Сочинение на тему мы разные в этом наше богатство

8 вариантов

  1. Цель занятия – воспитание принципов толерантности в молодежной среде; выработка у учащихся осознанного сосуществования разных человеческих групп и общностей, признание и уважение разной этнонациональной, религиозной и иной принадлежности людей, их права на другие взгляды и убеждения.
    Задачи:
    Знакомство учащихся с понятием «толерантность» и его места в системе гражданских ценностей.
    Основные понятия, связанные с проявлением нетерпимости.
    Опыт общественного противостояния нетерпимости, насилию и экстремизму.
    Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Накапливая разносторонние значения, термин “толерантность” стремится соответствовать действительности, в которой многообразные проявления нетерпимости требуют новых средств преодоления. Так что “копилка” толерантности постоянно пополняется.
    Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами–членами ЮНЕСКО, включая и Россию), Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов Толерантность – это добродетель, которая делает возможным постижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Это определение, наиболее масштабное, подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, сексуальной ориентации, возрасту, инвалидности, языку, религии, политическим или иным мнениям, национальному или социальному происхождению, собственности и пр.
    Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:
    Испанский язык: способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.
    Французский язык: отношение, при котором допускается, что могут думать или поступать иначе, нежели ты.
    Английский язык: готовность быть терпимым, снисходительным.
    Китайский язык: позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
    Арабский язык: прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, благосклонность, терпение, расположенность к другим.
    Русский язык: способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, уметь мириться с существованием кого-либо, чего-либо).
    Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности.
    Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с др. точками зрения и не избегает духовной конкуренции.
    Терпимость способствует достижению взаимопонимания и согласованности в действиях без применения давления, принуждения, угроз. Терпимость не только смягчает противоречия, но и выражает надежду на улучшение отношений, личностное исправление.
    В психологии искреннее сопереживание эмоциональному состоянию другого, способность разделить его ощущения и настроения обозначается термином «эмпатия». Развитие эмпатических свойств личности напрямую связано с умением поставить себя на место другого.
    «Толерантность» – один из самых популярных терминов в современной отечественной и зарубежной социально-политической, культурологической и правоведческой литературе.
    Существует несколько видов толерантности
    естественная (натуральная) толерантность – открытость, любознательность, доверчивость, – свойственная маленькому ребенку и еще не ассоциирующаяся с качествами его «Я» (толерантность типа «А»);
    моральная толерантность – терпение, терпимость, ассоциируемая с личностью («внешним Я» человека) (толерантность типа «Б»);
    нравственная толерантность – принятие, доверие, ассоциируемая с сущностью или «внутренним Я» человека (толерантность типа «В»).
    В современной российской реальности мы постоянно сталкиваемся с теми или иными моделями поведения. К сожалению, в последнее время, доминирует агрессивность.
    Основные понятия, связанные с проявлением нетерпимости.
    оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;
    игнорирование (отказ в беседе, в признании);
    негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);
    этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);
    поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу);
    преследования, запугивания, угрозы;
    дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе);
    расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);
    ксенофобия в форме этнофобий (антисемитизм, кавказофобия ), религиозных фобий, мигрантофобии (неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что «чужаки» вредны для общества, преследование «чужаков»);
    национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);
    фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор);
    империализм (покорение одних народов другими с целью контроля богатств и ресурсов подчиненных народов);
    эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств);
    осквернение религиозных или культурных символов;
    религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);
    изгнание (официальное или насильственное);
    сегрегация, включая апартеид (принудительное разделение людей различных рас, религий или полов, обычно в ущерб интересам одной группы);
    репрессии (насильственное лишение возможности реализации прав человека), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства).
    В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…
    «Перед вами две дороги, выбирайте»
    Толерантный путь – путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей, и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
    Интолерантный путь– представление человека о своей исключительности, низкий уровень воспитанности, чувство дискомфортности, существования в окружающей его действительности, желание власти, неприятие противоположных взглядов, традиций, обычаев.
    Хотелось бы привести пример двух путей на примере небольшого рассказа
    Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.
    – Подожди, я подойду к нему, – сказала девушка.
    – Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, – ответил молодой человек, сжав ее руку.
    – Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.
    – А нам-то что? Он сам виноват.
    – Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
    – Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
    – Я все равно подойду. – Девушка вырвала руку.
    – Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, – он попытался увести ее.
    – Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.
    – Что с вами? – спросила она мужчину. – что с вашей ногой.
    – Я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
    – Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».
    – Послушай, – обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, – у тебя нет «мобильника»?
    Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда… Она поднялась и приблизилась к парню.
    – Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
    – Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
    Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.
    – У вас открытый перелом, – проговорила она. – Я пойду вызвать врача. Потерпите, – она быстро подошла к телефонному аппарату.
    – Девушка! – окликнул ее мужчина – Спасибо вам! – Девушка обернулась и улыбнулась.
    – Вы обязательно найдете себе счастье.
    А сейчас проведем тест на определение терпимости, уважения к чужому мнению
    Тест поможет хотя бы приблизительно определить нашу толерантность. Отвечать быстро, не задумываясь.
    Вам предстоит участие в ролевой игре. Что Вас устраивает:
    а. чтобы играли те, кто не знает еще правил;
    б. чтобы участвовали те, кто признает и знает правила игры.
    Вы спокойно встречаете жизненные неурядицы?
    а. да;
    б. нет.
    Болезненна ли для Вас ситуация: Когда приходится отказываться от своего проекта, потому что аналогичный проект предложили Ваши одноклассники:
    а. да;
    б. нет.
    Вызывают ли у Вас неприязнь одноклассники, которые нарушают правила общественного поведения:
    а. вас это вообще не интересует, если они не переступают допустимых границ;
    б. они Вам неприятны, потому что не умеют себя контролировать.
    Можете ли Вы легко найти контакт с одноклассниками, которые имеют иные, чем у Вас верования, обычаи, намерения?
    а. вам всегда это трудно сделать;
    б. сравнительно легко.
    Как Вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь:
    а. Вы не переносите ни шуток, ни самих шутников;
    б. пытаетесь найти ответ в такой же шутливой форме.
    Согласны ли Вы с бытующим в обиходе мнением, что многие одноклассники пытаются делать “не свое дело”, стремятся казаться лучше, чем есть:
    а. да;
    б. нет.
    Вы приводите в компанию знакомого, который становится объектом всеобщего внимания. Ваша реакция:
    а. Вам не приятно, что внимание уделено ему, а не Вам;
    б. рады за знакомого.
    А теперь подсчитайте баллы. Запишите по 2 балла за ответы: 1-б, 2-б, 3-б, 4-а, 5-б, 6-б, 7-а, 8-б. сложите баллы.
    РЕЗУЛЬТАТЫ:
    От 0 до 4-х баллов. Вы обладаете высокой степенью упрямства и непреклонности. Часто Вы стараетесь навязать свое мнение другим. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что говорите и делаете.
    От 5 до 12 баллов. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Но, безусловно, можете и вести диалог. Если считаете нужным, то меняете свои убеждения. Но порой Вы способны и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику, и в такой момент Вы можете выиграть спор с собеседником, у которого слабый характер. Вы не в полной мере умеете отстаивать свою точку зрения, выдвигая убедительные аргументы.
    От 14 до 16 баллов. У Вас твердые убеждения, сочетающиеся с тонкостью, гибкостью Вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием относясь к её парадоксальности. Вы критичны к себе, не считаете свое мнение истиной в последней инстанции. Вы способны отказаться от своих ошибочных взглядов с уважением и тактом по отношению к своему собеседнику.
    Теперь мы предлагаем вам сыграть в одну игру. Эта игра помогает сплотиться. Ведь толерантность – это также способность понимать друг друга.
    Нужно сосчитать до 30. Но сделать это должна вся группа. Первый участник говорит «один», второй – «два», и т. д.
    Есть только одна проблема – если участники произнесут число одновременно – группа начинает сначала. В течение всей игры запрещены любые разговоры.
    Обсуждение:
    как началась игра?
    чего хотелось каждому сначала?
    почему сначала ничего не получалось?
    как удалось досчитать до тридцати?
    появился ли в группе лидер или порядок сформировался сам собой?
    чему нас учит эта игра?
    Группа – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?
    Китайская притча «Ладная семья»
    Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение.
    И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: – И все? – Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: – И мира тоже.
    Рефлексия. «Проблема на ладошке».
    Свеча – символ домашнего очага передается по кругу. Все говорят о том, чему научились, что поняли на занятии.

  2. Человек, полюби человека,
    Только в этом спасенье твое!
    П.Кобраков.
    Набирает обороты третье тысячелетие, прогресс неумолимо движется вперед, техника все активнее приходит на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще слышим страшные слова: «жертва насилия», «суицид»… А за ними стоит чья-то трагедия, чьи-то слезы. Мы перестали быть терпимыми друг к другу, нами руководят раздражение и гнев, а не здравый рассудок. Забыли волшебные слова, помогающие мирно разрешить возникающие конфликты: «прощение», «уважение», «сострадание», «терпимость»… Правда, последнее слово мы все чаще сейчас употребляем в другом виде, к сожалению, не всем понятном, – толерантность. Что же означает это слово, и почему я считаю, что именно оно спасет человечество от неминуемой гибели?
    Если заглянуть в Толковый словарь С.И.Ожегова, то найдем три слова, объясняющие значение слова «толерантность»: «терпение», «терпеть», «терпимость». Все они, конечно, близки по значению, но в то же время имеют и свой особый подтекст: «терпеть» – не просто безропотно и стойко переносить что-либо, но, главное, на мой взгляд, мириться с наличием чего-либо; «терпимость» – терпимое отношение к кому-нибудь, к чему-нибудь, к чужим мнениям, поведению. Значит, быть толерантным – достичь понимания с другими, уметь согласовывать свои установки, мнения с другими, не прибегая к насилию и подавлению человеческого достоинства.
    В нашем классе учатся дети разных национальностей. На классных часах мы поводим беседы о необходимости уважать интересы и мнения каждого. Есть у нас и традиция – проводить праздник «Дружба народов», который позволяет нам раскрыть свои таланты, рассказать о традициях людей своей национальности, показать национальные костюмы и побаловать необычными национальными блюдами. Я очень люблю эти праздники, потому что узнаю много интересного из истории других народов, а главное – они воспитывают уважение к личности любой национальности.
    Мы обязаны быть толерантными, так как мы живем среди людей с разными характерами, привычками, обычаями, темпераментом. Еще в IV веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье». Эту же мысль развивает и английский писатель XVIII века И.Бентам: «Человек увеличивает свое счастье в той мере, в какой он доставляет его другим». Кто-то может мои аргументы отнести слишком к «древним», но они не могут устареть, как не устаревают нравственные ценности: добро, милосердие, красота души, любовь к ближнему.
    Анастасия Новикова, 7А класс

  3. 3
    Текст добавил: Добавляйтесь


    Творческий конкурс «Мы сильны нашей дружбой», посвященный Дню народного единства

    Сочинение
    Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила
    Работу выполнилаученица 10 классаЖернякова Надежда
    РуководительФисенко И. А.
    2012 г.
    Наша Родина – Россия. Её ещё называют Российской Федерацией. Она объединяет в своём составе республики, края, области. Широки и необъятны просторы. Но главное её богатство – люди. Издавна Россию населяли разные народы. Все живущие именуются соотечественниками, россиянами. Ведь у них одна Родина, одно Отечество – Россия. Русский язык является государственным. На нем говорят, пишут, читают. Но в нашей стране все народы сохраняют и свой родной язык, традиции. У каждого из них есть ценности, которые помогают человеку не только жить, но и стать лучше. А самая главная – это дружба. Многие в нашей стране живут в мире и согласии, помогают друг другу. Сколько знаменитых людей разных национальностей – ученых, поэтов, писателей, композиторов – стали гордостью государства. Этим летом состоялись Олимпийские игры в Лондоне. В сборной команде России были представители разных народов, населяющих нашу страну. Общими усилиями они завоевали большое количество медалей.
    Пословица гласит: « Если дружба велика – будет Родина крепка». Благодаря этой дружбе наша страна не раз смогла защитить себя от врага. Тяжёлым испытанием для россиян была Великая Отечественная война. Весь народ поднялся на защиту Отечества. В этот период немногих удалось эвакуировать на юг, куда война ещё не дошла. Их радушно принимали люди других национальностей. Предоставляли жилье, обеспечивали пищей, одеждой. Все помогали друг другу, не давали погибнуть. Вместе объединились против общего врага – фашизма. И победили.

  4. С другой стороны, Москве и ее жителям чужды принципы национализма, город объективно нуждается в рабочих руках мигрантов, основы интернационализма четко определены в Конституции РФ. Но разделение и противостояние сегодня распространяется в детской среде. Вслед за взрослыми школьники тоже заражаются болезнью нетерпимости и неприязни друг к другу. Сегодня в московских школах учатся дети многих национальностей, чьи родители действительно приезжают в столицу России для того, чтобы заработать деньги. Есть ли почва для межнациональных конфликтов, как предупредить такие конфликты, что должен делать учитель, чтобы в классе царили дружба, мир, согласие? Об этом шел разговор на «круглом столе» в Московском доме национальностей, в котором приняли участие руководитель Департамента образования Ольга Ларионова, председатель Комитета межрегиональных связей и национальной политики Михаил Соломенцев, директора московских школ, ученые, общественные деятели.
    Ольга ЛАРИОНОВА, руководитель Департамента образования:
    – На протяжении всей своей истории столичное образование в той или иной степени занималось и занимается вопросами интернационализма и толерантности. Эту большую тему, как мне кажется, нужно разделить на две части – обучение и воспитание. Ребенок из семьи мигрантов подчас не может быстро включиться в образовательный процесс не потому, что он плохо знает физику и химию, а потому, что не очень хорошо говорит по-русски. Это серьезная проблема. Еще десять лет назад было принято решение на базе московских средних общеобразовательных школ открыть школы русского языка. Сегодня эти специализированные структурные подразделения созданы и работают в 12 школах девяти учебных округов столицы. В них обучаются три с половиной тысячи детей мигрантов. В течение одного учебного года ребята прежде всего осваивают русский язык, догоняют сверстников по остальным предметам. Понятно, что создание таких школ было задачей непростой, так как нужно было прежде всего разработать методику преподавания русского языка как иностранного, издать необходимые учебники и пособия, причем делали мы все это за счет городского бюджета. Школ русского языка немного, гораздо больше обычных детских садов и обычных московских школ, где дети мигрантов обучаются вместе со своими сверстниками-москвичами. Вот тут на первый план выходит не столько обучение как таковое, сколько воспитание. Мы ведь очень хорошо понимаем, что все конфликтные ситуации, возникающие во взрослой среде, родом из детства. На ребенка влияет не только школа, но в большой степени влияет семья, отделить ребенка от родителей невозможно, к сожалению, иногда школьное толерантное воспитание не совпадает с семейным воспитанием, поэтому возникают конфликты в ученической среде. Широко известен благодаря СМИ конфликт школьников в одном из учебных округов, он до сих пор не погашен не по вине детей, а по вине родителей и отчасти по вине некоторых педагогов. Приходится признать, что педагогическое сообщество еще не вполне твердо стоит на толерантных позициях, но это не дает повода рисовать все в черных тонах. В московском образовании реализуются самые разные программы, направленные на решение проблем межнациональных отношений. Одна из наиболее масштабных – «Москва на пути к культуре мира», второй год в столичных школах проходит большой фестиваль «Мы – разные, в этом наше богатство, мы – вместе, в этом наша сила!». Все это очень серьезные, большие проекты, включающие много различных направлений, в том числе и такое важное, как изучение культуры других народов. Это не менее важно, чем изучение русского языка. Кстати, все приехавшие в Москву должны знать и русскую культуру, наша задача – рассказать детям других национальностей о русских традициях, о русской национальной культуре, доводя до каждого ребенка идею национального единства. Когда-то Москва первой выступила с идеей создания этнокультурных школ, они и сегодня есть в столице, успешно работают, но постепенно они превращаются в поликультурные. Например, в корейской школе учится много ребят других национальностей.
    Сольвейга ВАЛАТКАЙТЕ, директор школы №1247 с литовским компонентом:
    – Работа с родителями, которую мы ведем в наших школах, к сожалению, очень часто терпит фиаско. У нас нет механизма повышения ответственности родителей за поступки их детей. Между тем обучение тесно связано с воспитанием, у педагогов есть возможности рассказывать детям о других национальностях, разных культурах, проводить различные викторины и другие мероприятия. Но тут чрезвычайно остро стоит вопрос о педагогических кадрах. Все ли учителя могут говорить с детьми на тему межнациональных отношений? К сожалению, нет. Поэтому в нашей школе работают методические советы, помогающие учителям учитывать в своей деятельности специфику принадлежности учеников к разным национальностям, знакомить ребят с Москвой, с российской культурой. Могу сказать, что нам остро не хватает специалистов по этнопсихологии, которых, к сожалению, пока для системы образовании никто не готовит.
    Ирина ГАВРИЛОВА, председатель Комиссии по делам национальностей и миграционной политики Общественного совета Москвы, заведующая сектором Института социологии РАН, доктор исторических наук:
    – Взрывоопасность межнациональных отношений сегодня действительно вызывает серьезные опасения. Это подтверждают многие социологические опросы, результаты которых малоутешительны и весьма противоречивы. Например, опрос, проведенный по инициативе Общественной палаты РФ, показал, что 60 процентов москвичей убеждены: миграция отрицательно влияет на ситуацию в столице в целом. Но те же 60 процентов москвичей в других опросах высказывают мнение, что без мигрантов Москва обойтись не сможет. Такая противоречивость объясняется некоторой растерянностью в обществе. Дети и подростки – то основное звено, которое может либо исправить ситуацию, либо усугубить ее. Основные каналы социализации подрастающего поколения – семья, образовательные учреждения и средства массовой информации. Однако семья сегодня не выполняет эту функцию, поэтому Департаменту образования и приходится брать на себя ведущую роль в решении этой проблемы. На мой взгляд, образование – это, с одной стороны, множество трудностей, большие бюджетные расходы для города, а с другой – огромный шанс выровнять эту непростую ситуацию, переведя ее в цивилизованное русло, пресекая любые негативные высказывания или реакции в адрес национальных меньшинств.
    Михаил СОЛОМЕНЦЕВ, председатель Комитета межрегиональных связей и национальной политики:
    – Да, наша сила в том, что мы разные, но надо сделать все, чтобы мы были вместе. Вся история нашей страны говорит о том, что живущие в ней народы обогащают друг друга своей культурой, религией, традициями. Мы вместе воевали, побеждали, сейчас важно, чтобы мы оставались вместе, но необходимо готовиться к тому, что в Москве будет увеличиваться число жителей разных национальностей. Это нормально, ведь мы живем в мегаполисе, но в этой ситуации надо поддержать детей и в школах, и на уровне каждодневного общения, и во время совместных мероприятий. Проблемы межнациональных отношений существенно обострились из-за резкого притока иностранной миграции в Россию, в том числе и в Москву. Этот вопрос очень сложный, и решать его нужно на федеральном уровне. Правительство Москвы и лично мэр Юрий Лужков неоднократно обращались к федеральным властям с предложениями изменить законодательство РФ в миграционной сфере. Однако пока кардинальных изменений нет, ситуация мало контролируется теми, кто за нее отвечает, в частности, непосредственно ФМС. Мы видим, что количество легальных и нелегальных мигрантов в городе не уменьшается, а остается на прежнем уровне. У москвичей, постоянно проживающих в столице, при виде такого большого числа мигрантов возникает негативная реакция к тем, кто приезжает сюда не жить, а зарабатывать деньги. Потом этот негатив переносится на москвичей, возникает опасная цепочка, ведь непримиримость, отторжение, неприятие неизбежно отражаются через семьи на взаимоотношениях между детьми. Поэтому преподаватель в школе должен обладать определенной квалификацией, он должен уметь объяснять детям, что такое толерантность, взаимоуважение. Если в школе будут идти обратные процессы, переломить ситуацию будет крайне сложно. Проблема межнациональных отношений учащихся столичных школ, на мой взгляд, весьма глобальна. Но межнациональные отношения формируются в семье, затем в школе. В Советском Союзе вопросы взаимоуважения наций, культур, языков цементировались идеологией. Поскольку идеологическая составляющая ушла в прошлое, а мы ничего не получили взамен, то крайне важно посмотреть на межнациональные отношения в нашем городе в глобальном масштабе. Начинать нужно с создания концепции национальной политики. К сожалению, на уровне государства пока не существует концепции на этот счет. Поэтому нужно говорить о межэтнической политике в Москве, первый вопрос, который тут возникает, это вопрос самоидентификации – кто мы такие? Прежде всего мы москвичи, а потом уже люди разных национальностей. Я считаю, что в концепцию обязательно должен войти некий Кодекс москвича. Нормы поведения, приглашение к изучению культуры, московских традиций, уверен, обязательно должны быть продуманы в рамках глобальной концепции. Что же касается межэтнических и межнациональных отношений в школе, то образование, конечно, очень много делает для решения этой проблемы, но уровень знаний учителей в области этноконфликтных ситуаций все же низковат.
    Татьяна ГУЗЕНКО, директор школы №824:
    – Наша школа – обычная московская школа, расположенная рядом с Тушинским рынком. Поэтому у нас учится много ребят из семей мигрантов. Дисциплину «Русский язык как иностранный» мы ввели тогда, когда поняли, что ситуация выходит из-под контроля. И сейчас у нас русский язык изучают 17 ребят из Таджикистана, Азербайджана, Узбекистана. Они находятся в среде русских сверстников, но все на переменах частенько пытаются группироваться по национальному принципу, разговаривать на своем родном языке. Поэтому когда мы проходим мимо, то всегда просим, чтобы наши ученики разговаривали по-русски. Это для наших ребят сложно, ведь их родители чаще всего русским языком не владеют, в семьях попрактиковаться в знании русского языка дети не могут. Чтобы исправить ситуацию, мы открыли в школе курсы русского языка для родителей. Когда люди говорят на одном языке, им проще понимать друг друга. Конечно, пока у нас вспыхивают конфликты между учениками, специалистов, умеющих грамотно решать проблемы, найти сложно, но, думаю, предотвращать конфликты может общее дело, в которое включаются наши ученики.
    Регина ЕНАКЕЕВА, начальник учебно-методического отдела Московской службы психологической помощи населению, кандидат психологических наук:
    – Чужую национальную душу может почувствовать только тот, кто обладает своей собственной национальной душевностью. Наша служба имеет богатый опыт в работе с межнациональными семьями, причем как с детьми, так и с родителями. Мы готовы принять активное участие в решении межнациональных конфликтов.
    Галина УСПЕНСКАЯ, директор Центра образования №264:
    – Городская целевая программа развития «Столичное образование-5» определила основные направления работы московских ОУ по формированию толерантного сознания у молодого поколения. В связи с этим основная задача нашего центра – создание определенных условий для равноценного развития каждого ученика независимо от его национальности, цвета кожи, религии. Статус нашего центра с его системой дополнительного образования позволяет педагогическому коллективу посредством использования различных форм деятельности решать вопросы интернационального воспитания, а также воспитания толерантного отношения между представителями различных национальностей и народов. Второй год мы активно работаем в рамках городской экспериментальной площадки «Воспитание межэтнической толерантности и патриотизма школьников в процессе информационно-аналитической и художественно-проектной деятельности». Результатом работы первого года стало создание модели воспитания межэтнической толерантности, благодаря которой деятельность педагогов и учащихся приобрела системный характер. Модель объединяет три направления деятельности: образовательное, информационно-аналитическое и исследовательское (проектное). Способом решения этой проблемы стала интеграция общего и дополнительного образования. При этом проектная деятельность выступает как связующее звено между общим и дополнительным образованием, системообразующей средой для формирования высокого уровня толерантности наших учащихся. Наша школа многонациональна, и мы гордимся тем, что живем мирно единой семьей. Много интересных событий происходит в нашей школе, объединяющей творческих, увлеченных своим делом педагогов и любознательных, талантливых учеников. Если попытаться представить схемой процесс нашей работы, то можно получить такую: «Условия – мотивация – проектная деятельность – продукт – социальный результат». За время работы городской экспериментальной площадки педагоги проанализировали содержание образовательных программ через уроки литературы, МХК, географии, биологии, физики, химии, истории, обществознания, русского и иностранного языков, изобразительного искусства, а также введение этнокомпонента в программы этих учебных курсов, они способствовали приближению учеников к «чужому миру других». Изучение факультативного курса «История мировых религий» знакомит детей с различными мировыми религиями. А патриотическое воспитание реализуется в процессе поисковой работы, на уроках Мужества и в деятельности школьных музеев. К Дню защитника Отечества в нашем центре был открыт и лицензирован второй школьный музей – музей морской славы России. Его экспозиции, созданные руками ребят, стали результатом научно-исследовательской работы учащихся по истории крейсера «Варяг», а модели кораблей были представлены ребятами, занимающимися в кружке «Судомоделирование». Ребята из 6-11-х классов приняли участие в межрегиональном конкурсе рисунка детей мигрантов «Мир без слез». Целью проведения этого конкурса стала культурная интеграция детей мигрантов в российской среде и их приобщение к духовным ценностям современной российской культуры. На этот конкурс от центра были представлены 12 работ на заочный тур, а 4 участника были приглашены на заключительный тур, проходивший в знаменитой Московской специализированной школе акварели Сергея Андрияки. Наши ребята много общаются со своими сверстниками из других регионов России. В апреле 2008 года у нас побывали гости из северных областей страны – участники второго Московского межрегионального фестиваля детских и молодежных объединений этнокультурного направления «С любовью к России-2008 – Северное стойбище в Москве», проходившего в рамках выставки «Север-ЭКСПО» на ВВЦ. Фестиваль был организован лабораторией народоведения и межкультурной коммуникации кафедры ЮНЕСКО МИОО и Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Перед учащимися нашего центра и перед ребятами из регионов стояла задача рассказать о городах и поселках, где они живут, поделиться своими знаниями о традиционной культуре народов России, причем сделать это в увлекательной форме. Участники этой встречи представили на сцене песенно-концертные номера, а их общение продолжилось во время проведения мастер-классов, где задавали друг другу вопросы, участвовали в изготовлении народной игрушки, вплетению в волосы девочек накладных кос – созданию традиционной прически ненецких женщин Ямала. В 2008-2009 учебном году завязались
    дружеские связи между учащимися нашего центра и лицея №1 Якутска в рамках проекта «Многоликая России в названиях улиц Москвы: Северо-Восток Москвы – Северо-Восток России», учащиеся лицея №1 Якутска поддержали идею сотрудничества, сегодня ребята обмениваются рисунками, сочинениями о своих городах, готовят интернет-конференцию, в июле наша делегация посетит Якутск в рамках плана работы ассоциированных школ ЮНЕСКО. В апреле 2009 года в нашем центре прошел Московский межрегиональный театральный фестиваль «Такие разные и такие похожие-2009», были представлены спектакли с этнокультурной составляющей лучших театральных коллективов Москвы. Фестиваль «Все мы – разные, в этом наше богатство, все мы – вместе, в этом наша сила» стал продолжением большой интересной работы коллектива учителей и учеников, начатой еще в 2003 году с поездки школьной группы в Республику Армению, где ребята посетили погранвойска Российской армии, одну из школ Еревана и детский дом. 16 проектных работ были созданы классными коллективами, в них отражены традиции, быт, культура народов мира из стран ближнего и дальнего зарубежья: России, Украины, Молдавии, Белоруссии, Узбекистана, Азербайджана, Грузии, Армении, Египта, Италии, Франции, Израиля, Греции. Эти работы были представлены на окружных, городских и международных конкурсах, форумах, конференциях. В июне 2008 года на Воробьевых горах прошел городской этап интернационального фестиваля, лауреатами которого стали и ученики нашего центра. Многогранная и интересная, актуальная в наше время работа коллектива центра была представлена в материалах для участия в национальном проекте «Образование» и по достоинству оценена: в 2008 году наш Центр образования стал победителем в нацпроекте.
    Результатом дискуссии за «круглым столом» стали общие подходы к проблеме межнационального общения и воспитания подрастающего поколения москвичей, которые помогут соотнести дальнейшие планы работы Департамента образования и Комитета межрегиональных связей и национальной политики.

  5. Мы разные и в этом наше богатство
    Вольтер сказал: «Я могу быть не согласным с вашим мнением, но я готов отдать жизнь за ваше право высказывать его». Может быть, это и есть формула толерантности?
    Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности.
    В выступлении Председателя Исполнительного совета ЮНЕСКО, Постоянного представителя России при ЮНЕСКО Э.В.Митрофановой 23 ноября 2009 года говорилось: «Среди многих проблем, которые требуют решений и пристального внимания ЮНЕСКО на современном этапе развития человечества, я бы хотела выделить толерантность, как ключевой фактор предотвращения региональных и глобальных конфликтов, повышающий степень взаимного доверия.
    Терпимое, толерантное отношение ко всему непривычному, непохожему на тебя, к чужим традициям и обычаям, к другой культуре, к меньшинствам и уязвимым группам населения – это то, что должно культивироваться в умах и душах людей»
    В своем обращение к школьникам президент РФ Дмитрий Медведев одобрил предложение о проведении 1 сентября уроков толерантности.
    «Россия должна стремиться к гармонизации национальных отношений в стране… Мы должны работать над тем, чтобы в конечном счете все национальные отношения в стране стали гармоничными. Это очень сложная, большая задача на десятилетия вперед, но она абсолютно по силам нашему обществу». «Эта идея хорошая, чтобы 1 сентября проходили уроки национального многообразия, или толерантности. Такого рода занятия должны быть», – сказал Медведев в ходе видеомоста с участниками молодежного форума «Селигер-2009».
    Таким образом, актуальность данной проблемы налицо – ведь сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов ).  Толерантность – одна из базовых гражданских ценностей. Нетерпимое отношение к людям иной национальности, иной веры, иной социальной группы, иного поведения или образа мысли и т.д. – распространенное явление в современном мире. Только толерантный человек сумеет решить проблемы нетерпимости в окружающем мире при этом, не нарушая прав других людей и оставаясь полноценной личностью. Именно поэтому формирование основ толерантного поведения занимает особое место в системе гражданского образования. Когда мы росли, вроде бы и не ставился этот вопрос, но постоянно и дома, и в школе нас учили быть добрыми, тому что мы все равны, какой бы национальности не были. Мы были всегда вместе – не важно кто ты русский, татарин, узбек  А сейчас после развала СССР многие стали по разным сторонам границы и начались разногласия.
    Что же такое толерантность?
    Понятие толерантности многозначно и разнообразно. Вот некоторые из «определений толерантности на ведущих языках мира:
    – tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным;
    – to tolerance (англ.) – быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации;
    – tolerance (фр.) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной;
    – tolerencia (исп.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных;
    – kuan rong (кит.) – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим;
    – tasamul’ (араб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать;
    – толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствии с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/ кому-либо.»
    Как мы видим, каждое из определений имеет свою культурную специфику. Так английская – снисходительность, китайское – великодушие, русское – умение терпеть.
    Слово толерантность ворвалось в нашу жизнь и стало ее смыслом. Оно высветило грань между горем и радостью, безобразием и красотой, безумием и умом, между Злом и Добром. Оно вобрало в себя столько емких понятий: отношение к себе, к людям, к миру, общение с людьми и миром – и все это на щемящей ноте Доброты, Любви, Терпения и Терпимости. Да, Добро и Зло – две реальности мира. Они борются не только в жизни, но и в наших душах! Это вечное противостояние помогает нам сделать выбор в пользу того или другого.
    Мы педагоги. А это значит, что мы несем ответственность не только за себя, но и за детей. Это непреложная истина: Добро воспитывается Добром, а Зло соответственно Злом. Можно продолжить этот перечень умных высказываний о роли, о душевной взаимосвязи взрослого и ребенка. Что посеешь, то и пожнешь. Яблоко от яблони недалеко падает. От плохого семени, не жди доброго племени и т.д. Поэтому нам обязательно нужно оглядываться на себя, задумываться, тормошить себя, воспитывать себя, прежде чем принимать участие в воспитании детей, вести их по пути накопления Добра и Радости.
    Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам воспитания, которые создают оптимальные условия для формирования у учащихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Успешность формирования толерантной личности школьника во многом определяется толерантной культурой учителя. В своей педагогической деятельности надо исходить из следующих принципов:
    принимать ребенка таким, каков он есть. Каждый школьник – самобытен;
    верить в способности ребенка, стимулировать его творческую активность;
    уважать личность ученика, стараться создавать ситуацию успеха для каждого ребенка;
    не унижать достоинство личности;
    не сравнивать никого ни с кем, сравнивать только результаты действий;
    каждый имеет право на ошибку;
    каждый имеет право на свое мнение, никто не имеет право смеяться над суждениями окружающих.
    Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что дети все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, но дети не всегда ведут себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.
    В нашей школе практически в каждом классе учатся дети разных национальностей, дети разных социальных классов,
    и очень важно, чтобы их принял коллектив, чтобы эти дети чувствовали себя уютно. Поэтому надо внушать ребятам мысль, что разные индивидуальные качества людей (цвет кожи, вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и прекрасный мир. Необходимо обращать внимание на формирование толерантных отношений между детьми, с какими-либо различиями (национальными, религиозными, половыми), стараться развивать желание становиться лучше, самосовершенствоваться, формировать стремление оказывать помощь и быть готовым её принимать, воспитывать у ребят любовь.
    Толерантность — не просто увидеть, что человек нуждается в поддержке, в друзьях, в доброте и даже не просто рассказать другим об этом, а помочь человеку, может быть, просто поговорив с ним. Иногда хватает 10 минут перемены для того, чтобы поддержать ребенка, придать ему уверенности в своих силах, сгладить конфликты, возникшие на уроке.
    Цель воспитания толерантности – воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
    Главная задача – воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.
    Для школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20-30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом. Для плодотворного воспитания детей в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. Значит в школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.
    Следовательно, ведущими ключевыми идеями воспитания толерантности выступают следующие:
    Воспитание у ребят умения жить в коллективе и считаться с общественным мнением, взаимодействовать при решении проблем в коллективе;
    Воспитание умения терпимо относиться к особенностям поведения людей, вызванных национальными, религиозными, половыми различиями, стремление оказывать помощь и быть готовым ее принимать;
    Формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;
    Формирование традиций классного коллектива
    Задачи:
    – создать оптимальные благоприятные условия для раскрытия и развития личности воспитанников;
    – сплотить и продолжить развивать единый коллектив и гуманистический характер внутриклассных отношений;
    – совершенствовать и расширять формы, приёмы и методы системообразующей воспитательной деятельности;
    – совершенствовать систему организации внеурочной жизнедеятельности воспитанников;
    – прививать культуру толерантности через создание активной воспитательной среды;
    – помочь школьникам быть понятыми и признанными.
    Формы организации деятельности:
    1. Участие в общешкольных мероприятиях.
    2. Чтение и обсуждение книг.
    3. Демонстрация фильмов (художественных и публицистических) с последующим обсуждением.
    4. Встречи с интересными людьми, представителями иных культур.
    5. Беседы, классные часы.
    6. Организация внеклассных мероприятий.
    7. Различные акции.
    8. Родительские собрания.
    Подходы к воспитанию толерантности
    Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Действия, предпринятые ими для служения сообществу семьи, класса, школы, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии. Разрабатывая систему воспитательной работы, где главным направлением является толерантность, я опираюсь на личностно-ориентированный и деятельностный подход. В своей работе я придерживаюсь принципов и правил, которые помогают мне построить процесс взаимодействия с воспитанниками и их родителями лучше и результативно.
    Участвуя в дружеском общении со взрослыми как старшими товарищами по общей жизненно-практической заботе, в обмене впечатлениями, мыслями, предложениями, мечтами в повседневной жизни, во время специально организованных встреч, прогулок, просмотров кинофильмов, дети удовлетворяют и углубляют познавательные интересы, расширяют кругозор, развивают такие компоненты гражданского отношения к жизни, как наблюдательность, внимательность, общительность, отзывчивость, душевная щедрость и тактичность.
    Воспитание культуры толерантности учащихся помогает мне научить детей следующему:
    1. Считаться с другими, адекватно (равно, тождественно, вполне соответственно) реагировать на других.
    2. Иметь своё мнение, формировать своё мнение с учётом мнений других.
    3. Уметь поддерживать отношения, взаимодействовать с другими людьми.
    4. Уметь самостоятельно, конструктивно решать конфликты.
    5. Уметь предвидеть возможные последствия своих действий и поведения в отношении к другим людям.
    6. Проявлять способность к коммуникативной деятельности в незнакомой среде, в том числе к общению с представителями других национальных культур.
    7. Признавать неприкосновенность чужой собственности.
    8. Ценить свою и чужую жизнь.
    9. Оберегать семью, заботиться о родственниках.
    10. Относиться лояльно к государству, в котором живут, действовать в рамках законов и правил, им установленных.
    Организация воспитывающей деятельности
    Воспитательная среда – это та действительность, которая окружает ребёнка, из которой он черпает знания об отношениях. Очень важно на первых этапах работы создать благоприятные условия для воспитания учащихся. Принцип толерантности должен творчески применяться прежде всего во взаимоотношениях учителя и ученика. Важную роль играет и семейное воспитание.
    Чтобы воспитание было успешным, надо:
    1. Строить общение с детьми на основе гуманистических принципов:
    – диалогичности;
    – эмпатического понимания;
    – доверия к возможностям ребёнка;
    – безоценочного отношения к ребёнку как суверенной личности;
    – конгруэнтного самовыражения (открытости для ребёнка нравственных убеждений, личностных ценностей, интересов учителя).
    2. Выстраивать совместную деятельность с детьми как воспитывающую на основе отношений сотрудничества и сотворчества.
    3. Создавать воспитывающие ситуации (конфликта, успеха и пр.) в учебной, трудовой, игровой, художественной и других видах деятельности школьников.
    4. Быть открытым к воспитательному влиянию детей на него самого.
    5. Создавать условия для воспитательной среды, которая должна быть:
    – мобильной (соответствующей запросам ученика, его способностям, а также современным требованиям общества);
    – вариативной;
    – коллективной (характер развития задаётся уровнем группы, в которую личность интегрирована);
    – гомогенной для данного ученика.
    6. Сочетать активную деятельность детей и подростков, организуемой учителем, с активной деятельностью, организуемой самими воспитанниками («педагогика разумной опеки»).
    Выбирая приёмы и методы работы, учитываю разнообразие форм проявления толерантного поведения:
    – бытовая толерантность (терпимость к формам поведения, мнениям и высказываниям ближайшего окружения; она проявляется в межличностных отношениях);
    – педагогическая толерантность (терпимость к собственным детям, учащимся, умение понять и простить их несовершенства);
    – религиозная толерантность (терпимость к людям другой веры, уважение к чужим религиозным убеждениям);
    – этническая толерантность (уважительное, терпимое отношение к людям другой национальности);
    – музыкальная толерантность (уважительное отношение к различным музыкальным стилям, отсутствие пренебрежения к тем, кому нравится другая музыка);
    – спортивная толерантность (отсутствие предубеждения, враждебности к другим спортивным командам и их болельщикам);
    – культурная толерантность (уважение явлений культуры, представляющих ценность для других).
    Аспекты толерантности
    Формы реализации
    Правовой
    Классные часы: «О правах человека», «Я – гражданин России» «Государственная символика».
    Нравственный
    Классные часы: «Битва под Москвой» «Волшебная сила доброго слова». «Добро и зло» Диспут: «Права и обязанности ученика», психологическая игра «Как научиться прощать?».
    Семейный
    Праздник, посвящённый Дню Матери «Мой самый близкий человек», классный час ко Дню пожилого человека «Как мы выполняем закон старости?», чаепитие с приглашением мам, бабушек, концерт учащихся класса, весёлые конкурсы, песни, танцы в  День 8 марта
    Коммуникативный
    а) межнациональное общение
    Классный час «Правила нашего коллектива»,
    «Обычаи и традиции народов мира» новогодний праздник  «Как справляют Новый Год в разных странах
    б) межличностное общение
    (я и ты)
    Классные часы: «Наши общие дела», «Многообразие, которое нас окружает», «Мир моих увлечений», «Умение слушать и слышать другого. Я и ты», «
    в) межличностное
    общение
    (я и мы).
    Классные часы «Горячие точки планеты Земля» «Мы все такие разные», «Уважение? Терпимость? Бесконфликтность «Встреча с ветеранами войны»; классные праздники «День рождения одноклассника»; «Делать добро спешите», «Кто мы такие?», Изучение коллектива» анкетирование, ранжирование, социометрия»
    Спортивный
    Дни здоровья; игры-соревнование «А, ну-ка, мальчики», «А, ну-ка, девочки», Веселые старты
    На мой взгляд, воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель — ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение самим учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка.
    Система классных часов и коллективно-творческих дел, проводимых в классе, воспитывает терпимость по отношению к людям, позволяет ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами.
    Учитывая возрастные особенности своих учеников,  стараться проводить коллективные дела, которые помогли бы каждому ребенку наиболее полно раскрыться, рассказать одноклассникам о своих интересах и увлечениях и, с другой стороны, узнать что-то новое о ребятах, с которыми они знакомы уже не первый год, найти новых друзей. Поскольку для  учащихся очень важно признание и одобрение со стороны значимых взрослых людей,  опираться необходимо  на те доверительные отношения, которые складываются у ребенка в семье, и по возможности привлекать родителей к делам класса. Стараться помочь каждому ребенку осознать неповторимость своей личности, а также личности каждого одноклассника, воспитывать в детях уважение к себе, сверстникам и старшим.
    Таким образом, в классе создается благоприятная среда для формирования толерантных установок. Сформирована совместная работа учащихся, они осознают ее цели и находят в ней личностный смысл. Осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей и функций между учащимися. Создаются ситуации свободного выбора детьми видов, способов деятельности, ролей. Каждый участник может реализовать себя, добиться успеха и в то же время проявить заботу о других, внести реальный вклад в общее дело.

  6. КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
    2 КЛАСС
    ТЕМА : МЫ РАЗНЫЕ- В ЭТОМ НАШЕ БОГАТСТВО.
    МЫ РАЗНЫЕ – В ЭТОМ НАША СИЛА.
    Цели и задачи занятия :
    знакомство детей с понятием «толерантность, толерантное отношение»
    воспитание уважения и доброго отношения к другим людям,
    развитие коммуникативных навыков, памяти, внимания.
    Оборудование : раздаточный материал, проектор, игрушечный микрофон, украшенная палочка (волшебная), фонограмма песни «Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда»)
    Ход мероприятия.
    (все учащиеся собираются в актовом зале школы)
    Ученик 1    Здравствуйте, друзья!
    Ученик 2    Мы будем называть вас всех друзьями !
    Ученик 1     Нам предстоит серьёзный разговор,
    Мы собрались сегодня не случайно:
    Ученик 2    Многокультурный  город наш
    И школа  наша многонациональна.
    Ученик 1   Есть в школе и татарка, и якут,
    И русские, и украинцы,
    Азербайджанец, дагестанец тут
    Ученик 2  Все мы дружны – секретом дружбы
    Решили с вами поделиться!
    Ученик 2   Мы наш секрет откроем вам не сразу,
    Вы только слушайте с открытою душой.
    Ученик 1   Мы верим, скоро все поймете сами
    И навсегда возьмете наш секрет с собой!
    Учитель : Ребята! Сегодня у нас праздник День толерантности. Скажите, пожалуйста, как вы понимаете слово «толерантность» ? (Ответы детей) Сегодняшний наш праздник мы проведем  под девизом «Мы разные, но мы вместе!».  Я попрошу встать девочек. Какие вы сегодня нарядные, какие красивые. Садитесь.  А теперь встаньте, пожалуйста,  мальчики.  Какие вы сильные, мужественные. Садитесь. Прошу подняться ребят, у кого тёмные волосы. Садитесь.  А теперь встаньте, у кого светлые. Садитесь.  Вы заметили, ребята, какие все мы разные, но мы вместе, и мы все равные. Мы живём в одном городе, ходим с вами в одну школу, отмечаем вместе праздники, любим конфеты и мороженое. Очень важно, чтобы все люди были дружны!
    Ученик :
    С виду мы не очень схожи:
    Петька толстый, я худой,
    Не похожи мы, но все же
    Нас не разольешь водой!
    Дело в том, что он и я –
    Закадычные друзья!
    Все мы делаем вдвоем:
    Даже вместе… отстаем!
    Дружба дружбою, однако,
    И у нас случилась драка…
    Дрались честно,
    Как положено друзьям:
    – Я как стукну!
    – Я как тресну!
    Он как даст!
    – А я как дам!
    Скоро в ход пошли портфели.
    Книжки в воздух полетели.
    Словом, скромничать не буду –
    Драка вышла хоть куда!
    Только смотрим – что за чудо?
    С нас ручьем бежит вода!
    Это Борькина сестра
    Облила нас из ведра!
    А она еще смеется:
    – Вы действительно друзья!
    Вас водой разлить нельзя!
    Учитель: Вот какие бывают друзья! Чего не хватает такой дружбе ? Конечно, доброты. Молодцы!  А теперь пришло время отправиться в путешествие  по станциям. Давайте разделимся на 4 команды. Каждая команда отправляется по своему маршрутному листу.
    Станция №1.
    « Азбука Вежливости». (11 баллов)
    Ведущий : Ребята, каждый вежливый и воспитанный человек говорит слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. Я загадала слово. Вот оно :
    Я буду загадывать загадки про волшебные слова , а вы отгадывать. За каждый правильный ответ вы получаете один балл и я буду открывать буквы в загаданном слове.
    Встретив зайку, ёж-сосед
    Говорит ему: «…» (привет)
    Одна птичка  с бережка
    Уронила червяка,
    И за угощенье рыба
    Ей пробулькала: «…»  (спасибо)
    Дал Ивану царь Гундей
    За спасенье пять гвоздей,
    А Иванушка царю
    Говорит: «…»  (благодарю)
    На закате мотылёк
    Залетел на огонек.
    Мы, конечно, рады встрече.
    Скажем гостю: «…»   (добрый вечер)
    Катя пупсика Игнатку
    Уложила спать в кроватку –
    Больше он играть не хочет,
    Говорит: «…»   (спокойной ночи)
    Неуклюжий песик Костик
    Мышке наступил на хвостик.
    Поругались бы они,
    Но сказал он «…»    (извини)
    Я кабан! Зовут Хрю-Хрю!
    Очень желуди люблю!»
    Ответит незнакомец
    «Приятно …»  (познакомиться)
    Увидали обезьяны,
    Слон под пальмой ест бананы,
    И кричат ему они:
    «Вкусно? Ты хоть намекни!»
    Вежлив слон, не сомневайтесь,
    Он им скажет: «…» (угощайтесь)
    Ежа с утра сосед ушастый
    приветствует: «Ёжик, …»   (здравствуй)
    Говорит Лиса Матрёна:
    «Отдавай мне сыр, ворона!
    Сыр большой, а ты мала!
    Всем скажу, что не дала!»
    Ты, Лиса, не жалуйся,
    А скажи: «…»  (пожалуйста)
    Олениху в два часа
    Навестить пришла лиса.
    Оленята и олень
    Ей сказали: «…»  (добрый день)
    Какое слово у нас получилось? (толерантность). Того человека, который использует в речи вежливые слова можно назвать толерантным.
    И на последок возьмитесь за руки, и скажите:
    Мы одна семья
    Вместе мы всегда.
    Улыбнись соседу слева, улыбнись соседу справа!
    Станция №2.
    «Город мудрецов». (5 баллов)
    Ведущий : Эта станция называется «Город мудрецов».У всех  народов есть свои пословицы и поговорки. Многие из них очень похожи. Давайте попробуем составить пословицы из карточек на столе. Наклеим их на нашу страничку. За каждую правильно собранную пословицу вы получаете один балл.
    Добрый человек несет мир. (говорят абхазцы)
    Добро и собака не забывает. (говорят осетины)
    Доброта рождает доброту. (говорили персидские мудрецы)
    Сделаешь добро, добро найдёшь. (говорят карачаевцы)
    Жизнь дана на добрые дела.(говорят русские)
    Молодцы, вы прекрасно справились с заданием. О чем все пословицы и поговорки? (о добре). Каким должен быть толерантный человек?(добрым).
    И на последок возьмитесь за руки, и скажите:
    Мы одна семья
    Вместе мы всегда.
    Улыбнись соседу слева, улыбнись соседу справа!
    Станция №3.
    «Цветик – семицветик». (14 баллов)
    Ведущий : Ребята, я принесла вам цветок толерантности.(уронить). Ой, он рассыпался. Помогите мне, пожалуйста, его собрать. (Детям раздаются лепестки со словами). Какие лепестки подходят к цветку толерантности, а какие нет? За каждый правильный ответ вы получаете один балл.
    Сострадание, милосердие, доброта, злость, грубость, драка, понимание, уважение, доброта души, дружба, терпение, война, ссора, вежливость.
    А оставшиеся лепестки почему не подходят? (это не толерантные слова).
    Наш цветок получился красивый и разноцветный, как радуга .
    Сейчас каждый из вас получит по очереди волшебный микрофон  и  ответит на два вопроса
    Чем вы любите заниматься?
    О чем вы мечтаете?
    А теперь каждый из вас, кто сядет на волшебный стул и возьмет в руки волшебную палочку, узнает о себе много хорошего, все остальные ребята скажут что-то хорошее про  этого человека.
    И на последок возьмитесь за руки, и скажите:
    Мы одна семья
    Вместе мы всегда.
    Улыбнись соседу слева, улыбнись соседу справа!
    Станция №4.
    «Там, на неведомых дорожках…». (12 баллов)
    Ведущий : Ребята, на этой станции вас ждут герои сказок. Вы их узнали ?  Главной темой сказок была и остаётся борьба добра и зла. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, какой он. Если он толерантный, добрый – вы хлопаете в ладоши, а если не толерантный, злой – топаете ногами. За каждый правильный ответ вы получаете один балл.
    Иван царевич
    Кощей бессмертный
    Золотая рыбка
    Дюймовочка
    Карабас Барабас
    Золушка
    Красная шапочка
    Гуси-лебеди
    Водяной
    Баба-Яга
    Морозко
    Мальвина
    Молодцы, вы прекрасно справились с заданием.
    Ребята, а когда люди приходят в гости друг к другу, или встречаются на улице, они что говорят?
    Конечно, нужно поздороваться. Вы заметили, что все наши сказочные герои пришли к нам из разных стран. Я хочу вам показать, какие слова говорят при встрече в разных странах.
    Я говорю: «Привет».  Вам надо весело махать руками. Понятно? Давайте попробуем. (Дети приветствуют друг друга).
    На Востоке здороваются: «Салям – алейкум» и складывают руки перед грудью. Попробуйте.
    Во Франции говорят: «О-ля-ля». Вам надо  махать правой рукой. Попробуйте.
    В Америке говорят : «Хеллоу».  Надо  поднимать над головой собранные в замок руки. Попробуйте.
    Так делают мужчины во Франции: «Бонжур» – наклоняют голову вниз и снимают шляпу.
    А теперь, по команде, когда я скажу: «Здравствуйте», вы все вместе поздоровайтесь так, как вам больше нравится.
    И на последок возьмитесь за руки, и скажите:
    Мы одна семья
    Вместе мы всегда.
    Улыбнись соседу слева, улыбнись соседу справа!
    Все команды собираются в актовом зале. Жюри считает результаты.
    Учитель: Наше путешествие подходит к концу.  Оно завершается на главной площади Королевства Толерантности.
    Я буду задавать вопросы, вы улыбаетесь если так поступает толерантный человек и хмуритесь если так поступает не толерантный человек
    Поздороваться при встрече?
    Толкнуть и не извиниться?
    Говорить: «Спасибо» за подарок?
    Обозвать обидным словом соседа?
    Поздороваться при встрече?
    Бегать по коридорам, сбивая всех с ног?
    Помогать родителям?
    Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. Сегодня мы с вами путешествовали по королевству, которого вы не найдете на карте, но найдете в своем сердце, душе, мыслях – по королевству Толерантности.  Посмотрите,  какая у нас с вами получилась книга толерантности. Человек рождается и живёт на земле для того, чтобы делать людям добро.  Мы должны держаться вместе, считаться с мнением друг друга, заботиться друг о друге, дарить улыбки, добрые слова не зависимо от цвета нашей кожи и места проживания.
    Ученик :
    Стихи для ребят
    Всех народов и стран:
    Для абиссинцев
    И англичан,
    Для испанских детей
    И для русских,
    Шведских,
    Турецких, немецких,
    Французских
    Негров, чья родина –
    Африки берег;
    Для краснокожих
    Обеих Америк.
    Для желтокожих,
    Которым вставать
    Надо,
    Когда мы ложимся в кровать,
    Для эскимосов,
    Что в стужу и снег
    Лезут
    В мешок меховой
    На ночлег;
    Из тропических стран,
    Где на деревьях
    Не счесть обезьян;
    Для ребятишек
    Одетых и голых –
    Тех, что живут
    В городах или селах…
    Весь этот шумный,
    Задорный народ
    Пусть соберется
    В один хоровод.
    Север планеты
    Пусть встретится с Югом,
    Запад – с Востоком,
    А дети – друг с другом!
    Учитель: Друзья, положите правую руку  на плечо человека справа – это значит, что у вас есть друг, на которого можно опереться. Левой рукой обнимите человека слева – это значит, что вы готовы поддержать друга. И все вместе споём  песню «Если добрый ты».
    А теперь предоставим слово нашему жюри.
    Награждение команд.
    Учитель : Вот и пришло время сказать « До свидания!». Запомните:
    Если каждый будет друг к другу терпим
    Мы сделаем вместе толерантным наш мир!
    Список используемой литературы :
    Ильченко Л.П., Некрасова Е.А. Учимся толерантности. Новочеркасск, 2003 г.
    Рожков М.И., Байбородова Я.В., Ковальчук М.А.Воспитание толерантности у школьников. Ярославль, 2003 г.
    Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Толерантность
    Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс ]- Режим доступа:
    http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/library/tolerantnost-klassnyi-chas-dlya-uchashchikhsya-5-7-klass
    Сайт фестиваля  «Открытый урок» [Электронный ресурс] – Режим доступа:   festival.1september.ru

  7. 7
    Текст добавил: Парнишка с добрым сердцом

    Набирает обороты третье тысячелетие, прогресс неумолимо движется вперед, техника все активнее приходит на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще слышим страшные слова: «жертва насилия», «суицид»… А за ними стоит чья-то трагедия, чьи-то слезы. Мы перестали быть терпимыми друг к другу, нами руководят раздражение и гнев, а не здравый рассудок. Забыли волшебные слова, помогающие мирно разрешить возникающие конфликты: «прощение», «уважение», «сострадание», «терпимость»… Правда, последнее слово мы все чаще сейчас употребляем в другом виде, к сожалению, не всем понятном,  – толерантность.  Что же означает это слово,  и почему  я считаю,  что именно оно  спасет человечество от неминуемой гибели?     Если заглянуть   в  Толковый словарь С.И.Ожегова, то найдем три  слова, объясняющие значение слова «толерантность»: «терпение», «терпеть», «терпимость». Все они, конечно, близки по значению, но в то же время имеют и свой особый подтекст: «терпеть» – не просто безропотно и стойко переносить что-либо, но, главное, на мой взгляд, мириться с наличием чего-либо; «терпимость» – терпимое отношение к кому-нибудь, к чему-нибудь, к чужим мнениям, поведению.  Значит,  быть толерантным – достичь понимания с другими, уметь согласовывать свои установки, мнения с другими, не прибегая к насилию и подавлению человеческого достоинства.       В нашем классе учатся дети разных национальностей. На классных часах мы поводим беседы о необходимости уважать интересы и мнения каждого. Есть у нас и традиция – проводить праздник «Дружба народов», который позволяет нам раскрыть свои таланты, рассказать о традициях людей  своей национальности, показать национальные костюмы и побаловать необычными национальными блюдами. Я очень люблю эти праздники, потому что узнаю  много интересного из истории других народов, а главное – они  воспитывают уважение к личности любой национальности.      Мы обязаны быть толерантными, так как мы живем среди людей  с   разными характерами, привычками, обычаями, темпераментом. Еще в IV веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье». Эту же мысль развивает и английский писатель XVIII века И.Бентам: «Человек увеличивает свое счастье в той мере, в какой он доставляет его другим». Кто-то  может мои аргументы отнести  слишком  к «древним», но они не могут устареть, как не устаревают нравственные ценности:  добро, милосердие, красота души, любовь  к  ближнему.

  8. Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!

    Автор: Плотникова Вера Михайловна
    Учитель начальных классов высшей категории.
    Феодосийская общеобразовательная школа I-IIIступеней №7, Республика Крым.
    Цель: Укрепление атмосферы межнационального согласия, культуры
    мира, гражданской ответственности и соблюдения прав человека посредством
    укоренения в классе духа межнациональной толерантности, формирования отношения
    к ней как к важнейшей ценности общества.
    Задачи:
    • Помочь понять учащимся, почему так важно уважать окружающих;
    • Способствовать развитию коммуникативных навыков, навыков работы в сотрудничестве;
    • Способствовать формированию уважительного отношения к людям.
    Оборудование: карандаши, листы бумаги, клей, фломастеры, карточки с буквами
    слова «толерантность», аудиозапись.
    Форма проведения тематического мероприятия: классный час
    Методы проведения: поисковые, дискуссионные, игровые (моделирование
    жизненно-важных ситуаций в сюжетной игре).
    Мы все живем в обществе. Вокруг нас миллионы, миллиарды людей. Каждый
    день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе,
    а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно
    одинаковых людей. Даже близнецы обычно очень сильно различаются по характеру.
    Что же говорить об остальных людях?!
    У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас
    выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все
    имеют что-то свое, неповторимое.
    Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, должны жить и понимать
    друг друга.
    Ход мероприятия
    I. Эмоциональный настрой класса.
    Солнце, которое каждое утро поднимается в небе, светит для всех людей
    одинаково, дарит свое тепло каждому человеку. Сегодня мы попытаемся работать
    только с положительными эмоциями и унести домой теплоту и радость от общения.
    II. Активизация и мотивация учебной деятельности.
    Начинаем мы сейчас
    Речь пойдет здесь лишь о нас
    Постарайтесь все понять
    Что-то новое узнать.
    Мы живем на огромной планете Земля. Она пестрит разными яркими красками.
    Природа живёт в гармонии с человеком. Человек является неотъемлемой частью
    природы.
    – Это житель нашей планеты, но почему он грустный?– Что ему нужно для
    счастья? Какой можно сделать вывод?
    «Мы разные» — игра.
    – Прошу подняться из Вас тех, у кого тёмные волосы, а теперь — у кого
    светлые?— Хлопните в ладоши, у кого глаза карие, а теперь, у кого глаза
    голубые, у кого зеленые?
    – Поднимите руку, кто любит читать. Смотреть сказки? Кто путешествует?
    — Как вы думаете, можно найти среди нас совершенно одинаковых, хотя бы
    двух человек?— Значит, какие мы? (непохожие, разные)
    Мы учимся в одном классе, но мы разных национальностей.
    Чтение детьми стихотворений приветствий на разных языках (русский, грузинский,
    армянский, украинский, мордовский)
    В каждом есть что-то свое интересное, симпатичное.
    Все мы – ….. разные.
    Нас различает
    • Рост
    • Цвет волос и глаз
    • Одежда
    • Знания
    • Национальность
    • Возраст
    • Характер
    Учитель: но у нас и есть общее, Как вы думаете, что нас объединяет? например,
    Интересы, общее дело, мы в одном классе и т. д.
    Нас объединяет то, что
    • Все мы люди
    • Живем на одной планете
    • Живем в одной, республике
    • Учимся в одном классе
    • Занимаемся одним делом
    • Любим родителей
    • Уважаем взрослых
    Значит, несмотря на то, что мы разные, мы — вместе.— Попробуйте определить
    тему нашего занятия: «Мы разные, но мы вместе».
    Стихотворение
    Люди на свет
    Рождаются разными:
    Непохожими, своеобразными.
    Чтобы других
    Ты смог понимать,
    Нужно терпенье
    В себе воспитать.
    Нужно с добром
    К людям в дом приходить,
    Дружбу, любовь
    В своем сердце хранить!
    Выходят обучающиеся в национальных костюмах, читают приветствие на своем
    родном языке.
    Придумано кем-то просто и мудро,
    При встрече здороваться: «Доброе утро!»
    «Доброе утро!» солнцу и птицам.
    «Доброе утро!» улыбчивым лицам
    И каждый становится добрым, доверчивым
    И доброе утро продлится до вечера.
    На каком бы языке не звучало приветствие, дети желают нам здоровья,
    добра.
    Какую цель поставите перед собой, чтобы мы в нашем классе стали дружной
    семьей? (Ответы детей)
    Продолжим наше исследование. На столах у вас карточки. Познакомьтесь с
    их содержанием.
    Обсудите в группе и выберите, какими качествами характера должен обладать
    человек для оптимального функционирования в социуме
    1 группа милосердие агрессивность смелость равнодушие
    2 группа терпимость злость сотрудничество честность
    3 группа прощение раздражительность корысть чуткость
    4 группа сострадание злость эгоизм предательство
    5 группа уважение прав других трусость лицемерие
    Я хочу добавить: принимать человека таким, какой он есть.
    Я думаю, вы со мной согласитесь.
    Выбранные качества вывешивают на доску.
    – Какими качествами мы надели человека?
    Эти черты характера могут принадлежать только толерантному человеку.
    – Как вы понимаете понятие толерантность? Ответы.

    Раскрытие значения слова толерантность.

    16 ноября – всемирный день толерантности.
    Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит
    по-разному:
    – В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих
    собственных идей или мнения, нежели ты сам.
    – В английском – готовность быть терпимым, снисходительным.
    – В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
    – В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание,
    благосклонность, терпение, расположение к другим.
    – В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным,
    выносливым, стойким, уметь мириться с существованием)
    – В украинском – це здатність сприймати без агресії думки, які відрізняються
    від власних, а також – особливості поведінки та способу життя інших.
    Ситуации.
    1. В класс приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает получить
    3 двойки. Кто-то говорит, что он «глупый», не будем с ним дружить!» Твои
    действия.
    2. Твой друг одноклассник попросил у тебя тетрадь на выходные и испачкал
    ее. Учитель в понедельник решил проверить работу в тетради…Предположите
    возможное развитие событий. Как себя поведешь ты? Твой друг? Учитель?
    (Составление и обыгрывание ситуаций)
    Создание эмблемы на тему: «Толерантность». Ее защита. Звучит аудиозапись.
    Песня «Дорога добра». Слова Ю.Энтина, музыка М.Минкова
    Спроси у жизни строгой,
    Какой идти дорогой?
    Куда по свету белому
    Отправиться с утра?
    Иди за Солнцем следом,
    Хоть этот путь неведом,
    Иди, мой друг, всегда иди
    Дорогою добра!
    Забудь свои заботы,
    Падения и взлёты,
    Не хнычь, когда судьба ведёт
    Себя не как сестра,
    А если с другом худо –
    Не уповай на чудо,
    Спеши к нему, всегда иди
    Дорогою добра!
    Ах, сколько будет разных
    Сомнений и соблазнов,
    Не забывай, что эта жизнь –
    Не детская игра!
    Ты прочь гони соблазны,
    Усвой закон негласный:
    Иди, мой друг, всегда иди
    Дорогою добра!
    Спроси у жизни строгой,
    Какой идти дорогой?
    Куда по свету белому
    Отправиться с утра?
    Иди за Солнцем следом,
    Хоть этот путь неведом,
    Иди, мой друг, всегда иди
    Дорогою добра!
    Чтение обучающимися стихотворения.
    Толерантность. Что это такое?
    Если спросит кто – нибудь меня,
    Я отвечу: «Это все земное.
    То, на чем стоит планете вся»
    Толерантность – это люди света
    Разных наций, веры и судьбы
    Открывают что-то, где-то,
    Радуются вместе.
    Нет нужды
    Опасаться, что тебя обидят
    Люди, цвета, крови не твоей.
    Опасаться, что тебя унизят
    Люди на родной Земле твоей.
    Ведь Планета наша дорогая
    Любит всех нас: белых и цветных!
    Будем жить, друг друга уважая!
    Толерантность – слово для живых!
    Заключительное слово
    И хочу закончить наш классный час словами абхазского поэта К.Ломиа:
    «Иная птица людям доверяет
    И ласточка для птенчиков своих
    Вблизи жилья людей гнездо свивает
    И веря людям, не боится их.
    Спасибо ласточкам, что с нами дружат
    И к людям обращаюсь я сейчас
    Я горю: старайтесь быть не хуже,
    Того, сто птицы думают о нас»
    Спасибо за работу!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *