Сочинение на тему на всех московских есть особый отпечаток

11 вариантов

  1. А. С. Грибоедов родился в Москве, вырос здесь, окончил Московский университет и даже написал свою бессмертную комедию в Москве. Он хорошо знал московское дворянское общество, его нравы, обычаи, порядки. Это позволило ему в своем произведении реалистически показать московское дворянство.
    “Горе от ума” – это сатира на общество крепостников. В комедии осмеяны все стороны его жизни, подвергнут критике мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия. Эти и другие черты московского общества были показаны благодаря столкновению Чацкого с Фамусовым, Скалозубом, Молчалиным.
    Представители московского дворянства лишены каких-то гражданских мыслей и интересов. Смысл жизни они видят, прежде всего, в обогащении, они карьеристы и завистники, Грибоедов показывает людей, которые стоят у власти, занимают высокое общественное положение. Служба для них – лишь источник доходов, средство получить незаслуженные почести. Так, например, Фамусов говорит: “Обычай мой такой: подписано, так с плеч – долой”. В обществе московских дворян не скрывается тот факт, что “служащие чужие очень редки: асе больше сестрины, свояченицы детки”.
    Московское дворянства также характеризует полное примирение с жизнью, удовлетворенностью ею. Они принимают окружающую действительность, потому что она сохраняет их права и привилегии. Поэтому фамусовское общество объединяется против Чацкого, который является представителем прогрессивной части дворянства, так как он критикует их образ жизни.
    Московское общество косно. Оно не приветствует просвещение, образованность, считая, что “ученье • вот чума, ученость – пот причина” появления новых, враждебных им взглядов. Представители московского дворянства защищают те времена, когда считалось в порядке вещей менять крепостных на собак, отнимать детей у родителей, Представители московского дворянства унижают достоинство простых людей, считая их “чурбанами” и “ленивыми тетерями”. Для них характерно грубое обращение с низшими по чину людьми, но сами они готовы льстить и Пресмыкаться перед теми, кто чином повыше. Именно эту черту можно проследить у Фамусова, который задумал выдать Софью за будущего генерала Скалозуба.
    Ему важно, что
    Известный человек, солидный,
    И знаков тьму отличья нахватал,
    Не по летам и чин завидный,
    Не нынче, завтра – генерал.
    Несмотря на то, что по понятиям московского общества Скалозуб занимает высокое положение, он очень ограниченный человек, живущий мечтой о получении генеральского чина без особых трудов.
    Следует отметить, что люди, сначала имеющие свободолюбие, независимость суждения и взгляды, попадая под власть фамусовского общества, вынуждены расстаться со своими былыми взглядами и убеждениями. Это ярко показано на примере Платона Михайловича Горича, который, лопав под власть жены и влияние фамусовского общества, стал “мужем-мальчиком, мужем-слугой”.
    Важное значение в пьесе имеет образ Софьи. Несмотря на хорошие задатки ее натуры, Софья не сформировалась еще как цельный человек. Фамусовское общество загубило ее ищущую и страстную натуру.
    Еще одна особенность дворянского общества Москвы – это ее преклонение перед иностранцами и иностранным. Этой теме посвящен монолог Чацкого “Французик из Бордо…”.
    Нелестной характеристикой московского дворянства является душевная черствость, страсть к сплетням.
    В изображении московского дворянства Грибоедовым мы не можем не заметить сильно выраженное критическое начало: московское дворянское общество представлено в негативном свете.
    Нельзя заметить и тени сочувствия, душевного благородства у приглашенных на бал к Фамусову, когда они рассказывают друг другу сплетню о сумасшествии Чацкого. Никто по-настоящему не верит в это, но все единогласно решили, что он сошел с ума, слишком уж он не вписывается в их круг, ё их размеренную жизнь.
    Таким образом, Грибоедов воссоздает картину быта, жизни, нравов барской Москвы первой четверти XIX века, рисует типические характеры фамусовского общества, дает реалистическое изображение основного столкновения между “веком нынешним” и “веком минувшим”.

  2. “Горе от ума” – это сатира на общество крепостников. В комедии осмеяны все стороны его жизни, подвергнут критике мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия. Эти и другие черты московского общества были показаны благодаря столкновению Чацкого с Фамусовым, Скалозубом, Молчалиным.
    Представители московского дворянства лишены каких-то гражданских мыслей и интересов. Смысл жизни они видят, прежде всего, в обогащении, они карьеристы и завистники, Грибоедов показывает людей, которые стоят у власти, занимают высокое общественное положение. Служба для них – лишь источник доходов, средство получить незаслуженные почести. Так, например, Фамусов говорит: “Обычай мой такой: подписано, так с плеч – долой”. В обществе московских дворян не скрывается тот факт, что “служащие чужие очень редки: асе больше сестрины, свояченицы детки”.
    Московское дворянства также характеризует полное примирение с жизнью, удовлетворенностью ею. Они принимают окружающую действительность, потому что она сохраняет их права и привилегии. Поэтому фамосовское общество объединяется против Чацкого, который является представителем прогрессивной части дворянства, так как он критикует их образ жизни.
    Московское общество косно. Оно не приветствует просвещение, образованность, считая, что “ученье • вот чума, ученость – пот причина” появления новых, враждебных им взглядов. Представители московского дворянства защищают те времена, когда считалось s порядке вещей менять крепостных на собак, отнимать детей у родителей, Представители московского дворянства унижают достоинство простых людей, считая их “чурбанами” и “ленивыми тетерями”. Для них характерно грубое обращение с низшими по чину людьми, но сами они готовы льстить и Пресмыкаться перед теми, кто чином повыше. Именно эту черту можно проследить у Фамусова, который задумал выдать Софью за будущего генерала Скалозуба.
    Ему важно, что
    Известный человек, солидный,
    И знаков тьму отличья нахватал,
    Не по летам и чин завидный,
    Не нынче, завтра – генерал.
    Несмотря на то, что по понятиям московского общества Скалозуб занимает высокое положение, он очень ограниченный человек, живущий мечтой о получении генеральского чина без особых трудов.
    Следует отметить, что люди, сначала имеющие свободолюбие, независимость суждения и взгляды, попадая под власть фамусовского общества, вынуждены расстаться со своими былыми взглядами и убеждениями. Это ярко показано на примере Платона Михайловича Горича, который, лопав под власть жены и влияние фамусовского общества, стал “мужем-мальчиком, мужем-слугой”.
    Важное значение в пьесе имеет образ Софьи. Несмотря на хорошие задатки ее натуры, Софья не сформировалась еще как цельный человек. Фамосовское общество загубило ее ищущую и страстную натуру.
    Еще одна особенность дворянского общества Москвы – это ее преклонение перед иностранцами и иностранным. Этой теме посвящен монолог Чацкого “Французик из Бордо…”.
    Нелестной характеристикой московского дворянства является душевная черствость, страсть к сплетням.
    В изображении московского дворянства Грибоедовым мы не можем не заметить сильно выраженное критическое начало: московское дворянское общество представлено в негативном свете.
    Нельзя заметить и тени сочувствия, душевного благородства у приглашенных на бал к Фамусову, когда они рассказывают друг другу сплетню о сумасшествии Чацкого. Никто по-настоящему не верит в это, но все единогласно решили, что он сошел с ума, слишком уж он не вписывается в их круг, ё их размеренную жизнь.
    Таким образом, Грибоедов воссоздает картину быта, жизни, нравов барской Москвы первой четверти XIX века, рисует типические характеры фамусовского общества, дает реалистическое изображение основного столкновения между “веком нынешним” и “веком минувшим”.

  3. А.С.Грибоедов был человеком, много сделавшим для своего Отечества. Отважный военный, талантливый дипломат, он вошел также и в литературу как создатель поистине гениального произведения – комедии «Горе от ума». Произведение было настолько «легко», что разлетелось на крылатые выражения, четверостишия, фразы. И в наши дни можно нередко услышать строки из комедии: «Чуть свет уж на ногах! И я у ваших ног», «Где оскорбленному есть чувству уголок», «Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок» и многие другие. «Комедия нравов» создавалась в 19 веке, но она не утратила своей актуальности и сегодня.
    Свою комедию Грибоедов дописывал в Москве зимой 1823—1824 годов. Москва была городом его детства и юности, у автора было желание как можно точнее и достовернее узнать московскую жизнь. Он хотел отразить ее в пьесе по непосредственным живым наблюдениям, относящимся к тому же времени, когда происходит действие комедии. В Москве наиболее четко проявлялись общие принципы устройства дворянского мира, повседневная жизнь дворянского общества, там значение родственных связей, чинов и денег выступало в неразрывности и гармонии.
    Грибоедовская Москва – это город, где отслужившие свое тузы «живут и умирают». Эти тузы вместе со своими семействами представляют собой единый образ – «фамусовское общество», собравшееся на балу. В нем и нашли отражение все реальные черты московского дворянства.
    В центре этого круга стоит Павел Афанасьевич Фамусов – богатый помещик и крупный чиновник, имеющий большой вес среди московского барства. Это «старовер», ярый сторонник крепостничества и самодержавия. Косность, консервативность, обращенность в прошлое – вот основные характеристики Фамусова. Он благоговейно вспоминает о давно минувшем веке Екатерины: «Тогда не то, что ныне: \ При государыне служил Екатерине. \ А в те поры все важны, в сорок пуд…\ Раскланяйся, тупеем не кивнут. \ Вельможа в случае, тем паче, \ Не как другой, и пил, и ел иначе». Он выражает взгляды целого слоя заядлых реакционеров – «старичков», которые недовольны современной политикой Александра I, «засудят о делах, что слово – приговор». Это «прямые канцлеры в отставке по уму», которые свои сужденья черпают из забытых газет времен Очакова и покоренья Крыма». Но именно они и задают тон жизни в Москве, «без них не обойдется дело».
    Все новое, прогрессивное воспринимается Фамусовым и его гостями как угроза для их господствующего положения. Именно поэтому они так единодушны в оценке Чацкого, который кажется им вольнодумцем. Прогрессивный человек, декабрист по взглядам, убеждениям и моральным принципам, он кажется им проповедником «бездумных дум и мнений».
    Источник «вольности» московское общество видит в образовании: «Ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей». Спасенье от «рассадников» образования Фамусов видит лишь в одном: «Собрать бы книги все да сжечь». Воспитание, которое получают дети московских дворян, делает их чуждыми всему русскому. «Смешенье языков французского с нижегородским» – итог такого воспитания. Именно вследствие рабского, слепого подражания Западу в России «ни звука русского, ни русского лица» скоро можно не найти.
    Ценность человека в московском обществе определяется количеством принадлежащих ему крепостных душ. «У нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь: пусть плохонький, но если наберется душ тысячки две родовых, тот и жених», – наставляет Фамусов свою дочь Софью. Полковник Скалозуб, недалекий и беспринципный карьерист, становится для Фамусова объектом особой симпатии, ведь он «и золотой мешок, и метит в генералы». А значит, самая подходящая партия для его дочери. «Сергей Сергеич, дорогой!» – льстиво говорит с ним Фамусов.
    Люди, стоящие ниже на социальной лестнице или менее богатые, «фамусовскому обществу» видятся ничтожными и недостойными уважения. «Ослы! Сто раз вам повторять!», – кричит на слуг Фамусов. «А Чацкого мне жаль. По-христиански так; он жалости достоин…имел душ сотни три», – выносит вердикт «фамусовское общество», чванливо восклицая, что «только здесь ещё и дорожат дворянством». Княгиня Тугоуховская, стремясь найти дочерям достойных женихов и рассматривая поначалу кандидатуру Чацкого, кричит супругу: «Князь, князь! Назад!». Она узнала, что ее потенциальный жених беден. «Уж чужих имений мне не знать!» – обиженно заявляет Хлестова, споря о количестве крепостных у Чацкого.
    Карьера, богатство, почести – вот смысл жизни Фамусова и его круга. Максим Петрович, вельможа екатерининского времени, Кузьма Петрович, камергер двора – вот образцы для подражания. Эти внесценические персонажи помогают раздвинуть автору рамки сатирической картины за пределы Москвы.
    Служба для Фамусова и его «соратников» – лишь источник дохода, они не занимаются делами по существу. Фамусов заявляет: «Обычай мой такой: подписано, и с плеч долой». Зато протекция, семейственность, кумовство очень популярны «в казенном месте»: «Ну как не порадеть родному человечку!» Ту же картину можно наблюдать и в военных кругах: «чтоб добыть чины, есть многие каналы». Ни интересы страны, ни развитие общества не заботят этих людей. Лишь личная выгода, деньги и чины!
    Дитя «фамусовского общества» и его «достойный» преемник – Молчалин. Все черты чиновничьего мира очень полно раскрыты в его образе. Благодаря Фамусову этот герой попал в Москву и продвигается по службе. «А впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных» – говорит про него Чацкий.
    У Молчалина есть два таланта – «умеренность и аккуратность». Такие ловкие секретари, в «век покорности и страха» служащие «лицам, а не делу», обязательно добьются успеха, достигнут высоких постов.
    Что же, «фамусовское общество» будет жить дальше?! К счастью, в комедии существует образ Чацкого, воплотивший лучшие черты прогрессивных людей. Столкновение Чацкого и «всех московских» – суть общественного конфликта. Чацкий обличает все устаревшие устои общества. «Нет, свет уж не таков», – с надеждой восклицает он.
    К сожалению, человеческие пороки не проходят бесследно. Это страшно, но и сегодня мы можем видеть в нашем обществе гнилые черты фамусовщины. Хорошо, что есть комедия «Горе от ума», она всегда актуальна и позволяет взглянуть на самих себя со стороны.

  4. Автор: Грибоедов А.С.
    А. С. Грибоедов родился в Москве, вырос здесь, окончил Московский университет и даже написал свою бессмертную комедию в Москве. Он хорошо знал московское дворянское общество, его нравы, обычаи, порядки. Это позволило ему в своем произведении реалистически показать московское дворянство.
    “Горе от ума” – это сатира на общество крепостников. В комедии осмеяны все стороны его жизни, подвергнут критике мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия. Эти и другие черты московского общества были показаны благодаря столкновению Чацкого с Фамусовым, Скалозубом, Молчалиным.
    Представители московского дворянства лишены каких-то гражданских мыслей и интересов. Смысл жизни они видят, прежде всего, в обогащении, они карьеристы и завистники, Грибоедов показывает людей, которые стоят у власти, занимают высокое общественное положение. Служба для них – лишь источник доходов, средство получить незаслуженные почести. Так, например, Фамусов говорит: “Обычай мой такой: подписано, так с плеч – долой”. В обществе московских дворян не скрывается тот факт, что “служащие чужие очень редки: асе больше сестрины, свояченицы детки”.
    Московское дворянства также характеризует полное примирение с жизнью, удовлетворенностью ею. Они принимают окружающую действительность, потому что она сохраняет их права и привилегии. Поэтому фамусовское общество объединяется против Чацкого, который является представителем прогрессивной части дворянства, так как он критикует их образ жизни.
    Московское общество косно. Оно не приветствует просвещение, образованность, считая, что “ученье • вот чума, ученость – пот причина” появления новых, враждебных им взглядов. Представители московского дворянства защищают те времена, когда считалось в порядке вещей менять крепостных на собак, отнимать детей у родителей, Представители московского дворянства унижают достоинство простых людей, считая их “чурбанами” и “ленивыми тетерями”. Для них характерно грубое обращение с низшими по чину людьми, но сами они готовы льстить и Пресмыкаться перед теми, кто чином повыше. Именно эту черту можно проследить у Фамусова, который задумал выдать Софью за будущего генерала Скалозуба.
    Ему важно, что
    Известный человек, солидный,
    И знаков тьму отличья нахватал,
    Не по летам и чин завидный,
    Не нынче, завтра – генерал.
    Несмотря на то, что по понятиям московского общества Скалозуб занимает высокое положение, он очень ограниченный человек, живущий мечтой о получении генеральского чина без особых трудов.
    Следует отметить, что люди, сначала имеющие свободолюбие, независимость суждения и взгляды, попадая под власть фамусовского общества, вынуждены расстаться со своими былыми взглядами и убеждениями. Это ярко показано на примере Платона Михайловича Горича, который, лопав под власть жены и влияние фамусовского общества, стал “мужем-мальчиком, мужем-слугой”.
    Важное значение в пьесе имеет образ Софьи. Несмотря на хорошие задатки ее натуры, Софья не сформировалась еще как цельный человек. Фамусовское общество загубило ее ищущую и страстную натуру.
    Еще одна особенность дворянского общества Москвы – это ее преклонение перед иностранцами и иностранным. Этой теме посвящен монолог Чацкого “Французик из Бордо…”.
    Нелестной характеристикой московского дворянства является душевная черствость, страсть к сплетням.
    В изображении московского дворянства Грибоедовым мы не можем не заметить сильно выраженное критическое начало: московское дворянское общество представлено в негативном свете.
    Нельзя заметить и тени сочувствия, душевного благородства у приглашенных на бал к Фамусову, когда они рассказывают друг другу сплетню о сумасшествии Чацкого. Никто по-настоящему не верит в это, но все единогласно решили, что он сошел с ума, слишком уж он не вписывается в их круг, ё их размеренную жизнь.
    Таким образом, Грибоедов воссоздает картину быта, жизни, нравов барской Москвы первой четверти XIX века, рисует типические характеры фамусовского общества, дает реалистическое изображение основного столкновения между “веком нынешним” и “веком минувшим”.

  5. А.С.Грибоедов был человеком, много сделавшим для своего Отечества. Отважный военный, талантливый дипломат, он вошел также и в литературу как создатель поистине гениального произведения – комедии «Горе от ума». Произведение было настолько «легко», что разлетелось на крылатые выражения, четверостишия, фразы. И в наши дни можно нередко услышать строки из комедии: «Чуть свет уж на ногах! И я у ваших ног», «Где оскорбленному есть чувству уголок», «Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок» и многие другие. «Комедия нравов» создавалась в 19 веке, но она не утратила своей актуальности и сегодня.
    Свою комедию Грибоедов дописывал в Москве зимой 1823—1824 годов. Москва была городом его детства и юности, у автора было желание как можно точнее и достовернее узнать московскую жизнь. Он хотел отразить ее в пьесе по непосредственным живым наблюдениям, относящимся к тому же времени, когда происходит действие комедии. В Москве наиболее четко проявлялись общие принципы устройства дворянского мира, повседневная жизнь дворянского общества, там значение родственных связей, чинов и денег выступало в неразрывности и гармонии.
    Грибоедовская Москва – это город, где отслужившие свое тузы «живут и умирают». Эти тузы вместе со своими семействами представляют собой единый образ – «фамусовское общество», собравшееся на балу. В нем и нашли отражение все реальные черты московского дворянства.
    В центре этого круга стоит Павел Афанасьевич Фамусов – богатый помещик и крупный чиновник, имеющий большой вес среди московского барства. Это «старовер», ярый сторонник крепостничества и самодержавия. Косность, консервативность, обращенность в прошлое – вот основные характеристики Фамусова. Он благоговейно вспоминает о давно минувшем веке Екатерины: «Тогда не то, что ныне: \ При государыне служил Екатерине. \ А в те поры все важны, в сорок пуд…\ Раскланяйся, тупеем не кивнут. \ Вельможа в случае, тем паче, \ Не как другой, и пил, и ел иначе». Он выражает взгляды целого слоя заядлых реакционеров – «старичков», которые недовольны современной политикой Александра I, «засудят о делах, что слово – приговор». Это «прямые канцлеры в отставке по уму», которые свои сужденья черпают из забытых газет времен Очакова и покоренья Крыма». Но именно они и задают тон жизни в Москве, «без них не обойдется дело».
    Все новое, прогрессивное воспринимается Фамусовым и его гостями как угроза для их господствующего положения. Именно поэтому они так единодушны в оценке Чацкого, который кажется им вольнодумцем. Прогрессивный человек, декабрист по взглядам, убеждениям и моральным принципам, он кажется им проповедником «бездумных дум и мнений».
    Источник «вольности» московское общество видит в образовании: «Ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей». Спасенье от «рассадников» образования Фамусов видит лишь в одном: «Собрать бы книги все да сжечь». Воспитание, которое получают дети московских дворян, делает их чуждыми всему русскому. «Смешенье языков французского с нижегородским» – итог такого воспитания. Именно вследствие рабского, слепого подражания Западу в России «ни звука русского, ни русского лица» скоро можно не найти.
    Ценность человека в московском обществе определяется количеством принадлежащих ему крепостных душ. «У нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь: пусть плохонький, но если наберется душ тысячки две родовых, тот и жених», – наставляет Фамусов свою дочь Софью. Полковник Скалозуб, недалекий и беспринципный карьерист, становится для Фамусова объектом особой симпатии, ведь он «и золотой мешок, и метит в генералы». А значит, самая подходящая партия для его дочери. «Сергей Сергеич, дорогой!» – льстиво говорит с ним Фамусов.
    Люди, стоящие ниже на социальной лестнице или менее богатые, «фамусовскому обществу» видятся ничтожными и недостойными уважения. «Ослы! Сто раз вам повторять!», – кричит на слуг Фамусов. «А Чацкого мне жаль. По-христиански так; он жалости достоин…имел душ сотни три», – выносит вердикт «фамусовское общество», чванливо восклицая, что «только здесь ещё и дорожат дворянством». Княгиня Тугоуховская, стремясь найти дочерям достойных женихов и рассматривая поначалу кандидатуру Чацкого, кричит супругу: «Князь, князь! Назад!». Она узнала, что ее потенциальный жених беден. «Уж чужих имений мне не знать!» – обиженно заявляет Хлестова, споря о количестве крепостных у Чацкого.
    Карьера, богатство, почести – вот смысл жизни Фамусова и его круга. Максим Петрович, вельможа екатерининского времени, Кузьма Петрович, камергер двора – вот образцы для подражания. Эти внесценические персонажи помогают раздвинуть автору рамки сатирической картины за пределы Москвы.
    Служба для Фамусова и его «соратников» – лишь источник дохода, они не занимаются делами по существу. Фамусов заявляет: «Обычай мой такой: подписано, и с плеч долой». Зато протекция, семейственность, кумовство очень популярны «в казенном месте»: «Ну как не порадеть родному человечку!» Ту же картину можно наблюдать и в военных кругах: «чтоб добыть чины, есть многие каналы». Ни интересы страны, ни развитие общества не заботят этих людей. Лишь личная выгода, деньги и чины!
    Дитя «фамусовского общества» и его «достойный» преемник – Молчалин. Все черты чиновничьего мира очень полно раскрыты в его образе. Благодаря Фамусову этот герой попал в Москву и продвигается по службе. «А впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных» – говорит про него Чацкий.
    У Молчалина есть два таланта – «умеренность и аккуратность». Такие ловкие секретари, в «век покорности и страха» служащие «лицам, а не делу», обязательно добьются успеха, достигнут высоких постов.
    Что же, «фамусовское общество» будет жить дальше?! К счастью, в комедии существует образ Чацкого, воплотивший лучшие черты прогрессивных людей. Столкновение Чацкого и «всех московских» – суть общественного конфликта. Чацкий обличает все устаревшие устои общества. «Нет, свет уж не таков», – с надеждой восклицает он.
    К сожалению, человеческие пороки не проходят бесследно. Это страшно, но и сегодня мы можем видеть в нашем обществе гнилые черты фамусовщины. Хорошо, что есть комедия «Горе от ума», она всегда актуальна и позволяет взглянуть на самих себя со стороны.

  6. На всех московских есть особый отпечаток

    Автор: Грибоедов А.С.
    А. С. Грибоедов родился в Москве, вырос здесь, окончил Московский университет и даже написал свою бессмертную комедию в Москве. Он хорошо знал московское дворянское общество, его нравы, обычаи, порядки. Это позволило ему в своем произведении реалистически показать московское дворянство.
    «Горе от ума» — это сатира на общество крепостников. В комедии осмеяны все стороны его жизни, подвергнут критике мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия. Эти и другие черты московского общества были показаны благодаря столкновению Чацкого с Фамусовым, Скалозубом, Молчалиным.
    Представители московского дворянства лишены каких-то гражданских мыслей и интересов. Смысл жизни они видят, прежде всего, в обогащении, они карьеристы и завистники, Грибоедов показывает людей, которые стоят у власти, занимают высокое общественное положение. Служба для них — лишь источник доходов, средство получить незаслуженные почести. Так, например, Фамусов говорит: «Обычай мой такой: подписано, так с плеч — долой». В обществе московских дворян не скрывается тот факт, что «служащие чужие очень редки: асе больше сестрины, свояченицы детки».
    Московское дворянства также характеризует полное примирение с жизнью, удовлетворенностью ею. Они принимают окружающую действительность, потому что она сохраняет их права и привилегии. Поэтому фамусовское общество объединяется против Чацкого, который является представителем прогрессивной части дворянства, так как он критикует их образ жизни.
    Московское общество косно. Оно не приветствует просвещение, образованность, считая, что «ученье • вот чума, ученость — пот причина» появления новых, враждебных им взглядов. Представители московского дворянства защищают те времена, когда считалось в порядке вещей менять крепостных на собак, отнимать детей у родителей, Представители московского дворянства унижают достоинство простых людей, считая их «чурбанами» и «ленивыми тетерями». Для них характерно грубое обращение с низшими по чину людьми, но сами они готовы льстить и Пресмыкаться перед теми, кто чином повыше. Именно эту черту можно проследить у Фамусова, который задумал выдать Софью за будущего генерала Скалозуба.
    Ему важно, что
    Известный человек, солидный,
    И знаков тьму отличья нахватал,
    Не по летам и чин завидный,
    Не нынче, завтра — генерал.
    Несмотря на то, что по понятиям московского общества Скалозуб занимает высокое положение, он очень ограниченный человек, живущий мечтой о получении генеральского чина без особых трудов.
    Следует отметить, что люди, сначала имеющие свободолюбие, независимость суждения и взгляды, попадая под власть фамусовского общества, вынуждены расстаться со своими былыми взглядами и убеждениями. Это ярко показано на примере Платона Михайловича Горича, который, лопав под власть жены и влияние фамусовского общества, стал «мужем-мальчиком, мужем-слугой».
    Важное значение в пьесе имеет образ Софьи. Несмотря на хорошие задатки ее натуры, Софья не сформировалась еще как цельный человек. Фамусовское общество загубило ее ищущую и страстную натуру.
    Еще одна особенность дворянского общества Москвы — это ее преклонение перед иностранцами и иностранным. Этой теме посвящен монолог Чацкого «Французик из Бордо…».
    Нелестной характеристикой московского дворянства является душевная черствость, страсть к сплетням.
    В изображении московского дворянства Грибоедовым мы не можем не заметить сильно выраженное критическое начало: московское дворянское общество представлено в негативном свете.
    Нельзя заметить и тени сочувствия, душевного благородства у приглашенных на бал к Фамусову, когда они рассказывают друг другу сплетню о сумасшествии Чацкого. Никто по-настоящему не верит в это, но все единогласно решили, что он сошел с ума, слишком уж он не вписывается в их круг, ё их размеренную жизнь.
    Таким образом, Грибоедов воссоздает картину быта, жизни, нравов барской Москвы первой четверти XIX века, рисует типические характеры фамусовского общества, дает реалистическое изображение основного столкновения между «веком нынешним» и «веком минувшим».

  7. «На всех московских есть особый отпечаток…». Каждый город имеет своих певцов и летописцев, и уж тем бо­лее Москва, столица, город с богатым прошлым, многовековыми устоями и традициями. В разное время различные поэты и писа­тели запечатлели Москву в своих произведениях: ее неповтори­мый колорит, особый быт, заповедные уголки. Но, пожалуй, ни­кому не удалось так ярко изобразить обитателей Москвы, «старой» Москвы первой половины XIX века, как это сделал А. С. Грибо­едов в своей комедии «Горе от ума», поистине бессмертном тво­рении русской классики.
    Коренной москвич по рождению, Грибоедов мастерски, с прису­щей ему выразительностью и простотой языка, описал современ­ную ему Москву, только ей одной свойственный дух и особое вни­мание он уделил московскому дворянству. Грибоедов очень тонко подметил: «На всех московских есть особый отпечаток», вложив эту фразу в уста одного из героев своей комедии, Павла Афа­насьевича Фамусова, московского дворянина, закоснелого кре­постника «старой закалки».
    Этот отпечаток есть то особенное, что всегда отличало Москву и москвичей от, скажем, Петербурга и его обитателей. Взять хо­тя бы гостеприимство московских жителей:
    Кто хочет к нам пожаловать — иди,
    Дверь отперта для званых и незваных.
    Но комедия, безусловно, не была бы названа предвестником реалистического направления в русской литературе, если бы Грибоедов ограничился изображением только радушия и просто­ты москвичей. Поражает в тех «московских» то, что искреннос­ти в них практически не увидишь нигде на всем протяжении ко­медии. Все стремятся к какой-то общепринятой мерке, даже мыслить стараются соответственно образцу. Лишь немногие, в основном «сильные мира сего» — Фамусов, Хлестова, — могут се­бе позволить думать и вести себя так, как они того желают, и не стремиться к какому-либо стандарту.
    Те москвичи, о которых идет речь в «Горе от ума», не имеют своей индивидуальности. Особенно ярко это видно на примере княжон Тугоуховских, которые абсолютно безлики: и слова, и взгляды, и мысли у них поразительно схожи; Грибоедов даже не дает им имен, они пронумерованы — как бы грубо это ни звучало, но так и есть в действительности. «Чужевластье мод» обрекает их на поверхностное отношение к жизни, которая для них превратилась в бессмысленное стремление быть не хуже других. Раз в моде благонравье — значит, все девицы, как одна, благонравны. «Французские романсы вам поют и верхние выводят нотки…» — вот и весь образ московских барышень.
    А что же московские «старички»? Казалось бы, какие яркие характеры должны быть среди московских старожилов, храни­телей традиций прошлого. Но автор разубеждает нас в этом, по­казывая, что тот же отпечаток безликости лежит и на них:
    …а придерутся
    К тому, к сему, а чаще ни к чему,
    Поспорят, пошумят и… разойдутся.
    Прямые канцлеры в отставке по уму!
    Нет никаких индивидуальностей, все — «канцлеры» без ис­ключений, «дряхлеющие над выдумками, вздором» и испыты­вающие суеверный ужас перед словом «просвещение».
    Конечно, никак нельзя не упомянуть о дамах:
    Судьи всему, везде, над ними нет судей…
    …Скомандовать велите перед фрунтом!
    Присутствовать пошлете их в Сенат!
    И здесь мы также не встретили мало-мальски выдающейся личности, с собственным лицом, не соответствующим сему стан­дартному описанию.
    От дам в странной зависимости находятся мужчины. Они без­ропотно сложили свои привилегии главы семьи, главы дома и подчиняются воле своих жен, их назойливой опеке и, в част­ности, мнению всесильной Татьяны Юрьевны. Статус москов­ского жителя обязывает ко многому, а уж если ты «московский житель и женат», то не можешь не соответствовать «идеалу мос­ковских мужей»: «муж-мальчик, муж-слуга, из жениных па­жей…» Они даже не чувствуют всей унизительности своего по­ложения, не говоря уже о молодых людях, которые мыслить не­ординарно, по-своему, не умеют или же боятся открыто высказать свое мнение:
    В мои лета не должно сметь
    Свое суждение иметь.
    Боязнь показать свое истинное, собственное лицо, заявить о своих чувствах или мыслях — вот характерная черта «москов­ских», тот «отпечаток», о котором упоминает Фамусов в разгово­ре со Скалозубом, не подозревая даже, как резко и метко харак­теризует это выражение то общество, тот круг людей, к которо­му и он сам принадлежит.
    «Вкус, батюшка, отменная манера!» — самодовольно говорит Фамусов. Да, манера. Манера быть кем угодно, только не собой, скрывать свое настоящее лицо, лицемерить и льстить.
    Безликость «московских» вызывает у искреннего, прямо­душного Чацкого желание обличать, срывать маски — одну, вторую, третью… Ведь должны же быть души под этими на­пускными обличьями! Но Чацкий совершает страшное откры­тие, он поражен, осознав, что живых душ под этими масками нет; тот самый «особый отпечаток» наложен и на них, на самое сокровенное и живое, что только может быть в человеке. И Чац­кий бежит:
    Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
    Он действительно не может далее оставаться среди тех, кто не живет, а играет свою роль. Для него эта игра противоестественна и неприемлема.
    «Дух рабского, слепого подражанья накладывает этот отпеча­ток на умы и сердца людей, и это уже не столько отпечаток, сколько клеймо, о котором с такой гордостью заявил Фамусов и с такой горечью и болью рассказал Грибоедов».

  8. В конце зимы 1824 г. по Москве распространился слух, будто появилась пьеса, в которой высмеяно московское высшее общество, изображенное зло и карикатурно. Автором этой пьесы был Александр Сергеевич Грибоедов. Талантливый русский дипломат и писатель не случайно избирает местом действия своей пьесы московские гостиные. Колыбелью автора была аристократическая Москва. Москва просвещенная и вольномыслящая воспитала его ум и сердце. Москва народная, героическая укрепила его любовь ко всему русскому. Комедия “Горе от ума” — суровое обличение того мира, в котором процветают крепостники. Пьеса расходилась в списках по всей стране, но не только потому, что вопросы, поднятые в ней, были невероятно актуальными, но и потому, что комедия отличается удивительной реалистичностью. Главное Действующее лицо пьесы даже не Чацкий, который, безусловно, высказывает дорогие автору мысли, а вся Москва, все люди, Населяющие ее. Вначале образ столицы складывается из пор-)етов отдельных героев, но в третьем и четвертом актах эти портреты оживают в многочисленных персонажах, гостях на званом обеде в доме богатого московского барина Павла Афанасьевича Фамусова. “На всех московских есть особый отпечаток”, — говорит хозяин дома, умеющий давать людям меткие характеристики. Действительно, москвичи не похожи на жителей других городов. В монологах Чацкого и Фамусова даются описания отдельных людей, которые обозначают для читателя общие черты принадлежности к “московским”. Чацкий и Фамусов говорят о разном по-разному. Фамусов — “старинный, верный член” Английского клуба, который “весь свой век пропрыгал на балах”. Тон Чацкого становится все более и более суровым. Следующий, кого упоминает герой пьесы, — любитель крепостного театра, чей “дом зеленью раскрашен в виде рощи”, но сам он “толст, его артисты тощи”. Упоминает Чацкий и о принятой в Москве системе воспитания, когда родители стремятся набрать детям “учителей полки, числом поболее, ценою подешевле”. Москвичи видят спасение в немцах и французах, а результат — не только отсутствие представлений о национальной культуре, но и дикое “смешение языков: французского с нижегородским”. Монолог Чацкого разворачивает перед нами колоритную галерею обитателей Москвы. Но это взгляд с одной стороны. Во втором действии свое представление о москвичах высказывает Фамусов. Мы видим почтенных московских бар, которых молодежь должна считать образцом для подражания. Чацкий восклицает: “Нет, свет уж нынче не таков”, — но так ли это? Мне кажется, что развитие действия пьесы доказывает обратное. В третьем действии мы встречаемся с москвичами на балу у Фамусова. Основу комизма здесь составляет, на мой взгляд» тема огромной власти московских дам. Еще Фамусов отмечает: А дамы? — сунься кто, попробуй овладей; Судьи всему, везде, над ними нет судей. Платон Михайлович Горич — бывший товарищ Чацкого — попал под каблук своей жены. Княгиня Тугоуховская с шестью дочерьми, озабоченными лишь удачным замужеством, помыкают старым князем. Один из самых колоритных образов — старая московская барыня Хлестова. Наверное, мнения таких барынь больше всего боится Фамусов. Недаром последними словами комедии является его реплика: Ах! Более мой! Что станет говорить Княгиня Марья Алексевна! Да, женская власть в Москве сильна. Но Москва уже не может прожить и без таких людей, как Загорецкий, умеющих услужить всем. Значительное место в комедии занимает Репетилов, который являет собой образ человека, способного опошлить всякое святое дело. И, наконец, главные герои. Софья — типичная московская барышня, неглупая, но воспитанная не на реалиях жизни, а на французских романах. Скалозуб — типичный аракчеевский солдафон, человек, которого можно назвать слепым исполнителем воли вышестоящего начальства. Но его образ не только комичен. Вспомним размышления Скалозуба о карьере: Довольно счастлив я в товарищах моих. Вакансии как раз открыты; То старших выключат иных, Другие, смотришь, перебиты. Фамусов — олицетворение “века минувшего” во всей его красе. Он является убежденным сторонником старых порядков, при этом он уже достиг “степеней известных” и заботится разве лишь о том, чтобы выдать замуж дочь. Все остальные дела его сводятся к тому, чтобы не забыть зайти “на форели”, потому что, как он сам признается: Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой. Пожалуй, единственное, в чем сходятся Фамусов и Чацкий, — это отрицательное отношение к засилью в русской дворянской среде заграничных мод и вкусов. Чацкий на три важнейших года исчез и
    з российской действительности. А ведь за эти три года утихло послевоенное ликование. И в последнем монологе Чацкий уже кричит о той толпе, “в любви предателей, в вражде неутомимых, рассказчиков неукротимых, нескладных умников, лукавых простаков, старух зловещих, стариков”, которую он увидел в Москве. Не знаю, изменилось ли что-нибудь в Москве после обличительных монологов Чацкого. Похоже, что нет. Но можно быть уверенным, что после появления комедии “Горе от ума” москвичи смогли по-новому взглянуть на все то, что их окружало.

  9. А. С. Грибоедов родился в Москве, вырос здесь, окончил Московский университет и даже написал свою бессмертную комедию в Москве. Он хорошо знал московское дворянское общество, его нравы, обычаи, порядки. Это позволило ему в своем произведении реалистически показать московское дворянство.
    “Горе от ума” – это сатира на общество крепостников. В комедии осмеяны все стороны его жизни, подвергнут критике мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия. Эти и другие черты московского общества были показаны благодаря столкновению Чацкого с Фамусовым, Скалозубом, Молчалиным.
    Представители московского дворянства лишены каких-то гражданских мыслей и интересов. Смысл жизни они видят, прежде всего, в обогащении, они карьеристы и завистники, Грибоедов показывает людей, которые стоят у власти, занимают высокое общественное положение. Служба для них – лишь источник доходов, средство получить незаслуженные почести. Так, например, Фамусов говорит: “Обычай мой такой: подписано, так с плеч – долой”. В обществе московских дворян не скрывается тот факт, что “служащие чужие очень редки: асе больше сестрины, свояченицы детки”.
    Московское дворянства также характеризует полное примирение с жизнью, удовлетворенностью ею. Они принимают окружающую действительность, потому что она сохраняет их права и привилегии. Поэтому фамусовское общество объединяется против Чацкого, который является представителем прогрессивной части дворянства, так как он критикует их образ жизни.
    Московское общество косно. Оно не приветствует просвещение, образованность, считая, что “ученье • вот чума, ученость – пот причина” появления новых, враждебных им взглядов. Представители московского дворянства защищают те времена, когда считалось в порядке вещей менять крепостных на собак, отнимать детей у родителей, Представители московского дворянства унижают достоинство простых людей, считая их “чурбанами” и “ленивыми тетерями”. Для них характерно грубое обращение с низшими по чину людьми, но сами они готовы льстить и Пресмыкаться перед теми, кто чином повыше. Именно эту черту можно проследить у Фамусова, который задумал выдать Софью за будущего генерала Скалозуба.
    Ему важно, что
    Известный человек, солидный,
    И знаков тьму отличья нахватал,
    Не по летам и чин завидный,
    Не нынче, завтра – генерал.
    Несмотря на то, что по понятиям московского общества Скалозуб занимает высокое положение, он очень ограниченный человек, живущий мечтой о получении генеральского чина без особых трудов.
    Следует отметить, что люди, сначала имеющие свободолюбие, независимость суждения и взгляды, попадая под власть фамусовского общества, вынуждены расстаться со своими былыми взглядами и убеждениями. Это ярко показано на примере Платона Михайловича Горича, который, лопав под власть жены и влияние фамусовского общества, стал “мужем-мальчиком, мужем-слугой”.
    Важное значение в пьесе имеет образ Софьи. Несмотря на хорошие задатки ее натуры, Софья не сформировалась еще как цельный человек. Фамусовское общество загубило ее ищущую и страстную натуру.
    Еще одна особенность дворянского общества Москвы – это ее преклонение перед иностранцами и иностранным. Этой теме посвящен монолог Чацкого “Французик из Бордо…”.
    Нелестной характеристикой московского дворянства является душевная черствость, страсть к сплетням.
    В изображении московского дворянства Грибоедовым мы не можем не заметить сильно выраженное критическое начало: московское дворянское общество представлено в негативном свете.
    Нельзя заметить и тени сочувствия, душевного благородства у приглашенных на бал к Фамусову, когда они рассказывают друг другу сплетню о сумасшествии Чацкого. Никто по-настоящему не верит в это, но все единогласно решили, что он сошел с ума, слишком уж он не вписывается в их круг, ё их размеренную жизнь.
    Таким образом, Грибоедов воссоздает картину быта, жизни, нравов барской Москвы первой четверти XIX века, рисует типические характеры фамусовского общества, дает реалистическое изображение основного столкновения между “веком нынешним” и “веком минувшим”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *