Сочинение на тему народные промыслы хохлома

13 вариантов

  1. Народные промыслы хохлома сочинение

    Ответы:

    Хохлома? — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.
    Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.
    Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
    История
    Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Безлели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области.
    Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии) , где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись» , или просто «хохлома» .
    Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.
    Центры хохломы
    В настоящее время у хохломской росписи два центра — город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись» , и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник» , объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в Сёмино, в других деревнях — филиалы)

  2. Хохлома? — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.
    Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.
    Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
    История
    Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Безлели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области.
    Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии) , где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись» , или просто «хохлома» .
    Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.
    Центры хохломы
    В настоящее время у хохломской росписи два центра — город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись» , и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник» , объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в Сёмино, в других деревнях — филиалы)

  3. Хохлома — старинный русский народный промысел, возникший в 17 веке в Заволжье (селе Семино Нижегородской губернии). Это, пожалуй, самый известный вид  русской народной живописи. Он представляет собой декоративную роспись по деревянной посуде и мебели, выполненную красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону. Удивительно то, что при выполнении росписи на дерево наносят не золотой, а серебристый оловянный порошок. Потом изделие покрывают специальным составом и три-четыре раза обрабатывают в печи. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет, благодаря которому легкая деревянная посуда кажется массивной. Традиционный хохломской орнамент — сочные красные ягоды земляники и рябины, цветущие ветки. Реже встречаются птицы, рыбы и всякие зверушки.
    Первоначально слово Хохлома означало название одной из торговых деревень. Сюда мастера из окрестных деревень приносили свои изделия.  Это было время возрождения России, наступившего после освобождения от опустошительного татаро-монгоьского ига, время обновления храмов и церквей.вления храмов и церквей.бежавшим от своих хозяев крестьянам и староверам.  Эта земля была бедна, и народные промыслы стали новым источником существования. Новый промысел объединил вековые традиции местных жителей и беженцев, особенно староверов. Народный промысел развивался постоянно. Уже в конце19 века хохлома была представлена на каждой отечественной и иностранной ярмарке. И после небывалого успеха на Международной выставке в Париже экспорт хохломы резко вырос в различные страны. Особенно много покупали торговые фирмы Германии, Англии, Франции и Индии. Даже один из немецких предпринимателей взялся за производство деревянных ложек, которые выдавал за хохлому. С началом 20 века народные промыслы пережили кризис, вызванный Мировой и  гражданской войнами.  Из-за этого многие мастера лишились заказов и закрыли свои мастерские. В советское  время хохлома получила второе дыхание, появилось новое поколение мастеров. И теперь Хохлома «возвращается» к нам в Россию и мир.

  4. Деятельность народных мастеров в сфере изготовления и украшения предметов быта, сыграла важную роль в формировании материальной и духовной среды человека, в его художественно-эстетическом развитии. На разных жизненных этапах человек соприкасался с народной художественной культурой – декоративно-прикладным искусством, с его различными сторонами, явлениями, носителями и творцами.
    Характерные особенности творчества мастеров декоративно-прикладного искусства у каждого народа закреплялась в виде целостных систем. Постижение художественной традиции возможно лишь в диалоге с современностью.
    В изделиях мастеров художественных промыслов заложена память народа, связывающее прошлое с настоящим. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством и освоение его языка и освоение его языка приводит к пониманию художественно эстетического видения произведений искусства своего народа в контексте культурной жизни человека.
    Хохломская роспись: история становления и развития промысла
    Родина хохломы – Лесное Заволжье. По берегам рек Керженец и Узола издавна жили мастера, изготавливающие и расписывающие посуду из дерева. Выточенные из легкой сухой древесины чашки, братины (Бра?тина — сосуд для питья, предназначенный, как указывает и само название, для братского, товарищеского питья; братина имела вид горшка с покрышкою; была медной или деревянной), солонки мастера делали похожими на драгоценные золотые изделия и украшали орнаментом. Красочные узоры из трав, цветов, плодов придавали особую прелесть строгим лаконичным формам деревянных вещей. Из поколение в поколение оттачивалось мастерство народных художников, форма изделий приобретала большую простоту и лаконичность, совершенствовалась графическая культура исполнения орнамента.
    Происхождение названия промысла связано с местом скупки изделий. Хохлома – крупнейшее торговое село, откуда поставляли расписную деревянную посуду на Макарьевскую и Нижегородскую ярмарки. Со временем и сами изделия, расписанные в характерной технике, характерной лишь для этих мест, стали именовать хохломой.
    Наиболее вероятно, что временем возникновения искусства хохломской росписи была вторая половина XVII – начало XVIII в., когда глухие керженские леса стали местом поселения старообрядцев, спасавшихся от преследования царского правительства и церкви.
    Среди раскольников-переселенцев были иконописцы и мастера рукописной миниатюры.
    Хохлома весьма разнообразна, однако по приему письма ее принято делить на два основных вида росписи – «верховую» и «фоновую».
    Особенностью «верховой» росписи – нанесение изображения мазками поверх золотистого фона. Фон, просвечивающийся сквозь легкий ажурный рисунок, делает рисунок похожим на золотое. Тонкие ритмичные узоры с мотивами трав, ягод, колосьев, цветов свободно размещается на поверхности предмета. К типу «верховой» росписи относятся композиции под «листок», со стеблями, вокруг которых располагаются листья, написанные плотными, крупными мазками зеленой и желтой краски, и мелкие красные ягоды.
    При «фоновой» росписи золотой силуэтный орнамент исполняется на черном или цветном фоне. Мастер первоначально наводит кистью контуры элементов композиции, а затем закрашивает фон и прорисовывает штрихом детали. Заканчивая роспись, он добавляет травную приписку – легкий узор из трав и листьев, нанося его уже поверх фона.

  5. Хохлома — старинный русский народный промысел; яркая, красочная роспись по дереву с обязательным присутствием золотистого цвета. Неслучайно символ хохломы — огненная Жар-птица, сказочная птица, обладающая оперением, сияющим золотом. Ещё одно название росписи — «золотая хохлома».
    Хохломская Жар-птица.

    История

    Россия славится народными промыслами, и хохлома — самый известный вид русской народной живописи.
    История промысла начинается в XVII веке, а его родина — левый берег Волги, нижегородские деревни и села. Возникновение промысла на нижегородской земле связывают с появлением в этих краях последователей «старой веры», скрывавшихся от гонений в лесах Заволжья.
    Среди староверов было много иконописцев, знавших секрет изготовления «золотых» икон без применения золота. Деревянные иконы сначала покрывали порошком серебра, затем наносили на них вареное льняное масло — олифу — и отправляли в печь. После обработки в печи икона обретала восхитительный золотистый цвет.
    Массовое производство деревянной посуды, расписанной с использованием техники иконописи, началось с появлением более дешевого, чем серебро, материала — олова, а потом и алюминиевого порошка. Нижегородские крестьяне, уже давно владевшие в совершенстве искусством объёмной резьбы по дереву, освоили «золотую» роспись и превратили производимую ими посуду в яркие и нарядные произведения декоративно-прикладного искусства.
    Узорами украшали все типы русской деревянной посуды: ложки, ковши, братины, подносы, тарелки, чаши, миски, туеса.
    Ложки, плошки и всё на свете.
    Нижегородские земли не очень плодородны, поэтому занятие народным промыслом стало новым источником дохода для большинства крестьян сел и деревень Заволжья. Производимая ими посуда свозилась в крупное торговое село Хохлома для дальнейшей продажи. От наименования села и произошло название промысла. Из Хохломы нарядная посуда отправлялась по Волге в другие города и страны.
    Итак, распространению изделий с хохломской росписью способствовало несколько причин:
    обилие леса;
    близость Волги — главной торговой артерии;
    распространение в Заволжье искусства золотой росписи на деревянных изделиях;
    местные традиции искусства объёмной резьбы по дереву.
    Уже в XIX веке слава нижегородских мастеров хохломы перешагнула границы России, а благодаря Всемирной выставке в Париже в 1889 году о золотой хохломе узнали не только в Европе, но и в Азии, и в Америке.

    Техника росписи

    Деревянную посуду нельзя использовать неокрашенной: от горячей пищи дерево трескается, и посуда становится непригодной. Хохломская роспись — самый праздничный и нарядный пример раскраски изделий из дерева.
    Этапы производства хохломской посуды:
    изготовление посуды нужной формы;
    сушка;
    грунтовка белой глиной;
    нанесение на поверхность олифы;
    затирка алюминиевого порошка;
    роспись;
    нанесение несколько раз специального лака;
    закаливание в печи до получения золотистого цвета.
    При нанесении росписи используют масляные краски: охру, киноварь, сажу, кармин, сурик. Главные цвета фона — красный и чёрный; дополнительные цвета: светло-зеленый, коричневый, желтый.
    Мастер наносит роспись на большующую ложку.
    Хохломские изделия украшают растительным орнаментом, состоящим из:
    спелых ягод: малины, рябины, смородины, клубники, крыжовника;
    стеблей;
    цветов;
    листиков.
    Растительный орнамент.
    Основные виды орнамента:
    «травка» — узор из травинок, которые кудрявясь, собираются к одному корешку;
    «листок, под ягодку» — причудливое переплетение листиков, ягод, цветов и стебельков;
    «кудрина» — роспись, в которой повторяются кудреватые золотые завитки из листьев, цветов, ягод на красном или чёрном фоне;
    Иногда в рисунок вплетают изображения животных и птиц.
    Центры хохломской росписи — город Семёнов и село Сёмино Нижегородской области. На их предприятиях выпускается как посуда, так и предметы домашнего обихода: шкатулки, столики, шкафчики, табуретки, вазы.
    На Нижегородской ярмарке.
    Изделия с хохломской росписью — замечательный подарок, яркий и праздничный. Поэтому важно уметь отличать настоящую хохлому от поддельной. Подлинное изделие тёплое на ощупь, имеет ровную, гладкую поверхность.

  6. 6
    Текст добавил: Спасибо за внимание

    Хохлома – роспись деревянной  посуды и мебели, ставшая народным промыслом. Возникла она в начале 18 века в Нижегородской области. Название же свое промысел получил благодаря селу Хохлома, в котором на ярмарке мастера и мастерицы продавали расписанную посуду, чашки и ложки.
    Хохломская посуда покрыта лаком, что придает ей матовый блеск. Из-за обилия желтого и оранжевого цветов в росписи хохломскую посуду стали называть деревянным золотом. Изготавливалась она вручную в несколько этапов. Сначала посуда вырезалась из дерева, затем ремесленники пропитывали его олифой и наносили на поверхность изделия тонкий слой алюминиевой крошки. После этого посуда приобретала блестящий белый цвет и была готова к росписи. Роспись производилась маслеными красками. Основными цветами были черный и красный, позднее стали применятся другие оттенки. Расписанные изделия покрывались лаком и закаливались в печи. Так изготавливалось « деревянное золото».
    Хохлому можно отличить от традиционных ремесленных поделок благодаря цветовой палитре, которая используется при ее создании. На черном фоне разбросаны зеленые, желтые и красные ягодки, цветы и листья. Редко в росписи присутствуют оттенки синего цвета. Особенно празднично и нарядно выглядит хохломская роспись с присутствием на ней зверей, рыб, и, конечно, птиц. Узоры росписи никогда не повторялись, они нанесены художником вручную.
    Долгое время производство хохломы затруднялось высокой стоимостью олова. Позволить себе такую роспись мог только состоятельный заказчик. В 18 веке таким заказчиком в Заволжье оказались монастыри. Мастера Нижегородской области вызывались работниками в церковные приходы, чтобы познакомится с производством необычной красивой посуды.
    Современное производство хохломы сосредоточенно в России в двух центрах: город Семенов, где находится две фабрики по производству хохломских изделий, и село Семино Ковернинского района. Выпускаемая ими продукция ценится по всему миру. Сейчас узор хохломской росписи стал настолько востребован и актуален, что его можно встретить на одежде, упаковочной бумаге, в оформлении помещений.

  7. Русский народ никогда не любил сидеть без дела. Народному творчеству уделялось всегда много времени.
    Одной очень красивой традицией считается расписанная посуда. Такая посуда называется гжель. Суть такого промысла такова, что вся продукция из керамики расписывается вручную. Каждое изделие уникальное. Гжелью расписывают посуду, камины, печи. Такие рисунки не выцветают, не выгорают и не бояться перепада температур. Хозяева домов, где есть гжель очень гордиться такими приобретениями. Последнее время роспись гжелью представляет собой синий рисунок.

    Хохлома 6 класс

    Еще одним видом промысла является хохлома. Хохлома – это отражение жизни целых поколений. Хохлома представляет собой замысловатые позолоченные узоры, без применения драгоценных металлов. Роспись хохломой зародилась от умения расписывать золотом иконы. Город основатель данной посуды является Семенов. Там есть памятник всему честному народу, который в старые времена занимался росписью.
    Посуда очень красивая и со временем она стала популярной не только на территории России, но и Америки, Австралии и даже Африки. Искусство хохломы – это не просто красивая роспись, а умение создать уникальную форму изделия.

    Дымковская игрушка

    А где – то в слободе Дымково, сейчас город Вятки зародился древний промысел росписи глиняных игрушек. Игрушки все расписывались вручную и, по мнению историков, создавались, чтобы отмечать весенний праздник бога Солнца. Орнамент игрушек всегда простой, но яркий и на белом фоне. Каждый орнамент несет свою символику и изображает природу.

    Матрешка 6 класс

    Деревянная матрешка еще один народный промысел. Суть матрешки в том, что в одной большой полой фигуре находятся фигуры меньшего размера. Матрешка – это изображение русской женщины в красных нарядах. Сейчас матрешки бывают разными, с различными изображениями. Это могут пародии или всевозможные, различные персонажи.

  8. Хохлома – это старинный русский народный промысел, возникший в XVII веке в Нижегородской губернии (селе Семино, Заволжье ) и по сей день, является самым известным видом русской народной живописи. Искусствоведы считают, что истоки орнаментики хохломской росписи с ее своеобразным сочетанием красок (ярко-алой киновари, черного цвета и золота, вьющимися ветками с гроздьями ягод в окружении “трав”) следует искать в древнерусской декоративной культуре 15-16 веков. Именно в этих веках встречаются подобные сочетания цвета во фресках и иконах, в оформлении книг. Удивительно то, что при выполнении росписи на дерево наносят не золотой, а серебристый оловянный порошок. Само изделие покрывают специальным составом и три-четыре раза обрабатывают в печи. После этого и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет, благодаря которому легкая деревянная посуда кажется массивной.
    Традиционный хохломской орнамент – сочные красные ягоды земляники и рябины, цветущие ветки. Реже встречаются птицы, рыбы и всякие зверушки.
    Первоначально слово Хохлома означало название одной из торговых деревень, куда мастера из ближних деревень приносили свои изделия. Это было время возрождения России, наступившего после освобождения от опустошительного татаро-монгольского ига, время обновления храмов и церквей. Местные леса дали приют бежавшим от своих хозяев крестьянам и староверам. Эта земля была бедна, а народные промыслы стали новым источником существования. Новый промысел объединил вековые традиции местных жителей и беженцев, особенно староверов.
    Народный промысел развивался постоянно. Уже в конце 19 века хохлома была представлена на каждой отечественной и иностранной ярмарке. И после небывалого успеха на Международной выставке в Париже экспорт хохломы резко вырос в различные страны. Особенно много покупали торговые фирмы Германии, Англии, Франции и Индии. Даже один из немецких предпринимателей взялся за производство деревянных ложек, которые выдавал за хохлому.
    С началом 20 века народные промыслы пережили кризис, вызванный Мировой и гражданской войнами. Из-за этого многие мастера лишились заказов и закрыли свои мастерские. В советское время хохлома получила второе дыхание, появилось новое поколение мастеров. И теперь Хохлома “возвращается” к нам в Россию и мир.

  9. Хохлома? — старинный русский народный промысел , родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.
    Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным, желтым) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.
    Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
    Хохломская роспись

    «Дорога ложка к обеду», – гласит русская пословица. И не зря в этой пословице упоминается именно ложка, ведь ложка – это самый практичный предмет из всех столовых приборов.
    Несмотря на то, что ложка предназначена для переноса жидкой или полужидкой пищи, ее можно использовать и в качестве вилки, и в качестве ножа, и в качестве поварешки. Некоторые ложки удачно используют для декорирования помещения. Особенно хорошо применяются для этого деревянные ложки с росписью, они не только очень красивые, но еще и функциональные.
    Необходимость ложки люди поняли очень давно, именно поэтому ее начали использовать как столовый прибор уже в древние времена.
    Первые ложки были сделаны не из камня, как можно было предположить, а из обожженной глины, так как им не требовалась прочность, потому что ложками тогда ели мягкую пищу. Представляла она собой полушар с ручкой. В дальнейшем люди начали использовать различные материалы для изготовления ложек. В древней Европе они делались в основном из дерева.
    В Египте ложки делали из слоновой кости, камня и дерева. Самый распространенный материал для изготовления ложки в Скандинавии и на Руси – древесина. Первое упоминание о серебряных и золотых ложках относится к 1259 году, использовали такие ложки только короли и аристократы.
    Эпоха Возрождения характеризовалась распространением апостольских ложек. Они приобрели популярность в XVI столетии как подарки на христианские праздники. На этих ложках изображались ученики Христа, реже изображали самого Иисуса.
    Привычную овальную форму в Европе ложка приобрела в 17 веке — ручка стала плоской, а черпак приобрёл форму широкого эллипса. В XVIII веке черпак сузился, ручка оказалась на несколько градусов развёрнута по отношению к ней. Свою современную форму, в которой чашеобразная часть в конце уже, чем в основании, ложка приобрела в 1760 году.
    Когда же ложка добралась до Руси?
    В период царствования Алексея Михайловича у бояр столовая посуда была оловянная. О существовании столовых приборов, конечно, все знали, но эта атрибутика воспринималась исключительно как роскошь, поэтому ложки, вилки и ножи подавались только почтеннейшим гостям. Даже Иван Грозный за своим столом не имел ни персональной тарелки, ни ложки, а “пользовался ими от сидевшего подле него боярина”. Поэтому шикарный пир с “заморской икрой” и изобилующим посудой столом в фильме “Иван Васильевич меняет профессию” – выдумка режиссера, несоответствующая духу времени.
    При Петре I почти у всех вельмож посуда была серебряная. У придворных Екатерины I зачастую и золотая. На одном из праздников графа Шереметьева в Кусково стол был сервирован на 60 персон исключительно золотой посудой. В середине стола стоял рог изобилия из чистого золота, украшенный вензелем императрицы из крупных бриллиантов.
    Форма ложки постоянно менялась, пока в 1760 году не стала овальной и удобной в употреблении. Сейчас изготавливают огромное количество разнообразных ложек – разных цветов, размеров, форм, из различных материалов. Но стоит особое внимание уделить деревянной декоративной ложке с росписью, появившейся в 17 веке и получившей название по месту появления этого вида искусства – Хохлома. Красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки, птицы, рыбы и звери…
    Деревянные ложки. Постучи-ка немножко.
    Хочешь – вальс играй,
    А хочешь – суп хлебай! Так на Руси существовал обычай: мужчине во время родов его жены вручали столовую ложку и заставляли есть смесь из горчицы, перца, хрена, соли, уксуса и сахара, чтобы тот почувствовал, каково приходится его жене. Ох и тяжко было наверно есть подобную баланду.
    Сейчас изготавливают огромное количество разнообразных ложек. Они могут быть разноцветными, разнообразной формы, разнообразного размера, изготовлены из разного материала.
    Тем не менее, существуют определенные виды ложек, форма и применение которых остаются неизменными.
    Не менее интересны ложечные приметы.
    Если уронить ложку – придет женщина, если нож – мужчина.
    Две ложки в одном соуснике – к свадьбе.
    Ложку на столе после обеда забыть – к гостю.
    Пролить соус из соусной ложки – накликать семейную ссору.
    Нельзя стучать ложками – от этого “лукавый радуется” и скликаются на обед “злыдни”.
    Нельзя оставлять ложку так, чтобы она опиралась ручкой на стол, а другим концом на миску: по ложке, как по мосту, в миску может проникнуть нечистая сила.
    И напоследок, несколько пословиц о ложках.
    Красна ложечка с похлебочкой, а не сухая. (русская)
    Был бы мир пловом, а я – ложкой! (даргинская)
    В один рот двух ложек не впихнёшь. (китайская)
    Дорога ложка к обеду. (русская)
    Каши мало, зато ложка большая. (малайская)
    Кошкам по ложкам, собакам по крошкам, нам по лепёшкам. (русская)
    Ложка дёгтя в бочке мёда. (русская)
    Не клади свою ложку туда, где нет твоей миски. (абхазская)
    Пустая ложка губы царапает. (осетинская)
    Нечего хлебать, так дай хоть ложку полизать. (русская)
    Состояние котла лучше всего знает разливная ложка. (лакская)
    Что положишь в котёл, то и попадёт в ложку. (казахская)
    Красна ложка едоком, лошадь ездоком. (русская)
    Что себе в миску накрошишь, то и в ложке у себя найдёшь (армянская)
    Руки за ложкой не протянешь, так не придет сама. (русская)

  10. Она была известна своими глинами. Долгое время заводы, находившиеся там, выпускали гончарную посуду и игрушки на бытовую тематику. Расписывали их желтой, коричневой, синей и другими красками. Направлением росписи была растительная тематика.
    Со временем была найдена серая глина, и началось изготовление вещей из полуфаянса. А уже со второй половины 19-го века для росписи использовали только синюю краску. Примерно в 1800 г. в деревне Володино братья Куликовы нашли белую фаянсовую глину. Неподалеку был построен и первый завод по изготовлению изделий из фарфора. Его основатель, Павел Куликов, знал эту технику, но желал сохранить ее в тайне. Поэтому он сам работал на заводе, а помогал ему еще один рабочий.
    Но Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли на завод и срисовали устройство горна. Затем они открыли собственные заводы по изготовлению фарфора. Но завод Куликова известен тем, что именно от него берет начало производство фарфора в Гжели.
    Стремясь постоянно к повышению качества продукции и получению тонкого фарфора и фаянса, владельцы заводских предприятий постоянно совершенствовали состав белой глины. А синяя роспись на белоснежном фоне делала эти изделия прекрасными. Мотивами для гжельской росписи традиционно считаются изображения цветов (чаще всего роз), птиц и узоров. Благодаря своей простоте, понятной красоте становится все популярнее.

  11. ХОХЛОМА
    В Заволжье, по берегам рек Керженец и Узола издавна жили мастера, изготовлявшие деревянную посуду. Свои изделия мастера делали похожими на драгоценные золотые и расписывали их орнаментом.
    Хохлома – это торговое село, где продавали такую посуду. Отсюда она расходилась по крупнейшим ярмаркам всей России.
    Изделия, выполненные с помощью техники окраски, характерной лишь для этих мест, стали называть Хохломой. Постепенно хохломской стиль росписи стали применять и для оформления книг, шкатулок, мебели, а иногда — и целых помещений.
    Уже в очень далёкие времена в Заволжье занимались изготовлением деревянной посуды. Всем, кто селился в этих местах, приходилось заниматься ремеслами. Земли были неплодородными, урожая до весны не хватало. Близость волжского торгового пути способствовала тому, что стали изготовлять деревянную посуду для продажи.
    Вначале посуда ничем не отличались от посуды из других мест. Изделия покрывали льняным маслом или приготовленной из него олифой. Это придавало прочность и красоту деревянной посуде. Такой способ лакировки поверхности дерева не забыт и сейчас. Еще недавно его применяли при производстве самых дешевых чашек для повседневного хозяйственного обихода.
    Хохломская легенда
    Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер – иконописец. Царь ценил его мастерство и щедро наргаждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь, и однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Так и появились первые золотые расписные хохломские чашки.
    Дошла слава мастера до царя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Узнал мастер о такой беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба художника. Сгорела изба, а самого мастера нигде не нашли. Исчез мастер, но не исчезло его мастерство. С тех пор оно передаётся из рук в руки, от учителя к ученику.
    Секрет золочения
    Приёмы золочения дерева были известны русским иконописцам. Чтобы окрасить фон иконы в золотистый цвет, они использовали часто не золото, а порошок серебра. После выполнения живописи икону покрывали лаком, приготовленным из льняного масла, и подвергали прогреванию в печи. Под влиянием высокой температуры пленка лака приобретала золотистый оттенок, а серебряный порошок, просвечивающий сквозь нее, делался похожим на золото.
    Особенно широкое распространение этот прием получил в XVII – XVIII веках, когда убранство русских храмов становится особенно богатым и пышным.
    Использовались эти приёмы и при украшении царских палат.
    Работа над круглыми изделиями начинается в токарном цехе, где из липовых, березовых и осиновых брусков-заготовок получаются чашки, бочонки, вазы. Мебель делают в столярном цехе. В мастерских ложкарей или резчиков вырезают из дерева ложки и ковши. Некрашеную посуду — полуфабрикат — называют «белой» или «бельем».
    После просушки «белье» покрывают специальным глиняно-масляным грунтом красновато-коричневого цвета. Затем изделие 7-8 часов сушат в электропечи, очищают его поверхность наждачной бумагой, шпаклюют — закрывают изъяны замазкой, однородной по составу с грунтом.
    Загрунтованные изделия пропитывают варёным льняным маслом — олифой. Процесс пропитки повторяют 3-4 раза, каждый раз просушивая изделие.
    Пока верхний слой олифы не высох окончательно, изделия натирают алюминиевым порошком. «Луженые» чашки уже не напоминают глиняные, они сверкают серебром и в таком виде поступают в цеха росписи.
    В росписи используются жаростойкие масляные краски – красная киноварь, черная сажа, а для прописки деталей орнамента – коричневая, зеленая, желтый крон.
    Но как бы виртуозно ни была исполнена роспись, ее краски не звучат еще в полную силу, пока узор или фон остаются серебристыми.
    Расписные изделия два-три раза покрывают синтетическим лаком: мелкие – вручную, крупные — пульверизаторами в специальных кабинах. Затем их подвергают закалке при высокой температуре. Еще в начале ХХ века для этого использовались печи, напоминающие обыкновенную русскую печь.
    В настоящее время хохломское производство оснащено электропечами. Большое значение имеет старинная профессия «уходчика печей». Печник должен быть знатоком своего дела. Чтобы получить нужный эффект от закалки, он должен точно рассчитать ее время, которое зависит и от сорта дерева, и от качества лакировки, и от габаритов изделия.
    Как правило, изделия находятся в печи 3-4 часа. Процесс закалки проходит при температуре в печи 120-130 градусов. Под влиянием высокой температуры лаковая пленка желтеет, «серебро» превращается в «золото», а деревянные расписные чашки становятся похожими на драгоценную позолоченную посуду.
    Между жителями различных деревень четко сложилось разделение труда. В одних селениях заготавливали древесину, в других — занимались токарством, в третьих — вырезали из дерева ложки, в четвертых — расписывали изделия.
    Управляли всей этой сложной системой производства скупщики. Они покупали полуфабрикаты у одних мастеров и перепродавали его другим, скупали готовую продукцию. Некоторые скупщики содержали свои мастерские, где работали токари, ложкари и красильщики.
    Самое крупное село, в котором жили мастера росписи, раньше называлось Бездели (сейчас это село Новопокровское). Так оно именуется в исторических документах XVIII – XIX веков. Не забыто это название и сейчас. Мастера объясняют его происхождение следующим образом: «Хлебопашцы завидовали нашему занятию художеством. Считали наш труд за безделье. «Не работают они, а только кисточкой балуются»,— говорили про нас, так и прозвали село — Бездели».
    Скупщик был полным хозяином на промысле, он всячески стремился урезать плату работникам. В красильнях работали с двух часов ночи до позднего вечера. Заработка же едва хватало на пропитание. И несмотря на все это, хохломское искусство жило.
    Почти в каждой деревне были мастера, сочинявшие новые узоры.В селе Новопокровском известна династия Красильниковых, помнят Якова Марусина и др.мастеров.
    В конце XIX – начале XX века наступили для Хохломы тяжелые времена. Стал быстро снижаться спрос на деревянную росписную посуду, постепенно все более вытесняемую фабричной продукцией. Падало значение промысла как поставщика предметов для повседневного крестьянского обихода. Особенно ухудшилась торговля изделиями в годы русско-японской и первой мировой войны. Закрылись многие красильни. Часть мастеров была отправлена на фронт
    Трудное положение в народных промыслах заставило Нижегородское земство принять меры. В Хохлому были посланы художники, пытавшиеся приспособить ее изделия ко вкусам городских покупателей. Чтобы обеспечить продажу изделий Хохломы, художники стали изготовлять для нее образцы «под старину». Так появились на промысле ковши, напоминающие змей и драконов, стулья и диваны с головами лошадей, громоздкие столы и буфеты, коробки для рукоделия.
    Традиционная травная роспись в это время исполнялась лишь в тех мастерских, где продолжали красить дешевые чашки и блюда для сельского рынка.

  12. 7
    Истоки народного промысла Гуляя в лесу, в поле, берегом реки, разве не удивлялись вы красоте родной земли, обильному разнотравью её лугов, над которыми в летний зной стоит сладкий медвяный аромат и гудят на все голоса мохнатые труженицы-пчёлы? Ляжешь на землю и начнёшь рассматривать травинку за травинкой, цветик за цветиком, листок за листочком – сколько их, похожих и непохожих друг на друга! Тут и кудрявые ветки муравки, и узорчатая бахрома тысячелистника, и гибкие сабельки осоки. Все они стремятся вверх, навстречу солнцу, раскрыв зонтики, звёздочки, чашечки цветов – голубых, лиловых, жёлтых, белых.
    8
    Истоки народного промысла Разве не останавливались вы в восхищении где-нибудь на полянке или в глухом заповедном уголке леса, заглядевшись на нежную весеннюю зелень, на чёрное кружево полуобнажённых ветвей среди багреца и золота осенних лип, берёз, кленов? Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы.
    9
    Распространение народного промысла По Волге направлялись суда, груженные щепным товаром на ярмарки, в Среднюю Азию, Персию, Индию. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».
    10
    Элементы хохломской росписи Традиционные элементы Хохломы травяные узоры, красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
    11
    Волшебная красота Как волшебница Жар- птица, Не выходит из ума Чародейка – мастерица, Золотая Хохлома. И богата, и красива, Рада гостю от души. Кубки, чаши и ковши. И чего здесь только нету: Гроздья огненных рябин, Маки солнечного лета И ромашки луговин. Всё вобрала, словно память: Зорь червонные лучи И узорчатый орнамент Древнесуздальской парчи. Листья рдеют, не редея, От дыхания зимы. Входим в царство Берендея, В мир волшебной красоты.
    12
    Волшебная красота Резные ложки и ковши Ты разгляди-ка не спеши. Там травка вьётся и цветы Небывалой красоты. Блестят они, как золотые, Как будто солнцем залитые. Все листочки как листочки, Здесь же каждый золотой. Красоту такую люди Называют Хохломой.
    13
    Матрена Алый шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука В деревянные бока. А внутри секреты есть: Может три, а может, шесть. Разрумянилась немножко. Это русская…
    14
    Матрешка Владелица усадьбы в подмосковном Абрамцеве привезла из Японии забавного божка. Игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья, хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъемная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. А чтобы она выглядела поделовитее, пририсовал ей в руку черного петуха. Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна – с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца – и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое. Изготовить свою небывалинку он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских В. Звездочкину. Когда токарь ее сделал, а художник раскрасил, то и название пришло само собой – Матрена. Еще говорят, на абрамцевских вечерах чай подавала прислуга с таким именем. Переберите хоть тысячу имен – и ни одно лучше к этой деревянной кукле не подойдет.
    15
    Матрешка – путешественница До недавнего времени все, кто за рубеж отправлялся туристом или по делу, везли главный сувенир – расписных русских матрешек. Это была самая выездная и самая деловая кукла мира. Расфуфыренной, долговязой Барби тягаться с ней и смысла не было. Кому в голову придет подарить ее в качестве сувенира, скажем, на каком-нибудь мировом конгрессе? Кому нужна эта легкомысленная особа? Она не вписывалась в ситуацию. А статная матрешка была вхожа в любое общество. Ей по-доброму улыбались короли и королевы, принцы и принцессы, президенты, генералы и адмиралы, звезды кино, а уж о детишках и говорить нечего.
    16
    Ай да матрешечки! Погляди скорее – Щечки розовеют, Пестренький платочек, Платьице в цветочек, Пухленькие крошки Русские матрешки. Чуть лишь испугаются, Все в кружок сбегаются, Прячутся друг в дружке Шустрые подружки.
    17
    Предметы с хохломской росписью
    18
    19
    Изделия с хохломской росписью
    20
    Жизнь народных традиций в современном мире Мужской галстукДамская сумочка и платок
    21
    Жизнь народных традиций в современном мире Рамка для фотографий Колюще-режущие предметы
    22
    Жизнь народных традиций в современном мире Компьютерная клавиатура Машина под «хохлому»
    23
    Жизнь народных традиций в современном мире Стилизованное кафеМебель для дошкольников
    24
    Русские традиции Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. Эту прекрасную традицию сохраняют сегодня хохломские художники, украшая обычные предметы нарядной росписью. И с ними в наш дом приходят красота и радость, которые щедро дарят нам мастера промысла.
    25
    ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ- АЛЫХ ЯГОД РОССЫПЬ. ОТГОЛОСКИ ЛЕТА В ЗЕЛЕНИ ТРАВЫ. РОЩИ-ПЕРЕЛЕСКИ. ШЕЛКОВЫЕ ВСПЛЕСКИ СОЛНЕЧНО-МЕДОВОЙ ЗОЛОТОЙ ЛИСТВЫ У КРАСЫ ТОЧЕНОЙ – САРАФАН ПАРЧОВЫЙ ПО ВОЛНАМ УЗОРОВ ЯХОНТЫ ГОРЯТ. ЧТО ЗА ЧАРОДЕИ ХОХЛОМУ ОДЕЛИ В ЭТОТ НЕСКАЗАННЫЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ НАРЯД? РОСПИСЬ ХОХЛОМСКАЯ СЛОВНО КОЛДОВСКАЯ В СКАЗОЧНУЮ ПЕСНЮ ПРОСИТСЯ САМА. И НИГДЕ НА СВЕТЕ НЕТ ТАКИХ СОЦВЕТИЙ ВСЕХ ЧУДЕС ЧУДЕСНЕЙ НАША ХОХЛОМА!
    26
    Композиция описания 1.Часть, в которой содержится общая характеристика предмета или передается общее впечатление от него. 2. Часть, в которой говорится об отдельных признаках, деталях этого предмета. Если описание в художественном стиле, то в первой части может быть выражена основная мысль, которая внутренне скрепляет все элементы описания в единое целое.
    27
    Слова-помощники Черный фон, сусальное золото, рдеющие кисти рябин, золотые трилистники, тонкие изящные стебельки, цветочки-звездочки, похожие на перо жар-птицы листья, пунцовые ягодки земляники, длинные волнистые листья с закруглениями и кольцами.
    28
    Оригинальная шкатулка (Пример сочинения школьницы ) Маме на день рождения подарили шкатулку. Шкатулка эта оригинальная. Она в форме бочонка. Бочонок украшен хохломской росписью. Внутри он золотисто- огненный, а внешний его фон – черный. На этом фоне – красные ободки донышка и крышки, оранжевые обручи и причудливый узор: снизу вверх и сверху вниз по наклонной то поднимается, то опускается, плавно изгибаясь, золотой стебелек, а от него отходят, чередуясь в определенном порядке, тоже золотые, тонкие, похожие на перо жар-птицы листья, крупные шестилепестковые цветы-звезды с красной сердцевиной, трилистники, алые грозди рябины и совсем маленькие желтые цветочки-звездочки с красной точкой в середине. Все элементы узора очень простые, но сочетание их необыкновенно красиво. Шкатулка-бочонок стоит у нас на серванте. В ней мы храним разные лекарства, поэтому в шутку называем ее «наша аптечка».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *