Сочинение на тему народный характер в поэме василий теркин по плану

7 вариантов

  1. В основе своего содержания произведение не несет негативного, угнетающего характера, отражающего весь ужас Великой Отечественной войны. Нет. Напротив, автор показывает другую сторону происходящих событий. Задор, стремление, которое не теряет ни в коем случае Теркин, даже заряжает и вдохновляет на подвиги ради своего народа. «Танк – он с виду грозен очень, а на деле глух и слеп».
    По ходу чтения, строки льются несложным и понятным слогом. Поэма сама по себе, как норов простого русского бойца. Дух патриотизма не выпячен с фанатизмом. Он легко скользит по всему произведению, постепенно вовлекая в истории, рассказанные очевидцем. Условия существования солдат, конечно, не внушают ощущения комфорта. Идет война. И каждый день может оказаться последним. Но и здесь не теряет самообладания русский богатырь – весельчак и балагур. Автор описывает солдатскую «постель»: «Тяжела, мокра шинель, дождь работал добрый. Крыша – небо, хата – ель, корни жмут под ребра…» Для солдата сон, где бы он ни был, остается полезным.
    (Александр Твардовский, автор “Василия Теркина” на фронте)
    Пока не сломлен дух, пока душа рвется жить – народ непобедим. Василий был ранен, но рана зажила, и он к ней относится с равнодушием – была, и нет! И снова на фронт, и снова он в строю – «Видно, бомба или пуля не нашлась еще по мне», смеется Теркин. Этот сказ, повествующий разные истории одного служивого, который нипочем не хотел сдаваться. Как и многие такие в любой роте, по всей России. Падать на колени, испытывать боль, подниматься и снова идти вперед – вот она суть народа, чьим представителем стал простой русский парень.

  2. Поэма Александра Твардовского “Василий Теркин” с газетного листа шагнула в ряд бессмертных произведений русской литературы. Как и всякое великое произведение, поэма Твардовского дает правдивую картину эпохи, картину жизни своего народа.
    Поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин» — народная, вернее солдатская поэма. Ее главная идея заключается в показе борьбы людей ради мира, ради жизни. Она представляет собой целую энциклопедию жизни бойца. Главный герой — воплощенный в образе Василия Теркина народ на войне в самых разнообразных ситуациях и эпизодах. Твардовский смог создать типичный образ русского солдата, с его плюсами и минусами. Перед нами предстает человек, который любит свою Родину и не жалеет своей крови ради нее, который может найти выход из трудного положения и шуткой скрасить фронтовые трудности. Теркин — весельчак, он за словом в карман не полезет. На мой взгляд, главная черта его характера — любовь к родной стране. Герой постоянно вспоминает о родных местах, которые так милы и дороги его сердцу. Не может не привлекать в Теркине также и милосердие, величие души: на войне он оказывается не из-за воинского инстинкта, а «ради жизни на земле» ; поверженный враг вызывает в нем только чувство жалости. Он скромен, хотя и может иногда прихвастнуть, говоря друзьям, что ему не нужен орден, он «согласен на медаль» .
    Но больше всего меня привлекает в этом человеке его жизнелюбие, житейская смекалка, насмешка над врагом и над любыми трудностями, но так же у него есть необычайный талант подбодрить людей в трудных жизненных ситуациях.
    Только посмотрите, как Теркин живет и радуется жизни на фронте, где каждый день грозит стать после И Теркин не покоряется судьбе, он побеждает смерть.
    А. Т. Твардовский в своем произведении показал жизненную силу человека, силу народного характера

  3. 3
    Текст добавил: Милый и красивый

    Всенародную известность писатель завоевал поэмой «Василий Тёркин» – рассказом о рядовом Великой Отечественной. Первый вариант произведения начал появляться частями с 1942 года на страницах газеты. Есть и другое название данного произведения – «Книга про бойца».
    Александр Твардовский в поэме рассказал о личности, в которой были собраны лучшие черты человека из народа. Обыкновенный герой стал символом будущей победы над фашизмом. Твардовский во время войны служил корреспондентом и видел на фронте тысячи храбрых людей с веселым нравом и непоколебимой верой в будущее. Именно под впечатлением этих встреч и сформировался образ Тёркина.
    Василий в каждой главе поэмы раскрывается для читателей новыми качествами. В беседах с другими солдатами он предстает балагуром, в коротких паузах между атаками вокруг Василия мгновенно собираются желающие послушать его песни и веселые байки. У местного населения вызывает уважение своей скромностью, обладает достоинством. Он всегда готов помочь людям. Во время боя проявляет смелость, будучи раненым, не покидает поле боя. Добывает ценные сведения. Как каждый советский воин, не боится смерти.
    Используя образ Тёркина, автор рассуждает о жестокой войне и тяжелой доле солдата. Как и весь народ, Василий героически проходит весь путь войны, участвует в боях у Волги, преодолевает переправу через Днепр и доходит до Берлина.
    Образ Тёркина появился не на пустом месте. В 1939-1940 года журналисты газеты «На страже Родины» придумали собирательный образ солдата и выпустили небольшую книжку «Вася Тёркин на фронте», её вручали героям русско-финской войны. Твардовский решил, что портрет русского парня получился удачным. Поэтому решил продолжить описание похождений простого человека с храбрым сердцем. С 1941 года красноармейцу Тёркину становится тесно на страницах газеты. Писатель начинает развивать его историю уже в более крупном литературном произведении.
    В поэме нет сюжета, главным является народ в образе Василия Тёркина, в котором автор собрал самые лучшие качества советского солдата – «русский, труженик, солдат». Остальные герои в поэме безымянные, их Твардовский обозначает по статусу: генерал и солдат, старуха и старик. Чтобы подчеркнуть народность Тёркина, автор добавляет в речь главного героя фразы, напоминающие пословицы и слова из частушек: «Будем живы – не помрем» или «Так два ж конца…».
    В своем произведении писатель отошел от традиции восхваления идеологической основы страны, не стал упоминать о роли партии и руководства в победе. Отказ от этого приёма отсрочил выход окончательной версии «Василия Тёркина».

  4. ОБРАЗ
    НАРОДНОГО ГЕРОЯ В ПОЭМЕ А. ТВАРДОВСКОГО «ВАСИЛИЙ ТЕРКИН»

    Поэма
    Александра Твардовского «Василии Теркин» — книга для всех ее можно читать в
    любом возрасте, в минуты радости и | печали, тревожась о будущем дне или
    беззаботно предаваясь душевному покою.
    Я мечтал о
    сущем чуде, Чтоб от выдумки моей На воине живущим людям Было, может быть
    теплей. — писал автор И чудо действительно произошло О главном герое
    произведения заговорили как о реальном человеке, однополчанине, поэтические
    строчки растаскивались по солдатским листовкам, бесконечно цитировались во
    фронтовых письмах, заучивались наизусть сходу, при первом прочтении Поэма,
    конечно, была в высшей степени злободневной, но эта та злободневность, которая
    перешла в долгодневность.
    «Летопись не
    летопись, хроника не хроника, а именно «книга», живая, подвижная, свободная по
    форме книга, неотрывная от реального дела»,— так Твардовский сказал о поэме
    «Живая книга» — это лучшее определение оно означает, что произведение порождено
    жизнью, создано для жизни и наделено собственным бытием, независимым от воли
    создателя.
    Заметим, что
    поэт ни к чьим вкусам специально не приспосабливался Секрет популярности в том,
    что его «книга про бойца» выразила глубинные потаенные основы русского
    характера, и выразила их смело, броско, до гениальности просто.
    Теркин — кто же
    он такой?.
    Скажем
    откровенно.
    Просто парень
    сам собой.
    Он
    обыкновенный.
    «Обыкновенный»,
    «из запаса рядовой», «добрый малый», «труженик-солдат», «большой любитель жить»
    А в итоге — «святой и грешный, русский чудо-человек» И в этом выводе
    противоречия нет Если одним словом попытаться определить главное в образе
    Василия Теркина — то это слово будет нормальность, то есть душевное здоровье,
    уравновешенность, чувство меры. Л Толстой и Ф М Достоевский, как и вся
    литературная классика, приучили читателя к героям раздваивающимся, находящимся
    в состоянии сложных душевных переживаний, занятых поисками истины На их фоне
    человек, живущий естественной жизнью, «привычками бытия» (А С Пушкин), кажется
    примитивным К тому же о какой нормальности можно говорить в XX веке — веке
    катастроф, кровавых революции и мировых войн?.
    Читая поэму
    Твардовского, убеждаешься можно Нормальность — это нравственная и физическая
    стойкость, духовная высота, которые помогают выстоять, выдержать, сохранить
    свое «я» в те роковые периоды истории, когда, кажется, распад личности
    неминуем.
    О Теркине можно
    сказать многое трудолюбив и терпелив, так как война для него — прежде всего
    тяжкая работа а, неистощим на выдумки и вместе с тем достаточно трезв в оценке
    себя и других, жизнелюбив, но без излишнего бодрячества, коллективист по
    природе, но знаком с одиночеством, удал и смел, но не безрассуден А главное —
    он талантлив талантливо воюет («Поединок», «Бои в болоте») и талантливо
    рассказывает («Отдых Теркина», «Теркин пишет»), и даже в бане моется тоже
    талантливо («В бане»).

    Теркин—теткин, елки-палки,  .
    Сыпь еще назло врагу.
    — слышится во время боя за «населенный пункт
    Борки».
    — Не могу Таланта
    жалко.
    До бомбежки берегу,.
    —отвечает
    герой.
    Талант
    противопоставлен здесь бахвальству («Русской ложкой деревянной // Восемь фрицев
    уложил!») и удаче, на постоянство которой нельзя надеяться Бой за маленькую
    деревушку может быть не менее суров и значим, чем за Ростов или Харьков И
    талант бойца в том, чтобы понять эту горькую истину воины, выдержать и воду—
    «по колено», и грязь — «по грудь», помнить о всеобщем долге и всеобщем
    равенстве перед жизнью и смертью.
    Бой иной. пора
    иная, Жить одна и смерть одна.
    Особенно ярко
    характер Василия Теркина раскрывается в ситуациях, пограничных между жизнью и
    смертью К ним относится знаменитая переправа.
    Кому память,
    кому слава, Кому темная вода.
    Перевоз через
    реку ассоциируется с перевозом с одного берега жизни на другой, потому и битва
    на переправе становится битвой за жизнь на земле, приобретает значение
    грандиозного символа. Теркин — воплощение не только храбрости и героизма. Он
    выражает еще и народную совесть, присутствие которой в поэме ощущается остро и
    пронзительно. Неоднократно, даже в минуты победоносного наступления, на глаза
    солдата набегают слезы. За ними стоит многое: позор отступления, зрелище
    оставленной разоренной родной земли и, конечно, чувство вины перед погибшими. В
    жизни часто случается: самая большая радость сопровождается грустью, если эта
    радость досталась большой ценой. Цена же нашей победы над фашизмом
    общеизвестна..
    И еще одна
    особенность поэмы Твардовского. Говоря о главном герое, мы всегда подчеркиваем
    его типичность. Это значит, что собирательность образа, его обобщенность
    находят выражение через индивидуальность, неповторимую личность, которую нельзя
    спутать с другими. Так и Василий Теркин предстает перед читателями в
    психологической полноте, бытовой конкретности и национально-исторической обобщенности.
    Он не аллегория, не схема, а характер — «живой, как жизнь»:.
    …тот,
    который.
    На войне лихой
    солдат,.
    На гулянке
    гость не лишний,.
    На работе —
    хоть куда….
    «Книга про
    бойца» Твардовского — постоянный и горячий диалог автора (а значит, и героя) с
    читателем:.
    Бился ль ты в
    горах Кавказа,.
    Или пал за
    Сталинград,.
    Мой земляк,
    ровесник, брат… «Друг-товарищ», «брат», «братья», «братцы»… Конечно, с
    такими словами писатель обращается прежде всего к воинам-фронтовикам —
    псковским, елецким, тамбовским, смоленским… Но он обращается также и к их
    друзьям, матерям, женам, невестам. «А из кого же еще, как не из них всех
    состоял» народ, победивший в войне? Каждый мог стать и был товарищем по оружию,
    братом по духу, земляком по любви к родине. И это еще раз подтверждает:
    «Василий Теркин» — «живая книга», она для всех и обо всех..

  5. Поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин» — народная, вернее солдатская поэма. Ее главная идея заключается в показе борьбы людей ради мира, ради жизни. Она представляет собой целую энциклопедию жизни бойца. Да и по словам самого писателя, «эта книга про бойца, без начала и конца». Главный герой — воплощенный в образе Василия Теркина народ на войне в самых разнообразных ситуациях и эпизодах. Твардовский смог создать типичный образ русского солдата, с его плюсами и минусами. Перед нами предстает человек, который любит свою Родину и не жалеет своей крови ради нее, который может найти выход из трудного положения и шуткой скрасить фронтовые трудности, который любил поиграть на гармони и послушать музыку на привале. Теркин — весельчак, он за словом в карман не полезет.
    На мой взгляд, главная черта его характера — любовь к родной стране. Герой постоянно вспоминает о родных местах, которые так милы и дороги его сердцу. Не может не привлекать в Теркине также и милосердие, величие души: на войне он оказывается не из-за воинского инстинкта, а «ради жизни на земле»; поверженный враг вызывает в нем только чувство жалости (обращение Теркина к немцу). Он скромен, хотя и может иногда прихвастнуть, говоря друзьям, что ему не нужен орден, он «согласен на медаль».
    Но больше всего меня привлекает в этом человеке его жизнелюбие, житейская смекалка, насмешка над врагом и над любыми трудностями.
    Только посмотрите, как Теркин живет и радуется жизни на фронте, где каждый день грозит стать последним, где никто «не заколдован от осколка-дурака, от любой дурацкой пули»:
    Ведь он в кухне — с места,
    С места — в бой,
    Курит, ест и пьет со смаком
    На позиции любой…
    А вот мы уже видим героя, когда тот переплывает ледяную реку, тащит, надрываясь, «языка». Но надо остановиться, «а мороз — ни стать, ни сесть». И тут Теркин не унывает, он начинает играть на гармони:
    И от той гармошки старой,
    Что осталась сиротой,
    Как-то вдруг теплее стало
    На дороге фронтовой.
    Я думаю, можно сказать, что Теркин — душа солдатской компании. Ведь не случайно с огромным интересом товарищи слушают его то шутливые, а то и серьезные рассказы. А вспомним, как промокшая рота лежала в болотах и солдаты мечтали уже «хоть бы смерть, да на сухом». Они не могли даже закурить: размокли спички. И вот уже всем солдатам кажется, что «хуже нет беды». Но Теркин как всегда не отчаивается, усмехается и начинает длинное рассуждение о том, что пока солдат чувствует локоть товарища, он силен. И, лежа в мокром болоте, он смог развеселить друзей, они засмеялись. На мой взгляд, это необычайный талант подбодрить людей в трудных жизненных ситуациях. И этим талантом обладал Теркин.
    А как интересно обращение героя к Смерти в главе «Смерть и воин», когда тот раненый лежит и замерзает, а ему чудится, что пришла к нему Косая:
    Буду плакать, выть от боли,
    Гибнуть в поле без следа,
    Но тебе по доброй воле
    Я не сдамся никогда.
    И Теркин не покоряется судьбе, он побеждает смерть. А. Т. Твардовский в своем произведении показал жизненную силу человека, силу народного характера, а также привел читателя к осознанию нравственного величия русского воина.
    Главный герой поэмы, воплощенный в образе Василия Теркина. — народ на войне в самых разнообразных ситуациях и эпизодах. Твардовский сумел создать типичный образ русского солдата, с его плюсами и минусами. Он создал живого человека. Перед нами предстает воин, который любит свой народ, свою Родину. Он не жалеет своей крови для нее. Теркин может найти выход из самого трудного положения и шуткой скрасить фронтовые трудности. Он любит поиграть на гармони и сам послушать музыку на привале. Теркины были всегда, в любую войну. Именно на таких солдатах и держался дух русского воинства.
    Теркин — русский, узнаваемый характер, товарищ по работе, сосед по квартире. Сейчас же он — товарищ по войне и окопу. Он шилом бреется и дымом греется. В любой ситуации он старается оставаться человеком, хочет сохранить в себе людское, доброе, а не озлобиться, не ожесточиться. В его характере образуется сплав жизненного и фольклорного начала. Работая над образом Теркина, поэт старался сохранить объективность, не навязывать своих взглядов и симпатий. Поэма удивительно не идеологизирована.
    Рассуждая об уничтожении танка, Теркин опасается:
    Вдруг он со слепу раздавит.
    Ведь не видит ни черта.
    По меркам того времени, по представлениям некоторых писателей той поры советский человек только и ждал того, чтобы отдать жизнь за Сталина, за Родину. Теркин смотрит на все это проще, по-народному. И ему начинаешь доверять. Герой просто оживает на глазах:
    Не взорвемся, так прорвемся.
    Живы будем, не помрем…
    Теркин использует нормальный народный язык, на котором разговаривали все солдаты.
    В поэме нет единой композиционной основы. Она собрана из отдельных главок. Каждая глава — это законченное произведение. И печатались главы отдельно в каждом номере фронтовой газеты. Единство поэме придает общая тематика — жизнь воюющего человека, обычного, земного, но и «чудо-человека», не теряющего веры в себя, в товарищей, в грядущую победу:
    Тем путем идут суровым.
    Что и двести лет назад
    Проходич с ружьем кремневым
    Русский труженик-солдат.
    Неоднократно в поэме звучит мысль, что война — это труд. Труд тяжелый, смертельно опасный, но необходимый и почетный:
    Бой идет святой и правый,
    Смертный бой не ради славы,
    Ради жизни на земле.
    Теркин в поэме дан в различных ситуациях. Он на привале, в бою, в русской бане, за едой. Но всегда это узнаваемый человек, каких много вокруг. Благодаря им, простым солдатам-пехотинцам, не жалевшим себя, отдавшим жизнь за Родину, Россия отстояла мир на земле:
    Шел солдат, как гили другие,
    В неизвестные края:
    Что там, где она, Россия,
    По какой рубеж: своя?»
    В поэме нет громких фраз, каких-то из ряда вон выходящих поступков. Война — это кровь, боль, потери. Чтобы победить, нужно относиться ко всему философски, терпеливо. Говоря о герое поэмы, необходимо сказать о его фамилии. Теркин — тертый, терпеливый. Но в том-то и сила русского человека, что он терпеливый, тертый, на многое способный. А поэтому — победитель. Твардовский намеренно снижает героичность и самоотверженность Теркина:
    В общем, битый,
    тертый, жженый,
    Раной меченный двойной,
    В сорок первом окруженный,
    По земле он шел родной.
    Поэма явилась своеобразной летописью войны. Она писалась для бойцов и о бойцах. В нее вошла и глава, где автор рассказывает читателю о смерти («Смерть и воин»). Теркин в ней героически переносит приход смерти. Спасает его необыкновенная сила духа и смекалка. Он побеждает смерть. Твардовский показал в своем произведении нравственную силу русского солдата, силу народного характера, привел читателя к осознанию величия русского воина. Поэма навсегда останется одним из лучших произведений о Великой Отечественной войне.

  6. Художественная литература периода Великой Отечественной войны имеет ряд характерных черт. Главные ее особенности — патриотический пафос и установка на всеобщую доступность. Удачнейшим примером такого художественного произведения по праву считается поэма Александра Трифоновича Твардовского “Василий Теркин”.
    Первые главы поэмы “Василий Теркин” были опубликованы во фронтовой печати в 1942 году. Автор удачно назвал свое произведение “книгой про бойца, без начала, без конца”. Каждая следующая глава поэмы представляла собой описание одного фронтового эпизода. Художественная задача, которую поставил перед собой Твардовский, была очень сложная, ведь исход войны в 1942 году был далеко не очевиден.
    Главный герой поэмы – солдат Василий Теркин. Недаром его фамилия созвучна слову “тереть”: Теркин бывалый солдат, участник войны с Финляндией. В Великой Отечественной войне он участвует с первых дней: “в строй с июня, в бой с июля”. Теркин — воплощение русского характера. Он не выделяется ни значительными умственными способностями, ни внешним совершенством:
    Скажем откровенно:
    Просто парень сам собой
    Он обыкновенный.
    Однако Теркина бойцы считают своим парнем и радуются, что тот попал именно в их роту. Теркин не сомневается в окончательной победе. В главе “Два солдата” на вопрос старика, удастся ли побить врага, Теркин отвечает: “Побьем, отец”. Основными чертами характера Василия Теркина можно считать скромность и простоту. Он убежден, что истинный героизм заключается не в красоте позы. Теркин думает, что на его месте каждый русский солдат поступил бы точно так же. Необходимо обратить внимание и на отношение Теркина к смерти, что небезразлично в боевых условиях:
    Нет, товарищ, зло и гордо,
    Как закон велит бойцу,
    Смерть встречай лицом к лицу
    И хотя бы плюнь ей в морду,
    Если все пришло к концу.
    Нередко приходится герою поэмы сталкиваться со смертью. Однако жизнерадостность и природный юмор помогают ему справиться со страхом, побеждая таким образом саму смерть. Теркин привычно рискует собственной жизнью. Например, он в ледяной воде переправляется через реку и налаживает связь, обеспечивая благоприятный исход боя.
    Когда замерзшему Теркину оказывают медицинскую помощь, он шутит:
    Растирали, растирали…
    Вдруг он молвит, как во сне:
    Доктор, доктор, а нельзя ли
    Изнутри погреться мне?
    Теркин готов плыть назад, проявляя тем самым недюжинную волю и мужество.
    Поэма “Василий Теркин” может считаться одним из истинно народных произведений. Интересно, что многие строки из этого произведения перекочевали в устную народную речь или же стали популярными стихотворными афоризмами. Можно привести ряд примеров: “Смертный бой не ради славы — ради жизни на земле”, “сорок душ – одна душа”, “переправа, переправа – берег левый, берег правый” и многие другие.
    Василий Теркин — мастер на все руки. В суровых военных условиях он не утратил вкус к мирному труду: умеет и починить часы, и наточить старую пилу. Кроме того, Теркин — мастер играть на гармонике, он развлекает товарищей по оружию, бескорыстно дарит им минуты радости. Кто же он – Василий Теркин?
    Словом, Теркин, тот, который
    На войне лихой солдат,
    На гулянке гость не лишний,
    На работе — хоть куда.
    Прототипом Василия Теркина стал весь сражающийся народ. Сегодня с уверенностью можно сказать, что поэма “Василий Теркин” остается одним из наиболее любимых произведений о второй мировой войне.

  7. ОБРАЗ НАРОДНОГО ГЕРОЯ В ПОЭМЕ А. ТВАРДОВСКОГО «ВАСИЛИЙ ТЕРКИН»
    Поэма Александра Твардовского «Василии Теркин» — книга для всех ее можно читать в любом возрасте, в минуты радости и | печали, тревожась о будущем дне или беззаботно предаваясь душевному покою.
    Я мечтал о сущем чуде, Чтоб от выдумки моей На воине живущим людям Было, может быть теплей. — писал автор И чудо действительно произошло О главном герое произведения заговорили как о реальном человеке, однополчанине, поэтические строчки растаскивались по солдатским листовкам, бесконечно цитировались во фронтовых письмах, заучивались наизусть сходу, при первом прочтении Поэма, конечно, была в высшей степени злободневной, но эта та злободневность, которая перешла в долгодневность.
    «Летопись не летопись, хроника не хроника, а именно «книга», живая, подвижная, свободная по форме книга, неотрывная от реального дела»,— так Твардовский сказал о поэме «Живая книга» — это лучшее определение оно означает, что произведение порождено жизнью, создано для жизни и наделено собственным бытием, независимым от воли создателя.
    Заметим, что поэт ни к чьим вкусам специально не приспосабливался Секрет популярности в том, что его «книга про бойца» выразила глубинные потаенные основы русского характера, и выразила их смело, броско, до гениальности просто.
    Теркин — кто же он такой?.
    Скажем откровенно.
    Просто парень сам собой.
    Он обыкновенный.
    «Обыкновенный», «из запаса рядовой», «добрый малый», «труженик-солдат», «большой любитель жить» А в итоге — «святой и грешный, русский чудо-человек» И в этом выводе противоречия нет Если одним словом попытаться определить главное в образе Василия Теркина — то это слово будет нормальность, то есть душевное здоровье, уравновешенность, чувство меры. Л Толстой и Ф М Достоевский, как и вся литературная классика, приучили читателя к героям раздваивающимся, находящимся в состоянии сложных душевных переживаний, занятых поисками истины На их фоне человек, живущий естественной жизнью, «привычками бытия» (А С Пушкин), кажется примитивным К тому же о какой нормальности можно говорить в XX веке — веке катастроф, кровавых революции и мировых войн?.
    Читая поэму Твардовского, убеждаешься можно Нормаль­ность — это нравственная и физическая стойкость, духовная высота, которые помогают выстоять, выдержать, сохранить свое «я» в те роковые периоды истории, когда, кажется, распад личности неминуем.
    О Теркине можно сказать многое трудолюбив и терпелив, так как война для него — прежде всего тяжкая работа а, неистощим на выдумки и вместе с тем достаточно трезв в оценке себя и других, жизнелюбив, но без излишнего бодрячества, коллективист по природе, но знаком с одиночеством, удал и смел, но не безрассуден А главное — он талантлив талантливо воюет («Поединок», «Бои в болоте») и талантливо рассказывает («Отдых Теркина», «Теркин пишет»), и даже в бане моется тоже талантливо («В бане»).
    — Теркин—теткин, елки-палки, .
    Сыпь еще назло врагу.
    — слышится во время боя за «населенный пункт Борки».
    — Не могу Таланта жалко.
    До бомбежки берегу,.
    —отвечает герой.
    Талант противопоставлен здесь бахвальству («Русской ложкой деревянной // Восемь фрицев уложил!») и удаче, на постоянство которой нельзя надеяться Бой за маленькую деревушку может быть не менее суров и значим, чем за Ростов или Харьков И талант бойца в том, чтобы понять эту горькую истину воины, выдержать и воду— «по колено», и грязь — «по грудь», помнить о всеобщем долге и всеобщем равенстве перед жизнью и смертью.
    Бой иной. пора иная, Жить одна и смерть одна.
    Особенно ярко характер Василия Теркина раскрывается в ситуациях, пограничных между жизнью и смертью К ним относится знаменитая переправа.
    Кому память, кому слава, Кому темная вода.
    Перевоз через реку ассоциируется с перевозом с одного берега жизни на другой, потому и битва на переправе становится битвой за жизнь на земле, приобретает значение грандиозного символа. Теркин — воплощение не только храбрости и героизма. Он выражает еще и народную совесть, присутствие которой в поэме ощущается остро и пронзительно. Неоднократно, даже в минуты победоносного наступления, на глаза солдата набегают слезы. За ними стоит многое: позор отступления, зрелище оставленной разоренной родной земли и, конечно, чувство вины перед погибшими. В жизни часто случается: самая большая радость сопровождается грустью, если эта радость досталась большой ценой. Цена же нашей победы над фашизмом общеизвестна..
    И еще одна особенность поэмы Твардовского. Говоря о главном герое, мы всегда подчеркиваем его типичность. Это значит, что собирательность образа, его обобщенность находят выражение через индивидуальность, неповторимую личность, которую нельзя спутать с другими. Так и Василий Теркин предстает перед читателями в психологической полноте, бытовой конкретности и национально-исторической обобщенности. Он не аллегория, не схема, а характер — «живой, как жизнь»:.
    …тот, который.
    На войне лихой солдат,.
    На гулянке гость не лишний,.
    На работе — хоть куда….
    «Книга про бойца» Твардовского — постоянный и горячий диалог автора (а значит, и героя) с читателем:.
    Бился ль ты в горах Кавказа,.
    Или пал за Сталинград,.
    Мой земляк, ровесник, брат… «Друг-товарищ», «брат», «братья», «братцы»… Конечно, с такими словами писатель обращается прежде всего к воинам-фронтовикам — псковским, елецким, тамбовским, смоленским… Но он обращается также и к их друзьям, матерям, женам, невестам. «А из кого же еще, как не из них всех состоял» народ, победивший в войне? Каждый мог стать и был товарищем по оружию, братом по духу, земляком по любви к родине. И это еще раз подтверждает: «Василий Теркин» — «живая книга», она для всех и обо всех..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *