Сочинение на тему на дне

12 вариантов

  1. Персонажи пьесы – воры, пьяницы, проститутки, чернорабочие – естественно, отталкивают читателя. И я не стал исключением. Сложно сочувствовать людям, большинство из которых оказались на дне из-за лени и пьянства. Но гораздо страшнее то, что все они не просто попали на дно социума, они скатились на дно собственных душ. Люди словно перестали быть людьми, потеряли уважение к себе. Единственным персонажем, который вызвал у меня симпатию, стал Лука, который всеми силами пытался воодушевить жителей ночлежки, утешал их и наставлял. Очевидно, что все его обещания лучшей жизни – сплошная ложь. Но ложь эту, на мой взгляд, можно оправдать простым человеческим желанием старика помочь обитателям дна. Именно беседы с Лукой облегчают последние дни умирающей Анны, вдохновляют Актёра, потерявшего имя.
    Горький хотел донести до читателей мысль, что судьба человека всегда в его собственных руках. Одно дело – попасть на дно в силу сложившихся обстоятельств, и совсем другое – смириться со своим положением, опустить руки и прекратить борьбу за достойное существование. «На дне» – это классическая пьеса, потому что проблемы, затронутые в ней, до сих пор не утратили своей актуальности. Мы ежедневно видим на улицах обитателей дна и даже не задумываемся о том, как их много и как они оказались в таком плачевном положении. Я уверен, что среди них есть те, кого сломали тяжелые обстоятельства и кому не хватило участия близких и веры в себя. Но большинство, к сожалению, предпочитают оставаться на дне сознательно.

  2. Максим Горький известен тем, что описывал правду, какой бы горькой она ни была. Восприятие его произведений усиливалось тем, что писатель создавал пьесы, которые не были не просто слова на белом листе бумаги, они оживали на сцене и привлекали зрителя своей наглядностью. Многие авторские работы писателя не сходят со сцены и по сей день. Среди них и произведение М. Горького На дне.

    Сочинение На дне

    Пьесу На дне, по которой мы пишем сегодня наше сочинение, драматург Максим Горький написал в 1902 году. Затрагивая актуальные проблемы того времени, пьеса получила широкое признание и известность у современников. Не приукрашивая окружающую действительность, Горький поднимал проблему пьянства, окружающей нищеты и существования жестокости. В своей пьесе Горький описывает босячество и дно общества. Тогда это было в новинку, ведь до этого писатели в своих работах не затрагивали эту сторону жизни русского народа. А вот Горького интересовали люди, которые опустились на дно. Он пытается исследовать душу этих людей и понять, что могло собрать таких разных людей в одном месте. Почему они так сильно опустились, ведь эти люди не разучились мыслить, сострадать и мечтать о счастье.
    Знакомясь с пьесой На дне Горького, мы можем точно сказать, что эта работа может считаться полноценной психологической драмой. В ней мы часто слышим размышления героев о жизни, счастье, правде и неправде. Так Сатин, часто рассуждает о добре, о совести, роли человека и его предназначении. А его фраза: Человек звучит гордо становится популярной и используется в наши дни. Но эти философские реплики были лишь дуэлью на словах, которую Сатин вел с Лукой. И если Сатин придерживается презрения к нравственности, проповедует ничего неделание и становится сторонником горькой правды, то Лука старался наполнить мир ночлежников мечтами. Он считает, что во благо можно немного солгать. Лука заставляет героев задуматься о жизни, но вместе с тем, становится причиной гибели всех персонажей. Ведь он им подарил лишь надежду, а им нужны были действия. Лука оказался способен только на обещания, поэтому и сбежал так же внезапно, как и появился в ночлежке. При этом многих героев пьесы к трагичному концу подталкивал и Сатин. Например, своими речами он лишил уверенности в себе Клеща, который действительно имел шансы возродиться и выйти в люди.

  3. “Без имени – нет человека”. (По пьесе М.Горького “На дне”.)
    “Во что веришь, то и есть”. Роль Луки в пьесе “На дне”
    “Дно жизни” или в тупике ли герои пьесы “На дне”?
    “Есть – люди, а есть – и человеки…” (По пьесе М.Горького “На дне”;
    “Не всегда правдой душу вылечишь…” (По пьесе М. Горького “На дне”.)
    “Существует только человек…” (По пьесе М.Горького “На дне”.)
    “Существует только человек…”(философская проблематика пьесы)
    “Что лучше – истина или сострадание?” (По пьесе М. Горького “На дне”)
    «Бывшие люди» в пьесе М. Горького «На дне»
    «Дно жизни» – трагический образ пьесы М. Горького «На дне»
    «Дно жизни» – трагический образ пьесы.
    «Дно» жизни в пьесе М. Горького «На дне»
    «Есть – люди, а есть – иные – и человеки»
    «На дне»
    «На дне» М. Горького как философская драма
    «Приход Луки только на минуту ускоряет пульс замирающей жизни, но ни спасти, ни поднять он никого не может» (И.Ф.Анненский) (по пьесе М.Горького «На дне»)
    Автор и герои в пьесе М. Горького «На дне»
    Автор и герои в пьесе М. Горького «На дне»
    Автор и герои в пьесе М. Горького «На дне»
    Анализ финала третьего акта пьесы М. Горького «На дне».
    Анализ финала четвертого акта пьесы М. Горького «На дне».
    Анализ эпизода “Рассказ о праведной земле” (эссе)
    В чем смысл финала пьесы М.Горького «На дне»?
    В чем трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи? (По пьесе М. Горького «На дне»)
    В чем трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи? (По пьесе М. Горького «На дне»)
    Герои и смысл пьесы М. Горький «На дне»
    Гуманизм – жалость или уважение? (по пьесе «На дне» М.Горького)
    Гуманизм пьесы М. Горького «На дне».
    Две правды (образы Луки и Сатина в пьесе М. Горького «На дне»)
    Две правды о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
    Две правды о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
    Жизнь ночлежников до появления Луки (анализ 1 сцены пьесы М. Горького «На дне»)
    Жизнь ночлежников до появления Луки (анализ 1 сцены пьесы М. Горького «На дне»)
    Значение образа Луки в пьесе Горького «На дне»
    Идейно-художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне»
    Истинный и ложный гуманизм в пьесе Горького «На дне»
    Как соотносятся правда и ложь в пьесе Горького «На дне?»
    Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность?
    Каким образом повлияли на ночлежников проповеди странника Луки?
    Какова роль Луки в пьесе “На дне?”
    Какова роль образа Сатина в пьесе М. Горького «На дне»?
    Какую роль играет монолог Сатина в последнем действии пьесы М. Горького «На дне»?
    Концепция человеческой личности в произведениях М. Горького
    Критика российской действительности в пьесе М. Горького «На дне»
    Ложь или истина?
    Лука и Сатин в драме Горького «На дне»
    Люди «дна»: характеры и судьбы (по пьесе М. Горького «На дне»)
    М. Горький. “На дне”.
    Мастерство в изображении быта героев одного из произведений русской литературы XX века. (М.Горький. «На дне».)
    Мечты и жестокая реальность в пьесе М. Горького «На дне»
    Мечты и жестокая реальность в пьесе М. Горького «На дне»
    Мое отношение к героям пьесы М. Горького «На дне»
    Можно ли среди споров ночлежников о правде, вере и человеке выделить позицию, созвучную авторской? (По пьесе М.Горького «На дне»)
    Можно ли четвертое действие пьесы М. Горького “На дне” считать открытым финалом?
    Немного о пьесе Горького “На дне”
    Нравственная проблематика в пьесе М. Горького «На дне»
    Нравственная проблематика пьесы М Горького «На дне»
    Нравственная проблематика пьесы М. Горького «На дне»
    Нравственные проблемы в пьесе Горького «На дне».
    Нужна ли человеку правда? (по пьесе М. Горького “На дне”)
    Образ Луки (по пьесе Горького «На дне»)
    Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне»
    Образы «хозяев жизни» в пьесе Горького «На дне»
    Образы «хозяев жизни» в пьесе М. Горького «На дне»
    Образы «хозяев жизни» в пьесе М. Горького «На дне»
    Образы «хозяев жизни» в пьесе М.Горького «На дне»
    Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне».
    Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне».
    Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне».
    Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне».
    Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне».
    Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне».
    Один из критиков, современник Горького, писал: «Быть может, Лука есть не кто иной, как Данко?» Что вы думаете по этому поводу?
    Острая критика действительности и трагические судьбы людей «дна» (по пьесе М. Горького «На дне»).
    Острая критика действительности и трагические судьбы людей «дна» (по пьесе М. Горького «На дне»).
    Острая критика действительности и трагические судьбы людей «дна» (по пьесе М. Горького «На дне»).
    Поиски правды и смысла жизни в пьесе М. Горького «На дне».
    Помог или навредил ночлежникам Лука?
    Почему основное действие пьесы М. Горького разворачивается в городской ночлежке?
    Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из 1 акта пьесы М. Горького “На дне”)
    Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из первого акта пьесы М.Горького «На дне»)
    Правда и ложь в драме Горького «На дне»
    Правда и ложь в пьесе М. Горького «На дне»
    Правда или сострадание? (По пьесе М.Горького “На дне”)
    Правда о человеке Горького включает в себя правду Луки и правду Сатина (по пьесе М. Горького “На дне”)
    Проблема гуманизма в пьесе М. Горького «На дне»
    Проблема гуманизма в пьесе М. Горького «На дне»
    Проблема гуманизма в пьесе М. Горького «На дне»
    Проблема истинного и ложного гуманизма в пьесе «На дне»
    Проблема правды и лжи (в формате ответа части C ЕГЭ)
    Проблематика «На дне» и ее связь с общественной жизнью 90-х годов
    Проблематика пьесы Горького “На дне”
    Проблематика пьесы М. Горького «На дне»
    Проблематика пьесы М. Горького «На дне»
    Пьеса «На дне» как социально-философская драма
    Пьеса «На дне» как философская драма
    Пьеса «На дне» М.Горького как философская драма
    Пьеса М. Горького «На дне» как социально-философская драма
    Пьеса М. Горького «На дне» как философская драма
    Раздумья о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
    Раздумья о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
    Раздумья о Человеке в пьесе М. Горького «На дне».
    Различие жизненных позиций в пьесе М. Горького «На дне»
    Рассказ Луки про «праведную землю» (анализ эпизода из 3 акта пьесы М. Горького «На дне»)
    Рассказ Луки про «праведную землю» (Анализ эпизода из III акта пьесы М. Горького «На дне»)
    Реалистическое изображение Горьким дна общества
    Религия рабов и хозяев (по пьесе М. Горького “На дне”)
    Речевая характеристика Наташи в пьесе М. Горького «На дне»
    Роль женских образов в пьесе М. Горького «На дне»
    Роль женских образов в пьесе М. Горького «На дне»
    Роль Луки в жизни обитателей ночлежки (по пьесе Максима Горького «На дне»)
    Роль темы любви Васьки Пепла в пьесе Горького «На дне»
    Сила и слабость человека в понимании М. Горького («Старуха Изергиль», «На дне»)
    Смысл финальной сцены драмы М. Горького «На дне»
    Социальная проблематика в пьесе М. Горького «На дне»
    Социальная проблематика в пьесе М. Горького «На дне»
    Социально-философский смысл драмы М. Горького «На дне»
    Социально-философский смысл драмы М. Горького «На дне»
    Спор ночлежников о человеке (анализ диалога в начале 3 действия пьесы М. Горького «На дне»)
    Спор о человеке (по пьесе «На дне»)
    Спор о человеке в драме М.Горького “На дне”
    Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
    Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
    Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
    Спор о человеке в пьесе М.Горького “На дне”
    Спор о человеке в пьесе М.Горького “На дне”
    Споры о человеке в пьесе Горького «На дне»
    Споры о человеке в пьесе Горького «На дне»
    Споры о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
    Споры о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
    Судьбы человеческие в пьесе М. Горького «На дне»
    Тема маленького и лишнего человека в творчестве М.Горького
    Только ли социальные условия виноваты в проблемах героев пьесы М. Горького «На дне»?
    Три правды в пьесе “На Дне”
    Три правды в пьесе М. Горького «На дне»
    Художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне»
    Человек в творчестве М. Горького
    Человек в творчестве М. Горького
    Человек – это звучит гордо (по пьесе М.Горького “На дне”).
    Человека жалеть надо? (По пьсесе М.Горького “На дне”)
    Что лучше – истина или сострадание?
    Что лучше – истина или сострадание? (по творчеству М. Горького)
    Что лучше – истина или сострадание ?
    Что лучше, истина или сострадание? (по пьесе А.М.Горького «На дне»)
    Я прочитал пьесу М. Горького «На дне»…

  4. “Без имени – нет человека”. (По пьесе М.Горького “На дне”.)
    “Во что веришь, то и есть”. Роль Луки в пьесе “На дне”
    “Дно жизни” или в тупике ли герои пьесы “На дне”?
    “Есть – люди, а есть – и человеки…” (По пьесе М.Горького “На дне”
    “Не всегда правдой душу вылечишь…” (По пьесе М. Горького “На дне”.)
    “Существует только человек…” (По пьесе М.Горького “На дне”.)
    “Что лучше – истина или сострадание?” (По пьесе М. Горького “На дне”)
    «Бывшие люди» в пьесе М. Горького «На дне»
    «Дно жизни» – трагический образ пьесы
    «Дно жизни» – трагический образ пьесы М. Горького «На дне»
    «Дно» жизни в пьесе М. Горького «На дне»
    «Есть – люди, а есть – иные – и человеки»
    «На дне»
    «На дне» М. Горького как философская драма
    «Приход Луки только на минуту ускоряет пульс замирающей жизни, но ни спасти, ни поднять он никого не может» (И.Ф.Анненский) (по пьесе М.Горького «На дне»)
    Автор и герои в пьесе М. Горького «На дне»
    Автор и герои в пьесе М. Горького «На дне» – вариант 2
    Автор и герои в пьесе М. Горького «На дне» – вариант 3
    Анализ финала третьего акта пьесы М. Горького «На дне»
    Анализ финала четвертого акта пьесы М. Горького «На дне»
    Анализ эпизода “Рассказ о праведной земле” (эссе)
    В чем смысл финала пьесы М.Горького «На дне»?
    В чем трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи? (По пьесе М. Горького «На дне»)
    В чем трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи? (По пьесе М. Горького «На дне») – вариант 2
    Герои и смысл пьесы М. Горький «На дне»
    Гуманизм – жалость или уважение? (по пьесе «На дне» М.Горького)
    Гуманизм пьесы М. Горького «На дне»
    Две правды (образы Луки и Сатина в пьесе М. Горького «На дне»)
    Две правды о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
    Две правды о человеке в пьесе М. Горького «На дне» – вариант 2
    Жизнь ночлежников до появления Луки (анализ 1 сцены пьесы М. Горького «На дне»)
    Жизнь ночлежников до появления Луки (анализ 1 сцены пьесы М. Горького «На дне») – вариант 2
    Значение образа Луки в пьесе Горького «На дне»
    Идейно-художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне»
    Истинный и ложный гуманизм в пьесе Горького «На дне»
    Как соотносятся правда и ложь в пьесе Горького «На дне?»
    Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность?
    Каким образом повлияли на ночлежников проповеди странника Луки?
    Какова роль образа Сатина в пьесе М. Горького «На дне»?
    Какую роль играет монолог Сатина в последнем действии пьесы М. Горького «На дне»?
    Концепция человеческой личности в произведениях М. Горького
    Критика российской действительности в пьесе М. Горького «На дне»
    Лука и Сатин в драме Горького «На дне»
    Люди «дна»: характеры и судьбы (по пьесе М. Горького «На дне»)
    М. Горький. “На дне”
    Мастерство в изображении быта героев одного из произведений русской литературы XX века. (М.Горький. «На дне».)
    Мечты и жестокая реальность в пьесе М. Горького «На дне»
    Мечты и жестокая реальность в пьесе М. Горького «На дне» – вариант 2
    Мое отношение к героям пьесы М. Горького «На дне»
    Можно ли среди споров ночлежников о правде, вере и человеке выделить позицию, созвучную авторской? (По пьесе М.Горького «На дне»)

  5. 1. Система персонажей пьесы М. Горького “На дне”.
    2. Своеобразие конфликта и композиции пьесы М. Горького “На дне”.
    3. Что лучше: истина или сострадание? (По пьесе М. Горького “На дне”.)
    4. Человек и правда в пьесе М. Горького “На дне”.
    5. Пьеса М. Горького “На дне” как социально-философская драма.
    6. Проблематика добра и правды в пьесе М. Горького “На дне”.
    7. Социальное и философское в драме М. Горького “На дне”.
    8. “Бывшие люди” в системе персонажей пьесы М. Горького “На дне”.
    9. Злая правда и утешающая доброта в изображении М. Горького (по пьесе “На дне”).
    10. Система лейтмотивов в композиции пьесы М. Горького “На дне”.
    11. Литературная цитата и народная мудрость в высказываниях персонажей пьесы М. Горького “На дне”.
    12. Странник Лука как личность в изображении М. Горького (по пьесе “На дне”).
    13. Средства выражения авторской позиции в пьесе М. Горького “На дне”.
    14. Проблемы человеческого общения в пьесе “На дне” М. Горького.
    15. Внесюжетные элементы в пьесе М. Горького “На дне”.
    16. Мечтатели и скептики в системе персонажей пьесы М. Горького “На дне”.
    17. Сатин и Лука в пьесе М. Горького “На дне”.
    18. Обвинители и защитники Луки в пьесе М. Горького “На дне”.
    19. Художественное своеобразие пьесы М. Горького “На дне”.

  6. Горький «На дне»
    В пьесе Горького зрители впервые увидели незнакомый им мир отверченных. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи мировая драматургия еще не знала. Под сводами костылевской ночлежки оказались люди самою различного характера и социального положения. Каждый из них наделен своими индивидуальными чертами. Здесь и рабочий Клещ, мечтающий о честном труде, и Пепел, жаждущий правильной жизни, и Актер, весь поглощенный воспоминаниями о своей былой славе, и Настя, страстно рвущаяся к большой, настоящей любви. Все они достойны лучшей участи. Тем трагичнее их положение сейчас. Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, – трагические жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком, и обречен, влачить жалкое существование. Горький не дает подробного изложения биографий героев пьесы, но и те немногие черты, которые он воспроизводит, прекрасно раскрывают замысел автора. В немногих словах рисуется трагизм жизненной судьбы Анны. “Не помню, когда я сыта была, – говорит она. – Над каждым куском хлеба тряслась.. . Всю жизнь мою дрожала.. . Мучилась.. . как бы больше другого не съесть.. . Всю жизнь в отрепьях ходила.. . всю мою несчастную жизнь… ” Рабочий Клещ говорит о безысходной своей доле: “Работы нет.. . силы нет.. . Вот – правда! Пристанища, пристанища нету! Издыхать надо.. . Вот правда! ” Обитатели “дна” выброшены из жизни в силу условий, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, ему грозит “дно”, неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Погибает Анна, кончает с собой Актер, да и остальные измотаны, изуродованы жизнью до последней степени. И даже здесь, в этом страшном мире отверженных, продолжают действовать волчьи законы “дна”. Вызывает отвращение фигура содержателя ночлежки Костылева, одного из “хозяев жизни”, который готов даже из своих несчастных и обездоленных постояльцев выжать последнюю копейку. Столь же отвратительна и его жена Василиса своей безнравственностью. Страшная участь обитателей ночлежки становится особенно очевидной, если сопоставить ее с тем, к чему призван человек. Под темными и угрюмыми сводами ночлежного дома, среди жалких и искалеченных, несчастных и бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о человеке, о его призвании, о его силе и его красоте: “Человек – вот правда! Все – в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Человек! Это великолепно! Это звучит- гордо! ” Гордые слова о том, каким должен быть и каким может быть человек, еще резче оттеняют ту картину действительного положения человека, которую рисует писатель. И этот контраст приобретает особый смысл.. . Пламенный монолог Сатина о человеке звучит несколько неестественно в атмосфере непроглядной тьмы, особенно после того, как ушел Лука, повесился Актер, посажен в тюрьму Васька Пепел. Это чувствовал сам писатель и объяснял это тем, что в пьесе должен быть резонер (выразитель мыслей автора) , но героев, которых изобразил Горький, трудно назвать выразителями чьих-либо идей вообще. Поэтому и вкладывает свои мысли Горький в уста Сатина, самого свободолюбивого и справедливого персонажа.

  7. Лука – врачеватель душ или лжец?
    …Старик! Он умница!.. Он подейство-
    вал на меня, как кислота на старую и
    грязную монету… Я – арестант, убий-
    ца, шулер… ну, да…
    М. Горький, пьеса «На дне».
    Пьеса «На дне» была написана М. Горьким в 1902 году. Горького всегда волновали вопросы о человеке, о любви, о сострадании. Все эти вопросы и составляют проблему гуманизма, которой пронизаны многие его произведения. Один из немногих писателей, он показал всю нищету жизни, ее «дно». В пьесе «На дне» он пишет о тех людях, которые не имеют смысла жизни. Они не живут, а существуют. Тема босяков очень близка Горькому, так как было время, когда и ему приходилось странствовать с котомкой за спиной. Горький пишет именно пьесу, а не роман, не поэму, так как хочет, чтобы смысл этого произведения поняли все, в том числе простые неграмотные люди. Своей пьесой он хотел обратить внимание людей на низкие слои общества. Пьеса «На дне» была написана для Московского Художественного театра. Цензура сначала запретила постановку этой пьесы, но потом, после переработки, все-таки разрешила. Она была уверена в полном провале пьесы. Но пьеса произвела на зрителей огромное впечатление, вызвала бурю оваций. На зрителя с такой силой подействовало то, что впервые на сцене показаны босяки, показаны с их грязью, нравственной нечистоплотностью. Эта пьеса глубоко реалистична. Уникальность драмы – в том, что сложнейшие философские проблемы обсуждаются в ней не мастерами философских диспутов, а «людьми улицы», необразованными или опустившимися, косноязычными или не находящими «нужных» слов. Разговор ведется на языке бытового общения, а порой – на языке мелочных склок, «кухонной» брани, пьяных стычек.
    Лука является одним из главных героев пьесы «На дне». Тяжелый жизненный опыт, бесприютные скитания Луки обусловили основные черты его психологии. Одной из них является острый интерес к людям. «Понять хочется дела человеческие», — определяет свое главное желание Лука. Отвечая на вопрос сочинения – «Лука – врачеватель душ или лжец?», я считаю, что старик, безусловно, является врачевателем душ. Лука пытается помочь Актеру, Ваське Пеплу, Наташе изменить жизнь, облегчить страдания Анны и Насти, делая все это бескорыстно, принося, хотя бы минутное, но облегчение. Этот человек, прежде всего, добр: он снисходителен к слабостям, терпим к чужим грехам, отзывчив на просьбу о помощи. Еще одна привлекательная черта Луки – его неподдельный интерес к жизни, к другим людям, у каждого из которых он способен разглядеть индивидуальную «изюминку». Лука не навязывает другим своих взглядов, не горит желанием делиться жизненным опытом с первым встречным или демонстрировать свой незаурядный ум.
    Вначале пьесы мы видим подвал, похожий на пещеру, куда не может проникнуть ни один лучик света. Эта ночлежка собрала вместе очень много разных людей. Это люди разные по своим привычкам, бывшей судьбе, характеру, но одинаково голодные, измученные и никому не нужные. Все они были вытолкнуты на «дно жизни». Эти люди утратили все человеческое, потеряли даже облик человека, превратились в жалких существ. Конечно, во многом они сами виноваты в том, что с ними случилось: у них не хватало твердости или умения бороться с судьбой. И только благодаря Луке в сердцах ночлежников зарождается луч надежды. Поначалу он почти незаметен, но потом все более и более упрямо начинает разгораться и пробиваться сквозь мрак «дна». Старик дает всем обитателям подвала советы, как выбраться со дна жизни. Актеру он советует лечиться от алкоголизма в бесплатной лечебнице. Ваське Пеплу – забрать Наташу, которую он полюбил, и ехать работать в Сибирь. Наташе – ехать с Пеплом, так как он «парень ничего, хороший» и к тому же она ему нужнее, чем он ей. Лука утешает умирающую Анну, жену Клеща, которая, несмотря на покой загробной жизни, хочет еще пожить. И всем обитателям ночлежки он рекомендует немножко больше уважать друг друга.
    Лука – это личность, пытающаяся построить жизнь на вере: «Во что веришь – то и есть». «Ложь во спасение» — вот принцип, которому следует Лука. Этого странника в жизни много «мяли», но он уважает людей, даже жуликов, учит их делать добро, при этом замечает: «Если кто кому хорошего не сделал, тот худо поступил». Лука учит Наташу жалеть людей: «Христос – о всех жалел и нам велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!» Странник рассказывает историю о том, как он пожалел двух воров и тем самым спас их от тюрьмы. «Человека приласкать – никогда не вредно…» — советует Барону Лука. Часто старик желает ободрить человека и примирить его с безрадостным содержанием жизни. Я понимаю, что это всего лишь утешительная речь, которая может только временно успокоить человека, но все-таки она очень сильно помогает подавленным людям. Когда Васька Пепел уличает старика во лжи, Лука говорит о том, что правда не нужна, она может быть обухом для человека. Речи Луки содержат и убедительные суждения о том, что человек все может. Он уверен, что кто ищет – найдет. Старик отмечает, что «все ищут люди, все хотят как лучше», «кто крепко хочет – найдет». После ухода старика обитатели ночлежки вспоминают его тепло. Барон беззлобно замечает, что Лука был «как пластырь от нарывов». И Сатин считает, что старик был мякишем для беззубых. По-моему Лука помог некоторым из этих людей. Например, Анна: старик пожалел больную женщину, попытался уменьшить ее страдания. И мне кажется, это у него получилось. Анна умерла спокойно, без страха, что очень важно для многих людей.
    Каждая прочитанная книга оставляет какой-то след в душе читателя, иногда очень яркий. Вот тогда вдруг и начинаешь задумываться над тем, что дала она нам. Пьеса «На дне» заставила меня задуматься обо всем. О жизни и смерти, о радости и горе, о предназначении человека. Со времени создания пьесы Горького прошло много лет, но и сейчас она читается и идет в театрах, видимо, ей предопределена долгая жизнь.
    «Человек – это великолепно!.. Это звучит гордо» Мне кажется, человек, какой бы он ни был, хоть самый опустившийся, прежде всего, человек. Даже брошенным на дно жизни людям, свойственны обыкновенные людские мысли, чувства, переживания. Человек, попавший на дно, так же способен любить, страдать, мечтать, имеет право на любовь, дружбу, сострадание. По-моему, Лука в пьесе – учитель человечности. Он преподает уроки нравственности. Когда я прочитала пьесу «На дне», у меня даже не вызвало сомнений то, что Лука не врет. Лука окрыляет человека, дает ему возможность «вылететь» со дна на землю. Советуя Наташе и Пеплу податься в Сибирь, говоря Актеру об алкогольной лечебнице, в которой тот может вылечиться, он дает оптимальный вариант выхода со «дна». В пьесе мне ближе всех странник, который бескорыстно утешает, тем самым, спасая людей. Он не лицемер, не жестокий обманщик, он, в некотором роде, Иисус, спустившийся незаметно и ушедший незамеченным, который не только милосерден и добродушен, но еще умеет прощать людей, а это, по-моему, главное в жизни. Лука, кроме всего этого, вселяет в «опустевшие» сердца людей надежду и веру в хорошее, спасая от духовной и физической гибели, так как без веры и надежды жить человек не может, жизнь теряет смысл. А ведь как много людей и в нашем современном мире, которые нуждаются в помощи, в Луке, который бы утешил и успокоил, вселил надежду в сердца тех, кто одинок, болен или просто стар.

  8. Драматургия — древнейший жанр литературы. Она привлекает к себе внимание людей прежде всего своей наглядностью. Действие разворачивается перед глазами зрителей, они наблюдают динамику сюжета, являясь участниками событий. Книга не может дать той полноты ощущений, которую мы получаем в театре. Для авторов и критиков же зал является экспериментальной мастерской, в которой, наблюдая за реакцией публики, можно судить о достоинствах и недостатках, об актуальности пьесы. Хотя мы знаем много примеров того, как прекрасные драматические произведения, терпящие провалы на премьерах, обретали впоследствии долгую сценическую жизнь.
    Пьесы Горького сразу и безоговорочно принимались публикой с восторгом. Его драматические произведения: “Мещане”, “Дачники”, “На дне” не сходят со сцен русских театров. Горький является величайшим драматургом двадцатого столетия.
    Чем же объясняется такой успех его произведений у зрителей? Наверное, своей глубокой гуманистической идеей — верой в существование на Земле счастья, добрых и честных людей, горячих сердец, рвущихся к борьбе с окружающей несправедливостью. Горький писал о том, что видел вокруг: о нищете, пьянстве, жестокости нравов. Повествование велось без малейших прикрас.
    Венцом творения Горького-драматурга является пьеса “На дне”. Босячество, изображенное в его произведении, было крупным социальным явлением рубежа девятнадцатого-двадцатого веков. Но тем не менее ни один писатель не обращался к трагедии жизни этого слоя русского общества.
    Автор начал писать пьесу в Нижнем Новгороде, где, по наблюдению современника Горького, Розова, находилось лучшее и удобнейшее место для стечения всякого сброда людей… Этим объясняется реалистичность персонажей, их полное сходство с “оригиналами”.
    Алексей Максимович Горький исследует душу и характеры босяков с разных позиций, в различных жизненных ситуациях, стараясь понять, кто же они, что привело столь разных людей на “дно” жизни. Автор пытается доказать, что ночлежники — обычные люди: они мечтают о счастье, умеют любить, сострадать, а главное — мыслят.
    По жанру пьесу “На дне” можно отнести к философской, ведь из уст героев мы слышим интересные умозаключения, порой целые социальные теории. Например, Барон утешается тем, что “нечего ждать… Я ничего не жду! Все уже… было! Прошло — кончено!..” Или Бубнов: “Вот я — выпил и — рад!”
    Но истинный талант к философствованию проявляется у Сатина, бывшего телеграфного служащего. Он рассуждает о добре и зле, о совести, о предназначении человека. Иногда мы чувствуем, что он — рупор автора, больше в пьесе некому так складно и умно сказать. Его фраза “Человек — это звучит гордо!” стала крылатой.
    Но Сатин этими рассуждениями оправдывает свое положение. Он является своеобразным идеологом “дна”, обосновывая его существование. Сатин проповедует презрение к нравственным ценностям: “А куда они — честь, совесть? На ноги, вместо сапогов не наденешь ни чести, ни совести…” Зрителей поражает картежник и шулер, который рассуждает о правде, о справедливости, несовершенстве мира, в котором сам является изгоем.
    Но все эти философские “искания” героя — лишь словесная дуэль с его антиподом по мировоззрению, с Лукой. Трезвый, порой жестокий реализм Сатина сталкивается с мягкими и покладистыми речами странника. Лука наполняет ночлежников мечтами, призывает их к терпению. В этом отношении он истинно русский человек, готовый к состраданию и покорности. Такой тип глубоко любим самим Горьким. Лука не получает никакой выгоды от того, что дарит людям надежду, никакой корысти в этом нет. Это — потребность его души. Исследователь творчества Максима Горького И. Нович так высказался о Луке: “…он утешает не от любви к этой жизни и веры в то, что она — добро, а из капитуляции перед злом, примирения с ним”. Например, Лука уверяет Анну, что женщина должна терпеть побои мужа: “Потерпи еще! Все, милая, терпят”.
    Неожиданно появившись, так же внезапно Лука и исчезает, приоткрыв в каждом жителе ночлежки его возможности. Герои задумались о жизни, несправедливости, своей безысходной судьбе.
    Только Бубнов и Сатин примирились со своим положением ночлежников. Бубнов отличается от Сатина тем, что считает человека никчемнейшим существом, а значит, достойным грязной жизни: “Люди все живут… как щепки по реке плывут… строят дом… щепки прочь…”
    Горький показывает, что в озлобленном и жестоком мире остаться в живых могут только люди, крепко стоящие на ногах, осознающие свое положение, не гнушающиеся ничем. Беззащитные же ночлежники: Барон, живущий прошлым, Настя, подменяющая жизнь фантазиями,— гибнут в этом мире. Умирает Анна, накладывает на себя руки Актер. Он вдруг осознает несбыточность своей мечты, нереальность ее осуществления. Васька Пепел, мечтающий о светлой жизни, попадает в тюрьму.
    Лука, независимо от своей воли, становится виновником гибели этих вовсе не плохих людей: обитателям ночлежки нужны не обещания, а. конкретные действия, на которые Лука не способен. Он исчезает, скорее бежит, доказывая этим несостоятельность своей теории, победу разума над мечтой: “Тако исчезают грешники от лица праведных!”
    Но Сатин, как и Лука, в неменьшей степени является виновником гибели Актера. Ведь разбивая мечту о лечебнице для алкоголиков, Сатин рвет последние нити надежды Актера, связывающие его с жизнью.
    Горький хочет показать, что, опираясь только на свои силы, человек может выбраться со “дна”: “Человек все может… лишь бы захотел”. Но таких сильных характеров, стремящихся “на волю”, в пьесе нет.
    В произведении мы видим трагедию отдельных личностей, их физическую и духовную гибель. На “дне” люди теряют свое человеческое достоинство вместе с фамилиями и именами. Многие ночлежники имеют клички: Кривой Зоб, Татарин, Актер.
    Как же Горький-гуманист подходит к основной проблеме произведения? Неужели он признает всю ничтожность человека, низменность его интересов? Нет, автор верит в людей не только сильных, но и честных, трудолюбивых, старательных. Таким человеком в пьесе является слесарь Клещ. Он — единственный обитатель “дна”, имеющий реальные шансы на возрождение. Гордясь своим рабочим званием, Клещ презирает остальных ночлежников. Но постепенно, под воздействием речей Сатина о никчемности труда, он лишается уверенности в себе, опуская перед судьбой руки. В данном случае уже не лукавый Лука, а Сатин-искуситель подавил надежду в человеке. Оказывается, что, имея разные взгляды на жизненные позиции, Сатин и Лука одинаково подталкивают людей к гибели.
    Создавая реалистические персонажи, Горький подчеркивает бытовые детали, выступая гениальным художником. Угрюмое, грубое и примитивное существование наполняет пьесу чем-то зловещим, давящим, усиливая ощущение ирреальности происходящего. Ночлежка, находящаяся ниже уровня земли, лишенная солнечного света, чем-то напоминает зрителю ад, в котором гибнут люди.
    Ужас вызывает сцена, когда умирающая Анна разговаривает с Лукой. Эта ее последняя беседа является как бы исповедью. Но разговор прерывают крики пьяных картежников, угрюмая тюремная песня. Становится странным осознание бренности человеческой жизни, пренебрежение к ней, ведь даже в смертный час Анне не дают покоя.
    Авторские ремарки помогают нам полнее представить героев пьесы. Краткие и четкие, они содержат в себе описание героев, помогают открыть нам некоторые стороны их характеров. Кроме того, во введенной в полотно повествования тюремной песне угадывается новый, скрытый смысл. Строки: “Мне и хочется на волю, да, эх!.. Цепь порвать я не могу…”, показывают, что “дно” цепко держит своих обитателей, и ночлежники не могут вырваться из его объятий, как бы ни старались.
    Пьеса закончена, но на главные вопросы: в чем правда жизни и к чему должен стремиться человек, Горький не дает однозначного ответа, предоставляя решить это нам. Заключительная фраза Сатина: “Эх… испортил песню… дурак” — многозначна и заставляет задуматься. Кто дурак? Повесившийся Актер или Барон, принесший об этом весть?
    Идет время, меняются люди, но, к сожалению, тема “дна” остается актуальной и в наши дни. Из-за экономических и политических потрясений на “дно” жизни уходит все больше и больше людей. С каждым днем ряды их пополняются. Не надо думать, что это неудачники. Нет, на “дно” идет много умных, порядочных, честных людей. Они стремятся поскорее уйти из этого царства тьмы, действовать, чтобы вновь жить полноценной жизнью. Но нищета диктует им свои условия. И постепенно человек теряет все свои лучшие нравственные качества, предпочитая отдаться на волю случая.
    Горький пьесой “На дне” хотел доказать, что только в борьбе суть жизни. Когда человек теряет надежду, перестает мечтать, он теряет веру в будущее. А для чего тогда жить?

  9. Вряд ли кто-то станет спорить, что Горький — гуманист и великий писатель, прошедший большую школу жизни. Его произведения написаны не в угоду читающей публике — в них отражены правда жизни, внимание и любовь к человеку. И с полным правом это можно отнести к его пьесе “На дне”, написанной в 1902 году. Она до сих пор тревожит вопросами, поставленными в ней драматургом. Действительно, что лучше — истина или сострадание? Если бы вопрос был сформулирован несколько иначе — правда или ложь, я бы ответила однозначно: правда. А вот истину и сострадание невозможно сделать понятиями взаимоисключающими, противопоставив одно другому; наоборот, вся пьеса — это боль за человека, это правда о человеке. Другое дело, что носителем истины является Сатин, картежник, шулер, сам далекий от того идеала человека, который он искренне и с пафосом провозглашает:
    “Человек! Это — великолепно! Это звучит… гордо!”
    Ему противопоставлен Лука — добрый, сострадательный и “лукавый”, сознательно навевающий “сон золотой” исстрадавшимся ночлежникам. А рядом с Лукой и Сатиным есть еще один человек, который тоже спорит об истине и сострадании, — сам М. Горький.
    Именно он, как мне кажется, является носителем истины и сострадания. Это вытекает из самой пьесы, из того, как она была восторженно принята зрителями. Пьесу читали в ночлежке, босяки плакали, кричали: “Мы хуже!” Целовали и обнимали Горького. Современно звучит она и сейчас, когда начали говорить правду, но забыли, что такое милосердие и сострадание.
    Итак, действие происходит в ночлежке Костылевых, представляющей собой “подвал, похожий на пещеру”, под “тяжелыми каменными сводами”, где царит тюремный полумрак. Здесь влачат жалкое существование босяки, попавшие “на дно жизни”, куда их безжалостно выбросило преступное общество.
    Кто-то очень точно сказал: “На дне” — это потрясающая картина кладбища, где заживо похоронены ценные по своим задаткам люди”. Нельзя без внутреннего содрогания видеть нарисованный драматургом мир нищеты и бесправия, мир злобы, разобщенности, мир отчуждения и одиночества, слышать крики, угрозы, насмешки. Герои пьесы потеряли прошлое, они не имеют настоящего, только Клещ верит, что вырвется отсюда: “Вылезу… кожу сдеру, а вылезу…” Теплится слабая надежда на другую жизнь с Наташей у вора, “ворова сына” Васьки Пепла, мечтает о чистой любви проститутка Настя, правда, ее мечты вызывают у окружающих злобную насмешку. Остальные смирились, покорились, не думают о будущем, потеряли всякую надежду и окончательно осознали свою ненужность. А по сути, все обитатели погребены здесь заживо.
    Жалок и трагичен Актер, спившийся, забывший свое имя; раздавленная жизнью, терпеливо страдающая Анна, находящаяся при смерти, не нужна никому (муж; ждет ее кончины как освобождения); умный Сатин, бывший телеграфист, циничен и озлоблен; ничтожен Барон, который “ничего не ждет”, у него “все уже в прошлом”; равнодушен к себе и другим Бубнов. Беспощадно и правдиво рисует Горький своих героев, “бывших людей”, пишет о них с болью и гневом, сочувствует им, попавшим в жизненный тупик. Клещ в отчаянии заявляет: “Работы нет… силы нет! Вот — правда1 Пристанища… пристанища нету! Издыхать надо… вот она правда!..”
    Вот к этим, кажется, равнодушным к жизни и себе людям и приходит странник Лука, обращаясь с приветствием: “Доброго здоровья, народ честной!” Это к ним-то, отвергнутым, отрекшимся от всякой человеческой морали!
    К беспаспортному Луке у Горького отношение однозначное: “И вся философия, вся проповедь таких людей — милостыня, подаваемая ими со скрытой брезгливостью, и звучат под этой проповедью слова тоже нищие, жалобные”.
    И все-таки хочется разобраться в нем. Так ли он нищ, и что им движет, когда он проповедует свою утешительную ложь, верит ли сам в то, к чему призывает, жулик ли он, шарлатан, пройдоха или искренне жаждущий добра человек?
    Пьеса прочитана, и, на первый взгляд, появление Луки принесло ночлежникам только вред, зло, несчастье, гибель. Он исчезает, исчезает незаметно, но иллюзии, которые он заро-нил в опустошенные сердца людей, делают их жизнь еще более безотрадной и страшной, лишают их надежды, погружают во мрак их истерзанные души.
    Давайте еще раз проследим, что движет Лукой, когда он, внимательно присмотревшись к босякам, для каждого находит слова утешения. Он чуток, добр к тем, кто нуждается в
    помощи, и вселяет в них надежду. Да, с его появлением под сводами мрачной ночлежки поселяется надежда, прежде почти незаметная на фоне брани, кашля, рычания, стонов. И лечебница для пьяниц у Актера, и спасительная Сибирь для вора Пепла, и настоящая любовь для Насти. “Все ищут люди, все хотят – как лучше… дай им, Господи, терпенья!” – искренне говорит Лука и добавляет: “Кто ищет – найдет… Помогать только надо им…”
    Нет, не корысть движет Лукой, не жулик и не шарлатан он. Это понимает даже циничный, никому не верящий Бубнов: “Вот – Лука… много он врет… и безо всякой пользы для себя…” Непривычный к сочувствию Пепел допытывается: “Нет, ты скажи — зачем ты все это…” Наташа его спрашивает: “Отчего ты – такой добрый?” А Анна просто просит: “Говори со мной, милый… Тошно мне”.
    И становится понятно, что Лука — человек добрый, искренне желающий помочь, вселить надежду. Но вся беда в том, что это добро построено на лжи, обмане. Искренне желая добра, он прибегает ко лжи, считает, что земная жизнь не может быть другой, поэтому и уводит человека в мир иллюзий, в несуществующую праведную землю, веря, что “не всегда правдой душу вылечить”. И если изменить жизнь нельзя, то можно хотя бы изменить отношение человека к жизни.
    Интересно, а каково же отношение Горького к своему герою в пьесе? Современники вспоминают, что лучше всего писателю удавалось чтение роли Луки, а сцена у постели умирающей Анны вызывала у него слезы, а у слушателей — восторг. И слезы, и восторг — результат слияния автора и героя в порыве сострадания. И не потому ли Горький так яростно спорил с Лукой, что старик был частью его души?
    Но Горький выступает не против утешительства самого по себе: “Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше: истина или сострадание? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?” То есть истина и сострадание — понятия, не исключающие друг друга.
    От правды, которую осознает Клещ: “Жить — дьявол — жить нельзя… вот она — правда!..”, уводит Лука, говоря: “Она, правда-то, может, обух для тебя…” Но разве можно обухом исцелить? Старик считает: “…Жалеть людей надо!.. Я те скажу — вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!” И рассказывает, как пожалел и спас ночных разбойников-грабителей. Бубнов же противостоит упрямой, светлой вере Луки в человека, в спасительную силу жалости, сострадания, добра: “По-моему — дам всю правду, как она есть! Чего стесняться?” Для него правда – жестокий, убийственный гнет бесчеловечных обстоятельств, а правда Луки такая непривычно жизнеутверждающая, что забитые, униженные ночлежники не верят в нее, принимая за вранье. А ведь в своих слушателей Лука хотел вдохнуть веру, надежду: “Во что веришь, то и есть…”
    Лука несет людям истинную, спасительную, человеческую веру, смысл которой уловил и облек в знаменитые слова Сатин: “Человек — вот правда!” Лука думает, что словами, жалостью, состраданием, милосердием, вниманием к человеку можно поднять его душу, чтобы самый последний вор понял: “Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно… было уважать…” Таким образом, не существует для Луки вопроса: “Что лучше – истина или сострадание?” Для него истинно то, что человечно.
    Тогда почему же так безнадежно трагичен финал пьесы? Хотя мы слышим, что о Луке говорят, он вдохновил Сатина на пламенную речь о прекрасном и гордом человеке, но тот же Сатин равнодушно бросает Актеру на его просьбу помолиться за него: “Сам молись…” И ему, навсегда уходящему, после своего страстного монолога о человеке кричит: “Эй, ты, сикамбр! Куда?”. Жуткой кажется его реакция на смерть Актера: “Эх… испортил песню… дуррак!”
    Страшно, что бесчеловечное общество убивает и калечит человеческие души. Но главное в пьесе, на мой взгляд, то, что Горький заставил современников еще острее почувствовать несправедливость общественного устройства, которое уничтожает людей, губит их, заставил задуматься о человеке, его свободе.
    А какие нравственные уроки извлекли мы? Надо жить, не мирясь с неправдой, несправедливостью, ложью, но не погубить в себе человека с его добротой, состраданием и милосердием. Мы чаще нуждаемся в утешении, но без права говорить правду человек не может быть свободен. “Человек — вот правда!” И ему выбирать. Человеку всегда нужна реальная надежда, а не утешительная ложь, даже если она во спасение.

  10. «На дне»

    Пьеса М. Горького «На дне» является по жанру социально-философской драмой. Она показала пути на социальное дно представителей различных классов российского общества. Каждый из героев произведения имеет собственную поучи­тельную историю. Тема босячества является ключевой в твор­честве автора. Горький, будучи писателем демократической направленности, стремящимся помочь народу выбраться из нищеты, глубоко сочувствует своим героям. Он напоминает обществу, что каждый из этих опустившихся людей все-таки достоин поддержки и понимания.
    Однако не только этим определяется содержание произве­дения. Главным в пьесе является спор о человеке, который ве­дут между собой два противопоставленных друг другу героя: Сатин и Лука. В этом споре Сатин поет славу гордому челове­ку, а Лука считает, что все люди одинаковые (как блохи: «все — черненькие, все — прыгают…»). Он проповедует особый вид духовной поддержки: рассказывает небылицы, тем самым вселяя в людей ложные надежды. Горькая правда или спаси­тельная ложь — что лучше? На этот вопрос каждому человеку, прочитавшему пьесу «На дне», придется самому дать ответ.
    Уже данное в ремарках описание ночлежки, в котором она сравнивается с пещерой, показывает читателю бедственность положения людей, попавших на дно общества. Герои пьесы спят на нарах, как в тюрьме, вокруг всюду царит грязь и сим­волы обветшания («тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой», некрашеная грязная мебель, старая одежда и просто мусор («изодранная карточка из-под шляпы», «куски клеенки, тряпье»)). Видя такой интерьер, сра­зу понимаешь, почему Анна и Актер кашляют: в подобной ат­мосфере жизни трудно оставаться здоровым человеком.
    Примечательно, что находясь, на дне жизни, герои М. Горького не перестают мечтать о счастье. Настя читает книжку с названием «Роковая любовь», жаждет жизненных перемен, хочет уйти на другую квартиру, а Квашня утвер­ждает, что никогда не выйдет замуж даже за принца. Л Клещ уверен, что та мечтает обвенчаться с Абрамкой. Ваське Пеп­лу во сне снится пойманный «огромаднейший» лещ. Барон любит вспоминать о том, как по утрам в постели пил кофе со сливками. Своеобразный итог этим мечтам подводит Лука: «И все, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее… и хоть живут — все хуже, а хотят — все лучше… упрямые!».
    Нелегко дается этап приспособления к новым условиям героям, привыкшим к хорошей жизни. М. Горький показывает читателю целую галерею различных социальных типов, рас­суждает о причинах, приведших на дно вполне обеспеченных и благополучно живших в прошлом людей. Барон, например, имеет титул. Актер когда-то играл в театре. Теперь они спорят о том, кто из них будет подметать пол. Сатин говорит, что ко­гда-то много читал и считался образованным человеком. Буб­нов работал скорняком и при этом имел свое дело.
    Наиболее тяжелым положением в пьесе является ситуация Анны. Сначала кажется, что она смирилась с обстоятельства­ми и хочет от жизни лишь одного — спокойно умереть. Неда­ром Квашня называет ее «терпеливицей». Вспоминая перед смертью свою жизнь, Анна видит в ней одни только побои и обиды, отрепья и боязнь съесть лишний кусок хлеба. Героиня боится только того, что на том свете тоже придется мучиться. Однако затем из разговора с Лукой выясняется, что Анна все- таки хочет еще немного пожить.
    Узникам жизни в пьесе противопоставлен хозяин ночлеж­ки Костылев. Негативное отношение автора к этому герою прослеживается уже через ремарки: Костылев напевает что-то божественное и одновременно подозрительно осматривает ночлежку, исподлобья смотрит на него Клещ. Противоречие между показным благообразием хозяина ночлежки и его не­уемной жадностью ярко выявляется в последующем диалоге, когда Костылев восклицает: «А я на тебя полтину накину, — маслица в лампаду куплю… и будет перед святой иконой жертва моя гореть… И за меня жертва пойдет, в воздаяние грехов моих, и за тебя тоже». У Клеща же повышение платы за ночлег ассоциируется с накинутой на шею петлей. Отказы­вается Костылев и скостить долг Актеру. Согласно его фило­софии доброта к деньгам отношения не имеет. Такая позиция, несомненно, выглядит удобной. Костылев на словах вроде бы жалеет своих постояльцев («А я вас всех люблю… я понимаю, братия вы моя несчастная, никудышная, пропащая…»), а на деле просто наживается на их безвыходном положении.
    Отличительной особенностью пьесы М. Горького «На дне» является афористичность. В произведении часто встре­чаются пословицы и поговорки («Шум — смерти не помеха» (Бубнов), «Дважды убить нельзя» (Сатин). «Старику — где тепло, там и родина» (Лука), «Все мы на земле странники» (Лука)). Наряду с распространенными афоризмами есть и те, которые в тех или иных ситуациях составляют сами герои («Иди хоть на каторгу… а пол мести твоя очередь» (Актер), «Выходит: снаружи как себя ни раскрашивай — все сотрет­ся… все сотрется…» (Бубнов), «Я говорю — талант, вот что нужно герою. А талант — это веря в себя, в свою силу» (Ак­тер), «Все хотят порядка, да разума нехватка» (Бубнов)).
    Горьковское отношение к труду в пьесе выражает Сатин. Он говорит: «Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!». Клещ утвер­ждает, что работает с малых лет, но не может вырваться из нищеты. Причину этого он видит в том, что хорошо живут лишь те, кто без чести, без совести.
    В пьесе поднимается вопрос о вере человека в себя, о жиз­ненных опорах.
    Не менее важен в пьесе вопрос о взаимоотношениях меж­ду людьми. Недаром Сатин спрашивает, зачем люди бьют друг друга.
    Для более глубокого понимания пьесы необходимо обра­титься к работе Ф. Ницше «О мечтающих об ином мире».
    Горьковская идея о том, что человек должен преодолеть соб­ственное несовершенство, восходит к ницшеанству.
    Современная М. Горькому литературная критика встрети­ла пьесу с большим интересом. Дискуссионным стал вопрос о том, как относиться к обитателям ночлежки в обществе. Де­мократическая критика подчеркнула, что М. Горький призы­вает читателя не жалеть, а уважать этих людей. Одновременно было отмечено, что М. Горький в какой-то степени идеализи­рует своих «босяков», вкладывая в их уста свои блестящие мысли, которые не соответствуют по сути ни их характерам, ни образу жизни. Особенно много суждений было высказано по поводу образа Луки, которого, по мнению критиков, нельзя считать положительным персонажем.
    Особую роль для понимания идейного содержания произ­ведения в пьесе играют монологи героев.

  11. В 1902 году М. Горький создает свою вторую пьесу «На дне». В ней писатель вновь обратился, как и в рассказах раннего периода, к миру отверженных. Но замысел дра­матурга не сводится к изображению людей «дна», искале­ченных общественным строем. Пьеса является страстным и взволнованным спором о человеке, о различных путях к человеческому счастью.
    Читая пьесу, мы оказываемся в «подвале, похожем на пещеру». Обитатели ночлежки Костылева — не самые опустившиеся нищие: у этих людей есть еще деньги за­платить за нары.
    В разговорах звучат признания, кто и как опус­тился в этот подвал. Барон проворовался на службе, потом — тюрьма, потом — подвал Костылева. Сатин в гневе убил обидчика сестры, потом — каторга, потом — подвал Костылева. Клещ не выдержал конкуренции, ра­зорился, лишился мастерской и жилья, потом — подвал Костылева. Не нашли себе пристанища и работы Татарин и Кривой Зоб. Из подвала не выходил «вор, воров сын» Васька Пепел. В ночлежке судьба свела бывших: бывше­го слесаря и бывшего барона, бывшего актера и бывшего крючника. Никто не смог вернуться к прежнему состоя­нию и месту в жизни.
    В чем же состоит настоящая правда жизни, к которой должен стремиться человек? Этот вопрос обнаженно и ост­ро встает в пьесе, и на него по-разному отвечают различ­ные персонажи: Сатин, Лука, Костылев, Клещ, Настя и другие. Противоположные точки зрения в ответе на этот вопрос выражают Лука и Сатин.
    У Луки свое отношение к человеку. Он всех успокаи­вает, утешает, каждому дарит надежду. «Человека надо жалеть», считает Лука. Тяжело больную, умирающую Анну он уверяет, что на том свете ее ждет жизнь без стра­даний. Страдающего алкоголизмом Актера Лука застав­ляет поверить, что есть лечебница для алкоголиков; вору Пеплу он сулит светлую жизнь в Сибири. Да, в некоторых ситуациях утешительная ложь Луки необходима. Нужна ли правда безнадежно больной Анне, доживающей свои последние часы? Можно ли сказать человеку, что его дни сочтены?
    Но с другой стороны, каждый из обитателей ноч­лежки мечтает вырваться из лап Костылева, обрести свое счастье. А может, нужно сказать человеку правду и заставить его бороться за лучшую жизнь? Утешающая же ложь Луки разоружает людей перед жизнью, несет им духовную гибель. Исчезновение старика пробуждает в душе обитателей ночлежки беспокойство: как, чем жить? Утешения Луки дают надежду «сейчас», но со­крушают позже. Так наркоз снимает ощущение боли во время операции, но боль возвращается уже в палате. По­этому все, кого Лука наделил своим благодетельным сло­вом и кто поверил старцу, потрясены открывающимся им снова страданием и гибнут.
    Поясняя философскую сущность пьесы «На дне», Горький писал: «Основной вопрос, который хотел я пос­тавить, это — что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъектив­ный, а общефилософский».
    Антиподом Луки с его утешительными идеями вы­ступает в пьесе Сатин. Он шулер, человек опустившийся и ожесточившийся, как все обитатели ночлежки. В фило­софии Луки Сатину дорога его любовь к человеку, но не­приемлема «утешающая ложь», с помощью которой Лука пытается лечить душевные раны. Для Сатина «Сущест­вует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Человек! Это великолепно! Это звучит…гор-до!». Монолог Сатина — лишь яркая вспышка жажды правды и справедливости, которая не угасает и на дне, и где бы ни находился человек, он должен оставаться человеком. Провозглашая гордое стремление утвердить человека в его правах, Сатин как бы подводит итог ис­каниям правды обитателями ночлежки. Слова Сатина проникнуты верой в творчество человека, в его разум и могущество.
    Пьеса М. Горького «На дне» актуальна и в наше время. Прежде всего, писатель предупреждает нас об опасности жить иллюзиями. Особенно важен момент самосознания тех, кто привык к бездумному стихийному состоянию. Не стареет и священна для Горького потребность пробудить личность, ее способности к размышлению, к вере в свои силы и возможности, ибо все достойное на земле — дело человеческих «рук и мозга».

  12. Горький написал отличное произведение «На дне», которое и сегодня ставится в театрах, а ведь пьеса была написана более ста лет назад! Но, как ни печально прозвучит, сегодня также есть спивающиеся люди, места, где обреченные доживают последние дни. И сейчас имеются сломанные жизнью люди, имеются и те, кто утешает, дарит веру в себя, хоть она и мимолетная. До сих пор каждый из нас задается вопросом, что же для человека и его счастья нужно: реальность в правдивой информации, или же утешение во лжи?

    Человек и правда «На дне»

    Горький затронул тему человека и правды в своей пьесе. В работе писателя мы видим не единую для всех правду. У каждого героя она своя и мы можем найти тому подтверждение в цитатах. Герои рассуждают о том, что лучше: принять жизнь, как она есть или же услышать ложь, что создаст определенную иллюзию.
    Здесь мы встречаем Сатина. Он считает, что обманывать людей и жалеть их не нужно. Есть реальность, имеются факты и пусть эта действительность жестокая, но факты есть факты, что тут скрывать. По мнению Сатина, люди должны надеяться на себя. Его правда в том, что нет смысла в жалости. Он так и говорит: Какая будет польза тебе, если я тебя пожалею. Есть человек, все остальное — это рук его творения.
    Правда Бубнова — это гнет бесчеловечных обстоятельств. Это безверие. Он считает, что все рождены, чтобы умереть и жалеть друг друга тоже нет смысла.
    А еще мы встречаем Луку. Он считает, что исказить реальность, приукрашивая действительность с благими намерениями, не только можно, но и нужно. Это некий толчок к действиям, поэтому он пьянице рассказывает о бесплатном лечении, Анне, которая умирает, говорит о жизни после смерти. Он каждого попытался поддержать, пожалеть и подарить надежду.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *