущайтесь – это в самом деле не простой вопрос. Давайте попытаемся вместе на него ответить. Начнём вот с чего. Мы уже знаем, что музыка, литература и все другие виды искусства неотделимы от жизни человека, являются важной её частью. Поэтому в искусстве отражается всё, абсолютно всё, чем живёт человек. И не только один человек, а целые народы и даже всё человечество. Нет в настоящем искусстве ничего, что не было бы так или иначе связано с человеком, с его жизнью. И нет в жизни человека ничего, что не нашло бы своего отражения в искусстве.
    А из чего состоит человеческая жизнь? Что в ней главное – «серьёзное» или «лёгкое»?
    Ну, конечно, серьёзное: неустанный труд, увлечённые занятия, большие мысли и глубокие чувства, верная дружба и чистая любовь, большая радость и такие же большие печали, события, вторгающиеся в жизнь человека, и события, потрясающие весь земной шар. Вот это всё и служит источником большого, серьёзного искусства, становится его содержанием, его смыслом.
    Но ведь есть всё-таки в жизни человека и другая сторона. Есть в ней улыбка и смех, шутка и веселье, есть отдых и развлечение, есть желание потанцевать, побаловаться, побалагурить. Вот тут-то и возникает лёгкое искусство: юмористические рисунки и карикатуры, забавные рассказы и весёлые стихи, развлекательные пьесы, кинофильмы, эстрадные представления…
    Возникает тут и лёгкая музыка. Ни одно другое искусство не занимает такого большого места в играх и развлечениях человека, так настойчиво не вторгается в часыего досуга, как музыка.
    Музыка оказывается нашим незаменимым другом, когда мы хотим развлечься после утомивших нас дел, повеселиться, собравшись на вечер в школе, клубе или просто дома на дружеской вечеринке. Без музыки мы не можем ни потанцевать, ни попеть. Музыка создаёт особо праздничную атмосферу зимой на катке, летом на спортивной площадке, в туристском лагере.
    Во всех этих случаях музыка безраздельно господствует над всеми другими искусствами.

  4. Лелина Светлана Викторовна, учитель искусств
    МКОУ Васильевской ООШ
    7 класс
    Тема: Музыка «Лёгкая» и «Серьёзная»
    Цель и задачи урока:
    1. Помочь учащимся разобраться в общественных функциях «лёгкой» и «серьёзной» музыки, на музыкальных примерах показать, что их объединяет и что различает.
    2. Развитие вокально-хоровых навыков.
    Задачи:
    обучающие: 
    уметь разграничивать музыку «лёгкую» и «серьёзную» по содержанию и восприятию;
    грамотно и эмоционально разбирать музыкальное и литературное произведение, уметь следить за развитием музыкальной темы и характеризовать музыкальные и выразительные средства;
    знать о преобладающей роли ритма, темпа, динамики интонации, развитии, построении в музыке. Определять характерный ритмический рисунок;
    развивающие: 
    развитие чувств эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
    развить образное восприятие, самостоятельность мышления;
    развивать навыки определения настроения музыки;
    воспитательные:
    воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой музыки;
    продолжить учить вслушиваться, всматриваться, вдумываться в музыку.
    Методы организации и осуществления учено-познавательной деятельности:
    1.объяснительно-иллюстративный
    2.ситуация занимательности;
    3.сравнение, анализ, обобщение;
    4.приём сопоставления со смежными видами искусств.
    Приёмы:
    слушание;
    исполнение песенного материала.
    Иинформационно-техническое обеспечение:
    1. Компьютер;
    2. Мультимедийный проектор.
    Тип урока: формирование новых знаний, изучение нового материала
    Формы работы учащихся: беседа, ИКТ,  работа с текстами;
    Структура  урока:
    Организационный момент.
    Актуализация знаний.
    Изучение нового материала.
    Музыкальный репертуар:
    «Гренада» слова М.Светлова, музыка В.Берковского – исполнение;
    «Рапсодия №2» Ф.Лист – слушание;
    «Шутка» И.С.Бах – слушание;
    «Песенка Герцога» Дж.Верди из оперы «Риголетто» – слушание;
    «Вальс о вальсе – слова Е.Евтушенко, музыка Колмановского – разучивание.
    «Я шагаю по Москве» слова Шпаликова; музыка А.Петров – исполнение.
    Ход урока:
    Организационный момент.
    2. Урок начать с исполнения песни «Гренада». Вхождение в тему урока. Беседа и обсуждение о песне.
    – О чём стихи песни? Что такое «Гренада»? Какая музыка?
    Гренада – это область в Испании, часть добровольцев из России поехали защищать завоевания испанской революции.
    Судьба стихотворения Светлова «Гренада» сложилась на редкость счастливо. Вскоре после появления на свет она стала широко известно не только у нас, но и во многих других странах мира. Стихи стали легендарными. Светлов писал: «Прекрасная музыка, сочинённая композитором на мои слова. Хорошо поёт её певец. Почему же так хорошо получилось? Сблизились народы, сблизились сердца, и, следовательно, сблизилось искусство…»
    – К какой музыке эту песню можно отнести? (серьёзная) Почему?
    – Можно ли «увидеть» песню «Гренада»?
    – Найдите в ней утвердительные, повествовательные, вопросительные интонации. (2-ой куплет)
    – Какой куплет является кульминацией песни? (6-ой куплет)
    – Нам сегодня надо ответить на такие вопросы:
    – Как вы понимаете, что такое «серьёзная» музыка? Какие музыкальные произведения вы бы отнесли к «серьёзной музыке?
    – А что такое «лёгкая» музыка? Какие музыкальные произведения вы бы отнесли к «лёгкой» музыке?
    – Как вы думаете, разделение на «лёгкое» и «серьёзное» искусство присуще только музыке? (литературе: Чехов, Пушкин и т.д.)
    – Нельзя сказать, что лёгкая музыка появилась недавно, она, как и серьёзная, – давний спутник человечества. И.С.Бах, несомненно, серьёзный музыкант, но его «Кофейная каната», «Шутка», «Дуэт для двух пар очков», множество народных танцев написаны с не меньшим мастерством и любовью, талантом и трудолюбием. Подобное можно встретить в творчестве любого композитора-мастера. Прослушаем из его творчества музыкальное произведение.
    3. Слушание «Шутка» И.С.Баха.
    – Знакомо ли вам это произведение? Чем отличается это произведение от других произведений композитора? Можно ли назвать – скучным произведением? Придумайте название.
    – Это произведение называется «Шутка». Соответствует ли настроение музыки его названию?
    – К какой музыке «Шутку» можно отнести, к «серьёзной» или «лёгкой»?
    – Почему?
    О лёгкой музыке много спорят. Спорят музыкальные критики, спорят поколения.
    – Как вы обычно обращаете внимание на того или иного кумира? Складывается своеобразная схема:
    – услышали в разговоре с друзьями о новом исполнителе, заинтересовались;
    – купленная кассета или взятая у друзей, слушаем раз, другой, между прочим – вроде ничего, нравится;
    – затем записывается новый альбом… и так пока не надоест. Какая разница, что каждый новый альбом менее интересен.
    – Если внимательно вслушаться, то можно обнаружить однообразие текстов и мелодии. Но реклама видеоклипов обеспечивает хороший успех своей «продукции». Так к нам попадает музыка даже не лёгкая, не легкомысленная, а просто низкопробная. Любовь иных к лёгкой музыке понятна: с ней можно развлечься, отдохнуть. Здесь господствуют ритм и громкость.
    – Что произойдёт с человеком, который в жизни своей оставит только музыку легкомысленную, развлекательную? (ответы)
    – Давайте попробуем провести грань между музыкой «лёгкой» и «серьёзной», что же объединяет и что же разделяет серьёзную и лёгкую музыку?:
    – художественный образ,
    – крупные и малые формы;
    – имеет собственную логику;
    – заставляет человека обратиться внутрь себя;
    – приобщает к вечным идеалам;
    – углубленное восприятие,
    – лёгкое восприятие,
    – мелодия, гармония,
    – крупные формы,
    – малая форма,
    – доходчивость,
    – развлекательная.
    А.Н.Сохор (музыковед) даёт три общепринятых признака разгроничения «лёгкой» и «серьёзной» музыки:
    – где исполняют произведения (концертный зал, филармония, дискотека, вечеринка т.д.);
    – доходчивость;
    – содержание музыки, которое определяет его назначение.
    «Лёгкая» музыка, легка для восприятия, но она должна отвечать таким, же требованиям высокого художественного вкуса, как и музыка «серьёзная». Сочинение и исполнение хорошей «лёгкой» музыки требует высокого мастерства.
    4. Прослушивание и разбор Ф.Листа «Венгерская рапсодия».
    – Какая из двух сфер преобладает в этом сочинении (две).
    – При помощи каких музыкальных средств, интонаций вы бы охарактеризовали «Венгерскую рапсодию» (яркая танцевальность, акценты, синкопы, песенность, музыка озорничает, частая смена настроения, виртуозность).
    Слушание информации, подготовленной учащимися: Рапсодия – от названия древнегреческих сказителей-певцов рапсодов – исполнителей рапсодий – эпизодов, отрывков эпических сказаний, под аккомпанемент инструментов. В античной Греции рапсодии – отрывки эпических сказаний. В современной музыке – инструментальное сочинение свободной формы из нескольких (контрастных) на темы народных национальных мотивов. Рапсод – это народный музыкант, на Украине – кобзари, в Закавказье – ашуги. «Венгерская рапсодия» Ференца Листа отражает жизнь венгерских цыган. От серьёзного разговора старого цыгана развитие идёт к радостной цыганской пляске.
    5. Продолжение работы над разучиванием и отработкой вокально-певческих песни на слова Е.Евтушенко, музыка Колмановского «Вальс о вальсе».
    – Чем объяснить популярность вальса на протяжении вот уже двух веков?
    – Как вы думаете, почему композитор и поэт дали своему произведению такое название?
    – За два столетия, прошедших с рождения вальса, облик его менялся, становился разнообразным. Вальс всегда считался символом юности, любви, жизни.
    – Почему в песне вспоминается о Штраусе? Кто он такой? (Композитор). – Штрауса называли уже при жизни королём вальсов.
    – Какая из двух сфер лёгкая или серьёзная преобладает в этой песне? Почему?
    6. На протяжении всего урока мы знакомились с различными произведениями, в которых наблюдали взаимопроникновение лёгкой и серьёзной интонаций. Прослушайте, пожалуйста, вот эту песенку. Звучит «песенка Герцога» из оперы Дж.Верди «Риголетто».
    – Знакома вам она?
    – Как выдумаете, её сочинил композитор современный или нет? Почему?
    – Музыка лёгкая или серьёзная?
    – Каким характером должен обладать герой? (легкомысленный, хвастливый, ни на что кроме развлечений не способен).
    – какими средствами выразительности пользуется композитор, чтобы подчеркнуть в музыке эти черты характера?
    – Итальянский композитор Д. Верди написал оперу «Риголетто», музыка, которой считается серьёзной более 100 лет назад. Драматургия этой оперы была построена на столкновении двух остроконфликтных образов: старого горбуна Риголетто, волей судьбы, вынужденного быть шутом, развлекать и участвовать в похождениях Герцога и его друзей. Эта песенка, именно песенка, а не ария, как обычно существует в опере и характеризует внутренний мир Герцога. Для этого композитор и обратился к жанру лёгкой музыки. Композитор скрывал песенку до генеральной репетиции, так как предполагал её мгновенную популярность. Действительно, зрители после спектакля напевали мелодию песенки.
    Риголетто и не подозревает, какая беда нависла над ним. Его дочь Джильда встретила Герцога, переодетого бедным студентом, и полюбила его. Риголетто участвует в проделках Герцога. Они похищают чужую жену. А оказалось, Риголетто помогал похитить собственную дочь, единственную и горячо любимую, дошедший до крайней ненависти к Герцогу. Напуганный тем, что дочь любит Герцога, Риголетто решается на месть. Он договаривается с наёмным убийцей, и тот за деньги обещает ему мешок с трупом Герцога. Представьте себе: ночь, гроза, часы на башне отбивают полночь. Риголатто стучится в дверь хижины, где должно было произойти убийство. Получив мешок с трупом, горбун готовится к отъезду. Герцог убит. Месть свершилась. Как вдруг случилось непредвиденное…
    – Как вы думаете, что случилось в финале? Убит Герцог или нет? А кто же тогда погибнет? Почему?
    – Джильда узнает о планах отца и, переодевшись в мужское платье, выходит навстречу убийце. Он, приняв её за Герцога, наносит удар. Джильда, умирая, просит отца простить её и Герцога.
    – Лёгкая развлекательная песенка может не только вторгаться в драматургическое произведение, но и играть в нём важную драматургическую роль.
    7. Исполнение песни «Я шагаю по Москве» слова С.Шпаликова, музыка А.Петрова.
    Вывод урока:
    Людям необходима самая разная музыка, отражающая в своём многообразии нашу жизнь, но не менее важным для человека является наличие музыкальной культуры, умение отличать подделку от истинного шедевра как серьёзной, так и лёгкой музыки.

  5. Художественно-педагогическая идея:
    “Вполне естественна любовь многих
    слушателей к подлинно художественной лёгкой
    музыке, в которой есть блеск, остроумие, задор,
    ощущение радости жизни. Но настоящее искусство
    составляет нечто более значительное, нежели миг
    приятного развлечения”.

    И.В. Нестьев.
    Музыкально-художественный и учебный
    материал:

    Токката и фуга d-moll. И.С. Бах.
    Токката и фуга d-moll. “Оркестр золотого света”.
    Портрет И.С. Баха.
    Таблицы: Музыка лёгкая; Музыка серьёзная.
    Фрагменты из романа Д. Лондона “Мартин Иден”.
    Карточки с цитатами.
    Текст песни Р. Паулса “Скрипач на крыше”.
    Стихи С. Ушакова “Бах”.
    Ход урока
    – На первом уроке в этой четверти я хочу
    приветствовать вас песней. Познакомившись с ней
    вы поймёте, какая музыка станет предметом наших
    размышлений.
    Звучит песня “Скрипач на крыше” Р. Паулса.
    Кто-то нам дарит талант, мы его не ценим.
    Ах, как играл музыкант на подлунной сцене!
    Звал своей скрипкою он в мир святой и чистый,
    Но был в гитариста город мой влюблён.
    Припев:
    Скрипач на крыше, грустный мой скрипач.
    Скрипач на крыше вспомни обо мне.
    Скрипач на крыше, струн печальный плач
    Я снова слышу в каждом сне.
    Был не тщеславен, не горд, был он виртуозен,
    Но усмехнулся народ:”Слишком уж серьёзен.
    Так он от нас далеко на высокой крыше,
    Мы почти не слышим музыкы его”.
    Припев: Тот же.
    Время – судья и палач – нас казнило строго.
    Город покинул скрипач, стал невесел город.
    Где-то играл гитарист, а во тьме тревожной
    Вдаль по бездорожью уходил артист.
    Припев: Тот же.
    – Как бы назвали? (Скрипач на крыше).
    – Почему такое странное название? Оно отражает
    реальность или это метафора (образное сравнение)?
    (Это образное сравнение).
    – Как вы его понимаете? Почему авторы дали песне
    такое название? На этот вопрос мы ответим после
    того как разучим песню.
    Разучивание: припев, 1-3 куплеты. Обратить
    внимание на длинные звуки окончаний. “Ах, как
    играл музыкант!” – восхищение.
    – В какой мир звал? (“Звал своей скрипкою он в
    мир святой и чистый…”)
    – Есть ли противопоставления? (Да. Скрипач и
    гитарист; На крыше и на земле). Исполнение.
    – Какова же главная мысль произведения? (Скрипач
    играл музыку высокую, заставляющую людей
    мыслить, а гитарист играл музыку лёгкую, понятную
    всем).
    – Вот об этих двух типах музыки мы и будем с вами
    говорить на уроках второй четверти: о музыке
    лёгкой и музыке серьёзной. (на доску таблицы).
    – Вспомните слова песни в последнем куплете:
    “Город покинул скрипач, стал не весел город”.
    Почему невесел, ведь горожане не понимали его
    музыки? (Наверно скрипач успел заронить в них
    любовь к серьёзной музыке, они незаметно для себя
    приобщились к ней).
    – Герой Джека Лондона Мартин Иден, простой
    рабочий парень, впервые услышал в исполнении
    знакомой девушки по имени Руфь классическое
    произведение. Каким же образом оно подействовало
    на него? (Зачитать фрагмент из романа Д.
    Лондона “Мартин Иден”).

    “Это было совсем не похоже на звуки разбитого
    пианино, которое он слышал на матросских
    танцульках, или на оглушительную медь духового
    оркестра… Он не находил в игре девушки того
    простого и чёткого ритма, к которому привыкло его
    ухо. Иногда ему казалось, что он поймал
    ритмический рисунок, и он уже готов был подчинить
    ему строй образов, вставших перед ним, но тотчас
    же снова терялся в хаосе звуков…
    Игра Руфи ошеломила Мартина, подействовала на
    него, как жестокий удар по голове, но, ошеломив и
    сокрушив, в то же время всколыхнула его душу”.
    – Можно ли сразу, без подготовки понять и
    прочувствовать музыку серьёзную? (Не всегда. Для
    постижения серьёзной музыки необходима
    подготовка).
    – Какая музыка в наши дни звучит чаще? (Легкая).
    – А какой музыки мы слушаем больше на уроках?
    (Серьёзной). Почему? (Чтобы стать человеком
    духовно развитым, умеющим мыслить, рассуждать не
    только о делах житейских, но и о более серьёзных
    проблемах).
    – Какие произведения, относящиеся к музыке
    серьёзной, мы с вами слушали на уроках первой
    четверти? (Перечисляют).
    – А кто помнит это произведение?
    Наиграть фрагмент Токкаты и фуги d-moll И. С.
    Баха.

    – О чём написал Бах, какова главная идея его
    творчества в целом? (В его музыке воплотилась
    идея вселенской гармонии, гармонии мира,
    человека).
    – Послушайте, что услышал в музыке Баха поэт Н.
    Ушаков.
    Читаю стихи Николая Ушакова “Бах”.
    Мне дорог Бах…
    Ну, как бы вам сказать,
    Не то, чтоб нынче музыки не стало,
    Но вот такого чистого кристалла
    Ещё нам не являлась благодать.
    Какое равновесие страстей,
    Какая всеобъемлющая совесть,
    Какая удивительная повесть
    О брошенной в века душе моей!
    (Поэт услышал равновесие страстей,
    всеобъемлющую совесть, повесть о брошенной в
    века душе).
    – Услышим ли мы с вами то же самое, что и поэт?
    Звучит обработка Токкаты и фуги d moll в
    исполнении “Оркестра золотого света”.

    – Понравилось? (Не совсем). Почему? (Не похоже на
    музыку Баха, хотя мелодия та же). Мелодия
    осталась, а что же изменилось? (Изменился образ,
    чувства, мысли). Да, оставив мелодию неизменной,
    музыканты лишили музыку Баха самого главного –
    авторского образа, души музыки. Из серьёзного
    философского произведения оно превратилось в
    музыку лёгкую, развлекательную: облегчённость
    чувства, мысли.
    – Давайте послушаем фрагмент из Токкаты Баха в
    оригинале, а вы, слушая, прочитайте в карточках
    высказывания разных людей о музыке и выберете то,
    которое, наиболее созвучно с вашими
    представлениями о лёгкой и серьёзной музыке.
    Обоснуйте свою точку зрения.
    Раздаю карточки с цитатами:.
    “Между лёгкой и серьёзной музыкой не лежит
    непереходимой грани, но во всяком искусстве, будь
    то литература, живопись, скульптура или музыка,
    самое глубокое по мысли и чувству, самое ценное
    по красоте художественного воплощения, лежит в
    области серьёзного”.

    Т. Попова.
    “Истинная цель искусства лежит в служении
    нравственности и возвышении души”.

    Жан Луи Давид.
    “Вполне естественна любовь многих
    слушателей к подлинно художественной лёгкой
    музыке, в которой есть блеск, остроумие, задор,
    ощущение радости жизни. Но настоящее искусство
    составляет нечто более значительное, нежели миг
    приятного развлечения”.

    И. Нестьев.
    После прослушивания аргументированные ответы
    ребят.
    Домашнее задание: написать
    мини-сочинение на тему “Лёгкая и серьёзная
    музыка в моей жизни”.

  6. 6
    Текст добавил: КРУТОЙ-АДМИН

    О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность
    Все мои поиски в направлении преодоления того разрыва, который существует между низким и высоким штилями, между интонациями бытовой музыки и интонациями музыки, выражающей, может быть, нечто очень важное, строгое, серьёзное и возвышенное, но теряющее какое-то реальное подкрепление в отрыве от тех интонаций.
    (А. Шнитке, композитор)
    Из высказываний о современных композиторах
    «Сравнивая академического и песенного композитора, понимаешь, что это разные «весовые категории», но обе категории – творческие. Обе имеют равные права на существование, как различные живые существа в окружающей нас природе. И какими бы ни были усилия книжных теоретиков категории эти развести, сопроводив суждениями «хорошо-плохо», «оригинально-банально», «возвышенно-пошло», они противятся разделению, взаимопроникают и обогащают друг друга». (В. Сыров, музыковед).
    Прослушивание
    А. Я. Эшпай. Москвичи
    Прослушивание
    Т. Н. Хренников. Что так сердце растревожено
    Прослушивание
    Д. Д. Шостакович. Песня о встречном
    Прослушивание
    С. Губайдулина. Музыка к мультфильму «Маугли» (фрагмент 1)
    Прослушивание
    С. Губайдулина. Музыка к мультфильму «Маугли» (фрагмент 2)
    Прослушивание
    С. Губайдулина. Музыка к мультфильму «Маугли» (фрагмент 3)
    Прослушивание
    С. Губайдулина. Музыка к мультфильму «Маугли» (фрагмент 4)
    Прослушивание
    С. Губайдулина. Музыка к мультфильму «Маугли» (фрагмент 5)
    Прослушивание
    А. Шнитке. Музыка к фильму «Маленькие трагедии» (фрагмент 1)
    Прослушивание
    А. Шнитке. Музыка к фильму «Маленькие трагедии» (фрагмент 2)
    Прослушивание
    А. Шнитке. Музыка к фильму «Маленькие трагедии» (фрагмент 3)
    Действительно, с наступлением ХХ века не только произошло размежевание на авторов «серьёзной» и «лёгкой» музыки, но также стало привычным негативное восприятие тех явлений музыки, какие не вписывались в границы академического искусства.
    Однако сейчас разделение музыки на «лёгкую» и «серьёзную» перестало быть единственно возможной классификацией. С течением времени границы между этими видами музыкального творчества стираются, и единственным критерием остаётся художественный уровень произведения. Важно также учитывать, что в современной действительности «серьёзная» и «лёгкая» музыка всё чаще переходит от оппозиции к очевидному взаимодействию, нередко весьма плодотворному.
    При этом и раньше «Серьёзные» композиторы нередко обращались к бытовому, в частности песенному, жанру. Их песни нередко становились ярким художественным достижением. Таковы, например, «Песня о встречном» Д. Шостаковича, «Москвичи» А. Эшпая, «Что так сердце растревожено» Т. Хренникова и многие другие. Эти песни в середине ХХ века пела вся страна.
    Во второй половине ХХ века, благодаря развитию кинематографа, к созданию такой музыки привлекались А. Шнитке, Э. Денисов, Г. Канчели и другие известные композиторы-«академисты».
    Для многих это было ещё и необходимым средством заработка, ведь композиторское творчество оплачивалось весьма скромно. Вот как вспоминает о своих работах крупнейший отечественный композитор София Губайдулина: «Я жила только композиторским трудом. А жанр киномузыки предоставлял возможность прожить. Кинорежиссёры, к фильмам которых я писала музыку, не зависели и не подчинялись Союзу композиторов. Они были свободны, и тут я была свободна. Сочиняла музыку и к документальным, и к мультипликационным, и к мосфильмовским картинам… Я поныне довольна своей музыкой к «Маугли», к киплинговской «Кошке, которая гуляла сама по себе», к «Балагану» Гарсиа Лорки… Назову ещё две картины, работу в которых проходной не считаю: «Каждый день доктора Калинниковой» и «Чучело» Ролана Быкова».
    С этой оценкой трудно не согласиться. Музыка, написанная композиторами-профессионалами для кино- и мультипликационных фильмов, действительно отличается высокими художественными достоинствами. Для неё характерно не только органичное взаимодействие с воплощаемыми на экране образами и сюжетами, но и глубокая обобщающая роль. Неоднократно повторяясь на протяжении фильма, возникая в драматургически важные моменты, музыка приобретает черты лейтмотива, становится своеобразным персонажем повествования.
    Послушайте музыку А. Шнитке к фильму «Маленькие трагедии» или С. Губайдулиной к мультфильму «Маугли», и вы обязательно обратите внимание на ту глубокую смысловую роль, какую способна привнести в экранное искусство только музыка.
    Немного иной, хотя и не менее убедительный характер у музыки Г. Канчели к фильму «Мимино». Одной из её задач стало не просто образно-лирическое обобщение, но и воссоздание национального колорита происходящих событий. Композитору удалось создать музыку, отмеченную живым и тёплым юмором, и при этом мелодичную, глубоко самобытную и яркую.
    Из отзывов о композиторской киномузыке
    «Нельзя не отметить и исключительных находок композитора в такой знаменитой его работе, как музыка к телефильму «Маленькие трагедии» режиссёра Михаила Швейцера (1980). Когда эта трёхсерийная картина в первый раз демонстрировалась на отечественных телеэкранах, её смотрели, кажется, абсолютно все, у кого только был телевизор, – то было громадное культурное событие.
    Разберём тот психологический ход, который использует Шнитке для обрисовки пушкинского Сальери. Поддаться наивному противопоставлению стилей Моцарта и Сальери – значит загубить саму идею: музыку того и другого можно и не отличить (такие неудачи бывали). Шнитке придумывает совершенно другой приём. Когда Сальери, совершив своё злодейство, подбегает к спасительному клавесину, желая оправдать себя звучанием собственной музыки, инструмент под его пальцами становится мертвенным и беззвучным – слышны пустые, сухие удары по костяшкам клавиш. Его охватывает ужас, он понимает, что убил самого себя, ведь «гений и злодейство две вещи несовместные». Поляризация Добра и Зла составляет генеральную тему всего творчества и мышления Шнитке, и он никогда не отступал от этой антиномии» (В. Холопова, музыковед).
    Пытаясь осмыслить изменения, произошедшие в музыке последних десятилетий, трудно объяснить все причины, выдвинувшие на первый план массовую музыку. Возможно, одну из причин следует искать в музыке академической. Чрезмерное увлечение различными технологическими экспериментами, наблюдаемое в значительной части академического творчества последнего столетия, привело к последствиям, о которых ещё сто лет назад никто не подозревал. Музыка перестала быть понятной современникам, так как зачастую она перестала обращаться к слушателю, к его мыслям и чувствам. Став искусством для профессионалов, некоторая часть академической музыки утратила своих слушателей.
    В то же время в массовой музыке продолжали развиваться все свойства музыки, присущие ей на протяжении многих столетий, среди которых главное – оставаться нужной человеку. Эту проблему пытаются осмыслить многие музыканты, в частности цитируемый ранее Н. Арнонкур.
    «Кажется, пора призадуматься: почему, с одной стороны, существует современная развлекательная музыка, которая выполняет в нашей культурной жизни абсолютно необходимую функцию, а с другой – нет никакой «серьёзной» музыки, которая могла бы играть подобную роль?
    В развлекательной музыке сохранилось многое из давнего метода понимания музыки: единство поэзии и пения, что было таким важным при зарождении музыки; единство слушателя и исполнителя; наконец, единство музыки и времени (развлекательная не может быть старше пяти-десяти лет, поскольку принадлежит настоящему). Благодаря ей можно лучше понять, чем была музыка в старину, ибо в своих пределах, при всей их ограниченности, развлекательная музыка является неотъемлемой частью жизни».
    Таким образом, сам исторический опыт учит нас тому, что оценивать музыкальное произведение только по его принадлежности к тому или иному жанру бессмысленно. В каждом виде музыкально-творческой деятельности есть свои удачи и неудачи. Как справедливо сказал известный современный композитор Борис Тищенко, «музыка не бывает оперной, балетной, «лёгкой», «тяжёлой» и т. д. Она может быть только хорошей или плохой».
    * Штиль – здесь: стиль, манера.
    * Антиномия – противоречие между двумя взаимоисключаемыми положениями, сущностями, явлениями.

    Вопросы и задания:

    Как ты считаешь, почему «лёгкую» музыку критикуют более охотно, чем «серьёзную»?
    Почему, на твой взгляд, «серьёзные» композиторы нередко обращались к киномузыке?
    Попробуй охарактеризовать известный тебе пример удачной музыки к кино- или мультипликационному фильму.
    Считаешь ли ты, что «лёгкая» музыка способна обогащать «серьёзную»? А наоборот? Приведи известные тебе примеры.
    Согласен ли ты с высказыванием Б. Тищенко, приведённым в данном параграфе? Объясни свой ответ.
    Что, на твой взгляд, является самым главным в киномузыке А. Шнитке, С. Губайдулиной, Г. Канчели: органичное взаимодействие с сюжетом, яркая образная характеристика персонажей, способность к обобщению или что-то ещё?

  7. В связи с темой этой четверти учащиеся на новом уровне обратятся к песенной и танцевальной музыке, рассмотрят, как один и тот же жанр может лежать в основе и легкой, и серьезной музыки. Это хорошо видно на примерах таких танцевальных жанров, как полька и вальс (польки Штрауса и Рахманинова, «Вальс-фантазия» Глинки и «Вальс о вальсе» Колмановского).
    Перед ребятами надо поставить задачу разобраться в двух польках — уже известной им «Польке-пиццикато» И. Штрауса и незнакомой еще «Польке» С. Рахманинова. Можно напомнить ребятам о слышанных ранее вальсе из оперетты И. Штрауса «Летучая мышь» и отдельных частях из фортепианных концертов С. Рахманинова. Это напоминание, вероятно, поможет им прийти к выводу, что полька Штрауса относится к сфере легкой музыки, хотя и исполняется симфоническим оркестром, что не слишком характерно для легкой музыки, а полька Рахманинова, хоть и использованы в ней отдельные композиционные приемы и даже некоторые интонации, типичные для легкой музыки, по тонкости, изяществу и богатству ее развития стоит ближе к серьезной (вот уже первый повод для дискуссии в классе).
    «Вальс о вальсе» Э. Колмановского — это нежное признание в любви к вечно юному, всеми любимому танцу. В самом деле, за два столетия, прошедшие с тех пор, как родился вальс, появлялись и умирали многие модные танцы, а вальс продолжал жить, живет и в наши дни, хотя, конечно, облик его менялся и обогащался, особенно в связи с возникновением и развитием национальных музыкальных культур: русский вальс, немецкий вальс, французский вальс, скандинавский вальс — все это разные варианты одного и того же чудесного танца, символа юности, любви, жизни.
    При разучивании большое внимание должно быть уделено выработке ясного (но не преувеличенного) различия между двумя указанными темпами (умеренно — оживленно) и связанными с ними динамическими нюансами (пиано — форте). Главное же, чтобы в исполнении ощущались нежность и увлеченность вальсом.
    «Вальс-фантазия» М. Глинки — одно из лучших произведений русской музыкальной классики. Музыка этого вальса проникнута национальным характером. Это небывалая до того времени в вальсовой музыке драматическая поэма. Мы слышим здесь не просто вальс, а целую лирическую драму, разворачивающуюся на фоне вальса. Вот на что надо обратить внимание учащихся: слушая эту музыку, они, конечно, почувствуют, что основная мелодия вальса звучит очень взволнованно и очень необычно. Откуда эта взволнованность и необычность? Дело в том, что танцевальная музыка строится обычно из фраз по 2 – 4 – 8 тактов. Это естественно, ведь танцевать под музыку, построенную по 3 – 5 – 7 тактов, очень неудобно — нарушается ощущение естественности, уравновешенности движения. А главная мелодия «Вальса-фантазии» Глинки построена именно из фраз по три такта! И создается впечатление, словно кто-то очень взволнованно хочет рассказать о чем-то, но у него не хватает дыхания… Он слишком взволнован… Он не договаривает слов… Фраза «наступает» на фразу…
    Если бы эта мелодия была написана обычными четырехтактными фразами, сразу же исчезла бы вся взволнованность, возбужденность, необычность. Мелодия стала бы какой-то тусклой, будничной, прозаичной…
    В «Вальсе-фантазии» все время чередуются главная мелодия, передающая растревоженность взволнованных участников разворачивающейся драмы, и другие вальсовые мелодии, построенные уже привычными четырехтактными фразами, — словно звучание обыкновенного бального вальса, на фоне которого разыгрываются эти драматические события.
    Ребята познакомятся с довольно необычным сочинением, в котором связано в единое целое искусство трех народов: французский композитор Дариус Мийо на основе бразильской народной музыки создал остротанцевальное, разнообразное по настроению произведение «Бразилейра», которое исполняет оркестр русских народных инструментов.
    Любопытно, как интонации южноамериканского народа сочетаются с изяществом французской музыки и какие огромные возможности содержит оркестр русских народных инструментов, способный великолепно передать красочность и остроту этого бразильско-французского произведения.
    Так на примере нескольких разнохарактерных произведении танцевального жанра учащиеся убедятся в том, что танцы могут относиться и к легкой, и к серьезной музыке, что в зависимости от замысла композитора в танцевальных интонациях могут быть воплощены разные оттенки человеческих чувств, что на основе интонаций бытовых танцевальных жанров могут рождаться развернутые музыкальные сочинения, насыщенные симфоническим дыханием и выходящие по своему жизненному назначению далеко за пределы бытовой развлекательной музыки.
    Песня, наиболее доступный и «подвижный» жанр, сопровождает человека в самых разных жизненных ситуациях.
    Чтобы лучше разобраться в разнообразных течениях современного песенного искусства, в программу включены образцы песенной эстрады, как отечественной, так и зарубежной.
    Знакомство с французской эстрадной музыкой можно начать с того, что ребята вспомнят «Вальс» Жака Бреля. Затем они услышат песни (к примеру, «Нет, ни о чем я не жалею» Дюмона) в исполнении знаменитой Эдит Пиаф, которая прославила на весь мир искусство французских шансонье. Она помогла начать свой путь к успеху многим исполнителям — Иву Монтану, Шарлю Азнавуру и др.
    Современники Э. Пиаф писали, что певица стала историей своих песен, и наоборот — песни стали историей ее жизни. Никто не мог и не хотел отделять сценический образ Пиаф от реальной женщины. Ее песни оказались «символом одиночества и печали». Она была героиней, испытавшей отчаяние, бесстрашие, безрассудную, бескорыстную, но непременно отвергнутую и потому горькую любовь.
    Лирическую песню «История любви» и иронически-оживленную «Чао, бамбино» споет Мирей Матье, исполнительская манера которой также сложилась под влиянием Э. Пиаф.
    Необходимо задуматься над вопросом, почему искусство шансонье во Франции по-прежнему популярно, несмотря на нахлынувшую волну рок-музыки. Здесь, по всей вероятности, сказалась давняя национальная традиция, интерес слушателей к содержанию песен, их мелодическое богатство как основное средство выразительности французских шансонье.
    Так ребята познакомятся с направлением эстрадной песни, которое, несомненно, относится к легкой, развлекательной музыке и в то же время содержит в себе глубину и содержательность образов, характерных для серьезной музыки.
    Дальнейшее развитие темы поможет учителю выявить отношение ребят к проблеме поп-музыки, к некоторым современным вокально-инструментальным ансамблям, рок-группам, которые получили широчайшее распространение во всех концах мира. Рост количества таких ансамблей, к сожалению, сопровождается падением качества их исполнительского искусства и репертуара. Причина этого явления в том, что рост интереса к музыке у молодежи не подкрепляется ростом профессиональной музыкальной подготовки ни сочинителей, ни исполнителей, ни слушателей. Получается заколдованный круг: не предъявляя высоких требований к исполнителям и сочинителям (поэтам и композиторам), слушатели поощряют их невысокий уровень, а те, в свою очередь, не стремясь к совершенствованию, снижают уровень музыкальных вкусов своих слушателей. В результате и те и другие оказываются в сетях модной массовой культуры.
    На уроках в классе прозвучат несколько произведений в исполнении зарубежных и отечественных групп, например: «Битлз», «Арсенал», «Машина времени», «Аквариум», «Браво» и др. Это будут примеры, которые помогут ребятам в легкой, развлекательной музыке почувствовать и понять, что в ней «хорошо», а что «плохо», что — лань скоропреходящей моде, а что отвечает требованиям высокого вкуса. Теперь, прослушав за годы школьных занятий много первоклассной музыки и поразмышляв над ней, ребята легче (хотя, конечно, не всегда легко) смогут дать ответы на эти непростые вопросы.
    На уроке можно послушать несколько песен («Вчера», «Потому, что…» и др.) в исполнении ансамбля «Битлз» — своеобразного родоначальника современных вокально-инструментальных ансамблей и рок-групп. В ансамбль «Битлз» входили четверо юношей из Ливерпуля: Дж. Харрисон, Р. Стар, Дж. Леннон и П. Маккартни. Триумфальные гастроли квартета в США назвали «британским вторжением». «Битлз» впервые обратил внимание молодых американцев на огромные музыкальные богатства их страны, которые они использовали в своих песнях, — элементы блюза, форму старинных английских баллад. Музыканты изучили принципы индийской классической музыки и ввели в свой инструментарий своеобразный по тембру и очень сложный для исполнителей индийский инструмент — ситар.
    Интересно будет узнать, что ребята сами могут рассказать об этом ансамбле и какие его песни знают.
    В лирической песне «Потому, что…» передается чувство единения с природой, близкое каждому человеку. «Потому, что земля круглая, потому, что мир молод — сердце наполняется радостью. Потому, что небо надо мной наполняет душу светом, который несет с собой любовь. Потому, что небо голубое, оно делает меня добрей», — поется в этой песне. Ее отличает задушевность лирического высказывания, выразительность распевной мелодии, внутреннее благородство.
    Однако ошибается тот, кто думает, что все произведения «Битлз» одинаково хороши.
    Поп-музыка может выражать разное содержание и служить разным социальным силам: крайними полюсами здесь выступают коммерческая поп-музыка, разжигающая животные инстинкты аудитории, и политические песни борьбы и протеста из репертуара Джоан Баэз, Пита Сигера, Дина Рида и др. В способности этой музыки сплачивать людей, властно заражать их эмоциями таится большая взрывная сила (ее можно почувствовать, слушая, например, запись песни Сигера из Карнеги-холла).
    Эта сила воздействия достигается разными средствами: и броскостью внешнего оформления, и гипнотическим воздействием остинатного ритма, и небывалой громкостью, создающей своеобразную «звуковую завесу», которая отгораживает молодежную аудиторию от внешнего мира и сплачивает всех присутствующих в единую массу.
    Желательно затронуть с ребятами вопросы, которые могут стать темой для обсуждения, дискуссий, самостоятельных письменных работ. Например, проблема «фононаркомании»: как ребята понимают это явление? Могут ли привести примеры из жизни, когда музыка используется не в ее подлинном духовном назначении, а как возбуждающее средство, оказывающее едва ли не физиологическое воздействие на слушателей? Какое средство выразительности играет в этом случае определяющую роль — мелодия или ритм? Первое больше связано с чувством, мыслью, интонацией человеческой речи. Ритмическая же остинатность еще с древнейших времен использовалась для эмоционального воздействия в разного рода ритуалах. Можно сравнить «злую» автоматичность ритмической поступи в маршевых темах из Симфоний № 7 и № 5 Д. Шостаковича с аналогичным, властно подчиняющим себе ритмом произведений современной танцевальной музыки.
    Нельзя отнести к легкой музыке и так называемую авторскую песню, характерную для направления самодеятельного творчества молодежи и студентов, которое получило свое развитие в начало 60-х годов XX века и первоначально было связано с туристическими походами и студенческими агитбригадами. Постепенно в этой сфере появились свои художественные находки, такие, как песни Б. Окуджавы, Н. Матвеевой, С. Никитина, Ю. Михайлова и др.
    Ребята могут вспомнить уже знакомые примеры авторской песни, например, популярные песни Сергея Никитина: «Резиновый ежик», «Когда мы были молодые» (на слова Ю. Мориц), «Диалог у новогодней елки» (на слова Ю. Левитанского), «Александра» (на слова Ю. Визбора), «Переведи меня через майдан» (на слова В. Коротича в переводе Ю. Мориц), «Бричмума» (на слова Д. Сухарева) и др. Можно напомнить, что фильм Э. Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром» (1975) своей популярностью во многом обязан проникновенному исполнению С. Никитиным песен М. Таривердиева. Помимо этого, С. Никитин написал музыку ко многим художественным и мультипликационным фильмам, театральным постановкам. Наиболее известные из них: «Большой секрет для маленькой компании» (1979), «Москва слезам не верит» (1980), «Я хочу сниматься в кино» (1989), «А чой-то ты во фраке?» (1991).
    Сильное влияние на творчество многих авторов-исполнителей, в том числе на российского эстрадного певца и исполнителя собственных песен Александра Розенбаума, оказал Владимир Высоцкий. А. Розенбаум стремится выйти за круг чистой развлекательности, затронуть серьезные, болезненные для общества, порой трагические темы. Особое место в его творчестве занимает военная тема. Песни из «Афганского цикла» снискали Розенбауму широкую и прочную популярность. Его творчество очень разнообразно: от фолк-оперы и рок-н-ролла до лирических песен и песен о родном Петербурге.
    Что же отличает авторскую песню от множества эстрадных шлягеров? Это прежде всего отсутствие внешней «красивости», внимание к стихотворному тексту, простая и задушевная интонация.
    Можно предложить учащимся послушать обработку белорусской народной песни «Перепеленка» в исполнении вокально-инструментального ансамбля «Песняры». В связи с этой песней необходимо поставить перед ребятами вопрос о том, что значит обработка песни и как к различным обработкам следует относиться. Всякая обработка народной песни — это встреча народной музыки с ее композиторским пониманием и изложением. Кажется, нет и не было на свете композитора, который не сделал бы в своей жизни ни одной обработки народной песни. В массе этих обработок можно услышать два типа. Первый — обработка настолько скромна, что ее можно уподобить простенькой рамочке, в которую песня вставлена в нетронутом виде, как вставляются в простенькие рамочки незатейливые народные рисунки, орнаменты и т. п. Второй тип обработки сложнее: тут композитор уже как бы сочиняет свою собственную музыку, взяв за ее основу подлинную народную мелодию. Естественно, что результат зависит здесь не только от красоты и содержательности этой мелодии, но и от таланта, мастерства и бережности, с которой композитор подходит к народной музыке. Стоит ли говорить, что если композитор не проявляет этих качеств, то даже самые прекрасные произведения народного творчества могут оказаться изуродованными до неузнаваемости.
    Если обратиться к обработкам лучших композиторов любой страны, то можно увидеть, как различно подходили они к этому виду творческой работы. Помимо простых обработок, когда песня остается песней независимо от того, сохранена ли она как вокальное сочинение или изложена для какого-либо инструмента или оркестра, ребята постоянно слышали и более сложные типы обработок. Иногда это были вариации, например Моцарта — на французскую народную тему, Бетховена — на русскую, Даргомыжского — тоже на русскую, Кабалевского — на японскую народную песню. Иногда народные мелодии выступали как важнейшее интонационное зерно в симфониях: «Журавель» и «Во поле береза стояла» — в Симфониях № 2 и № 4 П. Чайковского, песни Французской революции — в Симфонии № 6 Н. Мясковского Песни очень часто проникали в оперу: «Зеленая рощица» звучит в опере С. Прокофьева «Повесть о настоящем человеке». Подобных примеров в музыке можно привести много.
    В исполнении белорусского ансамбля «Песняры» прозвучит и песня «Хатынь» И. Лученка, напоминающая об одной из трагических страниц Великой Отечественной войны — о трагедии белорусской деревни Хатынь, которая вместе со всеми жителями, включая детей, была сожжена фашистами. Сейчас на месте домов стоят столбы, и на каждом — свободно подвешенный металлическим брус. От малейшего дуновения ветра раздается мягкий, словно далекий траурный звон.
    Дальше беседа пойдет о джазовой музыке, корни которой уходят в народную музыку африканских негров, насильственно вывезенных в Америку и обращенных в рабство. Невероятно тяжела была их жизнь, и это глубоко отразилось на их музыке.
    Джаз сложился в начале XX в. Его истоками являются спиричуэл и блюз — жанры афро-американского фольклора. Спиричуэл (в переводе с английского — духовный, возвышенный) — это духовный хоровой гимн, религиозное общинное песнопение. Блюз (в переводе с английского — меланхолия, уныние) — светская лирическая песня негров, имеющая специфическую музыкальную форму — повторенный «вопрос» и однократный «ответ», а также блюзовую интонацию, блюзовую гармонию, исполнялся в сопровождении банджо или гитары.
    Естественно, что значительное число спиричуэл было своеобразными молитвами, в которых рабы жаловались на свою судьбу и молили о лучшей жизни. На уроках прозвучит одна из таких песен, она так и называется — «Молитва», которую с редкой выразительностью, благородством и одухотворенностью поет Михелия Джексон, одна из классических исполнительниц спиричуэл.
    Красота, поэтичность и богатство мелодии сразу же дают представление о музыкальной одаренности негров, чья музыка впоследствии заинтересовала и оказала влияние на многих крупнейших композиторов не только в Америке.
    На этом же уроке прозвучит еще один образец негритянской музыки. Это уже не только мелодия, которую поет человеческий голос, но и инструментальная музыка, исполняемая своеобразным оркестром, в составе которого большую роль играют медные духовые инструменты (прежде всего труба) и различные ударные. Музыке джаза свойственны, с одной стороны, большая свобода импровизации (здесь каждый участник джаза может проявить свою творческую фантазию и мастерство), а с другой — острота и неизменность ритма.
    Учащимся предлагается послушать «Блюз Западной окраины» в исполнении джаз-оркестра под руководством талантливейшего трубача и певца Луи Армстронга. В этом произведении вначале Армстронг солирует на трубе, а затем следуют импровизации других солистов (тромбон, фортепиано, голос — поет тоже Армстронг, ударные, снова труба и т. д.). Здесь ребята услышат и своеобразие чисто негритянской джазовой манеры исполнения. Пусть они обратят внимание, как сочетается блестящее звучание трубы в самых высоких регистрах с низким, хрипловатым голосом Армстронга.
    В конце урока интересно будет узнать, какие из прослушанных произведений ребята отнесли бы к сфере легкой музыки, а какие — к серьезной.
    Обобщение темы четверти. На уроках этой четверти учащиеся знакомились с двумя типами (жанрами, областями) музыки — так называемой серьезной и так называемой легкой музыкой. Два основных вывода следует сделать из этих уроков. Во-первых, легкая музыка должна отвечать таким же требованиям высокого художественного вкуса, как и музыка серьезная. Во-вторых, между серьезной и легкой музыкой зачастую нет четкой разграничительной линии.

  8. Трудно представить жизнь современного человека без музыки. Она окружает его повсюду. Музыка звучит с экранов телевизоров, с мониторов компьютеров. Она сопровождает праздники, развлечения и т. п.
    У каждого наверняка есть своя фонотека — коллекция любимых музыкальных произведений, к которым можно обратиться и в минуты радости и веселья, и в минуты раздумий, переживаний, размышлений о жизни. Поэтому всегда рядом существует музыка серьезная и музыка легкая.
    Музыка серьезная — это та музыка, которая прошла испытание временем и не подвластна ни изменчивым вкусам, ни влияниям моды. К серьезной музыке относится большое число классических произведений. Напомним, что термин «классический» значит «образцовый». Познание этой музыки требует от слушателей и исполнителей большого напряжения душевных сил. Не случайно венгерский компо
    зитор XIX в. Ференц Лист сказал: «Есть музыка, которая к нам идет, и — другая, которая требует, чтобы мы к ней шли».
    Музыка в быту
    Содержание легкой музыки изменчиво и во многом зависит от моды: сегодня вы увлекаетесь одними произведениями и их исполнителями, завтра — другими.
    Самым популярным и демократичным жанром музыкального искусства является песня. Песня — душа народа. В ней как в зеркале отражаются мысли и чувства людей.
    Неизвестные сочинители создавали песни, которые передавались из поколения в поколение, из уст в уста и сопровождали человека во все периоды его жизни. Младенцу пели колыбельные; трудовые песни облегчали процессы работы; обрядовые (хороводы, заклички, колядки, плачи, духовные песнопения, молитвы) слу-
    жили основой для многочисленных ритуальных действий — прославления таинственных сил природы, прощания с ушедшим из жизни человеком, поклонения божеству и молитвенному созерцанию; лирические песни раскрывали внутренний мир поющих; солдатские — укрепляли волю и дух воинов-защитников.
    В дни праздников наши предки, как и мы сегодня, не обходились без танцев, которые сопровождались игрой на многочисленных народных инструментах. До наших дней дошли известные плясовые наигрыши: «Калинка», «Барыня», «Камаринская» и др.
    Пение и танцы сопровождали самые разные музыкальные инструменты. Они составляли часть целого направления музыкальной культуры прошлого — искусства скоморохов. Скоморохи подвергались гонениям со стороны церкви. Их инструменты
    сжигались на кострах. Но несмотря на это многие старинные инструменты дошли до нашего времени и стали основой оркестра народных инструментов и современного симфонического оркестра. Танцевальная музыка прошла долгий путь развития — от старинных танцев (сарабанда, жига, гавот, менуэт, полонез и др.) до современных (кадриль, фокстрот, вальс, танго, твист, рок-н-рол, брейк-данс и др.). Марш — шествие, движение вперед — организует одновременное, синхронное движение большого количества людей. Обычно маршевая музыка отличается размеренным темпом, соотнесенным с шагом, поступью человека, четкими ритмами, яркими запоминающимися призывными интонациями. Одной из самых древних разновидностей маршевой музыки являются военные марши. Они звучали в Древнем Египте, Китае, Индии, Древней Греции, Древнем Риме, сопровождая и сами боевые действия, и различные торжественные церемонии, на которых чествовали победителей.
    Военные марши исполняются при обучении войск, проведении парадов, строевых смотров и других воинских ритуалов. Традиции русской военной музыки восходят к эпохе Киевской Руси (IX–XII вв.). Но значительное свое развитие она приобретает в начале XVIII в., когда в России создается регулярная армия и в ее полки вводятся военные оркестры. По мнению великого русского полководца А. Суворова, развернутые знамена и громкая музыка удваивают, утраивают армию. В эпоху царствования Петра I, прославившегося ратными подвигами, наряду с кантатами (многоголосными хоровыми песнями), звучала и инструментальная маршевая музыка, исполняемая военными оркестрами, прикомандированными к войскам.
    Во время Великой Отечественной войны (1941—1945) музы не молчали. Музыка обеспечивала укрепление и рост патриотических чувств не только армии, но и всего русского народа. В развитии маршевой музыки большую роль играет духовой оркестр. Состав духового оркестра может колебаться от 20 до 100 исполнителей. Интересен тот факт, что музыку для духовых оркестров писали разные композиторы, в том числе и такие известные, как Л. Бетховен, Н. Римский-Корсаков и др. Звучат ли марши в мирное время? Конечно, звучат! Они сопровождают спортивные соревнования и парады, массовые мероприятия, школьные праздники.
    Поскольку песенная, танцевальная и маршевая музыка является частью окружающей нас жизни, то она будет всегда присутствовать там, где речь идет о человеке — поющем, танцующем, шествующем. Жанры песни, танца и марша находят свое яркое воплощение в сценической музыке (оперы, балеты, мюзиклы, драматические спектакли, музыка к кинофильмам), а также в камерной и симфонической музыке, становясь частью сонаты, сюиты, симфонии.

  9. В жизни каждого человека музыка играет особую роль. Она сопровождает нас от самого рождения. Чтобы наш сон был крепким мама пела нам колыбельную в детстве. Затем мы учили веселые песенки в садике. А позже у нас начали формироваться музыкальные пристрастия. Одни без ума от аккордов тяжелого рока, другие предпочитают легкую популярную музыку. Кто-то связывает с ней свою жизнь и учится в музыкальной школе, а далее в университете. Другие просто слушают ее в наушниках по дороге в школу, университет, на работу.
    Мне кажется, что очень сложно найти человека, который равнодушен к музыке. Ведь она вдохновляет людей, напоминает о каких-то важных событиях из жизни, мотивирует, поднимает настроение. Когда мне тяжело выучить какое-то стихотворение, я всегда включаю классические произведения, и они помогают настроиться на учебу. Эта музыка по-особенному прекрасна. Она задевает струнки нашей души и влияет на настроение и восприятие мира. Мне кажется, что классическая музыка наполнена высокими чувствами и благородными порывами. Ведь в мелодиях композиторы отражают свои переживания. Под звуки скрипки и фортепиано я всегда мечтаю, а вот сильные аккорды заставляют меня задуматься и загрустить. Мама говорит, что классика делает нас духовно богаче.
    Музыка помогает нам развить чувство прекрасного. Она сближает людей. Мы часто собираемся семьей за столом и начинаем петь разные песни. Даже когда к нам в гости приходят малознакомые люди, то они без всякого стеснения подпевают и это помогает устранить барьеры, которые мешают общению.
    Мой музыкальный вкус еще не сформировался. Мне нравится подпевать популярным певцам, слушать аккорды классической музыки, а иногда хочется послушать записи знаменитых рэперов. Поэтому знакомые всегда удивляются, когда видят постеры, наклеенные на стенах моей комнаты или же мой плей-лист.
    В моей жизни музыка играет очень важную роль. Когда я грущу, включаю веселую песню, подпеваю исполнителю и танцую. Таким образом мое настроение заметно улучшается.А еще у нас с подружками есть традиция. Мы собираемся раз в две недели, включаем музыку и с расческой в руках представляем себя исполнителями песен.
    Каждое мое утро начинается с веселой песни. Мне кажется, что важно с утра получить порцию хорошего настроения, чтобы день прошел удачно. Приходя домой после школы, первым делом я включаю радио. Песни разных жанров помогают мне настроиться на выполнение домашнего задания и отдохнуть от уроков.
    Моя жизнь не была бы такой интересной без музыки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *