Сочинение на тему народные умельцы курского края

11 вариантов

  1. Иван
    Как известно, на русской земле издавна было много ремесленников и различных умельцев, руками которых создаются самые невероятные изделия. По сей день, они ценятся во всём мире, так как каждое изделие содержит частичку души автора и любой камень, дерево либо глина будто оживают в руках мастера.
    Истории известны различные народные промыслы. Древнейшим из них, бесспорно, является гончарство. Многие считают, что в этом искусстве нет ничего сложного. Но на самом деле всё не так просто. Ведь, чтобы оживить простой кусок глины, необходимо обладать невероятным талантом и мастерством.
    В гончарное мастерство входит художественная лепка, изготовление сосудов различной формы и керамика. Глина является самым податливым природным материалом. Она фиксирует каждое касание руки мастера. Но кроме глины может быть использован воск, гипс и пластилин. При работе с этими материалами нередко используется литьё и резьба.
    Однако самым доступным материалом для народного художественного промысла является древесина.
    Ещё несколько веков назад изделия народных промыслов обеспечивали русский народ всеми необходимыми вещами для жизни. Существовали следующие виды народных промыслов: экипажный, мебельно-столярный, ложкарный, корзиночный, бондарный и многие другие.
    Сейчас народные художественные промыслы представляют собой отрасль художественной промышленности. Все предприятия объединяют всех художников и мастеров этого искусства. Особенностью народного промысла является коллективность и использование преимущественного ручного труда.
    Все современные промыслы сохраняют исторические традиционные приемы и формы. Благодаря этому, народное искусство живёт по сей день и успешно применяется в обстановке современного дома, украшая его и внося в него частичку традиций и самобытности. http://vereyamuseum.ru/rasskazyvaem_o_narodnyh_umelcah

  2. Мы гордимся нашей великой Родиной, её культурой, её  лесами и полями, её песнями, её трудолюбивыми и талантливыми людьми. Но у каждого из нас есть своя Малая Родина.  Малая родина – то место, где ты родился, – это дом, где  ты, заливаясь смехом, делаешь первые шаги, где впервые сказал слово мама, но ещё и человеческие взаимоотношения, уклад жизни и традиции. Это место, где  живут наши родители, где мы растем, учимся, играем с друзьями. Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем то место, где ты  провел свои детские годы. У каждого человека есть своя родина. У одних – это большой город, у других – маленькая деревенька, но все люди любят её. И куда бы мы ни уехали, нас всегда тянет на родину, к тем местам, где мы выросли.  Родина необязательно должна быть большой. Это может быть какой-нибудь уголок нашего города, села. Здесь наша история и каждый человек должен знать историю своего края, его людей. В этом частица нашего счастья. Моей малой родиной является Белгородчина. Я счастлива, что живу именно на белгородской земле.Белгородчина – самый привлекательный и интересный уголок нашей страны, имеющий многовековую историю. О Белгородской области написано много стихов и рассказов. Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. Но всякое дерево имеет корни, питающие его. Корни – это то, чем мы жили вчера, 100, 1000 лет назад. Это наша история, наша культура. Я люблю Белгородскую область за её необъятные поля, величавые горы, леса и просто за то, что я здесь родилась.История Белгородского края разнообразна и самобытна. Народу, жившему на этой земле пришлось пройти через много бед и лишений – пожары, набеги, нашествия, но, тем не менее, Белгородчина славилась и продолжает славиться своими отважными и трудолюбивыми жителями, традициями и обычаями.         Особое место в истории нашего края занимают различные ремесла. Умельцы были известны не только в своем городе или губернии, но и за их пределами. Поначалу у жителей Белгородчины ремесло носило домашний характер – каждый сам себе шил одежду и обувь,  посуду из глины, изготовлял орудия труда. Но в период раннего средневековья начался выпуск продукции на рынок.  Белгородская земля славилась иконописцами. Имена мастеров, за малым исключением,  нам неизвестны. Но мы можем смотреть на редкие шедевры, найденные в самых разных yголках нашего края и будто бы переноситься в другое время, чувствовать, как в тебя проникают те чувства, которые автор вложил в свою работу. Белгородчина  издревле была известна своими гончарами. Центром гончарного производства являлся Борисовский район, где по сей день проживают талантливые умельцы, и существует довольно крупный завод по производству глиняных и керамических изделий. Казалось бы, это ремесло довольно простое, но это лишь первое впечатление. Познакомившись с гончарным делом ближе, я поняла, что это очень тонкая и кропотливая работа,  которая состоит из многих этапов и требует внимания и терпения. В умелых руках мастера бесформенный кусок глины становится настоящим произведением искусства. Изделия мастера становились известными по всей губернии и с большим успехом продавались на ярмарках. На Белгородчине было развито и кузнечное дело. Кузнец в былинах, сказках и преданиях является олицетворением добра, силы и мужества. Богатые месторождения руды позволяли стремительно развиваться данному мастерству. Белгородские кузнецы снабжали землепашцев косами и серпами, воинов – оружием, создавали такие необходимые для хозяйства вещи как ключи, ножи, иглы, рыболовные крючки, замки и многое другое. Также изготовлялись различные украшения и амулеты.  Помимо вышеперечисленных ремесел на Белгородчине были развиты ткачество, плетение из лозы и бесконечное множество других разнообразных техник и умений. И сам факт того, что эти ремесла и мастера до сих пор не забыты, является ценным культурным достижением.Это значит, что белгородцы не забывают традиции своих предков, уважают и возрождают их. значит, что интерес к культуре своего народа не пропадает, а наоборот возрастает. Каждый год устраиваются выставки-продажи ремесленных изделий, которые пользуются популярностью у населения. Все это – ещё один большой шаг на  пути к сохранению культурного наследия.Я считаю, что  нужно создавать уголки народной культуры в  школах, потому что за теми, кто сейчас ещё только учится в школе, будет стоять задача сохранения и создания традиций нашей родины, нашей культуры. Более того, стоит проводить встречи с носителями информации о
    народной культуре – жителями сел, деревень. Ведь ни о чем нельзя узнать лучше, чем из первых рук.

  3. Людмила Пронская
    Знакомство детей с народными промыслами Курского края
    «Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети.
    Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации.»
    Г. Н. Волков

    Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями.
    Россия XXI века переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности, отбивает желание у детей проявить себя творчески.
    Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
    Чувство любви к Родине закладывается в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования любви к Родине являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.
    Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
    Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами – Кремлем, достопримечательностями.
    Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.
    У каждого человека есть своя малая Родина, имеющая определенные культурные традиции. В настоящее время, в век глобализации, народные промыслы стали мало востребованы в быту, а некоторые из видов промыслов вовсе исчезли. В наш век все промыслы находятся на грани исчезновения, но в последние годы все больше внимания уделяется возрождению народных традиций: открываются школы гончарного искусства, бондарства, ковроткачества. Практически в каждом доме курян есть какой-то из продуктов народных промыслов: глиняный горшок, глиняная игрушка или Суджанский ковер, но они чаще используются как предметы интерьера. Продукты народных промыслов курских мастеров можно увидеть и приобрести на ярмарках и выставках, которые проводятся в нашем городе. В связи с этим изучение темы «Народные промыслы Курского края» является актуальным. И начинать эту работу необходимо уже в дошкольном возрасте.
    Изучение темы предусматривает углубленное знакомство с народными промыслами Курского края. Материал не сложный и обычно вызывает большой интерес у детей, так как он насыщен зрительными образами, натуральными предметами быта, встречающимися в повседневной жизни человека. При этом решаются следующие задачи:
    • знакомить детей с обычаями и традициями Курского края;
    • дать детям представление об общности народных художественных промыслов и их различиях;
    • воспитывать уважения к труду народных мастеров, чувства гордости за свой край.
    Каждый народ имеет богатую историю, веками сложившиеся традиции, культуру, быт. Особенностью населения Курской области, было чрезвычайное разнообразие занятий, сочетание сельскохозяйственной деятельности и ремесленной (кустарная промышленность). Кустарные промыслы давали больше дохода, чем сельскохозяйственная деятельность, ими занимались до половины всех крестьянских дворов.
    «… Самым гениальным является народное искусство,
    то есть то, что, запечатлено народом, сохранено,
    что народ пронес через столетия».
    Народные промыслы Курского края
    Гончарный промысел – один из самых старейших на курской земле. Первое письменное упоминание о Суджанских гончарах относиться к 17 веку, а расцвет гончарства произошел в 19 веке. Есть сведения, что в это время на Парижской выставке гончаровским мастерам за керамику была присуждена медаль. Нашим изделия делаются на гончарных кругах и обжигаются в печах, которые называются – горны. Сначала гончары работали семьями, а позднее разделились: одни добывают и привозят глину, другие изготавливают глиняные изделия, третьи продают их.
    Наибольшим спросом пользуется посуда – горшки, кашницы, миски, кружки, чашки, чайники, банки для варенья и много других предметов. Посуда наша изготавливается из разных глин: красной, серой, желтой, белой.
    Мастера расписывают большинство изделий линейным и волнистым орнаментом, а так же изображают растительные мотивы, животных, птиц и рыб. Для курского края характерна особая роспись, завитая, напоминающая парчу. Ее называют сейчас специальным термином – «кудривина». Так мастера расписывают самовары, вазы, ковши.
    В настоящее время происходит возрождение гончарного промысла нашего края: в Судже – центр ремесел и промыслов, под руководством народного мастера России Юрия Спесивцева, в Глушково – Центр художественных промыслов.
    Есть в нашем соловьином крае живописное село Кожли, Льговского уезда, которое славиться своей глиняной расписной игрушкой.
    С давних пор славилось село Кожля, мастерами по изготовлению расписных глиняных игрушек. Простые и яркие, они расходились по ярмаркам и базарам всего юга России.
    Первое упоминание о курской игрушке в литературе встречается в книге И. В. Снегирева «Русские простонародные праздники и суеверные обряды». Он пишет: «В Курске, в Юрьев день, близ Егорьевской церкви на Херсонской улице бывает ярмарка, на коей продаются глиняные коровки и другие животные».
    Два раза в год большое село Кожля, где в начале XX века насчитывалось 485 дворов, оживало шумной ярмаркой. Наряду с нужными в хозяйстве предметами, мануфактурой, разными лакомствами, были представлены и многочисленные свистульки. Половина дворов выставляла на прилавки яркие диковинные игрушки из глины, более трех десятков мастеров — глиняную посуду. Пережив за время своего существования периоды подъема, спада, забвения и невнимания, что вообще было свойственно позиции государства по отношению к народному искусству, кожлянская игрушка долгое время продолжала существовать благодаря усилиям мастеров, энтузиастов и заинтересованных лиц.
    Само село уже практически не существует, мастера перебрались в другие места, но пытаются передать свой богатый опыт и навыки детям Дроняевской и Лукашевской школ, где созданы кружки игрушки.
    Игрушки-свистульки лепят из синей глины с незапамятных времен. Глина действительно в сыром виде отдает синевой, но после обжигания становиться светлой, почти белой.
    А роспись на глиняной игрушке делают анилиновыми красками, акварелью, чернилами. В краски добавляют молоко, сахарный сироп, для того чтобы роспись выглядела ярче и наряднее. Сюжеты изображений очень разнообразны, чаще всего это животные и птицы. У одних животных в лапах музыкальные инструменты – рожки, балалайки. Другие несут чашу с чем-то съестным. Величаво, торжественно стоят барыни с уткой, курицей или кошечкой под мышкой. Очень оригинальны расписные коники. Конь в ярких пестроцветных яблоках или с пересекающимися в виде сетки полосками орнамента.
    Кожлянские игрушки представляют собой одиночные фигуры или целые композиции и в каждой ощущаются отзвуки сказки. Жаль, что кожлянская игрушка находиться на грани исчезновения; и уже давно пришло время возродить этот старый промысел. А изготавливают кожлянскую игрушку в г. Судже, г. Курске и г. Курчатове.
    Народная мудрость гласит: «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что мастера доброго», «Добрая работа мастера хвалит».

  4. Курская губерния славилась своими деревянными изделиями. Кустари, работавшие с деревом, изготовляли довольно широкий ассортимент предметов, которые можно условно разделить на три группы: средства для транспорта, орудия сельскохозяйственного труда, предметы домашнего обихода, в том числе и иконы. Среди кустарей-деревянщиков были следующие специальности: плотники, столяры, бондари, колесники, тележники. Традиционный русский народный промысел – роспись деревянных изделий – не обошел и курских кустарей. Особо славились курские расписные сундуки и дуги. На Курской земле были и естественные красители. Например, охру добывали в с. Шахове, Сажном и Лесках Корочанского уезда. Телеги, сани из Обоянского, Суджанского, Тимского уездов были известны во всем крае. В Обоянском уезде изготовляли также ободья и полозья, а в с. Бобрышове – вожжи. В присеймских селениях Рыльского уезда делали лодки.
    Кустари-деревянщики производили широкий ассортимент предметов для сельскохозяйственного труда: дуги, сита, лукошки, ручки для кос…, бороны, сохи, веялки, молотилки, лопаты, оглобли, ручки для грабель (которые большими партиями отправляли в Екатеринославскую, Симферопольскую, Харьковскую, Херсонскую губернии, землю Войска Донского). Особо выделялся дужный промысел… Готовая расписанная дуга была продуктом сразу двух промыслов – дужного и росписи по дереву. В с. Ярыгине Обоянского уезда, с. Затолокине Льговского уезда делали ульи. Центры производства прялок в губернии – села Обуховской, Орликовской, Стрелецкой волостей Старооскольского уезда, Нижне-Реутская волость Фатежского уезда, Краснополянская волость Щигровского уезда. Среди предметов домашнего обихода – ложки, миски, корыта, сошники, столы, мебель, оконные рамы – особо выделялось производство сундуков и бочек. Сундуки больше всего делали в Великой Михайловке и Слоновке Новооскольского уезда. Сундук бельевой был белый, а на цветном рисовали цветы. Роспись сундуков наравне с росписью дуг называлась малярным промыслом. Среди деревянных предметов домашнего обихода в особую группу выделялись различные бочки, кадки, бочонки, ушаты. Бондарство существовало в 15 уездах…, было тесно связано с винокурением – производством водки.
    С деревянными промыслами было тесно связано изготовление икон. Иконописанием занималось исключительно малороссийское население, проживавшее в сл. Борисовке Грайворонского уезда. Промысел этот получил развитие после основания в 1710-1714 гг. Борисовского женского монастыря в память Полтавской победы над шведами с благословения и при содействии графа Б.П.Шереметева, благодаря которому крепостное право в этом уголке Курской губернии никогда не было отягощающим ярмом. Граф Б.П.Шереметев ценил таланты в среде крестьян и давал им развитие, отправлял талантливых крестьян на учебу в столицу. В сл. Борисовке были также построены две церкви – Тихвинской Божьей Матери (1714 г.) и церкви во имя Преображения Господня (1719 г.). В 1887 г. в Борисовке насчитывалось 500 иконописцев. Борисовцы писали свои иконы в строгановском, византийском стиле, в соответствии с киевской, новгородской, московской школами. Самые популярные темы икон – Спаситель, Божья Матерь, Николай Чудотворец, Тихвинская Божья Матерь, св. Харлампий и св. Власий (покровитель скота и защитник от поветрий), Козельщанская Божья Матерь. Изготовление икон соединяло в себе несколько промыслов: непосредственно написание иконы, изготовление киотов, обряжение икон. Последний вид деятельности предполагал украшение иконы с использованием стекла, фольги, цветной бумаги, гумми и стекляруса … профессиональное начало этому делу заложила игуменья Августина в местном Тихвинском монастыре. Обозы с обряженными иконами уходили в Киев, Рыльск, Харьков, Белгород.
    Из среды борисовцев вышло много талантливых иконописцев. Примечательно, что художник В.Л.Боровиковский тоже учился здесь живописи. В 1902 г. в Борисовке открылась иконописная мастерская, куда принимались мальчики 10-14 лет после начальных училищ на четыре года бесплатного обучения.
    К началу ХХ столетия художественные достоинства борисовских икон стали ниже, осложнилось положение и с древесным материалом. Все это вызвало упадок промысла.
    Гончарный промысел – один из самых старейших на курской земле. Промысел был развит в западной и восточной частях Курской губернии. Великая Михайловка была центром и главным пунктом горшечного производства во всей восточной половине губернии. В горшечном производстве наблюдалось большое разнообразие ассортимента, так как варьировались цвет, форма. Кроме глиняной посуды, труб изготовляли кафли в д. Дроняево, с. Кожля Льговского уезда, Линове Путивльского уезда.
    Центры народной глиняной игрушки были в д. Дроняево, с. Кожля Льговского уезда.
    Работа с камнем различных пород – это традиционное занятие русского народа. В Курской губернии особенно славились каменщики с. Троицкого Нижне-Реутской волости Фатежского уезда. В Курском уезде добывали самород и мел, в Путивльском уезде – брусяной камень, в д. Берюхово и Моисеевке, Петуховке и Романовке Путивльского уезда добывали жерновой камень. В Белгородском, Корочанском и Льговском уездах выжигали уголь. Кирпичное производство особенно было развито в Щигровском, Обоянском и Тимском уездах. Как свидетельствует краеведческая литература, каменщики начали объединяться в артели уже к 1887 г.
    Были в Курской губернии и умелые кузнецы. В начале ХХ века кузнечный промысел был наиболее развит в Грайворонском, Новооскольском, Старооскольском, Фатежском и Щигровском уездах, заштатном городе Мирополье. Металлические части машин курские кузнецы делали самые простые … В Фатежском уезде изготовляли металлическую изгородь.
    Ткачество как кустарный промысел, не имело серьезного экономического значения и, в основном, удовлетворяло бытовые нужды. Ткали холст, полотно, рушники, полотенца, скатерти, рукава для женских рубашек, простое сукно, шерстяные кушаки, пояса, вожжи, попоны, ковры, дорожки, одеяла, плахты и т.п. В 1911 г. открылись ткацкие школы в г. Суджа, сл. Белая и с. Боршня, д. Касторная с отделениями в Судже и Мирополье.
    Особо следует сказать об изготовлении скатертей. Этот промысел возник в конце первой четверти XIX столетия. Занимались тканием скатертей мужчины. Скатерти делали исключительно из пеньки и льна четырех сортов. Самые распространенные рисунки на скатертях были “клеточками” и “шашочками” (шестиугольниками), на дорогих скатертях были узоры “колпаки” и “теремки”. Производство скатертей было сосредоточено в центральном районе Курской губернии, слободе Борисовка Грайворонского уезда, деревне Крутая Щигровского уезда, в Фатежском и Курском уездах. Курские скатерти продавались на ярмарках и местных базарах южных уездов Курской губернии, в Харькове и Харьковской губернии.
    Один из самых молодых промыслов – корзиноплетение (плетение корзин) – был принесен в Курскую губернию крестьянами, уходившими на заработки в южные губернии.
    Были в Курской губернии и кустари-музыканты. В селе Нижнее Ольховатое Щигровского уезда, деревне Воронцово, Карасевке Курского уезда делали гармонику – неизменного спутника и сопроводителя всех народных праздников.

  5. Ответ оставил Гость
    Мы гордимся нашей великой Родиной, её культурой, её  лесами и полями, её песнями, её трудолюбивыми и талантливыми людьми. Но у каждого из нас есть своя Малая Родина.  Малая родина – то место, где ты родился, – это дом, где  ты, заливаясь смехом, делаешь первые шаги, где впервые сказал слово мама, но ещё и человеческие взаимоотношения, уклад жизни и традиции. Это место, где  живут наши родители, где мы растем, учимся, играем с друзьями. Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем то место, где ты  провел свои детские годы. У каждого человека есть своя родина. У одних – это большой город, у других – маленькая деревенька, но все люди любят её. И куда бы мы ни уехали, нас всегда тянет на родину, к тем местам, где мы выросли.  Родина необязательно должна быть большой. Это может быть какой-нибудь уголок нашего города, села. Здесь наша история и каждый человек должен знать историю своего края, его людей. В этом частица нашего счастья. Моей малой родиной является Белгородчина. Я счастлива, что живу именно на белгородской земле.Белгородчина – самый привлекательный и интересный уголок нашей страны, имеющий многовековую историю. О Белгородской области написано много стихов и рассказов. Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. Но всякое дерево имеет корни, питающие его. Корни – это то, чем мы жили вчера, 100, 1000 лет назад. Это наша история, наша культура. Я люблю Белгородскую область за её необъятные поля, величавые горы, леса и просто за то, что я здесь родилась.История Белгородского края разнообразна и самобытна. Народу, жившему на этой земле пришлось пройти через много бед и лишений – пожары, набеги, нашествия, но, тем не менее, Белгородчина славилась и продолжает славиться своими отважными и трудолюбивыми жителями, традициями и обычаями.         Особое место в истории нашего края занимают различные ремесла. Умельцы были известны не только в своем городе или губернии, но и за их пределами. Поначалу у жителей Белгородчины ремесло носило домашний характер – каждый сам себе шил одежду и обувь,  посуду из глины, изготовлял орудия труда. Но в период раннего средневековья начался выпуск продукции на рынок.  Белгородская земля славилась иконописцами. Имена мастеров, за малым исключением,  нам неизвестны. Но мы можем смотреть на редкие шедевры, найденные в самых разных yголках нашего края и будто бы переноситься в другое время, чувствовать, как в тебя проникают те чувства, которые автор вложил в свою работу. Белгородчина  издревле была известна своими гончарами. Центром гончарного производства являлся Борисовский район, где по сей день проживают талантливые умельцы, и существует довольно крупный завод по производству глиняных и керамических изделий. Казалось бы, это ремесло довольно простое, но это лишь первое впечатление. Познакомившись с гончарным делом ближе, я поняла, что это очень тонкая и кропотливая работа,  которая состоит из многих этапов и требует внимания и терпения. В умелых руках мастера бесформенный кусок глины становится настоящим произведением искусства. Изделия мастера становились известными по всей губернии и с большим успехом продавались на ярмарках. На Белгородчине было развито и кузнечное дело. Кузнец в былинах, сказках и преданиях является олицетворением добра, силы и мужества. Богатые месторождения руды позволяли стремительно развиваться данному мастерству. Белгородские кузнецы снабжали землепашцев косами и серпами, воинов – оружием, создавали такие необходимые для хозяйства вещи как ключи, ножи, иглы, рыболовные крючки, замки и многое другое. Также изготовлялись различные украшения и амулеты.  Помимо вышеперечисленных ремесел на Белгородчине были развиты ткачество, плетение из лозы и бесконечное множество других разнообразных техник и умений. И сам факт того, что эти ремесла и мастера до сих пор не забыты, является ценным культурным достижением.Это значит, что белгородцы не забывают традиции своих предков, уважают и возрождают их. значит, что интерес к культуре своего народа не пропадает, а наоборот возрастает. Каждый год устраиваются выставки-продажи ремесленных изделий, которые пользуются популярностью у населения. Все это – ещё один большой шаг на  пути к сохранению культурного наследия.Я считаю, что  нужно создавать уголки народной культуры в  школах, потому что за теми, кто сейчас ещё только учится в школе, будет стоять задача сохранения и создания традиций нашей родины, нашей культуры. Более того, стоит проводить встречи с носителями информации о народной культу
    ре – жителями сел, деревень. Ведь ни о чем нельзя узнать лучше, чем из первых рук.

  6. Почти в каждом районе Курской области можно найти мастера – хранителя истории. Это люди, которым небезразлично дело их предков.
    Лепота-то какая!
    Еще 300 лет назад городок Суджа стал центром художественной керамики. Но история стала забываться. Гончарство забросили. Однако остались люди, неравнодушные к своим традициям. Один из них – Юрий Степанович Спесивцев, потомственный гончар. Высокохудожественное дело унаследовал-перенял у прадеда, деда, отца. Все кормились от гончарного круга. Не оборвалась творческая нить, тянущаяся из глубины веков. С малых лет Юрий Спесивцев воспитывался в атмосфере народных ремесленных традиций.
    Но прежде чем приобщиться к престижной по тем временам профессии, приходилось много работать. До гончарного круга допускали далеко не сразу. Сначала ученик должен был в течение четырех лет быть, что называется, на подхвате: месить глину, рубить дрова для обжига изделий, сушить посуду.
    Мастерство свое Юрий Степанович оттачивал годами. Глаза боятся, а руки делают. Глину мастер кладет в воду – замачивает. Когда она превратится в «сметану», процеживает сквозь частое сито, чтобы отделить примеси – камешки. Подсохнет – начинается лепка. Творит образ, который душа навеет.
    Гончарная посуда, скульптуры малых форм, глиняные игрушки, изразцовая и церковная керамика, панно из старинных обломков: его мастерская – настоящая сокровищница. Но это далеко не вся коллекция. Большинство работ находится за границей.
    Главное – чувствовать глину
    В поселке Глушково живет еще один гончарных дел мастер – Владимир Павлович Холчев. Только он работает исключительно на гончарном круге – изготавливает керамическую посуду. Мастер с удовольствием делится своими секретами:
    – Когда работаешь на гончарном круге, главное – чувствовать глину руками. Плавно, без резких движений, не спеша поймать баланс – тогда дело пойдет.
    И тут же демонстрирует свое умение. В его руках глина как будто танцует и мгновенно приобретает нужную форму: раз, два, несколько ловких движений – и кувшин готов! Похоже на чудо. В конце Владимир добавляет элементы декора – полоски на боку – и объясняет эти символы:
    – Нижняя олицетворяет землю, средняя (волнистая) – воду, а верхняя – небо.
    Это сейчас на изготовление кувшина мастеру требуется несколько минут, а вначале и дня было мало, чтобы получить качественную посуду.
    – Умение приходит с годами. Вы думаете, так просто лепить? Попробуйте, убедитесь сами! Первую неделю, как только я сел за гончарный круг, у меня руки потом тряслись безостановочно, ложку ко рту не мог поднести. Со временем приноровился, привык, – вспоминает Владимир Холчев, как учился у здешних мастеров.
    А уже его ученики увезли секреты мастерства в Суздаль.
    В мужских руках ковры получаются искуснее

  7. Мы гордимся нашей великой родиной, её культурой, её лесами и полями, её песнями, её трудолюбивыми и талантливыми людьми. но у каждого из нас есть своя малая родина. малая родина – то место, где ты родился, – это дом, где ты, заливаясь смехом, делаешь первые шаги, где впервые сказал слово мама, но ещё и человеческие взаимоотношения, уклад жизни и традиции. это место, где живут наши родители, где мы растем, учимся, играем с друзьями. ничто на земле не может быть ближе, милее, чем то место, где ты провел свои детские годы. у каждого человека есть своя родина. у одних – это большой город, у других – маленькая деревенька, но все люди любят её. и куда бы мы ни уехали, нас всегда тянет на родину, к тем местам, где мы выросли. родина необязательно должна быть большой. это может быть какой-нибудь уголок нашего города, села. здесь наша и каждый человек должен знать своего края, его людей. в этом частица нашего счастья. моей малой родиной является белгородчина. я счастлива, что живу именно на белгородской земле. белгородчина – самый привлекательный и интересный уголок нашей страны, имеющий многовековую . о белгородской области написано много стихов и рассказов. родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. но всякое дерево имеет корни, питающие его. корни – это то, чем мы жили вчера, 100, 1000 лет назад. это наша , наша культура. я люблю белгородскую область за её необъятные поля, величавые горы, леса и просто за то, что я здесь родилась. белгородского края разнообразна и самобытна. народу, жившему на этой земле пришлось пройти через много бед и лишений – , набеги, нашествия, но, тем не менее, белгородчина славилась и продолжает славиться своими отважными и трудолюбивыми жителями, традициями и обычаями. особое место в нашего края занимают различные ремесла. умельцы были известны не только в своем городе или губернии, но и за их пределами. поначалу у жителей белгородчины ремесло носило характер – каждый сам себе шил одежду и обувь, посуду из глины, изготовлял орудия труда. но в период раннего средневековья начался выпуск продукции на рынок. белгородская земля славилась иконописцами. имена мастеров, за малым исключением, нам неизвестны. но мы можем смотреть на редкие шедевры, найденные в самых разных yголках нашего края и будто бы переноситься в другое время, чувствовать, как в тебя проникают те чувства, которые автор вложил в свою работу. белгородчина издревле была известна своими гончарами. центром гончарного производства являлся борисовский район, где по сей день проживают талантливые умельцы, и существует довольно крупный завод по производству глиняных и керамических изделий. казалось бы, это ремесло довольно простое, но это лишь первое впечатление. познакомившись с гончарным делом ближе, я поняла, что это тонкая и кропотливая работа, которая состоит из многих этапов и требует внимания и терпения. в умелых руках мастера бесформенный кусок глины становится настоящим произведением искусства. изделия мастера становились известными по всей губернии и с большим успехом продавались на ярмарках. на белгородчине было развито и кузнечное дело. кузнец в былинах, сказках и преданиях является олицетворением добра, силы

  8. Приглядимся к одному из уникальных гончарных промыслов Курского края — Кожлянской игрушке. Она особенная — яркая и голосистая, хотя менее известная среди знаменитых своих собратьев — дымковской и филимоновской.
    Сегодня Кожлянскую игрушку можно увидеть в музее декоративно-прикладного искусства Москвы, в Русском музее Петербурга, на областных и международных выставках. Забавные фигурки всегда привлекают внимание характерной фантазийной тематикой. Здесь гуси-лебеди и задиры-петушки, добряки-мишки и другие мифологические персонажи для взрослых и детей. А в некоторых образах оживает житейская ирония: хороша барыня верхом на баране!.. Не забыты и девичьи мечты. Вот крупная мордашка Лягушки-царевны с широкой улыбкой, откуда проглядывает девичье личико, выразительно напоминая: «Не пропусти, парень, своё счастье!» Рядом с авторскими работами красуются традиционные образы — например, конь о трёх головах. Так народная фантазия преобразила и показала образ солнца. Тут же — осанистые всадники, ласковые котики и прочие зверушки, и каждый из них является настоящим музыкальным инструментом — звонкой свистулькой!
    Село Кожля, фото 2008г
    В селе Кожля, что раскинулось на правом берегу реки Сейм неподалёку от Курска, многие мастера знали секреты создания чистого звука в глиняной игрушке, вот и доходили свистульки в ХIХ веке до базаров Персии и Афганистана, и по всей России-матушке разнесли славу о «курском соловье». Это крылатое выражение, по мнению искусствоведов, было широко растиражировано ещё в начале ХIХ-го века и относилось к популярной среди народа Кожлянской игрушке, которая несла в себе юмор, имела громкий и чистый звук, была непременной участницей народных гуляний и забав. К тому же, покупатели наряду с образностью ценили прочность изделия, а в Кожлянской свистульке всё слито воедино и показано самое характерное.
    Изделие традиционно вытягивалось мастерами из цельного куска глины — создавалось без составных частей и «налепов». К тому же, на белой глине нарядно смотрятся сине-красные крапинки, жёлтые звёздочки, узоры в «сеточку» (земля), «ёлочку» (лес). Молодёжи на забаву предлагались многофигурные композиции, рассчитанные на нескольких человек, чтобы весело было им потолкаться за околицей, выдувая громкий аккомпанемент деревенским плясунам.
    Что и говорить: молода душой старинная игрушка, история которой насчитывает без малого три века! Поколения мастеров за эти годы сочинили более чем 250 ярких и фантастических образов. Знаковый «Курский соловей» — это чашечка в виде цветка на ножке, которая наполняется водой. Стоит подуть в свисток, как раздаётся переливчатая птичья трель — будто соловей поёт! Что может быть лучше для рекламы на ярмарке? Или круторогий «Козлик». В славянской мифологии он благородное животное, символизирующее победу, ведь только козёл может прорубить большими рогами дорогу в скалах, и это научный факт, а в народном понимании — мощь и сила!
    «Козля» или «Кожля» — когда-то в этих овражистых местах в изобилии водились дикие козы, что отразилось в названии местечка на украинский лад. Богатые залежи мягкой белой глины позволили здесь, на юго-западном краю Курской губернии, процветать гончарному ремеслу. В каждом подворье имелась земляная печка для обжига изделий — «горн», а ребятишек с детства обучали искусству лепки. Но в соседнем селе Дроняево была другая специализация. Там на гончарном круге тянули горшки и прочую посуду, что физически более тяжело, поэтому соседи подшучивали над «свистунами» из Кожли, иногда даже подворовывали у них сырьё в карьере, который так и называется «Глинище». Там у каждого из мастеров была заведена своя шахта, откуда и привозилась для работы мягкая синеватая глина, уже при обжиге она становилась белой и не требовала подкрашивания в готовом виде.
    Игрушечный и гончарный промыслы угасли во время коллективизации 30-х годов, когда советская власть запретила брать селянам глину из карьера и лепить изделия на продажу. А Кожлянская игрушка возродилась из полного забвения только к началу 80-х годов, благодаря тому, что в начале 70-х известный искусствовед Александр Фрумкин зачастил из Москвы в угасающую деревеньку Кожля.
    Член-корреспондент Академии художеств СССР, заслуженный художник Александр Наумович Фрумкин вёл изыскания в селе Кожля, изучал образцы народных промыслов и беседовал со многими старожилами, открыв трёх мастериц декоративно-прикладного искусства. Ольга Ивановна Дериглазова (1912-2004 гг.), Ульяна Ивановна Ковкина (1902-1994 гг.) и Валентина Венедиктовна Ковкина (1922-2012 гг.) ушли в жизнь вечную, исполнив свою миссию на земле — передали нам, в ХХI-й век, Кожлянскую игрушку. Эти забавные свистульки помогали мастерицам выжить, ведь на долю каждой женщины выпала война, голод и нужда. Тайком от властей мастерицы наведывались в карьер — заготавливали глину, а позже с готовой работой отправлялись на железнодорожную станцию к воинским эшелонам — продавать или менять свои шедевры на продукты. После Великой Отечественной войны «курских соловьёв» с радостью раскупали военные, возвращаясь по домам с Победой! Ульяна Ковкина рассказывала, что вела в своём деле строгий учёт и помнит, что после войны лепила по десять тысяч игрушек за зиму, а за сутки у неё получалось иногда по двести пятьдесят штук!
    Валентина Венедиктовна Ковкина
    Самой знаменитой из трёх кожлянских мастериц стала Валентина Ковкина. В 1976 году Александр Фрумкин устроил первую выставку художницы в Москве. С тех пор в разных городах Европы, Канады, Японии и России побывали игрушки трёх курских бабушек — и все они стали заслуженными мастерами, членами СХ России, а Валентина Ковкина в 2002 году получила звание лауреата Госпремии в номинации «Душа России»! Некоторые искусствоведы называют её «русским Ван-Гогом» за то, что пластика игрушки находится в движении, а роспись отличается особой яркостью.
    Валентина Венедиктовна вспоминала совет своей матушки: «Как бы не сложилась твоя жизнь, а игрушку не бросай!». Так и не бросила она семейное дело, хотя пережила в советские годы и насмешки, и укоры со стороны идеологически «правильных» односельчан. Гораздо позже, в конце 70-х годов, её пригласили в Дроняевскую сельскую школу вести кружок художественной лепки. Так и случилось, что более 20 лет Валентина Ковкина щедро делилась секретами мастерства с учениками, да и со всем миром тоже: многие художники-керамисты стали заглядывать к бабушкам за секретами.
    Недаром когда-то искусствовед Фрумкин убеждал каждую из них не бросать игрушку, создавать новые коллекции, вспоминать виданное ранее, ведь Кожлянские свистульки удивительно сочетают в себе образность и народную мудрость на грани смешного и философского. И промысел возродился. В 2008 году, в Курчатовском районе, к которому относятся сёла Дроняево и Кожля, создан Центр развития традиционного гончарного промысла. И в Курске мастера-керамисты лепят игрушки, однако предпочитают выставлять на продажу в художественные салоны авторские работы. Но есть убеждённые создатели традиционных аутентичных образцов.
    Члены Союза художников России супруги Лилия и Валентин Тимофеевы делают игрушку в традиционной манере по недорогой цене и в больших количествах. Они имеют в селе Кожля своё подворье с большой печкой для обжига и ведут успешный бизнес, представляя свой товар на ярмарках и выставках в Москве, Ярославле, Курске и других городах, к тому же стремятся создать свою школу мастеров и возродить родную деревню с артелью единомышленников. Лилия — внучка потомственной мастерицы Ольги Дериглазовой, а Валентин — «пришлый», но увлёкся игрушечным делом не на шутку! «Он самый преданный бабушкин наследник и лепит лучше меня — улыбается Лилия. — Традиционные формы несут в себе особые смыслы, поэтому мы с ним предпочитаем создавать аутентичную игрушку, известную ещё во времена Пушкина, ту, которой нас научила бабушка…»
    Немногословный Валентин занимается обучением помощников, участвует во многих выставках-продажах и считает, что развитие промысла поможет возродить современную деревню. Он обозначает эту идею, как цель своей жизни: летом вести крестьянское хозяйство, а зимой и осенью заниматься игрушкой. И создаёт для этого артель. От учеников на мастер-классах требует повторять образец игрушки в точности, и не любит, когда к нему приходят на занятия праздные люди.
    Мне дали в руки сырой колобок глины и я старалась повторять движения мастеров, но получалось не очень, раз за разом Валентин сминал мою грубоватую работу, чтобы я училась искать гармонию формы. Во время лепки Лилия вспоминала своё село и кожлянских бабушек Олю, Улю и Валю, их по-детски серьёзное отношение к свистулькам: «Обычно, лепить начинали с музыкальной части, и бабушка Оля приговаривала, что надо понимать свою игрушку, проколоть в нужном месте, чтобы у неё голосок появился чистенький, без хрипотцы». И внучка занималась с ней для развлечения, не думая, что впоследствии всерьёз будет развивать традиционный промысел, для этого нужно было появиться в её жизни Валентину…
    Я тоже принесла домой от мастеров Тимофеевых синюю глину для занятия лепкой, а фантастических зверушек выбрала из тех, что глянули на меня из коробки с готовыми изделиями. Хороша была и «птица Феникс», и «Козочка в сарафане» с большим кочаном капусты! А как звонко они свистят — эти живые символы Курского края!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *