Сочинение на тему наша речь это то что должно объединять нас

7 вариантов

  1. Продолжение. См. № 4, 5/2009
    I. Подготовьтесь к выразительному чтению и
    письму по памяти стихотворения Н.Заболоцкого
    «Чертополох». Выпишите рифмующиеся слова парами,
    укажите части речи.

    Принесли букет чертополоха
    И на стол поставили, и вот
    Предо мной пожар и суматоха
    И огней багровых хоровод.4
    Эти звезды с острыми концами,
    Эти брызги северной зари6
    И гремят и стонут бубенцами,
    Фонарями вспыхнув изнутри.
    Это тоже образ мирозданья,
    Организм, сплетенный из лучей,
    Битвы неоконченной пыланье,
    Полыханье поднятых мечей.
    Это башня ярости и славы,
    Где к копью приставлено копье1,
    Где пучки цветов, кровавоглавы,
    Прямо в сердце врезаны мое4.
    Снилась мне высокая темница
    И решетка, черная, как ночь,
    За решеткой – сказочная птица,
    Та, которой некому помочь.
    Но и я живу, как видно, плохо,
    Ибо я помочь не в силах ей.
    И встает стена чертополоха
    Между мной и радостью моей.
    И простерся шип клинообразный
    В грудь мою, и уж в последний раз
    Светит мне печальный и прекрасный
    Взор ее неугасимых глаз.4
    1. Какие слова рифмуются со словом чертополох?
    (Для справок: чертополоха – суматоха,
    чертополоха – плохо).
    Как внимание к созвучию
    этих слов помогает нам понять, что символизирует
    образ чертополоха? Почему образ огня
    ассоциируется не с темой света, а с темой
    разрушения, гибели?
    2. Укажите средства художественной
    изобразительности.
    Выполните задания с выбором ответа.
    1. В каком слове звуков меньше, чем букв?
    а) Пыланье; б) полыханье; в) сердце; г) мирозданье.
    (Ответ: в.)
    2. Какое слово не является причастием?
    а) Сплетенный; б) поднятый; в) пристально;
    г) вспыхнув. (Ответ: г.)
    3. Какое слово не является местоимением?
    а) Та; б) мою; в) тоже; г) ее. (Ответ: в.)
    4. В каком словосочетании связь иная, чем
    управление?
    а) Букет чертополоха; б) сказочная птица;
    в) брызги зари; г) встает стена. (Ответ: б.)
    5. Дайте характеристику первого и последнего
    предложений:
    а) бессоюзное сложное; б) сложноподчиненное; в)
    сложносочиненное; г) сложное с разными видами
    связи. (Ответ: в.)
    II. Запишите отрывок из статьи поэта
    Александра Кушнера «Новые заметки на полях». В
    чем особенности зачина текста? Подготовьтесь к
    сочинению на основе данного текста.

    Чем отличаются хорошие стихи от плохих?..
    Научных критериев нет. Ни оригинальная мысль, ни
    «образность» тоже сами по себе ничего не значат.
    Остается один критерий, «домашний»,
    приспособленный для «частного пользования»:
    стихи, доставляющие нам радость, – хорошие. Все
    остальные – плохие. Здесь, конечно, важно, кому –
    «нам». Но я ведь и говорю: мой, частный, домашний
    способ различения хороших стихов и плохих.
    Все-таки, как ни странно, прекрасные стихи
    доставляют радость не одному, не двум, а многим, в
    том числе и не искушенным в поэзии. А для тех, кто
    сам пишет стихи, есть еще один способ проверки:
    хорошие стихи вызывают в нас желание написать
    свои. Плохие стихи читают равнодушно…
    1. Объясните значение слов: критерий,
    оригинальность.

    2. Подберите синонимы к вводному слову конечно.
    3. Какие антонимы используются в тексте?
    Объясните орфограммы и пунктограммы.
    4. Напишите сочинение: выразите свое согласие
    или несогласие с мнением автора. Попробуйте
    по-своему ответить на вопрос, поставленный в
    начале текста. Расскажите об одном из
    стихотворений, которое вы считаете хорошим,
    постарайтесь доказать почему… В свое сочинение
    можете включить, например, такой материал:
    ученый-филолог Ю.Лотман говорил, что в хороших
    стихах, в отличие от плохих, есть важная
    особенность. В них наряду с тем, что мы ожидаем,
    что предугадываем, предвидим и предчувствуем,
    всегда «есть что-то неожиданное». Подумайте над
    этим, попробуйте подтвердить мнение ученого
    примерами.
    III. Прочитайте заключительную часть
    статьи поэта Александра Кушнера. Докажите, что
    это текст публицистического стиля. Какова роль
    первого предложения (зачина) текста?

    Загадочность жизни, ее необъяснимость –
    основное и самое драгоценное ее свойство…
    Смысл жизни для одного заключается в Боге и
    вере в Него, для другого – в удовольствиях, для
    третьего – в детях, или в любимом человеке, или в
    любимом деле, или в «служении отечеству». Для
    кого-то, кто сосредоточен на абсурде и
    бессмыслице, смысл состоит в отсутствии смысла.
    Но есть, мне кажется, один неопровержимый смысл…
    Назову его поэтическим смыслом бытия. Земля
    прекрасна так, как будто мы въехали в заранее
    кем-то подготовленную для нас многокомнатную,
    многооконную, солнечную, мглистую, обставленную
    лесами, горами, украшенную морями, устеленную
    полями, окаймленную облаками квартиру… И нет
    человека, который хотя бы изредка, мимоходом, не
    отдавая себе в этом отчета, не обрадовался бы
    солнечному лучу, лесной тропинке, кусту
    шиповника… «О, как все это я любила!» – говорит
    умирающая, прислушиваясь к шуму летнего дождя (в
    тютчевском стихотворении «Весь день она лежала в
    забытьи…»).
    Деревенская старуха, никогда не читавшая
    стихов, разводит цветы перед своим окном – и к
    поэзии имеет прямое отношение.
    Поэзия – это не выдумка поэтов, она разлита в
    этом мире, ею пропитана жизнь с ее любовью,
    радостью, страданием, отчаянием и надеждой… Поэт
    ничего не выдумывает, он только тем и занят, что
    вопреки горю и злу, пытающимся нас разубедить в
    поэтическом смысле бытия, напоминает нам о нем в
    стихах.
    1. Какое утверждение не соответствует
    содержанию текста?
    а) Понимание поэтического смысла бытия – это
    то, что может противостоять горю и злу.
    б) Смысл жизни люди понимают по-разному.
    в) В жизни нет ничего загадочного.
    г) Поэзия не является выдумкой поэтов: ею
    пропитана сама жизнь. (Ответ: в).
    2. Укажите средства связи между предложениями:
    а) однотематическая лексика, лексический
    повтор; б) местоимения; в) союзы; г) вопросительные
    предложения. (Ответ: а–в.)
    3. Выпишите из текста несколько словосочетаний
    с причастиями. От каких глаголов они образованы?
    Обозначьте словообразовательные суффиксы.
    Образуйте все возможные формы причастий от
    глаголов обрадоваться, выдумывает, напоминать.
    4. Запишите последний абзац. Подчеркните основы
    предложений, составьте их схемы.
    5. Напишите изложение с дополнительным
    творческим заданием (сочинением) на одну из тем:
    а) Проблема смысла жизни в русской литературе.
    б) Поэзия помогает людям жить.
    в) Загадочность жизни – самое драгоценное ее
    свойство.
    Прочитайте отрывок из воспоминаний об Осипе
    Мандельштаме.

    …Потом заговорил Мандельштам. Это было
    необыкновенно хорошо – говорил вдохновенный
    поэт. Он говорил о том, что стихотворение должно
    быть событием. (Я понимаю это в том смысле, что в
    стихотворении должно происходить движение и
    перемещение представлений.)
    (Л.Гинзбург)
    1. А как вы понимаете слова о том, что
    стихотворение должно быть событием? Напишите об
    этом: постарайтесь подтвердить свое мнение
    конкретными примерами (анализом одного-двух
    стихотворений).
    2. Произведите разбор словосочетаний: вдохновенный
    поэт, говорил о том, необыкновенно хорошо.

    3. Составьте схему третьего предложения.
    IV. Запишите, объясните знаки препинания.
    Пушкинская судьба, прижизненная и посмертная,
    – это тот редкий случай, когда биографию нельзя
    оторвать от стихов, когда биография кажется
    таким же произведением искусства, как стихи
    поэта.
    (А.Кушнер)
    1. Составьте схему предложения, произведите его
    синтаксический разбор.
    2. Произведите разбор словосочетаний: произведение
    искусства, прижизненная судьба, стихи поэта.

    3. Напишите сочинение, используя данное начало.
    V. Прочитайте отрывок, подготовьтесь к
    изложению. Объясните орфограммы и пунктограммы.

    Русский язык как будто специально создан для
    стихов. Трудно найти более мягкую, податливую
    глину. И рифма, и регулярные размеры… хранят в
    себе огромные запасы новых, затаившихся,
    неопробованных возможностей, «которые и не
    снились нашим мудрецам». Разумеется
    воспользоваться ими может только поэт. …
    Особенности русского языка: суффиксы (одно дело
    – «пыль», другое – «пыльца», в результате чего
    едва ли не удваивается словарный запас), флексии,
    склонения и спряжения, обилие длинных,
    сверхдлинных, средних по длине и коротких слов,
    ударение, приходящееся на любой слог, а то и
    перебегающее с одного на другой, и, наконец, самое
    главное – свободный порядок слов в предложении,
    позволяющий в стихах прибегать к любым инверсиям
    («Редеет облаков летучая гряда…», «Я берег
    покидал туманный Альбиона…»).
    (А.Кушнер)
    1. Какова роль первого предложения? (Вспомним
    слова Д.Лихачева о том, что «русский язык
    чрезвычайно приспособлен для поэзии, так же как
    английский, например, для компьютера».)
    2. Объясните значение слов инверсия, флексия.
    3. Подберите синонимы к вводному слову разумеется.
    4. Какова роль в последнем предложении вводного
    слова наконец?
    5. Напишите изложение с дополнительным
    творческим заданием – сочинением, в котором
    следует привести примеры, отобранные
    самостоятельно из стихотворений (или
    проанализировать одно из любимых стихотворений,
    показав, как с помощью языковых средств
    создается художественный образ, как
    используется порядок слов, каковы особенности
    рифмующихся слов и т.д.).
    VI. Прочитайте начало статьи «Речь про
    речь» (2007 г.). Подготовьтесь написать
    сочинение, выразив согласие или несогласие с
    мнением автора – филолога Ф.Ермошина.

    Я смотрю вокруг себя. Вот кувшин, вот плита, вот
    кастрюля. Казалось бы, в обиходе нужны только
    вещи, а не их имена. Дайте мне больше вещей, а
    говорить я научусь как-нибудь потом. Если на
    рынке пишут «марков» на картонке, то ведь
    главное, чтоб покупатель понял. Теоретически
    можно и пальцем ткнуть. А русский язык
    невещественен, его не положишь на зуб, проверяя,
    как монету.
    Тем не менее, если выключить язык, город
    развалится на кубы домов и разрозненные шумы, – у
    каждого явления будет бесконечное эхо, которое
    станет гулять по миру, – бесприютное и
    неприкаянное, без надежды уткнуться в чью-либо
    ушную раковину и отозваться. Не услышишь и пения
    птиц, потому что наблюдение за природой
    предполагает способность к взгляду извне, умение
    не забыть прозвучавшее. Только родной язык (его
    запах, если угодно) позволит очеловечить лицо
    сидящего рядом с тобою на лавке человека… И
    наконец, – так уж заведено, – любой язык – это
    память и, значит, боль.
    Наша речь – последний эфир, который объединяет
    нас в единое поле, укрывает страну своим
    покрывалом. Но, может быть, это поле русского
    языка давно уже не едино, а разграничено на
    наделы, как и земля? И покрывало – лоскутное, того
    и гляди раздерут – до того каждый тянет на себя?
    Насколько разноязыка сегодня улица, стройка,
    вокзал! В резервуар языка каждый вливает свою
    струю.
    А некоторым мерещится, будто мы и вовсе
    вступили в постъязыковую эру, эру визуальности
    (т.е. принципиально иного языка), – нечего
    хвататься за камыши уходящего берега великой
    литературы и мучить умирающий словарь…
    1. Докажите, что это текст публицистического
    стиля.
    2. Какие средства языковой выразительности
    использует автор?
    3. Выпишите слова, которые входят в тематическую
    группу «Язык. Речь. Человек. Культура». Докажите,
    что эти слова являются ключевыми в тексте.
    4. Напишите сочинение на одну из тем:
    а) Речь про современную речь.
    б) Наша речь – это то, что должно объединять нас.
    в) Великая литература может спасти нас.
    г) Наступила ли «эра принципиально иного
    языка»?
    VII. Прочитайте отрывок из статьи поэта
    А.Кушнера, озаглавьте текст.

    Как много сделал Пушкин за свои тридцать семь
    лет! Сколько стихов им написано, сколько поэм, да
    еще роман в стихах, да еще драматические
    произведения. А его проза, его исторические
    сочинения… А письма, которые так же хороши, как
    проза… Впечатление такое, что «пальцы» его
    «просились к перу» каждый день. Совершенно
    непонятно, как при этом он успевал еще так
    стремительно и полноценно жить.
    То же можно сказать о Шекспире, Гете, Шиллере,
    Байроне, Лермонтове, Гейне… Смешно и нелепо
    приводить имена. А Диккенс, а Бальзак. А Гоголь,
    Толстой, Достоевский, Чехов… Великие авторы не
    стеснялись многописания. А Блок… Какое огромное
    количество стихотворений написал этот, как
    теперь бы сказали, молодой человек!
    Есть с кого брать пример. Между прочим, и с
    композиторов, и с живописцев тоже. Ренуар работал
    до последнего часа, и, полупарализованный,
    привязывал кисть к руке. А девяностолетний Шагал:
    он спускался из своей мастерской, чтобы
    поговорить с гостем несколько минут (об этом
    замечательно рассказал Юрий Трифонов), но ерзал,
    было видно, как он торопится, как ему не терпится
    вернуться к работе. А мы?.. Нам неловко
    признаваться в той же страсти…
    Зато Державин рассказал о себе с замечательным
    простодушием, правдиво, без обиняков:
    Утром раза три в неделю
    С милой музой порезвлюсь…
    И эта встреча с музой была для него счастливым
    занятием…
    1. Докажите, что это текст публицистического
    стиля.
    2. Подготовьте культуроведческий комментарий
    (обратитесь к словарям, справочникам): Ренуар –
    это… . М.Шагал – это… . Муза – это… .

    3. Какова роль восклицательных предложений в
    тексте?
    4. В каких словосочетаниях связь иная, чем
    управление?
    а) драматические произведения; б) рассказал о
    себе; в) встреча с музой; г) счастливое занятие;
    д) поговорить с гостем; е) рассказал правдиво;
    ж) не терпится вернуться. (Ответ: а, г, е, ж.)
    5. Какие орфографические правила можно
    подтвердить примерами из текста?
    6. Готовясь к выразительному чтению,
    произведите пунктуационный разбор текста.
    Обратите особое внимание на такой
    пунктуационный знак, как многоточие.
    7. Напишите изложение с дополнительным
    творческим заданием (сочинением) на одну из тем:
    «Творчество – это труд».
    «Творческий труд – это радость».
    VIII. Подготовьтесь к сочинению на основе
    данного текста.

    Быть гражданином России, быть гражданином
    вообще – это большая ценность и завоевание
    человеческой цивилизации, плод развития
    общественных исканий. Но граждане России – это
    русские и татары, калмыки и чуваши, многие народы,
    соединившие в свое время свою судьбу с русскими и
    сохранившие им верность в испытаниях…
    Но ни «граждане мира», ни «россияне» не рождают
    сказок и песен, литературы и музыки, даже
    философии. Культуру как порождение духа рождают
    только национальные сообщества в неповторимом
    соединении языка и обычая, повадок, характера и
    внешности, истории… Великую культуру создавали
    не россияне, а русские, немецкую – немцы,
    арабскую – арабы, но не «эмиратцы». Гете и
    Достоевский, Пушкин и Флобер, Шота Руставели –
    потому гении всемирные, что были прежде всего
    гениями национальными…
    Чтобы сохранить и Россию, и русскую жизнь,
    двигаясь в будущее, не надо ехать далеко. Надежда
    на наше родовое гнездо – Центральную Россию. Это
    Калуга и Брянск, Липецк и Белгород, Ярославль и
    Владимир, Тверь и Кострома…
    Подлинно глубокое национальное чувство есть
    любовь к своему, но не ненависть к иному. Только
    народ, который ценит и любит свое наследие,
    способен с пониманием и уважением относиться к
    подобным чувствам других.
    (Н.Нарочницкая)
    1. Докажите, что это текст публицистического
    стиля.
    2. С помощью каких языковых средств
    осуществляется связь между предложениями, между
    абзацами?
    а) Однотематическая лексика; б) лексический
    повтор; в) союзы; г) вводные слова. (Ответ: а–в.)
    3. Какое утверждение не соответствует мнению
    автора?
    а) Быть гражданином – это большая ценность и
    завоевание цивилизации.
    б) Глубокое национальное чувство связано с
    уважением к другим культурам.
    в) Граждане России – это только русские.
    г) Неповторимое соединение языка, обычаев,
    истории – все это определяет своеобразие
    национальной культуры. (Ответ: в.)
    4. Объясните значение слов: наследие,
    гражданин, цивилизация.

    5. Выпишите из текста предложения с однородными
    членами. Какова их роль?
    6. Замените во втором предложении причастный
    оборот придаточным предложением. Сравните
    синонимичные конструкции.
    7. Составьте схему последнего предложения.
    IX. Подготовьтесь к выразительному чтению
    стихотворения «Уроки французского»,
    посвященного Валентину Распутину (Вспомните
    содержание этого рассказа).

    Уроки французского! Темный заснеженный вечер.
    И русская девушка в дальнем сибирском краю
    Голодного мальчика учит изысканной речи,
    Французской фонетике вместе со словом «люблю».
    Он так одинок, этот мальчик, и так простодушен.
    И очень талантлив, но очень к тому же строптив.
    И как она хочет согреть его чистую душу,
    Ее чистоты и доверия не замутив…
    А юная девушка, странная, словно из книжки,
    С своим «силь ву пле» и совсем простодушным
    «мерси»,
    Спустившейся с неба тому представлялась
    мальчишке.
    Таких он не видел еще до сих пор на Руси.
    (Н.Мирошниченко)
    1. Подготовьтесь к сочинению о рассказе
    В.Распутина «Уроки французского». Используйте в
    своем тексте цитаты из стихотворения.
    2. Укажите в стихотворении односоставные
    предложения, определите их тип и роль в тексте.
    3. Выпишите из двух первых четверостиший
    рифмующиеся слова парами, укажите части речи.
    4. Объясните значение слов: изысканный,
    строптивый, простодушный.

    5. Какие орфографические, пунктуационные
    правила можно подтвердить примерами из текста
    стихотворения?
    X. Запишите, объясните орфограммы.
    Определите тему, основную мысль. Какие слова
    употребляются в переносном значении?

    Язык – явление сродни природе. Его жесты и
    мимика подчас неосознанны, как жесты младенца.
    Он свободен и стихиен, как голубь или вода…
    Почему же в Слово нельзя просто верить? У него
    есть приливы и отливы. Язык по всеобъемлемости,
    всеприятию приближается к любви. И это его сила, а
    не слабость. Он сам все разложит по полочкам.
    Помилует или казнит. Здесь нужен не «словарь
    языкового расширения», а хорошая литература.
    Только так язык наконец находит свое воплощение
    на данном витке. Поэзия движется в авангарде
    языка…
    (Ф.Ермошин)
    1. Докажите, что это текст публицистического
    стиля.
    2. Укажите средства языковой выразительности:
    а) сравнения; б) риторический вопрос; в)
    антонимы; г) парцелляция; д) риторическое
    обращение. (Ответ: а–г.)
    3. Какова роль первого предложения? Укажите
    средства связи между предложениями в отрывке.
    4. Объясните значение фразеологизма разложить
    по полочкам.

    5. Согласны ли вы с тем, что говорит автор о
    языке, о поэзии? Напишите об этом.
    (Продолжение следует)

    Т.М. ПАХНОВА,
    г. Москва

  2. На мой взгляд, речь – это один из самых важных способов общения. Каждый день мы говорим с разными людьми, и каждый выражает свои эмоции с помощью речи. По манере разговора человека мы можем сложить впечатление о нем. Давайте же с вами разберем, что на самом деле культура речи. Культура речи – это соблюдения правил литературного языка, использование правильных интонаций.
    Речь – это отражение внутреннего мира человека. Когда нам бывает плохо или хорошо, мы всегда пытаемся этим поделиться с ближним человеком. С помощью душевного настроения, мы передаем правильное настроение диалога. С одной стороны речь человека, не только отображение его внутреннего мира и мыслей, а с другой стороны – это показатель того как человек относится к окружающему миру. Так же я считаю что речь – это умение использовать богатство литературного языка.
    Во время диалога, не каждый следит за своей речью. Но, есть такие люди, для которых это очень важно. Люди, которые следят за своей культурой речи, чаще всего те, которые получили хорошее образование, начитаны, правильно воспитаны. Мне кажется, что культура речи еще поможет избежать конфликта с человеком. Во время диалог с человека, категорически запрещается перебивать его, даже в том случае если ваш собеседник не прав. Для того, чтобы не казаться глупым в диалогах с людьми стоит повысить свой уровень речи, читая книга. Так же, кроме того, что человек должен иметь хорошо поставленную речь, он еще и должен уметь слушать.
    Стоит обратить внимание на то, что стоит излагать свои мысли кратко и чётко. Если же вы не совсем понимаете, о чем тема, нужно попытаться перевести аккуратно тему или промолчать в том месте, где не знаете, что ответить. Стоит говорить правду, не всегда важно как сказано, важно, что сказано. Большинство людей привлекает правильно поставленная речь. Многократные повторения (тавтология) – все это оставляет не очень хорошие впечатления.
    Стоит запомнить золотое правильно – «Сначала подумай, потом скажи». Так же стоит очистить свой лексикон от «мусора», «слов паразитов». Можно долго говорить о магии приветствия, но понятие все разные, некоторые пришли к нам из старославянского быта… Если углубится в историю, то мы можем узнать, что на Украине дети называли своих родителей на «вы», что указывало на высокое уважение к близким людям. Запомните, уважение к вашему собеседнику, есть очень важным критерием.

  3. Наша речь своего рода визитка, где указаны наше образование, возраст, профессия, место проживания. Согласитесь, манера разговора у грузчика и учителя сильно отличаются, хотя в обоих случаях выражения богатые и образные. В этой ситуации мы сталкиваемся с таким понятием, как «культура речи». Чтобы «окультурить» свою речь не нужно иметь большой словарный запас, достаточно грамотно распоряжаться тем, что уже имеется. Просто правильно ставьте ударения, избегайте слов — паразитов, не употребляйте не к месту «заумные» фразы. Не волнуйтесь, вас поймут и бомж, и пьяница, они тоже понимают литературные слова.
    Наш язык очень богат на различные художественные обороты: эпитеты, метафоры, сравнения, аллегории. Можете смело их использовать, их применение сделает вашу речь ярче, а вы добавите себе в копилку плюсов комплимент « он интересный собеседник». А ещё, точным словом можно ударить соперника сильнее, чем кулаком. Учитывайте, что именно, когда и как вы говорите, и скоро литературная речь станет для вас естественной.
    Я понимаю, что сегодня не актуально говорить правильно, мы предпочитаем разговорную, часто грубую речь. И мир вокруг становится недружелюбным, ведь « какая жизнь – такие песни». Попробуйте не оскорблять себя и окружающих грубостью, достаньте из словарного багажа вежливость и, возможно, жизнь тоже скажет вам «пожалуйста».

  4. Речь – это язык в действии. Значительную часть поведения человека составляют речевые действия. По-другому они называются речевые акты. Так, с помощью слов мы обращаемся к Богу, приветствуем друг друга, признаемся в любви; командуем, приказываем, отвергаем; воспитываем, учим и учимся сами. Есть даже так называемые слова-действия: “поздравляю”, “приказываю”, “советую” и др. Произнося эти слова, мы совершаем обозначаемые ими действия.
    Доминирование одних речевых актов над другими и составляет наши речевые приоритеты. Например, есть люди, которые в основном командуют, приказывают, диктуют; им противостоят другие – они ненавязчиво советуют, интересуются, предлагают. Поведение первого типа является авторитарным, жестким; второй тип – демократичный, располагающий к диалогу, доверию.
    Но речевое поведение человека не рождается из ниоткуда. Это результат внутренней работы личности – ее душевных переживаний, интеллектуального опыта.
    Возьмем в качестве примера такой речевой акт, как объяснение на уроке. Вспоминая многих своих учителей, я прежде всего отмечаю не что, а как они говорили. Их речь была наполнена любовью к своему предмету и к ученикам, уверенностью в том, что знание – это высшая ценность, а мы все – уникальные таланты, способные на самые высокие результаты в учебе.
    Таким образом, наша речь – не просто способность к говорению. Это наша жизнь, наш запас чувств и мыслей.

  5. Язык – это уникальная вещь, которой владеет человек. Он служит для общения людей и оформления мыслей в слова. Интересно то, что язык существует вне зависимости от того, кто на нем говорит. Есть даже так называемые «мертвые языки»: людей, говорящих на них, нет, но они продолжают существовать. К такому разряду относятся латинский, санскрит, древнерусский, древнегреческий. Помимо разговорных, существуют языки программирования, жестов, цветов и животных.
    Для того чтобы правильно и культурно общаться, мало просто знать язык. Его знание необходимо подкреплять практическим использованием, то есть владеть речью. Это практическое использование языка. Оно помогает людям объясняться друг с другом, выражать свои мысли и рассуждения. Речь не существует сама по себе, она неразрывно связана с языком.
    Эти два понятия зависят друг от друга. Дальнейшая судьба любого языка зависит от того, как он используется в речи. Современная «беда» – это активное развитие общения посредством интернета. Это «немое» использование языка способствует тому, что многие речевые нормы игнорируются, отсутствует тренировка культурной устной речи. Также опасность представляет безмерное засорение языка различными заимствованиями и неологизмами, которые убивают красоту и неповторимость звучания родной речи.
    Речь призвана поддерживать существование языка. Без практического использования он «умрет», а это означает исчезновение и для нации-носителя этого языка. Свой вклад в сохранение этого национального сокровища может внести любой человек. Нужно просто внимательно относиться к словам, которые мы говорим. Стараться не засорять язык ненужными оборотами. А также внимательно и ответственно относиться к правилам и литературным нормам, касающимся как устной, так и письменной речи.

  6. Умение в нужной форме использовать все богатства русского языка играет невероятно важную роль в нашей жизни. Слово может стать настоящим оружием — великим, способным и ранить, и исцелить. С помощью языка люди общаются между собой, выражают свои мысли и чувства, язык способствует развитию науки, техники, развитию всего человеческого мира.
    Культура речи — это правильное произношение, знание всех норм и правил словоупотребления, умение пользоваться выразительными средствами языка. Культура общения заключает в себе намного больший и глубокий смысл, это одна из самых важных составных частей в общей культуре человека.
    Владение всеми богатствами языка — важный показатель культурного уровня развития любого человека независимо от его возраста, национальности, профессии. Умение четко, точно и ясно выражать свои мысли поможет быть правильно понятым окружающими. В этом заключена эстетическая сторона человеческой личности, потому что умелое владение родным языком отражает в целом культуру не только отдельного человека, но и всего народа, общества. Язык — великое чуда культуры, созданное народом, приумноженное лучшими писателями и публицистами, духовная ценность общества, поэтому наше общество имеет полное право называться богатым духовно.
    Грустно, что в последнее время мы все меньше внимания уделяем развитию своего языка — чудесного, красивого, волшебного. На русском и украинском языках написано множество шедевров литературы. Сколько ценного можно почерпнуть, как можно обогатить и возродить свой язык, опираясь на великое достояние народа! Русский и украинский языки, в которых столько общего, имеют общее происхождение. Они представляют собой огромную ценность, постигать которую можно всю свою жизнь. Ведь национальный язык объединяет в единую систему литературный язык, территориальные диалекты и профессионализмы, жаргоны и просторечия. Разобраться во всем этом многообразии, научиться грамотно пользоваться всеми богатствами своего языка — вот задача, которую должен ставить перед собой каждый человек.
    Думаю, все согласны с тем, что высокая культура устной и письменной речи, умение правильно пользоваться всеми выразительными средствами родного языка, стремление к тому, чтобы беречь и приумножать их, — важная задача каждого из нас.

  7. Вариант 1
    Речь человека характеризует его лучше всяких отзывов о нем.
    В произведении Б. Екимова рассказчик согрел свою ду­шу и сердце, услышав рассказ одной из пассажирок о но­вогодних подарках, которые она приготовила родным. О том, с какой нежностью девушка их готовила, свидетельст­вуют пояснительные отношения в бессоюзном сложном предложении 35: «…пришлось облагородить [тапочки]: я обшила их голубенькой каймой, а тесьмой сделала цвето­чек». Уменьшительно-ласкательные суффиксы («мамОЧКа», «бабУШКа», «дедУШКа», «папОЧКа») передают любовное от­ношение девушки к родным. Она очень чуткая и вниматель­ная: «у мамочки ноги болят от резины» (предл. 33), «ба­бушка болеет, а ей… хочется вкусненького» (предл, 46), дед «любит читать детективы, и я ему купила» (предл. 41). Речь характеризует ее как человека большой души и сердца.
    Прав был лингвист Л. Сухорукое, говоря, что «наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и личности, души, ума».
    Вариант 2
    По мнению филолога Л. Сухорукова, «наша речь — важ­нейшая часть не только нашего поведения, но и нашей лич­ности, нашей души, ума».
    В самом деле, одной из главнейших характеристик чело­века является его речь. Она отражает его внутренний облик, нравственные устои, интеллект.
    В рассказе Б. Екимова речь девушки — яркое тому под­тверждение. Восклицательные предложения передают ее счастье от того, что она подарит радость близким: «Ой, как мама обрадуется!»; «Он будет такой довольный!» — говорит о дедушке, которому куплен желанный подарок; «Она так будет рада!» — счастливо смеется девушка, проявляя заботу о бабушке. «У нас такой папа хороший, работящий», — радостно сообщает она подруге. И эти восклицательные предложения и определения, как лакмусовая бумага, высве­тили ее богатый внутренний мир, одухотворенный добротой, заботой, любовью.
    Именно речь сделала образ героини запоминающимся, выделила его на фоне других персонажей рассказа.
    Вариант 3
    В повседневной жизни, слыша речь окружающих нас людей, мы невольно даем им характеристику. И это не слу­чайно: ведь по тому, как человек говорит, можно судить и о его характере, и об интеллекте, и о душевном состоянии.
    Давайте проверим это утверждение, проанализировав речь героини рассказа Б. Екимова. Девушка эта — заботли­вая, любящая дочь: об этом свидетельствует уменьшительно- ласкательный суффикс («мамОЧКа», «папОЧКа»).
    Она прекрасная внучка, внимательная и чуткая. Ее от­ношение к дедушке передано в сложном предложении 41 с сочинительной связью: союз и соединяет его части и выра­жает значение последовательности событий («Он любит чи­тать детективы, и я ему купила целых два тома»). Все ду­шевные качества и чувства девушки — это ее повседневное состояние, неотъемлемая ее часть.
    Даже совершенно незнакомая женщина, став невольным слушателем монолога героини, благодарит ее за подаренные радость и тепло.
    В самом деле, прав был лингвист Л. Сухоруков, утвер­ждавший, что «наша речь — это важная часть нашего пове­дения, личности, души и ума».
    Текст для работы
    (1)Нынешняя зима словно подарок: снегопады, метели, легкий мороз. (2)В середине ноября, когда уезжал я из Вол­гограда на поезде, было тепло, а утром в купе проснулся — за окном зима, белое Подмосковье: поля, перелески, люд­ские селенья — все в снегу. (З)Живи и радуйся.
    (4)А вот радости как раз было мало: я приехал в Москву лечиться. (5)Рано утром впотьмах поднимался я и брел к электричке, ехал в битком набитом вагоне. (б)Потом — сля­котный перрон, под ногами — жижа. (7)Городские зимние угрюмые сумерки. (8)Молчаливый людской поток несет тебя ко входу в метро. (9)Там давка: в дверях, у турникетов, у эскалаторов, в подземных переходах…
    (Ю)Потом — больничные коридоры, очереди, долгое время ожидания… (11)К вечеру наглядишься, наслушаешь­ся, устанешь, еле бредешь.
    (12)Снова — метро, его подземелья. (13)Выберешься от­туда, вздохнешь и спешишь к электричке, в ее вечернюю толкотню.
    (14)Так и текла моя московская жизнь: за днем — день, за неделей — другая. (15)Затемно встанешь, затемно к дому прибьешься. (Іб)Ничему не рад, даже зиме и снегу.
    (17)Однажды вечером мне повезло: вагон оказался не больно набитым. (18)Уселся, газету развернул для порядка. (19)Хотя чего там вычитывать: убили, взорвали, ограби­ли…
    (20)Вечерний поезд, усталые люди. (21)3има, теснота, кто-то ворчит, а кто-то уже ругается.
    (22)Но тут заговорили рядом молоденькие девушки. (23)Обычная девичья болтовня: лекции, практика, зачеты — словом, учеба. (24)Потом Новый год вспомнили.
    (25)— Подарки пора покупать… — сказала одна из них. (26)— А чего дарить? (27)И все дорого.
    (28)— Ты еще подарки не приготовила?! — ужаснулась другая девчушка. (29)— Когда же ты успеешь?!
    (30) — А ты?..
    (31) — Ой, у меня почти все готово… — восхищенно за­стрекотала девчушка. (32)— Маме я еще осенью купила до­машние тапочки на войлоке. (33)У мамочки ноги болят от резины… (34)А там — войлок. (35)Они, конечно, немножко грубоватые, пришлось облагородить: я обшила их голубень­кой каймой, а тесьмой сделала цветочек. (Зб)Получилось — картинка. (37)Ой, как мама обрадуется! — голос ее прозве­нел такой радостью, словно ей самой подарили что-то очень хорошее.
    (38)Я голову поднял, взглянул: обычная молоденькая де­вушка. (39)Лицо живое, милое.
    (40)— А дедушке я прямо в этой электричке подарок ку­пила, — продолжался рассказ. (41)— Он любит читать де­тективы, и я ему купила целых два тома. (42)Он будет та­кой довольный! — прозвенел в вагоне счастливый девичий голос и смех. (43)— А бабушке… (44)Мы завтра будем на практике, там рядом хороший магазин для диабетиков. (45)Я уже все разглядела. (46)Бабушка болеет, а ей тоже хочется вкусненького. (47)Я ей клюквенных конфет возьму и печенья для диабетиков. (48)Она так будет рада!
    (49)И снова — счастливый смех. (50)Лицо девушки све­тилось радостью, глаза сияли.
    (51)— А папочке… (52)У нас такой папа хороший, рабо­тящий. (53)И я ему подарю…
    (54)Не только я и соседи, но, кажется, уже весь вагон слушал радостную повесть девушки о новогодних подарках. (55)Опустились на колени раскрытые книги, развернутые листы газет. (56)Наверное, у всех, как и у меня, отступило, забылось дневное, несладкое, а просыпалось иное, доброе, чистое: ведь и вправду Новый год близок…
    (57)А тем временем электричка уже спешила к моей станции. (58)3десь выходит много народу. (59)Собирались, прятали так и не прочитанные книги, газеты, торопились к выходу, проходя с улыбкой мимо девушек, глядели, угады­вая, какая из них? (60)А молодая женщина, что сидела на­против, на прощанье сказала:
    (61)  — Спасибо тебе, милая.
    (62) Девушка         не поняла, о чем речь, улыбнулась недо­уменно: за что, мол…
    ;(63)И в самом деле — за что?
    (64)Я вышел из вагона. (65)Дорога славная: березы да сосны сторожат тропинку; не больно холодно, а на душе, на сердце и вовсе тепло. (бб)Спасибо той девочке, которая по­дарила надежду и заставила задуматься о добром.
    (По Б. Екимову)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *