Сочинение на тему музыкальная сказка

5 вариантов

  1. Жила – была злобная королева, она жила в Древней Эладе, и звали её Пискля. Дело в том,что когда бога и феи раздаривали новорождённым младенцам дары, Пискля сладко спала в своей кроватке. Ей,должен был достаться чарующий голос, и музыкальный слух, а так же фея Эродита, планировала подарить ей превосходящее видение мира. Ну. Пискля проспала все дарования, и ей не досталось не голоса, не музыкального слуха, и мир она видела скудным и тёмным. Её всегда все насмеивали, она боялась толпы, людей… Из-за своих комплексов королева выросла безобразного поведения, злая, не красивая. И даже несмотря на то, что она королева, никто не стеснялся показать на неё пальцем и засмеяться. Так вот, жители города, возвели однажды наипрекраснейшей дворец, туда поместили музыкальные инструменты: гитары,арфы, дудочки, барабаны,ксилофоны,рояли.. И каждый прихожанец мог поиграть на понравишемся инструменте. По всему городу были слышны чудесные звуки fote, они наполняли дома светом и добром, каждый радовался по-своему. Одна королева была зла. За место красивой музыки,она слышала шипячие, отрывистые звуки, и всё думала, как бы ей от них избавиться?
    И вот, одной ночью, королева, собственной персоной, отправилась во дворец, и выкрала все музыкальные инструменты. На следуйщее утро, жители были в недоумении,где же те прекрасные лики, доброта в каждом? все ругались,дразнили друг друга, обзывали, огрызались, дрались…Это зрелище было ужасающе. лишь одна Пискля видела всё только в хорошем свете. Её детская мечта была- стать известной музыканткой, и играть на барабанах. Она решилась хоть немного, но поиграть. Горожане могли в любую минуту догадаться что именно она украла инструменты. Пискля заиграла, запела не понятные слоги, и ей казалась – что её очень громкие мелодии – великолепны! И очень тихи, но она орала во всё горло! Так что, Элладцы быстро вспомнили о Пискле и её зле, поняли, кто же украл из музыку и добро? Они ворвались к Пискле в замок, и хотели бы сжечь её дом, как Пискля покаялась, она всё таки поняла, что совершила глупость… Она отдала все до единого инструменты, и была готова даже к казни, но люди, вернув музыку, вернули добро себе, и подарили жизнь и свет жизни Пискле. И вы не поверите,она изменилась! Она стала другой! У неё появился нежный голос, такое милое лицо, какое и на обложке журнала не увидешь! И , один влюбившийся в королеву, придложил стать ей его женой. Королева согласилась. И спустя много лет, её уже никто не называл “Пискля”, У них с Королём появились дети, и ещё , на свадьбу,тогда уже Король Эллады подарил жене барабан, и она с того момента целыми днями играет и тихую музыку, и громкую, и очень громкую…..
    Видишь, все когда нибудь меняются, и осознают свои ошибки.
    Королева – осознала, и ты задумайся об этом милок!
    © Настёка140

  2. Министерство образования и науки Челябинской области
    ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский педагогический колледж №1»
    Цветкова Ксения Алексеевна
    МУЗЫКАЛЬНАЯ СКАЗКА
    РЕФЕРАТ
    Реферат защищен
    с оценкой _______
    «  »_________2015г
    Специальность 050130
    Музыкальное образование
    Курс 2, группа 20
    Руководитель: Валах С.В
    Челябинск, 2015.
    Содержание
    стр.
    Введение
    3
    Глава 1.Отличительные особенности музыкальной сказки
    5
    1.1. Понятие  «сказка» в современной литературе и ее классификация
    5
    1.2. Понятие музыкальной сказки в современной педагогической литературе
    7
    1.3. Возникновение музыкальной сказки
    10
    1.4. Жанры музыки, используемые в музыкальных сказках
    11
    1.5. Роль музыкальной сказки в воспитании детей младшего школьного возраста
    13
    Выводы по главе 1
    15
    Заключение
    16
    Список литературы
    17
    Введение
    «Сказка – это колыбель мысли,
    сумейте поставить воспитание ребенка
    так, чтобы он на всю жизнь
    сохранил волнующие воспоминания
    об этой колыбели.»
    В.А. Сухомлинский
    Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание он получает в детском саду – а в последующем и в школе.
    Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. В музыкальном воспитании восприятие музыки детьми является ведущим видом деятельности.
    Музыкальная сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста и сопровождает его на протяжении всего детства, а часто и остается с ним на всю жизнь.
    В данной работе за основу взята музыкальная сказка как средство развития социальных качеств младшего школьника.
    Актуальность проблемы исследования: состоит в том, что музыкальная сказка является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы. Однако в области музыкального воспитания младших школьников музыкально-театральная деятельность детей представляется наименее разработанным направлением, тогда как эффективность его очевидна, о чем свидетельствуют многочисленные психолого-педагогические исследования.
    На основании актуальности проблемы исследования нами сформулирована тема исследования: «Музыкальная сказка».
    Цель исследования – выявить отличительные особенности музыкальной сказки.
    Предмет исследования: музыкальная сказка.
    Задачами исследования :
    раскрыть понятие сказки и музыкальной сказки в современной педагогической литературе;
    проследить историю возникновения музыкальной сказки;
    рассмотреть жанры и виды сказки;
    определить роль музыкальной сказки в воспитании детей младшего школьного возраста.
    При исследовании вопроса использовались следующие методы теоретического исследования:
    отбор и чтение методической литературы;
    поиск и анализ литературы;
    сравнение изученного материала;
    систематизация и обобщение материала.
    Глава 1. Отличительные особенности музыкальной сказки
    1.1.Понятие  «сказка» в современной литературе и ее классификация
    Все люди по-разному воспринимают слово «сказка» и вкладывают в него разный смысл. Давайте попробуем обратиться к науке и выяснить, как же трактуется сказка разными исследователями. Вот несколько определений сказки, взятых из разных источников:
    Владимир Иванович Даль дал понятие сказки: «Вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание» [2].
    Сергей Иванович Ожегов – российский языковед, лексиколог, лексикограф, исследователь норм русского литературного языка, доктор филологических наук определил понятие «сказка», как  «повествовательное, обычно народнопоэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил»[6].
    В Словаре русского языка под «сказкой» понимается – повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, иногда с участием волшебных фантастических сил.
    Литературно энциклопедический словарь. Один из основных жанров устного народно поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.
    Софья Кимовна Нартова-Бочавер отмечает: «Сказка — это краткая поучительная, чаще оптимистическая история, включающая правду и вымысел».
    Владимир Иванович Аникин пишет: «Сказка –  произведение, в котором главной чертой становится установка на раскрытие жизненной правды с помощью возвышающего или снижающего реальность условно-поэтического вымысла».
    Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Так, безымянный автор статьи «Воспитательное значение сказки» (1894) признает, что «если детям повторить хоть тысячу раз одну и ту же нравственную сентенцию, она для них все же останется мертвой буквою; но если рассказать им сказку, проникнутую той же мыслью, – ребенок будет взволнован и потрясен ее».
    Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира. Виссарион Григорьевич Белинский видел в сказке глубочайшее воспитательное средство: «В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души, главный ее деятель и первый посредник между духом ребенка и вне его находящимся миром действительности»
    Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна предлагает следующую классификацию сказок:
    1. Художественные сказки
    К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Собственно, именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами.
    2. Народные сказки
    Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок — единство человека и природы. Сюда входят:
    сказки о животных,
    взаимоотношениях людей и животных,
    страшные сказки,
    волшебные сказки.
    3. Авторские художественные сказки
    4. Дидактические сказки
    5. Психотерапевтические сказки.
    Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны, — со стороны жизни духа. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны.
    Постановка сказки — это чудесный ключик, который открывает дверцу в волшебный мир образов, красок, звуков. Это творчество, импровизация, требующие от детей труда и фантазии, а от взрослых — выдумки и изобретательности в костюмах и декорациях.
    Стихотворный текст запоминается детьми лучше, чем прозаический, поэтому многие сказки известных писателей переведены на стихотворный ритм, что значительно облегчает работу с текстом. В сюжет музыкальной сказки включена классическая и народная музыка. Можно использовать и современные эстрадные песни, доступные детям. В детском исполнении они звучат более эмоционально.
    Сказка имеет свои разновидности:
    Легенды,
    сказы,
    мифы,
    саги,
    притчи,
    анекдоты – вот далеко не полный перечень сказочных форм.
    Существуют сказки о животных, волшебные, новеллистические. Сказочный образ или действие рождаются в обычной обстановке и возникает необходимость изменить обстановку, приспособить окружающие предметы для более яркого отражения той или иной сказочной ситуации. В работу включается ассоциативное мышление. Как создать сказочный поезд? Как сделать дом для трех поросят? Обычный стол превращается в избушку на курьих ножках, голубые ленточки – в озеро, гимнастические обручи – лужи на асфальте. Но самое главное в сказке это все-таки сказочный персонаж.
    Каждый ребенок хочет превратиться в сказочного героя и изменить свою внешность. Но как это сделать без специального костюма. Зато есть большой красивый платок, который может быть фатой, вуалью для царевны, может быть плащом для царевича, волшебника, если завязать на голову можно стать бабушкой, если в виде чалмы, тогда магом, фокусником и т.д. «Просто палочка с помощью “волшебных” слов может стать волшебной, и она же может быть волшебной флейтой. Возьми в руки прозрачный шарфик, и ты уже ветерок, возьми белый шарфик, и ты античная статуя» .
    1.2. Понятие музыкальной сказки в современной педагогической литературе
    Музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств. Основой музыкальной культуры дошкольника является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства. Доктор педагогических наук Ольга Петровна Радынова подчеркивает, что «развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия (эмоционально-оценочного отношения к музыке) ведет к проявлениям предпочтений, желанию слушать музыкальные произведения, являющиеся шедеврами искусства, рождает творческую активность». [8; с. 107]
    Сказка – это мир фантазии, переплетенный с реальностью. Чтобы понять сказку, нужно уметь фантазировать, воображать. Чтобы понять музыку, тоже нужны фантазия и воображение. Таким образом, в какой-то степени сказка и музыка имеют точки соприкосновения в их восприятии. Поэтому сказка может помочь научить воспринимать музыку.
    Музыкальная сказка – музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, танцы, при этом сюжет, как правило, незамысловат.
    Музыкальные сказки способствуют развитию художественного вкуса, певческих навыков, вызывают радостные эмоции.
    Сказка, являясь важным средством умственного развития ребенка, развивает его фантазию, помогает понять музыку. Но и музыка «наполняет сказочные образы живым биением сердца и трепетом мыслей. Музыка вводит ребенка в мир добра» [10]. Сказка дает мощный толчок развитию самых добрых чувств в маленьком человеке.
    В музыкальных сказках духовно-нравственное содержание усиливается музыкальным сопровождением. Определенный настрой способствует пробуждению в слушателях сопереживания, соучастия, сотворчества.
    Музыкальные сказки пользуются у детей неизменной любовью. Дети с большим удовольствием перевоплощаются в того или иного персонажа, переживают происходящие события, борются со злом и всегда готовы прийти на помощь слабому.
    Социальные педагоги психолого-медико-социального центра “Феникс”  Макеева И.П., Чуракова М.Д., Хорева Л.А в 2002 году создали Программу занятий с детьми среднего и старшего дошкольного возраста «Воспитание сказкой», где первоочередной задачей является расширение представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру и создание условий для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую  деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки.
    Мерзлякова Светлана Ивановна – заслуженный учитель РФ, на протяжении многих лет организатор методической работы в Москве по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. Автор многочисленных печатных работ, среди которых программы, методические пособия, сборники, содержащие музыкально-литературный практический материал, конспекты музыкальных занятий, сценарии праздников. Для нас интересна ее программа развития сценического творчества детей средствами театрализованных игр и игровых представлений «Волшебный мир театра». В ней С.И. Мерзлякова отмечает, что театрализованные сказки-представлениях  не только знакомят с  содержанием, воссоздают конкретные образы, но и учат глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театрализованные сказки способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).
    Постановка сказки — это чудесный ключик, который открывает дверцу в волшебный мир образов, красок, звуков. Это творчество, импровизация, требующие от детей труда и фантазии, а от взрослых — выдумки и изобретательности в костюмах и декорациях.
    Стихотворный текст запоминается детьми лучше, чем прозаический, поэтому многие сказки известных писателей переведены на стихотворный ритм, что значительно облегчает работу с текстом. В сюжет музыкальной сказки включена классическая и народная музыка. Можно использовать и современные эстрадные песни, доступные детям. В детском исполнении они звучат более эмоционально.
    Музыка может быть фоном, на котором развивается действие, музыка помогает войти в нужное эмоциональное состояние, музыка сопровождает все ритмические действия от простейшей игры до сюжетного постановочного танца и, конечно же, музыка помогает ярче представить сказочные персонажи.
    Весь музыкальный материал, с которым ребенок встречается, на протяжении спектакля развивает музыкальную память. Музыка для прослушивания и музыка для исполнения требуют запоминания, чтобы следить за ходом спектакля, взаимодействовать с партнерами, помнить свою музыкальную тему и исполнять ее.
    Зимина Ангелина Николаевна  педагог, доктор педагогических наук,  член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования в учебнике «Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста» рассматривает основы теории и методики музыкального развития детей, виды детской музыкальной деятельности  и ее организационные формы. Во II главе «Виды детской музыкальной деятельности» рассматривается музыкальная сказка — как вид музыкальной деятельности дошкольника. Основной целью  по созданию музыкальной сказки с детьми дошкольного возраста является развитие способности детей к свободному творческому восприятию окружающего мира, отражению его впечатления и отношения к окружающему миру через творческую деятельность – искусство музыкальной сказки.
    1.3. Возникновение музыкальной сказки
    Сказка в музыке – очень интересный, оригинальный жанр, обязанный своим утверждением русской музыкальной культуре. Хотя родственные эпические инструментальные жанры — баллада, легенда — были известны западноевропейской музыке XIX в., собственно сказка сложилась именно в русской музыке, вероятно, благодаря ее глубокой укорененности в архаических пластах фольклора.
    Многие русские композиторы в своем творчестве обращались к сказкам. Михаил Иванович Глинка вспоминал: «Песни, сказки, услышанные мной в ребячестве, были первой причиной того, что я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку». Как Пушкин открыл эпоху новой русской литературы, так и М.И. Глинка заложил фундамент русской классической сказки (опера «Руслан и Людмила»). Обоих художников объединяет светлое восприятие мира. Еще один русский композитор, Николай Андреевич Римский-Корсаков, говорил так: «Мой род — это сказка, былина… и непременно русские». Он хорошо знал и любил музыку М.И. Глинки.  Н.А. Римский-Корсаков — композитор-сказочник, так как из пятнадцати опер девять написаны им на сюжеты русских сказок и былин (оперы «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане» и т. д.).  Инициативу Н.А. Римского-Корсакова, создавшего симфоническую «Сказку» в 1880 г., подхватил Сергей Иванович Танеев, включивший сказку в свою Концертную сюиту для скрипки с оркестром (1909 г.), а далее развили Николай Карлович  Метнер в своих произведениях  «Сказка эльфов» ор. 48 №2, Сказка ор. 26 № 1 с показательной авторской    ремаркой    Allegretto   fres-camente. Некоторые сказки Метнера выдержаны в духе определенных разновидностей музыкальной картины, например, картины-движения («Шествие рыцарей» ор. 14 № 2) или звукоизобразительной («Сказка колокола» ор. 20 № 2, «Сказка птичек» ор, 54 № 1). А в сказке ор. 35 № 4 «Король Лир» сочетаются признаки обеих этих разновидностей. Сергей Сергеевич Прокофьев  сочинил музыку  на текст знаменитой сказки Андерсена «Гадкий утенок» ,  сказочные сюжеты в основу балетов «Золушка» и «Сказ о каменном цветке» . Среди «сказочных» сочинений Прокофьева фортепианные пьесы «Сказки старой бабушки» , балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» , опера на сюжет итальянской сказки Карло Гоцци «Любовь к трем апельсинам”. Всем известна симфоническая сказка для чтеца и оркестра «Петя и волк».
    Особое качество синтеза сюжетности и картинности их яркое проявление в музыке при отсутствии сюжетной программы составляет замечательную специфику жанра, выделяющую его среди других программных и ограничивающую связь с народно-эпическим прототипом. Музыкальный жанр передает лишь общую сказочную атмосферу, не стремясь к пересказу каких-либо первоисточников. В этом – его особое очарование, очевидно, сознательно охраняемое авторами.
    1.4. Жанры музыки, используемые в музыкальных сказках
    В музыке, литературе и других видах искусства за время их существования сложились различные виды произведений. В литературе это, например, роман, повесть, рассказ; в поэзии – поэма, сонет, баллада; в живописи – пейзаж, портрет, натюрморт; в музыке – оратория, опера, симфония. Род произведений, их разновидность, часто определяемая по типичным признакам, в пределах одного какого-то искусства называют французским словом жанр (род, вид).
    Таким образом, жанр – определенный тип произведения, в рамках которого может быть написано неограниченное число произведений. С течением времени различные жанры изменялись, но при этом сохранили свои основные признаки, характерные «приметы», которые позволяют судить о происхождении жанра. Отличаются музыкальные жанры друг от друга особенностями содержания и формы, а вызваны эти отличия жизненными и культурными целями, своеобразными у каждого жанра.
    Жанры лирической музыки включают огромную область лирики, в которой существуют самые разнообразные ее виды и оттенки, начиная от безмятежно спокойных и кончая драматическими (например, драматическая ария или идиллически-светлая пастораль).
    Жизненная цель колыбельной песни успокоить ребенка, и музыка погружает нас в размеренный ритм укачивающих движений. Человек нуждается и в художественном осмыслении самых тонких движений души. Так появляются нежно-печальные элегии, окутанные настроением ночи ноктюрны, интимные листки из альбома, бесхитростные песни без слов. Самые разнообразные чувства человека отражает романтическая прелюдия, подобная лирическому стихотворению. Фантазия радует слушателя раскованностью воображения, свободным полетом мысли. Фуга – образец строгого, сосредоточенного размышления.
    В музыке, связанной с организацией движения или его изображением, сложились жанры марша и многочисленные танцевальные жанры.  В марше мелодика, ритмика, фактура и другие выразительные средства идеально приспособлены к шагу.
    Необозрима область танца, велико его значение в музыке, ведь танец и песня являются первичными жанрами всего музыкального искусства. Веселый и радостный, народный танец дает почувствовать бойкость и задор, степенность и торжественность. И здесь огромное разнообразие национальных черт: сравним русский трепак и грузинскую лезгинку, венгерский чардаш и латиноамериканскую румбу и т.д. Многие танцы, зародившись как местные жанры народной музыки, распространились в дальнейшем по всему миру. Народно-танцевальная музыка оказала огромное влияние и на профессиональное искусство, получая в его недрах новые импульсы к развитию, обогащая арсенал своих выразительных средств.
    Жанры высокой «серьезной» музыки, такие как соната, опера, симфония, инструментальный концерт, требуют от слушателей глубокого, сосредоточенного восприятия. Главная их цель – духовное возвышение человека, развитие духовной культуры. Симфония – один из самых емких и сложных жанров. По широте охвата жизни, многосторонности ее освещения она напоминает роман или драму. В ней символически отражен водоворот жизненных столкновений, борьбы, конфликтов, размышлений человека о жизни.
    Песенные и танцевальные жанры вносят важный вклад в профессиональную музыку больших форм. Они сообщают ей доступность для восприятия, национальную почвенность, полноту экспрессии, жизненность. Музыкальный язык становится конкретен, осязаем.
    Главные жанры оркестровой музыки – симфония, одночастная симфоническая поэма, концертная увертюра, инструментальный концерт. Это симфонические жанры. Жанры хоровой музыки – хоровая сюита, кантата, оратория, месса, реквием. В двадцатом веке возникли новые жанры – киномузыка, эстрадная музыка.
    1.5. Роль музыкальной сказки в  воспитании детей младшего школьного возраста
    Приобщение детей к музыкальному творчеству в нашем детском саду осуществляется путем создания музыкальной сказки, что дает возможность помочь детям раскрыть и развить творческие качества, столь важные для современного человека, освобождает ребенка от закомплексованности, дает ему ощущение своей особенности, приносит массу радостных минут. А также умение экспериментировать, свободно общаться со сверстниками и старшими товарищами, управлять эмоциями, самостоятельно принимать решения – эти качества очень пригодятся ребятам в дальнейшей жизни.
    Основной целью приобщения к музыкальной сказке детей является воспитание музыкально развитого слушателя и исполнителя, способного чутко, эмоционально воспринимать окружающий мир и выражать свое отношение ко всему происходящему.
    Музыкальные сказки оказывают огромное воспитательное влияние на детей, они способствуют развитию художественного вкуса, певческих навыков, вызывают радостные эмоции. Дети лучше передают характер музыки в движениях, у них развивается речь, четкость дикции, речевые интонации. Развитие творческих способностей и формирование гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать, анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Дети в процессе обучения должны научиться чувствовать красоту музыкального произведения и выражать свою радость от его восприятия словами, танцем, игрой на детских музыкальных инструментах или изобразительным творчеством.
    Музыкальные сказки с использованием небольших инструментальных пьес или отрывков из крупных музыкальных произведений являются переходной ступенькой к пониманию таких сложных жанров как опера и балет.
    Сказку любят все: и взрослые, и дети. Главное здесь то, что сказка – это воплощение народной мечты, представление народа о справедливости, о победе над пространством и временем, воплощение веры в могучую силу родной земли. Народный сказочный герой, идеал народа – носитель правдивости и великодушия, физической душевной силы, постоянно готовый поставить эту силу на службу добру и справедливости.
    Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.
    В музыкальных сказках духовно-нравственное содержание усиливается музыкальным сопровождением, эмоционально-чувственным воздействием. Определенный настрой, установка на восприятие способствует пробуждению в слушателях инстинкта сопереживания, соучастия, сотворчества. Музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий, имеющих духовно-нравственное содержание.
    Выводы по главе  I
    На основании проделанной работы мы определили что, музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка.
    Музыкальные сказки способствуют развитию художественного вкуса, певческих навыков, вызывают радостные эмоции.
    Сказки способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).
    Многие  великие русские композиторы в своем творчестве обращались к сказкам. Через восприятие сказочного материала происходит воспитание музыкально развитого слушателя и исполнителя, способного чутко, эмоционально воспринимать окружающий мир и выражать свое отношение ко всему происходящему.
    Музыкальная сказка помогает детям развивать их творческое воображение, и в то же время показывает на примерах, какие черты характера следует в себе воспитывать, запускают механизм саморазвития, пробуждая личностный потенциал ребенка.
    Заключение
    Сказка делает свое дело: помогает ребенку ориентироваться в окружающем мире, обогащает его душевную жизнь, заставляет его почувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро, за свободу, и, когда надобность в ней минует, ребенок сам разрушает ее. Но до семи – восьмилетнего возраста сказка для каждого нормального ребенка есть самая здоровая пища – не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб, и никто не имеет право отнимать у него эту ничем не заменимую пищу. Сказка нужна ребенку для того, чтобы возможно полнее, пышнее, богаче пережить этот полезнейший для его психического развития период. Необходимо использовать тяготение ребенка к сказке, чтобы развить, укрепить, обогатить и направить их способность к творческой мечте и фантастике. Тем, кто фантазирует принадлежит будущее. Теперь уже считается общепринятой истинной, что сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, т. к. слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу. В этом-то деятельном сочувствии малых детей благородным и мужественным героям литературного вымысла и заключается основное воспитательное значение сказки. Задача заключается в том, чтобы пробудить, воспитать, укрепить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность сопереживать, сострадать, и сорадоваться, без которой человек – не человек.
    Только эта способность, привитая с самого раннего детства и доведенная в процессе развития до высочайшего уровня, создавала и будет впредь создавать Бестужевых, Пироговых, Некрасовых, Чеховых, Горьких …
    В курсовой работе мы планируем выявить и обосновать влияние музыкальной сказки на формирование художественно-эстетического вкуса детей дошкольного возраста.

  3. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
    МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН
    МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
    ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
    МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    КАВКАЗСКИЙ  РАЙОН
    Конспект занятия на тему:
    «Сочинение музыкальной сказки на основе сказочных образов в творчестве А.К.Лядова».
    Автор: Чичканова Наталья Алексеевна,
    педагог дополнительного образования
    ст. Кавказская ,2016г.
    Цель занятия: познакомить  обучающегося с основами композиции музыкальной пьесы  в форме периода.
    Задачи:
    1.Познакомить с творчеством А.К.Лядова.
    2.Познакомиться со строением   музыкального произведения в форме периода.
    3.Развивать музыкальные способности.
    4.Изучить  этапы сочинения.
    План занятия:
    1.Знакомство с творчеством  композитора А.К.Лядова. Прослушивание его симфонических произведений- «Баба-яга», «Волшебное озеро», «Кикимора»
    2.Анализ   формы периода.
    3.Музыкальный диктант.
    4.Работа над сочинением музыкальной пьесы – сказка.
    Ход занятия:
    Организационный момент. (1 мин).
    Педагог: Сегодня мы познакомимся с творчеством А.К.Лядова, с его произведениями, а затем ты сам попробуешь себя в качестве композитора при сочинении музыкальной пьесы.
    Основная часть (28 мин).
    Анатолий Константинович Лядов (1855—1914), много и плодотворно изучая русской фольклор, использовал его в своем творчестве, создав музыкальный цикл симфонических миниатюр русской народной сказки. В этот цикл вошло несколько произведений: «Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора», а также «Танец Амазонки», «Скорбная песнь»]— эти два последних произведения входят не в цикл русских сказок, а в цикл миниатюрных симфоний.
    Композитор не писал больших многослойных произведений. Его излюбленной музыкальной формой стала небольшая инструментальная или вокальная пьеса.
    Музыкант Б. Асафьев сказал о нем: «…Лядов скромно отвел себе область миниатюры — фортепианной и оркестровой — и работал над ней с большой любовью и тщательностью ремесленника и со вкусом, первоклассного художника-ювелира и мастера стиля..»
    История создания
    Произведение «Волшебное озеро» относится к музыкальному циклу сказочных картинок на тему русского фольклора, созданному А. К. Лядовым в 1900-х годах. Как считает музыковед Л. Михеева, «Волшебное озеро» было задумано Лядовым еще в 1880-е годы, но осуществление этого замысла произошло в последнее десятилетие жизни композитора, отмеченное особым творческим подъемом.
    Тем не менее, есть мнение другого музыкального критика — Анны Булычевой, что первое произведение цикла — симфония «Баба-Яга» — появилось под влиянием сказок в редакции А. Н. Афанасьева и иллюстраций Ивана Билибина.
    Слушание симфонии «Баба-яга»
    Педагог: Какой ты представил себе главную героиню?
    (ребёнок описывает музыку).
    Билибинская Баба-Яга появилась в 1900 году именно как иллюстрация к опубликованной тогда сказке «Василиса Прекрасная» и послужила отправной точкой для работы композитора над циклом. Л. Михеева же считает, что иллюстрации И. Билибина лишь подтолкнули к осуществлению давно задуманного самим композитором.
    Однако «Волшебное озеро» не связано с какой-то определенной сказкой, хотя и вписывается в общий цикл. Известны слова самого композитора, рассказывающего, что вдохновением ему послужило вполне реальное лесное озеро: «Вот как оно было у меня с озером, — рассказывал композитор. — Знал я одно такое — ну, простое лесное русское озеро и в своей незаметности и тишине особенно красивое. Надо было почувствовать, сколько жизней и сколько изменений красок, светотеней, воздуха происходило в непрестанно изменчивой тиши и кажущейся неподвижности! Начал я искать описания вот такого подходящего мне озера в русских народных сказках. Искал, искал, чтобы опереться. Но не любят русские сказки останавливать действие и ход сказа на описаниях явлений природы вот так, как нужно было мне для музыки: движения будто нет, а мысль — все время, и порой будто совсем уходит. Все останавливается, всякое шуршание. Нет, оказывается, что-то где-то копошится. Вдруг, скользнул ветер…». В эскизах композитора, который был еще точным художником-рисовальщиком, рядом с нотными строками сохранился карандашный набросок озера с камышами и елями на берегу, возможно, воспроизводящий виденный когда-то пейзаж.
    Сам композитор с удовольствием отмечал, что «Волшебное озеро» вполне удовлетворяло его авторским амбициям, а этого он не утверждал про все свои произведения. «Ах, как я его люблю!» — сам же о нем писал композитор. И еще одно высказывание, отнюдь не характерное для этого скромного и взыскательного музыканта: «Какое моё „Волшебное озеро“ хорошее! Играю — и упиваюсь. В таком роде я ещё не сочинял»
    Слушание отрывка из «Волшебного озера»
    Педагог: опиши музыку, которую ты сейчас услышал.
    (ребёнок рассказывает свои впечатления от музыки)
    Оркестровка «Волшебного озера» — признается в музыковедении как одно из высших достижений оркестрового мастерства А. К. Лядова. Музыкальная пьеса была завершена в 1908 году.
    Следующее симфоническое произведение – «Кикимора». В славянской мифологии Кикимора относится к злым богам. «Без привету, без радости глядит она, нечистая, на добрых людей; все бы ей губить, да крушить, все бы ей на зло идти, все бы миром мутить…» Очень подробно рассказывается о ней в «Сказаниях русского народа» И. Сахарова.
    А сейчас мы прослушаем фрагмент симфонического произведения  «Кикимора»
    Слушание фрагмента.
    Педагог: Опиши героиню данной симфонической сказки
    (ребёнок описывает).
    Педагог: Сегодня, прежде чем ты попробуешь сочинить свою музыкальную сказку, мы должны вспомнить такую форму как период.
    Ребёнок: Самые мелкие структурные единицы почти любого музыкального произведения – это мотив, фраза и предложение.
    Период – это одна из простых форм, которая представляет собой изложение законченной музыкальной мысли. Встречается часто, как в инструментальной, так и в вокальной музыке.
    Педагог: Норма продолжительности для периода – два музыкальных предложения, которые занимают 8 или 16 тактов (квадратные периоды), на практике встречаются периоды, как длиннее, так и короче. Период имеет несколько разновидностей, в числе которых особое место занимают так называемые «период типа развёртывания» и «сложный период».
    Педагог: Ну, а теперь мы напишем музыкальный диктантдля развития твоих музыкальных способностей (проигрывает №384-мелодический диктант).
    Обучающийся прослушивает и пишет в нотной тетради   мелодический диктант.
    Педагог: Прежде чем приступить к сочинению,  мы выберем лад, в котором будет написан твоя музыкальная сказка.
    Обучающийся: Я хочу, чтобы  пьеса  звучала в миноре.
    Педагог: Мы с тобой возьмём тональность Соль минор, в котором  есть знаки альтерации -си и ми бемоль, ты должен это учитывать при сочинении мелодии. В конце нашей пьесы мы проставим нотку – Соль. И ещё мы должны выбрать размер. В каком размере будет написана твоя музыкальная сказка? Я бы хотел взять размер ?.
    Педагог: Давай попробуем сначала подобрать мелодию на фортепиано и распеть её.
    Обучающийся распевает  и подбирает на фортепиано свою мелодию.
    Педагог: Ну, а теперь мы поработаем в нотной тетради. Расчерти  такты.
    Обучающийся выполняет задание.
    Педагог: чтобы правильно ритмически записать мелодию, нужно её прохлопать со счётом.
    Обучающийся прохлопывает, то что он записывает в тетради.
    Педагог: Затем оформляются штрихи.
    Обучающийся проставляет легато.
    Педагог на начальном этапе помогает оформить аккомпанемент левой руки. Если ребёнок обучается  более двух лет, он самостоятельно проводит гармонический анализ и подбирает  аккомпанемент.
    Заключительная часть(1 минута).
    Педагог: что тебе понравилось на сегодняшнем занятии?
    Обучающийся: я познакомился с очень интересными произведениями композитора А.Лядова, также мне очень интересно было самому сочинять музыку.
    Педагог: теперь ты сам сможешь поработать над следующим твоим сочинением.

  4. Как родилась песня.
    В красивом лесу на опушке жила семья зайчат: мама, папа и три сыночка зайчонка. Каждый вечер перед сном мама Зайчиха пела своим сыночкам колыбельную песню. Однажды утром проснулись зайчата и решили узнать, как рождается песня. Спросили они разрешения у мамы Зайчихи и пошли путешествовать по лесу.
    Вот идут они и слышат: журчит ручеек. Старший зайчонок говорит:
    – Вот, братцы, ручеек как будто песню поет, как наша мама нам колыбельные.
    Послушали они журчание ручейка и пошли дальше. Неожиданно подул ветерок. Листья зашелестели, трава зашумела. средний зайчонок и говорит:
    – Братишки, слышите, как листочки и травка красиво шелестят? Будто наша мама Зайчиха поет песенки.
    Постояли они, послушали музыку ветра и решили пойти дальше. Они шли долго и вдруг услышали пение птиц. Зайчатки поторопились на прекрасные звуки. Вышли на опушку леса. пение птиц было очень красивым, мелодичным – настоящая песня мамы Зайчихи. Младший братик заметил, что опушка леса очень знакомая. И тут они увидели свой домик и маму Зайчиху. Зайчата побежали к маме и в один голос закричали:
    – Мама! Теперь мы знаем как рождаются твои песни – тебе помогает наш любимый лес!
    Сказка о том, как родилась музыка.
    Жила-была Сова, и был у неё маленький совёнок. Спросил как-то сын у матери – “Откуда берутся песни? ” Мудрая Сова рассказала сыну, что давным давно у старого дуба стоял старый, старый барабан. А на том дубе жила белочка по имени Малинка. Она прыгала по веткам и нечаянно задела ветку дуба со спелыми желудями. Эти желуди упали на барабан и он издал чудесные звуки, которые сложились в веселый ритм. Услышав этот ритм ветерок закружил листья, а птичий хор подхватил это ритм и добавил свою мелодию. Прекрасная музыка заполнила весь лес.
    Маленький совёнок, послушав мамин рассказ, полетел к старому дубу. Уж очень захотелось и ему поиграть на барабане.
    Сказка о музыкантах.
    Жил-был в одной деревне мальчик. Звали его Егоркой. Любил Егорка играть на дудочке. Однажды сидел он на берегу реки и играл на своей любимой дудочке. Вокруг пели птицы, тихонько журчала вода в реке, перекатываясь по камешкам. Не заметил Егорка, как уснул. А когда проснулся – не нашел свою дудочку. Очень огорчился Егорка, уж очень любил свою дудочку.
    Но долго горевать он не мог и решил сделать себе новую. И пошел Егорка в лес, чтобы выбрать лозинку для дудочки. Идет, идет Егорка и вдруг слышит звуки музыки. Интересно стало Егорке: кто же это там играет? Все дальше идет он в лес, все громче музыка. Выходит Егорка на полянку, да как ахнет: на полянке медведь, заяц, осел, кузнечик и соловей сидят. Да не просто сидят, а музыку играют. Каждый на своем инструменте. Медведь на контрабасе, заяц на барабане, кузнечик на скрипке, осел на балалайке, а соловей – поет. Да так славно получается. Заслушался Егорка, понравился ему лесной оркестр, но все-таки чего-то не хватает. Может быть дудочки?
    Подошел к музыкантам Егорка и спросил: – Можно я с вами буду играть?
    – Можно, конечно. Нам как раз одного музыканта не хватает. Летела мимо сорока и уронила дудочку. Может попробуешь? – сказал медведь и протянул Егорке дудочку.
    Посмотрел Егорка – так вот кто его дудочку забрал. Обрадовался очень и заиграл на радостях веселую мелодию. Подхватили ее лесные музыканты и закружила музыка весь лес.
    Так и стали они с тех пор играть вместе, да так хорошо, что прославились на всю округу. Многие приходили послушать их игру. Так и стали музыканты жить поживать, да людям радость нести.

  5. Жила девочка. И жила она в музыкальном городке. Там каждый день играла красивая-красивая музыка. Но сама девочка не любила музыку, и ее заставляли учиться. Подарили ей нотную тетрадь, и каждый день, в течении двух недель заполнила она ее прекрасными песнями. Каждая нотка на нотном стане была красиво нарисована. Но играла девочка не очень хорошо, можно даже сказать, что плохо. Так она и не решилась сыграть эти песни. Ноты на нее обиделись и убежали. Когда девочка пришла на очередной урок музыки, нотная тетрадь была пуста. А у нее должно начаться через час выступление! Она стала думать, как ей быть. Думала, думала, но ничего придумать не смогла. Пошла она к одному старому музыканту. Рассказала она ему все, и он ей ответил: — Девочка, разве хорошему музыканту нужны ноты? А если ноты на тебя обиделись, то ты должна доказать им, что ты любишь музыку. Ну что ты стоишь? Отправляйся на выступление! Сыграй какую-нибудь веселую песенку, и ноты придут к тебе! Отправилась она в концертный зал. Вот и ее выступление! Села она за рояль. Начала играть. Не получилась музыка с первого раза. Видимо, придется сочинить самой. Посмотрела в окно — а там зима. Снежинки грациозно летали по заснеженной поляне. И решила девочка сыграть пародию на снежинки, слушая свое сердце и веря в музыку. И действительно получилось! За выступление ей поставили пятерку, а когда она вернулась в свою комнату, там на столе она увидела свою нотную тетрадь. Там все песни были уже на своих местах, а в конце тетради была записана мелодия, которую она сыграла на выступлении. Прошло много лет. Девочка выросла и стала великой музыкантшей. Теперь она поняла, что музыка — великое дело.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *