Сочинение на тему нам не дано предугадать как наше слово отзовется

8 вариантов

  1. Каждый человек стремится заглянуть в будущее. Конечно, большинство людей волнуют насущные вопросы: от бытовых: «Вырастут ли цены на хлеб?» до глобальных: «Что ждёт моих детей в будущем?». А если этих детей не один и даже не десять? Если ты человек, посвятивший им свою жизнь? Если ты воспитатель? Что волнует тебя?..
    «Нам не дано предугадать
    Как слово наше отзовётся…»
    А может нам дано предугадать, какое влияние оказываем мы на  своих воспитанников? Этот вопрос, на мой взгляд, является одним из самых важных для педагогов нашего времени.  Когда я думаю о своей профессии, сразу вспоминается притча о сеятеле из Евангелия от  Матфея. «Вот, вышел сеятель сеять. Когда он сеял, то иное семя упало при дороге, и было потоптано, и птицы поклевали его. Иное же семя упало на каменистое место, где было мало земли; оно взошло, но скоро засохло, потому что не имело корня и влаги. Иное упало в терние, и терние заглушило его. Иное же упало в хорошую добрую землю, оно выросло и принесло обильный плод».
    Воспитатель – это тот же «сеятель», пытающийся помочь ростку детской души дотянуться до света с помощью слова
    А нам дано предугадать, как относятся к нашим словам те,  к кому мы каждый день, год за годом, обращаемся со словами любви и обиды, горечи и радости? Писатели, которые могли донести свои мысли до миллионов людей с помощью книг, стремились к живому общению с читателем. Значит, важно не только «изречь истину», но и увидеть реакцию на эти слова.
    И как же в этом повезло нам, педагогам! Каждый день приходить в детский сад и видеть глаза своих воспитанников. Иногда невербальное общение – более точный показатель реакции на твои слова. А когда встречаешь своих бывших воспитанников, узнаешь чего они достигли, их успехи, то ощущаешь, что в этом есть частичка тебя, твоего труда, твоей жизни.
    Нам не дано предугадать
    Как слово наше отзовётся…
    писал Ф.И.Тютчев
    А я же считаю – дано. Но при одном очень важном условии. Если мы будем взвешивать каждое слово, которое мы произносим, если будем избегать тех слов, которые Н. С. Гумилёв назвал «мёртвыми», то сможем увидеть, как воспринимается тот опыт, который мы очень хотим передать. И так, не будем забывать, уважаемые коллеги: слово может глубоко ранить, унизить человека. Но словом возможно успокоить, окрылить, сподвигнуть на добро и поддержать. Надо умело обращаться со словом, и тогда ваше слово станет самым сильным оружием на свете.

  2. Нам не дано предугадать,как слово наше отзовется.
    В наше время,в век развития технологии,промышленности нам
    все меньше и  меньше хватает времени.С детства меня учили говорить только правильные вещи.К сожалению,и детство заканчивается.И столкнувшись с реальным миром,мы понимаем цену времени,сказанному слову.Как говорится в народе: ”Слово не воробей,вылетит,не поймаешь”.В нашем мире люди любят слушать ушами только самое хорошее о себе,резко относятся к критике,несмотря на то что это правда.Сколько бы мы не хотели говорить правду,но мир порой жесток.И не даёт нам выбора.Наши сказанные слова это наши мысли,состояние души,которые мы выражаем дабы просто рассказать кому-нибудь историю,либо поспорить.Это ежедневная потребность человека.Но наша проблема в том,что мы не осознаем наши же слова,как в последствии оно обернется.Хочется надеятся что к лучшему,но происходят и моменты не совсем приятные. Вот представьте себе различные случаи из жизни.Вот маленькая девочка чтобы защитить свою маму от очередного гневного крика или рукоприкладства отца,начинает врать своему отцу,и говорить лишь то,что он хочет услышать .Но правда рано или поздно раскрывается и происходит скандал.Девочка просто не до конца предугадала то,что сказала.Например,в селах многие женщины любят сплетничать обо всем.Могут даже не зная сути наклевать на кого-либо.А ведь земля слухами полнится.И эти слухи портят планы человеку ,который даже не догадывается о то,что его уже оклеветали или как говориться в наше время,дали отзыв.Слово может ранить острее ножа.Хотелось бы что вы знали значимость и важность сказанного слова.Ведь слово остается в сознании,в душе человека,оно оставляет след в душе человека как отпечаток.Если же рану можно вылечить и оно со временем даже заживет,то боль от сказанных слов остается. Сказанное мною фраза как свидетеля,при направильной формулировке может обернутся против меня же и изменить статус свидетеля на подозреваемого.Вот почему всегда,везде и во всем надо сначала подумать,а потом лишь говорить.Можно множество раз перечислять,говорить о силе сказанного слова,о том не будет ли оно следовать за мной по пятам и станет фундаментом многих проблем.Поэтому  давайте как можно чаще придавать значение сказанному,дабы оно отзовется.

  3. Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется,.. «Что такое слово?» — задаешь себе вопрос и не можешь дать четкого ответа. Слово сделало человека Человеком. Не орудие тру­да (и обезьяна может им воспользоваться), а именно Слово.
    Беседа, разговор, возможность общения — самое большое наше достояние; умение разговаривать — самое значительное отличие человека от животного. Речь — это способ выражения нашего отношения к окружающему миру Разница в том, какого отноше­ния, каким способом мы его выражаем. Там, где есть слово, всегда появляются ложь и клевета. Очень часто люди пользуются сло­вом, чтобы оклеветать кого-либо или солгать ради собственной выгоды. В этом мы лишний раз убеждаемся на примере романа Стендаля «Красное и черное». Госпожа де Реналь оклеветала любимого человека в своем письме во избежание брака между Матильдой и Жюльеном. Но совершив этот поступок, бедная женщина обманула только себя.
    Никогда не знаешь, чем ответят люди на твое слово. Но следует помнить, что нет магии сильней, чем магия слов. Все мы знаем, что с заряженными ружьями надо обращаться осторожно. Так же сле­дует обращаться и со словом.
    Слово может и убить, и сделать зло хуже смерти, и глубоко ранить, и унизить человека. Но словом возможно успокоить, окрылить, сподвигнуть на добро и поддержать. Надо умело обра­щаться со словом, и тогда ваше слово станет самым сильным оружием на свете.
    «Ты сделана из огня, ты соткана из цветов, ты создана из самых светлых снов»
    Я создана из чувств, которые переполняют мою душу. Мои мысли управляют моим поведением и отвечают за мои поступ­ки, Мои ощущения помогают реагировать на изменения в окру­жающем мире. Мой ум и способности помогают в общении с людьми. Благодаря фантазии, я вижу богатство красок окружа­ющего мира.

  4. Несмотря на небольшой размер произведения, его можно условно разделить на две части.
    В первой поэт говорит о невозможности предугадать, как отзовется сказанное слово – то есть об изменчивости человеческой натуры, которая отзывается на поэтические творения самым непредсказуемым образом. В то же время завершающие строки четверостишия выражает надежду, что в человеке все же можно пробудить таким образом доброту, сострадание и другие хорошие чувства.
    Таким образом Тютчев кратко отвечает на очень важный для русской литературы, даже “вечный” вопрос – необходимо ли слово, можно ли с его помощью сделать мир лучше. Мнение поэта однозначно – да.

    Жанр

    это стихотворение однозначно относится к философской лирике – поэт размышляет о высоких материях, подчеркивает важную роль духовного начала в общественной жизни и высказывает мнение о том, что происходящее в реальной жизни – необратимо. Именно на этой мысли Тютчев в конце концов и делает акцент.
    Это произведение не зря называют стихотворным афоризмом – мысль в нем выражена максимально емко, полно и кратко одновременно.
    Благодаря точному подбору слов, каждое из которых находится на своем месте, использованию глаголов и четкому четырехстопном ямбу со смежной рифмой Тютчеву удается вложить в стих максимум от своей философской идеи.

  5. Обобщающий урок по лирике Ф.Тютчева и А.Фета.
    Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Ф.Тютчева и А. Фета.
    Цель:
    1. обобщить изученное о жизни и творчестве поэтов Тютчева и Фета;
    2. Найти сходство и различие в изображении природы в стихах поэтов;
    3. Подготовиться к написанию домашнего сочинения по лирике Тютчева и (или) Фета.
    Ход урока
    Организационный момент: сообщение темы, целей и задач урока.
    Эпиграф к уроку:
    Нам не дано предугадать,
    Как слово наше отзовется, —
    И нам сочувствие дается,
    Как нам дается благодать…
    Учитель: эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова из небольшого стихотворения Ф.И.Тютчева. Слова эти имеют глубочайший смысл. А точнее множество смыслов: слова в поэзии, в отношениях любящих людей, в быту и на работе. Да везде, где человек общается с окружающими, он произносит слова, влекущие за собой различные последствия.
    Сила слова, его воздействие на …Умы, сердца, души, отношения порой так огромны, а мы бросаемся словами, не задумываясь об их последствиях.
    Иначе относились к слову великие писатели и поэты: с одной стороны они использовали его как материал для своих творений. С другой, как тончайший инструмент, позволяющий им выразить свои мысли и чувства, выплеснуть душу, спрятать в них страдания и обиды.
    Как это им удавалось, мы узнали на уроках, посвящённых изучению творчества великих русских поэтов Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. Сегодня мы обобщим изученное, подберём материал для домашних сочинений, вспомним гениальные строки из их стихотворений. А начнём наш урок мы с поэтической разминки.
    Поэтическая разминка. Задание: по началу строчки определить автора, тематику и по возможности закончить четверостишье.
    Эти бедные селенья,
    Эта скудная природа –
    Край родной долготерпенья,
    Край ты русского народа! (Тютчев)
    Умом Россию не понять,
    Аршином общим не измерить:
    У ней особенная стать —
    В Россию можно только верить. (Тютчев)
    Как беден наш язык! – Хочу и не могу.-
    Не передать того ни другу, ни врагу,
    Что буйствует в груди прозрачною волною.
    Напрасно вечное томление сердец… (ФЕТ)
    Нам не дано предугадать,
    Как слово наше отзовется, —
    И нам сочувствие дается,
    Как нам дается благодать… (Тютчев)
    О, как убийственно мы любим,
    Как в буйной слепоте страстей
    Мы то всего вернее губим,
    Что сердцу нашему милей! (Тютчев)
    Я тебе ничего не скажу,
    И тебя не встревожу ничуть,
    И о том, что я молча твержу,
    Не решусь ни за что намекнуть.(ФЕТ)
    О, как на склоне наших лет
    Нежней мы любим и суеверней…
    Сияй, сияй, прощальный свет
    Любви последней, зари вечерней! (Тютчев)
    Учись у них – у дуба, у березы.
    Кругом зима. Жестокая пора!
    Напрасные на них застыли слезы,
    И треснула, сжимаяся, кора. (Фет)
    Уж тает снег, бегут ручьи,
    В окно повеяло весною…
    Засвищут скоро соловьи,
    И лес оденется листвою!
    Чиста небесная лазурь,
    Теплей и ярче солнце стало,
    Пора метелей злых и бурь
    Опять надолго миновала. (Тютчев)
    Какая ночь! На всём какая нега!
    Благодарю, родной полночный край!
    Из царства льдов, из царства вьюг и снега
    Как свеж и чист твой вылетает май! (Фет)

    Шепот, робкое дыханье.
    Трели соловья,
    Серебро и колыханье
    Сонного ручья. (Фет)
    О первый ландыш! Из-под снега
    Ты просишь солнечных лучей;
    Какая девственная нега
    В душистой чистоте твоей! (Фет)
    Неохотно и несмело
    Солнце смотрит на поля.
    Чу, за тучей прогремело,
    Принахмурилась земля. (Тютчев)

    Чудная картина,
    Как ты мне родна:
    Белая равнина,
    Полная луна, (Фет)
    Зима недаром злится,
    Прошла ее пора –
    Весна в окно стучится
    И гонит со двора.( Тютчев)

    Не то, что мните вы, природа:
    Не слепок, не бездушный лик —
    В ней есть душа, в ней есть свобода,
    В ней есть любовь, в ней есть язык… (Тютчев)
    Silentium!
    Молчи, скрывайся и таи
    И чувства и мечты свои —
    Пускай в душевной глубине
    Встают и заходят оне .

    УЧИТЕЛЬ: Сейчас мы с вами ещё раз услышали строки из стихов великих русских поэтов. Многие из них вам хорошо знакомы. Другие не очень. Но по слогу вы сумели определить авторов. А по отдельным строчкам тему стихотворений.
    ЧТО общего вы можете сказать об авторах этих строк? Об их поэтическом даре?
    – Гениальные лирики,
    – тончайшие мастера стихотворного пейзажа,
    – глубокие мыслители
    – оба представители «Чистого искусства»;
    Какие общие темы вы могли бы отметить?
    – общие темы: Любовь, природа;
    – оба представители «Чистого искусства»;
    А в чём отличие?
    – Лирика Тютчева – философская. Его стихи философичны по глубине, по темам:
    жизнь и смерть, вера и безверие, хаос и космос. Есть стихи об истории и о самой России.
    – В своей изобразительности Фет близок художникам – импрессионистам, его темы: любовь, природа и красота. Он стремиться передать то, что «мимолетно, неуловимо и невыразимо ничем, кроме ощущений».
    Заключение
    Итак, мы рассмотрели изображение природы в творчестве таких двух крупнейших русских поэтов, как Ф. Тютчев и А. Фет.
    Будучи близки к идеологии «чистого искусства»,
    Оба поэта сделали природу одной из центральных тем в своем творчестве.
    Учитель: А есть ли различия в изображении природы у Тютчева и Фета?
    Для Ф. Тютчева и А. Фета природа является могущественной силой, носительницей некой высшей мудрости. В их стихах повторяются общие мотивы природных стихий: звезд, неба, моря, огня, зари и так далее. Часто с помощью картин природы эти поэты передают состояние человеческой души. Однако для Ф. Тютчева более характерно отношение к природе с позиций разума, а для А. Фета – с позиций чувства.
    Но бесспорно то, что оба поэта являются величайшими мастерами пейзажной лирики, и их творчество стало определяющим для многих литературных течений русского серебряного века. Едва ли без А. Фета было бы возможно явление в русской литературе Блока и Мандельштама. Ф. Тютчев же стал своего рода «учителем» русских символистов. Так своеобразно преломилась за столетие традиция пейзажной лирики, идущая от В. Жуковского и А. Пушкина.
    Не то, что мните вы, природа:
    Не слепок, не бездушный лик —
    В ней есть душа, в ней есть свобода,
    В ней есть любовь, в ней есть язык…(Тютчев)
    Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Тютчева и Фета.
    Учитель: А теперь вернёмся к эпиграфу урока:
    Нам не дано предугадать,
    Как слово наше отзовется, —
    И нам сочувствие дается,
    Как нам дается благодать…
    Возьмём первую часть этого стихотворения – 2 строчки:
    Нам не дано предугадать,
    Как слово наше отзовётся,
    Представьте, что на экзамене по литературе вам досталось сочинение на подобную тему. Какое вступление вы бы написали?
    – какие слова стали ключевыми: СЛОВО, ОТЗОВЁТСЯ, НЕ ДАНО ПРЕДУГАДАТЬ КАК.
    (зачитывают вступления к сочинению «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся…»)
    Ребята, давайте проанализируем эти вступления по такому плану:
    Отвечает ли это вступление поставленной в цитате теме (на тему ли);
    Есть ли авторская позиция, своё собственное мнение, отношение;
    Подводит ли к дальнейшим рассуждениям на эту тему;
    Объём сочинения;
    Какой проблемный вопрос вытекает из этого вступления? (интересно, какие последствие стали отзывом на эти слова?)
    Учитель: Я просила вас вспомнить известные вам произведения. Где сказанное и написанное слово играло бы огромную роль в жизни людей, иногда решающую и даже трагическую.
    (ученики вспоминают: «Письмо Татьяны Лариной»; слово, данное Машей Троекуровой перед алтарём; «Красные лапти» Бунина, где Нефёд погиб в буре, доставая красные лапти больному мальчику; «МУ-МУ» где приказ барыни – сломанные жизни дворовых).
    Но это стихотворение Тютчева имеет небольшое продолжение с ещё более важным смыслом:
    Нам не дано предугадать,
    Как слово наше отзовется, —
    И нам сочувствие дается,
    Как нам дается благодать…
    Учитель: Какие ключевые слова из двух вторых строчек несут на себе главную смысловую нагрузку? (СОЧУВСТВИЕ – БЛАГОДАТЬ ДАЁТСЯ как).
    Сочувствие –это (подбираем синонимы)
    Жалость
    благожелательность
    благожелательство
    благосклонность
    соболезнование
    сожаление
    сострадание
    благорасположение
    доброхотство
    симпатия
    участливость
    участие
    отзывчивость
    жаление

    Понимаю так, что сочувствие – такой же дар свыше, который снисходит к тебе не тогда, когда тебе этого хочется, или когда ты этого ждешь, и тем более не тогда, когда ты этого требуешь.. . Ведь к благодати надо быть готовым, нужно быть способным принять ее, т. е. быть НАСТРОЕННЫМ на нее.. . Когда ты исполнен сочувствия, ты не различаешь, где его пределы и источник, потому ты сам – и источник, и вместилище этой благодати… .
    Из переписки в интернете: «Сочувствие – это когда ты чувствуешь все вокруг, а все вокруг чувствует тебя.. . когда ты с миром – в гармонии, в идиллии, в абсолютном единении. Разве это не благодать?» (из переписки в интернете)
    «Тот, кто хочет принять более изобильную благодать Святого Духа, должен подготовить себя к ее восприятию, исполняя заповеди и очищаясь от страстей. Благодать Духа Святого дается верующим по мере их чистоты и веры» (Максим Исповедник в шестой сотнице богословских глав (гл. 13))
    Учитель: Какая же связь между словом, благодатью, что нам даётся, и сочувствием?
    СЛОВО —- сочувствие —– БЛАГОДАТЬ
    IY. Работа с планом-схемой сочинения-рассуждения.
    Задание на дом: написать сочинение-рассуждение по типу выпускного на одну из тем:
    «…нам сочувствие дается, как нам дается благодать…» (Ф.И.Тютчев)
    «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется… (Ф.И.Тютчев)
    Не то, что мните вы, природа:
    Не слепок, не бездушный лик —
    В ней есть душа, в ней есть свобода,
    В ней есть любовь, в ней есть язык… (по творчеству Ф.Тютчева и А.Фета)
    Покуда на груди земной
    Хотя с трудом дышать я буду,
    Весь трепет жизни молодой
    Мне будет внятен отовсюду. (А.А.Фет)
    ПРИЛОЖЕНИЕ
    «Silentium!» (МОЛЧИ!) Федор Тютчев
    Молчи, скрывайся и таи
    И чувства и мечты свои –
    Пускай в душевной глубине
    Встают и заходят оне
    Безмолвно, как звезды в ночи,-
    Любуйся ими — и молчи.
    Как сердцу высказать себя?
    Другому как понять тебя?
    Поймёт ли он, чем ты живёшь?
    Мысль изречённая есть ложь.
    Взрывая, возмутишь ключи,-
    Питайся ими — и молчи.
    Лишь жить в себе самом умей –
    Есть целый мир в душе твоей
    Таинственно-волшебных дум;
    Их оглушит наружный шум,
    Дневные разгонят лучи,-
    Внимай их пенью — и молчи!..
    , начало 1830-х годов
    Стихотворение «Шопену» А.А.Фет
    Снова сердце задрожало,
    Под чарующие звуки
    То же счастье, те же муки,
    Слышу трепетные руки —
    Ты ещё со мной!

    Час блаженный, час печальный,
    Час последний, час прощальный,
    Те же лёгкие одежды,
    Ты стоишь, склоняя вежды, —
    И не нужно мне надежды:
    Этот час — он мой!
    Ты руки моей коснулась,
    Разом сердце встрепенулось;
    Не туда, в то горе злое,
    Я несусь в моё былое, —
    Я на всё, на всё иное
    Отпылал, потух!
    Этой песне чудотворной
    Так покорен мир упорный;
    Пусть же сердце, полно муки,
    Торжествует в час разлуки,
    И когда загаснут звуки —
    Разорвётся вдруг!
    (Шопен; стихотворение «Шопену».)

    А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ???
    Что свои ранние произведения Федор Тютчев создавал исключительно для себя, формулируя таким необычным образом свои мысли и чувства. Будучи дипломатом и достаточно известным государственным деятелем, он не стремился к литературной славе.
    А знаете ли вы, что Фет писал свои стихи без помарок, без черновиков, они у него выпевались из груди, как песня у птицы.
    знаете ли вы, что Фет всегда особенно дорожил концовкой стихотворений – последним их аккордом. Например, вот концовка стихотворения “Далекий друг, пойми мои рыданья…” делает стихотворение не только любовным, но и философским.
    Не жизни жаль с томительным дыханьем,
    Что жизнь и смерть? А жаль того огня,
    Что просиял над целым мирозданьем,
    И в ночь идет, и плачет, уходя.
    А знаете ли вы, какой художественный прием помогает поэтам показать природу одухотворенной? (олицетворение)
    А знаете ли вы, что в основе пейзажной лирики Ф.И. Тютчева лежит учение немецкого философа Шеллинга?
    А знаете ли вы, что творчество Фета оказало огромное влияние на творчество таких поэтов, как А. Блок, С. Есенин, К. Бальмонт, Н. Рубцов, Н. Рыленков, К. Ваншенкин и др.
    А знаете ли вы, что А.А. Фет считает вечным источником красоты? (Природу)
    Природа  – сфинкс. И тем она верней
    Своим искусом губит человека
    Что, может статься, никакой от века
    Загадки нет и не было у ней. (Тютчев)
    Последний катаклизм
    Когда пробьет последний час природы,
    Состав частей разрушится земных:
    Всё зримое опять покроют воды,
    И божий лик изобразится в них! (Тютчев)
    ПЛАН-СХЕМА сочинения по литературе
    Вступление (общие рассуждения на предложенную тему со своей позицией; постановка проблемного вопроса, переход на аргументы).
    Обращение к литературе (вспомнить приёмы: спор с воображаемым оппонентом или методом от противного. Важно показывать свое отношение к фактам, анализировать каждый абзац текста, делать мини-выводы и обобщения.
    Основная часть — это проверка того, насколько верно понята тема).
    ? Какие литературные произведения можно привлечь к раскрытию темы? Какие детали, факты, образы вспоминаются при анализе литературного источника?
    ( 2 разных источника; 2 разных примера из одного источника)
    ? Что можно использовать из других источников (история, жизнь, Интернет, СМИ).
    ? По ходу раскрытия темы отвечайте на следующие вопросы:
    — Какие чувства вызывает поднятая проблема?
    — Задумывались вы раньше над этой проблемой?
    — Насколько важным вам кажется поднятый вопрос?
    — Что нового вы открыли для себя, размышляя над данной темой?
    — Насколько актуальной она может быть для других людей?
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ (подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, еще раз обратив внимание на самое главное).
    Заключительная часть должна быть: короткой, но емкой; органически связана с предыдущим изложением.
    В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к поднятой проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл и должно быть подготовлено материалом основной части.
    Ясный, строго соответствующий теме последний абзац сочинения в состоянии скрасить многие недостатки.
    Незаконченное сочинение не более привлекательно, чем недопечённый пирог.
    (Вспомните произведения литературы, где тема сочувствия и сострадания была представлена наиболее ярко)

  6. Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется… «Что такое слово?» — задаешь себе вопрос и не можешь дать четкого ответа. Слово сделало человека Человеком. Не орудие труда (и обезьяна может им воспользоваться), а именно Слово.
    Беседа, разговор, возможность общения — самое большое наше достояние; умение разговаривать — самое значительное отличие человека от животного. Речь — это способ выражения нашего отношения к окружающему миру. Разница в том, какого отношения, каким способом мы его выражаем. Там, где есть слово, всегда появляются ложь и клевета. Очень часто люди пользуются словом, чтобы оклеветать кого-либо или солгать ради собственной выгоды. В этом мы лишний раз убеждаемся на примере романа Стендаля «Красное и черное». Госпожа де Реналь оклеветала любимого человека в своем письме во избежание брака между Матильдой и Жюльеном. Но совершив этот поступок, бедная женщина обманула только себя.
    Никогда не знаешь, чем ответят люди на твое слово. Но следует помнить, что нет магии сильней, чем магия слов. Все мы знаем, что с заряженными ружьями надо обращаться осторожно. Так же следует обращаться и со словом.
    Слово может и убить, и сделать зло хуже смерти, и глубоко ранить, и унизить человека. Но словом возможно успокоить, окрылить, сподвигнуть на добро и поддержать. Надо умело обращаться со словом, и тогда ваше слово станет самым сильным оружием на свете.
    «Ты сделана из огня, ты соткана из цветов, ты создана из самых светлых снов»
    Я создана из чувств, которые переполняют мою душу. Мои мысли управляют моим поведением и отвечают за мои поступки. Мои ощущения помогают реагировать на изменения в окружающем мире. Мой ум и способности помогают в общении с людьми. Благодаря фантазии, я вижу богатство красок окружающего мира.

  7. Из стихотворения без названия (1869) Федора Ивановича Тютчева (1803-1873).
    Нам не дано предугадать.
    Как слово наше отзовется, —
    И нам сочувствие дается.
    Как нам дается благодать.

    Я, как психотерапевт, практически ежедневно много пишу. Пишу не стихи или рассказы, а во время сессии с клиентом – сообщаемую им информацию о себе, которая необходима мне для дальнейшей работы. Иногда, на первой встрече, на это уходит до 5 листов формата А4. В своих записях я выделяю предикаты*, выделяю в речи слова и выражения, которые говорят об убеждених, лингвистических конструкциях и являются некоей программой, которая работает на уровне ниже осознания (т.е. не осознается).
    В этой статье я предлагаю вам обратить внимание на собственную речь, речь собеседников, родственников или, если хотите, коллег по работе и партнеров по бизнесу. Найдете вы в этом пользу для себя или нет, я не знаю. Но поверьте, в этом есть рациональное зерно. И с помощью изменений в речи, а она всегда описывает картину мира человека (о чем бы он не говорил), можно изменить и сам мир вокруг.
    Применяемый нами набор слов является мощным инструментом самопрограммирования! Но для того, чтобы не растягивать эту статью, я решил ограничиться только “вредными” словами.
    Ниже будет приведен список вредных слов, употребление которых может привести к программированию вас на несчастье, нездоровье и не эффективности в жизни.
    Являясь носителем языка (неважно, какого), каждый из нас имеет совершенно уникальный запас (набор) слов. Этот набор является мощным инструментом самопрограммирования.
    В буквальном смысле: как говорим – так и живем. Что заявляем, то и имеем.
    Слова – это одежда наших мыслей, и энергия слов имеет еще более плотную структуру, и эта энергия в разы быстрее (по сравнению с энергией мысли) формирует материю.
    Доказательств тому приведено уже довольно много, но позволю себе и все-таки приведу еще одно, и оно настолько серьезное, что безоговорочно признано открытием, способным исцелять самые опасные болезни.
    Понимаете о чем я? Нет такого человека, кто бы уберегся от слов, которые
    программируют болезни, материализуют их в теле или не позволяют их исцелить.
    Вам отлично известны эти слова и выражения. Это по-настоящему опасная и разрушительная энергия, которая способна подорвать даже самое крепкое здоровье, будь оно хоть трижды богатырским.
    Обратите внимание на то, насколько виртуозно замаскированы слова-разрушители. Сразу не верится, что такие безобидные на вид слова могут так сильно вредить.
    Вот и примеры:
    • лопнуло мое терпение,
    • я уже голову сломал,
    • что-то меня гложет,
    • всю плешь мне проели,
    • сидит у меня в почках (что-то, кто-то),
    • мне перекрыли кислород,
    • не перевариваю (что-то или кого-то),
    • все соки из меня выжали,
    • много крови мне попортили,
    • чихать я хотел,
    • надоело до тошноты,
    • просто ножом по сердцу,
    • меня уже колотит (трясет),
    • всю шею отсидели,
    • сыт по горло,
    • с души воротит,
    • загоняли меня до смерти,
    • побывай в моей шкуре,
    • давят на меня,
    • найти бы отдушину.
    Ну и так далее. Естественно, это не полный список, но я и не предполагал составление оного. Как Вам? Правда же, отличная маскировка? Нам кажется, что мы употребляем емкие метафоры, а на самом деле отдаем своему телу такие четкие команды, что тело их даже и не смеет не выполнить, вот и выполняет. Ведь звук, как и свет – это волна. Мы волновые ребята.
    О том, что происходит, когда мы волнуемся, здесь не буду писать, да и нет цели “обрушить” на вас большое количество информации.
    Особенно тщательно изучали вот такой вопрос: органическая речь создает болезнь или сообщает о ней? Оказалось, что именно создает. Другими словами, было предположение, что слова-разрушители появляются в речи человека после возникновения болезни – мол, так бессознательное, которое управляет всеми физиологическими процессами, сигнализирует о сбоях. Однако, нет, не подтвердилось предположение.
    В связи с этим можно убежденно говорить, что картина такая: сначала человек включает слова-разрушители (часто не сам, а с помощью родителей, воспитателей, учителей,партии, правительства, …) в свою активную речь, тем самым закладывает программу конкретной болезни, и только потом возникает болезнь. Не какая-нибудь болезнь, а точно та, которая была заявлена.
    И вот еще что примечательно: создав болезнь, слова-разрушители еще более укореняются в активной речи, и совсем не для того, чтобы о болезни сообщать (сигнализировать).
    Задача слов-разрушителей совсем другая – поддержать болезнь, дать ей возможность «жить и процветать». Это понятно: органическая речь – это самостоятельная психическая программа, и у нее вполне обоснованная миссия: поддерживать то, что создано.
    Ниже приведены обобщенные данные подробных исследований речи многих тысяч пациентов. Конечно, набор слов в разрезе по болезням значительно богаче, чем в приведенном списке, но если вы зададитесь целью установить в собственной речи слова, которые разрушают ваше здоровье, эффективность и благополучие, то приведенные иллюстрации помогут вам в этой продуктивной (и по-настоящему целительской) работе. И будьте уверены: как только вы обнаружите в своем обиходе слова-разрушители, ваша речь от них быстро очистится. Проверено, как обычно, на себе.
    И механизм тут простой и понятный: обнаружен – значит разоблачен. Разоблачен – значит обезоружен. Надо ли говорить, что когда уходят слова-разрушители, то уходят и болезни?
    Это масштабно доказал метод доктора Пезешкиана.
    А вот и обещанный список:
    Эти слова и выражения создают и поддерживают болезнь:
    • Надело до тошноты, сыт по горло, с души воротит — Нервная анорексия
    • Взвалить груз забот. Нести свой крест. Проблемы, которые сидят на шее —Остеохондроз
    • Что-то гложет, отравлять жизнь, сам себе не принадлежу, надоело все до смерти — Рак
    • Заниматься самоедством, язвительно, что-то (или кого-то) не переваривать — Язва
    • Что-то сидит в почках, моча в голову ударила, нет сил, смертельно устал —Урологические заболевания
    • Найти отдушину, дать волю своему гневу, перекрыть кислород, чихать на кого-то — Бронхиальная астма и гипервентиляционный синдром
    • Высасывать кровь, выжимать соки, это вошло в мою плоть и кровь —Заболевания крови
    • Принимать близко к сердцу, сердце разрывается, удар в самое сердце —Инфаркт миокарда
    • Он и не чешется, не хотел бы оказаться в его шкуре, легкоранимый, тонкокожий — Заболевания кожи и аллергия
    • Ломать голову, рисковать головой, еще головой побейся, сплошная головная боль — Мигрень, метеозавизимость
    • Хромать на обе ноги, неустойчивый, шаткий, непроходимый —Хронические судороги, подагра
    • Выпускать пар, лопнуло терпение, поддавать жару, подстегивать —Гипертония
    • Едкий, мне горько, желчный, чтобы жизнь медом не казалась, никакой радости — Заболевания печени и желчного пузыря, а также ожирение
    • Глаза бы не видели, страшно смотреть, смотря зачем, свет не мил, непроглядный — Заболевания глаз
    • Не хочу этого слышать, не говори, замолчи, заткнись, шумно, грохочет —Снижение слуха, глухота
    • Колотит, трясет, бесит, претит, не морочьте (мрак), лопнуло мое терпение — Депрессия
    Сделаю примечание, что нет никакой разницы в том, к кому (или чему) применяются эти и подобные слова и выражения. Сам факт их присутствия в активной речи закладывает (а потом поддерживает) программу болезни или проблемы.
    Хочу предложить вам понаблюдать за речью. Нет, не за своей – это без специальной подготовки может оказаться сложным или даже невозможным. Попрактикуйтесь – понаблюдайте за тем, какие слова-разрушители присутствуют в речи ваших близких. Только избегайте «проповедовать».
    Будьте, пожалуйста, деликатны: людей, и особенно близких, ранят поучения и наставления. Просто поделитесь информацией. Например, дайте почитать эту или другие статьи по данной теме: предоставьте вашим близким, друзьям или знакомым возможность сделать самостоятельные выводы и принять самостоятельные решения. Помните: индивидуальная речь – это то, во что нельзя грубо вмешиваться!
    Здесь, на форуме, работа (если работа) идет в текстовом режиме. И я довольно часто читаю и обращаю свое внимание на выражения психологов типа: “образ вашей проблемы бросился мне в глаза”, “мне больно от ваших слов”, и т.п. Коллеги – берегите себя!!!
    Слова-кандалы
    Теперь вы знаете слова-разрушители в лицо, и это означает, что они обезоружены. Теперь, если эти слова и станут проскакивать в вашей речи, то вы мгновенно это заметите и замените «вредителя» на нейтральный (или даже продуктивный) синоним. И очень поможете своему здоровью. Вот так все просто: маски сняты и речь очищается: разоблаченные слова-разрушители из нее постепенно уходят.
    То же самое стоит сделать еще с одним набором слов. Эти слова получили название слова-кандалы. Очень точное название, потому что отражает самую суть: употребляя слова-кандалы, мы ограничиваем себя и в свободе, и в возможностях, и в праве, которое по умолчанию (т.е. без всяких условий) дано каждому из нас от рождения: получать от жизни все самое лучшее. К большому счастью, слов-кандалов не так уж и много, и не потребуется особых усилий, чтобы очистить от них свою речь.
    Достаточно просто знать, что сообщество кандальных словосочетаний (далее буду писать – слов) состоит из 4-х основных «кланов» (или семей — так их принято называть).
    Вот смотрите:
    1. Клан кандальных слов «У МЕНЯ НЕ ПОЛУЧИТСЯ». Эти слова отчетливо указывают на неуверенность в себе, за ними всегда маячит убеждение человека в том, что его способности ограничены, что он серый, неприметный – «обычный».
    Слова клана «у меня не получится» в буквальном смысле заставляют стоять на месте – и заживо загнивать (уж простите мне за эти слова) …И все бы ничего, но за мнимой безобидностью этих слов мы даже не замечаем их коварства и не осознаем, что они оставляют или даже заставляют оставаться в том положении, в котором мы находимся. А это не всегда “райский уголок” и чаще некое болото, в котором человек находится по привычке.
    Не буду здесь говорить о нашей божественной природе и что набор уникальных способностей, которым мы все наделены от рождения, ни к чему нас не обязывает; и что послание, обращенное к каждому, кто человек: «Ты наделен талантами и несешь за них ответственность» — это вовсе и не к нам.
    Посмотрите, вот они, эти слова, за которыми очень удобно спрятаться, притаиться и НЕ выполнить свою уникальную жизненную миссию:
    • не могу,
    • не умею,
    • не уверен(-а),
    • не получится,
    • это выше моих возможностей (сил),
    • не могу обещать,
    • от меня не зависит,
    • не возьму на себя такую ответственность.
    Одно из самых коварных слов клана «У меня не получится» — это ювелирно замаскированное «постараюсь». Снимите с этого слова фальшивую веру в результат, уберите с него полумертвый энтузиазм – и непременно увидите его истинное лицо. И поймёте, что на самом деле транслирует это слово. Увидели? Все правильно, вот это: «я в себя не верю». Это приходит к нам из детства, когда ребенка хвалили за “старания”, а не за сделанное.
    2. Клан кандальных слов «Я НЕ ДОСТОИН (-на)». При внешней похожести слова этого клана имеют кардинально другую задачу (по сравнению со словами клана «У меня не получится»). Почитатели слов из клана «Я не достоин», как правило, не стоят на месте, они по-настоящему стремятся к саморазвитию и хорошо понимают, что в этом, собственно, и состоит смысл их жизни. Именно эти люди имеют репутацию замечательных умниц и мастеров на все руки, именно они везут на себе всё и всех, они берут ответственность за все подряд, и только они уверены, что рабочая лошадь, и они сами и есть синонимы (и что критика и понукания, на которые не скупятся едущие у них на шее – это норма).
    Как сказала одна моя клиентка, про свою работу: “Лучше всех в колхозе работала лошадь, но так и не стала директором колхоза”
    И знаете, не надо быть опытным психологом, чтобы заметить, насколько сильно поклонники слов клана «Я не достоин» боятся получать адекватные себе самим вознаграждения. И дабы не допустить к себе блага, которые так и ломятся к ним в дверь, они воздвигают такие заграждения, что перелезть через них… Как правило, эти заграждения формируются из моральных норм, что родились так же в раннем детстве. Но, как говорится “все мы родом из детства”.
    Показать и помочь избавиться, для их же собственного блага, уверенных в своей «недостойности», что эти нормы устарели, что это нашим родителям и прародителям внушили это в прошлых веках, и есть одна из задачь психолога.
    По этой же аналогии можете увидеть и слова клана «Я не достоин (-на)» — и вы все поймете: Еще не время, Хотелось бы, но… Мало ли чего я хочу! Хотеть не вредно, Кто я такой/-ая, чтобы…, “мы, Ивановы нищие, зато гордые”, …
    А еще обратите внимание вот на эти «шедевры» — они настолько легко проникают в речь, что им даже маскироваться не надо:
    Я не могу себе позволить, ничего подобного и никогда! А сколько синонимов у этого восклицания? Полуцензурных и из откровенного вульгарного арго – просто богатейшее устное творчество.
    * понятно, что кандальной эта фраза является только в контексте самоограничения.
    А вот когда мы, к примеру, говорим: «не могу себе позволить пренебрегать своим здоровьем» — это, как говорят дети, «не счетово».
    3. Клан кандальных слов «НЕ ХОЧУ, НО ЗАСТАВЛЯЮТ». О, ну это наши любимые слова! И судя по частоте их применения, мы их не просто любим, а упоенно обожаем:
    • надо, нужно (не в контексте потребности, а в значении «обязан»),
    • должен (должна), требуется, проблемы (очень коварное слово, и оно отлично замаскировано: ведь оно не обозначает имеющиеся проблемы, как может показаться, оно их формирует). Если рассматривать слова “надо” и “должен” в теории транзактного анализа Эрика Берна и сотоварищей, то они принадлежат к нашей Родительской части (внутреннему Родителю), а значит переданы “по наследству”. Они всегда внешне мотивированы и на приеме я обычно переспрашиваю: “кому надо и кому должен?” и часто это формирует паузу. А действительно, кому я должен зарабатывать деньги? Себе должен? Ведь я у себя не брал в долг. Другое дело “я хочу и мне стоит”.
    Сколько раз в день мы говорим (и слышим от своего окружения) эти слова? Да не сосчитать! А ведь мы не просто говорим – мы отчетливо (и без всяких разночтений) заявляем самим себе и друг другу: «моя жизнь – беспросветная кабала».
    И что примечательно: мы так сроднились с этими кандалами, что даже и не пытаемся их хотя бы временно снимать, употребляем их даже тогда, когда говорим о своих личных потребностях, не имеющих ничего общего с обязательствами перед другими людьми (или перед обстоятельствами). Прислушавшись, легко заметите, что слова «мне надо сделать» и «я должен/должна сделать» мы употребляем в дело и не в дело, и тем самым строим громадные кордоны, через которые так не просто пробиться радости (за которую отвечает наш “внутренний Ребенок”). Вот и ходим с озабоченными лицами — и напрочь забываем, что мы и пришли-то сюда исключительно для того, чтобы жизнью наслаждаться.
    4. Ну и заключительная группа семейства слов-кандалов – это клан кандальных слов «НЕВОЗМОЖНО». Их употребление просто-напросто забирает кислород у всего, что мы называем мечтой. К счастью, стремительно уходят времена, когда слово «мечта» (и его производные) сопровождались снисходительной гримасой (мол, отрыв от реальности). Теперь уже никого не надо убеждать, что именно мечтателям и фантазерам мы обязаны всем, чем с таким удовольствием пользуемся: электричеством, телефонией, телевидением, интернетом, самолетами, машинами… можете сами продолжить этот список.
    В общем, что называется, благословенны Небеса, что они посылают нам мечтателей, чтобы донести до нас и не дать нам забыть, что возможно всё. Всё (абсолютно!), что мы распознаем как внутренний запрос (мол, хочу. Хочу – это и есть слова “внутреннего Ребенка”) – это прямое указание на возможность. И на то, конечно, что у всех возможностей есть мощный потенциал воплощения, иначе бы запросы попросту не возникали. Кстати и за наше состояние отвечает “внутренний Ребенок”. Это он нас “гоняет” от радости к печали, от удовольствия к грусти.
    Вот эти слова:
    • Невозможно,
    • Маловероятно,
    • Никогда,
    • Не может быть,
    • Если вдруг (отказ от возможности),
    • Если что (и это тоже отказ от возможности: мол, хочу-то я хочу, но вряд ли получу),
    • Может случиться так… (планирование препятствий. Эта фраза — самый надежный способ, чтобы не только НЕ получить то, к чему стремишься, а гарантированно обеспечить себя тем, чего ни в какую не хочешь),
    • А вдруг (та же песня),
    • Не дай бог (из той же оперы).
    • И самое убойное: нет выбора.
    Знайте: кандальные слова так же как и слова из разряда «органическая речь» значительно уменьшают скорость настройки продуктивной доминанты. А это, понятно, снижает скорость вашего движения к цели.
    Как, спросите, избавить свою речь от кандальных слов?
    Не буду умничать и говорить, что для этого работают “специально обученные люди” и предлагать Вам сходить на прием к психологу )
    Возможно Вам поможет прием «Позорный столб».
    Прием простой: выпишите кандальные слова из этой статьи и вывесьте этот перечень на видное место (например, на холодильник – как самое посещаемое место в доме), и пусть он (перечень) побудет там 7-10 дней. Дольше оставлять не стоит, во-первых, много чести, а во-вторых, за этот срок уже сформируется то, на что нацелен прием — черный список. Черный список – это умелый санитар, и он всегда отлично справляется со своей задачей: удаляет из речи все элементы деструктивных программ.
    Пробуйте.
    А я желаю вам удачи и здоровья!
    С уважением, Сафронов Александр Викторович.
    Практикующий психолог, Действительный Член Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги.
    [email protected]
    Тел.: +7 (926) 153-52-53,
    Skype: SafrGreat (для иногородних)
    * – Предика?т (лат. praedicatum — сказанное) в логике и лингвистике — сказуемое суждения, то, что высказывается (утверждается или отрицается) о субъекте. Предикат находится с субъектом в предикативном отношении и показывает наличие (отсутствие) у предмета некоторого признака.

  8. Из стихотворения без названия (1869) Федора Ивановича Тютчева (1803-1873).
    Нам не дано предугадать.
    Как слово наше отзовется, —
    И нам сочувствие дается.
    Как нам дается благодать.

    Я, как психотерапевт, практически ежедневно много пишу. Пишу не стихи или рассказы, а во время сессии с клиентом – сообщаемую им информацию о себе, которая необходима мне для дальнейшей работы. Иногда, на первой встрече, на это уходит до 5 листов формата А4. В своих записях я выделяю предикаты*, выделяю в речи слова и выражения, которые говорят об убеждених, лингвистических конструкциях и являются некоей программой, которая работает на уровне ниже осознания (т.е. не осознается).
    В этой статье я предлагаю вам обратить внимание на собственную речь, речь собеседников, родственников или, если хотите, коллег по работе и партнеров по бизнесу. Найдете вы в этом пользу для себя или нет, я не знаю. Но поверьте, в этом есть рациональное зерно. И с помощью изменений в речи, а она всегда описывает картину мира человека (о чем бы он не говорил), можно изменить и сам мир вокруг.
    Применяемый нами набор слов является мощным инструментом самопрограммирования! Но для того, чтобы не растягивать эту статью, я решил ограничиться только “вредными” словами.
    Ниже будет приведен список вредных слов, употребление которых может привести к программированию вас на несчастье, нездоровье и не эффективности в жизни.
    Являясь носителем языка (неважно, какого), каждый из нас имеет совершенно уникальный запас (набор) слов. Этот набор является мощным инструментом самопрограммирования.
    В буквальном смысле: как говорим – так и живем. Что заявляем, то и имеем.
    Слова – это одежда наших мыслей, и энергия слов имеет еще более плотную структуру, и эта энергия в разы быстрее (по сравнению с энергией мысли) формирует материю.
    Доказательств тому приведено уже довольно много, но позволю себе и все-таки приведу еще одно, и оно настолько серьезное, что безоговорочно признано открытием, способным исцелять самые опасные болезни.
    Понимаете о чем я? Нет такого человека, кто бы уберегся от слов, которые
    программируют болезни, материализуют их в теле или не позволяют их исцелить.
    Вам отлично известны эти слова и выражения. Это по-настоящему опасная и разрушительная энергия, которая способна подорвать даже самое крепкое здоровье, будь оно хоть трижды богатырским.
    Обратите внимание на то, насколько виртуозно замаскированы слова-разрушители. Сразу не верится, что такие безобидные на вид слова могут так сильно вредить.
    Вот и примеры:
    • лопнуло мое терпение,
    • я уже голову сломал,
    • что-то меня гложет,
    • всю плешь мне проели,
    • сидит у меня в почках (что-то, кто-то),
    • мне перекрыли кислород,
    • не перевариваю (что-то или кого-то),
    • все соки из меня выжали,
    • много крови мне попортили,
    • чихать я хотел,
    • надоело до тошноты,
    • просто ножом по сердцу,
    • меня уже колотит (трясет),
    • всю шею отсидели,
    • сыт по горло,
    • с души воротит,
    • загоняли меня до смерти,
    • побывай в моей шкуре,
    • давят на меня,
    • найти бы отдушину.
    Ну и так далее. Естественно, это не полный список, но я и не предполагал составление оного. Как Вам? Правда же, отличная маскировка? Нам кажется, что мы употребляем емкие метафоры, а на самом деле отдаем своему телу такие четкие команды, что тело их даже и не смеет не выполнить, вот и выполняет. Ведь звук, как и свет – это волна. Мы волновые ребята.
    О том, что происходит, когда мы волнуемся, здесь не буду писать, да и нет цели “обрушить” на вас большое количество информации.
    Особенно тщательно изучали вот такой вопрос: органическая речь создает болезнь или сообщает о ней? Оказалось, что именно создает. Другими словами, было предположение, что слова-разрушители появляются в речи человека после возникновения болезни – мол, так бессознательное, которое управляет всеми физиологическими процессами, сигнализирует о сбоях. Однако, нет, не подтвердилось предположение.
    В связи с этим можно убежденно говорить, что картина такая: сначала человек включает слова-разрушители (часто не сам, а с помощью родителей, воспитателей, учителей,партии, правительства, …) в свою активную речь, тем самым закладывает программу конкретной болезни, и только потом возникает болезнь. Не какая-нибудь болезнь, а точно та, которая была заявлена.
    И вот еще что примечательно: создав болезнь, слова-разрушители еще более укореняются в активной речи, и совсем не для того, чтобы о болезни сообщать (сигнализировать).
    Задача слов-разрушителей совсем другая – поддержать болезнь, дать ей возможность «жить и процветать». Это понятно: органическая речь – это самостоятельная психическая программа, и у нее вполне обоснованная миссия: поддерживать то, что создано.
    Ниже приведены обобщенные данные подробных исследований речи многих тысяч пациентов. Конечно, набор слов в разрезе по болезням значительно богаче, чем в приведенном списке, но если вы зададитесь целью установить в собственной речи слова, которые разрушают ваше здоровье, эффективность и благополучие, то приведенные иллюстрации помогут вам в этой продуктивной (и по-настоящему целительской) работе. И будьте уверены: как только вы обнаружите в своем обиходе слова-разрушители, ваша речь от них быстро очистится. Проверено, как обычно, на себе.
    И механизм тут простой и понятный: обнаружен – значит разоблачен. Разоблачен – значит обезоружен. Надо ли говорить, что когда уходят слова-разрушители, то уходят и болезни?
    Это масштабно доказал метод доктора Пезешкиана.
    А вот и обещанный список:
    Эти слова и выражения создают и поддерживают болезнь:
    • Надело до тошноты, сыт по горло, с души воротит — Нервная анорексия
    • Взвалить груз забот. Нести свой крест. Проблемы, которые сидят на шее —Остеохондроз
    • Что-то гложет, отравлять жизнь, сам себе не принадлежу, надоело все до смерти — Рак
    • Заниматься самоедством, язвительно, что-то (или кого-то) не переваривать — Язва
    • Что-то сидит в почках, моча в голову ударила, нет сил, смертельно устал —Урологические заболевания
    • Найти отдушину, дать волю своему гневу, перекрыть кислород, чихать на кого-то — Бронхиальная астма и гипервентиляционный синдром
    • Высасывать кровь, выжимать соки, это вошло в мою плоть и кровь —Заболевания крови
    • Принимать близко к сердцу, сердце разрывается, удар в самое сердце —Инфаркт миокарда
    • Он и не чешется, не хотел бы оказаться в его шкуре, легкоранимый, тонкокожий — Заболевания кожи и аллергия
    • Ломать голову, рисковать головой, еще головой побейся, сплошная головная боль — Мигрень, метеозавизимость
    • Хромать на обе ноги, неустойчивый, шаткий, непроходимый —Хронические судороги, подагра
    • Выпускать пар, лопнуло терпение, поддавать жару, подстегивать —Гипертония
    • Едкий, мне горько, желчный, чтобы жизнь медом не казалась, никакой радости — Заболевания печени и желчного пузыря, а также ожирение
    • Глаза бы не видели, страшно смотреть, смотря зачем, свет не мил, непроглядный — Заболевания глаз
    • Не хочу этого слышать, не говори, замолчи, заткнись, шумно, грохочет —Снижение слуха, глухота
    • Колотит, трясет, бесит, претит, не морочьте (мрак), лопнуло мое терпение — Депрессия
    Сделаю примечание, что нет никакой разницы в том, к кому (или чему) применяются эти и подобные слова и выражения. Сам факт их присутствия в активной речи закладывает (а потом поддерживает) программу болезни или проблемы.
    Хочу предложить вам понаблюдать за речью. Нет, не за своей – это без специальной подготовки может оказаться сложным или даже невозможным. Попрактикуйтесь – понаблюдайте за тем, какие слова-разрушители присутствуют в речи ваших близких. Только избегайте «проповедовать».
    Будьте, пожалуйста, деликатны: людей, и особенно близких, ранят поучения и наставления. Просто поделитесь информацией. Например, дайте почитать эту или другие статьи по данной теме: предоставьте вашим близким, друзьям или знакомым возможность сделать самостоятельные выводы и принять самостоятельные решения. Помните: индивидуальная речь – это то, во что нельзя грубо вмешиваться!
    Здесь, на форуме, работа (если работа) идет в текстовом режиме. И я довольно часто читаю и обращаю свое внимание на выражения психологов типа: “образ вашей проблемы бросился мне в глаза”, “мне больно от ваших слов”, и т.п. Коллеги – берегите себя!!!
    Слова-кандалы
    Теперь вы знаете слова-разрушители в лицо, и это означает, что они обезоружены. Теперь, если эти слова и станут проскакивать в вашей речи, то вы мгновенно это заметите и замените «вредителя» на нейтральный (или даже продуктивный) синоним. И очень поможете своему здоровью. Вот так все просто: маски сняты и речь очищается: разоблаченные слова-разрушители из нее постепенно уходят.
    То же самое стоит сделать еще с одним набором слов. Эти слова получили название слова-кандалы. Очень точное название, потому что отражает самую суть: употребляя слова-кандалы, мы ограничиваем себя и в свободе, и в возможностях, и в праве, которое по умолчанию (т.е. без всяких условий) дано каждому из нас от рождения: получать от жизни все самое лучшее. К большому счастью, слов-кандалов не так уж и много, и не потребуется особых усилий, чтобы очистить от них свою речь.
    Достаточно просто знать, что сообщество кандальных словосочетаний (далее буду писать – слов) состоит из 4-х основных «кланов» (или семей — так их принято называть).
    Вот смотрите:
    1. Клан кандальных слов «У МЕНЯ НЕ ПОЛУЧИТСЯ». Эти слова отчетливо указывают на неуверенность в себе, за ними всегда маячит убеждение человека в том, что его способности ограничены, что он серый, неприметный – «обычный».
    Слова клана «у меня не получится» в буквальном смысле заставляют стоять на месте – и заживо загнивать (уж простите мне за эти слова) …И все бы ничего, но за мнимой безобидностью этих слов мы даже не замечаем их коварства и не осознаем, что они оставляют или даже заставляют оставаться в том положении, в котором мы находимся. А это не всегда “райский уголок” и чаще некое болото, в котором человек находится по привычке.
    Не буду здесь говорить о нашей божественной природе и что набор уникальных способностей, которым мы все наделены от рождения, ни к чему нас не обязывает; и что послание, обращенное к каждому, кто человек: «Ты наделен талантами и несешь за них ответственность» — это вовсе и не к нам.
    Посмотрите, вот они, эти слова, за которыми очень удобно спрятаться, притаиться и НЕ выполнить свою уникальную жизненную миссию:
    • не могу,
    • не умею,
    • не уверен(-а),
    • не получится,
    • это выше моих возможностей (сил),
    • не могу обещать,
    • от меня не зависит,
    • не возьму на себя такую ответственность.
    Одно из самых коварных слов клана «У меня не получится» — это ювелирно замаскированное «постараюсь». Снимите с этого слова фальшивую веру в результат, уберите с него полумертвый энтузиазм – и непременно увидите его истинное лицо. И поймёте, что на самом деле транслирует это слово. Увидели? Все правильно, вот это: «я в себя не верю». Это приходит к нам из детства, когда ребенка хвалили за “старания”, а не за сделанное.
    2. Клан кандальных слов «Я НЕ ДОСТОИН (-на)». При внешней похожести слова этого клана имеют кардинально другую задачу (по сравнению со словами клана «У меня не получится»). Почитатели слов из клана «Я не достоин», как правило, не стоят на месте, они по-настоящему стремятся к саморазвитию и хорошо понимают, что в этом, собственно, и состоит смысл их жизни. Именно эти люди имеют репутацию замечательных умниц и мастеров на все руки, именно они везут на себе всё и всех, они берут ответственность за все подряд, и только они уверены, что рабочая лошадь, и они сами и есть синонимы (и что критика и понукания, на которые не скупятся едущие у них на шее – это норма).
    Как сказала одна моя клиентка, про свою работу: “Лучше всех в колхозе работала лошадь, но так и не стала директором колхоза”
    И знаете, не надо быть опытным психологом, чтобы заметить, насколько сильно поклонники слов клана «Я не достоин» боятся получать адекватные себе самим вознаграждения. И дабы не допустить к себе блага, которые так и ломятся к ним в дверь, они воздвигают такие заграждения, что не перелезть через них… Как правило, эти заграждения формируются из моральных норм, что родились в раннем детстве. Но, как говорится “все мы родом из детства”.
    Показать и помочь избавиться, для их же собственного блага, уверенных в своей «недостойности», что эти нормы устарели, что это нашим родителям и прародителям внушили это в прошлых веках, и есть одна из задачь психолога.
    По этой же аналогии можете увидеть и слова клана «Я не достоин (-на)» — и вы все поймете: “еще не время”, “хотелось бы, но… мало ли чего я хочу!”, “хотеть не вредно”, “кто я такой/-ая, чтобы…”, “мы, Ивановы, нищие, зато гордые”, …
    А еще обратите внимание вот на эти «шедевры» — они настолько легко проникают в речь, что им даже маскироваться не надо:
    “Я не могу себе позволить, ничего подобного и никогда!” А сколько синонимов у этого восклицания? Полуцензурных и из откровенного вульгарного арго – просто богатейшее устное творчество.
    * понятно, что кандальной эта фраза является только в контексте самоограничения.
    А вот когда мы, к примеру, говорим: «не могу себе позволить пренебрегать своим здоровьем» — это, как говорят дети, «не счетово».
    3. Клан кандальных слов «НЕ ХОЧУ, НО ЗАСТАВЛЯЮТ». О, ну это наши любимые слова! Судя по частоте их применения, мы их не просто любим, а обожаем:
    • надо, нужно (не в контексте потребности, а в значении «обязан»),
    • должен (должна), требуется, проблемы (очень коварное слово, и оно отлично замаскировано: ведь оно не обозначает имеющиеся проблемы, как может показаться, оно их формирует). Если рассматривать слова “надо” и “должен” в теории транзактного анализа Эрика Берна и сотоварищей, то они принадлежат к нашей Родительской части (внутреннему Родителю), а значит переданы “по наследству”. Они всегда внешне мотивированы, и на приеме я обычно переспрашиваю: “кому надо?” и “кому должен?” и часто это формирует паузу. А, действительно, кому я должен зарабатывать деньги? Себе должен? Ведь я у себя не брал в долг. Другое дело “я хочу” и “мне стоит”.
    Сколько раз в день мы говорим (и слышим от своего окружения) эти слова? Да не сосчитать! А ведь мы не просто говорим – мы отчетливо (и без всяких разночтений) заявляем самим себе и друг другу: «моя жизнь – беспросветная кабала».
    И что примечательно: мы так сроднились с этими кандалами, что даже и не пытаемся их хотя бы временно снимать, употребляем их даже тогда, когда говорим о своих личных потребностях, не имеющих ничего общего с обязательствами перед другими людьми (или перед обстоятельствами). Прислушавшись, легко заметите, что слова «мне надо сделать» и «я должен/должна сделать» мы употребляем в дело и не в дело, и тем самым строим громадные кордоны, через которые так не просто пробиться радости (за которую отвечает наш “внутренний Ребенок”). Вот и ходим с озабоченными лицами — и напрочь забываем, что мы и пришли-то сюда, в этот мир, исключительно для того, чтобы жизнью наслаждаться.
    4. И заключительная группа семейства слов-кандалов – это клан кандальных слов «НЕВОЗМОЖНО». Их употребление просто-напросто забирает кислород у всего, что мы называем мечтой. К счастью, стремительно уходят времена, когда слово «мечта» (и его производные) сопровождались снисходительной гримасой (мол, отрыв от реальности). Теперь уже никого не надо убеждать, что именно мечтателям и фантазерам мы обязаны всем, чем с таким удовольствием пользуемся: электричеством, телефонией, телевидением, интернетом, самолетами, машинами… можете сами продолжить этот список.
    В общем, как говорится, Благословенны Небеса, что они посылают нам мечтателей, чтобы донести до нас и не дать нам забыть, что возможно всё. Всё (абсолютно!), что мы распознаем как внутренний запрос (мол, хочу. Хочу – это и есть слова “внутреннего Ребенка”) – это прямое указание на возможность. И на то, конечно, что у всех возможностей есть мощный потенциал воплощения, иначе бы запросы попросту не возникали. Кстати и за наше состояние отвечает “внутренний Ребенок”. Это он нас “гоняет” от радости к печали, от удовольствия к грусти.
    Вот эти слова:
    • Невозможно,
    • Маловероятно,
    • Никогда,
    • Не может быть,
    • Если вдруг (отказ от возможности),
    • Если что (и это тоже отказ от возможности: мол, хочу-то я хочу, но вряд ли получу),
    • Может случиться так… (планирование препятствий. Эта фраза — самый надежный способ, чтобы не только НЕ получить то, к чему стремишься, а гарантированно обеспечить себя тем, чего ни в какую не хочешь),
    • А вдруг (та же песня),
    • Не дай бог (из той же оперы).
    • И самое убойное: нет выбора.
    Знайте: кандальные слова – так же как и слова из разряда «органическая речь» значительно уменьшают скорость настройки продуктивной доминанты. А это, понятно, снижает скорость вашего движения к цели.
    Как, спросите, избавить свою речь от кандальных слов?
    Не буду умничать и говорить, что для этого работают “специально обученные люди” и предлагать Вам сходить на прием к психологу. )
    Возможно Вам поможет прием «Позорный столб».
    Прием простой: выпишите кандальные слова из этой статьи и вывесьте этот перечень на видное место (например, на холодильник – как самое посещаемое место в доме), и пусть он (перечень) побудет там 7-10 дней. Дольше оставлять не стоит, во-первых, много чести, а во-вторых, за этот срок уже сформируется то, на что нацелен прием — черный список. Черный список – это умелый санитар, и он всегда отлично справляется со своей задачей: удаляет из речи все элементы деструктивных программ.
    Пробуйте.
    P.S. Заранее благодарю Вас за поддержку в форме “спасибо”! Это мотивирует и вдохновляет на написание новых статей! Желаю Вам удачи и благополучия!
    С уважением, Сафронов Александр Викторович.
    Практикующий психолог, Действительный Член Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги.
    [email protected]
    Тел.: +7 (926) 153-52-53,
    Skype: SafrGreat (для иногородних)
    * – Предика?т (лат. praedicatum — сказанное) в логике и лингвистике — сказуемое суждения, то, что высказывается (утверждается или отрицается) о субъекте. Предикат находится с субъектом в предикативном отношении и показывает наличие (отсутствие) у предмета некоторого признака.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *