Сочинение на тему народные умельцы тульского края

7 вариантов

  1. Особенное развитие получают в Туле кузнечное ремесло и железное производство, благодаря изобилию железной руды в Тульском крае.
    Кузнечный промысел.
    Кузнецы встречались по всей губернии. Сколько-нибудь заметного их скопления в одном каком-либо пункте не наблюдается.
    Заняты они были обыкновенно ремонтом сельскохозяйственного инвентаря, ковкою лошадей, изготовлением домашней утвари, ножей, граблей, рогачей…
    Оружейное производство.
    Оружие в Туле, как известно, стало производиться задолго до основания оружейного завода (приблизительно с 16 века). Это было обусловлено наличием железной руды, необходимостью починки сломанного оружия в ходе сражения с татарами.
    Колыбель оружейного искусства началась с эпохи московского преобразования и ограждения Тулы дубовой крепостью (острогом) 1509 года. Царь Федор Иоаннович и знаменитый правитель Борис Федорович Годунов в 1595 году положили первое основание в создание Кузнецкой казенной слободы, даровав 30 самопальным (ружейным) мастерам землю за Упой, по Алексинской дороге на Хопре. До сего самопальники (ружейники) жили вместе с гражданами на посадах и внутри дубовой крепости (острога).
    С тех самых пор тульские оружейники стали вооружать русскую армию пушками, ружьями, саблями, пистолями и т.д.
    15 февраля 1712 года был издан указ Петра I. Государь повелевал: «…для лучшего в том ружейном деле способу, при той оружейной слободе, изыскав удобное место, построить заводы, на которых бы можно ружья, фузеи, пистолеты сверлить и оттирать, а палаши и ножи точить водою».
    Созданный по замыслу Петра I завод на протяжении своего существования являлся одним из главных оружейных центров нашей страны, воплощением новейших технологических достижений в производственных процессах.
    В 18 веке получает дальнейшее развитие и кузнечное ремесло. Мастера делали мебель, церковную утварь, украшения. Многие изделия тульских мастеров представлены в музеях мира.
    Украшали мастера и свой город: дымники, лестницы, ограды, флюгера, водостоки, кронштейны крылец…
    Из кустарей ремесленников, обрабатывающих металл самое большое количество было занято в самоварном производстве.
    Свободные оружейники переключались в мирное время на производство изделий бытового характера. Большим спросом в 19 веке стали пользоваться самовары.
    Самоварное производство.
    Одной из основных причин, объясняющих существование самостоятельного промысла в данной местности, являлся постоянный, что чрезвычайно важно, в течение круглого года определенный и близкий рынок.
    Самоварные фабрики были не только в городе Туле, но и в ближайших к городу окрестностях, в с. Хрущеве Тульского уезда, в Скороварове Алексинского уезда. Этот промысел был в Тульском, Алексинском, Крапивенском, Богородицком уездах.
    Форма самоварного производства: семейная или одиночная. Наемные рабочие в семье самоварщика встречались очень редко. Когда же ощущалась нужда в помощи, а в своей семье отсутствовали свободные руки, то тогда промышленники брали себе учеников.
    Работа производилась в жилых избах, отдельные от жилого помещения мастерские были единичными, так как для обзаведения отдельным помещением требовались относительно большие затраты, что является под силу немногим.
    В самоварном производстве производилось строгое разделение труда. Нет мастеров, которые единолично изготовляли бы весь самовар. В этой отрасли было 7 основных специальностей:
    1. наводильщики или стеночники;
    2. кранщики;
    3. шеячники;
    4. ручечники;
    5. поддонщики;
    6. шишечники;
    7. сборщики.
    Промыслом обыкновенно занимались круглый год, хозяйства с малым количеством рабочих рук приостанавливали производство только на время полевых работ, то есть на 2 месяца.
    Производство всякого рода скобяного товара (кроме замков).
    Как и самоварное, это производство было сконцентрировано в основном в Тульском уезде, а также в Веневском уезде, Алексинском, Крапивенском и Богородицком уездах.
    Скобяной промысел возник давно.
    К скобяным изделиям относятся: оконные, дверные и печные приборы, в значительно меньшем количестве – всякого рода скобы, накладки, зеркальные и умывальные приборы, мебельные катки, ножи и т.д.
    Заказы преимущественно получались от тульских скобяных магазинов, редко – магазинов Москвы, и скупщика, как посредника между производителем и магазином.
    Изготовление замков и ключей к ним.
    Эти промыслы были развиты в Тульском уезде, Алексинском, Богородицком, Крапивенском, Одоевском и Веневском.
    Замочное производство в губернии столь же давнего происхождения, как и производство других скобяных изделий (начало 19 века).
    Изготовлялись замки самой различной формы и величины, как внутренние, так и висячие.
    Производство прочих металлических изделий.
    Известны другие ремесленники слесари и токари по металлу, гвоздари, шилочники, оружейники, резчики, зубильщики пил, подковочники, жестянщики, изготовители плугов, кос, лопат и циркулей.
    Обработка дерева.
    Промыслы, связанные с обработкой дерева в Тульской губернии находились в прямой зависимости от наличия леса. Всюду в полосе леса и вблизи её встречался тот или иной деревообделочный промысел.
    Самым лесистым уездом губернии в 19 веке являлся Тульский – 1/3 всех людей, обрабатывающих дерево находилась в этом уезде.
    За Тульским следовал соседний с юго-запада – Одоевский уезд, затем Богородицкий, Белевский. В уездах Новосильском, Епифанском и Ефремовском, то есть в южной, юго-восточной и восточной части губернии, промысел наименее был развит.
    По производствам все деревообделочники распределялись таким образом:
    1. экипажное производство;
    2. столярно-токарное;
    3. бондарное производство;
    4. производство примитивных сельскохозяйственных орудий;
    5. производство изделий из лыка;
    6. производство изделий из прута;
    7. производство изделий из лубка;
    8. выжигание угля.
    Здесь в первую группу входили: колесники, санники, тележники, дужники и оглобельщики;
    – во вторую группу: мебельщики, производители оконных рам, молотилок и веялок, прялочники, гребенщики, ящичники и пр.;
    – в третью – производители бочек, кадок, ушатов, ведер, черпаков, обручей (которыми стягивали бочки) и прочего бондарного товара;
    – в четвертую – производители деревянных борон и сох;
    – в пятую – производители лаптей и решёт;
    – в шестую – производители корзин и плеток;
    – в седьмую – изготовители коробов для упаковки самоваров.
    Изготовление лаптей.
    Промысел встречался по всей губернии, но главная масса кустарей-лапотников находилась в Куракинской волости Богородицкого уезда (теперь это Киреевский район) и в волости Володьковской Белевского уезда. Работали семейно и заняты были практически круглый год, всё свободное от сельскохозяйственных работ время. Разделения труда не существовало.
    Инвентарь лапотника несложный: нож, колодка, деревянная свайка. Сырье своё, или покупалось на базаре готовое лыко, или лыко драли в липовых рощах у местного помещика. Сбыт производился чаще всего по базарам, редко скупщику.
    Изготовление решет.
    Было сосредоточено в Хрущевской волости Тульского уезда.
    Корзиночное производство.
    1/3 всех корзинщиков находилось в Торховской волости, остальные разбросаны по всей губернии.
    Разделение труда заключалось в том, что дети и женщины занимались чисткой хвороста, а плели взрослые мужчины. Иногда и женщины занимались плетением корзин, но значительно реже.
    Изготовление коробов для упаковки самоваров.
    Коробовщики, изготовляющие лубяные короба для упаковки самоваров, почти все находились в Хрущевской волости.

  2. Аннотация

    Прошлое нельзя вернуть. Как сохранить и удержать то немногое, что способна вместить человеческая память, что может рассказать пожелтевшая от времени ветхая бумага? Кто будет знать о нас, о наших словах, поступках, мыслях? Все это станет добычей «прошлого», исказится, забудется… Остается только надеяться, что найдется хотя бы один человек, который будет помнить о нас и верить, что наша жизнь не прошла напрасно. Мы же должны стараться сохранить память о тех, кто жил до нас. Заботиться о возрождение, сохранение и развитие традиционной народной культуры, народных промыслов и ремесел, хранить ту небольшую часть «прошлого» и поделиться ею с потомками: помнить и верить!

    Тульские народные промыслы имеют глубокую историческую традицию, восходящую к языческим временам славянского племени вятичей. В своем развитии они испытали могучее влияние христианской культуры. Определенное воздействие на них оказало местное сырье и другие природные факторы. Решающую роль в формировании своеобразных художественных традиций сыграли даровитые мастера, прославившие произведения народных промыслов Тульского края как в России, так и во многих странах мира.

    Тульские народные промыслы имеют глубокую историческую традицию, восходящую к языческим временам славянского племени вятичей. В своем развитии они испытали могучее влияние христианской культуры. Определенное воздействие на них оказало местное сырье и другие природные факторы. Решающую роль в формировании своеобразных художественных традиций сыграли даровитые мастера, прославившие произведения народных промыслов Тульского края как в России, так и во многих странах мира.

    В настоящее время в Тульской области активно развиваются и пользуются популярностью 43 вида промыслов и ремесел, в которых работают более 1000 мастеров декоративно-прикладного творчества.

    Традиционными народными ремеслами Тульской области являются:

    филимоновская глиняная игрушка (Одоевский район, г. Тула);

    тульская городская глиняная игрушка, в народе «Тульские князьки» (г. Тула);

    коклюшечное кружевоплетение «Белёвское кружево» (Белёвский, Новомосковский, Ленинский районы, г. Тула);

    изготовление пряничных досок (г. Тула);

    Белёвская глиняная игрушка (Белёвский район)

    Богородицкая игрушка

     Врезанная инкрустация    

    Филимоновская игрушка

    Монолитное, скупое на детали изображение: неширокая юбка-колокол плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В руках – птичка-свистулька. Скупость формы замечательно компенсируется нарядностью и весёлостью бесхитростного орнамента: разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки…

    Филимоновская игрушка

    В середине XIX века промысел был уже известен далеко за пределами Одоевского уезда. Семьдесят пять из ста домов в Филимонове кормились гончарством. Как и везде, посуду делали гончары-мужчины, а игрушки-свистульки – женщины, за что окрестные жители прозвали их «свистуличницами». Богатые залежи хорошей глины «синики», запасы которой находились лишь вокруг Филимоново, послужили основой возникновения здесь гончарного ремесла. Вязкая, однородная, как тесто, эта глина легко мнется и формируется, позволяет свободно вытянуть форму игрушки целиком. По пластической выразительности филимоновская игрушка ярче любой другой русской игрушки.

    Глина – удивительный материал. Он мягкий и податливый, но вместе с тем твердый как камень. Глиняные изделия очень хорошо сохраняются в земле и могут многое поведать пытливому исследователю. Держишь ты в руках игрушку – и видишь отпечаток каждого пальца мастера, ее сделавшего. И знаешь, что его уже двести или триста лет как нет в живых, что ребенок, забавлявшийся этой игрушкой, давно вырос, состарился и умер и даже его внуки и правнуки тоже уже состарились и умерли. И только теперь ты действительно понимаешь избитое, давно услышанное где-то выражение «живая история».

    Филимоновская игрушка

    Отличает филимоновскую игрушку своеобразный колорит росписи. При раскрашивании игрушки используется всего три цвета: малиновый, желтый и синий. Чтобы добиться более интересного цветового решения, игрушку в нужных местах прокрашивают желтой краской, а сверху накладывают малиновый или синий. В сочетании с желтым эти цвета становятся красным или зеленым. Животные традиционно расписываются разноцветными полосками поперек туловища и шеи. Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко. Их шляпки украшены разноцветными полосками, а на ворот кофты, на юбку и штаны нанесен орнамент из звезд, кругов, треугольников и других узоров, символизирующих землю, воду, засеянную пашню, солнце.

    Филимоновская игрушка

    Традиционными сюжетами игрушек были «барыни» (символ Матери – сырой земли, Великой богини природы, олицетворение плодородия, продолжения рода) и «солдаты», а также «всадник» (символ защиты людей и животных), реже «крестьянин».

    Почти все  скульптурки  – свистульки, а свист, крики, громкие удары в глубоком прошлом служили магическим средством отпугивания враждебных сил. Среди всего многообразия самым распространенным и любимым является образ птицы. В русском народном искусстве она утвердилась как символ солнца, тепла, света, воздушной стихии, вестник счастья, урожая.

    Новую жизнь и широкую популярность во второй половине XX века древнейшему игрушечному промыслу подарили поколения мастеровых династий Дербенёвых, Евдокимовых, Зайцевых, Карповых, Масленниковых.  Традиция филимоновской игрушки продолжается вот уже пятое столетие. Cегодня выросло новое поколение художников, которое помнит, любит, сохраняет, использует эту традицию.

    Тульская городская игрушка

    Тульская городская игрушка – новый тип игрушки, который появился в тульском крае во второй половине 19 века в виде стройных, изящных барынь. Это уже не столько игрушки, сколько декоративные статуэтки, вобравшие в себя черты городской культуры.

    В «Памятной книжке Тульской губернии за 1895 г.» есть сведения о том, что практически с момента основания города в той его части, которая находилась за рекой Упой, была сформирована гончарная слобода «Большие гончары», где издревле жили талантливые мастерицы и возник городской игрушечный промысел. Он  просуществовал до революции. Затем игрушка была забыта. Уникальное мастерство, казалось, кануло в Лету…

    Тульская городская игрушка

    Продолжила традиции старой игрушки тульская художница Ирина Кузнецова. В 90-е годы прошлого столетия она изучала подлинники в художественных музеях, создавала копии и  разработала свою  авторскую коллекцию.

    Очень непросто было начинающим мастерам тульской городской игрушки работать в возрождающемся промысле и осваивать его. Они изучили сохранившиеся архивные материалы и труды и  занялись восстановлением и развитием этого ремесла.

    В настоящее время работы мастериц тульской городской игрушки экспонируются не только в музеях Тулы и Тульской области, Москвы, Санкт-Петербурга, Брянска, Севастополя, но и в коллекциях таких государств, как Швейцария, Болгария, Италия, Испания, Турция, Англия, Америка.

    Тульская городская игрушка

    Уникальность тульской городской игрушки заключается в особой  технологии лепки: тульские мастера лепили свою миниатюру по частям, анатомически точно вылепливали черты лица, пальцы рук, уши, волосы, элементы украшений, рюши, оборки…  Эта особенность лепки определила и характер игрушки. Старые мастера с истинно народной наблюдательностью передавали внешний облик князьков, их манеру держаться, красоту дамских туалетов. Они служили для украшения домов.

    В росписи игрушек присутствует несколько цветов, однако, один из них является доминирующим. Используемые тона – как пастельные, так и чистые, открытые, иногда яркие. Палитра красок – строгая, несколько сжатая. В росписи присутствуют такие элементы как линии, черточки и елочки.

    Тульская городская игрушка

    Своеобразие художественного стиля тульских скульптурок, названных   «барынями» или «князьками» определяется, прежде всего, неповторимой пластикой с устремленным вверх стройным силуэтом. Эти «барыни» необыкновенно изящные:  до 30 сантиметров в высоту, под зонтиками, одетые в длинные платья, шляпки, жакеты, пелерины разнообразных фасонов и цветов.

    Белёвская глиняная игрушка

    Возникновение гончарного промысла на территории города Белёва и его окрестностей может относиться примерно к 17-18 вв. Именно тогда были найдены первые игрушки, теперь уже известные далеко за пределами города  – коньки, утицы, погремушки. Белёвский район отличается большим количеством глины, имеющей гончарные свойства. Она была удивительно хороша и жаростойка. Из нее делали посуду, а игрушку лепили для забавы.

    Но, безусловно, прославила Тульский край белёвская глиняная игрушка «Белёвская барыня». Она, по сути, является визитной карточкой промысла, его главной стержневой основой.

    Белёвская глиняная игрушка

    Помимо основного варианта с зонтиком, мастера разработали фигурки без зонтика, но с каким-либо животным на руках. Низ юбки расписывается сеточкой – упрощенное изображение белёвских кружев. В росписи используются мягкие пастельные тона: палевые, серые, розовые, охра, бирюзовый, ультрамарин.

    Долгое время промысел был в забвении, пока в конце 20 в. И.А. Ивановым, уроженцем Белёва,  началось его возрождение. Именно в эти годы белёвская игрушка получает широкое признание среди коллекционеров и просто любителей прекрасного, ее приобретают ведущие музеи страны и даже музей глиняной игрушки в Италии. 

    В настоящее время возрождением и  развитием этого традиционного промысла занимается преподаватель Белёвской детской  школы искусств Жиляев Юрий Николаевич. По сохранившимся зарисовкам, немногочисленным находкам он восстанавливает игрушку, активно сотрудничает с археологами и краеведами.

    Белёвская глиняная игрушка сегодня переживает свое второе рождение.

    Белёвское кружево

    Особым явлением народной культуры Тульской губернии является Белёвское кружево, неповторимое в своем очаровательном узоре, незамысловатое и аристократически изящное. Изготовлением кружев первыми в Тульском крае начали заниматься монахини Белёвского Крестовоздвиженского монастыря. Мерное кружево из золотой и серебряной нитей плели на коклюшках и применялось оно исключительно для отделки платьев высокопоставленной знати и праздничных одежд священнослужителей.

    Белёвское кружево

    Изготовление кружев не требовало особых приспособлений. Орудия и инструменты для плетения были следующие: подушка, лукошко, коклюшки, булавки и бумага для сколок (рисунок кружева).

    Белёвское кружево заключается в чрезвычайной простоте геометрических мотивов, замкнутым орнаментом, состоящим из разнообразных тесемок, квадратов, «паучков», «змеек», которые, сцепляясь между собой, образуют неповторимые узоры и сочетания. Тонкий орнаментальный узор и фон становятся неразъединимы и воспринимаются единым целым. Эти кружева плетут из шелковых, тонких льняных и хлопчатобумажных ниток. Больших вещей кружевницы не выплетали, ограничивались в основном  косынками, накидками, шарфами, мантильями, вуалетками. Кокетки – это главный ассортимент  белёвских кружевниц. Выплетали они также и шторки на божницу, и покрывала для подушек, и сухарницы, и скатерти.

    Белёвское кружево

    Работы, выполненные в белёвском стиле, выявляют и подчеркивают самобытность, индивидуальность и красоту человека. Может быть, поэтому во Франции, в Париже, на родине хорошего вкуса, оно принималось часто за свое, французское.

    С 70-х годов 20 века и до сегодняшних дней мастерицами-энтузиастками предпринимаются усилия по возрождению старинного промысла.

    Кружево по-прежнему пользуется большой популярностью, оно является изысканным украшением костюма и интерьера. Настоящее ручное кружево ценится всегда – и в 17 веке и в 21-ом. Все это говорит о том, что промысел этот не умирает, а продолжает жить.

    Пряничные доски

      И, стало быть, всемирную славу, призы, медали и дипломы, что получают туляки за него много лет, по праву делят резчики досок. Пряничные доски  являются памятниками русской культуры и представляют особый интерес в области декоративного искусства. Благодаря  красоте и изяществу резьбы пряничных досок, сами пряники, это древнее русское лакомство, могут рассматриваться как авторские живописные полотна. Искусство пряничных досок  складывается из четырех основных тематических направлений: древнейшая народная символика, восточный орнамент, западные мотивы, реалистические образы и темы окружающего мира.  Обязательно вырезалось имя мастера, инициалы фабрикантов, название города.     Надписи были поздравительные, юбилейные или соответствовали происходящим событиям.

    Пряничные доски

    Пряничные  доски отличаются простотой  композиции, но встречаются среди них довольно богатые и сложные орнаментальные убранства: корзины с цветами, короны, гроздь винограда, которые отличаются тонкостью  узора и вычурным изяществом. Четкий узор на доске придавал прянику нарядный вид.

    Изготовление деревянных форм-матриц  – целое искусство. Резьбе придавалось особое значение. Красота печатного пряника, в конечном счете, зависела от фантазии и таланта мастера. Даже в Туле резчиков пряничных досок на пальцах пересчитать. Многие пытались овладеть этим ремеслом. Доски делали  из твердых пород  дерева (береза, груша) брали самую крепкую часть – комель, выбирая дерево еще в лесу, на корню. Его нарезали на дощечки. Древесина выдерживалась, словно для дорогих музыкальных инструментов от пяти  до двадцати лет. И только после этого мастер наносил узор, обязательно в зеркальном отражении.

    Пряничные доски

    Лучшие резчики пряничных досок 20 в. были в династии Соколовых (отец, сын, внук). Большую и интересную коллекцию досок их работ имеет музей «Тульский пряник» и краеведческий музей.   Более полувека занимаетсяся этим сложным делом известный в Туле резчик народный мастер России Николай Васильевич Горчаков. Все доски Горчакова резаны по его рисункам. Это, конечно же, тульская тема: Левша, сидящий перед наковальней, выполняющий тонкую, по-настоящему художественную работу, требующую и смекалки, и сноровки, и терпения. Это толстовские, яснополянские сюжеты: на досках видны и въездные башенки в усадьбу писателя, и дом Л.Н.Толстого, и Литературный музей. Проработана каждая деталь обстановки усадьбы, пейзажа.

    И, несмотря на широко развитую автоматизацию в кондитерской промышленности, пряничный труд по-прежнему остается ручным, ведь искусство на поток не поставишь.

    Богородицкая игрушка

    Тульские пряники, самовары, филимоновская игрушка и, конечно, оружие – это не просто символы, это региональные бренды. Однако малоизвестных ремёсел на тульской земле достаточно. К примеру, искусство лепки и росписи богородицкой игрушки – еще одной гордости Тульского края, не похожей ни на какие другие.

    Богородицкая игрушка

    К 500-летию Куликовской битвы богородицкие мастера создали игрушку не похожую ни на одну другую и назвали ее “Поединок”. Игрушка представляет из себя фигурки двух воинов, восседающих на своих боевых коньках лицом друг к другу – они символизируют бой между русским воином Пересветом и татаро-монгольским воином Челубеем. Но название свое игрушка получила из-за своего прямого назначение – в игрушку-свистульку должны одновременно дуть двое – своеобразный поединок “кто кого передудит”.

    В Богородицке живёт Виктор Потапов – единственный в России мастер, который владеет секретом изготовления старинной богородицкой игрушки и который вот уже 20 лет пытается возродить промысел, когда-то прославивший город. Благодаря его подвижничеству сегодня известны порядка 30 разных ее видов: коньки, утицы, тройки, седаки и другие игрушки. Изготавливает изделия мастер из местной глины.

    Врезанная инкрустация

    Декоративное оформление кованых изделий осуществляется путем зачеканивания в подготовленную поверхность или в специальные канавки цветного металла (золота, серебра, алюминия и др.). Этот способ украшения оружия, доспехов, а также бытовых столовых предметов очень древний и широко применялся у кузнецов-оружейников Киевской Руси, на Кавказе, а позднее — на тульских, ижевских и златоустовских оружейных заводах. Всечка, или врезаная инкрустация, проводится путем зачеканивания тонкой проволоки, полосы или фрагмента из листового металла.

    Врезанная инкрустация

    В первом случае рисунок гравируют (штихелем или зубильцем) по контуру углубленной канавкой с сечением типа «ласточкин хвост»

    Традиционные народные ремесла

    Тула славится как город мастеровых людей – оружейников, самоварщиков, гармонных и прочих мастеров. На территории Тульского края известно много промыслов, ремесел и производств, необходимых для жизнедеятельности человека. Вместе с традиционными народными ремеслами в Тульской области возрождаются такие виды декоративно-прикладного искусства как: резьба по дереву, плетение из лозы, вышивание, ручная ковка по металлу (Узловский и Алексинский район), гончарное  дело, плетение лаптей (Богородицкий район), инкрустация дерева металлом и перламутром (всечка).

    Приобретают все большую популярность современные виды творчества: цветная графика, авторская керамика, инкрустация, изделия из стекла, цветы из ткани, гильоширование, фриволите, мукосол (тестопластика), бисероплетение. 

    Список используемых Интернет-ресурсов

    http://www.tuladnt.ru/

    http://www.filimonovo-museum.ru/

    http://turforum-tula.ru

    http://www.samsmasteril.ru

    http://www.ya-zemlyak.ru

    http://рполе.рф

    http://pryanik-tula.ru

    http://btula.ru

  3. Региональный  компонент по литературе
    Сочинение ЭССЕ «Край наш Тульский» ученицы 9 кл Малаховой Натальи  МКОУ «Баскаковская СОШ»
    Хороших городов не счесть
    Любой в отцы, друзья годится,
    Но коль туляк – он век гордится,
    Что среди них и Тула есть,
    Где довелось ему родиться!                                                                                                                            И.Костин
    Тульский край таит в себе неиссякаемый источник познаний. В истории России наш край сыграл очень важную роль.
    Тульский край богат литературными памятниками. На Тульской земле  трудились такие писатели: И.С.Толстой. Н.Лесков, А.П.Чехов и другие. Например, И.С.Тургенев, написав рассказ «Касьян   с  Красивой Мечи», сделал известной реку, обозначенную не на каждой карте . Все реки нашего края, кроме Оки, берут начало на его территории. Текут они медленно, спокойно петляя в чудесных по своей красоте берегах. Не напрасно одну из них назвали Красивая Меча. Красивая Меча берет начало в Тепло-Огаревском районе, недалеко от центральной усадьбы  бывшего колхоза «Весна». Протекает она по узкой, сильно извилистой долине, среди высоких  и крутых берегов по территории Воловского, Каменского и Ефремовского районов и за пределами Тульской области впадает в Дон. Места эти особенно живописны в среднем течении Красивомеченской Мечи. Не случайно их называют «Русской Швейцарией» .
    «Река красивая, река живописная, очаровательная Мечь!»… В иную минуту ее небо  принять за небо Швейцарии!» – так говорится  о Красивой Мече в произведении писателя Н.Ф.Павлова «Ятоган».
    Много в нашем крае источников минеральных вод, имеющих лечебное значение. имеются такие озера, которые невелики по размеру. Самые большие из них Иван- озеро, Шиловское и Журель. Небольших, проваленных озер в краю много.
    Помимо природных богатств Тульская земля славится историческими местами, сооружениями. Например Куликово поле ,знаменитый Тульский Кремль, Тульский оружейный завод, славившийся своим оружием, выпускающий его по сей день.
    Особая судьба у Тулы, оказавшейся на одном из важнейших перекрестков истории государства русского. С  момента своего возникновения  волей необходимости она стала городом – воином и на протяжении длительного времени надежно охраняла от набегов кочевников южные подступы к Москве.
    Позже, когда границы государства значительно расширились, Тула потеряла значение сторожевой крепости. И воинские доспехи она сменила на фартук кузнеца.  С упорством и прилежанием  туляки осваивали «железное дело», ладили ружья, пики. Над жителями города иногда добродушно подшучивают: туляк – железная душа. Имеется в виду, конечно, то, что тульский мастеровой не мыслит своей жизни и работы без  металла. Когда над страной гудел тревожный набат, туляки достойно встречали врагов.  Город вновь становится непробиваемым щитом и неприступной крепостью. За всю свою историю Тула ни разу не покорилась захватчикам, ни разу  не пропустили к сердцу страны – Москве.
    Конечно, в Тульском крае и в самой Туле есть еще много знаменитых мест и памятников культуры, поэтому каждый человек, родившийся на земле Тульской, должен гордиться своей Родиной.

  4. Иван
    Как известно, на русской земле издавна было много ремесленников и различных умельцев, руками которых создаются самые невероятные изделия. По сей день, они ценятся во всём мире, так как каждое изделие содержит частичку души автора и любой камень, дерево либо глина будто оживают в руках мастера.
    Истории известны различные народные промыслы. Древнейшим из них, бесспорно, является гончарство. Многие считают, что в этом искусстве нет ничего сложного. Но на самом деле всё не так просто. Ведь, чтобы оживить простой кусок глины, необходимо обладать невероятным талантом и мастерством.
    В гончарное мастерство входит художественная лепка, изготовление сосудов различной формы и керамика. Глина является самым податливым природным материалом. Она фиксирует каждое касание руки мастера. Но кроме глины может быть использован воск, гипс и пластилин. При работе с этими материалами нередко используется литьё и резьба.
    Однако самым доступным материалом для народного художественного промысла является древесина.
    Ещё несколько веков назад изделия народных промыслов обеспечивали русский народ всеми необходимыми вещами для жизни. Существовали следующие виды народных промыслов: экипажный, мебельно-столярный, ложкарный, корзиночный, бондарный и многие другие.
    Сейчас народные художественные промыслы представляют собой отрасль художественной промышленности. Все предприятия объединяют всех художников и мастеров этого искусства. Особенностью народного промысла является коллективность и использование преимущественного ручного труда.
    Все современные промыслы сохраняют исторические традиционные приемы и формы. Благодаря этому, народное искусство живёт по сей день и успешно применяется в обстановке современного дома, украшая его и внося в него частичку традиций и самобытности. http://vereyamuseum.ru/rasskazyvaem_o_narodnyh_umelcah

  5. Русская земля богата и славна талантливыми мастерами- ремесленниками, практически каждый регион нашей страны известен своим каким-то особенным видом рукоделия, тайны которого передавались из поколения в поколение и навсегда прославили свою малую Родину на весь мир. Например, вспоминая о древнем русском городе Тула, сразу на ум приходят такие ассоциации как тульский самовар, тульское оружейное мастерство и конечно тульский пряник, пожалуй, одно из самых известных лакомств, как в России, так и за рубежом, которому даже посвящен тематический памятник и открыт «Музей пряника».

    История происхождения лакомства

    Популярное как среди простого народа, так и у знати такое лакомство как пряник появился, конечно, не в Туле. Но все-таки именно там, в конце 17 русские мастера-умельцы научились это делать настолько филигранно и оригинально, что возвели изготовление печатного тульского пряника в особый вид кондитерского мастерства, привив огромную любовь и интерес к этому удивительному русскому «пряничному шедевру». Тульский пряник даже уважительно величали «Государь» и подавали как особый деликатес на праздничных застольях, его любили все и крестьяне, и дворяне от мала до велика.
    (С 1973 года в СССР пряничные традиции продолжает кондитерская фабрика “Ясная поляна” )
    Некоторые историки-исследователи утверждают, что пряничный промысел возник в Туле намного раньше, чем оружейный, самоварный или гармонный. Первые упоминания о тульском деликатесе были найдены в книге «Старинные производства Тульского края», в соответствии с данными которой было понятно, что пряники на территории Тулы пеклись в 1685 году, медовые и мятные, а также особые «печатные» с затейливыми рисунками, орнаментами и сюжетами. Также там же делали маленькие пряники, которые в народе назвали «жамки», они были небольшого размера, без декоративных украшений, с добавлением орехов, мятых и различных пряностей.

    Особенности изготовления

    Тульские пряники выпекались из ржаной муки, с добавлением масла, меда, патоки, букета пряно-ароматических приправ, с пропиткой и без, слоеные и с начинкой из ароматного малинового, абрикосового, яблочного и вишневого варенья или повидла. Они могли быть лепные, заварные, печатные, самые разнообразные по форме (круглые, овальные, прямоугольные, фигурные) и размеру, в виде различных фигурок животных и птиц (их особенно любили самые маленькие лакомки). Сверху наносилась особая сахарная глазурь, которая подчеркивала узорчатость орнаментов и придавала поверхности красивый глянцевый вид.
    (Старые деревянные формочки для выпечки пряников)
    Печатными пряники назывались потому, что для придания формы и получения особых декоративных элементов, таких как разнообразные рисунки, сюжетные сценки, витиеватые надписи, тесто для пряников прессовалось в специальные деревянные формовочные доски, на которых умелыми руками мастеров по дереву были вырезаны орнаменты и рисунки. Повторенные до мелочей, они появлялись сначала на сыром тесте, а потом и на готовом изделии. Вырезались эти специальные доски обычно из ствола березы или груши, их толщина составляла примерно около 5 см, их очень долго сушили (до 20-ти лет), края заделывали смолой или воском, и только потом наносилась резьба.
    (Виды тульских пряников самых разных форм с надписями и затейливыми узорами)
    Пряничные доски делили на пять видов:
    Фигурная. Прямоугольная форма, не слишком сложная резьба, её глубина самая разнообразная;
    Штучная. Изображались различные орнаменты, мелкоузорная выемка. В основном изготавливались для простых людей, детей;
    Наборная. Доска состояла из нескольких частей, применялась для выпекания сразу нескольких небольших пряников;
    Почетная. Доски большого размера, рассчитанные на пряники весом до десятка килограммов.
    Городская. Небольшая доска с краткой резной надписью о названии города, в котором этот пряник был сделан.
    Тульский краеведческий музей до сих пор хранит для потомков резные деревянные доски для печатных пряников, на которых нанесены инициалы известных в свое время тульских мастеров-прянишников: СК – Семен Кузьмич, Щ – Щукин, РГ – Роман Гречихин, ТГ – Тула, Гусев.
    (Раскатывается тесто для пряника, а затем помещается в деревянную формочку с узорами и буквами)
    Профессия пряничного мастерства, как и рецепты приготовления этого знаменитого лакомства, передавались по наследству, и существовали целые династии умельцев, мастеров выпечки этого удивительного русского шедевра пряничного искусства.
    (Готовые прянички румянятся в печи)
    Тульский пряник у наших предков считался дорогим подарком, который дарили любимым и родным людям. Бытовало поверье, что он обладает особым лечебным даром и способен помочь при некоторых болезнях. Для таких пряников на формовочных досках вырезали инициалы архангелов, дабы они защитили человека от напастей и помогли ему справиться с его хворями.

  6. 6
    Текст добавил: ((=пРост0 сЕкаЗнаЯ бЭйбА=))

    Мы глубоко убеждены, что народное декоративно-прикладное искусство родного края призвано содействовать целостному оптимистическому мироощущению человека, восприятию духовно-эстетических ценностей, заключенных в народном орнаменте, в образах народного искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства родного края способствуют формированию исторической памяти, особых навыков мышления, определяемых постижением данного вида искусства как особого типа художественного творчества, связывающего настоящее с культурным прошлым малой родины.
    Предметом научного изучения народное декоративно-прикладное искусство Тульского края стало во второй половине XIX в. Конкретные историко-географические и социально-экономические условия существования Тульского края привели к тому, что прикладное искусство в этом регионе нашло воплощение в виде художественного ремесла, развивавшегося в двух формах. Это, во-первых, домашнее ремесло как неотъемлемая часть крестьянского хозяйства. Во-вторых, организованное ремесло как основной вид деятельности мастеров-прикладников.
    Декоративно-прикладное искусство Тульского края создавалось на протяжении столетий. При этом многие поколения мастеров, передававшие своё искусство непосредственно из рук в руки, вырабатывали своеобразные черты и традиции. В результате сегодня мы располагаем полученным в наследство от предков самобытным многогранным искусством, которое необходимо бережно хранить, творчески развивать и передавать следующим поколениям.
    Эстетическая культура и декоративно-прикладное искусство Тульского края донесли до наших дней вековые традиции народа, которые не должны быть утеряны и стёрты урбанизированной массовой культурой. Изучение детьми декоративно-прикладного искусства родного края имеет особое значение в повышении общего уровня эстетического и художественного образования учащихся, приобщения их к эстетическим ценностям.
    Из вышесказанного можно сделать вывод, что знакомство младших школьников с изделиями тульских мастеров во всём их многообразии позволит учащимся получить представление об особенностях народного художественного творчества родного края, углубит их естественный интерес к декоративно-прикладному искусству, окажет плодотворное положительное влияние на развитие как эмоциональной сферы, так и  эстетических вкусов, идеалов ребёнка.
    Так как в условиях обучения приобщение к эстетическим ценностям предполагает овладение индивидом этими ценностями, они должны быть включены в содержание начального образования.
    К народным художественным промыслам Тульского края мы можем отнести следующие:
    1.Замочное и скобяное производство.2. Литье и ковка решеток и т.п.. 3. Декоративная отделка оружия (гравировка, чеканка, резьба, всечка, инкрустация и т.д.) 4. Тульские пряники, резьба пряничных досок. 5. Тульские самовары. 6.Филимоновская игрушка.  7.Тульская городская игрушка. 8.Деревянная домовая резьба. 9.Белевское кружево. 10.Гармонное производство. 11.Народный костюм и вышивка.
    Подробное знакомство с народными промыслами Тульского края осуществить самостоятельно через печатные издания и посещение музеев.

  7. Старинные самовары. Фотографии с сайта “Частная коллекция Михаила Борщёва”
    Чтобы быстрее реализовать свою продукцию, предприимчивые фабриканты нередко прибегали к различным приемам для украшения своих изделий.
    Так, экспонент, получая похвальный лист, на котором был изображен двуглавый орел, ставил на свои изделия громадного размера государственный герб.
    Получалось общее впечатление, что экспонент имеет награду – государственный герб.
    Клейма, поставленные на самоваре, регистрировались Министерством торговли.
    Фабрикант, самовольно поставивший клеймо на самоваре, подвергался штрафу или заключению в тюрьму на срок от четырех до восьми месяцев.
    Подвергался наказанию и фабрикант, хранивший товар или продавший самовар с самовольно поставленным клеймом.
    Стремление к удешевлению производства привело к стандартизации форм самоваров.
    Широкое распространение получили так называемые самовары рюмкой, банкой.
    Простотой в производстве, а вместе с тем скромностью и изяществом отличались самовары, предназначенные для массового потребителя.
    С 80-х годов XIX века самовары стали покрываться никелем.
    Самовары “рюмкой” и “банкой” (конец XIX века).
    Фотографии с сайта “Частная коллекция Михаила Борщёва”
    Одним из крупных предприятий, основанных на базе самоварной фабрики Шемариных, стала фабрика им. В. И. Ленина, самовары которой считались лучшими в Туле. Она выпускала самовары с 1922 по 1931 год.
    В 50-х годах произошло объединение всех самоварных предприятий Тулы в одно. Завод «Штамп» единственный в городе стал выпускать самовары.
    http://samovar.holm.ru/istr03_r.htm
    Самовары начала XX века. Фотографии с сайта “Частная коллекция Михаила Борщёва”
    ЗА САМОВАРОМ – ТОЛЬКО В ТУЛУ
    Машиностроительный завод «Штамп» имени Б.Л. Ванникова – ведущее предприятие страны по изготовлению самоваров.
    В 1956 г. тульский завод «Штамп» освоил выпуск электрических самоваров, с 1964-1987 гг. – самовары-сувениры «Ясная Поляна». Это в 56 раз уменьшенная копия самовара, находящегося в музее-усадьбе Л. Н. Толстого.
    С 1977 г. на заводе «Штамп» изготовляются комбинированные самовары, совмещающие принцип действия как жарового, так и электрического самовара.
    Завод «Штамп» выпускает более 20 видов самоваров, продукция его экспортируется во многие страны мира. Годовой выпуск самоваров – более 1,5 млн. шт.
    Не стареет мастерство тульских умельцев. Ныне на заводе, помимо серийного выпуска, делают и подарочные самовары, которые выполнены с большим художественным вкусом. Безгранична выдумка тульских самоварщиков, и не зря же о туляках сложили пословицу: «Дай туляку кусок железа – он сотворит чудо».
    http://samovars.tula-oblast.ru/
    Современные самовары. Фотографии с сайта “ФГУП Машиностроительный завод “Штамп””
    МУЗЕИ САМОВАРОВ
    ФГУП машиностроительный завод «Штамп» им. Б.Л. Ванникова – одно из старейших предприятий г. Тулы, – более 110 лет занимается выпуском самоваров и самоварных принадлежностей.
    Именно здесь собрана интереснейшая коллекция старинных и интересных самоваров, которая насчитывает более 400 образцов.
    Возраст музея достаточно молодой. Целенаправленная собирательская работа началась на заводе в конце 60-х годов XX века.
    Коллекция пополнялась не только самоварами, но и старинной посудой, предметами быта, редкими документами и фотографиями по истории самоварного производства и истории завода.
    Сейчас в заводском музее собраны самовары самых разных форм и фасонов. Перед посетителями предстают тульские, московские петербургские, владимирские, ярославские и польские самовары.
    По ним можно проследить историю самоварного производства с XVIII века до сегодняшних дней. Есть в коллекции крестьянские, мещанские, купеческие, дворянские и царские самовары.
    http://www.shtamps.com/catalog/page_11.htm
    В 1990 г. в доме № 8 по улице Менделеевской был открыт музей «Тульские самовары» – филиал музейного объединения «Тульский областной историко-архитектурный и литературный музей».
    Основу экспозиции музея составила коллекция самоваров, собранная в различные годы в объединении «ТОИАЛМ».
    Среди уникальных образцов конца XVIII в. – «сбитенник» – предшественник самовара, сосуд для приготовления сбитня – напитка из трав, пряностей, меда; самовар первой тульской мастерской Лисицыных. Самовары первой половины XIX в. представлены образцами фабрик Сомовых, Маликовых и др.
    В экспозиции музея представлены медали, полученные Н. Баташевыми на Всемирных выставках в Париже (1889), Чикаго (1893), Лондоне (1909), на Всероссийских выставках в Москве (1882), Нижнем Новгороде (1896).
    Самоварное производство Тулы второй половины XIX – нач. XX вв. представлено «Товариществом паровой самоварной фабрики наследников В. С. Баташева в Туле» – одной из наиболее крупных и известных тульских фабрик. В экспозиции также представлены мемориальные предметы-фотографии членов семьи, портрет А. С. Баташева – одного из братьев.
    Среди наиболее уникальных изделий фабрики 5 миниатюрных самоваров, подаренных в 1909 г. от Баташевых детям императора Николая II.
    Самовары советского периода 20 – 40 гг. представлены интересными образцами: ваза «Турецкий кальян», самовар-ваза – подарок С. И. Степанову, директору Тульского патронного завода в 30-е годы; самовар 1949 г. к 70-летию И. В. Сталина.
    http://www.gotula.ru/tula/32.htm
    Издавна о самоваре складывались пословицы («Самовар кипит – уходить не велит», «Где есть чай, там под елью рай»), песни, стихотворения.
    В чем заключается притягательная сила самовара, почему он остался наиболее устойчивым атрибутом домашнего уюта, можно понять, только поняв особенности русской традиции – чаепития.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *