Сочинение на тему народные песни в моей семьи 7 класс

9 вариантов

  1. Мыслителями и философами давно отмечено, что песня настолько сильно связана с национальным характером, что по ней можно легко определить к какому народу относится человек. Кроме того, это самая доступная форма творчества. В ней можно почувствовать молодецкую удаль, щедрость, доброту и широту русской души. А как народу существовать без души? Наверное, если русский народ забудет свои песни, то он потеряет значительную часть своей индивидуальности.
    Песни русского народа тесно связаны с его бытом и жизнью. В процессе исполнения они шлифуются и передаются следующим поколениям. Народные песни можно разделить на жанры: обрядовые, духовные, романсы, трудовые, свадебные, календарные, частушки и многие другие.
    Трудовые песни, к примеру, объединяли людей, помогая облегчить тяжёлую работу. Обрядовые всегда были связанны с самыми важными событиями в жизни людей (свадьба, проводы, похороны, гадание…). Самый большой пласт в народном творчестве – это лирические песни, они описывают чувства и переживания, показывая душевное состояние человека.
    В советское время русская народная песня широко распространилась и обрела новую жизнь. Она сыграла огромное значение в формировании национального характера и самосознания. Народная песня для русского человека всегда будет воплощать его культуру, память, быт. Во многих из них прослеживается слияние человека и природы. Воспеваются широкие степи и поля, белые березы, необъятные просторы, снега Сибири, воды Байкала.
    Песнь воплощает в себе искренность и эмоциональность, а иногда она подобна молитве. Русская песня всегда будет выражать национальное самосознание народа.

  2. Русская народная песня – отражение русской души
    Нигде нет такой литературы, как у нас,
    у русских. А народные песни?…
    Такие песни  могли родиться только в
    народе великой души…
    М. Горький
    Слово, люди, добро, род, родня, Родина…Много веков живут на Земле эти слова. По ним в старину  люди учились читать. Почти с каждой буквы алфавита начиналось главное в жизни каждого человека слово…и песня
    “Песня – душа народа”, прямо и непосредственно выражает значение народной песни. Она раскрывает такие глубины, такие тайники русского характера, которые невыразимы, непостижимы в иных жизненных ситуациях. Русский пел и поёт почти всегда – в горе и радости, в будни и праздники. Песня настолько полно выражает особенности национального характера, что это было отмечено русскими мыслителями “Покажи мне , как ты веруешь и молишься; как ты поёшь, пляшешь и читаешь стихи, – говорил И.А.Ильин, – скажи мне всё это, а я скажу тебе, какой нации ты сын”.
    Народная песня – самая доступная всем форма приобщения к музыкальному творчеству. Где, как не в песне, можно постичь характер народа: его безмерную широту, доброту и  щедрость, удаль и молодецкий задор. В песне, как в молитве, происходит очищение души, как говорили древнегреческие мудрецы.
    Песня – хранилище души народной, а без души и народа не будет. Если перестанет русский народ петь свои песни, то он перестанет и существовать как нация.
    Русская народная песня – основной вид музыкального творчества русского народа – с глубокой древности; поется соло, ансамблем, хором (“одному не спеть, артелью – легче”).Тесно связанная с жизнью и бытом, передаваемая устно от поколения к поколению, она шлифуется в процессе исполнения. Народная песня богата различными жанрами: песни,трудовые,обрядовые,календарные,свадебные,хоровые,исторические песни и духовные стихи, романсы, частушки и другие. Старинной крестьянской песне свойственны многоголосный склад, ладовость, ритмическая свобода ,пение без музыкального сопровождения. Свою специфику имеют и городские песни, разнообразные по содержанию и стилю.
    Вся жизнь человека связана с трудом. Тема эта нашла широкое отражение в русских народных песнях. Трудовые песни облегчали тяжёлую работу, объединяли людей ,  с песней работалось дружней, организованней, веселей. Трудовые песни часто переходили из одной артели в другую, причём слова могли изменяться в зависимости от выполняемой  работы(«Эх,ухнем», «Вы ребята ,бери дружно», «Дубинушка».)
    Полдневный зной  его палил.
    И пот с него ручьями лил.
    И падал он, и вновь вставал,
    Хрипя, «Дубинушку» стонал…
    Обычно в таких песнях один запевал, придумывая слова, а артель подхватывала припев, одновременно выполняя какую-либо общую работу.
    Старинные обряды сопровождались тоже песнями, которые дают нам возможность узнать о жизни нишах предков. Среди обрядовых различаются песни календарные и семейно-бытовые, связанные с важнейшими событиями в жизни семьи: свадьбами, похоронами, проводами в солдаты. Особой пышностью выделялась свадьба. Самыми почётными гостями на свадьбе были певцы и музыканты. Недаром раньше говорили «играть свадьбу». В старину на свадьбах наряду  с весёлыми песнями звучали и грустные, похожие на плачи.
    Ведь часто девушку выдавали замуж против её воли. Нередко эти плачи исполнялись специально приглашенным  «плакальщикам». («Виноград в саду цветёт», «Ты река ль, моя реченька».)
    В старину у девушек был обычай гадать о своей судьбе. Гадали два раза в году – зимой и летом. Зимой гадали по вечерам. Летом собирались на лугу или в лесу, водили под песни хороводы, плели венки и бросали их в воду. Одна из песен этого обряда – «Как на речке, на лужочке».
    Лирические песни составляют самую большую группу народных песен. Они отличаются богатством и разнообразием музыкального языка, раскрывают душевное состояние человека, его переживания, чувства, настроения. («Лучинушка», «Ой, да ты, калинушка», «Уж вы , мои ветры», « Не одна во поле дороженька пролегла» и т.д.)
    Исторические песни и их долгая жизнь свидетельствуют об интересе русского народа к своему прошлому и настоящему. По характеру мелодии исторические песни разнообразны: протяжные, напевные, похожие на былины, есть бодрые, маршевые.
    С конца XVIII века русская народная песня записывается и издаётся; она сыграла значительную роль в становлении русской композиторской школы. Хоровая народная песня долгое время была любимым видом бытового музицирования.
    Новую жизнь русская народная песня обрела в советское время, благодаря её широкому распространению.
    Невозможно переоценить значение русской народной песни в формировании национального самосознания и характера, свойственным русскому народу. Ребёнок должен слышать русскую песню в колыбели. Пение несёт ему первый душевный вздох и первый духовный стон: они должны быть русскими. «Русская песня, – писал И.А.Ильин, глубока , как человеческое страдание, искренна, как молитва, она даёт детской душе исход из грозящего озлобления и каменения».
    Русская классическая литература XIX века содержит многочисленные свидетельства о своеобразии, душевном строе и эмоциональной глубине русской народной песни. Удивительную  силу народной песни запечатлел Н.В.Гоголь в «Мертвых душах»: «Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудесного, прекрасного далека тебя вижу:.. Почему слышится и раздается в ушах твоя тоскливая, несущая  во всей длине и ширине твоей, от моря до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовёт, и рыдает, и хватает за сердце?…»
    У Л.Н.Толстого есть рассказ «Песни в деревне». Но наиболее сильное впечатление производит рассказ «Певцы» в «Записках охотника» И.С.Тургенева. В этом рассказе речь идёт о состязании двух певцов. Это состязание – своеобразный конкурс, в котором принимают участие два героя: рядчик и Яков – Турок. Рядчик первым исполнил весёлую плясовую песню с удалью, и все решили, что победил он. Но настала очередь Якову – Турку исполнять свою песню .И.Тургенев подробно описывает как певец «входит в образ», « Он глубоко вздохнул и запел…» «Не одна во поле  дороженька пролегла» – пел он, и всем сладко становилось и жутко.» Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нём и так хватала за сердце, хватала прямо за его русские струны! Песнь росла, разливалась…
    И.Тургенев сумел необычайно выразительными художественными средствами показать своеобразие русского национального характера в песенном творчестве.
    Русская народная песня всегда была и, будет воплощением жизни народа и его культуры, его памяти, его исторического бытия, его повседневной бытовой жизни: труда и отдыха, радости и горя, любви и разлуки. Русский человек в песне олицетворяет мир природы: «Что затуманилась, зоренька ясная», «Липа вековая над рекой стоит», «Калинка».
    Бытие русского народа, это – река и лес, спеть и поле; происходит слияние человека с природой. И в русской песне утверждается «широта русского характера: «Ах ты, степь широкая…», «Вниз по матушке, по «Волге», и т.д. Образ Родины запечатлён в песне «Родное» на стихотворение Ф.П.Савинова
    Слышу песни жаворонка,
    Слышу трели соловья.
    Это – русская сторонка,
    Это – Родина моя!
    В русской  народной песне воспеты Алтай и Валдай, Урал и Сибирь, Байкал и Русский Север.
    В русских народных песнях нашли отражение и обобщённые, и конкретные образы дорогих почитаемых священных для русского человека природных явлений – один из многообразных ликов Святой Руси. С ними русский человек общается, разговаривает, как с живыми, олицетворяет их. Широко известны песни, в которых поётся о природных явлениях – Волги, Доне, священном Байкале. Эти песни знает вся Россия. Одни из них радостные, другие горестные, но во всех песнях реки или озёра, словно живые, «их жизнь» и судьба русских людей – героев песни – слита воедино.
    Передовые люди России , стремясь сохранить великие богатства устного народного творчества, для будущего, стали записывать песни. Первые сборники песен появились в XVIII веке. Позднее народные песни собирали и записывали композиторы М.Глинка, Балакирев, Римский – Корсаков, Чайковский, Лядов, писатели Тургенев, Л.Толстой, Пушкин, Гоголь.
    Народные песни давали настолько выразительную картину русской жизни, что для создания художественной достоверности вводились в литературные произведения- иногда с элементами обряда. Свадебная песня «Сватушка» звучит в поэме А. Пушкина «Русалка» и в опере А. Даргомыжского, созданной на основе этого произведения. Детская игра «Гори-гори ясно» приводится П. Чайковским в I действии оперы «Пиковая дама», народный обряд масленицы в прологе оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова.
    Использование народных песен придаёт музыкальным произведениям особый колорит, так как в их словах и интонационном строе запечатлены образ времени глубокое своеобразие народной культуры. Народное песенное творчество – это целостный образ страны, её природы, уклада жизни.
    Получили известность имена талантливых сказителей – певцов Ирины Федосовой, Марфы Крюковой, Рябининых. Русская народная песня становится ещё более известной и популярной, благодаря великим русским исполнителям, среди которых первые места занимали и занимают Ф. Шаляпин, Н. Плевицкая, Л. Русланова, Л. Зыкина, Д. Хворостовский и многие другие. Они выразили в своем творчестве лучшие свойства русского национального характера.
    Песни – воплощение жизни народа, его культуры; является и всегда была выражением искренности, эмоциональности, и выразительности народной души. А как затянешь песню – и тяжелая работа не в тягость, и горе – не горе, и беда – не беда. Для русского человека пение подобно молитве: в песне и напляшешься, и раскаешься, и повинишься, и душу свою облегчишь, и тяжесть с души камнем отвалится.
    Русская народная песня всегда была и будет выразительницей русского национального самосознания и русского характера. Русская песня – русская история.

  3. В нашей семье с удовольствием слушают как современную музыку, так и русскую народную песню. Невозможно представить себе нашу жизнь без песен. Мне очень нравятся русские народные песни, потому что они рождены необъятными степями, зелеными рощами и дубравами, стройным тополем и калиной красной, высоким лесом и плакучей ивой.
    Очень трудно выбрать какую-то отдельную песню, что наиболее любима в нашей семье. Иногда преобладают песни полны жизненной
    правды, грусти, сожаления и переживания. И шуточные песни любят петь. Однако я считаю песню «Ой цветёт калина….» особой. Потому что, когда собираются родственники, то дедушка всегда начинает петь с любимой песни.
    Эта песня очень романтичная, спокойная и тревожная, она с детства очаровала меня своей красотой и мелодичностью. Как только я услышу эту песню, то в моем воображении встают те месячные звездные ночи, которые я всегда вижу летом в деревне. И я думаю – какая же красивая природа в нашей родной России, какая красивая душа поэта, что сочинил такую песню; и как тонко почувствовал композитор печаль и надежду ее слов. Мне кажется, что эта песня будет со мной всю жизнь и на душе сразу становится спокойно.
    Эта песня, как и многие другие, вобрала в себя самые нежные чувства любви и разлуки, горькой судьбы и печали, радости и печали. Наша русская песня умеет очаровывать своей красотой. В ней и ясный месяц в небе, ясные звезды, чистые воды, широкая степь. Я считаю, что русские народные песни своим истинным содержанием, поэтической формой, красивой мелодией всегда завораживать людей и будут жить вечно.

  4. План
    1 Музыка в моей жизни.
    2 Что мы делаем, слушая музыку.
    3 Заключение.
    Музыка в моей жизни играет важную роль, мы слушаем ее каждый день. Она помогает нам поднять настроение и заставляет улыбаться.
    Утром мы вместе с папой и мамой включаем любимые песни и начинаем танцевать и делать зарядку. В выходные я и мама убираем дом под любимые мелодии, так время пролетает незаметно и дом сияет чистотой. Когда к нам приходят гости мы поем в караоке и веселимся. У многих из нас нет особого таланта к пению, но все равно эти песни исполнены с душой и настроение у всех на высоте.
    Я считаю, что музыка очень нужна в нашей жизни. Она дарит тепло, поднимает настроение. Заставляет задуматься, когда мы слушаем серьезные произведения. У каждого человека свой интерес к музыке. Без неё жизнь скучная.

    Музыка в моей жизни сочинение 5 класс

    План
    1 Я и музыка.
    2 Сюрприз для мамы.
    3 Заключение.
    Что такое музыка для меня? Я очень люблю слушать музыку, в моей жизни она занимает одно из первых мест. Когда я был в первом классе мама записала меня в музыкальную школу, чтобы я научился играть на гитаре. Мне кажется именно благодаря этому инструменту я смог прочувствовать музыку, всю суть музыкальных произведений. Иногда мы играем грустные мелодии, а иногда веселые. Наш преподаватель в музыкальной школе объяснил нам, что через музыку можно передать настроение человека, даже не сказав ни слова при этом.
    Часто дома я играю просто так и мои родители сразу угадывают мое настроение в зависимости от выбранного мной произведения. На день рождение мамы я сыграл ей песню, аккорды были довольно сложные поэтому, чтобы сделать этот подарок я долго репетировал и учился. Но это того стоило, мама была счастлива и сказала, что это самый лучший подарок.
    После маминого дня рождения я понял, что музыка в моей жизни мне нужна, чтобы радовать близких. Я еще с большим усердием учусь игре на гитаре, ведь очень приятно видеть улыбки на лицах родных людей.

    Музыка в моей жизни сочинение 7 класс

    План
    1 Музыка повсюду.
    2 Музыка, которая помогает жить.
    3 Музыка в нашей жизни.
    Когда нам задали сочинение на тему – музыка в моей жизни, я думала, что мне не о чем будет написать. На самом деле поглядев вокруг, я поняла, что музыка окружает нас повсюду. Улица, дом, работа, магазины, везде мы можем услышать песни и мелодии. Напрвления такие разные – классика и джаз, диско и кантри, рок и многие другие. Для каждого музыка своя.
    Я люблю слушать музыку. Многие мои одноклассники предпочитают определенный стиль, но у меня все зависит от настроения. Веселиться с друзьями мне нравится под танцевальную музыку, но иногда я предпочитаю послушать классику. Мне кажется только такая музыка сможет передать состояние души и успокоить. Мои любимые композиторы Антонио Вивальди и Фридерик Шопен. Их произведения очень яркие, слушая их, меня переполнят эмоции. Мои одноклассники не любят такую музыку, но мне кажется, что они просто никогда по-настоящему не слушали эти шедевры классиков.
    Без музыки наша жизнь была бы совсем другой, не такой яркой и насыщенной. Ведь именно она помогает передать нам свои чувства, эмоции, то, что не сказать словами. Иногда не хочется говорить, музыка все скажет.

  5. Народные песни являются превосходным свидетельством огромного таланта людей, которые проживают на определенной территории. Они отражают исторические события, содержимое легенд и сказок. Такое творчество содержит огромную внутреннюю силу, свойственную гражданам государства, которые их сочинили.
    Подобные произведения не умеют возраста и пользуются огромной популярностью. Их исполняют со сцены во время больших праздников и затягивают в финале посиделок за столом в узком кругу близких родственников. В каждой мелодии таится неумная сила гордого народа, борьба за свободу и независимость, человеческое горе и печаль, вера в сказку и надежда на лучшее будущее. Слова народных песен редко нужно учить наизусть: их знают все, от мала до велика практически с самого рождения.
    Сочинение про Народные песни 6, 8 класс
    Народная песня – это средство выражения и передачи духа того, или иного народа. У каждого они отличаются своими индивидуальными чертами, которые отражают и традиции, и культуру.
    Русские народные песни слышим мы и до сих пор. Мало кто не знает самые распространенные из них. Да и как не знать наследие своего народа? Особенно, когда оно так богато.
    Много песен сложил наш народ. Передавались они на протяжении столетий из уст в уста, от родителей к детям. Так и дожили они до наших дней, изменяясь и совершенствуясь.
    Разнообразны направления и назначения русских народных песен. Почти каждое событие отмечено ими. Разным временам года и различным трудовым действия посвящались они. И понятно: ведь с песней веселей работать! Почти каждому народному празднику, событию есть соответствующие. Игралась ли свадьба, рождалось ли дитя, – народ слагал песню в честь этого.
    Происходили значимые для страны и народа события – опять в память о них складывалась песнь, передавая значимость их и отношение к ним людей. И посвящались они, как и тяготам простого народа, так и радостным переменам в их жизни.
    Немало сложено песней, прославляющих народных героев. К ним можно отнести и былины, которые сейчас воспринимаем мы больше как сказки. Вернее, это – сказания, предания старины глубокой. Они тоже складывались на протяжении веков. А исполнялись когда-то они именно как песни.
    Множество хранится в кладовых народной памяти и различных прибауток, потешек. Их тоже можно отнести к песням. Их издревле применяли люди для того, чтобы что-то объяснить, донести до ребенка, или же просто развлечь его. А чтобы привлечь его внимание, произносились они нараспев.
    А сколько народных колыбельных песен дожило до нашего времени! И, они и теперь звучат из уст многих матерей.
    И, конечно же, до сих пор пользуются известностью и популярностью лирические народные песни. Они рассказывают о чувствах человека, о переживаниях. Их очень много.
    Народная песня – это богатое наследие. Каков сам народ – таковы и его песни. А если они мелодичны и разнообразны – значит, и народ богат культурно и духовно!

  6. 6
    Текст добавил: _утонувший в Рою_

    В нашей семье очень любят петь песни и с удовольствием слушают как современную, так и классическую музыку. Просто невозможно представить себе нашу жизнь без песен. Каждый день мы слышим их по радио, телевизору, из окон домов и на концертах. Я долго думал, какую из песен назвать самой любимой? Наверное, это песни “Ты слышишь, море?” на стихи замечательного поэта Михаила Пляцковского. Она знакома мне очень давно, первый раз я услышал ее в детском саду, ее пела наша воспитательница. Потом, когда я пошел в школу, мы пели ее с ребятами на уроках музыки. Эта песня очень романтичная, спокойная и тревожная, она очаровала меня своей красотой и мелодичностью. Когда я слышу ее, то закрываю глаза и вижу бесконечную морскую гладь, огромный белоснежный корабль и слышу крики чаек. Если мне грустно, я всегда напеваю ее, и на душе сразу становится спокойно. Мне кажется, что эта песня будет со мной всю жизнь и поможет осуществить мою заветную мечту — стать капитаном дальнего плавания.

  7. 7
    Текст добавил: о_О ~FannY cRaZzzzY GiRL~ О_о

    Ни одно событие в жизни человека не обходится без песни. Она может быть радостной, например: свадебная или рождественская, а может быть грустной – заупокойная. В песнях воспевается приход весны, начало жизни, любовь, верность, исторические события. Они воспитывают молодое поколение, прививая им систему ценностей, принятую в их обществе.
    Не только слова в песнях имеют значение. У каждого народа свои узнаваемые мелодии. Думаю, никто не сможет спутать индийскую народную мелодию с русской или немецкой. В них тоже отражается душа и характер людей.
    Далеко не всегда известен автор этих песен, но они передаются из уст в уста, не теряя при этом смысла. А некоторые песни, написанные именитыми музыкантами, настолько пришлись людям по душе, что со временем стали народными. Это говорит о том, что автору удалось достучаться до людей, попасть в самое сердце. Создателя уже давно может не быть среди нас, а песня его жива и продолжает радовать.
    А что может сравниться с материнской колыбельной? Когда мама, качая в кроватке малыша, тихо напевает ему нежную песню, а он засыпает под эти звуки. Эти воспоминания остаются с человеком на всю жизнь и согревают его в смутные времена. А ведь большинство этих песен тоже народные. Они рождены общим сознанием, чувством.
    Во многих песнях описывается красота родной природы. Слушая их, невольно переносишься в те места, чувствуешь запах трав, легкий ветерок на коже, слышишь щебет птиц и плеск речной волны. Как можно их не любить? Душа нашего народа, безусловно, красива и чиста, чтобы это понять, достаточно послушать наши песни.

  8. 7
    Актуальность исследования: Фольклор нашего села уникален, самобытен, неповторим, так же как и культура нашей семьи. Духовное возрождение современного человека возможно через русский фольклор. Чтобы сохранить русскую самобытность необходимо передавать песенную культуру от поколения к поколению.
    8
    История собирательства русской народной песни Русская народная песня это песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития русской культуры Изучая русскую песню, в различных источниках можно встретить различную классификацию. Самую подробную классификацию я нашла на сайте Википедия: лирические, традиционные, отходнические, литературного происхождения, лирические песни, любовные, рабочие, балладные, солдатские, протяжные, ямщицкие, бурлацкие, чумацкие, исторические: посвященные историческим лицам, историческим событиям, обрядовые, календарные, семейные, обрядовые, поздравительные, обряды рождения и пестования, зимние песни, плачи и причитания, масленичные песни, свадебные обряды, весенние песни, семицкие песни, летние песни, песни жатвы святочные песни.
    9
    В.И.Даль – собиратель русского фольклора Одним из первых собирателей стал Владимир Иванович Даль ( ). Даль много путешествовал и он задал себе такие задачи: 1) Собирать по пути все названия местных урочищ, расспрашивать о памятниках, преданиях и поверьях, с ними соединенных… 2) Собирать, где только можно, народные обычаи, поверья, песни, сказки, пословицы и поговорки… 3) Вносить в памятную книжку свою все народные слова, выражения, речения, обороты языка, общие и местные, но неупотребительные в так называемом образованном нашем языке и слоге.
    10
    ПЁТР КИРЕЕВСКИЙ ( ) В е года Киреевский усиленно занимался собиранием и изучением памятников русского фольклора. Народные песни и сказания Киреевский начал собирать в 1831 году, систематически записывая народные песни, он мечтал воссоздать духовную основу народа. П.Кириевский создал уникальное собрание, насчитывающее свыше 10 тысяч песен, составившие эпоху в отечественной фольклористике.
    11
    МИТРОФАН ЕФИМОВИЧ ПЯТНИЦКИЙ ( ) Русский советский музыкант, исполнитель и собиратель русских народных песен; основатель и руководитель первого художественного русского народного хора своего имени 1903 года – член Музыкально-этнографической комиссии при Московском обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии. Посетил много деревень (главным образом, воронежских), записал много песен от крестьян. При этом только на фонографе он записал около 400 народных песен, часть которых была опубликована в 1904 и 1914 годах. «Народная песня, – говорил Пятницкий, – эта художественная летопись народной жизни, к глубокому сожалению вымирает с каждым днём… Деревня начинает забывать свои прекрасные песни… Народная песня исчезает и её надо спасать». В 1910 году Пятницкий создаёт хор из народных певцов Воронежской и Рязанской губерний, который впоследствии (с 1927 года) был назван его именем. В 1911 году хор впервые выступил в Москве в зале Благородного собрания и привлёк внимание многих деятелей культуры, в том числе К.С. Станиславского. В 1912 году концерты хора проходили в консерватории.
    12
    ЛИДИЯ АНДРЕЕВНА РУСЛАНОВА В 30-е года по радио, на грампластинках широко звучали русские народные песни в исполнении этой певицы. Русская песня вновь была востребована. Пела в поле для небольших бригад, пела и в Большом театре и в Колонном зале Дома Союзов, на съездах знатных людей, в школах. В дни Великой Отечественной войны Лидия Русланова неоднократно пела в Ленинграде в дни блокады. Но она не только пела, а и была собирательницей. Именно после ее исполнения многие песни оставались в народе и жили дальше уже своей самостоятельной жизнью. В народе говорят: «сказывать песню» или «играть песню», т.е. играть голосом напев, как на музыкальном инструменте. О себе Л. Русланова так и говорит: «Я песню не пою, я играю песню» Это объясняет своеобразную манеру исполнения: все, о чем говорится в произведении, слушатель должен увидеть, прочувствовать, пережить сам, а для этого исполнитель должен «представить» сыграть песню. Песни в исполнении Руслановой очень эмоциональны. В ее исполнении нет ничего искусственного, надуманного, в песне она сама русская женщина, талантливая и умная, поэтичная и добрая, мужественная, бодрая и веселая, прожившая яркую нелегкую жизнь, воспитавшая троих чужих детей, страстно любящая искусство.
    13
    РАЗВИТИЕ ФОЛЬКЛОРА В ОРЕНБУРЖЬЕ К периоду развития фольклора в Оренбургской губернии относятся крупные события исторической и политической областях. Это покорение Сибири и восстание под предводительством Емельяна Пугачёва. К середине XIX века в крае были сформированы три основные группы народностей: славянская, тюркская и финско–угорская. Местные краеведы в этнографическом описании сравнивали Оренбуржье со всей Россией. Как писал один из них, «достаточно посетить лишь Оренбургский уезд, имеющий в себе не только воронежцев, куряков, орловцев, пензенцев, рязанцев, тамбовцев и туляков – этих вездесущих великороссов, но и всех других представителей Руси великой. Здесь много сибиряков, татар, чуваш, мордвы, башкир, есть даже вотяки и калмыки. Все эти люди живут вместе или рядом, имеют частые или постоянные отношения, дружат, говорят больше одним языком – великорусским, но непременно с примесью всех остальных наречий, говоров и языков России. Подобное интернациональное общежитие существенно повлияло на развитие народной музыки в Оренбуржье, отличающийся от её аналогов в других регионах России.
    14
    Широкое развитие в крае получила семейно – бытовая тематика. Их можно встретить у всех народов, проживающих в крае – русских, татар, башкир, казахов, мордвы и многих других. На фоне многообразия жанров и форм местного фольклора несомненный интерес представляют обряды и песни календарно – земледельческого цикла. В основном данные обряды и песни получили распространение у русских и мордовских селениях. Среди них веснянки, колядки, семицкие, покосные и жатвенные песни. К числу наиболее ярких и самобытных образцов народного творчества относятся хороводы. Их содержание повествует о земледельческом труде, любви и тяжёлой женской доле. В Оренбуржье к хороводным весьма близко примыкают вечёрочные, или, как их ещё называют, «посиделочные» песни. Вечёрочные песни получили широкое распространение в среде оренбургских и уральских казаков. Основные виды оренбургского фольклора
    15
    В Северном районе Оренбургской области собирательством песен занимается Мифтахов Фарид Загитович, директор МОБУ «Детской школы искусств Северного района». Фарид Загитович является автором- сочинителем современных песен на татарском языке, прекрасным исполнителем песен советского периода. Особый вклад музыканта заключается в том, что он является собирателем фольклора народов Северного района. Именно такая работа по фольклору сохранилась в нашем семейном архиве. Мои бабушка и прабабушка стояли у истоков народного фольклорно- этнографического ансамбля «Сударушка» села Каменногорское, откуда я родом. Встреча участников ФЭА «Сударушка» и Фарида Загитовича подарила последнюю запись музыкального материала в жизни моих бабушек (к сожалению, они ушли из жизни).
    16
    ИСТОРИЯ СОБИРАТЕЛЬСТВА РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНИ – ВЫВОДЫ: в народных песнях отражается семейно-бытовая тематика; особый интерес представляют песни календарно- земледельческого цикла; наиболее яркими и самобытными образцами народного творчества являются хороводы; содержание песен чаще всего состоит из повествования о любви, тяжелой женской доле, о земледельческом труде; специфическим жанром местного музыкального фольклора являются протяжные лирические песни; самым популярным жанром являются частушки, что требует отдельного исследования. песенный материал тонок и хрупок; сохранить звучание песни можно с помощью нот, но передать самобытность исполнения может только запись; звукозапись песни может сохранить на века образ близких людей, передать потомкам песенную филигранность мастерства исполнителя.
    17
    ПЕСЕННАЯ ДОРОЖКА МОЕЙ СЕМЬИ
    18
    НАЧАЛО МОЕЙ ЛЮБВИ К ПЕСНИ – МАМИНА ПЕСНЯ Кто из нас не помнит маминых колыбельных песен? Колыбельные песни- особый жанр русского фольклора. Целый мир разнообразных образов и персонажей окружает маленьких детей в колыбельных песнях. Через них они познают окружающий мир, осваивают родные напевы и язык. Люли, люли, люленьки. Прилетали гуленьки. Стали гули ворковать Мою доченьку качать… Моя мама – Кривошеина Ольга Васильевна обладает прекрасным лирическим голосом, активно участвует в художественном самодеятельности.
    19
    ПЕСЕННАЯ ДОРОЖКА ПРАБАБУШКИ АННЫ Есть на земле люди с душой, как родник, радующие своей сердечной теплотой и отзывчивостью. Жила в селе Каменногорское женщина именно с такой родниковой душой – Анна Николаевна Натальина, моя прабабушка. Казалось, что нет того на крестьянской земле происходящего, чего она не знает. Несмотря на возраст все в ее памяти хранилось отчетливо и совершенно. Песни она пела старинные, причудливые. Иногда и мелодию не уловишь, вьется она как нить, протяжно, гортанно. Старые песни она пела с чувством и настроением, как будто заново переживает прожитые годы.
    20
    ПЕСНЯ И РАБОТА НА ПОЛЕ (ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ) «Работали тяжело, да песня помогала хорошо. Вот мы, девки да женки, по восхожему солнышку, по росе ко жнивью идем и песню поем, как хлебушек наш Христовый перестой стоит и просит его серпами жать да во снопы вязать. А в поле придем, там уж другая песня: серпом машешь, снопы вяжешь, и в работу песня ладится. Домой со жнивья идем, опять заливаемся, песню воспеваем..» – А вот по осени, бывало, кто со льном, кто с портном ввечеру в избе соберемся. Кто прядево напрядает, кто с гребня нитку тянет, кто на вертышко мотает. Сидим, работаем и чего только ни перепоем – весело поется, весело и прядется: Надоемщик выбегал, красны сукна выстилал. Выстилал, выстилал, выстилал, выстилал.
    21
    ПЕСНИ БАБЫ ЛЮБЫ Во мне каким-то далеким эхом звучат песни бабы Любы. Распевные, мелодичные, очень лирического оттенка. Но вот мелодию вывести также у меня не удастся… Из старинных песен: Ветер с поля гуля-а-а-ал Гу-у-улял с моря Довела любовь до горя… На все случаи в ее репертуаре нашлось бы подходящее произведение народного искусства. На сельских новогодних вечерах зрители просили исполнять песню нежного оттенка, наполненную той любовью, которая рождалась под впечатлением кинофильма «Девчата»: Одену валенки, снежком побелены на елке маленькой иголки зелены Я с каждой елочкой знакома за руку Брала иголочку, несла их за реку… Каждый, кто мою бабушку знал, согласится с тем, что она достойна называться Женщиной с большой буквы. Бодрова Любовь Николаевна была любящей дочерью, заботливой матерью, ласковой бабушкой и подтверждала это год за годом, в течение всей жизни.
    22
    Песенная репутация, природная одаренность привела моих бабушек в фольклорно-этнографический ансамбль “Сударушка”, который был организован в Каменногорском сельском Доме культуры. Их оптимизму и энергии можно было только завидовать. Выступали со старинными фольклорными песнями, не только на сельской и районной сцене, но ездили и в Оренбург, Орск, Саракташ, Бугульму, поощрялись Почетными грамотами, дипломами. Успех был ошеломляющим. Ансамбль получил звание “Народный”. Седая старина привлекала необычностью и новизной. Молодежь на основе фольклорной песни познавала свои корни. Их любовь к песням передалась и нам. Мы все являемся активными участниками художественной самодеятельности.
    23
    Песни моего сердца Народная поговорка говорит: «Не я пою, душа поет». Песня – это пища души. А душа вечна! Я считаю роскошью и богатством умение в семейном кругу, не под караоке, а вживую исполнять любимые мелодии. Я считаю себя важной частью своей большой семьи, когда пою вместе с родственниками. Во мне рождается ответственность за сохранение своих семейных традиций и передачу будущим поколениям в нашей семье. Помню в роще соловьиной, Мы гуляли вечерком. Статный парень, Чей – не знаю Подошел ко мне с цветком…
    24
    До сентября 2013 года я посещала фольклорный ансамбль- спутник «Сударушка». Вместе с ребятами мы разучивали и пели старинные песни: Свила птичка гнездышко Поверх ее свил сокол… От задора русских песен светлеют лица моих друзей, душа раскрывается. Получается что я с детства «окутана» русским фольклором
    25
    Из интервью с руководителем фольклорного ансамбля «Сударушка» Санковой Марией Васильевной, которая начинала вместе с моими бабушками, я узнала об особенностях формирования песенного репертуара. Оказалось, что своеобразие и неповторимость песен ансамбля связано с историческими корнями: в нашем селе проживают выходцы орловской, курской, калужской земли, западных казаков. Это практически «сердцевина» Центральной России, общность культурно- исторической судьбы, где издревле создавались былины, проголосные, воинские баллады, хороводные, плясовые, игровые, календарные, частушки. Вот откуда сила репертуара фольклорно-этнографического народного ансамбля «Сударушка», здесь собраны стили, тексты русской народной песни. Санкова М. В. – руководитель ФЭА «Сударушка», собирательница местного фольклора (сборник из 1000 песен).
    26
    МНЕНИЕ СВЕРСТНИКОВ О РУССКОЙ ПЕСНЕ Было опрошено 40 учащихся. Исходя, из результатов анкет выяснилось, что 87 % учащихся могут назвать себя любителями музыки. 100 % учащихся отвели, что любят слушать современную музыку. 23% – классическую музыку, 69% – зарубежную, 39% русскую и лишь 5 % народную. 93% учащихся на вопрос – нужна ли народная песня, ответили, что нужна. Песня нужна, чтобы продолжить историю прошлого. Для того, что возвращаются старинные праздники и обычаи. И лишь 7 % ответили, что нет. Из народных коллективов учащиеся отметили ансамбль «Узоры Северного» – 11%, 3% отметили ансамбль «Сударушка»
    27
    ПЕСЕННАЯ ДОРОЖКА МОЕЙ СЕМЬИ- ВЫВОДЫ: 1. В России испокон веков любят, чтят и помнят народные песни, в которых отражаются обычаи и традиции, характер и менталитет народа. 2. Народную культуру отличает то, что по сути своей она всегда оптимистична, она несет добро, свет, любовь. 3. Народная память хранила на протяжении столетий многие прекрасные древние песни. Вся жизнь народа крепко связана с песней. 4. Современная молодежь мало интересуется народной песней. 5. Русская песня будет жить в исполнении фольклорных ансамблей. «Без песни нет жизни, как нет её без солнца. А нам песня нужна вдвойне»
    28
    ГЛАВНЫЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Значение русского народного песенного творчества на современном этапе неоднозначно: с одной стороны – потребность души в сохранении народного творчества, с другой стороны – массовое увлечение молодежи иностранной, легкой музыкой. 2. В ходе исследования мне удалось подробнее познакомиться с историей собирательства народной песни. Первоначально собирательство песен В. Далем (в XIX веке) сводилось к записи текстов песен, так как и продолжателем его дела Петром Киреевским. Огромнейший вклад в сохранение русской песни внес М.Е. Пятницкий, который записал на фонографе песни, продлил жизнь песенного фольклора созданием хора из народных певцов. Лидия Русланова русскую песню «несла в массы», передавая народу свою эмоциональную версию. 3. Песенная культура Оренбуржья многогранна, также как и народы, проживающие здесь. Для нашего села и моей семьи характерна самобытность исполнительского песенного народного творчества: мы любим исполнять лирические, семейно бытовые песни, песни отражающие известные события российского и местного масштаба.
    29
    РУССКОЙ ПЕСНЕ ЖИТЬ! Как не потерять это великое песенное искусство, песенную традицию, созданную многими поколениями русских людей? От кого зависит, чтобы народная песня не забывалась и исполнялась? Начать нужно с себя. Уходят из жизни наши прабабушки, а мы, вдруг, осознаем, что не спросили у них, как они жили, как любили, о чем пели. И не появилась бы эта работа, если бы в свое время моя прабабушка не спела эти песни своей дочери (моей бабушке), а бабушка не передала их моей маме. Теперь и я знаю и ценю этот бесценный дар, который просто обязана сохранить и передать дальше. Песня будет жить, если она не только записана, но и звучит: со сцены, с телевидения, из радио!
    30
    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Асафьев Б. О народной музыке.- Л., Кравцов Н. И., Лазутин С. Г.. Русское народное творчество: Учебник для фил. Спец. Ун-тов. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Высш. Шк., 1983, 448 с., с ил.. 3. Попова Т. Русское народное музыкальное творчество. – М.: Государственное музыкальное издательство, Попова Т. Основы русской народной музыки. – М.: Музгиз, Соболева Г. Г., Россия в песне. Музыкальные страницы: Для детей среднего и старшего возраста. – 2-е изд. – М.: Музыка с., ил., нот. 6. Щуров В. М. Песня, традиция, память.- М.: Государственное музыкальное издательство, Алдошина М.И. Эстетическое воспитание средствами народного искусства. Москва Беликова А. Тайны народной мудрости. 9. Башманова Т.В. Первые шаги к народному творчеству. Саяногорск г. 10. Науменко Г.М. Бьет из земли родник. Москва Цветаева М.И. Эпос и лирика современной песни // Сочинения. В 2-х т. Проза.- М.: Худож. Лит., С.392.
    31
    БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ! ЛЮБИТЕ И ЦЕНИТЕ РУССКУЮ ПЕСНЮ!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *