Сочинение на тему на лингвистическую тему 7 класс по русскому языку

4 варианта

  1. Памятка по написанию сочинения на лингвистическую тему
    ( ГИА по русскому языку 9 класс)
    Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?
    Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».
    Лингви?стика (языкозна?ние, языкове?дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.
    Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.
    Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.
    Как может быть сформулировано задание С2?
    Формулировка задания, связанного с написанием сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, периодически менялась.
    В 2013 году в задании С2 в каждом варианте будут разные высказывания о языке.
    Как сформулировано задание С2 в демоверсии 2013 ?
    Внимательно прочитайте задание. Обратите внимание на то, что в нём сформулированы основные требования к сочинению. При написании сочинения старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы.
    Предлагаю пошаговую инструкцию по написанию сочинения С2.
    Шаг 1. Знакомимся с высказыванием
    Внимательно прочитайте высказывание о языке.  Осмыслите его. Выделите ключевые слова.
    Шаг 2.  Определяем основную мысль высказывания
    Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
    Примерные ответы:
    о богатстве, выразительности, точности русской речи;
    о средствах выражения мыслей;
    о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
    о взаимосвязи лексики и грамматики;
    о роли синтаксиса в человеческом общении;
    о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
    Шаг 3. Оформляем вступление
    Во вступлении необходимо раскрыть смысл высказывания.
    В этом вам помогут следующие слова и выражения:
    автор анализирует
    характеризует
    рассуждает
    отмечает
    доказывает
    сравнивает
    сопоставляет
    противопоставляет
    называет
    описывает
    разбирает
    подчёркивает
    ссылается на…
    останавливается на …
    раскрывает содержание
    отмечает важность
    формулирует
    касается
    утверждает
    считает, что …
    и т.д.
    Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.
    Можно применить цитирование, например:
    К.Г.Паустовский сказал: “Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом”. Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.
    Можно обойтись и без цитирования, например:
    Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.
    или:
    Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
    или:
    В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.
    ! Высказывание К.В.Паустовского  взято из демоверсии 2013 года.
    Шаг 4. Пишем основную часть
    Основную часть можно начать следующими фразами:
    Присмотримся повнимательнее к словам в тексте … (называем фамилию автора текста)
    Обратимся к тексту русского писателя … (фамилия автора текста)
    Докажем эту мысль на примерах из текста…
    Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста …
    Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
    Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:
    Таким образом, общие требования к аргументам таковы:
    примеров должно быть 2;
    примеры должны быть из указанного текста;
    приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.
    В прошлом году один пример должен был иллюстрировать лексические явления, другой – грамматические.
    Например:
    Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) – словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы “горечь и обида” (предложение 44), “разговор обеспокоил, удивил, обидел” (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).
    Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов – это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово “Танечка” из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
    При оформлении примеров можно использовать вводные слова “во-первых”, “во-вторых” и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.
    Шаг 5. Пишем заключение
    В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.
    Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
    Начать вывод можно следующими словами и фразами:
    Таким образом, …
    Итак, …
    Следовательно, …
    В итоге можно прийти к такому выводу: …
    В заключение можно сказать, что …
    Мы убеждаемся в том, что …
    Обобщая сказанное, …
    Из этого следует, что …
    и т.д.
    Например:
    Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль  К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные  слова для  выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
    или:
    Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков  мыслей, чувств и оценок автора текста.
    Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:
    1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).
    2. Аргументация:
    а) аргумент-пример №1;
    б) аргумент-пример №2.
    3. Вывод.
    Каждую часть начинаем с красной строки.
    То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца.
    А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.
    ! За отсутствие абзацев снимают баллы.
    Образец сочинения-рассуждения по проекту демоверсии 2013
    При написании данной статьи были использованы материалы из следующих источников:
    сайт “Капканы ЕГЭ” Бенделевой Л.М.;
    дидактические материалы Сафиной Р.Г.;
    “ЕГЭ 2013. Русский язык. Эффективная методика” И.В.Пасичник.

  2. Готовые сочинения на лингвистическую тему

    Сочинение 19
    Двоеточие (2 вариант)
    Двоеточие – знак препинания в виде двух точек, расположенных одна над
    другой. На письме без двоеточия обойтись невозможно. Какие случаи использования
    этого знака я встречаю в тексте?
    Во-первых, в предложении 2 «… Сыроежкин решил идти в самую дальнюю
    булочную: может, кого-нибудь встретит…» этот знак ставится в бессоюзном сложном
    предложении, вторая часть которого указывает на причину того, о чём говорится в
    первом.
    Во-вторых, в предложении 6, представляющем собой сложное с разными видами
    связи, двоеточие ставится в той его части, где второе предложение раскрывает смысл
    первого: «Так, игра: хочется, чтобы …».
    Таким образом, в этом тексте двоеточие используется в бессоюзном сложном
    предложении, и обойтись без него нельзя.
    ( 107 слов)
    Сочинение 20
    Вопросительный знак
    «Что такое вопросительный знак? – пошутил однажды Михаил Светлов. – Это
    состарившийся восклицательный!» Мы понимаем глубокий смысл, заключённый в этой
    шутке, но никак не можем согласиться с представлением о вопросительном знаке,
    как о сгорбленном старике. Вопросительный знак вечно молод и полон сил, хотя и
    существует столько же, сколько и существует человечество. В этом тексте
    вопросительный знак встречается несколько раз, выполняя разные функции.
    Во-первых, в предложениях 8,9,10 «Кого ты испугался? Пурги? Тебе хочется
    кричать?» этот знак препинания ставится в конце вопросительного предложения.
    Во-вторых, в предложениях 36,37 , представляющих собой прямую речь, знак
    служит для того, чтобы создать вопросительно-риторическое предложение,
    содержащее в себе вопрос, на который не ожидается ответа.
    В-третьих, в предложении 30, являющемся частью диалога, этот знак
    предопределяет вопросно-ответную форму общения.
    Таким образом, мы можем сделать вывод, что самые разнообразные вопросы
    могут встретиться вместе «под одной крышей» в одном и том же художественном
    тексте. И это неудивительно: вопросы – двигатель человеческого познания.
    (150 слов)
    Сочинение 21
    Запятая
    Запятая возникла ещё в XV веке и с тех пор стала одним из самых
    распространённых знаков препинания. Однако многие из нас недооценивают всей
    важности запятой. Но стоит лишь вспомнить фразу: «Казнить нельзя помиловать» –
    как тут же наш взгляд на этот знак препинания меняется. Ведь порой от запятой
    зависит человеческая жизнь! В предложенном для анализа тексте запятые
    встречаются несколько раз, выполняя различные функции.
    Во-первых, запятая служит для выделения синтаксических конструкций внутри
    предложения: причастного оборота, деепричастного оборота, уточнения,
    сравнительного оборота, вводных и вставных конструкций. Так, в предложении 2
    «Немцы, должно быть, вскоре заметили его» этот знак выделяет вводное слово.
    Во-вторых, в предложении 7 «Надо было отыскать другой конец…провода,
    проползти до него» запятая используется для отделения однородных сказуемых друг
    от друга.
    Таким образом, запятая – важный пунктуационный знак, помогающий понять
    структуру предложения, а значит, и его смысл.
    ( 135 слов)
    Сочинение 22
    Восклицательный знак
    Бесконечен мир человеческих чувств: радость, гнев, печаль, страх, счастье…В
    устной речи эти чувства передают не только слова, но и выражения, жесты,
    звучание голоса. В письменной речи «носителем самых разнообразных чувств служит
    лишь восклицательный знак». В предложенном для анализа тексте восклицательный
    знак встречается несколько раз, выполняя различные функции.
    Во-первых, предложение 54 «У меня лучшая профессия на свете!» с
    восклицательным знаком выражает радость.
    Во-вторых, в предложении 23 «Это же жутко: бесполезный работник!» этот знак
    в конце предложения используется для выражения недоумения.
    В-третьих, в предложении 8 «Вы только подумайте, что за больной пошёл!»
    восклицательный знак помогает выразить удивление.
    В-четвёртых, в предложении 16 «И все такие нервные, злые, все только о
    своих болячках и говорят!» этот знак используется для выражения
    неудовлетворения.
    В-пятых, в предложениях 2, 3 «Нет, кто бы мне посочувствовал! Как мне
    трудно!» восклицательный знак будто бы привлекает внимание, призывает кого-то
    на помощь.
    В-шестых, в предложениях 27-28 «Не спеши! Не скачи. Подумай сперва как
    следует!» этот знак выступает в роли «строгого командира», то есть выражает
    приказ.
    В-седьмых, в предложении «Смилуйся, государыня рыбка!» восклицательный знак
    выступает в роли «попрошайки», то есть используется для выражения просьбы.
    Таким образом, могу сделать вывод о том, что не зря говорят: и у знаков
    бывает настроение! А восклицательный знак – яркий тому пример!
    (205 слов)
    Сочинение 23
    Тире
    Тире – один из знаков препинания, используемых во многих языках. В русскую
    письменность тире ввел писатель и историк Н. М. Карамзин. Первоначально знак
    назывался «черта», а слово «тире» началось встречаться с начала 20-х годов
    восемнадцатого века. С тех пор тире является одним из самых распространённых
    отделяющих знаков препинания. В предложенном для анализа тексте этот знак
    встречается несколько раз, выполняя различные функции.
    Во-первых, в предложении 10 «Быть мужественным – долг человека перед
    жизнью» тире выполняет разделительную функцию, отделяя подлежащее от
    сказуемого.
    Во-вторых, в предложении 28 «Великое это качество – мужество – можно
    увидеть не только в отдельном человеке, но и в целом народе» этот знак играет
    выделительную роль, обособляя приложение.
    В-четвёртых, в предложении 13 «Пружина – главное в часах…» тире указывает на
    пропуск глагола «есть».
    В-пятых, в предложении 36 «Да любит она ли нас? – впервые подумал я» тире
    отделяет прямую речь от слов автора.
    Таким образом, тире – очень важный пунктуационный знак, без которого смысл
    предложения был бы не ясен.
    ( 173 слова)
    Сочинение 24
    Точка с запятой
    Точка с запятой – это отделительный знак препинания, который впервые введён
    итальянским печатником Альдом Мацием, использовавшим его для разделения
    противоположных слов и независимых частей сложноподчинённого предложения. После
    него в своих сонетах точку с запятой использовал В.Шекспир. В русских текстах
    этот знак препинания появился в конце XV века и нашёл весьма широкое
    применение. В предложенном для анализа тексте точка с запятой встречается
    неоднократно, выполняя различные функции.
    Во-первых, в предложении 5 «Варя сидела, всматриваясь в окно; Петр не
    отрывал от неё глаз» этот знак препинания используется для отделения частей
    бессоюзного предложения.
    Во-вторых, в предложении «Варя и он были почти одних лет; но тогда он был
    студентом…» точка с запятой отделяет части сложносочинённого предложения.
    В-третьих, в предложении «Огонь то ярко вспыхивал, то почти что затухал; то
    взмывал вверх, то стлался по земле» этот знак препинания используется для
    отделения однородных членов друг от друга.
    В-четвертых, в предложении «Смотритель осведомился, куда надобно было ему
    ехать; объявил, что его лошади ожидали…» точка с запятой отделяет соподчиненные
    придаточные.
    Таким образом, точка с запятой – важный знак препинания, передающий логику
    предложения, связь между его частями. (178 слов)
    Сочинение 25
    Кавычки
    Кавычки – это парный знак препинания, который употребляется для выделения
    прямой речи, цитат, названия литературных произведений, газет, журналов,
    предприятий, а также отдельных слов, если они встречаются в тексте не в своём
    обычном значении. Какие случаи употребления кавычек нахожу в этом отрывке?
    Во-первых, в предложении 26 ««Мы им гордимся», – говорил педагог» кавычки
    используются для выделения прямой речи.
    Во-вторых, в предложении 33 «А спустя время пришла и правительственная
    награда – медаль «За спасение погибающих» кавычки используются для выделения
    приложения.
    Таким образом, могу сделать вывод, что кавычки очень важный и необходимый
    знак препинания.
    (90 слов)
    Сочинение 26 (2)
    Нужны ли кавычки как знак препинания.
    Кавычки как знак препинания стали употребляться в конце 18 века. Учёные
    считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. Этимологические
    словари русского языка разъясняют, что слово «кавычки» произошло от «кавыка»,
    то есть «крючок», «помеха». Кавычки, являясь выделительным знаком, имеют
    разнообразные значения. Какие примеры употребления кавычек нахожу в этом
    тексте?
    Во-первых, в предложениях 23-25 и других кавычки выделяют в тексте чужую
    речь, оформленную как прямую речь. Например, предложение 26(Подходим к старику,
    спрашиваем: «Чем вам помочь, дедушка?»)
    Во-вторых, в предложении 19 автор берёт слово «случайно» в кавычки,
    употребляя его в двойном значении.
    Таким образом, могу сделать вывод, что однозначность выделительной функции
    кавычек не мешает им иметь разнообразные, частные значения и знать их просто
    необходимо.
    (119 слов)
    Сочинение 27
    Скобки
    Скобка – письменный парный знак, служащий для обособления какой-нибудь
    части текста. Какие случаи использования этого знака встречаю в эссе?
    Во-первых, в предложении 6 «На другое утро (я уже проснулся) стук палки
    раздался у меня под окном» скобками выделяется вставная конструкция.
    Во-вторых, в предложении 14 «Вспомнились слова Базарова: «Природа не храм,
    а мастерская, и человек в ней работник» (Тургенев) скобки используются при
    указании на источник цитаты.
    Таким образом, могу сделать вывод, что скобки очень важный пунктуационный
    знак, помогающий понять структуру предложения, а значит, его смысл.
    (84 слова)
    Сочинение 28
    Многоточие
    Многоточие – это знак препинания в виде трех рядом поставленных точек,
    означающий недоговоренность, возможность продолжения текста. В старину этот
    знак назывался «отточие». Какие случаи употребления многоточия встречаю в
    тексте?
    Во-первых, в предложениях 18 «Немцы, осмелев, с криком набегают на него…» и
    26 «Бойцы поняли, как была восстановлена линия связи…» этот знак обозначает
    недосказанность, возможность продолжения текста.
    Во-вторых, в предложении 17 « Только бы не разжать…» многоточие
    используется для обозначения недоговоренности: «А если бы он разжал зубы? Связь
    не была бы восстановлена, и наступление было бы сорвано».
    Таким образом, могу сделать вывод, что многоточие наряду с общей
    отделительной функцией обладает рядом конкретных, разнообразных значений,
    которые чаще всего отражают эмоциональную окраску речи. (110 слов)
    Сочинение 29
    Зачем нужна орфография?
    На нашей планете много разных народов, и все они общались и общаются друг с
    другом. Поэтому не удивительно, что некоторые слова из одного языка
    перекочёвывают в другой. Так и забрели однажды в наш язык два греческих корня:
    «орфо», что означает «правильно», и «графо» – «пишу». Соединились эти корни. И
    получилось слово «орфография». В переводе на русский язык оно означает
    «правописание». Существует множество орфографических правил, важнейшим из них
    является правописание приставок. Разные приставки пишутся по разным правилам, в
    зависимости от этого их делят на группы. Какие же группы приставок встречаю в
    этом тексте?
    Во-первых, в предложении 5 нахожу слова «отдавали», «подносили». В данном
    случае приставки от- и под – пишутся всегда одинаково, независимо от их
    произношения.
    Во-вторых, в предложении 13 встречаются слова «рассмотреть», «разглядеть».
    Правописание этих приставок зависит от глухости либо звонкости согласного,
    стоящего перед приставкой.
    В-третьих, в предложении 2 встречается слово «присоединились., Здесь
    правописание приставки при- зависит от её значения – присоединение.
    Таким образом, могу сделать вывод, что нам не обойтись без знания
    орфографических правил, помогающих писать грамотно. (170 слов)
    Сочинение 30
    Роль публицистического стиля в речи
    Публицистика – это стиль речи, применяющийся в общественно-политической
    сфере жизни. Он используется в газетах, журналах, в передачах радио и
    телевидения, в выступлениях на собраниях и митингах. Это стиль общественных
    деятелей, журналистов, писателей-публицистов. Роль публицистики в речи очень
    велика. Убедимся на примере этого текста.
    Во-первых, публицистический стиль речи служит для того, чтобы сообщить
    информацию о жизни страны. В предложении…(Вставляю пример)
    Во-вторых, публицистика помогает воздействовать на массы, сформировать
    определённое отношение к общественным делам, сформировать гражданскую позицию.
    В предложении…(Вставляю пример)
    Таким образом, могу сделать вывод о том, что публицистический стиль речи,
    служащий для освещения актуальных тем общественно-политической жизни, очень
    важен в жизни.
    (101 слово)
    Сочинение 31
    Каковы функции частиц в русском языке?
    Частица – это служебная часть речи, предназначенная для выражения значения
    оттенков слов или предложений, а также для формообразования. Существует
    множество разрядов частиц. Какие из них встречаю в этом тексте?
    Во-первых, в предложении 7 нахожу формообразовательную частицу «бы»: «И
    земля бы лежала пепельная».
    Во-вторых, в предложениях 1, 5 , 16 встречаю самую употребительную в речи
    частицу «не», передающую значение отрицания: «Он не понимал этого».
    В-третьих, в предложении 20 нахожу вопросительную частицу «неужели»:
    «Неужели никто не придёт на эти заброшенные земли?».
    В-четвертых, в предложении 24 встречаю восклицательную частицу «что за»:
    «Что за человек так плохо заботился об этой земле?!»
    Таким образом, разнообразные частицы, встречающиеся в тексте, позволяют
    образовать наклонения глагола или выразить различные оттенки значения в
    предложении. (119 слов)
    Сочинение 32
    Союз «чтобы»
    Союз – это служебная часть речи. Само название этого слова намекает на его
    роль. В. Даль в своём «Толковом словаре живого великорусского языка» даёт одно
    из значений слова союз: «… соединение двух или многих для известной цели…,
    часть речи, частичка, связующая слова». В предложенном для анализа тексте союз
    «чтобы» встречается несколько раз, присоединяя различные придаточные в
    сложноподчиненном предложении.
    Во-первых, в предложении 5 «Лес рубили так, чтобы вековые дубы и ели своими
    вершинами падали к югу» союз «чтобы» используется для присоединения придаточного
    образа действия и степени к главному в сложноподчинённом предложении.
    Во-вторых, в предложении 16 «Суворов требовал, чтобы мужество и храбрость
    солдат были соединены со знанием военного дела» союз «чтобы» присоединяет
    изъяснительное придаточное к главному в сложноподчиненном предложении.
    В-третьих, в предложении 23 «Пришлось остановиться, чтобы навести порядок»
    этот союз употребляется для присоединения придаточного цели к главному в
    сложноподчиненном предложении.
    Таким образом, союз «чтобы» – это весьма многообразный союз, но, встречаясь
    в разных предложениях, он решает одну и ту же функцию: служит для связи
    синтаксически неравноправных единиц (придаточного и главного) в
    сложноподчиненном предложении.(172 слова)
    Сочинение 33
    Роль диалогов в художественном тексте.
    Вы представляете художественное произведение, где все герои молчат?
    Конечно, нет. А разговаривают они при помощи диалогов, вставленных в канву
    художественного текста. Диалог-форма общения героев произведения. Он имеет свои
    синтаксические особенности.
    Во-первых, в этом тексте он носит характер вопросно-ответной формы
    (предложение 19-20):
    -Я плохо разбираюсь, может, вы поясните?
    -Что именно? – сухо спросила девица.
    Во-вторых, диалог в художественном произведении включает в себя
    односоставные предложения, отличающиеся богатством и разнообразием интонации
    (предложение 20-23):
    -Что именно?
    -Название?
    Могу сделать вывод, что без разговоров персонажей книги, представленных в
    тексте в виде диалогов, не будет самого художественного произведения.
    (96 слов)
    В предыдущем материале ориентировали вас в качестве первого аргумента брать
    правильный ответ из задания А3. Но если вы не знаете хорошо тропы (метафоры,
    эпитеты и т. д.), то ошибка обеспечена. Аргумент не будет засчитан… Надежнее использовать
    задание В1, где указано уже, какая это лексическая единица: разговорное слово,
    термин или просторечие… Остается только сделать вывод, какую роль он играет в
    тексте.
    Для второго аргумента задание В4 и В5 брать также опасно: вдруг
    неправильно определите предложение с однородными членами или вводным словом.
    Откровенная подсказка для аргумента содержится в задании В7, где назван вид
    сложного предложения. Остается только определить его роль в этом тексте.
    Думаю, это небольшое замечание вам пригодится: кто предупрежден, тот
    вооружен…
    Консультация по написанию
    сочинения на лингвистическую тему

    Девятиклассники, вы уже
    знаете, что написать сочинение на лингвистическую тему можно по
    шаблону
    .
    Вот вариант вступления: «
    Г. Степанов, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка.
    Лексика отражает наше представление о мире, а грамматика позволяет создать
    связное высказывание, текст».

    А это вариант вывода в
    сочинении: «Могу уверенно сказать, что прав
    был известный лингвист Г. Степанов, утверждавший, что «Словарь языка
    свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

    А вот с аргументами будет
    сложнее, но выход есть. Обратите внимание на задание А3, где нужно отыскать метафору,
    эпитет, антоним и т. д. Правильно выполнив его, вы сможете использовать этот
    пример в качестве первого аргумента. Например, « В предложении 12 «Одним словом, компьютерные игры –
    это палка о двух концах» нахожу фразеологизм. Он имеет значение: «То, что может
    кончиться хорошо или плохо»
    . Открываете сочинения на
    лингвистическую тему, которые расположены на нашем сайте, находите сочинение о
    фразеологизмах и определяете роль данного фразеологизма в предложении: выступает
    в качестве синонима.

    Второй аргумент вы можете
    найти в задании В5, касающемся
    вводных слов. Но в нашем тексте и искать ничего не надо: в предложении 12 есть
    вводное слово. Аргумент может выглядеть так: «Интересно предложение 12 и с
    точки зрения грамматики, где я нахожу вводное слово, указывающее на прием и
    способ оформления мысли».
    (Лингвистический
    комментарий к аргументу нашла в сочинении о вводных словах).
    А сейчас соединим все, что
    мы приготовили к сочинению.
    Сочинение
    Г. Степанов, на мой
    взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Лексика отражает наше представление
    о мире, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст.

    В предложении 12 «Одним
    словом, компьютерные игры – это палка о двух концах» нахожу фразеологизм. Он
    имеет значение: «То, что может кончиться хорошо или плохо»,- и выступает в
    предложении в качестве синонима.

    Интересно предложение 12 и
    с точки зрения грамматики, где я нахожу вводное слово, указывающее на прием и
    способ оформления мысли.

    Могу уверенно сказать, что
    прав был известный лингвист Г. Степанов, утверждавший, что «Словарь
    языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

  3. Ответ оставил Гость
    В лингвистике, действительно, иногда выделяют эти слова в самостоятельную часть речи, называемую словами категории состояния (предикативными наречиями, безлично-предикатив­ными словами). Слова этой группы делятся на слова, которые могут употребляться и в других синтаксических позициях (ср.: Море тихо (прил.) — Он сидел тихо (нар.) — В классе тихо (кат. сост.)), и слова, которые могут употребляться только в функции сказуемых безличных предложений: можно, нельзя, боязно, совестно, стыдно, пора, жаль и др. Отличительной особенностью этих слов является то, что они не сочетаются с подлежащим и теряют способность обозначать признак действия (весело) или предмет (лень). Однако в лингвистике также широко распространена точка зрения, согласно которой слова категории состояния считаются подгруппой наречий. При таком описании в наречие объединяются неизменяемые (или имеющие только степени сравнения) слова, которые могут выступать только в функции обстоятельства (пешком, направо, куда), в функции обстоятельства и сказуемого безличного предложения (хорошо, холодно) или только в функции сказуемого безличного предложения (стыдно, жаль, нельзя).”

  4. ШАБЛОНЫ СОЧИНЕНИЙ-РАССУЖДЕНИЙ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
     
    Сочинение-рассуждение на тему: «Почему в конце предложения употребляются
    разные знаки препинания?»
    Вступление
    Чтобы определить границы предложения, употребляются такие знаки препинания, как точка, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие. Но почему в конце предложения употребляются разные знаки препинания?
    Основная часть
    Раньше всех, как утверждают учёные, появилась точка. Это слово образовано от слова «точь», которое этимологически связано с глаголом «ткнуть». В древнерусских текстах точка иногда ставилась не только в конце предложения, но и между словами и даже внутри слов. В наши дни этот знак препинания ставится после повествовательных или побудительных предложений, если в них дополнительно не выражено чувство. * Таких предложений в прочитанном нами тексте большинство. Например: …………………………………………………………..(предложение 14).**
    Вопросительный и восклицательный знаки стали употребляться в XVI веке. Причём известно, что восклицательный знак появился несколько позже, чем вопросительный.
    В конце предложения, выражающего вопрос, ставится вопросительный знак.
    * Вопрос выражает (указать номер) предложение из прочитанного текста: «………………….». Вопрос выражает и (указать номер) предложение: «………………………………………». Поэтому в конце этих предложений поставлен вопросительный знак. **
    В предложении могут выражаться сильные чувства. Согласно правилу, в конце таких предложений ставится восклицательный знак. * Найдём в тексте такие предложения. Это (указать номер) предложение: «…………………..». Сильные эмоции выражены и в (указать номер) предложении. **
    Многоточие как знак препинания стало употребляться только в конце XVIII века. Это знак незаконченности или обрыва предложения.* В тексте таким является (указать номер) предложение: «…………………….». **
             Заключение
             Как мы видим, выбор одного из четырёх отделительных знаков определяется смыслом предложения, а также зависит от интонации.
    ПРИМЕЧАНИЕ:
    * – тезис
    ** – аргумент
    Жирным шрифтом выделены предложения, соединяющее тезис с доказательством,   доказательство с выводом.
    2. Сочинение-рассуждение на тему: «Что может рассказать о слове его суффикс?»
      
    Смысл суффикса всегда обобщённый, поэтому одни и те же суффиксы могут присутствовать в совершенно разных словах. Что же может нам рассказать о слове морфема, стоящая за корнем перед окончанием и называемая суффиксом?
    Оказывается, очень многое. По суффиксам мы можем определить часть речи. ** Так, например, слова с суффиксами -ск-, -н-, -чив-, -лив-, -ический являются прилагательными. В тексте суффикс -н- имеет слово ………. (предложение….); суффикс –ический присутствует в слове ……… (предложение …); а суффикс -ск- мы обнаружим в слове ……… (предложение…). Все эти слова являются именами прилагательными, так как обозначают признаки предметов. **
    По суффиксам имён существительных мы можем определить их род. * Так слова, оканчивающиеся суффиксами -тель, -ик, -ник, -чик, -арь, -изм всегда являются словами мужского рода. Слова с суффиксом –ник имеются в ….. предложении ( в скобках привести эти слова, не заключая их в кавычки), а слово с суффиксом –тель мы найдём в … предложении (……). Названные слова относятся к мужскому роду, поскольку к ним можно подставить местоимение мой. **
    Суффиксы могут придавать слову различные оттенки. * Так прилагательное приобретает уменьшительно-ласкательный оттенок, если в нём есть суффикс -еньк-. Прочитаем … предложение: «………………………………………». Прилагательное «………» имеет уменьшительно-ласкательный оттенок.**
    Таким образом, суффиксы помогают нам установить часть речи, род имён существительных, вносят смысловые оттенки в слова. А это значит, что они раскрывают морфологию слова и его лексическое значение.
    3. Сочинение-рассуждение на тему: «Зачем нам нужны разные виды прилагательных?»
    При создании текста автор, давая предметам и явлениям характеристики, называет разные их признаки. Для этого он использует разные виды прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Для чего это нужно?
       Известно, что качественные прилагательные обычно обозначают цвет, размер, внутреннее и внешнее качество, оценку предмета. * В …предложении текста автор приводит словосочетания: (приводим примеры, заключаем их в кавычки). В этих словосочетаниях использованы качественные прилагательные, что легко доказать. Прилагательные «….» и «….» имеют степени сравнения, сочетаются с наречиями «очень», «чрезвычайно», а это – грамматические признаки качественного прилагательного. **
    Относительные прилагательные обычно обозначают признаки, связанные с материалом, временем, местом. * С местом связано прилагательное «…» в … предложении текста. Кроме того, словосочетание «…» можно легко заменить сочетанием двух существительных: «…». Известно, что данное свойство является основным признаком относительного прилагательного. **
    Притяжательные прилагательные указывают на принадлежность лицу или животному. * Такое прилагательное мы находим во … предложении текста: « ………………». Прилагательное «…» отвечает на вопрос «чьи?» и имеет один из суффиксов, характерных только для притяжательных прилагательных. **
           Из сказанного можно сделать определённый вывод. В текстах используются разные виды прилагательных потому, что каждый из этих видов имеет свои грамматические признаки и лексическое значение.
    4. Сочинение-рассуждение на тему: «Зачем нужны деепричастия?»
           Термин «деепричастие» возник в XVII веке, и объяснить его можно как «причастность к действию». Какую же функцию выполняет деепричастие в предложении?
           Деепричастие обозначает в предложении добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. * Докажем данное утверждение. Для этого обратимся к …. предложению текста: «……………………». Здесь деепричастие «…» выражает добавочное действие к глаголу «…» – действие словно дорисовывается. Однако зачем это нужно? Перечитав ещё раз предложение, мы понимаем, что событие, при описании которого автор использует деепричастие, в нашем восприятии становится живописнее. **   
           Обратимся к … предложению: «……………….». В этом предложении к глаголу «…» относятся сразу два деепричастия «…» и «…». Эти деепричастия создают яркую картину «действий» в дополнение к основному действию, выраженному глаголом.**
           Следовательно, деепричастия «украшают» глагол, дополняют его другими действиями. Они нам нужны, чтобы речь была выразительной и яркой.
    5. Сочинение-рассуждение на тему: «Имя существительное – важнейшая часть речи»
         Без имени существительного, как я думаю, невозможны были бы знание и наука, наше общение. Ведь именно существительные дают имена всем предметам и явлениям действительности, а также обозначают свойства, качества, действия или состояния.
    По количеству слов имя существительное самая представительная часть речи, почти каждое второе слово в нашей речи – это имя существительное. * Так, например, в … предложении прочитанного мною текста из (указать количество ) слов (указать количество) – это имена существительные. **
    Существительные, на мой взгляд, являются важной частью речи ещё и потому, что от них образуются прилагательные. * Например, в тексте имеются имена прилагательные «…» (предложение …), «…» (предложение…), «…» (предложение…), «…» (предложение…), которые образованы от имён существительных.
    Мне кажется, что мы можем говорить об имени существительном как о важнейшей части речи также потому, что с наиболее характерными для русского языка понятиями рода, числа, падежа, склонения мы впервые знакомимся, изучая именно имя существительное. * Каждый из нас легко определит, что в … предложении имеются существительные всех трёх родов: …, …, ….. Также легко мы найдём в тексте слова, имеющие множественное или единственное число, установим их склонение и падеж. **
           Обобщая всё сказанное, я могу с уверенностью утверждать, что имя существительное является важнейшей частью речи.
    6. Сочинение-рассуждение на тему: «Временные формы глаголов»
    Мы знаем, что в русском языке глаголы могут употребляться в настоящем, прошедшем и будущем времени. (указать фамилию автора текста) в прочитанном нами тексте мастерски использует разные временные формы глагола.
    В… и … предложениях глаголы имеют форму прошедшего времени, так как обозначают действия, осуществляемые в определённый момент прошлого. А вот в … предложении мы находим как глаголы прошедшего, так и глагол настоящего времени. Удивительно то, что глаголы прошедшего времени (примеры в скобках записываем без кавычек) не относят действие в прошлое, а обозначают их как происходящее в одной временной плоскости с глаголом настоящего времени (…). Возможность сопряжения глаголов разных времён без нарушения временной перспективы – это одно из замечательных свойств временной системы глагола в русском языке.
    В… предложении автор вновь применяет сопряжение глаголов разных времён. Например: …, …, …. – это глаголы настоящего времени, которые указывают, что действие происходит в настоящем времени. И в этом же предложении имеются глаголы будущего времени: …, …, указывающие, что события, о которых говорится в тексте, наступят после момента речи.
    В сочетании глаголов разных времён заключён один из художественных эффектов прочитанного нами текста.
    7. Сочинение-рассуждение на тему: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»
    (Имя одного их участников диалога), конечно, ты знаешь, что на границе частей бессоюзного сложного предложения запятая ставится тогда, когда эти части равноправны по смыслу.
    Таким предложением в прочитанном тексте, например, является … предложение: «……….».
    Но всегда ли части бессоюзного сложного предложения являются равноправными?
    Прочитав… предложение текста, легко установить, что его вторая часть раскрывает содержание первой. «…………». А что именно…….? Оказывается, ……..
    А теперь обратимся к … предложению текста: «…………..». Почему……..? Да потому, что «…». Значит, в этом предложении вторая часть указывает на причину совершения того, о чём говорится в первой части.
    Согласно правилам пунктуации, между частями рассмотренных нами бессоюзных сложных предложений надо поставить двоеточие.
    Тире имеет иные смысловые нагрузки. Этот знак препинания отмечает границы резкого противопоставления, быстрой смены событий, сравнения и т. д. В прочитанном тексте таких предложений нет.
    (Имя участника диалога), я полагаю, теперь ты поняла, что тире и двоеточие в бессоюзном сложном предложении так же необходимы, как и запятая. Они помогают установить смысловые отношения между частями сложного предложения. В то время как запятая используется для того, чтобы разделить предложение на равноправные части, отделить эти части друг от друга.
    8. Сочинение-рассуждение на тему: «Употребление запятой перед союзом И»
    Сочинительный союз и является простым соединительным союзом. Он связывает между собой однородные члены простого предложения или простые предложения в составе сложного предложения. Этот союз бывает одиночным и повторяющимся.
    В прочитанном нами тексте в … , … , … и … предложениях перед союзом и запятая не стоит. Почему? Для того чтобы ответить на этот вопрос, попробуем разобраться, какую функцию выполняет данный союз в указанных нами предложениях. Оказывается, что союз и является одиночным союзом, который связывает однородные члены предложения: … и…, … и …, … и… . Согласно правилу запятая в этом случае не ставится.
    В …, …, и … предложениях перед союзом и стоит запятая. Чтобы понять, почему в этом случае поставлена запятая, определим вид предложений. Все перечисленные предложения имеют две грамматические основы, являются независимыми друг от друга и соединяются сочинительной связью. Значит, перед нами сложносочинённые предложения. Простые предложения, входящие в состав этих сложносочинённых предложений не имеют общего второстепенного члена, поэтому перед союзом и, согласно правилу, ставится запятая.
    Правил постановки запятой, перед одиночным и повторяющимся союзом и достаточно много. Эти правила надо знать и применять на письме, так как правильная постановка запятых помогает установить правильное смысловое соотношение между словами и придать предложению правильное звучание.
    9. Сочинение-рассуждение на тему: «Роль частиц в предложении»
    Частицы не являются названиями предметов, признаков предметов. Зачем же они тогда нужны?
    Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос, обратимся к … предложению из прочитанного текста: «…………..». В этом предложении (назвать автора) употребил частицы бы, не, ни. Каждая из этих частиц имеет своё значение и выполняет определённую функцию. Частица бы является формообразующей. Для отрицания служит частица не, а для усиления имеющегося в предложении отрицания применена частица ни.
    В … предложении: «…………» присутствует частица же, которая усиливает… .
    Приведённые нами примеры подтверждают, что каждая частица вносит дополнительные оттенки в значение слов.
    В заключение стоит заметить, что роль частиц (и не только в этом тексте, но и в любом другом) велика. Если бы не было частиц, то произведение потеряло бы часть своих красок. Ведь с помощью частиц авторы уточняют, усиливают, выделяют те слова, которые необходимы для выражения идейно-художественного содержания текста.
          
    10. Зачем нужна пунктуация?
    Знаки препинания появились намного позже, чем была изобретена письменность. Без пунктуации люди прекрасно обходились если не тысячи, то сотни лет. Зато современный человек вынужден тратить годы на овладение этой премудростью. А может быть напрасно?
    Пунктуация – важный раздел языкознания, который изучает постановку знаков препинания. Без пунктуации в языке не обойтись. Вспомнить хотя бы хрестоматийную фразу: «Казнить нельзя помиловать». Понять это предложение однозначно можно, лишь поставив правильно запятую!
    Знаки препинания: вопросительный и восклицательный знаки, многоточие – помогают нам записать выразительную, эмоциональную речь, передать настроение. По сути они являются своеобразным комментарием к тексту. Так, в предложении….
    Запятые выполняют разделительную и выделительную функцию. Они могут разделять однородные члены или части сложного предложения, как в предложении … («…») Также они могут выделять обособленные члены или слова, грамматически не связанные с предложением, как в предложении … («…»).
    Двоеточие и тире выражают логические отношения между частями бессоюзного сложного предложения, указывают на смену автора высказывания. Например, в …..
    Без сомнения, без пунктуации в письменной речи не обойтись. Иначе автору придётся стать либо невыносимо многословным (ведь каждый вздох, дрожь в голосе, изумлённо поднятая бровь и т. д. должны быть описаны словами), либо потерять слишком многое.
    11. Зачем нужна пунктуация?
    Знание пунктуации обогащает возможности письменной речи. Письменная речь без знаков препинания или при неправильном их использовании очень трудна для понимания. Знаки препинания либо разделяют текст на основные синтаксические единицы – предложения, либо выделяют отрезки и единицы речи внутри предложения.
    В тексте (назвать автора текста) основным разделительным знаком препинания является точка (предложения … и … абзацев). Так, с помощью этого знака препинания автор разделил … абзац на … предложений, имеющих смысловую и интонационную законченность. Конец предложения автор обозначает ещё вопросительными (предложения … и …) и восклицательными знаками препинания: в предложениях …, …, … выражены эмоции героев произведения. Читая вслух, мы должны произносить их с повышением тона. Запятая (в данном тексте это часто встречающийся знак препинания) выполняет не только разделительную, но и выделительную функцию: в предложениях …, …, … запятая разделяет части сложноподчиненных предложений, а в предложениях …, …, … запятыми выделены обращения.
    Таким образом, пунктуация регулирует расстановку знаков препинания в письменной речи и облегчает зрительное восприятие и понимание текста.
    12. Зачем нужна орфография?
    Мне часто приходится слышать жалобы и сетования некоторых одноклассников: «Что за орфография у нас? Не верь ушам своим – слышится одно, а пишется совсем другое. Может быть, да ну её, эту самую орфографию?».
    Орфография – важный раздел языкознания, который изучает правила написания слов.
    Без орфографии в языке не обойтись. Ведь грамотно написанное слово – это ключ к пониманию чужих мыслей и выражению своих.
    Слова, одинаково звучащие, могут писаться совершенно по-разному. И это не для того, чтобы запутать бедных учеников, а для того чтобы различать значения слов. Так, например, в предложении … слово «…» пишется (слитно, раздельно, через дефис, с гласной, согласной) А если бы мы написали это слово «…», то предложение получило бы совсем другой смысл. … Или вот ещё один наглядный пример, доказывающий необходимость знания правила об употреблении прописных букв, ведь в основе его лежит разграничение имён собственных и нарицательных: «………….».
    Без сомнения, без орфографии в письменной речи не обойтись.
    13. Шаблон для написания сочинения о роли вводных слов
    Вводные слова – специальные слова,   при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает.
    Вводные слова могут выражать уверенности и неуверенность.
    С их помощью можно передавать различные чувства.
    А что вы будете делать, если вам надо сообщить, откуда вы взяли данную информацию? Конечно, вы тогда будете использовать вводные слова, указывающие на источник сообщения.
    В научном стиле, где главное – логика, вы будете использовать вводные слова, указывающие на порядок мыслей.
    Часто мы думаем, что вводные слова не нужны, но мы сами не замечаем, как используем их в речи.
    14. Шаблон для написания сочинения о роли средств выразительности в речи
    В художественном и публицистическом стилях речи широко используются изобразительно-выразительные средства.
    Так, например, эпитеты – красочные определения – делают речь яркой и выразительной.
    Метафоры – слова в переносном значении – придают речи образность.
    Риторический вопрос создаёт вопросно-ответную форму изложения и иллюзию диалога с читателем. (По данной теме надо найти выразительные средства в тексте и посмотреть, какую роль они там играют)
    Без выразительных средств наша речь была бы убогой и невыразительной.
    15. Шаблон для написания сочинения о роли риторических вопросов в тексте
    Риторические вопросы – это вопросы, не требующие ответа. Зачем же тогда они нужны?
    Риторические вопросы используются в художественном и публицистическом стилях для создания вопросно-ответной формы изложения. С помощью неё создаётся иллюзия беседы с читателем.
    Риторические вопросы также являются средством художественной выразительности. Они акцентируют внимание читателя на проблеме.
    Таким образом, риторический вопрос – важное изобразительно-выразительное средство.
    Дополнительная информация:
    1. По своим функциям знаки препинания делятся на 2 группы: выделительные и разделительные (отделительные).
    2. Не путать с основными принципами пунктуации: интонационный, логический (смысловой), структурно-синтаксический.
    3. Примеры – аргументы должны быть только из текста!
    4. Писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему лучше всего объёмом 90-120 слов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *