Сочинение на тему наглость в женщине есть вывеска порочного поведения

4 варианта

  1. Что помним мы из Недоросли Д И Фонвизина, что проходили в школе (кто в 9 классе, кто в 8-м)? Все точно помнят бссмертную фразу оболтуса Простакова: “Не хочу учиться, хочу жениться!”
    С радостью напомним вам еще один диалог из произведения. В прошлый раз мы жирным выделяли особенно красивые фразы, особенно точные. Здесь можно большую часть диалога выделить сплошь…
    Дядя беседует с племянницей, которую в конце выдаст замуж за достойного человека, которого и она сама любит:
    Софья. Ваши наставления, дядюшка, составят все мое благополучие. Дайте мне правила, которым я последовать должна. Руководствуйте сердцем моим. Оно готово вам повиноваться.
    Стародум. С радостью подам тебе мои советы. Слушай меня с таким вниманием, с какою искренностию я говорить буду. Ты теперь в тех летах, в которых душа наслаждаться хочет всем бытием своим, разум хочет знать, а сердце чувствовать. Ты входишь теперь в свет, где первый шаг решит часто судьбу целой жизни, где всего чаще первая встреча бывает: умы, развращенные в своих понятиях, сердца, развращенные в своих чувствиях. О мой друг! Умей различить, умей остановиться с теми, которых дружба к тебе была б надежною порукою за твой разум и сердце.
    Софья. Все мое старание употреблю заслужить доброе мнение людей достойных. Да как мне избежать, чтоб те, которые увидят, как от них я удаляюсь, не стали на меня злобиться? Не можно ль, дядюшка, найти такое средство, чтоб мне никто на свете зла не пожелал?
    Стародум. Дурное расположение людей, не достойных почтения, не должно быть огорчительно. Знай, что зла никогда не желают тем, кого презирают; а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать. Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет.
    Софья. Возможно ль, дядюшка, чтоб были в свете такие жалкие люди, в которых дурное чувство родится точно оттого, что есть в других хорошее? Добродетельный человек сжалиться должен над такими несчастными.
    Стародум. Они жалки, это правда; однако для этого добродетельный человек не перестает идти своей дорогой. Подумай ты сама, какое было бы несчастье, ежели б солнце перестало светить для того, чтоб слабых глаз не ослепить.
    Софья. Да скажите ж мне, пожалуйста, виноваты ли они? Всякий ли человек может быть добродетелен?
    Стародум. Поверь мне, всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала.
    Софья. Кто ж остережет человека, кто не допустит до того, за что после мучит его совесть?
    Стародум. Кто остережет? Та же совесть. Ведай, что совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает.
    Софья. Так поэтому надобно, чтоб всякий порочный человек был действительно презрения достоин, когда делает он дурно, знав, чтo делает. Надобно, чтоб душа его очень была низка, когда она не выше дурного дела.
    Стародум. И надобно, чтоб разум его был не прямой разум, когда он полагает свое счастье не в том, в чем надобно.
    Софья. Мне казалось, дядюшка, что все люди согласились, в чем полагать свое счастье. Знатность, богатство…
    Стародум. Так, мой друг! И я согласен назвать счастливым знатного и богатого. Да сперва согласимся, кто знатен и кто богат. У меня мой расчет. Степени знатности рассчитаю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия; не по числу людей, которые шатаются в его передней, а по числу людей, довольных его поведением и делами. По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.
    Софья. Как это справедливо! Как наружность нас ослепляет! Мне самой случалось видеть множество раз, как завидуют тому, кто у двора ищет и значит…
    Стародум. А того не знают, что у двора всякая тварь что-нибудь да значит и чего-нибудь да ищет; того не знают, что у двора все придворные и у всех придворные. Нет, тут завидовать нечему: без знатных дел знатное состояние ничто.
    Софья. Конечно, дядюшка! И такой знатный никого счастливым не сделает, кроме себя одного.
    Стародум. Как! А разве тот счастлив, кто счастлив один? Знай, что, как бы он знатен ни был, душа его прямого удовольствия не вкушает. Вообрази себе человека, который бы всю свою знатность устремил на то только, чтоб ему одному было хорошо, который бы и достиг уже до того, чтоб самому ему ничего желать не оставалось. Ведь тогда вся душа его занялась бы одним чувством, одною боязнию: рано или поздно сверзиться. Скажи ж, мой друг, счастлив ли тот, кому нечего желать, а лишь есть чего бояться?
    Софья. Вижу, какая разница казаться счастливым и быть действительно. Да мне это непонятно, дядюшка, как можно человеку все помнить одного себя? Неужели не рассуждают, чем один обязан другому? Где ж ум, которым так величаются?
    Стародум. Чем умом величаться, друг мой! Ум, коль он только что ум, самая безделица. С пребеглыми умами видим мы худых мужей, худых отцов, худых граждан. Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек — чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума. Это легко понять всякому, кто хорошенько подумает. Умов много, и много разных. Умного человека легко извинить можно, если он какого-нибудь качества ума и не имеет. Честному человеку никак простить нельзя, ежели недостает в нем какого-нибудь качества сердца. Ему необходимо все иметь надобно. Достоинство сердца неразделимо. Честный человек должен быть совершенно честный человек.
    Софья. Ваше изъяснение, дядюшка, сходно с моим внутренним чувством, которого я изъяснить не могла. Я теперь живо чувствую и достоинство честного человека, и его должность.
    Стародум. Подумай, что такое должность. Это тот священный обет, которым обязаны мы всем тем, с кем живем и от кого зависим. Если б так должность исполняли, как об ней твердят, всякое состояние людей оставалось бы при своем любочестии и было б совершенно счастливо. Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым помогать; есть отечество, которому служить. Тогда не было б таких дворян, которых благородство, можно сказать, погребено с их предками.
    Софья. Возможно ль так себя унизить?
    Стародум. У каждого свои должности. Посмотрим, как они исполняются, каковы, например, большею частию мужья нынешнего света, не забудем, каковы и жены. Возьмем в пример несчастный дом, каковых множество, где жена не имеет никакой сердечной дружбы к мужу, ни он к жене доверенности; где каждый с своей стороны своротили с пути добродетели. Вместо искреннего и снисходительного друга, жена видит в муже своем грубого и развращенного тирана. С другой стороны, вместо кротости, чистосердечия, свойств жены добродетельной, муж видит в душе своей жены одну своенравную наглость, а наглость в женщине есть вывеска порочного поведения. Оба стали друг другу в несносную тягость. Оба ни во что уже ставят доброе имя, потому что у обоих оно потеряно. Можно ль быть ужаснее их состояния? Дети, несчастные их дети, при жизни отца и матери уже осиротели. Отец, не имея почтения к жене своей, едва смеет их обнять, едва смеет отдаться нежнейшим чувствованиям человеческого сердца. Невинные младенцы лишены также и горячности матери. Она, недостойная иметь детей, уклоняется их ласки, видя в них или причины беспокойств своих, или упрек своего развращения. И какого воспитания ожидать детям от матери, потерявшей добродетель? Как ей учить их благонравию, которого в ней нет? В минуты, когда мысль их обращается на их состояние, какому аду должно быть в душах и мужа и жены!
    Софья. Ах, как я ужасаюсь этого примера!
    Стародум. И не дивлюся: он должен привести в трепет добродетельную душу. Я еще той веры, что человек не может быть и развращен столько, чтоб мог спокойно смотреть на то, что видим.
    Софья. Боже мой! Отчего такие страшные несчастии!..
    Стародум. Оттого, мой друг, что при нынешних супружествах редко с сердцем советуют. Дело о том, знатен ли, богат ли жених? Хороша ли, богата ли невеста? О благонравии вопросу нет. Никому и в голову не входит, что в глазах мыслящих людей честный человек без большого чина — презнатная особа; что добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может.
    Софья. Да как достойного мужа не любить дружески?
    Стародум. Не имей ты к мужу своему любви, которая на дружбу походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее. Тогда после двадцати лет женитьбы найдете в сердцах ваших прежнюю друг к другу привязанность. Муж благоразумный! Жена добродетельная! Что почтеннее быть может! Надобно, мой друг, чтоб муж твой повиновался рассудку, а ты мужу, и будете оба совершенно благополучны.
    Софья. Все, что вы ни говорите, трогает сердце мое…
    Браво, браво, БРАВО!!! Даже добавлять ничего не станем. Тот самый случай, о котором наша учительница по литературе говорила, что лучше автора не скажешь.
    Денис Иванович Фонвизин (1745-1792)
    Предыдущие материалы “Недоросль” Д. И. Фонвизина:
    1. ДИАЛОГ О СОВЕСТИ И ЕЕ МЕСТЕ В ЖИЗНИ http://rahmon17.livejournal.com/108729.html
    2. ДИАЛОГ О ЛЮБВИ И СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ http://rahmon17.livejournal.com/110521.html
    3. ДИАЛОГ О НЕУСТРАШИМОСТИ http://rahmon17.livejournal.com/140108.html
    4. ДИАЛОГ О ГОСУДАРЕ, ЛЬСТЕЦАХ И БЛАГОНРАВИИ http://rahmon17.livejournal.com/140851.html

  2. Фрезеровка может быть двух видов. Первый вид – это ЧПУ, и второй – это 3D.
    ~~~
    «… Наглость в женщине есть вывеска порочного поведения.» (Денис Иванович Фонвизин)
    ~~~

    Какие есть виды фрезеровки?

    Фрезеровка первого вида исполняется с помощью станка, при этом можно подобрать любую, необходимую для вас форму и материал, на котором будет выполнен такой вид фрезеровки. Такие станки могут быть различных видов.
    Фрезеровка второго вида очень популярна в наше время и пользуется спросом. Фрезерные станки могут создавать различные объемные формы. Такой вид фрезеровки считается изысканным и в тоже время простым. Такой вид очень часто используется при изготовлении мебели, ведь очень красиво, когда не просто плоская плита, а с каким-то рисунком. Это добавляет уникальности и помогает создать уникальный стиль. С помощью фрезеровки можно украшать не только мебель, но и вывески бывают с такими элементами. Такие вывески больше способны привлечь внимание и заинтересовать, чем обыкновенные, которые ничем не отличаются от остальных. Заказать ее вы сможете тут http://www.rpkmasterskaya.ru/.

    Реклама?

    От нее зависит многое. Конструкция, выполненная в плоском исполнении, смотрится не так эффектно, как вывеска с фрезеровкой. Как известно, вывески обычно принято крепить у входа, где проходит больше всего людей. Чем она будет ярче и красивее, тем больше на нее посмотрит людей и, тем больше клиентов будут иметь производители рекламируемого товара. От правильной рекламы, по сути, зависит успех компании.
    Вывеска с элементами фрезеровки поможет подчеркнуть статус магазина и дать понять клиентам, что фирма небедная и может себе позволить, а значит успешная и пользуется спросом. При этом на ней может быть указана и другая полезная для клиентов информация.
    Возможные размеры. Есть, конечно, стандартные размеры, но можно сделать на заказ не только необходимый для вас размер, но и форму. Помимо этого фирма, которая занимается изготовлениям вывесок, гарантирует высокое качество и безупречное выполнение ваших просьб. Так что можно подобрать не только размер и форму вывески, но также и цвет.

    И напоследок…

    Самое главное – это озвучить идею и уметь ее правильно преподнести, тогда с желаемой вывеской и ее изготовлением не возникнет никаких проблем. Также материал может быть какой угодно, к примеру, наиболее распространенными являются дерево, фанера, металл, может быть и пластмасса. Множество фирм и компаний занимаются изготовлением вывесок с элементами фрезеровки, так что при необходимости не должно возникнуть проблем.

  3. Начинаются чины – перестает искренность…” (Стародум)
    “…Тогда не знали еще заражать людей столько, чтоб всякий считал себя за многих. Зато нонче многие не стоят одного…”  (Стародум)
    “…имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы…” (Стародум)
    “… [без души] просвещеннейшая умница – жалкая тварь. Невежда без души – зверь. (Стародум)
    “…чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается…”(Стародум)
    “…гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану…” (Стародум)
    “…лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней…” (Стародум)
    “…для прихотей одного человека всей Сибири мало! Друг мой! Все состоит в воображении…” (Стародум)
    “…Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь…” (Стародум)
    “…Оставлять богатство детям? В голове нет. Умны будут – без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство…” (Стародум)
    “…Видал я молодцов в золотых кафтанах, да с свинцовой головою…” (Стародум)
    “…Наличные деньги – не наличные достоинства…” (Стародум)
    “…Золотой болван – все болван…” (Стародум)
    “…душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам…” (Стародум)
    “…Дурное расположение людей, не достойных почтения, не должно быть огорчительно. Знай, что зла никогда не желают тем, кого презирают; а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать…” (Стародум)
    “…Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет…” (Стародум)
    “…совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает…” (Стародум)
    “…не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного…” (Стародум)
    “…без знатных дел знатное состояние ничто…” (Стародум)
    “…Ум, коль он только что ум, самая безделица. С пребеглыми умами видим мы худых мужей, худых отцов, худых граждан. Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек – чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума. Это легко понять всякому, кто хорошенько подумает…” (Стародум)
    “…Умного человека легко извинить можно, если он какого-нибудь качества ума и не имеет. Честному человеку никак простить нельзя, ежели недостает в нем какого-нибудь качества сердца. Ему необходимо все иметь надобно. Достоинство сердца неразделимо. Честный человек должен быть совершенно честный человек…” (Стародум)
    “…наглость в женщине есть вывеска порочного поведения…” (Стародум)
    “…добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может…” (Стародум)
    “…не имей ты к мужу своему любви, которая на дружбу походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее. Тогда после двадцати лет женитьбы найдете в сердцах ваших прежнюю друг к другу привязанность…” (Стародум)
    “…Надобно,мой друг, чтоб муж твой повиновался рассудку, а ты мужу, и будете оба совершенно благополучны…” (Стародум)
    “…Таков человек, мой друг! Час на час не приходит…” (Стародум)
    “…В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь…” (Стародум)
    “…Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо. Слава премудрости его та, чтоб править людьми, потому что управляться с истуканами нет премудрости…” (Стародум)
    “…Льстец есть тварь, которая не только о других, ниже о себе хорошего мнения не имеет. Все его стремление к тому, чтоб сперва ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет…” (Стародум)
    “…я ждал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих, благонравие…” (Стародум)
    “…наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу…” (Стародум)
    “…Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да и не надобно быть и чертом…” (Стародум)

  4. Продолжилось обучение в гимназии при Московском университете, а затем на философском факультете. Фонвизин вспоминал, как учитель латинского языка перед экзаменом объяснял, для чего у него на кафтане пять пуговиц, а на камзоле четыре: станут спрашивать о склонении слова, нужно примечать, за какую пуговицу на кафтане он возьмётся, о спряжении можно догадаться по камзольным пуговицам. Поначалу учение было несносным, потом стало гораздо лучше, Фонвизин овладел немецким, французским, полюбил словесность, будучи студентом, пристрастился к переводам и театру.
    Когда пришло время идти на военную службу, Денис Иванович, с детства страдающий от мучительных головных болей, предпочёл стать переводчиком в Иностранной коллегии и уехал в Петербург, где близко познакомился с двором Екатерины II, воочию увидел деятельность лицемерных царских вельмож и произвол фаворитов, разбирая многочисленные челобитные о плутовстве и мошенничестве. Об опыте тех лет Фонвизин рассказал в басне «Лисица-казнодей» (то есть проповедник), сатирическом «Послании к слугам…» и «Всеобщей Придворной Грамматике».
    Независимое положение писателя, его смелость, наблюдательность, остроумие, способность пародировать своих знакомых, умение смеяться весело и ядовито восхищали и пугали современников. Перед ним заискивали, его боялись, ему завидовали. «Наука хитро льстить языком и пером… знатным приятна, а льстецу полезна», — рассуждал Фонвизин о придворных добродетелях. Его интересовали вопросы: каким должен быть истинный дворянин, какие нравственные понятия важны для дворянского сословия. Всё, что не соответствовало идеальным представлениям драматурга о чести, долге, нашло своё яркое выражение в комедии «Бригадир».
    Бригадир с семьёй останавливается в поместье Советника, собирается женить своего сына на Софье, намечается день свадьбы, но невеста любит другого, да и будущий жених не оставляет без внимания кокетливую Советницу. Это брак по расчёту, ведь Бригадир не очень-то богат, хотя и имеет чин повыше, чем у Советника.
    Чин бригадира — промежуточное звание между полковником и генералом в «Табели о рангах» — был упразднён Павлом I. После успешной постановки комедии Фонвизина на театральной сцене слово «бригадир» стало нарицательным.
    Жизненные ценности дворян, изображённых в комедии, во многом схожи: Бригадир и Советник не лишены здравого смысла, всю жизнь служили ради карьеры и материального достатка, труден и долог был их путь к высоким чинам.
    Примечательно, что Бригадир ни разу не вспоминает ни одной военной кампании, где он отличился, служа отчизне. Он пренебрежительно, жестоко относится к своим домочадцам, потому что привык действовать, как на плацу или при взятии фортеции, угрозами, насилием, натиском.
    Советнику не стыдно брать взятки, ведь он убеждён, что дела решать за одно жалованье нельзя, за всенощную можно отмолить всё, что украдено днём, и дочь свою готов выдать замуж за Иванушку только потому, что ему приглянулись деревеньки Бригадира.
    Но молодое поколение дворян ничем не лучше стариков: наслаждается модной светской жизнью, подражает иностранным манерам, презирает русское происхождение, не заботится о выполнении долга, не становится образованнее отцов. Зачем покупать и изучать грамматику, если в ней нужды нет? Читай военный устав, указы, расходные тетрадки или французские романы. Если уж жениться, рассуждает щёголь Иванушка, то лучше уж на той, с которой можно говорить по-французски. Он заботится лишь о наружной красоте, а не о внутренней, готов вызвать на дуэль даже отца, которого принимает за соперника, стесняется своих родителей, тяготится всем русским:
    «… Кружева и блонды составляют голове наилучшее украшение. Педанты думают, что это вздор и что надобно украшать голову снутри, а не снаружи. Какая пустота! Чёрт ли видит то, что скрыто? А наружное всяк видит».
    «Итак, вы знаете, что я пренесчастливый человек. Живу уже двадцать пять лет и имею ещё отца и мать».
    «Тело моё родилось в России, это правда, однако дух мой принадлежал короне французской».
    Положительные герои комедии никого не переубеждают, не воспитывают. Добролюбов объясняет удивлённому Советнику, как ему удалось решить тяжбу в свою пользу: он обратился не к взяткам, а напрямую к «вышнему правосудию». Софья спокойно выслушивает жалобы Иванушки, не проявляет сочувствия и к Бригадирше, которая жалуется на свою незадачливую судьбу, постоянно терпя грубости и побои мужа.
    В пьесе нет известных комических приёмов: переодеваний, потасовок, недоразумений, путаницы, «говорящих фамилий». Автор использует языковые особенности своих героев для их саморазоблачения: Иванушка и Советница говорят по-французски, речь Советника состоит из церковно-славянских слов, Бригадир не может обойтись без просторечий. Цель Фонвизина — показать невежество, ограниченность дворянского круга, высмеять тех, кто уклоняется от выполнения своих прямых обязанностей, кто не соответствует истинному назначению честного, благородного гражданина.
    Не лучше оказалась и Франция, куда отправляется Фонвизин для лечения жены и с поручениями по дипломатической части. О своих впечатлениях он рассказывает в письмах, которые регулярно отправляет в Москву.
    «Деньги суть первое божество сей земли. Развращение нравов дошло до такой степени, что подлый поступок не наказывается уже и презрением…».
    «Редкого я встречаю, в ком бы неприметна была которая-нибудь из двух крайностей: или рабство, или наглость разума».
    Писателю удалось познакомиться с разными людьми, побывать на фабриках, в судах, больницах, театрах, музеях, библиотеках. Он воочию убедился, как мало знают во Франции о России.
    После возвращения на родину, Денис Иванович увлечённо занимается политикой, вместе с Никитой Паниным пишет «Рассуждение о непременных государственных законах». Но, к сожалению, этот проект российской конституции так и остался проектом: Павел I спрятал его в секретный ящик, где бумаги пролежали до тех пор, пока их не нашёл Николай I, который передал документы в Государственный архив с пометкой «не вскрывать».
    Фонвизин подаёт прошение об отставке и возвращается к литературной деятельности. Он пишет комедию «Недоросль», но недовольные власти на несколько месяцев затягивают её постановку. Когда же премьера пьесы состоялась, некоторые зрители кидали на сцену полные кошельки. В те времена это был знак наивысшего одобрения.
    Пьеса произвела сильнейшее очищающее действие на нравы молодых людей: не один лентяй боялся прослыть «Митрофанушкой», вовремя спохватывался и дерзал осилить горький корень учения, пытаясь в будущем познать всю сладость его плодов.
    Так наглядно, так достоверно удалось драматургу показать примеры «злонравия», что без горького смеха не проходит ни одна сцена, хоть самая первая с примеркой Тришкиного кафтана, хоть последняя с причитаниями несчастной матери. Особенно памятны те сцены, где учителя пытаются чему-нибудь научить недоросля, а в их наставления бесцеремонно вмешивается госпожа Простакова, поучая сына не верить на слово наставникам. Комичен и диалог во время экзамена Митрофанушки, который уже четыре года учится, а толку никакого.
    В «Недоросле» все персонажи открыто противостоят друг другу: муж, сын, брат, слуги — госпоже Простаковой; Кутейкин, Цыфиркин, Вральман — Митрофанушке; Софья, Милон, Стародум, Правдин — Скотинину и Простаковым. О каждом можно судить по именам.
    Добродетельные беседуют внятно, рассудительно и любезно, «злонравные» ругаются по любому поводу: то кафтан не подходит для дитяти «деликатного сложения», то нянька не защитила «робёнка», то братец не уступил по своей воле, то дядя Софьи не умер, как считалось всеми, а объявился собственной персоной. Скотинины — Простаковы ничему не учатся и этим гордятся. А письмо Стародума прочесть не может вся семья!
    Назидателен и серьёзен бывший военный, ставший предпринимателем, мудрый Стародум, строг и справедлив чиновник Правдин, честен и просвещён офицер Милон, скромна и образованна бесприданница Софья. Их отношения отличаются истинными добродетелями. Они ни с кем не спорят, не сердятся, находят поддержку и понимание друг в друге, тонко иронизируют над невежеством и корыстолюбием «бесчеловечных» господ.
    Что и говорить! Вся комедия разошлась на цитаты:
    «Всё то вздор, чего не знает Митрофанушка».
    «Тщетно звать врача к больным неисцельно».
    «Начинаются чины — перестаёт искренность».
    «Наличные деньги — не наличные достоинства».
    «Добродетель всё заменяет, а добродетели ничто заменить не может».
    «В человеческом невежестве весьма утешительно считать всё то за вздор, чего не знаешь».
    «Без знатных дел знатное состояние ничто».
    «А разве тот счастлив, кто счастлив один?»
    «Наглость в женщине есть вывеска порочного поведения».
    «В большом свете водятся премелкие души».
    Остроты Фонвизина рождены не весёлым нравом, а глубочайшей печалью из-за несовершенства человека и общества. При внимательном чтении комедии, написанной два века назад, становится понятно, что многое и сегодня звучит современно: человек должен быть образованным, гуманным, жить для общей пользы, власть обязана заботиться об интересах отечества и её гражданах.
    После успеха «Недоросля» сочинения Фонвизина стали запрещаться. Не вышла «Всеобщая Придворная Грамматика», где в едкой форме давались ответы на вопросы, например:
    «— Что есть число?
    — Число у двора значит счёт: за сколько подлостей сколько милостей достать можно…
    — Что есть придворный падеж?
    — Придворный падеж есть наклонение сильных к наглости, а бессильных к подлости…»
    Не разрешено издание сатирического журнала «Друг честных людей, или Стародум», перенесена дата выхода в свет собрания сочинений писателя.
    Фонвизин, являясь членом Российской Академии, занимается составлением словаря синонимов, которые он называет «сословами». Его «Опыт российского сословника» не столько лингвистическое произведение, сколько сатира на двор императрицы и способы её управления государством:
    «Можно ЗАПАМЯТОВАТЬ имя судьи, который грабит, но трудно забыть, что он грабитель».
    «СКОТ никогда человеком сделаться не может, но человек иногда добровольно становится скотом».
    «СУМАСБРОД весьма опасен, когда в силе».
    «Есть большие ЧИНЫ, в которых нет никакой нужды иметь больших достоинств».
    Писатель видит, насколько трудно перевоспитать мир разумным словом. Как же просвещать общество, если всё запрещено? Внезапная болезнь заставляет его ненадолго отложить занятия литературой, однако он не теряет силы духа, работает над автобиографией «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях», с известной долей иронии вспоминая о своих вольнодумных мечтах и заблуждениях, зло высмеивая нравы московской жизни.
    Последствия паралича были таковы, что Денис Иванович не может самостоятельно передвигаться, с большим усилием произносит слова. За день до смерти он в последний раз встречается с писателями, словно предчувствует свой скорый уход.

    Литература

    1. Макогоненко Г.П. «Друг свободы…» / Фонвизин Д. Сочинения. — М.: Правда, 1981.
    2. Москвичёва Г.В. Русский классицизм. Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1978.
    3. Фёдоров В.И. Русская литература XVIII века. — М.: Просвещение, 1990.
    Задание для внимательных и любознательных читателей
    Вы, конечно же, заметили, что в жизнеописании великого сатирика отсутствуют даты. Можно ли без них обойтись? В каких местах они необходимы? Попробуйте восстановить нужные даты!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *