Гиперболически выраженная тема произведений заставляет читателя не только запомнить трагический сюжет, но и сделать правильные выводы и не допустить ошибок героев. Герой философского романа Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников, совершает убийство, с идеей «уничтожить маленькое зло ради большого добра». Герой находился в смятении, но пришёл в своё душевное равновесие, после осознания совершенного поступка. Никакого светлого мира не наступает, а, значит, эти средства были неверными и слишком жестокими. Можно было отпустить ситуацию на время, перебороть свой гнев и не лишать никого жизни. В этом примере не все средства хороши.
В противовес этому негативному примеру, выступает сюжет сказания о Данко, из произведения «Старуха Изергиль» Максима Горького. Повествование идёт о парне, который провёл отчаявшийся народ через тьму, но пожертвовал своей жизнью. Он вырвал своё сердце, поднял его над головой и оно как пламенный факел, освещало им путь. Одна жизнь подарила жизнь не только этим людям, но и многим поколениям. Этот пример показывает, о единственном верном средстве, пусть и жестоком, но решающим не одну судьбу. Нужно всегда выбирать действенный метод, пусть он будет единственный, не дающий права выбора, но именно он решит проблемную ситуацию раз и навсегда.
Итак, о важности средств нужно судить по ситуации. Принимать все решения взвешенно и на холодный рассудок. Бывает, когда сгоряча хочется выбрать самый жестокий метод борьбы, но потом, приходит осознание, что все можно было решить более мирным путём. Люди по своей натуре импульсивные, но разумные существа, которые наделены не только темпераментом и характером, но и интеллектом. Для принятия решения и подбора действий необходимо сначала подумать о последствиях и рассмотреть другие варианты.
Вступление: Что может быть страшнее войны для человечества? Страшны, конечно, и стихийные бедствия, и эпидемии, но они не зависят от человеческой воли. Война – это концентрация ненависти и злобы в народе, их разрушительный выплеск. Сколько горя и слез она приносит, сколько уносит человеческих жизней, сколько судеб разрушает!
Ужасно то, что гибнут люди невиновные, гражданское население и дети. Нашему народу пришлось пережить много войн, но особо губительными и жестокими были первая мировая, гражданская и вторая мировая войны. К этой теме обращались многие писатели, как российские, так и зарубежные. Они осуждают войну, её смрадное дыхание, говорят о ее пагубности. Но бывает и так, как в отечественную войну – пришел враг, нужно защищать Родину. Война неизбежна. Все ли средства хороши? Что можно на войне, чего нельзя? Аргументы: Лев Толстой в эпичной повести «Война и мир» показывает призрачность воинской славы. Андрей Болконский, соприкоснувшись с мерзостью войны, понимает ее бесчеловечность. Как человек с высокими моральными принципами, не всякое средство он считает оправданным. Наполеон же идет к славе, устилая дорогу трупами солдат.
Трагичный миг из гражданской войны вырывает Михаил Шолохов. Илья Бунчук стремится любой ценой победить буржуазию, считая, что на войне все средства хороши. Чрезвычайно жестоки его расправы с противниками революции. Но слишком дорогой оказалась цена для него – Илья лишился рассудка. Высшая ценность на земле – человеческая жизнь. Смерть человека равнозначна смерти целой вселенной. Нельзя лишать жизни себе подобных и остаться без наказания.
Война пробуждает и выявляет низкие человеческие чувства, животный страх смерти часто становится причиной измен и предательства. Яркий пример этому Алексей Швабрин из «Капитанской дочки» Пушкина. Боязнь смерти делает его изменником, в нем не остается ничего достойного звания дворянина и просто человека.
Без необходимости США произвели взрывы ядерных бомб над японскими городами Хиросима и Нагасаки для утверждения своих позиций. Погибло множество гражданского населения и дети в том числе. Такое ведение войны нельзя оправдать ничем, жизни американского народа ничто не угрожало. Это просто садистская расправа победителя над побежденным, сильного над слабым.
Великая Отечественная Война советского народа с фашистской Германией оставила нам ужасные рубцы и шрамы в память о том, какими ужасными могут быть средства ведения войны. Массовое истребление населения, концентрационные лагеря, сожженные села, угнанная в плен молодежь, грабежи и насилие – таковы эти средства. Кто вернет загубленные жизни молодых людей, соберет пролитые слезы вдов, матерей, сирот? Кто в силах сделать это? В советской армии запрещались расправы над мирным населением, мародерство, была высокая воинская дисциплина. Лично для меня это признак морального и нравственного превосходства. Вывод: Бывают войны неизбежные, когда нашего согласия не спрашивают. Нередко нашему народу приходилось вести войны освободительные, и главное на войне – суметь остаться человеком. Недопустимы расправы над мирным населением, особо жестокие методы ведения военных действий. Превыше всего должна цениться жизнь человека.
Я считаю что так можно утверждать, если брать войну в ее классическом и первозданном виде. В первую очередь это объясняется тем, что на войне все сводится к вопросам жизни и смерти, причем как для солдат, так и для властей, которые эту войну затевают и если их государство проигрывает, то тогда как правило их дни сочтены.
От этого, если какая либо сторона проигрывает, то на идет на самые последние крайности и будет использовать даже те средства, которые якобы не считались правильными по каким либо конвенциям и договоренностям.
Солдаты тоже пойдут на все что бы выжить и хоть все и зависит от конкретного человека, но когда встает вопрос о том, умереть или пойти на непристойность и лишиться чести, то многим людям эта мораль и все что с ней связано, начинает казаться мнимой.
В качестве примера можно привести поведение нацистов Гитлера, которые по его приказу отступая и проигрывая войну, специально уничтожали все за собой как на западном, так и на восточном фронте. Плюс тотально убивать евреев, они начали так же проигрывая войну, а до этого пока война шла хорошо, Гитлер хотел их департировать на Мадагаскар.
Сегодня тоже есть большие опасения на счет войн между странами, где есть ядерное оружие, так как если одна из них начнет проигрывать, то скорее всего и применит свой сметоносный потенциал, чего бы это не стоило для это их народа.
Описание курса
Определения ключевых понятий
Разум и чувства. Таблица
Разум и чувства. Логограф
Честь и бесчестие. Таблица
Честь и бесчестие. Аргументы
Понятие “честь” в историческом контексте
Победа и поражение. Таблица
Победа и поражение. Логографы
Победа и поражение. Вступления и заключения
Опыт и ошибки. Таблица
Опыт и ошибки. Вступления и заключения.
Дружба и вражда. Таблица
Дружба и вражда. Логограф
Книги и фильмы с примерами по всем направлениям
Вступление, заключение, переходы
“Война и мир”. Аргументы
“Война и мир”. Аргументы (часть 2)
Тезисы и аргументы
Анализ сочинений 2016 по критериям ФИПИ
Анализ сочинений по критериям ФИПИ темы этого года
Примеры сочинений
Легко ли быть взрослым?
Согласны ли вы с утверждением, что доброта и отзывчивость – залог семейного счастья?
«Богатства существуют, чтобы их тратить, а траты – чтобы делать добро и этим снискать честь».
Как вы относитесь к словам “Всему миру не поможешь”?
Когда отзывчивость может навредить?
Родительский дом – судьбы начало
Почему между мечтой и реальностью простирается пропасть?
Легко ли быть взрослым?
В семейной жизни самый важный винт – любовь
Важно ли человеку получить родительское напутствие?
Для чего нужны мечты?
Почему разбиваются мечты?
Важно ли получать человеку родительское напутствие?
Почему люди бывают жестоки друг к другу?
Почему люди бывают жестоки друг к другу?
Может ли доброта причинять боль?
Как отличить настоящее искусство от ремесла?
В чем разница между жесткостью и суровостью?
Почему доброта и жесткость встречаются вместе?
Вечен ли конфликт отцов и детей?
Победа, достигнутая насилием, равносильна поражению, ибо краткосрочна.
Почему конфликты в обществе и между людьми неизбежны?
Чем страшно безразличие?
В чём опасность человеческого равнодушия?
Чем страшно равнодушие?
Тема возвращения блудного сына в русской литературе
Какие качества личности отражают понятия чести и бесчестия?
Чем люди живы?
Не хлебом единым жив человек
Величайшая победа – победа над собой
Умение признавать ошибки ? свидетельство силы
В чём причины предательств?
Как вы понимаете слово “верность”?
Равнодушие и отзывчивость по отношению друг к другу
Можно ли простить предательство?
Чем должен руководствоваться человек в своих поступках: разумом или чувствами?
Что значит для человека дом?
Поиски смысла жизни в произведениях мировой литературы.
Можно ли чем-то оправдать ложь?
Почему верность ценилась в человеке веками?
Какую роль дружба играет в духовной жизни человека?
Как вы относитесь к словам “Всему миру не поможешь”?
Чем опасна измена?
В чём причины измен и предательств?
Люди все живут, как щепки по реке плывут
Дом – основа человеческого бытия
Нечеловеческий лик войны в мировой литературе
Тема войны в поэме Иосифа Бродского “Шествие”
Действительно ли “сердцу не прикажешь”?
Подтвердите или опровергните слова Ф. Шиллера: “Верная любовь помогает переносить все тяготы”
Можно ли утверждать, что на войне все средства хороши?
Быть подлинным – значит быть верным самому себе.
Красота верности или красота внешности?
Что значит быть верным?
Верность в любви помогает переносить все невзгоды
«Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни». Андре Моруа.
Есть ли у человека право на бесчестие?
Основные мотивы лирики Лермонтова
Черты романтизма в поэме М.Ю. Лермонтова “Мцыри”
Не уйти человеку от природы
Дело всей жизни
Странная любовь Лермонтова к Родине
Как при достижении цели проявляется нравственная сила личности?
Мы все дети своего времени
Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит
Честь и бесчестие: ложное понимание этих слов
Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами
“Разум и чувства – две силы, равно нуждающиеся друг в друге”. В.Г. Белинский
Счастливый человек живет разумом или чувством?
Чувства созидающие и разрушающие
Согласны ли Вы с утверждением М.А. Шолохова: «Побеждает только тот, кто твердо знает, за что он сражается, и верит в свое дело»?
Согласны ли вы с утверждением Цицерона: “Без истинной дружбы жизнь – ничто”?
Подвиг русского народа в стихотворении Лермонтова “Бородино”
Согласны ли Вы с утверждением Цицерона: «Величайшая победа – это победа над самим собой»?
Согласны ли вы с утверждением Симоны де Бовуар о том, что «каждая победа оказывается поражением»?
“Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее, если оно еще может стать совершеннее.” Платон
Когда победа горька?
Истинная и ложная честь
Когда проигравший улыбается победителю
Радость, которую дарит природа
Что может дать нам природа?
Лики любви
Безответная любовь
Потерянное время
Влияет ли время на судьбу человека?
Значение литературы в жизни человека
Влияние литературы на формирование личности
Почему писатели обращаются к проблеме поколений?
Уроки, данные книгой…
Проблемы, поднимаемые Чеховым, актуальны и сегодня
Беседы о жанре школьного сочинения
Жанр школьного сочинения или что от вас требуется
Как понять тему сочинения
Как подобрать главную мысль сочинения
Вступление. Основная часть. Заключение.
Как начать сочинение
Как правильно подобрать примеры
Как избежать повторов в сочинении
Как избежать стилистических ошибок
Прислать сочинение на проверку
Можно ли утверждать, что на войне все средства хороши?
Война – тяжелое испытание для людей, когда они в пограничные моменты вынуждены выбирать между добром и злом, верностью и изменой… Что определяет средство достижения целей (особенно в военное время, когда грань между жизнью и смертью становится едва уловимой) , понять сложно. Кто-то руководствуется личными интересами, другие – вечными, непреходящими ценностями. Важно, чтобы выбранные средства не расходились с нравственными убеждениями, но, к сожалению, иногда действия человека выходят за рамки общепринятых норм.
Подтверждение этому мы находим на страницах русской литературы. Вспомним, например, рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека», в котором показана история человека, сумевшего сохранить в себе человеческое достоинство, живую душу, способную откликаться на боль окружающих. Всегда ли Андрей Соколов, главный герой рассказа, выбирал достойный средства достижения своих целей? Он защитник страны, ему важно остановить врага, и поэтому он честно служит, не прячась за спины товарищей. Но Соколов вынужден убить человека. Многие скажут: «Война – кто-то кого-то убивает. Таков закон. Ничего страшного нет». Может быть, так, только убивает он своего, предателя. Казалось бы, цель оправдывает средство, но в душе героя разыгрывается драма: «Первый раз в жизни убил, и то своего…Да какой же он свой? Он же хуже чужого, предатель».
Этот внутренний монолог Соколова свидетельствует о том, что для него убийство как средство достижения даже благородной цели (сохранение жизни капитана) аморально. Андрей соглашается на это, потому что не видит другого способа решения этой трудной задачи.
Классическая литература, являясь ярким образцом нравственных ценностей, показывает и случаи, когда ничтожные средства достижения целей заслуживают осуждения. Обратимся к повести В.Г.Распутина «Живи и помни». Уже само название произведения , как набат, звучит предупреждением-заклинанием в сердце читателя: жить и помнить. О чем нельзя забыть? О войне, которая искалечила судьбы людей?! О тех, кто своими действиями, поступками разрушил жизни близких или запятнал воинскую честь?!
Казалось бы, обычное желание солдата после ранения и лечения в госпитале побыть в родной деревне, ощутить тепло и заботу жены, родителей. В этом нет ничего предосудительного, ведь это не убийство, не воровство… Но, выбрав путь дезертирства, Андрей Гуськов заставляет врать, таиться от односельчан свою жену Настю. Эта дорога оказалась непосильной и губительной не только для нее, но и для Гуськова. Скрываясь ото всех, он превращается в загнанного зверька, живущего инстинктом самосохранения, неспособного понять боль Насти, ее тревогу об их будущем ребенке. Он не поддается на увещевания жены покаяться и сдаться, а лишь обвиняет ее в том, что она хочет освободиться от него. Осуждающие взгляды односельчан, упреки родителей мужа, невозможность радоваться заканчивающейся войне, постоянное чувство вины перед теми, кому приносят похоронки, делают жизнь Насти невыносимой. Но она, как преданная жена, стойко выносит все тяготы. Может, это должен помнить Андрей? Наверное, не только это.
Ужасна сцена гибели героини: она жертвует собой и жизнью еще не родившегося ребенка ради спасения мужа она бросается в Ангару. Кто виноват в этих смертях? Жизнь? Война? Андрей Гуськов?
Человек, решившись на дезертирство, не смог сохранить в себе главное – чувство человеческого достоинства. Он обрек любимую жену и долгожданного (так и не появившегося на свет) ребенка на смерть, которая, возможно, стала для Насти своеобразным избавлением от тяжких испытаний , выпавших на ее долю. Именно об этом и нужно помнить: ты, Андрей Гуськов, виновен в страданиях и гибели близких людей, ты обречен на одиночество и осуждение, потому что выбранные тобой средства не могут быть оправданы ничем.
Возвращаясь к вопросу «Можно ли утверждать, что на войне все средства хороши», я прихожу к выводу, что часто в дилемме «жизнь и смерть» мы не задумываемся, как и что мы делаем. Это неправильно, хотя никто из нас не застрахован от ошибок. Мы должны помнить: мирное или военное это время, мы – люди и надо постараться сохранить в себе душу, а значит, с особой ответственностью относиться к избираемым нами средствам достижения цели.
595 слов
Сочинение прислал Ванюша
Подтвердите или опровергните слова Ф. Шиллера: “Верная любовь помогает переносить все тяготы” |
Описание курса
| Быть подлинным – значит быть верным самому себе.
Описание курса
Сочинение на тему Время
Сочинение на тему Дом
Сочинение на тему Любовь
Сочинение на тему Путь
Сочинение на тему Год литературы
Логографы
Схемы сочинений на тему Дом
Вступление, заключение, переходы
Анализ сочинений 2016 по критериям ФИПИ
Книги и фильмы с примерами по всем направлениям
Прислать сочинение на проверку
Беседы о жанре школьного сочинения
Жанр школьного сочинения или что от вас требуется
Как понять тему сочинения
Как подобрать главную мысль сочинения
Вступление. Основная часть. Заключение.
Как начать сочинение
Как правильно подобрать примеры
Как избежать повторов в сочинении
Как избежать стилистических ошибок
Примеры сочинений
Легко ли быть взрослым?
Согласны ли вы с утверждением, что доброта и отзывчивость – залог семейного счастья?
«Богатства существуют, чтобы их тратить, а траты – чтобы делать добро и этим снискать честь».
Как вы относитесь к словам “Всему миру не поможешь”?
Когда отзывчивость может навредить?
Родительский дом – судьбы начало
Почему между мечтой и реальностью простирается пропасть?
Легко ли быть взрослым?
В семейной жизни самый важный винт – любовь
Важно ли человеку получить родительское напутствие?
Для чего нужны мечты?
Почему разбиваются мечты?
Важно ли получать человеку родительское напутствие?
Почему люди бывают жестоки друг к другу?
Почему люди бывают жестоки друг к другу?
Может ли доброта причинять боль?
Как отличить настоящее искусство от ремесла?
В чем разница между жесткостью и суровостью?
Почему доброта и жесткость встречаются вместе?
Вечен ли конфликт отцов и детей?
Победа, достигнутая насилием, равносильна поражению, ибо краткосрочна.
Почему конфликты в обществе и между людьми неизбежны?
Чем страшно безразличие?
В чём опасность человеческого равнодушия?
Чем страшно равнодушие?
Тема возвращения блудного сына в русской литературе
Какие качества личности отражают понятия чести и бесчестия?
Чем люди живы?
Не хлебом единым жив человек
Величайшая победа – победа над собой
Умение признавать ошибки ? свидетельство силы
В чём причины предательств?
Как вы понимаете слово “верность”?
Равнодушие и отзывчивость по отношению друг к другу
Можно ли простить предательство?
Чем должен руководствоваться человек в своих поступках: разумом или чувствами?
Что значит для человека дом?
Поиски смысла жизни в произведениях мировой литературы.
Можно ли чем-то оправдать ложь?
Почему верность ценилась в человеке веками?
Какую роль дружба играет в духовной жизни человека?
Как вы относитесь к словам “Всему миру не поможешь”?
Чем опасна измена?
В чём причины измен и предательств?
Люди все живут, как щепки по реке плывут
Дом – основа человеческого бытия
Нечеловеческий лик войны в мировой литературе
Тема войны в поэме Иосифа Бродского “Шествие”
Действительно ли “сердцу не прикажешь”?
Подтвердите или опровергните слова Ф. Шиллера: “Верная любовь помогает переносить все тяготы”
Можно ли утверждать, что на войне все средства хороши?
Быть подлинным – значит быть верным самому себе.
Красота верности или красота внешности?
Что значит быть верным?
Верность в любви помогает переносить все невзгоды
«Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни». Андре Моруа.
Есть ли у человека право на бесчестие?
Основные мотивы лирики Лермонтова
Черты романтизма в поэме М.Ю. Лермонтова “Мцыри”
Не уйти человеку от природы
Дело всей жизни
Странная любовь Лермонтова к Родине
Как при достижении цели проявляется нравственная сила личности?
Мы все дети своего времени
Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит
Честь и бесчестие: ложное понимание этих слов
Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами
“Разум и чувства – две силы, равно нуждающиеся друг в друге”. В.Г. Белинский
Счастливый человек живет разумом или чувством?
Чувства созидающие и разрушающие
Согласны ли Вы с утверждением М.А. Шолохова: «Побеждает только тот, кто твердо знает, за что он сражается, и верит в свое дело»?
Согласны ли вы с утверждением Цицерона: “Без истинной дружбы жизнь – ничто”?
Подвиг русского народа в стихотворении Лермонтова “Бородино”
Согласны ли Вы с утверждением Цицерона: «Величайшая победа – это победа над самим собой»?
Согласны ли вы с утверждением Симоны де Бовуар о том, что «каждая победа оказывается поражением»?
“Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее, если оно еще может стать совершеннее.” Платон
Когда победа горька?
Истинная и ложная честь
Когда проигравший улыбается победителю
Радость, которую дарит природа
Что может дать нам природа?
Лики любви
Безответная любовь
Потерянное время
Влияет ли время на судьбу человека?
Значение литературы в жизни человека
Влияние литературы на формирование личности
Почему писатели обращаются к проблеме поколений?
Уроки, данные книгой…
Проблемы, поднимаемые Чеховым, актуальны и сегодня
Можно ли утверждать, что на войне все средства хороши?
Война – тяжелое испытание для людей, когда они в пограничные моменты вынуждены выбирать между добром и злом, верностью и изменой… Что определяет средство достижения целей (особенно в военное время, когда грань между жизнью и смертью становится едва уловимой) , понять сложно. Кто-то руководствуется личными интересами, другие – вечными, непреходящими ценностями. Важно, чтобы выбранные средства не расходились с нравственными убеждениями, но, к сожалению, иногда действия человека выходят за рамки общепринятых норм.
Подтверждение этому мы находим на страницах русской литературы. Вспомним, например, рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека», в котором показана история человека, сумевшего сохранить в себе человеческое достоинство, живую душу, способную откликаться на боль окружающих. Всегда ли Андрей Соколов, главный герой рассказа, выбирал достойный средства достижения своих целей? Он защитник страны, ему важно остановить врага, и поэтому он честно служит, не прячась за спины товарищей. Но Соколов вынужден убить человека. Многие скажут: «Война – кто-то кого-то убивает. Таков закон. Ничего страшного нет». Может быть, так, только убивает он своего, предателя. Казалось бы, цель оправдывает средство, но в душе героя разыгрывается драма: «Первый раз в жизни убил, и то своего…Да какой же он свой? Он же хуже чужого, предатель».
Этот внутренний монолог Соколова свидетельствует о том, что для него убийство как средство достижения даже благородной цели (сохранение жизни капитана) аморально. Андрей соглашается на это, потому что не видит другого способа решения этой трудной задачи.
Классическая литература, являясь ярким образцом нравственных ценностей, показывает и случаи, когда ничтожные средства достижения целей заслуживают осуждения. Обратимся к повести В.Г.Распутина «Живи и помни». Уже само название произведения , как набат, звучит предупреждением-заклинанием в сердце читателя: жить и помнить. О чем нельзя забыть? О войне, которая искалечила судьбы людей?! О тех, кто своими действиями, поступками разрушил жизни близких или запятнал воинскую честь?!
Казалось бы, обычное желание солдата после ранения и лечения в госпитале побыть в родной деревне, ощутить тепло и заботу жены, родителей. В этом нет ничего предосудительного, ведь это не убийство, не воровство… Но, выбрав путь дезертирства, Андрей Гуськов заставляет врать, таиться от односельчан свою жену Настю. Эта дорога оказалась непосильной и губительной не только для нее, но и для Гуськова. Скрываясь ото всех, он превращается в загнанного зверька, живущего инстинктом самосохранения, неспособного понять боль Насти, ее тревогу об их будущем ребенке. Он не поддается на увещевания жены покаяться и сдаться, а лишь обвиняет ее в том, что она хочет освободиться от него. Осуждающие взгляды односельчан, упреки родителей мужа, невозможность радоваться заканчивающейся войне, постоянное чувство вины перед теми, кому приносят похоронки, делают жизнь Насти невыносимой. Но она, как преданная жена, стойко выносит все тяготы. Может, это должен помнить Андрей? Наверное, не только это.
Ужасна сцена гибели героини: она жертвует собой и жизнью еще не родившегося ребенка ради спасения мужа она бросается в Ангару. Кто виноват в этих смертях? Жизнь? Война? Андрей Гуськов?
Человек, решившись на дезертирство, не смог сохранить в себе главное – чувство человеческого достоинства. Он обрек любимую жену и долгожданного (так и не появившегося на свет) ребенка на смерть, которая, возможно, стала для Насти своеобразным избавлением от тяжких испытаний , выпавших на ее долю. Именно об этом и нужно помнить: ты, Андрей Гуськов, виновен в страданиях и гибели близких людей, ты обречен на одиночество и осуждение, потому что выбранные тобой средства не могут быть оправданы ничем.
Возвращаясь к вопросу «Можно ли утверждать, что на войне все средства хороши», я прихожу к выводу, что часто в дилемме «жизнь и смерть» мы не задумываемся, как и что мы делаем. Это неправильно, хотя никто из нас не застрахован от ошибок. Мы должны помнить: мирное или военное это время, мы – люди и надо постараться сохранить в себе душу, а значит, с особой ответственностью относиться к избираемым нами средствам достижения цели.
595 слов
Сочинение прислал Ванюша
Подтвердите или опровергните слова Ф. Шиллера: “Верная любовь помогает переносить все тяготы” |
Описание курса
| Быть подлинным – значит быть верным самому себе.
В романе В. Быкова «Сотников» у героев, партизан Сотникова и Рыбака, общие цели – выполнить задание партизанского отряда, в трудной ситуации не сломаться, не привести к товарищам фашистов и остаться в живых. Однако они по-разному расставляют эти цели по важности в своем сознании. У Сотникова главная задача – безопасность отряда и мирных жителей. А у Рыбака – собственное спасение. Поэтому последний не жалеет никаких средств ради ее осуществления: он предает всех, кого только может, проявляя чудовищную трусость, несмотря на то, что в отряде был известен за храброго бойца. Именем главного же действующего лица неслучайно названо произведение: он не выдает своих. Напротив, пытается помочь женщине, которая спрятала его с напарником от фашистов. Рыбак остался жив, но на его совести несмываемое пятно, а Сотников изо всех сил пытался спасти других и погиб героем. Значит, в одном случае стремление не оправдало затраченных усилий, а в другом – оправдало. Получается, все зависит от цели, ради которой мы идем наперекор себе. Рыбак имел эгоистический мотив, поэтому то, что он стал полицаем, вопреки своему желанию, мы расцениваем, как неоправданные, подлые средства. Но вот то, что Сотников предал себя и отдал жизнь, мы считаем достойным уважения поступком, так как он это сделал во благо победы над врагом. Таким образом, цель оправдывает средства, если она действительно важна и по масштабам превосходит человеческую личность, которая жертвует собой. Если мы думаем иначе, значит, признаем, что все погибшие на войне солдаты напрасно шли на риск: победа их гибели не оправдывает.
Гиперболически выраженная тема произведений заставляет читателя не только запомнить трагический сюжет, но и сделать правильные выводы и не допустить ошибок героев. Герой философского романа Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников, совершает убийство, с идеей «уничтожить маленькое зло ради большого добра». Герой находился в смятении, но пришёл в своё душевное равновесие, после осознания совершенного поступка. Никакого светлого мира не наступает, а, значит, эти средства были неверными и слишком жестокими. Можно было отпустить ситуацию на время, перебороть свой гнев и не лишать никого жизни. В этом примере не все средства хороши.
В противовес этому негативному примеру, выступает сюжет сказания о Данко, из произведения «Старуха Изергиль» Максима Горького. Повествование идёт о парне, который провёл отчаявшийся народ через тьму, но пожертвовал своей жизнью. Он вырвал своё сердце, поднял его над головой и оно как пламенный факел, освещало им путь. Одна жизнь подарила жизнь не только этим людям, но и многим поколениям. Этот пример показывает, о единственном верном средстве, пусть и жестоком, но решающим не одну судьбу. Нужно всегда выбирать действенный метод, пусть он будет единственный, не дающий права выбора, но именно он решит проблемную ситуацию раз и навсегда.
Итак, о важности средств нужно судить по ситуации. Принимать все решения взвешенно и на холодный рассудок. Бывает, когда сгоряча хочется выбрать самый жестокий метод борьбы, но потом, приходит осознание, что все можно было решить более мирным путём. Люди по своей натуре импульсивные, но разумные существа, которые наделены не только темпераментом и характером, но и интеллектом. Для принятия решения и подбора действий необходимо сначала подумать о последствиях и рассмотреть другие варианты.
Вступление: Что может быть страшнее войны для человечества? Страшны, конечно, и стихийные бедствия, и эпидемии, но они не зависят от человеческой воли. Война – это концентрация ненависти и злобы в народе, их разрушительный выплеск. Сколько горя и слез она приносит, сколько уносит человеческих жизней, сколько судеб разрушает!
Ужасно то, что гибнут люди невиновные, гражданское население и дети. Нашему народу пришлось пережить много войн, но особо губительными и жестокими были первая мировая, гражданская и вторая мировая войны. К этой теме обращались многие писатели, как российские, так и зарубежные. Они осуждают войну, её смрадное дыхание, говорят о ее пагубности. Но бывает и так, как в отечественную войну – пришел враг, нужно защищать Родину. Война неизбежна. Все ли средства хороши? Что можно на войне, чего нельзя?
Аргументы: Лев Толстой в эпичной повести «Война и мир» показывает призрачность воинской славы. Андрей Болконский, соприкоснувшись с мерзостью войны, понимает ее бесчеловечность. Как человек с высокими моральными принципами, не всякое средство он считает оправданным. Наполеон же идет к славе, устилая дорогу трупами солдат.
Трагичный миг из гражданской войны вырывает Михаил Шолохов. Илья Бунчук стремится любой ценой победить буржуазию, считая, что на войне все средства хороши. Чрезвычайно жестоки его расправы с противниками революции. Но слишком дорогой оказалась цена для него – Илья лишился рассудка. Высшая ценность на земле – человеческая жизнь. Смерть человека равнозначна смерти целой вселенной. Нельзя лишать жизни себе подобных и остаться без наказания.
Война пробуждает и выявляет низкие человеческие чувства, животный страх смерти часто становится причиной измен и предательства. Яркий пример этому Алексей Швабрин из «Капитанской дочки» Пушкина. Боязнь смерти делает его изменником, в нем не остается ничего достойного звания дворянина и просто человека.
Без необходимости США произвели взрывы ядерных бомб над японскими городами Хиросима и Нагасаки для утверждения своих позиций. Погибло множество гражданского населения и дети в том числе. Такое ведение войны нельзя оправдать ничем, жизни американского народа ничто не угрожало. Это просто садистская расправа победителя над побежденным, сильного над слабым.
Великая Отечественная Война советского народа с фашистской Германией оставила нам ужасные рубцы и шрамы в память о том, какими ужасными могут быть средства ведения войны. Массовое истребление населения, концентрационные лагеря, сожженные села, угнанная в плен молодежь, грабежи и насилие – таковы эти средства. Кто вернет загубленные жизни молодых людей, соберет пролитые слезы вдов, матерей, сирот? Кто в силах сделать это? В советской армии запрещались расправы над мирным населением, мародерство, была высокая воинская дисциплина. Лично для меня это признак морального и нравственного превосходства.
Вывод: Бывают войны неизбежные, когда нашего согласия не спрашивают. Нередко нашему народу приходилось вести войны освободительные, и главное на войне – суметь остаться человеком. Недопустимы расправы над мирным населением, особо жестокие методы ведения военных действий. Превыше всего должна цениться жизнь человека.
Я считаю что так можно утверждать, если брать войну в ее классическом и первозданном виде. В первую очередь это объясняется тем, что на войне все сводится к вопросам жизни и смерти, причем как для солдат, так и для властей, которые эту войну затевают и если их государство проигрывает, то тогда как правило их дни сочтены.
От этого, если какая либо сторона проигрывает, то на идет на самые последние крайности и будет использовать даже те средства, которые якобы не считались правильными по каким либо конвенциям и договоренностям.
Солдаты тоже пойдут на все что бы выжить и хоть все и зависит от конкретного человека, но когда встает вопрос о том, умереть или пойти на непристойность и лишиться чести, то многим людям эта мораль и все что с ней связано, начинает казаться мнимой.
В качестве примера можно привести поведение нацистов Гитлера, которые по его приказу отступая и проигрывая войну, специально уничтожали все за собой как на западном, так и на восточном фронте. Плюс тотально убивать евреев, они начали так же проигрывая войну, а до этого пока война шла хорошо, Гитлер хотел их департировать на Мадагаскар.
Сегодня тоже есть большие опасения на счет войн между странами, где есть ядерное оружие, так как если одна из них начнет проигрывать, то скорее всего и применит свой сметоносный потенциал, чего бы это не стоило для это их народа.
Описание курса
Определения ключевых понятий
Разум и чувства. Таблица
Разум и чувства. Логограф
Честь и бесчестие. Таблица
Честь и бесчестие. Аргументы
Понятие “честь” в историческом контексте
Победа и поражение. Таблица
Победа и поражение. Логографы
Победа и поражение. Вступления и заключения
Опыт и ошибки. Таблица
Опыт и ошибки. Вступления и заключения.
Дружба и вражда. Таблица
Дружба и вражда. Логограф
Книги и фильмы с примерами по всем направлениям
Вступление, заключение, переходы
“Война и мир”. Аргументы
“Война и мир”. Аргументы (часть 2)
Тезисы и аргументы
Анализ сочинений 2016 по критериям ФИПИ
Анализ сочинений по критериям ФИПИ темы этого года
Примеры сочинений
Легко ли быть взрослым?
Согласны ли вы с утверждением, что доброта и отзывчивость – залог семейного счастья?
«Богатства существуют, чтобы их тратить, а траты – чтобы делать добро и этим снискать честь».
Как вы относитесь к словам “Всему миру не поможешь”?
Когда отзывчивость может навредить?
Родительский дом – судьбы начало
Почему между мечтой и реальностью простирается пропасть?
Легко ли быть взрослым?
В семейной жизни самый важный винт – любовь
Важно ли человеку получить родительское напутствие?
Для чего нужны мечты?
Почему разбиваются мечты?
Важно ли получать человеку родительское напутствие?
Почему люди бывают жестоки друг к другу?
Почему люди бывают жестоки друг к другу?
Может ли доброта причинять боль?
Как отличить настоящее искусство от ремесла?
В чем разница между жесткостью и суровостью?
Почему доброта и жесткость встречаются вместе?
Вечен ли конфликт отцов и детей?
Победа, достигнутая насилием, равносильна поражению, ибо краткосрочна.
Почему конфликты в обществе и между людьми неизбежны?
Чем страшно безразличие?
В чём опасность человеческого равнодушия?
Чем страшно равнодушие?
Тема возвращения блудного сына в русской литературе
Какие качества личности отражают понятия чести и бесчестия?
Чем люди живы?
Не хлебом единым жив человек
Величайшая победа – победа над собой
Умение признавать ошибки ? свидетельство силы
В чём причины предательств?
Как вы понимаете слово “верность”?
Равнодушие и отзывчивость по отношению друг к другу
Можно ли простить предательство?
Чем должен руководствоваться человек в своих поступках: разумом или чувствами?
Что значит для человека дом?
Поиски смысла жизни в произведениях мировой литературы.
Можно ли чем-то оправдать ложь?
Почему верность ценилась в человеке веками?
Какую роль дружба играет в духовной жизни человека?
Как вы относитесь к словам “Всему миру не поможешь”?
Чем опасна измена?
В чём причины измен и предательств?
Люди все живут, как щепки по реке плывут
Дом – основа человеческого бытия
Нечеловеческий лик войны в мировой литературе
Тема войны в поэме Иосифа Бродского “Шествие”
Действительно ли “сердцу не прикажешь”?
Подтвердите или опровергните слова Ф. Шиллера: “Верная любовь помогает переносить все тяготы”
Можно ли утверждать, что на войне все средства хороши?
Быть подлинным – значит быть верным самому себе.
Красота верности или красота внешности?
Что значит быть верным?
Верность в любви помогает переносить все невзгоды
«Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни». Андре Моруа.
Есть ли у человека право на бесчестие?
Основные мотивы лирики Лермонтова
Черты романтизма в поэме М.Ю. Лермонтова “Мцыри”
Не уйти человеку от природы
Дело всей жизни
Странная любовь Лермонтова к Родине
Как при достижении цели проявляется нравственная сила личности?
Мы все дети своего времени
Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит
Честь и бесчестие: ложное понимание этих слов
Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами
“Разум и чувства – две силы, равно нуждающиеся друг в друге”. В.Г. Белинский
Счастливый человек живет разумом или чувством?
Чувства созидающие и разрушающие
Согласны ли Вы с утверждением М.А. Шолохова: «Побеждает только тот, кто твердо знает, за что он сражается, и верит в свое дело»?
Согласны ли вы с утверждением Цицерона: “Без истинной дружбы жизнь – ничто”?
Подвиг русского народа в стихотворении Лермонтова “Бородино”
Согласны ли Вы с утверждением Цицерона: «Величайшая победа – это победа над самим собой»?
Согласны ли вы с утверждением Симоны де Бовуар о том, что «каждая победа оказывается поражением»?
“Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее, если оно еще может стать совершеннее.” Платон
Когда победа горька?
Истинная и ложная честь
Когда проигравший улыбается победителю
Радость, которую дарит природа
Что может дать нам природа?
Лики любви
Безответная любовь
Потерянное время
Влияет ли время на судьбу человека?
Значение литературы в жизни человека
Влияние литературы на формирование личности
Почему писатели обращаются к проблеме поколений?
Уроки, данные книгой…
Проблемы, поднимаемые Чеховым, актуальны и сегодня
Беседы о жанре школьного сочинения
Жанр школьного сочинения или что от вас требуется
Как понять тему сочинения
Как подобрать главную мысль сочинения
Вступление. Основная часть. Заключение.
Как начать сочинение
Как правильно подобрать примеры
Как избежать повторов в сочинении
Как избежать стилистических ошибок
Прислать сочинение на проверку
Можно ли утверждать, что на войне все средства хороши?
Война – тяжелое испытание для людей, когда они в пограничные моменты вынуждены выбирать между добром и злом, верностью и изменой… Что определяет средство достижения целей (особенно в военное время, когда грань между жизнью и смертью становится едва уловимой) , понять сложно. Кто-то руководствуется личными интересами, другие – вечными, непреходящими ценностями. Важно, чтобы выбранные средства не расходились с нравственными убеждениями, но, к сожалению, иногда действия человека выходят за рамки общепринятых норм.
Подтверждение этому мы находим на страницах русской литературы. Вспомним, например, рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека», в котором показана история человека, сумевшего сохранить в себе человеческое достоинство, живую душу, способную откликаться на боль окружающих. Всегда ли Андрей Соколов, главный герой рассказа, выбирал достойный средства достижения своих целей? Он защитник страны, ему важно остановить врага, и поэтому он честно служит, не прячась за спины товарищей. Но Соколов вынужден убить человека. Многие скажут: «Война – кто-то кого-то убивает. Таков закон. Ничего страшного нет». Может быть, так, только убивает он своего, предателя. Казалось бы, цель оправдывает средство, но в душе героя разыгрывается драма: «Первый раз в жизни убил, и то своего…Да какой же он свой? Он же хуже чужого, предатель».
Этот внутренний монолог Соколова свидетельствует о том, что для него убийство как средство достижения даже благородной цели (сохранение жизни капитана) аморально. Андрей соглашается на это, потому что не видит другого способа решения этой трудной задачи.
Классическая литература, являясь ярким образцом нравственных ценностей, показывает и случаи, когда ничтожные средства достижения целей заслуживают осуждения. Обратимся к повести В.Г.Распутина «Живи и помни». Уже само название произведения , как набат, звучит предупреждением-заклинанием в сердце читателя: жить и помнить. О чем нельзя забыть? О войне, которая искалечила судьбы людей?! О тех, кто своими действиями, поступками разрушил жизни близких или запятнал воинскую честь?!
Казалось бы, обычное желание солдата после ранения и лечения в госпитале побыть в родной деревне, ощутить тепло и заботу жены, родителей. В этом нет ничего предосудительного, ведь это не убийство, не воровство… Но, выбрав путь дезертирства, Андрей Гуськов заставляет врать, таиться от односельчан свою жену Настю. Эта дорога оказалась непосильной и губительной не только для нее, но и для Гуськова. Скрываясь ото всех, он превращается в загнанного зверька, живущего инстинктом самосохранения, неспособного понять боль Насти, ее тревогу об их будущем ребенке. Он не поддается на увещевания жены покаяться и сдаться, а лишь обвиняет ее в том, что она хочет освободиться от него. Осуждающие взгляды односельчан, упреки родителей мужа, невозможность радоваться заканчивающейся войне, постоянное чувство вины перед теми, кому приносят похоронки, делают жизнь Насти невыносимой. Но она, как преданная жена, стойко выносит все тяготы. Может, это должен помнить Андрей? Наверное, не только это.
Ужасна сцена гибели героини: она жертвует собой и жизнью еще не родившегося ребенка ради спасения мужа она бросается в Ангару. Кто виноват в этих смертях? Жизнь? Война? Андрей Гуськов?
Человек, решившись на дезертирство, не смог сохранить в себе главное – чувство человеческого достоинства. Он обрек любимую жену и долгожданного (так и не появившегося на свет) ребенка на смерть, которая, возможно, стала для Насти своеобразным избавлением от тяжких испытаний , выпавших на ее долю. Именно об этом и нужно помнить: ты, Андрей Гуськов, виновен в страданиях и гибели близких людей, ты обречен на одиночество и осуждение, потому что выбранные тобой средства не могут быть оправданы ничем.
Возвращаясь к вопросу «Можно ли утверждать, что на войне все средства хороши», я прихожу к выводу, что часто в дилемме «жизнь и смерть» мы не задумываемся, как и что мы делаем. Это неправильно, хотя никто из нас не застрахован от ошибок. Мы должны помнить: мирное или военное это время, мы – люди и надо постараться сохранить в себе душу, а значит, с особой ответственностью относиться к избираемым нами средствам достижения цели.
595 слов
Сочинение прислал Ванюша
Подтвердите или опровергните слова Ф. Шиллера: “Верная любовь помогает переносить все тяготы” |
Описание курса
| Быть подлинным – значит быть верным самому себе.
Описание курса
Сочинение на тему Время
Сочинение на тему Дом
Сочинение на тему Любовь
Сочинение на тему Путь
Сочинение на тему Год литературы
Логографы
Схемы сочинений на тему Дом
Вступление, заключение, переходы
Анализ сочинений 2016 по критериям ФИПИ
Книги и фильмы с примерами по всем направлениям
Прислать сочинение на проверку
Беседы о жанре школьного сочинения
Жанр школьного сочинения или что от вас требуется
Как понять тему сочинения
Как подобрать главную мысль сочинения
Вступление. Основная часть. Заключение.
Как начать сочинение
Как правильно подобрать примеры
Как избежать повторов в сочинении
Как избежать стилистических ошибок
Примеры сочинений
Легко ли быть взрослым?
Согласны ли вы с утверждением, что доброта и отзывчивость – залог семейного счастья?
«Богатства существуют, чтобы их тратить, а траты – чтобы делать добро и этим снискать честь».
Как вы относитесь к словам “Всему миру не поможешь”?
Когда отзывчивость может навредить?
Родительский дом – судьбы начало
Почему между мечтой и реальностью простирается пропасть?
Легко ли быть взрослым?
В семейной жизни самый важный винт – любовь
Важно ли человеку получить родительское напутствие?
Для чего нужны мечты?
Почему разбиваются мечты?
Важно ли получать человеку родительское напутствие?
Почему люди бывают жестоки друг к другу?
Почему люди бывают жестоки друг к другу?
Может ли доброта причинять боль?
Как отличить настоящее искусство от ремесла?
В чем разница между жесткостью и суровостью?
Почему доброта и жесткость встречаются вместе?
Вечен ли конфликт отцов и детей?
Победа, достигнутая насилием, равносильна поражению, ибо краткосрочна.
Почему конфликты в обществе и между людьми неизбежны?
Чем страшно безразличие?
В чём опасность человеческого равнодушия?
Чем страшно равнодушие?
Тема возвращения блудного сына в русской литературе
Какие качества личности отражают понятия чести и бесчестия?
Чем люди живы?
Не хлебом единым жив человек
Величайшая победа – победа над собой
Умение признавать ошибки ? свидетельство силы
В чём причины предательств?
Как вы понимаете слово “верность”?
Равнодушие и отзывчивость по отношению друг к другу
Можно ли простить предательство?
Чем должен руководствоваться человек в своих поступках: разумом или чувствами?
Что значит для человека дом?
Поиски смысла жизни в произведениях мировой литературы.
Можно ли чем-то оправдать ложь?
Почему верность ценилась в человеке веками?
Какую роль дружба играет в духовной жизни человека?
Как вы относитесь к словам “Всему миру не поможешь”?
Чем опасна измена?
В чём причины измен и предательств?
Люди все живут, как щепки по реке плывут
Дом – основа человеческого бытия
Нечеловеческий лик войны в мировой литературе
Тема войны в поэме Иосифа Бродского “Шествие”
Действительно ли “сердцу не прикажешь”?
Подтвердите или опровергните слова Ф. Шиллера: “Верная любовь помогает переносить все тяготы”
Можно ли утверждать, что на войне все средства хороши?
Быть подлинным – значит быть верным самому себе.
Красота верности или красота внешности?
Что значит быть верным?
Верность в любви помогает переносить все невзгоды
«Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни». Андре Моруа.
Есть ли у человека право на бесчестие?
Основные мотивы лирики Лермонтова
Черты романтизма в поэме М.Ю. Лермонтова “Мцыри”
Не уйти человеку от природы
Дело всей жизни
Странная любовь Лермонтова к Родине
Как при достижении цели проявляется нравственная сила личности?
Мы все дети своего времени
Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит
Честь и бесчестие: ложное понимание этих слов
Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами
“Разум и чувства – две силы, равно нуждающиеся друг в друге”. В.Г. Белинский
Счастливый человек живет разумом или чувством?
Чувства созидающие и разрушающие
Согласны ли Вы с утверждением М.А. Шолохова: «Побеждает только тот, кто твердо знает, за что он сражается, и верит в свое дело»?
Согласны ли вы с утверждением Цицерона: “Без истинной дружбы жизнь – ничто”?
Подвиг русского народа в стихотворении Лермонтова “Бородино”
Согласны ли Вы с утверждением Цицерона: «Величайшая победа – это победа над самим собой»?
Согласны ли вы с утверждением Симоны де Бовуар о том, что «каждая победа оказывается поражением»?
“Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее, если оно еще может стать совершеннее.” Платон
Когда победа горька?
Истинная и ложная честь
Когда проигравший улыбается победителю
Радость, которую дарит природа
Что может дать нам природа?
Лики любви
Безответная любовь
Потерянное время
Влияет ли время на судьбу человека?
Значение литературы в жизни человека
Влияние литературы на формирование личности
Почему писатели обращаются к проблеме поколений?
Уроки, данные книгой…
Проблемы, поднимаемые Чеховым, актуальны и сегодня
Можно ли утверждать, что на войне все средства хороши?
Война – тяжелое испытание для людей, когда они в пограничные моменты вынуждены выбирать между добром и злом, верностью и изменой… Что определяет средство достижения целей (особенно в военное время, когда грань между жизнью и смертью становится едва уловимой) , понять сложно. Кто-то руководствуется личными интересами, другие – вечными, непреходящими ценностями. Важно, чтобы выбранные средства не расходились с нравственными убеждениями, но, к сожалению, иногда действия человека выходят за рамки общепринятых норм.
Подтверждение этому мы находим на страницах русской литературы. Вспомним, например, рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека», в котором показана история человека, сумевшего сохранить в себе человеческое достоинство, живую душу, способную откликаться на боль окружающих. Всегда ли Андрей Соколов, главный герой рассказа, выбирал достойный средства достижения своих целей? Он защитник страны, ему важно остановить врага, и поэтому он честно служит, не прячась за спины товарищей. Но Соколов вынужден убить человека. Многие скажут: «Война – кто-то кого-то убивает. Таков закон. Ничего страшного нет». Может быть, так, только убивает он своего, предателя. Казалось бы, цель оправдывает средство, но в душе героя разыгрывается драма: «Первый раз в жизни убил, и то своего…Да какой же он свой? Он же хуже чужого, предатель».
Этот внутренний монолог Соколова свидетельствует о том, что для него убийство как средство достижения даже благородной цели (сохранение жизни капитана) аморально. Андрей соглашается на это, потому что не видит другого способа решения этой трудной задачи.
Классическая литература, являясь ярким образцом нравственных ценностей, показывает и случаи, когда ничтожные средства достижения целей заслуживают осуждения. Обратимся к повести В.Г.Распутина «Живи и помни». Уже само название произведения , как набат, звучит предупреждением-заклинанием в сердце читателя: жить и помнить. О чем нельзя забыть? О войне, которая искалечила судьбы людей?! О тех, кто своими действиями, поступками разрушил жизни близких или запятнал воинскую честь?!
Казалось бы, обычное желание солдата после ранения и лечения в госпитале побыть в родной деревне, ощутить тепло и заботу жены, родителей. В этом нет ничего предосудительного, ведь это не убийство, не воровство… Но, выбрав путь дезертирства, Андрей Гуськов заставляет врать, таиться от односельчан свою жену Настю. Эта дорога оказалась непосильной и губительной не только для нее, но и для Гуськова. Скрываясь ото всех, он превращается в загнанного зверька, живущего инстинктом самосохранения, неспособного понять боль Насти, ее тревогу об их будущем ребенке. Он не поддается на увещевания жены покаяться и сдаться, а лишь обвиняет ее в том, что она хочет освободиться от него. Осуждающие взгляды односельчан, упреки родителей мужа, невозможность радоваться заканчивающейся войне, постоянное чувство вины перед теми, кому приносят похоронки, делают жизнь Насти невыносимой. Но она, как преданная жена, стойко выносит все тяготы. Может, это должен помнить Андрей? Наверное, не только это.
Ужасна сцена гибели героини: она жертвует собой и жизнью еще не родившегося ребенка ради спасения мужа она бросается в Ангару. Кто виноват в этих смертях? Жизнь? Война? Андрей Гуськов?
Человек, решившись на дезертирство, не смог сохранить в себе главное – чувство человеческого достоинства. Он обрек любимую жену и долгожданного (так и не появившегося на свет) ребенка на смерть, которая, возможно, стала для Насти своеобразным избавлением от тяжких испытаний , выпавших на ее долю. Именно об этом и нужно помнить: ты, Андрей Гуськов, виновен в страданиях и гибели близких людей, ты обречен на одиночество и осуждение, потому что выбранные тобой средства не могут быть оправданы ничем.
Возвращаясь к вопросу «Можно ли утверждать, что на войне все средства хороши», я прихожу к выводу, что часто в дилемме «жизнь и смерть» мы не задумываемся, как и что мы делаем. Это неправильно, хотя никто из нас не застрахован от ошибок. Мы должны помнить: мирное или военное это время, мы – люди и надо постараться сохранить в себе душу, а значит, с особой ответственностью относиться к избираемым нами средствам достижения цели.
595 слов
Сочинение прислал Ванюша
Подтвердите или опровергните слова Ф. Шиллера: “Верная любовь помогает переносить все тяготы” |
Описание курса
| Быть подлинным – значит быть верным самому себе.
В романе В. Быкова «Сотников» у героев, партизан Сотникова и Рыбака, общие цели – выполнить задание партизанского отряда, в трудной ситуации не сломаться, не привести к товарищам фашистов и остаться в живых. Однако они по-разному расставляют эти цели по важности в своем сознании. У Сотникова главная задача – безопасность отряда и мирных жителей. А у Рыбака – собственное спасение. Поэтому последний не жалеет никаких средств ради ее осуществления: он предает всех, кого только может, проявляя чудовищную трусость, несмотря на то, что в отряде был известен за храброго бойца. Именем главного же действующего лица неслучайно названо произведение: он не выдает своих. Напротив, пытается помочь женщине, которая спрятала его с напарником от фашистов. Рыбак остался жив, но на его совести несмываемое пятно, а Сотников изо всех сил пытался спасти других и погиб героем. Значит, в одном случае стремление не оправдало затраченных усилий, а в другом – оправдало. Получается, все зависит от цели, ради которой мы идем наперекор себе. Рыбак имел эгоистический мотив, поэтому то, что он стал полицаем, вопреки своему желанию, мы расцениваем, как неоправданные, подлые средства. Но вот то, что Сотников предал себя и отдал жизнь, мы считаем достойным уважения поступком, так как он это сделал во благо победы над врагом. Таким образом, цель оправдывает средства, если она действительно важна и по масштабам превосходит человеческую личность, которая жертвует собой. Если мы думаем иначе, значит, признаем, что все погибшие на войне солдаты напрасно шли на риск: победа их гибели не оправдывает.