Сочинение на тему наши социальные роли определяются ожиданиями других людей

15 вариантов

  1. Наши социальные роли определяются ожиданиями других людей.
    Н.
    Смелзер
    В данном высказывании известный мыслитель Н.
    Смелзер говорит о сути социальной роли,
    утверждая, что именно ожидания общества играют большую роль в ее определении.
    Лично я целиком и…
    More
    Наши социальные роли определяются ожиданиями других людей.
    Н.
    Смелзер
    В данном высказывании известный мыслитель Н.
    Смелзер говорит о сути социальной роли,
    утверждая, что именно ожидания общества играют большую роль в ее определении.
    Лично я целиком и полностью согласен с мнением автора, только хочу добавить, что эта проблема
    была, есть и будет актуальна всегда, пока существует общество.
    Прежде чем начать обсуждать данную проблему, давайте обратимся к теории.
    В понятии
    обществоведов, социальная роль – это ожидаемая от человека обществом модель поведения.
    Стоит также упомянуть и о социальном статусе (положение человека в обществе) и престиж
    (оценка обществом занимаемых человеком позиций), а также авторитет (оценка обществом
    личных качеств человека).
    К людям же, не соответствующим ожиданиям общество может
    применять санкции (меры), которые бывают формальными и неформальными, а также
    позитивными или негативными.
    Стоит также уточнить, что же такое общество? Обществоведы
    определяют его
    Less

  2. Прочитайте текст и выполните задания 21—24.Каждый человек занимает несколько позиций в обществе. Например, женщина может быть музыкантом, учительницей, женой и матерью. Каждая из этих социальных позиций, связанная с определёнными правами и обязанностями, называется статусом. Хотя человек может иметь ряд статусов, один из них, который можно назвать главным статусом, определяет его общественное положение…Некоторые статусы даны от рождения… Такие статусы называются приписанными (предписанными).Наоборот, достигнутый (приобретённый) статус определяется тем, что человек осуществил в своей жизни. Статус писателя приобретают в результате опубликования книги; статус мужа — после получения разрешения на женитьбу и вступления в брак. Никто не родится автором или мужем. Некоторые статусы сочетают предписанные и достигнутые элементы. Получение степени доктора философии, несомненно, является достижением. Но будучи однажды получен, новый статус остаётся навсегда, становится перманентной частью личности и социальной роли человека, определяя все его намерения и цели как предписанный статус.Ролью называется ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека…Каждый статус обычно включает ряд ролей. Человек, имеющий статус преподавателя, по-разному ведёт себя со студентами, другими преподавателями факультета, с представителями министерства просвещения или ректором. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором.Каким образом мы усваиваем роли? Усвоение различных ролей — значительная часть процесса социализации. Наши роли определяются тем, что ожидают от нас другие. В нашем обществе (и большинстве других) ожидается, что родители должны заботиться о своих детях, что работник должен выполнять порученную ему работу, что близкие друзья неравнодушны к нашим проблемам. Если они «не выполняют» свои роли в соответствии с нашими ожиданиями‚ мы удивлены, рассержены или обижены, и наши отношения меняются.Можно провести различие между формальными и неформальными ролевыми ожиданиями. Наиболее ярким примером первых являются законы. Когда мы подписываем договор о покупке дома, ожидается, что мы его купим; если мы не делаем этого, нам может быть предъявлен иск за нарушение договора. Брак является другим видом договора, который может быть расторгнут посредством развода. Законы об уголовной ответственности запрещают убийство, изнасилование и другие поступки, причиняющие ущерб другим людям. Другие ожидания могут быть менее формальными — например, умение вести себя за столом, стиль одежды и правила вежливости, — но они тоже оказывают большое влияние на наше поведение.Реакции, которые могут быть вызваны нашими поступками, не соответствующими ролевым ожиданиям, также можно классифицировать как формальные и неформальные… Когда поступки человека соответствуют ролевым ожиданиям, он получает такие социальные вознаграждения, как деньги и уважение. Вместе взятые, эти поощрения и наказания называются санкциями. Применяемые одним или несколькими взаимодействующими индивидами или кем-либо другим, санкции подкрепляют правила, определяющие, какое поведение является уместным в данной ситуации.

  3. Хорошее сочинение-рассуждение на тему “какие социальные роли свойственны человеку?”.
    Во все времена в обществе каждый человек занимает определённую, социальную роль. Социальная роль – это ожидаемое поведение человека в социуме при определённом статусе. Эти роли индивид может занимать совершенно разные, их может быть две, три и даже больше. Если же человек играет только одну социальную роль, значит, он сильно изолирован от общества, например, такой человек как одиночно заключённый в камере в тюрьме или психически больной, такой, который опасен для общества, который может навредить. Остальные люди имеют большое количество ролей, например, он может занимать одну из них в семье, в профессии, да чём угодно. Чтобы быть конкретнее, приведу пример.
    Например, молодой человек лет 25 по имени Андрей, он работает начинающим адвокатом, помимо этого у него есть кровная семья, да и ко всему этому жена и две дочери. Так вот, у Андрея достаточное количество социальных ролей. Он в первую очередь сын своей матери и отца, муж своей жены, отец своих детей – это всё семейно-бытовые роли Андрея. Также он адвокат, значит он защитник обвиняемых людей в суде – это профессиональная роль. кроме этого эти роли могут заканчиваться, например, до своего 25-летия Андрей учился в школе, там он был учеником; учился в институте, он был студентом; искал работу, был временно безработным; да даже буквально он ходит каждый день в магазин за продуктами для своей семьи, в магазине он является покупателем – это всё и есть роли. Порой мы их даже не замечаем, но они есть.
    Таким образом, абсолютно каждый из нас имеет социальные роли и не важно, кто вы в жизни и чем вы занимаетесь, они у вас есть. Врач должен лечить и спасать людей от ужасных болезней и он с этим справляется на высшем уровне, но в то же время он может быть ужасным семьянином, и всё равно он не пустое место, у него есть роль, роль в жизни.
    Немного уйдя в сторону, хочу сказать немного актуальную тему для современной молодёжи и в частности для меня. Многие дети, подростки, да и порой взрослые люди зачастую думают, что они никто в жизни, они ничего не значат. Стало модно быть грустным и депрессивным, а что ужасно, мы сами заставляем себя в это верить. Самое главное, чтобы не загонять себя в тупик – это в первую очередь понять, что вы не никто, вы человек, который играет важную роль в жизни, хотя бы ту, что вы человек и если ты уже существуешь, значит ты не просто так был рождён на этот свет. Ты уже состоишь в социуме, хочешь ты этого или нет и неважно, что это общество говорит про тебя, ты должен быть сильным несмотря ни на что.
    Я говорю, это потому что это важно, в современной жизни мы порой забываем самое главное и это ужасно. Ведь даже тот самый обычный поход в магазин в роли покупателя, или визит к врачу в роли пострадавшего или заболевшего (что не очень хорошо, но всё же) показывает нам, что мы занимаем определённое место в обществе, а значит мы в этом обществе не одни. Да, я ушла немного в сторону, но я хочу сказать , что социальные роли, о которых мы иногда даже не задумываемся, очень важны для каждого человека.
    Шаблон для правильно написания сочинения-рассуждение по обществознанию можно посмотреть на этой странице.
    Другие материалы по данному предмету мы постоянно выкладываем в раздел ЕГЭ по обществознанию.

  4. ?Эссе по обществознанию по высказыванию Н.Смелзера «Наши социальные роли определяются ожиданиями других людей»
    В данном высказывании известный мыслитель Н.Смелзер говорит о сути социальной роли,утверждая, что именно ожидания общества играют главную роль в определении социальной роли человека.
    С точкой зрения автора сложно не согласиться, общество – динамическая система, существующая с древних временв различных проявлениях, постоянно развивающаяся и устанавливающая свои законы, нормы и правила. Понятие «общество» употребляется в узком и широком смысле. В узком смысле под обществом понимаютгруппу людей, объединенных по каким-либо признакам (интересам, потребностям, ценностям и т. д.), например общество книголюбов, общество охотников, общество ветеранов войны и т. д. В широком смысле под обществомпонимается совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей на определенной территории, в рамках единой страны, единого государства. Общество состоит из множества социальных групп,членом каждой из которых установлены свои обязательные социальные роли. В определении понятия, социальная роль – это ожидаемая обществом модель поведения человека.
    Примеров сути социальной роли, историязнает множество. Для меня всегда как пример изучения современного общества была интересна Индия. Социальная структура индийского общества очень сложна и неизменна многие столетия, индийское обществосостоит из определенных каст. Человеку, родившемуся в какой либо касте готова своя социальная роль. Есть касты бедняков (крестьян, плотников, гончаров), касты среднего класса и богачи. Переход из одной касты вдругую практически невозможен, более того это порицается обществом. Человек определенного слоя должен вести себя соответственно и не приписывать себе роль другого. Яркий пример, когда общество вцелом определяет поведение людей, приписывает социальную роль каждому своему члену.
    Таким образом, социальная роль – нормативно одобренный, относительно устойчивый образец…

  5. Одна и та же социальная роль по-разному переживается, оценивается и реализуется разными людьми.
    “Когда мы осмыслим свою роль на земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы будем счастливы”.
    Антуан Сент-Экзюпери
    Каждый человек, живущий в обществе, должен играть определенную социальную роль. К его поведению общество предъявляет определенные требования. Нет одинаковых людей, а потому одна и та же социальная роль будет по-разному играться разными людьми.
    Я согласна с данным высказыванием. Действительно, к человеку, живущему в обществе и занимающему определенные позиции, имеющему определенный статус, будут предъявляться те или иные требования. При этом, требования допускают определенную вариативность поведения. И каждый человек данные требования будет обыгрывать по-своему.
    Социальная роль — модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личностных отношений. Другими словами, социальная роль — это поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус. А социальные роли – это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей. Более того, современное общество требует от индивида постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей.
    Социальная роль – это динамическое понятие. И действительно каждая роль предполагает игру по определенным правилам. Но подобно тому, как в театре каждый актер передает слова, написанные автором и вложенные в уста его героя, по-своему, так и в обществе происходит с социальными ролями человека. Интересно и то, что в современном обществе широкое распространение получили ролевые конфликты, возникающие в ситуациях, когда от индивида требуется одновременное выполнение нескольких ролей с противоречивыми требованиями.
    Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.
    Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.
    Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина – это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.
    Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, любимый и т. д.).
    В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, в наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.
    Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.
    Так, например, к роли ученика предъявляются следующие требования: посещать занятия, выполнять требования учителя, делать домашнее задание и т.д. Но даже если взять любой класс, то каждый ученик в нем по разному выполняет эти требования: кто-то добросовестно выполняет все требования к учебному процессу, но отличается плохой дисциплиной, кто-то не выполняет ни того, ни другого и т.д. Еще одним примером может быть роль солдат, которая связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. И так происходит с каждой социальной ролью: будь то роль ученика, солдата, матери или руководителя государства.

  6. Информация » Социальный статус и социальные роли » Понятие и определение социальной роли
    Наши роли определяются тем, что ожидают от нас другие. В нашем обществе (и большинстве других) ожидается, что родители должны заботиться о своих детях, что работник должен выполнять порученную ему работу, что близкие друзья неравнодушны к нашим проблемам. Если происходит невыполнение роли в соответствии с нашими ожиданиями, возникает ролевой конфликт. Несоответствие ролевого ожидания и исполнения ролей, противоречие ролевых ожиданий нескольких ролей (хотя бы двух) вызывает появление ролевого конфликта. Например, родители и сверстники ожидают различного поведения от подростка, а он, выполняя роли сына и приятеля, не может одновременно соответствовать их ожиданиям. Еще чаще этот конфликт – несовпадение ролей – сопровождает жизнь взрослого человека.
    Когда поступки человека соответствуют ролевым ожиданиям, он получает социальные вознаграждения (деньги, уважение), несоответствие ролевым ожиданиям влечет за собой наказания (лишение материальных благ, свободы, общественного внимания и др.). Вместе взятые поощрения и наказания называются санкциями. Применяемые одним или несколькими взаимодействующими индивидами или кем-либо другим, санкции подкрепляют правила, определяющие, какое поведение является уместным в данной ситуации (Гуд, 1960).
    Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными. Институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены)
    Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их).
    Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли. Только немногие нормы принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той или иной личности.
    То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид действительно становится частью общества.
    Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.
    Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук . Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.
    Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).
    В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.
    Страницы: 1 2 3 4
    Популярные статьи:
    Международные и
    российские нормативные, правовые документы в области защиты прав женщин и детей
    До не давнего времени большинство международных документов о правах человека истолковывались настолько узко, что их нельзя было приспособить ко многим проблемам касающихся женщин и детей, в частности насилия в семье. Но за последние годы а …
    Ценностные ориентации молодежи и отношение к протестному поведению. Общее знание респондента о предмете исследования
    Одной из важных задач исследования является определение отношения молодежи к процессам отречения от ценностей, признанных в обществе, в котором происходит их взросление и становление как самостоятельной личности. Так же необходимо было выя …
    Смертность и продолжительность жизни населения РФ
    Динамика общего коэффициента смертности в РСФСР и РФ с 1950 года Число умерших (тысяч человек): · 2002 год — 2 332 · 2003 год — 2 366 · 2004 год — 2 295 · 2005 год — 2 304 · 2006 год — 2167 · 2007 год — 2080 Коэффициент смертности (на 1000 …

  7. К-1: вы вы непра­виль­но рас­кры­ли смысл вы­ска­зы­ва­ния. Речь идёт о со­ци­аль­ной ро­ли, а вы ушли в во­про­сы са­мо­опре­де­ле­ния лич­но­сти, судь­бы че­ло­ве­ка. Я не об­ну­ли­ла Вам эс­се толь­ко по­то­му, что ис­хо­дя из при­ме­ров ста­но­вит­ся по­нят­но, что вы в це­лом по­ни­ма­е­те про­бле­му, но не смог­ли ее вы­ра­зить.
    К-2: ар­гу­мен­тов, со­от­вет­ству­ю­щих те­ме эс­се нет, вы при­ве­ли два опре­де­ле­ния (об­ще­ство, со­ци­аль­ная роль), но они ни­как не рас­кры­ва­ют­ся. Вам на­до бы­ло рас­суж­дать о при­чи­нах со­ци­аль­ных ро­лей, о ви­дах, за­ви­си­мо­сти ро­ли от со­ци­аль­но­го ста­ту­са и т.д.
    К-3: пер­вый при­мер сви­де­тель­ству­ет о несо­от­вет­ствии по­ве­де­ния Пет­ра II его со­ци­аль­но­му ста­ту­су и по­след­стви­ях это­го. Вто­рое рас­суж­де­ние о свя­щен­но­слу­жи­те­ле вер­ное, но это не при­мер. В при­ме­ре долж­на быть кон­кре­ти­ка: кон­крет­ный субъ­ект, дей­ствия, ре­зуль­тат, ло­ка­ли­за­ция во вре­ме­ни, про­стран­стве и т.д.
    В це­лом будь­те вни­ма­тель­нее к рас­кры­тию смыс­ла вы­ска­зы­ва­ния. В дан­ной ци­та­те он на по­верх­но­сти, уди­ви­тель­но, что вы ушли в сто­ро­ну в сво­их рас­суж­де­ни­ях.

  8. “ГЕМАЙНШАФТ” И “ГЕЗЕЛЬШАФТ”

    Описание экономических, политических и родственных особенностей четырех типов обществ позволяет сделать вывод, что различные социальные институты связаны между собой, т.е. они по-особому согласуются между собой. Многие теоретики-обществоведы разделяют данную точку зрения, в частности, с этих позиций они пытаются определить основные различия между допромышленным и промышленным обществами. В этом нет ничего удивительного, ведь большинство из них писали свои научные труды во время промышленной революции, которая преобразовала экономический, политический и социальный институты западного общества.
    Одно из наиболее важных исследований противоположности между допромышленным и современным обществами было проведено немецким социологом Фердинандом Теннисом (1855-1936). Он ввел термины “Гемайншафт” (Gemeinschaft) и “Гезельшафт” (Gesellschaft) (они переводятся как “общинность” и “общество”), выражающие различия между традиционным и современным обществами. Точнее, термин “Гемайншафт” относится к сельской общине, а термин “Гезельшафт” – к городскому промышленному обществу. Каковы основные различия между “Гемайншафт” и “Гезельшафт”?
    Если говорить об индивидуальной мотивации, “Гемайншафт” стимулирует стремление людей жить в соответствии с общинными принципами, например крестьянские семьи в период сбора урожая бесплатно помогают друг другу. Общество типа “Гезельшафт” основано на рациональном осуществлении личных интересов, индивиды взаимодействуют в деловой обезличенной обстановке и расплачиваются деньгами за определенные товары и услуги.
    В сфере социального контроля общество типа “Гемайншафт” придает решающее значение традиционным обычаям, верованиям и неписаным законам, в то время как “Гезельшафт” есть общество, основанное на формальном праве.
    В области разделения труда общество типа “Гемайншафт” отличается ограниченной специализацией, складывающейся главным образом на основе родственных связей – обычно мужья, жены и дети выполняют определенные обязанности в хозяйстве. Для общества типа “Гезельшафт” характерны /89/специализация профессиональных ролей и отделением последних от семейных ролей.
    В обществе типа “Гемайншафт” культура формируется на основе религиозных ценностей, а в “Гезельшафт” — на светских.
    Главными социальными институтами в “Гемайншафт” являются семья, соседи и община; в “Гезельшафт” складываются крупные объединения и ассоциации (деловые круги, правительство, политические партии, добровольные ассоциации).
    Дихотомия Тенниса (и другие подобные исследования) подверглась критике в двух направлениях. Во-первых, это большое упрощение. Общества типа “Гемайншафт” тоже отличаются друг от друга; японский феодализм отличается от германского, и они оба отличаются от других допромышленных обществ. Кроме того, в каждом современном обществе смешаны элементы “Гезельшафт” и “Гемайншафт”, т.е. последнее никуда не исчезает.
    Во-вторых, такие дихотомии рассматривают общество как устойчивое единое целое, не учитывая вероятности противоречий, дезорганизации и конфликтов, в какой-то мере присущих любому обществу. Фактически вся эта дихотомия может быть поставлена под сомнение в связи с углубляющейся интернационализацией обществ и усилением их взаимозависимости. Таким образом, все более важное место занимает межнациональный аспект изучение, т.е. сравнительный анализ. Мы вернемся к этой критике в 7-й и 9-й главах, а также ознакомимся с более глубоким исследованием названных выше различий, проведенным в последние годы в связи с современными исследованиями социальных изменений (20-я глава).

    КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

    Статусом называется позиция человека в обществе с определенными правами и обязанностями. Люди могут иметь несколько статусов, но лишь один из них, считающийся основным, определяет положение человека в обществе. Статус, полученный от рождения, называется приписанным; статус, обретенный благодаря тому, что человек осуществил, называется достигнутым статусом.
    Роль – это ожидаемое поведение, связанное с определенным статусом. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевой системой. Наши роли определяются ожиданиями других людей. Некоторые ожидания, на пример законы, являются формальными, другие, скажем /90/ умение вести себя за столом, – неформальными. Когда поступки человека соответствуют ролевым ожиданиям, он получает социальные поощрения (деньги или уважение).
    Парсонс составил классификацию ролей, исходя из пяти основных характеристик: 1) некоторые роли требуют эмоциональной сдержанности, в то время как другие допускают откровенное выражение чувств; 2) есть роли приписанные, а бывают — достигнутые; 3) некоторые роли ограниченны, а другие носят диффузный характер; 4) одни роли предусматривают общение с людьми по формальным правилам, другие позволяют устанавливать неформальные, личные отношения; 5) разные виды ролей связаны с различной мотивацией.
    Ни одна роль (формальная или неформальная) не является жестко фиксированной моделью поведения. Скорее по ведение представляет собой результат свойственного данной личности способа толкования ролевых ожиданий. Сторонники символического интеракционизма и этнометодологии подчеркивают гибкость связи между поведением индивида и ролевыми ожиданиями.
    Когда человек сталкивается с противоборствующими требованиями двух или более несовместимых ролей, возникает ролевой конфликт. Противоречивые требования, предъявляемые одной и той же ролью, могут стать причиной ролевой напряженности. Существуют несколько способов преодоления ролевого конфликта: считать некоторые роли более важными, чем другие; разделять дом и место работы, а также свои роли в них; разрядить конфликтную ситуацию помогают шутки.
    Институтом называется совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности. Люди не могут существовать, не создавая долговременных коллективов. Маркс считал, что люди создают условия для удовлетворения своих материальных потребностей только благодаря организованной совместной деятельности, без этого общество не могло бы существовать. Спенсер придавал важное значение потребности в “активной обороне”, нуждам в “общем обеспечении жизненных ресурсов” координации различных видов деятельности. Г.Ленски и Дж.Ленски выделяли шесть основных элементов, необходимых для существования общества: а) общение между его членами; б) производство товаров и услуг; в) распределение; г) защита членов общества; д) замена выбывающих членов общества; е) контроль их поведения.
    Для производства товаров необходимы четыре вида общественных ресурсов: земля, труд, капитал и организация. /91/ Институты создают устойчивые формы совместной деятельности людей по использованию общественных ресурсов ради удовлетворения одной или нескольких социальных потребностей. Одной из важных функций институтов является стабилизация деятельности людей, на основе которой формируются более или менее устойчивые ролевые модели поведения.
    Слово “общество” имеет много различных значений. Марш попытался определить условия, при которых социальное объединение становится обществом. К этим условиям относятся: а) постоянная территория; б) пополнение общества главным образом благодаря деторождению; в) развитая культура; г) “политическая” независимость. Г.Ленски и Дж.Ленски составили следующую классификацию обществ в соответствии с присущими им основными способами добывания средств к существованию: общество охотников и собирателей, садоводческое, аграрное и промышленное.
    Теннис исследовал особенности связей людей в допромышленном, традиционном и современном обществах и ввел термины “Гемайншафт” и “Гезельшафт”. “Гемайншафт” обозначает крестьянскую общину, в то время как “Гезельшафт” относится к индустриально-городскому обществу. Основные различия между ними состоят в следующем: а) в обществе типа “Гемайншафт” люди живут в соответствии с общинными обязанностями, тогда как “Гезельшафт” основано на стремлении к личной выгоде; б) “Гемайншафт” основано на традиционных обычаях, в то время как “Гезельшафт” придает основное значение формальным законам; в) “Гемайншафт” предполагает ограниченную специализацию, тогда как в “Гезельшафт” формируются специализированные профессиональные роли; г) “Гемайншафт” опирается на религиозные, а “Гезельшафт” – на светские ценности; д) главными институтами общества первого типа являются семья и община, основой второго становятся крупные корпоративные и ассоциативные формы объединения людей.
    Помимо понимания структуры и динамики отдельных обществ, необходимо более глубокое знание международных общественных систем, особенно в связи с усиливающейся интернационализацией современного мира, олицетворяющей прогресс XX в.

    ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР [ HERBERT SPENCER ] (1820-1903)

    Философ и ученый XIX в. Герберт Спенсер сыграл важную роль в развитии нескольких научных дисциплин, включая социологию и антропологию. Он родился в Дерби, в центральном административном округе Англии, и /92/ получил домашнее образование под руководством отца и дяди. С раннего возраста он проявлял интерес к науке, а в 17 лет начал работать на железной дороге, соединявшей Лондон и Бирмингем, где через несколько лет получил профессию инженера. Затем началась его многолетняя редакторская и писательская деятельность. Исследуя окаменелости, найденные во время прокладки железнодорожного полотна, Спенсер заинтересовался процессом эволюции. На него оказала глубокое влияние теория эволюции Дарвина. Он пришел к убеждению, что ее можно было бы применить ко всем аспектам развития Вселенной, включая историю человеческого общества. Он сравнивал общества с биологическими организмами, а отдельные части общества (образование, государство и др.) – с частями организма (сердцем, нервной системой и т.д.), каждая из которых влияет на функционирование целого. Спенсер считал, что, подобно биологическим организмам, общества развиваются от простейших форм к более сложным. В ходе этого процесса они непрерывно вынуждены приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды. Дольше выживают наиболее приспособленные. Таким образом, “естественный отбор” происходит в человеческом обществе так же, как и среди животных, способствуя выживанию самых приспособленных. В то же время процесс адаптации способствует дальнейшему усложнению общественного устройства, так как его части становятся более специализированными (например, общества стали значительно сложнее в период промышленной революции в результате углубляющегося разделения труда и развития таких специализированных институтов, как фабрики, банки и фондовые биржи).
    Таким образом, общества развиваются от сравнительно простого состояния, когда все части взаимозаменяемы, в направлении сложной структуры с совершенно несхожими между собой элементами. В сложном обществе одну часть (т.е. институт) нельзя заменить другой. В результате части общества становятся взаимозависимыми. Все они должны функционировать на благо целого; в противном случае общество развалится. Согласно точке зрения Спенсера, такая взаимозависимость является основой социальной интеграции.
    В отличие от большинства ученых-обществоведов тех лет и более позднего времени Спенсер не был реформатором. Он полагал, что для человечества полезно избавляться от неприспособленных индивидов с помощью естественного отбора и правительство не должно вмешиваться в этот процесс (например, помогать бедным) – такая философия получила название “социальный дарвинизм”. Он считал эту философию приемлемой также для коммерческих предприятий и экономических институтов; по его мнению, конкуренция при невмешательстве со стороны правительства способствовала бы вытеснению неприспособленных. Спенсер был убежден, что на основе свободного взаимодействия между индивидами и организациями будет достигнуто некое естественное и устойчивое равновесие интересов. Естественная гармония может быть только нарушена при вмешательстве правительства в социальный процесс. /93/

    Глава 4. Социализация

    В популярном фильме 1982 г. “Офицер и джентльмен” Ричард Гере сыграл роль Мэйо, циничного молодого человека, почти лишенного нравственных принципов, который захотел быть летчиком. Ко времени окончания училища военно-морской авиации он становится не только летчиком, но офицером и даже джентльменом.
    Перевоплощение Мэйо явилось результатом процесса, называемого социализацией. Социологи определяют социализацию как процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих их социальным ролям.
    Что касается Мэйо, то его новая социальная роль почти полностью отличается от старой. Вместо того чтобы бесцеремонно переступать через тех, кто по воле случая оказывается на его пути, он вынужден учиться считаться с окружающими. Он больше не может позволить себе просыпаться, когда вздумается, чистить обувь по настроению; теперь он должен соответствовать определенным стандартам, связанным с его новой ролью. Во время военной подготовки Мэйо проходит социализацию, рассчитанную на превращение его в офицера.
    У военных это процесс особый. Для новобранцев он начинается с наголо обритых голов, форсированных маршей, унизительных прозвищ; все это разрушает их индивидуальность и чувство собственного достоинства. Непрерывные смотры и муштра, суровые наказания за неподчинение общим требованиям вселяют почтение к власти. Сержант, который командует строевой подготовкой, имеет неограниченную власть: однажды он приказывает Мэйо чистить лестницу зубной щеткой. Если новобранцы не могут справиться с физическими упражнениями (например, на занятиях по бегу с препятствиями), их обзывают слюнтяями, маменькиными сынками, бабами или растяпами. (Единственная женщина, которая в фильме тоже готовилась стать офицером, должна была выполнять физические упражнения не хуже мужчин, чтобы окончить училище.)
    Хотя Мэйо получает звание офицера, многим из тех, кто с ним учился, это не удается. Требования устава военно-морского флота абсолютно незыблемы: люди, которые не соответствуют стандартам, непригодны для военной службы.
    Социализация в роли военного требует большего опыта, чем для обычной гражданской жизни. Тем не менее, мы все учимся играть определенные социальные роли: мы учимся вести себя в соответствии с требованиями, предъявляемыми к /94/ детям, студентам, служащим, супругам, родителям и т.д. Чтобы убедиться в важности усвоения социальных ролей, представим себе нашу жизнь без социализации. Что бы произошло, если бы дети оказались неспособны воспринимать знания и ожидания окружающих? Именно так случилось с Элен Келлер, которая ослепла и оглохла после болезни в малолетнем возрасте. Лишенная зрения и слуха, она росла как дикий звереныш несмотря на попытку родителей социализировать ее. Она хватала пищу из тарелок других людей во время обеда; дело доходило до драки, когда надо было мыться или надеть чистую одежду, а однажды она чуть не убила свою грудную сестренку, опрокинув ее люльку. Элен была совершенно не способна общаться с людьми, когда в ее жизни появилась учительница Энни Салливан. Салливан научила ее азбуке слепых, и Элен обрела возможность “говорить” и “слушать”, научилась общаться с окружающим миром. В результате ей удалось освоить свою социальную роль, и поведение Элен стало нормальным для ребенка ее возраста.
    Социализация не только дает нам возможность общаться между собой посредством освоенных социальных ролей. Она также обеспечивает сохранение общества. Хотя количество его членов постоянно меняется, так как люди рождаются и умирают, социализация способствует сохранению самого общества, прививая новым гражданам общепринятые идеалы, ценности, образцы поведения (Бенгстон, Блэк, 1973).
    Итак, мы узнали, каким образом социализация дает нам возможность взаимодействовать и обеспечивает сохранение общества в ходе смены поколений. Далее мы рассмотрим различные условия, при которых осуществляется социализация, а также ее влияние на микро- и макроуровни общества.

    КАК ПРОИСХОДИТ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

    Успешная социализация обусловлена тремя факторами: ожиданиями, изменением поведения и стремлением к конформизму. Примером успешной социализации может служить группа школьных сверстников. Дети, завоевавшие авторитет среди сверстников, устанавливают образцы поведения; все остальные либо ведут себя так же, как они, или хотят этого.
    Разумеется, социализация осуществляется не только под влиянием сверстников. Мы также учимся у своих родителей, учителей, начальников и т.д. Под их влиянием у нас формируются интеллектуальные, социальные и физические навыки, необходимые для исполнения наших социальных ролей. В /95/ какой-то мере они тоже учатся у нас – социализация не является односторонним процессом. Индивиды постоянно ищут компромисс с обществом. Поведение некоторых школьников расходится с образцами, установленными наиболее влиятельными учащимися. Хотя их дразнят за это, они отказываются изменить свое поведение. Сопротивление, протест, вызывающее поведение могут придать процессу социализации необычный характер. Поэтому результаты социализации детей не всегда, соответствуют ожиданиям их родителей, учителей или сверстников.
    Иногда можно такой процесс направить в противоположную сторону. Например, однажды группа студентов университета Сассекса, отличавшихся левыми взглядами, заявила, что считает целесообразным ввести на факультете общественных наук курс лекций по теории и практике революций. Вначале руководство факультета отвергло эту идею, но в дальнейшем было решено поддержать ее. В этом случае предполагаемые объекты социализации (т.е. студенты) оказали влияние на агентов социализации (руководство факультета), убедив их в том, что именно необходимо изучать в период политических беспорядков 1968 г. (Йэо, 1970).
    Тем не менее социализация является исключительно мощной силой. Стремление к конформизму скорее правило, чем исключение. Это объясняется двумя причинами: ограниченными биологическими возможностями человека и ограничениями, обусловленными культурой. Нетрудно понять, что мы имеем в виду, говоря об ограниченных биологических возможностях: человек не способен летать, не имея крыльев, и его нельзя этому научить. Поскольку же любая культура избирает лишь определенные образцы поведения из множества возможных, она тоже ограничивает социализацию, только частично используя биологические возможности человека. Например, случайные половые связи с биологической точки зрения вполне возможны, но каждое общество регулирует сексуальное поведение своих членов. Дальше мы рассмотрим, каким образом биологические и культурные факторы воздействуют на социализацию.

    БИОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

    Южноафриканская птица ткачик обладает генетически запрограммированной способностью строить гнезда определенной формы из прутьев и шерсти животных. Был проведен потрясающий эксперимент: пять поколений этих птиц были лишены материалов, обычно используемых для сооружения /96/ гнезд. Тем не менее особи шестого поколения правильно выбрали из кучи различных материалов подходящие прутья и шерсть животных и построили прекрасные гнезда по образцу, характерному для их вида!
    Хотя людям свойственны такие генетически обусловленные рефлексы, как моргание, хватание и сосание, по всей видимости, в их генах не запрограммированы сложные виды поведения. Они вынуждены учиться одеваться, добывать пищу или строить для себя укрытие (Уильямс, 1972). Люди не только не обладают врожденными образцами поведения; они медленно осваивают навыки, необходимые для выживания. В течение первого года жизни питание ребенка полностью зависит от заботы взрослых. Таким образом выживание младенцев зависит от взрослых, которые о них заботятся. В отличие от них детеныши обезьян сами добывают для себя пищу через три-шесть месяцев после рождения. В то же время длительность периода зависимости ребенка от взрослых полезна для него с точки зрения развития. Младенцы получают возможность усваивать навыки – например, способность говорить – которые намного сложнее, чем навыки любых других живых существ.

    КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ

    Каждое общество ценит определенные личностные качества выше других, и дети усваивают эти ценности благодаря социализации. Методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше, и в разных культурах они могут быть очень разными. В американском обществе высоко ценятся такие качества, как уверенность в себе, умение владеть собой и агрессивность; в Индии традиционно сложились противоположные ценности: созерцательность, пассивность и мистицизм. Поэтому американцы обычно с уважением относятся к прославленным спортсменам, астронавтам, к пятистам “людям года”, определяемых журналом “Fortune”. Индийцы склонны с почтением относиться к религиозным или политическим деятелям, выступающим против насильственных методов (например, к Махатме Ганди).
    Эти культурные ценности лежат в основе социальных норм. Как мы узнали во 2-й главе, нормами называются ожидания и стандарты, управляющие интеракцией людей. Некоторые нормы представлены в законах, запрещающих воровство, нападение на другого человека, нарушение контракта и т.д. Такие законы являются социальными нормами, и те, кто нарушает их, подвергаются наказанию. Определенные нормы /97/ считаются более важными, чем другие: нарушение закона, запрещающего убийство, опаснее для общества, чем превышение установленной предельной скорости, составляющей 55 миль в час. Однако большинство норм вообще не отражено в законах. На наше поведение в повседневной жизни воздействует множество ожиданий: мы должны быть вежливыми по отношению к другим людям; когда мы гостим в доме друга, следует сделать подарок для его семьи; в автобусе надо уступать места пожилым или инвалидам. Эти ожидания мы предъявляем и к нашим детям.
    На поведение людей влияют не только нормы. Огромное воздействие на их поступки и стремления оказывают культурные идеалы данного общества. Кроме того, поскольку эти идеалы формируются на основе многих ценностей, общество избегает всеобщего единообразия. Например, мы ценим науку, поэтому имя Альберта Эйнштейна пользуется почетом и уважением. Мы также высоко ценим спорт, присваивая таким знаменитым бейсболистам, как Реджи Джексон, высокий социальный статус. Противоречивые идеалы могут сосуществовать: американцы придают важное значение овладению знаниями во имя развития науки и поддерживают такие организации, как Национальный научный фонд; в то же время они считают, что знания должны приносить практическую пользу, поэтому они аплодируют, когда сенатор Уильям Проксмайер вручает орден Золотого руна ученым, изучающим предметы, по его мнению, неинтересные или бесполезные.
    Отсутствие единообразия в поведении показывает, что по своей сущности социализация – двусторонний, разнонаправленный процесс. Происходит взаимовлияние между биологическими факторами и культурой, а также между теми, кто осуществляет социализацию, и кто социализируется.

    СОЦИОБИОЛОГИЯ

    Некоторые социологи считают, что хотя культура влияет на поведение, характер человека формируется на основе биологических факторов. Определение природы взаимосвязи между биологическим развитием человека и его поведением в обществе является предметом горячих споров. Некоторые ученые, называемые социобиологами, предполагают, что генетические факторы оказывают более значительное влияние на человеческое поведение, чем считалось до сих пор. В частности, они настаивают, что многие типы поведения от агрессии до альтруизма могут быть обусловлены генетически. /98/
    Социобиологи и некоторые другие ученые-обществоведы уверены в существовании так называемой человеческой натуры. Согласно их точке зрения, это совокупность генетических предрасположений или тенденций, определяющих поведение данного человека. Однако они высказали различные мнения о возможностях и способностях человеческой натуры. Известный социобиолог Эдмунд О.Уилсон (1975) утверждает, что гены и гормоны оказывают и стимулирующее, и сдерживающее воздействие на наше поведение. Как считают социобиологи, существование врожденных механизмов, влияющих на поведение – результат тысяч, даже миллионов лет эволюции. В ходе смены сотен поколений происходило естественное увеличение числа носителей генов, способствующих выживанию человеческого рода. В результате этого процесса поведение современного человека включает генетически обусловленные действия, целесообразность которых доказана прошлым опытом.
    Например, с первого взгляда могло бы показаться, что альтруизм, или самопожертвование ради других, не способствует выживанию. Однако социобиологи утверждают, что альтруизм генетически обусловлен, так как способствует сохранению данного вида в целом. Дельфины оказывают помощь своим раненым собратьям; некоторые птицы отвлекают на себя внимание врагов, чтобы остальные могли улететь. Поскольку забота о любимых людях способствует продолжению рода, склонность к альтруистическому поведению укоренилась в наших генах.
    Как считают социобиологи, альтруизм является одним из многих типов генетически обусловленного поведения. Согласно Уилсону, биологические особенности человеческой натуры, помимо других факторов, стимулируют употребление мясной пищи, создание структур власти, совершенствование половых ролей и охрану своей территории. Некоторые типы поведения, например кровосмешение, не поощряются: если бы общество одобряло родственные браки, был бы поврежден общий генетический фонд.
    Некоторые социологи аналогичным образом объясняют и другие виды социального поведения. Конфликты между родителями и детьми возникают потому, что каждому ребенку хочется пользоваться всем, что имеют родители. В свою очередь, родители (гены которых лишь частично заложены в каждом ребенке) настаивают на необходимости все делить разумно, вследствие этого возникает напряженность в семье. Или другой пример. Чувство любви приводит к близости между мужчиной и женщиной, и повышается вероятность того, /99/ что они произведут потомство; половой акт обусловлен потребностью мужчины распространить свое семя; таким образом увеличивается вероятность выживания его генов. Поэтому, хотя социобиологи признают, что усвоенное поведение может преодолевать влияние большинства генетических факторов и опыт людей формируется главным образом на основе обучения (особенно в области усвоения языка и математики), тем не менее они настаивают, что гены и стимулируют и сдерживают некоторые виды поступков.
    Эта теория подверглась резкой критике со стороны многих ученых. В то время как некоторые физические особенности, например цветовая слепота (дальтонизм), действительно связаны с генетическими факторами, нет доказательств правильности основного принципа социобиологии, связывающего гены с тем или иным видом поведения. Более того социобиологи не принимают во внимание способность людей использовать символы и логически рассуждать, а ведь оба эти фактора в значительной мере влияют на поведение.
    Спор вокруг социобиологии продолжает давнюю полемику по вопросу о взаимоотношениях между культурой и человеческой натурой. Зигмунд Фрейд утверждал, что существует конфликт между биологическими побуждениями и требованиями культуры. Фрейд считал, что согласно требованиям цивилизации люди должны подавлять свои биологически обусловленные сексуальные и агрессивные побуждения. Другие исследователи общества, в частности Бронислав Малиновский (1937), высказали более компромиссную точку зрения. Они считают, что человеческие институты созданы для удовлетворения побуждений людей. Например, институты семьи и брака легитимируют секс, в то время как спортивные организации — агрессию.
    Как и всегда, истина находится, по-видимому, где-то между этими двумя точками зрения. Биология действительно устанавливает общие рамки для человеческого естества, но в этих пределах люди проявляют исключительно высокую приспособляемость: они усваивают определенные образцы поведения и создают социальные институты, регулирующие использование или преодоление биологических факторов, а также позволяющие находить компромиссные решения этой проблемы.

  9. Каждый из нас играет много ролей, даже если никогда не был в театре и не занимался в драматическом кружке. Социальная роль – это совокупность действий, которые человек выполняет в обществе, которые ожидаются от него при определенном его жизненном статусе.
    И каждый из нас играет таких ролей тысячу и ежедневно, так что говорим мы обычно только об основных социальных ролях человека. Роль накладывает определенные обязательства – от врача «Скорой» ожидается, например, что он поможет больному. Но сплошь и рядом люди выходят за рамки своих социальных ролей, иногда с риском наказания для себя. Так чиновник берет взятку, несмотря на угрозу увольнения, а миллионер ходит в рваных джинсах и не покупает своим детям лимузинов, хотя те ожидают от него обратного поведения.
    Сегодня я сыграла с утра уже с десяток социальных ролей. Я общалась в роли дочери, затем близкой подруги, затем стала покупателем в магазине, говорила со своим научным руководителем в университете – в роли его студентки. Если бы я нагрубила своему руководителю и не сдала ему реферат, то, наверное, вышла бы из роли студентки – ведь она предполагает уважение к педагогу и сдержанность, «академичность» поведения. После мне написал бывший одноклассник: он хотел узнать, как я пережила сильный снегопад, что несколько дней тому назад случился у нас в городе. И я играла роль бывшей одноклассницы.
    Социальные роли условны, они сильно зависят от мнения большинства. Ребенок, например, как я считаю, видится в обществе чаще беспомощным и наивным, даже глупеньким объектом. Но часто родители видят своих маленьких детей отдельными и в чем-то уже зрелыми людьми, помощниками для себя. Тех же восьми- и десятилетних они представляют личностями. Ведь в них уже проявляются черты характера и стремления, которые останутся на всю жизнь…
    Не стоит позволять навязывать себе ту социальную роль, что вам не характерна. Например, до сих пор у людей непросвещенных бытует расистское мнение, что с темной кожей девушка в будущем может работать только официанткой, а хирургом стать неспособна, например. Якобы у темнокожих людей умственные способности ниже, чем у белых. Стоит ли соответствовать всем подряд ожиданиям окружающих или сначала важно разобраться в себе, в своем месте в социуме?

    Похожие материалы

    Эссе «Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество»
    Эссе на тему «Экологические проблемы современности»
    Эссе на тему «Роль науки в современном обществе»
    Эссе на тему «Качество жизни – основные показатели»
    Пример эссе «Россия в эпоху глобализации»
    Эссе по обществознанию на тему «Глобализация – за и против»
    Эссе на тему «Демократия»
    Эссе на тему “Прогресс”
    Эссе на тему «Восток и Запад – противостояние или диалог культур»
    Эссе на тему «Идеальная семья 21 ст. в моем понимании»
    Эссе «Проблемы современной семьи» с планом

  10. Выполняя социальные функции, индивид в обществе играет социальные роли. Ролевая теория – это попытка метафорически объяснить с точки зрения социальной психологии процесс «вплетения индивидуального в ткань социального» (Г.М.Андреева).
    И хотя различные психологи по разному относятся к термину «роль», например известный психолог А.Н. Леонтьев назвал ролевой подход нелепым, безнравственным, одним из самых чудовищных, нельзя отрицать сам факт «ролевого поведения» в жизни.
    Основные понятия ролевой теории взяты из театральной терминологии. Под социальной ролью понимается различными авторами в основном одно – определенное поведение, ожидаемое от каждого, занимаемого данную позицию. Как пишет В.Б. Ольшанский, “на идеальной схеме” того или иного типа взаимодействия каждое действующее лицо занимает свою позицию. Более конкретно она определяется в соотнесении с другими позициями. В элементарном случае на схеме существует только «позиция» и «контрпозиция». Например, если некто хочет сделать покупку, он находит человека в позиции продавца и занимает соответствующую конртпозицию, т.е. ведет себя, как подобает в этой ситуации».
    «Под ролью понимается функция, нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию»[5].В социальной драме слово кроме роли существует понятие action – «выступление», «действие», «деятельность». Отсюда аналитическая единица- «акт», – ставшая основным термином концепции (ср. «социальный акт», «активность», «интеракционизм», «трансакции»). Театралы используют слово “актер”. Социологи – “актор”. Актором называется исполнитель социальной роли[6]. Процесс исполнения социальных ролей связан с экспектацией – ожиданием, требованием определенным образом играть (по определенным правилам) свою роль.
    Как считает Смелзер, «наши роли определяются ожиданиями других людей. Некоторые из этих ожиданий, например, законы, являются формальными, а другие, вроде умения вести себя за столом, – неформальными. Когда поведение человека соответствует ролевым ожиданиям, он получает социальные поощрения (такие как деньги, уважение)». В каждой социальной системе и группе имеются предписания, санкции и подкрепления (виды материальной и моральной стимуляции), они являются стереотипными требованиями к личности независимо от ее индивидуально-типических особенностей. Эти требования в виде «ролевого ожидания» определяют поведение человека в данной социальной системе в форме выполнения заданных социальных функций, ролей.
    Если поведение человека отклоняется от социальных ожиданий, общество реагирует на это социальными санкциями. «Социальная система в ее устойчивом состоянии,- писали основатели теории действия Т. Парсонс и Шилз, – представляет собой процесс взаимодополнительной деятельности, где каждый удовлетворяет экспектации другого (других) таким образом, что реакция другого действия “Я” становится позитивной санкцией, служащей подкреплением его намерений и, следовательно, отвечающей его экспектациям»[7].

  11. Пояснение.1. Задание является альтернативным, то есть необходимо выбрать одно высказывание из пяти, выписать цитату и ее номер, прежде чем приступить к написанию мини-сочинения. На что следует обратить внимание:1.1. Раздел обществознания, в контексте которого дано высказывание. Именно от него зависит сфера, в которой приводится аргументации, используемые обществоведческие понятия и т. д.1.2. Смысл высказывания должен быть полностью понятен учащемуся. Если он раскрывается неверно, мини-сочинение не читается за К1 (первый критерий) выставляется 0 баллов и само мини-сочинение не оценивается.
    2. Структура мини-сочинения:2.1. Необходимо объяснить смысл высказывания. В данной части необходимо выделить ключевую идею или идеи высказывания. (К1, макс. 1 балл) Не допускается: подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания; прямой пересказ, перефразирование приведённого высказывания или последовательное объяснение каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом.2.2. Необходимо на теоретическом уровне раскрыть каждый аспект основной идеи или идей авторского высказывания. Необходимые элементы:2.2.1. Использование ключевых для основной идеи или идей высказывания обществоведческих понятий, их объяснение, а также теоретических положений, раскрывающих идею или идеи высказывания. Важно, чтобы они соответствовали разделу обществознания, в котором дано высказывание. (К2, макс. 2 балла).2.2.2. В контексте хотя бы одной выделенной идеи с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод (К3, макс. 1 балл).2.3. Необходимо привести не менее двух примеров из разных сфер, которые будут подкреплять теоретическую аргументацию. (К4, макс 2 балла) Необходимые элементы:2.3.1. Использовать примеры из разных источников. В качестве источников могут использоваться факты общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), материалы учебных предметов (истории, географии и др.). Примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников.2.3.2. Каждый пример должен на практике отражать теоретические положения аргументов.
    3. При написании мини-сочинения, важно помнить:3.1. В структуре необходимо избегать внутренней противоречивости.3.2. Каждая часть должна органически входить в структуру мини-сочинения (аргументация соответствует аспектам проблемы, обозначенным в объяснении высказывания, а фактические примеры иллюстрируют теоретические аргументы).3.3. Необходимо избегать обыденного языка.3.4. Необходимо избегать грубых грамматических ошибок, особенно, в обществоведческой и иной предметной терминологии. 3.5. Наличие ошибочных, с точки зрения научного обществознания, а также смысловых и фактических ошибок ведет к снижению баллов по К2 и/или К4, в зависимости от характера ошибки.

  12. «Роль растений» – Водоросли. Бесполое. Велика роль растений в жизни нашей планеты. Мхи. Все растения нашей планеты вырабатывают кислород. Способы размножения. Строение Водоросли Высшие растения – споровые и семенные Размножение Роль. Покрытосеменные. Растения – легкие нашей планеты. Зелёные Красные Бурые. Споровые. Голосеменные.
    «Роль библиотеки в учебном процессе» – Награды читателей. Сведения о фонде библиотеки. Групповая Индивидуальная Массовая. На абонементе всегда многолюдно. Контрольные показатели. Библиотека востребована всеми участниками образовательного процесса. Библиотека гимназии работает в тесном контакте с городскими детскими библиотеками. Встреча с мокшанским писателем В.Корчегановым.
    «Роль книги» – Какую роль сыграла книга в поворотах сюжета в романе? В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» герои читают много книг. Роль книги в жизни героев произведений. Пословицы и поговорки о книге. За знаниями в Москву. Книга – источник знаний. Книга в жизни М.В.Ломоносова. Книга книгой, да и своим умом двигай.
    «Грибы и их роль» – Изучить роль грибов в природе и жизни человека. Шампиньон. Навозник серый. Лесоводство. Грибы в жизни человека. Грибы-паразиты питаются органическими веществами живых организмов. Трутовик. Фотография микоризы. Ногтевой грибок. Навозник белый. Плесневые грибы. Болезни кожи, аллергические реакции, отравления.
    «Социальные права человека» – -Как решаются социальные проблемы в нашем государстве? -А в каком государстве мы живем? Задачи: помочь учащимся разобраться в своих правах закрепленных Конституцией РФ.; -пробудить интерес учащихся к решению проблем по социальным правам; воспитывать толерантность; – ответственное отношение к порученному делу.
    «Роль кожи в терморегуляции» – Роль кожи в терморегуляции организма. Изменение просвета сосудов Потоотделение. Степень ожогов. Механизмы терморегуляции: Первая помощь при возгорании одежды. Терморегуляция. Тема урока:

  13. ОБЩЕСТВО
    “Регресс имел место в обществе также часто, как и прогресс” Г. Спенсер
    “Образование – это долг, который настоящее поколение должно вернуть будущему” Д. Пибоди
    “Общество свод камней который обрушился бы если бы один не поддерживал другого” Сенека.
    “Революция – варварская форма прогресса” Ж. Жорес.
    “Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад” Н.А. Бердяев.
    «Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет писать и читать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться». Э. Тоффлер.
    “Прогресс – это способ человеческого бытия” (В. Гюго).
    “Революция – это переход от неправде к правде, от лжи к истине, от угнетения к справедливости, от обмана и страданий к прямолинейной честности и счастью” (Роберт Оуэн).
    “Всякая перемена прокладывает путь к другим переменам” (Н. Макиавелли).
    “Знания раскрывают нам двери, но войти в них мы должны сами” (Д. Лихачев).
    “Несчастна та страна, которая нуждается в героях” (Б. Брехт).
    “Цивилизованное общество напоминает ребёнка, который ко дню своего рождения получил слишком много игрушек”. (Дж. Томсон).
    “Современный мир не стал спокойнее, чем в прежние годы и десятилетия, а угрозы и вызовы не стали менее опасными” (В.В. Путин).
    «Беда прогресса в том, что он редко оглядывается на минувшее, мчится вперед и не хочет идти рука об руку со старыми знаниями» А. Пехов.
    “Прошедшее надо знать не потому, что оно прошло, а потому, что уходя, оно не умело убрать своих последствий” (В.О. Ключевский).
    ЧЕЛОВЕК
    “Личностью не родятся, личностью становятся” А.Н. Леонтьев
    “Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности” Б.М. Теплов
    “Понятие быть живым – это понятие не статическое, а динамическое” Эрих Фромм.
    “Если человек зависит от природы, то и она от него зависит: она его создала – он ее переделывает” Анатоль Франс.
    “Разумный человек приспосабливается к миру; неразумный – упорно пытается приспособить мир к себе. Поэтому прогресс зависит от неразумных людей” Б. Шоу.
    “Человек, который властвует над другими, утрачивает собственную свободу” Ф. Бэкон.
    “Человек предназначен для жизни в обществе; он должен жить в обществе; он не полный, законченный человек и противоречит самому себе, если он живет изолированно” И. Фихте.
    “Наши социальные роли определяются ожиданиями других людей” Н. Смелзер.
    «Каждый из нас сам вычеканивает цену своей личности, человек бывает велик или мал в зависимости от собственной воли” С. Смайлс.
    “У человечества нет никакой цели, никакой идеи, никакого плана, так же как нет цели у вида бабочек или орхидей” (О. Шпенглер).
    “Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок” (А. Н. Толстой).
    “Приспособляемость – естественный способ выживания” (Ю. Кантор).
    “Без многого может человек обойтись,только не без человека” (Л. Берне).
    “Борьба есть условие жизни: жизнь умирает, когда оканчивается борьба” ( В. Г. Белинский).
    “У каждого человека есть способности, благодаря которым он может достичь фантастических результатов в определенной сфере деятельности” (Б. Трейси).
    “Человек – единственное создание, подлежащее воспитанию. Человек может стать человеком благодаря воспитанию”. (И. Кант)
    “Гражданин без собственности не имеет отечества” (Пифагор).
    “Деятельность – единственный путь к знанию” (Б. Шоу).
    “Позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех”. (Б. Пастернак)
    “Не бойся Бога – бойся самого себя. Ты сам творец своих благ и причина своих бедствий” (П. Марешаль).
    «Подчинившись закону толпы, мы возвращаемся в каменный век» (С. Паркинсон)
    Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещевания, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны» (Ф. Аквинский)
    «Человек единственное животное, которое краснеет или при определенных обстоятельствах должно краснеть» (Марк Твен).
    ПОЗНАНИЕ
    “Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением” М. Ломоносов
    “Наука – это организованные знания” Г. Спенсер.
    “Лишь в людях себя познать способен человек” Гете
    “Из утверждения и отрицания рождается истина” Л. Фейхтвангер.
    “Знание – сокровищница, но ключ к ней – практика” Т. Фумер.
    “Наука – это кладбище гипотез” А. Пуанкаре.
    “Знание орудие, а не цель” Л. Толстой.
    “Чем меньше люди знают, тем обширнее кажется им их знание” Жан-Жак Руссо
    “Трудно понять каким путем можно прийти к истине и овладеть ее, если не копать и не разыскивать ее как золото и скрытый клад” (ДЖ. Локк).
    «Ключом ко всякой науке является вопросительный знак».(с)Оноре де Бальзак
    “Достичь старайся славы и признанья, но не казною, а ценою знанья” (Анвари).
    “Пренебрегать возможностью использовать научные данные в общественной жизни – это значит принижать значение науки” (А. Франс).
    Все наши теории – это нечто иное как обобщение опыта, наблюдаемых фактов (В.А. Амбарцумян)
    “То что мы знаем ограничено, а то чего мы не знаем бесконечно” П.Лаплас
    “Наука – живой организм, которым развивается истина” (А. И. Герцен).
    «Знания, представления о себе накапливаются уже в раннем детстве…. Другое дело – самосознание, осознание своего «Я». Оно есть результат, продукт становления человека как личности» ( А. Н. Леонтьев).
    “Воспитатель сам должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника” (В. Даль).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *